Дарим цветы        25.09.2019   

Песочная терапия в арт терапии. Песочная терапия для детей дошкольного возраста. Преимущества песочной арт-терапии

Самые теплые и добрые воспоминания из детства у большинства из нас связаны с играми в песке. Ведь в нем мы проводили немалую часть свободного времени. Песок обладает особой чудодейственной силой, способной благотворно влиять на психоэмоциональное состояние каждого малыша. Все это оставляет неизгладимые, яркие впечатления на долгие годы.

Современная песочная терапия для детей занимает ведущее место в психокоррекции детей. Она позволяет разрешить целый комплекс задач, поставленных перед педагогическим составом. Арт-терапия является неоценимой поддержкой. Благодаря увлекательным играм с песком происходит гармоничное формирование личности малыша. Профессионально организованные занятия в песочнице содействуют улучшению мелкой моторики и пространственного мышления.

Преимущества песочной арт-терапии

  • Совершенствование творческих талантов . Всевозможные игры с песком способствуют самовыражению и развитию талантов у детей. Многие малыши с удовольствием создают различные образы, воплощая свои собственные задумки в реальность.
  • Успокоение, расслабление, мягкая психокоррекция . Любое взаимодействие с сыпучими материалами помогает эмоционально расслабиться, отвлечься от горестных мыслей. Специалисты отмечают, что занятия песочной терапией помогают успокоить ребенка.
  • Развитие мелкой моторики рук . По мнению многих педагогов и экспертов, работа в песочнице помогает значительно улучшить чувствительность. Это в последующем положительно сказывается на полноценном формировании личности.
  • Содействие выражению собственных чувств . Песочная терапия для детей дошкольного возраста помогает малышам в непринужденной обстановке делиться своими переживаниями. Как отмечают многие психологи, не каждый ребенок может общаться и говорить то, что его беспокоит в силу различных страхов.
  • Выявление проблем у ребенка. «Песочные увлечения» помогают установить внутренние проблемы . Перед опытными психологами раскрываются истинные переживания и тревоги малыша, которые препятствуют его полноценному формированию.

Представители сферы образования отмечают, что песочная терапия для детей дошкольного возраста содействует их всестороннему развитию. Заманчивые конкурсы с песком помогают малышам научиться писать буквы, считать цифры, различать различные формы между собой. Грамотно подготовленные занятия в игровой, веселой форме содействуют непринужденному обучению.

«Песочная деятельность» помогает ребенку лучше познакомиться с окружающим миром, позволяет ему преодолеть возникшие трудности. По мнению специалистов, это позволяет малышу научиться вовремя находить выход из затруднительных ситуаций. Большим подспорьем в этом случае являются многофункциональные модульные интерактивные комплексы для увлекательных занятий с песком.

Современные устройства для песочной терапии в ДОУ

  • Световой стол для рисования песком . Современное устройство с несколькими вариантами подсветки. Может устанавливаться как дома, так и в образовательных центрах. К преимуществам относится то, что он прекрасно успокаивает детей, развивает их фантазию и содействует формированию навыков совместной работы.
  • Игровой детский комплекс «Творческая мастерская» . Многофункциональный комплекс для рисования песком, водой и организации театра теней. Основное предназначение - это комплексное развитие детей дошкольного возраста и детей инвалидов. Идеально подойдет для детской игровой комнаты и помещения психолога. Ребенок сможет с радостью реализовывать свой творческий потенциал.

Стол для песочной терапии и многофункциональные устройства помогут справиться с различными отклонениями в поведении, наладить контакт с окружающим миром и избавиться от излишней тревожности и страхов. Грамотно организованные «песочные увлечения» для детей значительно облегчат работу современных педагогов.

Благодаря использованию современных комплексов можно успешно проводить не только индивидуальные, но и групповые курсы песочной терапии. Главное, чтобы присутствовал взрослый человек, который бы координировал работу каждого участника. Это позволит малышам вносить посильный вклад и поможет им установить эмоциональный контакт друг с другом. В последующем они смогут более уверенно общаться и им не сложно будет налаживать контакт с малознакомыми детьми.

