Необычные растения        20.04.2019   

Нод экспериментирование старшей группе по фгос. Конспект нод по экспериментированию в старше - подготовительной группе. Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудеса и превращения

Название: Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД,опытно – экспериментальная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад №210
Месторасположение: г. Пермь

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа».

Тема: «Магнит и его свойства» .

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи: — познакомить детей с понятием «магнит»;

Сформировать представления о свойствах магнита;

— актуализировать знания детей об использовании магнита человеком;

— развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;

— развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.

Ход совместной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель зовёт к себе детей и говорит: «Ребята, у нас сегодня в группе кто- то побывал.

Посмотрите, что изменилось, (появился сундук и диск).

Интересно от кого? (На диске изображен Пин)

Вы узнали кто это?

— Что это может быть?

— А зачем же он к нам приходили?

— Может ответ на диске?

Я поставлю диск и мы посмотрим что же нам хотят сказать наш друг »

Включаем диск: «Здравствуйте ребята! Я в этом сундуке для вас приготовил сюрприз, но что бы его получить найдите ключ и откройте замок. А поможет вам в этом магнит. Удачи вам, ребята!».

Вос.: Да вот это задачку загадал нам Пил.

А вы знаете что такое магнит? (Ответы детей).

Какой магнит (дети рассматриваю магниты в руках)

Магнит- это кусок металла, который притягивает железные предметы.

Теперь мы точно знаем что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. Посмотрите, что бы мы ни чего не перепутали, направление нам укажут стрелки. Отправляемся на поиски?

Основной этап:

Идут к столу с первым заданием.

И вот мы с вами на месте, давайте прочитаем первое задание: «НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ».

Опыт 1: на подносах лежак ключи из различных материалов (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, дерево, металл и т. д.).

Вос.: Ребята посмотрите как же много ключей, как среди них найти нужный нам ключ?

(Нашли нужный ключ).

Давайте возьмём каждый по ключу и проверим а вдруг ещё какой- нибудь притянется к магниту. (Дети нет).

А почему?

А из каких материалов были ваши ключи?

Вывод: И что у нас получилось? (Дети: только железный ключ притянулся к магниту, а предметы из дерева, бумаги и т. д не притягиваются).

А вот и второе задание. «КАК ДОСТАТЬ КЛЮЧ ИЗ СТАКАНА НЕ ЗАМОЧИВ РУК?».

Опыт 2 : на столе в стакане с водой лежит ключ.

— Ребята очень интересно а как же нам достать ключ и не замочить руки. (Ответы детей).

А я вспомнила один интересный способ: «если вести магнитом по стенке стакана, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через пластмассу и воду».

Смотрите что у нас получится.

Хотите попробовать достать железный предмет из воды? (ДА).

Опустите в стаканы с водой по одной скрепке и при помощи магнита постарайтесь ее достать. (Достают скрепки).

Какой можно сделать Вывод: (Магнит очень сильный, его сила проходит через пластмассу и воду)

Молодцы у нас всё получилось и мы выполнили ещё одно задание. Вперед.

Ребята посмотрите ещё одно задание: «ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ?».

Опыт 3: Посмотрите,кроме песка на столе лежат схемы. Давайте вместе посмотрим и подумаем что нам нужно сделать?

(Читаем схемы: 1. нужно взять коробку с песком, 2 взять магнит, 3 провести магнитом над песком, 4 зарисовать что нашли в песке).

Молодцы, а теперь можно приступить к работе.

У всех получилось найти спрятанный предмет?

У меня был …….

А у вас что?

Какой можно сделать вывод?(Молодцы все предметы в песке отыскали, а это значит что магнитные силы свободно походят через песок.)

Но нам нужен ключ берём его и отправляемся дальше.

А вот и новое задание «ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ»

Опыт 4: посмотрите 3 ключа у нас есть, а здесь лежит ещё один. Что бы выполнить данное задание нам нужно разделится на пары.

Посмотрите что мы будем делать. (на листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, но магнит должен быть под листом).

Проводят ключ по лабиринту.

У вас получилось пройти сложный лабиринт?

Вывод: потому что магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения.

Продолжаем движение по стрелкам.

Возвращаемся к сундуку.

Вос.: Ну вот все задания выполнены, у нас все получилось.

А знаете почему?

Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.

Ребята посмотрите мы с вами нашли 4 ключа, а замок один.

