Садовые растения        25.09.2019   

Проблемы семейного воспитания на современном этапе. Современные проблемы воспитания детей в семье и пути их решения. Рассмотрим основные типы неблагополучных семей, которые встречаются в настоящее время

Семья является важным социальным институтом, который состоит из людей, сопереживающих друг другу, поддерживающих друг друга в социальном, экономическом, психическом плане. Это организм, существующий по своим законам, выполняющий ряд важных функций, нарушение которых приводит к проблемам семейного воспитания.

Важнейшими функциями семьи , которые обеспечивают жизнеспособность общества, являются следующие:

  1. Репродуктивная. На семье как ячейке общества отражаются все современные невзгоды, население не только стареет, но вымирает.
  2. Воспитательная. Причин снижения этой роли сегодня множество. Вошедший в «моду» индивидуализм содействует разобщению, разрушению традиционной семьи.
  3. Восстановительная, поддерживающая. Низкий уровень духовной, нравственной культуры приводит к тому, что семья не обеспечивает своим членам психологического комфорта, ослабляет их жизненный тонус.

Семейные ценности в современных реалиях

Для детей семья – это то место, где развивается характер, закладываются жизненные принципы, основы физического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья для каждого из ее членов может выступать как положительным, так и отрицательным фактором. Ребенок нигде не получит столько заботы и внимания. Одновременно с тем, ни один иной социальный институт не способен нанести столько вреда.

Еще сто лет назад благополучие семьи подкреплялось традициями, церковью, законом. В современной семье произошли значительные изменения, она находится в менее защищенном положении, многие можно назвать «трудными».

Из-за тяжелого прессинга экономических и политических проблем, снижения уровня жизни отцовские и материнские роли перераспределились. Урбанизированный образ жизни придает семье новый характер, эмоциональный контакт между младшими и старшими нарушается. Внутрисемейные отношения характеризуются повышенной конфликтностью, следствием чего является высокий уровень разводов.

Культура семейной жизни «варваризируется», разводы приводят к тому, что дети остаются с одним из родителей, перегруженным работой. На нравственном развитии ребенка сказывается отсутствие опеки отца или матери, образцов их позитивного поведения.

Распространенные причины кризиса – алкоголизм, противоправные действия супругов, сопутствующий этому низкий культурный уровень, что негативно отражается на воспитательном потенциале семьи. Раннее вступление молодых людей в брак, проблемы с жильем, нехватка денег, нежелательные дети делают положение семьи неустойчивым. Около трети новорожденных в стране появляются на свет в неполных семьях, большой процент детей имеет врожденную умственную, физическую патологию.

Проблемы воспитания в неполной семье

Уход одного из родителей ребенок часто расценивает как свою вину. Он чувствует себя покинутым обоими, т.к. один далеко, а второй (чаще это женщина) вынужден больше быть занятым на работе.

Хорошие отношения с оставившим семью родителем рождают недоверие к тому, с кем ребенок живет. Плохие взаимоотношения порождают чувство вины, которое усугубляется еще и выяснениями, кто прав или виноват между взрослыми.

Сплетни, вопросы доброхотов, непонимание сверстников отражаются на психологическом состоянии ребенка. Иногда дело осложняется еще и обвинениями родителя, который «жертвует всем», упрекает малыша в своей несостоявшейся жизни. Кто-то наоборот, навязывает чрезмерную заботу, чем портит характер и взаимоотношения.

Любящие родители не будут доводить дело до разрыва и станут для своего чада образцом дружной семьи.

Ошибки семейного воспитания — причины проблем

Специального кодекса, помогающего воспитать идеального ребенка, не существует, но можно выделить типичные ошибки, ведущие к проблемам в воспитании.

Непонимание

Родители предъявляют к отпрыску требования, которые не согласуются с его характером, «давят» на ребенка, заставляя соответствовать каким-то своим представлениям. Это вызывает упрямство, способствует развитию замкнутости, отстраненности .

Ожидания родителей должны отвечать возможностям ребенка. Он не должен заниматься музыкой или усиленно изучать английский только потому, что этого хотят амбициозные родители.

Неприятие

Может происходить из-за несвоевременной беременности или потому, что родители хотели мальчика, а родилась девочка. Неприятие может появиться на фоне раннего отлучения от груди, когда малыша отдают в ясли или поручают няне. У него снижается жизненный тонус, возникают страхи , если с ним строги не по возрасту, проявляют недостаточно ласки и нежности, в общении акцентируют внимание на отрицательных чертах, не замечают положительных качеств.

Отсутствие гибкости

Непоследовательность

Встречается между родителями, когда требования отца и матери не совпадают или родители наказывают, а бабушка с дедом жалеют и попустительствуют. Непоследовательным может быть поведение одного взрослого, когда в обращении с детьми допускаются крайности: обещания и их невыполнение, тотальный контроль и полное безразличие.

Чрезмерная эмоциональность

Недовольство родителей обрушивается на ребенка, что в дальнейшем приводит к возбудимости или наоборот, к заторможенности. Излишне тревожные родители паникуют по любому поводу , страдают навязчивыми страхами, опекают, вмешиваются с советами и предостережениями.

Доминантность

Властные родители требуют безоговорочного подчинения, категоричны, не приемлют самостоятельности, все контролируют, применяют физические наказания. Такая тактика не приводит к порядку, лишь к усталости, грозит нервными срывами.

Гиперсоциальность

Отношения в семье испытывают дефицит тепла, эмоциональности. Ребенка боятся испортить, поэтому выдвигают множество требований , которым он должен соответствовать. Ему не прощают слабости и оплошностей, детская жизнь лишена непосредственности, веселья. Все идет по плану, расписано до мелочей, подвергается тщательному анализу.

Как вырастить здорового и счастливого ребенка

Характер формируется, начиная с раннего возраста, у дошкольников уже складывается определенный образ поведения. Все семейные проблемы, по мнению не только З. Фрейда , родом из детства . Воспитание потребует от родителей много усилий, а результаты родительского влияния не проявляются немедленно.

От чего любящие родители должны оградить своего ребенка:

  1. Применение насилия не только демонстрирует авторитет, оно заставляет бояться, создает негативную обстановку. Психика малыша травмируется, во взрослом возрасте возможны проявления агрессии, демонстрация силы без причины.
  2. Некоторые родители нарочито холодны, боясь развить в своем чаде эгоистичность и избалованность. Детские психологические проблемы требуют родительского внимания и любви. Не встречая понимания, ребенок замыкается в себе, теряет уважение к старшим.
  3. Обилие родительской любви тоже вредно. Выполнение любой прихоти ведет к рождению эгоиста. Сын или дочь не станут меньше любить отца или мать, если иногда будут слышать от них твердое «нет».
  4. Неаргументированные запреты на повышенных тонах – типичная ошибка . Любителю таскать конфеты из вазочки нужно объяснить, почему этого делать нельзя. Если не понял – еще раз терпеливо объяснить.
  5. Отсутствие запретов – другая крайность. Избалованность в будущем доставит массу проблем окружающим. Дети, которые не слышат дома слово «нет», ведут себя везде так, как считают нужным, а дома попросту манипулируют взрослыми.
  6. Унижение, оскорбления за провинности, встреча в штыки любого увлечения делает ребенка неуверенным, нерешительным. От родителей требуется выдержка и терпение, уважение к личности и ее интересам.

Значение семьи в воспитании

Многие родители принижают или оценивают очень узко . Они считают, что достаточно обеспечить их всем необходимым, отвести рабочее место, место для отдыха, помочь в затруднительных случаях. Но детская жизнь заполнена массой впечатлений, поэтому важно создать дома такую атмосферу, которая поддерживала бы и активизировала внутреннюю жизнь ребенка. Взрослых не должны интересовать только отметки, любящие родители вникают в эмоциональную сферу, беседуют, помогая дать правильную оценку событиям.

Обратите внимание

Чувства говорят о том, что происходит в душе, от их здоровья зависит духовное здоровье человека. Если дети полны мелких и ядовитых чувств, они не смогут жить правильной духовной жизнью.

Актуальная проблема воспитания – найти грань между любовью и строгостью . Главная родительская забота – вырастить самостоятельную личность, которая будет находиться в гармонии с окружающими и со своим внутренним миром. Основная цель воспитания – сформировать разностороннего человека, полезного людям. Путь решения этой задачи состоит в проявлении внимания друг к другу, несмотря на занятость, усталость. Если упустить момент, когда еще есть возможность что-то исправить, выстроить правильные отношения будет очень сложно.

Проблема воспитания

Проблемы воспитания детей пытаются решить психологи и педагоги. Проводятся международные конференции и симпозиумы. Однако даже они не помогли решить самыеактуальные проблемы воспитания . Сломаны тысячи копий, а единственно верного решения так и не было найдено. Посмотрим, что нам может предложить наука.

Педагогика выделяет четыре вида воспитания: диктат, невмешательство, гиперопека и сотрудничество. Причем в воспитании ребенка важны они все. И только синтез всех методов позволит избежать большинства проблем воспитания детей.

Диктат -- это постоянное подавление взрослыми или старшими детьми инициативы и достоинства младших детей. В результате в ребенке развивается реакция сопротивления. Если же ребенок слабый, у него развивается мнительность, склонность к страхам, неуверенность, понижается самооценка. Ребенок начинает настолько бояться наказания за неверный поступок, что предпочитает не делать ничего.

Невмешательство -- это система воспитания, когда ребенок фактически предоставлен сам себе. Родители, практикующие этот стиль, полагают, что у ребенка происходит развитие самостоятельности, накопление опыта, ответственности и без их активного вмешательства. Делая ошибки, ребенок сам их и исправляет. Плох этот метод тем, что у ребенка развивается отчужденность от родителей, что приводит к еще большим проблемам воспитания. Недополучивший свою долю родительской заботы и ласки, такой ребенок бывает подозрительным, недоверчивым.

Гиперопека -- это такие отношения, при которых родители ограждают ребенка от всех трудностей и при этом всем его обеспечивают. В результате формируется незрелая, эгоцентричная, капризная личность, неприспособленная к самостоятельной жизни. Также гиперопека способствует развитию ипохондрических тенденций. Окруженный с детства заботой, ребенок начинает чувствовать себя слабым в любой ситуации, где требуется принимать решения. Часто при взрослении происходит эмоциональный взрыв, который приводит к проблемам со сверстниками и даже к разрыву с семьей.

Сотрудничество -- способ создания отношений в семье, основанных на принципах объединения интересов и целей, общей деятельности, поддержки, в том числе и взаимной, во всех начинаниях и сферах деятельности. Основа воспитания при таком подходе -- это «мы». Ребенок при этом достаточно самостоятелен, но всегда рядом находятся взрослые члены семьи, готовые вовремя оказать помощь и поддержку, успокоить, растолковать непонятное. Такие семьи объединяют семейные ценности, общие традиции. В таких семьях принято проводить совместные праздники, вместе трудиться и отдыхать.

«Сотрудничество» -- это наиболее приемлемый тип воспитания. Это признается практически всеми педагогами и психологами.

Обычно в семьях происходит столкновение различных стилей воспитания, что приводит к напряженности в семье и неблагоприятно влияет на развитие ребенка. В нахождении выхода из этой ситуации и состоит главнаяпроблема воспитания

Нет проблемы воспитания детей в современной семье сложнее, чем неготовность родителей быть родителями. Семья, которая ЗАВОДИТ ребенка, как куклу, не знает..

О вопросах домашнего воспитания подрастающего поколения написано огромное количество литературных и научных трудов, статей. Это столь же бесконечная, сколь и многогранная тема, требующая постоянной корректировки в зависимости от реалий дня сегодняшнего. Жизнь становится динамичнее, а общество – агрессивнее. Все меняется, и не всегда в лучшую сторону.

И в то же время есть в этой теме один большой и важный знаменатель – воспитание детей в семье. Во все времена оно направлено на то, чтобы отпрыски выросли счастливыми и смогли найти свое место в жизни, не потерявшись в ней и не заблудившись в комплексах, в заниженной или, напротив, завышенной самооценке.

Проблемы воспитания – от его недостатка

Современный темп жизни жестко диктует свои правила и ставит вопрос ребром: или заниматься карьерным ростом, или воспитывать детей. Родители вынуждены доверять отпрыска бабушкам, нанимать няню или оставлять чадо без присмотра, что значит пустить все на самотек.

Дефицит родительского внимания – серьезная и основная проблема современного воспитания.

Из нее, как из обрубленной головы гидры, вытекают тяжелые последствия:

  • родители, стараясь компенсировать дефицит внимания, откупаются от детей подарками и хаотичными походами в кино, зоопарки, клубы;
  • они теряют навык общения с ребенком – попросту не знают, что с ним делать и, «открещиваясь» от родного чада, засаживают его за гаджеты: телефоны, планшеты, компьютеры, приставки;
  • делают из малыша божество, которому дозволено все без разбора (раз уж мы не можем выкраивать достаточно времени и внимания, значит, сделаем так, чтобы ты имел как можно больше всего);
  • забывают, что малыш – человек, у которого изначально есть чувства, мнение, душа, и относятся к нему как к помехе личностного и карьерного роста (строго и даже пренебрежительно, наплевательски);
  • ставят перед ребенком слишком жесткие требования, ожидая от него то, чего сами не смогли добиться, или же полного копирования своей манеры поведения, жизнеутверждающих взглядов (и это несмотря на склонности малыша, его индивидуальность и характер);
  • лишают ребенка возможности что-то выполнять самостоятельно (лучше сделаем это сами, чем потратим лишнее время и усилия на переделывание за неумелыми детскими ручками);
  • решают за ребенка, что ему делать, когда, где и с кем общаться, о чем говорить (мы вкладываем в тебя средства, поэтому лучше знаем, как их правильно тратить).

Но, пожалуй, нет проблемы в семье сложнее и страшнее, чем неготовность папы и мамы быть родителями. Некоторые ЗАВОДЯТ ребенка как куклу, домашнего питомца и не знают, что делать, когда малыш оказывается не безмолвным потешным существом, с которым можно поиграть и отложить за ненадобностью, а живым человеком – с чувствами, желаниями и потребностями.

Воспитывая, воспитываешь и себя

Жизнь семьи с ребенком – не сплошной праздник с кучей подарков и безудержного удовольствия, это работа:

  1. ежедневная;
  2. кропотливая;
  3. методичная;
  4. систематическая.

И начинается она с момента появления маленького человека на свет. Первые ощущения, дарованные ему: любовь, забота, ласка – своеобразные воспитательные элементы. И если малыш получает теплые чувства от обоих родителей, процесс становления гармоничной личности идет в правильном русле. Ребенок – часть отца и матери, но в большей мере он часть самого себя.

И чтобы воспитание принесло плоды, родители ОБЯЗАНЫ взять за правило то, что ребенок им ничего не должен.

А еще научиться понимать чувства и мироощущение маленького человека, желания, присущие ему от рождения. Ребенок – не копия родителей, хотя с возрастом черты сходства проявятся неизбежно, особенно когда отпрыск, взрослея, начнет подражать папе и маме. Но он – это он. И родительскую жизнь ему не повторить: вы не можете заставить сына или дочь чувствовать, видеть, понимать что-то, как вы, а вправе лишь объяснить, что чувствуете, видите и понимаете. Признавая за ребенком право на свое «я», поддерживайте его на жизненном пути – это основная задача семейной пары, которая доросла до того, чтобы быть родителями. Так что, чем раньше мать и отец начинают расти вместе со своим чадом, тем лучше.

Нет понятия «слишком рано начали воспитывать», есть только – «взялись за воспитание поздно».

Убаюкивая малыша, пойте ему песенки. Ежедневно делайте легкий массаж. Поглаживание по спинке, ножкам, ручкам – прекрасный метод подарить малышу уверенность: «меня любят», «обо мне заботятся». Это так необходимо ребенку.

Покачиваете перед крохой погремушкой – даете ему игрушку в ручки, а потом чуть оттягиваете в сторону – это не что иное, как воспитательный процесс. Малыш учится хватать и удерживать предмет, понимать, что ему нужно что-то сделать самому, чтобы дотянуться до погремушки и удержать ее.

Загружены работой, вынуждены оставить свою кровиночку вместе с бабушкой-дедушкой или нянечкой? Ничего страшного, но обязательно, придя домой, говорите с крохой, даже если он еще лежит в колыбельке. Ваш голос и внимание воспитывают в ребенке уверенность: «я нужен». А нужный человек крепко стоит на ногах.

Не прекращайте разговаривать с чадом и тогда, когда он подрос. Элементарный вопрос: «Как прошел день?» и внимательное обсуждение событий значат для малыша гораздо больше, чем очередной дорогостоящий подарок. Много времени разговоры не отнимут, а вот если их не проводить – у ребенка будет отнято право на внимание к своим проблемам. Он твердо убедится: «моя жизнь родителей не интересует вовсе». Тем самым вы и себя лишите права вмешиваться в судьбу сына или дочери.

Не знаете, как развлечь отпрыска, что ему интересно и не надоест? Не спешите дать в руки ребенку гаджет. Попробуйте поиграть в слова (например, на конкретную букву или в города, профессии). Во-первых, такое времяпровождение развивает словарный запас детей, во-вторых – позволяет получше узнать свое чадо.

Нет случайных слов. И если в лексиконе ребенка больше светлых оттенков (огурец-цветок-котенок-клубника-аквариум-мама), чем темных (ночь-царапина-акула-астероид-драка), тем спокойнее его душа.

Если преобладают слова-грустинки (слезы, плачь, смерть, кровь, обида, ябеда), есть повод задуматься над тем, что именно тревожит дитя. Кстати, лучший рецепт, помогающий развеять тревоги и страхи, – обнимашки. Просто прижмите к себе ваше любимое чадо, потеребите непослушный вихрь на голове, потритесь носиками – одним словом, подарите ребенку ощущение близости.

Ну а если со временем совсем беда, лучше включите аудиокнигу с увлекательными добрыми сказками и дайте малышу листок бумаги и карандаши. Но обязательно при этом попросите показать вам рисунок. Это очень хороший воспитательный прием, развивающий и моторику рук, и воображение, и умение понимать услышанное.

Культивируя в ребенке чувство вседозволенности (а именно так и случается, если он бог и царь в семье, кумир для мамы и папы), вы тем самым лишаете отпрыска возможности реально оценивать действительность. А еще воспитываете в нем нервозность, эгоистичное поведение и эмоциональную скудность. Дети очень чутко улавливают фальшь и недостаток родительского воспитания, но из-за своего маленького жизненного опыта вместо того чтобы противиться им, попадают под их влияние. Залюбленные дети – несчастные. Они абсолютно не приспособлены к жизни. Как выйти из такого положения?

Дайте маленькому человеку возможность не только получать, но и отдавать – поручите ему заботу о ком-то или о чем-то: животном, игрушке, цветке.

Помогите ребенку понять, что больно и холодно бывает не только ему, но и вот тому маленькому воробышку или котенку, что сидит голодный у подъезда. На примере подвижных игр научите чадо с достоинством принимать поражения. Вспомните, что есть увлекательные мультфильмы, сказки, которые знакомят детей с добром и злом, заставляют думать и делать выводы, развивают фантазию и интуицию – .

Отмахиваясь от ребенка, как от назойливой мухи, и постоянно повторяя: «Наказание мое», родители воспитывают в нем низкую самооценку, отчуждение и даже враждебное отношение к себе. Рано или поздно малыш объявит войну тем, кто не доверял ему, не поддерживал в начинаниях, и будет вести отчаянную борьбу за самоутверждение. Таким папам и мамам нужно просто вспомнить, что они тоже были детьми, и прийти в себя. Малыши тянут руки не для того, чтобы получить по ним удар. Все, что нужно сделать взрослым – протянуть свои навстречу. Дети – отражение поступков родителей.

Проецируя на отпрыска свои желания, вспомните: почему вы не смогли добиться цели и не сделали карьеру модели или удачливого президента компании? А если таковыми стали, нравится ли вам это? Ребенок может не любить геометрию, но при этом прекрасно разбираться в искусстве. Он имеет полное право не восхищаться греблей на байдарке, зато любить психологию. Чувство вины за то, что не оправдал ожидания родителей, не позволит ему вырасти счастливым и утвердиться в жизни. Помогите сыну или дочери стать собой, а не вами. У Юрия Гагарина родители не были космонавтами, но они верили в него.

Отнимая у ребенка право сделать что-то самому (помыть за собой чашку, застелить постель, сложить игрушки) и выполняя все вместо него, вы напрочь лишаете отпрыска самостоятельности.

Родительское «он еще очень маленький, успеет наработаться», «я сделаю лучше и быстрее» выливается в полную неприспособленность ребенка к жизни. Кроме того, у него обесценивается понимание значимости результатов чьего-то труда. С ранних лет необходимо воспитывать в малыше навыки, посильные его возрасту, – наблюдательность, аккуратность, уважение к труду, возможность к самооценке и анализу своих действий, принятию решений, ответственности за них.

Когда родители делают выбор за ребенка, с кем ему дружить и чем заниматься, как одеваться и где гулять – вместо самодостаточности (что ожидается само собой) воспитывается полная аморфность и совершенная неспособность к принятию самостоятельных решений. Копилка не умеет думать. Ее разбивают, чтобы добраться до содержимого. С детьми происходит то же самое: индивидуальность маленького человека уничтожается, если все время держать его в шорах «только так, а не иначе». Дети либо обезличиваются, либо начинают бунтовать. Полная апатия и революции приводят к одинаково плачевному результату. Малыш может многому научить родителей, если те поиграют с ним, поговорят, прислушаются к его мнению. Хотите выгодно вложить свой капитал? Сделайте вклад в возможность больше узнать то, что по-настоящему нравится ребенку: решайте не за него, а вместе с ним.

Воспитание в семье, как и любовь, – процесс обоюдный. Он подразумевает доверие, взаимопонимание и уважение.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья - таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать, то, что получает формирующаяся личность от родителей.

В настоящее время российское общество переживает последствия ценностного кризиса, связанного с изменением общественно-политического строя, интеграцией России в мировое сообщество. В последнее время с семьей происходят радикальные изменения, отражающие общецивилизационные тенденции и преобразования в российском обществе. Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, супруги всё более стремятся к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи, что, по мнению ряда учёных, создаёт угрозу дестабилизации семьи, приводит к росту числа неблагополучных семей.

Подобные изменения в системе ценностно-смысловых ориентаций родителей детей влияют на функционирование семьи, и в первую очередь - на воспитательную функцию. В подростковом возрасте ребенок стремится к автономии, но в то же время нуждается в родителях, их помощи и эмоциональной поддержке. Нарушения же семейного воспитания, фрустрирующие данные потребности ребенка, в этом возрасте напрямую связаны с негативными последствиями для эмоционального состояния ребенка, для его психического и личностного развития.

В центре внимания исследователей оказываются те аспекты в стиле воспитания, которые вызывают отклонения от нормального, гармоничного развития личности ребенка, то есть нарушения воспитания: гипер- или гипопротекция, потворствование или игнорирование потребностей ребенка, непоследовательность в отношениях родителей с детьми, завышение или недостаточность требований, ограничительство, чрезмерность запретов или их недостаточность, чрезмерность санкций или полное их отсутствие и т.д.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами, система воспитания или стиль семейных взаимоотношений. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачиваются тем, что ребенок не хочет учиться, создается тревожное отношение к оценкам, похвале, порицанию. Находясь под страхом наказания и оскорбления, многие из таких детей вырастают неряшливыми, пугливыми, неспособными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность или конфликтность.

Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо принимать самые строгие меры.

Еще одна ошибка, допускаемая родителями, попытка всячески способами уклониться от занятий с детьми. Подход примитивный: отмахнуться, а порой откупиться от своих чад. Детям предоставляется полная свобода, которой они, понятно, еще не умеют пользоваться. Детская безнадзорность, оказывается, не всегда является следствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра за ними.

«Семейное воспитание - дело величайшей важности», - писал А.И.Герцен. При этом он особенно выделял роль матери, которой, по мнению писателя, принадлежит «величайшее дело начального воспитания».

Изменение положения женщины в обществе вызвало противоречие между ее социальными ролями, которое нередко порождает напряженность и конфликты в семейных отношениях и негативно сказывается на воспитании детей. Занятость женщины в сфере общественного производства ведет к ослаблению контроля за поведением детей, недостаточному вниманию к их воспитанию. Кроме того, противоречие между профессиональной и семейной ролями женщины наряду с некоторыми другими обстоятельствами выступает одной из причин снижения рождаемости. В связи с этим возникает проблема воспитания в семье одного ребенка. Отсутствие сестер и братьев в семье обедняет жизнь ребенка, неблаготворно сказывается на развитии его эмоциональной сферы, формировании чувств.

Определенную трудность составляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности.

Говоря о современной семье, нельзя обойти молчанием такую проблему, как возрастание количества разводов. Причины разводов разные: противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины; стремление супругов к максимальной справедливости в распределении прав и обязанностей в семье, что порождает внутрисемейные коллизии, ссоры, конфликты. Здесь имеется в виду и бытовая перегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружеских взаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения.

С изменением социально-экономического и политического развития общества изменяются и его требования к нравственно-воспитательной деятельности семьи. Если семейное воспитание не согласуется с требованиями общества, то допускаются серьезные просчеты в формировании личности ребенка. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве.

Итак, на современном этапе общества дальнейшему развитию и совершенствованию воспитательной функции семьи способствуют: неустанная забота государства о семье; неуклонное повышение ее материального благосостояния и улучшение жилищно-бытовых условий; единство воспитательных задач семьи и общества; согласованность воспитательных влияний на ребенка школы, семьи и всего общества; возрастание общеобразовательного, культурного и педагогического уровня родителей, повышение моральной и гражданской ответственности родителей за воспитание подрастающего поколения. С рождение ребенок с родителями связан невидимой "нитью" и от того какие отношения закладываются между ними напрямую зависит формирование личности.

Список литературы

1. Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: Просвещение 2003. 175с.

2. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский - М.: Академия 2006. 512с.

3. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Учебное пособие / С.В. Ковалев - М.: Просвещение 1999. 270с.

4. Лазарев А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А.Лазарев - М.: Академия 2005. 314с.

5. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт - М.: Просвещение 1992. 200с.

6. Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности: Автореф. дне..канд. социол. наук. М., 1990.

7. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.

8. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы М.,1978.

  • № 4. Биологическое и соц. В развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
  • № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
  • № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
  • № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
  • № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
  • № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
  • № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
  • № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
  • № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
  • № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
  • №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
  • № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
  • № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
  • № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
  • № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
  • № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
  • № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
  • № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
  • № 22. Ктд, ее специфика и технология
  • № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
  • № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
  • № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
  • № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
  • № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
  • № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
  • № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
  • № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
  • № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
  • № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
  • № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
  • № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
  • № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
  • № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
  • № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
  • № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
  • № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
  • № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
  • № 41. Методы обучения
  • № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
  • № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
  • № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.
  • № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.

    Семейное воспитание – процесс воздействия на детей, со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

    Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.

    Семья – среда обитания и воспитательная среда.

    Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия, семью здесь отражает и школу и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы и друзей, следовательно успешность формирования личности обусловлена прежде всего семьей.

    Семье должны уделять первостепенное значение общество и государство. Главная функция семьи – воспитание детей (все хуже реализуют эту функцию, из-за легкомысленного отношения к браку и семье, нарушение нравственных принципов, высокий процент разводов).

    Именно в семье и через семью, формируются первичные представления ребенка, его ценностные ориентации и социальные установки. Семья закладывает основы отношений между людьми.

    Воспитательные функции семьи:

      влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий (с возрастом ослабевает)

      в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут

      семья осуществляет социализацию личности (физическое, моральное и трудовое воспитание)

      семья обеспечивает преемственность традиций

      воспитание гражданина, патриота, законопослушного члена общества

      оказывает существенное влияние на выбор профессии

    Проблема современной семьи:

      основное время и силы родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей, нехватка общения, только в школе осуществляется контроль за учебой

      низкая культура общественной жизни, социальная напряженность

      двойная нагрузка на женщину в семье (работа и семья)

      высокий процент разводов; развод – проблема воспитания детей

      обострение конфликтов между поколениями становиться напряженнее

      увеличение разрыва между семьей и школой (школа почти устранилась от роли помощника семьи, не в состоянии оказать помощь семье). Педагог обязан подсказать пути решения конфликтов возникающих в семье. Совместные усилия педагога и семьи в разрешении конфликтов возникающих при воспитании.

      некоторые родители недооценивают потребность ребенка быть личностью

      интересы детей не учитываются в некоторых семьях, поощряется инициатива которая выгодна; отношения с родителями лишены духовности могут развиваться непредсказуемо

      чрезмерная занятость родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками пассивность родителей в общении с детьми, что порождает у детей чувство обиды, одиночества

      неуважение к ним, недоверие, слежка – дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи, психологические барьеры общения

      аморальный образ жизни родителей конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют и воруютведет к антиобщественным поступкам, нетерпимость, нервозность, вспыльчивость, острые конфликты могут возникать из-за эмоциональной глухоты родителей, непонимание и неприятие переживаний детей взрослыми ведет к обоюдному отчуждению

      кризис отцовства, неполные семьи