Флористика        16.10.2019   

Обучение рисованию на световых песочных столах. Педагогический опыт в использовании светового стола для здоровьясбережения детей доу. Насыпание и заполнение пространства

Учебно-методическая разработка
Конспект занятия для детей со сложной структурой дефекта

Песочное рисование на световых столах по теме «Осень»

Макаренко Светлана Михайловна,
педагог-психолог ГБДОУ детский сад №104
Невского районана Санкт-Петербурга

Программное содержание.

1. Закрепление представления об осени, повторить признаки осени

2. Обогащение и активизация словаря (тучка, дождик, дерево, падают листики, лужицы, сухой, твердый, мягкий, мокрый)

3. Развитие диалогической речи

4. Снятие психоэмоционального напряжения

5. Развитие координации движений и мелкой моторики рук (раскрытие ладони, выпрямление пальцев, подвижности кисти)

Структура занятия:

1. Приветствие детей. Сообщение темы

2. Работа с песком. Моторные упражнения («Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», необычные следы» и т. д.)

3. Рисование на песке. Рисуем «осень» (тучка, дождик, дерево, падают листики, лужицы и т.д.)

5. Свободное рисование. Чайковский «Осенняя песня»

6. Прощание

Оборудование: световые столы, песок, влажные салфетки, музыкальный центр

Педагог

Здравствуйте ребята!

Дети

Здравствуйте

Педагог

Меня зовут Светлана Михайловна! Давайте встанем в круг, для того чтобы мы могли хорошо друг друга видеть!

Дети встают в круг

Сегодня у нас будет еще одно волшебное занятие. Но для начала давайте вспомним наши имена! По кругу будем передавать «Мячик» и когда «мячик» окажется у вас в руках, вы говорите, как вас зовут! Начнем с меня: «Меня зовут, Светлана Михайловна! И я рада всех вас видеть!

Ребята, вы помните какие необычные столики стоят в кабинете? Что в них необычного???

Дети

Они волшебные, свет, песок

Педагог

Правильно. И мы с вами сегодня будем снова рисовать песком Осень А давайте вспомним правила рисования. Весь этот песочек на ваших столах принадлежит песочной фее. Психолог показывает куклу Фею. Она сегодня нам разрешила поиграть с ее любимыми песчинками. Больше всего на свете, она любит когда в ее волшебную страну приходят дети и рисуют красивые картины, и ей очень грустно, она плачет, когда ее волшебные песчинки используют для того чтобы кинуть в друг друга! Поэтому давайте запомним правила поведения, когда мы рисуем на столах.

Дружно мы с песком играем

И в друзей мы не кидаем,

На своем столе рисуем

В стол другой мы рук не сунем!

Вы запомнили правила? Молодцы!

Пообещаем Фее, что будем соблюдать правила?

Дети

Да

Педагог

Чтобы у нас получились красивые картины нужно поздороваться с песком. Мы его погладим, потрогаем, пересыпим с одной руки на другую.

Из ладошки на ладошку

Сыпется песочек.

Поиграю с ним немножко -

Пусть меня щекочет.

Ребята, скажите песок у нас какой? Сухой или мокрый?

Дети

Сухой

Педагог

Мягкий или твердый?

Дети

Мягкий

Педагог

Молодцы

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Педагог -просит нежно, а потом сильно поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

1. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.

2. Ребенок легко, а потом с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.

3. Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной.

4. Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями.

Дети выполняют

Упражнение «Песочный дождь»

Песочная Фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик, может дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит». Варианты:

1. Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

2. Дети поднимают кулачки с песком над столом, слегка разжимая кулачки, двигают ими в право- лево, и видят как идет дождь.

«Дожди, дождик,

Пуще лейка

Ты дождем меня полейка

В это лето подрасти хочу

Я…»

Молодцы!

Возвращаемся к столам. Посмотрите на столы, они все засыпаны песком, и теперь мы с вами можем начать рисовать

Упражнение «Необычные следы»

1. «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

2.«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, перемещая руки в разных направлениях.

3.«Ползут змейки» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

4. «Цыпа-цыпа» - дети имитируют кормление курочек, перетирая песок пальцами, как бы разбрасывая корм.

Молодцы!

Педагог

Ребята, а какое сейчас время года

Дети

Осень

Педагог

Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели. Завяла трава. Засохли цветы. Часто дует ветер и идет дождь. Листья кружатся и падают на землю. Так бывает всегда, когда приходит осень.

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели.

Стали голыми леса.

Днем и ночь дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.

Педагог

Попробуем нарисовать у себя на столе?

А сейчас вместе нарисуем (тучка, дождик, дерево, падают листики, лужицы и т.д.)

педагог показывает, а дети рисуют и вместе с педагогом проговаривают, что рисуют.

Физ. минутка. Пальчиковая гимнастика «Уточки», «Встреча»

"Встреча"

На правой ручке - пальчики.

На левой ручке - пальчики.

Пришла пора им встретиться

- Готовьте чемоданчики!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками.

«Уточки»

На волнах качаясь,

Уточка плывет. |

То нырнет, то вынырнет

- Лапками гребет.

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

Педагог

Ребята наше занятие заканчивается. О чем мы с вами сегодня говорили и что рисовали?

Дети

Ответы детей

Педаго г

Песочная Фея прощается с вами до следующего занятия.

А что мы сейчас будем делать?

Дети

Слушать музыку

Педагог

Сегодня мы будем слушать П.И.Чайковского «Осенняя песня» и вы пока звучит музыка поиграете с песочком или порисуете.

Звучит музыка.

Педагог

А теперь мы должны отряхнуть ручки, взять влажную салфеточку и вытереть ею ладошки.

Молодцы!!!

Дети встают в круг, берутся за руки, повторяют слова за педагогом:

Вот занятие прошло,

До скорого свидания.

Всем друзьям и взрослым скажем

Дружно: «До свидания!»

Творческие занятия и игры с детьми на световом столе решают много задач: обретение нового сенсорного опыта, развитие мелкой моторики, внимания, образно-логического мышления и воображения.

Световой стол является удобным и современным приспособлением для песочной анимации.
Световой планшет для рисования песком «Кидстейшн» изготовлен из натурального дерева. Невысокие бортики по краям предотвращают высыпание песка. Размер: 40*30*11 см.
**********************************************************************

Идеи для занятий на световом столе

Песочная анимация. Для рисования песком понадобится цветной песок для детского творчества (в , в ) Песочная терапия понравится как детям так и взрослым. Включайте фантазию и творите свои шедевры.

Песок можно заменить манной крупой или пищевой солью. Попробуйте использовать цветную соль для ванны.

Игры на световом столе с цветным рисом займут ребенка надолго. Как покрасить рис, читайте .

Рисование пеной для бритья. Ребенок получит новый сенсорный опыт.

Источник: artfulparent.com

Рисование по льду акварелью. На световом столе очень эффектно смотрится именно прозрачный лед. Для того, чтобы лед получился прозрачным, замораживайте дистиллированную воду или воду прокипяченную дважды. Придать льду форму шара можно, заморозив воду в надувном шарике.

Рисование на молоке. На световом столе разводы краски на поверхности молока будут выглядеть еще эффектнее.

Природа на световом столе. Разложите на поверхности стола листья, цветы и другие природные объекты для наблюдений. Действительно, структура растений лучше видна на просвет.

Интересное занятие на световом столе - конструироване объектов из коктейльных трубочек и теста для лепки (рецепт ).

Игра на световом столе с гидрогелевыми шариками (в , на ) непременно понравится детям. Поставьте на световой стол прозрачный пластиковый контейнер с высокими бортиками и наполните размоченными гидрогелевыми шариками - ребенок получит массу удовольствия от новых ощущений. Внимание: если ваш ребенок склонен тянуть в рот мелкие предметы - откажитесь от игры.

Магнитный конструктор из прозрачного пластика. С подсветкой игра преобразиться на глазах и подарит новые впечатления. Как вариант - популярный магнитный конструктор Magformers (в , в ).

Предложите ребенку поиграть с цветными деревянными блоками (в в ) для обогащения сенсорного опыта.

Сюжетные игры. Придумайте тему для игры, подберите фигурки (в , в на ) и создайте свой маленький мир.

Источник: facebook.com

Игры с разноцветными пластиковыми стаканчиками. Стройте башни, разрисовывайте фломастерами и используйте в тематических играх.


Добавьте игре объема при помощи зеркал.

Коллаж. Дайте ребенку различную мелочевку: декоративные стеклянные камешки, бусины, элементы мозаики, цветные прозрачные фишки (на ) и т.п. Используйте как прозрачные объекты, так и не пропускающие свет. Предложите ребенку выложить на световом столе узор.

Выкладываем узоры по заранее нарисованному контуру. Для занятия подготовьте рисунок на бумаге.


Посмотрите на коллаж через телейдоскоп (в ). Узоры телейдоскопа образуются прямо из окружающей среды. Разнообразие абсолютно бесконечно! Доказано, что 15 минут такого зрелища оказывают релаксирующее действие, сравнимое по целебности с 5 минутами здорового смеха. Цвета прибора и удивительные по красоте композиции помогут улучшить самочувствие ребенка и повысить работоспособность.

Светящиеся неоновые палочки/браслеты ( , ). Будьте бдительны - могут представлять опасность при нарушении целостности оболочки и попадании на кожу.

Изучаем счет.

Выкладываем геометрические фигуры декоративными палочками для размешивания напитков.

Сенсорные бутылки. В прозрачную бутылку поместите гель для волос и гидрогелевые шарики и получиться красивая игрушка для светового стола.

Я загорелась идеей сделать такой ящик с песком для рисования в детский сад.

Вариант 1-й.

Продаются готовые ящики. Посмотреть можно

Экологически чистый деревянный ящик, сверху оргстекло, снизу подсветка энергосберегающей лампочкой. Для творческих занятий по рисованию песком на стекле, подойдет и для удобного копирования рисунков, посредством обвода контура.
Новая, улучшенная модель, с отделением для песка.
Размеры ящика: 50 х 50 х 14 см, световой экран 48 x 36 см, длина шнура 180 см
.

Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний, для развития мелкой моторики.

Вариант 2-й

Информация взята

Для изготовления ящика Вам понадобится:
1. Доски
2. Фанера
3. Акриловое оргстекло
4. Колоды из дерева

Изначально возьмите доски и фанеру, и соорудите вот такой ящик, который показан на рисунке. Он должен быть глубоким (7-10 см), чтобы песок не высыпался наружу, но при этом можно было легко рисовать.

Далее с двух краёв отступите, одинаковое количество сантиметров и прибейте планки. У Вас получилось место для хранения необходимых атрибутов. Здесь Вы можете хранить крупы, камешки, которые возможно Вам понадобятся для того, чтобы Ваш ребёнок развивался. Следующим шагом Вам нужно сделать прорезь на дне ящика — это нужно для того, чтобы в дальнейшем вставить оргстекло — место для освещения лампой. Размер можно сделать по желанию, например формат бумаги А3 - А2.

Чтобы световой стол был устойчивым, Вам нужно в качестве ножек взять колоды из массива дерева. Также Вы можете их покрасить по Вашему желанию, например в синий и красный - так забавней.

Теперь в прорезь на дне ящика Вам нужно уложить акриловое оргстекло. Необходимо его сделать матовым, для этого положите на стекло лист формата А1 и по всем краям закрепите скотчем или изолентой.

Если Вы всё делали правильно, то у Вас должен получиться стол, как показано на фото ниже. Ничего сложного, а плацдарм для творчества почти готов.

Теперь положите под стол лампу, включите и собственно всё. Вы создали своими руками световой стол для рисования песком!

Вот уже и можно приступать к творческим занятиям. Осталось только купить песок в магазине стройматериалов или же взять прямо с песочницы, просеять его через сито, промыть и прокалить его в духовке. Ещё можно Вам посоветовать творить на световом столе не только песком, а и различными крупами (манкой, например). А чтобы рисунок был оригинальным, можно использовать цветные камешки.

Для того чтобы создавать картины из песка, не обязательно иметь художественное образование.
Детям особенно нравится рисовать песком. Податливость песка, его природная магия притягивает детей с первых минут.

Рисование песком - это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, Вы почувствуете его тепло, его текучесть, его движение.

Рисование песком - отличный способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи.

Создание картины песком - увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Мягкий колорит природных оттенков, контраст песка и света, плавность контуров и припудренность линий создают Волшебство.

Как правило используют очищенный песок, который тонкими слоями наносится на подсвеченное стекло. Нарисовать с помощью песка можно что угодно: пейзажи и портреты, натюрморты и абстракции. Главное - дать волю воображению и не бояться экспериментировать.

Способы рисования песком:

1. Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания;
2. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;
3. Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг;
4. Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем;
5. Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами;
6. Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее;
7. Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок;
8. Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки;
9. На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.

Все действия выполняются пальцами рук, однако в качестве приспособлений могут использоваться стеки и кисточки.
Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг)

Это занятие особенно рекомендуется специалистами для гиперактивных и сверхвозбудимых детей,ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.

Рисуя песком, человек, будь то ребенок или взрослый, задействует и пальцы, и кисти рук. Рисование развивает тонкое тактильное восприятие, требует анализа и гибкости мышления, развивает воображение и раскрывает творческий потенциал.Это занятие придётся по душе абсолютно всем, и маленьким и взрослым.

Это очень интересно и увлекательно!!!

Вариант 3-й - смотрите видео


А чтобы проявить способности у детей к рисованию песком, посмотрите видео: «Как с помощью светового стола для рисования песком создать вот такие шедевры»:


Песочная анимация имеет широкий спектр применения в работе с детьми: помогает снять стресс, понять ребенка, раскрыть его художественные способности, развивать мелкую моторику. Основные приемы рисования песком просты, и освоить их может любой дошкольник.

В традиционном рисовании используются кисти, карандаши, фломастеры и пр. Здесь же главный инструмент художника - его собственные руки.

Для начала ребенку необходимо научиться держать материал в кулаке и высыпать его в необходимом количестве. Попросите его взять щепоть песка и повернуть руку так, чтобы он сыпался тонкой струйкой. Покажите, что контролировать его можно, сжимая и разжимая ладонь. Важно - руки ребенка должны быть абсолютно сухими.

Затем изучите вместе, как выглядит тонкий и толстый слой на световом столе. Большая кучка выглядит темной и не пропускает свет. А там, где песка мало - свет яркий. Предложите ребенку пофантазировать, что можно изобразить, используя много и мало материала.

Насыпание и заполнение пространства

Песок зажимается в кулаке и распределяется на столе. Можно кидать его горстями - тогда поверхность будет заполняться неравномерно. Если пропускать песок сквозь пальцы, двигая руку из стороны в сторону, можно добиться одинаковой плотности рисунка.

Так же насыпом изображаются линии. Они могут быть различными: прямыми, зигзагами, спиралями. При их изображении имеют значения два фактора: положение руки (чем ниже - тем линия точнее и тоньше) и скорость (чем быстрее - тем прозрачнее). Предложите ребенку нарисовать различные линии, то поднимая, то опуская руку, двигая ее с различной скоростью. Так создавать фигуры - треугольник, круг, квадрат и т.д., и простейшие рисунки.

От качества песка зависит, как будут ложиться линии - темнее по краю или в центре.

Кулак

Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пустое пространство - пятно. Таким образом можно создавать основу под фигуры животных или людей, лица, крупные предметы. Так же такой техникой можно изображать предметы с легкой структурой - облака или пену.

Ладонь

С помощью ладони разравнивается слой песка, стирается предыдущий рисунок, создаются крупные световые пятна. Можно и просто оставить след ладони и превратить его в забавную зверюшку. Ладонью с расставленными пальцами можно изобразить сразу несколько параллельных световых линий - например, изображая нотный стан, струны, провода.

Ребро большого пальца

Используется для создания толстых световых линий, изображения предметов с меняющимися размерами. Ширина рисунка регулируется площадью прижимания пальца к поверхности. Так можно нарисовать, например, луну, кита, различных животных.

Рисование пальцами

Здесь могут быть задействованы как все пальцы, так и по отдельности. Обычно дети начинают с использования указательных - так привычнее. Но для развития мозговой деятельности важно задействовать все.

Рисуя пальцами, можно создавать не только основные линии рисунков, но и множество различных точек, изображая огоньки, свет, звездочки. Пальцами так же рисуются параллельные детали - к примеру, крылья бабочки, листья цветка. Параллельное рисование позволяет активно задействовать оба полушария головного мозга.

Не позволяйте ребенку остановиться на привычном рисовании одним указательным - ведь задействование всех пальчиков позволяет активно развивать объемное мышление.

С помощью пальчиков можно корректировать линии, добиваться большей четкости рисунка.

Щепоть

Способ рисования, который напоминает процедуры «соления». Ребенок набирает в щепоть песок и засыпает им нужные участки. Этим он создает оттенки и полутона. Эта методика подходит для детей от пяти лет - когда они смогут понимать, что такое тень и полутень.

Отсечение лишнего

Часто, когда рисунок уже готов, фон вокруг него представляет собой невразумительное зрелище. Решается вопрос просто - ребром ладони «отсекается» лишнее и сметается со световой доски. Этот же способ можно использовать, изучая доли, части и работая с цифрами.

Освоив основные техники с ребенком, педагог сможет переходить к созданию полноценных картинок и изучению художественных приемов.