Флористика        01.05.2019   

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: конспект занятия "хлеб - всему голова". Занятие по познавательно-речевому развитию в старшей группе детского сада на тему "путь хлеба к нашему столу"

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Хлеб»

Цели:

Образовательные: закрепить знания детей, что хлеб - ценнейший продукт питания; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; подбирать слова-антонимы; закрепить словарь по данной теме.

Коррекционные: развивать мышление; развивать память, речь, внимание.

Воспитательные: воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих;

Ход занятия

1.Организационный момент

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам - хлебом.

2. Беседа о хлебе

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О хлебе.)

Хлебные изделия не только полезны, но и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, и он не приедается.

Какие пословицы Вы знаете о хлебе?

Хлеб - всему голова.

Хорошо трудиться - хлеб уродится.

Что посеешь, то и пожнешь.

Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес- это все зерновые культуры.

Воспитатель загадывает загадку: Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят. (Колос.) Воспитатель с детьми рассматривает колосья.

Из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики.)

Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб.)

Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи - длинные. Из ржи получают муку темную, пекут черный ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.)

Где растет хлеб? (В поле.)

- Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую сеют осенью, яровую - весной.

Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы.)

- А теперь послушайте, как приходит к нам на стол хлеб.

Прежде чем попасть на стол, хлеб проходит долгий путь от поля до магазина.

На поле выращивают пшеницу и рожь. Из пшеницы обычно делают белый хлеб, из ржи - черный. Сами растения состоят из длинного стебля, листьев и колосков. Вот в колосках-то как раз и находится нужный для хлеба продукт - зерно. Зернышки сажают поздней осенью или ранней весной. Ближе к лету пшеница и рожь всходят, а к приходу осени созревают. Если за ними хорошо ухаживают, если им хватает солнышка и влаги, значит, урожай получится хорошим.

После созревания специальные машины - комбайны, собирают зерно с полей. Затем его нужно смолоть (измельчить). Это делается на мукомольных заводах. После полученную муку обязательно просеивают и расфасовывают по пакетам. Теперь самое время отвезти муку на хлебозавод.

На заводе в муку добавляют определенное количество дрожжей, перемешивают и дают постоять - «подняться», чтобы хлеб получился воздушным. Затем замешивают тесто: в поднявшуюся смесь добавляют соль, сахар, яйца. Все перемешивают, дают еще постоять. Потом режут, выкладывают на противни и - в печку.

Из печки хлеб достают ароматным и румяным, раскладывают по машинам и везут в разные концы города. Вот такой интересный и долгий путь - от колоска к караваю

3. Работа на индивидуальных карточках. «Расставь по порядку»

4. Физкультминутка

Едем в поле. Дети встают друг за другом «едут» в поле на машинах.

На кочку наехали Подпрыгивают,

В яму заехали приседают,

Горки объехали делают повороты вправо и влево.

и на поле приехали.

5. «Какой? Какая?»

- А как вы думаете, на поле растут одинаковые колосья? Нет, они все разные: один высокий, а другой...

Один большой, а другой... и т.д. (толстый, длинный, полный, прямой).

Это большое поле, а маленькое - полюшко.

Это колос, а это маленький...(колосок)

Это пшеница, а это....(пшеничка)

Это кукуруза, а это....(кукурузка)

Это зерно, а это....(зернышко)

Это стебель, а это....(стебелек)

Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (Пшеничный.)

Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая? (Ржаная.)

Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (Кукурузное.)

Из ячменя готовят кашу, значит, каша какая? (Ячменная.)

6. Дидактическая игра: «Подбери слова»

Хлеб какой: вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый, кислый, пахучий, ароматный, душистый, ржаной, пшеничный, сытный, черный, белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый, добрый, небывалый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой, великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и другие названия).

Пироги какие: вкусные, жареные, печеные, подгоревшие, румяные, пшеничные, брусничные, горячие, теплые, черствые, свежие, маленькие, большие, мягкие, слоеные, и т.д.

7. «Отгадай, что это?»

Я загадала одно слово, а вы попробуйте отгадать, что это.

Ржаная – это лепешка или хлеб?

Ржаное - это поле или хлеб?

Пшеничный – это колосок или поле?

Пшеничная – это мука или пирожок?

Пшеничное – это мука или тесто?

Ржаные – это колоски или колосок?

Пшеничные - это пироги или мука?

Хлебные – это крошки или посуда?

