Садовые растения        17.08.2019   

Произвольное внимание ребенка дошкольного возраста и условия ее формирования. Все, что нужно знать о развитии внимания у детей дошкольного возраста

Под вниманием

деятельности.

воспитания.

Развитие внимания в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания.

Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами.

Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым . Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже

неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы

узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы.

Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7

лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок.

На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными

раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он

осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно».

Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть»,

а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие

произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.

Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

- внимание становится опосредованным;

- появляются элементы послепроизвольного внимания.

Развитие речи в дошкольном возрасте

Развитие воображения в дошкольном возрасте

В конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В то же время познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.

Другое важнейшее направление в развитии мышления дошкольника связано с изменением

соотношения между практическим и умственным действием. В практической деятельности ребенок начинает не только выделять, но и использовать связи и отношения

между предметами и явлениями, действиями. От выделения простых связей он переходит

к более сложным, отражающим взаимосвязи причины и следствия. Ребенок проводит простейшие опыты, экспериментирует, например, бросает в ванну с водой различные предметы, чтобы узнать, будут ли они плавать; или ставит стакан с водой в морозильник,

чтобы получить лед. Такие опыты подводят ребенка к выводам, обобщенным представлениям. Сначала ребенок еще не может действовать в уме. Он решает задачи с помощью манипуляций с предметами. Постепенно речь включается в процесс решения задачи, но малыш пользуется ею только для названия предметов, с которыми действует. В

речи выражается результат решения задачи. Осознаются и словесно обозначаются способы выполнения действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, которая не оторвана от практического действия. Накопленный опыт в процессе множества

попыток решить задачу позволяет дошкольнику заранее составить план решения в уме, за

которым следует выполнение задачи в наглядно-действенном плане. Только так ребенок может ответить на поставленный вопрос и сформулировать его словесное решение. То есть дошкольник подходит к решению задачи во внутреннем плане, выдавая готовое словесное решение без обращения к практическим действиям. Перестройка между умственным и практическим действиями обеспечивается включением речи в процесс решения задач и связана с тем, что меняется роль речи в этом процессе. Речь начинает предварять действие.

Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по более

многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове.

У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для

предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает. Ребенок прежде всего выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. С возрастом возникает диффренциация смежных классификационных групп: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы.

Так, Света В. (5 лет 2 мес.) объясняет. «Это дикие животные. Они живут в лесу. А это

домашние животные. Они живут дома. О них заботится человек».

Младшие и средние дошкольники выделение классификационных групп нередко мотивируют совпадением внешних признаков («Диван и кресло вместе, потому что стоят

в комнате») или на основе использования назначения предметов («их едят», «их на себя

надевают»). Старшие дошкольники не только знают обобщающие слова, но и, опираясь на

них, правильно мотивируют выделение классификационных групп.

Если знаний о предмете не хватает, то ребенок снова начинает опираться в классификации

на внешние, несущественные признаки.

Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия. Первоначально ребенок, хотя и оперирует общим положением, обосновать его не может или дает случайные обоснования. Постепенно он переходит к правильным выводам.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

- ребенок решает мыслительные задачи в представлении - мышление становится

внеситуативным;

Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о

проблемности мышления ребенка;

- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда

практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

- возникают попытки объяснить явления и процессы;

- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и

отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость,

Пытливость.

Внимание в дошкольном возрасте

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает как ориентировочный рефлекс «что такое?», выполняя биологическую защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его положительное или отрицательное значение.

Внимание имеет внешние и внутренние проявления. К первым относят напряженную позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым - изменения в организме, например учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и пр.

Традиционные виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательным и применению волевых усилий для его поддержания. Данная классификация включает

непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание . Непроизвольное вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с объектом, связано с интересами, потребностями, склонностями человека. Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания, например ребенок противостоит отвлечениям, продолжая готовить домашнее задание. Послепроизвольное внимание наблюдается тогда,

когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется по тому, насколько человек углублен в работу. Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в

переходе от одного объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий, например рассказывает стихотворение, перемещаясь по комнате.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно

активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору

поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,

обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде

деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов.

Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы,

несущие в себе элементы информационной новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и

воспитания.

Непосредственное внимание управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов и т. д.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.

Наконец можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе - с

сосредоточенностью и направленностью мысли.

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. Самые первые проявления сосредоточенности младенца фиксируются на 10-12-й день его жизни. К концу первого месяца жизни ребенок уже может следить в течение нескольких секунд за ярким, блестящим предметом, движущимся на расстоянии около метра от его глаз.

В первые месяцы жизни для ребенка характерно только непроизвольное внимание. Начиная с 2-3-мясячного возраста восприятие новых стимулов вызывает характерный комплекс оживления. С течением времени и ростом малыша процесс внимания становится все более сложным и многообразным. Он непосредственно связан с развитием двигательной сферы. Это происходит параллельно с расширением пространства, которое может быть доступно ребенку с помощью ползания, а затем уже – прямохождения. Вместе с нарастанием активности ребенка и усложнений его предметных действий возрастает и устойчивость внимания. Появляются задатки произвольного внимания, когда взрослый, указывая ребенку на предмет, помогает ему выделить данный предмет среди других.

В дошкольном возрасте большую роль в привлечении внимания ребенка играют эмоционально значимые стимулы. В старшем дошкольном возрасте, несмотря на преобладание роли эмоциональных стимулов, существенно начинает возрастать способность связывать любую деятельность с речевой инструкцией.

У детей старшего дошкольного возраста непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослого, а затем, по мере овладения речью, – в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. Произвольное внимание, прежде всего, опирается на внутреннюю речь. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Например, дети старшего дошкольного возраста, выполняя задание по инструкции взрослого, проговаривают инструкцию в 10–12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Данный факт объясняется общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка старшего дошкольного возраста. По мере роста ребенка прогрессирует по различным характеристикам и внимание, развиваются его свойства.

Итак, в дошкольном возрасте преобладающим остается непроизвольное внимание, но уже примерно к шести годам можно наблюдать постепенное развитие произвольного и послепроизволъного внимания, ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным.

В младшем школьном возрасте внимание становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей.

В формировании внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. В младшем дошкольном возрасте будущему ученику становится доступно внимательное рассмотрение и достаточно ясное восприятие последовательно двух-четырех объектов. Результат улучшается, если взрослый комментирует изображения, сравнивает их, ищет причинно-следственные связи между изображениями, привлекает к этому процессу ребенка. К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, но и изменяется круг предметов, которые привлекают его внимание. Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте – внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать что-то иное. Тем не менее объем внимания младшего школьника пока остается меньше, чем у взрослого человека.

Развитие произвольного внимания у дошкольников

Развитие детского внимания – эторазвитие организованности ребенка, начинающееся в раннем возрасте при первомсоциальном контакте с окружающими его людьми. Приспосабливаясь к данной среде, ребенокформирует и развивает социальное поведение личности. В течение первых месяцевжизни присутствует только непроизвольное внимание, поскольку оно являетсяврожденным. Дети реагируют лишь на внешние воздействующие факторы. Реакция происходит,когда резко сменяются раздражители (изменение температуры, внезапный громкийзвук и т.д.)

В возрасте пяти-семи месяцев ребенок уже рассматривает какой-либопредмет в течение достаточно длительного промежутка времени и изучает его на ощупь. Особенно это применимо к ярким предметам.

На первом–втором году жизни у ребенка возникает ориентировочно-исследовательскаядеятельность, что в будущем служит для него средством развития произвольноговнимания.

Люди,входящие в окружение маленького человечка, сами направляют его внимание ируководят им посредством определенных стимулов. Таким способом взрослые наделяютребенка теми инструментами, которые впоследствии помогают ему овладевать своимвниманием, что начинает происходить в период освоения речи. Малыш сначала управляетвниманием других людей, а потом и своим тоже.

В возрасте четырех с половиной-пяти лет дети направляютсвое внимание под воздействием установоквзрослых. Проявлять внимание под влиянием самоинструкции они начинают уже впять-шесть лет.

У дошкольников внимание достаточно неустойчиво. Оно носит скорееэмоциональный характер, поскольку дети еще плохо владеют своими чувствами. Современем путем волевых усилий и упражнений ребенок самостоятельно управляетсвоим вниманием.

Игра, выступаяв роли основного вида деятельности, занимает главное место в развитии вниманияу дошкольников. Игровые занятия развивают интенсивность внимания, его концентрированность и устойчивость.Исследования психологов показали, что время игры у шестилетнего ребенка намногопродолжительнее, чем у трехлетнего. Оно может достигать часа, а в некоторыхслучаях даже больше.

Произвольноевнимание у детей формируется путем приучения их к новым видам деятельности. Устойчивостьвнимания начинает увеличиваться после трехлетнего возраста и к шести годам характеризуетсяотносительно высоким уровнем. Это один из главных показателей «готовности кучебе».

Развитие произвольного внимания у школьников

В школьном возрасте различие между произвольным инепроизвольным детским вниманием становится все более ощутимым. Свое развитие произвольноевнимание получает в процессе воспитания и обучения. Большое значение имеетформирование интересов ребенка и приучение его к систематизации труда. Особаяроль отведена школе, где ребенок формирует усидчивость, способностьконтролировать поведение, приучается к дисциплине.

Произвольноевнимание у школьников проходит через несколько стадий.

Впервых классах у детей преобладает в большей степени еще все-таки непроизвольноевнимание. Они не умеют полностью контролировать свое поведение. К старшим же классампроизвольное внимание достигает высокогоуровня. Дети уже продолжительное время занимаются определенной деятельностью, контролируютсвое поведение. Кроме того, в связи с расширением круга интересов и приучением ксистематическому труду, детское произвольное внимание продолжает активно развиваться.Объем, концентрация и устойчивость внимания увеличивается тогда, когда увеличиваетсятемп роста умственного развития детей (к 10-12 годам).

Периоды в образовании произвольного внимания

В образовании произвольноговнимания выделяют 3 периода:

  1. Влияние воспитателя имеетраспространение только на простейшие чувства ребенка, к которым можно отнести: врожденнуюлюбознательность, чувство страха, эгоистические стремления и пр.
  2. Внимание поддерживаютчувства вторичного образования: самолюбие, чувство долга, соревнования и пр.
  3. Внимание поддерживаетсяпривычкой. Человек, который воспитаниюне поддается, никогда не дорастет до третьего периода. Произвольное внимание утаких людей – явление редкое и прерывистое. Стать привычным оно не может.

Что способствует развитию внимания

Развитию произвольногодетского внимания способствуют:

  • ясная постановка задач и создание четкого представления орезультате, к которому стоит стремиться;
  • развитие наблюдательности;
  • воспитание в ребенке ответственного отношения к учебе и к качествувыполняемой работы;
  • систематическое повышение объема, продолжительности и сложностиучебных занятий;
  • трудность занятий должна быть соизмерима с возможностями ребенка;
  • воспитание в ребенке серьезных устойчивых интересов.

Развитие произвольногодетского внимания тесно связано с развитием полноценной интеллектуальной ипознавательной деятельности ребенка, его мотивацией и волей. Развиваются эти качествав течение долгих лет. Это требует много усилий и терпения.

Качественные иколичественные показатели внимания помогают увеличить специальные занятия и упражнения.Лучше всего они осваиваются в форме игры. Проводить их стоит не только в специальноотведенное для того время, но и например, во время выполнения домашних дел иливо время пешей прогулки. При этом взрослые должны быть заинтересованы в успехахи достижениях ребенка, иначе никакого результата достичь не получится. При выполнениитребуемых условий у ребенка появляется способность все чаще работать безотвлечений, его внимание становится привычным, возникает сразу и без усилий.Вместе с этим ребенок формирует общую способность удерживать внимание на том,что требуется, то есть развивается внимательность.

Что еще влияет на качество произвольного внимания?

На качественные характеристикивнимания воздействуют также и физиологические изменения в детском организме. В13-15 лет дети быстро утомляются и часто раздражаются, что, естественно,приводит к снижению качества внимания. Причиной плохого внимания может стать иухудшение здоровья, плохое питание или недостаток сна.

Благоприятное воздействие на развитиепроизвольного внимания оказывают регулярные спортивные занятия. Помимо того,что физическая нагрузка укрепляет иммунитет, она еще и способствует выработкеумения сосредотачиваться.

Свойствавнимания поддаются развитию и это обязательно нужно делать. Главная роль,несомненно, принадлежит нам - взрослым, находящимся в окружении детей. Ну ивсегда помните о том, что каждый ребенок индивидуален. У каждого процессразвития произвольного внимания протекает по-своему, что требует сугубо индивидуальногоподхода.

Раститездоровыми и внимательными!

«Какая ты невнимательная!», «Ты все время витаешь в облаках», «О чём ты только думаешь?!»

Как часто мы говорим подобное своим детям! Нам кажется, что дети не умеют концентрировать внимание, мы считаем их рассеянными. Но давайте подумаем и ещё раз проговорим свои упреки, но уже мысленно. Ну как? Ответ очевиден? Конечно! Получается, что ребёнок сосредоточен, только его внимание направлено на более значимые для него (а не для вас) вещи.

Внимание бывает разным

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

Внешнее внимание обращено на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Такое внимание можно наблюдать у ребенка с самого рождения: поворот головы в сторону звука, фокусирование взгляда на лице мамы.

” У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность.

Три вида внимания

Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка, направленных на его возникновение и сохранение. Все яркое, шумное вызывает интерес, но не долог: и как только объект становится обычным, непроизвольное внимание утрачивается.

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим интересным занятием. Психологи считают: чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.

Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное . Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.

Свойства внимания

Также внимание дошкольника обладает следующими свойствами: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые. При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет становятся менее важны, чем в 3-4 года.

Устойчивость показывает, как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности. Считается, что к 5-6 годам дети могут удерживать внимание до 2 часов, в зависимости от вида деятельности - игра или же монотонное, скучное занятие.

Концентрация внимания показывает, насколько интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, способен ли он сопротивляться отвлекающим моментам.

” Чаще всего концентрация у дошкольников невелика, и очень важно ее развить. Для этого существуют специальные упражнения. Вот одно из них. Попробуйте вместе с ребенком разучить стихотворение. При этом первое четверостишие учите при очень слабом звуке телевизора или радио, заучивая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие заучивайте при достаточно громком звуке.

Избирательность внимания позволяет ребенку сосредоточиться на определенной части объекта, что помогает ему успешно решить задачу.

Распределение означает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок.

Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно иной, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным.

Обычно в дошкольном возрасте распределение и переключаемость недостаточно развиты, поэтому следует делать на них акцент во время занятий с ребёнком. При этом следует учитывать личностные особенности малыша и не требовать от него невозможного.

Важно, чтобы ребенок расширял возможности своего внимания, не испытывая при этом большого нервного напряжения, тогда любопытство, жажда познания и живость мышления очень помогут ему в дальнейшей школьной жизни.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра психологии


Курсовая работа

по дисциплине "Общая психология"

Развитие внимания в детском возрасте


Выполнил: Дьякова Н.И.

студент гр. 250У

Проверил: Авдеева Т.Г.


Красноярск, 2011


Внимание как Психический процесс

1 Физиологические основы внимания

2 Виды и свойства внимания

3 Типы невнимательности

Развитие внимания в детском возрасте

1 Основные закономерности произвольного внимания у детей

6 Особенности развития внимания младших школьников

Заключение

Список литературы



Проблемe внимания принято считать одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Его в жизни человека, определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны.

В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Оно характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

Воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.

В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), другие - изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т. Рибо, А.Н. Леонтьев). В большом числе работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т. е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н. Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин и др.).

Борьба с самим собой - суть любых процессов волевого внимания, а их специфика определяется содержанием противоборствующих сторон. Многие философы и религиозные мыслители видели здесь проявление и разрешение конфликтов между свободой и детерминизмом поведения, духом и телом, высшим и низшим, божественным и животным в природе человека.

Поэтому область феноменов волевого внимания становилась ареной жарких дискуссий между идеалистами и материалистами, теологами и учеными. Те и другие считали волевое внимание специфической способностью человека и отводили ему если не центральное, то весьма заметное место среди других психических функций.

Авторы с разным и даже полярным мировоззрением рассматривали развитие функции внимания как необходимую предпосылку социализации психики, интеллектуального, личностного и духовного роста человека. Так, известный теолог и философ Н.Мальбранш писал:"Внимание интеллекта - это естественная молитва, благодаря которой мы получаем просветление разума…" .


1. Внимание как Психический процесс


1.1 Физиологические основы внимания


В коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать .

Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды.

Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительное изменение в окружающей среде, объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию (совокупность структур головного мозга, регулирующих уровень возбудимости) с разными участками коры больших полушарий.

Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения .

Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Оно не имеет специального нервного центра для своего осуществления, тогда как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения связаны с деятельностью специальных участков коры больших полушарий головного мозга. При отсутствии абсолютно точной локализации психических функций все же можно сказать, что зрительные восприятия связаны с деятельностью иных участков коры головного мозга, чем слуховые, что движения рук и ног управляются иными центрами двигательного участка коры, чем речевые движения, и т. д.

Изучение высшей нервной деятельности показывает, что нервные центры в различных участках коры никогда не бывают одновременно в одинаковой степени возбуждены или заторможены. Если бы мы могли в связи с той или другой деятельностью наблюдать физиологические процессы в коре головного мозга, то мы обнаружили бы, что в каждый данный момент в известных участках коры имеется оптимальное, наиболее пригодное для данной деятельности возбуждение, тогда как в других возбуждение понижено, протекает с меньшей интенсивностью . "Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью" (И. П. Павлов ). С физиологической точки зрения, внимание есть не что иное, как нервная деятельность определенного участка коры больших полушарии мозга, в данный момент и при данных условиях обладающего оптимальной (т. е. наилучшей при данных обстоятельствах) возбудимостью, тогда как остальные участки коры находятся в состоянии более или менее пониженной возбудимости. В участках коры с оптимальной возбудимостью легко образуются новые условно рефлекторные связи и успешно вырабатываются дифференцировки. Этим объясняется ясность и отчетливость сопровождаемых вниманием психических процессов. Участки коры с оптимальной возбудимостью являются творческим отделом больших полушарий мозга в данный момент. Они постоянно перемещаются по всему пространству больших полушарий в зависимости от получаемых в процессе данной деятельности раздражений. Соответственно изменяются в своих размерах и постоянно перемещаются в коре и участки с пониженной возбудимостью. Участки с повышенной и пониженной возбудимостью взаимосвязаны в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие - заторможенными.

Для объяснения физиологических механизмов внимания известное значение имеет выдвинутый А.А.Ухтомским принцип доминанты: "в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга имеется участок (очаг) с повышенной нервной возбудимостью, господствующий (доминирующий) над остальными частями коры. При некоторых условиях (оптимальная степень возбуждения) он усиливается за счет других нервных импульсов, обычно вызывающих иные реакции. Так, например, ритмически слабые звуки, при обычных условиях вызывающие ориентировочный рефлекс, при наличии доминантного очага, связанного с процессом чтения, способствуют его усилению и, таким образом, увеличивают концентрацию внимания. Однако при максимальной степени нервного возбуждения в доминирующем очаге побочные импульсы не только не содействуют его усилению, но вызывают в нем парабиотическое торможение и, таким образом, приводят к нарушению концентрации внимания" .


1.2 Виды и свойства внимания

внимание отвлекаемость физиологический сосредоточенность

По способу реализации - в зависимости от выраженности целевой направленности и уровня необходимых волевых усилий - принято различать непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное (непреднамеренное, пассивное) внимание возникает стихийно, без видимых волевых усилий, как бы автоматически, независимо от состояния человека, вызывают его объективные и субъективные факторы.

Причины вызывающие непроизвольное внимание:

Относительная сила раздражителя.

Неожиданность раздражителя.

Движущиеся предметы.

Новизна раздражителя.

Контрастные предметы или явления.

Внутреннее состояние человека.

Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер.

Психологи выделяют еще третий вид внимания, которое возникает после определенных волевых усилий, но когда человек как бы "входит" в работу, начинает легко сосредотачиваться на ней. Такое внимание советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал послепроизвольным (или вторичным), так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию .

Если условием появления непроизвольного внимания являются качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы), то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности.

Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее человек не может работать сосредоточенно.

Обычно бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Устойчивость - способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком - либо объекте.

Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была бы невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда других условий. К их числу относятся степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности.

Сосредоточенность - способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других.

А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга .

Переключаемость - означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Очевидно, что переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и определить или учесть изменяющуюся значимость различных в неё включающихся элементов.

Легкость переключения у разных людей различна: одни - с легкой переключаемостью - легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других "вхождение" в новую работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий. Легкая или затруднительная переключаемость зависит от целого ряда условий. К числу их относятся соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношение субъекта к каждой из них; чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение; и оно тем легче, чем выраженное обратное соотношение между ними.

Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент. Переключаемость внимания принадлежит к числу свойств, допускающих значительное развитие в результате упражнения.

Распределение - способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Человек способен выполнять один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой.В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях .

Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. В таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Объем - размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.


1.3 Типы невнимательности


Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности.

Рассеянностью обычно называют два разных явления. Во-первых, часто рассеянностью называют результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя - ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений и событий. Этот вид рассеянности принято называть мнимой рассеянностью, поскольку это явление возникает в результате большой сосредоточенности на какой-либо деятельности .

Физиологической основой рассеянности является мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий торможение в окружающих его участках коры по закону отрицательной индукции .

Совсем другой вид рассеянности наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Этот вид рассеянности называется подлинной рассеянностью.

Произвольное внимание человека, страдающего подлинной рассеянностью, отличается крайней неустойчивостью и отвлекаемостью . Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием внешних сигналов, легко распространяется, но с трудом концентрируется. В результате в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги возбуждениях .

Причины подлинной рассеянности разнообразны. Ими могут быть общее расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания. Кроме того, одной из причин подлинной рассеянности может быть значительное количество полученных впечатлений, а также неупорядоченность увлечений и интересов.


4 Отвлекаемость её физиологические основы


Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Она возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней .

Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебных занятий школьников, как в классе, так и дома, должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду и др. Воспитание у школьников стойкого и глубокого интереса к знаниям также является важным условием борьбы с отвлекаемостью внимания .

Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать соответствующий объекту внимания более слабый очаг, в котором по закону отрицательной индукции возникает торможение. Внутренняя отвлекаемость, обусловленная отсутствием интереса, объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления нервных клеток.


5 Особенности произвольного внимания


Источники произвольного внимания целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Круг объектов произвольного внимания потенциально безграничен, поскольку не определяется особенностями стимуляции, спецификой организма и интересами субъекта. Сознательное намерение обратить и сосредоточить свое внимание на чем-либо - отличительная черта всех случаев произвольного внимания . Реализация этого намерения происходит при различных условиях. В зависимости от характера этих условий, от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют несколько его разновидностей.

Процессы сознательного, намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание можно назвать собственно произвольным. Здесь действия внимания лежат в русле обслуживаемой деятельности. Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями внимания непроизвольного .

Наиболее знакомый и простой вариант волевого внимания реализуется в ситуации конфликта во внешнем окружении, например, при действии сильных отвлекающих помех, препятствующих обнаружению и опознанию слабого сигнала. Как особый случай волевого внимания можно рассматривать трудоемкий процесс выработки моторных и когнитивных навыков и умений.

Чувство напряжения - характерное переживание процессов внимания данного вида. Акты собственно волевого внимания совершаются вопреки текущим стремлениям, интересам и желаниям субъекта, вынужденно, под прямым давлением социального окружения или благодаря слабому мотиву, лежащему за пределами наличной ситуации.

Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере субъекта. Неохотное, хотя и добровольное, внимание обеспечивают личностные инстанции, связанные с чувством долга и принятыми моральными обязательствами, отвлеченными идеями и широкими схемами мысли, установками на самопознание, совершенствование и приближение к идеалу .

Активное торможение и отвержение отвлечений переживаются здесь в форме чувства усилия как компонента сложного состояния борьбы мотивов. Развитию умений и навыков такого неэгоистического (морального) внимания служит множество техник религиозной практики. В повседневной жизни указанные формы волевого внимания встречаются нечасто.

Следующая разновидность произвольного внимания - внимание выжидательное. Его значение и специфика исследовались преимущественно в области психологии восприятия; в ситуациях, когда испытуемый предупрежден о появлении объекта и должен заранее подготовиться к его опознанию. Некоторые авторы отрицали существование такой формы внимания; другие же, напротив, утверждали, что именно при отсутствии объекта восприятия самостоятельный статус и определенная функция внимания могут быть установлены и показаны наиболее убедительным и ярким образом .

Волевой характер выжидательного внимания человека проступает особенно выпукло в ситуациях решения так называемых задач на бдительность, когда испытуемому приходится отвечать как можно быстрее на каждое из сравнительно редких и кратковременных появлений малозаметной цели. Мучительное усилие и напряжение выжидательного внимания совершаются кратковременными толчками или волнами, каждая из которых продолжается не более нескольких секунд. В паузах между ними наступает или полное бездействие, или переход к непроизвольному вниманию - привычному при благоприятных условиях и невольному при отвлечениях.

Особенно важный вариант развития произвольного внимания заключается в трансформации волевого в спонтанное внимание. Процесс и результат этого перехода У.Гамильтон описывает следующим образом:

"Начинать всегда нелегко, что особенно верно в случае интеллектуального усилия. Когда мы обращаем внимание на какой- то предмет, то первое время нас продолжают занимать десятки мыслей о других вещах. …Как бы ни был велик интерес к новому объекту, последний станет безусловным фаворитом только тогда, когда вольется в интегральную часть прежнего знания, установленных ассоциаций мыслей, желаний и переживаний. Но это дело времени и привычки…" .

"...Роль волевого усилия заключается в том, чтобы вызвать заинтересованное внимание и уступить ему место. Это похоже на то, как мы встряхиваем часы и повторяем это, пока не получится достаточного толчка, и не установится самостоятельный ход механизма", - пишет Дж.Сёлли .

Ту же идею высказывает Дж.Стаут и, дополнительно, говорит о том, к чему может привести работа волевого внимания, если по ходу знакомства с изучаемым предметом интерес к нему так и не появится. "Когда это происходит, периоды сосредоточения становятся постепенно более продолжительными, пока необходимость в сознательном усилии совершенно не прекратится. Так, функция произвольного внимания в таких случаях заключается в том, чтобы создать внимание спонтанное. …Произвольное внимание принадлежит одновременно и к области интеллекта, и к области практического воления. Оно есть "поведение ума" и, подобно внешнему поведению, подчинено моральному закону. В морали интеллектуальной основной добродетелью является терпение" .


2. Развитие внимания в детском возрасте


2.1 Основные закономерности произвольного внимания у детей


История внимания ребенка есть история развития организованности его поведения. Эта история начинается с самого момента рождения. Первоначальное внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание его рефлексов по известному нам физиологическому принципу доминанты. Этот принцип устанавливает, что в работе нервной системы организующим моментом является наличие одного главенствующего очага возбуждения, который усиливается за их счет. В доминантном нервном процессе заложены органические основы того процесса поведения, который мы называем вниманием .

Эту главу в развитии детского внимания прослеживает генетическое исследование рефлексов ребенка. Оно устанавливает, как одна за другой появляются новые доминанты в поведении ребенка и как благодаря этому на основе их начинается образование сложных условных рефлексов в коре головного мозга. Важно отметить с самого начала тот факт, что само образование условных рефлексов зависит от развития соответствующей доминанты .

Так, исследование по генетической рефлексологии показало, что "имеется определенная зависимость образования сочетательного рефлекса от развития доминантных процессов в центральной нервной системе, так как только с той воспринимающей поверхности можно образовать сочетательный рефлекс, при воздействии на которую в центральной нервной системе возникает функциональное взаимодействие доминантного характера" .

У новорожденного есть только две доминанты - пищевая и связанная с переменой положения. "И мы видим, что при наличии этих доминант может получиться связь только между ними, именно сочетательный рефлекс в виде пищевой реакции, возникающей, когда ребенку придается положение, обычное для его кормления грудью. Никаких других сочетательных рефлексов с других воспринимающих поверхностей впредь до возникновения соответствующих доминант не может быть получено". Только постепенно у ребенка развивается зрительная, слуховая и другие доминанты и только с их появлением становится возможным образование новых условных рефлексов с глаз и с уха .

Таким образом, доминантная реакция стоит в самом начале образования новых связей в коре головного мозга ребенка и определяет характер и направление этих связен. Весь этот период в развитии ребенка мы называем периодом натурального, или примитивного, развития его внимания. Название это оправдано тем, что развитие внимания в этот период является функцией от общеорганического развития ребенка и раньше всего от структурного и функционального развития центральной нервной системы.

В основе развития внимания в этот период, лежит, следовательно, чисто органический процесс роста, созревания и развития нервных аппаратов и функций ребенка! Это - процесс, аналогичный процессу эволюционного развития внимания от низших к высшим организмам, где он наблюдается с наибольшей ясностью. И там и здесь в основе развития внимания как определенной функции поведения лежит органическое развитие и изменение.

Этот процесс, занимающий преобладающее место в первые-годы жизни ребенка, не останавливается, или не прекращается, и далее в течение всего детского возраста и даже в течение всей последующей жизни человека.

Строго говоря, процессы развития и изменения не прекращаются вовсе, и то относительное равновесие и устойчивость, которые мы наблюдаем у взрослого человека по сравнению с ребенком, указывают, в сущности, только на огромное замедление темпа, иногда на изменение направления этих процессов, но не на их остановку.

Эти как бы приглушенные и замедленные процессы органического изменения оказывают, однако, свое ежедневное влияние на работу нашего внимания, и эта зависимость становится особенно-ощутимой и явной при оживлении этих как бы притушенных процессов, особенно при их болезненном изменении.

Однако значение этого органического процесса, лежащего в основе развития внимания, отступает на задний план по сравнению с новыми процессами развития - внимания, качественно отличными по типу, именно процессами культурного развития внимания. Под культурным развитием внимания мы имеем в виду эволюцию и изменение самих приемов направления и работы внимания, овладение этими процессами и подчинение их власти человека.

Психологическое исследование показывает что и в истории внимания отчетливо намечаются две основные линии развития; линия натурального развития внимания и линия культурного развития внимания .

Социальное (культурное по Л. Выготскому) развитие внимания начинается, в самом раннем возрасте ребенка, при первом же социальном контакте между ребенком и окружающими его взрослыми людьми. Как и всякое культурное развитие, оно является развитием социальным и состоит в том, что ребенок по мере врастания в окружающую его социальную среду, в процессе приспособления к этой среде развивает и формирует ту основную операцию социального поведения личности, которую называли в старой психологии произвольным вниманием.

Ключ к генетическому пониманию произвольного внимания заключается, таким образом, в том положении, что корни этой формы поведения надо искать не внутри, а вне личности ребенка. Само по себе органическое, или натуральное, развитие внимания никогда не привело бы и не приводит на деле к возникновению произвольного внимания.

Оно возникает, как показывают научное наблюдение и эксперимент, из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием по тому же типу.

Таким образом, механизм произвольного внимания может быть понят только генетически и социально. Основным законом, по которому мы овладеваем поведением, все равно чужим или своим, является закон овладения поведением через стимуляцию.

Ключ к овладению поведением заложен в овладении стимулами, и культурное развитие какой-нибудь функции, в том числе и внимания, заключается, в том, что в процессе совместной жизни и деятельности общественный человек вырабатывает ряд искусственных стимулов - знаков, силою этих стимулов направляется поведение, эти знаки становятся основным средством, при помощи которого личность овладевает собственными процессами поведения .


2 Развитие внимания в младенчестве


Признаки развития устойчивого непроизвольного внимания отчетливо проявляются уже в самые первые недели жизни ребенка . Их можно наблюдать в ранних симптомах проявления ориентировочного рефлекса - фиксации взором предмета и остановки сосательных движений при первом разглядывании предметов иди манипуляции ими. Можно с полным основанием утверждать, что и первые условные рефлексы начинают вырабатываться у младенца на основе ориентировочного рефлекса, иначе говоря, только если он обращает внимание на раздражитель, выделяет его, сосредоточивается на нем.

Укажем особенности развития внимания в младенчестве:

первоначально выступает как реакция сосредоточения;

сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними;

сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему;

появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.

Сначала непроизвольное внимание ребенка первых месяцев жизни носит характер простого ориентировочного рефлекса на сильные или новые раздражители, прослеживания их глазом, "рефлекса сосредоточения" на них.

Лишь позднее непроизвольное внимание ребенка приобретает более сложные формы, и на его основе начинает складываться ориентировочно-исследовательская деятельность в виде манипулирования предметами, однако, на первых порах эта ориентировочно-исследовательская деятельность очень неустойчива, и стоит появиться другому предмету, как манипуляция первым предметом прекращается.

Это показывает, что уже в первый год жизни ребенка ориентировочно-исследовательский рефлекс здесь носит быстро истощающийся характер, легко тормозится посторонними воздействиями и вместе с тем обнаруживает уже известные нам черты "привыкания" и при длительном повторении угасает.

Однако наиболее существенная проблема заключается в развитии высших, произвольно регулируемых, форм внимания. Эти формы внимания проявляются прежде всего в возникновении устойчивых форм подчинения поведения, регулирующим влиянием речевых инструкций взрослого, и затем, гораздо позднее, в формировании устойчивых видов саморегулирующегося произвольного внимания ребенка .

Такое направляющее внимание, регулирующее влияние речи, возникает у ребенка сразу. Факты показывают, что речевая инструкция "дай лялю" вызывает у ребенка лишь общую ориентировочную реакцию и воздействует на ребенка, если она сопровождается реальным действием взрослого .

Характерно, что на первых порах речь взрослого, называющего предмет, привлекает внимание ребенка, если называние предмета совпадает с его непосредственным восприятием. В тех случаях, когда называемого предмета нет в непосредственном поле зрения ребенка, речь вызывает у него лишь общую ориентировочную реакцию, которая быстро угасает.

Лишь к концу первого и к началу второго года жизни называние предмета или речевой приказ начинает получать свое направляющее, регулирующее влияние; ребенок направляет свой взор на названный предмет, выделяя его из остальных, идет, ищет его, если предмета нет перед ним.

Однако на этом этапе влияние речи взрослого, направляющее внимание ребенка, еще очень неустойчиво, и вызванная ею ориентировочная реакция очень быстро уступает свое место непосредственной ориентировочной реакции на более яркий, новый или интересный для ребенка предмет.


3 Развитие внимания в раннем детстве


Только в середине второго года жизни речевая инструкция взрослого приобретает достаточно прочную способность организовать внимание ребенка, однако, и на этом этапе она легко теряет свое регулирующее значение .

Освоение назначения, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а с другой, совершенствовать свойства самого внимания - распределение, переключение.

В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: "Принеси мяч", "Возьми ложку". Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.

При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.

Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания.

Несмотря на то, что ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания.

С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Оно как бы скользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, так увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку - и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается и в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним.

Выделим особенности развития внимания в раннем детстве:

расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;

малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;

под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;

внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, - наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

Речевая инструкция пускает в ход движение, но не может затормозить его, и вызванные ею двигательные реакции продолжают инертно выполняться независимо от ее влияния.

Таким образом, если к возрасту 2-2,5 года простая речевая инструкция может направить внимание ребенка и привести к достаточно четкому выполнению двигательного акта, сложная речевая инструкция, требующая предварительного синтеза включенных в нее элементов, еще не может вызвать нужного организующего влияния.

Лишь в процессе дальнейшего развития в течение второго и третьего года жизни речевая инструкция взрослого, дополненная в дальнейшем участием собственной речи ребенка, становится фактором, устойчиво направляющий его внимание .

Однако это устойчивое влияние речевой инструкции, направляющее вшивание складывается при ближайшем участии его собственной активной деятельности, поэтому для того, чтобы организовать свое устойчивое внимание, ребенок должен не только выслушать речевую инструкцию взрослого, во и сам практически выделить нужные признаки, закрепив их в своем практическом действии.


4 Развитие внимания в дошкольном возрасте


В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым.

Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Ребенок не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Вторая половина дошкольного возраста - годы, непосредственно предшествующие началу школьного обучения, дают значительный рост и концентрации внимания .

Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов.

Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте было прослежено в ранних опытах Л.С. Выготского , а затем А.Н. Леонтьева .

Перечислим особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

внимание становится опосредованным;

появляются элементы послепроизвольного внимания.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.

В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. "Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков", - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель "посмотреть", а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты.

Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.

Развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели .


2.6 Особенности развития внимания младших школьников


Обучение в школе - сильнейший стимул развития внимания. Внимание - одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается . Установлено, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и есть главная причина плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах .

В школьном возрасте, по мере того как расширяется круг интересов ребенка и приучается к систематическому учебному труду, его внимание-как непроизвольное, так и произвольное-продолжает развиваться. Однако сначала в школе приходится еще сталкиваться с значительной отвлекаемостью детей.

Объем внимания младших школьников еще довольно узок. Исследования М. С. Горбач показали, что первоклассники, рассматривая картинки, сосредоточиваются по преимуществу на 2-3 объектах. Для того чтобы обратить достаточное внимание на большее количество предметов, необходимо повторное восприятие картинки.

Более значительные сдвиги наступают тогда, когда успеют сказаться результаты обучения; размер этих сдвигов, естественно зависит от его эффективности. К 10-12 годам, т. е. к тому периоду, когда по большей части наблюдается заметный, часто скачкообразный рост в умственном развитии детей, развитие отвлеченного мышления, логической памяти и т. д., обычно наблюдается также заметный рост объема внимания, его концентрации и устойчивости.

Слабо развито у детей этого возраста и распределение внимания. Так, первоклассники еще не в состоянии осуществлять одновременно два действия.

Н. Ф. Добрыниным, показал, что распределение внимания оказывается чрезвычайно упражняемым и очень быстро развивается в процессе обучения; в результате уже в III классе дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, и за его орфографической правильностью. Они также слышат указания учителя, не прекращая своей работы . Однако более сложные действия, осуществлять которые необходимо практически одновременно, им еще не доступны.

Требуют совершенствования и такие свойства внимания детей, как избирательность и переключение.

Важнейший источник внимания ребенка в процессе обучения или в игре - его интерес. Этот интерес у младшего школьника вначале носит диффузный характер, распространяется на все, что связано с обучением. В дальнейшем учебные интересы у школьника начинают дифференцироваться и постепенно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательными при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другого рода учебных занятиях . К числу факторов, стимулирующих возникновение интереса, относят следующие:

Оптимальное соотношение известного и неизвестного, необычного. Пока не исчерпан элемент новизны, внимание ребенка можно удерживать достаточно долго.

Определенный дефицит информации, стимулирующий ассоциации и воображение

Использование нестандартного вопроса, постановка проблемы или загадки.

Детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчеркивал Л.С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные .

Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л.С. Выготский указывает на его интегральный, целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. "Управляя вниманием, - писал Л.С. Выготский, - мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера".


Заключение


В первой главе нами рассмотрены понятия "внимание, произвольное внимание", изучены основные подходы зарубежных и отечественных исследователей к механизму формирования произвольного внимания

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что внимание - это общий термин, употребляющийся в отношении аспектов избирательности восприятия, проявляющихся в том, что в любой момент организм сосредоточивается на конкретных признаках окружающей среды при отвлечении от других.

Внимание отечественные и зарубежные исследователи чаще всего определяют как направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном предмете и явлении. На сегодняшний день сохраняется понятие внимания как определенной стороны или характеристики всякой деятельности субъекта или, что является только другим выражением того же самого, отрицается внимание как самостоятельная форма психической деятельности.

Оно может быть осознанным, когда какие-то элементы стимула активно отбираются из общего количества воздействий, хотя, вообще говоря, мы явно не сознаем те факторы, которые заставляют нас воспринимать только какую-то малую часть общего массива стимула.

Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности - практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления таким образом совпадают, раскрыта сущность и прослежена динамика развития произвольного внимания у детей.

Последовательность основных этапов развития детского внимания так, как она выглядит по данным наблюдений и экспериментальных исследований:

Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

Четыре с половиной-пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое .

Качественно высокий уровень развития внимания в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Т.е. возникает произвольное внимание.

Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребенка. Управляемое целенаправленное поведение, каким является волевое, характеризуется, прежде всего, неуклонным следованием к цели при наличии трудностей на пути ее достижения. Сознательное преодоление трудностей, требующее волевых усилий, строится на сохранении цели в течение всего периода ее достижения.

Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

Возрастная особенность младших школьников - сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности .

Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы - когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность.


Список литературы


Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.

Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. - М., Просвещение, 1987.

Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 1999.

Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? - М., 1980.

Леонтьев А. Н. Умственное развитие ребёнка. - М., 1950.

Лурия А. Р. Внимание и память. - М., 1975.

Немов Р. С. Психология: В 2 тт. - М., Просвещение, 1995.

Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Прайм-Еврознак, М., 2005 г.

Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание. - М., 1972.

Фридман Л. М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., Просвещение, 1988.

Хрестоматия по вниманию /Под ред. Леонтьева А. Н. - М., МГУ, 1979.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия"

Интернет источники

://library.by://www.effecton.ru://scepsis.ru/library/://www.psychology-online.net://forum.myword.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.