Необычные растения        09.10.2019   

Положение "о приемной семье". Приемная семья - это что? Что такое приемная семья в правовом поле? Постановление о приемной семье

Настоящее Положение определяет порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в приемных семьях.

1. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:

приемная семья образуется на основании Договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью (далее - Договор) и образуется по желанию граждан (супругов или отдельного лица), которые добровольно берут для воспитания и совместного проживания в семье детей в соответствии с требованиями, установленными настоящим Положением;

приемный ребенок - ребенок (дети), переданный на воспитание в приемную семью;

заключение о возможности быть приемными родителями - документ, выдаваемый территориальным подразделением уполномоченного государственного органа по защите детей, для постановки на учет заявителей в качестве кандидатов в приемные родители;

заявитель(и) - лицо(а), желающее взять на воспитание детей, обратившееся с заявлением в территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей о желании стать приемным родителем;

кандидат в приемные родители - заявитель, соответствующий требованиям, установленным настоящим Положением, внесенный в Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в качестве кандидата в приемные родители;

территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей (далее - территориальное подразделение) - орган, компетентный в реализации норм настоящего Положения по отбору приемных родителей, заключению договоров с приемными родителями, контролю их деятельности и защите интересов ребенка;

уполномоченный Правительством Кыргызской Республики государственный орган по защите детей - орган, в компетенции которого находятся вопросы социальной защиты детей, развитие института приемных семей и в ведомственном подчинении которого находятся территориальные подразделения.

2. Виды устройства детей на воспитание в приемную семью:

Экстренное устройство - на срок от нескольких часов до одних суток, если ребенок находится в опасности или брошен (оставлен) родителями;

Краткосрочное устройство - на срок до одного месяца;

Среднесрочное устройство - на срок до шести месяцев;

Долгосрочное устройство - на срок более шести месяцев;

Периодическое устройство - на несколько дней, на выходные дни, на каникулы.

3. Передача детей на воспитание в приемную семью на долгосрочный период производится в случае невозможности их передачи на усыновление или под опеку (попечительство).

4. В приемную семью может быть взято на воспитание до 3 детей в возрасте до 16 лет. При этом общее число несовершеннолетних детей, включая родных, усыновленных и подопечных, не должно превышать 5 детей.

5. Оценка, обучение, утверждение, сопровождение и поддержка приемных семей производится территориальными подразделениями. Также могут привлекаться организации, независимо от форм собственности, независимые специалисты.

6. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между территориальными подразделениями и приемными родителями по месту жительства (нахождения) приемных родителей.

7. Приемными родителями (родителем) могут быть граждане Кыргызской Республики обоего пола, за исключением лиц, которые не могут быть приемными родителями в соответствии с Семейным кодексом Кыргызской Республики и Кодексом Кыргызской Республики о детях.

8. В приемную семью передаются:

Дети-сироты;

Дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

Дети, экстренно изъятые из семей, где существует угроза их жизни, психическому и физическому здоровью (дети, подвергшиеся физическому, сексуальному и психологическому насилию);

Дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях;

Дети до 3-х лет вместе с матерью, не достигшей 18 лет;

Дети с ограниченными возможностями здоровья.

9. Передача ребенка, не достигшего 3-х лет, на воспитание в приемную семью допускается в случае полной трудовой незанятости одного из супругов либо лица, желающего взять ребенка (детей) на воспитание.

10. Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам (по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе).

11. Передача в приемную семью ребенка (детей), достигшего 10 лет, осуществляется с учетом его мнения и в интересах ребенка.

При передаче ребенка (детей) в приемную семью в обязательном порядке учитывается его (их) этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, преемственность места проживания, обучение, места досуга и членство в детских объединениях.

12. Передача ребенка (детей) в приемную семью проводится на основе оценки потребностей ребенка и включает в себя оценку потребностей в здоровье, образовании, социальных связях; уровня эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания, а также с учетом требований, установленных пунктом 11 настоящего Положения.

4 августа 2014 года № 439 )

13. Оценка потребностей ребенка проводится в течение 10 календарных дней до передачи ребенка на воспитание в приемную семью.

Пересмотр оценки потребностей ребенка проводится регулярно (не реже одного раза в два месяца) на протяжении всего периода пребывания ребенка на воспитании в приемной семье, а также сразу же после непредвиденных ситуаций в жизни ребенка.

Результаты оценки ребенка ложатся в основу Плана мероприятий предоставления заботы ребенку (далее - План) и являются основой Договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

(В редакции постановления Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439 )

14. Для ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, составляется письменный План.

План и связанные с этим мероприятия составляются территориальным подразделением совместно с приемными родителями, по результатам оценки, проводимой до устройства ребенка.

План согласовывается с родителями ребенка, если они не ограничены в родительских правах, не лишены родительских прав и являются дееспособными.

План анализируется территориальным подразделением совместно с приемными родителями не реже одного раза в месяц, по результатам анализа вносятся изменения в План.

Письменный протокол заседания по пересмотру Плана подшивается к личному делу ребенка.

(В редакции постановления Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439 )

15. Граждане, желающие взять на воспитание детей, обращаются с заявлением по установленной форме в территориальные подразделения по месту своего проживания.

16. Документы, необходимые для представления заявителем в территориальные подразделения для получения статуса приемного родителя (родителей):

1) заявление по установленной форме;

2) копия паспорта заявителя(ей);

3) свидетельство о браке (если состоят в браке);

4) нотариально заверенное согласие супруга (если состоят в браке);

5) справка с места жительства о составе семьи;

6) выписка из домовой книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

7) справка органов внутренних дел об отсутствии, снятии или погашении судимости;

8) медицинское заключение государственной лечебно-профилактической и медико-социальной организации о состоянии здоровья лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью, и членов его семьи, об отсутствии заболеваний, согласно Перечню, определяемому Правительством Кыргызской Республики, при наличии которых лицо не может быть признано опекуном (попечителем), приемным родителем, усыновителем ребенка;

9) характеристика с места работы, либо с места жительства;

10) полная автобиография заявителей;

Поручителем может быть любой гражданин Кыргызской Республики, не состоящий с кандидатом в приемные родители в родстве и знающий его не менее одного года. Письменные рекомендации собираются сотрудниками территориальных подразделений путем письменного интервьюирования выбранных поручителей;

12) справка или сертификат о прохождении обучения (тренинга, семинара), выданные уполномоченными органами и соответствующими учреждениями, обучающими приемных родителей.

17. При поступлении заявления от лица, желающего взять ребенка (детей) на воспитание, работник территориального подразделения проводит собеседование с кандидатом. Территориальное подразделение организует не менее трех посещений на дому у лица, желающего взять ребенка (детей) на воспитание, с целью проведения собеседования со всеми совершеннолетними членами семьи, совместно проживающими с кандидатом, с несовершеннолетними детьми, выясняет мотивы и причины желания взять ребенка (детей) на воспитание.

Как минимум одно из таких посещений семьи лица, желающего взять ребенка (детей) на воспитание, должно быть незапланированным, без уведомления кандидата.

18. При получении всех документов, территориальное подразделение производит обследование жилищно-бытовых условий лица, желающего взять ребенка (детей) на воспитание. По результатам обследования жилищно-бытовых условий составляется акт.

19. Лица, желающие взять на воспитание детей, проходят обучение по подготовке приемных родителей до подачи документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения.

Обучение организуется и проводится уполномоченным государственным органом по защите детей либо независимыми специалистами, некоммерческими организациями, в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Территориальные подразделения создают базу данных о заявителях, которые зачисляются в группу для обучения.

(В редакции постановления Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439 )

20. На основании заявления, акта обследования жилищно-бытовых условий заявителя, результатов проведенного собеседования с кандидатом и документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения, желающего взять ребенка (детей) на воспитание, а также с учетом результатов прохождения обучения, территориальное подразделение готовит заключение о возможности быть приемными родителями.

В заключении указываются:

Количество детей, которых можно передать на воспитание в семью заявителя одновременно;

Сроки устройства ребенка (детей) на воспитание в семью заявителя;

Возраст и пол передаваемого ребенка (детей), состояние его здоровья и развития;

Данные о возможности заявителя должны удовлетворить потребности ребенка (детей) с психологическими, соматическими и физическими проблемами.

Заключение о возможности быть приемными родителями должно быть подготовлено не позднее тридцати календарных дней с момента поступления заявления и документов, указанных в пункте 17 настоящего Положения.

В течение трехдневного срока с момента подготовки заключения сотрудник территориального подразделения направляет письменный ответ заявителю.

(В редакции постановления Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439 )

21. Территориальные подразделения на основании заключения о возможности быть приемными родителями, вносят сведения о заявителях в Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в качестве кандидатов в приемные родители.

Заключение действительно в течение одного года со дня его вынесения. По истечении установленного срока, если документы, указанные в подпунктах 1-9 пункта 16 настоящего Положения, не были обновлены, лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание, утрачивают статус кандидатов в приемные родители и подлежат исключению из Государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в качестве кандидатов в приемные родители.

22. Получение статуса кандидатов в приемные родители является основанием для подбора ребенка (детей) с целью передачи его в приемную семью.

Территориальное подразделение предоставляет приемным родителям информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, состоянии его здоровья и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту его жительства (нахождения).

При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка (детей) и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

23. На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в территориальное подразделение следующие документы:

Свидетельство о рождении ребенка;

Документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок подкинут, и другие документы), либо акт об экстренном изъятии ребенка из предыдущей из семьи;

Заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке;

Медицинскую карту ребенка;

Документ об образовании;

Справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;

Опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

Документы о закреплении жилой площади за несовершеннолетними;

Копию решения суда о взыскании алиментов;

Документы, подтверждающие право на получение пособия или социальной пенсии.

24. Для ребенка, передаваемого в приемную семью, тщательно подбираются приемные родители, прошедшие специальное обучение, способные удовлетворить потребности ребенка, выявленные в процессе оценки потребностей ребенка.

Подбор приемной семьи для ребенка производится сотрудником территориального подразделения на основе Плана и результатов последней оценки потребностей ребенка, с учетом мнения ребенка и, по возможности, мнения родителей ребенка, не ограниченных в родительских правах, не лишенных родительских прав и являющихся дееспособными.

Важным фактором при подборе приемной семьи является возможность для детей, находящихся в родстве между собой, проживать вместе.

В целях наличия у ребенка представления о месте своего будущего проживания и о приемных родителях территориальное подразделение организует их встречу. Мнение ребенка о будущей приемной семье учитывается при принятии решения при передаче ребенка в приемную семью.

25. При передаче ребенка в приемную семью приемные родители вправе получить дополнительное обучение, помощь и информацию от территориального подразделения для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для проживания, развития, адаптации для ребенка со специальными нуждами и девиантным поведением.

26. Подобрав ребенка (детей) для воспитания в приемной семье, территориальное подразделение вносит проект Плана предоставления заботы ребенку, заключение о возможности стать приемным родителем и документы, указанные в пункте 16 настоящего Положения, на рассмотрение Комиссии по делам детей (далее - Комиссия) при районной государственной администрации/мэрии города.

(В редакции постановления Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439 )

27. При экстренном, краткосрочном и периодическом устройстве ребенка в приемную семью, срок которого не превышает 30 календарных дней, согласования с Комиссией не требуется.

При экстренном устройстве ребенка, Договор заключается в течение одного календарного дня с момента передачи ребенка в приемную семью.

28. Комиссия на своем заседании рассматривает внесенные территориальным подразделением материалы.

Комиссия вправе отказать в заключении Договора в случаях, если:

Не соблюдены требования, установленные настоящим Положением;

Поступили жалобы в Комиссию о противоречии интересам ребенка решения о передаче ребенка в приемную семью.

Отказ Комиссии в заключении Договора о передаче ребенка (детей) в приемную семью должен быть мотивированным. Решение Комиссии должно быть вынесено не позднее 10 календарных дней со дня поступления материалов на их рассмотрение. О принятом решении Комиссия незамедлительно уведомляет телефонной, факсимильной и иными видами связи территориальное подразделение для принятия им мер по дальнейшему устройству ребенка.

29. Решение Комиссии об отказе в согласовании проекта Плана предоставления заботы ребенку и заключении Договора о передаче ребенка (детей) в приемную семью вручается кандидату, с разъяснением оснований отказа, в течение пяти календарных дней со дня вынесения решения и уведомления. Решение Комиссии об отказе в заключении Договора о передаче ребенка (детей) в приемную семью может быть обжаловано в суде, в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Отрицательное заключение территориального подразделения может быть обжаловано в Комиссии или в суде в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Отрицательное заключение территориального подразделения и решение Комиссии не являются основанием для отказа в приеме документов заявителя при последующем обращении в территориальные подразделения по вопросу получения статуса кандидата в приемные родители.

34. Территориальное подразделение передает приемным родителям (родителю), кроме случаев экстренного устройства, следующие документы:

Свидетельство о рождении;

Документ, подтверждающий правовые основания для передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей);

Копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок подкинут, и др.;

Амбулаторную карту ребенка;

Заключение, выданное экспертной медицинской комиссией по медицинскому освидетельствованию состояния здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в семью, под опеку/попечительство;

По требованию приемных родителей, необходимые копии других документов;

Выписку из истории развития ребенка.

35. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать:

Вид устройства ребенка;

Права и обязанности приемных родителей (родителя);

Обязанности по отношению к приемной семье территориального подразделения, а также основания и последствия прекращения такого Договора;

Срок действия Договора, условия пролонгации, основания для расторжения и последствия такого расторжения.

К Договору должен быть приложен План предоставления заботы ребенку, за исключением экстренного устройства ребенка в приемную семью.

(В редакции постановления Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439 )

36. В случае преждевременного расторжения Договора либо вероятности его расторжения проводится оценка ситуации, после которой, в случае целесообразности, ребенку и приемным родителям предлагается консультация специалиста для улучшения ситуации.

37. По истечении срока Договора, на который ребенок был передан в приемную семью, территориальное подразделение составляет отчет о результатах передачи ребенка в приемную семью, на основании которого производится дальнейшее устройство ребенка. Копия отчета предоставляется приемным родителям.

38. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью расторгается в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Все возникающие в результате досрочного расторжения Договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора - судом в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

39. Приемные родители по вине которых расторгнут Договор из-за невыполнения ими обязанностей приемного родителя, повторно принимать другого ребенка (детей) на воспитание в приемную семью не могут.

42. Помещение детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и детьми алиментных, наследственных и других правоотношений, вытекающих из гражданского и семейного законодательства Кыргызской Республики.

Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, при отсутствии жилого помещения имеет право на предоставление ему жилого помещений в соответствии с Жилищным кодексом Кыргызской Республики.

43. Ребенок (дети) в приемной семье имеет право, в соответствии с Семейным кодексом Кыргызской Республики, Кодексом Кыргызской Республики о детях, на:

Поддержание контактов с родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей);

Обеспечение благосостояния и предоставления ему (им) условий для полноценного развития;

Защиту своих прав и законных интересов;

Уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

Удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

Развитие своих творческих способностей и интересов;

Получение квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;

Выражение своего мнения и требование его учета:

Отдых, организованный досуг в выходные, праздничные дни и во время каникул;

Празднование важных событий его жизни;

Защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

Обращение в территориальные подразделения о фактах жестокого обращения или травмах, нанесенных ему в приемной семье.

44. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия сотрудника территориального подразделения и в случае необходимости осуществляются под наблюдением социального работника.

45. При существовании угрозы со стороны биологических родителей (моральное насилие, физическое насилие, явка родителей в нетрезвом состоянии) в контакте с ними может быть отказано.

46. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями и родственниками определяется территориальным подразделением.

47. Материальное обеспечение и финансирование содержания детей, переданных на воспитание приемной семье, и заработной платы приемных родителей осуществляется за счет средств республиканского бюджета, внебюджетных средств и других источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

48. Ребенку, переданному в приемную семью, предусматриваются средства на его содержание. Ребенку должен быть обеспечен необходимый уровень жизнедеятельности для удовлетворения его основных потребностей в медицинской помощи, питании, образовании, одежде, обуви, игрушках, хозяйственных и канцелярских товарах, необходимых для его нормального физического, умственного, психического, эмоционального развития, в соответствии с нормами для детей конкретного возраста.

Приемной семье или приемному родителю предусматривается ежемесячная заработная плата в размерах, утвержденных Правительством Кыргызской Республики.

Расходы на содержание дополнительно взятых детей рассчитываются на каждого ребенка.

При осуществлении приемными родителями своих обязанностей неполный календарный месяц, расходы на содержание ребенка (питание, медицинские, транспортные и прочие) и оплата труда приемных родителей рассчитываются из количества календарных дней, на которые ребенок был устроен в приемную семью.

Средства на расходы по оплате коммунальных услуг и приобретению мыломоющих средств предусматриваются в случае, если ребенок устроен в семью на полные календарные месяцы.

При устройстве ребенка в приемную семью сроком до 30 календарных дней средства на приобретение одежды, обуви и постельного белья не предусматриваются. Обеспечение ребенка указанными принадлежностями осуществляется приемными родителями.

При устройстве ребенка в приемную семью на срок более 30 календарных дней средства на приобретение одежды, обуви предусматриваются и выделяются на период ухода, с учетом сезона (зима, весна, лето, осень), а средства на приобретение постельного белья предусматриваются при устройстве ребенка на срок от одного до двух месяцев - одного комплекта, от двух месяцев до года - двух комплектов.

4 августа 2014 года № 439)

49. Средства на содержание ребенка и оплату труда приемных родителей перечисляются территориальным подразделением ежемесячно, в установленных размерах, на лицевые счета приемных родителей, открытые в банках.

50. Приемные родители ведут учет расходов (в письменном виде) по приходу и расходу средств в соответствии со сметой расходов и представляют в виде отчета в бухгалтерию территориального подразделения ежемесячно и по окончании срока договора.

к Положению о приемной

(фостерной) семье

ТИПОВОЙ ДОГОВОР
о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью

(В редакции постановления Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439)

Гор. __________ "___" ____________ 20__ года. № _______

Территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей в лице ___________________________________________ _____

(фамилия, имя, отчество, должность)

и гражданин(ка)(не) __________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество)

проживающие(ий, ая) __________________________________________________,

Территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей передает, а приемные родители (приемный родитель) _______________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Принимают(ет) на воспитание в приемную семью ребенка (детей), далее именуемые - приемные дети _____________________________________________

(ФИО ребенка)

_______________________________________________________________________

(номер, серия свидетельства о рождении, кем и когда выдано)

1. Приемные родители (приемный родитель) обязуются(ется):

1.1. Воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь.

1.2. Создавать необходимые условия для получения ребенком (детьми) образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

1.3. Осуществлять защиту прав и интересов ребенка (детей).

1.4. Обеспечивать уход за ребенком (детьми) и лечение, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка (детей).

1.5. Обеспечивать посещение приемным ребенком (детьми) общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком (детьми) общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

1.6. Обеспечить исполнение Плана предоставления заботы ребенку.

1.7. Извещать территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей).

2. Территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей обязано:

2.1. Пересматривать, при необходимости, по согласованию с приемными родителями План предоставления заботы ребенку.

2.2. Перечислять ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, на банковские счета приемной семьи денежные средства на содержание ребенка и оплату труда приемной семьи за прошедший месяц согласно приложение 3 , утвержденному постановлением Правительства Кыргызской Республики "О приемной (фостерной) семье" от 1 октября 2012 года № 670.

(В редакции постановления Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439)

2.3. (Утратил силу в соответствии с постановлением

2.4. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 4 августа 2014 года № 439)

2.5. Договор может быть изменен по соглашению сторон, дополнен другими взаимными обязательствами (в том числе выделением во временное пользование земельных участков на срок, установленный настоящим Договором, автотранспорта и другое).

План предоставления заботы ребенку является приложением к настоящему Договору и неотъемлемой частью настоящего Договора.

2.6. Споры, возникающие между сторонами в процессе исполнения настоящего Договора, рассматриваются сторонами в срок ___________ после их возникновения, в целях выработки согласованного решения, а при недостижении соглашения - передаются на разрешение в суд.

2.7. Настоящий Договор заключен сроком на __________ и вступает в силу с момента подписания.

2.8. Срок действия настоящего Договора может быть продлен по взаимному согласию сторон на ___________________________ до его истечения.

2.9. Настоящий Договор может быть расторгнут досрочно:

По инициативе приемных родителей, при наличии уважительных причин (болезни, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), изменений семейного или имущественного положения);

По инициативе территориального подразделения уполномоченного государственного органа по защите детей, в случаях возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), или в случае возвращения ребенка (детей) родителям, или в случае усыновления ребенка (детей).

2.10. Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

При невыполнении условий настоящего Договора стороны вправе его расторгнуть (указать условия расторжения Договора).

Территориальное подразделение
уполномоченного государственного органа по защите детей

ФИО, должность ___________________________________________________

Подпись __________________________________________________________

Приемные родители(ль):

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(домашний адрес)

__________________________________________________________________

(расчетный счет)

Подпись: _________________________________________________________

Наверняка многие граждане нашей страны задумываются над вопросом о том, что лучше выбрать – статус приемной семьи либо же ?

Если об опекунстве знают наши граждане практически все, то о приемной семье практически ничего.

По этой причине данный статус рассмотрим подробней. Как его оформить? Кто может стать приемной семьей и так далее.

Понятие приемной семьи. Какими законодательными актами оно регулируется

Под определением “приемная семья” подразумевают граждан, которые зарегистрированы в официальном браке либо же одинокие лица, которые изъявили свое желание и при этом готовы взять на себя ответственность в воспитании несовершеннолетних детей либо же пожилых людей.

Стоит также отметить, что несовершеннолетний ребенок, который передан на попечительство, с точки зрения действующего законодательства РФ называется приемным ребенком.

Если говорить о самом законодательстве, то вопрос о формировании приемной семьи регламентируется такими законодательными актами , как:

  1. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №152, которая описывает четкий регламент реализации программы “приемная семья”;
  2. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №153, которая предусматривает возможность расторжения договора о приемной семье;
  3. Постановлением Правительства РФ, которое предусматривает условия для получения статуса приемной семьи.

Эта законодательная база является ключевой в этом вопросе. На самом деле, законодательных норм в вопросе о приемной семье на территории РФ существует немалое количество, но они лишь дополняют эти главные законопроекты.

Необходимо также брать во внимание тот факт, что приемная семья формируется на базе подписания договора между будущими родителями и органами опеки и попечительства.

Отличительные особенности от опекунства

Многие граждане нашей страны полагают, что разницы между приемной семьей и опекунством нет. Но так ли это на самом деле? Попробуем с этим разобраться в таблице разницы.

Приемная семья Опекунство
Требования к приемной семье лояльные Жесткие условия отбора
Сложный документальный процесс, который требует подписания договора Достаточно только предъявить необходимый пакет документов и все
Гарантированное получение пособия Расплывчатая формулировка в законодательстве о возможности получения пособий
Допускаются свидания попечителя со своими родными и близкими Органы опеки и попечительства могут не разрешить свиданий со своими биологическими родственниками

Как видно, как таковой весомой разницы в этих двух формах устройства нет и они мало чем отличаются между собой. По сути, можно сказать, что вопрос заключается только в юридическом документальном оформлении и все.

Условия назначения

На вопрос о том, кто может быть приемной семьей, действующее законодательство дает четкий ответ.

В частности, приемной семьей могут выступать :

Помимо этого, обязательными условиями принято считать:

  • наличие официального места работы;
  • отсутствие каких-либо ограничений по причине медицинских заболеваний.

Процедура оформления

Необходимо понимать, что приемной семьей можно стать как для несовершеннолетних детей, так для пожилых граждан нашей страны.

По этой причине рассмотрим процедуру оформления приемной семьи для каждой категории по отдельности.

Для несовершеннолетнего ребенка

В первую очередь необходимо помнить о том факте, что для того чтобы стать приемной семьей необходимо обращаться в органы опеки и попечительства по месту своего проживания.

Алгоритм оформления приемной семьи для несовершеннолетнего ребенка заключается в следующем:

Для пожилого человека

Если говорить о процессе формирования приемной семьи для пожилого человека, то алгоритм заключается в следующем:

Из этого алгоритма можно с уверенностью говорить о том, что процесс формирования приемной семьи полностью одинаковый, как и для несовершеннолетнего ребенка.

Перечень необходимых документов для оформления

Как уже было указано раньше, претенденты на статус приемной семьи должны написать в присутствии органов опеки и попечительства соответствующее заявление .

Но помимо этого документа, необходимо предоставить и другие, основными из которых принято считать:

  • с последнего места работы;
  • справку из отдела кадров о наличии официального трудоустройства;
  • , которая указывает на состав семьи;
  • документ, который подтверждает право собственности приемной семьи на квартиру либо же дом;
  • справку из правоохранительных органов о том, что у каждого члена приемной семьи отсутствует судимость;
  • оригинал свидетельства о регистрации брака, если таковой имеется;
  • автобиографию (пишется на каждого члена приемной семьи);
  • письменное согласие каждого члена семьи на получение этого статуса;
  • копии паспортов приемной семьи.

Условия договора

Основные условия четко прописаны в статье №152 Семейного Кодекса Российской Федерации.

В частности, в договоре в обязательном порядке указываются :

  • условия содержания, воспитания и образовании (если речь идет о несовершеннолетних детях);
  • непосредственно сами права и обязанности приемной семьи;
  • какие обязанности накладываются на органы опеки и попечительства по отношению к самой приемной семье;
  • период действия договора о приемной семье;
  • на каких основаниях и какие последствия могут быть при досрочном прекращении действия данного договора.

Необходимо брать во внимание тот факт, что этот перечень является не окончательным и органы опеки и попечительства имеют право дополнять его своими определенными пунктами.

Если говорить о самих обязанностях приемной семьи, то они прописаны в статье №137 Семейного Кодекса РФ.

В частности речь идет о таких обязанностях , как:

По сути, приемные родители должны соблюдать все прописанные в договоре права и обязанности в полном объеме, в противном случае, договор может быть расторгнут.

Как происходит сопровождение

Сопровождение приемной семьи осуществляется следующим образом: за приемной семьей закрепляется определенный социальный работник .

В свою очередь социальный работник:

  • оказывают всю необходимую помощь, которую могут попросить члены приемной семьи;
  • осуществляет в первые годы действия договора визиты с проверкой на предмет условий проживания и обращения со своим подопечным;
  • оказывает помощь в организации провождения свободного времени попечителя. Это может быть и помощь с приобретением билетов на концерт или же театр и так далее.

Стоит также отметить, что с периодичностью раз в полгода приемная семья проходит так называемые курсы, которые позволяют улучшить их понимание в вопросе оказания необходимой помощи для своих попечителей и адаптации их в обществе.

В том случае, если социальный сотрудник обнаружит факт наличия каких-либо неправомерных действий приемной семьи по отношению к своему подопечному, он вправе инициировать расторжение действующего договора и в таком случае может наступить уголовная либо же административная ответственность.

Пример создания приемной семьи смотрите в следующем видеоматериале:

Текст документа по состоянию на июль 2016 года

Документ утратил силу

Утверждено постановлением главы городского округа Лосино-Петровский Московской области от 27 февраля 2007 г. N 65

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с главой 21 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 N 829 "О приемной семье", Законом Московской области от 27.11.1997 N 58/97-ОЗ (в ред. от 31.12.2005) "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" и определяет механизм и условия создания и функционирования приемной семьи на территории муниципального образования городской округ Лосино-Петровский.

2. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной.

3. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек.

4. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновение между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

5. Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

6. Договор о передаче ребенка (детей) заключается администрацией городского округа Лосино-Петровский в лице начальника отдела образования, культуры и спорта администрации городского округа Лосино-Петровский (далее - отдел образования) и приемными родителями по форме согласно приложению N 1 (не приводится).

7. Отдел образования выдает приемным родителям удостоверение установленного образца по форме согласно приложению N 2 (не приводится).

8. Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

9. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в отдел образования (по месту своего жительства) заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению прилагаются: справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо декларация о доходах, заверенная в установленном порядке; документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в жилом муниципальном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение); копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке); медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью; паспорт либо другой заменяющий его документ.

10. Для подготовки заключения отдел образования составляет акт обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

11. Отдел образования в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемным родителем.

Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

12. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка в приемную семью отдел образования доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

13. Передача ребенка (детей) на воспитание в приемную семью осуществляется на основании постановления главы городского округа и договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

14. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, органы опеки и попечительства представляют следующие документы: свидетельство о рождении; документы, подтверждающие правовые основания для передачи на воспитание в семью ребенка (свидетельство о смерти родителей, копия решения суда о лишении родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут и др.); заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке.

15. При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений администрация этих учреждений обязана ознакомить лицо (лиц), желающее взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке.

16. Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с законодательством.

17. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание; дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях.

18. Основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание. К заявлению прилагаются заключение о возможности быть приемными родителями (действительно в течение одного года) и документы, указанные в пункте 9 настоящего Положения. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается между отделом образования и приемными родителями.

20. Ежемесячный размер оплаты труда за воспитание каждого ребенка, принятого на воспитание в приемную семью, каждому родителю устанавливается в размере четырех минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом.

21. За воспитание каждого ребенка, принятого на воспитание в приемную семью, не достигшего 3-летнего возраста, ребенка-инвалида, ребенка с отклонением в развитии оплата труда, предусмотренная в п. 20, увеличивается на сумму, равную 1,5 минимального размера оплаты труда, при наличии двух и более из указанных оснований - на сумму, равную двум минимальным размерам оплаты труда.

22. На организацию отдыха приемной семье ежегодно выплачивается материальная помощь в размере двух минимальных размеров оплаты труда на каждого приемного ребенка или производится компенсация расходов на приобретение путевок для совместного (родителей и детей) отдыха в размере трех минимальных размеров оплаты труда на каждого члена приемной семьи.

23. Средства для оплаты труда приемных родителей и для организации отдыха приемных семей предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенции муниципальным образованиям.

24. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в отдел образования. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

25. Контроль за деятельностью приемных родителей осуществляет отдел образования, культуры и спорта администрации городского округа.

По всем вопросам можно обращаться в отдел образования, культуры и спорта администрации городского округа Лосино-Петровский, выполняющий функции опеки и попечительства, по адресу: г. Лосино-Петровский, ул. Октябрьская, д. 6, тел. 56-7-45-52.

21 и 28 августа 2018 года в заседаниях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрены две кассационные жалобы опекунов, жителей Москвы П. и К., которым районными отделами социальной защиты населения города Москвы отказано в заключении договоров о приемной семье в отношении подопечных детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на воспитание в семью из других регионов и не имеющих регистрации по месту жительства в городе Москве.

П., проживающая по месту жительства в г. Москве, с 2016 г. является опекуном подопечной Елизаветы Д., 2003 г.р., в соответствии с решением уполномоченного органа опеки и попечительства Челябинской области. Несовершеннолетняя зарегистрирована в квартире попечителя по месту пребывания.

Распоряжением ОСЗН района Беговой САО г. Москвы от 01.11.2016 г. опекуну П. отказано в заключении договора о приемной семье в отношении подопечной Елизаветы Д. в связи с тем, что город Москва, по мнению руководства ОСЗН района Беговой, не является местом жительства несовершеннолетней.

Кроме того, ОСЗН района Беговой отказал П. в назначении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за подопечной — ребенком-инвалидом Д., предоставляемой из средств бюджета города Москвы на основании пункта 3 части 1 статьи 7 и статьи 9 Закона города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».

Решением Тимирязевского районного суда г. Москвы, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда, отказано в удовлетворении исковых требований П. к УСЗН САО г. Москвы об оспаривании решений об отказе в заключении договора о приемной семье в отношении подопечной Елизаветы Д. и об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за подопечной, являющейся ребенком-инвалидом.

Определением Верховного Суда РФ от 21 августа 2018 г. судебные постановления Тимирязевского районного суда г. Москвы и апелляционной инстанции Мосгорсуда по делу П. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

К., проживающая по месту жительства в г. Москве, с 2016 г. является опекуном несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, братьев-близнецов Ильи и Даниила З., 2010 г.р., в соответствии с решением уполномоченного органа опеки и попечительства Московской области. Подопечные зарегистрированы на площади опекуна по месту пребывания.

Распоряжением ОСЗН района Солнцево ЗАО г. Москвы от 02.12.2016 г. опекуну К. отказано в заключении договора о приемной семье в отношении подопечных Ильи и Даниила З. в связи с тем, что, по мнению руководства ОСЗН района Солнцево, город Москва не является местом жительства несовершеннолетних.

Решением Никулинского районного суда г. Москвы, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда, отказано в удовлетворении исковых требований К. к УСЗН ЗАО г. Москвы об оспаривании решения об отказе в заключении договора о приемной семье в отношении подопечных Ильи и Даниила З.

Определением Верховного Суда РФ от 28 августа 2018 г. судебные постановления Никулинского районного суда г. Москвы и апелляционной инстанции Мосгорсуда по делу К. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Главные выводы Верховного Суда Российской Федерации по этим делам:

1. Вопросы создания приемной семьи положениями Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», прямо отнесены к компетенции Российской Федерации . К полномочиям города Москвы отнесено лишь определение порядка и размеров государственной поддержки приемных семей в случае заключения с ними в соответствии с федеральным законодательством договоров о приемной семье (статьи 20, 21 Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»).

Федеральным законодательством не предусмотрены какие-либо основания для отказа в заключение договора о приемной семье в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что опека или попечительство над ними установлена актами иных субъектов Российской Федерации, и которые зарегистрированы по месту жительства в других регионах.

Решение органов опеки и попечительства о выборе формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может носить произвольный и избирательный характер, иметь предпочтения или ограничения, не установленные нормами закона. Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, избирается исходя из их интересов.

В федеральном законодательстве и нормативных правовых актах города Москвы не установлены основания для отказа опекуну (попечителю) в заключение договора о приемной семье в случае соблюдения им требований пункта 10 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423, а именно — представлением в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка заявления о передаче на воспитание конкретного ребенка по договору о приемной семье акта органа опеки и попечительства о назначении указанного лица опекуном или попечителем этого ребенка.

2. В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1). Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2).

Исходя из положений ст. 20 ГК РФ у гражданина не может быть более одного места жительства.

Согласно пункту 2 статьи 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

В силу пункта 1 статьи 148 СК РФ, находящиеся под опекой (попечительством), имеют, в том числе право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 ГК РФ.

Данными нормами права закреплено право подопечных на проживание с опекуном (попечителем), и обязанность опекуна (попечителя) совместно проживать со своим подопечным.

Из этого следует, что опекун (попечитель) и его подопечный несовершеннолетий ребенок на протяжении всего периода действия опеки (попечительства) имеют совместное место жительства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 ГК РФ.

В силу положений абзаца третьего пункта 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.

При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Таким образом, место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.

Т.е. с момента постановки подопечных на учет в органе опеки и попечительства города Москвы, полномочия в отношении подопечных осуществляются этим органом опеки и попечительства (ведение личного дела подопечного, проверка условий его жизни, надзор за осуществлением опекуном (попечителем) своих обязанностей).

Следовательно, из системного применения вышеуказанных правовых норм следует, что в силу ст. 20, п. 3 ст. 34 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423, с момента постановки подопечного на учет в соответствующем органе опеки и попечительства, местом жительства подопечного является жилое помещение, расположенное на территории, относящейся к компетенции этого органа опеки и попечительства.

Кроме того, Верховный Суд РФ согласился с доводом о том, что на содержание подопечных П. и К. назначены и ежемесячно выплачиваются денежные средства в соответствии с Законом города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Согласно части 1 статьи 1 указанного Закона, опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является город Москва.

Назначив выплату указанных денежных средств на содержание подопечных П. и К. уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа установили, что их местом жительства является город Москва.

Юридическое сопровождение дел и представительство интересов опекунов П. и К. во всех судебных инстанциях осуществляли юристы Центра «Соучастие в судьбе» Алина Селиханова и Александр Николаев, руководитель организации Алексей Головань.

С февраля по август 2018 года в заседаниях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации уже рассмотрено 10 дел, касающихся неправомерных отказов органов социальной защиты населения Москвы в предоставлении мер социальной поддержки в отношении подопечных, принятых на воспитание в семью жителями Москвы из других регионов, и в заключении договоров о приемной семье в отношении таких подопечных.

Восемь из указанных дел сопровождаются Центром «Соучастие в судьбе».

Центром была разработана правовая позиция по этим категориям дел (о месте жительства подопечных и недопустимости отказов в заключении договоров о приемной семье).

Кроме того, два дела об оспаривании решений органов социальной защиты населения Москвы об отказе в заключении договоров о приемной семье рассмотрены в июне-июле т.г. Президиумом Московского городского суда. Незаконные судебные акты судов первой и апелляционной инстанции отменены, дела направлены на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что сложилась устойчивая правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации по указанной категории дел, которая позволит добиваться предсказуемых судебных решений по аналогичным искам.

Деятельность Центра по защите жилищных прав сироты осуществляется в рамках проекта «Эффективная юридическая помощь, защита прав и гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь

28.10.1999 № 000

(в редакции постановления

Совета Министров

Республики Беларусь

17.07.2012 № 000)

ПОЛОЖЕНИЕ о приемной семье

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Приемная семья является одной из форм устройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Приемная семья образуется на основании решения органа опеки и
попечительства о создании приемной семьи, а также договора об условиях
воспитания и содержания детей и , заключаемых
управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного
комитета, местной администрации района в городе (далее - управление
(отдел) образования) по месту нахождения органа опеки и
попечительства, принявшего решение о создании приемной семьи.

В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а - с одним из них.

Лица, заключившие договор об условиях воспитания и содержания детей, являются приемными родителями принятого на воспитание ребенка (детей).

На воспитание в приемную семью передается от одного до четырех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети), с учетом детей, над которыми установлена опека (попечительство) одним из супругов. Количество детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, очередность и сроки их передачи определяет управление (отдел) образования по месту жительства приемной семьи. Управления (отделы) образования, учреждения образования, в которых обучаются (воспитываются) дети, переданные на воспитание в приемную семью (далее - приемные дети), и социально-педагогические центры предоставляют приемным семьям психологическую и педагогическую помощь и социально-педагогическую поддержку.

Психологическая и педагогическая помощь и социально-педагогическая поддержка осуществляются в соответствии с договором об условиях воспитания и содержания детей и приемной семьи.

План развития приемной семьи разрабатывается приемными родителями совместно с управлением (отделом) образования или организацией, обеспечивающей психологическую и педагогическую помощь приемным детям и приемным родителям, на 6 месяцев с учетом оценки потребностей приемных детей, запросов приемных родителей и содержания организационной и методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей, в районе, городе и утверждается для каждой приемной семьи управлением (отделом) образования. Управления (отделы) образования, уполномоченные ими организации, осуществляют контроль и анализируют исполнение приемными родителями должностных обязанностей и обязанностей опекуна (попечителя).

Контроль за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей приемных детей, подготовкой их к самостоятельной жизни, выполнением приемными родителями договора об условиях воспитания и содержания детей и плана развития приемной семьи осуществляется:

в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка - не реже одного раза в неделю;

после первых трех месяцев воспитания и до одного года - не реже одного раза в месяц;

во второй и последующие годы воспитания ребенка - не реже одного раза в квартал.

Формы контроля (беседы с педагогами приемных детей, приемными родителями, детьми, в том числе по телефону, встречи с приемной семьей, посещение приемной семьи на дому и другое) и порядок контроля определяются договором об условиях воспитания и содержания детей.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

Управление (отдел) образования организует поиск и подбор кандидатов в приемные родители, предоставляет им информацию и перечень документов, необходимых для создания приемной семьи, организует проведение обучающих курсов (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленных на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов приемных детей (далее - обучающие курсы). Кандидаты в приемные родители обращаются в управление (отдел) образования по месту своего жительства с заявлением о создании приемной семьи. Лица, состоящие в браке, указывают в заявлении, кто из супругов ходатайствует о приеме на работу в должности приемного родителя.

В случае наличия в районе (городе) детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, управление (отдел) образования знакомит кандидатов в приемные родители с порядком создания и функционирования приемных семей и порядком подготовки документов, указанных в пункте 4.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.01.01 г. № 000 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр Республики Беларусь, 2010 г., № 000, 1/11590) (далее - перечень).

При отсутствии детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, управление (отдел) образования организует учет кандидатов в приемные родители.

9. Управление (отдел) образования либо уполномоченные им
организации проводят обследование условий жизни кандидатов в
приемные родители, изучают их личностные особенности, уклад жизни и
традиции семьи, межличностные в семье, оценивают
готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные
потребности приемных детей и обеспечить защиту их прав и законных
интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов
в приемные родители.

При подборе кандидатов в приемные родители управление (отдел) образования учитывает опыт и результаты воспитания ими родных, подопечных и детей, продолжительность срока и результаты патронатного воспитания ребенка (детей).

10. Для подготовки проекта решения органа опеки и попечительства
о создании приемной семьи и передаче ребенка (детей) на воспитание в
приемную семью управлением (отделом) образования истребуются из
соответствующих органов и организаций следующие документы и (или)
сведения:

копия документа, подтверждающего кандидатов в приемные родители на жилое помещение или право пользования жилым помещением;

справки о месте работы, службы и занимаемой должности кандидатов в приемные родители;

сведения об отсутствии у кандидатов в приемные родители, а также проживающих совместно с ними совершеннолетних членов семьи судимости, а также о том, были ли осуждены кандидаты в приемные родители и проживающие совместно с ними совершеннолетние члены семьи за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

сведения о том, лишались ли кандидаты в приемные родители родительских прав, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;

сведения о том, признавались ли дети кандидатов в приемные родители нуждающимися в государственной защите, отстранялись ли кандидаты в приемные родители от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

На основании обследования условий жизни кандидатов в приемные родители и документов и (или) сведений, указанных в пункте 10 настоящего Положения, управление (отдел) образования в 20-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами включает в акт обследования условий жизни кандидатов в приемные родители заключение о наличии в их семье условий, необходимых для воспитания детей, и информирует заявителей о сроках прохождения обучающих курсов. Освоение обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки и попечительства вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью кандидатов в приемные родители.

По результатам освоения образовательной программы обучающих курсов кандидаты в приемные родители должны знать условия создания и функционирования приемных семей, приобрести умения и навыки работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приемных детей, подготовке приемных детей к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем приемных детей.

Кандидаты в приемные родители, не располагающие условиями, необходимыми для удовлетворения потребностей ребенка, для которого подбирается семья, в число слушателей обучающих курсов не включаются. В этом случае управление (отдел) образования по желанию заявителей может вернуть им документы, не вынося вопрос на рассмотрение органа опеки и попечительства. По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов управление (отдел) образования знакомит кандидатов в приемные родители с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей, предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района (города), и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и знакомства с ними.

По письменному заявлению кандидата в приемные родители орган опеки и попечительства выдает ему заключение о наличии у него условий, необходимых для воспитания ребенка. На основании этого заключения кандидат в приемные родители может заключить с руководителем детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, договор патронатного воспитания детей, которые предложены ему для устройства на воспитание в приемную семью.

15. Администрация детского интернатного учреждения, учреждения
профессионально-технического, среднего специального, высшего
образования, управление (отдел) образования по месту жительства вновь
выявленного ребенка обязана ознакомить кандидата в приемные родители
с личным делом ребенка (сведениями о ребенке) и информацией о
состоянии его здоровья.

Администрация учреждения, в котором находится ребенок, управление (отдел) образования несут ответственность в установленном законодательством порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке.