Моя семья. Мой дом и мое место в нем.
Цель: Раскрыть понятие семья. Сформировать представление детей о доме и о месте, которое они занимают в нем. Развивать у детей чувство ответственности за старших и младших членов семьи.
Работа с таблицей «Расскажи о себе».
Работа с кругами Луллия.
Беседа по вопросу «Что такое семья» (Дети рассказывают о своей семье, кто есть в семье, как зовут)
Беседа – рассуждение:
Воспит.: Самыми близкими являются мамы, папы. Братишки и сестренки, бабушки и дедушки. Младшие нуждаются в любви и поддержки старших. Родителям тоже необходимо внимание, но особой заботы требуют бабушки и дедушки, старшее поколение семьи. Они очень любят внуков, берегите бабушку и дедушку. Подумаем вместе. Какие добрые и ласковые слова можно им сказать.
Из поколения в поколение передается такое правило:
Уважай родителей, береги их, не обижай.
Где бы ты не был, спеши к ним по первому зову.
Работа по таблице «Расскажи о себе»
Воспит.: У каждого человека есть дом, в котором живет семья. У одних он деревянный. У других кирпичный с садом и огородом. В таком доме может быть несколько комнат и кухня. Другие живут в многоэтажных домах.
Работа с кругами Луллия «Найди свой дом»
Воспит.: У каждой семьи есть своя квартира. В квартирах могут быть одна или несколько комнат и кухня. Посмотри на свою квартиру. Какая она? Чистая. Светлая. Просторная? От кого зависит чистота и «свет» вашего дома? Помогаешь ли ты старшим в уборке? В чем заключается твоя помощь? Рассказы детей.
Беседа по экологии. Здоровье, настроение в семье, зависят не только от чистоты и уюта в доме, но и от экологического состояния окружающей среды. Посаженные возле дома деревья, цветы обогащают кислородом воздух и поднимают настроение человека.
Если ты хочешь вырасти крепким, здоровым соблюдай правила:
Уважай родителей, бабушку, дедушку, береги их не обижай;
Помогай взрослым содержать в чистоте дом и двор;
Свою комнату содержи в чистоте. Помни, что грязь, беспорядок отрицательно влияют на здоровье человека;
У каждой личной вещи и игрушки в комнате должно быть свое место.
Обобщение:
Помни, что соблюдение личной гигиены, чистоты и порядка помогут тебе вырасти здоровым и счастливым.
Хороший дом помогает человеку быть уверенным в себе и счастливым.
Классный час «Мой дом»
Оборудование: Дом, фундамент, окна, крыша. Конструктор, листы бумаги, ручки, конверт.
Нашу встречу хочется начать с притчи.
«Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет» Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу»
Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у нас?
Радость, что тебя ждут?
Слезы облегчения : «Ну, вот я и дома»
Раздражение: «Ну что им не спится?»
Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?»
Очень хочется узнать ваше мнение о семье, о родителях, так как в скором времени вы сами станете зажигать свет в своих окнах.
1. Мои родители – это…
2. Свет в окнах моего дома – это…
3. Радость в моей семье – это
4. Горе моей семьи – это
5. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
6. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью…
7. Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье …
8. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это…
9. Если бы я был волшебником, то в своей семье я бы изменил(а)….
Создание семьи подобно строительству дома: если фундамент плохой, дом рухнет рано или поздно. В любой момент в доме вы можете поменять цвет стен, купить новую мебель, положить новое покрытие для пола, но фундамент вы не перестроите никогда. Так же и с семьей: если нет прочной основы – она рухнет.
Глаза в глаза увидевшие чудо,
Душа, души вернувшая покой,
Свой вещий свет (она) разбудит всюду,
Она во всём и всех завёт с собой.
Она одна божественно целебна,
Она одна все души утолит
Своим прикосновением волшебным
Она мгновенно землю озарит.
И серый мир с ней станет совершенным,
Осмысленным, таинственно иным,
Она своим дыханием волшебным
Наполнит души, суть откроет им.
Она ворвётся в звуки старых песен,
Она слова сияньем растворит.
Мир лишь тогда божественно чудесен.
Когда (она) глазами говорит.
Как вы думаете, о какое могущественном чувстве идет речь, которое может говорить глазами и при этом мир становится божественно чудесным?
Конечно это чувство любовь. Я думаю, вы не будете спорить со мной, если в фундамент нашего дома я помещу ЛЮБОВЬ .
Вывод: Только когда в семье царит настоящая любовь, она становится высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и человеческой теплоты. Любить, значит понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо. Вспомним слова писателя Антуана Сент – Экзюпери: « Не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении – вот что значит любить»
Динамическая пауза:
Любовь во мне (сердечко руками и к себе)
Любовь в тебе (сердце и руками к соседу)
Любовь вокруг (сердце ладони к себе)
Любовь везде (сердце ладони от себя)
Притча: В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, его престарелая больная мать и его дочь – уже взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все домочадцы уже легли спать, в дверь кто - то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» - спросил мужчина. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, пустите нас к себе в дом». Мужчина задумался. «Вы знаете – сказал он, - у нас в доме только одно свободное место, а вас трое, пойду, посоветуюсь с родными, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Как вы думаете, кого они впустили в свой дом? Дочь предложила впустить Любовь, жена – Богатство, а больная мать попросила впустить Здоровье. И это неудивительно, поскольку для каждого поколения существуют свои ценности, и человек начинает ценить своё здоровье только при явной угрозе ему. «Человек может жить до 100 лет, - говорил академик Павлов И.П. – Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры». Важно не забывать, что только в здоровой семье могут рождаться здоровые дети.
Просмотр видео «Здоровые дети в здоровой семье» http://infourok.ru
Вывод: Ученые утверждают, что здоровье современного жителя нашей планеты определяется преимущественно его образом жизни, т.е. повседневным поведением. «Все в твоих руках!» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому члену семьи. Следующий кирпичик в фундаменте дома счастья это ЗДОРОВЬЕ .
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, “Я” - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь “Я”!
Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, в фундамент нашего дома мы заложим кирпичик ТРАДИЦИИ.
Какие традиции существуют в ваших семьях? Какое любимое блюдо в вашей семье? Какой праздник в вашей семье любят и ждут? Какие увлечения есть у вашей семьи?
Вывод: Каждая семья создает свои традиции, однако строится молодая семья не на пустом месте, она имеет за плечами опыт родительских семей, семей своих родных и близких.
В семье важна атмосфера взаимопонимания между супругами, между родителями и детьми. Дети скрепляют чувства своих родителей. Благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия и понимания. «Счастье – это когда тебя понимают». Дети должны понимать своих родителей, а родители должны понимать своих детей.
Игра построй дом. (Две пары уходят за дверь, когда они вернутся, то должны построить дом за 2 минуты. Классу дается задание пронаблюдать, как будут выполнять они задание. Обратить внимание на взаимоотношения между людьми. Кто был организатором, кто идейным вдохновителем, как принимали решения, слаженность в работе.)
Притча: « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».
Кирпичик ПОНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЕ.
Тренинг
Напишите три составляющих счастливой семьи. (Дети зачитывают свое мнение)
Уберите один из листочков с тем, чего нет в вашей семье сейчас.
Из двух оставшихся отложите тот, где вы сомневаетесь, что сможете воплотить это в своей семье. (Дети зачитывают свое мнение, листочки-кирпичики крепятся к стенам дома)
Я предлагаю помечтать и написать письмо в будущее. Опишите, какая у вас будет семья, когда вы планируете создать семью, каким будет ваш дом, сколько будет детей, какие традиции будут в вашей семье. Музыка.
Пришло время водрузить у нашего дома крышу-крышу ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ . (Музыкальная композиция)
Посмотрите на наш дом, хотелось бы вам жить в таком доме?
Закончить нашу встречу я хочу восточной притчей :
« Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумал такой вопрос, чтобы мудрец не мог ответить на него. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит, а если скажет - живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её меж ладоней, отправился к мудрецу и спросил его:
Какая у меня бабочка - живая или мертвая?
А мудрец ответил: Все в твоих руках…»
Действительно, все в наших руках. И дом, который мы сегодня построили, можем развалить, а можем сделать так, чтобы он всегда процветал, всегда согревал нас своим теплом, чтобы мы всегда дружно в нем жили и любили друг друга. Любите и почитайте своих родителей, дарите им радость и заботу.
доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия
раскрыть понятие «семья», выявить её особенности, познакомить с правом ребенка на семью, гарантированного ему Конвенцией ООН, познакомить с обязанностями членов семьи.
развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.
воспитывать уважение к членам своей семьи, эстетический вкус.
Оборудование:
Мультимедийный проектор и доска, компьютер, планшеты с надписями « Семья», « Дружная семья», признаками дружной семьи, обязанностями членов семьи, вырезанные фигурки домиков, вырезанные картинки мамы, папы, детей, бабушки, дедушки, дяди, тети, карандаши, фломастеры, карамельки для награждения лучших работ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Олина Ирина Борисовна
ГБОУ СОШ №123 г. Санкт – Петербург
Воспитатель ГПД
“Мой дом- моя семья”
Цель:
доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия
Задачи:
раскрыть понятие «семья», выявить её особенности, познакомить с правом ребенка на семью, гарантированного ему Конвенцией ООН, познакомить с обязанностями членов семьи.
развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.
воспитывать уважение к членам своей семьи, эстетический вкус.
Оборудование:
Мультимедийный проектор и доска, компьютер, планшеты с надписями « Семья», « Дружная семья», признаками дружной семьи, обязанностями членов семьи, вырезанные фигурки домиков, вырезанные картинки мамы, папы, детей, бабушки, дедушки, дяди, тети, карандаши, фломастеры, карамельки для награждения лучших работ.
Ход занятия.
- 1 Включаем и смотрим отрывок из мультика ”Белка-Стрелка – озорная семейка”.
2 Наводящие вопросы: о ком мультик, кто его герои, что их объединяет-они вместе живут, они родные т.е. они- семья.
3 А вот еще один герой-вы его узнали-Лунтик, смотрим отрывок из мультфильма, где он затрудняется-что такое семья, а вы можете объяснить? Помогите Лунтику.
4 Ребята пытаются объяснить что же такое семья.
5 Вы наверное догадались о чем мы сегодня будем говорить.
2. Сообщение темы урока.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.
Сегодня мы поговорим о семье. (На доску вывешивается планшет с надписью СЕМЬЯ.)
3.Беседа с детьми.
В словаре русского языка С.И.Ожегова "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.
1.Как вы понимаете слово семья?
Семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье. Кто есть в вашей семье? Сколько человек? (Дети рассказывают о своих семьях).
В семье идёт всё своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества
2 О семье придумано много пословиц и поговорок, вы наверное их слышали:
“Вся семья вместе, так и душа на месте”, “На что и клад, коли в семье не лад”, “Мир и лад – доброй семьи уклад”.
Как вы можете объяснить смысл этих пословиц?
3 У каждого члена семьи есть свои права и обязанности. это очень нужные и важные правила, без которых не может существовать ни одна семья. А всегда ли все выполняют свои обязанности в семье?
Давайте сыграем в игру “ разрешается-запрещается”, я буду читать стишки, а вы подбирайте подходящее слово
С мамой дети должны жить, ей цветы всегда дарить, это(разрешается)
Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно мне для жизни, то я буду выбирать, это(разрешается)
Подарить ребенку жизнь маме(разрешается)
Вот стоит в углу мальчишка, плачет, надрывается, бить, наказывать ребенка строго(запрещается)
Петь, рисовать, танцевать, уроки в школе посещать,свои таланты развивать, это(разрешается)
Итак, мы справились с заданием, и какие мы можем назвать права, на которые имеет право ребенок? Права ребенка в семье: право на жизнь; право бесплатно посещать школу; право жить с родителями в любви, заботе и защите; право на защиту от жестокости; право воспитываться физически и духовно в здоровых и нормальных условиях; право на имя, фамилию, отчество, принадлежность к стране; право на хорошее питание, жилище и мед. обслуживание.
А знаете где записаны эти правила? Эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются “Конституция”, ”Декларация прав ребенка”, ”Конвенция ООН о правах ребенка”. Этих прав много, их нужно знать, соблюдать и выполнять взрослым и детям. Наравне с правами мы всегда должны помнить об обязанностях.
Обязанности ребенка в семье: хорошо учиться; помогать по дому; заботиться о старших; стараться самому обслуживать себя; заботиться о младших; не кричать на взрослых; слушаться родителей.
А теперь еще раз поработаем в группах: на доске вывешены карточки,на которых написаны обязанности, задача каждой группы-распределить эти обязанности среди в членов семьи,
1 группа-обязанности мамы,2-папы,3-детей.(см. приложение)
Семья может быть большая и маленькая(только мама и ребенок), многодетная(более 3-х детей) и немногодетная, главное чтобы семья была дружной.
4.Скажите, дети, какая семья называется дружной?
На доске: Дружная семья.
(Дети называют признаки дружной семьи).
О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.
Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
На доске
Понимание
Любовь
Уважение
Доверие
Доброта
Забота
Помощь
Дружба
Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.
Например, у вас в семье происходит какое-то событие (рождается младший братик, приезжают издалека родственники и т.д.)вы стремитесь сфотографиривать,чтобы надолго оставить память о дорогих людях, к стати, составлять и хранить семейные альбомы – это традиция, которая прочно вошла в нашу жизнь.
Отмечать семейные праздники – это тоже традиция. одной из русских традиций – было застолье, за столом собирались гости, хозяева их угощали разными вкусностями. А какие у вас в семье любимые праздники? Какие кушания появляются на ваших праздниках, став традиционными? Дети отвечают.
5. Физкультминутка.
Игра “Веселая змейка”. Дети становятся друг за другом. Под музыку ведущий выполняет свое движение в один виток змейки, а остальные за ним повторяют, затем водящий уходит в конец змейки, ведущим становится следующий, он выполняет свое движение и потом также уходит в конец змейки и т.д. движения не должны повторяться.
6.Как вы понимаете пословицу
“В гостях хорошо, а дома лучше”,
“И стены в доме помогают”
А эту?
Родной дом-это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это и детство в нем, и сказки, и домовой. Звучит отрывок из песни “Родительский дом”
Когда строят дом? Когда надо где-то жить, когда создается семья.
У нас тоже есть большой домик(вырезана фигурка домика из листа А4),но в нем еще никто не живет, давайте, ребята, заселим этот домик(также вырезаны картинки мамы, папы, детей, бабушки, дедушки).Дети отгадывают загадки и заселяют домик.
Кто вас, дети, больше любит, кто вас нежно так голубит и заботится о вас, не смыкая ночью глаз.(мама)
Ему взберусь на плечи, и площадь вся видна, и лучше нет на свете лошадки для меня.(папа)
Кто любит и меня, и братца, но больше любит наряжаться? очень модная девченка, моя старшая(сестренка)
Я у мамы не один, у нее еще есть сын, рядом с ним я маловат, для меня он старший(брат)
Кто веселый карапузик? шустро ползает на пузе, удивительный мальчишка, это младший мой (братишка)
Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, а теперь он стар и сед, мой родной любимый (дед)
Кто ж носки нам свяжет, сказку старую расскажет, с медом даст оладушки, это наша (бабушка)
Мамы старшая сестра- с виду вовсе не стара, с улыбкой спросит “как живете”? кто в гости к нам приехал?(тетя)
Кто же с маминой сестрой приезжает к нам порой, на меня с улыбкой глядя, “здравствуй”, говорит мне (дядя)
7 Молодцы, ребята, а теперь возьмите такие же домики и по селите туда свою семью, нарисуйте в этом домике членов вашей семьи, потом устроим выставку ваших семейных домиков, выберем лучшие.
4. 1 Оценка других и самого себя
Устраиваем выставку работ, каждый подходит и ставит по одному баллу двум любым понравившимся работам(можно своей), подсчитываем баллы, награждаем лучших.
5 Рефлексия
Какие чувства, эмоции вы испытывали на сегодняшнем занятии? Какое открытие вы сделали для себя сегодня? Что вам запомнилось больше всего? Что очень понравилось, а что не очень?
Цели проекта:
– пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям,
братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
– формирование у воспитанников и их родителей интереса к жизни родных и
близких людей;
– формирование желания и готовности к созданию семьи, продолжению рода.
I. Родительский дом.
Самый лучший в мире дом –
Это тот, где мы живем.
Можно здесь читать, играть,
Веселиться, танцевать,
Рисовать, мечтать и петь,
Даже мультики смотреть,
Но нельзя ворчать, скучать,
Лгать и слабых обижать.
Ставим цели:
– открытие непреходящих жизненных ценностей по имени «семья»,
«родительский дом»;
– укрепление родственных чувств.
Действуем!
1. Проводим исследования (анкеты, тесты, сочинения):
– «Дом, в котором я живу»;
– «Моя семья и я».
2. Общаемся:
– «Родительский дом – начало начал»;
– «Из кладовых народной мудрости» (обращение к пословицам и поговоркам
нашего народа);
– «Моя семья – мое богатство».
II. Ктокто в родном доме живет?
НАШИ РОДИТЕЛИ
Ставим цели:
– выяснить, какие они, наши родители, за что мы их любим и ценим;
– открыть в родных и близких нам людях то, что мы еще плохо знаем или не
знаем вовсе;
– научиться беречь своих родных и близких, заботиться о них.
Действуем!
Открываем своих родителей заново.
Путешествуем:
– в детство своих родителей;
– в мир увлечений своих родителей (эстафета увлечений, выставки, работа
Города мастеров, семейные концерты, спектакли и др.);
– в профессию своих родителей.
Узнаем:
– историю романтической любви папы и мамы;
– что радует и огорчает наших родителей;
– с какими трудностями сталкиваются наши родители в жизни;
– какими нас видят и хотят видеть наши родители.
Учимся поновому смотреть на маму, относиться к маме, помогать маме.
1. Пишем: «Рассказы о маме, мамочке, мамуле», «Оды в честь наших мам».
2. Вспоминаем:
– «Мамины добрые и ласковые слова»;
– «Мамины нотации и нравоучения»;
– «Мамины наказы и советы».
3. Оцениваем: «Мамины заботы».
4. Ищем:
– «Добрые слова в адрес мамы»;
– «Слова благодарения маме».
5. Рисуем: «Милой мамочки портрет».
6. Выясняем: «Какие мы мамам помощницы(ки)?».
7. Ищем и реализуем способы обрадовать маму.
8. Усваиваем и реализуем «Мамины уроки».
9. Проводим конкурсные программы: «Наши мамы – самыесамые!».
Учимся поновому смотреть на папу, относиться к папе, помогать папе.
1. Пишем: «Рассказы о моем отце».
2. Вспоминаем: «Папины наказы и советы».
3. Оцениваем: «Папины заботы».
4. Ищем:
– «Добрые слова в адрес папы»;
– «Слова благодарения папе».
5. Рисуем: «Папин портрет».
6. Выясняем: «Какие мы папам помощницы(ки)?».
7. Ищем и реализуем способы обрадовать папу.
8. Доказываем: «Мой папа – настоящий мужчина»; «Очень мы похожи – я и
папа мой»; «Мой папа – рыцарь без страха и упрека»; «Лучше папы друга нет».
