Необычные растения        12.07.2019   

Психосоматика у детей: находим глубинные причины болезни. Психосоматика, или почему болеют дети. Лечение любовью

Довольно часто родители сталкиваются с тем, что ни врачам, ни диагностам не удается установить истинную причину болезни ребенка. Другая ситуация - длительное лечение, которое не приводит к выздоровлению. Доктора говорят, что «это хроническое», и выписывают очередной рецепт на таблетки или уколы. Прервать замкнутый круг может психосоматическая медицина, которая позволит установить истинные глубинные причины недуга и подскажет, как ребенка вылечить.




Что это такое?

Психосоматика - это направление в медицине, которое рассматривает связь души и тела, влияние психических и психологических факторов на развитие тех или иных болезней. Многие великие врачи описывали эту связь, утверждая, что у каждого физического недуга есть психологическая первопричина. Да и сегодня многие практикующие врачи уверены, что на процесс выздоровления, к примеру, после хирургической операции, напрямую влияет настроение больного, его вера в лучший исход, его состояние духа.


Наиболее активно эта связь начала изучаться врачами еще в начале XIX века, большой вклад в это изучение внесли в середине XX века врачи из США, России, Израиля. О психосоматическом заболевании сегодня доктора говорят в том случае, если подробное обследование ребенка не показало каких-либо физических причин, которые могли бы способствовать развитию его заболевания. Причин нет, а болезнь есть. С точки зрения психосоматики, рассматривают и неэффективное лечение. Если все назначения врача выполняются, препараты принимаются, а болезнь не отступает, то это тоже может быть свидетельством ее психосоматического происхождения.


Специалисты-психосоматы рассматривают любую болезнь, даже острую, с точки зрения прямой связи между душой и телом. Они считают, что у человека есть все необходимое для того, чтобы выздороветь, главное - осознать глубинные причины недуга и принять меры к их устранению. Если выразить эту мысль в одной фразе, то получится знакомое всем утверждение – «Все болезни от нервов».


Принципы

Психосоматика основывается на нескольких важных принципах, которые обязательно должны знать родители, если они решили искать истинные причины болезни своего ребенка:

  • Негативные мысли, тревога, депрессия, страхи, если они довольно продолжительные или глубоко «спрятанные» всегда приводят к возникновению тех или иных физических болезней. Если изменить образ мышления, установки, то болезнь, которая не «поддавалась» медикаментам, уйдет.
  • Если причина найдена верно, то излечение труда не составит.
  • Человеческий организм в целом, как и каждая его клетка, имеет свойство самовосстанавливаться, регенерировать. Если позволить организму это делать, то процесс выздоровления будет более быстрым.
  • Любая болезнь у ребенка говорит о том, что малыш не может быть самим собой, что он испытывает внутренний конфликт. Если ситуацию разрешить, болезнь отступит.





Кто наиболее подвержен психосоматическим заболеваниям?

Ответ на этот вопрос однозначен - любой ребенок любого возраста и пола. Однако наиболее часто болезни имеют психосоматические причины у деток, которые находятся в периодах возрастных кризисов (в 1 год, в 3 года, в 7 лет в 13-17 лет). Воображение у всех детей очень яркое и реалистичное, порой у малышей стирается грань между вымышленным и реальным. Кому из родителей не приходилось хоть раз замечать, что ребенок, который очень не хочет по утрам идти в садик, чаще болеет? А все потому, что болезнь он создает сам, она необходима ему, чтобы не делать то, чего так не хочется - не идти в детский сад.


Болезнь нужна, как способ обратить на себя внимание, если его в семье уделяется мало, ведь с больным ребенком общаются больше, чем со здоровым, его окружают заботой и даже подарками. Заболевание у детей часто является защитным механизмом в пугающих и неопределенных ситуациях, а также способом выразить свой протест, если в семье долгое время царит обстановка, в которой малышу неуютно. Многие родители, пережившие развод, прекрасно знают, что в пик переживаний и семейной драмы ребенок «так не вовремя» начал болеть. Все это - лишь самые элементарные примеры действия психосоматики. Есть и более сложные, глубинные и запрятанные далеко в подсознание малыша причины.

Прежде чем их искать, нужно обратить внимание на индивидуальные качества ребенка, на его характер, на манеру его реагирования на стрессовые ситуации.


Наиболее серьезные и хронические заболевания случаются у детей, которые:

  • не умеют справляться со стрессом;
  • мало общаются с родителями и окружающими о своих личных проблемах и переживаниях;
  • находятся в пессимистичном настроении, всегда ждут неприятной ситуации или подвоха;
  • находятся под влиянием тотального и постоянного родительского контроля;
  • не умеют радоваться, не умеют готовить для других сюрпризы и подарки, дарить радость другим;
  • боятся не соответствовать завышенным требованиям, которые предъявляют к ним родители и педагоги или воспитатели;
  • не могут соблюдать режим дня, не высыпаются или плохо питаются;
  • болезненно и сильно принимают во внимание чужое мнение;
  • не любят расставаться с прошлым, выбрасывать старые сломанные игрушки, заводить новых друзей, переезжать на новое место жительства;
  • склонны к частым депрессиям.



Понятно, что по отдельности каждый перечисленный фактор случается время от времени с каждым человеком. На развитие болезни же влияет продолжительность эмоции или переживания, а потому опасна долгая депрессия, а не одноразовая апатия, опасен длительный страх, а не минутное состояние. Любая негативная эмоция или установка, если она длится достаточно долго, способна вызвать определенное заболевание.


Как найти причину?

Все без исключения болезни, по утверждениям известных мировых психосоматов (Луизы Хей, Лиз Бурбо и других), строятся на пяти основных ярких эмоциях:

  • страх;
  • гнев;
  • грусть;
  • интерес;
  • радость.


Рассматривать их нужно в трех проекциях - как ребенок видит себя (самооценка), как ребенок видит окружающий мир (отношение к событиям, явлениям, ценности), как ребенок взаимодействует с другими людьми (наличие конфликтов, в том числе и скрытых). Нужно установить доверительные отношения с ребенком, постараться вместе с ним выяснить, что же его волнует и тревожит, что огорчает, есть ли люди, которых он не любит, чего он боится. Помочь в этом могут детские психологи, врачи-психотерапевты. Как только обрисуется приблизительный круг эмоций ребенка, можно приступать к прорабатыванию глубинных причин.


Некоторые популярные авторы (та же Луиза Хей) составили психосоматические таблицы , чтобы облегчить задачу. В них указаны заболевания и наиболее распространенные причины их возникновения. Однако слепо доверять таким таблицам нельзя, ведь они довольно усредненные, составленные зачастую при наблюдении за небольшой группой людей со сходными симптомами и душевными переживаниями.

Таблицы не учитывают личности и индивидуальности вашего ребенка, а это очень важный момент. Поэтому с таблицами желательно ознакомиться, но анализ ситуации лучше провести самостоятельно или обратиться к специалисту в области психосоматики - сейчас и такие есть.


Следует понимать, что если болезнь уже проявилась, она очевидна, то путь пройден очень большой - от мысли до эмоции, от создания ошибочных установок до превращения этих установок в неправильный образ мышления. А потому процесс поиска может быть достаточно долгим. После того как причина будет найдена, придется поработать надо всеми изменениями, которые она вызвала в организме - это и будет процесс лечения. О том, что причина найдена правильно и процесс излечения начался, будет свидетельствовать улучшение общего состояния, снижение симптоматики. Родители практически сразу обратят внимание на позитивные изменения в самочувствии малыша.


Развитие заболевания

Нужно понимать, что сама по себе мысль не вызывает приступ аппендицита или появление аллергии. Но мысль дает импульс к мышечному сокращению. Эта связь понятна всем - головной мозг дает команды мышцам, приводя их в движение. Если у ребенка внутренний конфликт, то одна мысль будет говорить ему «действуй» и мышцы будут приводиться в готовность. А другая (конфликтующая) эмоция будет говорить «не надо так делать» и мышца застынет в состоянии готовности, не совершая движения, но и не возвращаясь в исходное спокойное состояние.

Этот механизм достаточно примитивно может объяснить, почему формируется заболевание. Речь идет не только о мышцах рук, ног, спины, но и о маленьких и глубоких мышцах внутренних органов. На клеточном уровне при длительном таком спазме , который практически не ощущается, начинаются метаболические изменения. Постепенно напряжение передается и соседним мышцам, сухожилиям, связкам, и при достаточном накоплении наступает момент, когда самый слабый орган не выдерживает и перестает функционировать так как положено.


Мозг «сигнализирует» не только мышцам, но и железам внутренней секреции. Известно, что испуг или внезапная радость вызывают усиление выработки надпочечниками адреналина. Таким же образом и другие эмоции влияют на баланс гормонов и секреторных жидкостей в организме. При дисбалансе, который неизбежен при длительном воздействии на определенный орган, начинается болезнь.

Если ребенок не умеет «сбрасывать» эмоции, а только накапливает их, не высказывая, не делясь своими мыслями с окружающими, скрывая от них свои настоящие переживания, боясь быть непонятым, наказанным, осужденным, то напряжение доходит до определенной точки, и выбрасывается в виде болезни, ведь выход энергии нужен в любом виде. Очень убедительно выглядит такой довод - два ребенка, которые живут в одном городе, в одной и той же экологической обстановке, которые питаются одинаково, имеют одинаковый пол и возраст, не имеют врожденных болезней, болеют почему-то по-разному. Один за сезон ОРВИ переболеет до десяти раз, а другой не заболеет ни разу.


Таким образом, влияние экологии, образа жизни, питания, состояния иммунитета - не единственное, что влияет на заболеваемость. Ребенок с психологическими проблемами заболеет несколько раз в году, а малыш без таковых проблем - не заболеет ни разу.

Не совсем очевидной пока для исследователей является психосоматическая картина врожденных заболеваний. Но большинство специалистов в области психосоматики рассматривают такие недуги как следствие неправильных установок и мыслей женщины во время беременности и даже задолго до ее наступления. В первую очередь важно понимать, как именно женщина воспринимала детей до беременности, какие эмоции у нее вызывал плод во время беременности, а также как она в это время относилась к отцу ребенка.

У гармоничных пар, которые обоюдно любят и ждут своего малыша, гораздо реже дети страдают врожденными заболеваниями, чем в семьях, где мама испытывала неприятие папиных слов и поступков, если регулярно задумывалась о том, что и беременеть-то вовсе не стоило. Мало кто из мам, воспитывающих детей-инвалидов, детей с тяжелыми врожденными недугами готовы признаться даже самими себе, что были и негативные мысли, и скрытые конфликты, и страхи, и неприятие плода в некоторые моменты, может, даже были мысли об аборте. Вдвойне трудно потом осознать, что ребенок болен из-за ошибок взрослых. Но помочь облегчить его состояние, улучшить качество жизни мама все-таки может, если наберется мужества проработать глубинные причины заболевания малыша.


Возможные причины некоторых заболеваний

Как уже говорилось, причины следует рассматривать только с учетом характера и особенностей данного конкретного ребенка, его семейной обстановки, отношений между родителями и малышом, и других факторов, которые могут оказывать влияние на психику и эмоциональное состояние ребенка. Мы же приведем лишь несколько диагнозов, наиболее изученных психосоматическим направлением медицины с возможными причинами их возникновения: (для описания использованы данные нескольких диагностических таблиц - Л. Хей, В. Синельникова, В. Жикаренцева):

Аденоиды

Достаточно часто аденоидит развивается у детей, которые чувствуют себя нежеланными (подсознательно). Маме стоит вспомнить, не испытывала ли она желания сделать аборт, не было ли разочарования после родов, послеродовой депрессии. Аденоидами ребенок «просит» любви и внимания, а также призывает родителей отказаться от конфликтов и ссор. Чтобы помочь малышу, нужно изменить отношение к нему, удовлетворять его потребности в любви, разрешить конфликты со второй половиной.

Лечебная установка: «Мой малыш желанный, любимый, он всегда был нам необходим».


Аутизм

Наиболее вероятной причиной аутизма считается защитная реакция, которую включил малыш в какой-то момент, чтобы «закрыться» от скандала, криков, оскорблений, побоев. Исследователи полагают, что риск развития аутизма выше в том случае, если ребенок становится свидетелем сильных скандалов родителей с возможным применением насилия в возрасте до 8-10 месяцев. Врожденный аутизм, который медики связывают с генной мутацией, с точки зрения психосоматики, является длительным ощущением опасности у мамы, возможно с самого ее детства, страхи во время беременности.

Атопический дерматит

Как и большинство заболеваний, которые имеют то или иное отношение к аллергии, атопический дерматит - это неприятие чего-либо. Чем сильнее ребенок кого-то или что-то не хочет принимать, тем сильнее проявления аллергической реакции. У грудничка атопический дерматит может быть сигналом того, что ему неприятны прикосновения взрослого (если его берут слишком холодными или мокрыми руками, если от человека при этом исходит резкий и неприятный малышу запах). Кроха таким образом просит не трогать его. Лечебная установка: «Малыш находится в безопасности, ему ничего не угрожает. Все люди вокруг желают ему добра и здоровья. Ему уютно с людьми».

Такой же установкой можно пользоваться при других видах аллергии. Ситуация требует устранения неприятного физического воздействия.


Астма, бронхиальная астма

Эти недуги, как и некоторые другие болезни, связанные с возникновением дыхательной недостаточности, чаще случаются у деток, которые патологически сильно привязаны к своей маме. Их любовь буквально «удушающая». Еще один вариант - строгость родителей при воспитании сына или дочки. Если малышу с самого раннего возраста внушают, что плакать нельзя, громко смеяться неприлично, прыгать и бегать на улице - верх дурного тона, то ребенок растет, боясь выражать свои истинные потребности. Они его постепенно начинают «душить» изнутри. Новые установки: «Мой ребенок в безопасности, он любим сильно и безусловно. Он прекрасно может выражать свои эмоции, он искренне плачет и радуется». Обязательные меры - устранить педагогические «перегибы».

Ангина

Болезнь может говорить о страхе ребенка высказать что-то, попросить о чем-то для него очень важном. Иногда дети боятся поднять голос в собственную защиту. Ангина более свойственна робким и нерешительным детям, тихим и застенчивым. Кстати, похожие глубинные причины могут крыться и у детей, страдающих ларингитом или ларинготрахеитом. Новые установки: «У моего ребенка есть право голоса. Он родился с этим правом. Он может открыто и смело сказать все, что думает!». К стандартному лечению ангины или хронического тонзиллита обязательно стоит добавить ролевые сюжетные игры или посещение кабинета психолога, чтобы ребенок смог осознать свое право быть услышанным.


Бронхит

Бронхит, особенно хронический, очень нужен ребенку для того, чтобы примирить своих родителей или других родственников, с которыми он проживает совместно или разрядить накаленную обстановку в семье. Когда малыша душит кашель, взрослые автоматически замолкают (обратите внимание при случае - это действительно так!). Новые установки: «Мой ребенок живет в гармонии и мире, ему нравится общаться со всеми, ему приятно слушать все вокруг, потому что он слышит только хорошее». Обязательные родительские действия - срочные меры по устранению конфликтов, причем убирать надо не только их «громкость», но и сам факт их существования.


Близорукость

Причины близорукости, как и большинства проблем со зрением, в нежелании что-то видеть. Причем нежелание это имеет осознанный и решительный характер. Близоруким может стать малыш в 3-4 года из-за того, что с рождения видит в своей семье что-то такое, что его пугает, заставляет закрывать глаза. Это могут быть сложные отношения родителей, физическое насилие и даже каждодневный приход к ребенку няни, которую он не любит (в этом случае у ребенка часто развивается параллельно и аллергия на что-нибудь).


В более старшем возрасте (в школьном и подростковом) диагностированная близорукость может говорить об отсутствии у ребенка целей, планов на будущее, нежелание видеть дальше сегодняшнего дня, страх перед ответственностью за принятые самостоятельно решения. Вообще, многие проблемы с органами зрения связаны с этими причинами (блефарит, конъюнктивит, при гневе - ячмень). Новая установка: «Мой ребенок четко видит свое будущее и себя в нем. Ему нравится этот красивый, интересный мир, он видит все его краски и детали». В младшем возрасте нужна коррекция отношений в семье, пересмотр круга общения чада. В подростковом ребенку требуется помощь в профориентации, общение и сотрудничество со взрослыми, выполнение их ответственных поручений.


Диарея

Речь идет не о единичном поносе, а о проблеме, имеющей затяжной характер или поносе, повторяющемся с завидной частотой. Жидким стулом детям свойственно реагировать на сильный страх, на выраженное беспокойство. Понос - это бегство от чего-то, что не поддается детскому осмыслению. Это могут быть мистические переживания (страх Бабая, зомби) и вполне реальные страхи (боязнь темноты, пауков, тесных помещений и так далее). Нужно выявить причину страха и устранить ее. Если это не получается в домашних условиях, следует обязательно обратиться за помощью к психологу.

Новая установка: «Мой малыш никого не боится. Он смелый и сильный. Он живет в безопасном пространстве, где ему ничего не угрожает».


Запоры

Склонность к запорам свойственна жадным детям, впрочем, и взрослым тоже. А также запоры могут говорить о нежелании ребенка расставаться с чем-либо. Иногда запоры начинают мучить ребенка именно в то время, когда он переживает серьезные жизненные перемены - переезд, перевод в новую школу или садик. Ребенок не хочет расставаться со старыми друзьями, со старой квартирой, где ему все понятно и привычно. Начинаются проблемы со стулом. Запоры у грудничка могут быть связаны с его подсознательной тягой вернуться обратно - в привычную и защищенную среду материнской утробы.

Новая лечебная установка: «Мой ребенок легко расстается со всем, что ему уже не нужно. Он готов к восприятию всего нового». На практике требуется доверительное общение, частое обсуждение достоинств нового садика или новой квартиры.


Заикание

Достаточно часто начинает заикаться ребенок, который не чувствует себя в безопасности на протяжении достаточно долгого времени. А еще этот речевой дефект свойственен деткам, которым строго запрещают плакать. Дети-заики в глубине души сильно страдают от невозможности самовыражаться. Следует понимать, что эта возможность пропала раньше, чем нормальная речь, и во многом ее исчезновение стало причиной возникновения проблемы.

Новая установка: «Мой ребенок имеет огромные возможности показать миру свои таланты. Он не боится выражать свои чувства». На практике заике хорошо заняться творчеством, рисованием и музыкой, но лучше всего - пением. Категорические запреты плакать - путь к болезням и проблемам.

Насморк

Затяжной ринит может говорить о том, что у ребенка заниженная самооценка, о том, что он остро нуждается в понимании своей истинной ценности в этом мире, в признании его способностей и заслуг. Если ребенку кажется, что мир его не понимает и не оценивает по достоинству и это состояние затягивается, может быть диагностирован гайморит. Лечебная установка: «Мой ребенок - самый лучший. Он счастливый и очень любимый. Он просто необходим мне». Дополнительно нужно поработать с оценкой ребенком самого себя, чаще хвалить его, поощрять.


Отит

Как и любые другие заболевания органов слуха, отит могут вызвать негативные слова, ругань, мат, который ребенок вынужден слушать от взрослых. Не желая слушать чего-то, ребенок сознательно ограничивает способности своего слуха. Более сложен механизм развития сенсоневральной тугоухости и глухоты. В случае таких проблем ребенок категорически отказывается прислушиваться к кому-то или чему-то, что сильно ранит его, оскорбляет, унижает его достоинство. У подростков проблемы со слухом связаны с нежеланием слушать родительские наставления. Лечебные установки: «Мой ребенок послушен. Он хорошо слышит, ему нравится прислушиваться и слышать каждую деталь этого мира».

На деле нужно снизить избыточный родительский контроль, говорить с ребенком на приятные и интересные для него темы, избавиться от привычки «читать морали».


Повышенная температура, лихорадка

Беспричинная лихорадка, повышенная температура, которая держится без видимых на то причин при нормальных анализах, может говорить о внутреннем гневе, который накопился у ребенка. Злиться чадо может в любом возрасте и невозможность высказать злобу выходит наружу в виде жара. Чем младше ребенок, чем труднее ему выражать свои чувства словами, тем выше у него бывает температура. Новые установки: «Мой ребенок позитивен, он не злится, он умеет отпускать негатив, не копит его и не таит зла на людей». На деле следует настроить ребенка на что-то хорошее. Внимание малыша нужно переключить на красивую игрушку с добрыми глазами. С ребенком большим обязательно нужно пообщаться и выяснить, какие конфликтные ситуации у него недавно были, на кого он держит зло. После проговаривания проблемы чаду станет значительно легче, и температура начнет снижаться.


Пиелонефрит

Это заболевание достаточно часто развивается у детей, которые вынуждены заниматься не «своим» делом. Мама хочет, чтобы сын стал хоккеистом, поэтому ребенок вынужден посещать спортивную секцию, в то время как самому ему ближе игра на гитаре или рисование пейзажей восковыми мелками. Такой ребенок с подавленными эмоциями и желаниями - оптимальный кандидат на роль пациента врача-нефролога. Новая установка: «Мой ребенок занимается любимым и интересным делом, он талантлив и у него большое будущее». На практике нужно позволить ребенку самому выбрать себе дело по душе и если хоккей давно не в радость, нужно без сожалений расставаться с секцией и идти в музыкальную школу, куда он так рвется.


Энурез

Основной причиной этого неприятного ночного явления чаще всего выступает страх и даже ужас. Причем наиболее часто, по утверждениям экспертов в области психосоматики, у ребенка чувство страха каким-то образом связано с отцом - с его личностью, поведением, воспитательными методами папы, его отношением к ребенку и его матери. Новые установки: «Ребенок здоров и ничего не боится. Его папа любит и уважает его, желает ему добра». На деле порой требуется достаточно емкая психологическая работа с родителями.


Выводы

Рвота, цистит, пневмония, эпилепсия, частые ОРВИ, стоматит, сахарный диабет, псориаз и даже вши – каждый диагноз имеет свою психосоматическую причину. Главное правило психосоматики – не подменять традиционную медицину. Поэтому поисками причин и устранением их на психологическом и более глубинном уровне следует заниматься параллельно с назначенным лечением. Так, вероятность выздоровления существенно вырастает, а риск рецидива заметно снижается, ведь найденная и решенная правильно психологическая проблема - это минус одна болезнь.

Все о психосоматических причинах детских болезней смотрите в следующем видео.

  • Психосоматика
  • У детей
  • Книги

В век научно-технического прогресса современной маме не позавидуешь. Информации навалилось столько, что остаться мамой, не наносящей вред и психологическую травму ребенку, просто нереально. Кормишь грудью больше года - блаженная, кормишь смесью - эгоистка. Спишь с ребенком - сексопатология, оставляешь одного в кроватке - депривация, выходишь на работу - травма, сидишь с ребенком дома - нарушенная социализация, водишь на кружки - перенапряжение, не водишь на кружки - растишь потребителя... И было бы смешно, если бы не было так грустно. Не успела мама пережить и переосмыслить все статьи по психологии развития и воспитания - а тут новинка в обертке прописной истины. Если заболел ребенок, виноватой может быть только мама - не прямо, так косвенно, не физически, так энергоинформационно… И как при всем этом сохранить здравый рассудок, не впасть в депрессию и не превратится в тревожного невротика?

Предлагаю оставить маму в покое, и взвешенно разобраться, что на самом деле из себя представляет детская «психосоматика».

Изначально я предполагаю, что «травля мамы» началась с тех самых времен, когда популярная формула «все болезни от мозгов» вышла на первый план статей популярной психологии. Если мы знаем, что в основе любого заболевания лежит какая-то психологическая проблема, значит нужно ее найти. Но когда вдруг оказалось, что у ребенка нет озабоченности материальными ценностями и достатком, что ребенок не испытывает такой усталости и ограничения ресурса как взрослый, не имеет проблем сексуального характера и пр. Собственно в силу возраста ребенок еще не вплетен в социальную структуру настолько, чтобы иметь все те комплексы и переживания, которые взрослые наживали годами , сразу обнаруживается незадача - или трактовка причин неверна (но как не хочется в это верить), или проблема в маме (а как объяснить иначе?).

Да. Ребенок действительно во многом зависит от мамы, ее настроения, соответственно поведения и т.д. Часть «проблем» ребенок впитывает с материнским молоком, через гормоны; часть от недостатка ресурса и невозможности дать ребенку то, что действительно нужно; часть от того, что ребенок становится заложником вымещения некоторых проблем, из-за усталости, незнаний, недопониманий и ошибочных трактовок и пр.. И вот когда речь заходит об ангине, больных ушках, энурезе и пр. многое можно обсуждать, решать и делать скидку на то, что не все должны разбираться в медицине или психологии на равне со специалистами. Но современная проблема общества заключается и в том, что акцент со «всех болезней от мозгов», а «детских болезней от мозгов их родителей», сместился на мам с особенными детьми. В лучшем случае это карма, урок или опыт, в худшем же наказание, воздаяние и отработка… И тогда оставаться в стороне просто губительно. Поэтому, первое, что важно понять тому, кто действительно интересуется «психосоматикой» и хочет работать над собой в этом направлении, это то, что НЕ ВСЕ БОЛЕЗНИ ОТ МОЗГОВ. И даже не 85%, как многие об этом пишут;)

Иногда болезни это просто болезни

Бывает так, что стресс снижает иммунитет. Но стресс это понятие не только психическое, а и физическое. Переохлаждение или перегрев, яркий свет, шум, вибрации, боль и пр. - все это тоже стресс для организма, и тем более для детского. Также стресс это не синоним плохого (читай дистресс и эустресс), и истощать и ослаблять организм, могут вполне себе позитивные события, сюрпризы и т.д.

Более того, если ребенок ходит в сад/школу, он постоянно находится в зоне риска вирусного или бактериального инфицирования. Если в саду ветрянка, если в саду коклюш, если на кухне какая-то палочка высеялась в избытке, глисты, вши и пр. говорит ли это о том, что мама ребенка спроецировала на него свои психологические проблемы? Говорит ли это о том, что заболеют только те дети, у которых в семье неблагоприятный психологический климат?

В моей практике работы с аллергическими заболеваниями, был случай мамы, которая долго искала свои «скрытые обиды и спорные чувства» по отношению к отцу ребенка, с которым была в разводе. Связь была очевидна, потому что высыпания на теле девочки появлялись через время после встреч с папой, но чувства не находились, потому что развод был полюбовным. Беседа с родителями не давала никаких зацепок, но беседа с ребенком обнаружила тот факт, что папа, при встречах с дочкой, просто закармливал ее шоколадом, а чтобы мама не ругалась, это был их маленький секрет.

Просто нужно принять как факт, что иногда болезни это просто болезни.

Иногда болезни являются следствием психологических проблем в семье

Различные семьи, различные условия проживания, уровень достатка, образования и пр. Бывают семьи «неполные», а бывают и «переполненные», с бабушками/дедушками, или когда на одной территории живет несколько семей, н-р, братьев и сестер. В семьях «переполненных» у детей слишком много разных моделей и вариантов установления взаимоотношений, прав, обязанностей, в неполных - наоборот. Часто, как от переизбытка так и от недостатка этих связей возникают конфликты. Скрытые или явные, они есть практически в любой семье, и могут влиять на здоровье ребенка, как прямо, так и косвенно. По каким же маячкам можно заподозрить именно психсоматическую основу заболеваний у детей?

1. Возраст ребенка до 3 лет, особенно в случае, когда ребенок находится на грудном вскармливании и большинство своего времени проводит только с одним из родителей (опекунов).

2. Заболевания появляются как будто из неоткуда, без всяких предвестников и соответствующих условий (если это не глисты).

3. Заболевания имеют тенденцию к постоянному повторению (одни дети постоянно болеют ангинами, другие отитами и т.д.)

4. Заболевания проходят легко и слишком быстро или наоборот излишне затягиваются.

Все это может указывать на психосоматическую основу возникновения заболевания, но не обязательно .

Н-р, в семье, где ребенку запрещается проявлять негативные эмоции (плакать, кричать, злиться и т.д.), ангина вполне может быть своеобразным способом показать родителям, что молчание, затрудненное дыхание и затрудненное глотание (то же происходит, когда ребенок должен подавить «истерику») и т.д. - это не нормально, так быть не должно.

Однако бывает такое, что ребенок болеет ангинами в семье, в которой разрешено проявлять свои эмоции и принято обсуждать и проговаривать свои проблемы. Тогда это говорит о том, что область горла, это просто конституционально слабое место в организме, поэтому любая усталость, перенапряжение и т.д. прежде всего «бьют» туда.

Анализ семейного случая специалистом по психосоматике помогает определить, есть на самом деле психологическая причина у недуга или причина все же физиологическая.

Иногда болезни неосознанно проецируются самими ребенком, для достижения вторичной выгоды

С самого раннего детства ребенок усваивает понимание того, что заболевшему предоставлены особые «льготы», в виде вкусностей, внимания, дополнительного сна и мультиков и пр.

Чем старше становятся дети, тем больше вторичная выгода принимает характер избегания - не ехать к бабушке, не идти в сад, пропустить контрольную, переложить свою работу на кого-либо и т.д.

Все эти варианты слабо зависят от маминого психологического состояния, и вместе с тем легко распознаются и могут быть грамотно объяснены и скорректированы ею.

Иногда болезни являются проявлением алекситимии или реакцией на табуирование

И это распознать не так просто, но очень важно.

В силу недостаточного словарного запаса, неумения выражать свои чувства с помощью слов и просто элементарным недопониманием каких-либо связей и процессов взрослого мира, ребенок выражает свои переживания через тело.

Обычно такими становятся темы «необсуждаемые» или «тайные», н-р, тема смерти, тема потери, тема секса, тема насилия (психологического, физического, экономического и т.д.) и т.д.. Застраховаться от этого невозможно, и как показывает практика, тому же насилию подвергаются и дети, с которыми родители обсуждали подобные вопросы, и дети, с которыми беседы не проводились . Случается это не только с детьми старшего возраста, но и с малышами. Первыми весточками о том, что что-то идет не так могут быть резкие изменения в поведении, успеваемости, ночные кошмары, ночные недержания и т.д.

Иногда болезни к детям приходят сквозь поколения

От прабабушек и прадедушек, а не от психологического климата в новой семье. Психологические теории о наследственных патологических паттернах, вы скорее всего уже читали. Их легко представить в виде старого анекдота, в котором:

Внучка обрезала крылья индейке, поставила ее в духовку и задумавшись о том почему такие вкусные части нужно выбрасывать, спросила у мамы:

- Зачем мы обрезаем индейке крылья?

- Ну как же, моя мама - твоя бабушка всегда так делала.

Тогда внучка спросила у бабушки, зачем обрезать крылья индейке, и бабушка ответила, что так делала ее мама. Ничего не оставалось девочке, как подойти к прабабушке и спросить, почему в их семье принято обрезать индейке крылья и прабабушка сказала:

- Не знаю зачем вы обрезаете, а у меня была очень маленькая духовка и индейка целиком в нее не влезала.

В наследство от наших предков, мы получаем не только нужные и полезные установки и навыки, а и такие, которые утратили свою ценность и значимость, а иногда даже превратились в деструктивные (н-р, установка предков, переживших голод «есть прозапас», как причина детского ожирения). Поэтому обнаружить связь с конкретным событием прошлого на первый взгляд может быть достаточно сложно, т.к. опять-таки, в семье нет особых конфликтов, мама относительно психически стабильная и пр.. Но возможно)

Иногда детские болезни это просто данность

Случается так, что родители ведут аморальный образ жизни, курят, пьют и т.д., и у них рождаются абсолютно здоровые дети. А бывает, что долгожданный ребенок, выношенный с любовью и заботой, рождается с патологией. Почему происходит так наверняка никто не знает. Ни врачи, ни психологи, ни священники, все только предполагают и часто версии эти исключают одна другую.

Патология может быть явно выраженной, а может быть косвенной, и в таком случае всегда найдется кто-то, кто «объяснит» маме, что она не так думает, не так делает и т.д., потому что «все болезни от мозгов, а детские болезни от мозгов родителей»! Если есть возможность тактично объяснить таким людям, что «худший совет непрошенный» - это был бы самый лучший вариант.

Конечно, мамы особенных детей очень часто могут задаваться вопросами, что они сделали не так. И ответ здесь может быть один - все было сделано так, как должно было быть сделано. Не берите на себя вину, которую вам навязывают «психосоматические доброжелатели».

В психотерапии есть такое направление «позитивной психологии и психотерапии». Оно исходит из понимания, что события, которые происходят с нами изначально не плохие и не хорошие, а просто такие, какие они есть. Любую ситуацию можно принять как данность, просто как случившийся факт «да, это случилось и это так». И любой ситуации можно задать направление развития - «да, это случилось с нами, в этом никто не виноват, я не могла повлиять на это событие ранее, но я могу приложить все усилия, чтобы с теми данными, которые уже есть, направить нашу жизнь в конструктивное русло».

И напоследок, хочу напомнить мамам, что дети которые часто и долго болеют вовсе не обязательно имеют больше психологических сложностей и проблем в семье, чем дети, здоровье которых нам кажется идеальным. Тело, это всего лишь один из вариантов перерабатывания энергии, в том числе психической . Чей-то ребенок решает свои проблемы и проблемы семьи через учебу, чей-то через характер, чей-то через поведение и т.д. Это, конечно же, напоминание не для злорадства, а для того, чтобы вы понимали, что если детские недуги случаются в ваших семьях чаще, чем в других, нужно не корить себя в родительской несостоятельности, а заручиться поддержкой медиков и психологов.

Некоторое время назад официальная медицина с достаточным скептицизмом относилась к попытке нетрадиционно ориентированных специалистов объяснить ряд заболеваний проблемами психологического характера. Благодаря многочисленным тестированиям и статистическим данным воздействие эмоционального состояния ребенка на физическое оказалось доказанным. Ввиду этого, сегодня все большее число врачей вынужденно признают существование психосоматики , а родителей – обращаются за помощью к психологам.


Фото: Помощь психолога

Характеристика психосоматики

Психосоматические расстройства представляют собой телесные болезни, вызываемые душевной дисгармонией . Проще говоря, через тело детская душа пытается выразить свои беспокойства, рассказать о своих переживаниях и чувствах.

Малыши относятся к волнующим их вопросам не менее серьезно, нежели взрослые. При этом следует понимать, что высказаться ребенку намного труднее. Особенно сложной ситуация становится под давлением взрослых, пытающихся доказать ребенку, что «мальчики не должны плакать», а «приличные девочки никогда не капризничают». Категоричность родителей – причина, по которой ребенок начинает чувствовать себя виновным за попытку выразить чувства и эмоции . В результате, при очередной стрессовой ситуации, он остается наедине со всем, что творится внутри. Накаливаемое со временем нервное напряжение, подкрепляемое безысходностью, постепенно просачивается наружу, выражаясь в телесных неприятностях . Таким образом, очищается и освобождается душа.


Фото: Детская психосоматика

Рассмотреть психосоматику в качестве причины неполадок в детском организме уместно в случае регулярного развития новых заболеваний и возвращения старых.

Психосоматические расстройства способны проявляться даже у грудничков. Более того, существует предположения, что психологические факторы неблагоприятного характера оказывают воздействие даже на находящийся в утробе матери плод!

Что может вызвать психосоматические расстройства?

Некоторые дети появляются на свет крепкими и активными. Про таких говорят не иначе как «богатырь» и «крепыш». Случается и обратное: ребенок рождается явно вялым, лишенным сил и здоровья. Адепты нетрадиционной медицины утверждают, что к последней категории детей относятся те, которые с самого своего зарождения внутри женщины были нежеланными. Другими словами, в первую очередь на здоровье малыша оказывает состояние матери в тот момент, когда ей становится известно о своем положении .


Фото: Состояние матери влияет на здоровье будущего малыша

Главная причина психосоматических нарушений у детей после рождения – пошатнувшееся эмоциональное состояние матери . Выглядящий совершенно беззащитным малыш очень чувствителен к материнскому состоянию, склонен чувствовать любые изменения в ее поведении и настроении. Ревность, беспокойство, нервозность и прочее крайне негативно воздействует на женщину и ее дитя.

Толчок к развитию психосоматических расстройств у детей старшего возраста дают следующие ситуации:

  • недостаток родительского внимания и чрезмерная их требовательность по отношению к ребенку;
  • регулярные ссоры между родителями;
  • сложности в период и школе;
  • неумение наладить дружбу со сверстниками, и прочие.


Фото: Неумение наладить дружбу со сверстниками- причина психосоматического расстройства

На самом деле, у детей всех возрастов может быть невероятное количество трудноразрешимых с их точки зрения проблем, о которых взрослые не догадываются или попросту не спешат этого делать.

Психосоматические заболевания у детей

Специалистами выделены часто встречающиеся детские заболевания, имеющие связь с психосоматикой. Среди таковых:

  • ангина;
  • бронхит;
  • аллергия;
  • кишечные расстройства;
  • анемия;
  • онкология.

Согласно утверждениям специалистов, занимающихся изучением психосоматики, по атакующему ребенка недугу можно понять характер терзающей его душу проблемы. Так, если ребенок подвержен частым простудам , его настигают кашель и насморк, вполне очевидно наличие мешающей свободному дыханию проблемы. Вероятно, нарушение дыхания связано с чрезмерной опекой родителями, частой критикой с их стороны, предъявляемыми высокими требованиями.

Дети, которые с заметной регулярностью и прочими заболеваниями горла, попросту не могут высказаться. Порой ребенка может мучить чувство стыда или вины. Доказано, что частые ангины настигают детей при ссорах со сверстниками, особенно если ребенок ощущает собственную вину за произошедшее. Еще одна причина – разлука с мамой. К примеру, во время адаптации к детскому саду, когда малыш очень скучает по маме, но молчит о своих переживаниях и просто плачет.


Фото: Эмоции и заболевания

Кишечными расстройствами , согласно статистическим данным, чаще страдают замкнутые дети. Чувство страха перед окружающим миром и незнакомыми людьми усиливает проявления проблемы, то есть возникают запоры/поносы и боли в животе.

Кожные неприятности возникают на нервной почве. Когда напряжение внутри ребенка, вызванное сильными негативными эмоциями, достигает своего апогея и выплескивается наружу через кожу, крапивница, сыпь или дерматиты.

Специалисты в области психосоматики настаивают на принадлежности к этой области и анемии.

Стойкий недостаток железа свидетельствует об отсутствии в жизни ребенка ярких моментов и положительных эмоций. Возможна и иная причина — неуверенность малыша в собственных силах.

Одну из частых неприятностей в детском возрасте, энурез , тоже можно объяснить с точки зрения психосоматики. Урологическое нарушение говорит о страхе ребенка перед взрослением, нежелание принимать ответственность за свои поступки.


Фото: Энурез- психосоматическое заболевание

Можно ли помочь ребенку?

Основная трудность в борьбе с психосоматическими расстройствами заключается в их диагностике . Очень часто родители, наблюдая за пошатнувшимся здоровьем чада, на протяжении месяцев и даже лет не придают значения участию в процессе психологического аспекта. Ввиду этого, специалистам по психосоматике часто приходится сталкиваться с весьма запущенными случаями.

Борьба с психосоматическими нарушениями предполагает слаженную работу самого ребенка, его родителей, педиатра и психолога . Врач-педиатр должен подобрать консервативное лечение того или иного заболевания, а психолог приступает к работе с душой ребенка, уделяя особое внимание взбунтовавшемуся органу или системе. Родители же должны прислушиваться к рекомендациям обеих сторон, поддерживать своего ребенка и создавать в семье теплую атмосферу. Взрослым непременно нужно выстроить с ребенком по-настоящему доверительные отношения!


Фото: Доверительные отношения с ребенком

Профилактика

В случае с психосоматическими расстройствами профилактике отведена ведущая роль. Гораздо проще предупредить тот или иной телесный недуг, вызванный душевными терзаниями, нежели заниматься его устранением . Не допустить развития болезней помогут следующие правила:

  • Не поощрять болезней (не стоит слишком облегчать жизнь болеющего ребенка, позволяя ему все то, что недопустимо в здоровом состоянии)
  • Соизмерять возлагаемую на малыша нагрузку и предъявляемые к нему требования
  • Предоставлять ребенку личное пространство
  • Создать спокойную атмосферу в доме

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы обсудим такую проблему, как детские заболевания. Ребенок – это отражение семьи. Если между взрослыми что-то пошло не так, первыми страдают малыши. Моя знакомая разводилась с мужем, и у ее мальчика на нервной почве начался сильный удушающий кашель! Женские форумы заполнены сообщениями следующего характера: «Помогите. Постоянно болеем, не можем ходить в садик. Больницы, врачи – все бесполезно». Взрослые знают, что большинство проблем – из-за нервов. В случае с малышами мы почему-то не думаем об этом. А ведь психосоматика детских болезней может многое объяснить… Начнем с основ.

Точка невозврата

Первые препятствия возникают, когда карапуз остается без нас. У кого-то есть возможность заниматься самостоятельно с дошкольниками, кто-то предпочитает отвести чадо в садик для социализации… В любом случае в какой-то момент кроха остается в одиночестве. Это нормально, ведь он медленно учится быть самостоятельным, контактирует с другими. Для нас это привычно. Для малыша отсутствие родителей – трагедия. В юном возрасте он переносит большинство потрясений и открытий.

Детки не могут сказать, что не так. Стесняются, еще не научились выражать сложные мысли, просто не до конца понимают… Тут-то и начинаются капризы и заболевания. Я не спорю, в садиках и школах действительно много «чужих» микробов. Но разве до этого мамочки сидели на месте? Нет. Они гуляли с карапузами, спокойно ходили по магазинам, записывались в различные кружки для самых маленьких. Там были такие же бактерии. Только ребенок не болел.

Знали ли вы, что по психосоматике детских болезней кашель – это скрытый протест? Если имеют место постоянные беспочвенные запреты, состояние легких будет усугубляться. Обычно чадо банально не хочет оставаться без родителей, отсюда заболевания. Мы сознательно подливаем масло в огонь, когда водим хороводы вокруг маленького пациента. Сложно воздержаться от желаний приласкать, пожалеть, утешить подарком… В итоге организм быстро запоминает, что болеть – хорошо, это внимание и забота. Кроха, может, и сама не хочет регулярно подхватывать микробов, но так получается.

Что делать?

Сразу скажу, что психосоматика – это не панацея. Переключать на нее все внимание и отказываться от традиционных методов лечения не нужно. Это лишь повод задуматься и посмотреть на внутренний мир, на отношения, а не на физиологию. Хуже в любом случае не станет. Кому вредили гармония и понимание в семье?

Ищите золотую середину. Детский иммунитет слабый, но залечивать каждый чих не стоит. Кстати, часто тот же кашель проходит, когда мамочки прекращают закармливать чадо сиропами и микстурами. Лекарства могут сами по себе раздражать слизистые!

Все детки индивидуальны, поэтому реагируют на неблагоприятные события по-разному. Например, согласно книгам по психосоматике детских болезней, насморк указывает на плохие отношения в коллективе. Неокрепшей психике достаточно любой внештатной ситуации, чтобы началась реакция. Например, такое может произойти из-за новой потребности соревноваться. Раньше малыш был единственным, кто получал похвалу. Он всегда был лучшим. А теперь вокруг воспитателя целая группа. Даже опытный педагог не будет относиться ко всем одинаково. Кто-то обязательно выделится.

Что делать? Научитесь слышать и понимать. Находите компромиссное решение. Если у ребенка нет таланта к учебе, помогите раскрыться в другой сфере, не забывая про общее развитие. Попробуйте музыку, пение, рисование, танцы… Вариантов много. Увы, во «взрослом» мире нужно уметь добиваться и самосовершенствоваться. Все через это проходят. Обидно, когда за рисунки из кружков и черточек вдруг перестают хвалить, но это часть жизни.

С высоты прожитых лет подобные проблемы мы считаем ерундой. У нас много других важных забот. Ну, подумаешь, кто-то игрушкой не поделился… Представьте, что творится в голове ребенка. Откажитесь от стереотипов, вспомните себя в его возрасте, поговорите. Живите вместе, а не отдельно. Вы мудрее и опытнее. Направляйте! Ни в коем случае нельзя отмахиваться и раздражаться, даже если у вас очень дурное настроение.

Энциклопедия заболеваний

Основные «запускающие» факторы – гиперопека, недостаток внимания, отсутствие понимания и плохие отношения между взрослыми.

По психосоматике детских болезней бронхит и пневмония – нехватка воздуха. У малыша нет своего свободного психологического пространства, его желания игнорируют. Отсутствует возможность самостоятельно набить шишки, все запрещают. Астма возникает из-за похожих причин. Имеет место чрезмерная мягкая опека, чадо не может дышать без мамы.

Патологии горла появляются от обид или замалчивания своего мнения. Обычно папы и мамы не воспринимают слова маленького члена семьи всерьез. Любая инициатива отсекается. Деткам буквально не дают говорить.

Уши становятся слабым местом, если в семье или новом коллективе часто общаются на повышенных тонах. Организм своеобразно защищается от крика и агрессии, переставая слышать.

Есть ли у вас какие-нибудь фобии? Настоящий страх вызывает непреодолимое желание свернуться в позе эмбриона. При этом возникают неприятные ощущения в области груди и живота. У детей желудочные боли также указывают на скрытый страх.

Плохие зубы – следствие сдерживания плохих эмоций. Злость, раздражение, гнев. Нужно выявить причину и устранить ее, одновременно мягко корректируя характер.

Дерматологические реакции – попытка установить барьер между собой и взрослыми. Деткам тоже нужно свое личное физическое пространство. Постоянное навязывание ласки иногда становится неприятным.

Недержание – усиленный контроль за самим собой, невозможность расслабиться. В итоге расслабление приходит в самый неудачный момент. Также это может быть попыткой привлечь внимание.

Отдельно упоминается в книгах по психосоматике детских болезней аллергия. Это комплексная патология, возникающая из-за тяжелых переживаний, усталости, накопленных эмоций. Аллергия означает отторжение чего-то в прямом смысле. Чадо могло устать из-за новых обязанностей, родительских требований или даже из-за собственных неудач. Непринятие какого-то жизненного аспекта просто приобрело более выраженную, физическую форму.

Сила сознания не знает границ. Взрослые умеют ее использовать и относятся к миру совсем иначе. Мы без стеснения посещаем психологов и охотно общаемся с ними. Для деток это насилие. Ребенок не видит проблему и не горит желанием разбираться с ней. Маленькие пациенты – самые сложные.

Кто знает наших карапузов лучше, чем мы сами? Мудрость и понимание обладают невероятной целебной силой! А у вас были «эмоциональные» заболевания в детстве? Исчезли ли они? Здоровья вашим деткам!