Необычные растения        30.10.2019   

Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Возрастная психология - дошкольный возраст Тема психологические особенности детей дошкольного возраста документ

Психология детей таит в себе массу секретов, разобравшись в которых, мы можем наладить здоровые взаимоотношения с ребенком. Не смотря на сложность вопроса, детская психология сегодня достаточно изучена специалистами. Поэтому такие проблемы, как обман, непослушание или агрессия легко решаются при помощи всестороннего изучения психологии детей.

«Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение» [Л.С. Выготский, 11, c. 62].

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность претерпевает существенные изменения.

Младшие дошкольники (3--4 года) в основном играют в одиночку.

Продолжительность игр, как правило, ограничивается 15-20 минутами, а сюжетом является воспроизведение действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Средние дошкольники (4-5 лет) предпочитают уже совместные игры, в которых главным является имитация отношений между людьми.

Дети четко следят за соблюдением правил в выполнении ролей. Распространены тематические игры с большим количеством ролей.

Впервые начинают проявляться лидерские и организаторские способности.

В среднем дошкольном возрасте активно развивается рисование. Характерен схематичный, рентгеновский рисунок, когда прорисовывается то, что внешне не просматривается, например, при изображении в профиль прорисовываются оба глаза.

Начинают вызывать активный интерес игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей мотивов достижения успехов.

Старший дошкольник (5-7 лет) способен играть длительное время, даже в течение нескольких дней.

В играх большее внимание обращается на воспроизведение морально-этических норм.

Активно развивается конструирование, в процессе которого ребенок усваивает простейшие трудовые навыки, знакомится со свойствами предметов, развивает практическое мышление, учится пользоваться инструментами, предметами обихода.

Рисунок ребенка становится объемным, сюжетным.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства последовательно развиваются и совершенствуются игры с предметами, сюжетно-ролевая игра, конструирование, рисование, домашний труд.

Познавательные процессы дошкольника.

В дошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера. Ребенок совершенствуется в точности восприятия цвета, величины, формы, веса и т. д. Он способен заметить различие между разновысотными звуками, звуками, похожими по произношению, усвоить ритмический рисунок, определить положение предметов в пространстве, промежутки времени.

Восприятие ребенка-дошкольника будет более точным, если вызывается яркими раздражителями и сопровождается положительными эмоциями.

К старшему дошкольному возрасту резко возрастает осмысленность восприятия, т.е. представления об окружающем расширяются и углубляются.

Мышление дошкольника представлено тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. В начале дошкольного периода большинство задач ребенок решает с помощью практических действий.

К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. На фоне его бурного развития начинает закладываться фундамент логического мышления, которое будет столь необходимым в период школьного обучения.

Внимание ребенка на протяжении всего дошкольного возраста продолжает оставаться непроизвольным, хотя и приобретает большую устойчивость и сосредоточенность.

Правда, чаще всего ребенок бывает сосредоточенным, если занимается интересной, захватывающей деятельностью.

К концу дошкольного периода ребенок способен сохранять устойчивое внимание при выполнении интеллектуальной деятельности: решении головоломок, отгадывании ребусов, шарад, загадок и т. п.

Память дошкольника имеет следующие особенности:

  • - наиболее развита образная память, в том числе такая ее разновидность, как эйдетическая;
  • - запоминание происходит лучше, если оно организовано в ходе игровой деятельности, характерно непроизвольное запоминание;
  • - при постановке мнемической задачи запоминание происходит механически, т. е. путем повторения;
  • - дошкольник с удовольствием слушает уже слышанное ранее, таким образом тренируя свою память;
  • - хорошо развита эмоциональная память, большая впечатлительность ребенка приводит к тому, что мы сохраняем большое количество ярких образов детства.

Рассмотрим особенности воображения дошкольника:

  • - образы воображения легко возникают.
  • - «продукты» фантазии отличаются противоречивостью: с одной стороны, ребенок «страшный» реалист («Так не бывает»), с другой -- большой фантазер;
  • - образы воображения дошкольника отличаются яркостью, эмоциональностью, оригинальностью замыслов, хотя чаще всего эти замыслы отталкиваются от уже ранее известного (воссоздающее воображение);
  • - часто фантазии ребенка направлены на будущее, хотя в этих образах он очень непостоянен.

В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д.

Идет овладение нормами грамматики, склонениями и спряжениями, сложными предложениями, правилами употребления соединительных союзов, суффиксов и приставок.

В качестве средства общения ребенок употребляет речь следующих видов:

  • - ситуативную;
  • - контекстную;
  • - объяснительную.

Ситуативная речь часто бывает понятной лишь собеседнику, посторонним остается недоступной, в ней много словесных шаблонов, наречий, отсутствуют имена собственные, выпадает подлежащее.

По мере овладения ребенком более сложными видами деятельности, речь становится развернутой, включая пояснения ситуации.

Такая речь называется контекстной. В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается объяснительная речь, когда сохраняется последовательность изложения, выделяется главное.

В дошкольном возрасте достаточно часто встречается и эгоцентрическая речь.

Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью и выражается в комментировании своих действий вслух, ни к кому конкретно при этом не обращаясь.

Итак, в дошкольном возрасте возрастает произвольность действий и психических процессов ребенка, углубляются и расширяются знания об окружающем мире.

Развитие личности в дошкольном возрасте.

Личностное развитие дошкольника включает:

1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире;

2) развитие эмоциональной и волевой сферы.

Отношение взрослого к ребенку во многом определяет становление его личности.

При этом важным становится соблюдение норм общественной морали. Дошкольник эти нормы может усваивать следующими способами:

  • - подражая близким людям;
  • - наблюдая за трудом взрослых;
  • - слушая чтение рассказов, сказок, стихов;
  • - подражая сверстникам, которые пользуются вниманием со стороны взрослых;
  • - через средства массовой информации, прежде всего телевидение.

Младшие дошкольники усваивают культурно-гигиенические навыки, распорядок дня, правила обращения с игрушками, книгами; средние и старшие дошкольники -- правила взаимоотношения с другими детьми.

В дошкольном возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке.

На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя.

На протяжении всего дошкольного возраста чувства сопровождают поведение ребенка.

Малыш еще не в состоянии полностью контролировать свои эмоциональные переживания, его настроение может быстро меняться на противоположное, однако с возрастом чувства приобретают большую глубину и устойчивость.

Повышается «разумность» чувств, что объясняется ускорением умственного развития.

Все чаще можно наблюдать проявление таких чувств, как чувство радости и гордости за выполненное дело, или противоположных -- чувств огорчения и стыда, если дело не выполнено, чувство комического (дети придумывают словесные перевертыши), чувство прекрасного.

К концу дошкольного возраста ребенку в некоторых случаях удается сдерживать бурные проявления чувств.

Он постепенно овладевает пониманием невербального языка эмоций.

Таким образом, личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в результате активного взаимодействия с взрослыми людьми.

Уделим особое внимание развитию речи дошкольника.

В ходе развития речь выполняет различные функции: коммуникативную, планирующую, знаковую, экспрессивную.

Коммуникативная функция - одна из основных функций речи. В раннем детстве речь для ребенка является средством общения в основном с близкими людьми. Она возникает по необходимости, по поводу конкретной ситуации, в которую включены и взрослый, и ребенок. В этот период общение выступает в ситуативной роли.

Ситуативная речь ясна собеседнику, но непонятна постороннему человеку, потому что при общении выпадает подразумеваемое существительное и используются местоимения (он, она, они), отмечается обилие наречий и словесных шаблонов. Под влиянием окружающих ребенок начинает перестраивать ситуативную речь на более понятную.

У старших дошкольников прослеживается такая тенденция: ребенок сначала называет местоимение, а потом, видя, что его не понимают, произносит существительное. Например: «Она, девочка, пошла. Он, шар, покатился». На вопросы ребенок дает более подробный ответ.

Круг интересов ребенка растет, расширяется общение, появляются друзья, и все это ведет к тому, что ситуативная речь сменяется речью контекстной. Здесь отмечается более подробное описание ситуации. Совершенствуясь, ребенок чаще начинает пользоваться данным видом речи, но ситуативная речь пока тоже присутствует.

В старшем дошкольном возрасте появляется объяснительная речь. Это связано с тем, что ребенок при общении со сверстниками начинает объяснять содержание предстоящей игры, устройство машины и многое другое. Для этого требуются последовательность изложения, указания главных связей и отношений в ситуации.

Планирующая функция речи развивается потому, что речь превращается в средство планирования и регулирования практического поведения. Происходит ее слияние с мышлением. В речи ребенка появляется много слов, которые как будто никому не адресованы. Это могут быть восклицания, отражающие его отношение к действию. Например, «Тук-тук... забил. Вова забил!».

Когда ребенок в процессе деятельности обращается к самому себе, то говорят об эгоцентрической речи. Он проговаривает то, что делает, а также действия, предваряющие и направляющие совершаемую процедуру. Эти высказывания опережают практические действия и являются образными. К концу дошкольного возраста эгоцентрическая речь исчезает. Если ребенок в процессе игры ни с кем не общается, то, как правило, выполняет работу молча, но это не значит, что эгоцентрическая речь исчезла. Просто она переходит во внутреннюю речь, и ее планирующая функция продолжается. Следовательно, эгоцентрическая речь - это промежуточная ступень между внешней и внутренней речью ребенка.

Знаковая функция речи ребенка развивается в игре, рисовании и других продуктивных видах деятельности, где ребенок учится использовать предметы-знаки в качестве заместителей отсутствующих предметов. Знаковая функция речи - это ключ для вхождения в мир человеческого социально-психологического пространства, средство для понимания людьми друг друга. агрессивный поведение дошкольник коррекция

Экспрессивная функция - самая древняя функция речи, отражающая ее эмоциональную сторону. Речь ребенка пронизывается эмоциями, когда у него что-то не получается или ему отказывают в чем-то. Эмоциональная непосредственность детской речи адекватно воспринимается окружающими взрослыми. Для хорошо рефлексирующего ребенка такая речь может стать средством воздействия на взрослого. Однако «детскость», специально демонстрируемая ребенком, многими взрослыми не принимается, поэтому ему приходится совершать над собой усилие и контролировать себя, быть естественным, а не демонстративным.

Психологические особенности дошкольного возраста

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития

Изменяется место ребенка в системе отношений(уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать что он индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процесс сюжетно – ролевой игры дети берут на себя роли взрослых и отношения между ними. И хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщенна и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно – потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка. Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление

Мышление в дошкольном возрасте характеризуется переходом от наглядно – действенного к наглядно – образному и в конце периода – к словесному мышлению.

Дошкольник мыслит образно, но он еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы – показатели развития любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Речь

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

Речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

Восприятие

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально эффективный характер: перцептивные процессы дифференциуются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

Восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

Зрительное восприятие становится одним из ведущих;

Воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину;

Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.

Внимание

В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания – речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте:

Значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;

Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

Внимание становится опосредованным;

Внимание связано с интересами ребенка к деятельности;

Появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память

Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания.

В среднем дошкольном возрасте(между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно – логической памяти.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Воображение

Воображение формируется игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:

Замысел в форме наглядной модели;

Образ воображаемого объекта;

Образ действия с объектом.

Развитие мотивационной сферы

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей). Сначала ребенку нужно, чтобы кто – то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды

деятельности. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки – других детей, не умея оценивать свои собственные.

Развитие самосознания

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки(«я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению.

К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. Развивается способность мотивировать самооценку.

Кризис семи лет

Кризис семи лет – это период социального «Я» ребенка(Л.И. Божович). Он связан с появлением нового системного новообразования – «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

Происходит смена основных переживаний:

Открывается сам факт переживаний;

Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;

Переживания обретают смысл.

Таким образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

Интеллектуальная готовность (или, шире, - готовность познавательной сферы);

Личностная (в том числе мотивационная);

Социально-психологическая готовность;

Готовность эмоционально-волевой сферы.


Психологические особенности детей

раннего возраста (2 – 3 года)

У детей 2 – 3 лет продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развиваются действия соотносящие и орудийные. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Интенсивно развивается активная речь детей.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.

К третьему году совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трёх предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии, петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.

Завершается ранний возраст кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослыми и др.

Психологические особенности детей младшего

дошкольного возраста (3 – 4 года)

Ребёнок в возрасте 3 лет может несколько секунд простоять на одной ноге.

Перешагивает неприставным шагом препятствие высотой 25-30 см. Поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги. Прыгает на двух ногах. Может ездить на трехколесном велосипеде.

Мелкая моторика

Определяется ведущая, доминантная рука и начинает формироваться согласованная деятельность рук.

Рисует круг, яблоко, мячик, повторяет по показу крест, рисует человека («головонога») без туловища. Основное новообразование – наполняет рисунки конкретным смыслом, то есть отображает предметы окружающего мира. Режет ножницами, делает бахрому, вырезает из бумаги простые фигуры. Нанизывает на веревочку бусины диаметром 1,8 см. Лепет простые фигурки из пластилина.

Строит башню по образцу из 9 кубиков, Копирует с модели поезд, строит после показа мост.

Навыки самообслуживания

Полностью одевается сам, расстегивает «молнию», липучки, большие пуговицы, с небольшой помощью взрослых застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Аккуратно, в определенном порядке, складывает одежду на стул. Вешает пальто.

По мере необходимости пользуется салфеткой и носовым платком. Моет руки с мылом перед едой. Под руководством взрослых ходит в туалет, снимает и надевает штанишки. Помогает мыть себя в ванне – трет тело губкой, моет руки, ноги.

Речевая сфера (Понимание речи)

Часто задает вопросы «Почему?», «Когда?», «Зачем?».

Понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: « Положи кубик под чашку», «Положи кубик в коробку». Ребенок понимает прочитанные, короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее. Называет практически все, за исключением одной – двух картинок из групп: животные. Люди, посуда, одежда, транспорт, мебель.

Активная речь

Переход к полноценной речи.

Ребенок имеет словарный запас более 400 слов (может достигать 1500 слов). Начинают правильно произносить звуки, уточняют их произношение. В речи использует сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные слова. Ребенок овладел множественным числом существительных и глаголов. Остается неусвоенной категория род. К 3 годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. С 3х лет устанавливается согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия. Отмечаются смешения рода у местоимений: «мая папа». Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и т. д.

Знает свое имя, фамилию, пол, возраст. Хорошо отвечает на вопросы. Повторяет простую фразу из 6-7 слов и 3х цифр.

Познавательная сфера ( Игра и действия с предметами)

Манипулирование предметом без попытки обследования.

Подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта. Появляются элементы «ролевой» игры (например, играя с куклой, говорит «я-мама», «я-доктор»). Появляются более сложные сюжетные постройки. Включение в игру ребенка этапа «проговаривания действий».

Восприятие

Восприятие ребенка непроизвольное.

Легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер:

Собирает без помощи взрослых и речевых инструкций 3х-составную матрешку;

Собирает 4х-составную пирамидку с учетом размера колец (если кольца одного цвета);

Подбирает соответствующие крышки к трем коробкам разных размеров;

Собирает 2х-3х-составную разрезную картинку.

Правильно соотносит 4 пары одинаковых предметных картинок.

Пытается строить вертикальные модели, понимает ошибки.

Различает, правильно показывает и знает названия 4 основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий.

Правильно и по назначению использует геометрические фигуры.

Память

Непроизвольная.

Ребенок помнит свои имя, фамилию, повторяет простую фразу из 6-7 слов и 3 цифры.

Внимание

Непроизвольное, одноканальное гибкое, способен сам переключать внимание. Сознательный контроль за выполнением действий отсутствует.

Устойчивость внимания (способность ребенка сосредотачиваться на чем либо, например, на игрушке или игровой деятельности) до 15 -20 минут.

Находит 5-6 одинаковых изображений из 10 предметных картинок. Определяет, какого предмета не стало из трех предложенных.

Мышление

Формируются элементы наглядно-образное мышления. Сенсорный интеллект. У ребенка появляются символические функции: язык, игра, «отсроченная» имитация, воспроизводящая события некоторое время спустя, а также внутренняя имитация, составляющая основу образного мышления. У малыша появляется осознание действий прошлого и действий, не связанных с непосредственным его окружением.

Эмоционально-волевая сфера

Ребенок различает мальчиков и девочек. По просьбе «делится», дает игрушку другому ребенку. Появляются символические (творческие) игры.

Воля

С 3 лет поведение ребенка побуждается мотивами. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника. Система мотивов легко нарушается под влиянием яркого эмоционального побуждения, что приводит к нарушению хорошо известных правил.

Психологические особенности детей среднего

дошкольного возраста (4 – 5 лет)

Двигательная сфера (крупная моторика)

Возросшие возможности двигательной деятельности: ловкость, гибкость делают доступным для детей участие в разнообразных подвижных играх и упражнениях. Особенно легко дается гимнастика.

Ребёнок ходит и бегает, согласуя движения рук и ног. Ловит мяч кистями рук с расстояния до 1.5 м. Отбивает мяч о землю не менее 5 раз. Сохраняет равновесие на ограниченной площади опоры. Может ходить на лыжах, скользить самостоятельно на льду, кататься на двухколесном велосипеде. Может лазить на шведской стенке, не пропуская реек. Прыгает через скакалку.

Мелкая моторика

Ребёнок в 4 – 5 лет хорошо знает правую и левую руку.

Умеет лепить предметы, состоящие из нескольких частей. Правильно держит ножницы, может резать по диагонали, вырезать круг из квадрата, раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей. Сгибает прямоугольный лист пополам. Может строить дома из кубиков. Рисует красками, использует сочетания цветов. Правильно передает в рисунке форму, строение предмета, расположение частей, соотношение по величине. Его рисунки, узоры уже сложны по сюжету, а человек имеет настоящее лицо: с глазами, ртом. Срисовывает треугольник, прямоугольник. В 5 лет может начинать играть на некоторых музыкальных инструментах, вязать и вышивать.

Навыки самообслуживания

Пятилетний ребенок стал значительно увереннее в самообслуживании. Помощь взрослого ему нужна прежде всего в новых условиях или в трудных случаях, в привычной обстановке он вполне самостоятелен. Он сам тщательно зашнуровывает ботинки и может завязать шнурки, легко застегивает и расстегивает пуговицы.

Пытается беречь одежду, что удается не всегда. Он может застилать свою постель.

Ест, пользуясь столовыми приборами, иногда и ножом. Использует салфетки. Перед едой обычно моет руки, сам расчесывается и пользуется носовым платком. Он с удовольствием готов помочь родителям в уборке дома или в мытье посуды и может выполнить одновременно до 2-3 поручений сразу.

Речевая сфера (понимание речи)

К 5 годам ребенок способен понять абстрактные понятия Он пытается постичь смысл общих категорий, понять, что значит счастье, справедливость, нежность, верность и любовь. Ребенку хочется осмыслить значение слов, происхождение. Его интересует звуковая форма слова, ее мелодия и музыкальность. Малыш часами может видоизменять слово, «изобретая» новые. Умеет пересказывать небольшие литературные тексты. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного. Возникает интерес к юмористическим произведениям.

Активная речь

Речь усложнятся: ребенок усваивает правила грамматики, запоминает буквы.

К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. Ребенок использует союзы и предлоги, меняет местами части речи. Довольно часто образовывает вопросительные предложения и может задать вопрос-предвидение: что будет? Он также задает вопрос зачем? и для чего? и этими вопросами пытается решить глобальные проблемы. Он хочет знать: что хорошо, что плохо и почему. В 5 лет ребенок уже понимает пассивную конструкцию. Он применяет будущее время, использует прошедшее. Правильно произносит все звуки родного языка. Составляет рассказ по сюжетной картинке, игрушке, предмету.

Познавательная сфера (игра и действия с предметами )

С 5 лет – планомерное и последовательное обследование объекта.

Исследуя предметы, их свойства и качества ребенок пользуется разнообразными обследовательскими действиями; умеет выделять отдельные части и характерные признаки (назначение, цвет, форма, количество, величина) предметов и живых объектов, сравнивает и группирует их по этим признакам. Ребенок имеет представления о разных видах общественного транспорта, о жизни домашних и диких животных, знает название родного города, основные трудовые действия повара, врача, названия 3-4 деревьев, одного кустарника, 2-3 птицы, бабочку, жука. Различает и называет части суток. Исключает лишнее понятие из группы объектов.

Основным видом деятельности остается игра. Охотно играет со сверстниками в ролевые игры.

Восприятие

Помимо основных цветов, ребенок уже знает многие другие. Умеет составлять целое из 4-6 частей.

Воспринимает, узнает и описывает звуки колокольчика, свистка, бубна, деревянных ложек, хлопка в ладоши, погремушки; запахи : цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный. Различает слабые- резкие, приятные – неприятные, сладкие. Различает свойства предметов : тяжелый – легкий, жесткий – мягкий, шершавый – гладкий, прозрачный – непрозрачный, горячий – холодный, светлый – темный, сухой – мокрый; по материалу : деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. д. Определяет нахождение предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте; воспринимает пространство : высоко – низко, слева – справа, впереди – сзади.

Знает : утро, вечер, день, ночь, вчера, сегодня, завтра; соотносит события со временем его происшествия.

Развитие элементарных математических представлений

Ребенок считает в пределах пяти (количественный счет), отвечает на вопрос «сколько всего». Сравнивает 2 группы предметов, используя счет. Сравнивает 5 предметов разной длины, ширины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке. Знает круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Определяет направления движений от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).

Память

Ребёнок 4 – 5 лет отличается хорошей памятью: может запомнить большое стихотворение, даже не понимая вполне его смысл. Легко запоминает слова из иностранных языков и уже способен изучать языки.

Присутствуют элементы опосредованного запоминания.

Объем:

Зрительная образная – 5 предметов;

Слуховая образная - 4 – 5 звуков;

Слуховая вербальная – 5 слов;

Кратковременная – воспроизводит 5 – 6 слов;

Тактильная – 4 -5 предметов.

Воображение

Воображение ребёнка в этом возрасте ведущая функция. Происходит развитие фантазии, появление творческой активности.

Внимание

Переключение – распределение внимания по двум признакам, легко переходит от одного к другому.

Концентрация : рассматривает привлекательную картинку в течении 15 – 20 секунд.

Объем внимания : составляет 5 предметов.

Устойчивость внимания: 15 – 20 минут.

Мышление

К пяти годам при формировании наглядно-образного мышления действия детей, ранее осуществляемые с реальными предметами, начинают воспроизводиться без опоры на реальные вещи, то есть на уровне представлений. Малыш предваряет предметное действие. Промежуточным звеном между образным и логическим мышлением является образно - схематическое, то есть ребёнок понимает простые схемы изображений, представляя на их основе реальную ситуацию.

Проявляются элементы произвольности. Ребенок действует с предметами путем зрительного соотношения, с учетом формы и величины. При описании предмета в сравнении, классификации, использует отвлеченные категории, опираясь на существенные признаки. Пользуется обобщенными понятиями, классифицирует по частным признакам (домашние, дикие животные, виды посуды, транспорта и т. д.). Понимает элементарные причинно-следственные связи.

Эмоционально-волевая сфера

Малыш переступил порог застенчивости. Теперь он уже мало упивается успехами, а, в основном, стыдится недостатками, сам презирая в себе трусость, жадность, ложь. Все это подтверждает то, что ребенок на качественно новом уровне развития в вопросах постижения себя и формируется как личность. Формируется самооценка. Ребенок, как и раньше, весь в эмоциях, но он уже умеет скрывать обиду и даже сдерживает слезы или страх. Появляются стереотипы их полового поведения, мужского или женского, что больше всего отражается в игре. Девочки предпочитают тихие, «семейные» игры, без выплеска эмоций, мальчикам необходимы азарт, соревнование, технические средства. Ребенок способен оценить свои результаты и окружающих, имеет завышенный уровень притязаний. Ребенок принимает и удерживает 3 правила в игровой ситуации и 2 правила – в учебной. Называет по пиктограмме эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Умеет рассказать о своем настроении и знает способы выражения и изменения эмоциональных состояний, также определяет эмоциональные состояния у героев сказки.

Сфера общения.

Потребность в общении – ведущая.

Продолжает сохраняться ситуативно - деловая форма общения со сверстниками. Сюжетно-ролевые групповые игры все чаще выступают на передний план для ребенка. Роль взрослого в игре к пяти годам почти исчезает. Налаживаются взаимоотношения со сверстниками. Играя, ребенок учится сотрудничать и различать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры. Он учится проигрывать и побеждать и подчиняться большинству даже тогда, когда имеет собственное мнение.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

Осведомлённость ребёнка:

    Ребёнок в возрасте 5 – 6 лет хорошо знает свою фамилию, имя, отчество;

    знает фамилию, имя, отчество родителей, профессию, адрес, город в котором живёт.

    анализ : описывает предмет по известным признакам; выполняет задание: «найди шестое», и «логические цепочки» из 3 предметов и двум признакам; исключение на основе всех изученных сообщений.

    зрительный синтез : из 6 частей без образца и из 6 частей – со зрительной опорой на образец.

    сравнение предметов : по изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве, на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок; ребёнок должен самостоятельно называть по 5 сходств, 5 отличий.

    обобщение : на основе изученных свойств; по материалу; по эмоциональному состоянию; времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт; выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.

    сериация: по цвету – 4 оттенка; по величине – 5 предметов; по эмоциональному состоянию – 4 карточки; по свойствам – 3 предмета.

    классификация: на основе имеющихся обобщений по двум признакам с помощью взрослого.

Мышление

    проявление элементов произвольности;

    проявление творческой активности;

    наглядно – действенное мышление: самостоятельно с предметом путём зрительного соотношения, с учётом формы и величины;

    наглядно – образное: понимает простые схемы изображений, представляя на их основе реальную ситуацию.

    при описании предмета в сравнении, классификации, использует отвлечённые категории, опираясь на существенные признаки;

    пользуется обобщенными понятиями, классифицирует по частным признакам (домашние, дикие животные, виды посуды, транспорта и т.д.)

    словесно – логическое: находит простые аналогии – антонимы и синонимы;

определяет логические последовательности событий (по серии, сюжетные картинки);

Понимают элементарные причинно – следственные связи;

Внимание

- переключение внимания – распределение внимания по двум признакам, легко переходит от одного к другому;

    концентрация внимания : рассматривает привлекательную картинку в течение 15 – 20 секунд;

- объём внимания – 5 предметов

    устойчивость внимания – 15 – 20 минут;

-концентрация: находит в рисунке контура известное изображение, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделяет в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.

Эмоционально – волевое развитие:

    Ребёнок в 5 – 6 лет способен оценить свои результаты и результаты окружающих людей;

    имеет завышенный уровень притязаний;

    потребность в общении ведущая;

    общение со взрослыми – внеситуативно – личностное;

    в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно – деловой формы к внеситуативно – деловой;

    ведущая деятельность - сюжетно – ролевая игра;

    принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила – в учебной ситуации;

    называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг;

    умение рассказать о своём настроении;

    знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний;

    умение определить эмоциональное состояние у героев сказки;

Восприятие:

    ребёнок в 5 – 6 лет хорошо понимает эмоциональные состояния : радость, грусть, гнев, удивление, испуг; узнавание, называние, соотнесение;

    Воспринимает звуки : колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка; узнавание, описание, (громкий – тихий, низкий – высокий, звонкий – глухой), подражание.

    Способен воспринимать запахи : цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный; узнавание, описание, (слабый – резкий, приятный – неприятный, сладкий)

    свойство предметов : тяжёлый – лёгкий, жёсткий – мягкий, шершавый – гладкий, прозрачный – непрозрачный, горячий – холодный, светлый – тёмный, сухой – мокрый; по материалу: деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т.д.

    пространство : высоко – низко, слева – справа, впереди – сзади; определение

    нахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определённом месте.

    времени: утро, вечер, день, ночь, вчера, сегодня, завтра; соотнесение события со временем его происшествия.

Память:

    зрительная образная : объём – 5 предметов;

    присутствуют элементы опосредованного запоминания.

    слуховая образная : объём – 4 – 5 звуков;

    слуховая вербальная : объём – 5 слов;

    долговременная : рассказывают стихи, сказку;

    кратковременная : воспроизводит 5 – 6 слов;

Воображение:

    Воображение является ведущей функцией;

    Активно развивается фантазия;

    Проявляется творческая активность;

Психологические особенности детей старшего

дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Восприятие

    Дети в возрасте 6 – 7 лет усваивают отдельные эталоны и системы, в которые эти эталоны включены.

    Производят обобщение предметов по существенным признакам и свойствам.

    Складывается представление о пространстве, развивается ориентировка в нём.

    Изменяется целостное восприятие предмета. Оно становится более четким и одновременно более расчлененным (ребенок не только хорошо представляет себе общее очертание предмета, но и умеет выделять его существенные части, правильно представляет себе их форму, соотношение по величине, пространственное расположение).

    Дети решают практические и проблемно - практические задачи методом практического примеривания и методом зрительной ориентировки.

6. Воспринимает оттенки изученных эмоциональных состояний.

Мышление

    Наглядно-образное мышление становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения.

На основе образного мышления начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое даёт возможность усваивать элементарные научные знания.

Память

Пользуется приемами опосредованного запоминания материала.

Преобладает образная память (6 лет – объем: 6 предметов ; 7 лет – объем: 7-8 предметов).

Слуховая образная память : 6 лет – объем: 6 звуков; 7 лет – объем: 7 звуков.

Слуховая вербальная : 6 лет – объем: 6 слов ; 7 лет – объем: 7-8 слов.

Если ребенок не может запомнить больше трех слов с четвертого предъявления, следует обратить внимание на психосоматическое состояние ребенка и обратиться к неврологу.

Воображение

Дети могут использовать способ «включение» (заданный элемент действительности является отправной точкой воображения ребенка, некоторой частью созданной им композиции: круг – мяч и дорисовывается футболист).

Может сочинить сказку или историю на заданную тему и наполняет их интересными и порой оригинальными деталями (6 лет : репродуктивное с элементами творчества; 7 лет : творческое воображение).

Внимание

    Происходит переход от непроизвольного к произвольному вниманию и главным средством организации внимания является речь.

    Объем – 6 лет : 6 предметов; 7 лет : 7-8 предметов.

    Концентрация 6 лет : нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью; 7 лет : нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой плотности штриховки, умение видеть двойственные изображения.

    Ребенок может заниматься неинтересной работой 10 минут (устойчивость – 6 лет: 20-25 минут; 7 лет: 25-30 минут).

    Может действовать по двум правилам одновременно.

    Если ребенок не может сосредоточиться на необходимой и неинтересной работе даже в течение 5 – 10 минут, то необходима дополнительная консультация у специалистов.

Речь

Слово начинает служить источником знаний, передачи общественного опыта.

Речь активно включается в усвоение знаний, развитие мышления, в сенсорное развитие, в нравственное, эстетическое воспитание, в формирование деятельности и личности ребенка

Новообразования:

В возрасте 6 – 7 лет появляются следующие новообразования.

1. Внутренний план действий.

2.Произвольность всех психических процессов.

3. Возникновение соподчинения мотивов.

4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

Возникновение первой целостной картины мира.

Появление учебно-познавательного мотива.

Особенности возраста:

    Проявление произвольности всех психических процессов.

    Повышенная чувствительность.

    Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого, отношение к взрослому, как к единственному источнику достоверного знания.

    Появление кризиса семи лет (капризы, демонстративное поведение).

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому данный период является самым ответственным. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности. Развиваются основы познавательных процессов и видов деятельности. Рост и развитие ребенка протекает неравномерно. Процесс идет то быстрее, то медленнее. Причем очень часто бывают резкие перемены, скачки. Каждому новому этапу может предшествовать небольшой спад. Ведь приобретение новых навыков делает детей эмоционально неустойчивыми, т.к. их нервная система еще не зрелая.

Детство охватывает период времени от рождения ребенка до окончания школы, а по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

  • 1 Младенчество - это период времени от рождения до одного года жизни;
  • 2 Раннее детство - от одного года до трех лет;
  • 3 Младший и средний дошкольный возраст - от трех до четырех-пяти лет;
  • 4 Старший дошкольный возраст - от четырех-пяти до шести-семи лет;
  • 5 Младший школьный возраст - от шести-семи до десяти-одиннадцати лет;
  • 6 Подростковый возраст - от десяти-одиннадцати до тринадцати-четырнадцати лет;
  • 7 Ранний юношеский возраст - от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати-семнадцати лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, которые легко заметить. Надо только внимательно наблюдать за развитием ребенка и анализировать его психологию и поведение. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

В целом, весь процесс детского развития можно разделить на три этапа:

  • 1 дошкольное детство - от рождения ребенка до шести-семи лет;
  • 2 младший школьный возраст - от шести-семи до десяти-одиннадцати лет, с первого по четвертый-пятый классы школы;
  • 3 средний и старший школьный возраст - от десяти-одиннадцати до шестнадцати-семнадцати лет, с пятого по одиннадцатый класс школы.

Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях возникновения ситуации, которая похожа на возрастной кризис, а именно - при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка.

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к "открытию" мира взрослых. В раннем детстве ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. А уже перед дошкольником открывается мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок - предмет - взрослый. Главная потребность ребенка состоит в том, что бы перейти в мир взрослых. Ребенок хочет быть как они (взрослые) и действовать вместе с ними. Но реально выполнять все функции старших просто не может. И из-за этого складываются противоречия между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Эта потребность ребенка удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится игра. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства игры проходят значительный путь развития: от предменто-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр.

В игре осуществляется практическое познание ребенком окружающего мира. Процесс формирования знаний, их совершенствования не являются мотивом игры или ее целью. Ребенок играет не ради приобретения или закрепления знаний - к игре его побуждают другие мотивы: желание действовать как взрослые, стремление к общению, к активным действиям, привлекательность игровой задачи, соревнование и т.д. Совершенствование знаний, развитие познавательных способностей является сопутствующим процессом, незаметным для ребенка.

Влияние игры на развитие психики:

  • 1 Развитие мотивационно-потребностной сферы;
  • 2 Развитие произвольности поведения и психических процессов;
  • 3 Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения;
  • 4 Внутри игры возникают другие виды деятельности (учебная деятельность).

Существует тенденция, связанная со стремлением ускорить, перескочить дошкольное детство посредством обучения по типу школьного. Подобное "перепрыгивание" грозит односторонностью развития, такими потерями в умственном и личностном развитии ребенка, которые не компенсируются обученностью. Необходимо полное проживание возраста.

Также, с этим возрастом связано начало двух других важных для развития видов деятельности: труда и учения. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив дошкольное детство на три периода:

1 младший дошкольный возраст (три - четыре года) - для детей этого возраста характерен непроизвольный характер основных психических процессов (внимания, памяти, мышления). Речь ребенка находится в стадии становления, поэтому нельзя ее использовать как средство проверки и выявления знаний. В этот период младшие дошкольники, как правило, играют в одиночку. Дети, в своих предметных и конструкторских играх совершенствуют память, мышление, воображение, восприятие и двигательные способности. Для детей этого возраста характерны сюжетно-ролевые игры, которые, как правило, воспроизводят действия взрослых, за которыми дети наблюдают в повседневной жизни.

Сюжетно - ролевая игра - это основной вид деятельности дошкольника. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи такие черты как: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной особенностью сюжетно - ролевой игры является то, что в ней есть воображаемая ситуация. В свою очередь, воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры - это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль - это основной стержень сюжетно - ролевой игры. Как правило ребенок принимает на себя роль взрослого. Роль выражается в действиях, речи, мимике.

Самые важные психологические особенности детей данного возраста:

  • - мышление ребенка носит наглядно-образный характер;
  • - внимание, память, мышление остаются непроизвольными;
  • - ребенок познает мир, который окружает его в данный момент.
  • 2 средний дошкольный возраст (четыре-пять лет) - к этому периоду игры детей становятся совместными, в них включаются все больше и больше детей. В этих играх главную роль играет не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности - ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения. Как правило, дети строго следят за соблюдением этих правил в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Чаще всего, роли, которые воспроизводятся детьми - это или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, сестра, брат и т.д.) или воспитательные (няня, воспитательница), или профессиональные (врач, летчик и т.д.), или сказочные (волк, заяц и т.д.). Исполнителями этих ролей могут быть, как и сами дети, так и взрослые, или игрушки, которые их заменяют (например, куклы).

Наиболее важные психологические характеристики для данной возрастной группы:

  • - мышление носит наглядно-образный характер;
  • - дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.
  • 3 старший дошкольный возраст (пять-шесть лет) - игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают самые простые трудовые умения, познают физические свойства предметов. Благодаря таким играм у детей развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими предметами, которые используются в быту. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.

Отметим наиболее важные с точки зрения обучения и развития психологические характеристики для детей этого возраста:

  • - ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
  • - в любом виде деятельности может выйти за пределы этой ситуации, удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий;
  • - ведущее значение приобретает развитие воображения.

В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, которые используются в играх младших дошкольников, здесь заменяются условными и возникает так называемая символическая игра. Например, простой кубик в зависимости от игры и отведенной ему роли может символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных.

Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил и отношений. Здесь впервые появляется лидерство. У детей начинают развиваться организаторские навыки.

Кроме таких игр символической формой игровой индивидуальной деятельности является рисование. В него все более активно включается мышление и представления. От изображения того, что он видит, ребенок постепенно переходит к рисованию того, что он знает, помнит и придумывает сам.

Также выделяются игры-соревнования. В этих играх наиболее привлекательным для детей является выигрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.

Изобразительное искусство занимает важное место среди творческой деятельности детей дошкольного возраста. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. Как правило, в своих рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, полученные из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психологического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.д.).

Музыка также занимает важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников. Детям доставляет большое удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой. Этот интерес впоследствии может перерасти в настоящее увлечение способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмичные движения под музыку. Пение очень хорошо развивает музыкальный слух и вокальные способности.

Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это - сотрудничество со сверстниками, взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются основные виды деятельности: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу добавляется еще один вид деятельности - учебная деятельность.

Развитие познавательных психических процессов. В этом возрасте ведущую роль играет память, причем, что чаще всего она носит непроизвольный характер. И только к концу дошкольного возраста начинает складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.

Развитие образных форм познания окружающего мира (восприятие, образное мышление, воображение) - имеет важное значение. Обобщение собственного чувственного опыта - это основной путь развития ребенка. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности. На основе наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает систему сенсорных эталонов (цвет, форму, величину и т.д.).

В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно-логического мышления. А также, именно в этом возрасте происходит практическое овладение речью:

  • - расширение словаря и грамматического строя речи;
  • - детское словотворчество;
  • - развитие функций речи
  • - развитие фонематического слуха и осознание словесного состава речи.

Воображение - психический процесс создания новых образов предмета, ситуации, обстоятельств путем перестройки имеющихся у человека представлений. Воображение - это важнейшее психическое новообразование дошкольного детства. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре.

Развитие мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного детства мотивы носят неосознанный характер, а к концу этого периода - проявляется множество разных мотивов (игровые, установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, познавательные, соревновательные, нравственные, самоутверждения) и они уже становятся осознанными. А также, в этот период у детей формируется самооценка.

Кризис 7 лет: у дошкольника появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое положение и осуществлять реальную общественно значимую деятельность. А невозможность реализовать эту потребность и вызывает кризис. Для такого поведения характерны следующие характеристики:

  • - непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
  • - демонстративная "взрослость";
  • - обострение внимания к своему внешнему виду;
  • - оспаривания со стороны ребенка;
  • - заинтересованность в общении со взрослыми и внесение в него новых тем (о жизни на других планетах и т.д.);
  • - самостоятельность;
  • - рассудительность.

Приведем пример из наблюдения за сюжетно - ролевой игрой дошкольников. Дети играют в "Семью". Участники игры: Ира (5 лет 7 месяцев), Света (5 лет 6 месяцев), Сабина (5 лет 4 месяца), Наташа (5 лет 5 месяцев), Данил (5 лет 7 месяцев). Девочки подошли к кукольному уголку и сразу стали распределять роли.

Света: Я буду дочкой.

Ира: Я буду мамой.

Данил (услышал девочек и сразу подошел к ним): А я буду папой.

Сабина: Я буду тоже дочкой.

Наташа и Галя: А мы к вам придем в гости.

Ира: Хорошо, приходите к нам в гости, а мы вас встретим.

Наташа и Галя (выходят из кукольного уголка и стучат в "дверь"): Тук-тук-тук.

Ира: Данил, иди посмотри, кто к нам пришел в гости.

Данил (подходит к "двери"): Здравствуйте, проходите, пожалуйста.

Наташа: Здравствуйте, а мы к вам в гости пришли.

Данил: Как вы добрались?

Наташа и Галя: Хорошо (проходят в комнату).

Ира: Здравствуйте. А мы вас ждали и стол накрыли.

Света и Сабина: Здравствуйте.

Ира: Проходите. Садитесь за стол.

Дети садятся за стол.

Ира: Кушайте пожалуйста. Вот суп, вот котлетки (подает разные тарелки).

Данил: Мне котлетки.

Света: А я хочу салат из овощей.

Дети кушают за столом.

Ира: А теперь будем пить чай.

Света: А я испекла торт. Вот угощайтесь (предлагает "торт" детям, всем по кусочку).

Наташа и Галя: Спасибо.

Сюжетно - ролевая игра помогает детям понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. В выборе роли главное место занимает внешняя привлекательность. Но в процессе игры раскрывается ее социальная польза и теперь дети понимают, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит и т.д. Кроме игры "Семья" дети раскрывают и многие другие сюжеты (например: больница). У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до 10, из которых 2 или 3 становятся любимыми.

возрастной детство воображение дошкольник

Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) – в это время условия жизни расширяются, рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Игра как ведущая деятельность . Появляется ролевая или творческая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет образ - мамы, доктора, водителя - и образцы его действий. Около 3 лет ребенок становится гораздо самостоятельным, и его совместная деятельность с близкими взрослыми начинает распадаться. Но в то же время, ребенок черпает содержание игры из социального мира, она не возможна без полноценного общения со взрослыми. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе не имеющие четкой функции, которые он мог использовать в качестве других заместителей, они развивают воображение. Итак, на границе раннего и дошкольного возраста возникают первые виды детских игр. Режиссерская игра и образно-ролевая игра – в ней ребенок воображает себя кем угодно в соответственно действует. Эти игры служат источником сюжетно-ролевой игры , которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят человеческие роли и отношения. У каждого есть своя роль. В игре с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил – это подвижные, спортивные и др. В игре в дошкольника существуют некоторое особенности: 1) игровые условия – участвующие в ней другие дети, куклы, игрушки и предметы. 2) сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре, сначала он связан с семейными, бытовыми темами и постепенно переходит к более сложным сюжетам – производственные, военные, дочки-матери. Также увеличивается и длительность игры. 3) содержание – моменты деятельности и отношения взрослых, которые воспроизводятся ребенком. 4) роли. В развитии игры выделяются 2 основные стадии: 1 стадия (3-5 лет) – воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия; 2 стадия (5-7лет)- моделируются реальные отношения между людьми. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она учит общению детей друг с другом, учатся договариваться друг с другом. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка (подчинение правилам), развитию мотивационно-потребностной сферы, возникают новые мотивы и цели, он постепенно может контролировать свои желания, становятся для него осознанными. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями развивается творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, развивается децентрация – возможность принять позицию другого. Развитие психических функций. Речь в этом возрасте завершается долгий процесс овладения речью, к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка. Развивается звуковая сторона речи - осознание своего произношение, интенсивно растет словарный запас слов, развивается грамматический строй речи – способность изменять слова, появляется контекстная речь – ребенок может пересказать прочитанный рассказ, описать картинку, может передать впечатления об увиденном. В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым – развернутые сообщения – монологи, рассказы, в общении со сверстниками развивается диалогическая речь. Восприятие утрачивает свой аффективный характер, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает речь – то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, состояния различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними – видит и понимает реальные отношения между ними. Вообще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении.Мышление. Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Но основным видом мышления является наглядно-образное. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Дошкольники способны правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи, но при определенных условиях: надо успеть запомнить саму задачу, он должен представить условия задачи, а для этого поменять их. Лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал выводы на основе собственного опыта. Таким образом, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически рассуждать. В концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей, что важно для развития интеллекта. Память. У дошкольников память непроизвольна, ребенок не ставит цели что-то запомнить или вспомнить, интересные для него события, явления легко запечатляются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает словесный отклик (стихи). В среднем дошкольном возрасте (между 4 и5 годами) начинает формироваться произвольная память. Обычно она включена в другие виды деятельности, в игру, при выполнении поручений взрослого, во время занятий. Развитие личности. Леонтьев писал, что дошкольный возраст – это период первоначального склада личности, в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Эмоциональная сфера. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, но тоже насыщенны и интенсивны. В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний. Механизм эмоционального предвосхищения состоит в том, что дошкольник уже способен создать эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он поступает. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка. Изменяется и структура эмоциональных процессов, в их состав входят не только вегетативные и моторные реакции, но и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения, ребенок радуется или печалится не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит. Переживания становятся сложнее и глубже. Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций, появляется сочувствие другому, сопереживание. Чтобы деятельность не разрушалась, она должна быть эмоционально насыщенной и интересной, т.к. ребенок не способен делать то, что ему не интересно. Мотивационная сфера . Самым важным личностным механизмом, формирующемся в этом возрасте, считается соподчинение мотивов, оно появляется в начале дошкольного возраста и потом развивается. Все желания ребенка раннего возраста были одинаково сильны, если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость, он может принять решение в ситуации выбора, вскоре он может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей, сначала ребенку нужен внешний контроль, затем по пере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле: образ другого человека помогает регулировать свое поведение. Жизнь дошкольника гораздо разнообразна жизни ребенка раннего возраста, появляются новые виды деятельности, появляются соответственно и новые мотивы. Эти мотивы связаны с формирующейся самооценкой, самолюбием; мотивы, связанные с усвающимися в это время моральными нормами и некоторые другие. Переживание успеха и неуспеха влияет на деятельность, если у ребенка все получается, он будет продолжать, если нет, он все бросает и деятельность разрушается, только в старшем дошкольном возрасте некоторые дети способны продолжать работу в случае своего неуспеха, чтобы преодолеть трудности и добиться нужного результата, они не собираются сдаваться. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. У ребенка появляется иерархия мотивов, в которых выделяются доминирующие, например – стать лидером, или помогать другим. Построение стабильной мотивационной системы завершится только в младшем школьном или подростковом возрасте. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, первоначально он оценивает только чужие поступки (в сказках), во второй половине дошкольного возраста он способен оценивать и свое поведение, и действовать в соответствии с принятыми моральными нормами. Самосознание – основное новообразование дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе эмоциональной самооценки (я хороший) и рациональной оценки чужого поведения. Сначала самооценка очень завышена, постепенно она приобретает адекватный характер. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям, его представления его представления о себе окажутся искаженными. Появляется осознание своих переживание, он может передать свои эмоции и чувства так: мне грустно, я рад, огорчен. Для этого периода характерна половая идентификация – ребенок осознает себя как мальчика или как девочку. Возникают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, многие девочки – аккуратными, мягкими. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют в разные игра, в куклы или военные. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем (когда я был маленьким, когда я вырасту).


Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это период творчества, ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, новые мотивы. Центральными новообразованиями можно считать соподчинение мотивов и самосознание.