Комнатные растения        23.09.2019   

Педсовет гражданско патриотическое воспитание школьников. Педсовет "патриотическое воспитание детей дошкольного возраста". Средства патриотического воспитания

Пед.совет

"Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников".

Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи:

· изучить сложившуюся в детском саду систему работы по данному направлению;

· обновить содержание и формы работы по гражданско–патриотическому воспитанию, учитывая возможности взаимодействие педагогов, детей и родителей.

Участники: администрация и педагоги детского сада.

Подготовка:

· Создание инициативной группы по проведению педагогического совета;

· Анкетирование родителей;

· Изучение научно – методической литературы по обсуждаемой проблеме;

· Составление проекта решения педсовета.

Оборудование и инвентарь.

Проектор, подготовлены рабочие места для участников заседания, мультимедийная презентация по теме педсовета.

ХОД ПЕДСОВЕТА

I. Вступительная часть.

Краткое выступление методиста о задачах и замысле педагогического совета.

Перед вами листочки бумаги А3 и стикеры разных цветов. На белом листе нарисуйте дерево с 4 ветками. По ходу пед.совета мы будем дерево дополнять стикерами.

Выступление

Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания дошкольников. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия.

Сегодня будущее планетарной цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Вопрос к педагогам:

Что такое патриотическое воспитание? Ответы на стикерах клеят на дерево.

По новой программе, в какой области?

В новой программе в области «Познание» в ознакомлении с окружающим, раздел «Моя Родина Казахстан»

Формирование любви к Родине:

    в младшем возрасте идёт через… любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира

    в среднем возрасте проходит через …(сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает») познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка

    в старшем дошкольном возрасте через … (сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает») познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Вопросы к специалистам

Через музыкальное воспитание…

Через физкультурное…

На занятиях у психолога…

У логопеда…

Понятие патриотизма

Вопрос к педагогам? Патриот, кто он?

    Человек, одушевленный патриотизмом.

    Человек, преданный интересам какого- либо дела, горячо любящий что-то.

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

Цели патриотического воспитания:

    ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ

    ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ:
    Нравственное сознание
    экологическое сознание
    эстетическое сознание

Компоненты сознания

    Знание человеком фактов культуры, истории, которые он воспринимает как фразу «Я знаю, что это наше!»

    Положительное отношение к определенным «нашим» фактам истории и культуры. («Я горжусь, одобряю такие события»).

    Готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране. («Я готов действовать на благо своей страны»)

Задачи современного патриотического воспитания

    РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ.

Направления патриотического воспитания

    ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

    ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ

    КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

    СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

II. Информационно-теоретическая и аналитическая части педсовета:

“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”

К.Д. Ушинский .

Данное направление включает в себя следующие мероприятия: (сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает»)

· Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

· Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны.

· Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;

· Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;

· Проведение военно – спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам;

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь детского сада и ветеранов ВОВ и труда, проживающих в городе. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия: (сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает»)

– экскурсии в музей;
– уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края;
– оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью";
– конкурсы лучших чтецов «С чего начинается родина?»;

Выступление Султангереевой Г.М. учителя каз.языка

Таким образом, проанализировав работу по краеведению, можно сделать вывод:

Какой?

Краеведение практически отсутствует. Работа по краеведению носит не целостный характер, а представляет собой эпизодические включения в воспитательно-образовательный процесс.

Предложено: Составить план для всех возрастных групп. Организовать «Кинозал» с просмотром видео роликов, презентаций по теме.

Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права. (сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает»)

– изучение правил поведения в детском саду, в школе и общественных местах;
– знакомство с правами ребенка

4 направление. Воспитание на культурных традициях народа. (сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает»)

– занятия по ознакомлению с окружающим;
– организация и проведение тематических бесед;
– изучение обычаев, традиций, праздников своего народа «Наурыз», «День Независимости», «День единства народов Казахстана»;

– изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;
– организация и проведение КВН, проектов на нравственные и этические темы.

Все эти мероприятия повышают интерес детей к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

III. Аналитическая работа.

Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием наших детей надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.

Для выявления уровня гражданственности и патриотизма было проведено анкетирование среди родителей.

IV. Выработка решения.

Проект решения педагогического совета:

1. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания.

2. При планировании и организации воспитательной работы на 2 полугодие

– продолжить проводить мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию;
– использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, dvd, а также документальные, художественно-исторические фильмы;
– приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, Афганистана, а также родителей учащихся.

3. Ежегодно проводить анкетирование по гражданско – патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции родителей.

V. Оценка работы педсовета.

Оценка деятельности участников педсовета, полезность, результативность.

Каждый участник педсовета поднимает квадратик того цвета, который соответствует высказыванию под этим цветом.

Патриотизм – вещь замечательная. Более того, без любви к родине, к своей земле, своим друзьям и соседям вряд ли можно стать гражданином. Правда, любовь не должна быть слепой. И, наверное, стоит различать любовь к государству, к власти (особенно к существующей) или к правящей партии, и любовь к своему краю, к своей стране, со всеми ее недостатками и трагедиями.

Истинные учителя всегда учили людей только тому, чему они сами следовали в жизни. Именно потому их советы имели силу.

ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум»

Педагогический совет

«Система патриотического воспитания

в современных условиях»

Подготовила: Сверчкова А.В., зам. директора по ВР

План

  1. Актуальность темы педсовета.
  2. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию.
  3. Понятие «патриотическое воспитание».
  4. Программа по патриотическому воспитанию обучающихся «Я – гражданин»
  5. Педагогический практикум «План мероприятий по празднованию 71 годовщины Победы».
  6. Решение педагогического совета.

Деятельность участников педсовета

Тема выступления

Время выступления

ФИО выступающих

Деятельность пед. коллектива

Открытие и обозначение актуальности темы педсовета

3 мин

Директор

Слушатели

Понятие «патриотическое воспитание» и нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию

20 мин

Зам. директора по ВР

Слушатели, участники опроса

Патриотическое воспитание в учебно – воспитательном процессе ГПОУ ТО «АХТТ»

15 мин

Зам. директора по ВР, преподаватели - содокладчики

Слушатели, участники дискуссии

Программа по патриотическому воспитанию обучающихся ГПОУ ТО «АХТТ»

8 мин

Содокладчик

Слушатели

Подведение итогов педсовета. Принятие постановления педсовета

5 мин

Пед. коллектив

Выводы, мнения, предложения

Ход педсовета

  1. Актуальность темы педсовета

Президент России Владимир Владимирович Путин на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи заявил: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – это патриотизм». «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете» . При этом Президент подчеркнул своё понимание патриотизма: «Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее…»

«Государство заинтересовано, в первую очередь, в таком непростом деле как работа с молодежью. Очень важно воспитание в новом поколении военно-патриотических настроений» Д.А.Медведев (I заседание Совета по делам казачества)

Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

Актуальность темы заключается в том, что работа по ней является одним из путей совершенствования образовательно-воспитательной работы УЗ, усиление ее патриотической направленности с учетом возможностей для развития личности обучающихся.

На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма - культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине, служение Отечеству - является важным условием возрождения России.

Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания обучающихся. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы.

2. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются

  • Конституция РФ,
  • Федеральные законы РФ: «Об образовании», «О воинской обязанности и воинской службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Вов 1941 – 1945 г.г.», «О Государственном Флаге Российской Федерации», «О Государственном Гербе Российской Федерации», «О Государственном Гимне Российской Федерации». Указ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности РФ», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к воинской службе», «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

Закон РФ «Об образовании»

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе:

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

  • Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы»
  • Государственная Программа патриотического воспитания молодежи, в которой подчеркивается необходимость развития законодательной базы в указанной области, разработки методического обеспечения, улучшения и обновления материально-технического оснащения, совершенствования системы патриотической работы в учебных заведениях разного уровня.

В государственном документе определены основополагающие задачи:

  • повышение роли общественно-государственных институтов в становлении патриотического сознания граждан;
  • формирование позитивного отношения к армейской службе, создание соответствующей мотивации у молодежи;
  • внедрение форм, методов и средств воспитания, соответствующих требованиям времени;
  • повышение профессионально-квалификационного уровня специалистов-организаторов в области гражданского воспитания.
  • Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, где определены ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности. Эти ценности выступают как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, общие для всех россиян: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

«Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития».

3. Понятие «патриотическое воспитание»

Чаще всего понятие «Патриотизм» определяется как чувство гордости за своё Отечество, его историю и великие свершения, а также как стремление сделать свою страну процветающей, а её народ счастливым. В этом аспекте патриотическое воспитание является специфическим процессом целенаправленного взаимодействия его объектов и субъектов, влияния и воздействия на психологию человека, коллектива, общества в целом. Оно может быть рассмотрено как сложная система, включающая в себя многообразие взаимосвязанных элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а также подсистем содержательного, организационного и методического плана. В свою очередь, патриотическое воспитание – это один из системообразующих компонентов, определяющих развитость мировоззренческой культуры личности.

Особая значимость патриотического воспитания в современных условиях была подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 – 2015 гг.».

Что такое патриотическое воспитание? Прошу вас, уважаемые коллеги подумать и дать четкое определение.

(обмен мнениями)

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания:

* это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;
* это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Предлагаю вам стать участниками социологического исследования. Проведен Интернет-опрос жителей России по проблемам патриотического воспитания. Ответим на теже вопросы и сравним полученные данные. Для простоты обработки предлагаю использовать цветные жетоны: зеленый – «да», красный – «нет», синий – «затрудняюсь ответить».

Что для вас патриотизм?

  1. Любовь к Родине
  2. Уважение к истории страны и памяти прошлого
  3. Бережное отношение к культуре своего народа
  4. Любовь к родной природе
  5. Готовность к самопожертвованию ради своей страны

(ответы педагогов и их сравнение с данными Интернет-опроса)

В ходе того же опроса было выявлено, что патриотическое воспитание гражданами России понимается:

  • воспитание любви и уважения к Родине, к месту, где родился, гордость за свою страну – 46%;
  • воспитание детей и молодёжи – 26%;
  • служба в армии, защита Отечества – 11%;
  • труд и служение на благо Отечества, забота о людях своей страны – 7%;
  • быть патриотом – 2%;
  • пропаганда идей патриотизма, политическое и идеологическое воспитание – 1%;
  • затруднились ответить – 7%

Общество и государство возлагают на учреждения образования важнейшую задачу: воспитать патриота – подготовить молодого человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, выполнению функций организатора и исполнителя, гражданина и труженика, защитника Отечества, который готов к работе на благо Родины.

В соответствии с этим, воспитание студента как гражданина и патриота России, является одним из ведущих направлений в воспитательной деятельности нашего техникума. Данное направление представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них патриотических чувств, патриотического сознания и поведения, гражданской и патриотической позиции личности.

Для активизации патриотического воспитания техникум имеет все возможности: многообразие учебных дисциплин, наличие музея Боевой славы, участие в деятельности общественных организаций патриотической и военно-патриотической направленности, а также в соответствующей деятельности различного рода молодежных движений, акций, конкретных мероприятий и т.д. Для успешной реализации патриотического воспитания в АХТТ создана система, имеющая соответствующие уровни воспитательной деятельности (на уровне группы, техникума). Данная система включает патриотическую массовую работу, объединяет деятельность организаций, объединений. Следует отметить, что работа, связанная с воспитанием студенческой молодежи базируется на следующих основных принципах:

  • обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
  • принцип преемственности, предполагающий осуществление связи форм, содержания и методов воспитания;
  • обусловленность форм содержания методов, приемов, средств патриотического воспитания индивидуальными особенностями обучающихся;
  • диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием воспитательных мероприятий;
  • интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы и др.

Работа по патриоитческому воспитанию проводится в следующих формах:

Работа по этому направлению проводится в техникуме систематически:

  1. Тематические классные часы:
  • «Нужна ли толерантность в нашем мире» (4 курс);
  • «Цветы и порох» (литературно-музыкальная композиция);
  • «Оружие Первой мировой войны» (с показом презентации);
  • «Первая мировая. Неизвестная война» (с просмотром видеофильма)
  • «Оружейники Тульского края. Тульский оружейный завод» (с просмотром видеофильма);
  • «Города оборонщики: Алексин, Тула, Ижевск» (с показом презентации);
  • «Тульское оружие лучшее в мире» (с показом видеоролика «Пистолет Макарова»);
  • «Их именами славится Алексин»;
  • Никто не забыт, ничто не забыто»;
  • «Война глазами женщин»;
  • «Беслан: помним, скорбим»;
  • «Ледовая трасса на Ладожском озере» (3-4 курсы);
  • «Героев славных имена (о героях - алексинцах)»;
  • «День памяти героев Отечества»;
  • «Герои Алексина»;
  • «900 дней и ночей ленинградцев в их героическом труде и мужестве»;
  • «Битва за Москву» (с показом презентации, 2 курс);
  • «Они прикрыли мир собой» (об участии в Сталинградской битве, 2, 4 курсы);
  • «Что значит быть патриотом?» (3 курс);
  • «День Победы» (с показом презентации «Поэты-фронтовики», 1 курс);
  • «Нацизм – оккультные теории Третьего Рейха» (1 курс);
  • «Помним. Память жива» (с показом презентации к 70-летию Великой Победы);
  • «Лишь бы не было воны» (2 курс);
  • «Битва за Берлин».
  1. Беседы, диспуты:
  • «Давайте уважать друг друга» (1 курс);
  • «Как могут защитить себя на дороге пешеходы, пассажиры и водители»;
  • «Толерантность – залог существования мира»;
  • «Ордена и медали Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» (с показом презентации);
  • «Тула Оружейная»;
  • «Культура поведения»;
  • «Общественная ценность и статус семьи» (1-3 курсы);
  • «Судьба семьи в судьбе страны», устный журнал;
  • «События, происходящие на Украине»;
  • «Русской доблести пример» (с участием сотрудников МБУК «АЦБС» им. Львова, 3-4 курс);
  • «Необходимость проведения военного парада на Красной площади в Москве 7.11.1941 г.»;
  • «День памяти жертв фашизма» (с просмотром кинофильма «Великая Отечественная: города-герои», 3 курс);
  • «Роль и значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне» (2 курс);
  • «Подвиг ради жизни (о Сталинградской битве)» (1 курс)
  • «Подростковый суицид», час проблемного разговора.
  1. Конкурсы рисунков, плакатов
  • «День народного единства»;
  • «Мы за будущее без экстремизма»;
  • «25 лет Конвенции ООН о правах ребёнка».
  1. Студенческие конференции и круглые столы
  • «Культурные традиции народов мира»;
  • «Культура дорожного движения»;
  • «Профилактика и пути разрешения конфликтов»;
  • «70-летию Победы посвящается»;
  1. Викторины
  • «Правила дорожного движения» (1-2 курс);
  • «Города - герои» (1 курс);
  • «Что я знаю о войне» (3 курс);
  • «70 лет Победы» (1 курс).
  1. Тематические выставки книг
  • «25 лет Конвенции ООН о правах ребёнка»;
  • «Подросток и закон»,
  • «Дорогами Победы»;
  • медиа-панорама «Вечная слава городов-героев».
  1. Уроки мужества

Тематические уроки:

  • «Конвенция ООН о правах ребёнка»;
  • «Неизвестный солдат»;
  • «Горячее сердце» (с презентацией материала из Почётной книги «Горячее сердце»);
  • «Наши улицы - наши герои»;
  • Всероссийский урок Победы;
  • «Первая мировая война» (с презентацией);
  • «Комсомольцы – герои Великой Отечественной войны»;
  • «Дети – герои войны»;
  • «Не гаснет памяти свеча» (посвящается освобождению Алексина от немецко-фашистских захватчиков);
  • «Герои Победы» (1 курс);
  • «У войны не женское лицо».

Встречи:

  • встреча с участником боевых действий в Афганистане Г.С. Ключарёвым;
  • встречи с ветеранами ВОВ;
  • встреча с представителями администрации оборонного предприятия «Алексинский химический комбинат»;
  • «Несокрушимая и легендарная», тематический вечер;
  • «Задай свой вопрос юристу» взаимодействие студентов с Центром правовой и деловой информации.
  1. Родительские собрания
  • «Взрослеющие дети и конфликты. Административная и уголовная ответственность подростков»
  1. Экскурсии в музей Боевой славы
  • «Этот день мы приближали, как могли»;
  • «Памяти неизвестного солдата посвящается»;
  • «Участие 238 стр. дивизии в обороне Алексина и Тулы»;
  • «Не отдали Москву»;
  • «Этот день они приближали, как могли» (о героях-алексинцах);
  • «Выпускники, участвовавшие в локальных войнах»;
  • «Преподаватели и сотрудники АХТТ – участники ВОВ».
  1. Волонтёрские акции
  • «Подарок ветерану»;
  • «Голубь мира», мастер – класс по изготовлению бумажных голубей;
  • «Громить врага нам помогала песня, а песню подвига, здесь каждый написал», вечер песни.
  1. Конкурсы, традиционные мероприятия
  • «А, ну-ка, парни!»

Большое значение в формировании гражданственности, патриотизма уделялось не только вовлечению студентов в подготовку и проведение мероприятий, посвященных 70-летию Победы над фашизмом. Важная роль принадлежала музею Боевой славы, который в техникуме работает уже 36 лет. В музее сложилась система организационно-массовой работы: тематические экскурсии, уроки мужества, военно-патриотические акции, встречи с ветеранами.

В музее проведены классные часы и уроки мужества «Оборона города Алексин», «День Победы», «Памяти Неизвестного солдата посвящается…», конкурс военной инсценированной песни, совместно с сотрудниками Алексинской центральной библиотечной системы проведён Всероссийский урок Победы «Судьбы опалённые войной» и мастер-класс по поиску родственников, воевавших в ВОВ в рамках акции – памяти «Ищу солдата».

Осуществляя патриотическое воспитание, педагоги используют различные подходы к ведению данного вида деятельности, а в первую очередь личностно-ориентированный, деятельностный и культурологический. Выстроенная на основе выделенных принципов и подходов и обусловленная взаимосвязями внешних и внутренних структур, система патриотического воспитания позволяет отслеживать этапы развития, осуществлять диагностику, определять результативность патриотического воспитания студентов. Вместе с тем это даёт возможность вносить соответствующие коррективы с учетом профессиональных и возрастных особенностей, опыта и достижений прошлого, реалий и проблем сегодняшнего дня.

С целью достижения определенных результатов в воспитательной работе по данному направлению, для классных руководителей были проведены заседания МО и обучающие семинары по темам:

  • «Актуальные задачи техникума в гражданско - патриотическом становлении личности выпускника»
  • «Роль классного руководителя группы в формировании гражданской позиции обучающихся»
  • «Формы работы классного руководителя учебной группы по гражданско-патриотическому воспитанию студентов»
  • «Содержание и формы воспитательной работы в группе по формированию правовых знаний обучающихся»
  • «Использование инновационных методов в формировании ценностно-ориентированной личности студентов»

4.Программа по патриотическому воспитанию обучающихся
«Я – гражданин»

Цель программы : создание условий для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

С целью выполнения программы были определены задачи по патриотическому воспитанию:

  1. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
  2. Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
  1. Формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования воспитательной системы по патриотическому воспитанию школьников.
  2. Воспитание чувства гордости за великое прошлое Отечества.
  3. Раскрытие приоритетов отечественной науки в различных отраслях знаний, всемирного значения великих отечественных ученых.

Модель “Гражданин – патриот России”

5.Патриотическое воспитание в учебно – воспитательном процессе ГПОУ ТО «АХТТ»

Патриотическое воспитание в учебно – воспитательном процессе техникума охватывает методический процесс, учебный процесс, воспитательный процесс.

Нам, педагогам, даны большие возможности в воспитании студентов, которые реализуются через внеурочную деятельность. Применение разнообразных форм внеурочной деятельности позволяют мне и моим коллегам строить свою работу так, чтобы, окончив наш техникум, ребята вышли в жизнь с твердой убежденностью, что они граждане России и патриоты нашей Родины .

Исходя из задач патриотического воспитания реализуются следующие формы:

Обязательное для первокурсников всех специальностей знакомство с историей техникума;

Организация встреч студентов с ветеранами ВОВ, участниками афганской войны, дающими возможность получить представление об их высоком моральном духе, готовности защищать Родину и выполнять гражданский долг;

Перенесение акцента в преподавании учебных дисциплин на достижения отечественных ученых в различных областях знаний. Обязательное раскрытие связи, преемственности отечественной и мировой науки.

Подумайте и ответьте, какие учебные дисциплины связаны с патриотическим и гражданским воспитанием? Как это проявляется? (выступления педагогов, вывод: образовательное пространство техникума обладает огромным потенциалом воздействия на патриотическое сознание обучающихся)

Патриотическое воспитание многогранно и может осуществляться при различных видах совместной деятельности студентов и педагогов. Основные направления патриотического воспитания:

  • Военно – патриотическое
  • Духовно – нравственное
  • Историко - патриотическое
  • Гражданско – патриотическое
  • Социально – патриотическое
  • Героико – патриотическое
  • Спортивно – патриотическое
  • Профессионально – трудовое.

Предлагаю вам обсудить и сформулировать задачи по направлениям патриотического воспитания.

(по раздаточному материалу - обсуждение, запись, зачитывание )

Система работы тьютора по патриотическому воспитанию на примере учебной группы

(обзор мероприятий по направлениям – фото из летописи)

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию ведется круглый год. В своей работе по реализации данного направления мы, прежде всего, опираемся на традиционные формы и методы патриотического воспитания. Вот некоторые их виды:

  • тематические классные часы (наиболее распространенная форма работы со студентами: «Моя малая Родина», «Родина – Россия –у всех она одна», «Школа толерантности», «Моя семья», «Моя Родина - Россия», «Сила России-в единстве народов», «Дни воинской славы», «Государственные символы России», «Россия – священная наша держава» и др.)
  • уроки Мужества, уроки Памяти (во всех учебных группах в разных формах)
  • общетехникумовские мероприятия : День Знаний , Дни воинской славы, День единства и согласия, День Конституции, День защитников Отечества, День космонавтики, торжественный митинг в честь Дня Победы и Дня освобождения г. Алексина с участием представителей администрации города, района, ветеранов ВОВ, боевых действий в Афганистане, Чечне, представителей общественности и др.
  • спортивно-оздоровительные мероприятия
  • форумы, круглые столы: «Молодежь - фактор будущего, «Молодежь- важный ресурс развития общества»
  • участие в городских и областных военно-патриотических, военно-спортивных мероприятиях для молодежи
  • участие в традиционных акциях социального характера : «Я – гражданин России», «Подарок ветерану».
  • встречи с ветеранами Вов, участниками боевых действий в Афганистане, Чечне - помогают студентам лучше узнать нашу историю, а также героев Отечества, более осмысленно подходить к решению поставленных задач и зачастую приводят к переосмыслению их жизненной позиции
  • участие в музейных мероприятиях
  • волонтерская деятельность, направленная на оказание реальной помощи участникам ВОВ и труженикам тыла, ветеранам труда; на приведение в порядок воинских захоронений и мемориалов.

6.Педагогический практикум

Цель: выработка общей стратегии работы по нравственно-патриотическому воспитанию молодежи в рамках подготовки и празднования 71-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, активизация творческого потенциала педагогов.

(предложения записываются на листах и вывешиваются на доску)

Задание 1. Продумайте наиболее приемлемые формы работы с обучающимися по формированию патриотических чувств в рамках подготовки и празднования 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне (мозговой штурм).

Воспитание патриота начинается с воспитания сердца, пробуждения в юном человеке способности восхищаться красотой подвига во имя народа. Особое место в духовных наших контактах с детьми должна занимать память о тех, кто не пришел с войны, о тех, кто воевал.

Тема героизма во имя народа имеет особенно большое значение для юношей – будущих защитников Родины.

Задание 2. Перечислите возможные виды и названия проектов, приуроченных к празднованию Победы в Великой Отечественной войны.

7.Решение педагогического совета

Заслушав и обсудив доклад зам. директора по ВР Сверчковой А.В. и выступления преподавателей Новодворской Л.А. и Лаптевой Т.М. педагогический совет определил: в последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

Поэтому необходимость продолжения и усиления работы по патриотическому воспитанию, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашего педагогического коллектива.

Педсовет постановил:

  1. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Срок исполнения: в течение учебного года.

  1. Утвердить Программу по патриотическому воспитанию обучающихся ГПОУ ТО «АХТТ».

Срок исполнения: на заседании педсовета.

Ответственный: директор.

  1. Разработать план мероприятий по празднованию 71-ой годовщины Победы на основании предложений, разработанных в рамках педагогического совета.
  1. Принять участие в областном конкурсе на лучшую презентацию музеев образовательных организаций.

Срок исполнения: до 15.04.2016

Ответственный: зам. директора по ВР.

  1. Провести мониторинг гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Срок исполнения: октябрь 2016 г.

Ответственный: зам. директора по ВР, классные руководители, студсовет.

  1. Организовать выставку учебно-методической литературы по вопросам патриотического обучения и воспитания.

Срок исполнения: до 25.04.2016

Ответственный: зав. библиотекой.

  1. Раскрывать связи приемственности отечественной и мировой науки с целью перенесения акцента в преподавании учебных дисциплин на достижения отечественных ученых в различных областях знаний.

Срок исполнения: в течение года

Ответственный: преподаватели, зав. отделением, методист.


Педсовет "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"

Дата проведения: 30.03.2015 г.

Цель : выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников, формирования толерантного отношения к окружающим.

Задачи:

  • изучить сложившуюся в школе систему работы по данному направлению;
  • выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;
  • обновить содержание и формы работы по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.

Участники: администрация и педагоги школы.

Подготовка:

Создание инициативной группы по проведению педагогического совета.

Анкетирование учащихся 9-11 классов (анкета прилагается).

Изучение данной темы на заседании МО классных руководителей.

Составление инициативной группой проекта решения педсовета.

Оформление, оборудование и инвентарь :

интерактивная доска, проектор, подготовлены рабочие места для участников заседания, мультимедийная презентация по теме педсовета

Ход педсовета

I. Вступительная часть

Краткое выступление зам. директора по воспитательной работе о задачах и замысле педагогического совета.

II. Информационно-теоретическая часть

Выступление заместителя директора по воспитательной работе.

1-2 слайд

“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”

К.Д.Ушинский

Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлена процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.

Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. И именно в канун 70-годовщины Великой Победы, в связи со сложившейся ситуацией на Украине воспитание патриотизма, толерантного отношения к окружающим является важнейшей задачей коллектива нашей школы, классных руководителей в частности.

3 слайд

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе нашей школы.

4 слайд

Педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, военизированные эстафеты. Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своей Родине, краю, поселку, школе, своей семье.

В школе воспитание патриотов осуществляется через:

– урочную и внеурочную деятельность педагогического коллектива;
– соблюдение и проведение традиционных мероприятий;

–поисковую работу в микрорайоне поселения;
– подготовку выпускников школы к военной службе;
– проведение праздников и соревнований, посвященных военно-патриотической работе.

Данная работа дает положительные результаты:

– созданы в школе оптимальные условия для формирования личности с высоким чувством патриотизма, любви к Родине, готовности служить своей стране;

– итог патриотического воспитания школьников заключается в ежедневном осмыслении своего благородства и уважения к России.

Как же мы воспитываем патриотизм? Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. В рамках реализации мероприятий государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации ", в соответствии с комплексным планом по подготовке юношей к военной службе в Новокубанском районе, планом основных мероприятий школы по военно-патриотическому воспитанию учащихся работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся ведется по следующим направлениям деятельности:

5 слайд

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Традиционное ежегодное участие учащихся 1-11 классов в митинге у памятника лейтенанту Зуеву и неизвестному старшине 9 мая).

Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны. Шефская помощь.

Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.

Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

Проведение конкурсов военно-патриотической инсценированной песни, смотров строя и песни, военно–спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.

Посещение спецназа г. Армавир, летного училища;

Участие в кросс-походе, посвященном освобождению города Армавира от немецко – фашистских захватчиков.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ, проживающих в хуторе. Все ветераны закреплены за классными коллективами, которые шефствуют над ними, поздравляя со всеми праздниками, помогая им.

Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы.

Имеется в школе Тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается.

Учащиеся школы принимают активное участие в Акции «Посылка солдату» (которая проводится ежегодно).

Традиционным стал фестиваль военно-патриотической песни, конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, плакатов, газет,выпуск писем Победителям.

Военно-спортивная игра «Зарница» запланирована нами на май этого года.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

– экскурсии,
– изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников;
– выпуск газет в рамках недели кубановедения;
– посещение Армавирского драматического театра, просмотр спектаклей;
– экскурсии по живописным местам края;
– уроки кубановедения.

Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.

– уроки обществознания (с 5 класса), истории;
– изучение правил поведения в школе и общественных местах;
– «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);

– общешкольные линейки;
– работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
– работа Совета школы;
– работа Штаба воспитательной работы.

– уроки гуманитарного цикла;
– факультатив «основы православной культуры»;
– организация и проведение тематических вечеров, бесед;
– изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;
– изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;
– организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. Учащиеся школы участвуют в спортивных объединениях, посещают школьные спортивные секции как в школе, так и в г.Новокубанске. В школе созданы необходимые условия для занятий спортом. Коллектив нашей школы взаимодействует в работе по гражданско – патриотическому воспитанию с разными учреждениями района (схема взаимодействия школы с социальной средой): дополнительного образования, учреждениями культуры, спорта и другими, которые посещают наши учащиеся, о чем свидетельствует мониторинг занятости, который составляет 94,5%.

Роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников играют классные руководители, которые координируют деятельность детского коллектива в общешкольных мероприятиях по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России, Краснодарского края, Новокубанского района, школы, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими, проводят большую экскурсионную работу по памятным и историческим местам, знакомят учащихся с памятниками культуры, заповедными уголками Краснодарского края.

Выступления классных руководителей 1-11 классов

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью. Своим опытом в работе тимуровского движения в классном коллективе поделится с вами руководитель МО начальных классов (Выступление «Мы – юные тимуровцы»).

Выступление Голик Н.В.

Если заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом, то подростковый возраст – мировоззренческой базой будущего гражданина.

Но статистика свидетельствует о росте среди старшеклассников негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, коррозии патриотических и гражданских идеалов. Для выявления уровня гражданственности и патриотизма среди учащихся нашей школы было проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов, в котором приняли участие 20 человек (Анкета «Патриот и гражданин»).

При достаточно высоких результатах тестирования, ответы на некоторые вопросы заставляют задуматься.

(анализ анкет)

Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с детства воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.

III. Практическая часть(раздать планы мероприятий )

6 слайд

Для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизму у школьников присутствующим предлагается принять участие в составлении плана совместных действий педагогического, ученического и родительского коллективов в рамках празднования 70-летия Победы. Используя метод «Мозгового штурма», участники педсовета объединяются в группы и предлагают ход проведения одного из мероприятий в рамках 70-летия Победы и отмечают наиболее значимые мероприятия этого плана.

Выступления групп

IV. Заключительная часть

Итоги всех проведенных мероприятий свидетельствуют о том, что прогрессирует процесс становления системы патриотического воспитания, а мероприятия, направленные на воспитание гражданственности и патриотизма у школьников приняли системный характер.


Обсуждается и утверждается решение педагогического Совета:

Проект решения педагогического совета:

  • Признать удовлетворительной работу педагогического коллектива школы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников.
  • Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания, сохраняя традиции школы.
  • Классным руководителям совместно с членами Штаба воспитательной работы принять активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках 70 –летия Победы.
  • Оформить фасад школы с надписью «70 лет Победы»

Педсовет «Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников»

Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников.

Задачи: 1.) изучить сложившуюся в школе систему работы по данному направлению;2.) выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;3.) обновить содержание и формы работы по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.

Участники: администрация и педагоги школы, представители ученического и родительского актива.

Подготовка:

    Создание инициативной группы по проведению педагогического совета.

    Подготовка экскурсии в музей для участников педсовета.

    Анкетирование учащихся 9-11 классов (анкета прилагается).

    Изучение научно – методической литературы по обсуждаемой проблеме классными руководителями.

    Составление инициативной группой проекта решения педсовета

Оформление, оборудование и инвентарь: доска, проектор, подготовлены рабочие места для участников заседания, мультимедийная презентация по теме педсовета (Приложение 1). На доске оформлена таблица к практической части педсовета.

Ход педсовета

    Работа педагогического совета начинается с посещения музея и знакомства с экспозициями: «История школы в истории села

    Вступительная часть. Краткое выступление директора школы Булановой Л.Г. о задачах и замысле педагогического совета

    Информационно-теоретическая часть. Выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе Фоменко Л.Л.

Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”

К.Д.Ушинский

Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.

Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работы нашей школы, для которого в школе имеются все условия: спортивный зал, имеется библиотека с читальным залом, 2 спортивных секций. Школа работает давно в этом направлении, имеет свой опыт, достижения. Команды наших спортсменов участвовали во всех районных конкурсах, эстафетах, соревнованиях, а также по итогам этих соревнований в зональных, республиканских соревнованиях, где добивались результатов по легкой атлетике, по баскетболу. Неоднократно спортсмены школы занимали призовые места: в районных соревнованиях по легкой атлетике «Шиповка юных».

Квалифицированные педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования. Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своей Родине, республике, району, школе, своей семье, для развития интереса к спорту, военной профессии.

Как же мы воспитываем патриотизм? Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Работа по гражданско - патриотическому воспитанию учащихся велась по следующим направлениям деятельности:

1 направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

    Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Традиционная ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая учащихся).

    Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда Шефская помощь.

    Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.

    Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

    Проведение конкурсов военно-патриотической песни, смотров строя и песни, военно –

Спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в селе. Все ветераны закреплены за классными коллективами, которые шефствуют над ними, поздравляя со всеми праздниками, помогая. Выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается Книга памяти. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, с чаепитием 8 мая, традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны, участниками локальных войн и военных конфликтов к Дням воинской славы.

Возрождается в школе Тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается.

2 направление. Историко-краеведческая работа . Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

Экскурсии в городской краеведческий музей, школьный музей,

Уроки - знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края;

Изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников;

Оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью";

Конкурсы лучших чтецов «С чего начинается родина?»

3 направление. Работа военно-исторического музея . Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений является краеведение. Учащиеся совместно с руководителем музея:

    Собирают материал о подвигах участников военных событий и оформляют его в картотеку материалов о ветеранах ВОВ и локальных войн.

    Составлять и вести « Книгу Памяти».

    Охраняют памятники истории родного города, школы.

    Проводят культурно-массовую работу среди учащихся школы.

    Проведение музейных уроков.

    Проведение экскурсий для учащихся 1-11 классов, педагогов, родителей (в соответствии с тематикой стендов, основным разделам, экспозициям музея и к Дням Воинской славы).

4 направление. Формирование правовых знаний. Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.

Уроки обществознания (с 6 класса), экономики, права;

Изучение правил поведения в школе и общественных местах;

Школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);

Встречи с представителями суда и прокуратуры;

Общешкольные мероприятия;

Работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

Работа Совета школы.

5 направление. Воспитание на культурных традициях народа.

Уроки гуманитарного цикла;

Факультатив «основы православной культуры»; "Основы буддизма"

Организация и проведение тематических вечеров, бесед;

Изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;

Изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;

Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

Огромная роль в воспитание гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России, Республики Калмыкии, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими, проводят большую экскурсионную работу по памятным и историческим местам, знакомя учащихся с памятниками культуры.

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью.

Если заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом, то подростковый возраст – мировоззренческой базой будущего гражданина.

Но статистика свидетельствует о росте среди старшеклассников негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, коррозии патриотических и гражданских идеалов. Для выявления уровня гражданственности и патриотизма было проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов, в котором приняли участие 153 человека. Анкета «Патриот и гражданин» (Приложение 2). Результаты анкетирования видны на диаграмме (слайд 15). При достаточно высоких результатах тестирования, ответы на некоторые вопросы заставляют задуматься. Так на вопросы: «Я многим обязан своей стране» (3% учащихся ответили «нет»), «Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились» (7%- «да»), «Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей» (9% - «нет»). Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.

IV. Практическая часть. Для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизму у школьников присутствующим предлагается принять участие в составление плана совместных действий педагогического, ученического и родительского коллективов. Используя метод «Мозгового штурма», участники педсовета по кругу высказывают свои предложения, которые заносятся в начерченную на доске таблицу:

Мероприятия для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников

Для кого проводится

(классы, участники)

Ответственные за проведение мероприятия

Учащиеся

Родители

Педагоги

Обработанные в дальнейшем инициативной группой данные таблицы будут учтены при составлении Комплексной программы по гражданско-патриотическому воспитанию, при составлении общешкольного плана воспитательной работы и станут основой для планирования работы в классах.

Для разработки данной программы и совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся участникам педсовета предлагаю принять участие в составлении плана совместных действий.

V. Заключительная часть. Итоги всех проведенных мероприятий свидетельствуют о том, что прогрессирует процесс становления системы патриотического воспитания, а мероприятия, направленные на воспитания гражданственности и патриотизма у школьников приняли системный характер в связи, с чем нужно разработать и принять «Комплексную воспитательную программу работы школы по гражданско – патриотическому воспитанию на 2018 – 2020 год», включив в нее план мероприятий, посвященный 73– летию Победы. Рассмотреть программу на заседаниях МО, создав систему массовых общешкольных, классных мероприятий совместно с педагогами, с родителями и учащимися, продолжая работу по организации совместной общественно – значимой гражданско-патриотической деятельности родителей и учащихся.

Обсуждается и утверждается решение педагогического Совета:

Проект решения педагогического совета:

    Одобрить работу педагогического коллектива школы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания, сохраняя традиции школы .

    Выбрать инициативную группу для реализации плана гражданско-патриотического воспитания, посвященного 73-годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

    Заместителю директора по УВР и инициативной группе педагогического совета, разработать и утвердить «Комплексную воспитательную программу работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию на 2018-2020 год», создав систему массовых общешкольных, классных мероприятий совместно с педагогами, с родителями и учащимися, продолжая работу по организации совместной общественно-значимой гражданско-патриотической деятельности родителей и учащихся.

    При планировании и организации воспитательной работы на 2 полугодие 2017 –2018 учебного года:

Продолжить проводить внеклассные и общешкольные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию;

Учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников вопитательно - образовательного процесс;

Использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, ДВД, а также документальные, художественно-исторические фильмы;

Приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн, выпускников-военнослужащих и курсантов военных училищ, а также родителей учащихся.

    Ежегодно проводить анкетирование учащихся по гражданско – патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции учащихся.

Тематический педагогический совет по теме:

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель Гусева Н.М.

Москва, 2013

Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания. Закреп ить знания воспитателей о современных требованиях по формированию у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родной страны, воспитанию собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Форма проведения: «круглый стол».

Подготовка к педсовету.

  1. Оформление информационного листа о планируемом педсовете на доске для воспитателей.
  2. Проведение оперативного контроля «Анализ средовых условий группы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
  3. Оформление тематической выставки в методическом кабинете «Патриотическое воспитание» (литература, опыт, методические разработки, пособия).
  4. Проведение консультации для воспитателей: «Патриотическое воспитание дошкольников» (Старший воспитатель).
  5. Проведение смотра-конкурса по теме «Герб моей семьи» в подготовительных группах.
  6. Проведение анкетирования родителей по теме «Патриотическое воспитание ребенка».
  7. Проведение анкетирования воспитателей
  8. Проведение тематической проверки « Анализ работы воспитателя по патриотическому воспитанию дошкольников».

Повестка дня:

  1. Вступление. Актуальность темы педсовета. Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО и преемственности с начальной школой.
  2. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников.
  3. Патриотическое воспитание дошкольников через ОО «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы». Из опыта работы воспитателей разных возрастных групп. Выступление воспитателей: ….
  4. Обсуждение проектов по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Традиции и культура народов…. (название выбранной страны)»
  5. Обзор программ, методических разработок, литературы по данной теме.
  6. Анализ анкет и результаты тематической проверки. Итоги смотра-конкурса «Центр по патриотическому воспитанию».
  7. Итог и решение педсовета.

Ход педсовета

1. Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение им ело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.

Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

В процессе патриотического воспитания огромную роль имеет преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Разработка и апробация моделей содержания и организации образовательного процесса по теме «Патриотическое воспитание дошкольников», способствует преемственному развитию детей дошкольного и школьного возраста.

2. Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:

Конституция Российской Федерации.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г .

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»

3. По третьему вопросу выступила старший воспитатель …. В своем выступлении она затронула вопрос: «Что такое патриотическое воспитание?» и показала презентацию «Растим патриотов России».

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

Создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

Тематические занятия;

Взаимодействие с родителями;

Взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

О воспитательно-образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста рассказала воспитатель ……………………, среднего возраста – ..., старшего возраста – …., детей подготовительной группы – …. О патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к художественной литературе рассказала ….

4. По четвертому вопросу прошло активное обсуждение и выбор стран для проектов по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Традиции и культура народов…. (название выбранной страны)». Прошло обсуждение того, что должно быть сделано в рамках этого проекта, а также была назначена примерная дата защиты проектов.

5. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

  • Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
  • Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»
  • Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина»
  • «Мой родной дом» под редакцией Оверчук Т. И.
  • Новицкая М.Ю. «Наследие»

6. Перед педсоветом было проведено анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка», а также была проведена тематическая проверка и оценка работы воспитателей старших и подготовительных групп.

Родителям предлагалось анонимно ответить на такие вопросы, как:

  • Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  • Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  • Что, по Вашему мнению, означает выражение «быть патриотом»?
  • Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?
  • Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами?
  • Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
  • Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Какие?

Проанализировав ответы, можно с уверенностью сказать, что большинство родителей понимают патриотическое воспитание как воспитание любви к своей Родине, родным местам, родной природе. 18% ответивших на анкеты родителей, считают, что патриотическое воспитание – это знание и уважение культурных традиций своего народа, а также знание истории страны.

При ответе на вопрос о возможности патриотического воспитания в детском саду, лишь … человек (…%) ответили отрицательно, а остальные родители считают, что не только возможно, но и нужно обязательное знакомство с фольклором, традициями, песнями, народным творчеством родной страны.

Быть патриотом, по мнению родителей, это значит любить свою Родину, несмотря на все трудности, жить в своей стране. …% ответивших, считают, что быть патриотом – это преданность и верность своей стране, своему народу, а также гордость за свою страну, свою нацию.

…% ответивших родителей считают, что основную ответственность за патриотическое воспитание детей должна нести семья, …% – что семье должна помогать школа, и еще …% - что ответственность за патриотическое воспитание дошкольников должны нести и семья, и школа и детский сад.

Всего лишь … человека (…%) отрицательно ответили на вопрос о том, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами.

На вопрос об ознакомлении с родословной семьи, родители отметили не только актуальность этой темы, но и необходимость изучения истории своей семьи, как части общества, возникновения своей фамилии. И всего лишь 1 человек (…%) ответил, что эта тема неактуальна.

На вопрос о семейных традициях, …% родителей затруднились ответить или ответили отрицательно. А остальные отметили, что семейные традиции, в основном, это семейные праздники, дни рождения, проведение совместного отдыха, прогулки всей семьей по выходным.

Из всего вышесказанного видно, что многие родители заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, родины. Ведь всем известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

Воспитателям старших и подготовительных групп (... педагогов) раздавались анкеты «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников» , в которых они ответили на следующие вопросы:

  • Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?
  • Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
  • Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
  • Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?
  • Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?
  • Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?
  • Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?
  • Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?
  • Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?
  • Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?
  • Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?
  • Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

Анализ анкет и результаты проверки показали: почти все воспитатели отметили, что они владеют методиками и технологиями по вопросам патриотического воспитания, но не имеют достаточных знаний о русской народной культуре и традициях, о Москве. По вопросу о создании в группе соответствующей предметно-развивающей среды, только один педагог считает, что такая среда в его группе организована не достаточно хорошо.

Итоги смотра-конкурса центров по патриотическому воспитанию.

В конце октября 2013г. был проведен смотр-конкурс центров по патриотическому воспитанию детей в старших и подготовительных группах.

Все центры были оснащены в соответствии с требованиями ФГОС ДО, методическая и художественная литература соответствовала возрасту детей.

  1. место заняла группа №…
  2. место - группа №…
  3. место поделили между собой группы №… и …. С чем мы их и поздравляем.

7. Решение педсовета:

  1. Провести анализ календарного и перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
  2. Взять одной из годовых задач на 2014-2015 уч.год следующую задачу: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истокам русской народной культуры».
  3. Провести мастер-класс по проектам на тему: «Традиции и культура народов…». Обобщить практический материал, собранный для создания проектов. Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель.
  4. Провести консультации для родителей: «Где побывать с ребенком», «Как провести свой досуг».
  5. Провести конкурс в старших и подготовительных группах «Я и моя Москва». Условия конкурса: небольшие рассказы и фотографии детей и их родителей на фоне их любимых мест в городе, а также на фоне достопримечательностей Москвы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: