Садовые растения        27.06.2020   

Представление предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе. Представление группы Оформление предметной среды в доу

валентина Писарева

Презентация на тему : «Представление предметно-пространственной развивающей среды (ППРС) в первой младшей группе »

Маленький ребенок по своей природе – исследователь. На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего мира. Предметная деятельность становится ведущей и определяет основные изменения в жизнедеятельности ребенка. В процессе познания ближайшего окружения внимание ребенка привлекают самые разнообразные предметы окружающего мира . Задача взрослого- помочь ребенку разобраться в интересном мире познания, создать условия для развития ребенка . Одним из таких условий может стать предметно- развивающая среда вокруг ребенка .

Предметно- развивающая среда помогает нам обеспечить гармоничное развитие ребенка , создать эмоционально- положительную атмосферу в группе . Она помогает воспитателю проводить ООД, игры- занятия, приучает детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием, организуется с помощью разделения на центры в соответствии с возрастом детей.

Хочу представить вашему вниманию организацию ППРС в нашей первой младшей группе . Предметно- развивающая среда начинается уже с раздевальной комнаты, где мы встречаем наших малышей.

Наша группа называется «Акварельки» , и яркие краски, которыми она оформлена, поднимают настроение. Здесь располагаются индивидуальные шкафчики с именами детей, скамейки, «алгоритм» процесса одевания, также нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей и доска- экспозиция для поделок и рисунков детей, которые постоянно обновляются.

1 Игровой центр.


Начнем нашу презентацию с игрового центра, который обеспечивает социально- коммуникативное развитие детей , помогает формировать у них основы культуры общения через решение проблемных ситуаций и закрепляет знания об окружающей действительности и жизни в социуме. В нашем игровом центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта . Оснащение : куклы, кроватки, коляски, кухонный гарнитур, стиральная машина, посуда, муляжи продуктов. Сундучок с предметами - заместителями пользуется у детей огромным успехом и развивает у них воображение . Есть полки, где расположены экспонаты для сюжетно- ролевых игр : «Больница» , «Супермаркет» .


Наш игровой центр пользуется популярностью как у девочек, так и у мальчиков. Для девочек большой интерес представляет кухня , где можно приготовить вкусный обед, мини- парикмахерская, где можно попробовать сделать кукле или подружке модную прическу. «Супермаркет» и «Медицинский кабинет» привлекают как девочек, так и мальчиков. Еще больший интерес у мальчиков вызывает наш уголок «Безопасное движение» , находящийся за ширмой, с помощью которой поделен наш игровой центр.


Он оснащен необходимыми атрибутами к дорожным сюжетно- ролевым играм, играм – занятиям для закрепления ПДД. Это транспортные средства разных размеров , светофор, макет улицы, дидактические игры.

2 Природный центр.


Находясь в уголке природы, создается ощущение, что мы очутились на лесной поляне. кроме цветов уголок заселяют лесные звери : зайцы, ежи и др. имеется необходимое оборудование для ухода за комнатными растениями : палочки для рыхления, ведерки, совочки, пульвезаторы. В центре расположен уголок «Мода и погода» , где ребенок может познакомится с сезонными изменениями в природе и одеждой людей, необходимой для текущего времени года.


3 Экспериментально-исследовательский центр.


Рядом расположен экспериментально- исследовательский центр, с помощью которого можно проводить несложные опыты. Сюда входит песок, вода, соль, сахар, различные емкости для наливания и переливания, зеркальца для игр солнечным зайчиком. Для игр с водой имеются резиновые игрушки. Дети любят играть с водой, это вызывает у них положительные эмоции.

4 Краеведческий центр.


В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Для детей этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства не только к своей семье, детскому саду, но и к своему родному городу. Детям младшей группы трудно еще представить себе , что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. В этом состоит цель краеведческого центра. Демонстрационный материал : фотографии и магниты с достопримечательностями нашего города, изображение герба города, макет дома, фигурки членов семьи, фигурки домашних животных.


5 Сенсорный центр.


Процесс ознакомления ребенка с сенсорными эталонами происходит постепенно в соответствии с закономерностями раннего детства. Важным условием, способствующим сенсорному развитию является специально организованная среда , которая включает в себя : дидактический стол, пирамидки различной цветовой гаммы и формы, разные мозаики, игрушки шнуровки, дидактические игры.

6 Центр изодеятельности.


Для центра творчества отведено такое место, чтобы свет падал слева. Рисование для ребенка, наряду с игровой деятельностью, имеет большое значение, потому что изобразительная деятельность- неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. В оснащение центра входят простые и цветные карандаши, восковые мелки, краски и кисточки, трафареты, листочки бумаги. Здесь же располагается материал для нетрадиционного рисования : зубные щетки, ватные палочки, губки, шприцы, колпачки.

7 Учебный центр.


Учебному центру в группе отводится особое место, так как именно здесь проходит ООД, проводятся игры- занятия. Из оборудования сюда входят коврограф, наборное полотно, напольная магнитная доска, столы и стулья для детей. Мебель соответствует росту детей, столы с закругленными краями, следовательно, безопасны для детей. Наборное полотно и коврограф, прикрепленные к стене, оснащены специальными учебными светильниками, что дает дополнительное освещение этого центра. Возможно изменение рабочего пространства за счет разного расположения столов : соединение в один общий рабочий стол (для групповой деятельности ) или компоновка для четырех детей (для парной или индивидуальной деятельности) .

8 Книжный центр.


Прочитать сказку или рассмотреть любимую иллюстрацию в книге нам поможет книжный центр. Дети могут полюбоваться изображением огромной раскрытой книги со сказочными героями, созданной руками мамы одного из воспитанников. В центре расположены сказки и рассказы для малышей, книжки- малышки, предметные и сюжетные картинки , герои сказок и мультфильмов- игрушки, с которыми дети разыгрывают сценки, альбомы для рассматривания по темам : «Профессии» , «Времена года» . Дети с удовольствием листают любимые книги, а также с воспитателем могут «полечить» свою любимую книжку, если та «заболела» . Для этой цели в уголке находится «аптечка» - ножницы, клей, бумага, скотч.

9 Речевая игротека


Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего развития детей . Мы заботимся о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждаем и исправляем различные нарушения. Речевой центр размещается рядом с книжным, его оборудование побуждает детей к речи, общению. Сюда входят картинки по лексическим темам, которые постоянно обновляются согласно теме недели, игры по звуковой культуре, пальчиковые игры, словесно- дидактические игры, потешки, скороговорки. Неотъемлимый атрибут центра игрушка- вызывает интерес, побуждает к речевой активности.

10 Театральный центр


Этот центр- важный объект ППРС, поскольку именно театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу , объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Воспитание происходит не от лица взрослого, пока еще неизвестного человека, а от кукол. В театральном центре располагается ширма, маски сказочных персонажей и несколько видов театров : кукольный, плоскостной, настольный. Все персонажи сделаны руками воспитателей.

11 Центр ряжения.


В данном центре можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей . На плечиках расположились нарядные вещи, докторские халаты, костюмы героев сказок, мамины туфли, сундучок с юбками и платками. Все вещи активно используются детьми для игр- драмматизациий.

12 Мини-музей «Зонты и шляпы»


Оснащение мини- музея как бы дополняет центр ряжения. Здесь находится коллекция зонтов, шляп, вееров для сюжетно- ролевых игр детей.

13 Конструкторский центр.


В нашем конструкторском центре кроме традиционного материала для строительных игр (большой пластмассовый конструктор, пирамидки, деревянные и мягкие кубики) есть и нестандартный- это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек (они мягкие, устойчивые, имеют различную форму) . Также здесь на полочках размещены машины- самосвалы, грузовики, легковые автомобили (в них дети могут легко катать мягкие игрушки или просто перевозить конструктор).

14 Музыкальный центр.


Центр оснащен музыкальными инструментами, такими, как : барабан, гитара, колокольчик, пианино, бубен и др. Народные игрушки : шумелки, деревянные ложки. Также в центре присутствует магнитофон, диски с детскими песнями, дидактические игры с музыкальным содержанием.

15 Спортивный центр.


Этот центр пользуется особой популярностью у детей, так как реализует их потребности в движении. Здесь есть резиновый массажный коврик, мячики разных размеров, гантели, кегли, скакалки- все то,что необходимо для проведения подвижных игр.

16 Центр уединения.


Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в центр уединения и релаксации. Это маленький домик, внутри которого есть одеяла и подушки, на которых можно полежать и отдохнуть или тихо поиграть с мягкой игрушкой.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС.

Характеристика группы:
В мою группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 5лет 6 мес. до 6 лет 3 мес. В группе 15 девочек и 8 мальчиков, в основном (80%) это дети служащих, рабочих - 20%. Группа - общеразвивающая. Есть дети с задержкой речевого развития, которым требуется помощь учителя-логопеда (13%), есть дети (57%), речевое развитие которых соответствует возрасту, у остальных детей (30%) – чистая речь.
Факты, полученные в результате анализа.
а) безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ.
Создавая развивающую среду в старшей группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Переставляется мебель в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе есть мягкая мебель,(мягкий уголок), что создает уютную атмосферу, а так же игрушки детей, принесенные ими из дома. В работе с детьми я использую не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействую с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка.
б) реализация образовательных программ дошкольного образования.
Детский сад работает по общеобразовательной программе ГБДОУ №43 Колпинского района, поэтому все центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды.
Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие параметры:
содержательно-насыщенная, развивающая;
трансформируемая;
полифункциональная;
вариативная;
доступная;
безопасная;
здоровьесберегающая;
эстетически-привлекательная.
Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:
художественно- творческий уголок, уголок безопасности, музыкально- театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно-речевой.
в) Учет возрастных особенностей детей.
Дети моей возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям старшего дошкольного возраста.
Основная группа: 22 ребенка - 2 группа здоровья, 1 ребенок – 1 группа здоровья. Инвалидов и с задержкой психического развития - нет.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно - ролевой игры
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Сюжетно-ролевые игры: Ателье, Почта, Салон красоты, Супермаркет, Поликлиника, Семья.



Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.



Центр безопасности.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -печатные игры.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Физического развития»

Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.



Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми старшего возраста мною используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Театральный центр

Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.


Музыкальный уголок.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.


Центр творческой деятельности
В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Познание»

Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать»,«Цвет», «Форма», «Размер».Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число»,»Математическая рыбалка»,«Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».Развивающие игры: Блоки Дьенеша и схемы к ним, Палочки Кюйзенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, сложи Квадрат», «Рамки Монтессори», «Дроби», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс», Игры на плоскостное моделирование: Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.




Центр природы
В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей.



Центр экспериментирования
В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения эксперементов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Развитие речи»

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
Игры по звуковой культуре речи
Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши»,«Позови громко», «Эхо».
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото»,«Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж».
Картотека артикуляционных игр и упражнений.
Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».
Игры на развитие связной речи
«Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала,что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»,«Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».

Предметно-развивающая среда в детском саду в рамках ФГОС

МДОБУ «Детский сад № 12 ЛГО»

воспитатель старшей группы

Банина Е.Р.


Предметно-развивающая среда в ДОУ

  • Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  • В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
  • Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Что такое предметно - развивающая среда? ( Терминология )

Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ .


Требования ФГОС к предметно - развивающей среде:

1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.


Факторы, которые следует учитывать при организации ПРС

  • Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
  • Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС

Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.


Предметно – пространственная развивающая среда должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная, 2) познавательная, 3) речевая, 4) художественно-эстетическая, 5) физическая .


Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС

Социально-коммуника

тивное развитие:

Познаватель

ное развитие:

  • Центр ПДД
  • Центр пожарной безопасности
  • Центр труда, уголок дежурств
  • Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)
  • Центр «Уголок Природы»
  • Центр сенсорного развития
  • Центр конструктивной деятельности
  • Центр матема-тического развития

Речевое развитие:

Художествен-но-эстетическое развитие:

- Центр экспериментиро-вания

  • Центр речевого развития или уголок речи и грамотности

Физическое развитие:

  • Центр ИЗО или уголок творчества
  • Центр физического развития
  • Центр «Здравствуй, книжка!»

-Центр музыкально-театрализован-ной деятельности



Направление: Художественно - эстетическое развитие . В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.


Направление: Речевое развитие Центр «Мир книги» играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

Что за чудо эти книжки!

Очень любят их детишки!

Регулярно все читают,

Много знаний получают!


Направление: Познавательное развитие. Центр опытно-экспериментальной деятельности. В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: микроскоп, мерные стаканчики, грунт, камни, семена, крупы и т.д. Наши маленькие «почемучки» проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов.


Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке содержатся различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены макеты (сельский дворик, аквариум, кормушка с птичками и т.д).

У нас почти, что зимний сад

В природном уголке.

Здесь потрудиться каждый рад,

Помочь рука к руке!


«Строительный» (конструктивный) центр , хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность.

Раз, два, три - сложу детали, Чтоб они машиной стали. Из конструктора такого Что ни сделай - все толково


Центр «Дидактических игр» (игротека) Центр решает следующие задачи : целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.


Направление: Социально-личностное развитие Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр:

«Больница»

«Парикмахерская»


Хороши у нас игрушки-

Куклы, мишки, погремушки.

Поиграем и потом,

Все на место уберем.


«Магазин»


Уголок безопасности

О безопасности в пути,

На улице и дома

Мы будем, знаю, говорить

Сегодня в группе снова.


Спортивный уголок

Если день начать с зарядки, Значит, будет всё в порядке. Нам пилюли и микстуру Заменяют физкультура!


Музыкально-театральный центр

В нашей группе все актеры, Кукловоды и танцоры. Каждый день и каждый час Мы хотим играть для Вас!!!


Уголок дежурства

Все хотят дежурным быть

Чтобы всем руководить.

Ведь дежурить каждый день,

Малышам совсем не лень!


Учебная зона

Мы с фигурами знакомы,

Про цифры много узнаём.

И математики законы

Постигать не устаём!


А вот любимое местечко,

Здесь время мчится, словно речка,

Тут быстро взрослым можно стать,

И профессии менять!



Надежда Бригадирова
Представление группы на конкурсе развивающей предметно-пространственной среды

В нашем детском саду состоялся конкурс «Организация развивающей предметно-пространственной среды ».

Наше представление РППС .

Воспитатели : Бригадирова Н. А., Левус А. С.

Проходите, проходите, очень рады видеть вас! Ну, а мы тянуть не будем, начинаем свой рассказ.

Очень правильный вопрос задаёт сегодня ФГОС : Где она заветная, среда наша предметная ?

Чтобы знать, к чему стремиться и чего нам достигать! Мы решили, что с Великих надо тему начинать!

Понятие предметно- развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития ».

С. А. Новосёлова.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить-развиваться собственной жизнью , его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

У. И. Тихеева.

И не деться от этого никуда и это вовсе не ерунда. 9 критериев – они уже есть, в своей работе должны мы учесть.

Наша группа младшая вторая по размеру небольшая, но количество детей 26 не лишает нас идей.

Цели есть, задачи тоже, размещаем всё как можем. Сил своих не пожалеем и расскажем, что имеем.

Сейчас по группе мы пройдём и всё что надо там найдём! А начнём с приёмной нашей, вам сейчас о ней расскажем.

Здесь имеется шкафчик для каждого ребёнка, а в нём одежда, обувь и даже гребёнка. Спортивная форма в отдельном пакете, про это знают все наши дети! Здесь две выставочные витрины и под лепку и под картины, информация для родителей, для дедушек, бабушек и прочих зрителей.

Здесь закончим и теперь, взглянем мы на эту дверь. Всем понятно это выход на прогулку и домой, а у нас стоит там шкафчик, где храним мы выносной. Есть материал выносной, для сложной прогулки и простой :

султаны - ветер наблюдать;

лопатки – чтобы копать;

мел – на асфальте рисовать;

игрушки – чтобы всем играть.

А сейчас всем тихо – тихо. … В эти двери входит Тихон. Не аукать, не кричать, а баюкать и качать. Тихон песенку поёт, сны ребятам раздаёт. Чтобы полный был релакс, музыка звучит у нас. На кроватках детки спят, тихо носики сопят. Ну, а это няня Женя контролирует процесс, мы сейчас закроем двери, перекинем интерес. После сна их ждёт зарядка, а потом всё по порядку, снимем пижаму и сложим, кому – то мы сами поможем, но многие детки сейчас всё делают сами, чем радуют нас.

Закончив в спальне все дела, мы идём скорей сюда. Эта комната гениальная, туалетно – умывальная. Навыки гигиены очень нужны! Навыки гигиены очень важны! Положим, мыло мы в мешочек, здесь у каждого ребёнка есть горшочек, а поскольку деток 26, писсуар повесили мы здесь. Полотенце каждому, чтоб вытереть руки, ну а картинки, чтоб не было скуки. Для лепки храним мы здесь глину, ведь лепим мы не только из пластилина.

1. здесь учим общаться;

2. и мир познавать;

3. физически крепнуть;

4. и речь развивать ;

5. всё делать красиво, с искусством дружить – и скажем вам прямо – эстетами быть.

Посмотрите :

Этот уголок «Три в одном» мы называем, потому что сразу три центра он объединяет, чтоб не мучить долго вас, перечислим их сейчас. Театральный, музыкальный, физкультурный уголки – очень мы старались, уместили, как могли. Здесь и зеркало, костюмы – всё доступно для детей и для прочих там идей :

Хотите вы потанцевать, можем коврик мы достать;

Если кукольный театр – надо ширму доставать;

Есть театр матрёшки, пальчиковый тоже, а ещё магнитная доска, в занятиях поможет.

Доставать мы всё не будем, но про это не забудем. Что в коробочках у нас? О том позже наш рассказ.

А следующее свидание назначает нам познание. Всё что связано с природой, дни недели, время года и, конечно же, погода, не надо далеко идти – здесь можно будет всё найти. Уголок природный – нынче очень модный. Лейки - чтобы поливать. Лопатки – чтоб рыхлить, копать. Ну, а рукавички – листья протирать. Учим проявлять заботу и любить нашу природу. Чтобы радовали глаз, чтобы сочинить рассказ. Есть картинки у нас, на любую тему найдём мы перемену!

Рядом уголок для книг, он не мал и не велик. Чтобы научить листать, надо книги почитать, а потом, ну как, тут быть? – аккуратно всё сложить.

Чтобы знать, что изучаем, в этот день и этот час, вот на этой полке остановим глаз! Всем известная тема народная – весёлая и хороводная.

Музыкальная пауза – играет музыкальная игрушка.

Вот комодик для науки, с ним мы все не знаем скуки! Чтоб всё к опытам найти, не надо далеко идти. Чтоб не подвела сноровка, существует маркировка. Маркировку берём и что надо нам найдём!

А сейчас прошу внимание, нетрадиционное рисование! Это манка и поднос, для чего они вопрос? А ответ простой – делай как я и не стой (демонстрация рисования манкой) . Этот процесс не зевает, ориентировку, координацию, ловкость, глазомер развивает .

А для развития сенсорики и мелкой моторики, у нас пособия есть и их, увы, не перечесть : пазлы, втулки и мозаики, пирамидки, кубики, вкладыши и развивайки . Все на полочках лежат в ожидании ребят. Легко можно подойти и взять, сесть за стол и поиграть, родители нам помогли, очень многое принесли.

И вот в этом месте хотелось бы нам спеть целую ОДУ этим столам. За ними мы и питаемся и очень много занимаемся, рисуем, лепим, клеем, строим – это очень дорогого стоит.

Посмотрите вот отсюда, ставим мы на стол посуду, здесь берём краски, пластилин и карандаши и рисуем от души.

А здесь сердце предметной среды и от него идёт движение, угадали? Что же это? А это наши приложения! На каждый вид деятельности есть приложение, а в нём готовое решение : иль на эту иль на ту на предметную среду . Отсюда новые задачи, а как же может быть иначе и одна из тех затей - это наш Мини – музей. Мини – музей для мини – игрушек, для мини - машинок, мультяшек и мини – зверушек.

Центр игры иль игровая – здесь есть комната жилая, кухня есть и центр моды, много там всегда народа, есть гараж и есть больница, дети любят полечиться, а если чего-то вдруг не хватает, то эти модули нас выручают, и построим и сломаем, вообщем здорово играем. Конструктор есть ещё другой, посмотрите-ка, какай. Всё легко собирается, переносится, передвигается. Как вы поняли сейчас, был о мобильности рассказ.

Есть любимый магазин и конечно не один. Есть ещё игрушек много, вот железная дорога. Два больших грузовика, их убрали мы пока. Кто-то скачет на коне, на горячем скакуне. Кто-то ходит в магазин. Кто-то хочет быть один, ищет он спасенье в уголке уединения, он на стульчике сидит, сам с собою говорит, книжки он читает и о чём-то мечтает.

А в основном – чего скрывать, дети любят поиграть!

Кто-то по морю плывёт, лодку по морю ведёт, а вот этот самосвал, он на стройке побывал. Кукла – хорошая игрушка, каждой девочке подружка. Есть корзинка пелёнок, а для пелёнок пупсёнок. Ну а там игры настольные, они очень прикольные.

Есть картинки для декора, их увидите вы скоро.

Вообщем, многое и многое уже есть и это в работе надо учесть.

Достаём когда нам надо, когда требует среда , ну на этом мы закончим, всем спасибо и пока. Может что-то мы забыли, что-то мы не охватили, на вопросы ваши эти, мы сейчас скорей ответим.

Публикации по теме:

Курзова Ольга Михайловна, воспитатель; Виноградова Елена Брониславовна, учитель-дефектолог. Требования к среде развития – важный компонент.

Образовательную среду группы, я, педагог строю исходя из необходимости удовлетворения потребности дошкольника в движении, в общении, в познании.

Использование предметно-пространственной развивающей среды группы для активизации речевой деятельности детей-логопатов Наш детский сад не первый год работает над проблемой обновления предметно – пространственной развивающей среды. Развитие ребенка во многом.

Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.

Предметно-пространственная развивающая среда МАДОУ старшей группы, в соответствии ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды МАДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 - рабочая

2 - активная

3 - спокойная

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

К шести годам ребенок должен научиться сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете в течение получаса, уметь слушать и принимать активное участие в обсуждении. В течение года дети учатся составлять связный рассказ как минимум из 5-6 предложений, сопоставляют предметы по их физическим свойствам, находят 5-7 отличий в картинках. С отличием отвечают на вопросы о своей семье, ФИО, как свое, так и родителей, адрес, проживания. К 6 годам ребенок боле уверенно овладевает пространственно - временными представлениями, различает части суток, времена года, ориентируется в понятиях лево - право. Математические представления сводятся к ознакомлению числового ряда до 10 в прямом и обратном порядке, увеличение и уменьшение множества (+;- 1). Знакомство с геометрическими фигурами как объемными, так и плоскостными. Графические навыки становятся более выраженными, дошколенок учится работать не только карандашом, фломастером, но и ручкой.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Преобладающее количество мальчиков повлияло на создание развивающей среды. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающей среде представлены настольные игры: «Хоккей», «Футбол». В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин», «Ателье». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

Особенностью детей подготовительного возраста является то, что в данном возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья. Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

Коммуникативно-личностное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития) :

Уголок для сюжетно ролевых игр;

Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;

Книжный уголок,

Уголок настольно печатных игр;

Уголок математических игр;

Уголок природы и экспериментирования;

Спортивный уголок;

Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования);

Уголок конструктивной деятельности;

Уголок наш город.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм лепки, аппликации, конструирования из бумаги и др.)

Уголок для сюжетно ролевых игр;

В связи с тем, что игровые замыслы детей 6-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал в данном уголке размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу - крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства - макетами, мелкие фигурки-персонажи которые выполняют функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещены в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро "населен", по желанию играющих) .

Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:

Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах)

Настольный театр (Три поросенка, Кот в сапогах, Колобок, Теремок, Зимовье, Маша и медведь)

Настольные игры из серии «Играем в сказку»

Пальчиковый театр

Театр с игрушками Бибабо

Маски персонажей и костюмы

Музыкальные инструменты

Диски с музыкой и сказками

Декорации и ширма

Портреты великих композиторов

Картотека музыкальных и театрализованных игр

Книжный уголок:

Книги подобранные по возрасту и по текущей теме

Портреты писателей и поэтов

Сюжетные картинки

Схемы для заучивания стихотворений

Схемы для пересказа произведений

Настольно-печатные игры по развитию речи

Мнемотаблицы

Уголок математический:

Настольно-печатные игры «Развиваем внимание» «Сложи картинку», «Учимся сравнивать» и др.

Цветное лото

Головоломка «Шестиугольник»

Математический планшет

Найди фигуру

Выкладываем дорожки

Логические цепочки

Уголок природы и экспериментирования:

Календарь природы

Картотека прогулок, опытов, экспериментирования

Настольно-печатные игры по экологии

Домино (фрукты, овощи, животные и т. д.)

Таблицы

Мини лаборатории

Спортивный уголок:

Мячи большие, средние, маленькие

Гантели

Кольцебросы

Мешочки для метания

Скакалки

Ходули, средства для массажа (варежки, мячики, массажеры)

Дорожки здоровья

Картотеки подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна

Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования):

Акварель

Кисти разных размеров и материалов

Бумага разной фактуры

Ножницы

Трафареты

Палитры

Пластилин

Формы для лепки

Карандаши

Фломастеры

Образцы изделий декоративно -прикладного искусства

Раскраски по темам

Уголок конструктивной деятельности:

Конструктор разных размеров и форм и материалов

Схемы построек

Мозаики разных форм и размеров

Бумага для оригами

Природный материал

Уголок наш город:

Символика нашей страны

Фото книги по городам России

Карта России

Книги по истории города

ВЫВОД: Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.