Песочная терапия для детей - это важная составляющая полноценного развития любого малыша. Совместное творчество в песке содействует формированию личности ребенка, а также приобретению уверенности в себе и в своих силах.

Проводим арт-терапию для коррекции психо-эмоциональных нарушений у детей. Применяем различные виды арт-терапии: песочную терапию, сказкотерапию и куклотерапию. Вид терапии подбираем индивидуально, в зависимости от особенностей ребенка, при необходимости совмещаем несколько разновидностей арт-терапии и другие коррекционные методики: игровую терапию, телесно-ориентированную терапию, лечебную физкультуру, остеопатическую и кинезиологическую коррекцию. Работаем с детьми любого возраста.

Особенности арт-терапии

Арт-терапия - психотерапевтическая и психокоррекционная методика, в которой используется творческая деятельность. С помощью искусства ребенок выражает свои чувства и эмоции, как позитивные, так и негативные. Специалист отмечает особенности мышления и эмоционального восприятия, помогает развить самоконтроль, проработать тяжелые ситуации. У ребенка накапливается положительный опыт, который впоследствии помогает ему справиться с проблемной ситуацией в реальной жизни.

Песочная терапия

Для терапии используется песок, вода и разнообразные маленькие фигурки. Ребенок сам выбирает, с каким песком он хочет работать: сухим, влажным или кинетическим. Из песка строится мир, в котором участвуют герои-фигурки. Также ребенок может рисовать песком, создавая разнообразные образы на световом экране, используя многообразие цветовой гаммы.

Фигурки. Фигурки разнообразные: есть фигурки людей (мужчины, женщины, дети и младенцы), животных (кошки, собаки, птицы, рыбы, насекомые и другие), растений (цветы, деревья, травы). Помимо этого есть фигурки домов, машин, мебели, еды, посуды и другие.

Каждая фигурка - символ. Для специалиста важно все: какая фигурка выбрана, как она поставлена, как взаимодействует с другими фигурками, как ребенок относится к фигурке и какую рассказывает историю. С помощью фигурок внутренний мир ребенка воссоздается в реальности, и специалист может воздействовать на него напрямую.

Песочный мир. Игротерапевт наблюдает за событиями в песочном мире ребенка. Если возникла сложная ситуация, помогает найти решение и изменить к ней отношение. Сложная ситуация связана с реальными событиями, поэтому ребенок изменится не только в игре, но и в жизни.

Сеанс в среднем длится 60 минут, иногда может занять полтора часа. Длительность зависит от состояния, возраста ребенка, его особенностей и специфики проблемы.

Сказкотерапия

Существует несколько разновидностей сказкотерапии:

  • Работа с существующей сказкой. Обсуждение героев народной либо авторской сказки, их взаимоотношений, событий сказки.
  • Написание своей сказки. Ребенок придумывает сюжет, а специалист следит за ходом мыслей, подсказывает, какое решение должны принять герои и почему.
  • Постановка сцены из сказки. Ребенок становится героем сказки, пробует испытывать эмоции и переживания персонажа, чтобы понять его действия.
  • Арт-терапия по сюжету сказки. Ребенок рисует, лепит, изготавливает куклы, символизирующие героев, наделяет их определенными чертами.

Сказка - отражение реальной жизни целиком или некоторых событий. Ребенок ассоциирует себя с определенными героями, благодаря чему специалист делает выводы о самочувствии и эмоциональном состоянии ребенка, узнает подробности о его жизни, характере, способах преодоления тяжелых ситуаций. При этом ребенку не нужно переживать тяжелые события заново - они проецируются на сторонних героев и не затрагивают психику ребенка.

Куклотерапия

Коррекция с помощью кукольного театра. С помощью кукл ставятся постановки по сказкам, прорабатываются истории и события. Иногда специалист просто играет с ребенком, а сюжет формируется и корректируется по ходу игры. Для разных задач используем различные виды кукол: отдельные персонажи, марионетки, пальчиковые, варежковые или штоковые куклы и другие.

Куклотерапия помогает развить внимательность, память, восприятие и моторные функции, снять эмоциональное напряжение. Ситуации, прорабатываемые в игре, помогают детям научиться вести себя в коллективе, общаться с другими людьми и понимать чужие проявления. Также куклотерапия помогает скорректировать негативные проявления личности и характера, развить стремление к познанию.

Шелковистый теплый песок притягателен для людей любого возраста. Ощущение мелкой сыпучей фактуры расслабляет, раскрепощает, успокаивает. Поэтому так притягательна песочная возня для детей дошкольного возраста. Но не всегда цена отдыха позволяет несколько раз в течение года вывозить малыша к морю. Исходя из этого, психологами была разработана программа занятий «Песочная терапия».

Программа

Программа «Песочная терапия» известна с 1920 года благодаря психотерапевтам А. Фрейд, Э. Эриксону и др. В 1930-е годы сформировалась «Песочная терапия», которая стала успешно применяться для решения психологических проблем у детей и взрослых.

«Песочная терапия» снимает эмоциональное напряжение, является средством психологической диагностики, помогает восстановить душевную гармонию. Параллельно развивается образное мышление, воображение, память, мелкая моторика. Для детей дошкольного возраста эти занятия позволяют без перенапряжения выразить страхи и опасения. Малыши словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения.

Программа занятий направлена на преодоление проблем в общении, на формирование ответственности за принятое решение и его последствия. «Песочная терапия» дает возможность для детей дошкольного возраста избавляться от последствий стрессов и психологических травм, повышает самооценку. Цена таких занятий – душевный покой и гармония вашего ребенка.

Ситуации, при которых детям просто необходимы занятия

  • психосоматические заболевания у детей;
  • повышенная тревожность, агрессивность;
  • замкнутость ребенка;
  • невроз;
  • стресс как следствие сложных семейных или социальных конфликтов;
  • для детей с особыми потребностями.

Противопоказания к занятиям

  • при эпилепсии;
  • с легочными и кожными заболеваниями;
  • с аллергической реакцией на пыль;
  • с проявлениями гиперактивности.

Этапы терапии

Занятия «Песочная терапия» предполагают постепенный переход с одной ступени на следующую в индивидуальном ритме ребенка.

Хаос

Это начальный этап для детей, когда они забрасывают в песок множество игрушек без группировки их по размерам, цветам, принадлежности к животным, предметам и т.д. Это свидетельствует о глубоких внутренних страхах и переживаниях, растерянности.

Борьба

Ребенок начинает разделять фигурки на противоборствующие группы. Появляются добрые и злые, плохие и хорошие фигурки. Не торопите малыша, предлагая ему доброго героя. Пусть выплеснутся все страхи, обиды и сомнения. Этот этап завершится с наступлением мира у воюющих сторон.

Исход

Это заключительный этап покоя, уравновешенности и гармонии. Все фигурки в парах или небольших группах. Появляются яркие элементы. Движения становятся спокойными и плавными.

Игры

Занятия «Песочная терапия» представляют собой детские игры, дающие возможность детям себя проявить.

«Знакомство»

Предложите малышу дотронуться до песка, погладить его, погрузить руки в песок. Нарисуйте волны и змейки. Выполните рисунки ладошками, кулачками, ребром руки, пальчиком.

Комментируйте ощущения, задавайте наводящие вопросы. Подсказывайте светлые, радостные и добрые ассоциации.

«Дождик»

Пусть малыш наберет песок в кулачок и постепенно высыпает в раскрытую ладошку или в вашу руку. Эта игра расслабляет, регулирует мышечный тонус.

«Угадай — ка»

Ребенок должен узнать наощупь зарытые в песок фигурки. Эта игра развивает мелкую моторику рук и воображение, формирует уверенность в себе.

«Веселая история»

Выложите фигурки на песке в определенном порядке, покажите ребенку, дайте запомнить. Затем заройте игрушки в песок беспорядочно. Малыш должен отыскать фигурки в песке и выложить их в исходном порядке.

«Мой город»

Пусть малыш построит любимый город, расставит в нем любимые фигурки, устроит место для себя.

