Дарим цветы        19.07.2019   

Необычный подход. Проблемы патриотического воспитания в современной школе

Актуальность: Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.


Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться. В данном проекте мы обращаемся к теме 70-летия Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений.


Цели проекта: Донести до подрастающего поколения значение Победы советско­го народа в Великой Отечественной войне. Вызвать интерес к военной ис­тории нашей Родины. Помочь детям сохранить в памяти этот светлый праздник. Создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.


Задачи проекта: Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину. Создать условия для восприятия целостной картины самой кровопро­ летной и страшной из войн в исто­рии человечества. Знакомство детей с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению. Организация домашней беседы детей с родителями о родственниках- участниках Великой Отечественной войны (Организация поисковой деятельности детей по сбору информации о родственниках-участниках Великой Отечественной войны).



Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни.

В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

Система военно-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Средняя общеобразовательная школа № 27 существует 18 лет. Семнадцать лет работает в ней историко-краеведческий центр “Родина”. Этот центр имеет очень разносторонние направления в своей работе: “История школ города”, “Педагогические династии”, “Балаковцы - участники Великой Отечественной войны” и т.д.

Но уже через три года стало ясно, что тема военного патриотизма столь широка и разнообразна, что требуется выделить ее в отдельное направление. Так на базе одного из шести кабинетов истории возник военно-патриотический клуб “Родина”, который я и возглавил. В своей работе военно-патриотический клуб “Родина” выделяет четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная и военно-конструкторская.

Поисковая секция военно-патриотического клуба “Родина” работает по двум основным направлениям: военно-краеведческая и поисковая. В работе военно-краеведческой группы клуба задействованы все классы среднего и старшего звена. В результате планомерной работы был собран библиографический материал о бывшем командире белорусской партизанской бригады “За Родину”, жителе нашего города, Федоре Семеновиче Харланове. Изучая биографии знаменитых земляков, ребята установили, что имя жителя нашего города, Георгиевского кавалера И.К. Хрулькова высечено в Георгиевском зале Кремля, а имя его внука, Героя Советского Союза Валентина Кирилловича Ерошкина, высечено в зале Славы на Поклонной Горе. Совсем недавно мы закончили работу по изучению биографии бывшего командира 28 Псковского гвардейского минометного полка Ясюнасе Михаиле Николаевиче. Огромная роль в работе поисковой секции клуба отводится подготовке учащихся старших классов к службе в рядах Вооруженных Сил, отсюда тесная связь со вторым отделом городского военного комиссариата. Несколько лет подряд мы приглашаем к нам школу бойцов балаковского ОМОНа, солдат и офицеров, служивших в различных “горячих точках”, ветеранов Великой Отечественной войны. Среди них первый командир и фактически создатель Балаковского ОМОНа Сергей Викторович Хальметов, воевавший в Чечне, сержант запаса Виктор Иванович Бабакин, выполнявший свой интернациональный долг в Афганистане, защитница саратовского неба в годы Великой Отечественной войны Александра Федоровна Новикова и многие другие.

Более четырех лет ученики старших классов работают в городском поисковом центре “Набат”. В течение трех лет восемь ребят были в шести экспедициях по розыску и подъему солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны в районе города Кириши Ленинградской области, где сражалась 2 ударная армия генерала А.А. Власова, набранная в основном из уроженцев Саратовской и Пензенской областей.

Только в двух последних экспедициях было поднято 139 останков советских солдат, часть из которых 9 мая 2006 года были перезахоронены на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге. Было найдено восемь “смертных” медальона, и в марте 2006 в течение недели 2 ученика работали в Центральном архиве Министерства Обороны в Могилеве, разыскивая адреса этих солдат. Двое из них оказались жителями Саратовской области. В настоящее время один из старшеклассников нашей школы находится в экспедиции в составе городского поискового отряда на “Невском пятачке” (см. приложение №3).

Но если участие в поисковой работе требует усиленной физической подготовки и выносливости, то военно-конструкторская работа этого не требует, зато привлекает мальчишек всех возрастов своей возможностью окунуться в мир крепких, мужественных и выносливых мужчин через изучение и конструирование моделей оружия и военной техники. Благодаря кропотливой работе в течение пяти лет собран материал об истории реактивной артиллерии России и история создания знаменитых “Катюш” - (БМ-13, БМ-18, и БМ-31 собран богатейший материал по истории создания различного стрелкового оружия времен Второй Мировой войны, бронетехники всех стран мира и многое другое (например, история создания спецподразделений войск СС, спецподразделений итальянских ВМФ и др.). На сегодняшний день кабинет имеет более 50 различных моделей и один макет “Штурм Сапун - горы советскими войсками 9 мая 1944 года”, созданный руками учеников 9-х и 10-х классов. Оформительский центр клуба плодотворно занимается сбором и оформлением материалов к различным военно-историческим датам и событиям. Их руками оформлены планшеты и стенды в самом кабинете.

С момента создания клуба в кабинете проводятся лекции и беседы с разновозрастными классами и группами учащихся. В старших классах лекции проводит сам учитель, а в среднем и младшем звене – ученики 9-11 классов, подготовленные по определенному разделу экспозиции.

В течение пяти последних лет стало в школе традиционным проведение месячников военно-патриотического воспитания совместно с учителями ОБЖ. Систематически проводятся литературно- художественные вечера по определенной тематике - (например, в феврале 2008 был проведен литературный вечер “И помнит мир спасенный”, посвященный 60-летию Сталинградской битвы) с просмотром художественного фильма “Звезда” и приглашением руководителя городского поискового центра “Набат” Ерохина О.А.

Большую помощь в военно-патриотической работе мне оказывает кабинет, созданный при помощи и руками моих учеников. Здесь представлены тематические планшеты, посвященные основным сражениям Великой Отечественной войны, экспонаты, найденные поисковиками на местах боев, макеты оружия и боевой техники времен войны.

Сейчас уже можно сказать и о некоторых результатах этой работы - выпускники стремятся все больше и больше поступать в военные училища, высшие школы и училища МВД. 9 человек в настоящее время являются курсантами различных военных училищ и военных академий. Среди тех, кто принимает участие в работе клуба, нет ни находящихся на учете в ОППН, ни неуспевающих. Эти ребята гордятся своей Родиной и имеют свою жизненную позицию, основанную на глубочайшем уважении к славе своих отцов, дедов и прадедов.

А самое главное, что несет наша работа- это осознание детьми того, что историей русского народа стоит гордиться, что наш народ всегда готов героически отстаивать любимую Родину вне зависимости от политики и экономики в стране.

Патриотическое воспитание: актуальность, цели, задачи

История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические, духовно – нравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации, когда ей плохо. Патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно – деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.

В настоящее время насаждается культ развлечений и потребительства, эрзац – культуры, ложные жизненные ценности. Вместо Матросовых, Карбышевых, хороших матерей и отцов символами становятся - деньги, гламур, «рублевка», успех любой ценой. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Если такая модель утвердится окончательно, то наш народ может превратиться в бездумное население, а рядом сплоченные идейно цивилизации: мусульманский мир, растущий Китай, проявляющие имперские амбиции Соединенные Штаты Америки.

Следовательно, одним из аспектов обеспечения национальной безопасности нашей страны является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

Цели патриотического воспитания:

  • Воспитание у учащихся чувства патриотизма;
  • Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
  • Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
  • Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
  • Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.

Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
  • формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
  • физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
  • методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
  • активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
  • воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях

Людмила Телешенко
Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников . А нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении личности патриота .

Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение , гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач :

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду ;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Проблема воспитания гражданина- патриота древняя , как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Нравственно-патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Однако это лишь предпосылки. Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где человек родился.

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности , приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Наш детский сад предполагает решение такой проблемы. Мы прививаем детям любовь к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе. Формируем задачи духовно-нравственных ценностей. Наши воспитанники принимают активное участие в различных мероприятиях, фестивалях и конкурсах разного уровня. В связи с этим у нас появилась необходимость в оснащении наглядного оборудования : в костюмах, музыкальных инструментах, реквизитах, дидактического и демонстрационного материала и приобретение современного ИКТ и ТСО. В ходе разучивания музыкально-ритмических движений и постановки танцев появилась острая проблема в необходимости должности хореографа.

Многолетний опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений , воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре русского народа. Приближая детей к познанию русской народной песни, игре на народных инструментах было решено организовать фольклорный кружок «Берёзка» . В ходе диагностирования детей старшего возраста были выявлены самые способные дети. Предложив заниматься дополнительно в кружке, дети с удовольствием откликнулись посещать его. Мы с большим интересом поём народные песни и играем на инструментах. Но для более глубокого обучения необходимо расширить материальные возможности по приобретению музыкальных инструментов и наглядных пособий.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально . Это связано с введением нового Федерального образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды в ДОУ. Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Взаимодействие с социумом

Наш детский сад работает в тесном контакте с культурно-образовательными учреждениями социума : составлен договор с Детской школой искусств, православной школой, театральными студиями, краеведческим музеем, где дети познают историю родного города, района, края. Необходимо расширить связь по сотрудничеству с другими развивающими центрами, чтобы наши воспитанники могли глубже изучать актёрское мастерство, знакомились с декоративно – прикладным творчеством. Для этого нам необходимо расширить материальные возможности для реализации планов работы.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т. д.) – можно будет говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ . Говоря о воспитании патриотизма , мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.

Публикации по теме:

Тренинг гармоничных детско-воспитательских отношений в контексте нравственного воспитания подрастающего поколения Практикум к педагогическому совету на тему: «Тренинг гармоничных детско-воспитательских отношений в контексте нравственного воспитания подрастающего.

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников Маленькая Родина все равно, Большая, ведь она единственная. Ж. Ренар Моя малая.

В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования.

Доклад «Православная культура и воспитание подрастающего поколения» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дарование» ДОКЛАД Православная культура и воспитание.

Село Большой Карай на реке Хопер основано в 1612 году казаком Григорием Черным. Каждый год в июле месяце мы все вместе отмечаем праздник.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание подрастающего поколения» Консультация для воспитателей на тему "Московский Кремль" Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения Здравствуйте уважаемые коллеги. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы,.

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая.

Роль семьи в воспитании подрастающего поколения Роль семьи в воспитании ребенка Как часто мы слышим: «У меня совершенно нет времени на ребенка, на семью…» Порой мы сами это и говорим.

Сказкотерапия в работе с родителями. Роль труда в воспитании подрастающего поколения или как убедить родителей в пользе труда Роль трудовых действий, труда в жизни неоценима – это двигатель прогресса. Сила, позволяющая быть ответственным, целеустремленным, действенным,.

Библиотека изображений:

Елена Онищенко
Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в современном мире

Первые чувcтва граждaнственнoсти и патриотизма . Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ : дошкольникам , особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма , который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания .

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том , что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей . Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких

Патриотизм – любовь к Родине , преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте .

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни : территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Патриотическое воспитание – процесс освоения , наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству.

Но как воспитать эту любовь ? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении личности патриота . С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины

Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания : на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках перед ребенком открывается первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности : любовь к родителям и семье, людям, которые сопровождают его в первые годы жизни, к месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться такие чувства и черты характера, которые несоизмеримо связывают его с народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет .

Малыш естественно и легко впитывает впечатления от картин родной российской природы, быта, традиций, обрядов, нравов людей, среди которых живет.

Суть патриотического воспитания состоит в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания , воспитания чувства любви к Отчизне.

Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые : К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.

В наше время этой проблемой занимаются Л . А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Л. Л. Семенова, Ю. М. Новицкая, Р. И. Жуковская и другие.

Научные исследования О. И. Жуковской, А. А. Люблинской, Т. А. Марковой, Р. С. Буре, М. Д. Маханёвой в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам , особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств . Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями .

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ » ) .

Одной из основных задач ФГОС ДО, является : «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» .

Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО .