Необычные растения        04.08.2019   

Пирамида логических уравнений. Пирамида дилтса, которая объясняет, почему вы имеете именно то, что имеете

Пирамида логических уровней, разработанная Дилтсом, описывает структуру личности человека, а также организации. Можно сказать, что каждая ступень - это "полочка", на которой разложены и упорядочены составляющие внутреннего мира человека или взаимоотношений в коллективе. Эта разработка относится к сфере нейролингвистического программирования, которое активно применяется в коучинге.

Зачем нужна пирамида Дилтса?

Пирамида логических уровней Роберта Дилтса имеет большое значение в психологии. Если вас что-то не устраивает в жизни и окружающей ситуации, данная модель поможет вам следующим образом:

  • Позволит понять, почему ситуация в вашей жизни сложилась именно так. Проведя экспресс-анализ своей жизни, вы обнаружите так называемые узкие места, которые нуждаются в корректировке.
  • Дает четкое понимание того, какие проблемы нужно решить на низшей ступени, чтобы подняться на более высокую и вывести свою жизнь на принципиально новый уровень.

Уровень № 1: окружение

Пирамида логических уровней базируется на реальном окружении. К нему относится все, что есть во внутренней и внешней среде. В первую очередь это сам человек, особенности его внешности, одежда и прочие характеристики. Также это люди, с которыми мы контактируем, материальные ценности и прочие вещи. Характеристика данного уровня подразумевает ответ на следующие вопросы:

  • Комфортно ли вы чувствуете себя?
  • Что происходит в вашем окружении?
  • Где вы находитесь или хотите находиться?
  • Каково ваше место в окружении, соответствует ли оно желаемому?
  • Кто находится рядом с вами, кого бы вы хотели видеть, а кого - отсеять?
  • Кто из окружающих помогает вам в достижении целей?

Уровень № 2: поведение

Пирамида логических уровней также рассматривает поведение индивида. Это касается действия или бездействия человека, а также результата. Ответьте для себя на следующие вопросы:

  • Каковы ваши действия на данный момент и каков их результат?
  • Что нужно делать, чтобы добиться желаемого результата?
  • Что делают люди, авторитетные в той сфере деятельности, в которой вы бы хотели добиться успеха?

Уровень № 3: способности и возможности

Человек должен определиться с тем, на что он способен. На самом деле он может самостоятельно расширить или же значительно ограничить свои способности. Главное - это найти причину и стимул для совершения действия. Вопросы данного уровня можно сформулировать следующим образом:

  • Каковы сильные стороны вашей личности, сможете ли вы добиться результатов, опираясь на них?
  • Какие способности и навыки нужно приобрести, чтобы добиться желаемого?
  • Можете ли вы воспользоваться способностями других людей?

Уровень № 4: убеждения и ценности

Пирамида логических уровней особое внимание уделяет мировосприятию человека. Пожалуй, это наиболее значимое положение рассматриваемой концепции. Речь идет о том, что для человека хорошо, а что плохо, что для него имеет наибольшую ценность, а чему не придает значения. Можно сказать, что это своего рода базис личности, от которого человеку не так просто отказаться даже под сильным влиянием извне. А все потому, что убеждения - это в большинстве случаев бессознательное, которое управляет поведением и определяет жизненный путь. Данный уровень требует ответа на такие вопросы:

  • Почему конкретная цель важна для вас в данное время?
  • Какова результата?
  • Поспособствует ли укреплению ваших убеждений?

Уровень № 5: идентичность и своеобразие

Это важнейший уровень, который оказывает существенное влияние на более низкие. Он подразумевает осознание человеком своего места и роли в этом мире. Причем ответ не лежит на поверхности. Роль не ограничивается половой принадлежностью, семейным положением или профессией. На самом деле эта категория более широка.

  • Как вы относитесь к людям, которые имеют цели и убеждения, аналогичные вашим?
  • Какова ценность вашей цели для людей, находящихся в вашем ближайшем окружении?

Уровень № 6: миссия

Пирамида Дилтса венчается самым высоким уровнем, который подразумевает осознание человеком его миссии. Понимание того, ради чего человек живет, является мощнейшим стимулом для преодоления препятствий и трудностей, которые возникают в процессе жизнедеятельности. Причем миссия не должна быть озвучена сложными высокопарными выражениями, которые не несут никакой практической ценности. Она должна быть сформулирована простыми и понятными словами.

