Комнатные растения        29.08.2019   

Проблемы в общении. Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками? Как построить хорошие отношения с одноклассниками (по материалам психологических изданий)


Общение со сверстниками особая сфера жизни подростка. Известно, что влияние на него товарищей, одноклассников, как положительное, так и отрицательное, может быть очень велико. Однако психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны и учителям, и родителям. Они определяются своеобразием происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослости. Общение со сверстниками особая сфера жизни подростка. Известно, что влияние на него товарищей, одноклассников, как положительное, так и отрицательное, может быть очень велико. Однако психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны и учителям, и родителям. Они определяются своеобразием происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослости. Подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами чувством взрослости. Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым. По сравнению с младшим школьным возрастом это совершенно новая позиция по отношению к себе и окружающему миру. Подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами чувством взрослости. Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым. По сравнению с младшим школьным возрастом это совершенно новая позиция по отношению к себе и окружающему миру.



Дружба Дружба бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. Обязательным условием существования дружеских связей является отсутствие межличностной конкуренции в кругу друзей, относительно равное положение в социальной лестнице




Шабалина Мария Александровна Я думаю, что школьная дружба, это самая крепкая дружба, потому что она на всю жизнь. Её очень важно не потерять. То есть расстаться со школьными друзьями после 9 или 11 класса, и потом с ними встречаться, общаться, созваниваться и т. Д.




Школа - это не только постоянный поток новых знаний, то и настоящие испытание на прочность, в том числе испытание дружбой. Каждый дружит по разному: для кого - то друг - это человек, с которым весело и приятно провести время, для другого - тот, на кого можно всегда положиться, кто в любой беде твоя правая рука, за которую иной раз так приятно подержаться, зная, что ты не один со своими переживаниями и грустными мыслями!

Организационный момент. Вступительное слово классного руководителя.

– Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на собрании. Спасибо, что Вы нашли время прийти на нашу встречу. Начать собрание я бы хотела словами известного писателя А. де Сент-Экзюпери “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения”. Семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в классном коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. Что делать? Итак, сегодня мы будем говорить о том, как помочь Вашему ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками. Я приглашаю к разговору педагога-психолога кризисного центра.

– Существует множество высказываний о дружбе, как мыслителей античности, так и современности. Все они пытались понять, что такое дружба:

“Единственный способ иметь друга – самому быть им”. – Эмерсон .

“Без дружбы жизнь ничто”. – Цицерон .

“Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, что бы он не нуждался в друге”. – Сенека.

– Мы с ребятами на классном часе обсуждали серьезную интересную тему "Друг, дружба, законы дружбы". Детям предлагалось подумать над вопросом, что значит “дружба” и зачем она нужна людям?

– Уверена, вы, как родители, хотите, чтобы у ваших детей были надёжные, верные друзья. А задумывались ли вы над тем, что же такое настоящая дружба? Согласитесь, ведь дружба дружбе – рознь. Наверняка, если вы сейчас проведёте “ревизию” своих знакомых, то увидите, что не все они подойдут под определение ДРУГА. В большинстве своём это всего лишь приятели – с ними можно общаться, куда-то вместе ходить, устраивать праздники и т.д., но если дело коснётся чего-то серьезного, то вряд ли от них можно дождаться помощи.

– Так и у ваших детей. Происходит путаница понятий “друзья” и “приятели”. Те, кого они называют друзьями, по большому счёту таковыми не являются, т.к. в младших классах дружба нередко складывается по случайным мотивам (живут рядом, сидят за одной партой, родители дружат и т.д.). С приятелями встречаются для занятий спортом, игры, прогулки или учёбы. А с другом обычно делятся своими мечтами, чувствами, заботами, переживаниями. И хотя приятельские отношения до 10-летнего возраста не перерастают до высот дружбы, тем не менее, приятели, как правило, называют себя лучшими друзьями.

Учитель: накануне классного часа я попросила ребят написать сочинение на тему “Мой друг” .

– Ответы учащихся дадут вам представление о характере межличностных отношений ребят. Так, для одних школьников друг, прежде всего, – это защитник (“не оставит в беде”, “защитит, если тебя бьют”, “всегда заступится, вытащит из беды”); для других друг – это помощник (“помогает, когда трудно”, “всегда поддержит”, “поможет справиться с учебой”). Немало детей выделяют друга в качестве партнера по игре, конструктивному общению (“С другом всегда играем вместе”, “С ним мы никогда не ссоримся”, “С друзьями всегда можно найти общий язык, даже если у нас разные мнения”). Друг выступает как партнер по доверительному общению (“Лучшей подруге можно рассказать секрет сокровенный”, “Другу можно верить”, “Ему можно рассказать про свою любовь”). Друг для некоторых ребят – это понимающий родной человек (“Этот человек тебя понимает”, “Друг всегда понимает тебя и верит”, “Друг – это тот, с кем неразлучен”, “Это лучший человек, не считая родителей”). Партнер по свободному времяпровождению – это тоже друг (“С другом можно хорошо проводить время”, “С ним всегда не скучно гулять”, “С другом я люблю ходить по магазинам, в кино, в любые разные места”).

– Таким образом, ответы дают представления о ценностных ориентациях ребят в межличностных отношениях, раскрывают социально-психологические потребности (в безопасном диалоге, в психологической поддержке, в установлении доверительных отношений, в конструктивном общении и т.д.). У каждого ученика степень выраженности потребностей и ценностные ориентации свои.

– Было интересно, как “видят” друга девочки, а как – мальчики. Общее в ответах девочек и мальчиков: друг – это человек : которому можно доверять (“рассказать секреты”, “тайну раскрыть”); с которым можно организовать совместную деятельность (“вместе гулять”, “сходить в гости”); который поможет в трудную минуту (“подскажет, как быть”, “поддержит”).
Различия во взглядах проявляются преимущественно в разных формах отношений. Девочки

выделяют такие качества друга, как умение сочувствовать, доверительно общаться; друг для девочек – это очень близкий человек, как брат или сестра.
То есть для девочек более значим и ценен эмоциональный компонент межличностных отношений. Мальчики же больше выделяют деятельностные характеристики взаимоотношений: “Друг заступится, если кто-то обидит”, “С другом можно поиграть в подвижные игры”, “Ему можно дарить подарки”.

Один ученик написал, что общается с друзьями не потому, что у них дорогие телефоны, что отличники, а потому, что ему с ними интересно.

Особенности дружбы в младшем школьном возрасте:

  • Складывается по случайным мотивам .
  • Отношения непрочные
  • : наблюдается быстрая смена друзей, симпатий и антипатий, зависимость от стихийных детских норм.
  • Требования
  • , предъявляемые к другу, ребёнок не всегда относит к себе .
  • Потребительское отношение
  • к дружбе
    : дружат за то, что “друг” и во всём соглашается, всегда даст списать и выходит гулять по первому зову. Главное в этих отношениях то, что друг может дать лично тебе.

К концу 4-го класса многие дети созревают для прочных дружеских отношений, взаимоотношения со сверстниками становятся более значимыми , чем учёба.

Это проявляется:

– Почему же не у всех детей есть друзья? От чего зависит выбор? Вполне может быть, что ребёнок неправильно подходит к выбору друга.

Необходимой предпосылкой для прочной дружбы, скорее всего, служит личный выбор на основе трудно определяемой симпатии .

Возможно, что такая симпатия зависит от недостатков, которые ребёнок смутно находит сам у себя и не видит у избранного партнёра : избалованный выбирает самостоятельного, трусливый – храброго, глупый – умного, т.е. свою противоположность. Подобный выбор, скорее всего, не станет основой прочной дружбы.

совсем без недостатков ? Такого не бывает и быть не может. В этом случае результатом поиска может стать либо невозможность найти друга, либо разочарование в нём.

А, может быть, ребёнок ищет друга по образу и подобию своему , только ещё хуже? С таким человеком дружба долго не продлится, его глупость начнёт раздражать, и всё закончится ссорой.

– Но всё-таки, как доказано психологическими исследованиями, подлинная основа для дружбы зависит от сходных черт, совпадения интересов, образа мышления.

Для того чтобы найти себе друга по душе, необходимо, прежде всего, разобраться в себе, в своих предпочтениях и недостатках, в самом понятии дружбы.

– А теперь поговорим о том, что мешает дружбе. Возможно, неумение устанавливать дружеские отношения связано с застенчивостью, неумением общаться, незнанием элементарных правил поведения . Кстати, если ребёнок очень закрыт, то одноклассники могут инстинктивно провоцировать его на агрессию, чтобы посмотреть, что он сделает в ответ, и оценить – это опасно или нет?

Может быть, ребёнок почти всегда ходит, нахмурившись , редко улыбается ? Захочется ли вам налаживать отношения с человеком, у которого постоянно плохое настроение?

Может, плохо учится ? Для начальной школы это очень важный показатель.

Часто обижается ? Обида – тоже вид агрессии, способ манипуляции людьми, не каждому понравится, если им будут манипулировать.

А, может быть, он зануда и плакса , жалуется по поводу и без повода? Таких, точно. Не любит никто.

Или паникёр , подвержен постоянному беспричинному страху ? Через месяц общения с таким человеком очень сильно устанешь. Мрачное, пессимистичное отношение к жизни может отвернуть от ребёнка друзей.

А, может, он хвастун или всезнайка ? Согласитесь, человек, который постоянно всех поучает и говорит, что может сделать лучше и рассказывает всем обо всём, становится просто невыносим.

Случается, что у человека нет чувства юмора . Это очень тяжело. В присутствии таких людей всегда напряжённая атмосфера. Окружающие боятся, как бы не обидеть такого человека случайной шуткой. Кстати, иметь чувство юмора – это не обязательно уметь веселить и веселиться. Это – прежде всего – способность противостоять жизненным трудностям, оптимизм, умение посмеяться, пошутить и над собой, адекватно принимая юмор и в свой адрес тоже.

А ещё не дружат с врунишками и злюками, грязнулями и жадинами, с завистниками и непорядочными людьми.

Что же нужно делать, чтобы найти друга?

Объяснить ребёнку, чтобы он:

  • не стеснялся быть добрым, чаще улыбался – к добрым и улыбчивым тянутся;
  • уважал и любил себя, тогда его полюбят и окружающие – если человек не любит себя, то кто его будет любить?;
  • был прост и естественен (в детской среде часто встречаются излишества).

Памятка для родителей

Со своей стороны вы, как родители, можете сделать следующее:

  • приглашайте в гости одноклассников вашего ребёнка, так вы лучше их узнаете и сможете контролировать и влиять на их взаимоотношения;
  • помогайте классному руководителю в проведении внешкольных мероприятий, это поможет сплотить класс и, кроме того, улучшат ваши с ребёнком взаимоотношения;
  • дайте ребёнку самостоятельность в выборе друзей и разрешении конфликтов, а если всё же вмешиваетесь, то выясняйте отношения не с обидчиком, а с его родителями, и не по телефону, а прилюдно – например, на родительском собрании;
  • учите не бояться ошибок, рассказывайте о своих проблемах в детстве, о том, как вы их переживали и как с ними справлялись, этим вы снизите излишнюю тревогу и напряжённость у вашего ребёнка, улучшите его поведение и привлекательность для сверстников;
  • разрешайте проявлять негативные эмоции, т.к. подобный запрет может вызвать сложности в установлении взаимоотношений с людьми (например, ребёнок будет избегать любых физических контактов, даже с целью защиты; на уроках физкультуры откажется играть в баскетбол; с опаской будет кидать “снежок”, сделанный из бумаги); человек, живущий полноценной жизнью, позволяет себе и радоваться, и гневаться; кстати, мальчишеские драки – это, в основном, результат потребности в тактильном контакте, т. к. удовлетворить эту потребность другим путём мальчики не могут;
  • подумайте, не являются ли ссоры ребёнка с друзьями следствием ваших ошибок в его воспитании: если дома он – центр вселенной, то ждёт такого же отношения со стороны других детей, добивается своего, провоцируя конфликты; если ребёнок заброшен, он испытывает обиду и злость – вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства; если часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи – начинают подражать их поведению;
  • обсуждайте с ребёнком причины конфликтов с друзьями, постарайтесь сами стать для него другом;
  • объясните, что такое “кодекс дружбы”.

“Кодекс дружбы”.

1. Делиться новостями.
2. Оказывать поддержку, добровольно помогать в случае необходимости.
3. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе.
4. Доверять.
5. Защищать друга в его отсутствие.
6. Не критиковать друга публично.
7. Не быть назойливым, не поучать.

– Это совсем не значит, что, придя домой, вы скажите своему чаду: “С тобой не дружат, потому что ты … . Сейчас я тебя буду учить”. Лучше всего сказать следующим образом: “Я тебя очень люблю. Ты у меня замечательный, но иногда ты поступаешь не совсем правильно: … Если хочешь иметь друзей, попробуй сделать следующее: … Возможно, что не всё получится сразу, будут ошибки. Но ведь ты только учишься дружить. Я уверена, что со временем у тебя всё получится”.

– Благодарим за внимание. Надеемся, что наши советы, окажутся вам полезны, в воспитании Ваших детей.

Не совсем хорошо. Конечно, прекрасно, что у ребенка доверительные отношения с родителями и ему хватает их общества. Однако он обязательно должен научиться общаться и со сверстниками, иначе во взрослой жизни его могут подстерегать серьезные проблемы: ему будет очень сложно привыкать к коллективам, неумение находить общий язык с людьми может серьезно повлиять на его личную жизнь и профессиональные успехи, лишить его шанса в достижении карьерных высот.

Есть ли изначально вина родителей в том, что их сын или дочь ни с кем не дружит?

Вовсе не обязательно. Есть дети, которые в силу своего характера абсолютно не стремятся к общению. Родители нисколько не ограждают их от сверстников, наоборот, были бы рады, если бы их ребенок с кем-то дружил: приглашал своих товарищей в гости, ходил к ним.

Однако встречаются и другие семьи, дом которых закрыт для гостей. Детям же дается установка на то, что хороших друзей просто не может быть: обманут, предадут, ничего не сделают бескорыстно! Иногда говорится все это не прямолинейно, а достаточно завуалированно. Например, вроде бы родители и не против дружбы своего сына или дочери с тем или иным ребенком, но у последнего всегда находятся какие-то отрицательные черты: либо он просто хуже учится, либо не так хорошо ведет себя, либо его родители ниже по социальному статусу, то есть можно общаться, но особой пользы от этого общения их любимому чаду не будет. Дети очень тонкие психологи: они прекрасно улавливают мысли родителей и стараются не идти наперекор их воле, иногда даже подыгрывают взрослым, то и дело сообщая им о тех или иных промахах своих товарищей по школе.

Если родители никогда не ограничивали ребенка в общении с другими детьми, не препятствовали тому, чтобы его школьные товарищи бывали у них дома, не обсуждали в его присутствии недостатки других ребят или их родителей, значит, их вины в том, что у сына или дочери не получается «дружить», нет!

В чем может быть виноват сам ребенок?

Детский коллектив часто суров и даже жесток, но, надо признать, в какой-то степени справедлив. Каких товарищей не любят дети? Тех, кто ведет себя высокомерно, агрессивно, жадничает, по каждому поводу жалуется родителям, ябедничает учителям. Достаточно одной какой-то отрицательной черты, чтобы ребята отвернулись от одноклассника. И еще дети не любят грязнуль. Пусть им самим родители постоянно напоминают о том, что нужно мыться, быть опрятными в одежде – к чужим слабостям они нетерпимы!

Как помочь ребенку найти общий язык с другими детьми?

Сначала нужно выяснить причину, почему в классе нет детей, которые бы ему симпатизировали. Как это сделать? Во-первых, внимательно выслушать самого ребенка, заставить его рассказать правду. Пусть он подробно расскажет, как к нему относятся одноклассники и как он отвечает им. Во-вторых, обязательно поговорить с учителями, конкретно задать им вопрос: замечали ли они, что ребенок не находит общий язык с товарищами? Что, по их мнению, может быть причиной такой изолированности от коллектива. В-третьих, набраться смелости и выслушать самих детей: в начальных и средних класса ребята еще достаточно открыты, лукавить они не умеют, могут немного преувеличить проблему, но, в целом, из их ответов картина должна проясниться.

Помощь должна быть корректной!

Пытаясь помочь ребенку адаптироваться в среде сверстников, родители должны быть предельно тактичны: грубое вмешательство в личное пространство сына или дочери чревато последствиями, даже если они еще совсем дети. Как это сделать так, чтобы ребенок не обиделся, не замкнулся? Конкретный совет дать нельзя: родители должны сами чувствовать, когда и в какой момент можно завести с ребенком разговор о его проблемах, уметь находить подходящие слова.

Если же придется обращаться к третьим лицам – учителям или одноклассникам ребенка, то и это сделать максимально деликатно по отношению к последнему. Попросить учителя сохранить разговор втайне от сына или дочери; поговорить не со всеми детьми, а с наиболее доброжелательными, ответственными, самостоятельными – теми, чье мнение будет достаточно объективным. К кому именно из детей обратиться, опять же может подсказать учитель.

К беседе с одноклассниками тоже нужно подготовиться. Не стоит задавать такие слишком прямолинейные вопросы: «Почему вы не любите моего ребенка? Что он сделал вам плохого?» Можно начать разговор с нейтральных тем: «Какие уроки вам больше нравятся? Кем хотите стать?» И уже только потом, когда дети разговорятся, пошутить: «Что-то никто не приходит к нам в гости?» Или опять же полушутя спросить: «Мой сын (или дочь) никого не обижает в классе?»

На сегодняшний день вопрос о том, как найти общий язык с одноклассниками приобрел форму проблемы коммуникации среди учащихся.

Это стало одной из самых актуальных тем, так как по данным исследований, проводимых психологами школ, более 50% учеников не могут найти общий язык со своими одноклассниками.

Общение со сверстниками очень важная часть познания мира и самопознания.

Каждый человек индивидуален, он обладает своим внутренним миром, ему присущи свой характер и свои особенности. Это важно помнить и учитывать при общении со сверстниками.

Общение-это искусство и не у всех получается наладить контакт с окружающими людьми, а, тем более, завести друзей. Школьникам еще сложнее, так как дети склонны выражать эмоции более ярко, полно, четко и менее склонны к гибкости в общении. Это осложняется еще и тем, что часто дети бывают жестоки по отношению к окружающим, а особенно если чувствуют, что товарищ слабее. Таким образом, они поднимают свою самооценку, зачастую не думая о чувствах окружающих.

Непринятие коллективом очень тяжело переживается детьми, так как это их основной круг общения и интересов, основная возможность самореализации и признания, принятия их социумом. Непринятие в свой коллектив может выражаться группой как игнорированием, так и физическим насилием. Такое негативное отношение со стороны значимых для ребенка людей оказывает травмирующее действие на его психическое состояние.

Для того, чтобы ребенок благополучно влился в школьный коллектив, был принят одноклассниками и нашел друзей, необходимо быть интересным окружающим. Чтобы тебя принимали, нужно и самому учиться принимать людей, с их характером и особенностями.

Адаптация в коллективе во многом зависит от самооценки ребенка, чем более она адекватна, тем ему проще найти общий язык с членами коллектива.

Дети очень открыто выражают свои эмоции и чувствуют фальшь. Поэтому не стоит пытаться заслужить внимание одноклассников лестью и заискиванием, это никому не понравится и даст совершенно противоположный результат.

В случаях, когда дети проявляют вербальную агрессию в виде обзываний, обвинений, оскорблений, тем самым пытаясь унизить собеседника и поднять свою самооценку за его счет, следует стараться уйти от контакта такого рода и ни в коем случае не вступать в словесные перепалки, поскольку победа уже изначально на стороне нападающего.

Говорить нужно спокойно, уверенно, четко выражать свои мысли и желания.

Окружающим должно быть интересно общаться с ребенком, поэтому нужно расширять круг интересов по средствам посещения различных кружков, секций. Таким образом, у ребенка расширится кругозор, ему будет чем заинтересовать коллектив и о чем поговорить. Так же это позволит ему общаться не только со своим классом, но и найти друзей по интересам.

Для того чтобы уметь поддержать разговор с одноклассниками, необходимо узнать чем они интересуются и попробовать тоже поинтересоваться этим, тогда будет о чем поговорить на переменках.

Необходимо развивать ребенка в разных направлениях, тогда ребенок и сам сможет задавать темы для разговоров и быть интересным коллективу.

Еще одна составляющая конструктивного общения это гибкость. Не стоит быть слишком категоричным, следует проявлять лояльность по отношению к одноклассникам, но при этом быть устойчивым и отстаивать свое мнение.

Организация совместной деятельности очень сближает. Поэтому стоит заняться общим делом или устроить совместный досуг, провести время вместе и желательно за пределами школы и класса, это позволит каждому ребенку показать себя с новой стороны и быть интересным одноклассникам.

Мы живем в социуме, поэтому умения дружить и сотрудничать очень важны для человека. На протяжении жизни нам часто приходится вливаться в новый коллектив и заводить товарищей. Впервые мы самостоятельно сталкиваемся с такой необходимостью в школе. Иногда ребенку бывает очень сложно адаптироваться в новом окружении и найти друзей. Именно таким деткам мы хотим дать несколько дельных советов, которые помогут подружиться с одноклассниками и стать частью коллектива.

Конечно же, первоклассникам не обойтись без помощи первой учительницы. Хорошая классная мама сделает все, чтобы раззнакомить детей, создать новый дружный коллектив. Интересные игры на переменах с участием всех малышей, экскурсии для первоклашек и увлекательные уроки - методы, которые помогут учительнице создать сплоченную команду под названием «наш 1 класс».

Но состояние и готовность самого ребенка вливаться в коллектив (особенно если он меняет школу или класс) тоже очень важны. Малышу нужно научиться знакомиться и заводить друзей - эти умения ему не раз пригодятся.

Хочешь помочь ребенку? Тогда дай крохе такие напутствия:

1. Будь собой

Это, наверное, один из самых важных советов. Пусть не старается выглядеть лучше в глазах других. Люди ценят искренность. Врунов не любят и, когда правда выходит наружу, они теряют друзей, доверие, иногда оказываются объектами насмешек.

2. Проявляй доброту. Чаще улыбайся

«Дружба начинается с улыбки», - эти слова неспроста появились в доброй детской песенке. Утром перед школой настрой малыша на позитивный лад. Ведь знакомиться - это так интересно! Пусть ребенок готовится встречать новых одноклассников с улыбкой и открытой душой. Среди них много хороших, интересных и близких ему по духу людей. Он обязательно скоро это осознает и подружится с коллегами по классу.

3. Представься и познакомься со всеми.

Это не только правило вежливости, но и первый шаг к построению хороших отношений с новыми одноклассниками. , конечно, поможет ребятам познакомиться и узнать друг друга на первом уроке. Но пусть не стоит тихонько в углу, ожидая начала занятий. Попроси его подойти к одноклассникам и сверстникам, представиться и пообщаться.

Первоклассникам в этом нелегком деле могут помочь мамы: запланируйте какой-то совместный досуг для ребят. Поход в кино, театр, цирк или просто на прогулку в парк - отличный способ раззнакомить и сплотить детей.

4. Старайся поддержать разговор.

Малыш видит, как его новые одноклассники что-то обсуждают. Пусть не стоит в сторонке, а подключится к разговору, рассказывает ситуации со своей жизни! Тема ему не близка? Тогда пусть постарается заинтересовать сверстников, при возможности начав новый разговор.

5. Ищи общие интересы.

Ребенок узнал, что он с одноклассником/одноклассницей чем-то похож? Ура! Это хорошо, ведь у них есть общая тема для беседы и занятие, которое сближает. Посоветуй почаще спрашивать об увлечениях новых знакомых и рассказывать о своих. Таким способом можно завести дружбу со всеми одноклассниками не только в школе, а и за ее пределами.

Кстати, сосед/соседка по парте и одноклассники, живущие недалеко, - первые потенциальные друзья малыша. У них уже есть общее место за партой и общая дорога домой. С такими ребятами проще сблизиться.

6. Делай искренние комплименты, хвали.

Люди любят, когда их хвалят. Если малышу нравится прическа одноклассницы или новые кроссовки одноклассника, пусть скажет об этом. Но не нужно учить ребенка делать комплементы просто так, чтобы угодить или понравиться кому-то. Явная лесть - не лучший способ подружиться.

7. Помогай и не бойся просить о помощи.

Ребенок видит, что кому-то нужна помощь? Пусть предложит ее. Это сблизит малыша с одноклассником. Он сам не справляется с чем-то? Подскажи крохе попросить кого-то об одолжении. И пусть он обязательно поблагодарит помощника и предложит ему обращаться при необходимости. Взаимовыручка - часть дружеских отношений.

8. Делись.

Научи ребенка делиться книжками, ручками, линейками, игрушками и другими предметами (если у него есть такая возможность, конечно). Это поможет наладить хорошие отношения с ребятами и получить запасную ручку, когда она понадобится твоему крохе. Хорошо, если в портфеле окажется лишний бутерброд или конфета, чтобы угостить нового товарища (маме на заметку).

9. Не спорь и избегай конфликтов

Дети не всегда могут договориться. Иногда случаются , ссоры и даже драки. После таких нехороших инцидентов с человеком тяжело наладить отношения. Научи ребенка вовремя промолчать, не затевать споры, не лезть на рожон, мирно выходить из конфликтов. Иногда лучше уступить и сберечь хорошие отношения с одноклассником.

Надеемся, эти советы помогут ребенку стать частью нового коллектива и завести много друзей. Твоему малышу сейчас нужна поддержка: у него трудный период. Не забывай об этом и сделай все, чтобы облегчить крохе адаптацию.