Комнатные растения        14.09.2019   

Путешествие сквозь время: самые главные русские обряды. Русский народ: культура, традиции и обычаи

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Обычаи, обряды и традиции русского народа для организации работы по направлению «ИЗО+Компьютер» 1 г.о. Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительно образования детей Центр детского творчества Подготовила: Педагог дополнительно образования Грибова Алена Валерьевна Биробиджан 2014

2 слайд

Описание слайда:

Очень часто за событиями И за сутолокою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Стали более привычны Нам полёты на Луну. Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Русский народ Коренная область расселения русского народа- Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Благодаря этому великое географическое и историческое пространство, объединяемое понятием Русь и Россия. Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, важность этого факта отображена в преамбуле к Конституции РФ. Но по критериям Организации Объединённых Наций, Россия является мононациональным государством, так как более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия - многонациональное государство.

5 слайд

Описание слайда:

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Менталитет - каждый народ имеет свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями. «Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, аккумулируя в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.

6 слайд

Описание слайда:

Традиция, обычай, обряд – понятия тождественные в общих своих чертах, но имеющие свои характерные особенности и признаки. Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями. (Например: русское гостеприимство)

7 слайд

Описание слайда:

Обычай предписывает человеку более детальные поведение и поступки в определённых ситуациях. Он не только символическое, но всякое вообще повторяющееся и установленное традицией действие. (Например: рукопожатия при встрече близких друзей или родственников, утренняя и вечерняя молитва Богу, вредными обычай- угощать спиртным при встрече родственников, друзей и знакомых).

8 слайд

Описание слайда:

Обряд конкретизирует форму выражения общепринятого в той или иной местности поведения в особо яркие моменты жизни человека (Например: обряды свадебный, крещения, погребения) Обряды считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Обрядовая культура - это и есть порядок во всех проявлениях общественной жизни к данному случаю, обрядовых действий народа, этический кодекс, регулирующий коллективные настроения и эмоции.

9 слайд

Описание слайда:

Народный календарь на Руси назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» его по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни и является слиянием языческого и христианского начал, народным православием.

10 слайд

Описание слайда:

Празднично-обрядовая культура Основные зимние праздники – две святочные недели (святки): Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"), ходили по домам колядовать, девушки гадали, обязательным элементом святок было ряжение

11 слайд

Описание слайда:

Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю и Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка. Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! Понедельник – «Встреча» Вторник – «Заигрыш» Среда- «Лакомка» Четверг – «Разгуляй» Пятница «Вечера у тёщи» Суббота –»Золовкины угощения» Воскресенье – «Прощеный день» Пышные гулянье Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять!

12 слайд

Описание слайда:

Пасха (расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца (Крашенки), посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались) , приветствовали друг друга: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни. На Пасху водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях, катали яйца. После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день - посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.

13 слайд

Описание слайда:

Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж. До этого варили в складчину пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи. До этого варили в складчину пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи. В Троицу было принято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц.

14 слайд

Описание слайда:

Посиделки (супредки) устраивались в осенне-зимний период Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу - пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили, развлекались.

15 слайд

Описание слайда:

Сборы (хороводы, улицы)- летнее развлечение молодежи на околице деревни, на берегу реки или у леса. Плели венки из полевых цветов, играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Задерживались допоздна. Главной фигурой был хороший местный гармонист.

16 слайд

Описание слайда:

Обряд русской свадьбы. Не то что в каждой деревне, но даже и в городе существовали свои особенности, оттенки этого поэтического и одновременно исполненного глубокого смысла действа. Остается лишь удивляться, с какой основательностью и уважением подходили наши предки к рождению новой семьи. Навсегда оставалась у молодых память о главном моменте их жизни. Молодых осыпали хмелем, так как хмель – это древний символ плодородия и многочадия. Невеста берет с собою в дом жениха родительское благословение и сундук с приданым.Старинный обычай – разувание мужа молодой женой. Смысл - таким образом молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие на главенство мужчины в семье.

17 слайд

Описание слайда:

Обряд Крещения Главным обрядом, отмечавшим начало жизни ребенка было его крещение. Обряд совершали в церкви или дома. Как правило, младенца крестили на третий или сороковой день после рождения. Родителям не положено было присутствовать при крещении, вместо них были крестная мать, которая дарила рубашку и крестный отец, который должен был подарить ребенку нательный крест

18 слайд

Описание слайда:

Катание на русской тройке Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица Белокоса, белолица. Как махнула рукавом – Все покрылось серебром,

19 слайд

Описание слайда:

Русская изба Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали.

20 слайд

Описание слайда:

Что ни терем, ни изба – Позолота, да резьба. Терем, терем, теремок, Он затейлив и высок, В нем окошки слюдяные, Все наличники резные, А на крыше петушки Золотые гребешки. А в перилах на крылечке Мастер вырезал колечки, Завитушки да цветки И раскрасил от руки. В терему резные двери, На дверях цветы и звери, В изразцах на печке в ряд Птицы райские сидят.

21 слайд

Описание слайда:

Рядом с горницей передней Спальня в горнице соседней, И постель в ней высока, Высока – до потолка! Там перины, одеяла И подушек там немало, И стоит, покрыт ковром, Ларь с хозяйкиным добром.

22 слайд

Описание слайда:

Русская печь в избе По стенам резные лавки И дубовый стол резной. Возле печки сохнут травки, Собирали их весной Да настой варили, чтобы Пить зимою от хворобы. Главным в доме была печь. Стены чёрны, закопчёны, Не красивы изнутри, Но не гнили и Служили людям добрым от души. (топились печи по-чёрному)

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Русские рушники Рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы. Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов Льняное полотенце, по краям Расшитое большими петухами. Весёлое творенье женских рук: Два петуха – косые гребни, шпоры; Они трубили зорю, а вокруг Всё заплели цветы, легли узоры.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Русская баня Баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!». Не зря веник является не только символом русской парной бани, её украшением, но и инструментом лечения или профилактики болезней. Веники, собранные из разнообразных пород деревьев и лекарственных трав используются для лечения самых разных заболеваний и недугов.

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

Женский костюм: Девичья рубаха, праздничные головные уборы, понёва Мужской костюм: Рубаха, порты, пояс, сермяга Русский национальный костюм

30 слайд

Описание слайда:

Лапти Лапти – один из самых древних видов обуви. Лапти плелись из лыка различных деревьев, преимущественно липы (лычники), из мочала – липового луба, размоченного и разодранного на волокна (мочалыжники). Делались лапти и из коры ракиты (верзки), ивы (ивняки), вяза (вязовики), березы (берестянники), дуба (дубовики), из тала (шелюжники), из пеньковых оческов, старых веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны), из конского волоса – грив и хвостов – (волосянники), и даже из соломы (соломенники).

31 слайд

Описание слайда:

Русское гостеприимство Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!» Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает Дорогих гостей встречаем Пышным круглым караваем. Он на блюдце расписном С белоснежным рушником! Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим!

32 слайд

Описание слайда:

Русское застолье Православное праздничное застолье с давних времен хранит множество традиций, обычаев и обрядов. За столом собирались все члены семьи и близкие родственники. Застольный этикет был очень сдержан и строг. За столом сидели чинно, да и разговоры старались вести серьезные и добрые. Обязательным элементом праздника является молитва. Для многих праздников предназначались строго определенные ритуальные блюда, и часто их готовили только раз в году. Заранее знали и ждали, когда на столе будут фаршированный поросенок, гусь или индейка, медовый или маковый пирог, пышные и румяные блины, крашеные яйца и куличи.

33 слайд

Организация: МБДОУ детский сад «Солнышко»

Населенный пункт: Липецкая область, Елецкий район, поселок Газопровод

Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры.

Задачи:

1.Образовательные:

Познакомить с традициями: хлебосольство, хороводы, чаепитие.

Дать понятие «традиции », вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше.

Расширять и углублять представление детей о русских народных обычаях,

2.Развивающие:

Продолжать развивать эстетическое восприятие детей средствами фольклора.

Формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;

Обогащать словарный запас детей;

Развивать связную речь, внимание, познавательную активность, память.

3. Воспитательные:

Воспитывать у детей любовь и уважение к традициям русского народа.

Способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия.

3.Приоритетная область: познавательное развитие

4.Дополнительные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность).

5. Планируемые результаты: проявлять интерес детей к русским народным традициям. Уметь составлять логическую цепочку от одной традиции к другой. Владеть устной речью для выражений своей мысли.

6. Целевые ориентиры: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности; ребенок овладевает развитым воображением; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью; ребенок проявляет любознательность: интересуется причинно-следственными связями: овладевает начальными знаниями о социальном мире.

7.Словарь : традиции, гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, чаепитие, красный угол.

8.Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

9.Приемы: речевое сопровождение деятельности, художественное слово, наводящие вопросы, слайдовый показ, рассматривание, указание, сравнение, похвала.

10.Материал и оборудование: презентация, компьютер, телевизор, пианино, магнитофон, каравай, скатерть, стол, самовар, чайничек, чашка, блюдце, травы, мешочки, ленточки.

11. Предварительная работа: разучивание пословиц, поговорок, стихотворений, русских народных песен, игр, беседа о традициях праздников: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, знакомство с элементами традиций гостеприимство, хлебосольство, посиделки.

12. Литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т.С. Комаровой – Москва: Мозаика-Синтез, 2014.- 359с.

2. « Русские народные песни» Песенник. Мелодии и тексты. Москва "Музыка",1988г. № 13968

3. Даль В.И. «Пословицы русского народа». Азбука, 2007г.

4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада Издательство : М.: Просвещение.
5. http://www.stihi.ru/2013/04/26/8783

Ход ОД.

Звучит русская народная музыка, дети стоят в полукруге, их приветствует воспитатель в русском костюме.

Воспитатель-Хозяюшка в русском народном костюме встречает детей:

I этап: Вводная часть

Воспитатель : Ребятки, посмотрите, какое доброе, теплое солнышко светит нам в окошко. Давайте возьмёмся за руки, улыбнемся и скажем друг другу: «Доброе утро».

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам!

Доброе утро
Приветливым лицам!

II этап: Основной.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада! Хоть не богата, а гостям рада.
О том, как величали хозяюшек и гостей, слагались пословицы.
Давайте их вместе вспомним.
Дети отвечают на приветствие знакомыми пословицами:
-Хозяюшка в дому, что оладышек в меду.
- Много гостей, много и новостей.
- Что есть в печи на стол мечи.
- Хозяин весел и гости рады.

Хозяюшка : Добры молодцы, красны девицы! Добро пожаловать в нашу деревенскую избу на посиделки! Изба у меня просторная, светлая, всем места хватит. Красному гостю – красное место, присаживайтесь и вы на лавочки.

Дети проходят, садятся на лавочки.

Хозяюшка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Ребенок:

Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяюшка: В тесноте, да не в обиде.

Сядем рядком, да поговорим ладком.
Звучит медленная русская народная музыка.

Воспитатель – Хозяюшка начинает беседу.

В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. Как назывались такие вечера?

Дети: посиделками.

Рассказ воспитателя с показом презентации.
Давайте посмотрим, как проходили посиделки в старину.

Презентация «Посиделки в старину»

Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали.

Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Ответы детей:

«Умелые руки не знают скуки».

«Без труда нет добра».

«Дело мастера боится».
«Скучен день до вечера, коли делать нечего».

«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!».
«Без труда не выловишь рыбку из пруда».

Хозяюшка: А хорошо работа спорилась под песню. Песня – это душа народа. Без нее человек не обходится ни в поле, ни дома, ни тем более гуляньях и на праздниках.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.
Давайте и мы наши посиделки начнем русской народной песней.

Русская народная песня «На горе-то калина».

Снова звучит лирическая русская народная музыка.

Хозяйка: Слава нашей стороне, слава русской старине!
И про эту старину, я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли о делах родной земли!
А поговорим мы на наших посиделках о русских народных традициях.

Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше.
Какие традиции вы знаете, которые мы соблюдаем на праздники?
Например, на Новый год?
Дети: наряжаем елочку, дарим подарки.
Хозяйка: А на Пасху?
Дети: красим яйца, печем куличи,
Хозяйка: А на Рождество?
Дети: ходим колядовать.

Хозяйка: В нашем детском саду тоже есть свои традиции.

Как же мы поздравляем именинника?
Дети : мы водим хоровод «Каравай»,

Хозяйка: Что же мы делаем на Масленицу?
Дети : печем блины.

Правильно. Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней.

Традиция – гостеприимство.

Русский народ издавна славен гостеприимством. Мы знаем и соблюдаем эту традицию.

– Ребята, а как вы понимаете слово «Гостеприимство »?

Дети. Это значит гостей принимать.

Хозяйка - А что значит «Принимать» ?

Дети : - встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.

Хозяйка: С какими поговорками о гостеприимстве мы уже познакомились?

Дети: 1. Для дорогого гостя и ворота настежь.
2. Гость доволен – хозяин рад.
3.Гостю щей не жалей – погуще налей.

Хозяйка: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.

Инсценировка приема гостя. Выбираются дети для показа сцены гостеприимства.

Если заходил запоздалый путник: запоздалый, значит, тот, кто приходил поздно ночью, как его встречали?

Дети: Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим», «Красному гостю - красное место».

Хозяйка: «Красное место» - особое место для гостей, красный значит красивый. А если гость заходил во время ужина?

Дети: Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»

Хозяйка: Правильно, вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда любили принимать гостей.

Традиция – хлебосольство.

Хозяйка: В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?

Дети: хлеб и соль.

Правильно, не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.

Инсценировка хлебосольства.

Выходят девочка с караваем и мальчик в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются.

Мальчик:
Жива традиция, жива

От поколенья старшего.

Важны обряды и слова

Из прошлого до нашего.

Девочка с караваем:
И потому принять изволь

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Кланяются друг другу.

Хозяйка: Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.

Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

Мальчик отламывает кусочек хлеба, макает в соль и съедает. Кланяются, садятся.

Презентация «Встреча с хлебом, солью».

Хозяйка: Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. С хлебом солью встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.

Традиция народное гулянье.

Xозяйка . Но наш народ отличался не только гостеприимством, да хлебосольством. Он работал дружно и отмечал весело праздники – как говориться «с размахом». По традиции водили хороводы, пели песни, играли в русские народные игры, этот обычай называется народное гулянье. Народные игры сохранились и дошли до наших дней.

1Ребенок: Девушки да парни

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод.

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

2Ребенок: А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души!

Xозяйка . А ну, честной народ, выходите поиграть,
Выши ножки подразмять!

Физкультминутка. Игра «Горелки».

Хозяйка: Ой как хорошо поиграли, молодцы.

Традиция- чаепитие.

Xозяйка . Да девчата все у нас примечательные.

И ребята все у нас замечательные.

А успех их здесь не мелочный,

Значит вкусен русский чай- посиделочный.

Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки.

По ходу рассказа воспитатель накрывает стол и расставляет атрибуты.

Стол накрывался скатертью (накрывает стол скатертью).
На середину его ставили самовар (ставит самовар) .

Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками (ставит чайник, затем сахарницу).
Затем баранки, бублики, сладости (ставит бублики, баранки, сушки) .

В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара.

(ставит чашку, показывает как наливался чай)
По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.

(обратить внимание на иллюстрацию).

Xозяйка . В старину чай готовили из трав. Добавляли в чай плоды шиповника, цветы липы, листья смородины и малины. Летом их собирали, высушивали на печке и сухими убирали в специальные льняные мешочки. Давайте пройдем, и посмотрим, сколько я заготовила на моей печке разных трав.

Проходят к печке. Воспитатель показывает травы и дает понюхать.

Xозяйка . Посмотрите это цветы липы. Понюхайте, как они замечательно пахнут. Цветы липы помогают людям от простуды и укрепляют организм.

А это чабрец или еще называют тимьян. Он очень приятно пахнет и помогает вылечить кашель, применяют при болях в животе, и имеет многие другие лечебные свойства.

Это мята. Она тоже имеет очень приятный и запоминающийся запах. Мята очень хорошо успокаивает, чай с мятой пьют обычно на ночь.

Ребята, я хочу предложить сделать с вами травяные мешочки, я их называю «Мешочками здоровья». Вы хотите сделать со мной такие мешочки?
Дети: хотим.

Xозяйка . Ребята, подходите к столам. Перед вами на столе подготовлены мешочки, ленточки и травы: мята, липа, чабрец.

Продуктивная деятельность «Мешочки для хранения лечебных трав к чаю» . Работа за столами. Во время работы звучит лирическая русская народная музыка.

Посмотрите, какие у вас получились замечательные мешочки, а как они хорошо пахнут. Молодцы. Вы все хорошо потрудились. Давайте, пройдем и положим их на печку.

III этап: Итог занятия.

Дорогие мои, сегодня мы с вами поговорили о русских народных традициях. Узнали, как на Руси с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей.

Xозяйка . Ребята, как назывались вечера, когда люди собирались все вместе?
Дети: посиделки.

Xозяйка . Как называлось место в русской избе, куда приглашали пройти гостя?
Дети: красное место, красный угол.
Xозяйка: С какими традициями русского народа мы познакомились?

Дети: гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, чаепитие.
Xозяйка: А вы хотели бы соблюдать русские народные традиции в вашей семье?
Дети: Да.

Xозяйка : Правильно, ребята, чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

Вам понравились наши посиделки? Молодцы, спасибо вам. На этом наше занятие закончено.


Многовековые традиции Русского народа по истечении столь весомого времени не утратили свое значение, а наоборот, очень глубоко закрепились в сознании людей и теперь вряд ли можно представить жизнь без этих знаменитых обычаев.

Интересен тот факт, что некоторые обычаи берут начало не только в христианстве, но и активно поддаются влиянию язычества. Помимо неизменных, укоренившихся традиций, люди до сих пор придают большое значение старинным поверьям и приметам, которые также прочно вошли в обиход человеческой жизни.

Семейные русские обычаи

Если браться за рассмотрение русских обычаев, то особое положение среди них занимают традиции русской семьи. Так, например, мужчина был главой семьи, которого было положено уважать и чтить, его слово считалось главным и решающим, против которого нельзя было идти.

Вся сложная работа доставалась именно мужчине, женщина же занималась хозяйственными делами по дому, но никто никогда не сидел без дела.

Детей в русских семьях было немало, и их с раннего возраста приучали к работе и трудовой деятельности. К примеру, маленькие мальчики частенько отправлялись на работу с отцом, а девочки тем временем хозяйствовали с матерью.

Для разнообразных праздничных мероприятий и отдыха было отведено специальное время, то есть всеми любимые праздники, во время которых развлекались все без исключения, накрывались пышные столы, изобилующие едой и угощениями, устраивались разнообразные игры и иные потехи.

Во все остальные дни людям было положено трудиться – молодые девушки занимались пряжей, матери растили своих детей и занимались домом, мужчинам и молодым парням доставалась тяжелая работа.

Так условлено, что быт русского народа берет начало с крестьянства, так как на более высокие слои общества оказывало сильное влияние культура европейских стран, что, несомненно, отодвигало русские обычаи и традиции на второй план.

Если говорить об индивидуальных качествах личности, то следует заметить, что русский народ всегда отличался наличием широкой и доброй души, мягкостью и уважением ко всем без исключения.

Наряду с этими нежными качествами русские люди также обладают такими чертами, как смелость, упорство, непоколебимость и сила духа, которые помогают выдерживать любые удары судьбы и отстаивать свои позиции.

Особенности русского народа

Разнообразные обряды, которыми изобилует русский народ, берут свое начало не столь от христианства, сколь от язычества. К числу основных традиционных русских праздностей относятся:

  • Пасха
  • Свадебная церемония
  • Масленица
  • Рождество
  • Крещение
  • Венчание
  • Колядки

Всем вышеприведенным торжествам отводится важная роль, и поэтому проводятся они со всем размахом щедрой русской души.

Актуальные приметы

Помимо вышеперечисленных праздничных мероприятий, существуют национальные приметы и поверья, которые по сей день остаются актуальными. Самыми распространенными среди них являются:

  • В новый дом давать право зайти коту первым – считается, что коты связаны с потусторонними силами и чувствуют их присутствие лучше всех, поэтому по поведению животного в доме судят об общей обстановке.
  • Подкова над дверным проемом символизирует удачу, благополучие и процветание семейства.
  • Не передавать ничего через порог – за порогом дом не защищен силой домового и поэтому, протянув руку в ту сторону, человек рискует попасть в конфликтную ситуацию или запустить в дом дурную энергетику.

Несомненно, это лишь малая часть всего многообразия русских традиций и примет, каждая из которых несет в себе определенный смысл и проводится по специализированному сценарию, который сохраняется в течение многих веков и передается из поколения в поколение.

Видео по теме статьи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 «Колокольчик» общеразвивающего вида посёлка Фряново Щёлковского муниципального района Московской области

Консультация для воспитателей:

«Традиции и обычаи русского народа»

2011 год.

Музыкальный руководитель

Абузина Ольга Александровна

Традиции и обычаи русского народа.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, а также обращение к духовной жизни.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с историей, культурой, бытом народа. А ведь только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Поэтому я считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры, т.е. знакомлю детей с традициями русских народных праздников. Почему именно праздники? Праздник - это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Само слово «праздник» заимствованно из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Особое значение праздник имеет для ребенка. К. Д.Ушинский отмечал: праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал: ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои года от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника!

В своей работе я употребляю, в первую очередь, фольклор. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Каждому из нас известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Надо, чтобы ребят окружали предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет ощутить себя частью народа.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности и т.п. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Поэтому я считаю, что это народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Народ проявляет свои творческие способности в создании предметов, необходимых в труде и быту. В результате отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для детей является игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники). Они имеют нравственную основу, обучают развивающуюся личности.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит становление и развитие. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Православные праздники - это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта всего без чего мы - не цельное.

В нашем детском саду стало традицией проведение православных детских праздников, как Рождество, Пасха, Троица.

Подготовка к празднику всегда вызывает интерес у детей, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых.

Мы, взрослые, даём выход детским стремлениям, удовлетворяем их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала и других помещениях детского сада.

Началу нового года придавалось большое значение. Есть такое поверье: как встретишь Новый год таков будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы на столе было много яств, чтобы все люди были весёлыми. Все желали друг другу счастья и удачи. Для детей Новый год самый любимый праздник. Каждый хочет быть участником этого праздника. Заранее учат стихи, разучивают песни, танцы и делает новогодние открытки, а также рисуют рисунки и выполняют из различного материала красивые поделки.

Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - ещё в декабре. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим дети знакомятся с русской духовой поэзией. Для начала можно рассказать им историю рождения Христа На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские подарки.

Крещение - третий праздник Святок. Многие дети не один раз слышали слово «крёстный», «крёстная». Пояснение этих слов, дети легко объясняют, кого крестили в церкви, есть и крёстные: «крёстный отец», «крёстная мать».

Я рассказываю о том, что Крещение празднуют широко и торжественно. Люди несли кресты, иконы, звонили в колокола и пели молитвы (церковные песни). И по древней традиции в это день на Руси совершались крестные ходы на реки, водоёмы. Впереди священники, за ними толпа людей - все идут на лёд, к воде. Начинается «погружение креста». Как только «крестный ход» уходил, немало смельчаков - раздевались и лезли в прорубь, в ледяную воду. Когда купание прекращалось, люди набирали святую воду, несли её домой. Пили её сами, т.к. она святая, а значит и целебная. И с тех пор считается, что крещенская вода полезная и лечебная. И хранят её долго.

После моего рассказа, я предлагаю детям подойти к крану с водой и умыться, чтобы совершить обряд крещения и принять те свойства воды, которые она в этот день приобрела. А затем мы повторяли все народные приметы, которые и поныне не утратили своего назначения. Например: «Снега на Крещение надует - хлеба прибудет», «Крещение под полный месяц - к большой воде», «Метель на Крещение - к хорошему роению пчёл», «Собаки много лают - будет много зверья и дичи».

На наших праздниках нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями. Кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если у ребенка нет ярко - выраженных музыкальных и актерских способностей, он всё равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх в народном празднике.

Перед строгим постом есть праздник «Прощённое воскресенье». Люди просят друг у друга прощение за нанесённые в течении всего года обиды - вольные и невольные. Вот и вы дети когда проснётесь в воскресенье, подойдите к маме, бабушке и другим членам семьи и скажите: «Простите меня». А если кто-то у вас попросит прощения, надо обязательно простить. И я объясняю о необходимости признавать свои ошибки и приносить извинения тем, кого обидел; прощать своего обидчика.

По народным представлениям, весна сама не придёт, её нужно пригласить. Вот и мы с детьми зазываем весну «закличками». Песни во время поста петь возброняется. Поскольку в марте начинают возвращаться из теплых краёв перелётные птицы, и желая поторопить, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками - «жаворонков». Их раздавали всем членам семьи. Вот и мы с детьми делаем из пластилина и бумаги птичек, затем выходим на улицу и, подбрасываем вверх птичку, и при этом приговариваем слова:

Жаворонушки,

Мои матушки,

Прилетите ко мне,

Принисите ко мне

Весну красную...

Затем с детьми шли на участок и прикрепляли к веткам деревьев бумажных птичек.

Последнее воскресенье перед Пасхой называется вербным. И я детям рассказываю, что все люди в субботу идут в церковь с пучками вербных веток. Здесь их освещают.

Детям объясняется, что верба - первое дерево, которое зацветает весной. И народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от хвори, а посевы - от града и болезней. И для закрепления, мы с детьми из бумаги и ваты выполняем работу.

Не обходит стороной и праздник Пасхи с крашеными яйцами и у нас в саду. Ведь Пасха - это праздник торжества жизни, поборовшей смерть, а яйцо и есть символ вечно возрождающейся жизни. Крашеные яйца главное украшение Пасхального стола. Поэтому мы с детьми дней за десять до Пасхи в сырой песок или смоченную вату «сеем» зёрна пшеницы. И все дети с нетерпением ждут, как из зёрнышек проклёвываются ростки, как они зеленеют, подрастают. Затем в эту свежую, живую травку кладут разноцветные яички, и дети никогда не забывают красоту и радость этого праздника.

Дети любят дарить яйца, изготовленные ими, расписанные своими руками. Какие идеи возникают, просто одно творчество! Раскрашивают яйца красками, фломастерами, наклеивают на них особые пасхальные картинки.

А ещё можно яйцо превратить в какую-либо игрушку с помощью различных материалов. К расписанному яйцу можно добавить небольшой букетик цветов из бисера - получится пасхальный сувенир, с особенным, весенним настроением. У праздника Пасхи всегда была и «развлекательная» сторона. Устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катания на качелях.

Таким образом, узнав о традициях праздниках русского народа у детей будут сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. И наши дети станут духовными наследниками людей, заложивших основу великой культуры и будут её сохранять, развивать и передавать своим детям.


Россия бережно хранит старинные русские , возраст которых насчитывает уже более 7-10 веков. Сохранились и древнейшие православные традиции, и языческие обряды. Кроме всего этого, жив и народный фольклор, представленный частушками, поговорками, сказками и пословицами.

Обычаи и традиции русской семьи

Испокон веков главой семьи считался отец, именно он был самым почтенным и уважаемым членом семьи, которого было положено слушаться каждому. Однако он же и брал на себя всю самую тяжелую работу, будь то уход за скотом или вспашка земли. Не бывало такого, чтобы мужчина в доме делал легкую, бабью работу, но и без дела он никогда не сидел – работали все, и очень много.

С детских лет младшее поколение было принято приучать к труду и ответственности. Как правило, детей в семье было довольно много, и старшие всегда приглядывали за младшими, а порой и воспитывали их. Всегда было принято почитать тех, кто старше: и взрослых, и стариков.

Отдыхать и веселиться полагалось только в праздничные дни, которых было сравнительно немного. Все остальное время все были заняты делами: девицы пряли, мужчины и парни занимались тяжелой работой, а матери следили за домом и детьми. Принято считать, что быт и обычаи русского народа дошли к нам именно из крестьянской среды, поскольку на знать и дворянство слишком сильно воздействовала европейская культура.

Русские обряды и обычаи

Многие русские национальные обычаи пришли к нам не из христианства, а из язычества, однако и те и другие чтят одинаково. Если говорить о традиционных праздниках, то к ним следует отнести такие:

Кроме этих, существует еще множество русских обычаев, связанных с ритуальными действами, будь то , похороны, крещение ребенка и т.д. Культура России сильна именно почитанием обычаев и умением сохранять их, пронося сквозь века.