Комнатные растения        10.09.2019   

Первый прикорм грудного ребенка. Введение прикорма для грудничков

Сразу же после того, как первые трудности грудного вскармливания остаются позади, перед мамой встает еще одна серьезная проблема – первый прикорм. Рекомендации, которые дают в этом случае тематические сайты, участковые педиатры и подруги с бабушками сильно отличаются друг от друга, поэтому неопытные женщины просто-напросто теряются в море противоречивой информации. Как же правильно вводить первый прикорм, и какой возраст является для этого оптимальным?

Несколько десятков лет назад считалось, что первый прикорм малышам, которые питаются исключительно грудным молоком, должен вводиться в три месяца. Но сегодня эта схема признана не просто неправильной, но и опасной для здоровья ребенка.

В организме младенца, который еще не достиг шестимесячного возраста, отсутствуют необходимые для переваривания новой пищи ферменты, поэтому «взрослые» продукты создают сильную нагрузку на его пищеварительный тракт.

Кроме того, до полугода ребенку вполне достаточно полезных веществ и витаминов, которые он получает из материнского молока, то есть ранее введение прикорма просто-напросто не имеет смысла. Подобные меры целесообразны только по медицинским показаниям – например, в тех случаях, когда ребенок не набирает достаточного количества веса. Правда, вводить прикорм слишком поздно тоже не рекомендуется, так как в 7-8 месяцев малыш уже может воспринимать незнакомую пищу значительно хуже.

Для знакомства с новой пищей ребенок должен иметь достаточно сформированную для этого нервную систему, а также некоторые навыки и рефлексы.

Существует ряд признаков, по которым можно определить его готовность к введению первого прикорма.

  1. У ребенка появляются первые жевательные движения, сила сосания увеличивается, а рвотный рефлекс перемещается от середины языка к его корню.
  2. Полностью опорожнив материнскую грудь, малыш продолжает проявлять признаки голода.
  3. Проявление интереса к взрослой пище и первые попытки попробовать что-то с тарелок родителей.
  4. При попытках мамы предложить ребенку новый продукт он не пытается оттолкнуть ложку.
  5. Кроха может в течение долгого времени сидеть на одном месте и брать пищу руками.

Если у младенца отмечаются как минимум три из пяти вышеперечисленных признаков, значит, его организм вполне готов к знакомству с новыми блюдами.

Чтобы не навредить малышу при введении прикорма, мама должна соблюдать несколько важных правил:

  • новые продукты вводятся в меню ребенка не чаще, чем раз 7-10 дней;
  • нельзя впервые знакомить ребенка сразу перед прививками или после них, при перемене климата, после болезней, во время прорезывания зубов и т.д.;
  • пищу следует давать младенцу тогда, когда он голоден, и ни в коем случае не заставлять его есть предложенное;
  • изначально все блюда для прикорма (например, овощные пюре) должны быть приготовлены из одного овоща: смешивать разные овощи или злаки можно только тогда, когда ребенок уже попробовал каждый из них отдельно;
  • прикорм не должен быть поводом для прекращения грудного вскармливания – он призван не заменять материнское молоко, а дополнять его.

С чего начать?

Существует два варианта введения первого прикорма, каждый из которых имеет свои недостатки и преимущества. Первый – более современный и радикальный вариант, который носит название педприкорм, а также традиционная схема, то есть введение в рацион специального детского питания (покупного или приготовленного собственноручно). Выбор наиболее оптимальной схемы, разумеется, за мамой.

Особенности педприкорма

Основной принцип педприкорма – познакомить малыша с привычной для его семьи пищей, благодаря чему он может быстро «включиться» в рацион. Конечно же, это не означает, что полугодовалых малышей следует сразу же начинать кормить жареной и жирной взрослой пищей. Начинать педприкорм нужно с крохотных (не более четверти чайной ложки) порций отварных или приготовленных на пару продуктов, которые следует подготовить соответствующим образом: измельчить или перемолоть.

Перечень продуктов, которые могут входить в педприкорм, включает:

  • отварное мясо и рыба;
  • кисломолочные продукты;
  • отварные и паровые овощи;
  • фрукты;
  • каши и гарниры (горох, картофель, бобы и др.).

Сначала малыш только знакомится со вкусом и текстурой новой пищи, после чего ее количество начинает понемногу возрастать. Такая схема прикорма дает детям возможность развивать навыки общения, мелкую моторику и координацию, а также формирует основы правильного питания на всю оставшуюся жизнь.

Прикорм детским питанием

Первые продукты, которые рекомендуют вводить в рацион малыша – это овощи белого (цветная капуста) или зеленого цвета (кабачок, брокколи), так как они вызывают пищевую аллергию достаточно редко. Далее к ним добавляют тыкву и морковь, причем последнюю дают ребенку не более чем 2-3 раза в неделю вместе с другими овощами, иначе на его стопах и ладонях могут появиться пятна желто-оранжевого цвета. Исключение из этого правила составляют дети с недостаточной прибавкой веса – в этом случае прикорм начинается с безглютеновых каш.

Начинать прикорма с фруктовых соков или свежих фруктов не рекомендуется – они обладают сладким вкусом, из-за чего у ребенка сразу же начинает вырабатываться тяга к сладкому, а кроме того, могут раздражать слизистую оболочку ЖКТ, вызывая расстройства пищеварения.

Существует специальная схема введения новых продуктов, составленная специалистами ВОЗ, которой рекомендуется придерживаться всем кормящим женщинам.

Вид прикорма Оптимальный для введения возраст Как правильно вводить Рекомендуемый объем порции
Овощи 6 мес. (при наличии соответствующих показаний 5 мес.) Первыми вводятся зеленые и белые овощи (кроме картофеля) в виде пюре Для начала рекомендуется давать по ½ ч.л., после чего постепенно довести до объема одного кормления (100-200 г)
Растительные масла 6 мес. Первым рекомендуется вводить оливковое масло, после подсолнечное и кукурузное, которые добавляются в пюре С нескольких капель (до чайной ложки)
Каши (безмолочные) 6,5-7 мес. (при недостаточной прибавке в весе с 4-5 мес.) Первыми вводятся крупы, которые не содержат глютен (гречка, кукуруза, рис), после чего можно вводить мультизлаковые каши С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Масло сливочное 7 мес. В качестве добавки к кашам С 1/8 ч.л. (до 10-20 г)
Фрукты 7-8 мес. В виде однокомпонентных пюре, постепенно переходя на пюре из нескольких видов фруктов С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Каши молочные 8-9 мес. Сначала безглютеновые крупы (гречневая, кукурузная, рисовая), а при отсутствии аллергии и расстройств ЖКТ можно ввести овсянку и мультизлаковые С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Мясо 8 мес. Для начала рекомендуется индейка, крольчатина, телятина, после чего постепенно вводить куриное мясо и говядину (свинина в качестве прикорма не рекомендуется) С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Яйца (желтки) 8 мес. Рекомендуется начинать с перепелиных яиц, так как они вызывают аллергию реже, чем куриные С 1/8 ч. куриного (если яйцо перепелиное, то с ¼), доводя до ½ (целого перепелиного) в день
Детское несдобное печенье 9-10 мес. Максимум 5 шт. в день С небольших кусочков (примерно 1/8), доходя до целого печенья
Кисломолочные продукты 9 мес. Специальная детская кисломолочка С ½ ч.л. (до 100-200 г)
Творог 9 мес. Специальный творожок без добавок С ½ ч.л. (до 50 г). С годовалого возраста можно давать по 100 г
Субпродукты 9-10 мес. В составе многокомпонентных пюре, сначала более 1-2-х раз в неделю С ½ ч.л. (до 50-100 г)
Рыба 10 мес. (при наличии аллергии – с 12) Паровая или отварная, дважды в неделю С ½ ч.л. (до 150-200 г)
Фруктовые соки 10-12 мес. Для начала давать разбавленные водой (пропорция 1 к 1) осветленные соков, предпочтительно яблочный С ½ ч.л. (до 100 мл в день)
Каши (манная, перловая, пшенная т.д.) 12 мес. Начинать с хорошо проваренных многокомпонентных каш С 2-3-х ч.л., (до 200-250 г)
Ягоды 12 мес. В виде пюре (предпочтительно из ярких ягод) С ½ ч.л. (до 100-150 г)

При введении прикорма крохе сразу же нужно завести свою посуду: тарелку и ложку. Специальную ложечку можно приобрести в аптеке – она может быть силиконовой или пластиковой (некоторые мамы используют серебряные ложки).

Прикармливать детей из бутылочки недопустимо, даже если производитель указывает, что она предназначена специально для таких целей. Знакомство с соской – первый шаг к отказу от материнской груди и формированию нездоровых пищевых привычек.

Знакомя ребенка с новыми продуктами, очень важно следить за реакцией его организма – для этого рекомендуется завести специальный дневник, в который мама будет записывать каждый из них (время введения, количество и т.д.). Если у крохи вдруг возникнет пищевая аллергия, запор или другие проблемы с пищеварением, с помощью записей будет очень легко установить его «виновника». Продукт, который вызвал подобную реакцию, следует исключить из рациона как минимум на месяц.

Очень важно помнить о том, что с введением прикорма характер стула у ребенка в любом случае поменяется. Овощи содержат клетчатку, поэтому могут слегка послаблять стул (поэтому они особенно рекомендуются детям, склонным к запорам). Разные фрукты также действуют на пищеварительную систему по-разному: более водянистые плоды (например, киви, яблоки, абрикосы) обладают послабляющим эффектом, а более плотные (бананы, груши) – наоборот, закрепляющим.

Первый прикорм активизирует работу печени и ферментативной системы, из-за чего стул может приобрести зеленоватый оттенок или в нем появятся вкрапления слизи и не переваренные кусочки пищи. Если ребенок чувствует себя нормально, такие явления не должны пугать родителей – после того, как желудок научится «работать» с незнакомыми продуктами, стул сразу же нормализуется (обычно это происходит примерно в течение недели).

С введением новых продуктов не следует спешить, иначе ребенок может вообще отказаться от прикорма – чтобы малыш полностью привык к тому или иному блюду, он должен попробовать его как минимум 10 раз. При категорическом отказе от того или иного продукта можно пойти небольшое ухищрение – добавить в пюре или кашу немного грудного молока. Почувствовав знакомый вкус, малыш с удовольствием съест предложенное.

Пюре и каши для первого прикорма можно купить в специализированных магазинах или приготовить самостоятельно. Для этого нужно взять овощи, хорошо промыть их в кипяченой воде, при необходимости очистить от кожицы и семян, мелко нарезать, после чего сварить или приготовить в пароварке (второй вариант предпочтительнее, так как приготовление на пару сохраняет больше количество полезных веществ). Отваренные овощи измельчить блендером с добавлением небольшого количества бульона или воды.

Консистенция продукта должна быть жидкой, напоминающей кефир. Когда малыш немного подрастет, можно давать ему более густое пюре, а ближе к 10-11 месяцев овощи следует просто разминать вилкой, чтобы ребенок учился жевать. Хранить готовые блюда для прикорма нельзя – каждый раз необходимо готовить свежую порцию.

Чтобы приготовить кашу для первого прикорма нужно хорошо промыть и высушить крупу, после чего перемолоть ее в кофемолке и заварить кипятком (можно добавить немного грудного молока). Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка съедать все без остатка – основная цель прикорма заключается не в том, чтобы накормить малыша, а в знакомстве его организма со взрослыми продуктами, формировании правильного пищевого поведения и навыков, которые будут необходимы в будущем.

– тема, которая не оставляет равнодушной ни одну молодую мамочку. В каком возрасте ребёнку нужно давать взрослую пищу? Как её правильно готовить? Сколько должен съесть малыш? В чём особенность введения новых продуктов в меню искусственника? Какого рациона лучше придерживаться? Что давать, если ребёнок склонен к аллергии? Мы осветим эти вопросы, а также развеем некоторые распространённые мифы о питании малышей.

Пора ли кормить?

В рацион малышей на грудном вскармливании начинают вводить «взрослые» продукты с шести месяцев. До этого срока вся энергия, необходимые нутриенты, витамины и минеральные вещества полностью обеспечиваются маминым молочком. Деткам на искусственном и смешанном вскармливании новые продукты в рацион можно вводить с 4-х с половиной месяцев (смешанное вскармливание – когда малыши получают и грудное молоко, и адаптированные смеси).

Исследования, проведённые Всемирной организацией здравоохранения, показали, что организм детишек, получающих смесь, быстрее начинает вырабатывать ферменты, нужные для переваривания обычной пищи. Поэтому этим малышам раньше вводят прикорм.

Подкармливать нужно и детей с недобором веса, анемией и прочими медицинскими показаниями (но не раньше четырёх месяцев). У недоношенных карапузов возраст,когда они знакомятсяс взрослой пищей, отсчитывается от реальной даты родов.

Признаки готовности к новым продуктам

Знакомить малыша с пищей нужно начинать, руководствуясь, в первую очередь, не возрастом крохи в месяцах, а совокупностью сигналов, которые ВОЗ называет «признаками готовности к прикорму»:

  • вес, с которым малыш родился, удвоился, а у недоношенных деток – увеличился в 2,5 раза;
  • угас выталкивающий рефлекс языка: ребёнок проглатывает водичку, которую ему подносят в ложке;
  • малыш сидит с поддержкой, хорошо держит головку, умеет выражать своё желание и протест: может отвернуться или отклониться от ложки, когда не хочет есть;
  • искусственник съедает больше одного литра смеси в день;
  • грудничок хочет есть всё чаще, съедает молочко из обеих грудей и просит ещё;
  • младенец умеет зажимать предмет в кулачке и засовывать его в рот;
  • у ребёнка есть пищевой интерес (он наблюдает, когда кто-нибудь ест, и очень просит дать ему попробовать).

Если начать кормить малыша «взрослой» едой до появления этих признаков, возможно появление проблем с питанием как в настоящем, так и в будущем:

  • отказ от блюд,
  • недобор или перебор веса,
  • аутоиммунные заболевания (в т. ч. аллергии),
  • нервные расстройства.

Первые ложечки

Принципиальные характеристики первого прикорма сводятся к тому, что им должно стать густое пюре гладкой однородной консистенции. Калорийность блюда должна превышать питательную ценность грудного молока (67 ккал). В противном случае это будет не дополнительное питание, а вкусовое разнообразие, которое пока что младенцу не нужно.

Малышам нужно давать только свежеприготовленную пищу. Даже при недлительном хранении в холодильнике продукт теряет вкусовые свойства и стерильность, может стать источником инфекции. Перед подачей блюдо необходимо остудить до комнатной температуры. Удобнее всего кормить малыша со специальной детской ложечки из гладкого пластика или фарфора.

Вводить взрослые продукты в рацион крохи начинают либо с овощного пюре, либо с каш. Овощи добавляют в меню малышей с нормальным весом и при склонности к запорам (стул раз в несколько дней). При недоборе массы и частом жидковатом стуле (2-3 раза в день) прикорм начинают с каш.

Для приготовления пюре лучше брать свежие овощи, выращенные на собственном огороде или купленные у проверенного производителя. Первые блюда готовят из кабачков, цветной капусты, брокколи, картофеля. Эти овощи хорошо усваиваются, так как не содержат грубой клетчатки, имеют приятный вкус и редко вызывают аллергические реакции.

Если вы выбрали в качестве первого прикорма каши, то для создания этого блюда нужно отдать предпочтение гречневой, рисовой или кукурузной крупе. Эти злаки не содержат глютена, который может спровоцировать аллергию. Кашу можно приготовить двумя способами:

  • из крупы, измельчённой в кофемолке;
  • разбить блендером уже сваренную кашу.

В первом случае полученная мука заливается кипятком в пропорции 1 к 4 (на одну столовую ложку крупы – 4 столовых ложки воды). Средняя порция для полугодовалого ребёнка готовится из примерно трёх-четырёх столовых ложек муки. Сколько варить такую кашу? Получившуюся массу держат на медленном огне в течение10 минут, при необходимости доливая кипячёной воды.

Во втором случае варят кашу на воде. Когда блюдо готово, его перемалывают блендером до консистенции пюре. Масло, сахар, соль в кашу добавлять не нужно.

Правила введения продуктов

Овощи или кашу нужно давать перед кормлением грудью или смесью. Сколько прикорма можно предложить малышу? В первый день дайте крохе половину чайной ложечки нового блюда. Если не появилась аллергическая реакция и нет признаков расстройства желудка, на следующий день увеличьте размер порции до 1-2 ложек. Если всё по-прежнему в порядке, в течение недели постепенно доведите объём блюда до необходимого количества (ориентируйтесь на возраст младенца в месяцах).

Когда малыш начнёт съедать достаточное количество предлагаемой пищи, можно постепенно начать вводить в рацион новые продукты. Это делается последовательно. Нельзя давать два новых блюда одновременно (в случае аллергии будет сложно выяснить, что именно явилось катализатором). Постепенно разнообразьте рацион ребёнка таким образом, чтобы максимально облегчить его окончательный переход на «общий стол».

Чем старше становится малыш, тем более густую пищу ему нужно предлагать. Примерно с 10 месяцев можно попробовать давать продукты кусочками.

Желательно кормить малыша с ложки и учить кроху жевать. Освоить этот процесс очень хорошо помогает ниблер, в который можно сложить кусочки любимых малышом фруктов. , грудничку начинают давать воду. Следите, чтобы она была кипячёной.

Мифы о переходе на взрослое питание

Наиболее распространённые мнения о прикорме, которые на самом деле являются мифами:

  • Прикорм начинается с каш

Это не так, в подавляющем большинстве случаев первым блюдом ребёнка являются овощи.

  • У многих малышей аллергия на прикорм

Аллергия на сами продукты бывает редко. Но когда вводится новое блюдо, ослабевают защитные силы организма и проявляются аутоиммунные процессы, что выражается в реакции на факторы окружающей среды. Покраснели щёчки после кабачка – это не обязательно аллергия на овощ. Просто продукт активировал генетически заложенную реакцию, например, на домашнюю пыль.

  • Если малыш не кушает, значит, ему не нравится

Если дело касается нового продукта – предлагайте снова и снова. Когда-нибудь кроха распробует.

  • Дети способны выбрать то блюдо, которое им сейчас нужнее

Что нужно дать малышу на обед, пока что решает родитель. Ребёнок не в курсе питательной ценности и полезности каждого из предлагаемых продуктов.

  • Баночное пюре лучше самостоятельно приготовленного

Очень часто можно стать свидетелем спора: какие овощи лучше – баночные или свои. Ни один производитель продуктов питания не даст маме достоверной информации, как на самом деле выращивались, сколько хранились и где перерабатывались продукты для пюре. В случае с дарами своего огорода всегда можно быть уверенным, что малыш получит всё самое полезное и вкусное.

При введении прикорма самое главное – не торопиться давать всё новые и новые продукты. Не стремитесь быстро перевести кроху на общий стол. Помните, что до двенадцати месяцев основным продуктом в рационе ребёнка должно оставаться грудное молоко или адаптированная смесь.

Первый прикорм грудничка – важный этап в развитии. Пищевые потребности новорожденного полностью удовлетворяются за счет материнского молока либо смеси. Но приходит момент, когда возникает необходимость в дополнительных питательных компонентах, витаминах и минералах. Своевременное введение в меню малыша твердой пищи является обязательным условием его полноценного роста. Разберемся, как правильно познакомить ребенка с новыми продуктами.

В большинстве семей введение прикорма вызывает много споров. Старшее поколение настаивает, что уже с 3 месяцев ребенку можно давать натуральные соки. Действительно, во времена СССР практиковался именно такой подход. Но современные исследования доказали его ошибочность.

Нормы

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает четкую рекомендацию: малыша на грудном вскармливании не следует знакомить со «взрослой» пищей раньше, чем в шесть месяцев .

Если ребенок кушает смесь, то его разрешается прикармливать с 4,5-5 месяцев. Это связано с двумя особенностями. Во-первых, «искусственники» получают меньше ценных веществ, чем дети на . Во-вторых, их ЖКТ дозревает немного раньше.

Но ориентироваться следует не только на возраст. Существуют определенные признаки того, что грудничок физиологически готов к твердой пище, в том числе:

  1. умеет самостоятельно сидеть;
  2. уверенно и поворачивает ее в сторону;
  3. интересуется пищей – разглядывает ее, тянется к ней;
  4. не выталкивает продукты языком изо рта;
  5. не наедается молоком или смесью – чаще просит грудь или бутылочку, дольше сосет;
  6. вес при рождении увеличился в 2 раза.

Особые ситуации

В отдельных случаях необходимость в дополнении меню ребенка новой пищей возникает раньше 6 месяцев. Например, у него обнаруживается анемия, или он плохо набирает вес. Решение о введении прикорма в таких ситуациях принимает врач. В любом случае нижняя граница – . При наличии пищевой аллергии или заболеваний ЖКТ знакомство со «взрослыми» блюдами может быть отложено до 7-8 месяцев.

Схема введения прикорма для детей, имеющих проблемы со здоровьем, отличается от стандартной. Она разрабатывается индивидуально с учетом состояния малыша.

Вред раннего прикорма

Возможность потреблять твердую пищу требует определенной степени развития пищеварительной, нервной, иммунной и мочевыделительной систем ребенка. До 4 месяцев ни одна из них не готова к переходу на новый рацион. Первые жевательные движения появляются только после этого возраста. Тогда же совершенствуются функции почек.

Ферменты, необходимые для переваривания белков, жиров и углеводов, а также защитные свойства слизистой оболочки кишечника дозревают к 6 месяцам.

В более ранний период ЖКТ ребенка не способен полноценно усваивать пищу. Полезные вещества из нее не попадают в кровь в полной мере, а непереваренные остатки создают дополнительную нагрузку на кишечник. Последствиями преждевременного ввода прикорма могут быть:

  • заболевания ЖКТ;
  • патологии почек и так далее.

Как правильно вводить прикорм грудничку? Индивидуальные рекомендации желательно получить у педиатра, который наблюдает за ребенком с рождения. Но существуют общие правила знакомства малыша с новыми блюдами.

Осторожность и постепенность

Изменять меню можно только в тот период, когда кроха здоров. Переезд, изменения в семье, – эти и другие факторы требуют переноса нововведений на 10-14 дней.

Объем пищи наращивается постепенно. В первый раз малышу следует дать 1 чайную ложку блюда на обед. Каждые сутки порцию требуется увеличивать в 2 раза, пока не будет достигнута норма по возрасту.

Блюда должны состоять из 1 компонента. Нельзя вводить более 1 продукта в 7 дней.

Затем к тому блюду можно добавлять другой ингредиент. Например, если 1 неделю ребенок ел пюре из кабачка, его можно дополнить цветной капустой, начиная с 1 маленькой ложки и увеличивая количество на протяжении следующих 7 дней. Общий объем порции остается прежним.

Грудное молоко или смесь остаются основой питания. Их предлагают ребенку после прикорма. Постепенно каждый новый вид пищи будет замещать одно кормление.

Безопасность и формирование привычек

Маме стоит вести пищевой дневник, фиксируя в нем каждый день название и объем блюд, а также состояние ребенка. Это даст возможность отследить продукт-провокатор в случае аллергии ( , зуда) или расстройства пищеварения (жидкого стула, запора, метеоризма, болей в животе).

При возникновении негативной реакции блюдо следует убрать из меню, а через 1-1,5 месяца ввести снова. Вполне вероятно, что организм малыша воспримет его нормально.

Нельзя заставлять кроху кушать. Если он не съедает положенную порцию, значит, в этом нет необходимости. При категорическом отказе от определенного продукта не стоит усердствовать. Спустя некоторое время вкусовые пристрастия крохи могут измениться.

Кормить малыша следует из мягкой ложечки в положении сидя. Давать ему «орудовать» столовыми приборами самостоятельно можно с 8-9 месяцев.

Особенности блюд

Для прикорма можно использовать качественное баночное питание (без синтетических добавок) или готовить самостоятельно. Добавлять сахар, соль, специи не рекомендуется. Консистенция блюд должна быть однородной и полужидкой. К 10-11 месяцам еду можно разминать вилкой и нарезать небольшими кусочками, чтобы ребенок учился жевать.

Важно следить за свежестью продуктов. Готовить необходимо непосредственно перед трапезой. Хранить вскрытую баночку в холодильнике можно не больше нескольких часов (информация указывается на упаковке). Предлагать блюда малышу нужно в теплом виде.

Питание по месяцам

Существует множество таблиц и схем, демонстрирующих, как вводить прикорм. В течение 1 месяца младенца знакомят с 1 видом продуктов. Чаще всего встречается такая последовательность:

  1. 6 месяцев – овощи;
  2. 7 – каши;
  3. 8 – , ;
  4. 9 – , ;
  5. 10 – фрукты;
  6. 11-12 – рыба.

При недоборе веса первыми могут вводиться каши, а затем – овощи. В случае склонности к запорам и лишнему весу начинать лучше с растительных продуктов. Если у ребенка анемия, то мясные блюда добавляются в меню раньше 8 месяцев. С детьми на искусственном вскармливании применяется аналогичная схема, но сроки разрешается сдвигать на 1 месяц раньше.

6 месяцев

Введение прикорма грудничку необходимо начинать с овощей, отличающихся низкой аллергенностью, – с кабачка, цветной капусты, брокколи. В 7 месяцев к ним можно постепенно добавлять , морковь и картофель, вымоченный в воде. Нормы в день:

  • 6-7 месяцев – 30 г;
  • 8 – 50 г;
  • 9 – 60 г;
  • 10 – 70 г;
  • 11 – 90 г;
  • 12 – 100 г.

Овощи следует готовить на пару или варить в небольшом количестве воды. Затем их нужно перебить в блендере либо перетереть несколько раз через сито. Чтобы придать пюре сметанообразную консистенцию, его требуется дополнить овощным бульоном.

После того как малыш познакомится с разными овощами, стоит готовить многокомпонентные блюда. Морковь дают не больше 2-3 раз в неделю. Количество картофельного пюре не должно превышать 50 г в сутки.

Кормить младенцев сырыми овощами до 11-12 месяцев нежелательно. Они могут вызвать вздутие живота.

7 месяцев

Грудничкам рекомендуется давать каши без глютена. Этот белок может вызвать целиакию – заболевание, которое сопровождается повреждением слизистой оболочки кишечника и расстройством пищеварения. К безглютеновым крупам относятся , рис и кукурузная. Нормы в день:

  1. 7 месяцев – 100 г;
  2. 8-9 – 150 г;
  3. 10 – 180 г;
  4. 11-12 – 200 г.

Блюда нужно варить на воде без сахара. До 12 месяцев в рационе ребенка не должно быть коровьего или козьего молока. В злаки можно добавлять материнское молоко либо смесь.

Проще всего использовать фабричные детские каши. Их достаточно залить кипятком. Другой вариант – промыть, подсушить и измельчить крупу в кофемолке, а затем сварить ее. Кашу предлагают малышу 1 раз в день.

В 7 месяцев блюда можно дополнять растительным маслом начиная с 1-2 капель. До 9 месяцев его норма – 3 г, с 10 – 5-6 г.

8 месяцев

В 8 месяцев ребенка можно поэтапно познакомить с мясными блюдами, желтком и сливочным маслом. Оптимальные варианты – , телятина, ягненок и курица. Нормы в день:

  • 8-9 месяцев – 30 г;
  • 10 – 50 г;
  • 11 – 70 г;
  • 12 – 80 г.

Мясо нужно проваривать и измельчать в блендере с небольшим объемом бульона. Давать его ребенку необходимо вместе с овощами. Кроме того, можно делать фрикадельки из фарша без добавок.

В 8 месяцев в рацион стоит ввести желток куриного или перепелиного яйца для обеспечения организма витамином D. В первый раз достаточно добавить в мясо, овощи или кашу несколько крупинок. Постепенно количество увеличивается до половины куриного или одного перепелиного желтка.

На этом же этапе каши можно дополнять сливочным маслом. Сначала хватит кусочка на кончике ножа. Норма для малышей до года – 4-5 г.

Желток, растительное или сливочное масло потенциально могут вызвать аллергию. Они вводятся по общим правилам.

9 месяцев

Кисломолочка добавляется в рацион очень осторожно, так как может спровоцировать сильную аллергию (на белок молока). Сначала ребенка знакомят с творогом, а после – с кефиром. Подходят только продукты без сахара и наполнителей. Их можно готовить самостоятельно из молока и заквасок или покупать в магазине детские творог и кефир.

Нормы в день:

  1. 9 месяцев – 30-40 г творога, 50 мл кефира;
  2. 10 – 50 г творога, 100 мл кефира;
  3. 11 – 50 г творога, 150 мл кефира;
  4. 12 – 80 г творога, 200 мл кефира.

Предлагать кисломолочку лучше всего на полдник. После успешного введения творога и кефира их можно комбинировать с детским печеньем (5-10 г в день). Кроме того, в 9 месяцев ребенку стоит давать кусочки подсушенного пшеничного хлеба (5-10 г в день).

10 месяцев

Фрукты – прикорм, который лучше всего воспринимается большинством детей. Некоторые педиатры советуют начинать знакомство с твердой пищей именно с них, поскольку они содержат витамины и клетчатку. Но при таком подходе существует риск, что после сладких фруктов малыш категорически откажется от каш и овощей.

Нормы в день:

  • 10 месяцев – 90 мл;
  • 11-12 – 100 мл.

Сначала стоит предлагать пюре из низкоаллергенных местных фруктов – зеленых и желтых яблок, груш. Затем можно давать сливы, абрикосы, персики, бананы, вишню. Знакомство с клубникой, киви и цитрусовыми лучше отложить до 12 месяцев.

11 месяцев

Рыба – полезный, но аллергенный продукт. Его можно добавлять в меню после 11-12 месяцев. Норма для детей до года – 60 г в день.

Наиболее подходящие виды рыбы – треска, судак, минтай, хек, камбала, морской окунь. Их стоит готовить на пару, варить, делать паровые котлеты. Удобнее всего давать ребенку рыбу 2 раза в неделю с учетом дневной нормы.

Напитки

Малыша необходимо допаивать. В 6-7 месяцев достаточно чистой кипяченой воды. Затем можно предлагать некрепкий травяной чай, а после знакомства с фруктами – без сахара.

Соки ребенку до года не нужны. Они содержат много кислот, раздражающих слизистую оболочку ЖКТ. В фабричных напитках есть сахар и синтетические добавки, способные вызвать аллергию и ожирение.

Поить малыша желательно из чашки. Сразу можно использовать непроливайку, а после 8-9 месяцев – обычную небольшую кружку. Общее суточное количество жидкости, которое необходимо ребенку 6-12 месяцев, – 130-150 мл/кг массы тела.

Педагогический прикорм

Описанная выше схема введения прикорма называется педиатрической. Но существует и другой метод – педагогический. Он подходит только для детей на естественном вскармливании.

Суть педагогического прикорма заключается в том, что малыш ест ту же пищу, что и мама, но в очень небольших количествах. После этого он получает грудное молоко. Такой прикорм вводится не для насыщения ребенка, а для его знакомства со «взрослой» пищей. Начальная доза – несколько крупинок, максимальная – 3 чайных ложки.

Сторонники методики утверждают, что она позволяет привить ребенку правильное пищевое поведение. Он сам выбирает пищу, развивая свой вкус. Его не приходится заставлять кушать перетертые пюре и каши. Ребенок с удовольствием пробует «взрослые» блюда, а ферменты, находящиеся в материнском молоке, помогают их усваивать.

Младенцу нельзя давать копчения, соления, слишком жирную, жареную или соленую пищу. Также под запретом колбасные изделия, полуфабрикаты и сладости из магазина.

Противники педиатрического прикорма говорят о том, что, получая микродозы продуктов, малыш будет страдать от дефицита витаминов. Кроме того, он может легко подавиться твердой пищей.

Введение прикорма позволяет грудничку постепенно перейти от молока или смеси к «взрослой» пище. Если знакомство с новыми продуктами проходит без проблем, к 12 месяцам в его меню состоит из основных групп продуктов – овощей, фруктов, круп, мясо, кисломолочки, рыбы. Благодаря этому растущий организм обеспечивается всеми необходимыми питательными веществами и микроэлементами. Важно вводить блюда постепенно (по 1 в 7-10 дней) и внимательно следить за малышом. Сыпь, нарушение дефекации, беспокойное поведение из-за болей в животе – поводы для исключения продукта из рациона. В такой ситуации отложить знакомство с ним стоит минимум на 1 месяц.

Примерно к шестимесячному возрасту у детей возрастает потребность в большей энергии и питательных веществах. Перед мамой встает вопрос о том, как правильно вводить прикорм. От него зависит развитие органов пищеварения в дальнейшем. Первая пища становится основой развития жевательной техники и правильной выработки ферментов.

Всемирная система здравоохранения (ВОЗ) разработала систему ввода прикорма и определила приблизительные рамки, когда его можно давать. Целью является не только обогащение организма детей питательными элементами, но и приобщение к твердой, взрослой пище.

Согласно общепринятым нормам ВОЗ, время введения прикорма зависит от типа вскармливания.

Прикорм при грудном вскармливании нужно начинать не раньше 6 месяцев. К полугодовалому возрасту в грудном молоке становится недостаточно витаминов и минералов для полноценного роста и развития ребенка.

Дети, вскармливаемые смесями, могут попробовать новые продукты чуть раньше, в 4-5 месяцев. Их потребность в микроэлементах намного больше, чем у детей на естественном вскармливании. К этому времени иммунная и пищеварительная система созревают достаточно, чтобы усвоить новую пищу.

Начало прикорма можно определить и по поведению и развитию самого ребенка. Признаки, определенные ВОЗ:

  • привычной порции грудного молока или смеси ребенку не хватает;
  • малыш может сидеть без поддержки;
  • появились первые зубки, малыш не выталкивает пищу изо рта, старается ее жевать;
  • интересуется тем, что находится в тарелке у взрослого.

Важно помнить, что на протяжении всего периода ввода новых продуктов кормящей маме не стоит отодвигать на второй план грудное кормление.

Таблица поможет разобраться, с чего начинать, когда и сколько давать пищи в прикорм при грудном вскармливании. Данные соответствуют принятым нормам ВОЗ.

Возраст, мес. 6 7 8 9 10 11
Продукты и блюда
Каша 40 70 90 150 170 190
Овощное пюре 130 160 170 190 200 200
Фруктовое пюре 50 70 80 90 100 100
Масло сливочное и подсолнечное 1 г 3 г 3-4 г 4 г 5 г 5-6 г
Желток куриного яйца ¼ шт. ½ шт. ½ шт. ½ шт. ½ шт.
Мясное пюре 30 50 60 70 80
Сухари, печенье 5 г 5 г. 8 г 10 г 15
Рыба 30 40 50 60
Творог 30 40 50 50 50
Кефир 100 150 170 200
Хлеб 5 г 10 г 10 г 10 г

Правила ввода продуктов и блюд

Чтобы новый продукт принес детям только пользу и не вызвал нежелательных реакций, нужно соблюдать несколько правил.

  • На момент ввода нового продукта малыш должен быть здоров. Нельзя этого делать в период плановых прививок , в момент разлуки с мамой или переезда на новое место.
  • Прикорм давать в первой половине дня, по несколько грамм, до основного кормления грудным молоком или смесью.

  • Посуда должны быть тщательно вымыта, продукты правильно приготовлены.
  • Нежелательно хранить приготовленное блюдо, даже в холодильнике.
  • Прикорм нужно давать с помощью ложки (только не металлической).
  • Переходить к очередному новому продукту стоит не раньше недели.

Если новый продукт вызвал рвоту, понос, сыпь и другие неприятные симптомы, то нужно исключить его из рациона на месяц. После этого снова повторить введение.

Схема наглядно поможет разобраться, как осуществляется последовательность введения новых продуктов ребенку, согласно рекомендациям ВОЗ.

Время ввода Вид подачи блюда Частота ввода в рацион Количество порции
6-8 месяцев Пища по консистенции должна напоминать грудное молоко или доводиться до пюреобразного состояния. До 3 раз в день, разрешено 2 перекуса. Постепенный переход от 5 мл до 120 мл.
9-11 месяцев Пища, размятая вилкой или мелконарезанная. Продукты, которые можно удержать в руках, предлагаются малышу. До 4 кормлений в день и 2 перекуса. Одно кормление равно 120 мл.
12 месяцев и старше Каши не перемалываются, твердая пища режется кусочками средней величины. Прикорм заменят 4 кормления грудью или смесью и 2 перекуса. Порция равна примерно 230 мл.
  1. Если ребенок только на грудном вскармливании, то с первым прикормом ему следует предлагать воду.
  2. При недостатке веса прикорм начинают с каш.
  3. Если есть проблемы со стулом, рекомендовано раньше ввести в рацион чернослив.
  4. Когда малыш не успевает усвоить продукт за неделю, сроки можно увеличить. Порции зависят от веса малыша.

Таблица введения новых продуктов для детей 6 месяцев на примере овощей поможет разобраться, сколько разрешено ввести прикорма в первые дни.

Новый продукт Неделя, № Рацион дня (прикорм во время обеда)
Кабачок 1 1-й день. Пюре,1 ч. л.

2-й день. Кабачковое пюре, 2 ч. л.

Каждый день прибавляется по 5 г. Увеличить до 60 г.

Цветная капуста 2 1-й день. Пюре из цветной капусты, 1 ч. л., и 60 г кабачкового пюре.

2-й день. Пюре из нового продукта, 2 ч. л., и 55 г пюре из кабачков (постепенное уменьшение уже усвоенного продукта на 5 грамм).

6-й день. Цветная капуста, 60 г, и 25 г кабачка.

7-й день. Только цветная капуста, 70 г.

Брокколи 3 1. Пюре из брокколи, 1 ч. л., и 70 г кабачка.

2. Брокколи, 2 ч. л., и 60 г цветной капусты.

6. Пюре из цветной капусты, 80 г, и кабачка, 20 г.

7. Пюре из цветной капусты, 100 г.

4 1. Брокколи и кабачки – по 50 г.

2. Цветная капуста и кабачки – по 50 г. и т. д.

7. Брокколи и цветная капуста – по 50 г.

Таблица поможет разобраться с тем, сколько грамм блюда и в какой день можно предложить грудничку в период, когда вводятся новые продукты.

Знакомство с новым

С чего же начинать кормление грудничка? Первый прикорм при грудном вскармливании зависит от состояния здоровья ребенка. Если он недобирает ценные килограммы, то лучше начинать с каш из злаков без глютена. В других случаях начинают введение с овощных блюд, но не с фруктовых.

Овощные блюда полезны при запорах. Фрукты сами по себе сладкие, и после них труднее приучить малыша к другим блюдам.

Первые каши нужно давать однокомпонентные, безглютеновые. К ним относят кукурузную, рисовую, гречневую и овсяную крупы. Если малыш склонен к запорам, то кашу из риса нельзя давать первой, и варить ее можно не больше одного раза в неделю. Самой полезной является гречка. Она препятствует развитию анемии, придает энергию, легко усваивается организмом. Ее, наоборот, следует включать в рацион не меньше двух раз в неделю.

Первые каши для детей должны быть безмолочными. В их составе не должно быть сахара и соли. Этого же правила нужно придерживаться при варке блюда в домашних условиях. Ближе к году кашу можно варить на пастеризованном молоке с добавлением воды. Когда исполнится год, разрешено давать полностью молочные каши.

Овощные блюда формируют правильную микрофлору кишечника, стимулируют работу перистальтики кишечника. Кормление лучше начинать с кабачка, брокколи, цветной капусты. Ближе к 8 месяцам можно вводить в рацион морковь и тыкву. Начинать нужно с одного компонента. Как только ребенок привыкнет к нескольким овощам, их можно будет смешивать в одном блюде.

Первое фруктовое пюре следует давать из зеленого яблока или груши. Только вводить их нужно с осторожностью. Они могут повысить образование газов и вызвать метеоризм.

Мясные блюда нужно вводить после 7 месяцев. Начинать нужно с нежирных сортов мяса: индейки, телятины, курицы. Если ребенок на грудном вскармливании и не хочет принимать в рационе мясные блюда, то можно и не настаивать. Если ребенок на искусственном вскармливании и имеет низкий гемоглобин, то ввести в его рацион мясо нужно обязательно.

В 9 месяцев можно начинать давать рыбу (хек, минтай) – до 2 раз в неделю. В этот же период вводят такие кисломолочные продукты, как кефир, творог.

Схема очередности введения прикорма детям на грудном вскармливании, согласно принятым нормам ВОЗ:

  • 6 месяцев – овощные блюда;
  • 6,5–7 месяцев – фрукты;
  • 7–9 месяцев – каши;
  • 8–9 – желток;
  • 9–11 – рыба, мясо;
  • 11–12 – кефир;
  • 12 – творог.

Нововведения

Относительно недавно появился термин «педагогический прикорм ». Он имеет небольшие отличия от принятого ВОЗ норматива, включает опыт и советы родителей и никакими другими научными данными не подкреплен.

Педагогический прикорм не преследует цели накормить ребенка. Кормящей маме необходимо просто научить малыша культуре поведения за столом и привить интерес к пище.

Педагогический прикорм включает следующие советы:

  1. Кормление не по определенным границам в календаре, принятым ВОЗ, а по желанию ребенка. При этом все-таки учитывается, что первый прикорм грудничка не должен быть введен раньше 6 месяцев.
  2. Несоблюдение норм консистенции блюд, предлагаемой ВОЗ для первого прикорма. Ребенок берет со стола все, что едят взрослые. Маме нужно следить, чтобы пища была правильно приготовлена (не должно быть копченостей, жареных, острых, консервированных блюд). Кусочки не измельчаются.
  3. Не готовятся отдельные детские блюда. Ребенок ест то, что и взрослые.
  4. До 9 месяцев ребенок может свободно есть из тарелки взрослых. И только после указанного периода ему выделяют отдельную ложку и тарелку.
  5. Педагогический прикорм не применяется при искусственном вскармливании. Сторонники данного направления за то, чтобы кормящей маме сохранять свое молоко как можно дольше.

Педагогический прикорм имеет много положительных сторон. Среди них главным является знакомство детей с самого первого дня прикорма с традициями приема пищи внутри своей семьи. Кормящей маме не нужно тратить время и силы, чтобы приготовить отдельное блюдо. Кроме того, педагогический прикорм способствует хорошей лактации, поэтому молоко долго сохраняется.

Руководство матерей по знакомству с новыми блюдами по данной методике:

  1. На завтрак маме стоит положить в тарелку только свежие и качественные продукты, например, творог, печенье, сыр.
  2. Ребенка усаживают на колени и дают ему в руки ложку. По мере того как мама начинает кушать, он тоже заинтересовывается процессом.
  3. Если малыш тянется к еде, стоит давать ему небольшой кусочек (равный спичечной головке).
  4. Малыш либо жует продукт, либо выплевывает его.
  5. Если малышу понравилось, и он просит еще, разрешено дать еще две такие порции. Постепенно, за 3-5 дней количество понравившегося продукта доводят до 5 г.
  6. Если ребенка прикармливать одним и тем же продуктом, то он быстро теряет к нему интерес. Поэтому стоит привлечь его внимание к другой пище.

Одновременно маме нужно прививать малышу правила поведения за столом. Не нужно позволять ребенку безобразничать, разрешать попробовать все, что лежит на тарелке.

Данные советы помогут быстрее адаптироваться к новой еде. Но следует учитывать, что большинство детей до года страдают пищевой аллергией. В данном случае труднее использовать эту методику.

Когда наступает период первых прикормов, нужно учитывать состояние здоровья и вкусовые предпочтения малыша. Советы других могут не подойти, так как каждый ребенок развивается по-своему. Лучшим вариантом является консультация специалиста.