Как же нам выбрать ключ который откроет замок? (Ответы детей)

(на столе схема нужного ключа).

(Ребёнок берёт схему)

Вос.: Схема, что с ней нужно сделать? (Ответы детей).

Правильно давайте попробуем приложить ключи и найти нужный.

Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим что для нас приготовил Пин.

(Достают магнитный конструктор)

Да действительно конструктор и не простой а магнитный. Вот оказывается из магнита ещё и конструкторы делают. А может вы знаете где ещё используют магнит. (Ответы детей).

Ребята посмотрит Пин нам ещё что то хочет сказать.

«Молодцы ребята вам удалось открыть сундук. И вы узнали очень много нового о магните, а сейчас посмотрите где ещё люди используют магнит».

Заключительный этап: Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вам понравилось?

А что вы узнали сегодня нового о магните?

Что вам понравилось?

А где вы захотели использовать магнит?

А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните?

Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит мы узнаем в следующий раз.

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Очкуровский детский сад»

Николаевского муниципального района Волгоградской области

404048 Волгоградская область, Николаевский район

с. Очкуровка ул. Терешковой, 5 тел; 8-8449-45-25-11

ИНН/КПП 3418101095/341801001

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

«Каменная страна»

подготовительная к школе группа

подготовила воспитатель:

Олейникова Татьяна

Петровна

с. Очкуровка

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, шершавая, ровная, шероховатая); температура (теплый, холодный); вес (легкий, тяжелый), плавучесть (тонет в воде). Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие: развивать визуальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе. Воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Материал и оборудование.

Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.

Сундучок ощущений.

Большой камень «Профессор -Глыбович» (с наклеенными глазами и ртом).

Магнитная доска.

Набор схем-рисунков, указка.

Шапка ученого.

На каждого ребенка: средние подносы, набор камней, лупы, емкость с водой, кусок пластилина, ложка, салфетки.

Коллекция камней (для рассматривания).

Ноутбук, слайды с изображением каменных построек (мосты, здания, станции метро, скульптуры, каменные ограждения).

Сладкие разноцветные конфеты для сюрпризного момента.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П. Бажова «Каменный цветок». Загадывание и разгадывание загадок (камни, горы).

Словарная работа. Жесткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Методы и приемы.

Наглядный: фотографии, картины гор и горных ландшафтов, камень «Профессор -Глыбович», набор схем-рисунков, коллекция камней, слайды с изображением каменных построек.

Словесный: приветствие, рассказ, вопросы к детям, напоминания, загадывание загадок, объяснение и указание воспитателя на выполнение поставленной задачи, поощрение.

Игровой: дид.игра «Отгадай, что в сундучке», игра разминка «Подними ладошки выше».

Практический: экспериментальная деятельность: работа с приборами (лупы), постановка, проведение и обработка результатов проведенных опытов.

Технический: ноутбук.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, наша группа превратилась в научную лабораторию, а вы в ученых. Подойдите к столу. Что на нем лежит? (ответы детей).

Правильно, это сундучок ощущений. Вам необходимо с помощью ваших чувствительных пальчиков определить, что же там находиться. (Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола, по очереди просовывают руки с двух сторон в сундучок и ощупывают предмет.)

Ребята, что лежит внутри сундука? (ответы детей)

Правильно камень. Ой, ребята посмотрите (показывает камень) какой красивый камень у нас сегодня в гостях.

Камень: Здравствуйте друзья! Но я не просто камень, я Профессор-Глыбович. Я приглашаю вас посетить мою удивительную « Каменную страну». Для вас, у меня есть интересная загадка. Если вы ее отгадаете правильно, то узнаете, что мы сегодня будем изучать.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годиться на тысячу лет.

Он может быть мелким в ладошке лежать

Тяжелый, большой-одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)

Камень: Молодцы, ребята, я очень рад, что вы отгадали загадку и смогли на ощупь определить, что лежит в сундуке. Я сегодня самый гостеприимный, и приглашаю посетить вас мою «Каменную страну». В ней сегодня собрана коллекция камней и выставка картин на которых изображены горы, я предлагаю вам их посмотреть.

А где можно встретить камень?

Дети: в море, на улице, на реке, в горах.

Воспитатель: Правильно, камни в нашей жизни играют большую роль, хотите узнать много интересного о свойствах камней? (ответы детей)

Проходите и присаживайтесь за столы. Сегодня мы с вами станем учеными и будем проводить опыты с камнями.

Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы.

Опыт № 1.Определение цвета и формы.

Воспитатель: Рассмотрите камни лежащие перед вами. Все они разные. Внимательно осмотрите все камни, какого они цвета, и какой формы? Выложите в ряд камни, от самого большого, до самого маленького.

Дети проводят опыт, делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, белый, коричневый, красный, синий и т. д.)

Скажите, какими по форме и цвету бывают камни?

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт № 2.Определение размера.

Воспитатель: Ребята, скажите у вас камни одинакового размера?(ответы детей)

Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний (дети выполняют).

Что же можно сказать о размерах камней?

Ввод: камни бывают разных размеров.

Опыт № 3.Определение характера поверхности.

Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобятся наши чувствительные пальчики. Погладьте по очереди каждый камень. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями).

Покажите мне самый гладкий камень и самый шершавый. Гладкий потому, что у него нет острых углов и он находился под действием воды и песка. Поэтому поверхность некоторых камней гладкая.

Вывод: камень может быть гладким и шершавым.

Опыт № 4.Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. Возьмите лупы и рассмотрите камни. Что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, углубления, дорожки, ямочки узоры и т. д.)

Молодцы, вы сегодня очень внимательны. Но я вижу, что вы немного устали, давайте проведем разминку.

Физкультминутка:

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло?

Вышла крыша,

А под крышей-мы с тобой.

(Дети складывают руки над головой)

Подними ладошки выше

А потом сложи дугой.

Что же вышло?

Вышли гуси-вот один,а вот другой.

(Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук)

Подними ладошки выше

И сложи перед собой.

Что же вышло?

Вышел мостик,

Мостик крепкий и прямой.

(Дети складывают руки перед грудью одна на другую «полоской»)

Молодцы ребята присаживайтесь. У есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, правильно взвешивают.

Опыт № 5.Определение веса.

Воспитатель: Ребята представьте, что ваши ладошки это чашечки весов. Кладите камни по очереди на ладошки и покажите самый легкий и самый тяжелый.(Дети выполняют задание)

Вывод: камни по весу бывают разные: тяжелые и легкие.

Опыт № 6.Определение твердости.

Воспитатель: Ребята возьмите в одну руку средний камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите сильно обе ладошки. Что произошло с пластилином? (Он изменил форму). А с камнем?(Форма осталась прежней).

Ребята, а как его можно сделать теплым? (Версии детей.)Я предлагаю вам нагреть камень с помощью нашего дыхания. Возьмите камень в ладошки. Через нос вдыхаем воздух, а выдох делаем через рот, губы трубочкой (3 раза). Что произошло? (Камень стал теплым.)

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Камень: Ой ребята какие вы молодцы! Мне очень понравилось наблюдать за вашими опытами. Вы очень внимательны и правильно делали выводы о свойствах камней, молодцы! А сейчас я приглашаю вас посмотреть слайды с фотографиями на которых изображены каменные сооружения.

(Дети рассаживаются возле монитора и рассматривают слайды. На которых изображены горные массивы причудливой формы, каменные сооружения: дома, замки, мосты, ограждения памятники и т. д.)

Воспитатель: Спасибо вам «Профессор-Глыбович» за то, что разрешили провести опыты в вашей «Каменной стране», и показали нам интересные слайды-фотографии. Мы с ребятами очень много узнали интересного о свойствах камней и хотим подвести итог нашего занятия. Ребята! Посмотрите пожалуйста на доску, у нас получилось необычное письмо о свойствах камней. Письмо в схемах и рисунках. Кто хочет стать ученым, надеть шапку Бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.)

Камень: Молодцы ребята! Это письмо в схемах я оставлю себе на память. Буду на него смотреть и вспоминать о вас. А за то, что вы посетили мою «Каменную страну», я угощаю вас сладкими, разноцветными конфетами.

Воспитатель: Спасибо вам «Профессор-Глыбович» нам с ребятами очень понравилось в вашей удивительной стране. И мы с удовольствием к вам еще раз придем в гости. До свидания.

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность.

Цель: Прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи по образовательным областям:

«Познание»

Развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить читать схемы;

«Социализация»

Умение общаться со сверстниками во время проведения опытов

«Безопасность»

Закрепить правила безопасности при проведении опытов

«Коммуникация»

Развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре.

Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение делать выводы, умение читать схемы

Предварительная работа: чтение стихотворений о воде, наблюдение на прогулке за лужами (отражение предметов), наблюдение за водой в аквариуме, опыты с водой (течет, разливается, не имеет формы), предшествующее занятие по ознакомлению свойств воды.

Активизировать словарный запас: прозрачная, бесцветная, жидкая, жидкость, без запаха.

Оборудование: звуки в записи, магнитная доска с изображением схемы свойств воды

Материалы: белые халаты, символы свойств воды на доске, салфетки, для каждого ребенка: три пластиковых стакана, с водой, молоком, пустой; камушки, по кусочку лимона на блюдце.

Ход занятия: 1 часть

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы будем работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем? Вы должны отгадать:

Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В лужи, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Воспитатель: - Правильно, это вода. Сегодня мы с вами поговорим о воде, узнаем много нового, а так же повторим то, что знаем.

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим

Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.

Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)

Посмотрите, ребята, это схема свойств воды, результаты наших опытов мы будем отмечать вот такими символами. На доске: три схемы (вода прозрачная, вода жидкая, чистая вода не имеет запаха).

2 часть Экспериментальная

Опыт 1. «Вода прозрачная» (на определение прозрачности и цвета воды).

Воспитатель: - Ребята, перед вами стоят 2 стакана. Скажите что в них налито? (Молоко и вода.)

Положите в оба стакана камушек. Сравните их, что заметили? В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с молоком камень не виден, а в стакане с водой – виден?

Вывод. Вода прозрачная, можно сказать бесцветная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.

Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ прозрачности воды)

Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас немного отдохнём.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения правой рукой

И на дорожку – обе руки перед собой

Льётся, льется – ой-ой-ой! – покачивание головы

Побежали мы домой – бег на месте.

Опыт 2. «Вода жидкая, она льется»

Воспитатель: - ребята, вернемся в нашу лабораторию и продолжим наши опыты с водой, чтобы узнать еще одно интересное свойство воды. Перед Вами два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Аккуратно перелейте воду из одного стакана в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая). Правильно вода жидкая, ее можно перелить, разлить, вода имеет свойство растекаться, поэтому воду называют – жидкостью. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее можно переливать из стакана в стакан, её называют жидкостью.

Отметим результат нашего опыта.

Опыт 3. "У воды нет запаха"

Воспитатель: - Мы с Вами уже выяснили, что вода не имеет цвета, что вода жидкая, а теперь попробуем выяснить, имеет ли чистая вода запах. Перед вами один стакан с чистой водой, понюхайте чистую воду, чем пахнет чистая вода? А теперь, в другой стакан с водой положите кусочек лимона, понюхайте и почувствуйте запах, чем пахнет вода с лимоном (лимоном). Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Вывод: чистая вода не имеет запаха, вода может пахнуть лишь, тем, что в нее положили.

Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ)

Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на получившуюся таблицу. Расскажите, какие свойства воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории. Вода прозрачная, сквозь неё видны все предметы. В спокойном состоянии вода отражает предметы. Чистая вода не имеет запаха. Воду можно перелить, разлить потому что она жидкая, а еще воду называют жидкостью.

Релаксация «Ходят капельки по кругу»

Закрыли глазки. Представим, Я мама Тучка, а вы детки – Капельки, и нам пора отправляться в путь. Капельки наши прыгают, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе. Встретились ручейки и стали большой речкой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой - пребольшой океан перестраиваются. Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
Сейчас я сосчитаю до 3 и вы откроете глаза. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Воспитатель: молодцы, ребята вы справились со всеми заданиями.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила смайлики, но они разные. Посмотрите все.

Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость)

Если вам сегодня было легко на занятии, вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика.

Цель: Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Способствовать развитию познавательной активности. Развивать любознательность, воображение.

Задачи: Расширять представления детей о химических свойствах окружающего мира. Познакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, растворение и т.д.). Развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы. Закреплять опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.

Материал: две картины зима и лето, парафин, лед, плитка, металлическая кружка, таз с холодной водой.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.

Повернись налево к другу

Левую дай руку другу

Шаг назад, и два – вперед!

Влево – вправо поворот!

Покружимся, повернемся

Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок

Станет тесным наш кружок!

Покружились, потолкались

Повернулись, разбежались!!!

