Необычные растения        03.03.2020   

Нравственное воспитание в семье и школе презентация. «Роль семьи в духовно- нравственном воспитании детей» - презентация. Семья – это много домашней работы

А.С.Пушкин «По страницам
повести «Барышня – крестьянка»

Словарная работа

Де́нди - социально-культурный тип XIX века: мужчина,
подчёркнуто следящий за эстетикой внешнего вида и
поведения, изысканностью речи.
Русофил – человек, который имеет пристрастие ко всему
русскому.

Последняя пятая повесть из
цикла «Повестей покойного
Ивана Петровича Белкина»,
Начата 19 и закончена 20
сентября 1830 и издана
Александром Пушкиным в 1831
году.
Иван Петрович Белкин -
персонаж, вымышленный
Пушкиным
“Повести Белкина” являются
образцом реалистической
прозы XIX века.

Эпиграф

«Во всех ты, Душенька,
нарядах хороша…»
Автор взял в качестве эпиграфа цитату
из поэмы И. Ф. Богдановича «Душенька».
Смысл эпиграфа в том, что не платье
красит человека, что подлинная красота
– это красота Души, и она не зависит от
положения человека в обществе.

Прилучино (имение Муромских)
Первая встреча Лизы и Алексея
Тугилово (имение Берестовых)

Елизавета Муромская

Воспитывалась отцом - Григорием
Ивановичем Муромским
Семнадцать лет
Отец называл ее на английский
манер «Бетси»
Типичная уездная барышня, но
отличалась сообразительностью и
развитой смекалкой
Имя Лиза означает «божья
помощь»
Акулина – что в переводе значит
«орлица»

Алексей Берестов

Не получил благословления от Берестова - старшего
на военную службу
Бездельник, англоман и повеса
«Он был добрый и
пылкий малый и имел
сердце чистое»
Подчиняется только
девушке, в которую
влюблен, остальным
трудно справиться с его
желаниями

Берестов Иван Петрович

Подчёркнутый русофил, в
молодости своей служил в
гвардии
Был женат на бедной
дворянке, которая умерла в
родах
Выстроил дом по
собственному плану, завёл у
себя суконную фабрику
Почитает себя умнейшим человеком во всем
околотке
Он не читает ничего, кроме газеты "Сенатские
ведомости»

Муромский Григорий Иванович

Настоящий русский барин,
транжира и проказник
Англофил по современной
моде
Давно лишившийся жены,
он потакает дочери во всём и
души в ней не чает
Беспечный,
легкомысленный человек
Он постоянно входит в
новые долги. Его хозяйство
не приносит доход

Отношение публики к повести

Публикой и журналами
«Повести» были приняты
довольно холодно.
«Некоторые критики считали
повесть недостойной
пушкинского таланта, осуждали
ее несерьезность».
(В.Г.Белинский)
Сам же автор говорил:
«Точность и краткость – вот
первые достоинства прозы»
Были и те, кто оценил повести
по достоинству.
(В.Кюхельбекер, П.А.Плетнев,
Баратынский, П.А.Катенин)

"Барышня-крестьянка"
представляет собой
опровержение трагедии на
«Ромео и Джульетта»
Многие видели схожесть этой
повести с «Бедной Лизой»
Карамзина

Композиция

Завязка - принятие Лизой
решения под видом
крестьянской девушки
познакомиться с Алексеем и
начало осуществления этого
плана
Кульминация - сцена приезда
Алексея в дом Муромского,
«дабы откровенно с ним
объясниться», встреча с Лизой и
узнавание в ней любимой
Акулины
Развязка - родительское
благословение и дальнейшая
счастливая судьба молодых

Идея повести
Счастье человека в
простом народном его
понимании
Отрицать
предрассудки, иметь
добрый взгляд на жизнь и
человека, а главное,
показать нам, на что
способна настоящая,
искренняя любовь-
основная идеяДавняя вражда
соседей
Приезд Алексея
Берестова в своё
имение
Авантюрный план
Лизы Муромцевой
Первая встреча
«Акулины» и
Алексея.
Встречи в роще.
Примирение давних
врагов, помещиков
Муромцева и Берестова
Неудачное знакомство
Алексея и Лизы.
Лиза и Акулина - одно
лицо

Как вы думаете, в чем главная идея повести?

Главной темой повести является тема любви и ее
безграничности. Ради любви человек готов без
сомнений преодолеть все предрассудки. Основная
идея - показать нам, на что способна настоящая,
искренняя любовь.
Авторская позиция видна также и в эпиграфе,
предваряющем повесть. «Во всех ты, душенька,
нарядах хороша». Любят человека не за
положение в обществе, не за что-либо, а просто
так. Несмотря на то, что Акулина была
крестьянкой, Алексей предпочёл её, а не богатую
наследницу Лизу.

Викторина

1. Как вы поняли главную идею повести?
2. Зачем Алексей приехал в деревню к отцу?
3. Каково значение эпиграфа?
4. Почему Лиза переоделась крестьянкой и
представилась Акулиной, а не барышней Лизой?
5. Кто такая Настя и какова её роль в произведении?
6. Кратко расскажите про отца Лизы.
7. Как повела себя Лиза, узнав о том, что Алексей и
его отец придут к ним на обед?
8. Почему враждовали отцы Лизы и Алексея?
9. Каким образом они помирились?
10. Чем заканчивается произведение?

Повесть покойного Ивана Петровича Белкина

«Барышня- крестьянка»

Анализ произведения


"Повести Белкина" - это драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества. А.С. Пушкин.


Барышня - девушка из барской семьи или вообще из интеллигентной среды (толковый словарь С.И. Ожегова)


Крестьянка - сельский обыватель, принадлежщий к низшему податному сословию (толковый словарь В.И. Даля)


Антите́за (от др.-греч. «противопоставление») - риторическое противопоставление, заключающееся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.


Во всех ты, Душенька, нарядах хороша .



Характеристика Алексея Берестова и Лизы

Алексей Берестов

Лиза (Бетси) – Акулина

  • 1 .Характеристика персонажа, портрет :
  • «Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).
  • Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».
  • «Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

1. Характеристика персонажа, портрет:

  • «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»
  • «За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».

Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

  • Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.
  • «Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.





Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем. Ф.М. Достоевский


Домашнее задание

  • Выбрать и записать словесные обороты, которыми автор характеризует Берестова и Муромского.

Творческое задание:

1. Иллюстрация понравившегося эпизода (1 группа «Художники)

2. Инсценировка понравившейся сцены из повести (2 группа «Театралы»)

3. Отзыв по произведению «Мое впечатление от повести» (3 группа «Литераторы»)

Cлайд 1

Портрет в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» Рамазанова Ляззат Каппаровна Учитель русского языка и литературы школы-гимназии №95 г.Караганды Казахстан

Cлайд 2

ЦЕЛЬ: научиться видеть роль портрета в раскрытии образов главных героев ЗАДАЧИ: развивать навыки работы с текстом; умение составлять по опорным словам портрет персонажа; развивать исследовательскую, коммуникативную культуру учащихся; Содействовать воспитанию культуры поведения, уважения к чужому мнению.

Cлайд 3

ПРОБЛЕМА: Можно ли через внешний портрет героя увидеть его внутренний мир? ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Совершенствуют навыки работы с текстом; научатся составлять портретные характеристики героев,

Cлайд 4

Александр Сергеевич Пушкин «Повести Белкина» – это «драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества» А.С.Пушкин

Cлайд 5

Блицопрос Кто получал «2 тысячи рублей и умирал от скуки в варварской России»? Кто из героев был «…добрый пылкий малый и имел сердце чистое…» Какого цвета был сарафан Акулины? Каково назначение в повести дупла старого дуба? Что носил Алексей Берестов? Во что была обута Акулина? Благодаря кому помирились помещики Муромский и Берестов? На какую службу намеревался вступить Алексей? О ком это «…она была постарше, но столь же ветрена…»?

Cлайд 6

Портре т (фр. portrait, от старофранцузск. portraire - «воспроизводить что-либо черта в черту»; устаревшее парсуна - от лат. persona - «личность; особа»)

Cлайд 7

Портрет- или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе средствами: графики, фотографии, а также в литературе. Портрет в литературе - одно из средств характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, одежды, жестов и.

Cлайд 8

Портрет- или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе средствами: средствами: , графики, фотографии, а также в литературе. Портрет в литературе - одно из средств характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, одежды, жестов и.

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Внутренний мир героя Лиза Балованное дитя Чопорная англичанка Шалунья Смуглая красавица Высокомерная Жизнерадостная Молодая проказница Артистичная Прелесть Юная жеманница Доверчивая Молодая

Cлайд 12

Вопросы: 1)Какие портреты получили предпочтение автора и почему? 2) Меняется сам характер Лизы или только её роли?

Cлайд 13

Распределите эпитеты соответствующие герою Алексей Добрый малый Бескорыстный Высокомерный Удивительно хорош Чёрствый Благородный Верный Англоман Образованный Сердце чистое