Хлебный – это квас или крошки?

8. Грамматическая речевая игра «Придумай слово».

Задание 1 . Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (хлебница).

Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? («хлеборезка»).

Задание 3. Завод, где делают хлеб называется – как ты думаешь, как?

Если ребенок затрудняется ответить, подскажите ему: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуй догадаться».

9. Игра "Цепочка".

Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)

В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)

Из чего пекут хлеб? (Из муки.)

Из чего мука? (Из зерна.)

Откуда зерно? (Из колоса.)

Откуда колос? (Вырос в поле.)

10. Итог занятия

- Как, вы думаете, надо относиться к хлебу? Почему? Воспитатель читает отрывок из стихотворение Я. Дягутите «Руки человека»:

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут.

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!».

«Хлеб - богатство народа».

Конспект занятия по развитию речи

В старшей группе

Цель : закрепление знаний у детей о ценностях хлеба для человека.

Закрепление представлений у детей о том, что хлеб нужен каждому человеку.

Что в нашей стране хлеб растят хлеборобы на огромных полях, что современные

машины помогают им в работе.

Формирование умения объяснять последовательность этапов выращивания хлеба.

Закрепления умения выразительно рассказывать стихотворения, загадывать и отгадывать загадки, называть пословицы.

Формирование мировоззрения о пользе хлеба и хлебных изделий.

Воспитания уважения к труду хлебороба и бережному отношению к хлебу.

Методические приёмы : игра, беседа, рассказ, художественное слово, поощрение.

Мотивация : путешествие во времена древнего человека, рассказ о том, как впервые человек узнал о хлебе.

Оборудование: плакат со словами «Хлеб – всему голова», иллюстрации с полевыми работами по выращиванию хлеба, картинки с хлебными изделиями, самовар и хлебные изделия, музыкальное сопровождение, атрибуты к дидактической игре: «Как хлеб на стол пришёл? », солёное тесто для лепки; видеопрезентация «Откуда хлеб пришел».

Воспитатель: Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, в котором узнаем много о самом интересном и уникальном чуде света. А что это за чудо вы, сможете ответить, прослушав загадку и отгадав её.

«Рос сперва, на воле в поле, летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился.

Из зерна в муку и тесто, в магазине занял место.

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный, и пушистый,

Он и чёрный, он и белый, и бывает подгорелый».

(Хлеб)

Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить с вами о хлебе.

Прошу всех быть внимательными на занятии, слушать своих товарищей, правильно отвечать на вопросы. Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как же впервые хлеб попал на стол к человеку. Послушайте рассказ.

Как пришёл ты к людям, хлеб? Было это давным – давно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прапрабабушек наших бабушек. Людям тогда жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды один человек остановился, и стал рассматривать траву, сорвал её, положил в рот и начал жевать. На лице человека появилась улыбка, он радостно стал кричать и созывать своих соплеменников. Это были жёлтенькие зёрна. Каждый унёс с собой по горсти этих зёрен. Так человек впервые узнал о вкусных, питательных зёрнах. Он стал возделывать землю и сеять зерно. Так на свет появилось слово – хлеб.

Ребята, вы сейчас прослушали небольшой рассказ. О чем говориться в этом рассказе?

Сразу ли древний человек узнал, что такое хлеб?

Как человек узнал о хлебных зернах?

Помогли эти зерна человеку справиться с голодом?

А сейчас, я попрошу вас задуматься над тем, что произойдет, если вдруг не станет хлеба, макарон, печенья, булочек и т. д.

Рассуждения детей. Дети высказывают свои мысли.

Чтобы не настало такое время, мы должны с вами знать и помнить вот эти замечательные слова: «Хлеб – всему голова».

В какой области мы живём?

Что выращивают у нас на полях?

Ребята, скажите, когда вы слышите слово хлеб, что вы себе представляете?

Правильно хлебом называют злаковые культуры: ячмень, пшеница, рожь.

Хлебом называют перемолотые зёрна – муку, печенье, булки, булочки, изделия из муки - это всё хлеб.

А вы знаете, как называют людей выращивающих хлеб?

Да, этих людей называют – хлеборобами. Нелегок, тяжёл труд людей взрастивших хлеб. Круглый год люди ведут полевые работы для того, что бы собрать богатый урожай.

Люди, каких профессий участвуют в выращивании хлеба? (комбайнёры, трактористы, агрономы, шофера, повара)

Ребята, а сейчас немного отдохнем и проведем физминутку «Зерно»:

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает.