Конспекты занятий

Вы можете изучить готовые конспекты занятий по «Песочной терапии», но лучше всего самому выстроить логику занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка или группы детей. Ваши конспекты будут включать все те же базовые игры, но в индивидуальной последовательности, в нужном для вас темпе. Предлагаемые конспекты помогут вам найти подходящий поэтический материал, детские потешки, прибаутки, которые создадут атмосферу доброжелательности на занятии.

Обратите внимание на инвентарь, который предлагают готовые конспекты. Его цена абсолютно доступна. Вам понадобятся:

  • живой (кинетический) песок;
  • песок для домашней песочницы или цветной кварцевый песок (цена указана на сайтах производителей);
  • контейнер для песка (песочница, ящик, большая коробка и т.п.);
  • фигурки животных и рыб, растений и человечков, сказочных героев и героев мультфильмов;
  • ленты;
  • лоскутки;
  • цветные камушки;
  • машинки;
  • замки;
  • башни;
  • мостики и т. д.

Цены

Для групповых занятий нужно приобрести песочницы (средняя цена – 3000 рублей) и наборы для «Песочной терапии».

14 08.2015

14. 08.2015

Блог Екатерины
Богдановой

Добрый день читатели и гости сайта «Семья и детство». Продолжаем разговор о и сегодня мы рассмотрим одно из направлений арт-терапии: песочная терапия для детей. Арт-терапия в буквальном смысле означает лечение при помощи искусства. Это направление представляет собой комплекс методов оздоровления, а также психологической коррекции посредством творчества и искусства.

Стоит отметить, что занятия арт-терапией сосредоточены не на результате, а непосредственно на творческом процессе. Каждый из участников процесса получает возможность эмоциональной разрядки и самовыражения. Кроме того, он приносит ни с чем не сравнимое удовольствие.

Арт-терапия для детей выполняет следующий ряд задач:

  1. Выявление проблем психологического характера;
  2. Развитие творческих способностей;
  3. Повышение самооценки;
  4. Формирование самоконтроля;
  5. Работа над установлением социальных контактов;
  6. Концентрация внимания на эмоциях и чувствах;
  7. Поиск путей для выхода негатива и агрессии.

Вида арт-терапии для детей

Первоначальным традиционным видом арт-терапии является рисование. Однако к настоящему моменту это направление получило широкое развитие, охватив практически все сферы искусства и творчества. Со временем появилось множество видов арт-терапии для малышей, школьников, среди которых выделяются следующие:

  1. Рисование;
  2. Музыкотерапия или лечение при помощи музыки;
  3. Танцевально-двигательная терапия;
  4. или чтение, прослушивание, сочинение сказок детьми;
  5. Драматерапия или обыгрывание жизненных ситуаций;
  6. Библиотерапия или лечение при помощи книг;
  7. Игротерапия;
  8. Хромотерапия или цветотерапия — воздействие при помощи цветов;
  9. Песочная терапия — это занятия с песком, рисование на песке;
  10. Куклотерапия — изготовление кукол, обыгрывание сцен при помощи кукол;
  11. Складывание оригами.

Каждый из вышеперечисленных видов имеет свои сильные стороны и направлен на моральное, интеллектуальное развитие, лечения психологических проблем, выражение чувств и эмоций, развитие мелкой моторики, снятие волнения, напряжения и усталости.

Песочная терапия для детей

Песочная терапия является превосходным способом избавления от накопившегося негатива и агрессии, развитие уверенности в себе и своих силах. Основными целями песочной терапии является выявление личностных особенностей ребенка, а также положительное настраивание его на себя и свое собственное «Я» в повседневной жизни и деятельности. Кроме того, в процессе песочной терапии дети учатся создавать модели фантазий на песке с их пояснением, а также происходит процесс избавления от страхов и психологических травм.

Актуальность данной методики крайне высока в настоящее время. Именно благодаря песку ребенок способен в полной мере ощутить первобытные чувства. Тем более, что детям, по сравнению со взрослыми, в песке играть полезнее вдвойне. В песочнице малыш развивает свою фантазию, мышление и мелкую моторику рук. Все, что необходимо для проведения занятий песочной терапии — это песочница или ящик, наполненный песком.

Занятия песочной терапией

Занятия песочной терапией проводятся как коллективом, так и индивидуально. Перед началом занятия детям предлагается ознакомиться со всеми материалами: игрушками, песком. Далее, в зависимости от возраста малыша, ему предлагаются задания различной степени сложности. Спектр упражнений для занятий песочной терапией включает следующие:

  1. Построить дом своей мечты, замок или даже целый город;
  2. Нарисовать на песке фигуру или картину;
  3. При помощи игрушек проиграть определенные жизненные ситуации, которые являются наиболее значимыми для ребенка;
  4. Устроить наводнение или потоп и спасти игрушки;
  5. Как можно крепче сжимать песок в руках с целью развития мелкой моторики и преодоления агрессии;
  6. Предоставить ребенку свободу выбора и позволить создавать те композиции, которые он хочет. Данное упражнение помогает наилучшим образом понять, что на самом деле тревожит ребенка.

Методы проведения песочной терапии

В центре помещения, где планируется проведение работы по методу сэндплэя, устанавливают коробку с песком. Лоток должен быть заполнен качественным и промытым песком. Желательно, чтобы основание лотка было синего цвета для того, чтобы можно было сделать иллюзию воды на дне. При необходимости песок можно смешивать с водой для создания различных влажных ландшафтов.

В дополнение ко всему, в комнате, где проводится песочная терапия, должно быть большое количество фигурок животных и людей, растений и зданий, транспорта. При этом, материалы изготовления и цвета могут быть любыми. Как правило, все предметы располагаются на специальных стеллажах, чтобы, при необходимости, даже ребенок мог их достать. Это позволит ребенку создавать свой собственный мир и проектировать различные ситуации. Каждая созданная ребенком композиция является отражением его души.

Иными словами, в процессе игры он переносит свой внутренний мир на внешнее пространство, обыгрывая его. Каждый новый сеанс позволяет ребенку создавать новый мир и новые ситуации. Стоит сказать, что во время сеансов песочной терапии родители присутствовать не должны.

Для проведения песочной терапии не существует противопоказаний. Благодаря этому современному методу ребенок может познать не только самого себя, но и окружающий мир, развить коммуникативные навыки и мелкую моторику. При этом, обучение происходит в простой и понятной для ребенка игровой форме. Большинство родителей отмечает, что после проведения песочной терапии их дети становятся более коммуникабельными, открытыми, талантливыми и доброжелательными.

И напоследок посмотрите видео «Песочная терапия для детей Мелкая моторика»

1. Из истории «песочной терапии»

2. Преимущества подхода «песочной терапии»

3. Метод «песочной терапии»

4. Песочная терапия.Принципы и структура занятий

5.

6. Список литературы

«Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется разум»
К.Г. Юнг

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Дети и взрослые, оказавшись на пляже, спонтанно и с удовольствием создают картины из песка. Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Человек выступает как созидатель, не привязанный к результатам своего труда. Он создает из песка замок, некоторое время любуется на него, а потом волна или он сам разрушают творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. В этомуникальная Тайна бытия: все приходит и уходит, и нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому . Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, при этом в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля суеты и тревоги.

Песочная терапия (Sandplay) - один из самых интересных методов, возникший в рамках аналитической психологии в ХХ веке. Сегодня он находит самое широкое распространение в нашей стране, используется в работе с детьми и взрослыми.

Из истории метода «песочной терапии»

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов.

При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты.


В начале ХХ века Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.

Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М.Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира».

В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д.Кальфф вначале использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми.

Д.Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга. Она установила, что серия картин из песка, созданных детьми или взрослыми, фактически, представляет продолжающийся конфликт с бессознательным и сопоставима с серией сновидений, встречающихся в течение аналитического процесса. Работа над лотком песка инициирует психический процесс движения к целостности, и может привести к излечению и развитию личности. В 1980 году Дорой М. Калф выпущена монография "Сэндплэй".

Автор метода "Песочной терапии", швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считала, что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Метод "Песочной терапии" базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия применяется как при работе с детьми, так и при работе с взрослыми.


Преимущества подхода «песочной терапии»

Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом, это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Также как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, не доступные словесному выражению. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинном трудно облечь свои переживания в слова – например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов.

Песочная терапия - уникальный способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Песочная терапия ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Её акцент - на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Это удовлетворяет потребность современного человека в наиболее естественных, комплексных способах лечения и гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, мужские и женские качества, способность к интроспекции и активному действию.

Метод «песочной терапии»

Применение позволяет психологу решать следующие задачи:

· Диагностические:

· Коррекционные;

· Терапевтические;

· Творческого развития.

Показания к песочной терапии

· - различные формы нарушений поведения,

· - сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, учителями) и сверстниками,

· - психосоматические заболевания,

· - повышенная тревожность, страхи,

· - сложности, связанные с изменениями в семье (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (адаптация к техникуму).

Песочная терапия позволяет:

· выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;

· открывает внутренние резервы для разрешения трудностей;

· даёт возможность пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов.

· Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.

· Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

· Эпилепсия или шизофрения.

· Клиент с очень высоким уровнем тревожности.

· Аллергия на пыль и мелкие частицы.

· Легочные заболевания.

· Кожные заболевания и порезы на руках.

Оборудование для «песочной терапии»:

1. Поднос с песком. Деревянный поднос прямоугольной формы размером 49,5х5х7 см. Эти размеры чрезвычайно важны, поскольку они позволяют клиенту удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные фрагменты. Дно и внутренняя часть бортов должны быть выкрашены в голубой цвет, символизирующий воду и бессознательное, снаружи поднос должен иметь бежевый цвет, символизирующий песок и сознание. Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.

В работе используется как сухой так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой. Выбор с каким песком работать всегда остается за клиентом.

2. Коллекцию миниатюрных фигурок и предметов:
а) люди разного пола и возраста, представители различных исторических эпох, разнообразных профессий; кукольные семейства
б) фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.;
с) животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единороги, грифоны);
д) дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, но- рота, здания, имеющие специальное предназначение (Вокзалы, больницы, школы и т. пд, храмы различных религий и т. п.;
е)домашняя утварь;
ж) деревья и другие растения;
з) транспортные средства (наземные, водные, воздушные);
и) игрушечные мечи, пистолеты и др. оружие
З. Естественные природные объекты.
Кристаллы и минералы, кости, окаменелости, кусочки металла и дерева, засушенные цветы, листья. сухие ветки, семена, ракушки, перья и т. д.

В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда.

Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть:

Большие и крошечные;

Бесцветных и ярких цветов;

Прозрачные и непрозрачные;

Сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Личность зарубежного специалиста, практикующего песочную терапию, защищена принадлежностью к определенной школе. Он точно знает, что и когда предложить клиенту, какой и когда вопрос задать, как отреагировать. Школа дает ему знание алгоритма, технологии.

Иначе обстоит дело с российскими специалистами, использующими песочницу. У нас только в последнее время начинает складываться понятие принадлежности к определенной школе. Появляются «символ-драматисты», «психоаналитики», «юнгианцы», «гештальтисты», «арт-терапевты». Если специалист прошел полный цикл подготовки в определенной школе, он знает, как использовать песочницу в рамках своего подхода. Но большинство наших специалистов не имеют такой подготовки.

И перед нами, как в сказке, три дороги, три выбора:

Ø либо придерживаться определенной школы и встраивать работу с песочницей в общий набор методов и техник;

Ø либо работать так, как «научил» авторитетный специалист;

Ø либо, «присоединившись» к клиенту, следовать за ним, доверяя собственной личной и профессиональной интуиции.

1. Присоединение к клиенту. Как уже отмечалось, песочная картина содержит огромную информацию о внутреннем мире и актуальном состоянии человека. Понять запрос клиента, почувствовать ритм его песочной картины, увидеть ее проблемные и ресурсные ипостаси, ощутить неповторимый образный строй картины - все это входит в понятие присоединения. На основании присоединения специалист «следует за клиентом», помогая ему осознавать собственные ресурсные и уязвимые места.

2. Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину клиента, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый ребенок, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал клиент. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину. Искренний интерес к внутреннему миру клиента, отображенному в песочнице, присоединение к клиенту, -- все это позволяет специалисту выстраивать позитивную внутреннюю динамику человека, обратившегося за помощью.

3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике . Безусловно, «песочный терапевт» не может в присутствии клиента без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или представлять некоторое оценочное суждение. Внутренний мир человека достаточно хрупок, и только этический кодекс и профессионализм специалиста может защитить клиента от травмы.

В зависимости от собственного понимания целей психологической работы, специалист может сделать акцент либо на «отреагирование», либо на самопознание, либо на сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице.

При этом я руководствуюсь следующими принципами песочной терапии :

1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе со студентом – на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.

2. Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, студент имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.

3. Принцип обмена – в играх с песком студент и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.

4. Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего.

5. Но самое главное: песочная терапия — это игры с песком , где «ПРАВИЛ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!»

Возможности «песочной терапии»

Творчество в песочнице для подростков и взрослых представляет процесс взаимодействия создания страны, которая является проекцией внутреннего мира.

Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента. Это могут быть горы, равнины, реки, моря и океаны, дороги, леса и т.д. В момент построения мира человек может погрузиться в легкое трансовое состояние, фокусируясь на своей проблеме и выходе из проблемной ситуации. Ландшафт показывает, какой путь выбрал себе человек, как он будет его проходить.

В песочной терапии при работе с клиентом можно использовать сказки, легенды, мифы, притчи, которые подбираются в зависимости от проблемы клиента. Сюжет должен быть понятен клиенту. В ходе работы притчи можно соединять в одну единую метафору. Одна метафора может плавно переходить в другую.

Наиболее используемые в моей работе со студентами «песочные картины »: «Волшебная страна», «Я и мир, который меня окружает», «Город Дружбы», «Моя жизнь через …лет», «Мир Добра и Зла», «Он и Она. История взаимоотношений», «Сказочный город», «Подвиг героя».

Разыгрывая разнообразные сюжеты на песке, человек получает опыт символического решения многих жизненных ситуаций. Этот опыт в виде «материала» переходит в бессознательное и через некоторое время в поведении человека происходят изменения. В реальной жизни он начинает применять свой песочный опыт.

Таким образом, песочная терапия, с одной стороны прекрасная развивающая среда, а с другой - процесс переноса, проекции внутреннего мира. Когда на песке есть персонаж, на которого направлена агрессия. Это очень высокий уровень агрессии.

3) Конфликт с близкими людьми .

В таких моментах может происходить противостояние или противоборство героев, которые в данный момент являются отражением людей из реального окружения.

Расположение фигурок на песке также имеет символическое значение и может дать много информации. Когда фигура размещается в центре, она, как правило, символизирует автора картины. Фигурка, появившаяся второй, является символом какого-то важного момента. Если создатель картины закапывает героя, он старается вытеснить то, что еще неосознанно в бессознательном.

Особенность заполнения песочницы и всех её секторов может дать много интересной информации. Если действия разворачиваются в верхней части – перед нами мечтательный человек. Нижние части песочницы заполняют люди «приземленные». Перемещение в правую или левую часть указывает на то, что этим человеком владеет будущее или прошлое.

При проведении анализа важно учитывать уникальность клиентов, прежде всего их личное восприятие мира.

ü Любая психопрофилактика проводится для того, чтобы не допустить проблемных ситуаций. В песочнице можно разыграть любые жизненные ситуации, переосмыслить их и найти правильное решение.

ü Песочница – прекрасный инструмент, который позволяет пересмотреть многие события жизни: психологические травмы, проблемы в отношениях, личностный рост.

ü Песочная терапия в отличие от других методик позволяет человеку создавать собственный мир, который откроет путь к самым сокровенным мыслям, мечтам и чувствам. Этот мир можно ощутить, изменить, рассмотреть, и даже фотографировать.

ü Песочная терапия способна активизировать ресурсы самоисцеления и продвижение человека к психологическому здоровью. Созданный образы на песке есть отражение внутреннего мира и бессознательного состояния, позволяют понять себя.