Дополнительные вопросы

Ответив на ключевые вопросы каждого уровня, вы сможете составить объективную картину происходящего. Но для того чтобы прийти к окончательному решению проблемы, придется ответить на дополнительные коучинговые вопросы по пирамиде логических уровней:

  • Что будут делать окружающие после того, как вы достигнете своей цели? Будут ли они рады этому?
  • Как должно измениться восприятие вас окружающими после того, как цели будут достигнуты?
  • Будет ли результат вашей деятельности нести какую-то ценность для ваших близких или коллег?
  • Изменится ли ваша миссия после того, как вы достигнете желаемого состояния?
  • Есть ли какие-то простые шаги, которые вы можете сделать в течение двух дней для достижения конечной цели?
  • Как ваши близкие воспринимают ваши намерения? Возможно, они помогут внести вам некоторые коррективы в план действий?

Как работать с пирамидой?

Все коучинг-техники основаны на глубоком самоанализе. Решение проблем трудно найти на поверхности, а потому придется "покопаться" в себе. Как применять пирамиду логических уровней? Алгоритм выглядит следующим образом:

  • Сформулируйте задачу и запишите ее. Дело в том, что мысли, как правило, мимолетны и не всегда воспринимаются всерьез. А вот то, что написано на бумаге, приобретает окраску четкого плана и руководства к действию. Таким образом, у вас появится стимул и энергетический толчок.
  • Определите уровень, на котором находится ваша проблема.
  • последовательно с точки зрения каждого уровня. Дойдя до верхушки пирамиды, представьте, что цель достигнута, и постарайтесь на несколько минут погрузиться в это состояние. Затем проанализируйте свои ощущения на предмет того, почувствовали ли вы удовлетворение.
  • Двигайтесь в обратную сторону, к низу пирамиды. Это нужно для того, чтобы внести дополнительные коррективы в характеристику каждого конкретного уровня. Это поможет вам детализировать план действий и выявить какие-то новые важные для себя ценности.

Почему задачу нужно формировать в письменном виде?

Пирамида логических уровней в коучинге используется достаточно часто. При этом обязательным условием является письменное оформление целей и фиксирование результатов обработки каждой конкретной ступени. Этому есть логическое объяснение, которое может быть сформулировано следующим образом:

  • В процессе написания текста приходит осознание многих существенных моментов. Это позволяет найти путь к решению проблемы и выходу из сложившейся ситуации.
  • Во время письма возникают новые нервные импульсы, передающиеся в мозг. Это позволяет вам точнее формулировать проблему, что поспособствует скорейшему поиску правильного решения.
  • При написании ваша цель приобретает определенную форму, ведь вы невольно визуализируете будущую ситуацию. Таким образом, представив себя наглядно в выигрышном положении, вы получаете дополнительный стимул к активным действиям.
  • Даже за несколько минут до начала коучинга или в процессе его проведения восприятие ситуации может измениться. Если у вас перед глазами будет письменное описание проблемы, вам будет легче внести коррективы.

Осмысление логических уровней жизни

Модель логических уровней, несмотря на свою простоту, может загнать новичка в тупик. Тем не менее не стоит откладывать в долгий ящик самоанализ. Если вы хотите изменить положение дел, вам обязательно поможет пирамида логических уровней. Пример разбора ситуации выглядит следующим образом:

  • Окружение. Где вы работаете, как выглядит ваше рабочее место, где вы живете, что ежедневно вас окружает, какие люди находятся рядом с вами, какая атмосфера царит вокруг вас?
  • Поведение. Какими делами заполнены ваши будни, как спланировано ваше время, сколько времени вы тратите на работу и личные встречи, как вы ведете себя на работе, в семье и в кругу друзей, как вы можете себя характеризовать?
  • Способности. Какие сильные стороны вашего характера, в каком деле вам нет равных, для чего вам не хватает навыков?
  • Убеждения. Что для вас наиболее ценно, какие характеристики вам нравятся в других?
  • Идентичность. Как вы себя представляете, в каких условиях вы росли, какие роли вы играете в присутствии разных людей, каковы ваши стремления, чем ваша жизнь отличается от жизней других?
  • Миссия. Формулируется на основе анализа предыдущих уровней.

Решение нерешаемых проблем

Пирамида Дилтса - это эффективный механизм, который позволяет решить проблемы, остающиеся актуальными на протяжении длительного периода времени. Человек может осознавать наличие трудности и даже понимать, как она мешает ему в жизни. Но никаких конкретных действий по устранению проблемы не предпринимается.

Для того чтобы сдвинуться с мертвой точки, необходимо прибегнуть к помощи технологии Дилтса. Считается, что решение проблемы находится на два уровня выше. Проще всего разобраться на конкретном примере:

  • Вы постоянно опаздываете - на работу, на встречу и так далее. Вы никогда не приходите вовремя.
  • Эта проблема находится на поведенческом уровне. Значит, ее решение стоит искать в плоскости ценностей.
  • Таким образом, вы должны научиться стать человеком слова, иначе из-за вашей непунктуальности окружающие утратят к вам доверие.

Научитесь раскладывать проблемы "по полочкам"

Коучинг-техники - это отличное средство для тех, кто не может решить какую-либо проблему. Теория Дилтса учит раскладывать ситуацию по полочкам, а если конкретнее, то по уровням пирамиды. Так, достаточно часто люди приходят на тренинги с проблемой, что их никто не любит, что они не пользуются благосклонностью окружающих. Пример разбора ситуации и поиска решения приведен в таблице.

Уровень Вопрос Ответ
Окружение Кто должен любить меня? Какие чувства должны испытывать ко мне окружающие? Ближайшие родственники, друзья и коллеги. Остальные должны проявлять уважение и доброжелательность.
Поведение Какие действия я хочу видеть от окружающих в отношении себя? Внимание, участие, желание общаться и проводить со мной время.
Способности Что мне нужно сделать, чтобы начать нравиться людям? Научиться слушать и понимать людей, поддерживать разговор, подтянуть профессиональные знания, обновить гардероб, начать тщательнее ухаживать за собой.
Убеждения Почему я хочу, чтобы все любили меня? Потому что человек, которого не любят, считается плохим. Я не хочу чувствовать себя изгоем. Мне нравится быть в центре внимания.
Идентичность Каким должен быть человек, который всеми любим? Привлекательным, умным, отзывчивым. Он должен обладать магнетизмом.
Миссия Какова конечная цель? Понравиться самому себе, научиться самоуважению.

Заключение

Пирамида логических уровней Дилтса - техника работы с целями личности. Она помогает человеку понять сущность событий, происходящих с ним. Благодаря анализу уровней личности происходит выявление и осознание проблемных зон. Это задает направление для работы по изменению себя и устранению лишнего. Одно из основных достоинств техники - отсутствие необходимости в работе на всех уровнях сразу. Достаточно определить ступень, на которой находится проблема, и подняться на два шага выше.

Для того чтобы изменить свою жизнь к лучшему, нужно уяснить, что если вас что-то не устраивает, значит, пришло время менять свое поведение. Если проблема кроется именно в ваших действиях, искренний ответ на вопросы подскажет вам путь к выходу из ситуации. Это можно назвать экспресс-анализом проблемы, по результатам которого у человека появляется мотивация к продвижению вперед.

Я слишком много думаю [Как распорядиться своим сверхэффективным умом] Петиколлен Кристель

Пирамида логических уровней

Пирамида логических уровней

Личность имеет несколько основных качеств, порождающих множество верований, которые, в свою очередь, дают толчок к развитию еще более многочисленных навыков, выражающихся в различных типах поведения и помогающих подстраиваться под разное окружение. Так возникла пирамида логических уровней. Чтобы вам было понятно, можно вновь обратиться к примеру воскресного отдыха на пляже: Кристель всего одна, а вот пляжей – много.

Пирамида логических уровней

Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер Ричард

ТЕОРИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ По нашему мнению, наиболее эксплицитная и совершенная модель человеческой коммуникации и психотерапии описана в работах Грегори Бейтсона и его коллег. Являясь широкообразованным исследователем, наделенным к тому же острым умом, Бейтсон

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Стратегии гениев (Аристотель Шерлок Холмс Уолт Дисней Вольфганг Амадей Моцарт) автора Дилтс Роберт

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Финансовая пирамида Дело не в том, что жить с деньгами очень уж хорошо, а в том, что жить без них очень уж плохо, Уинстон Черчилль, граф Мальборо Что такое деньги? Отличный инструмент для достижения целей, способ получения авторитета в обществе, уважения и внимания. С

Из книги Перезагрузка. Как переписать свою историю и начать жить на полную мощность автора Лоэр Джим

Пирамида энергии Вы – пусть даже это затертое клише – это то, что вы едите. Также вы – это то, как и насколько часто вы занимаетесь спортом. Вы – это то, как хорошо вы спите и восстанавливаете силы. В общем, вы – это то, как вы заботитесь о себе. И против этого сложно

Из книги Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Примеры логических уровней Логические уровни отдельного человека Допустим, что ребенок испытывает трудности во время экзамена. Учитель может сказать ему: «Ты совсем не виноват. Наверное, шум в классе или что-то еще отвлекало тебя во время сдачи экзамена».Другими

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Убеждения на логических уровнях Вопрос: Может ли система убеждений или последовательность убеждений быть ограничена или вызвана неким предшествующим убеждением?Ответ: Да.Вопрос: В этом случае убеждение относилось к очень юному возрасту и заключалось в следующем: «У

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Пирамида любви Мы создаем новые привязанности, у нас возникают но­вые виды любви в такой сложной форме, что проследить их развитие очень сложно. Одна любовь ведет к другой, и наши привязанности накладываются друг на друга, создавая пирамиду. Это легко увидеть на примере

Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич

Пирамида потребностей В основе мотивов лежат потребности – состояния, которые возникают у человека, когда он нуждается в чем-то, необходимом для его существования. Таким образом, потребности являются источником активности индивида. Человек – существо желающее, и вряд

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

О логических связях В рассудочные ассоциации следы связываются нами по внутренней логической необходимости: как причина и следствие, как средство и цель, как целое и необходимая его часть, как положение и вывод и т. д.Всякая механическая ассоциация может быть превращена

Из книги Как научиться жить на полную мощность автора Доббс Мэри Лу

Пирамида совместимости Все виды совместимости (супругов) можно представить в виде следующей иерархии: Нижний уровень определяется природными качествами супругов. Средний и верхний формируются средой и воспитанием.Единство ценностей не случайно занимает верхний

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Пирамида финансового потока Эти идеи по созданию дополнительного дохода к пенсии помогут вам в образовании надежной и устойчивой пирамиды. Внизу пирамиды вы построите прочный фундамент, обеспечивающий постоянный поток денежных средств, поддерживающий вас в активном,

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

Пирамида знаний Одной из типовых проблем является следующая: вы вроде бы все знаете, но у вас ничего не получается. Неудачи преследуют одна за другой, все ломается, рушится и портится.В чем может быть причина?Чаще всего она в том, что люди часто не понимают, на какие знания

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Из книги автора

Теория логических типов В попытке найти решение проблем, основанных на парадоксах внутренней референции и «зацикленности», философ и математик Бертран Рассел создал «теорию логических типов». Согласно Грегори Бейтсону (Steps to an Ecology of Mind, c. 202), «центральным положением

Из книги автора

Изменение логических уровней Одна из наиболее распространенных и эффективных тактик «Фокусов языка» заключается в том, чтобы сменить категорию некой характеристики или переживания, переводя их с одного логического уровня на другой (например, отделяя идентификацию

Занимаясь поиском единой системы обоснования поступков, пионер направления НЛП Роберт Дилтс разделил опыт, описывающий логику человеческих действий, на 6 отдельных уровней. Так появилась пирамида Дилтса - модель логических уровней, влияющих на убеждения и поступки людей.

Узнав, за что отвечает каждый из уровней, и как они связаны между собой, Вы поймете как правильно мотивировать персонал на продажи, пересмотрите правила постановки задачи сотрудникам и сэкономите на тренингах по мотивации персонала.

Как устроена логическая пирамида Роберта Дилтса, и как мотивировать персонал с ее помощью

  • Уровень 1. Окружение

    Вопрос уровня. “Где я? Кто и что меня окружает?”

    В основании пирамиды лежит среда обитания человека. К ней относятся географическое местоположение (страна, город, район), помещение где он живет и работает, физические объекты, которыми он владеет, окружающие его люди.

    В компании. Применительно к сотрудникам компании можно сказать, например, что они работают в удобном современном офисе в центре столицы, в команде, состоящей из молодых специалистов. Окружением можно промотивировать сотрудников, которые раньше работали в плохих условиях, жили в провинции, или, например, разочаровались в фрилансе.

  • Уровень 2. Поведение

    Вопрос уровня. ”Что я делаю? Чем занимаюсь?”

    Следующий фактор, формирующий предпочтения и мотивы человека - это действия, которые он привык совершать, то, как он ведет себя с другими людьми, и какое поведение считает приемлемым по отношению к себе.

    В компании. HR-менеджер занимается подбором персонала и старается нести положительные эмоции своими коллегами. Курьер компании водит автомобиль и принимает деньги от клиента. Чтобы мотивировать сотрудников на этом уровне, можно создать неофициальный этический кодекс, где будут прописаны правила поведения сотрудников в компании - взаимная вежливость, разрешение конфликтных ситуаций, совместное празднование дней рождений. Это создаст обстановку, в которой приятно работать.

  • Уровень 3. Способности

    Вопрос уровня. “Как я это делаю”?

    Этот уровень определяет опыт и навыки человека, а также его внутренний ресурс и умение им пользоваться.

    В компании. Менеджер по продажам рассчитывает на повышение, поскольку овладел базовыми скриптами продаж и совершил несколько выгодных сделок. Промотивировать его можно, пообещав должность топа, если он выучит английский язык и сможет продавать на зарубежном сегменте. Такого рода договоренность - один из самых выгодных способов мотивировать персонал на продажи, от него выигрывает как сотрудник, так и руководитель.

  • Уровень 4. Ценности и убеждения

    Вопрос уровня. “Почему одно важно для меня, а другое - нет?”

    У каждого человека есть некий свод внутренних правил, который определяет его поступки. Нечто, подсказывающее: так будет правильно, а так - не очень. Ценности и убеждения, как правило формируются семьей, авторитетными людьми, культурным окружением.

    В компании. Мотивировать работу персонала на этом уровне не так просто, как кажется. Одно дело, когда магазине, продающем спортивный инвентарь, работает человек, для которого важен здоровый образ жизни. Но обычно в компанию приходят разные люди, и уровень ценностей у них уже сформированы. Поэтому руководителю необходимо создать новую ценность, то есть объединить сотрудников с общими целями в дружную семью, создать корпоративную культуру. Радость от работы в дружном коллективе единомышленников - один из самых продуктивных видов мотивации.

  • Уровень 5. Идентичность

    Вопрос уровня. “Кто я, и что мною движет?”

    Все люди разные. Даже люди, воспитанные в одинаковом окружении, получившие одинаковое образование, имеющие похожую шкалу ценностей. То, что делает нас разными, называется идентичностью, или личностным своеобразием.

    В компании. Выявить идентичность сотрудника не так-то просто, потому что люди редко даже себе отдают отчет в своих личностных мотивах. Один дизайнер ходит на работу, потому что он “отец, кормящий семейство”, а его напарник считает себя “художником в жанре цифрового маркетинга”. Попытка вмешаться в чью-либо идентичность часто оборачивается конфликтом. Однако, навык определять “кем” является человек, помогает как мотивировать работу персонала, так и набирать в команду нужных людей еще на этапе собеседования. Мотивация на этом уровне заключается в том, чтобы правильно определить сотрудника на “его” место.

  • Уровень 6. Миссия

    Вопрос уровня. “Ради чего я живу? Какой конечный смысл моих действий? Что останется после меня?”

    Последний и самый абстрактный уровень пирамиды Дилтса описывает сверхличностные ориентиры человека. Это может быть отношение к жизни и смерти, духовные устремления и цели, не связанные материальными рамками.

    В компании. Рабочее взаимодействие на уровне миссии - большая редкость. При постоянных разговорах о миссии компании, мало кто из сотрудников (разве что собственник и высшее руководство) связывает цель своей жизни с высшей целью компании. Промотивировать на уровне миссии можно только сотрудника с высоким уровнем зрелости, например, когда человек выполняет свою работу для того, чтобы улучшить жизнь своих потомков.

3 главных принципа пирамиды Дилтса

Чтобы мотивировать своих сотрудников, руководителю не обязательно проводить масштабные тренинги по мотивации персонала. Чаще всего достаточно проанализировать действия сотрудника (или группы сотрудников) и провести для него (для них) небольшую коуч-сессию. Главное - помнить следующие принципы:

    Ни одна проблема не решается на том уровне, где она возникла.

    Как правило, чтобы исправить поведение сотрудника, необходимо внести коррективы на уровне или способностей, или на уровне окружения, то есть на верхнем или нижнем ярусах пирамиды.

    Любые изменения на верхнем уровне необратимо влияют на нижний, и наоборот.

    Когда у человека меняются ценности, он меняет свое окружение, поведение, и ищет новые способы достижения своих целей. Переезжая в другой город (окружение), человек постепенно перенимает ценности жителей этого города.

    Общаться с сотрудником следует на том уровне, на котором он общается с вами. Это называется подстройка по уровню.

4 SMART желает Вам достижение гармонии по всем уровням! Познавайте себя, изучайте других людей и развивайтесь!

Проблемы, проблемы… Они есть у всех. Не существует в мире такого человека, который бы мог похвастаться полным их отсутствием. Что характерно, практически все проблемы тянутся за нами годами, а то и десятилетиями. Почему мы не можем их решить?

Вовсе не от глупости или лени. А потому, что ищем очевидные ответы, лежащие на поверхности. Приходим к определенным выводам и пытаемся как-то работать с полученной информацией - но это как бороться с симптомами. Корни проблем лежат глубоко в личных установках, и пока мы не поймем их, ничего не изменится.

Забраться на более глубокие (или высокие - тут уж как сказать) уровни своей личности нам поможет Роберт Дилтс, американский специалист в области нейролингвистического программирования. Он разработал пирамиду логических уровней, которую так и называют - пирамида Дилтса.

В ней описаны все аспекты нашего существования, начиная с самых простых и приземленных, и оканчивая тонкими духовными материями. Примечательно, что обычно мы ищем решение проблемы на том же уровне, на котором она образовалась, но Роберт уверяет, что ответы лежат на два уровня выше.

Итак, как же выглядит пирамида Дилтса? Она состоит из шести уровней:

  1. Внизу, в основании пирамиды лежит то, что мы имеем - собственность, деньги, работа, отношения, семья, друзья. Он самый большой и важный для нас. Этот уровень отвечает на вопрос «Что у меня есть?»
  2. Второй уровень вмещает в себя поведенческий аспект, все наши действия, совершаемые в жизни и приводящие к наличию того, что у нас имеется в первом пункте. Он отвечает на вопрос «Что я делаю?»
  3. На этом уровне актуален вопрос «Как я это делаю?» Здесь обитают наши умения, навыки, способности, таланты. Все, что касается жизненного инструментария, который мы используем для того, чтобы производить определенные действия для получения благ, отмеченных в первом пункте. Вспоминается стишок «Дом, который построил Джек», правда? Чтобы не продолжать громоздить громадину, просто скажу, что каждый последующий уровень напрямую влияет на предыдущий и опосредованно - на все остальные.
  4. Этажом выше расположилась мотивация, принципы, установки, критерии выбора и принятия решений. Здесь главенствует вопрос «Почему я это делаю?»
  5. «Кто я?» - ответы на этот глобальный вопрос нужно искать на пятом, предпоследнем уровне. Он касается наших жизненных ролей, представлений, воспитания, мировоззрения и самовосприятия. Я – мужчина, женщина, бизнесмен, учитель, путешественник, музыкант, красавица, сильный человек, оптимист, неудачник… Мы впитываем в себя эти роли и стараемся им соответствовать.
  6. Самый главный вопрос, ответ на который люди ищут всю жизнь и многие – не находят: «В чем смысл?» Если развернуть совсем уж глобально, то «В чем смысл жизни?»
    Ради чего мы мыслим и действуем на всех предыдущих уровнях? Ради чего мы существуем? Какова наша миссия?

Как видите, каждый уровень является более глубоким погружением в нашу личность и одновременно более высокой ступенькой в духовном плане. Наша жизнь протекает в двух низших ярусах. Два средних этажа управляют нашим земным бытием, их можно назвать ментально-материальной базой для осуществления всех деяний. Два верхних уровня определяют наполнение всех остальных.

Как говорилось, решение проблемы обычно лежит немного выше ее очевидного расположения. Но для того, чтобы понять всю ее симптоматику и найти очаг «болезни», мы должны расписать ответы на вопросы всех шести уровней.

Возьмем для примера раздражительность и гневливость. Проблема состоит в том, что человек быстро выходит из себя, грубит, категоричен в суждениях, придает чужим огрехам слишком много значения. И человек хочет поработать над своей нетерпимостью и гневом. Что для этого нужно, какие необходимы действия, где кроется закавыка?

  1. На уровне жизненной «собственности» от гнева человека страдают люди - друзья, семья, коллеги.
  2. Что нужно делать, чтобы перестать раздражаться и гневаться? В данном случае главное действие – это бездействие. Не срываться, не кричать, не раздражаться.
  3. Какое качество нужно развивать в себе, чтобы научиться не совершать эти действия? Спокойствие, снисходительность, доброжелательность, терпимость, сдержанность. Что ж, на третьем уровне мы находим ответ на проблему - у человека этих качеств нет, они не развиты, поэтому он не умеет сдерживаться.
  4. Почему он это делает? Грубить и злиться на других будет человек, неудовлетворенный своей жизнью, у которого имеются задавленные проблемы, нереализованные желания. Нелюбимая работа или жена, зарытый в землю талант. Несоответствие между тем, кем представляет себя человек, и тем, кем он есть. И чем больше этот диссонанс, тем яростнее неудовлетворенность, тем меньше спокойствия в жизни и терпимости к другим.
  5. Каков человек, который благожелательно относится к другим и не срывает на них злость? Вы сразу скажете – это целостная реализованная личность, которая знает, чего хочет, уверенно идет к своим целям, воплощает свои мечты. Тот, кому просто некогда обращать внимание на ошибки других, потому что он занят увлекательным делом.
  6. В чем смысл того, чтобы избавиться от гнева и быть доброжелательным к окружающим? Скорее всего, наш дядя Злюка просто хочет быть счастливым, любимым, чтобы его приходу радовались, а не кривились и разбегались во все стороны.

А теперь на мгновение задерживаемся на вершине и начинаем катиться назад. Для того, чтобы сделать свою жизнь и жизнь своих людей приятнее и счастливее, нужно искоренить или уменьшить диссонанс между представлениями о своей жизни и реальностью. Найти работу по сердцу, вылечить хроническую болезнь, из-за которой постоянно что-то ноет, откопать и возродить свой талант. Короче говоря, убрать глобальные раздражители. Довольному и реализованному «Я» ни к чему злиться на других, он сумеет развить в себе терпеливость, перестанет кричать на близких и всем станет лучше.

Сразу хочу сказать, что это лишь пример – другой человек может найти совсем иные причины раздражительности и гневливости, да и вообще, у каждого своя пирамида Дилтса. Главное, что принцип усвоен - найти уровень, на котором кроется проблема, подняться на два этажа выше и искать там ее причину.

Эта схема очень простая, но именно в простоте кроются самые фундаментальные истины. С нею можно работать на всех жизненных уровнях, начиная с бытовых мелочей и заканчивая поиском своего предназначения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

ПИРАМИДА ДИЛТСА: РАЗЛОЖИМ ПРОБЛЕМЫ ПО ПОЛОЧКАМ

Если на работе сплошные проблемы, затянулась «черная полоса», в жизни преобладают негативные события, трудно найти общий язык с окружающими, значит, срочно пора навести порядок внутри себя, провести генеральную уборку и расставить все по местам. В этом великолепно помогает проверенная временем модель логических уровней, а по другому - пирамида Дилтса.

Это простой и надежный инструмент, который подходит для поиска решений многих сложных ситуаций, может сдвинуть с мертвой точки старые неразрешимые проблемы, помогает избавиться от деструктивных привычек и в целом разобраться в себе, навести порядок во внутреннем мире.

Модель логических уровней описывает живую систему, которой может выступать и отдельно взятый человек, и целая компания, и общество. Модель состоит из шести уровней. Уровни этой системы (пирамиды) можно сравнить с полочками, на которых «разложен» наш внутренний мир.

Давайте остановимся на каждом уровне пирамиды Дилтса и разберемся, какую практическую пользу мы с вами можем извлечь из нее.

НЕМНОГО ТЕОРИИ...

Каждая «полочка» обозначает какую-то свою часть субъективного опыта. Каждый из уровней пирамиды связан с другими и оказывает влияние на соседние в разной степени, в зависимости от иерархии и расстояния между ними. Изменения на более высоком уровне будут обязательно вызывать изменения на более низких. При этом изменения на более низких уровнях оказывают на верхние ступеньки существенно меньшее влияние либо вовсе на них не воздействуют.

Пройдемся по уровням снизу вверх.

Окружение. Самый нижний уровень, базовый. Это условия, наша среда обитания, наш окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки и все-все-все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, контактируем, взаимодействуем в своей повседневной деятельности.

Поведение. Второй уровень, который включает в себя все, что связано с деятельностью человека (организации). Это уровень деятельности человека. Так как действия производятся над чем-то (с кем-то, чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень самым тесным образом связан с нижним уровнем - окружением.

На двух нижних уровнях - окружения и поведения - и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводится большинство наших целей (получение удовольствия, переживание эмоций, внимание, повышение собственной значимости, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного). Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной «манипуляции» (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) также находятся на этих двух логических уровнях.

Способности. Уровень, который обусловливает наше поведение, является источником и направлением движения. Можно также сказать, что это уровень опыта, который стоит за нашим восприятием окружения.

Убеждения и ценности. Это уровень, вобравший в себя весь опыт человека. Убеждения и ценности формируются под влиянием большого числа факторов: семья, школа, друзья, окружение, среда, культура и т.д. На этом уровне нет места оправданиям, почему я что-то не сделал, - здесь только ответы «Как этого достичь?». Это уровень ответов на вопрос «Почему человек сделал именно так?».

Разбираем проблему на составные части, отвечая на простые вопросы

Идентичность. Предпоследний уровень выстраивает связь с нашей личностной ролью. Это роль, которую мы преимущественно играем, - балагур, мать, герой, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д. На этом уровне главный вопрос - «Кто я?», то есть каким я представляю себя и мир вокруг? Какие убеждения, ценности, способности и поведение преобладают в каждой из ролей?

Миссия. Это уровень духовности, отвечающий на вопросы «Зачем? Ради чего? В чем смысл?». Он строится на нашем видении больших систем за пределами себя, которые «окружают» конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения. Это уровень духа личности или организации.

...И ПРИМЕРЫ ДЛЯ НАГЛЯДНОСТИ

Итак, мы разобрались с «полочками» системы логических уровней. Теперь рассмотрим, как с ними работать. Сделаем это на примере проблем разных «весовых категорий»:

  • меня никто не любит, я никому не нужен;
  • не могу вставать по будильнику - откладываю подъем на 5 минут по пять, шесть раз;
  • не могу найти общий язык с N.

Приступим к разбору первой нашей проблемы. Вначале разбираем ее на составные части снизу вверх, отвечая на простые вопросы, которые должны показать нам, на каком уровне пирамиды расположены части этой проблемы.

«МЕНЯ НИКТО НЕ ЛЮБИТ»: РАСКЛАДЫВАЕМ ПО «ПОЛОЧКАМ»

Окружение. Кто должен меня любить? Как ко мне должны относиться?

Оля, Настя, мама, брат, Игорь, коллеги в отделе, начальник и, конечно же, Костя. Остальные - тоже неплохо бы. Должны уважать меня, хорошо и доброжелательно относиться, принимать за свою.

Поведение. Какое поведение, какие действия со стороны окружающих я хочу увидеть?

Мне оказывают всяческое внимание, слушают, мое мнение учитывают, советуются со мной, ставят меня в пример, тратят на меня свое время, получают удовольствие от общения со мной, зовут с собой.

Способности. Благодаря чему я буду нравиться лю- дям? Какие навыки надо развивать?

Умение слушать, повысить эрудированность в экономических вопросах, начать готовить «вкусняшки», завести блог и собирать интересную нам информацию, прочитать 4 книги по своей специальности и применить на работе прочитанное. Потихоньку обновить гардероб в сторону классики, научиться ходить на шпильках.

Убеждения и ценности. Для чего мне всеобщая любовь? Почему я хочу быть всем нужной?

Те, кого не любят, - плохие. Плохим быть нельзя. С детства учили, что надо нравиться учителю, соседу, дяде, тете. Те, кого не любят, - асоциальные типы, изгои общества. Кроме того, я очень люблю, когда мне оказывают внимание. Я без внимания жить не могу.

Идентичность. Кто я, человек, любимый всеми и нужный всем? Какова моя роль, которую я играю?

Я центр внимания и притяжения.

Миссия. Ради чего я все это делаю?

Чтобы нравиться самой себе.

НА ДВА УРОВНЯ ВЫШЕ

Эйнштейн писал: «Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла». Сделал он это, вовсе не имея в виду пирамиду Дилтса, но его слова очень точно характеризуют подход к решению своих внутренних проблем.

Решение проблемы (или то, что может существенно сдвинуть ее с мертвой точки) надо искать на более высоких уровнях системы логических уровней. Чаще всего наиболее эффективное решение расположено на два уровня выше «полочки», на которой проблема находится.

Давайте посмотрим на остальные наши примеры.

  • Не могу вставать по будильнику - откладываю подъем на 5 минут по пять, шесть раз. Предположим, главная проблема расположена на уровне поведения. Тогда, скорее всего, наиболее эффективное лекарство следует искать на уровне убеждений, ценностей. Какую ценность я реализую, когда не встаю по будильнику? Какие ценности я реализую, когда начну вставать по первому сигналу?
  • Не могу найти общий язык с N. Допустим, главная проблема определена на уровне окружения. Для поиска решения стоит наиболее пристально рассмотреть уровень способностей. Какие способности (опыт, навыки, умения) не позволяют мне находить общий язык с N? Приобретение каких навыков поможет в этом?

Обнаружив главную сложность в случае с «Меня никто не любит» на уровне убеждений, нужно переходить в поиске решений на ступеньку миссии. Допустим, вы разобрались в том, что главная сложность заключается в изменении личных убеждений относительно того, почему я должен нравиться окружающим. Вы осознали, что нравиться вам хочется по двум причинам. Первая - это банальное получение удовольствия. Вторая - это долг той программе, которую в вас заложили с самого детства. Нравиться другим важно и нужно. Из-за последнего в нас разрастается оценочное мнение, которое мы ставим во главу угла всей своей деятельности. В результате самым главным мотивом становится то, что о нас скажут или подумают.

Решением на уровне миссии может стать пересмотр ценности всеобщей любви.

О ЛОМКЕ И ДИССОНАНСАХ

Ломать устоявшееся восприятие на уровне миссии нельзя, мы помним, что на высоких уровнях изменения происходят крайне медленно. В таком случае нужно будет рассматривать альтернативные способы нравиться себе, а влияние оценочного мнения контролировать и какое-то время искусственно понижать его важность. Поищите новые способы, которые помогут вам нравиться себе, например в профессиональной сфере возьмитесь за сложный проект на работе, а в личной поищите то, что доставляет вам удовольствие, и сделайте из этого хобби. А может быть, просто поставьте перед собой цель сделать себя центром своего внимания - начните заботиться о себе, как о королевской особе, полюбите себя, балуйте себя, хвалите, подмечайте успехи.

Через некоторое время подобной работы уровень значимости оценочного мнения снизится (хотя вряд ли удастся полностью от него избавиться). Зато развитие альтернативных способов нравиться себе поможет сместить акцент с попыток нравиться всем в иную область, которая будет вам подконтрольна.

Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла. Альберт Эйнштейн

После того как вы определились с подходящим решением, «пройдитесь» с ним сверху вниз по всей пирамиде, начиная с миссии, чтобы проверить, соответствует ли оно вашим уровням. Может быть, найденное решение попадает в диссонанс с вашей идентичностью. Тогда поищите другое либо скорректируйте выбранное.

Таким образом, пирамида логических уровней - это рабочий инструмент, который разбирает проблему на составные части, относя каждую из них к определенной категории нашего внутреннего «Я», помогает выявить уровень, на котором проще всего найти эффективное решение проблемы, а затем проверить его, вновь пропустив через пирамиду.

Сергей Дубовик , бизнес-тренер