Подрастает зернышко,

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает.

К земле низко прижимает,

Вот как весело играет.

Потянулся наш росток

превратился в колосок.

Ребята, скажите, а вы знаете, как вырастить хлеб?

Что для этого нужно сделать? (Дети рассказывают, рассуждают, опираясь на ранее полученные знания).

Молодцы ребята, вы многое знаете о работе хлеборобов.

А сейчас, я предлагаю вам разделиться на две команды и с вами проведем дидактическую игру: «Как хлеб на стол пришёл? ».

У меня в руках карточки поэтапного выращивания хлеба. Ваша задача. Разложить их по порядку и составить небольшой рассказ о том, как ваша бригада трудилась на полях, выращивая хлеб. Будьте внимательными.

Ну, что ж наши команды готовы. Слово первой команде, а вы слушайте внимательно. (Учащиеся показывают, как они разложили карточки и рассказывают о проводимых работах по выращиванию хлеба).

Молодцы.

Поэты, писатели, народ сочиняли и писали о хлебе, воспевая нелегкий труд хлебороба. А еще про хлеб и труд народ придумал много пословиц и поговорок, которые мы с вами сейчас и вспомним. Я буду называть начало пословицы, а вы ее продолжите. Будьте внимательны.

«Терпение и труд всё…. (перетрут) »

«Есть калачи - не сидеть на (печи) »

«Глаза бояться, а руки (делают) »

«Не игла шьет, а (руки) »

«Всякое дело мастера… .(боится) »

«Семь раз отмерь, один раз (отрежь) »

«Поспешишь – людей (насмешишь) »

«Чай пить – не дрова… .(рубить) ».

Молодцы, ребята. Я вижу, что вы много знаете пословиц о труде.

Ребята, посмотрите еще раз на этот плакат, прочтите его. (Хлеб – всему голова)

Как вы понимаете слова этой пословицы? (ответы детей, их рассуждения).

Долгий путь проходит наше зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол пышной, хрустящей булкой, но ведь бывает так, что люди не задумываются о том, как нелегко приходится хлеборобам вырастить этот хлеб. Дети роняют хлеб на пол, наступают на него. Взрослые берут в магазине хлеба больше, чем им нужно для пропитания. А потом засохший хлеб выбрасывают в мусор для пищевых отходов.

Нужно помнить всем и всегда: хлеба нужно брать столько, сколько может съесть его семья. Ведь во многих странах и в наши дни, есть люди, которые голодают и не могут, есть хлеб досыта.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам самим побыть пекарями, и приготовить из теста вкусную выпечку. Я раздам вам подносы с тестом, и вы слепите по желанию, бублики, баранки, калачи, буханки и подарите их нашим гостям.

Выставляем свои кулинарные шедевры,

Молодцы, ребята, все хорошо справились с заданием.

Рефлексия:

Ребята, сегодня на занятии мы с вами услышали много нового, интересного и я хочу, чтобы сейчас, каждый из вас сказал, что из услышанного вами на занятии о хлебе вам запомниться, что вы сможете рассказать знакомым, близким и как будете применять полученные знания в жизни.

Вот и подошло к концу наше занятие, в заключении мне бы хотелось прочитать такое стихотворение:

«Мне до земли поклониться хочется

Хлебу, рожденному нашей страной.

Труд – его имя,

Мир – его отчество.

И для народа он самый родной! ».

Составила воспитатель: Селезнева Л.Н.


Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе (возраст 4-5 лет) на тему: «Хлеб – всему голова».


Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Хлеб – всему голова» Данный материал будет полезен для воспитателя средней группы. Этот конспект познавательного характера, направленный на расширение представления детей о том, как хлеб приходит к нам на стол.

Интеграция образовательных областей:

Познавательно – речевое, физическое развитие.
Цель:
Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.Образовательные:
дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;
познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.
Развивающие:
расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб,
формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.
знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.
Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к хлебу,
воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова.
Оборудование: Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; хлебница, колосок, зерно, мука, каравай;
иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, пекарь; тарелочки с зерном, мукой.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!
Ответ детей: Хлеб.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
Входит Колосок
Ребята, в гости к нам пришёл колосок. Посмотрите, что он нам принёс.
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,

Что дают нам колоски
Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки, печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?
Ответ детей: мука, яйца…
Воспитатель: А колосок нам сейчас расскажет, как же он стал таким душистым караваем.
Колосок:
а) В колоске живут зёрнышки.
Наш колосок был таким же зёрнышком. Оно попало в землю. Солнышко его пригревало, дождик поливал. Люди о нём заботились, ухаживали. Эти люди называются хлеборобы.
И из зерна вырос колосок. Из колосков с помощью специальных машин собирают зерно.
б) Эти зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную.
Поэтому зерно везут на мельницу, где мельник молит из них муку.
(Воспитатель показывает иллюстрации) .
Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку. А как работают жернова, я сейчас покажу.
За работу, жернова,
Зёрна перетрём сперва!
А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной.
Физкультминутка
Сначала жернова нужно
привести в движение, вот так.
(Вращательные движения руками перед собой.)
А теперь вращаем жернова.(Вращательными движениями тереть ладонью о ладонь)
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай!(Поменять движения рук.)
Крепче трём зерну бока,
Получается мука!
в) После мельника с мукой будет работать пекарь.
Пекарь мучицу белую
Пышным тестом сделает!
Дрожжи, ну-ка не ленитесь,
Наше тесто поднимите!
А теперь давайте поиграем.
Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Дрожжи воздух собирали,
Дрожжи тесто раздували.
Дрожжи тесто раздували.
Вдох и выдох, вдох и выдох:
Пух! Пух! Ох! Ох!
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – Ох! Ох!
Тесто зрело и толстело – Ох! Ох!
Мы его слегка помяли -
И весёлкой повзбивали.
Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.
Это тесто пекарь помещает в печку, приговаривая:
В печку жаркую садись
Порумянься, испекись!
Какое это чудо, хлебный каравай! Спасибо пекарю!
Ребенок:
Вот ржаной каравай
С корочкой румяной.
Никогда не забывай
На столе он главный!
Без него обед не в счёт.
В праздники и будни:
«Хлебу слава и почёт!» -
Говорят все люди.
Воспитатель: Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним, кто это?
Ответ детей: Хлебороб, мельница (мельник), пекарь, мука, хлебобулочные изделия, хлеб, каравай, булочки и т.д.
Воспитатель: Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то, что вы внимательно его слушали и выполняли все задания.
Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!
Ребята, у нашего каравая есть младшие сестрёнки. Они тоже испеклись в жаркой печке. Что это?
Маленькое, сдобное, колесо съедобное.
Я одна его не съем, разделю ребятам всем.
Ответ детей: Баранка.
Воспитатель: Это угощение от колоска. Давайте скажем ему спасибо.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными рассказами.
Дети: До свидания!

Конспект занятия для средней группы на тему «Хлеб - первое чудо света»
14.04.2014 г.

Образовательные области: коммуникация (развитие речи) , познание, социализация.
Задачи:
- Познакомить детей с материалом по теме и закрепить их познания о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.
- В развитие разговора о профессиях познакомить детей с новыми профессиями по теме (тракторист, комбайнёр, хлебороб, пекарь).
- Развивать связную речь детей.
- Расширять словарный запас.
- Учить объяснять смысл пословиц.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
- Учить работать в коллективе и индивидуально.

Материал к занятию:
1. Колосья пшеницы.
2. Зёрна пшеницы.
3. Мука, хлеб разного вида.
4. Русский народный женский костюм, рушник, расписной поднос.
5. Сюжетные картинки:
- трактор с плугом (пахота)
- трактор с сеялкой (сев пшеницы)
- колосящееся поле
- комбайн жнёт пшеницу
- мукомольный завод
- хлебозавод, пекарня
- магазин «Хлеб».
6. Стаканчики с землёй, аквагель (специальный грунт)

Ход занятия
Воспитатель - Ребята, посмотрите к нам пришли гости! А как встречают гостей? (Дети здороваются.) Мы рады гостям, добро пожаловать! А как в старину на Руси встречали гостей?
Дети - Хлебом, солью.
(Входит 2-ой воспитатель в русском народном костюме с подносом, на котором каравай хлеба с солью на рушнике, и говорит приветствие:
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

Воспитатель - Вот так раньше встречали гостей. А знаете почему? Потому что хлеб считался и считается главным богатством народа. В давние времена зерном расплачивались за купленный товар.
Зерно играло роль денег. «Золотое зерно» говорили не только из-за золотистого цвета зерна, но и также из-за его высокой цены. Русский народ всегда с уважением относился к хлебу и называл его караваем. Каравай - это круглый цельный хлеб. А знаете чем пахнет хлеб? Ну, конечно, прежде всего, он пахнет вкусным хлебом. Запах хлеба - один из самых богатых и сложных по составу. Возникает этот запах при взаимодействии более шестидесяти ароматических элементов.
Каждая краюшка хлеба - это огромный труд большого количества людей разных профессий.
Послушайте стихотворение (ребёнок читает):
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (Я.Аким)

Воспитатель - Труд хлеборобов (а хлебороб - это тот, кто работает, робит и выращивает хлеб) важный и почётный.
О хлебе русский народ сложил много пословиц.
Давайте вспомним некоторые из них (дети говорят):
Хочешь есть калачи, не сиди на печи. (Калач -
белый, пшеничный хлеб, определённой формы).
Хлеб - всему голова.
Худ обед, когда хлеба нет.
А будет хлеб - будет и песня.

Воспитатель - Да и как не петь было, когда…(Дети читают стихотворение):
Вот он - хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он - тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал - пришёл.
В нём - здоровье наше, сила,
В нём - чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
С.Погореловский.

Воспитатель - А сейчас давайте поговорим о том, как выращивают хлеб, как он попадает к нам на стол. Ребята, я приготовила для вас картинки и мы сейчас составим рассказ по ним. Я буду приглашать вас по одному, вам нужно будет брать по одной картинке по порядку т.е. что сначала? что потом? (Воспитатель приглашает детей по одному к столу с сюжетными картинками. Дети берут по картинке и рассказывают, что на картинке у каждого, стараясь быть последовательными: что сначала? что потом?
Картинки прикрепляются на доске магнитами.)

Предполагаемая беседа:
1-я картинка: пахота.
Воспитатель: Что ты видишь на картинке? (Ответ 1-го ребёнка).
- Это трактор с плугом. Трактор пашет землю.
Отгадайте загадку:
Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит. (Трактор)

2-я картинка: сев зерна трактором.
Воспитатель: Что ты видишь на картинке? (Ответ 2-го ребёнка).
- Я вижу трактор с сеялкой. Сеялка сеет (сажает) зёрна пшеницы в землю.

3-я картинка: колосящееся поле.
Воспитатель: А что ты видишь на этой картинке? (Ответ 3-го ребёнка).
- Это поле, на котором выросли колосья.

4-я картинка: уборка урожая.
Воспитатель: Что изображено на этой картинке? (Ответ 4-го ребёнка).
- На этой картинке идёт уборка зерна. Комбайн срезает колоски (показать колосья пшеницы), очищает (обмолачивает) зёрна (показать зёрна), и очищенные зёрна ссыпает в машины (грузовики) . И всё это делает комбайн, умная машина.
Загадка: Для уборки урожая, на поля я выезжаю.
И за несколько машин там работаю один. (Комбайн)

5-я картинка: мукомольный завод.
Воспитатель: Посмотри какая интересная у тебя картинка. Что же это?
(Ответ 5-го ребёнка).
- Это мукомольный завод. Сюда привозят (очищенное) зёрно, его измельчают (мелют) и получают муку (показать муку).
Отгадайте загадку:
У лепёшки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени …(мука).

6-я картинка: хлебозавод.
Воспитатель: А на этой картинке что ты видишь? (Ответ 6-го ребёнка).
- Это хлебозавод. Здесь (из муки) пекут хлеб.

Воспитатель - Давайте расскажем стихотворение (дети рассказывают):
Даже стены тут приятно
Пахнут хлебом ароматным:
Много дружных пекарЕй
Хлеб пекут здесь на заре.

А потом его - в машины
И развозят в магазины.
ВОТ ОТКУДА К НАМ НА СТОЛ
ТЁПЛЫЙ, ВКУСНЫЙ ХЛЕБ ПРИШЁЛ!

Воспитатель: А сейчас давайте отдохнём, выходите ко мне.
Физкультминутка:
В землю зёрнышко посадим -
Очень малое оно.
Но как солнышко засветит,
Прорастёт моё зерно.
Ветер тучку пригнал,
И водички нам дал…
Сожнёт косАрь зерно
И размелет его.
А хозяйка из муки
Испечёт нам пироги. (Дети садятся на свои места).

Воспитатель: Давайте поиграем:
Ребята, а как мы назовём хлеб ласково? (ХЛЕБУШЕК)
Как называется завод, где выпекают хлеб? (ХЛЕБОЗАВОД)
Человек, который работает на тракторе? (ТРАКТОРИСТ)
Человек, который работает на комбайне? (КОМБАЙНЁР)
А человек, который выращивает, робит хлеб? (ХЛЕБОРОБ)
А кто-же выпекает для нас вкусный хлеб? (ПЕКАРЬ)
А что пекут для нас мамы и бабушки? (ПИРОЖКИ)
Чистоговорки:
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай, Ваня, пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.

Воспитатель:
Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол.
Старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье. Нельзя хлеб бросать на пол, в старину, если хлеб роняли на пол, его поднимали, целовали и просили прощение. Хлеб был драгоценным: от него зависела жизнь людей. У некоторых народов не принято резать хлеб ножом (чтобы не делать ему больно). Хлеб разламывают руками или преломляют. В старину не было машин и люди всё делали вручную, а это тяжелая работа. Сейчас людям помогают машины, но работать им приходится также много.
Я думаю, что теперь, когда вы узнали, как много людей трудится, для того, чтобы на столе у нас всегда был хлеб, вы будете с большим уважением относится к хлебу.
*А сейчас, ребята, мы посадим свои зёрнышки пшеницы и будем ждать, когда они прорастут. Мы с вами увидим с чего начинается путь хлебушка на наш стол.
Каждый из вас посадит зёрнышки пшеницы в свой стаканчик, в котором насыпана земля. Вам нужно быть внимательными, и аккуратно сделать, что я скажу, ведь с хлебозавода нам прислали «волшебные» цветные шарики, которые помогут нам вырастить наш урожай.
(Всё заранее приготовлено и в каждый отдельный стаканчик дети сажают зёрна пшеницы, воспитатель помогает детям добавить 1-ну или 2-е ложечки аквагеля. Стаканчики подписаны.)

Воспитатель: Поставим наши стаканчики на подоконник и будем ждать, когда взойдёт наш урожай.
А сейчас подведём итог нашего разговора:
«Если не трудиться - хлеба не добиться». А мы с вами хорошо Потрудились и теперь можем отдохнуть (и попить чаю с сюрпризом с хлебного завода). Занятие закончено, а хлеб пусть не заканчивается никогда. Спасибо всем.

Использованная литература:
1. Стихотворения о хлебе (Я.Аким, С.Погореловский).
2. «О хлебе», песня в исполнении Л.Зыкиной.
3. Пословицы и загадки о хлебе.
4. «Откуда что берётся. Хлеб.» Э.Емельянова, Мозаика-Синтез.
5. « Расскажите детям о хлебе», Э.Емельянова, Мозаика-Синтез.
6. «Злаки. Какие они?», Т.А.Шорыгина, Гном.
7. «Как наши предки выращивали хлеб?», Э.Емельянова, Мозаика-Синтез.
8. В.В.Гербова, Развитие речи в детском саду, Средняя группа, Мозаика-Синтез, Москва, 2014.
9. Л.В. Лебедева, Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем, Средняя группа, ООО «Центр педагогического обазования», Москва, 2009.
10. Л.В.Лебедева, Лексические темы по развитию речи дошкольников, Средняя группа, Центр педагогического образования, Москва, 2014.

Источники изображений:
1.фото колосьев пшеницы с разных ракурсов (собственное) - 2 шт. ;
2. фото колосков и зёрен пшеницы,после обмолота(собственное);
3. пророщенные зёрна пшеницы,посаженные детьми (собственное);
4. сюжетные картинки "Откуда что берётся? Хлеб." Э.Емельянова, Мозаика-Синтез;
5. фото из фильма "Всё о хлебе", ТД Волконский:Злаки; Хлеб,который ты покупаешь, выпекают на хлебозаводах;"Букеты", составленные из колосков сжатой пшеницы; Хлеб - один из самых важных продуктов, необходимых человеку;
6.Хлебобулочные изд-я:каравай,бублики,сушки, хлеб подовой.ржано-пшеничный,белый,ржаной на столе (собственное фото);
7.земля в стаканчиках и аквагель в спец.формочках для рассады + пластиковые ложечки;
8.поднос с мукой и картинкой с надписью "Откуда что берётся? Хлеб."

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«О ТЕХ, КТО ХЛЕБ РАСТИТ»
Цели:
Образовательные:
Связная речь:
Учить детей полно и точно отвечать на вопрос
Развивать навыки составления Рассказа по картине Развитие словаря:
Активизировать в речи детей глагольные формы, признай предметов, обстоятельства
Учить применять в речи образные выражения Формирование грамматического строя речи:
Звуковая культура речи:
Развивать фонематический слух
Воспитательные:
Формирование навыка активного контроля и оценки результатов деятельности
Формирование навыка грамотно выражать свое мнение
Ход занятия:
Введение в занятие
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодняшний наш разговор я хотела бы начать со стихотворения. Послушайте его и подумайте, какое ему можно дать название.
Поскорее накрывай
Стол скатеркой чистой.
Перед нами каравай
С корочкой душистой!
Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен
Пахнет солнечным теплом.
Пахнет знойным полем.
Режь да ешь от всей души,
Силы набирайся.
Лишь напрасно не кроши.
Хлебом не швыряйся.
Чтобы в добрый в светлый час
Хлеб на стол явился.
Кто-то встал чуть раньше нас
И крепко потрудился!

Воспитатель:
Как вы думаете, ребята, какое название можно дать этому стихотворению? Оно называется «Каравай». И я хочу обратить внимание на последние строки: «Чтобы добрый в светлый час хлеб на стол явился, кто-то встал чуть раньше нас и крепко потрудился!» Давайте сегодня побеседуем о тех людях, которые выращивают для нас хлеб.
Сначала мы обсудим, какие профессии у людей, которые выращивают хлеб. Ранней весной в поле выезжают; трактора. Ими управляют... |
Какую работу делает тракторист на тракторе? К трактору прицепляют плуг, он пашет землю; если прицепить борону, он рыхлит (разрыхляет, боронует) ее, прокладывает межи; если прикрепить сеялку: сеет зерно в землю и т.д.
Какие машины используются для уборки хлеба? (Комбайны.) Кто работает на комбайне (Комбайнер.) Какую работу делает комбайнер на комбайне? (Жнет колосья, обмолачивает их.)
А кто вывозит зерно с поля? (Шофер на грузовой машине.)\
Как назвать одним словом всех людей, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы.)
Воспитатель помещает на доску колоски ржаной и пшеничный проводит сравнение и говорит, что из пшеницы пекут белый хлеб, а изо ржи черный. Затем белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб сопоставляются по форме, по размеру, по цвету, по запаху, на ощупь, на вкус.
Чем покрыт хлеб снаружи? (корочкой)
Что у него внутри? (мякиш)
Что по краям (горбушки)
Какой формы батон, буханка. Чем они еще отличаются?
Игры на сопоставление ржаного и пшеничного хлеба:
«Узнай на вкус», «Узнай по запаху», « Узнай на ощупь».
А теперь скажите про хлеб, как можно больше красивых слов. Какой хлеб?
Пшеничный, мягкий, полезный, душистый, ароматный, пропеченный, ржаной, вкусный, пышный, пахучий, аппетитный, сухой, свежий, хрустящий, поджаристый, поджаренный, черствый.
Какие вы еще знаете хлебобулочные изделия, изготовленные из муки.
Хотите поиграть в интересную игру? Вы должны быть очень внимательны. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если же он не из муки нет. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки.
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем.
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка
Называйте, не стесняйтесь. Выбирайте, угощайтесь!
И. Лопухина
А теперь мы сами попробуем испечь пирожки:
Координация речи с движением «Отличные пшеничные»
Мы печём пшеничные
Пироги отличные.
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра.
Пёс лохматый со двора.
И другие, все, кто может.
Пусть приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
-Крошки, что останутся. Воробью достанутся.

Шотландская песенка

Я приготовила для вас еще одно интересное задание (Задание на выделение части из целого)
Итог занятия
Поиск соответствующего понятия «Откуда хлеб пришел?»
Где хлеб купили? ... (В магазине.)
А в магазин как попал? ... (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? ... (Пекут хлеб.)
Из чего? ... (Из муки.)
Из чего мука? ... (Из зерна.)
Откуда зерно? ... (Из колоса пшеницы.)
Откуда пшеница? ... (Выросла в поле.)
Кто ее посеял? ... (Хлеборобы.)
О ком мы сегодня говорили на нашем занятии?
Завершить сегодня наше занятие я тоже хочу стихотворением:

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.

Давайте и мы с вами будем бережно относиться к хлебу, до конца доедать его за обедом, а оставшимися крошками угощать птиц.


Приложенные файлы