Необычные растения        06.08.2023   

Парафазия в логопедии. Что такое парафазия: примеры и коррекция нарушения. Вербальная и невербальная информация

Вербальные парафазии

Темп речи

Произношение речевых звуков

Называние

Называние практически отсутствует, подсказка
и контекст почти не помогают 3

Возможно называние ограниченного числа ре-
альных объектов, их изображений и действий.
Подсказка помогает не всегда, длительные поиски
слова, искажения, литеральные парафазии 2

Называние предметов и действий возможно, от-
мечается поиск первых букв слова, подсказка по-
могает, увеличение времени припоминания слов.
Затруднения при назывании более редко употреб-
ляемых объектов и действий 1

Называние практически сохранено О

Отсутствие звуковой продукции. Невозможность про-
изношения изолированных артикулем даже сопряженно 3

Грубые артикуляторные искажения в процессе
речи, затрудняющие ее понимание. Деформация
в произношении изолированных артикулем 2


Деформация отдельных артикулем, нередко

придающая речи «иностранный» акцент 1

Нарушения отсутствуют О

9. Усилия, напряжение в речи, запинания,
дезавтоматизация речи

Грубое напряжение всего речевого аппарата.
Слова произносятся замедленно, с усилием. По-
вышается в момент речи тонус лицевой, шейной
мускулатуры, языка и губ 3

Умеренное напряжение мышц. В речи отмеча-
ются усилия, запинания 2

Нарушения отсутствуют О

Чрезмерное убыстрение речи, безостановочный,
трудно тормозимый поток речи; речь медленная,
частые и длительные паузы 3

Склонность к многоречивости в речевом об-
щении, речь больного трудно ограничить рамками
высказывания. Речь замедленная 2

Склонность к логорее-ускоренности (замедленно-
сти) выявляется только в процессе развернутой бе-
седы 1

Нарушения отсутствуют О

11. Просодии (интонация, ритм высказывания,
ударение, мелодика речи)

Речь монотонна, нарушены ритм высказывания
и мелодика русской речи. Невозможно выделение
отдельных ее эмоциональных категории (удивле-
ние, радость, грусть, обида, требование и пр.) 3

Интонация в речи имеется, но не соответствует
смыслу высказывания, отмечается неправильная
расстановка акцента в предложений 2

Те же нарушения, но слабо выраженные 1

Нарушения отсутствуют О

Преобладание в речи вербальных парафазии,

относящихся к разным понятийным группам, к

Вербальные парафазии отражают существенным
признак данной ситуации; часто вербальные за-
мены относятся к одной понятийной группе 2
Вербальные парафазии редки 1
Отсутствуют О



Преобладание грубых нестандартных литераль-
ных парафазии 3

Литеральные парафазии (стандартные и нестан-
дартные), для которых характерны замены одних
звуков другими, перестановки звуков внутри слова,
пропуски звуков, добавление лишних звуков.
Встречаются при назывании, повторении и в спон-
танной речи 2

Те же признаки, но слабо выраженные 1

Отсутствуют О

14. Понимание ситуативной речи и словесных
значении

Полная или почти полная невозможность пони-
мания ситуативной речи, простых команд и жестов 3

Нарушение понимания ситуативной речи, глав-
ным образом, по отношению к малозначимым
для больного темам и нарушение понимания ча-
сти простых команд, в особенности при переходе
на новое задание 2

Затруднение понимания ситуативной речи и про-
стых команд выступает только в особых условиях:
при быстрой речи, отвлечении внимания больного 1

Нарушения Отсутствуют О

В статье рассмотрим литеральные парафазии при афазии. Что означают такие отклонения?

Парафазия представляет собой особенность афазии (утраты речи), характерными симптомами которой являются нарушения высказывания, замена правильных слогов, букв и слов на неправильные. Больной при этом заменяет корректные слова в составе предложения на совершенно неестественные и непонятные в конкретном употреблении и в определенной ситуации. Кроме того, при этой патологии присутствует существенное ускорение речи, что способствует значительным затруднениям понимания разговора.

Многим интересно, что это — литеральные и вербальные парафазии.

Неврологический аспект болезни

Возникновение литеральной парафазии может быть обусловлено целым рядом неврологических причин и наблюдаться у людей самых различных возрастов. К причинам развития такого нарушения у взрослых пациентов относятся разнообразные поражения коры мозга:

  • расстройства мозгового кровообращения;
  • травмы;
  • инфекционные патологии, поражающие головной мозг;
  • следствие тромбоэмболий;
  • кисты и прочие новообразования головного мозга;
  • разрыв аневризмы.

В детском возрасте к вышеуказанным факторам следует добавить поражение речевого центра головного мозга, которое может случиться в результате:


В основе литеральной парафазии лежат нарушения нейропсихологической или нейрофизиологической предпосылки - это может быть расстройство праксиса, фонематического слуха, артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, приводит к нарушениям речи, восприятия, письма, чтения, счета.

Другие виды парафазии

Основных видов литеральной парафазии всего три, однако четкой грани между ними нет, поскольку формы могут сочетаться между собой. Таким образом, литеральная форма патологии тесно связана с такими ее видами: вербальная и зеркальная. Вербальные парафазии - явления, при которых одно слово в речи подменяется другим, и эти слова находятся в одном ассоциативном поле. К примеру, вместо слова «локоть», говорят «колено», «стул» - «стол» и т. п.

Подобное явление часто наблюдается при акустико-мнестической афазии и отличается возможностью воспроизводить слова и невозможностью повторить сразу три-четыре слова, связанные по смыслу. У таких пациентов может отмечаться повышение речевой активности, либо наоборот, проявляться ее заторможенность. Трудности, обусловленные семантической размытостью слов, частичным или полным непониманием их смысла, способствуют многократному применению парафазий: замены букв в словах, слов в предложении, совмещение нескольких слов воедино (пример: «ножилка» — нож и вилка). Также может проявляться неверное применение местоимений, изменение существительных в числе и роде, флексий глаголов.

Литеральная парафазия проявляется в виде замены звука или буквы в слове на другую. Встречается подобное явление как в письме, так и в устной речи. В зависимости от степени и области поражения, патологическое состояние может приобретать разные черты. Таким образом, в случае с сенсорной афазией идет замещение звуков на фонематически близкие («б» на «п», «с» на «з»). В случае с моторной афазией идет замена звуков на схожие («л» на «н», «м» на «б»).

Пациент с таким заболеванием может не только путать звуки, но и переставлять буквы в одном слове. Часто ему сложно построить предложение при необходимости поиска соответствующих слов. Таким образом, сама речь замедляется, характерны при этом обрывки фраз, повторения слов. При письме также наблюдаются существенные отклонения: нарушается его правильность и движения руки. Пример - голос - колос, холос, голс и т. п.

Парафазия, которая возникает на фоне алалии (глубокая несформированность речи вследствие поражения коры мозга) характеризуется потерей присутствовавшей ранее речи, кроме того, имеет место повреждение центров мозга, отвечающих за речь в период внутриутробного развития.

Зеркальная парафазия характеризуется тем, что пациент произносит конец и начало слова правильно, а его середину - справа-налево. Характерно то, что люди, которым присуще подобное заболевание, очень быстро читают слова, которые написаны зеркально, причем читают их правильно. В определенных случаях слово читается так, будто оно разделено на несколько частей, где последняя и первая части произносятся правильно, а срединная не только зеркально переворачивается, но и удваивается.

Примеры

При рассмотрении видов литеральной парафазии в логопедии могут наблюдаться такие отклонения:

  1. Если слово звучит - «грач», то при вербальной форме парафазии человек будет обозначать это слово как «стриж», «дятел», «ворон».
  2. При литеральной форме - «врач», «удач», «грак», «грап».
  3. При зеркальной - «гарач», «гарч».

Коррекция и восстановление функций речи

Лечение любой формы парафазии, в том числе и литеральной, как и любых разновидностей афазии, заключается в использовании нейрореабилитации (компенсация и восстановление высших психических функций, в частности речевых). Система терапевтических мероприятий обычно включает в себя:


Специальное сканирование

В настоящее время медицинские специалисты назначают больным с литеральной парафазией специальное сканирование, по информационным результатам которого можно в точности установить области поражения мозга и их степень, после чего приступить к соответствующему лечению, в процессе которого не только устраняются причины их возникновения, но и появляется возможность предупредить дальнейшее развитие патологического процесса.

Восстановление речи на сегодняшний день осуществляется нейропсихологом или логопедом-афазиологом. Наибольшую эффективность показывают занятия, к которым подключается использование ноотропных медикаментозных препаратов:

  • «Фенотропил»;
  • «Неотропил»;
  • «Энцефабол»;
  • «Церебролизин».

Обучение членов семьи

Однако и на этом коррекция литеральной парафазии не заканчивается: все члены семьи пациента должны пройти специальное обучение у логопеда-афазиолога, получить некоторые инструкции по особенностям лечения и реабилитации больного. Таким образом, только комплексные меры могут способствовать значительным положительным результатам. Время терапии может существенно затянуться по времени - иногда даже до пяти лет, однако несмотря на современные методики, технику лечения, стопроцентный результат не может гарантировать ни один специалист. Даже самые современные технологии в определенных случаях не могут вернуть идеальное состояние речи.

Заключение

Таким образом, довольно распространенное явление, литеральная и иные виды парафазии, когда человек меняет буквы в словах, неправильно использует их по смыслу - это сигнал к тому, чтобы обратиться к квалифицированному врачу, который после специальной диагностики может определить конкретный фактор поражения коры мозга и назначить терапию и реабилитацию. Особенно это важно в детском возрасте, когда некоторые отделы мозга еще продолжают процессы своего формирования.

Нарушение экспрессивной речи (моторная афазия) . Беглость речи определяется скоростью, качеством и легкостью речевой продукции.

В случае нарушения беглости речи вербальная производительность ограничена (> 50 слов/мин.), длина фраз уменьшена (от одного до четырех слов в одной фразе), речевая продукция затруднена, артикуляция часто бедная и мелодичность речи (просодия) нарушена. При нарушении беглости речи говорящий часто предпочитает использовать имена существительные и глаголы, опуская небольшие соединительные слова («телеграфный» стиль речи).

Напротив, при беглой речи вербальная производительность значительная (и иногда может быть даже более обильной, чем обычно), длина фраз нормальная, речевая продукция не затруднена и мелодичность речи не нарушена.

Анатомические соотношения . Нарушение беглости речи указывает на поражение речевого центра в лобной доле кпереди от роландовой борозды. Беглая речь указывает на интактность данного центра. В. Нарушение понимания речи (сенсорная афазия).

Нарушение способности понимать устную речь варьирует от полного непонимания простых выражений, состоящих из одного слова, до скрытого нарушения способности воспринимать полный смысл сложных выражений. При неформальной беседе больной с афазией часто пользуется жестикуляцией, интонацией речи и окружающей обстановкой для дополнения понимания содержания своих выражений. Врач может недооценить степень нарушения понимания речи, если ему не удастся определить степень нарушения понимания больным речи без невербальных подсказок.

Анатомические соотношения . Нарушение понимания отражает повреждение височно-теменных речевых зон позади роландовой борозды. Сохранность понимания указывает на интактность этих зон. (Понимание грамматических конструкций является важным исключением из этого правила. Аграмматизм связан с поражением речевых зон в нижней лобной извилине).

Расстройство повторения.

Повторение в устной речи лингвистически и анатомически является особой функцией, У большинства больных нарушение повторения происходит параллельно с расстройством других речевых функций. Однако относительно изолированное нарушение повторения иногда может быть доминирующим клиническим симптомом (кондуктивная афазия). У других больных повторение может быть сохранено, несмотря на выраженное нарушение спонтанной речи (транскортикальная афазия). Иногда у таких больных обнаруживается эхолалия - отчетливая тенденция к повторению всех услышанных фраз.

Анатомические соотношения. Нарушение повторения указывает на повреждение речевой зоны вокруг сильвиевой борозды. Сохранность повторения свидетельствует об интактности этой зоны.

Парафазии.

Подмена нужного слова неправильным называется парафазией .
Литеральная или фонематическая парафазия характеризуется искажением только части слова, например, когда вместо «ручка» пациент произносит «тучка» или «кучка».

При вербальной или глобальной парафазии необходимое по смыслу слово целиком заменяется неправильным, например, когда «яблоко» становится «апельсином» или «велосипедом». При семантической парафазии необходимое по смыслу слово и его замещающее принадлежат одной семантической группе («апельсин» и «яблоко»). Беглая речь, засоренная большим количеством вербальных парафазии, называется «жаргонной».

Парафазия-неологизм наблюдается, когда совершенно новое слово, не входящее в словарный запас говорящего, подменяет необходимое по смыслу.

Анатомические соотношения . Парафазии могут появляться при локализации очагов повреждения в любых отделах речевой зоны и не имеют важного топико-диагностического значения. Фонематические парафазии наиболее характерны для поражения лобных речевых зон, в то время как глобальные парафазии - для височно-теменных.

Затруднения в подборе слов (аномия).

Подбор необходимого слова из словарного запаса почти всегда страдает при афазии. У больных может достаточно часто наблюдаться заикание при спонтанной речи во время подбора слов.

Многоречивость обнаруживается, когда больные говорят «вокруг да около» слов, которых они не могут подобрать, давая этим словам длинные определения или описания.

Анатомические соотношения . Затруднения в подборе слов появляются при локализации очагов повреждения во всех речевых зонах доминантного полушария и имеют незначительное топико-диагностическое значение.

Чтение и письмо.

В большинстве случаев афазии нарушение чтения (алексия) и письма (аграфия) наблюдаются параллельно с расстройством восприятия и продукции речи. Иногда может возникнуть изолированное расстройство чтения, письма или обеих функций при сохранной речи.

Анатомические соотношения . Корковые центры чтения и письма располагаются как в речевых зонах вокруг сильвиевой борозды, так и в дополнительных функционально-специализированных зонах. Для осуществления функции чтения необходим высокий уровень процессов зрительного восприятия в затылочной и нижней теменной долях коры головного мозга. Письмо зависит от зрительного обеспечения нижней теменной доли и моторной производительности лобной доли.

замена нужного звука (или буквы) другим звуком (или буквой), что приводит к искажению слова, один из симптомов афазии. Характер замены зависит от формы афазии. При сенсорной афазии замена происходит по признаку фонематической близости звуков (или букв). Так, звук с заменяется звуком з, б - п и т. д. При афферентной моторной афазии заменяются звуки (или буквы), близкие по способу произношения (т. е. близкие артикулемы). Напр., звук л заменяется звуком н, м - б или п и т. д. Л. п. проявляется как в устной, так и в письменной речи (см. Парафазия; Вербальная парафазия). Восстановление высших психический функций - отрасль нейропсихологии, основной задачей которой является изучение теоретических основ, механизмов и методов восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. Теоретической базой В. в. п. ф. являются, с одной стороны, общепсихологические представления об общественно-исторической природе, прижизненном формировании высших психических функций и их системной организации, с другой стороны, нейропсихологическая концепция о системном строении и системной динамической локализации данных функций. Указанные теоретические предпосылки позволили обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой. А. Р. Лурия были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена выпавшего звена функциональной системы новым и др.). Применение нейропсихологической теории В. в. п. ф. на практике при лечении раненых во время Великой Отечественной войны показало ее высокую эффективность. В этот период и были разработаны научные основы В. в. п. ф - речевых, гностических, интеллектуальных, двигательных (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьв, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, Э. С. Бейн, Н. Н. Трауготт и др.). Дальнейшее изучение проблем В. в. п. ф. было связано преимущественно с теоретическим анализом причин речевых нарушений и разработкой различных методов их восстановления. А. Р. Лурия и его учениками (Д. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман и др.) был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения: нейропсихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные звенья в психологической структуре функции и на сохранные афферентные деятельности, внешнее программирование восстанавливаемой функции и др. Изучение динамики восстановления различных видов речевой деятельности под влиянием восстановительного обучения позволяет проанализировать природу и механизмы нарушения различных речевых функций, в частности, роль зрительных образов в формировании афазии. Работы Л. С. Цветковой и ее сотрудников показали, что нарушения номинативной функции речи связаны с дефектами речевой организации зрительных образов. Дальнейшее развитие данного направления в нейропсихологии связано с расширением сферы применения методов восстановительного обучения, разработкой методов восстановления процессов памяти, внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы, а также общей и умственной работоспособности; с созданием комплексных методов восстановления функций путем сочетания психологического и медикаментозного воздействия на личность больного. Одним из важнейших разделов данного направления является изучение эмоциально-психологической стороны восстановительного обучения, разработка групповых методов восстановления речевых функций путем корригирования изменений личности больного. Современная практическая работа в области нейрореабилитации, которая проводится в различных научно-практических центрах России, базируется на общих теоретических представлениях А. Р. Лурия о системной психологической и мозговой организации психических функций. Эти идеи легли в основу системы комплексной нейрореабилитации, разработанной В. М. Шкловским и его сотрудниками и успешно применяемой в Центре патологии речи в Москве и в др. городах России. Высокая социальная значимость результатов исследования проблемы В. в. п. ф. и их применения на практике связана с большой социальной потребностью в такого рода работах в области клинической психологии (в частности, в связи с ростом числа сердечно-сосудистых заболеваний) и большой эффективностью нейропсихологических методов В. в. п. ф.

Парафазия (от греч. para - возле, около + phasis - речь) - замена требуемых звуков (букв) речи или слов на др.; неправильное употребление отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи. Различают 2 вида Парафазии: литеральную и вербальную. При локальных поражениях речевых зон коры левого полушария (у правшей) Парафазия представляют собой проявления различных форм афазии.

Литеральная Парафазия выражается в виде ошибочной замены отдельных звуков (или слогов) в словах, в основе которой лежат сенсорные или моторные нарушения речи (см . Литеральная парафазия ).

Литеральные и вербальные П. у детей наблюдаются при алалии и представляют собой проявление общего речевого недоразвития.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Парафазия (пара + греч. phasis - речь ) - искажение отдельных элементов речи - замены слов в устной речи другими, близкими по смыслу или звучанию (Парафазия вербальная) и пропуски, замены, перестановка отдельных звуков в словах, приводящие к их искажению (Парафазия литеральная). Единичные эпизодические П. наблюдаются и вне рамок афазий при диффузных органических поражениях головного мозга, например, при безинсультном течении церебрального атеросклероза.

Наиболее часто Парафазия наблюдается в рамках афатичсских синдромов. При моторной афазии - это нарушения структуры слова, при сенсорной в более легких, транскортикальных формах, обнаруживаются вербальные П., а при значительной тяжести поражения появляются литеральные - замены звуков при сохранении рисунка слова [Бейн Э.С., 1964].

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Парафазия - искажение речи при афазии, воспроизведение неадекватных ее элементов, что обусловлено пропусками, перестановками, заменой, повторением звуков или слов. В связи с этим парафазии могут быть литеральными или вербальными. Обычно проявляются при сенсорной афазии.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Парафазия - общий термин, используемый для обозначения любого привычного неправильного использования слов в речи.

предметная область термина

ПАРАФАЗИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ - болезненное явление, чаще всего встречаемое при афазии акустико-мнестической. Характерно заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно поле ассоциативное (например, вместо слова "стол" - употребляется "стул").

ПАРАФАЗИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ - замена звука или буквы в слове на другие. Возникает при афазии и проявляется и в речи устной, и в письменной. При различной локализации поражений парафазия литеральная обретает характерные черты. Так, при афазии сенсорной происходит замена фонематически близкими звуками или буквами (с - з, б - п); при афазии моторной афферентной происходит замена на элементы, близкие по произношению (л - н, м - б).