Садовые растения        27.06.2020   

Презентация на тему "конфликты родителей и детей-подростков". Межличностные и семейные конфликты Скачать презентацию конфликты подростков со взрослыми

Проверил К. пси. н. доцент Тужикова Е.С.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Психолого-педагогический факультет Кафедра организационной психологии

Доклад По дисциплинеКонфликтология

На тему: Конфликты родителей и детей подростков.

Слайд 2

Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Слайд 3

Выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей:

Тип внутрисемейных отношений.

Выделяют:

Гармоничный

Дисгармоничный

типы семейных отношений.

Слайд 4

2. Деструктивность семейного воспитания.

Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

Разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

Противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

Опека и запреты во многих сферах жизни детей;

Повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

Слайд 5

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности.

4. Личностный фактор.

Слайд 6

Перед подростком стоит задача самоопределения в трех «областях»:

  • Половой. Т.е. буквально должна произойти половая идентификация.
  • Возрастной. Во время самого этого периода у подростка нет четкого ощущения «Кто он?».
  • Социальный. Подростку необходимо занять определенное место в обществе в своей референтной группе.
  • Слайд 7

    Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

    Конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная сменакритериев оценки ребенка);

    Конфликт сверхзаботы (излишняя опека исверхожидания);

    Конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

    Слайд 8

    Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

    Реакция оппозиции;

    Реакция отказа;

    Реакция изоляции.

    Слайд 9

    Причины конфликтов родителей и подростков

    Подростки в конфликте:

    Кризис переходного возраста;

    Стремление к самостоятельности и самоопределению;

    Требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;

    Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;

    Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

    Слайд 10

    Родители в конфликте:

    Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

    Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;

    Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

    Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

    Неподтверждение родительских ожиданий.

    Слайд 11

    На основе проведённого исследования можно выделить следующие причины конфликтов между родителями и подростками:

    "Непонимание, разные взгляды на жизнь".

    Эту причину конфликтов с родителями подростки поставили на первое место. Указанная причина намного опередила все остальные. И это не случайно: она может иметь "тройное происхождение":

    1) социокультурное;

    2) социально-психологическое;

    3) социально-ролевое.

    Слайд 12

    "Несправедливость родительских требований".

    Детско-родительские отношения по своей природе интимны и не терпят формализма. Тем печальнее, когда между родителями и детьми появляется невидимая стена непонимания и отчуждения.

    В этих условиях даже справедливые и обоснованные требования родителей субъективно воспринимаются как несправедливые.

    А если эти требования еще высказываются в категорической, безапелляционной форме, что часто и делают родители, не замечая, что "ребенок" уже готов к равноправному общению, то тем более трудно согласиться с такой "справедливостью".

    Слайд 13

    "Моя успеваемость".

    Эта причина отражает не только естественное для этого возрастного периода поведение, сколько меру выполнения школьниками своей социальной функции - роли учащегося. Частота конфликтов школьников с родителями по поводу успеваемости в 2,5 раза выше, чем с учителями. Это естественно, так как для родителей успехи их детей более значимы, чем для учителей.

    Слайд 14

    "Мало помогаю по хозяйству".

    По данным опроса, юноши и девушки называют эту причину конфликтов довольно часто. Подросшие чада требуют к себе уважения и предоставления новых прав, но когда речь заходит об обязанностях, налагаемых статусом взрослого, диспозиция меняется на противоположную.

    "Из-за моей компании"

    Отмечали в проводимых исследованиях юноши и девушки и такую причину разногласий с родителями. Причина, в общем, естественная - родители опасаются дурного влияния улицы. Но зачастую сами родители, не сумев наладить отношения с выросшими детьми, способствуют их стремлению найти недостающую им равноправность и искренность в общении за пределами семьи.

    Слайд 15

    Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

    1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

    2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

    3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

    4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

    Слайд 16

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Посмотреть все слайды

    Родительское собрание-тренинг

    7 класс Николаевской

    Классный руководитель – Костырко О.В.

    Николаев



    «Сколько человеческого счастья разбилось в дребезги только потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини»

    И.Д. Вильде

    Конфликт ы в подростковом возрасте, пути их разрешения


    • Дать понятие о конфликте, путях его преодоления
    • Рассказать о типах агрессии у подростков
    • Дать рекомендации родителям для воспитания гиперактивных детей
    • Научить практически преодолевать состояние агрессии, находить выход из конфликтных ситуаций

    Подростковый возраст

    • «Слабость цели» Неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно лёгкий отказ от достижения поставленной цели.
    • Для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели».
    • Важна эмоциональная значимость цели.

    Умение владеть своим поведением – важное качество зрелого, взрослого человека.

    «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением»

    Выготский Л.С.


    «У детей этого возраста, - очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционального более привлекательного поведения за счёт поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение»

    Божович Л. И.

    • Школьники часто смешивают проявление таких, например, качеств, как настойчивость и упрямство, следование определённым принципам и стремлениям во что бы то ни стало настоять на своём.
    • Поэтому очень важны беседы с подростками, в процессе которых они научатся различать эти проявления

    Существенная черта подросткового возраста,

    оказывающая влияние на поведение, развитие

    школьника, - сила потребностей, мотивов,

    интенсивность и острота эмоциональных реакций.

    Здесь требуется работа по обогащению мотивационной

    сферы подростков, развитию у них широкого круга интересов, увлечений, становлению системы ценностей.

    Обогащать интересы и увлечения

    Значительную роль играет наличие чувства собственного достоинства и представление о своём уровне достижений, снижение которого оказывается чрезвычайно болезненным для самого подростка: он не может позволить себе

    «упасть в собственных глазах»

    Существенное значение имеет формирование

    необходимых нравственных качеств школьника,

    таких как чувство долга, ответственности.


    • У подростков повышенная потребность в эмоциональном насыщении, причём новых и сильных, с чем бывают связаны весьма рискованные формы поведения, любовь к громкой, «бьющей по нервам» музыке и первое знакомство с наркотиками, алкоголем.
    • Часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. Сравнительная лёгкость возникновения переживаний, эмоциональная напряжённость, психологический стресс.
    • Противоречия в поведении могут приводить к частым и достаточно продолжительным аффектам.

    Помощь в период непосредственного протекания аффекта

    • Важно создать условия для «разрядки» аффекта без особо вредных последствий для подростка и окружения:
    • Отвести его в тихую комнату, на какое-то время оставить одного, предоставить возможность разрядить напряжение, дать выплакаться.

    2.Когда подросток успокоится, нужно побеседовать с ним. (после приступа аффекта школьник вместе с облегчением часто испытывает чувство вины).


    Агрессия - э то


    Виды агрессии

    Прямая агрессия

    • Вербальная (словесная) – когда насмешничают, иронизируют, обзываются, ругаются матом и т.д.;
    • Физическая – когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.;
    • Материальная – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д.

    Косвенная агрессия

    • Частичное игнорирование – непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т.д.);
    • Полное игнорирование – бойкот;
    • Другие виды психологического давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.)

    • Недостатки семейного воспитания
    • Неполная семья с нарушенными функциональными связями
    • Гиперопека, чрезмерный контроль и нудные поучения, наставления
    • Эмоциональная холодность, чрезмерная строгость
    • Попустительский стиль воспитания
    • Агрессивное отношение родителей к детям (физические наказания, оскорбления и т.п.)
    • Несформированность у детей моральных норм, общественных ценностей
    • Недостаточность произвольности в поведении
    • Вседозволенность, наличие большого количества свободного времени, несформированность круга интересов

    • Ситуационные
    • Ответная агрессивность, на присутствие новых взрослых или сверстников;
    • Чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
    • Введение ограничений в поведение ребенка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности выполнения заданий ребенком);
    • Новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
    • Нарастание утомления и пресыщение у ребенка и др.
    • Наследственно-характерологические
    • Наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению;
    • Психопатоподобное, возбудимое поведение родителей или родственников;
    • Наличие выраженной тревожности и гиперактивности у детей.
    • Резидуально-органические
    • Травмы головного мозга;
    • Минимальная мозговая дисфункция.
    • Социально-бытовые
    • Неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе;
    • Неадекватно-жесткий родительский контроль;
    • Враждебное или оскорбительное отношение к ребенку;
    • Ситуация налаживания совместной деятельности;
    • Необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений.

    Типы агрессии у детей

    Тип агрессии

    Характеристика

    Двигательно-расторможенные дети. Чаще всего воспитываются в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности

    Обидчивый и истощаемый

    Ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением

    Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе игровые ситуации с правилами

    Свойственна повышенная чувствительность, обидчивость, раздражительность, ранимость. Причины: недостатки воспитания, трудности обучения, особенности созревания Н.С.

    Агрессивно-боязливый ребенок

    Помогите ребенку разрядить психическое напряжение (шумная игра, поколотите что-нибудь). Стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок всегда агрессивен.

    Часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям (эти люди уже не образец для подражания). Он переносит свое настроение, проблемы на этих людей.

    Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

    Враждебность, подозрительность – средство защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения»

    Агрессивно-безчувственный ребенок

    Работайте со страхами, моделируйте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее.

    Способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена.

    Нужно стимулировать гуманные чувства. Приучайте ребенка нести ответственность за свои поступки

    Типы агрессии у детей


    • Слишком бурные проявления своих чувств, как правило, не решают проблемы, а лишь создает новые.
    • С другой стороны, если постоянно подавлять в себе свои эмоции и стремиться быть спокойным, то это вредно скажется для нашего здоровья.
    • Прекрасными помощниками для успокоения своего душевного состояния являются ванна и душ.
    • Часто, причиной повышенной раздражительности является неправильно организованный режим дня.
    • Каждому человеку ежедневно необходим полноценный сон, чтобы накопить новые силы на завтрашний день.
    • В свободное от учебы время активно отдыхайте.
    • Полезно проводить как можно больше свободного времени на свежем воздухе, а лучше на природе.
    • Вообще избежать конфликтных ситуаций невозможно в нашей жизни. Поэтому научитесь управлять своими эмоциями.
    • И, наконец, из каждой возникшей ситуации извлекайте для себя урок на будущее.

    • «Крестики-нолики»
    • «Бумажный волейбол»
    • «Цыпленок из яйца»
    • «Дерево настроения»
    • «Покажи, где в твоём теле прячется злость» и другие…
    • «Разукрась шары»
    • «Бумажка»
    • «Считалочка»
    • «Спрячь обиду»
    • «Руки»
    • «Зеркало»



    Правила для детей жизненно необходимы

    • Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.
    • Взрослые должны согласовать правила между собой.

    Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

    • При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
    • Дайте свободу .

    Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.

    • Никаких нотаций

    Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените, стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

    • Уступает тот, кто умнее .

    Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

    • Не надо обижать .

    Причины отклонения в поведении детей.

    • Потеря веры в собственный успех .
    • Борьба за внимание .

    Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе, а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»

    Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.

    • Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи! Как горько приходиться осознавать, что в последнее время в нашем современном обществе всё чаще возникают суицидальные проявления со смертельным исходом.
    • Борьба за самоутверждение .

    Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.

    • Желание отомстить .

    Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (бабушка опекун), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.


    уровни

    Коллектив

    Семья

    Среда неформального общения

    Друг

    Лидер

    Привязан к родителям

    Формальный помощник

    Имеет временные роли

    Замкнут, отгорожен

    Приветствуемый

    Без определенной роли,

    Независимый в группе

    Конфликтен

    Примыкающий без проблем

    Примыкает к одному из родных

    Без роли и без поддержки

    в коллективе

    Разрыв с семьей (бродяжничает)

    Изолированный

    Вне группы, но пользующийся приязнью

    Выталкиваемый из семьи

    Примыкающий ценой

    жертв (помыкаемый)

    Отвергаемый


    Для всех

    Сформулировать проблемы, которые приводят, по – вашему мнению, к частым конфликтам в школе

    1 группа

    Распишите возможный коллективный план действий по разрешению вашей проблемы по пунктам или изобразите его в виде схемы.

    2 группа

    Каждому участнику группы записать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные.

    3 группа

    • Взвесив все «за» и «против», выберите лучшие варианты решения проблемы. Возможно, что у вашей группы он будет только один. В карточке вашей группы напротив выбранных вами вариантов напишите их положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант





    Типы конфликтов

    • Социальный конфликт
    • Эмоциональные или личностный конфликт
    • Внутриличностный конфликт
    • Межличностные конфликты
    • Конфликт между личностью и группой
    • Межгрупповой конфликт

    Московский государственный социальный университет Академия социальной работы Кафедра социальной психологии Семенов Алексей Валерьевич « Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах»























    Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др.

    Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает противоречие, помогает прояснить отношения и т.д.

    Признавая конфликт нормы общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизма психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.
















    Народная мудрость о конфликтах и способах их решения


    • Создать атмосферу сотрудничества;
    • Стремиться к ясности отношений и общения;
    • Признать наличие конфликта;
    • Договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);
    • Очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;
    • Добиться соглашения;
    • Установить срок решения;
    • Воплотить план в жизнь;
    • Оценить принятое решение.

    Пути преодоления конфликтов выбор стратегии

    • Авторитарная стратегия – подавление в подростке «ощущения взрослости» любыми способами
    • Компромиссная стратегия –договор между сторонами
    • Демократическая стратегия –общение с подростком на равных
    • Стратегия нейтралитета – невмешательство в дела подростка: каждый живёт своей жизнью
    • Полистратегия - использование различных стратегий в зависимости от конфликта


    Способы разрешения конфликта

    Каждый конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:

    • Возникновение конфликта.
    • Осознание данной ситуации сторон.
    • Конфликтное поведение.
    • Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

    Выделяют пять способов разрешения конфликта:

    Стиль

    Сущность стратегии

    Соревнование (конкуренция)

    Условия эффективного применения

    Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

    Уклонение (избегание)

    Недостатки

    Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения.

    Уход от ответствен­ности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересом партнера.

    Приспособление

    Сглаживание раз­ногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план.

    При поражении - неудов­летворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.

    Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время.

    Переход конфликта в скрытую форму.

    Предмет разногласия более важен, для другого. Желание сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти

    Вы уступили. Решение откладывается


    Компромисс

    Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

    Сотрудничество

    Одинаковая власть.

    Взаимоисключающие

    интересы.

    Нет резерва времени.

    Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

    Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены

    Есть время. Решение важно обеим сторонам.

    Временные и энергетические затраты. Не гарантированность


    • Не отвечайте на агрессию агрессией;
    • Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
    • Дайте возможность оппоненту высказаться;
    • Старайтесь выразить свое понимание в вязи с возникающими у оппонента трудностями;
    • Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;
    • Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.

    Пути преодоления конфликтов

    И пусть идут, летят года,

    За веком век считая.

    Пусть распри, споры меж людей

    Уйдут следы сметая.

    В душе останется любовь

    К родной земле, к родному краю

    Пусть не прольется больше кровь…

    Сердца, что лед, пускай растают.


    • Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
    • Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
    • Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
    • Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
    • Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
    • Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
    • Успехов Вам!

    • Чем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут все без труда. Слова порой запутаны, Пример же - никогда. Тот лучший проповедник - Кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии - Вот лучшая из школ. И если все мне показать - Я выучу урок.

    Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить,

    И мыслям, и словам, Но я уж лучше погляжу,

    что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму, Твой правильный совет. Зато пойму, как ты живешь, По правде или нет.



    Наблюдая детей младшего школьного возраста, замечаешь, как много ребятишек, агрессивно настроенных по отношению к своим сверстникам. Такие детки тяжело идут на контакт. Возможно моя презентация с приведёнными в ней методиками, поможет учителям и родителям получить необходимую информацию для изучения причин агресси.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    «Конфликты в младшем школьном возрасте. Как их избежать».

    а грессия; неуважение к другим; неумение общаться. Причины конфликтов в младшем школьном возрасте

    Агрессия -действие или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (у дарили), так и словесно (оскорбления, угрозы, унижения и др.)

    Причины агрессивности детей. Грубое, жестокое поведение родителей. Когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему. Взаимоотношения со сверстниками. Отношения в семье. Противоположные требования. Непоследовательность родителей. (Возникновение противоречий между словами и поступками.) Особенности биологического развития. СМИ.

    Агрессия, направленная на окружающих людей. Причины: Защита Несдержанность (показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма)

    Если бы наше общество жило по закону “око за око”, весь мир был бы незрячим.

    Что делать, если ребёнок агрессивен по отношению к окружающим? Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. (Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребёнок в зависимости от настроения отца мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.)

    Следует избегать неоправданного применения силы и угроз. (Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких черт, как злоба, жестокость и упрямство). Важно помочь ребёнку научиться владеть собой. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. Надо дать понять ребёнку, что агрессивное поведение никогда не принесёт желаемого результата. Самое главное -научить ребёнка разряжаться, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».

    «Ёжик» - методика получения обратной связи. Данная методика направлена на изучение причин агрессии младших школьников через получение обратной связи путём погружения в сказку.

    Данная методика разработана педагогом- психологом Бахтигиреевой Т.Н. « Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в одном сказочном лесу. Её мне рассказал маленький ёжик, а ещё он попросил рассказать эту историю вам. Итак – начинаем! Все ёжики на свете колючие. Не правда ли? На них столько колючих иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить -и вовсе нельзя. Но нашему ёжику всё-таки повезло. Как это произошло? А вот как. Брёл ёжик по лесу. Видит пень торчит. На том пне сидит Зайчонок и кашу манную ест. Съел Зайчонок всю кашу и сказал: «Спасибо, мама!» Подошла к зайчонку мама, по головке погладила и похвалила: «Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт» А ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, чт о он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:

    Кто тебя обидел? -Никто не обидел»- отвечает Ёжик. -А почему у тебя слезинки на глазах? -Потому что Вы Зайчонка… погладили…лапкой» Разве тебя мама не гладит? -Не гладит. Никто меня не гладит. Я бы тебя погладила, малыш, если бы…..если бы ты не был таким колючим, - пожалела ёжика Зайчиха. Конечно она бы тебя погладила, - вмешался Зайчонок. –Но можно очень даже лапу уколоть. А если я не буду колючим? –вдруг спросил Ёжик. Тогда другое дело, -говорит Зайчиха. –Но ведь это невозможно! Возможно! – крикнул Ёжик и стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев.

    Когда этот шарик подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чём дело. Но Ёжик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал: Теперь я…совсем…. не колючий. Правда? Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика. Молодец! –сказала она. –Ах, какой находчивый Ёжик растёт! Ребята, когда Ёжик рассказал мне эту историю, ему захотелось узнать, есть ли в нашей школе детки, похожие на Ёжиков, которых никто никогда не гладил и не приласкал. А чтобы Ёжик поскорее узнал об этом, я предлагаю вам нарисовать ответы на вопросы и отправить эти рисунки Ёжику в сказочный лес.

    1.Твоя мама часто гладит тебя по голове, прижимает или она этого не делает совсем? 20 детей 6 детей 1 ребёнок Только ругает Редко Часто

    2 . Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? 9 детей 1 ребёнок 17 детей Не нравится Всё равно Да

    3.Бывают случаи, когда человека всё вокруг раздражает, всё ему не нравится. Если с тобой это происходит часто… 12 детей 15 детей 1 ребёнок Часто Иногда Никогда

    4. Нашего ёжика никто не мог погладить из-за иголок. А есть ли у тебя «иголки», которые Появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если иголки появляются часто и мешаю тебе дружить с ребятами, нарисуй.. 4 ребёнка 15 детей 9 детей Никогда Иногда Часто

    5. Когда ты приходишь в школу, в свой класс, ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече? 8 детей 0 20 детей Приятно видеть всех детей. Только н екоторых. Не хочется никого видеть.

    АНКЕТА 1. С большим удовольствием иду в школу. 2. Устраивает режим работы школы. 3. Устраивает расписание. 4. С большим желанием выполняю домашнее задание. 5. У меня есть любимый учитель. 6. У меня достаточно времени для занятий по интересам. 7. Принимаю участие во всех школьных и классных мероприятиях. 8. Мне нравится мой класс. 9. Хочу перейти в другую школу. 10.На каникулах скучаю по школе. Данная анкета направлена на выяснение общего эмоционального климата в детском коллективе и удовлетворённостью учебным процессом.

    Удовлетворение учебным процессом опрашивалось 28 человек. 1.С большим удовольствием иду в школу. 85 % (24 ч.) 2. Устраивает режим работы школы. 71% (20 ч.) 3. Устраивает расписание. 96% (27ч.) 4. С большим желанием выполняю д / з. 57 % (16ч.) 5. У меня есть любимый учитель. 100% (28ч.) 6. У меня достаточно времени для 78% (22ч.) занятий по интересам. 7. Принимаю участие во всех школьных 53% (15ч) и классных мероприятиях. 8. Мне нравится мой класс. 100% (28ч) 9. Хочу перейти в другую школу. 0% 10.На каникулах скучаю по школе. 85% (24ч)

    1.Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку?­­­­­­­­­­­­­­­­ Кому не написал бы? 2.Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь? 3.С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? С кем бы не хотел? Почему? Данная методика направлена на выявление межличностных отношений в классе.

    Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным.


    Итоги теста

    От 30 до 40 баллов: Вы более или менее тактичный человек. К конфликтам относитесь отрицательно, каждый раз, когда это возможно, стараетесь избежать их. Умеете находить компромисс. Но все же когда ваши друзья или коллеги нуждаются в вашей помощи, выраженной в критике, не всегда можете ее оказать. Не кажется ли вам, что стоит быть несколько более прямолинейным? От 15 до 29 баллов: Вы - достаточно конфликтная личность. Но тем не менее в коллективе вы все же пользуетесь уважением. Иногда вы высказываете свое мнение, не принимая в расчет то, что это может кого-то обидеть или задеть. Менее 14 баллов: Вы - жуткий спорщик и чрезвычайно конфликтная личность. Вас хлебом не корми дай поспорить и поскандалить! Вы постоянно спорите с кем-нибудь, причем каждый раз пытаетесь навязать свое мнение, независимо от того, правы ли вы. Вам даже льстит то, что вас в глаза называют скандалистом. Вероятно, стоит задуматься о том, нет ли у вас комплекса неполноценности.