9. Проводим конкурсы: «Наши папы – самыесамые!»; «Папа может все, что
угодно».
10. Осваиваем и реализуем «Папины уроки и секреты».
Изменяемся!
Учимся быть хорошими детьми: любить понастоящему, понимать,
слушаться, заботиться, помогать по дому, создавать хорошее настроение.
Разгружаем родителей от забот: берем на себя обязанности по дому, по
уходу за младшими братьями и сестрами, по уходу за животными, домашними
растениями, садом и огородом.
Сажаем яблоню (другое дерево) в честь своих родителей («мамину»,
«папину»).
НАШИ БРАТИШКИ И СЕСТРЕНКИ – САМЫЕСАМЫЕ!
Ставим цель:
– выяснить, какие мы братья и сестры;
– научиться заботиться и любить больше, чем любили до сих пор.
Действуем!
1. Проводим исследования:
– «Какой я брат?»;
– «Какая я сестра?».
2. Ведем разговоры о главном: «Если мы сестра и брат – настоящие!».
3. Проводим программыпрезентации, конкурсные программы:
– «Вот какие наши братишки!»;
– «Вот какие наши сестренки!»;
– «Наши братишки и сестренки – самыесамые!».
4. Учимся заботиться и любить больше, чем делали до сих пор:
– общаемся с братьями и сестрами как можно чаще и только с помощью
«волшебных» добрых слов;
– искореняем в себе привычку жаловаться, ябедничать, обзываться;
– учимся уступать, мириться, прощать, не обижать;
– оказываем помощь в уходе за младшими, учебе, в выполнении семейных
обязанностей; в трудных ситуациях;
– готовим сюрпризы и подарки к дням рождения, праздникам и просто так –
от чистого сердца и желания доставить радость.
БАБУШКИ И ДЕДУШКИ – НАШИ ДРУЗЬЯ!
Ставим цели:
– воспитать в себе уважение к старшему поколению в семье;
– познакомиться с жизнью бабушек и дедушек, написать о них свои книги,
снять о них фильмы, записать их советы и наказы;
– взять на себя ответственность за заботу о бабушках и дедушках.
Действуем!
1. Ведем разговоры о главном:
– «Бабушки и дедушки в нашей жизни»;
– «Как мы относимся к нашим дедушкам и бабушкам?»;
– «Что мы знаем о наших дедушках и бабушках?»;
– «Всегда ли мы понимаем наших бабушек и дедушек?»;
– «Как не обижать бабушек и дедушек?»;
– «Как стать любящими, послушными, заботливыми внуками?».
2. Проводим программыпрезентации:
– «Наши дедушкидедулечки – самыесамые!»;
– «Наши бабушкибабулечки – самыесамые!».
3. Открываем свое сходство: «Я на дедушку похож(а)»; «Я на бабушку
похож(а)»;
4. Размышляем о жизни своих бабушек и дедушек «Бабушка рядышком с
дедушкой».
5. Путешествуем: «В бабушкино детство»; «В дедушкино детство»;
«Путешествие в бабушкину юность»; «Путешествие в дедушкину юность».
6. Слушаем: «Бабушкины истории»; «Дедушкины истории»; «Бабушкины
сказки».
7. Слушаем песни и романсы бабушек и дедушек.
8. Осваиваем: «Бабушкины уроки», «Дедушкины уроки».
9. Играем: в бабушкины игры, забавы, развлечения; дедушкины игры, забавы,
развлечения; «Бабушкины уроки»; «Дедушкины уроки».
10. Проводим праздник для бабушек и дедушек «Тряхнем стариной!».
11. Проводим конкурсы: «Вот какие наши бабушки!», «Вот какие наши
дедушки!».
12. Открываем клуб дедушек и бабушек «У самовара».
13. Учимся в дедушкиных мастерских, в бабушкиной школе.
14. Сажаем яблоню (другое дерево) в честь своего дедушки, своей бабушки.
15. Ищем и находим слова прощения и благодарения в адрес наших дедушек
и бабушек.
16. Пишем о бабушках и дедушках книги, снимаем о них фильмы, записываем
их советы и наказы.
НАШ ДОМАШНИЙ ЗООПАРК
Ставим цель:
– узнать как можно больше о братьях наших меньших;
– научиться нести ответственность за тех, кого мы приручили.
Действуем!
1. Ведем разговоры о главном (общениепросвещение):
– «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
– «Домашние животные в семье: радости общения и проблемы»;
– «Посмотри в глаза брошенным животным»;
– «Не дразните собак, не гоняйте кошек…».
2. Проводим:
Программыпрезентации:
«Зверье мое», «Вот какие наши братья
меньшие!» (собаки и кошки, мышки и хомячки, птички и рыбки, козочки и
коровки, курочки и петушки, а также другая домашняя живность).
Познавательные программы:
– «В мире диких животных»;
– «Наши домашние питомцы – наши друзья»;
– «Животные – лекари».
Консультации со специалистами по уходу за домашними животными.
Конкурсные программы:
– «Домашние дрессировщики»;
– «Гавшоу»;
– «Кискисмяу!»;
– «Артисты в мире братьев наших меньших».
3. Организуем Общество друзей братьев наших меньших:
– Школа умелых хозяев братьев наших меньших (уроки Знаек «О братьях
наших меньших», уроки специалистов «Азбука ухода за животными», уроки
доктора Неболита для братьев наших меньших и др.);
– служба помощи бездомными животным;
– столовая для птичек и зверьков;
– зал для уроков и экскурсий «В мире братьев наших меньших»;
– творческие мастерские друзей братьев наших меньших;
– творческая выставка (постоянно действующая).
III. Учимся быть семьянинами.
Ставим цель:
– осознать свои семейные роли: сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра,
близкий – дальний родственник;
– выяснить, какие мы семьянины уже сегодня, какие роли и как мы их играем
в семье;
– научиться быть настоящими семьянинами: взять на себя ответственность за
родных и близких нам людей;
– действовать во благо своей семье, своим родным и близким людям.
Действуем!
1. Выясняем:
– Кого называют семьянином?
– Что значит быть семьянином?
– Что мы знаем о своих родных и близких людях?
– Наши семейные роли (сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра, близкий –
дальний родственник);
– «Какие мы в семье?» («Какой я сын?», «Какая я дочь?», «Какой я внук?»,
«Какая я внучка?», «Какой я брат?», «Какая я сестра?», «Какие мы
родственники?»).
– «Я – семьянин! (?) (…)»;
– «Какой я семьянин?».
2. Проводим программыпрезентации, конкурсные программы:
– «Я – семьянин!»;
– «Я и мои родные люди»;
– «Какие мы в доме помощники?».
3. Открываем Школу семьянина.
Ведем разговоры о главном:
– Когда нет семьи, так нет и дома.
– В семье согласно, так идет дело прекрасно.
– Намеки да попреки – семейные пороки.
– Дома и стены помогают.
– Семья – убежище души.
– Моя семья – мое богатство.
Изучаем и осваиваем «Азбуку семьянина»:
уроки народной семейной мудрости;
уроки наших родителей, бабушек и дедушек, наших родственников;
уроки человечности (наука «Не обижать родных людей!»): доброты,
чуткости, внимательности, заботы, милосердия; учимся владеть своими
чувствами;
учимся быть домохозяевами (забота о чистоте, порядке и уюте; освоение
секретов кулинарного искусства; работа с инструментами; ремонт в доме и др.);
уроки домашнего досуга «Досуг – наш друг»:
– часы домашнего чтения и просмотра фильмов;
– прогулки, походы;
– культпоходы в кинотеатры, театры, цирк, концертные залы, музеи;
– коллекционирование;
– занятия по интересам;
– занятия спортом;
– домашние праздники и др.