Дарим цветы        09.10.2019   

Проект «Занимательная физика. Занимательная физика для детей Что такое физика для детей

Добрый день, уважаемые родители! Вы наверняка знаете, что по физическим законам устроен весь мир, и мы, сами того не замечая, каждый день встречаемся с их проявлениями. Малыш уже забрасывает вас сотнями вопросов об окружающем мире? Занимательная физика для детей - ваша палочка-выручалочка, с которой важно познакомить ребёнка на пике его заинтересованности. Тогда этот предмет в будущем никогда не станет скучным и трудным для ребёнка.

Мы расскажем вам о том, что такое физика глазами ребёнка, что она даёт малышу и как ответить на самые каверзные вопросы. Также мы развеем миф о том, что это очень сложная и непонятная наука.

Что даёт физика детям?

Знакомясь с законами природы с ранних лет, малыш сможет:

  • удовлетворить свою безграничную любознательность;
  • расширить кругозор;
  • понять закономерность и логичность природных явлений;
  • получить базовые знания для дальнейшего развития своих способностей;
  • любить предмет «физика» в школе или хотя бы не считать его слишком сложным.

Малыш и физика: знакомство неизбежно

Видя много интересного вокруг, ребёнок стремится удовлетворить свою любознательность. Часто дети дошкольного возраста задают подобные вопросы:

  • «Что такое радуга?» Объясните крохе, что после дождя в воздухе остаются мелкие капельки воды. Солнечные лучи, которые проходят сквозь них, разделяют белый цвет лучиков на 7 цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
  • «Почему самолёт не падает?» Расскажите, что самолёт летит, потому что у него есть крылья, как у птиц. Также у него есть двигатель, который создаёт сильный ветер. А ветер толкает самолёт вперёд. Покажите на примере бумажного самолётика: чем сильнее вы его толкнёте, тем дальше он сможет пролететь.
  • «Почему вода превратилась в лёд?» Расскажите малышу, что вода может превращаться в пар и в лёд. Всё зависит от того, жарко ей или холодно. Если вы поместите ложку в струю пара, исходящую из носика кипящего чайника, то малыш увидит на ней капельки воды. Он убедится, что это одно и то же вещество. Наберите воду в небольшой лоток, а лучше поместите туда маленькую игрушку и поставьте в морозилку. Во время купания достаньте ледяной кубик и дайте малышу. Скажите, что водичке было так холодно, что она сжалась и стала твёрдой. А чтобы она стала прежней, её снова нужно согреть. Пусть ребёнок опустит лёд в тёплую ванну и убедится в этом.
  • «Почему яблоко упало, а не улетело в небо?» Объясните, что наша планета Земля обладает волшебной силой. Она притягивает к себе всё, что на ней находится: и людей, и дома, и машины, и любые другие предметы. Если бросить мяч высоко-высоко, то Земля всё равно притянет его обратно.
  • «Почему мы слышим эхо?» Потому что звук - это невидимая волна. Она распространяется по воздуху. Если на её пути встречается преграда, то волна ударяется об неё и возвращается обратно. Поэтому мы слышим звук, который не произносили.
  • «Почему бумажный кораблик не тонет, а монетка тонет?» Потому что все предметы и вещества состоят из маленьких частиц - молекул. Если молекулы находятся близко друг ко другу, то предмет обладает большей плотностью, а если молекулы находятся дальше друг от друга - то плотность будет меньше. Плотность воды больше плотности бумаги, поэтому вода удерживает кораблик на своей поверхности. С монеткой - всё наоборот.
  • «Почему вода тушит огонь?» Потому что для горения нужен воздух, а вода перекрывает доступ воздуха к горящему предмету. Вода от соприкосновения с горячим предметом быстро нагревается и превращается в пар. Она забирает тепло у огня, тем самым лишая его силы. Также можно потушить огонь и при помощи песка.

Мы слышим ещё сотни и тысячи подобных вопросов. Это означает, что стремления ребёнка познавать физические законы естественны и неизбежны.

Как поддерживать интерес?

Физика - это та наука, которая сама заинтересует малыша, ведь она повсюду. Нам остаётся только поддерживать его любопытство и познакомить поближе. Как это сделать?

Расскажите малышу, что физика - это:

  • Наука, которая привлекала множество учёных по всему миру на протяжении многих лет. Благодаря их открытиям, мы, люди, совершили самые разные чудеса, которые ещё совсем недавно казались настоящей фантастикой. Машины и корабли, самолёты и компьютеры, мобильная связь и интернет - всё это и многое другое изобрели благодаря физике.
  • Самая главная наука. На ней основываются многие другие науки: химия, биология, психология и другие. Физика изучает свойства твёрдых тел, жидкостей и паров для того, чтобы люди могли использовать их себе во благо.
  • Наука о природе. Ты - тоже частичка этого мира. Хочешь знать больше о себе и среде, в которой ты живёшь?

Не переживайте, если не помните физических законов или не знаете, как рассказать о них малышу в доступной форме. Есть масса литературы для детей, которая на понятном языке объясняет основные понятия физики:

  • Я. Перельман «Занимательная физика». Для детей от 6 лет.
  • Л. Сикорук «Физика для малышей». Для детей 5–8 лет.
  • Д. Маколи «Как всё устроено». Для детей от 6 до 12 лет.
  • Е. Качур. «Увлекательная физика» Для детей 5–8 лет.
  • А. Никонов «Физика на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснить детям». Для учеников младших и средних классов.

Не дожидайтесь, пока ваш ученик принесёт со школы учебник физики. Познакомьте его с этой наукой раньше в непринуждённой обстановке. Познавательные мультфильмы помогут вам в этом:

  • «Фиксики»;
  • «Физика для самых маленьких»;
  • «Здравствуй, атом!».

Понимать физику - значит понимать саму жизнь

Итак, долой стереотипы о том, что физика может покориться только единицам. Давайте ответим кратко, как же привить интерес малыша к этой науке:

  • Отвечайте на все вопросы об окружающей среде понятным языком. Если вы не готовы ответить прямо сейчас, скажите об этом крохе и найдите время на поиски ответа.
  • Не бойтесь понятий «молекула», «атом», «вес», «масса», «сила трения» и так далее.
  • Расскажите малышу, что ещё совсем недавно люди жили без телефонов, компьютеров и других достижений цивилизации. Всё это стало возможным благодаря учёным, которые много трудились над сенсационными открытиями в области физики.
  • Читайте специальную литературу, смотрите с ребёнком познавательные мультфильмы и видео.
  • Подкрепляйте свои беседы увлекательными .

Мы верим, что даже если вы не любили физику в школе, то сможете поменять своё отношение к этой науке и заинтересовать своего ребёнка. Желаем вам удачи в этом деле, и до новых встреч!

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения русского ученого-физика Матвея Петровича Бронштейна, автора научно-популярных книг "Лучи икс", "Солнечное вещество" и др. Его вклад в создание квантовой теории гравитации и популяризацию науки высоко оценивали отечественные и зарубежные учёные.

В честь этого события мы подготовили для вас небольшую книжную подборку по теме "Физика" для детей от дошкольного до старшего школьного возраста. Александр Никонов, Яков Перельман, Елена Качур - вот неполный перечень авторов, книги которых вошли в нашу тематическую подборку.

8 книг на тему

"Физика для детей"

Матвей Бронштейн. Солнечное вещество. Лучи икс. Изобретатели радиотелеграфа

" Книга "Солнечное вещество", принадлежащая перу безвременно погибшего талантливого физика Матвея Петровича Бронштейна, представляет собой незаурядное явление в области мировой популярной литературы.

Она написана настолько просто и увлекательно, что чтение ее, пожалуй, равно интересно любому читателю от школьника до физика-профессионала. Раз начав ее, трудно удержаться и не дочитать до конца". (Лев Ландау, 1956 г.)

Книга действительно написана ясным и чрезвычайно увлекательным языком, при этом нет никаких чрезмерных упрощений при подаче материала. Книги Бронштейна можно считать золотым стандартом научно-популярной литературы для детей.

Александр Никонов. Физика на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснить детям

Понимаете ли вы теорию Стивена Хокинга и теорию относительности?Знаете ли и сможете ли доступно объяснить основы квантовой физики?Хотите понять самую модную науку XXI века?