Вижу, Вы, готовы, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся в нашу лабораторию, которую создали в нашей группе.

— Что такое лаборатория?

Мы будем лаборантами.

— Кем, вы будете? (лаборантами).

Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

  • Внимательно слушать старшего лаборанта.
  • Не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания.
  • Соблюдать правила безопасности.

Приготовились: « 1,2,3,4,5

Вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь».

Внимание на монитор посмотрите, какие герои в лаборатории сегодня у вас в гостях.

Как, зовут этих героев? (Винни – пух, пятачок)

Что же сегодня приготовили для вас эти замечательные герои «Диснея», сейчас и начнем узнавать.

Также интересный материал по экспериментально – опытнической деятельности:

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) . Тогда слушайте.

Дел у меня немало – я белым одеялом
всю землю укрываю, в лед реки превращаю,
белю леса, поля, дома, а зовут меня… (Зима)

Как хорошо, привольно жить!
Играй — и некуда спешить!
Устал на улице играть —
Иди купаться, загорать. —
Всё в мире солнышком согрето,
Пришло оно, настало …!
Ответ (Лето)

Скажите, зима сразу превратится в лето?

Нет, сначала зима, потом будет весна, а затем лето.

Весной бывает холодно? (да) А тепло бывает? (да)

Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это зима и лето одновременно: иногда холодно – но чаще? (тепло). Светит солнце, снег и лед начинают таять. Все теплее и теплее на улице. А потом, наступает? (лето). После лета, наступит? (осень). Осенью все холоднее и холоднее даже скажут нам об этом наши гости, но иногда еще бывает тепло. Значит осень – это уже не лето, но и ещё, ни зима. Осень это и зима и лето одновременно.

А что, бывает зимой? (снег, лед)

Лед, какой? (холодный, твердый и т.д.).

Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите кусочек льда. Как только вы его взяли, что происходит? (начал таять).

От чего так происходит? (от теплоты рук).

Попробуйте сломать?

Возьмите лед и посмотрите через него на свой палец?

Что скажите своим друзьям, лед какой? (лед прозрачный)

Молодцы! Теперь возьмите рядом на тарелочке другой кусочек.

Они похожи? Что это такое вы знаете? Может, быть, знают ваши друзья?

Не знаете, а знаю – это парафин (хоровое и индивидуальное повторение).

Какой парафин? (твердый, непрозрачный и т.д.)

Как вы думаете, может ли парафин стать жидким.

Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (нагревали).

А как нагревали? (ладошками)

Пробуйте, нагреть парафин ладошками, получается? (нет)

Скажите, руки у вас горячие? (теплые)

Верно, теплые. Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет?

Дети: мало тепла, руки не достаточно горячие.

Как же нам быть. Если руками не получается. Может, есть что – то, что может быть еще горячее?

Дети: солнце, плита.

Ну, солнце на улице, а вот плита у нас есть. Она очень горячая!

Дети: нагревать.

Отлично, давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, поместим его в железную кружку. Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он не растает.

— Что теперь в кружке?

Дети: жидкость

— А откуда взялась жидкость, кто объяснит нашим друзьям?

Дети: Парафин после нагревания стал жидким.

Молодцы! Предлагаю отдохнуть. В круг скорее дружно встанем.

Разминка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгаем на месте

Эх! Руками машем вместе.

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь итог!

Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратится в жидкое.

— как сделать, чтобы он опять стал твердым?

Дети: охладить.

Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин стал твердым его нужно охладить.

Как это сделать? Вы знаете?

Высказывания детей.

Нужно взять холодную воду и влить туда горячий парафин.

— Что происходит с жидкостью?

Дети: Стала остывать, поменяла цвет, собралась в одно целое.

Умнички, все, верно, предлагаю потрогать парафин, каким стал.

Дети: Был парафин жидким, теперь стал твердеть.

Вывод: Горячее нагревает – холодное остужает.

Сейчас будем играть в игру, которую для вас приготовили наши друзья Винни – пух и пятачок называется «Твёрдое – жидкое». Если предмет «твердый», то приседаете и руками обхватываете колени, а если «жидкий» — встаете и поднимаете руки вверх.

Например: (брусок – вода; кирпич – чай; камень – молоко; лед – сок; пенал – коктейль; и т.д.).

Молодцы. Ребята!

Время наше подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу, скажем нашим друзьям до свидания, до новых встреч. Произнесем наши слова: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись».