Флористика        27.06.2020   

Проект «Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи в воспитании дошкольников. Модель организации. взаимодействия педагогов. в рамках единого пространства развития ребенка Единого пространства развития ребенка

От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого
в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А. Сухомлинский

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которой невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому целями проекта стали повышение педагогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.
Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения услышать и понять друг друга. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательного пространства? В связи с этим, я разработала и реализовала проект, который называется «Детский сад и семья как единое пространство развития ребенка».

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Детский сад играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

С 1 января 2016 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение проблемы преемственности мы видим в создании плана сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.

Цель: реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Задачи:

1. Развивать любознательность; формировать у старших дошкольников основы умения учиться

2. Развивать способность самостоятельно решать творческие задачи;

3. Формировать творческое воображение, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

4. Развивать коммуникативность (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Воспитание нравственного человека;

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольном уровне:

Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Реализации общих целей так же способствуют психолого-педагогические условия:

На дошкольной ступени:

Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

Формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

Построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития

Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Наш детский сад много лет тесно сотрудничает с татарской гимназией №14 имени Хади Атласи на основе договора и утверждённого плана работы.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

o экскурсии в школу;

o посещение школьной библиотеки;

o знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

o участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

o выставки рисунков и поделок;

o встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы);

o ежегодно воспитанники подготовительной группы 1 сентября идут в гимназию поздравлять первоклассников, выпускников детского сада.

o совместное проведение акции «Мин татарча сөйләшәм»

2. Взаимодействие педагогов:

· совместные педагогические совещания (ДОУ и школа);

· семинары, мастер- классы

· круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

· проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

· открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

· педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

Мы проводим:

· совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

· круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

· родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

· консультации с педагогами ДОУ и школы;

· встречи родителей с будущими учителями;

· дни открытых дверей;

· анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

· визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволило нам добиваться положительных результатов в работе.

У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе, что способствует успешной адаптации детей к школьному обучению.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

34. Принятие педагогом ребенка как высшей профессиональной ценности, понимание учителем самоценности личности ребенка. Развитие в педагогике гуманистических идей обучения и воспитания способствовало появлению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект педагогического процесса. На современном этапе развития школы это особенно ярко проявляется в разработке и внедрении в обучение и воспитание новых технологий, призванных обеспечить личностное развитие учащегося. Однако, как отмечает А.И. Левко, “слепая вера в методику (обучения и воспитания - прим. автора Т.С.), которая сформировалась на протяжении многих десятилетий, стала важнейшей предпосылкой особого типа профессионального сознания учителя, в основе которого лежит твердая уверенность, что педагогу всегда точно известно, что для ребенка благо, а что вред” . Профессиональное сознание такого характера не предоставляет достаточных возможностей для понимания педагогом самоценности личности самого учащегося в организуемом педагогическом процессе. С такой точки зрения учащийся рассматривается как объект учебного процесса. Целью воздействия на данный объект является формирование в сознании учащегося определенной суммы информации, знаний. Таким образом, самоценным в профессиональной деятельности для большинства педагогов являются все же знание, информация, к которым они должны приобщить своих учеников. Процесс образования рассматривается многим учителями прежде всего как дело просвещения. Их представление о культуре связано только со знаниями, информацией как некой интеллектуальной матрицей, с которой они должны сообразовывать свою профессиональную деятельность. Между тем в свете исследований многих современных ученых (философов, педагогов, психологов, социологов) становится ясно, что культура и процесс приобщения к ней подрастающих поколений (образование) - это особое социальное пространство, в котором важны не только знания, информация, но и тип самосознания человека, его личностно усвоенное и пережитое богатство ценностей той социокультурной действительности, в которой он приобщается к определенным знаниям, в которой он формируется как личность.

Само знание является значимым, обеспечивает образование человеческой личности только в том случае, если оно “предполагает еще и идеальную объяснительно-описательную конструкцию, направленность на разгадку тайны бытия, выступает как основа духовного совершенствования, развитие внутреннего самосознания человека” [ 5, с. 24].

Таким образом, для того, чтобы гуманистическая парадигма обучения и воспитания стала преобладающей в педагогической практике и обеспечила высокую эффективность обучения и воспитания, полноценное личностное развитие школьников, современному учителю важно осознать, что высшей ценностью его профессиональной деятельности является ребенок как развивающаяся личность.

В чем же сущность самого понятия “ “профессиональная ценность”? Ценность вообще выступает как жизненный смысл человека, который определяет выбор им целей, средств, результатов и условий деятельности . Следовательно, профессиональная ценность понимается как личностный смысл выполняемой учителем в рамках профессии деятельности. От того, каковы профессиональные ценности педагога, каково его личностное отношение к ней, во многом зависит ее характер и результативность.

Гуманизация педагогического процесса как основное направление реформирования современной школы требует, чтобы высшей профессиональной ценностью педагога сегодня был ребенок, воспитанник. Главным критерием результативности работы учителя в современной педагогике определен учащийся с запущенным механизмом личностного саморазвития, то есть ученик как субъект педагогического процесса.

Ребенок является высшей профессиональной ценностью учителя, если смысл педагогической деятельности связан с позитивным отношением к воспитаннику, если ученик не рассматривается педагогом только как средство достижения каких-либо иных, кроме создания условий для развития его личности, целей выполняемой работы.

Однако в реальной жизни школы мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда, например, смыслом работы учителя могут быть предметные знания, которые должны быть усвоены школьниками; главным смыслом деятельности могут являться профессиональные достижения самого учителя; известны и достаточно широко распространены ситуации, когда учитель вообще не задумывается над тем, какими профессиональными ценностями он руководствуется в своей работе. Пропагандируемые в современной школе идеи гуманизации педагогического процесса так и останутся только декларациями, если основой работы учителя не станет осознание им самоценности личности ребенка в процессе обучения и воспитания, поэтому будущему учителю так важно познать и принять на личностном уроне эту основополагающую идею гуманистической педагогики.

Понимание педагогом уникальности и неповторимости личности каждого ученика, принятие воспитанника таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями;

Забота педагога о сохранении психофизического здоровья учеников;

Обеспечение учителем максимально благоприятных условий для раскрытия творческих способностей учащихся, способствование их профессиональному самоопределению.

К.В. Гавриловец подчеркивает важность сформированности гуманной профессионально-педагогической позиции учителя в совершенствовании обучения и воспитания школьников. “Задача педагога и смысл гуманистического воспитания в школе заключаются в том, - пишет она, - чтобы помочь учащимся открыть в себе лучшее, поверить в свои силы и приобщиться к подлинным духовным ценностям. Решение этих поистине великих образовательных задач требует большой духовной самоотдачи. Такой труд под силу лишь тем учителя, которые осознали величие своей миссии - через гуманистическое воспитание учащихся поддерживать и обогащать духовный пласт отечественной культуры” [

35. 1. Личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются. Формирование личности – начальный этап становления личностных свойств человека. Проблема соотношения обучения и развития. Обучение – фактор, средство, основа развития человека.

2. Развитая личность – это человек, успешно обученный знаниям, способам деятельности (умениям и навыкам), опыту творческой деятельности и эмоционально-чувственному отношению к миру. Ребенок как субъект и объект педагогического процесса.

1. Развитие и формирование личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса.

3.. Развитие и формирование личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса.

2. Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

3. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.
Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

4. Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

5. Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.

6. Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А.Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, Н.Х.Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П.Блонского, Л.С.Выготского и др.

В истории педагогической мысли имеются три точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития.

8. Одна из них, ставшая уже достоянием истории, была представлена американским ученым Э.Торндайком и состояла в признании обучения и психического развития как тождественных процессов. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. При этом Э.Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении.

9. Эти взгляды разделяли У.Джеймс, Дж.Уотсон, К.Коффка, хотя природу обучения они понимали по-разному. Они полагали, что любое обучение является развивающим. Они полагали, что обучение детей каким-либо грамматическим знаниям уже приводит к развитию у них ценных умственных действий (привычек). Эта точка зрения очень удобна для практиков, поскольку она оправдывает любые действия педагогов.

10. Другая точка зрения, высказанная известным швейцарским психологом Ж. Пиаже и развиваемая его школой, отрицает связь между обучением и развитием ребенка. Согласно ей, развитие последнего есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния.

11. Согласно третьей точке зрения, наиболее признанной российскими учеными, обучение ведет за собой развитие и должно идти впереди него. Впервые она была сформулирована Л.С.Выготским в его концепции умственного развития ребенка. В русле идей Л.С.Выготского разрабатывали вопросы соотношения обучения и развития отечественные психологи и педагоги: С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, В.В.Давыдов и др. Созданный ими теоретический фундамент был задействован педагогикой и отразился в ее основных концепциях обучения.

2. Обучение – это не просто фактор, но и средство, и основа развития человека. Разные авторы выделяют различные показатели развития человека в процессе обучения:

13. - способность индивида к движению от абстрактного к конкретному и обратно, дисциплинированность мышления (П.П.Блонский);

14. - обучаемость, т.е. способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская);

15. - сочетание системности и динамичности знаний, т.е. умения их применять в разнообразных условиях (Ю.А. Самарин);

16. - перенос приемов умственной деятельности (Е.Н. Кабанова-Меллер);

17. - чувственный опыт, познание сущности явлений, решение практических задач, связанных с материальным воздействием на окружающих (Л.В. Занков);

18. - теоретическое мышление, в том числе способность к «внутреннему плану действий» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

19. - фонд оперативных знаний и обучаемость, включающая ряд качеств ума (З.И. Калмыкова).

20. Современный уровень развития педагогики, обогащенной психологическими знаниями, позволяет сделать вывод о том, что развитие личности – это процесс становления готовности человека (его внутреннего потенциала) к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими или поставленными задачами разного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее достигнутых. Такое определение позволяет измерять развитие личности сложностью задач, которая имеет свои определенные критерии.

21. Развитая личность – это человек, успешно обученный знаниям, способам деятельности (умениям и навыкам), опыту творческой деятельности и эмоционально-чувственному отношению к миру (И.Я.Лернер).

22. Педагогический процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов: учителя и руководимых или обучающихся – учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование способности применять их в жизни, в том числе в процессе профессиональной деятельности, развитие познавательных умений, овладение компонентами культуры умственного и физического труда, формирования мировоззрения и т.д.

23. Ребенок является одновременно и субъектом, и объектом педагогического процесса. Это обосновывается тем, что активность личности по своей природе социальна и субъектна. Она является интегрированным показателем ее направленности и деятельной сущности. Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер. Субъектность обучаемых в учебном процессе тесно связана с реализацией принципа сознательности и творческой активности обучаемых.

Разделы: Работа с родителями

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути малыша окружают самые главные люди в его жизни – родители. Они все разные. Но благодаря их любви, заботе, поддержке ребенок растет и развивается.

С поступлением в детский сад ребенка окружают новые люди – педагоги.

В последнее время наметилась тенденция: родители, отдав ребенка в детский сад, перестают принимать участие в разрешении трудностей, с которыми встречается малыш, не желают участвовать в жизни дошкольного учреждения.

По результатам анкетирования лишь 44% родителей нашего детского сада принимают участие в жизни учреждения. Остальные родители ссылаются на занятость и нежелание участвовать в проводимых мероприятиях.

Анкетирование, наблюдения, беседы подтверждают то, что на современном этапе развития общества одной из наиболее важных сторон работы дошкольного образовательного учреждения становится налаживание сотрудничества родителей, детей и педагогов. Это сотрудничество зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей развития, способностей, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании жизненных ориентаций.

В то же время преобладающая часть родителей – не профессиональные педагоги. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и развития детей. Нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решений проблемы, а не перекладывать ответственность за воспитание и развитие ребенка друг на друга.

«Концепция дошкольного воспитания» положила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, « что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания и развития ребенка установление доверительного, делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями».

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноценными партнерами, создадут единое пространство воспитания и развития ребенка. А это возможно, потому что мы воспитываем одних и тех же детей.

Целью своей работы мы поставили – создание единого образовательного пространства «детский сад – семья». Приоритетными стали следующие задачи:

  • Повысить педагогическую культуру родителей;
  • Выявить и изучить лучший опыт семейного воспитания;
  • Приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  • Возродить приоритет, укрепить статус и престиж семьи, уважительное отношение всех членов семьи между собой.

Свою работу мы начали с изучения семей: посетили семьи воспитанников с целью выявления микроклимата семейных отношений, организацию режима дня ребенка.

Проведенная работа позволила нам классифицировать семьи следующим образом:

  • 44% – благополучные. В этих семьях оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;
  • 28% – формально-благополучные. Благополучие носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными. Семья в недостаточной мере занимается воспитанием детей.
  • 27% – неблагополучные. В них явно просматриваются дефекты воспитания;
  • 1% – высоко обеспеченные семьи. У родителей не хватает времени заниматься воспитанием детей. Они согласны за все заплатить, только бы самим не участвовать в жизни детского сада.

Поддержкой и опорой в нашей работе были родители из благополучных семей. Они желали участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.

Активность каждой семьи отражалась в газете «Молния!», на стенде «Спасибо Вам, родители!». Вся атмосфера взаимодействия общения с родителями свидетельствовала о том, что мы нуждаемся в объединении усилий. Опираясь на родителей – единомышленников, постепенно вовлекали и остальных в сотрудничество, учитывая интересы каждой семьи.

Опирались на следующие принципы:

  • Отказ от критики участников процесса;
  • Обеспечение свободы мнений;
  • Уважение жизненных позиций родителей;
  • Удовлетворение познавательного интереса.

Но, не смотря на все усилия, не все родители активно откликнулись на наше стремление к сотрудничеству. Нам были необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.

Наше внимание привлекла книга Т.Э. Токаевой «Парная гимнастика для дошкольников и их родителей». Мы предложили родителям младшей группы один раз в месяц собираться в спортивном зале в вечернее время вместе с детьми для разучивания упражнений парной гимнастики. На первое занятие пришло 4 человека. Дети с мамами и папами под руководством инструктора по физической культуре занимались парной гимнастикой под музыку. На следующий день родители и дети обменивались мнениями, посмотрели фотографии, познакомились с книгой Т.Э. Токаевой. Через месяц в зале собралось 10 человек. Это были мамы, папы, бабушки, старшие братья и сестры.

Так пришла идея создания семейного клуба, где бы родители могли общаться с детьми, педагогами, друг с другом.

Выбрали название клуба – «Родничок». Он, как чистая родниковая вода, дает положительный заряд жизненной энергии всем, кто приходит на его встречи.

Необходимо было выбрать темы интересные для родителей. Организовали «Круглый стол», где обсудили основные направления работы клуба.

Приоритетным направлением работы нашего детского сада вот уже несколько лет остается «патриотическое воспитание дошкольников». Также инструктором по физической культуре и медицинскими работниками разработана оздоровительная программа. Поэтому первый год работы клуба, в основном, затрагивал вопросы патриотического воспитания на базе краеведческого материала и вопросы оздоровления детского организма. Наши предложения совпали с желаниями родителей. На второй год работы вопросы познавательного и оздоровительного развития решались в рамках традиции «Встречи с интересными людьми».

Работа в клубе шла по нескольким блокам.

Первый блок «Педагогическое просвещение родителей»

Основная задача этого блока – повышение педагогической грамотности родителей. Она решалась в рубрике «Наша гостиная». Здесь проходили встречи, беседы, практикумы, тренинги, различных специалистов с родителями. Практические умения родители получали в рубрике «У вас получится».

Второй блок «Изучение опыта семейного воспитания»

Его задача – познакомиться с лучшим опытом семейного воспитания. Задачи этого блока решались в рубриках: «Копилка семенного опыта», «Очумелые ручки», «За чашкой чая».

Третий блок «Включение родителей в деятельность ДОУ»

Цель – создание условий для включения родителей в жизнь детского сада, снятие эмоционального напряжения после рабочего дня. Эти задачи решались в рубриках: «Это интересно», «Наш видеозал», «Нам весело». Дети и родители становились участниками конкурсов, презентаций, коллекций, дегустаций, просмотров видеороликов, игровых программ, совместных развлечений.

Четвертый блок «Повышение статуса и престижа семьи»

Задачи этого блока: создать комфортную обстановку, предоставляя родителям возможность интересно рассказать о себе и своей семье, проявить свои артистические и творческие способности. Большой интерес вызвали выступления в рубрике, «Вот какие наши мамы, папы….». Родители рассказывали о своих профессиях, увлечениях. Использовали разнообразный наглядный материал: фотографии, буклеты, плакаты, значки, продукты своей деятельности, инструменты. Выступления родителей в этой рубрике помогли нам, педагогам, посмотреть на них с другой стороны, а детям гордиться своими родителями.
В рубрике «Семейная сокровищница» педагогами и специалистами детского сада преподносились родителям и детям различные сувениры в память о прошедших мероприятиях. Эти сувениры хранятся дома в «сокровищницах».
В конце учебного года каждая семья поощрялась дипломом.

После двух лет работы было проведено повторное анкетирование родителей. Результаты получились следующие:

– 97,5% родителей ответили, что ребенку лучше посещать детский сад. Здесь ребенку интересно, о нем заботятся квалифицированные и грамотные педагоги;
– 2,5% родителей считают, что дети получают недостаточно познавательной информации (эти родители очень редко были клубных встречах);
– 88,4% родителей стали активными участниками всех мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении.

Таким образом, по результатам анкетирования родителей, наблюдений, бесед с детьми и сотрудниками ДОУ, можно утверждать, что благодаря апробированным формам сотрудничества дошкольного учреждения с семьей было создано единое образовательное пространство «детский сад – семья».

Тематический план заседаний семейного клуба «Родничок»

Название блока

Тема встречи

Задачи

1-й блок

«Педагогическое просвещение родителей»

1. «Как научиться понимать своего ребенка?»

2. «О вкусной и здоровой пище»

Учить родителей наблюдать за своим ребенком, понимать его, анализировать свою собственную деятельность по воспитанию ребенка.

Познакомить родителей с правилами здорового питания, с технологией приготовления здоровой и вкусной пищи.

1. «Наша гостиная» – беседа с психологом ИМЦ Ивановой М.А.

Ирина Власова
Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»

«Создание единого образовательного пространства

развития ребенка «Детский сад - семья » .

Актуальность и новизна :

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования , охраны и укрепления здоровья детей. В содержательном разделе образовательной программы дошкольного образования должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников . В образовательной среде детского сада должны быть созданы условия для участия родителей в образовательной деятельности .

В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему : с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом , получается, что социальное партнерство - взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Социальное партнерство включает развитие проектной культуры , разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности) . Оно включает процесс поиска новых (альтернативных) решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества (услуг, которую все партнеры должны изучать и развивать .

Устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рассматривать как важный современный компонент и ресурс образовательного учреждения .

Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса .

Государство начинается с семьи . Значит, в центре сферы образования должны стать ответ на вопрос «Кто я такой?» и тема «Моя семья » . И главными они должны быть на только для детей, а для всех членов семьи , чтобы в первую очередь родители понимали, для чего привели в этот мир ребенка , почувствовали всеми гранями души и осознали, что от них зависит. Станет ли малыш в будущем хозяином своей судьбы, своей мечты, своей семьи .

Из всех видов взаимодействия детского сада и семьи на наш взгляд , сегодня наиболее актуально социально-педагогическое партнерство, предполагающее равные права обоих субъектов, которые в одинаковой степени отвечают за качество результатов.

Цель :

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «детский сад- семья » .

Достижение цели решается через :

1. установление партнерских отношений с семьями воспитанников , включение всх субъектов образовательного процесса , в том числе родителей дошкольников, в режим непрерывного саморазвития , в результате которого они становятся активными участниками преобразования окружающего макросоциума;

2. опыт продуктивной деятельности и конструктивного взаимодействия с различными государственными субъектами по вопросам образования дошкольников , в том числе создание социально значимого продукта, - яркого события в жизни воспитанника и его окружения;

3. создание предметно- развивающей среды для развития личности ребенка .

Образовательный процесс в нашем учреждении открытый, в нем всячески поощряется участие членов семей воспитанников. Социально-педагогическое партнерство благоприятно влияет на образовательный процесс детского сада .

В нашем детском саду сложилась своя система взаимодействия с родителями воспитанников. В соответствии с результатами изучения родительского контингента работа проводится по следующим направлениям :

анализ уровня психолого-педагогической культуры родителей (анкетирование, метод социометрии, наблюдения и анализ взаимодействия ребенка с родителями ).

популяризация современных психолого-педагогических идей, предоставление родителям необходимой теоретической и практической информации (дни открытых дверей, родительские собрания (групповые, общие, конференция в конце учебного года, различные формы наглядной информации в уголке для родителей : буклеты, рекомендации, консультации, почтовый ящик для вопросов , «повторите с ребенком » , «приготовьте ребенку » , «изготовьте с ребенком » и т. п.) Для малышей, не посещающих дошкольные учреждения, организована группа кратковременного пребывания детей 2-3 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по два часа весь учебный год. С детьми и родителями работают узкие специалисты : педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед.

использование нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников – семейные встречи : мастер-классы по изготовлению продукта художественно-эстетической деятельности, игры-тренинги «Когда ты был маленьким» , создание совместных проектов «Космос» , «Бытовая техника» , «Повар» , «Продавец» , «Домашние животные» , «Компьютер» , «Как построить дом» и другие, праздники «Русская песня –русская душа» , «День семьи » , «Олимпиада» , «Защитники Отечества» , «День здоровья» , «Дегустация блюд» .

донесение до родителей интересной и полезной информации, связанной с жизнедеятельностью детей в детском саду : советы специалистов, музыкально-поэтический уголок; уголок «Неболейка» , выставка «Сделай вместе с детьми» , фотовыставка «Мир вокруг меня» , Радуга успехов, «Сегодня мы занимались…» , «Искренне благодарим» , «В кругу семьи » , Уголок творчества детей, «Живем-поживаем» .

индивидуальная направленность в работе с родителями (дифференцированный учет воспитательных воздействий в условиях семьи , включение родителей в педагогический процесс с учетом их индивидуальных интересов и способностей);

привлечение родителей к руководству детским садом через участие в работе Конференции, родительского комитета, Совета педагогов.

С каждым годом родители активнее включаются в образовательный процесс . Родители участвуют в обновлении предметно-развивающей среды группы : в 1 младшей группе изготовили маркер игрового пространства – машину , в подготовительной - маркер «Корабль» , «Дом» , «Заборчики» для обыгрывания сюжетно-ролевой игры. Вместе с педагогами участвуют в приобретении дидактических игр, игрушек, инвентаря. Родители средней группы разрисовали стену веранды. Систематически родители участвуют в подготовке детей к праздникам : шьют костюмы, изготавливают атрибуты, оформляют групповое помещение, участвуют в утренниках и развлечениях . Силами и средствами родителей были отремонтированы : групповое и спальное помещение средней группы «Рыбки» , прихожие во 2 младшей группе «Пчелки» , в средней группе «Белочки» , в подготовительной группе «Медвежата» . Родители старшей логопедической группы «Муравьишки» подарили компьютер, принтер для педагогов группы. В зимние время родители участвуют в создании горки для катания , ледяных построек для развития основных движений . В логопедических группах родители охотно выполняют поручения воспитателей и учителя-логопеда по коррекции речи дошкольника.

Анализируя результаты работы за последних три года мы отметили положительную динамику в развитии социально-педагогических отношений. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт , но только вместе они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.