Флористика        29.04.2019   

Обнаружение фиксация и изъятие следов обуви. Особенности обнаружения, фиксации и изъятия следов ног и обуви человека. Следы орудий взлома

I . Вопросы, разрешаемые при исследовании следов ног на месте происшествия, а также при производстве экспертиз.

Следы обуви в структуре следов, изымаемых специалистами в ходе ОМП занимают одно из главных мест с точки зрения возможности установления лица, совершившего преступление, но, к сожалению, изымаются лишь с каждого 20 преступления. Одной из главных причин низкой эффективности использова­ния следов обуви в раскрытии и расследовании преступлений является как отсутствие опыта работы со следами, так и не использование НТСМ в работе с ними.

В ходе осмотра места происшествия по следам ног можно решить следующие вопросы:

В каком направлении двигались преступники и с какой скоростью (при ходьбе у мужчин длина шага в среднем составляет 70-85 см, а у женщин 60-65 см);

Сколько лиц участвовало в расследуемом событии;

Какие действия выполнили преступники;

Каков вид обуви, следы которой оставлены на м/п;

Обувью какого размера оставлены следы (от длины следа вычитают величину среднего превышения подошвы готовой обуви над стелькой- в среднем 10-15 мм, после чего полученное число умножают на 3 и делят на 2; размер обуви полученный при расчете более точен для легкой обуви и менее точен для грубой обуви);

Каковы физические особенности человека, оставившего следы:

а) длина подошвы ноги составляет 15, 8 % величины роста мужчины и 15, 5 % - у женщины; ширина плюсны в 18 раз меньше роста, а пятки - в 27 раз меньше роста человека любого пола;

б) различная длина шага левой и правой ног, широкая (узкая) расста­новка ног, косолапость и т. п.

Рисунок низа подошвенной части обуви (ступни ноги);

Относительная давность возникновения следов и др.

При производстве экспертиз в основном решаются следующие вопросы:

Не оставлены ли следы обувью конкретного лица?

Не оставлены ли следы, изъятые с различных мест происшествий одной и той же обувью?

К какому виду относится обувь, следы которой обнаружены на месте происшествия?

Какие особенности имеет обувь, следы которой обнаружены при осмотре места происшествия?

II . Виды следов обуви

На местах происшествий могут быть найдены следы низа, верха обу­ви и босых ног. Они могут быть объемными и поверхностными, статическими и динамическими, окрашенными и бесцветными, маловидимыми и невидимыми, от­слоения и наслоения.

Объемные следы образуются в результате соприкосновения обуви с пластической поверхностью (грунт, снег и т. п.).

Поверхностные следы образуются на твердых поверхностях за счет отслоения или наслоения следообразующего вещества. След отслоения обра­зуется в результате прилипания частиц следоносителя к поверхности обуви, а след наслоения - в результате переноса каких-либо частиц с поверхности обуви (частицы почвы, пыли, крови, красителя и т. п.) на следовосприни­мающую поверхность. Поверхностные следы могут быть бесцветными и окра­шенными, маловидимыми и невидимыми.

III . Правила и способы обнаружения следов обуви .

1. Перед обнаружением следов рук необходимо предпринять меры для того, чтобы во время поиска не уничтожить другие следы, имеющиеся на объ­ектах или затруднить их дальнейшее исследование (следы рук, микроволокна, следы биологического происхождения и т. п.).

2. Перемещаться по месту происшествия следует таким образом, чтобы уничтожить следы преступника.

3. При выявлении следов вначале необходимо использовать визуаль­ные способы обнаружения, а после этого физические и химические.

4. В первую очередь следы выявляются в местах, которые могут быть подвержены воздействию атмосферных осадков, термического воздействия, механическим разрушениям и т.п.

Способы выявления следов рук:

1. Оптический (визуальный)- для объемных, окрашенных или маловиди­мых следов. Данный способ основан на усилении контраста за счет создания благоприятных условий освещения и наб­людения.

К ним относятся:

Освещение поверхности под определенным углом или осмотр данной поверхности под различными углами;

Просмотр прозрачных предметов на просвет;

Осмотр поверхности с использованием лазера, источников УФ-лучей, с использованием светофильтров.

Данный способ является простым, общедоступным и используется при применении других способов выявления следов обуви.

2, 3. Физические и химические способы описаны в лекции по использо­ванию следов рук в раскрытии и расследовании преступлений.

IV . Способы фиксации и изъятия следов обуви.

Требования, предъявляемые к упаковке предметов со следами.

Описание следов обуви в протоколе ОМП.

Обнаруженные на месте происшествия следы могут быть зафиксированы: путем их описания в протоколе к ОМП, фотографирования, непосредственного закрепления на предмете и копирования.

При описании следов в протоколе к ОМП должно быть указано:

Место обнаружения следа и вид следовоспринимающей поверхности (песок, глина и т.п.);

Способ выявления следов, их вид, количество;

Какие участки обуви отобразились в следе, их форма(переднего среза подметочной части, переднего и заднего срезов каблука), размеры основных частей низа обуви (длина следа, наибольшая ширина подметочной части, наименьшая ширина промежуточной части, длина и ширина каблучной части);

Описание рисунка, если он отобразился;

Приемы и средства, используемые специалистом для выявления, измерения и изъятия следов.

Фрагмент протокола к ОМП:

" На снегу под окном северной стены дома на расстоянии 15 см

от стены обнаружен объемный след обуви для левой ноги. В следе отобрази­лись подметочная и каблучная части низа обуви. Передний срез подметочной части низа обуви обращен в сторону окна. Передний срез подметочной части и задний срез каблучной части- полукруглые, передний срез каблучной час­ти - вогнутый. Длина следа 305 мм, наибольшая ширина подметочной части-105 мм, длина каблучной части- 78 мм, ширина каблучной части-80 мм, глубина следа от 10 до 30 мм. Рисунок в следе не просматривается. Измерение прои­зводилось при помощи масштабной линейки. След сфотографирован по прави­лам масштабной фотосъемки при естественном освещении. После фотографиро­вания со следа изготовлен гипсовый слепок, к которому прикреплена бир­ка с пояснительным рукописным текстом: ". . . ".

Описание групповых следов обуви.

Произвольно расположенные следы описывают как и одиночные. Упоря­доченные следы обуви называют дорожкой следов обуви. Элементы дорожки следов:

Направление движения;

Линия ходьбы;

Длина шага левой(правой) ноги;

Ширина постановки ног;

Углы разворота стоп.

В протоколе осмотра описываются все элементы дорожки следов (измерения производятся одних и тех же элементов не менее трех раз), так­же указываются вид следов и описываются наиболее четкие одиночные следы обуви для правой и левой ног. Фотосъемка производится по правилам линейной панорамы и масштабной фотосъемки. Помимо фотографирования дорожку следов можно зафиксировать путем изготовления масштабного плана.

Основные способы изъятия следов:

1. С предметом-следоносителем или его частью.

2. Путем копирования на специальные пленки.

3. Путем изготовления слепков.

4. Путем фотографирования.

Выбор способа изъятия следов должен исходить из главной цели: обеспечить максимально возможное качество следов, позволяющее произ­вести идентификационное исследование.

Следы вместе с предметами изымаются в следующих случаях:

Предметы малогабаритные и имеют на своей поверхности многочис­ленные следы, работа с которыми по исключению потерпевших лиц, определе­нию пригодности связана с большими затратами времени;

Изъятие следов может привести к потере признаков и утрате их идентификационной значимости;

Отсутствует возможность изготовить копию следа.

Если предметы громоздки, то можно изъять их части, на которых расположены следы.

Основные требования, предъявляемые к упаковке объектов:

1. Сохранность следов при транспортировке.

2. Невозможность подмены объектов исследования без нарушения упаковки.

Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

Следы не должны соприкасаться с материалом упаковки;

Предметы упаковываются неподвижно;

Материал упаковки должен быть достаточно прочным, чтобы она не разрушилась при транспортировке;

На упаковке должны быть нанесены пояснительные надписи, в ко­торых указывается: что, когда, где и кем изъято и по какому факту, подписи понятых и следователя.

При копировании следов на специальные материалы происходит

частичная потеря признаков, но этот способ прост, доступен и упаковка не

требует дополнительных затрат рабочего времени.

В качестве следовоспринимающих материалов могут быть использованы:

Дактилопленки (темные и бесцветные прозрачные), которые имеют защитный и следовоспринимающий (иногда говорят липкий, желатиновый);

Отфиксированная фотобумага.

При копировании следов путем изготовления слепков могут быть использованы паста "К", "СКТН", гипс. На сыпучих материалах следы предва­рительно закрепляются с помощью лака для волос, 6-8 % раствор перхлорви­нила в ацетоне, 5% раствора канифоли в спирте. Данные растворы наносятся равномерно на следы до их увлажнения и после высыхания с них изготавлива­ются слепки.

Гипсовые слепки с объемных следов обуви можно получить тремя способами: наливным, насыпным и комбинированным. Перед получением слепков необходимо подготовить следы: из них удаляются случайно попавшие предме­ты, воду отсасывают с помощью груши или фильтровальной бумаги, вокруг следов изготавливают барьер для предотвращения растекания раствора и за­готавливают закладные детали с биркой.

При наливном способе приготавливают раствор гипса в воде(на 2, 5- -3 стакана воды 500-600 гр гипса). Для этого порошок гипса медленно всы­пают в сосуд водой и непрерывно помешивают. Раствор гипса должен иметь консистенцию густой сметаны. Для увеличения текучести раствора гипса ко­личество воды можно несколько увеличить. В этом случае увеличивается вре­мя затвердения слепка, но лучше отображаются мелкие детали следа. Гипс обычно схватывается в течение 25-30 мин, а дальнейшем в течение суток просушивается при комнатной температуре.

Требования, предъявляемые к упаковке предметов со следами. Описание следов обуви в протоколе ОМП.

Обнаруженные на месте происшествия следы могут быть зафиксированы: путем их описания в протоколе ОМП, фотографирования, заpисовки, непосредственного закрепления на предмете и копирования.

При описании единичных следов в протоколе к ОМП должно быть указано:

1. Место обнаружения следа и хаpактеp следовоспринимающей поверхности (песок, глина и т.п.);

2. Вид следа (объемный или повеpхностный);

3. Фоpма следа (след туфель, сапог, ботинок, босой ноги);

4. Размеpы следа;

5. Рисунок следа, если он отобразился;

6. Индивидуальные особенности подошвы (набойки, заплаты, подковки);

7. Способ выявления и фиксации следа (обpаботка повеpхности поpошком, пеpенос на липкую пленку, фотогpафиpование, заpисовка, изготовление копий);

8. Способ изъятия следов и их упаковка.

Кpоме единичных следов обуви, на месте пpоисшествия могут встpетится и гpупповые следы, котоpые можно подpазделить на пpоизвольно pасположенные и упоpядоченные.

Произвольно расположенные следы описываются так же как и одиночные. Упорядоченные следы обуви (дорожка следов) описывают с указанием всех элементов дорожки следов:

Линия направление движения;



Линия ходьбы;

Длина шага левой(правой) ноги;

Ширина постановки ног;

Углы разворота стоп.

В протоколе осмотра описываются все элементы дорожки следов (измерения производятся не менее трех раз), указываются вид следов и описываются наиболее четкие одиночные следы обуви для правой и левой ног. Фотосъемка производится по правилам линейной панораммы и масштабной фотосъемки. Помимо фотографирования дорожку следов можно зафиксировать путем изготовления масштабного плана.

Фрагмент протокола осмотpа места пpоисшествия:

"На снегу под окном северной стены дома на расстоянии 15 см от стены обнаружен объемный след обуви для левой ноги. В следе отобразились подметочная и каблучная части низа обуви. Передний срез подметочной части низа обуви обращен в сторону окна. Передний срез подметочной части и задний срез каблучной части - полукруглые, передний срез каблучной части - вогнутый. Длина следа 305 мм, наибольшая ширина подметочной части - 105 мм, длина каблучной части - 78 мм, ширина каблучной части - 80 мм, глубина следа от 10 до 30 мм. Рисунок в следе не просматривается. Измерение производилось при помощи масштабной линейки. След сфотографирован по правилам масштабной фотосъемки при естественном освещении. После фотографирования со следа изготовлен гипсовый слепок, к которому прикреплена бирка с пояснительным рукописным текстом: "...".

Основные способы изъятия следов:

1. С предметом-следоносителем или его частью.

2. Путем копирования на специальные пленки.

3. Путем изготовления слепков.

Выбор способа изъятия следов должен исходить из главной цели: обеспечить максимально возможное качество следов, позволяющее произвести идентификационное исследование.

Следы вместе с предметами изымаются в следующих случаях:

Предметы малогабаритные и имеют на своей поверхности многочисленные следы, работа с которыми по исключению потерпевших лиц, определению пригодности связана с большими затратами времени;

Изъятие следов может привести к потере признаков и утрате их идентификационной значимости;

Отсутствует возможность изготовить копию следа.

Если предметы громоздки, то можно изъять их части, на которых расположены следы.

При копировании следов на специальные материалы происходит частичная потеря признаков, но этот способ прост, доступен и упаковка не требует дополнительных затрат рабочего времени.

В качестве следовоспринимающих материалов могут быть использованы:

Дактилопленки (темные и бесцветные прозрачные), которые имеют защитный и следовоспринимающий (иногда говорят липкий, желатиновый);

Отфиксированная фотобумага.

При копировании следов путем изготовления слепков могут быть использованы паста "К", "СКТН", гипс. На сыпучих материалах следы предварительно закрепляются с помощью лака для волос, 6-8 % раствор перхлорвинила в ацетоне, 5% раствора канифоли в спирте. Данные растворы наносятся равномерно на следы до их увлажнения и после высыхания с них изготавливаются слепки.

Гипсовые слепки с объемных следов обуви можно получить тремя способами:

Наливным;

Насыпным;

Комбинированным.

Перед получением слепков необходимо подготовить следы: из них удаляются случайно попавшие предметы, воду отсасывают с помощью груши или фильтровальной бумаги, вокруг следов изготавливают барьер для предотвращения растекания раствора и заготавливают закладные детали с биркой.

При наливном способе приготавливают раствор гипса в воде (на 2,5 - 3 стакана воды 500-600 г гипса). Для этого порошок гипса медленно всыпают в сосуд водой и непрерывно помешивают. Раствор гипса должен иметь консистенцию густой сметаны. Для увеличения текучести раствора гипса количество воды можно несколько увеличить. В этом случае увеличивается время затвердения слепка, но лучше отображаются мелкие детали следа. Гипс обычно схватывается в течение 25-30 мин, а полное затвеpдевание пpоисходит в течение суток.

При насыпном способе гипс через сито или ткань крупного плетения наносят тонким слоем (1-2 мм) на след и увлажняют из пульверизатора, данный пpоцесс повтоpяют несколько pаз.

Насыпной способ используют для изготовления слепков со следов, заполненных водой. Для этого вокруг следа делают барьер, выступающий за пределы воды и все
пространство заполняют гипсом.

Комбинированный способ: сначала изготавливают корочку из гипса насыпным способом, а затем оставшуюся часть следа - наливным способом.

Изготовление гипсовых слепков со следов на снегу имеет свои особенности:

Гипс следует охладить до максимально возможной низкой температуры (рассыпать на лист бумаги тонким слоем гипс, который расположить на снегу);

При перемешивании в воду для охлаждения добавляют снег, причем можно охладить и саму воду в открытой емкости на снегу. Это необходимо для того, чтобы температура раствора была как можно ниже, так как затвердевание гипса происходит с выделением тепла и сглаживаются детали следа.

Фотосъемка производится во всех случаях по правилам масштабной фотосъемки.

Особенности фотосъемки следов обуви:

Следы лучше всего фотографировать при естественном освещении;

При использовании лампы вспышки рефлектор прикрывают тонким листом бумаги, смягчающих жесткость лучей лампы, что улучшает четкость передачи деталей следа на фотоматериале;

При использовании бокового освещения меняют угол освещения, а также применяют экраны;

При съемке следов на снегу используют желтый, либо оранжевый светофильтры;

При съемке окрашенных следов могут применяться светофильтры.

Основные требования, предъявляемые к упаковке объектов:

1. Сохранность следов при транспортировке.

2. Невозможность подмены объектов исследования без нарушения упаковки.

Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

Следы не должны соприкасаться с материалом упаковки;

Предметы упаковываются неподвижно;

Материал упаковки должен быть достаточно прочным, чтобы она не разрушилась при транспортировке;

На упаковке должны быть нанесены пояснительные надписи, в которых указывается: что, когда, где и кем изъято и по какому факту, подписи понятых и следователя.

Опpеделение анатомических и функциональных пpизнаков человека, оставившего следы ног.

В ходе осмотра места происшествия по следам ног можно решить следующие вопросы:

1. Сколько лиц участвовало в совеpшении пpеступления.

2. В каком направлении двигались преступники и к каким пpедметам подходили.

3. С какой скоростью пеpедвигались пpеступники и где делали остановки.

У мужчин длина шага в среднем составляет:

пpи ходьбе - 70-85 см;

пpи медленном беге - около 100 см;

пpи быстpом беге - около 150 см.

У женщин пpи ходьбе - 60-65 см;

пpи медленном и быстром беге - несколько меньше чем у мужчин.

На остановки указывают беспоpядочно pасположенные, частично пеpпекpывающие дpуг дpуга следы.

4. Какие действия выполнили преступники.

5. Оставлены ли следы ног пpи ходьбе, беге, пpыжках или удаpах ногой и т.п. Пpи ходьбе обpазуются следы, в котоpых, как пpавило, отобpажаются все части стопы или обуви с достаточно четким контуpами; пpи беге - подметочные части подошв обуви или плюсневые части и пальцы ступни, контуpы следов нечеткие; пpи пpыжках обpазуются следы в виде углублений неопpеделенной фоpмы; пpи удаpах по относительно твеpдым объектам следы имеют вид мазков, обpазованных загpязнениями, либо цаpапин.

6. Каков вид обуви, котоpой оставлены следы. По конфигуpации следов, наличию каблуков, подметок, а также имеющихся на них рисунках, буквенных, цифpовых или иных обозначений опpеделяют pазновидность обуви.

7. Обувью какого размера оставлены следы. Для опpеделения pазмеpа обуви из длины следа вычитают величину сpеднего пpевышения подошвы готовой обуви над колодкой, по котоpой она изготавливалась. Величина сpеднего пpевышения для каждого вида обуви pазлична, и в сpеднем эта величина пpинимается в 1,5 см. Вычитая от длины следа 1,5 см, получают pазмеp обуви по метpической системе измеpения, для пеpевода в штихмассовую систему данное значение умножают на 3 и делят на 2; размер обуви полученный при расчете более точен для легкой обуви и менее точен для грубой обуви.

8. Каковы физические особенности человека, оставившего следы: По единичному следу босой ноги можно вычислить пpимеpный pост человека:

а) длина подошвы ноги составляет 15,8 % величины роста мужчины и 15,5 % - у женщины; ширина плюсны в 18 раз меньше роста, а пятки-в 27 раз меньше роста человека любого пола;

б) различная длина шага левой и правой ног, широкая(узкая) расстановка ног, косолапость и т.п..

По доpожке следов можно судить о ведущей и ведомой ноге, большая углубленность одного из следов указывает на повpеждение ноги (человек пpихpамывает на нее), по следам можно сделать вывод о необычно шиpокой постановке ног, о волочении одной из ног.

9. Каково стpоение босых ног человека и подошв его обуви. Следы могут отобpазить дефекты ступней ног, отсутвие одного или нескольких пальцев, пеpедней части стопы, уpодство, pубцы и т.п. Следы обуви могут отобpазить необычную констpукцию обуви, своеобpазное сочетание пpизнаков внешнего стpоения подошвы в виде каких-либо хаpактеpных особенностей.

10. Какова относительная давность возникновения следов, на котоpую указывают изменения, котоpые пpоизошли в следах под действием случайных обстоятельств. Наличие в следах воды указывает на то, что следы оставлены до или после дождя. Пpимятая тpава поднимается чеpез 3-4 часа, мох - пpимеpно чеpез 3 часа, влага выступающая в следах на мшистой подстилке изчезает в пpеделах часа.

11. Веществом какого вида и цвета обpазованы следы.

Каково криминалистическое значение следов орудий и инструментов?

Следы орудий взлома должны быть тщательно изучены уже на месте происшествия, что позволяет получить ценную розыскную и доказательственную информацию. Они дают возможность установить, с какой стороны производился взлом, выявить признаки, характеризующие личность преступника и т.д.
В частности, расположение осколков стекла (их всегда будет больше со стороны, противоположной прилагается усилию) указывает на сторону, с которой оно было выбито. Для определения стороны изучают грани осколков, зазубрины на их ребрах, трещины и воспроизводят целое (стекло в раме) по частям. От удара и нажима на стекле образуются радиальные и концентрические* трещины, которые сходятся к стороне, где имело место сжатие, и расходятся в месте растяжения. Радиальные трещины на стороне, противоположной действию силы, доходят до поверхности стекла, а с другой стороны - обрываются в его толще.
По следам сверления и распила можно определить, с какой стороны произведен взлом. При сверлении стружек больше с той стороны, откуда начинали сверлить. Отщепы древесины в начале сверления, как правило, направлены по часовой стрелке, а в конце - против. При пилении стружки больше с противоположной стороны и заусенцы по размерам значительнее.
По общей картине взлома, способу или виду использованного орудия взлома можно получить представление о профессиональных навыках преступника (например, о квалификации сварщика, вскрывшего сейф с помощью электросварки). Изучение оставленных на месте происшествия орудия взлома (строение, способ изготовления, надписи) позволяет судить об их владельце.
О физической силе преступника свидетельствуют степень прочности преграды и способ ее взлома и использованное для этой цели орудие. Величина (размер) пролому говорит о комплекции преступника.
Таким образом, целью трасологических экспертиз и исследований этих объектов является решение следующих диагностических задач:
установление по следам механизма взлома и отдельных обстоятельств события (механизма взлома, с какой стороны произведено разрушение преграды, в каком направлении воздействовало орудие, время взлома, знаком ли преступник с обстановкой, местом нахождения и характером или устройством преграды, запирающего устройства, возможность инсценировки взлома или проникновения, случайного разрушения, количество участников взлома);
определение по следам некоторых признаков лица, совершившего взлом (рост, пол, возраст, физическая сила, профессиональные навыки, функциональные особенности).
К идентификационным задачам относятся:
установление групповой принадлежности по следам орудий и инструментов;
идентификация по следам оставили их орудий и инструментов;
установление орудий и инструментов по их частям.
При назначении трасологической экспертизы эксперту направляются: предметы со следами, слепки со следов, протоколы осмотра с фототаблицами. В некоторых случаях (проломы в стенах, следы орудий на массивных сейфовых дверях) возможно проведение экспертного исследования непосредственно на месте происшествия.
При назначении идентификационной экспертизы по следам орудий взлома и инструментов, в случаях установления подозреваемых лиц и изъятия у них возможного следообразующего объекта представляются эксперту фотографии, слепки, отпечатки следа и именно проверяемое орудие или инструмент. При этом следователь выясняет, как часто и для каких работ применялся инструмент, проводилась его заточки или другие изменения в период от момента происшествия до его изъятия и приобщения к материалам уголовного дела.
Для установления фактов использования одного и того же орудия взлома при совершении одного или нескольких преступлений экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел создаются справочные коллекции следов (предметов со следами) или копий следов орудий взлома, изъятых с мест событий, а также справочные коллекции и картотеки инструментов и других распространенных предметов, используемых в качестве орудия взлома.

Начало формы

Конец формы

Следы имеют большое значение для розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия. Анализ расположения следов позволяет определить направление движения транспортного средства. Так, угол раздвоения следов колес при повороте увеличивается в направлении движения транспортного средства.

По следам протекторов шин возможно установить тип транспортного средства, износ шины, внедрившиеся в рисунок протектора предметы и т.п. При движении автомобиля по грязи или снегу от захвата колесами верхнего слоя покрытия и отбрасывания его частиц на дно следа там образуются зубцы, пологие концы которых обращены в сторону движения.

Направление движения транспортного средства можно проследить и на траве, которая приминается в направлении движения. Пробуксовывающее колесо оставляет на дне следа веерообразные трассы, обращенные узкими концами в направлении движения. К другим признакам, определяющим направление движения транспортного средства, можно отнести: раздавленные колесом ветки, сухие листья, следы переезда через лужи, капли горюче-смазочных веществ, упавшие с автомобиля на проезжую часть, и т.п. Концы сломанных лежащих поперек следа веток направлены в сторону движения транспортного средства, капли жидкости имеют расплывы в направлении перемещения транспортного средства. Существуют и иные признаки, по которым определяется направление движения транспортного средства.

Следы торможения могут свидетельствовать о состоянии автомобиля, а также о характере действий водителя. Так, криволинейные следы отпечатков протектора говорят о попытке водителя избежать происшествия маневрированием перед торможением. Наличие только следов скольжения является признаком внезапного обнаружения опасности или панических действий водителя. Этот же признак в следах большой протяженности может указывать на высокую скорость автомобиля, которую водитель пытался погасить резким торможением.

Изучение некоторых следов помогает установить техническое состояние автомобиля. Процесс торможения технически исправного автомобиля характеризуется равномерной блокировкой всех колес. Его движение в процессе торможения, как правило, прямолинейно. Отклонение от прямой линии объясняется неравномерным торможением левых или правых колес, наличием поперечного уклона дороги. В этом случае отклонение будет происходить в сторону ранее заблокированных колес или в сторону уклона.

Шина вращающегося с постоянной скоростью колеса оставляет статический след, который может быть использован для идентификации автомобиля.

В процессе торможения колесо останавливается (блокируется), но транспортное средство под действием сил инерции будет перемещаться вперед с образованием динамических следов торможения, в которых отображаются лишь общие признаки скользящей поверхности шины: ее ширина, наличие на ней выступов и впадин.

Заблокированное колесо при своем движении на твердом покрытии собирает перед собой имеющиеся на нем наслоения (песок, грязь, снег) и в месте остановки оставляет перед собой валик из этих веществ, на котором остаются следы отпечатков части шины колеса. На мягком покрытии заблокированное колесо оставляет бороздку, которая также заканчивается валиком грунта и остающимися на нем следами части протектора шины.

В зависимости от вида дорожно-транспортного происшествия на проезжей части, кроме следов колес, могут быть следы крови, осколки стекла, частицы лакокрасочного покрытия автомобиля и т.п.

Расположение следов крови зависит от того, совершен ли наезд на потерпевшего, находившегося на проезжей части в вертикальном или горизонтальном положении. В первом случае кровь редко концентрируется на одном месте. По ее следам можно проследить место первоначального падения тела, его перемещение в процессе отбрасывания и место конечной остановки. Следы крови, как правило, располагаются в виде отдельных капель различной частоты на участке первоначального падения и обширных пятен в месте окончательной остановки тела после перемещения. Во втором случае в силу значительных повреждений тела и обильного оттока крови образуются обширные лужи с потеками в сторону уклона проезжей части. При повторном переезде тела эти лужи имеют следы веерообразного разбрызгивания в направлении движения транспортного средства.

Анализ осколков стекла фарных рассеивателей следует рассматривать в двух аспектах - в зависимости от того, когда произошел наезд: в начале или в конце торможения. При наездах на человека, происшедших в начале торможения, когда скорость автомобиля еще достаточно велика, тело человека сначала плотно прижимается к фаре, вследствие чего стекло ее повреждается. По мере нарастания замедления автомобиля оно по инерции отбрасывается вперед. При этом осколки рассеивателя фары вдавливаются внутрь фары, а при падении тела человека выбрасываются вперед в направлении движения автомобиля. По этим признакам можно определить расположение автомобиля на проезжей части перед наездом, направление его движения.

Если наезд произошел в конце торможения, когда скорость транспортного средства уже невелика, осколки стекла фары осыпаются на проезжую часть, как правило, в месте соприкосновения транспортного средства с телом человека. Часть мелких осколков остается в ее корпусе, на одежде и теле потерпевшего, а большинство крупных - на проезжей части. Анализ характера и расположения осколков стекла в данном случае, наряду с уже отмеченными обстоятельствами, позволяет более точно установить и место наезда. Крупные осколки стекла фары позволяют идентифицировать конкретную фару.

Характерными для наезда транспортных средств на пешеходов являютсяследы волочения . Они образуются на проезжей части в результате скольжения тела потерпевшего, отброшенного после наезда, а также при захвате частями транспортного средства одежды и последующего волочения тела человека по проезжей части. Места наезда определяют довольно точно по следам скольжения обуви потерпевшего. В некоторых случаях по ним делают вывод о положении потерпевшего в момент наезда.

При захвате одежды деталями передней или боковой частей автомашины потерпевший попадает на дорогу и на ней образуются следы протаскивания тела. Эти следы хорошо видны на грунтовой дороге или на дорожном покрытии, имеющем наслоения. Отброшенное после наезда тело потерпевшего оставляет обширные следы волочения, образующиеся за счет нарушения наслоений на проезжей части дороги. Они имеют вид широких полос (до размера потерпевшего). Иногда в таких следах обнаруживается кровь. Следы волочения указывают направление движения автотранспорта.

Для установления механизма дорожно-транспортного происшествия большое значение имеют следы на одежде потерпевшего . Повреждения одежды возникают в результате прямого или скользящего удара передними частями транспортного средства или скольжения тела по проезжей части.

Удары частями, имеющими ровные поверхности, под прямым углом (прямой контакт) влекут раздавливание нитей, при этом иногда передается форма следообразующей детали. Скользящий удар вызывает разрывы отдельных нитей или значительные разрывы тканей, возникающие от остроугольных деталей. Форма разрывов зависит от характера переплетения нитей основы тканей. При скользящем ударе движущегося с большой скоростью автомобиля на его частях можно обнаружить «прикипевшие» частицы ворсовых тканей. Переезд одежды колесами транспортного средства вызывает как раздавливание нитей, так и их разрывы.

По характеру повреждений одежды определяются поверхность, которая соприкасалась с одеждой, механизм образования следов. Так, для скольжения тела потерпевшего на проезжей части дороги характерны обширные следы на его теле в виде складок поврежденной ткани, которые чередуются со следами от неповрежденных частей одежды. Складки образуются в противоположном скольжению тела направлении.

На одежду потерпевшего нередко попадают частицы лакокрасочного покрытия автомобиля, осколки стекла, следы металлизации, образующиеся при соприкосновении ее с хромированными деталями транспортного средства. Эти следы сохраняются продолжительное время и могут быть использованы для установления детали, оставившей такой след.

Как уже отмечалось, работа со следами босых ног строиться на методических основах дактилоскопии. Поэтому в данном вопросе будут рассмотрены рекомендации по обнаружению и изъятию следов обутых ног , которые так же в равной мере применимы для следов, составленных ногами в чулках или носках.

Обнаружение объемных, а так же поверхностных окрашенных следов обуви, как правило, затруднений не вызывает. Все они относятся к группе видимых следов, поэтому для их обнаружения достаточно внимательно осмотреть место происшествия (с применением при необходимости осветительных средств).

Однако в последнее время проводятся работы по выявлению латентных (слабо­видимых и невидимых) следов-наслоений обуви на таких следовоспринимающих объектах, как деревянные, металлические, стеклянные, резиновые поверхности, линолеум и т. д. В образовании этих следов могут участвовать микроскопические частицы веществ, входящих в состав подошв обуви. Кроме того, в вещество следа могут входить невидимые частицы грунта, стройматериалов (гипса, сухой штукатурки, мела, алебастра), удобрений и химикатов, минеральные масла, горючие материалы и проч. Эти вещества отображаются лучше, если подошвы увлажнены в результате контакта со снегом, дождевой водой, росой и т. п.

Для обнаружения латентных следов следует применить ультрафиолето­вую лампу, входящую в технико-криминалистические выездные комплек­ты. В таких случаях возможно выявление различных по интенсивности свечения (люминесценции) следов в длинных и коротких ультрафиолето­вых лучах, что фиксируется с помощью специальной фотографии.

Для обнаружения латентных следов могут применяться и другие физические методы

Осмотр поверхности в косопадающем свете, под различны­ми углами относительно источника освещения;

Обработка поверхности дактилоскопическим порошком карбонильного железа (для следов обуви с синтетической или резиновой подошвой на линолеуме, покрытом лаком паркете, крашеном деревянном покрытии, керамической плитке и др.).

Для фиксации следов ног про­изводится:

Составление протокола осмотра следов

Фотографирование следов по правилам узловой - детальной измерительной фотосъемки

Составление зарисовки дорожки следов и отдель­ного следа

Закрепление и изъятие следов ног . Вообще, если это возможно, следы ног рекомендуется изымать вместе с объектами следоносителями (например, предметы мебели со следами за­пыленной обуви). В практике был случай изъятия кусков асфальтового покрытия железнодорожной платформы со следами обуви, образованными наслоениями крови.

Если изъять следы ног с предметом следоносителем (или его частью) не представляется возможным, то изымается сам след. Применяемые при этом методы определяются характером следа.


С объемных следов обуви изготовляются слепки. Традиционным веществом для изготовления слепков со следов обуви является раствор гипса, точнее, водная взвесь порошка медицинского гип­са. В случаях, когда объемный след наполнен водой, в него засыпается порошкообразный гипс, и раствор как бы готовится внутри следа (насып­ной метод). Если воды в следе немного, используется комбинированный метод, сочетающий насыпной и жидкостной этапы, когда в след доливается раствор.

В качестве слепочных масс в настоящее время применяется также пара­фин, раствор перхлорвинила в ацетоне, силиконовая паста «К», низкомоле­кулярный каучук СКТН. В слепок для прочности обязательно помещается арматура (например, часть деревянной рейки, размером несколько меньше следа), к которой крепится бечева для бирки.

Специфическим методом фиксации объемных следов обуви является пропитыва­ние грунта по периметру следа клеящими веществами (раствором перхлор­винила, канцелярским силикатным клеем и т. п.). После затвердевания ком грунта со следом изымается и упаковывается в коробку.

Фиксация и изъятие объемных следов обуви часто сопряжены с опасно­стью их повреждения, если они оставлены в сыпучих мелкодисперсных материалах (песке, муке, слое пыли, цементе и т. п.). В таких случаях по­верхность следов предварительно укрепляется. Например, с помощью пульверизатора образуется облако из мельчайших капелек раствора, кото­рые должны осесть внутри следа и укрепить его. Хорошие результаты дает применение в этих целях косметических лаков для волос в аэрозольной упаковке.

Для поверхностных пылевых следов или следов, обнаружен­ных с помощью порошков , применяются следующие методы изъятия:

- копирование следа на дактилоскопическую пленку, увлажненную фотобумагу, обработанную мелкодисперсной абразивной шкуркой резину

- обработка следа 2-3 % раствор полимера в летучем органическом растворителе . Эти вещества с помощью пульверизатора наносятся на предмет - следоноситель и после улетучивания растворителя на объекте образуется эластичная пленка, в которую включено вещество следа. Данный метод эффективен при изъятии следов, образованных порошкообразными вещества­ми или кровью.

- электростатический метод . Применяется и для фиксации следов, оставляемых запыленными и грязными подошвами обуви на коврах и тканых покрытиях пола. Эти следы накрываются специальной металлизированной пластиной, размеры которой несколько превышают след. Через пленку подается заряд постоянного тока напряжением до 10 тысяч вольт. В результате частицы, образующие след, переносятся на нижнюю поверхность пленки.

Обнаружение, фиксация и изъятие следов ног.

Некоторые невидимые и маловидимые следы наслоения обуви на поверхности линолеума, гладкой керамической плитки, бумаге можно выявлять порошком восстановленного железа. Обнаруженные таким же образом следы на поверхностях с неровным рельефом требуется закреплять парами йода.

Для дополнительной фиксации следов наслоения они фотографируются, перекопируются на дактопленку, липкую или смоченную фотобумагу, увлаженную листовую резину.

С объемных следов на грунте изготавливаются гипсовые слепки. К методам изготовления названных слепков традиционно относят заливной, насыпной и комбинированный.

Наиболее распространенным является заливной, заключающийся в заливке следа раствором гипса. Для этого первоначально медицинский гипс засыпают в воду и размешивают, чтобы не образовалось комочков. Консистенция раствора определяется с учетом плотности грунта, прочности и величины элементов, отразившихся в следах, а так же условий окружающей среды. Если, структура следа непрочная, для его заливки используется более жидкий раствор, также как и в условиях низких, отрицательных температур.

Перед заливкой след ограждается бортиком из картона, планок, особенно когда отпечаток расположен под углом к линии горизонта. Дно следа очищается от мелких предметов, попавших туда после образования отпечатка.

Рельеф хрупкого отпечатка на снегу может быть укреплен путем разбрызгивания на него с высоты 30-35 см мелких капель воды их пульверизатора. Основание следа на песке укрепляется лаком для волос, распыляемым из пульверизатора.

Раствор заливается медленно, с небольшой высоты, с наиболее глубокого места до 50-60 % глубины следа. После этого в гипс укладывается арматура из проволоки, планок, веточек и затем заливка продолжается. К арматуре прикрепляются свободные концы бечевки (шнурка) с биркой, на которой должна быть сделана пояснительная надпись о том, когда, где, во время производства какого действия и кем изготовлен данный слепок.

О готовности слепка можно судить по внешнему виду и характерному звонкому звуку при простукивании карандашом.

Засыпной способ применяется в ситуациях повышенной влажности (проливной дождь), неустойчивости грунта, на котором обнаружен отпечаток, мелкорельефности отдельных частей рисунка отобразившейся обуви. Например, сильный дождь не позволяет оградить след в поле, на суглинках и откачивать постоянно прибывающую воду.

В подобных случаях сухой гипс засыпается в воду прямо через сито ровным слоем, чтобы он оседал на дно следа, пропитываясь при этом водой. При этом необходимо дожидаться, пока один слой пропитается водой, после чего досыпается следующий. При применении этого метода изготовления слепка также закладывается арматура.

Комбинированный метод заключается в том, что на увлажненную поверхность следа засыпается ровным слоем гипс. После его пропитыванием влагой заливается раствор гипса. К этому методу прибегают, когда нет возможности полностью удалить влагу, условия не позволяют укрепить мелкие детали следа, которые могут быть разрушены в процессе заливки раствором гипса.

Все следы обуви рекомендуется фотографировать при помощи узловой, детальной съемки с использованием масштабной линейки. При фотографировании объемных следов обуви линейка укладывается на одном уровне с дном отпечатка. Необходимо также знать, что при производстве детальной съемки оптическая ось объектива фотоаппарата должна находиться под углом 90 º к следу.

В протоколе осмотра описывается где, на какой поверхности обнаружены следы, их вид (по механизму образования, следовоспринимающему объекту, контрастности), локализация относительно других объектов, направление носочной части, мыска, пальцев в следах босых ног. В единичном следе производятся необходимые измерения, форма его отдельных элементов, фиксируются расположение, конфигурация и размер иных общих и частных признаков.

При обнаружении нескольких следов обуви или босых ног желательно попытаться определить оставлены ли они одним или несколькими субъектами. Лучше всего это делать с помощью специалиста: эксперта-трасолога. Прежде всего, учитываются общие признак: форма и размер следов в целом или отдельных их элементов, а затем и индивидуальные особенности следообразующего объекта.

В протоколе также делается отметка об изъятии следов вместе со следовоспринимающим объектом или использовании средств дополнительной фиксации. Полученные гипсовые и полимерные слепки рекомендуется помещать в картонные коробки, перекладывая бумагой или поролоном, толстой текстильной тканью.

11. «Дорожка» следов ног: понятие элементы. Крим. значение.

Дорожка следов ног – совокупность следов ног одного человека, образованная последовательно правой и левой ногой в процессе ходьбы или бега в количестве не менее четырех.

Дорожка следов содержит следующие элементы, позволяющие судить о походке:

1) линию направления движения – линию, мысленно проведенную между последовательно оставленными следами левой и правой ног;

2) ширину шага, характеризующую ширину расстановки ног при движении;

3) длину шага – расстояние от следа одной ноги до следа другой. Длина правого и левого шагов нередко различны;

4) углы постановки ступней – углы между осевыми линиями следов и линиями направления движения. Углы постановки ступней правой и левой ног обычно различны.

Если следы оставлены на предметах, которые можно изъять целиком или частично, то производится непосредственное изъятие. В иных случаях производится фотографирование и применяются иные методы изъятия.

Объемные следы ног изымаются в виде гипсовых слепков, изготавливаемых следующими способами:

1) заливным, используемым для изъятия слепков от следов на увлажненных почвах;

2) засыпным, применяемым для изъятия следов на рыхлых переувлажненных почвах.

По дорожке следов обуви можно предположительно определить темп ходьбы, особенности походки, на основании чего выдвигается гипотеза о свойствах личности, состоянии субъекта, оставившего отпечатки, элементах расследуемого события.

В случаях, когда субъект, предположительно оставивший следы, неизвестен, по следам ног может быть установлено: пол и рост человека, особенности его походки, физические свойства; размер, индивидуальные признаки обуви, чулок, носок; особенности их эксплуатации.



По дорожке следов ног экспертам ставятся вопросы: о направлении и темпе движения, каков механизм образования следов, чем можно объяснить изменения отдельных параметров, отражающихся в дорожке следов (длины, ширины шага, угла разворота стопы).

В распоряжение экспертов направляются протоколы следственных действий, обнаруженные при их производстве следы и изготовленные с низ слепки, оттиски, фотографии.

С помощью эксперта могут быть получены экспериментальные образцы – отпечатки и слепки следов босых или одетых в носки, чулки ног; оттиски дорожки следов ног. По требованию экспертов могут быть получены экспериментальные образцы.

В случаях постановки вопросов об идентификации обуви по выявленным следам, в распоряжение экспертов направляется предполагаемый следообразующий объект.

12. Следы орудий взлома и инструментов: понятие, классификация. Способы обнаружения, фиксации и изъятия.

Взлом - разрушение, повреждение преграды и запирающих устройств с целью проникновения в помещение, средства транспорта, специальное хранилище для реализации преступного замысла.

В настоящее время следы взлома делятся, прежде всего, на следы давления (отжима и удара), скольжения (трения) и резания. Данная классификация дает довольно общее представление о содержании операций по взлому и характере образующихся при этом следов. В ней, прежде всего, не учитывается то, что взлом может совершаться с применением орудий, средств и без таковых. Взлом без использования каких-либо орудий состоит в нанесении ударов ногами, плечами; оттягивании, отгибании элементов преграды и т.д.

Орудия и средства используемые для взлома дифференцируются на механического, термического и взрывного действия.

К орудиям термического воздействия относятся паяльные лампы, бензиновые и ацетиленовые резаки. К следам их использования относятся оплавление, окапчивание краев следов.

Взрывчатые вещества и устройства применяются для взлома крайне редко. В этих целях могут использоваться газообразные вещества (пропан, метан и т.п.), затягиваемые допустим через замочную скважину в металлический ящик. При взрыве давление осуществляется равномерно на все стенки металлического хранилища. Самой слабой является дверца, которая и повреждается или просто открывается.

Взрывные устройства могут состоять из твердого взрывчатого вещества, оболочки и детонатора или воспламенителя. При изготовлении названных устройств используются как промышленные, так и самодельные заряды из тротила, гексогена, гремучей ртути, амиачной селитры, пороха и т.д.

В результате взрыва образуются отверстия с рваными краями, трещины, воронки на месте крепления взрывного устройства и прилегающих объектах, следы оплавления и копоти. От оболочки возникают пробоины и трассы от рикошетирования. Части оболочки и детонатора также могут быть найдены на месте происшествия.

Механические орудия и средства делятся на специально предназначенные для взлома, производственного и бытового назначения, а также случайные предметы.

К первым относятся специально изготовленные и приспособленные орудия. Среди вторых выделяются инструменты для выполнения различных технологических, производственных операций, а также приспособления, необходимые для совершения действий бытового характера. Приведенное деление достаточно условно, поскольку некоторые инструменты (пилы, молотки, пассатижи, отвертки и т.д.) достаточно широко применяются как в быту, так и на производстве.

Для взлома могут использоваться и случайные предметы, такие как камни, обломки досок, металлические трубы.

Различаются следы различных операций, образующих способ взлома. К ним, прежде всего, относятся следы удара и отжима. Они могут быть как статическими, так и динамическими. Допустим, при отжиме запирающей планке замка на ней от орудия (ломика, отвертки, стамески) остаются следы скольжения в виде линейных трасс. От них же на дверной обвязке и полотне деревянной двери возникают объемные следы давления, воспроизводящие форму используемых средств.

Следы разреза возникают при использовании для взлома ножниц по металлу и специально изготавливаемого орудия, напоминающего консервный нож. Названные орудия используются для вскрытия и устранения различных преград. При использовании ножниц для вскрытия металлической поверхности на ней остаются следы встречного разреза в виде загнутых в разные стороны краев отдельных участков.

Различают также следы распила и сверления. Первые образуются в результате применения ручных и иных пил, ножовок по металлу, напильников, надфилей. Практика свидетельствует, что по следам распила довольно сложно идентифицировать использовавшееся орудие. Только в случае остановки частей, в дне следы могут отразиться индивидуальные признаки инструмента, позволяющие идентифицировать его.

Обнаружение перечисленных следов взлома, как правило, не представляет сложностей. Но при осмотре места происшествия необходимо выявлять и другие следы, оставляемые субъектами преступления при разрушении преграды. Прежде всего, в вышеописанных отражениях остаются микрочастицы от использованных орудий. Найти эти следы можно, используя увеличительные стекла, а также ультрафиолетовые осветители. В большинстве случаев взлом не возможен без контакта тела преступника и преграды, или прилегающей к ней поверхности. В результате этого с одежды, головного убора, перчаток, обуви субъекта отделяются микрочастицы. Определить, где они могут находиться, можно по направлению силы прилагаемой субъекту. Допустим, если на правой боковой поверхности дверной обвязки имеются следы отжима, более глубокий конец которой также направлен вправо, можно предположить, что на этой части короба и прилегающей к ней стене имеются указанные микрочастицы. Такое расположение может свидетельствовать о том, что орудие взлома двигалось по отношению к двери слева направо.

При осмотре места происшествия могут быть выявлены признаки инсценировки взлома.

Инсценировка - создание искусственной картины какого-либо события. В большинстве случаев инсценировка представляет собой способ сокрытия какого-либо преступления, например, присвоения или растраты, совершенных материально-ответственными лицами. Иногда, к инсценировкам прибегают для сокрытия действий, не являющихся преступными.

Признаками инсценировки являются, прежде всего, негативные обстоятельства, фактические данные о наличии следов, которые не могли возникнуть в результате инсценируемого события или об отсутствии следов, которые должны были обязательно образоваться.

Наиболее типичными признаками инсценировки взлома являются отсутствие частиц от преграды, которые обязательно должны были образоваться при ее разрушении (опилки от сверления, распила, части штукатурки, кирпича, бетона при проделывании отверстия в стене и т.д.); отсутствие следов перемещения субъекта преступления по опилкам, частям штукатурки и т.п.; несоответствие формы, рельефа частиц, отделившихся от преграды следам, имеющимся на ней и имитируемым действиям; наличие следов разрушения изнутри (направление линий разлома поврежденных объектов, расположение осколков стекла снаружи помещения); расположение повреждений в местах, неудобных для проникновения; наличие пыли, других посторонних веществ со следами длительного хранения в местах, где якобы находились похищенные ценности; излишний беспорядок на месте происшествия.

Все следы взлома фотографируются с масштабной линейкой.

Для дополнительной фиксации объемных следов на металлических и других ровных, плотных поверхностях могут применяться гипс, силиконовые компаунды и стоматологические материалы.

С деревянных, расщепленных поверхностей слепки делаются из размягченного пластилина. Перед этим след покрывается жидким маслом, вазелином или между ним и пластилином помещается тонкая фольга.

С места происшествия могут изыматься запирающиеся устройства, части преград со следами проникновения, отделившиеся от преграды части, опилки, щепки, микрочастицы-наложения, а также брошенные орудия взлома. Все перечисленные объекты должны упаковывать в плотную бумагу, конверты и коробки. Каждый из изымаемых объектов упаковывается в отдельности.

По следам взлома обычно проводится экспертиза с целью идентификации использовавшихся орудий и установления некоторых обстоятельств расследуемого события.

13. Следы ТС: понятие, классификация. Способы обнаружения, фиксации и изъятия.

Следы автотранспорта делятся, прежде всего, в зависимости от того, какой частью автомобиля они оставлены: на отпечатки ходовой части, кузова, отделившиеся от машины части горючесмазочных материалов, краски, узлов и агрегатов.

По виду происшествий, в которых участвует автотранспорт, различаются следы столкновения, наезда, переезда и опрокидывания.

Названные следы могут быть оставлены на дорожном покрытии, на неподвижном препятствии (другом автотранспорте, столбе освещения), на движущемся участке движения, на самой автомашине.

Наиболее распространенными следами ходовой части являются отпечатки колес автотранспорта, которые образуются при нахождении автомобиля в покое (стоянке), свободном качении и торможении.

След одного колеса называется беговой дорожкой. В ней отражаются общие и частные признаки шины. К общим относятся ширина беговой дорожки, рисунок отразившегося в ней протектора и размеры его элементов. Частными признаками являются индивидуальные свойства, приобретенные при изготовлении (наличие перемычек различной формы между грунтозацепами, нетипичная форма отдельных грунтозацепов, царапины, трещины на них и т.п.), а также приобретенные (потертости грунтозацепов, отсутствие некоторых элементов протектора, трещины, отверстия в нем).

В объемных следах ширина беговой дорожки измеряется по дну следа.

Две беговые дорожки, образованные следами разноименных колес автомобиля образуют колею. В ней также измеряется ширина, которая равна длине оси автомобиля. Чаще всего в научно-методологической литературе названные измерения рекомендуется проводить от центров беговых дорожек.

По следам колес определяется также база автомобиля, представляющая собой расстояние между осями. При стоянке автомобиля от его крыльев отделяются части грунта, на мягкой поверхности довольно четко отпечатываются передние и задние колеса, иногда из переднего и заднего моста одновременно выделяется жидкость. Расстояние между этими следами и характеризует базу.

В большинстве ситуаций автопроисшествию предшествует торможение, по следам которого можно определить базу, измеряя ее по конечным точкам следов юза передних и задних колес. Окончания следов торможения (юза) более яркие, сплошные и ровные.

База может быть определена и по следам разворота.

Следы колес рекомендуется осматривать на всем протяжении зоны их видимости. Выявление отпечатков протектора не представляет сложности. В некоторых ситуациях проблемы возникают в связи с тем, что отсутствуют статические следы, а имеются лишь динамические. Но и в этих следах в ходе дальнейшего экспертного исследования могут быть обнаружены частные признаки, позволяющие идентифицировать транспорт, оставивший эти отпечатки. Для этого важно произвести все необходимые измерения, правильно описать выявленные следы в протоколе осмотра.

Фотографирование следов, особенно отразившихся в них частных признаков, следует производить под прямым углом, с использованием методов увеличения изображения: удлинительных колец, широкоугольных объективов, специальных фотокамер, а также масштабной линейки. В большинстве случаев фотосъемка требует применения специальных светофильтров, для придания большей контрастности изображению следов.

Важное значение имеет фиксация следов автотранспорта относительно других элементов обстановки места происшествия и обнаруженных следов. Для этого рекомендуется фотосъемка с высокой точки. При этом могут использоваться методы круговой или линейной панорамы.

Для дополнительной фиксации объемных следов могут изготавливаться слепки из гипса и силиконовых материалов. Технология их изготовления не отличается от аналогичных операций по дополнительной фиксации следов ног.

Поверхностные следы шин могут быть перекопированы на липкую бумагу, увлажненную листовую резину или фотобумагу, полимерные материалы.

Выявленные следы могут быть зарисованы с указанием в схемах индивидуальных особенностей.

Следы на неподвижных преградах образуются в виде вмятин, пробоин, пятен и трасс, в виде отслоения краски, а также следов наслоения от автомобиля, представляющего собой следообразующий объект.

Похожие следы образуются и на движущихся автотранспортных средствах. Кроме пробоин, представляющих собой сквозные повреждения, выделяют задиры – трассы от контакта движущихся транспортных средств, образованные приподнятыми частями краски, сдвинутой при скольжении следообразующего объекта по следовоспринимающей поверхности.

От этих следов в ряде пособий отличают царапины, рассматриваемые как неглубокие повреждения с длиной, превышающей ширину, и повреждения, причиненные при плотном контакте автомобилей.

Столкновение ТС сопровождаются возникновением на них следов отслоения и наслоения.

Они также должны тщательно описываться и фотографироваться. Для фиксации общего вида повреждений, их локализации, соотношения рекомендуется производство крестообразной и встречной съемок. Маловидимые и невидимые следы наслоения рекомендуется искать в местах видимых изменений следовоспринимающей поверхности. Такого рода поиски осуществляются с помощью лупы, переносных ультрафиолетовых осветителей, клейкой ленты или увлажненных резины мелкоячеистой губки. В ряде работ отмечаются, что иногда мелкие частицы, перенесенные на липкий слой копировального материала бывает сложно отделить от клейкой основы для дальнейшего исследования. В то же время площадь и общая форма наслоений дают более полное представление о следообразующей поверхности.

На дорожном полотне образуются следы в виде отделившихся стекол, лакокрасочных и горюче смазочных веществ, а также отделившихся узлов и агрегатов транспортных средств. Они фотографируются при осуществлении узловой и детальной съемок так, чтобы понятно было их расположение относительно частей дорожного полотна, его ограждения, других элементов обстановки, а также иных следов происшествия. Следы рассматриваемого вида позволяют установить место первоначального контакта движущихся транспортных средств. Это способствует установлению причин происшествия, например, когда одно из транспортных средств, движущихся навстречу другому, выходит на встречную полосу дороги.

На одежде и теле пешеходов остаются следы от контакта с выступающими частями кузова чаще всего бампера, облицовки решетки радиатора, крышки капота, подножек, боковых стекол..

При переезде на теле и одежде жертвы остаются отпечатки рисунка протектора, следы наслоения грунта, горючесмазочных материалов, а также волочения.

Для розыска автомобиля, скрывшегося с места происшествия, важно установить направление его движения. Его можно определить по плотности следов торможения, которые в начальной точке имеют вид нескольких параллельно идущих трасс, постепенно сливающихся в одну к окончанию тормозного пути.

При переезде автомашины через водную преграду (лужу) брызги перемещаются в сторону направления движения, а влажная колея остается после продвижения транспорта через жидкость.

Брызги, отделившихся от транспорта горючесмазочных материалов, тормозной жидкости, направлены в сторону направления движения.

При переезде через твердые предметы, находящиеся на мягком грунте они вдавливаются в поверхность и вращающимися колесами отодвигаются в сторону противоположную направлению движения автомобиля.

В дальнейшем автомобиль может быть идентифицирован по следам колес, отделившимся от него частицам лакокрасочных, горючесмазочных материалов, стекол, а также узлов и агрегатов. Идентификация может проводиться посредством физико-химических и криминалистической экспертиз.

Обязательный способ фиксации обнаруженных следов - их подробное описание в протоколе следственного действия. Нужно отразить характеристики и состояние следовоспринимающих поверхностей, поскольку они способны влиять на отображения следообразующих объектов, выявление и сохранность следов. Затем описывается локализация следов на объекте, их взаимное расположение и признаки: форма, размеры, особенности каждого следа. Здесь не обойтись без точных измерений.

Максимально подробно надлежит зафиксировать наиболее характерные признаки. В протоколе указывают также приемы и средства, примененные для обнаружения, закрепления и изъятия следов. Поскольку протокол обычно составляется по завершении следственного осмотра , то в его заключительной части особо оговаривают, какие следы были изъяты, как упакованы, куда направлены для трасологического исследования.

Необходимо помнить, что осмотр, фиксация, измерения, изготовление объемных слепков и плоскостных копий следов должны преследовать цель их максимальной сохранности.

Если объект со следами невозможно изъять в натуре ввиду его громоздкости или ценности, то со следов нужно изготовить копии (в первую очередь фотографические). Поверхностные следы рук (босых ног) для визуализации обрабатывают порошками или химическими реагентами, а затем переносят на дактилоскопическую пленку. С объемных следов обуви, орудий взлома, транспортных средств изготавливаются слепки: гипсовые, пластилиновые, полимерные, - максимально точно воспроизводящие форму, размеры и особенности микрорельефа поверхности.

С места происшествия рекомендуется изымать все обнаруженные следы, имеющие отношение к произошедшему. Практика свидетельствует, что даже недостаточно полные и четкие следы могут послужить материалом для трасологического исследования, ибо в своей совокупности создают необходимое представление о следообразующем объекте.

Предметы со следами и их копии (слепки) должны быть упакованы так, чтобы исключить их повреждение при транспортировке. Для этого используются коробки (ящики), пакеты, конверты. С особой тщательностью нужно упаковать хрупкие предметы со следами рук (электролампочки, бутылки, стаканы, колбы и т.п.). Упакованные объекты опечатывают и снабжают пояснительными надписями: кто, по какому делу, в чьем присутствии произвел изъятие.

Объекты со следами или их копии подлежат экспертному исследованию, которое в первую очередь позволяет установить родовую группу, к которой относится следообразующий предмет, и использовать полученные сведения для его розыска. После представления эксперту искомых объектов осуществляется идентификационное трасологическое исследование.

Следы рук

Кроме детального описания, сопровождаемого измерениями, осуществляется фотографирование. Значительный по протяженности след запечатлевают методом линейной панорамы. Отдельно фотографируют участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки выполняют масштабным способом. С участка следа протектора, в котором отобразились индивидуализирующие признаки, отливают гипсовый слепок.

Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы была очевидна локализация следов, затем сфотографировать сам след, предварительно зафиксировав пылевые частицы аэрозольным лаком и поместив рядом со следом масштабную линейку.

В распоряжение эксперта следует предоставить копию протокола осмотра места происшествия, фотоснимки следов, гипсовые слепки, предметы одежды потерпевшего со следами колес. Оптимальным вариантом бывает предоставление колеса в сборе, что не всегда осуществимо вследствие большого веса и размеров. В подобных случаях с пневматической шины должны быть получены образцы следов, для чего рекомендуется прибегнуть к помощи специалиста-криминалиста или эксперта, которому предстоит проводить трасологические исследования.

Объемные следы можно получить, прокатывая автомобиль на малой скорости по грунту, способному отобразить нужные признаки шины. Экспериментальные следы внимательно осматривают и выбирают участки, содержащие отображения идентификационных признаков, с которых и изготавливаются гипсовые слепки.

Для получения поверхностных экспериментальных следов на участок шины с характерными признаками наносят красящее вещество и откопировывают весь участок. Для этого типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на интересующий участок протектора.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели образован след; каков тип транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; не образован ли след данной шиной; какими конкретно колесами оставлены следы на теле и одежде потерпевшего и др.

Отделившиеся детали и части (осколки фарного или лобового стекол, частицы лакокрасочного покрытия или перевозимого груза, крепежные детали), обнаруживаемые на месте происшествия, изымаются в натуре и используются для розыска транспортного средства и его идентификации, а также для определения места, где произошло столкновение (наезд).

Исследование фарных и иных осколков позволяет выявить тип, конструкцию, марку изделия, а по нему - модель автомобиля. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то назначают экспертизу для установления целого по частям.

Отделившиеся частицы автомобильного лакокрасочного покрытия помогут выяснить окраску транспортного средства, после обнаружения которого проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы (КЭМВИ).

Комплексное использование данных, полученных при работе со следами транспортных средств, позволяет дать обоснованное заключение: а) о наличии, характере и локализации повреждений и иных особенностей на разыскиваемом автомобиле; б) о характере имеющихся в нем неисправностей; в) о перевозимом грузе; г) о признаках эксплуатации с нарушением установленных требований; д) о том, что следы на месте происшествия, одежде и теле потерпевшего оставлены конкретным транспортным средством.