Неважно, учитесь ли вы в школе или уже давно закончили ее. Если вы любознательный человек, то эта книга для вас.

Самая главная наука - это физика! Так начинает эту книгу известный публицист, популяризатор теоретической науки Александр Никонов.

Здесь вы сможете узнать: зачем нужны атомы и как они устроены; что такое электричество; виды взаимодействия в окружающем мире; откуда берется время; сколько и каких элементов содержится в организме человека.

Для старшего и среднего школьного возраста


Яков Перельман. Занимательная физика

"Занимательная физика" написана ни много ни мало сто лет назад!

Но благодаря тому, что книга поясняет и иллюстрирует фундаментальные законы физики, её содержание остаётся актуальным и сегодня.

Автор в увлекательной форме рассказал о путешествиях на Луну, о том, можно ли создать вечный двигатель, и даже о том, как мы пьём. А также о многом другом, что каждый день происходит вокруг нас.


Издательство

ИД Мещерякова



Доминик Воллиман, Бен Ньюман. Профессор Астрокот и его приключения в мире физики

Профессор Астрокот вновь отправляется в увлекательное путешествие. На этот раз - в мир физики. Физические явления окружают нас повсюду. Прогуляйтесь и убедитесь в этом сами. Вот ветер раскачивает деревья, солнце согревает всё живое, пища дарит нам силы.

Из книги вы узнаете: из чего все состоит, о ткуда берется электричество, п очему корабль не тонет в воде, а самолет держится в воздухе, к ак мы различаем цвета, м ожно ли создать плащ-невидимку и многое другое.

Для среднего школьного возраста

Лассе Левемарк. Физика без приборов

Веселые и познавательные опыты француза Тома Тита уже более ста лет помогают детям всего мира изучать окружающий мир через игру.

В Швеции, неподалеку от Стокгольма, есть даже специальный научный центр, каждый посетитель которого может поставить собственный опыт по физике, химии, биологии, астрономии, математике и провести исследование самых разных явлений природы. Сотрудники Центра и подготовили эту книгу занимательных экспериментов по физике и химии.

Для среднего школьного возраста

Издательство

ИД Мещерякова

Любовь Вайткене. Физика

Почему железная дорога летом длиннее? Почему шарик лопнет, если его сильно надуть? Отчего к магниту притягиваются все металлические предметы? Почему мы, надев лыжи, можем совершенно спокойно перемещаться по снегу, а без них проваливаемся в него?

В этой увлекательной книге вы не только получите ответы на самые интересные вопросы, но и найдете объяснение физическим явлениям которые мы встречаем на своём пути каждый день.

Здесь вы узнаете как сделать собственными руками компас, барометр или даже парашют! Благодаря этому изданию, вы с легкостью объясните все законы физики и полюбите эту непростую науку.

Для среднего и младшего школьного возраста

Яков Перельман. Для юных физиков. Опыты и развлечения

Эта книга поможет расширить кругозор ребенка, позволит обогатиться новыми знаниями о природе и пробудит умение творчески мыслить.

Здесь представлены легкие для выполнения опыты, которые можно проделать с окружающими нас предметами. Забавные истории, увлекательные задачи, парадоксальные сопоставления помогут привить интерес к познанию окружающего мира.

Материал написан в жанре занимательной науки, содержит кладезь полезных теоретических и практических знаний и предназначена для учащихся средней школы и их родителей, для учителей и всех тех, кто сохранил в себе способность удивляться окружающему нас миру.

В книге представлены еще две работы автора: "Не верь своим глазам!" и "Развлечение со спичками".

Для младшего школьного возраста

Елена Качур. Увлекательная физика

Почему предметы падают на пол, а не на потолок? Почему мяч не тонет в воде?

Откуда берётся эхо? Отчего во время грозы гремит гром и как появляется радуга?

Ответить на эти и многие другие вопросы любознательному Чевостику поможет его старший друг дядя Кузя. Для этого они отправятся в увлекательное путешествие, в котором познакомятся с необыкновенно интересной и важной наукой - физикой!

Вместе с маленькими читателями они будут наблюдать за интересными явлениями, а дядя Кузя объяснит их физическую природу.

Для дошкольного и младшего школьного возраста

Приятного и полезного чтения:)

Эта книга - результат работы над серией телевизионных передач «Физика для малышей», созданных на новосибирском телевидении. Передачи вызвали большой интерес у детей и родителей. Я получил от них массу писем с ответами на задания, с рассказами об опытах и наблюдениях, которые дети проводили по собственной инициативе, с вопросами, на которые нужно было ответить в следующей передаче.

По профессии я не физик, а кинооператор, но интерес к физике и увлечение ею появились у меня в детстве. Этим я обязан своему отцу,научившему меня всему, о чем рассказано в этой книге. Книга не учебник. Это - популярное изложение некоторых вопросов, изучаемых наукой физикой. «Физику для малышей» можно читать в семье со старшими дошкольниками и младшими школьниками, а также использовать для занятий в детском саду и для внеклассной работы в школе.

Главная цель книги - показать детям, что окружающий их мир познаваем, что все явления природы могут быть научно объяснены. Чтение книги должно побудить ребенка к самостоятельным наблюдениям и экспериментам, к играм, подобным тем, которыми заняты герои книги.

Не следует читать книгу «запоем», от такого чтения пользы будет мало. Лучше всего читать по одному рассказу, так как каждый рассказ знакомит со сложными физическими явлениями, понять которые малышам не всегда легко. После чтения обязательно помогите ребенку провести опыты и наблюдения, описанные в рассказе, задайте вопросы и вместе с малышом обсудите ответы на них. Это поможет ребенку усвоить полученные знания и будет способствовать развитию его логического мышления, любознательности и сообразительности.

Все опыты дети должны проводить под наблюдением взрослых. Это необходимо, во-первых, для успешного и правильного проведения опытов, а во- вторых, для соблюдения правил «техники безопасности». Особенно внимательно взрослые должны отнестись к проведению опытов, описанных в разделах: «Световые явления», «Инерция и реактивное движение», «Электричество и магнетизм». Знакомство с физикой должно быть делом приятным и радостным. Поэтому не нужно принуждать ребенка к занятиям в тех случаях, когда он не расположен заниматься именно физикой.

Не следует занятия с книгой уподоблять школьному уроку. Чем непринужденнее будет игра в «опыты», тем лучше для дела. В рассказах для чтения сознательно пропущено много второстепенных сведений для того, чтобы не загромождать обилием фактов главную мысль рассказа и помочь ребенку понять самую суть явлений. Поэтому после каждого рассказа напечатаны подробные комментарии. Здесь взрослые смогут найти некоторые советы по технике эксперимента и освежить в памяти знания по физике. Для тех, кто изучал физику давно и мало знаком с ней, этого материала может оказаться недостаточно. В таком случае советуем обратиться к школьным учебникам по физике. В работе с книгой исходите из своего опыта и сложившихся с детьми взаимоотношений. Вы лучше знаете своих малышей. Они привыкли к вам и вашей форме общения с ними.

ГЛАВНОЕ - ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДЕЛУ И УВАЖЕНИЕ К ВНУТРЕННЕМУ МИРУ РЕБЕНКА. ИСКРЕННЕ ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!

На этой странице я буду собирать известные мне книги по занимательной физике: книги, которые есть у меня дома, ссылки на рассказы и обзоры о таких книгах.

Добавляйте, пожалуйста и вы в комментариях, какие занимательные научные книжки знаете.

Н.М. Зубкова «Вкусная наука» — Опыты и эксперименты на кухне для детей от 5 до 9 лет. Простенькая тоненькая книжечка. Я бы возраст понизила, слишком простые и известные эксперименты, типа плавания яйца в солёно воде и заворачивания мороженого в шубу. В основном ответы на детские «почему?». Хотя, может, я излишне требовательна) Так, в принципе, всё симпатично и понятно)

Л. Генденштейн и др. «Механика» — книга из моего детства. В ней в форме комиксов друзья знакомятся с законами механики. Знакомство это происходит в игре, в разговоре, в общем, между делом. Мне очень она нравилась тогда, да и сейчас. Может, как раз с нее и началось мое увлечение физикой?

«Детская энциклопедия» . Этот талмуд тоже из моего детства. В нем 5 томов. Есть и про искусство, и про географию, биологию, историю. А этот по естествознанию. Сколько раз его открываю, столько убеждаюсь, что прежние энциклопедии, не то, что нынешние. Рисунки правда черно-белые (в основном), но информации куда больше.

А. В. Лукьянова «Настоящая физика для мальчиков и девочек» . Первая книга по физике, которую я купила уже сама. Что сказать? Сразу не впечатлила. Книга большого формата, рисунки красивые, бумага плотная, цена большая. А по существу, мало. Но, в принципе, читать можно, с ребенком картинки рассматривать.

А. Дмитриев «Дедушкин сундук» . Вот эта маленькая брошюрка нравится мне гораздо больше. Почти самиздат по оформлению, но все опыты, научные игрушки описаны очень доступно и просто.

Том Тит «Научные забавы» . Везде эту книгу очень хвалят, а мне тоже не очень понравилась. Опыты, да, интересные. Но объяснения нет. А без объяснения как-то скудно получается.

Я. Перельман «Занимательная механика» , «Физика на каждом шагу» , «Занимательная физика » . Перельман, конечно, классика жанра. Правда его книги не для самых маленьких)

Бруно Донат «Физика в играх» . Похоже на Тома Тита, только как-то легче на мое восприятие и объяснения всех опытов и игр приведены.

Л.А. Сикорук «Физика для малышей» . Похоже чем-то на мою «Механику» Генденштейна из детства. Нет, тут не комиксы, но знакомство с физическими законами природы идет в беседе и между делом. В продаже я эту книжку не нашла, потому она у меня только в распечатке.

Ну, и последнее мое увлечение — карточки с научными опытами.

Анастасия Сергеева

Как доступно объяснить ребенку физику, не выходя из кухни?

Если школьная физика для детей вдруг стала неподъемным грузом, помочь им смогут не только репетиторы, а и родители! Объясните ребенку физические явления на простых примерах, которые можно увидеть в повседневной жизни, проведите с ним какие-нибудь несложные физические опыты и эксперименты. Как это сделать - продемонстрируем далее, приведя в пример знакомые всем процессы, которые можно наблюдать даже у себя на кухне.

Преломление света

Первое, чем может быть интересна физика для детей - это оптические физические явления, в частности, преломление световых лучей. И если у вас на кухне стоит ваза с цветами, или прозрачная чашка с ложкой, то это явление в ней отчетливо наблюдается. Можно заметить, что опущенная в чашку чайная ложечка, проходя через воду, будто бы смещается и продолжается под водой уже под другим углом - выглядит так, словно ложка сломалась. Или другой пример: если в кастрюлю налить воду и положить на ее дно, допустим, горох, то он будет казаться больше, чем есть на самом деле.

Это и есть явление преломления света, когда световой луч, проходя через границу двух разных сред, меняет свое направление и угол падения. Причем угол падения тем больше, чем больше угол преломления. Но если луч света направлен к этой границе перпендикулярно, то преломление будет отсутствовать. В случае же с ложкой и чашкой, луч света проходит под острым углом из воздушной среды в водную, и вода выступает линзой, преломляющей световые лучи, отражаемые в ложке.

Изменение агрегатных состояний вещества

Агрегатное состояние - состояние вещества в определенных условиях, в конкретном диапазоне давления и температуры, которое определяет свойства вещества, его способность сохранять форму и объем, либо менять их. К таким состояниям традиционно относится твердое, жидкое и газообразное.

Но это звучит скучно, поэтому на помощь приходит физика для детей. Легко пронаблюдать за изменением агрегатных состояний можно на примере обыкновенной воды. Сначала проверьте ребенка: если пролить немного воды на пол и не вытереть, останется ли лужица там навсегда или нет? А что будет с водой, если ее поместить в холодильник? Это и есть агрегатные состояния вещества! Оказывается, такие привычные физические явления на кухне почти каждый день случаются у нас под носом.

А почему так происходит? Виной всему не волшебство, а физика! Вода - это жидкость, а жидкость - промежуточное состояние между твердыми и газообразными веществами. Твердое состояние, в данном случае лед, образуется, когда вода подвергается температуре замерзания (ниже 0°C), а газ - водяной пар - образуется при температуре кипения (100°C). При температуре же от 0°C до 100°C вода пребывает в жидком состоянии - а все потому, что межмолекулярное притяжение при таких отметках не настолько сильное, как в твердом состоянии, но и не такое слабое, как в газообразном.

Переход воды в пар, то есть испарение, происходит тогда, когда молекулы воды с открытой поверхности получают энергию - солнечную или от комнатной температуры, и начинают двигаться хаотично. Сила притяжения между ними слабеет. При понижении же температуры кинетическая энергия молекул опускается, и силы притяжения усиливаются.

Теплопроводность тел

Следующее физическое явление, которое рассматривает физика для детей на примерах из жизни - теплопроводность, то есть способность различных материальных тел к теплообмену, передаче энергии. Но как объяснить ребенку этот процесс? Да хотя бы на примере нагрева супа в кастрюльке, либо воды в чайнике!

Представим: мы поставили суп на плиту. Температура кастрюли начнет подниматься, и из-за разницы температур движение частиц будет усиливаться, что поспособствует передаче теплоты от огня к посуде, и от нагретой посуды - к супу. Но не у всех тел теплопроводность одинакова: например, металлы обладают более высокой теплопроводностью, нежели, допустим, древесина и воздух. Поэтому суп мы нагреваем в металлической кастрюле, чтобы он быстрее нагрелся - однако и остынет, он быстро. Однако, если мешать суп деревянной ложкой/лопаткой, то она будет медленно нагреваться, обладая малой теплопроводностью, но благодаря этому и остынет медленно.

Имеет физика для детей еще одну такую интересную штуку касаемо теплопроводности, как конвекция - такой вид теплопередачи, при котором энергия передается потокообразно, либо естественным, либо принудительным путем. То есть, когда супчик просто стоит на плите, он нагревается естественным путем, но когда его начнут помешивать ложкой - конвекция будет принудительной.

Диффузия

Диффузия - одно из самых интересных и понятных физических явлений, о которых может рассказать физика, но и оно порой бывает сложным для детей. А между тем мы постоянно наблюдаем за этим процессом в жизни, в частности, на кухне. Диффузией называют взаимное проникновение, смешивание двух веществ, схожих по структуре, до однородного состояния. Диффузия происходит благодаря кинетической энергии молекул тех веществ - именно она и приводит их в движение.

Один из самых доступных примеров диффузии жидкостей, которые знает физика для детей - заваривание чая в кипятке. Пусть ребенок бросит в воду чайный пакетик либо горсточку чайных листьев, не размешивая - тогда вы сможете понаблюдать, как чайная заварка смешивается с чистой водой. И чем вода горячее, тем быстрее будет происходить процесс смешивания.

А в твердых веществах примером для детей может стать засаливание овощей на зиму: кристаллики соли, попав в воду для будущего рассола, распадутся, образуя ионы хлора и натрия, которые со временем проникнут между молекулами засаливаемых овощей, будь-то помидоры, огурцы либо даже грибы. Этот тип диффузии - самый медленный.

Но быстрее всего происходит диффузия в газах. Дети точно знают, насколько быстро по дому распространяется вкусный запах маминой стряпни из кухни - именно так ароматы еды смешиваются с молекулами воздуха в помещении.

Закон Архимеда

Этот закон также называют законом гидростатики. Согласно ему, на тело, погруженное в жидкость, действует сила выталкивающая (сила Архимеда), которая равна массе жидкости, способной заполнить объем данного тела. Значит, тело с плотностью ниже, чем плотность жидкости, из нее вытолкнется, а с плотностью выше - погрузится и утонет, выталкивая при этом столько жидкости, сколько соответствует его объему.

Такая физика станет понятнее для детей, лишь только вы напомните им про приготовление пищи - например, про варку курицы. Чтобы сварить птицу, мама набирает не полную кастрюлю воды, а приблизительно три четверти, в зависимости от объема тушки. Когда же мы опустим курочку в воду, то заметим, как вода поднимается до краев посуды, гораздо ближе, чем была до этого. Закон Архимеда во всей красе!

А хотите узнать, как объяснить ребенку явление электромагнитной индукции, да еще и так, чтобы это было интересно и наглядно? Покажите ему этот ролик:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще