Комнатные растения        11.10.2019   

Музыкальные игры для дошкольников. Речевые игры со звуком р Музыкальные игры для малышей в детском саду

Предлагаю картотеку игр со звуками.

Подготовила: учитель – логопед Брус Светлана Анатольевна

МДОУ «Ягодка»

г. Лабытнанги

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

«Хлопни, если услышишь в слове звук [А] или любой другой звук»

Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход

Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук [А], хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.

[А] Аист, роза, мак, лак, рак, бак, астра, автобус, адрес, арбуз, Айболит, Алёнка, апельсин, Аня, арфа, акула, утка, книга, барабан, лестница.

Ель, енот, липа, море, мост, сон, дом, облако, ветер, вишня, торт, вести,

ведро, ежи, шнур, филин, луг, пирожное, дождь, клоун.

[О] Осень, ослик, овцы, пол, дом, сом, кот, слон, сон, пальто, седло, ведро, перо, лето, кино, Оля, осы, очки, крот, облако.

Санки, трава, шар, книга, глаза, белка, щука, лампа, тетрадь, шпага, пенал, жаба, кит, краб, грач, мышь, щенки, звери, мама, камыши.

[Н] Наука, нос, нора,cнаряд, солянка, мужчина,награда, народ, ножницы, кинза, значок, снайпер, баран, капкан, стакан, кабан, барабан, графин, книга, блокнот.

Сумка, самокат, ваза, футляр, фокус, гуси, сорока, губы, колос, голубь, лампа, кашпо, белка, орешки, каша, ёлка, игрушка, стул, шкаф, цветы.

[C] Сад, салат, лес, нос, фокус, роса, песок, колбаса, волосы, кактус, минус, соль, совет, сом, судно, самолёт, листва, ребус, суп, сын.

Цапля, палец, волк, машина, лес, звук, баран, зубр, медведь, школа, виноград, кран, банан, цветок, рот, глаза, диван, малыш, коза, роза.

[И] Ива, игла, имя, осина, руки, лиса, листья, тина, вилка, блины, птицы, ноги, мир, дуги, искра, изба, липа, иволга, Ира, зима.

Дом, кот, трап, музыка, глаза, окно, платье, кресло, медведь, страус, обезьяна, кукла, калач, язык, стрекоза, берёза, страна, заяц, гвоздь, фазан.

[Б] Бал, банка,обман, хобот, шуба, банан, бык, столбы, свадьба, рубашка, обои, робот, зубы, труба, изба, болото, кобра, работа, бочка, бутон.

Палата, гном,пыль, стол, груша, сапоги, тыква, капуста, парк, шкатулка, пыль, полка, поезд, попугай, кнопка, паук, кино,волк, лев, лось.

[М] Мост, рама, самокат, чемодан, камыш, комната, гном, маска, молоко, муха, малыш, дом, шум, шлем, мак, мыло, мультик, малина, Маугли, компас.

Награда, нос, рот, глаза, кнопка, кабан, баран, апельсин, виноград, дождь, нож,слон, ногти, кукла, ночь, чайник, кисель, утка, снегирь, человек.

[В] Ваза, голова, волк, овал, сова,вода, вареники, пчеловод, завод, ворона, воздух, водолаз, Ваня,волосы, вагон, дерево, вафли, автобус, валенки, дрова.

Факел, кнопка, фонарик, стол, телефон, дракон, кофта, пианино, ёлка, фасоль, улыбка, катер, поезд, фазан, лодка, жираф, улица, магазин, флаг, форточка.

[Р] Рама, рак, дорога, кран, трава, шары, икра, повар, сыр, кефир, браслет, корыто, сырок, корова, труд, комар, ружьё, рыбак, рука, рысь.

Лак, мак, слон, лук,булочка, пила, кнопка, улыбка,лопата, компот, капуста, вокзал, лампа, енот, утка,малыш, гуси, платок, флаг, лето.

[Д] Дом,душ, дочка,дрова, мода, медаль, поднос, двойка, вода, дача, дырка, здание, правда, ладонь, дупло, дорога, дым, беседа, гудок,чердак.

Тайна, крот, комната, молоток, гитара, торт, комет, лето, цветы, тыква, рыбак, петух, монета, туфли, бутон,молоко, туман, товар,плита, туман.

[Ш] Шапка, лошадка, ошейник, уши, ландыш, шея, тишина,каша, шиповник, шум, малыш, шар, шайба, машина, шахматы, шило, финиш, карандаш, шарф, ремешок.

Жаба, ролики, жадина, человек, жираф, жук, урожай, пижама, слон, лужа, ежи, крыжовник, ребёнок, мечта, пароход, ножницы, лыжи, журавль, лодка,джунгли.

[Ч] Чайник, калач, кирпич, четверг, плач, ключ, дочь, ночь, чашка, ручей, значок, чудо, грачи, часы, пчела, гречка, внучка, тучка,ручка, печник.

Телефон, темнота, тир,сено, ветер, семья, осень, паутина, метель, тюлень, телега, листья, утята, утюг, север, секрет,лось, василёк, месяц, лисята.

[Щ] Щавель,щука,роща,пища,вещи,борщ,сварщик,лещ,помощь,щётка,щенок,

щека,сыщик,товарищи,щедрость, щегол, щель, морщины, стекольщик, угощенье.

Шахматы, семечки, семья, мешок, шило, шинель, шуба, сирень, лисичка, персик, кисель, беседа, осина, поросёнок, ушиб, камыши, крыша, шуруп, ремешок, крошка.

«Три слова»

Цель. Учить ребенка самостоятельно определять место звука в слове.

Ход

Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.

Ребенок. Звук [У].

Взрослый. Где ты услышал звук [У] в слове: в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок. В начале слова.

Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

Ива, игла, изба; искра, имя, ирис;

Лиса, осина, блины; вилка липа птицы; [и]

Руки, быки, сухари; фонари, дуги, ноги.

Осень, ослик, овцы; Оля, осы, очки;

Пол, дом, сом; кот, слон, сон; [о]

Пальто, седло, ведро; перо, лето, кино.

Уши, узел, укол; утро, усы, урна;

Лук, пух, дуб; шум, зуб, шут; [у]

Какаду, иду, сижу; пишу, держу, снизу.

Автобус, аист, арбуз; адрес, апельсин, Айболит;

Бак, лак, мак; рак, платье, палка; [а]

Утка, книга, лестница; книга, ворона, природа.

Майка, мак, малина; марка, мойка, мох;

Камыш, самокат, сумка; грамота, комната, туман; [м]

Дом, крем, шрам; шум, шлем, грим.

Наука, нос, нора; награда, народ, ножницы;

Снаряд, солянка, мужчина; кинза, значок, снайпер; [н]

Баран, капкан, стакан; кабан, барабан, графин.

Цапля, цирк, цех; цепь, цифра, царапина;

Рация, оценка, улица; умница, рецепт, луковица; [ц]

Леденец, огурец, перец; отец; певец; молодец.

Чай, чайка, череда; черника, черепаха, черника;

Ручей, значок, удача; калачи, врачи, бочонок; [ч]

Дочь, грач, калач; ключ, ночь, обруч.

Шапка, шайба, шар; шахматы, шуба, шум;

Машина, ошибка, мешок; тишина, лошадка, мышата; [ш]

Камыш, гуляш, ландыш; малыш, карандаш, финиш.

Щавель, щегол, щель; щука, щётка, щипцы;

Пища, роща, защита; морщины, сварщик, сыщик; [щ]

Лещ, овощ, плющ; клещ, плащ, помощь.

Луна, луч, лотос; ласты, лоб, лаванда;

Малыш, пчёлы, салат; улыбка, палуба, булавка; [л]

Бал, стул, пыл; стол, козёл, пол.

Пальма, пол, посуда; парк, пуля, пыл;

Запах, дупло, лопух; спорт, скрипач, сапог; [п]

Клоп, хрип, клип; сноп, храп, скрип.

Радио, рама, роща; руль, рыба, рука;

Баран, гараж, сорока; карта, парта, корыто; [р]

Двор, катер, повар; мухомор, сахар, помидор.

Сад, судно, сом; самолёт, сани, сын;

Писатель, фасоль, оса; посылка, посуда, лиса; [с]

Лес, рис, автобус; кактус, глобус, фокус.

Тапки, томат, туман; тыква, токарь, туча;

Лопата, платок, потолок; комета, петух, монета; [т]

Крот, плот, автомат; кот, рот, пулемёт.

Фартук, фонтан, фургон; фасоль, факел, фарш;

Сарафан, светофор, шкафы; телефон, кафтан, асфальт; [ф]

Шкаф, сейф, граф; миф, шарф, пуф.

Халат, халва, хобот; хурма, холм, холод;

Ледоход, мухомор, охота; муха, лихач, вездеход; [х]

Лопух, мох, петух; пастух, пух, страх.

«Волшебники»

Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.

1 вариант Ход

Взрослый . Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С] или другим…

[с] [т] [б] [г] [з]

том - сом банк-танк дудка-будка код-год суд-зуд

дом – сом пачка-тачка майка-байка кости-гости лов-зов

бор-сор ранец-танец соты-боты кол-гол дуб-зуб

пуп –суп папки-тапки ваза-база корка-горка

зуд – суд румба-тумба крошка-брошка кладь-гладь

ток –сок куча-туча ранка-банка крот -грод

кон –сон пруд-труд фант-бант гонка-конка

тын –сын

лад –сад

[д] [ж] [к] [л] [м]

сом-дом бук-жук галька-калька баки-лаки бак-мак

почка-дочка кара-жара том-ком мот-лот чарка-марка

пушка-душка бор-жор гонка-конка маска-ласка ласка-маска

пух-дух шар-жар торт-корт сани-лани лайка-майка

пороги-дороги мир-жир гость-кость рама-лама пышка-мышка

ночь-дочь весть-жесть туча-куча зайка-лайка пушка-мушка

кочка-дочка грот-крот воск-лоск

лань-дань тачка-качка рай-лай

лавка-давка

[п] [р] [ф] [х] [ц]

вол-пол банка-ранка бас-фас вата-хата мех-цех

сушка-пушка восток-росток бант-фант клоп-хлоп ларь-царь

дух-пух козы-розы кара-фара голод-холод свет-цвет

толк-полк лак-рак база-фаза робот-хобот сель-цель

кони-пони лама-рама сундук-фундук род-ход мена-цена

торт-порт ложь-рожь зонд-фонд салат-халат лапка-цапка

мост-пост мост-рост

Мука-рука

[ч] [ш] [щ]

пас-час ворох-шорох кит-щит

сан-чан кум-шум мука-щука

каша-чаша мах-шах ручка-щучка

сушь-чушь мёл-шёл река-щека

сайка-чайка пик-шик шёлк-щёлк

пасть-часть пар-шар

2 вариант

Получится новое слово, если добавить звук [К] или любой другой звук

[к] [л] [м] [н]

вол-волк ба..-бал гно..-гном апельси..-апельсин

рыба-рыбак козё..-козёл гри..-грим балко..-балкон

моря -моряк ко..-кол гро..-гром карава..-караван

завтра-завтрак по..-пол до..-дом мандари..-мандарин

пар-парк сту..-стул шле..-шлем сарафа..-сарафан

тан..-танк сто..-стол шра..-шрам графи..-графин

носо..-носок пы..-пыл шу..-шум жето..-жетон

телёно..-телёнок хол-холм газо..-газон

лесо...-лесок

[п] [р] [с] [т]

кар..-карп ми..-мир вопро..-вопрос пило..-пилот

су..-суп дво..-двор какту..-кактус зака..-закат

сер..-серп самова..-самовар фоку..-фокус мос..-мост

тра..-трап бо..-бор пару..-парус све..-свет

сиро..-сироп забо..-забор автобу..-автобус кро..-крот

тулу..-тулуп топо..-топор ле..-лес полё..-полёт

сно..-сноп кома..-комар глобу..-глобус запре..-запрет

ши..-шип хо..-хор ребу..-ребус пло..-плот

[х] [ц] [ч] [щ]

Возду..-воздух ледене..-леденец но..-ноч гуля..-гуляш

Лопу..-лопух зая..-заяц мя..-мяч детёны..-детёныш

Сме..-смех коне..-конец тка..-ткач камы..-камыш

Отды..-отдых молоде..-молодец кирпи..-кирпич каранда..-карандаш

Оре..-орех огуре..-огурец сила..-силач ланды..-ландыш

Горо..-горох оте..-отец пла..-плач малы..-малыш

Запа..-запах певе..-певец клю..-ключ мяки..-мякиш

Стра..-страх холоде..-холодец гра..-грач фини..-финиш

Шоро..-шорох рубе..-рубец лу..-луч мы..-мышь

Кле..-клещ помо..-помощь

Ле..-лещ хво..-хвощ

Ово..-овощ [щ] товари..-товарищ

Пла..-плащ хря..-хрящ

Плю..-плющ бор..-борщ

Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается или заканчивается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый или добавить последний звук в слове. Дайте образец ответа.

«Волшебство звуков»

1 вариант

Цель. Учить детей вставлять второй звук в слово для образования нового слова. Вызвать интерес и желание играть со словами.

Ход

Взрослый. Я буду произносить слова, а вы вставьте звук [л] так, чтобы он стал вторым в слове и получите новое слово.

[л] [р]

кок -клок ковать-кровать пуд-пруд

пот-плот кошка-крошка сок-срок

бок-блок топка-тропка койка-кройка

сон-слон такт-тракт мак-мрак

куб-клуб дама-драма

сова-слова кот-крот

кубок-клубок битва-бритва

сух-слух тон-трон

газ-глаз гаммы-граммы

пан-план каска-краска

2 вариант

Цель. Учить детей путем убавления одного звука из слова образовывать новые слова.

Ход

Из каждого слова надо исключить один звук, чтобы получилось новое слово.

Вот так: ГОРСТЬ - ГОСТЬ.

хлев–лев олень-лень косы-осы

уточка–точка клещ-лещ крот-рот

столб–стол мель-ель гром-ром

щель–ель снаряд-наряд шмель-мель

укол-кол град-рад зверь-верь

зубр-зуб скот-кот клей-лей

коса-оса экран-кран плуг-луг

мрак-рак краска-каска смех-мех

полк-пол стол-сто беда-еда

удочка-точка тепло-тело волк-вол

«Путешествие по комнате (группе)»

1 вариант

Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход

Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук [С] или любой другой звук. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а вы кладите красную фишку на найденный вами предмет. Пошли.

Рекомендации. Не давайте сразу оценку деятельности ребенка, особенно если он допустил ошибку. У вас по четыре фишки: как только они закончились – это сигнал к окончанию игры. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в названии предмета «диван» нет звука [С]. Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком и даете оценку.

2 вариант

Цель . Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.

Ход

Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука (слова должны быть придуманы из предметов групповой комнаты).

Например: стол – лампа – автобус – самолет-телевизор - ручка и т.д.

«Составь слово из отдельно названых звуков»

Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.

1-й вариант.

Ход

Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М-А-К. какое слово ты услышал?

Ребенок. Слово мак.

Рак, лак, дым, кот,рот, шар, сор, уши, сок, мох, ток, пух, суп, лук, шум, пол, зал, бал, бак.

Мама, каша, мыло, рама, сани, дача, рука, нога, баба, Вова, щука, жаба, шары, коза, туча, косы, губы, ваза, сова, шуба, муха, розы, нора.

Глаз, брат, стул, друг, двор, флаг, гном, грач, гром, клад, клуб, клык, кнут, краб, кран, крот, квас, плащ, плов, пруд, шкаф, слон, стол, внук, врач.

Бумага, бараны, борода, волосы, вороны, радуга, голова, дорога, заборы заводы, заноза, ворота, комары, коровы, шурупы, лопата, молоко, Наташа, панама, паруса, полосы, посуда работа, рубаха, рукава, бокалы, собака, сорока, Тамара, томаты.

Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы:ЭМ – вместо [м]. ребенок воспринимает на слух два звука –Э и М, что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.

2-й вариант.

Ход

Взрослый называет звуки слова в нарушенной последовательности: Д, М, О. ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.

Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

к-р-а - рак р-с-о – сор к-у-р-а - рука д-у-р-п - пруд

к-л-а –лак и-ш-у –уши а-м-а-м – мама г-а-ф-л - флаг

м-д-ы -дым к-с-о – сок а-ш-а-к – каша м-о-г-н - гном

т-к-о - кот х-м-о –мох а-м-а-ш – Маша ч-а-г-р - грач

р-т-о - рот о-к-т – кот а-к-у-щ – щука д-а-к-л - клад

ш-р-а –шар х-п-у –пух а-ч-а-д - дача н-а-к-р - кран

п-с-у - суп к-л-у –лук а-б-у-ш – шуба т-а-р-б - брат

м-ш-у -шум л-п-о -пол а-в-о-в - сова л-у-с-т - стул

л-з-а –зал л-б-а -бал а-к-у-р - рука г-у-д-р - друг

к-б-а -бак м-к-а –мак а-х-у-м – муха т-о-к-р - крот

«В стране имён»

1 вариант

Цель. Учить ребенка выделять заданные звуки из своего имени и фамилии.

Ход

Взрослый. В стране имён не принято называть друг друга по именам или фамилиям. Там говорят только первый и последний звуки.

Ребенок. Вова - [В]- [А]; Серёжа –[С’]-[А] Баранкин- [Б]-[Н].

2 вариант

Цель. Учить детей подбирать имена на заданный звук.

Этот вариант игры можно использовать как индивидуально с каждым ребенком, так и с группой детей как соревнование. Например: «Кто назовет больше имён с заданным звуком – получит звездочку». Такая игра учит детей играть в команде, быстрее думать, сопереживать, радоваться победе.

Женские имена

[А] Алина, Азиза, Акулина, Александра, Алёна, Алиса, Алла, Альбина, Амалия, Анастасия, Ангелина, Анжела, Анжелика, Анита, Анна, Антонина, Анфиса, Арина, Афродита.

[В] Валентина, Валерия, Варвара, Василина, Василиса, Вера, Вероника, Виктория, Виола, Влада, Владислава.

[Г] Галина, Герда, Гертруда, Глафира, Глория, Гортензия, Гульнара, Гюзель.

[Д] Дана,Дарина, Дарья, Джулия, Джульетта, Диана, Дина, Дорофея.

[Е] Ева, Евгения, Евдокия, Евлампия, Екатерина, Елена, Елизавета, Есения, Ефросинья.

[Ж] Жанна, Жозефина, Жюльетта.

[З] Зара, Зарина, Земфира, Зинаида, Зита, Злата, Зоя, Зухра.

[И] Иванна, Ида, Изабелла, Изольда, Илона, Инга, Инесса, Инна, Ирина, Ирма, Ия.

[К] Камилла, Капитолина, Карина, Каролина, Кира, Клавдия, Клара, Климентина, Клеопатра, Констанция, Кристина, Ксения.

[Л] Лада, Лайма, Лариса, Лаура, Лейла, Лидия, Лика, Лилиана, Лилия, Лина, Линда, Лолита, Луиза, Любовь, Людмила,Лючия.

[М] Магдалина, Мадина, Майя, Малания, Мальвина, Маргарита, Марьям, Марьяна, Марианна, Марина, Мария, Марта, Марфа, Мила, Милена, Мирослава.

[Н] Надежда, Наина, Нана, Наталия, Наталья, Нелли, Ника, Нина, Нонна.

[О] Оксана, Олеся, Ольга.

[П] Паулина, Пелагея, Полина, Прасковья.

[Р] Рада, Раиса, Регина, Римма, Рита, Роза, Роксана, Ростислава, Руслана,Руфина.

[С] Светлана, Серафима, Снежанна, София, Софья, Стелла, Степанида, Стефания, Сюзанна.

[Т] Таисия, Тамара, Татьяна.

[У] Ульяна, Устинья.

[Ф] Фаина, Фатима, Фарида, Фёкла.

[Э] Эвелина, Эдита, Элеонора, Элиза, Элина, Элла, Эльвира, Эльза, Эмилия, Эмма, Эсмеральда.

[Ю] Юлианна, Юлия, Юнона.

[Я] Ядвига, Яна, Ярослава.

Мужские имена

[А] Агафон, Адам, Адольф, Аким, Алан, Александр, Алексей, Альберт, Амир, Анатолий, Андрей, Анисим, Антон, Арсений, Аристарх, Аркадий, Арнольд, Артём, Артур, Архип, Асламбек, Афанасий,Ахат, Ахмед.

[Б] Богдан, Борис, Бронислав, Булат.

[В] Вадим, Валентин, Валерий, Вениамин, Виктор, Виталий, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав.

[Г] Гавриил, Геннадий, Георгий, Герасим, Глеб, Григорий.

[Д] Давид, Дамир, Даниил, Демьян, Дени,с Дмитрий.

[Е] Евгений, Евдоким, Евлампий, Егор, Елизар, Емельян, Ерофей, Ефим.

[З] Захар, Зосим.

[И] Иаков, Иван, Игнат, Игорь, Иисус, Илларион, Илья, Иннокентий, Иосиф, Ипполит, Ираклий, Исмаил.

[К] Карим, Карл, Кирилл, Константин, Корней, Ксенофонт, Кузьма, Куприян.

[Л] Лев, Леонард, Леонид.

[М] Макар, Максим, Марк, Мартин, Матвей, Мефодий, Мечеслав, Мирослав, Михаил, Мстислав.

[Н] Назар, Никита, Николай.

[О] Олег, Онисим, Осип.

[П] Павел, Пантелей, Пётр, Платон, Поликарп, Порфирий, Потап, Прокл, Прокоп, Прохор.

[Р] Ренат, Роберт, Родион, Роман, Ростислав, Руслан, Рустам.

[С] Савелий, Святослав, Севастьян, Семён, Серафим, Сергей, Станислав, Степан, Султан.

[Т] Тарас, Терентий, Тигран, Тимофей, Тимур, Трифон, Трофим.

[Ф] Фёдор, Федот, Феликс, Феофан, Филарет, Филат, Филипп, Фома.

[Э] Эдуард, Эльдар, Эммануил, Эраст, Эрнест.

[Ю] Юлиан, Юрий.

[Я] Яков, Ярослав.

Литература:

  1. Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В.Г. Уникальная методика развития речи дошкольника. – ЧСПб.: Издательский дом «Нева» М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2002
  2. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003 (Серия «Учительский портфель).
  3. Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 (Опыт работы практического педагога).
  4. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно – игровых занятий. Издание 2 –е, доп. и испр., - М.: Издательство «Гном и Д», 2001. (Опыт работы практического педагога).

Музыкальные игры для дошкольников: «Давай познакомимся - и будем дружить!»

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, воспитателям), представляет собой подборку и описание музыкальных игр, способствующих знакомству детей, их адаптации в коллективе, формированию доброжелательных и дружеских отношений. Игры предлагаются в нескольких вариантах, соответственно возрастным категориям детей (младший и старший дошкольный возраст). К каждой игре отдельно указаны цели, задачи, необходимые атрибуты, прилагается авторский нотный материал.
Цель: обеспечить успешную социализацию каждого ребенка в детском коллективе.
Задачи:
- создать условия для знакомства детей, доверительного общения с другими;
- формированию у детей интереса друг к другу, способствовать запоминанию имен, внешности других детей (в новом коллективе);
- создать комфортную психологическую атмосферу, обстановку, в которой дети легко вступают в контакт друг с другом;
- развивать коммуникационные умения детей;
- воспитывать доброжелательные отношения к другим детям, положительное отношение к дружбе;
- способствовать развитию музыкальности детей.

«Солнышко ясное»

(сл.народные, муз.И.Куркиной)
Музыкальная игра для детей младшей группы

Цель игры:
вовлечь детей в совместную музыкальную деятельность, способствовать коммуникации детей друг с другом в период адаптации.

Задачи:


- формировать умение выполнять элементарные действия, отражающие содержание текста;
- формировать умение быть «ведущим» в игре, выбирать вместо себя другого «ведущего», соглашаться с выбором.
Атрибуты для игры:
Вариант 1: ширма-домик, шапочка «Солнышко» (ребенок-ведущий сам является «солнышком»).
Вариант 2: платок примерно 35х35 см (шифоновый шарф) голубого или синего цвета («небо»), игрушка «Солнышко» (ребенок-ведущий манипулирует с игрушкой).

Содержание:
Дети сидят на стульчиках, положив руки ладошками на свои колени. Ребенок-ведущий - «солнышко» - находятся напротив них за ширмой (Вар.1), либо (Вар.2) «солнышко» прячется за платком – «небом». «Небо» могут держать два ребенка-помощника или взрослый.
Игра проводится с инструментальным музыкальным сопровождением (либо просто с пением).
С начала песни играющие дети «зовут солнышко»:
«Солнышко ясное! Выгляни в окошко!» . На музыкальный проигрыш «солнышко» выглядывает из-за ширмы либо показывается из-за платочка.


Далее дети продолжением песенки приглашают «солнышко» выйти к ним и переворачивают руки открытыми ладошками вверх: «Выйди, солнышко скорей. Приласкай и обогрей!»
На музыкальный отыгрыш «солнышко» подходит по очереди ко всем детям (в любой последовательности), гладит их по ладошкам.



С окончанием музыки выбирает вместо себя новое «солнышко» (передает игрушку, или шапочку).

«Здравствуй, милый друг»

(сл. и муз. И.Куркиной)
Музыкальная игра для детей средней группы

Цель игры:
после движения врассыпную уметь быстро находить пару, доброжелательно приветствовать партнера, используя для этого выразительное пение и танцевальные движения.

Задачи:
- вызвать положительный эмоциональный отклик;
- формировать умение приветствовать других, используя ласковую, выразительную интонацию голоса, улыбку, доброжелательный открытый взгляд, позу;
- упражнять детей в умении быстро находить себе пару после движения врассыпную;
- упражнять детей в умении ритмично двигаться соответственно характеру музыки – спокойным или бодрым шагом, легким бегом, вприпрыжку (поскоками), останавливаться по звуковому сигналу;
- совершенствовать умение согласованно выполнять элементарные танцевальные движения в паре - качание сцепленных рук вправо-влево, кружение (сцепленные руки опущены вниз);
- способствовать формированию дружеских отношений между детьми.
Содержание:
После вступительных слов взрослого «Отправились как-то ножки путешествовать по дорожке…» дети двигаются врассыпную соответственно характеру музыки (спокойным ритмичным шагом).


На 2ой фразе при повторе музыкальной темы, взрослый обозначает момент остановки движения детей и их организацию в пары: «Повстречали друга ножки на дорожке…».
Следующую часть музыки дети поют друг другу песню, одновременно выполняя движения в парах:
Здравствуй, здравствуй,
Здравствуй, милый друг!
(Смотрят друг на друга, ритмично качают сцепленными руками вправо-влево).
Здравствуй, здравствуй!
Посмотри вокруг!
(Кружатся в паре, сцепленные руки опущены вниз.)
Здравствуй, здравствуй,
Мне ты улыбнись,
И со мною крепче подружись!
(Гладя друг другу в глаза, разводят руки широко в стороны, улыбаются, обнимают друг друга).

Далее игра повторятся со слов взрослого: «Отправились ножки снова путешествовать по дорожке…». Звучит музыкальная тема, но с другим характером исполнения (изменяется фактура аккомпанемента, динамика, темп). Дети вновь двигаются врассыпную, изменив соответственно музыке характер своего движения (бодрый шаг, марш, легкий бег, поскоки).

«Прогулка с прятками»

(муз.Т.Ломовой, модель игры И.Куркиной)
Музыкальная игра для детей младшего дошкольного возраста

Цель игры: запомнить состав детей группы, назвать «спрятанного» ребенка.

Задачи:

- учить использовать ласковые формы имен;
- развивать умение двигаться под музыку в соответствии с ее характером (спокойный шаг), останавливаться с окончанием музыки.
- развивать внимание, память.

Атрибуты для игры:
- платок или покрывало небольшого размера

Содержание:
Дети двигаются под музыку врассыпную, спокойным шагом. Как только музыка закончится, все приседают и закрывают глаза. Взрослый нарывает одного из детей платком (покрывалом) и приглашает всех остальных детей открыть глаза, встать и назвать, кто спрятан под платком. Когда дети отгадывают, кто спрятан, взрослый предлагает позвать его по имени в ласковой форме. «Спрятанный» ребенок после этого отзывается («Вот он, я!») встает, снимает платок и игра повторяется сначала.

*Примечание: для игры может быть использована любая другая небольшая музыкальная пьеса спокойного характера.

«Мы встречаем друзей вот так»

(Белорусская (русская) народная мелодия «На зеленом лугу», сл. И.Куркиной)

Цель игры: доброжелательно приветствовать партнера, используя для этого выразительные жесты, пение.

Задачи:
- вызвать положительный эмоциональный отклик ребенка;
- создать ситуацию для формирования доверительных отношений, контакта со всеми участниками игры;
- упражнять детей в умении выразительно, ритмично и согласованно выполнять в паре жестовые движения, постепенно ускоряя темп их выполнения соответственно музыке;
- способствовать развитию умения выполнять танцевальные пространственные перестроения: встречное движение в двух шеренгах, прохождение «расческой» (танцевальный рисунок «прочес»);
- способствовать развитию координации движений, навыков ориентирования относительно себя (право-лево).

Содержание:
На начало игры дети стоят в двух шеренгах. Каждый знает своего «партнера» (это ребенок, стоящий напротив). Шеренги находятся на расстоянии 4–5 шагов от центральной линии. Дети поют песню игры и одновременно выполняют соответствующие движения:
Мы помашем рукой – вот так! (машем партнеру правой рукой)
Мы помашем другой – вот так! (машем партнеру левой рукой)
Подойдем друг ко другу – вот так! (четыре шага навстречу партнеру – обе шеренги сходятся по центральной линии))
И обнимем друг друга – вот так! (обнимаем партнера)
Улыбнемся друг другу – вот так! (улыбаемся и смотрим на улыбку партнера)
Руку другу дадим – вот так! (на слово «вот» каждый подает правую руку ладонью вверх, на слово «так» - кладет левую руку на правую ладонь партнера)
И подпрыгнем дружней – вот так! (подпрыгивают одновременно вверх – 1 раз на слово «так»)
Вместе нам веселей – вот так! (на слова «вместе нам веселей» раскачиваем 2 раза сцепленные руки, перекрещивая их и разводя в стороны; на слово «вот» хлопок с партнером ладонью правой руки, на слово «так» правой рукой каждый выполняет жест «Во!»)
Далее дети проходят левым плечом мимо партнера на противоположную сторону (меняются линиями-шеренгами как в танцевальном рисунке «расческа», «прочес»). Выполнив 4 шага, они разворачиваются снова лицом к партнеру. Игра повторяется, но уже в более быстром темпе (музыкальное сопровождение и пение каждый раз ускоряются).

«Волчище и зайцы»

(муз.И.Куркиной, сл. народные)
Музыкальная игра для детей старшего дошкольного возраста

Цель игры: запомнить состав детей группы, назвать «спрятавшихся» детей.

Задачи:
- способствовать запоминанию имен, внешности других детей;
- развивать творческие способности, умение выразительно двигаться, передавать через движение образ животных (волк, зайцы);
- развивать внимание, память;
- обогащать опыт взаимодействия детей в условиях ролевой игровой инсценировки.

Атрибуты для игры:
- маска-шапочка «волк»
- ободки «ушки зайчика» (по количеству играющих детей)
- ширма

Содержание:

Игра проводится с песенным сопровождением и участием «руководителя» - это может быть взрослый, либо ребенок. Любой считалкой или по договоренности выбирается водящий - «Волк».
Все остальные играющие дети – «зайцы». Они двигаются прыжками врассыпную в центре зала (условная «поляна»), а «волк» в это время ходит вокруг, внимательно присматриваясь к «зайцам», запоминая их. После того, как «зайцы» закончат петь песню, они останавливаются («замирают») на своих местах. «Волк», еще раз посмотрев и запомнив играющих, отворачивается и закрывает глаза. «Руководитель» игры выбирает жестами одного или 2-3 «зайцев», которые уходят «с поляны» (прячутся за ширму). Затем, по команде «руководителя», оставшиеся «зайцы» говорят хором «волку»: «Раз, два, три! Смотри!» После этого «Волк» должен назвать по именам «зайцев», которых не стало на «поляне». Если он правильно называет отсутствующих, то может после этого «ловить» их. Остальные «зайцы» при этом остаются стоять на своих местах и не двигаются, но могут «мешать» волку, взявшись за руки и тем самым в некоторых местах перегородить ему путь.
Из числа пойманных «зайцев» «волк» выбирает вместо себя нового водящего.
(Если «волк» не смог назвать «спрятавшихся» зайцев, то он никого не ловит, и при повторе игры снова остается водящим).

Лесная тропинка

Возраст : 3 — 4 года.

Цель игры: научить улавливать особенности образного характера музыки и передавать его в движении.

Необходимое оборудование: музыкальные записи — русская народная мелодия «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова; «Медведь» В. Ребикова (или музыкальная пьеса Г. Галынина с тем же названием).

Ход игры . Взрослый приглашает детей на прогулку в воображаемый лес. Показывает им тропинку, по которой за день пробегает много разных зверей. Звучит пьеса. Дети должны изобразить того зверя, которого подсказала им музыка. Прослушав русскую народную мелодию в обработке Н. Римского-Корсакова «Заинька», они изображают прыгающего по тропинке зайчонка и т. п.

Примечание . Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей, не только в помещении, но и на свежем воздухе.

Зайчик

Возраст: 3 — 4 года.

Цель игры: научить детей слушать и понимать смысл песен, улавливать смену настроений в музыкальных пьесах.

Необходимое оборудование : игрушка, выполняющая роль «капустного кочана», и другие «овощи», музыкальная запись «Зайчик» — венгерская народная песня.

Ход игры. При помощи считалочки выбирается зайчонок.

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем зайца выбирать.

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Зайцем, верно,

Станешь ты!

Выбранный таким образом «зайчонок» начинает «безутешно плакать». Его задача: создать согласно песне образ грустного и печального зайчонка.

Остальные дети его утешают и озабоченно поют:

— Зайчик, зайчик,

Что ты грустный?

На что «зайчик» отвечает с обидой (поет):

— Не найду кочан капустный.

Дети вновь его спрашивают:

— А какой?

«Зайчик», показывая руками, поет:

— Вот такой, круглый, белый

Да большой...

Дети угощают «зайца» «овощами»: капустой и морковкой, приговаривая при этом:

— Кушай, зайчик, не стесняйся,

Овощами угощайся.

Ты, зайчонок, не грусти,

Ты нам, заюшка, спляши!..

«Заяц» принимает «гостинцы» и в знак благодарности кланяется детям до земли русским поклоном. Потом складывает на пол «овощи» и начинает приплясывать. Дети хлопают в ладоши.

Примечание . По желанию детей игра повторяется.

Музыкальная гостиная

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: данная игра ориентирована на развитие музыкальной памяти.

Необходимое оборудование: для игры понадобятся мягкие или надевающиеся на руку игрушки: медвежонок, птичка, зайчик, кошечка, — а также музыкальная запись (например, песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко).

Ход игры. Воспитатель с таинственным видом сообщает детям, что сегодня у них необычные гости. Он указывает на стульчики, на которых «сидят» игрушки, и спрашивает детей, узнают ли они их. (Дети отвечают.) «Верно, к нам в гости пришли наши старые друзья, с которыми мы подружились, разучивая песенки про них. (Воспитатель берет в руки медвежонка.) Давайте, ребята, вспомним одну из таких песенок. Она о бедном медвежонке, которого уронили на пол и оторвали лапу. Теперь мишка совершенно здоров. Лапку ему пришили, и он даже может ею двигать (показывает. Подносит мишку к уху, что-то шепчет.) Мишутка просит спеть для него ту самую песенку, уж очень ему хочется еще раз послушать ее в вашем исполнении».

Исполняется песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко. «Игрушка» благодарит ребят за их песенку и «садится» на свое место. Воспитатель берет следующую игрушку, и игра продолжается. Дети подбирают песенки про известных им персонажей и исполняют их. Задача, стоящая перед игроками: вспомнить и напеть мотив песенок. «Игрушки», в свою очередь, приглашают ребят поиграть в игры с их участием.

Внимательные ребята

Возраст: 3 — 4 года.

Цель игры: научить детей улавливать характерные изменения музыки и передавать их в движении.

Необходимое оборудование : музыкальные записи разного ритма и характера.

Ход игры . Музыкальный руководитель предлагает ребятам образовать круг. Игроки, расположившись по кругу, слушают небольшое музыкальное произведение. Их задача: вовремя заметить смену характера музыки и показать это своими движениями. Звучит быстрая мелодия — дети легко бегут по кругу. В музыке происходят изменения, она становится ритмичной и быстрой — и дети ей в такт начинают двигаться иначе, скачками и прыжками, поставив руки на пояс, по кругу. Под звуки спокойной мелодии, произвольно опустив руки, игроки спокойно идут, и т. п.

Примечание. Перед игрой, в качестве маленькой разминки, детям предлагается хлопками обозначить смену ритма мелодии.

Танец-импровизация

Возраст: 4 — 8 лет.

Цель игры : развитие творческих способностей ребенка и его импровизационных навыков.

Необходимое оборудование : запись веселой и ритмичной музыки, например, «Танца маленьких утят».

Ход игры. В ней может принимать участие неограниченное количество игроков. Под музыку (в живом исполнении или в записи) ребята должны изобразить самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру и т. д.

Примечание . Игра может проводиться не только в помещении, но и на открытом воздухе. В этой игре нет победителей и побежденных, приветствуются оригинальность и яркость в раскрытии образа того или иного животного.

Музыкальная мозаика

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: активизировать у детей творческие ассоциативные способности, вызвать в них интерес к музыке, развить мелкую моторику рук.

Необходимое оборудование: комплект цветной мозаики (на каждого игрока по комплекту), музыкальные записи.

Ход игры . Взрослый говорит о том, что музыку можно не только исполнять, слушать, но и рисовать и даже выкладывать при помощи мозаики, чем сейчас и займутся игроки. Дети устраиваются каждый за своим столом или располагаются на ковре — кому как удобно. Каждый из них получает по комплекту обычной игровой мозаики. После ознакомления с условиями дети приступают к игре. Перед игроками ставится задача: в течение того времени, пока звучит музыкальное произведение, выложить мозаикой любые фигуры, используя те цвета, которые «подсказаны» музыкой.

Примечание . В качестве музыкального репертуара рекомендуется использовать произведения П. Чайковского (из «Детского альбома»), С. Прокофьева, Д. Кабалевского и других композиторов. Произведения могут звучать в записи или в живом исполнении.

Концерт для клоуна

Возраст : 4 — 5 лет.

Цель игры: развить у детей чувство ритма, стимулировать их интерес к исполнительскому искусству, развить навыки коллективного музыкального творчества.

Необходимое оборудование : заводная игрушка — клоун, запись музыки Д. И. Кабалевского «Клоуны».

Ход игры. В руках у воспитателя игрушка. От ее имени воспитатель приветствует детей и предлагает поиграть с клоуном в игру. Дети садятся на ковер в круг. Воспитатель заводит игрушку и ставит ее в середину круга.

Звучит музыка Д. И. Кабалевского «Клоуны». Ребята хлопают на сильную долю, клоун медленно двигается по кругу. Музыка звучит до тех пор, пока заводу игрушки не закончится и она не остановится. Ребенок, напротив которого замерла в неподвижности игрушка, исполняет знакомую ему припевку или песенку. После исполнения своего музыкального номера он кланяется, дети аплодируют юному артисту. По желанию детей игра повторяется.

Примечание. Если под рукой нет клоуна, можно использовать любую другую механическую игрушку: цыпленка, птичку, собачку и т. п.

Удивительный концерт

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: игра направлена на выявление и развитие творческих задатков у детей пятилетнего возраста.

Необходимое оборудование : магнитофон, музыкальная фонограмма с записью скрипичного концерта или рапсодии, пляски «Казачок», танца «Канкан», вокального дуэта.

Ход игры. Ребятам представляется возможность попробовать свои силы в качестве артистов театра. Перед игроками ставится следующая задача: мимикой, жестами озвучить стихотворение, которое читает воспитатель. Возможны вставки небольших самодеятельных номеров. Например, у аиста есть маленькая реплика; ребенок, озвучивший носорога, может прочесть известное ему стихотворение, а две девочки — «приятельницы лягушки» — исполнить для детей свои любимые частушки, и т. п.

Воспитатель объясняет детям правила игры, после чего зачитывается стихотворение и распределяются роли. Игра проводится без предварительной репетиции, все построено на импровизации.

Воспитатель (читает).

Однажды на лесной опушке

Концерт затеяли зверюшки.

Кузнец-скрипач рапсодию играл...

На импровизированную сцену выходит ребенок- «кузнечик». На воображаемой скрипке под фонограмму «исполняет» рапсодию. После выступления кланяется и садится на свое место.

Воспитатель (продолжает).

Аплодисментов вызвал шквал.

Сплясали пляску «Казачок»

Красотка-муха и сверчок.

Девочка-«муха» и мальчик-«сверчок» исполняют свой веселый танец.

Воспитатель.

Застенчивый угрюмый носорог,

Вдруг осмелев, прочел свой монолог.

Мальчик-«носорог» выразительно читает любое известное ему четверостишие или стихотворение.

Воспитатель.

Две симпатичные лягушки

Исполнили для всех частушки.

Выбегают девочки- «лягушки» и с пояснительными движениями исполняют задорные частушки.

Воспитатель.

Развеселил зверей и таракан,

С собратьями исполнил он «Канкан».

Импровизированный танец мальчиков-«тараканов» под музыку «Канкана».

Воспитатель.

Ужасно толстый бегемот

От смеха чуть не надорвал себе живот.

Мальчик, сидящий на своем месте, пантомимой изображает хохочущего бегемота.

Воспитатель.

А аист даже прослезился:

«Давно я так не веселился!..»

Другой мальчик изображает хохочущего аиста.

После этого звучат заключительные слова воспитателя.

Расходилась публика с концерта

Под звуки комариного дуэта.

Примечание . Ребята сами выбирают те роли, которые им нравятся. При желании «концертную программу» можно повторить перед родителями или детьми других групп (имеется в виду детский сад).

Музыкальные картинки

Возраст: 4—5 лет.

Цель игры : познакомить детей с творчеством П. Чайковского, пробудить у них эмоциональный отклик на классическое произведение.

Необходимое оборудование : большой лист ватмана, краски, кисточки, небольшая емкость с водой, магнитофон и кассета с записью «Вальс цветов» П. Чайковского из балета «Щелкунчик».

Ход игры. На полу закрепляется лист ватмана с трафаретным изображением полевых цветов. Краски и емкость с водой располагаются таким образом, чтобы не мешали детям, но в то же время были под рукой. Взрослый объясняет ребятам условие игры: прослушать музыку П. Чайковского и попытаться «раскрасить» ее в разные цвета. Дети слушают в записи «Вальс цветов» и, исходя из собственного «цветоощущения» и впечатления от звучащей музыки, раскрашивают цветы. Задача игроков: уловить «цветонастроение» музыки и перенести его на бумагу. Игра стимулирует коллективное творчество.

Примечание . После игры ватман прикрепляется к стене для того, чтобы дети имели возможность полюбоваться своей творческой работой.

Игры с бубном

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : развить чувства ритма; познакомить с приемами игры на бубне.

Необходимое оборудование : бубен.

Ход игры . Воспитатель нараспев декламирует стихи, показывая детям кивком головы или взмахом руки, когда необходимо играть на бубне. Известно, что стихам, как и музыке, присущи определенный ритм и своеобразная мелодия. Воспитатель голосом интонационно выделяет сильные доли, одновременно указывая ребенку жестом, где ему следует вступать с бубном.

♦ Ну-ка, детки, все ко мне,

Да не стойте в стороне!

Расскажу я вам потешки

Со стихами вперемешку.

♦ Как у наших у ворот

Удивляется народ:

Комар в бубен бьет,

С комарихою поет.

♦ Тут такие чудеса —

С решетом пришла лиса.

Стала воду носить,

Хвостом тесто месить.

♦ А за нею — серый волк,

В пирогах он знает толк.

Волк лисичке помогает,

Тесто в решете мешает.

♦ Из лесу медведь ревет,

Кадку меда он несет:

«Заходи, народ честной,

Будет пир у нас горой!»

♦ Я на том пиру была,

Мед из кадки пила.

Песни пела,

Пироги ела.

До ночи плясала,

Пока не устала.

Как луна взошла,

Я домой пошла.

Задача игроков: начинать и заканчивать игру по знаку воспитателя (музыкального руководителя).

Примечание . В процессе игры ребята узнают историю происхождения бубна, учатся приемам владения этим ударным инструментом. Полученные знания дети тут же закрепляют, озвучивая при помощи бубна стихи.

Игра с дождём

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : развить импровизационные навыки у детей; поощрить наблюдательность и воображение.

Необходимое оборудование : музыкальное произведение С. Майкапара «Дождик».

Ход игры . Воспитатель знакомит ребят с музыкальным произведением. Задача игроков — хлопками попытаться с максимальной точностью повторить ритмический рисунок пьесы. После прослушивания и анализа музыкального произведения руководитель предлагает ребятам повторить пьесу следующим образом: напевая «про себя» мелодию, простучать ее ритмический рисунок. В игре побеждает тот, кто наиболее точно сумеет это сделать.

Примечание . Можно предложить ребятам коллективно сочинить слова, по смыслу и по ритму подходящие к музыке. Во время исполнения пьесы эти слова пропеваются детьми. Например, слова могут быть примерно такого содержания:

Как, кап, кап,

Буль, буль, буль —

Капают дождинки.

Кап, кап, кап,

Буль, буль, буль —

Словно серебринки.

Мячики

Возраст : 4—5 лет.

Цель игры : развить чувство ритма и координацию движений, научить согласовывать свои движения с коллективом.

Необходимое оборудование : музыкальная запись.

Ход игры . Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Число игроков не ограничено. Дети располагаются по кругу, поставив руки на пояс. Под легкую подвижную музыку игроки бегут по часовой стрелке, изображая катящиеся мячики (первый, третий, пятый и седьмой такты). Их задача: точно выполнять правила игры — чередовать бег с подпрыгиванием вверх.

На музыку второго, четвертого, шестого и восьмого тактов дети подпрыгивают на двух ногах вверх. С окончанием музыки дети-«мячики» «раскатываются» в разные стороны, то есть разбегаются и присаживаются, отдыхая. С началом музыки движения повторяются.

Примечание . В этой игре нет соперничества, присущего подвижным играм. Ребят, точно выполняющих правила игры, нужно словесно поощрить, а тех, у кого не совсем получается, — подбодрить.

Эхо

Возраст : 4—5 лет.

Цель игры : развить музыкальный слух и чувство ритма у детей.

Необходимое оборудование : набор карандашей.

Ход игры . Ребята располагаются за столами. У каждого в руке карандаш. Воспитатель спрашивает у ребят, знают ли они, что такое эхо и где оно может быть. В доступной форме объясняет природу возникновения этого природного явления, после чего знакомит детей с условием игры: необходимо с наибольшей точностью повторить прослушанный ритмический рисунок, то есть обратным концом карандаша простучать его по поверхности стола. Воспитатель показывает детям, как это делается: кончиком карандаша выстукивает простой ритм, и ребята должны тут же по очереди все повторить.

Выигрывает тот, кто успешно справится со всеми предложенными заданиями. Победитель получает звание самого музыкального ребенка группы.

Примечание . При повторении игры задание может быть несколько изменено: за стол воспитателя садится ребенок и задает остальным детям свои ритмические рисунки, которые тоже должны быть точно повторены игроками.

Игра с зайкой

Возраст: 4—5 лет.

Цель игры: развить сложные умения музыкального характера (узнавать сильные доли такта, воспроизводить их при помощи музыкального инструмента).

Необходимое оборудование : бубны (по количеству игроков) и мягкая игрушка — заяц.

Ход игры . Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с целой группой.

Воспитатель, показывая игрушку, нараспев приговаривает.

Зайка-зайчик,

Серенький кафтанчик.

Розовенький носик,

Коротенький хвостик.

Любит заинька плясать,

Мы же любим поиграть...

Приглашает ребят взять в руки бубны и показать свою игру. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети сопровождают мелодию игрой на бубнах. Затем воспитатель вновь напевает, играя с зайчонком.

Ну-ка, зайка, попляши, попляши,

Свою удаль покажи, покажи.

Лапками прыг-прыг,

Ушками дрыг-дрыг.

В бубны весело мы бьем,

Зайке песенку поем...

Воспитатель кивает детям головой, те вновь играют на бубнах. В конце игры зайчик кланяется. Игра заканчивается такими словами.

Вот и пляске конец.

Ай да зайка! Молодец!

Перед детьми ставится задача: ударять в бубен на сильную долю такта. В музыкальном сопровождении намеренно акцентируется сильная доля, на нее-то и должен ориентироваться ребенок во время игры на инструменте.

Угадай, кто идет

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Необходимое оборудование : музыкальный инструмент или запись музыки Б. Кравченко «Шаги».

Ход игры . «Обладая острым слухом и умением слушать и слышать, можно определить по шагам человека его возраст и даже настроение», — объясняет воспитатель. И тут же предлагает ребятам проверить у себя наличие этих качеств: в его исполнении звучит музыка Б. Кравченко «Шаги». По размеренной и неторопливой музыке дети определяют, что так идти может пожилой человек. Быстрыми и энергичными шагами на работу идет папа (музыка Б. Кравченко исполняется в более оживленном темпе). У ученика, торопящегося в школу, шаги торопливые и быстрые, и т. п. Игрокам предлагается свободно расположиться в зале и, слушая музыку, движениями подчеркивать происходящие в ней изменения. Их задача: вовремя заметить смену ритмического рисунка в музыке и попытаться передать их пластикой.

Подвижные развивающие игры со звуком Р можно проводить после или отдельно от наших речевых занятий по звуку Р или на прогулке, в дороге и т.д. Они помогут малышу научиться отличать на слух звуки Р и Л (это называется «дифференциация звука Р и Л»), которые дети часто путают, и закрепить правильную артикуляцию звука Р.

Игры по звуку Р интересны ребенку, не надоедают ему. Это позволяет многократно повторять звук Р. Так незаметно для ребенка происходит закрепление правильного произношения звука Р.

Вот несколько игр по звуку Р из моей игровой копилки.

Речевые игры со звуком Р

Игра 1. Речевая подвижная игра «Самолет и тигр» (звуки Л и Р)

Объясните ребенку, что тигр рычит «РРРРР» — громко, раскатисто, сердито. Самолет летит высоко в облаках, мы его плохо слышим и гудит по-другому «ЛЛЛЛ».

Первый вариант игры: Встаньте за дверь (или за ширму), чтобы ребенок Вас не видел. Если Вы не хотите выходить за дверь, то можно просто закрыть лицо листом бумаги или газетой. Предложите ребенку внимательно послушать звук и догадаться, что это – тигр «рррр» или самолет «лллл». Вы поочередно произносите звуки, чередуя их, например, «ррррр – лллл – лллл – ррррр и т.д». Если это «тигр», то ребенок изображает тигра (договоритесь как), если это «самолет» — ребенок изображает самолет, вытянув стороны руки или любым другим способом, о котором Вы заранее с ним договоритесь.

Второй вариант игры: Если в первом варианте малыш безошибочно определяет звук, то можно игру усложнить и произносить не звуки, а слова с этими звуками. Попросите ребенка определить, какие звуки живут в этих словах: «рррррррак, лллллошадь, аррррррбуз, ёлллллка, ллллложка, морррррковка, белллллка, корррррова». Обязательно тяните нужные звуки в слове, чтобы малышу было легче на слух их выделить из Вашей речи. Если ребенок слышит «лллл», он показывает самолет жестом или бегает по комнате, изображая самолет. Если в слове ребенок услышит звук «рррр», то он изображает тигра.

Игру можно использовать и как полезную речевую разминку с движениями во время любых занятий с малышом.

Эта игра очень поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет учиться писать. Многие дети, которые вместо «р» говорили звук «л» в дальнейшем путаются при написании слов. В игре со звуками Л и Р малыши научатся различать их, что предотвратит ошибки.

Игра 2. Речевая подвижная игра «Буря»

Играть в эту игру по звуку Р можно как вдвоем, так и втроем и даже с группой. Один человек – ведущий. Он изображает ветер. Нужно, чтобы ребенок в этом время сидел на стуле (это позволит избежать ненужных отвлечений) и изображал ветер. Ветер можно изображать двумя вариантами:

  • «заводить моторчик – дрррр» (звук Р с вибрацией). РРРРР – началась буря.
  • рот открыт, широкий язык за верхними зубами на альвеолах. Ребенок дует на язык – получается глухой звук, который называют «проторным р».

Все другие играющие – деревья. Когда дует ветер, деревья раскачиваются в стороны (поднять руки вверх и раскачивать туловище). Как только ветер дуть перестал, деревья должны мгновенно остановиться и замереть. Кто не успел остановиться – становится ветром. Если все внимательны и вовремя останавливаются, то нужно через 3-4 повторения игры поменяться ролями.

Игра 3. Речевая игра со звуком Р «Вороны»

Взрослый выполняет движения руками – крыльями, изображая ворону, и говорит такие слова:

«Как под елочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во всё горло раскричались.

Вот собака прибегает,

И вороны улетают!»

Ребенок, изображая собаку, громко рычит «ррррр» и пытается догнать ворону. Ворона улетает в своё гнездо (заранее обговорите, где будет это место в комнате). Если собака поймала ворону, то они меняются местами. Ворона может убегать только после звука РРРР и не раньше!!! При произнесении звука р можно помогать пальчиком добиваться вибрации языка.

В игру можно играть всей семьей и с друзьями ребенка.

Когда ребенок научится говорить звук Р в словах и фразах, то он сможет и произносить текст стишка. Пока же это делает взрослый.

Игра 4. Речевая музыкальная игра со слогами с Р «Трубачи»

Взрослый предлагает ребенку поиграть в трубачей. Ребенок изображает как он играет на трубе руками и одновременно говорит: ррра-ра-ра, ру-ру-ру, ро-ро-ро, ры-ры-ры. Можно поиграть на большой трубе, которая звучит низко, сурово. И на маленькой трубе, которая звучит высоко, нежно, мягко.

Поиграйте в «Угадай мелодию». Один игрок загадывает песню, «играя ее на -трубе» т.е. пропевая мелодию без слов на слог ра-ра-ра. Другой игрок – угадывает, что это за песня. Потом поменяйтесь ролями. В «Угадай мелодию» хорошо играть в дороге.

Игра 5. Подвижная речевая игра «Волк»

Для игры нужно заранее обговорить, где будет «логово волка», а где «наш дом». Водящий – волк – садится в своё логово. Другие игроки выходят из «дома» и подходят к «логову волка». Они начинают дразнить волка:

Волк – волчок

Серый бочок!

Не лежи на печи!

Дай ты нам калачи!

«РРР», — рассерженно рычит волк. По этому сигналу игроки убегают в свой «дом», а волк их догоняет. Если волк задел игрока, он становится волком.

Игра 6. Подвижная речевая игра со слогами с Р «Кони»

Положите посередине комнаты ленточку или веревку (или нарисуйте черту на земле, если Вы играете на улице). Ленточкой или чертой мы делим пространство комнаты на две половины. Встаньте с ребенком лицом друг к другу так, чтобы Вы находились в одной половине, а ребенок – в другой.

Один партнер по игре выполняет роль коня, другой – водящего.

Вы начинаете говорить фразу, а ребенок подговаривает последний слог. Речь ребенка дана в скобках.

«Та-ра-(ра),

Та-ра-(ра).

Ушли кони со дво(ра).

А ребята их (поймали)

И покрепче (привязали)».

На эти слова конь убегает (цокая языком при этом). А водящий – ловит и кричит «тпру». Если коня поймали, то играющие меняются ролями.

Все игры со звуком Р, перечисленные в этой статье, проводятся после первого этапа работы со звуком —

Как автоматизировать звук Р, включая его в слова и фразы, Вы узнаете из статьи , в которой Вы найдете игры, картинки, стихи, скороговорки.

В этой статье я рассказала о шести играх по звуку Р. Но таких игр гораздо больше. Игры для звука Р можно придумывать и самому. Наверняка у Вас с ребенком появятся свои любимые игры. Звук Р теперь для малыша не так уж страшен Р! "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Многие родители сталкиваются с проблемой – ребенок, который верно и отчетливо повторяет за взрослым все звуки, в обычной речи умудряется их «терять», «проглатывать» или произносить неправильно. Именно поэтому за этапом постановки звукопроизношения следует этап автоматизации.


Проблема в том, что автоматизация в принципе невозможна без многократного повторения, а долгие и монотонные речевые занятия могут утомлять малыша, вызывая негативную реакцию. Любой хороший детский психолог или логопед обязательно обратит внимание родителей на то, что для успешного обучения требуется обоюдное желание двух сторон. Поскольку больше всего дошкольники любят играть, на помощь придут специальные речевые «разминки», веселые конкурсы, песенки и считалки.

Игры со звуком «Ш» и «С» – учимся артикулировать

На этапе постановки звукопроизношения внимание в первую очередь уделяется артикуляции. Но чтобы полученные навыки дошли до автоматизма, следует научить ребенка не только верно повторять отдельный звук, но и слышать его в словах, уметь вычленять и правильно произносить в открытых и закрытых слогах. В этом смысле одними из самых важных считаются игры со звуком «с» для детей – такая проблема, как «шепелявость», встречается едва ли не чаще, чем «картавость».

Существует четкий порядок, к которому прибегают все центры развития детей, использующие логопедические практикумы. Сначала непокорные «с» и «ш» отрабатываются в составе отдельного слога, затем – в словах (которые могут постепенно становиться все длиннее и сложнее). После этого приходит очередь словосочетаний и предложений, и лишь затем – связных рассказов.

Для того чтобы занятия были эффективными, они должны доставлять удовольствие. Лучше всего каждое из них начинать с особой артикуляционной гимнастики, которая выполняется под музыку, сопровождается стишками или песенками. Произнося звуки, их можно рисовать на песке, лепить из пластилина, вырезать из бумаги. Развитие мелкой моторики всегда идет об руку с постановкой звукопроизношения и его автоматизацией.

На заключительном этапе стоит уделить внимание подвижным играм, которые будут сопровождаться скандированием специальных речевок – необходимо следить, чтобы дети проговаривали слова неторопливо, правильно, отчетливо. А закрепить полученные навыки можно, выучив несколько скороговорок на «ш» и «с».


Постановка звука «Ш» в домашних условиях

Если игры со звуком «с» для детей всегда немножечко напоминают уроки художественного свиста, то постановка звука «ш» невозможна без особого «шипения». Это невольно дает идею для веселого занятия, главным действующим лицом которого станет змея. Можно придумать массу заданий, которые должен выполнить добродушный уж или коварная анаконда. Например, проползти по извилистому лабиринту через лес, сопровождая движение особой «змеиной» песенкой. Понятно, что в ней стоит использовать особые слова (вроде «шиплю», «шуршу», «шорохи» и «шелест»).

Прекрасно подходит для закрепления игра на внимание. Взрослый произносит слоги (или слова), в некоторых из которых присутствует «ш» – при его появлении ребенок должен совершить какое-то оговоренное действие (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами или просто зашипеть).

Можно совмещать поиски «пропавшего звука» с творческими занятиями – просить ребенка дорисовать или раскрасить картинки, которые имеют отношения к звуку «ш» (например, «лягуШка» или «Шапка»). А заодно – определить, в какой части слова (в начале, середине или конце) находится «беглец». Любой государственный или частный детский сад обязательно использует подобные упражнения, но для того, чтобы эффект был заметен, родителям следует заниматься с малышом и в домашних условиях – регулярно и систематически.