Дарим цветы        10.10.2019   

НОД по познавательному развитию в мире насекомых.doc - Конспект НОД по познавательному развитию на тему "В мире насекомых". Конспект НОД по познавательному развитию детей средней группы с использованием ИКТ. Витамины План конспект нод по познавательному р

Конспект

НОД по познавательному развитию

с детьми средней группы на тему:

«В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

Цель: уточнить и совершенствовать представления детей о диких животных.

Задачи: продолжать знакомить детей с дикими животными.

Образовательные:

Уточнить представления детей о диких животных, об образе их жизни, повадках, питании и жилищах, расширять словарь детей за счёт имён существительных (дупло, нора, логово, берлога), имён прилагательных (колючий, хитрая, косолапый...)

Развивающие:

Развивать логическое мышление (отгадывание загадок, нахождение лишнего предмета среди групп одинаковых)

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать интерес к познавательной деятельности;

Материалы:

Раздаточный материал: карточки для каждого ребёнка с изображением животного и продуктами питания, простой карандаш. Медали «Знатоки природы».

Технология : игровой заинтересовывающий момент, диалог с детьми, динамическая пауза.

Форма проведения: групповая.

Предшествующая работа : рассматривание иллюстраций, беседа о животных.

Ход НОД:

Ребята, давайте поиграем в игру, а называется она "Знатоки природы". Оценивать игру будут наши гости. В конце игры мы узнаем, как наши ребята знают природу. Участвовать в игре будут две команды: команда мальчиков и команда девочек. Наша игра будет посвящена диким животным. Давайте вспомним кто такие дикие животные. (ответы детей)

Переходим к первому конкурсу нашей игры:

-"МЫ ЗНАЕМ МНОГО НАЗВАНИЙ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ"

Предлагаю детям назвать диких животных.(Дети по очереди называют диких животных). Пока наше жюри оценивает ответы детей мы приступаем ко второму конкурсу:

"ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ"

    в клубочек свернётся, в руки не даётся? (ёж)

    по веткам скачет, а не птица, рыжая, но не лисица. (белка)

    рыжая, с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом. (лиса)

    серый, зубастый по полю рыщет телят, ягнят ищет. (волк)

    быстрый прыжок, тёплый пушок, мчится с горушки, прижав ушки. (заяц)

Второй конкурс закончился, и мы приступаем к третьему.

-"ПРАВИЛЬНО ПОДБЕРИ ФРАЗУ"

    побывали мы в лесу, повстречали там.. .(лису)

    глубоко гнездо не мелко, в нём в тепле ночует...(белка)

    слышу топот чьих-то ножек - по тропинке мчится... (ёжик)

Беленький да маленький под кусточком.. .(заинька)

Начал громко он реветь узнаёте я.. .(медведь)

Серый волк в густом лесу встретил рыжую.. .(лису)

Пока наше жюри оценивает, мы немножко отдохнём.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Приготовились ребятки, начинается зарядка зайчик прыгает скок, скок через кустик и пенёк белка скачет по сучкам тут и там, тут и там мишка по утру проснулся сладко, сладко потянулся вперевалочку пошел мёду сладкого нашёл по протоптанной дорожке побежали чьи-то ножки это волк волчок бежит за ним лисонька спешит рыжая головка, хитрая плутовка.

    Мы немного отдохнули и приступаем к четвёртому конкурсу нашей игры, который называется

    "ОТГАДАЙ КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?"

    Ребята на столах у вас лежат листочки с задание. Вы должны распределить продукты питания для каждого животного.(Предлагаю детям карандашом провести линии от животного к продуктам питания, после того как дети выполнили задание уточняю какое животное, чем питается) Прошу жюри оценить этот конкурс. Приступаем к последнему конкурсу нашей игры, который называется

-"ПРОДОЛЖИ ЛОГИЧЕСКУЮ ЦЕПОЧКУ"

    предлагаю детям продолжить логическую цепочку, (лес... , дикие животные, необходимо выбрать именно диких животных среди других). Вот и закончилась наша игра, теперь наше жюри расскажет нам, чья команда лучше знает природу. Слово жюри. В конце победители награждаются "медалями - Знатоки природы".

Цель: Cистематизация представлений детей о многообразии природы.

Задачи:

  1. Уточнить и закрепить представления детей об объектах живой и неживой природы.
  2. Закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать представления об экологических ярусах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.
  3. Закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных).
  4. Развивать логическое мышление детей, учить устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Воспитывать экологическую культуру у детей в процессе познавательной, экспериментальной и продуктивной деятельности.
  6. Воспитывать бережное отношение к природе, побуждать применять полученные знания в жизни.

Оборудование: шляпа цилиндр; 2 клубка ниток желтого цвета (маленький о большой); картинки: трава, куст, дерево; карточки «Стадии развития», надувной бассейн; инструменты: сачки, пинцеты, палочки, магниты на веревочках; материалы для аппликации; медали для награждения.

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте их поприветствуем! Посмотрите, а вы ничего необычного не заметили у нас в группе? (Цилиндр)

Эмоционально – волевой тренинг.

Воспитатель: В цилиндре что-то есть…Волшебный клубочек хорошего настроения! Я хочу передать это хорошее настроение вам вместе с улыбкой, а вы передавайте его дальше друг другу (воспитатель бросает первому человеку клубок со словами «Привет!», а дети передают дальше). А сейчас положим клубочек в наш волшебный цилиндр, скажем «Абра – кадабра» и посмотрим, что будет? (достает большой клубок).

Воспитатель: Посмотрите, каким большим стал наш клубочек, в нем стало много хорошего настроения! А давайте поделимся им и с нашими гостями и скажем им «Привет!» (бросаем клубок гостям).

Мотивация.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в волшебном цилиндре есть что то еще. Это письмо, давайте прочитаем его.

«Здравствуйте ребята! Пишет вам профессор Всезнайкин. Я приглашаю вас вступить в мой клуб «Знатоки природы». Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению, люди не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред! Ребята, я надеюсь, что вы покажете свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь её настоящими друзьями и тогда, я с удовольствием приму вас в свой клуб «Знатоки природы.

Примечание: Посылаю вам волшебный Цветик – семицветик с заданиями. Правда, все лепестки на нем отпали, выполните все задания, соберите цветок и увидите, что получится. Подпись: профессор Всезнайкин».

Воспитатель: Ну что, ребята, хотите получить звание «Знатоки природы»? (Да). А вот и цветик – семицветик. (воспитатель достаёт из цилиндра серединку цветка и лепестки, на которых написаны задания, прикрепляет на доску серединку).

Воспитатель: Итак, первый лепесток и первое задание.

1 лепесток «Разминка».

Воспитатель: Ваша задача, быстро отвечать на вопросы.

Вопросы:

  • Приведите примеры живой (неживой) природы.
  • Кто из животных на себе дом носит? (Улитка)
  • У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)
  • Назовите животных, которые зимой впадают в спячку (медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук).
  • Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
  • Назовите перелетных птиц.
  • Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.
  • Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)
  • Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)
  • Почему воробья так назвали? (он воровал зерна, а люди бегали за ним и кричали: «Вора бей!»)
  • А почему сороку назвали сорокой? (на ней белое оперение, похожее на сорочку)

Воспитатель: Молодцы, ответили на все вопросы! Прикрепляем первый лепесток.

2 лепесток «Этажи леса»

Воспитатель: О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.

Скажите, как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки? (деревья)

Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям? (кусты)

Как называются небольшие растения с мягкими стебельками? (трава)

(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)

Воспитатель: Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения образуют так называемые этажи. Давайте назовем их (травы, кусты, деревья). Скажите, пожалуйста, а каких животных можно поселить на этих этажах? Кто живет внизу, в траве? Посередине, на кустах? Повыше, на деревьях? (ответы детей). Молодцы, мы справились и с эти заданием! (прикрепляет следующий лепесток).

3 лепесток «Что сначала, что потом?»

Воспитатель: Ребята, чтобы стать настоящими знатоками природы, надо знать, откуда же появляются растения и животные. Профессор Всезнайкин предлагает вам поиграть в игру «Что сначала, что потом?» и заодно он хочет узнать, как вы умеете работать в парах (дети разбиваются на пары по своему желанию).

Воспитатель: Каждой паре я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку: «Чем (кем) был и чем (кем) стал», а затем рассказать, что было сначала, а что потом.

Икринка – малёк – маленькая рыбка – взрослая рыба.
Яйца – гусеница – куколка - бабочка
Семечко – росток – цветок - плод (горох).
Яйцо-цыпленок – курица

Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием! Прикрепляем третий лепесток.

4 лепесток «Задачки – шутки»

Воспитатель: Ребята, знатоки природы должны быть не только умными, но и с чувством юмора. Профессор Всезнайкин предлагает вам решить задачки – шутки.

1) У животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

2) Наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)

3) В пруду плавало семь уток. Трое из них нырнули. Сколько уток осталось в пруду? (Семь, четыре плавают, а три под водой.)

4) Весной с юга кто раньше прилетает ласточки или воробьи? (воробьи вообще не улетают на юг)

Воспитатель: Молодцы, вижу со смекалкой и чувством юмора у вас всё в порядке! Четвёртый лепесток наш!

Динамическая пауза.

Игра «Закончи предложение и покажи движение»

Хитрая, как ….

Быстрый, как…

Голодный, как…

Неуклюжий, как…

5 лепесток «Проблемные ситуации»

Воспитатель: Ребята, в следующем задании профессор нас просит подумать и решить, кто прав из детей в следующих ситуациях.

  1. Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастался, что кормит молоком, в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.
    -А что ты сделал для своего ёжика? -спросил он у Коли.
    -А я его отнёс в лес и выпустил на волю.

Вопрос : Кто из мальчиков поступил правильно? (ответы детей)


2) Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
- А в нем яичко.
- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нем!
Девочки взяли яичко с собой.
Вопрос: Правильно ли девочки поступили? (Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло)

3) Две сестрёнки гуляли по лесу.
- Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
- Давай сорвем его и отнесём маме.
Девочки сорвали цветок, и пошли домой.
Вопрос: Правильно ли поступили девочки? (Нет. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они совсем исчезнут)

4) После дождя мальчики пошли гулять во двор.
- Посмотри, сколько червяков!
- Давай соберём их и девчонок испугаем!
- Пойдем, посмотрим, где девчонки!
Мальчики ушли и оставили банку с червяками закрытой.
Вопрос: Правильно ли поступили ребята? (Нет, они задохнутся. И червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

Воспитатель: А какие еще правила поведения в природе вы знаете, ребята? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете, как правильно вести себя в природе и за это получаете пятый лепесток.

6 лепесток «Очистим водоём»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это еще одно послание от профессора Всезнайкина. Давайте прочитаем:

«Ребята, сейчас наступила весна, а до этого была зима. Некоторые люди, к сожалению, ходили по улицам, бросали фантики, пакеты, бутылки, коробки. А зима все это закрывала снегом. Но вот снег начал таять и весь этот мусор вместе с талыми водами поплыл в водоемы. От этого мусора всем жителям воды очень плохо. Они могут погибнуть. Подумайте и скажите, как можно очистить водоемы от мусора?»

Воспитатель: Ребята, действительно весной вытаивает очень много мусора после зимы. И весь этот мусор уносит водой (ручейками) в водоемы.

Так как же помочь нашему профессору? Я предлагаем вам сейчас потренироваться в очистке пруда в группе. Согласны? (Да)

Давайте подойдем и посмотрим. Что вы видите? (Водоем весь в мусоре)

Посмотрите, какие предметы плавают на воде? Какие предметы утонули?

(Дети называют предметы, которые плавают, утонули)

При очистке пруда, что нужно сделать, чтобы не запачкаться и не поранить руки. (Дети высказывают предположения: быть осторожными, соблюдать правила безопасности, надеть перчатки и т. д.)

Но у нас перчаток нет, как же мы можем достать весь этот мусор? Подумайте, как и чем можно достать предметы, которые плавают на воде, а которые лежат на глубине? (дети высказывают свои предположения)

Да, я приготовила вам инструменты, которые вы можете использовать при очистке водоема. (Палочки, сачки, пинцеты, магниты). Кому, какой инструмент достанется, вы узнаете, выбрав карточку (дети выбирают карточки с нарисованным на обратной стороне инструментом).

Куда мы положим собранный мусор? (В мешки для мусора)

(дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы! Достали все предметы и очистили наш водоём. Прикрепляем следующий лепесток.

7 лепесток «Природоохранные знаки»

Воспитатель: Ребята, вот вы хорошо знаете правила поведения в природе, а ведь некоторые люди все - таки причиняют вред природе, загрязняют её. Как вы думаете, как им рассказать об этих правилах, с помощью чего? (с помощью предупредительных знаков). Да, а еще их называют природоохранными знаками, потому что они помогают охранять нашу природу.

Воспитатель: Вот и профессор Всезнайкин предлагает вам сделать такие знаки, чтобы научить других правильно вести себя в природе.

Давайте пройдем за столы. Посмотрите, у каждого из вас есть набор изображений для изготовления знака. Вам надо догадаться, какой именно у вас будет знак, о чем он будет предупреждать.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему знак помещают в красную рамочку? (чтобы привлекал внимание). А почему каждый знак должен быть перечеркнут? (потому что так как изображено на знаке, делать нельзя).

(дети выполняют задание, воспитатель следит за последовательным и аккуратным выполнением)

Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательные знаки у нас получились! Летом мы с вами пойдем в поход и обязательно расставим их в лесу.

Итог.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы собрали наш цветик - семицветик, значит, мы выполнили все задания! Ой, посмотрите в серединке цветка что то есть…(воспитатель открывает серединку, достает оттуда медали «Знатоки природы» и записку от профессора).

«Дорогие ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями и можете по праву называться Знатоками природы. Я с удовольствием принимаю вас в свой клуб и вручаю вам почетные значки членов клуба. Давайте вместе беречь и приумножать красоту нашей родной планеты Земля. С уважением, профессор Всезнайкин».

(воспитатель вручает детям медали – значки)

Воспитатель: Да, ребята, для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо каждому соблюдать несложные правила и быть другом природы. И я очень горжусь тем, что вы всё это знаете и умеете!


Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, игровая.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

2. Продолжить развивать умение сравнивать по длине предметы, по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, ещё уже, самый узкий (и наоборот), самый длинный, короче, ещё короче, самый короткий (и наоборот).

3. Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себе: вперёд, назад, слева, справа, сверху, внизу.

4. Закрепить представления о знакомых геометрических фигурах.

Материалы и оборудование: колокольчик, наборы полосок - "ступенек" разной ширины и длины (на каждого ребёнка); геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), елочки 7 штук, грибочки 7 штук, разрезная на геометрические фигуры картинка "ключик"; ноутбук, проектор мультимедийный, интерактивная доска, магнитная доска.

1. Организационный момент.

Дети входят в группу.

Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся, и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение).

2. Сказка.

Дети, вы любите слушать сказки? А сами хотите попасть в сказку и помочь всем сказочным героям?

Хорошо, сегодня я хочу рассказать вам сказку. Сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями.

А чтобы попасть в сказку, нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова: "1, 2, 3 - сказку покажи".

Открываем глазки, и вот мы попали в сказку.

Жил был царь. И была у него дочь-красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять. Вдруг вокруг потемнело, появились чёрные грозовые тучи, которые закрыли солнышко. И тут налетел сильный ветер, подхватил нашу царевну и унёс в тридесятое царство. Пошел её искать Иван Царевич. Идет день, идет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там жила Баба-Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду ей, и Баба-Яга обещала помочь ему, если только Иван Царевич ее развеселит.

Ребята, давайте поможем Ивану Царевечу развеселить Бабу-Ягу?

Мы с вами поиграли в игру, которая называется "угадай, где колокольчик?".

Закройте глазки. Сейчас вы должны определить, где звенит колокольчик.

(Воспитатель проходит около ребенка и звенит кол-м. Ребенок определяет и называет: справа-слева, сверху-внизу, сзади-спереди.)

Ой до чего же осталась довольной наша Баба-Яга. Она дала клубочек и отправила царевича к своей сестре Кикиморе. Клубочек покатился и царевич пошел за ним.

Прикатился клубок к болоту. А посередине болота стояло дерево, где сидела Кикимора. Кикимора хотела спуститься к Ивану Царевичу, чтобы выслушать его беду, но не смогла. Она попросила царевича выстроить к ее жилищу ступени, чтобы та смогла спуститься.

Ребята, давайте поможем Ивану Царевичу?

Надо выложить ступени в правильном порядке, т.к. они разбросаны.

(Один ребенок раскладывает полоски разной длины и ширины на магн. доске в ряд, а остальные дети выкладывают полоски у себя за столами.)

Что мы можем сказать о ширине ступенек? Назовите! (Дети называют ширину каждой ступени: самая широкая, уже, еще уже, самая узкая.)

А наоборот?

Самая узкая, шире, еще шире, самая широкая. Молодцы!

А это мы можем сказать о длине ступеней? Назовите!

(Дети называют: самая длинная, короче, еще короче, самая короткая.)

И наоборот?

Самая короткая, длинная, еще длиннее, самая длинная?

Молодцы!

Смотрите, ребята, какие красивые ступени мы выложили к жилищу Кикиморы.

Она поблагодарила Ивана Царевича, выслушала его и помогла ему, показав дорогу в сказочный лес.

А в лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили задание, но чтобы с ним справиться, они посоветовали набраться сил. Надо набраться сил, чтобы выполнить его.

Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку.

Физкультминутка:

Иван Царевич раз-нагнулся, разогнулся,

Два-нагнулся, разогнулся,

руки в сторону развёл и пошёл, пошёл, пошёл за царевной в глушь лесную.

Вдруг пенёк он увидал, тихо сел и задремал. (Закрыли глаза.)

А теперь открыли глазки. Посмотрели направо, налево. а теперь мы поморгали, чтобы глазки наши не устали.

Чтобы войти в этот волшебный лес, надо посчитать сколько росло елок и грибов в нем. Ну вот беда! Наш Иван Царевич не умел считать.

Давайте, поможем царевичу, ведь мы умеем с вами считать?

(Воспитатель отсчитывает 6 елочек и раскладывает их на верхние ступени. Затем отсчитывает столько же грибочков, раскладывая их на нижние ступени.)

Ребята, что можно сказать о количестве елочек и грибов? сколько их? (Поровну.)

Если мы к 6 елочкам добавим ещё 1 елочку. Сколько стало? (7.)

Как получилось чисто 7.

Что теперь больше: елочек или грибочков? Какое число меньше:6 или 7? на сколько? (1.)

Как сделать так, чтобы елочек и грибочков стало поровну?

(К 6 грибочкам добавить 1 грибочек, или от 7 ёлочек отнять 1 елочку.)

Молодцы! Ребята. Мы помогли Ивану Царевичу попасть в сказочный лес.

Вот шел, шел Иван Царевич и наконец-то вышел на прекрасную поляну. И что же мы видим? перед нами стоит замок. Дверь в замок, за которой спрятана царевна, завалена камнями. Чтобы войти в него, надо разобрать камни.

Давайте посмотрим на камни. Какие геометрические фигуры они напоминают?

Назовите эти фигуры? (Квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал.)

Молодцы!

Вход в замок мы разобрали, дверь мы очистили от камней. А под камнями спрятан вот такой хрустальный ключ, которым Иван Царевич должен был открыть дверь, где ждала его прекрасная царевна.

Но камни раздавили наш хрустальный ключ, и Иван Царевич не знает, как ему открыть дверь. Давайте поможем царевичу собрать ключ.

Из каких фигур состоят части ключа (треугольник, прямоугольник, квадрат).

Сложите у себя на столах из этих фигур наш хрустальный ключ.

Получилось? Давайте сравним наши ключи с оригиналом. Наш ключ подошёл к двери замка, и Иван Царевич с лёгкостью открыл дверь, и от туда вышла прекрасная царевна.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза: 1,2,3-сказка, в детский сад верни.

Вот мы и в детском саду.

Мы в сказке побывали,

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

а) Где мы с вами сегодня побывали?

б) Что вам понравилось?