Садовые растения        28.07.2019   

Необычные факты о русском национальном костюме. Национальные костюмы разных стран мира

Национальный костюм — важная часть страны, рассказывающая о ее истории, культуре, традициях и укладе местных жителей. Мы можем знать что-то поверхностное о той или иной части света, но, когда речь заходит о незнакомых странах, например, о Японии, нам сразу приходит в голову кимоно или клетчатый килт, если речь идет о Шотландии.

В каких-то странах часть национальной одежды превратилась в анахронизм: в России можно увидеть костюм лишь в музее или на выступлении фольклорного ансамбля. А в Индии — это часть повседневной жизни: женщины учатся ходить в сари с раннего возраста.

В этой статье мы расскажем про наиболее красочную и интересную национальную одежду.

Национальные костюмы Японии

Кимоно шьется по одному образцу, не связанному с чьей-то конкретной фигурой и ее особенностями. Варьируется только длина. Силуэт подчеркивает лишь талию и плечи. В комплекте с ними носят тапочки дзори, похожие на современные шлепанцы-вьетнамки на небольшой платформе.

Правда, сделаны они из дерева, что сильно деформирует стопу в дальнейшем (их по-прежнему носят во время отдыха или летом, когда нет дождей).

В многотысячной уличной толпе Токио все еще можно встретить женщин, одетых в кимоно. Хотя и Японцы в последнее время сетуют на то, что национальный костюм постепенно уходит в небытие. Но лишь из-за того, что такая одежда сковывает движение, спешить в ней не получится.

Если вам посчастливиться попасть в Японию, вы поразитесь тому, как жители преданы к одежде своей страны.

Даже после Второй Мировой войны и американской оккупации произошло необъяснимое возрождение национального костюма.

Национальные одежда в Шотландии

Это первая страна, с которой у нас ассоциируются словосочетание «национальный костюм». Шотландская клетка (тартан) — это не просто клетка. Ширина пересекающихся полос и их цвет расскажет об определенном клане, населяющую ту или иную местность. Соблюдение этой традиции важно для шотландского народа.

Мужские килты и женские юбки шьются из тартана определенной расцветки, соответствующие их клану.

В настоящее время в Шотландии редко встретишь кого-то в национальном костюме, часто это дело особых случаев: национальных праздников, фестивалей, свадеб, футбольных матчей, встречи шотландской диаспоры в других странах и так далее.

Национальные костюмы Бутана

Бутан — это единственная страна в мире, где местное население обязано носить национальную одежду. Национальный дресс-код (Дриглам Намжа) носят все, без него не пустят ни в одно государственное учреждение или другое приличное место, это нарушение общественного этикета. К туристам это, конечно, не относится.

Национальный костюм представляет собой подпоясанный халат — гхо. Дополнительно к нему одевают специальный шарф. У простолюдин он белый, у короля — желтый. Кто-то снимает верхнюю часть халата, когда на улице жарко или поддевают брюки, или спортивные трико, когда холодно. В целом, местных жителей это устраивает.

Как-никак, в Бутане вместо ВВП — индекс счастья.

Одежда в Индии

Это многонациональная страна. Как-никак здесь говорят на 447 языках и 2000 тысячах диалектов. Поэтому национальный костюм и его особенности разнятся в зависимости от штата. Даже влияние европейского масс-маркета, его дешевизна и практичность не смогли снизить популярность сари, патиала, дхоти и шервани.

Сари — это широкая полоска ткани (обычно 5-10 метров) , которая драпируется вокруг тела женщины специальным образом. Как правило, ткань обматывают несколько раз вокруг талии, а оставшийся «хвостик» перебрасывают через плечо, оголяя живот.

Для туристов продаются специальные подробные схемы про то, как правильно «замотать сари». Правда, иностранке в таком костюме особо не походишь, он годится только для фотосессий.

Искусству грациозной носки этой национальной гордости девочки-индианки обучаются с 10-12 лет.

Сальвар-камиз — еще одно популярное одеяние у индианок. Мода на нее зародилась в Афганистане и со временем перекочевала в Индию. Этот красивый, практичный наряд популярен до сих пор, немного упростив свой внешний вид. Сальвар — шелковые шаровары, камиз — туника, доходящая до середины бедра.

Мужчины из рабочих каст носят дхоти — искусно задрапированная набедренная повязка. Джентльмены побогаче предпочитают шервани (длинный, расшитый сюртук) в сочетании с шароварами и тюрбаном (особенно этот головной убор популярен у тех, кто исповедует сикхизм).

Что носят в Перу

Именно пончо является основой национального костюма перуанцев. Оно удобное и простое, долго держит тело в тепле. Изготавливаются из пряжи альпаки. Такая одежда получается очень легкой, теплой и потрясающе ноской. Узор на пончо — это не просто украшение, а особая примета , которая расскажет к какой деревне или общине относится перуанец. По краям пончо украшается бахромой. Именно из Перу пончо перекочевало в американские и европейские масс-маркет магазины, правда такая фабричная вещь сильно растеряла свою функциональность.

Женский образ немыслим без смешной шляпы с вогнутыми полями — льикльи.

Боливийские национальные костюмы

Этой южноамериканской стране больше половины населения ходят в национальной одежде. Инициатором возрождения традиционного костюма стал нынешний президент Эво Моралес. По происхождению он индеец народности аймара.

Обязательные элементы женского костюма аймара — многослойная юбка, белая блузка, массивная шаль и шляпа котелок (подобные носили английские джентльмены начала прошлого века). Не смотря на кажущуюся простоту, стоимость одного комплекта может достигать несколько тысяч долларов.

История про то, как шляпа-котелок стала must-have женского образа, заслуживает целой книги. Но если вкратце, то в начале 20-х годов прошлого века предприимчивый торговец привез большую партию мужских котелков. Но товар рыночным спросом не пользовался. Чтобы как-то избавиться от партии хотя бы в ноль, бизнесмен внушил местным женщинам, что шляпы приносят плодородие. Такая реклама стала действенной, с тех пор шляпа стала основой костюма. Образ дополняется украшениями из золота и серебра, массивными брошами из бисера и серьгами.

На протяжении многих веков русская национальная одежда хранит культурные ценности нашего народа. Костюм передает традиции и обычаи предков. Просторный покрой, несложный фасон, но красиво и с любовью украшенные детали одежды передают широту души и колорит русской земли. Не зря сейчас возрождение русских истоков прослеживается в современных модных коллекциях.

Одежда древних славян является национальным нарядом населения Руси до правления Петра I. Фасон, украшения, образ костюма формировался под влиянием:

  • Основной деятельности населения (землепашество, скотоводство);
  • Природных условий;
  • Географического расположения;
  • Взаимоотношений с Византией и Западной Европой.

Одежда славян шилась из натуральных волокон (хлопка, шерсти, льна), имела простой крой и длину до пят. Наряды у знати были ярких цветов (зеленый, багряный, червленый, лазоревый), да и украшения были самые роскошные:

  • Шелковое шитье;
  • Русская вышивка золотой и серебряной нитью;
  • Отделка каменьями, бусами, жемчугом;
  • Оформление мехом.

Образ одежды Древней Руси начал закладываться в древности, в 14 веке. Носилась она царем, боярами, крестьянами до 17 века.

Период 15-17 века. Русский национальный костюм сохраняет свою самобытность и приобретает более замысловатый покрой. Под влиянием польской культуры появляется распашная и приталенная одежда у восточных славян. Используются бархатные, шелковые ткани. У знатных княжеских и боярских сословий наряды были дороже, многослойнее.

Конец 17 века. Петр I издает указы, запрещающие носить национальные костюмы знати. Не касались эти указы только священников и крестьян. Указ запрещал шить и продавать русский костюм, на что были предусмотрены штрафы и даже изъятие имущества. Издал их русский монарх, чтобы перенять европейскую культуру и закрепить отношения с Европой. Эта мера прививания чужого вкуса отрицательно отразилась на национальном развитии.

Вторая половина 18 века. Екатерина II попыталась вернуть в костюмы дворянства европейского стиля русскую самобытность. Это проявилось в тканях и пышности оформления нарядов.

Отечественная война 19 века. Поднимается патриотический дух населения, что вернуло интерес к национальной одежде русского народа. Знатные барышни стали надевать сарафаны, кокошники. Наряды шили из парчи, кисеи.

20 век. Из-за натянутых отношений с поставщиками из Европы произошло возвращение к стилю в одежде Древней Руси. Проявилось это в модных тенденциях с элементами русского стиля.

Виды

Древняя русская национальная одежда была самая разнообразная и делилась на праздничный и повседневный наряд.Так же она различалась в зависимости от региона, социального класса обладателя, возраста, семейного положения и рода деятельности. Но некоторые особенности костюма отличали его от одежды других народностей.

Особенности русской национальной одежды:

  1. Многослойность, особенно у знати и женщин;
  2. Свободный покрой. Для удобства дополняли тканевыми вставками;
  3. Завязывался пояс для украшения и удерживания одежды. Вышитый на нем орнамент был оберегом;
  4. Одежда, сделанная на Руси, вся украшалась вышивкой и несла сакральный смысл, уберегая от дурного глаза;
  5. По узору можно было узнать о владельце возраст, род, знатность;
  6. Праздничные наряды шились из ярких тканей и богато украшались отделкой;
  7. На голове обязательно был убор, иногда в несколько слоев (у замужних женщин);
  8. Каждый славянин имел набор обрядовой одежды, которая была богаче и ярче украшена. Ее надевали несколько раз за год и старались не стирать.

В отделке русской одежды заложена информация о роде, семье, обычаях, занятиях. Чем дороже ткани и отделка костюма, тем знатнее и богаче считался хозяин.

Дворянская

Наряды княжеских и боярских сословий вплоть до конца 17 века сохраняли в одежде русский стиль. Традиционно он отличался роскошью и многослойностью. Даже рост территорий и бурные международные отношения не изменили национальную самобытность старинной русской одежды. Да и сами бояре и дворяне упорно не принимали европейские модные веяния.

За период 16-начало 17 века костюм знати стал разнообразнее, что не скажешь о крестьянской одежде, которая не менялась много веков. Чем больше слоев было в наряде, тем богаче и знатнее считался хозяин. Вес платья иногда доходил до 15 кг и более. Даже жара не отменяла это правило. Носили длинную, широкую одежду, иногда распашную с разрезом впереди. Красивы были наряды, подчеркивающие талию. Старинная русская женская одежда достигала массы 15-20 кг, от этого женщины двигались плавно, величаво. Именно такая походка была женским идеалом.

Древнерусская одежда князей, бояр шилась из дорогих тканей, привозимых из Италии, Англии, Голландии, Турции, Ирана, Византии. Богатые материалы — бархат, атлас, тафта, парча, кумач, сатин — были ярких оттенков. Они украшались шитьем, вышивкой, драгоценными камнями, жемчугом.

Крестьянская

Одежда древней Руси один из древних видов народного творчества. Через декоративно прикладное искусство мастерицы передавали традиции и истоки русской культуры. Одежда русских крестьян хоть и была простой, но создавала гармоничный образ, дополненный украшениями, обувью, головным убором.

Основными материалами для пошива были домотканые холщовые или шерстяные ткани простого плетения. С середины 19 века появляются фабричные ткани с яркими цветными узорами (шелк, атлас, кумач, сатин, ситец).

Крестьянская одежда очень ценилась, ее берегли, перешивали и донашивали почти до ветхого состояния. Праздничная одежда хранилась в сундуках и передавалась от родителей к детям. Одевалась редко, 3-4 раза в году, ее старались не стирать.

После долгих трудовых дней в поле или со скотом наступал долгожданный праздник. В этот день крестьяне надевали свой лучший наряд. Красиво украшенный, он мог рассказать о хозяине его семейное положение, местность, откуда родом. В вышивке изображали солнце, звезды, птиц, животных, людей. Орнамент не только украшал, но и охранял от злых духов. Русские узоры на одежде вышивали на краях изделия: горловина или воротник, манжеты, подол.

Все костюмы отличались друг от друга цветом, фасоном и украшением. И они передавали природные особенности родного края.

Военная

Не всегда у русской профессиональной армии было единое обмундирование. В древней Руси у воинов не существовало единой формы. Защитное снаряжение подбиралось в зависимости от финансовых возможностей и способов ведения боя. Поэтому даже в небольших дружинах одежда и доспехи русский богатырей были разные.

В древности под защитной амуницией у мужчин одевалась хлопковая или льняная рубаха, подпоясанная на талии. На ногах холщовые штаны-шаровары (порты), которые собирались не только на поясе, но и на щиколотке и под коленями. Обували сапоги, сшитые из цельного куска кожи. Позже появились наговицы – железные чулки для защиты ног в бою, а для рук – наручи (перчатки из металла).

Главным доспехом до 17 века была кольчуга из металлических колец. Она напоминала длиннополую рубаху с короткими рукавами. Вес ее был 6-12 кг. После появились другие разновидности нательной защиты:

  • Байдана (кольца крупнее, тоньше) весом до 6 кг;
  • «Пластинчатая броня» — металлические пластины 3 мм в толщину крепились на кожаную или матерчатую основу;
  • «Чешуйчатая броня» — крепилась также на основу, но напоминала рыбью чешую.

Доспехи дружинников дополнялись на голове металлическим шлемом со шпилем. Он мог дополняться полумаской и бармицей (кольчужная сетка, защищавшая шею и плечи). На Руси в 16 веке появляется тегиляй (стеганый панцирь). Это удлиненный простеганный кафтан с толстым слоем ваты или пеньки. У него были короткие рукава, стоячий воротник, на грудь нашивали металлические пластины. Его чаще носили небогатые войны. Такие защитные доспехи русских воинов просуществовали до 17 века.

Детали и их значение в одежде

На огромной русской территории национальная одежда различалась, порой даже значительно. Это можно заметить на фотографиях и в музеях. Изображение на картинах людей в русских нарядах передает всю многогранность и самобытность древней Руси. Искусно выполненные украшения мастериц поражает сложностью работы.

Каждая область славилась своим декоративным искусством. Если знать старалась иметь богатую и оригинальную, ни у кого не повторяющуюся одежду, то крестьяне украшали вышивкой природных мотивов, вкладывали свою любовь к земле-матушке.

Мужской

Основой древнерусской мужской одежды была рубаха и штаны-портки. Носили их все мужчины. У знати они били из дорогого материала с богатой вышивкой. У крестьян были из домотканого материала.

До 17 века штаны были широкие, позже стали уже, завязывались шнурком на поясе и щиколотках. Штаны заправлялись в обувь. Знать надевала 2 пары портков. Верхние чаще шили из шелка или сукна. В зимнее время они были на меху.

Рубаха

Другая обязательная одежда древней Руси у мужчин была рубаха. У богатого люда это был нижний предмет одежды, а крестьяне надевали ее, выходя на улицу без верхней одежды (кафтана, зипуна). На рубахе был разрез у горловины спереди или сбоку чаще слева (косоворотка). Отделка на шее, манжетах обычно была выполнена из дорогой ткани, вышита или оформлена тесьмой. Яркие рисунки на тесьме были в виде растительных узоров. Рубаху подвязывали шелковым или шерстяным шнурком, иногда с кистями и носили на выпуск. Молодые люди на поясе, люди постарше – ниже, делая напуск над талией. Он играл роль кармана. Шили рубахи из льняной, шелковой, атласной ткани.

Зипун

Поверх рубахи надевали зипун. Он был длинный по колено, с поясом и застегивался встык. Узкие рукава застегивались на манжетах пуговицами. К горловине прикреплялся красиво украшенный воротник. Зипун чаще носили дома, но молодые люди иногда носили на улице.

Кафтан

Дворяне при выходе на улицу надевали кафтан. Встречалось много фасонов, общей была длина, ниже колен.

  • Чаще кафтан был длинный, не приталенный с длинными рукавами. Застегивался встык на 6-8 пуговиц. Эта древнерусская одежда была оформлена стоячим воротником, украшенным вышивкой и каменьями;
  • Также одевали домашний кафтан с запахом на пуговицах, металлических или деревянных. В богатых домах пуговицы использовали золотые. Длинные рукава закатывали, но удобнее были варианты размером до локтя;
  • Другой фасон кафтана – чуча одевался для верховой езды. Для комфорта у него были боковые разрезы и укороченные рукава;
  • Польская культура в 17 веке повлияла на появление кафтана, плотно сидящего по фигуре и расклешенного ниже талии. Длинные рукава объемные у плеча и сильно сужались ниже локтя.

У дворянина была еще парадная одежда, названия ее – плащ или ферязь, которую носили поверх кафтана. Длина нарядов доходила до икр или до пола, сам он обшивался мехом или украшался меховым воротником. Широкая ферязь застегивалась на одну пуговицу. Для пошива наряда использовали темно-зеленое, темно-синее сукно или золотую парчу.

Шуба

Если кафтан и ферязь были недоступны для крестьян, то шуба имелась почти у всех слоев населения. Шубы шились мехом внутрь, дорогие и не очень. Объемные с большими рукавами доходили до земли или были ниже колен. Крестьяне носили заячьи, овечьи шубы. А богатые, знатные люди шили их из шкурки соболя, куницы, лисы, песца.

Головной убор

Обязательный атрибут русской одежды являлась меховая шапка, напоминающая высокий колпак. У знати она украшалась вышивкой золотой нитью. Дома бояре, дворяне носили тафью, похожую на тюбетейку. Выходя на улицу, поверх тафьи надевали мурмолку и колпак из дорогой ткани с меховой оторочкой.

Обувь

Самая распространенная обувь у крестьян лапти. Кожаные сапоги были не у всех, поэтому очень ценились. Вместо сапог крестьяне оборачивали ноги плотно тканью и пришивали на стопы кожу. У бояр, князей, дворян была в древней руси самая распространенная обувь – сапоги. Носки обычно загнуты вверх. Обувь шили из цветной парчи, сафьяна и украшали разноцветными камнями.

Женская одежда

Основной женской древнерусской одеждой были рубаха, сарафан, понева. На формирование народного костюма южных районов древней Руси оказала влияние украинская и белорусская культура. Женский наряд состоял из холщовой рубахи и поневы (распашной юбки). Сверху женщины надевали передник или запон, завязывали пояс. На голову обязательно высокая кика или сорока. Весь наряд богато украшался вышивкой.

Славянский костюм северных земель имел рубаху сарафан и передник. Сарафаны шились из одного полотна или из клиньев и украшались тесьмой, кружевом, вышивкой. Головным убором был платок или кокошник украшенный бисером, жемчугом. В холодное время надевали меховые длинные шубы или короткие душегрейки.

Рубаха

Носили женщины всех социальных слоев, различалась она тканью и украшениями. Шилась из хлопка, льна, дорогие – из шелка. Подол, ворот и рукава украшали вышивкой, тесьмой, аппликацией, кружевом и другими узорами. Иногда плотные рисунки украшали нагрудную часть. В каждой губернии отличались узор, орнамент, цвет и другие детали.

Особенности рубахи:

  • Простой покрой из прямых деталей;
  • Рукава широкие длинные, чтобы не мешали, одевали браслеты;
  • Подол доходил до пят;
  • Часто рубаху шили из двух частей (верхняя – дорогая, нижняя – дешевле, так как быстро изнашивалась);
  • Богато украшали вышивкой;
  • Рубах было несколько, но нарядные надевали редко.

Сарафан

Старинная русская женская одежда носилась до 18 века во всех слоях населения. Шили вещи из холщовой ткани, атласа, парчи, шелка. Обшивали атласными лентами, тесьмой, вышивкой. Сначала сарафан был похож на платье без рукавов, потом стал разнообразнее:

  • Глухой – шился из одного, сложенного пополам полотна, по сгибу делали горловину, украшали яркой тканью;
  • Распашной, косоклинный – появился позже и для его пошива использовали 3-4 полотна. Украшали лентами, узорными вставками;
  • Прямой, распашной – шили из прямых полотен, которые присобирали на груди. Держался на двух узких лямках;
  • Разновидность прямого из двух частей – юбки и лифа.

У богатых женщин распространен был сарафан-шушун расклешенный к низу. К нему пришивали удлиненные рукава, но не надевали их. Застегивался шушун на пуговицы до самого низа.

Понева

Юбка выполнена из трех полотен шерстяной ткани. Ткали дома, чередуя шерстяную и конопляную нити. Создавался клеточный узор. Украшали кистями, бахромой. Ярче украшали молодые женщины. Носили только замужние, иногда выпуская на поясе рубаху. Сверху на юбку надевали передник или запон с отверстием для головы.

Верхняя одежда:

  • Летник был сшит из однотонной ткани и длиной доходил до икр. Украшен был меховым воротником;
  • Душегрейка – короткая, чуть ниже талии, простеганная с ватной подкладкой одежда. Обшивалась яркими тканями, парчой, атласом и мехом. Носили крестьяне и знать;
  • Шуба, сшитая мехом внутрь – носили женщины всех слоев, у крестьянок меха были дешевле.

Головные уборы

Завершает одежду в русском стиле головной убор, который у незамужних и замужних женщин отличался. У девушек часть волос была открыта, на голову повязывали ленты, обручи, повязки, ажурные венцы. Замужние женщины покрывали голову платком поверх кики. Головной убор южных районов был в виде лопатки и рогов.

В северных районах женщины носили кокошники. Головной убор был похож на круглый щит. Его твердую основу украшали парчой, жемчугом, бисером, бусами, у знати – дорогими камнями.

Детской

Детской одежды было мало, ее ценили, внешне она была похожа на взрослый наряд. Младшие дети донашивали за старшими. Совсем для маленьких, она могла быть с короткими рукавами, для удобства даже напоминать платье.

Первой пеленкой, рожденному мальчику была рубаха отца, а девочки – матери. В древней Руси одежду для детей перешивали из родительских нарядов. Считалось, так энергия и сила родителей убережет малыша от любых болезней, чужого сглаза. Рубашки для мальчиков и девочек не отличались, были плотные длинной до пят. Одежда с любовью украшалась материнской вышивкой, которая была оберегом для ребенка.

Примерно в 3 года детям шили первую рубаху из нового полотна. А 12 летним девочкам полагалась новая понева или сарафан, мальчикам – штаны-порты. Для детей-подростков наряды были уже более разнообразны, повторяли взрослые модели: косоворотка, штаны, шубы, головные уборы.

Традиционная одежда Древней Руси давно ушла в историю. Но модные идеи дизайнеров эффектно выглядят в современном наряде с элементами русского стиля. Сейчас в моде этнический образ.

Платья в русском дизайне притягивают своей скромностью, сдержанностью с неглубоким вырезом горловины, средней длины или почти до пола. Придают наряду изысканности оригинальности русские узоры на одежде:

  • Цветочные мотивы на ткани;
  • Ручная вышивка растительных узоров;
  • Шитье, аппликации;
  • Отделка бисером, лентами;
  • Кружевоплетение, вязание крючком, спицами.

Отделка выполнена на манжетах, подоле, горловине или кокетке. Большой популярностью пользуются натуральные ткани (хлопковые, льняные). А передает женственность и чистоту нежная расцветка (голубая, бежевая, зеленая, фисташковая). Фасон платья или сарафана может быть разным, как свободным, так и приталенным с юбкой слегка расклешенной, или «солнце». Рукава бывают длинные и короткие.

Дополняют образ в фольклорном колорите украшениями, аксессуарами (крупные серьги, бусы, ремешок) и верхней одеждой. Это может быть жилет, пальто или теплая шубка, муфта. На голове меховая шапка или яркая расцветка платков дополнит образ. Модельеры иногда в современных нарядах используют эффект многослойности с изменением объема и формы рукавов.

В настоящее время комплекты одежды по-русски для мужчин, женщин, детей привносит национальный колорит в народных гуляниях, праздниках. Новое веяние — вечеринка в русском народном стиле — возвращает гостей к Древней Руси, к ее традициям, хороводам, играм.

Русская национальная одежда – это хранительница культурных корней. Художественный образ сохранился через многие века. Сейчас возрождается интерес к русским традициям, праздникам, культуре. Появляются новые современные наряды, которые используют элементы русского костюма.

24 ноября 2011, 15:21

Я всегда интересовалась различными костюмами различных стран и эпох. По-моему, через костюмы можно очень многое понять о стране и о времени. Во все времена женщины любили украшать себя и делали это всеми возможными способами. И конечно, одежда играла огромную роль в любом обществе. Я хотела бы представить вам костюмы разных стран мира... Азербайджан Простота кроя и богатство отделки - вот и вся философия восточного костюма. Именно так традиционно одевались и азербайджанцы, потомки древних тюркских племен, представители одного из крупнейших и древнейших народов Кавказа
Англия Хотя Англия и является страной с богатыми национальными традициями, она, строго говоря, не имеет четко определенного национального костюма. В качестве примера английского народного костюма часто приводятся костюмы танцоров, исполняющих танец моррис.
Аргентина Национального костюма в Аргентине как такового не существует.Аргентина-страна переселенцев из Италии,Испании,Германии, Украины и т.д.,которые сохраняют свои традиции.Лишь одежду пастухов гаучо и их жен можно отнести к национальной одежде этой южноамериканской страны.Белоруссия Белорусский костюм, имея общие корни с украинским и русским национальными костюмами и формируясь на основе взаимовлияния литовской, польской, русской и украинской традиций, тем не менее отличается самобытностью и является самостоятельным явлением. Болгария Народный болгарский костюм весьма разнообразен и фасонами одежд, и своими красками. Известная нам сегодня его форма сложилась еще в феодальный период и развивалась в последующие столетия.Бутан В Бутане мужские костюмы называются "гхо", а женский "кира"
Гавайи Один из самых популярных и простых костюмов гавайский
Германия Традиционным костюмом баварцев(немцев) является достаточно известный трахтен (нем. Trachten) - и мужской и женский костюмы и дирндль (нем. Dirndl) - только женский национальный костюм. Название Trachten пришло из эпохи романтизма, именно в те времена заговорили о национальных традициях, о том, как люди жили, говорили, пели, праздновали и одевались, и что считалось основой культуры нации. Греция
Грузия В грузинской трад. одежде были, как для роскошной и изысканной, для знати, так и попроще, для ремесленников и людей победнее, были и строгая элегантность мужественности, и нежная грациозность женственности, в ней были ярко высвечены характер человека, род его занятий, привычки.
Египет В Древнем Египте наиболее распространённым типом одежды была одежда драпированная, позже - накладная, но никогда не распашная. Покрой и форма одежды (как мужской, так и женской) на протяжении веков менялась очень медленно; долгое время одежда разных сословий отличалась только по качеству ткани и по отделке.
Индия Индийская одежда женщин зависит от региона страны. Традиционная индийская одежда, без которой невозможно представить себе индийскую женщину называется сари. Сари-это национальная индийская одежда, отличаются по виду, материалам, вышивке в разных регионах. Испания Испанский народный костюм, в том виде, который он стал фактом изобразительной культуры, сложился в XVIII-XIX веках. Его формированию способствовала культура махо - социального слоя испанских щёголей из простонародья, подчеркивавших свое происхождение. Казахстан Ранее имело место сознательное уничтожение традиций на протяжении всего XX века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с «пережитками прошлого» Но сегодня Казахстан уверенно становится на дорогу возрождения своей культуры.Китай В китайском национальном костюме много красного и золотисто-желтого цвета, которые традиционно считаются цветами богатства и благополучия.
Норвегия Дизайн норвежского национального костюма разработан на основе местных народных костюмов, которые были на грани исчезновения.
ОАЭ - Объединённые Арабские Эмираты Одежда бедуинских женщин в древние времена вполне соответствовала мужской. Португалия В португальской одежде доминируют красный и черный цвета, мужчины носят жилеты с кушаками, а женщины – широкие юбки с передниками. Россия Отличительная особенность русского национального костюма - большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы. Турция Традиционные костюмы турков отличаются наибольшим разнообразием среди тюркских народностей.Украина Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях. Франция Женский народный костюм состоял из широкой юбки со сборками, кофты с рукавами, корсажа, передника, чепца или шляпы. Мужской костюм – это штаны, гетры, рубаха, жилет, куртка (или широкая, доходящая до середины бедра блуза), шейный платок и шляпа.Чехия В Чешской Республике в областях с традиционным географическим делением, костюмы различных народных слоёв пережили сложный процесс развития. Япония С середины XIX века Кимоно является японским «национальным костюмом». Также кимоно является рабочей одеждой гейш и майко (будущих гейш).
Конец))) Надеюсь вам понравилось... на этот пост у меня ушло больше 2 часов)))

На тему русского народного костюма написано много книг и статей как в печатных изданиях, так и в интернете,а так же мною уже не один раз в этом блоге.

Однако, любя Россию, землю,на которой родился и вырос,а так же помня,что все новое - это хорошо забытое старое, хочу еще раз рассказать о народном костюме 16-19 вв.

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался народом Руси в повседневном и праздничном обиходе.


Он имеет заметные особенности в зависимости от конкретного места расположения, пола(мужской или женский).назначения(свадебный, праздничный и повседневный) и возраста (детский,девичий, замужней женщины, старых людей)


Он так же был двух основных типажей: северный и южный.В центральной России носили одежду близкой по характеру к северному, хотя и южная русская присутствовала...


Русский национальный костюм стал менее распространен после того, как царь ПетрI в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех,кроме крестьян, церковных служителей. С этого момента можно считать,что одежда стала по сути своей двух видов: городской костюм и народный.


Народный костюм 15-18 веков.

Старинная русская одежда представляет с первого вида большую сложность и разнообразие,но,присмотревшись к частям её,легко узнать во множестве наименований больше сходства между собою,чем отличия, которое преимущественно основывалось на особенностях покроя, к сожалению теперь мало понятных для нашего времени. Вообще одежда была одинакова по покрою как у царей, так и у крестьян,носили одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.


Обувь простого народа была — лапти из древесной коры- обувь древняя, употребительная во времена язычества(преимущественно до 17 в). Кроме лаптей из коры, носили башмаки, сплетенные из прутьев,лозы, некоторые же носили подошвы из кожи и подвязывали их ремнями, обмотанными вокруг ноги. Обувь людей с достатком составляли сапоги, чоботы, башмаки и четыги. Все эти виды делались из телячьей кожи,из юфти, у богатых из персидского и турецкого сафьяна.

Сапоги носились до колена и служили вместо штанов для нижней части тела,и для того подкладывались холстиною, их снабжали высокими железными подборами и подковами, со множеством гвоздей по всей подошве, у царей и и у знатных лиц эти гвозди были серебряные. Чоботы были полусапожки с остроконечными загнутыми вверх носками. Башмаки носили и мужчины и женщины. При сапогах и чоботах носили чулки,шерстяные или шелковые,а зимою подбитые мехом. Посадские жены носили так же большие сапоги до колен, но дворянки ходили только в башмаках и чоботах. Бедные крестьянки ходили,как и их мужья,в лаптях.


Все виды обуви были цветными,чаще всего красными и желтыми,иногда зеленые,голубые,лазоревые, белые, телесного цвета.Они расшивались золотом,особенно в верхних частях- голенищах, с изображением единорогов, листьев, цветов и проч. И унизывались жемчугом,особенно женские башмаки украшались так густо,что не видно было сафьяну.

В зажиточных русских домах обувь вообще делалась дома.Для этого держали в дворе знающих холопов.


Мужской народный костюм.

Рубахи у простонародия были холщовые, у знатных и богатых — шелковые. Русские люди любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Рубаха шились широкие и не очень длинные,опускались сверх исподнего платья и подпоясывались низко и слабо узким пояском- опояском.



В рубахах под мышкою делались треугольные вставки из другого полотна, расшитого пряжей или шелком,или же из цветной тафты. По подолу и по краям рукавов рубахи отделывались тесьмой,которая была расшита золотом и шелком,шириною пальца в два. У знатных и богатых людей была расшивка так же на груди и по основанию рукавов. Такие вышитые рубахи назывались пошевными. В рубахах особое внимание обращалось на воротник, который выпускался из под верхних одежд и окружал высоко затылок. Подобный воротник назывался ожерельем. Это-то ожерелье,собственно, в старину называлось рубашкою,но в 17 веке называть стали его сорочкою, а рубашкою или рубахой,к которой оно пристегивалось.


Штаны(или порты) шились без разрезов,с узлом,так,что посредством его можно было делать их шире или уже. У бедных они были из холста,белого или крашенного,из сермяги — грубой шерстяной ткани,а у зажиточных из сукна,летом богатые надевали тафтяные штаны или из шелковой материи. Штаны по длине достигали только до колена,шились с карманами,называемые зепью,и были разных расцветок и красные в том числе.


На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую. Исподняя была домашняя, в которой сидели дома, если нужно было идти в гости или принимать гостей,то надевалась на неё следующая,другая, третья же была для выхода. Названий у одежды тех времен много,но все они принадлежали к какому -нибудь одному из трех видов.

Исподняя одежда называлась зипун, как у царей, так и у крестьян. Это было узкое платье,короткое,иногда до колен, в роде камзола. В кроильной книге царского двора длина зипуна значилась в 1 аршин и 6 вершков,когда платье на весь рост было в длину 2 аршина и 3 вершка.


У людей простых и небогатых зипуны были из крашенины, зимние из сермяги, у состоятельных — шелка,тафты,чаще белого цвета с пуговицами. Иногда рукава пришивались к нему из другой ткани(материи).

Например, сам зипун был из белого атласа,а рукава у него — из серебряной объяри. Воротники у зипуна были узкие и невысокие,но прой как и к рубахе пристегивался шитый жемчугом и камнями отдельный воротник — обнизь.

На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий, однако была различной по покрою.



Самый обыкновенный и повсеместный вид верхней одежды — кафтан.Он шился до пят или до икр,чтобы показать раззолоченные сапоги. По длине различали два вида кафтанов: кафтан и кафтанцы. Рукава у них были очень длинные и собирались в складки или брыжи. В зимнее врем яэти рукава служили муфтой от холодов. Разрез на кафтане был только спереди и отторачивался тесьмою Вдоль по кафтану.параллельно с разрезом, по обеим сторонам делались нашивки из другой ткани и другого цвета и на эти нашивки пришивались завязки с кистями и снурками(шнурками),иногда пришивались навесные петли,а на другой стороне — пуговицы для застежки. В дальнейшем стали использовать только пуговицы до 12-13 штук на груди. Нижняя часть кафтана всегда была расстегнутой. Воротники у кафтана были невысокими из под них высовывалась обнизь зипуна или ожерелье рубахи. На изнанку кафтана использовалась ткань низшего достоинства, чем лицевая.


Зимние кафтаны делались на мехах,но легких,подобные теплые кафтаны назывались кожухами.
Мужчины красовались так же своими поясами. Они были и длинными и различны по отделке.


К этому разряду средней одежды относится чуга — одежда дял путешествий и верховой езды. Чуга подпоясывалась поясом, за который закладывался нож или ложки. Чуги застегивались на пуговицы и были,по желанию,так же расшиты как кафтаны.

Ферязями назывались одежды, надеваемые так же как и кафтаны. На зипуны.Они были с длинными рукавами, широкие в плечах и уже кафтанов в подоле. У Флетчера при описании русской одежды ферязь представлена третьим верхним платьем — первое зипун,второе или среднее — узкий кафтан с ножем и ложкою за поясом(под которым англичане разумели чугу),третье ферязь — просторное платье,окаймленное пазументом. Все.что можно вывести из сбивчивых описаний других авторов по ферязи,это то, что ферязь был более комнатный род кафтана. Название его персидское и вошло к нам в 16 веке. Оно было в употреблении как у царей, так и в народе.


Верхние или откидные одежды были: опашень, охабень,однорядка, ферезя, епанча и шуба. Опашень была летняя одежда, осенью и весной одевали однорядку. Как опашень,таки однорядка были широкими и динными до пят с длиными рукавами. Охабень — плащ с рукавами и с капюшоном. Ферезя — плащ с рукавами одевался во время дороги. Епанча был двух родов: одна дорожная из верблюжьей шерсти или грубого сукна,другая нарядная из богатой материи,подбитая мехом больш едял пышности,чем для тепла. Шубы были самым нарядной одеждой. Множество мехов в доме было признаком зажиточности и довольства. Шубы покрывались сукном и и шелковыми тканями и шились мехом вовнутрь. Но были так же шубы и и просто меховые, назывались подобные шубы — нагольные.




Одежда предпочиталась ярких цветов и с отделкой. Траурные цвета носили только в печальные дни.

Русские шапки были четырех видов: тафьяны, колпаки,зимой подбитые мехом, низкие четырехугольные шапки с меховым околышем

и горлатные шапки- исключительная принадлежность князей и бояр.Пор шапке можно было узнать происхождение и достоинство. Высокие шапки означали знатность происхождения и сана.



ЖЕНСКАЯ народная ОДЕЖДА.

Женская рубаха была длинная,с длинными рукавами, белых и красных цветов. К рукавам пристегивались запястья, вышитые золотом и украшенные жемчугом. Поверх рубах надевался летник: одежда,не доходившая до пят,но с длинными и широкими рукавами. Эти рукава назывались накапками:они так же вышивались золотом и жемчугом. Подол обшивался другой материю с золотой тесьмою и унизывался так же жемчугом. Вдоль одежды на передней стороне был разрез,который застегивался до самого горла, потому что приличие требовало,чтобы грудь женщины была закрыта как можно плотнее. Летник у зажиточных шился из более легких тканей,напр. Тафты, но так же были из из тяжелых золотонканых и серебрянотканых. Цвета летников были различны.


К летникам, как и мужским зипунам,пристегивалось шейное ожерелье.У женщин оно прилегало более тесно.

Верхняя женская одежда была опашень. Эта была одежда длинная со множеством пуговиц от верха до низа, у богатых пуговицы были золотыми и серебряными, у бедных — медными. Опашень шился из сукна, чаще красного цвета,рукава были длинными, чуть ниже плеча был разрез дял рук. Таким образом женщина могла показать не только широкие накапки своего летника, но и запястья своей рубахи,шитые золотом и жемчугом.

Вокруг шеи пристегивался широкий меховой воротник- ожерелье, круглого вида, который закрывал грудь, плечи и спину.По разрезу и подолу опашни окаймлялись другими видами ткани и были расшиты золотом и шелком.



Другой вид одежды была — телогрея. В плечах она делалась Уже

А вот в подоле — шире.Рукава были длинные с проймами,как в опашне,на краях этих рукавов пристегивалось запястье из тругой ткани,чаще вышитое, подол подпушался широкой полосою другой материи,а разрез,который застегивался пуговицами,обыкновенно 15 штук, окаймлялся металлическим кружевом или тесьмою,густо расшитою золотом. Телогреи в 15-17 веках были как холодными так и теплыми,подбитыми куницею или соболем.


Женская шуба отличалась от мужской. Они были холодными и теплыми(на меху).

Если летник в женском одеянии соответствует зипуну в мужском, то опашень и телогрея соответствовали кафтану,а шуба означала верхнюю накидную одежду.


Так же один из видов теплой одежды - душегрея она шилась с рукавами и так же без рукавов и имела вид жилета с юбкой.Они так же были как холодными (из ткани,так и теплыми с рукавами или на меху,или стеганными на вате.

>



Меховые женские шубы шились на соболе,куницах,лисицах,горностаях,белках,зайцах, смотря по сотоянию хозяйки, покрывались сукнами и шелковыми материями разных цветов и цветными. Шубы так же красиво были отделаны металлическим кружевом и тесьмою. Рукава женских шуб украшались по краям кружевом,они снимались и хранились. переходя от матерей к дочерям как фамильная ценность.



В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом. На груди она завязывалась лентами на три банта. В конце 18- первой половине 19 столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки и была модной одеждой на Русском Севере.

В торжественных случаях женщины надевали на обыкновенные свои одежды богатую мантию — подволоку или приволоку.

На голову замужние женщины надевали волосники или подубрусники — шапочки на подобие скуфьи из шелковой ткани, нередко из золотой, делались с узлом, с помощью которого регулировался размер с отторочкой по краю ошивками из жемчуга и каменей. Скромная женщина боялась,чтобы даже члены семьи,исключая мужа, не увидали её волос. Поверх волосянки накладывался платок, чаще белого цвета, его висячие концы,завязанные под подбородком, были усеяны жемчугом. Этот платок назывался убрусом.





Когда женщин выезжала, то на убрус надевала белую шляпу с полями. Так же надевали шапки. Девицы носили на голове венцы.У венцов были поднизи, называемые рясами.У других были венцы попроще и состояли только из золотой проволоки в несколько рядов, которые украшали кораллами и камнями. Девичий венец был всегда без верха. В дальнейшем - обручи(мягкие и твердые) из разноцветных лент. Открытые волосы считались символом девичества. Если незамужние девукши могли носить одну косу или расплетенные волосы. То замужние женщины заплетали в обязательном порядке 2 косы и всегда носили головной убор.


Зимой девицы покрывали голову высокою шапкой из соболя или бобра с верхом из ткани, из-под шапки виднелись косы,заплетенные красными лентами.

Более бедные ходили в длинных рубахах,на рубахи надевали летники, иногда белого цвета,похожие так же на рубаху,иногла крашенные,а голову повязывали платком из крашенины или шерстяной материи. Сверху всего накидного платья поселянки одевали одежду из грубого сукна или серемяги — серник. При большой зажиточности поселянки носили платки шелковые,а сверху летника однорядку из красной или синей крашенины, зенделя или зуфи.




Женские одежды того времени шились без талии, просто.И вполне соответствовало пословице: не ладно скроено,да крепко сшито.

Как мужские,так и женские одежды хранились в клетях, в сундуках под куском кожи водяной мыши,которую считали предохранительным средством от моли и затхлости. Красивую и дорогую одежду одевали только в праздничные и торжественные дни.

В повседневности те же дворяне частенько ходили в платьях из грубого холста или сукна.


Сарафан — от персидского слова «сарапа», которое означает буквально: одетый с ног до головы. Это название употреблялось в России с 15 до 17 веков,в основном к мужской одежде. Позже термин «сарафан « сохранился только в отношении к женской одежды. Старинные сарафаны были с рукавами или просто с широкими проймами,распашные, с застежкой в один ряд(однорядкой) на пуговицах до самой шеи. Спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками.Подобный треугольник в Нижегородской губернии называли «лягушкой».


Шугай — верхняя женская одежда с длинными рукавами, большим воротником или без него и с отрезной спинкой приблизительно на линии талии. Шугай был праздничной одеждой и шился из дорогих тканей: бархата, штофа, парчи, шелка.



Канаватное покрывало или канаватная фата, от названия сирийского города Канават, где изготавливался шелк, - это большой платок прямоугольной формы. Такие платки стоили очень дорого,от семи до 45-ти рублей. В поговорке «голь перекатна,а фата канаватна» означает удивление тому,что люди победнее могли носить эту дорогую вещь.

В народной одежде так же предпочитались и различные украшения и аксессуары из камня, металлов, и др. материалов. Наряды на Руси всегда славились богатой цветовой гаммой и узорами.


По костюму можно было судить из какой губернии,уезда или села бала женщина или девушка. Каждый вид одежды имел свое значение. Самой торжественной считалась красная одежда. В те времена слова «красивый» и «красный» имели одно и то же значение.



Источники для статьи: - соц сети, книга Н.П.Костомарова "Очерк Домашней жизни и нравов Великорусского народа в 16-17 столетиях"
....а так же:

Условия жизни древних восточных славян - древлян, радимичей, вятичей и др. - были такими же, как и у их соседей - скифов и сарматов. Вероятно, и одежды у них были одинаковыми. Изготовляли их древние славяне из кожи, войлока, грубой шерстяной ткани. Позже костюм восточных славян под влиянием греческих , римских и скандинавских одежд стал богаче.

Мужской костюм

Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Рубашка могла быть и без запа́ха.
Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные.
На плечи набрасывали короткие или длинные плащи, которые застегивались на груди или на одном плече. Зимой славяне надевали овчинный тулуп и рукавицы.


Женский костюм

У женщины одежда была такая же, как и у мужчин, но длиннее и шире и изготовлялась из менее грубой кожи и ткани. Белые холщовые рубашки длиной ниже колен украшались вышивкой по вырезу круглой горловины, по подолу и рукавам. На длинные юбки пришивались металлические пластинки. Зимой женщины надевали короткие накидки (душегрейки), шубки.

Обувь

В дохристианский период древние славяне носили онучи (холст, которым обертывали ногу) с подошвами, прикрепленными к стопе ремешками, а также сапоги, которые изготовляли из целого куска кожи и завязывали ремнем у щиколотки.

Прически и головные уборы

На голове древние славяне носили бронзовые обручи, круглые меховые шапки с околышем, войлочные колпаки, повязки. У мужчин были длинные или полудлинные волосы, подстриженные на лбу, и бороды.
Женщины носили головные повязки, позже - платки. Замужние славянки покрывали голову очень большим платком, спускавшимся по спине почти до пят.
Девушки волосы распускали, женщины заплетали их в косы, которые обертывали вокруг головы.

Украшения

Ожерелья, бусы, множество цепочек, серьги с подвесками, браслеты, гривны из золота, серебра, меди - вот основные украшения и мужчин, и женщин.
Женщины носили металлические головные обручи, мужчины - уборы в виде шапки, из бронзовых колец. Украшениями были и шейные кольца в форме витого обруча; гривны - густо нанизанные серебряные монеты или полуобруч с цепочками. К шейным кольцам, нагрудным цепочкам прикреплялось множество подвесок, в основном, бронзовых, в виде колокольчиков, крестов, фигурок животных, звезд и т.п., а также бусы из зеленого стекла, янтаря, бронзы.
Мужчины щеголяли кожаными поясами с бронзовыми чеканными бляхами и длинными нагрудными цепями.
Женщины с удовольствием носили серьги с подвесками, височные кольца, скалывали на плечах верхнюю одежду красивыми парными булавками.
И мужчины, и женщины носили браслеты и перстни - гладкие, с узорами, или спиралевидные.

Костюм Древней Руси (10-13 века)

После принятия христианства на Руси распространяются византийские обычаи, а также и византийская одежда .
Древнерусский костюм этого периода становится длинным и свободным, фигуру он не подчеркивал и придавал ей статичность.
Русь торговала с восточными и западноевропейскими странами, и знать одевалась, в основном, в привозные ткани, которые называли «паволок». Это и бархат (с тисненым рисунком или шитый золотом), и парча (аксамит), и тафта (шелковая узорная ткань с рисунком). Покрой одежды был простой, и различалась она главным образом качеством тканей.
Женские и мужские наряды богато украшались вышивками, жемчугом, отделывались мехами. На костюмы знати шел дорогой мех соболя, выдры, куницы, бобра, а крестьянская одежда шилась из овчины, заячьего, беличьего меха.

Мужской костюм

Древний русич носил рубаху и штаны («порты»).
Рубаха - прямая, с длинными узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался шнуром или застегивался пуговицей. Иногда на рукава вокруг кисти надевали нарядные, из дорогой ткани, с вышивкой «зарукавья» - прототип будущих манжет.
Рубахи шили из ткани разных цветов - белой, красной, сине-голубой (лазоревой), украшали вышивкой или тканью другого цвета. Носили их навыпуск и подпоясывали. У простолюдинов были холщовые рубахи, которые заменяли им и нижнюю, и верхнюю одежду. Знатные люди поверх нижней рубахи надевали еще одну - верхнюю, которая расширялась книзу, благодаря вшитым в бока клиньям.
Порты - длинные, неширокие, сужающиеся книзу штаны, которые подвязывались на талии шнурком - «гашником». Крестьяне носили холщовые порты, а знать - суконные или шелковые.
Верхней одеждой служила «свита». Она также была прямой, длиной не ниже колен, с длинными узкими рукавами, книзу расширялась за счет клиньев. Свита подпоясывалась широким поясом, к которому подвешивался кошелек в виде мешочка - «калита». Для зимы свиту делали на меху.
Знать также носила небольшие прямоугольные или округлые плащи «корзно», имевшие византийско-римское происхождение. Их накидывали на левое плечо и застегивали пряжкой на правом. Или же прикрывали оба плеча и застегивали спереди.

Женский костюм

В Древней Руси красивыми считались женщины со статной фигурой, белым лицом, ярким румянцем, соболиными бровями.
Русские женщины заимствовали восточный обычай красить лицо. Они покрывали лицо густым слоем румян и белил, а также чернили брови и ресницы.
Женщины, как и мужчины, носили рубаху, но длиннее, почти до ступней. На рубахе вышивались орнаменты, она могла присобираться у шеи и обшиваться каймой. Носили ее с поясом. У богатых женщин было две рубахи: нижняя и верхняя, из более дорогой ткани.
Поверх рубашки надевалась юбка из пестрой ткани - «понёва»: сшитые полотнища оборачивали вокруг бедер и подвязывали на талии шнуром.
Девушки надевали поверх рубахи «запону» - сложенный пополам прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Запона была короче рубахи, по бокам не сшивалась и всегда подпоясывалась.
Праздничной нарядной одеждой, надевавшейся поверх поневы или запоны, был «навершник» - вышитая туника из дорогой ткани с короткими широкими рукавами.

На женщине: двойная рубашка с узорчатым поясом, плащ, скрепленный фибулой, поршни

На мужчине: плащ-корзно и холщёвая рубашка с поручьями

Великокняжеский костюм

Великие князья и княгини носили длинные и узкие туники с длинными рукавами, в основном, синего цвета; затканные золотом пурпурные плащи, которые застегивались на правом плече или груди красивой пряжкой. Парадным убором великих князей был венец из золота и серебра, украшенный жемчугом, самоцветами и эмалями, и «бармы» - широкий круглый воротник, также богато украшенный драгоценными камнями и медальонами-иконами. Царский венец всегда принадлежал старшему в великокняжеском или царском роде. Княгини под венец надевали покрывало, складки которого, обрамляя лицо, ниспадали на плечи.
Так называемая «шапка Мономаха», опушенная собольим мехом, с алмазами, изумрудами, яхонтами, и крестом наверху, появилась гораздо позже. Существовала легенда о ее византийском происхождении, согласно которой этот убор принадлежал деду Владимира Мономаха по матери - Константину Мономаху, и Владимиру его прислал византийский император Алексей Комнин. Однако установлено, что шапка Мономаха была изготовлена в 1624 г. для царя Михаила Федоровича.

костюм князя: узорчатая шуба, рубаха, украшенная каймой

костюм княгини: верхняя одежда с двойными рукавами, византийский воротник

На женщине: опашень, подбитый мехом, шапка с атласным околышем, жемчужные поднизи поверх покрывала.

На мужчине: парчовый кафтан с воротником-козырем, сафьяновые сапоги

Костюм воинов

Древнерусские воины поверх обычной одежды носили короткую, до колен, кольчугу с короткими рукавами. Она надевалась через голову и подвязывалась кушаком из металлических блях. Кольчуги были дорогими, поэтому простые воины носили «куяк» - кожаную рубаху без рукавов с нашитыми на ней металлическими пластинками. Голову защищал остроконечный шлем, к которому изнутри прикреплялась кольчужная сетка («бармица»), закрывающая спину и плечи. Воевали русские воины прямыми и кривыми мечами, саблями, копьями, луками и стрелами, кистенями и топорами.

Обувь

В Древней Руси носили сапоги или лапти с онучами. Онучи представляли собой длинные куски ткани, которые обертывали поверх портов. Лапти к ноге привязывали завязками. Зажиточные люди поверх портов носили очень толстые чулки. Знать обувалась в высокие сапоги без каблуков, сработанные из цветной кожи.
Женщины также носили лапти с онучами или сапоги из цветной кожи без каблуков, которые украшали вышивкой.

Прически и головные уборы

Мужчины стригли волосы ровным полукругом - «в скобку» или «в кружок». Бороду носили широкую.
Шапка была обязательным элементом мужского костюма. Изготавливались они из войлока или сукна и имели форму высокого или низкого колпака. Круглые шапки оторачивались мехом.

Замужние женщины ходили только с покрытой головой - это было строгой традицией. Самым тяжелым оскорблением для женщины было сорвать с нее головной убор. Его женщины не снимали даже при близких родственниках. Волосы покрывались особым чепцом - «повойником», а поверх него надевался белый или красный полотняный платок - «убрус». У знатных женщин убрус был шелковым. Его закрепляли под подбородком, оставляя свободными концы, украшенные богатой вышивкой. Поверх убруса надевали круглые шапки из дорогой ткани с меховой оторочкой.
Девушки носили волосы распущенными, перевязывая их лентой или тесьмой, или заплетали в косы. Чаще всего коса была одна - на затылке. Головным убором девушек был венец, нередко зубчатый. Делали его из кожи или бересты и обтягивали золотой тканью.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян