Флористика        16.09.2019   

Развитие малыша на 2 месяце жизни. Развитие ребенка во второй месяц жизни

Младенец в 2 месяца развивается и постепенно изучает окружение. Основными достижениями грудничка в этот период считается лепетание и улыбка. В 2 месяца кроха реагирует на прикосновение мамы, а также «поддерживает» разговор со взрослыми гулением. Уже с пятой недели жизни ребенка мама сможет определить его настроение.

Ребенок становится более активными и спит меньше времени. В этот период малышу интересны игры с мамой, он активно сучит ручками и ножками, фыркает и плачет при смене настроения. Два месяца -важный этап развития, а имеет он конкретные особенности. У здоровых малышей в это время:

  • налаживается пищеварительная система, как следствие, их не мучают регулярные кишечные колики и спазмы животика;
  • иммунитет укрепляется, теперь организм крохи способен защищаться от неблагоприятных инфекций;
  • развитие ЦНС (центральной нервной системы) еще не окончено. В этот период возникает опасность заболевания менингитом;
  • температура тела 36,8 -36,9;
  • детки отлично фокусируют свое зрение на определенном предмете;
  • тонус рук снижен.
Важно! Малыши, которые не имеют отклонений в физиологическом развитии в 8 недель, самостоятельно держат головку, если уложить их на животик. Если новорожденный в 2 месяца не держит голову - ребенка нужно обследовать. Не забывайте, что выкладывание младенца на живот - это профилактика кишечных колик.

В это время у детей исчезают некоторые рефлексы (рефлекс Бауэра и хотьбы), однако ножки остаются согнутыми в коленках и тазобедренном суставе на протяжении последующих четырех недель. Младенец, достигший двухмесячного возраста, начинает набирать в весе от 600 до 800 г, примерный вес составляет 4-5,5 кг, рост увеличивается на 2,5-3 см.

Кормление двухмесячного младенца

Рацион питания малыша в 2 месяца состоит из грудного молока или искусственных смесей. Если новорожденный плохо ест, педиатры рекомендуют вводить прикорм, особенно, когда у малыша есть подозрение на развитие . Если кроха здоров, возможно, маме стоит пересмотреть собственный рацион или провести замену молочных смесей.

Улыбнемся! Папа спрашивает:
- Егор, ты колготки нормально надел?
Егор (2 года 8 месяцев):
- Да нормально, просто пятки впереди.

Сколько должен съедать новорожденный в 2 месяца? Ответ на вопрос зависит строго от физиологического состояния грудничка, причем такие показатели считаются индивидуальными. В целом, двухмесячный новорожденный за одно кормление должен полностью высасывать молочко из одной груди. Не нужно малышу устанавливать особый режим питания, если он находится на .

Важно! Если вы практикуете искусственное вскармливание новорожденному, обязательно сделайте режим, так как пренебрежение им часто влечет за собой большой набор веса, что неблагоприятно для здоровья маленького человека.

Если младенцу с 5 до 8 недель не хватает витаминов, давайте ему натуральные детские соки, но только по разрешению врача.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца: предположительные навыки

Обращаем ваше внимание, что не каждый младенец в двухмесячном возрасте способен полностью соответствовать всем нормам, и это вовсе не говорит о патологии, а о генетическом развитии, ведь организм каждого грудничка индивидуальный.

Предлагаем посмотреть видео, что умеет новорожденный младенец в 2 месяца.

В способности малыша этого возраста относят:

  • умение приподнимать вверх туловище;
  • держать игрушки и трясти погремушками;
  • активное движение конечностями (за этим нужно следить, чтобы не произошло случайного вывиха, так как хрящики и косточки малыша еще не окрепли);
  • появляется желание дотянуться до рядом висящей или лежащей яркой игрушки;
  • малыш реагирует зрением на предмет, издающий характерное звучание;
  • теперь кроха способен лежать спокойно, если сам этого пожелает;
  • реагирует на чужих людей плачем или улыбкой.
Важно! Если родители не наблюдают у грудничка хотя бы трех из перечисленных способностей, возможно у него есть несоответствие нормам развития - нужна консультация специалиста.

Сон малыша в 2 месяца

На втором месяце жизни у младенца начинает вырабатываться собственный режим сна. Теперь кроха спит в дневное время по несколько раз на протяжении 2-3 часов, а ночной сон составляет до 12 часов. Родители должны быть внимательны, ведь в этом возрасте грудничок часто путает день с ночью.

С 8 недель малыши проявляют себя «жаворонками» и «совами». Первые засыпают на ночь в 20.00, а встают в 6.00, вторые - спят с 23.00 до 10.00. Если новорожденный ребенок в 2 месяца много спит -это повод для беспокойства. В таком случае малыш начинает плохо питаться, его организм не оснащается полезными компонентами, а кроха становится раздражительным и капризным. Частой причиной подобного явления у двухмесячного младенца может быть неправильное прикладывание к груди.

Внимание! Если ребенок спит на протяжении 5 часов, не меняя позу и не просыпаясь, при этом вы не можете его разбудить - вызывайте скорую помощь, возможно у ребенка упадок сил.

Закаливание ребенка в 2 месяца

Процедура закаливания достаточно индивидуальная, поэтому определенные методики подходят не всем малышам. Универсальным способом повысить иммунитет крохи является массаж и гимнастика. Если ваш грудничок родился с и в его организме билирубин мало снижается, от подобных мероприятий лучше на время отказаться.

Говорят дети! В саду на утреннике детям загадали загадку:
- У неё блестящий бок, руль, багажник и капот, заправляется бензином и зовут её…
На что Дарина (3 года) громче всех крикнула:
- Максимом!

Для здоровых деток можно проводить воздушные ванны и обтирание мягкими полотенцами, можно выкладывать кроху на пеленальный столик, куда попадают солнечные лучи.

Опасные симптомы в развитии

К сожалению, не все особенности, которыми обладают двухмесячные детки, являются нормой. Очень часто ребенок в 2 месяца выгибает спину и запрокидывает голову, можно полагать, что у него развивается кривошея. Такие симптомы требуют консультации невропатолога.

Если ребёнок не реагирует на звуки или предметы, которые показывают ему родители, это достаточно тревожные симптомы, возможно у малыша нарушено зрение или слух. Часто отсталость в развитии, является следствием неправильного внутриутробного развития либо родовой травмы.

Будьте внимательны к своему малышу, развивайте его и играйте с ним. В этот период ребенку нужно максимум родительского внимания.

Посмотрите видеоролик об особенностях развития двухмесячного крохи.

После периода новорожденности наступает период грудного возраста, который продлится до года. В это время родители малыша должны внимательно наблюдать, как их ребенок развивается, что умеет делать и своевременно обращать внимание на возможные отклонения, чтобы в кратчайшие сроки их устранить.

Развитие ребенка в 2 месяца

Молодые родители всегда беспокоятся о состоянии здоровья своего малыша. Хотя все дети развиваются в своем особенном ритме, все же существуют общие закономерности, давно выявленные педиатрами. Когда ребенок адаптируется к новому способу существования, происходит процесс активного совершенствования его тела и психики, который можно наблюдать практически каждый день.

К двум месяцам с физической точки зрения развитие ребенка происходит стремительно. К этому периоду малыш прибавляет не меньше 800 грамм веса и подрастает на 2-3 сантиметра. Показатели охвата головы, объем грудной клетки увеличиваются наравне с весом и ростом в среднем на 2 см.

На втором месяце жизни ребенок начинает осваивать новые для себя навыки, начинает активно познавать окружающий мир, появляются первые эмоции.

Двигательные навыки

  1. Движения рук и ног уже не такие хаотичные, они становятся более осознанными, скоординированными, разнообразными.
  2. Гипертонус мышц, характерный для новорожденного ребенка, на втором месяце окончательно исчезает. Малыш может спокойно лежать на спине, раскинув ручки и ножки в стороны, а также сжимать и разжимать кулачки.
  3. Верхние мышцы спины и шеи у ребенка достаточно окрепли, чтобы удерживать голову вертикально, но при резких движениях все еще не способны надежно удерживать ее, поэтому голову ребенка необходимо подстраховывать, поддерживая рукой.
  4. Малыш может в положении лежа на животике слегка приподнимать голову, а некоторые, особо продвинутые, вместе с головой могут отрывать от поверхности верхнюю часть туловища.
  5. У малыша все еще сохраняется часть рефлексов новорожденного, но со временем, и они начинают исчезать.
  6. Ребенок начинает предпринимать попытки целенаправленно захватить заинтересовавший его предмет. Пока у него это слабо получается, однако если попытаться вложить ему погремушку непосредственно в руку то он крепко ее ухватит, будет изучать и рассматривать. Некоторые дети уже в этом возрасте пытаются попробовать новые предметы на зуб.


Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Когда ребенок не спит, он активно изучает все что видит вокруг. Удерживает взгляд на предметах, следит взглядом за игрушками и погремушками. Может подолгу рассматривать предметы или лицо матери.
  2. Новые звуки интересны для малыша не меньше, чем зрительные образы. Ребенок может выделять речь от других звуков, он узнает по голосу маму. Неизвестные ему звуки заставляют насторожиться и прислушаться.
  3. Малыш учится соотносить связь между тем, что он видит и слышит. Реакция на звук проявляется сначала в замирании (ребенок прислушивается, анализирует), а затем в повороте головы в сторону его источника.
  4. Начинают активно развиваться причинно-следственные связи. Если поначалу греметь погремушкой у ребенка получается случайно, то постепенно малыш улавливает взаимосвязь между движением и извлекаемыми звуками, что побуждает его специально потрясти погремушкой, чтобы услышать звук.
  5. Младенец уже способен различать день и ночь, поэтому важно приучать его к режиму и определённому порядку действий за день.

Речевые навыки

  1. У малыша прослеживаются первые эмоции, развивается мимика. Плач также приобретает эмоциональную окрашенность и может различаться в зависимости от причины (призывающий, возмущенный или жалобный). Мама, проводящая с ребенком наибольшее количество времени, без труда сможет отличить его настроение.
  2. Помимо плача ребенок начинает издавать первые звуки. Это некоторые гласные, которые можно слышать время от времени. Звуки могут быть как спонтанными, так и в ответ на общение.

Взаимодействие с окружающими людьми

  1. Малыш выделяет маму из всех окружающих людей. Только она порой способна успокоить его, подарить ощущение безопасности и защищенности.
  2. Радостно улыбается при виде близкого человека.
  3. Пока ребенок еще никого не боится, охотно идет ко всем на руки, у него нет так называемого разделения на «свой» или «чужой».
  4. Малыш учится определять первые связи между его действиями и действиями его родителей. Уже к концу второго месяца он понимает, что при помощи плача можно привлечь внимание взрослых, чтобы удовлетворить свои потребности.


Отклонения в развитии

Познание окружающего мира маленьким ребенком его психическое развитие происходит через его ощущения и движения. Если есть какие-либо задержки в формировании двигательной активности, то это неизбежно приведет к проблемам с психическим развитием.

Не стоит забывать, что даже здоровые дети развиваются в своем темпе, часто развитие двигательных навыков и психики происходит разными темпами. Формирование эмоциональной сферы ребенка может протекать быстрее возрастных нормативов, при этом иногда отмечается некоторая задержка развития двигательной активности малыша или наоборот. В таком возрасте у маленького человечка уже проявляется свой характер, что тоже может сказываться на его развитии.

Следует обратить внимание, если ребенок:

  • не пытается приподнимать голову в положении лежа на животе или совсем не держит голову в вертикальном положении;
  • не удерживает в поле зрения движущийся предмет или не способен зафиксировать на нем взгляд;
  • не пугается при резком звуке, не пытается найти источник громкого звука;
  • не реагирует на общение с мамой, взрослыми;
  • не пытается произносить отдельные звуки;
  • не может держать в руке предметы, игрушки;
  • не проявляет эмоциональные реакции, не улыбается.

Диагностировать патологию может только детский невропатолог. При первых признаках какой-либо задержки развития, необходимо незамедлительно показать малыша врачу. Отклонения в формировании навыков в двухмесячный период могут сказаться на развитии ребенка в старшем возрасте.

Видео календарь развития ребенка от 2 до 3 месяцев

Как заниматься с ребенком в 2 месяца

Занятия с ребенком в два месяца не являются чем-то особенным и сложным. Малыш может длительное время наблюдать как за движущимися предметами, так и неподвижными. Полезно будет повесить над кроваткой ребенка яркие игрушки и погремушки разные по форме и размеру, при прикосновении к которым он будет испытывать различные ощущения и впечатления. Игры с применением погремушек формируют слух, навыки действий с предметами, развивают координацию движений.

Исследование разных на ощупь предметов

Отличным способом развития осязания будет поглаживание ручек разными материалами, например, атласа и шелка, шерсти, фланели или вельвета. Поскольку у ребенка еще очень сильно выражен хватательный рефлекс, можно использовать и его в качестве способа развития осязания. Необходимо предложить малышу брать ручками предметы разной фактуры, например, мягкие и твердые, ровные и ребристые, гладкие и фактурные.

Пальчиковый массаж

Чтобы кулачки ребеночка быстрее разжимались, несколько раз в день делайте нежный массаж пальчиков.

Сорока-ворона

Потешки и повторяшки

Для развития речевых навыков следует повторять те звуки, которые произносит сам малыш. Важно при этом выражено артикулировать. Спустя небольшой промежуток времени ребенок будет складывать также губки. Отлично подходят для этой цели потешки, в которых присутствуют звуки, произносимые малышом, и наблюдается определенный ритм. Полезно показывать разные фигурки зверей с произношением звуков, которые они издают.

Фитбол

Укладывание ребенка животиком на большой гимнастический мяч и бережное покачивание обеспечивают укрепление мышц спины и шеи, а также облегчает . Когда маленький человечек не спит, следует чаще менять его позу, выкладывать на животик, на бочок или на спину.

Познание тела через тактильные ощущения

Для развития тактильной чувствительности малыша можно в качестве упражнения подуть на животик, ручки или личико ребенка, нежно или интенсивно прикоснуться к коже малыша, при этом следует называть части тела.

Прятки

Полезным для эмоционального развития и общения ребенка является игра в прятки. Необходимо спрятать лицо за руками или пеленкой, а, открыв, сказать малышу «Ку-ку!».

Прогулки по дому

Двигаясь с ребенком на руках по комнате, вы дадите ребенку возможность рассмотреть очень много разных предметов, сочетания цветов и форм. Также полезно подносить малыша к зеркалу, где он сможет подолгу разглядывать свое отражение. Со временем он начнет себя узнавать и даже улыбаться себе.

Развитие ребенка от 1 до 2 месяцев
Физическое развитие

Период новорожденности пройден, однако организм малыша продолжает развиваться необычайно высокими темпами. За второй месяц ребенок должен набрать одну четвертую своей массы на момент конца первого месяца, то есть 800 грамм (плюс-минус 100-200 грамм). За этот период рост младенца увеличится на одну десятую, то есть на 3-4 сантиметра. Можно ли себе представить подобные темпы роста у человека?!

Вообразите, что в ноябре Вы будете на 10% выше ростом, чем в октябре?! А в декабре поправитесь на 25% ноябрьской массы тела?! Сказочно это звучит так: «не по дням, а по часам», а научно формулируется следующим образом: «Ни в один из периодов своего развития человеческий организм не растет с такой скоростью, как в первые месяцы жизни». Длина окружности груди ребенка за второй месяц увеличивается на 15-20 мм, длина окружности головы в среднем увеличивается так же, головной мозг малыша за этот период должен набрать 40-50 граммов. Активно развиваются все внутренние системы и органы малыша.

Такой стремительный рост организма ребенка невозможен без соответствующего энергетического обеспечения. Малыш в этот период спит от 18 до 20 часов в сутки и кушает за 24 часа столько материнского молока, сколько приблизительно соответствует одной пятой массы его тела. Другими словами, если кроха весит сейчас четыре килограмма, то количество грудного молока, потребляемого в сутки малышом, приблизительно равно 800 граммам. Однако это общие показатели. Родители не должны волноваться, если их чадо бодрствует чуть больше. Каждый малыш индивидуален. И при кормлении малыша мама не должна ставить себе никаких нормативов. Обычно здоровый ребенок чувствует сам, сколько материнского молока ему надо и четко дает понять это маме. Продолжительный сон и обильное питание – те самые источники энергии, которые позволяют малышу на этом этапе развиваться невероятными темпами. Если ко второму месяцу вы не наладили режим сна и кормления, другими словами, ваш малыш мало кушает и спит, вам следует обратиться к специалисту – педиатру.

Какие двигательные навыки свойственны детям в период второго месяца? Малыш хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько десятков секунд. Когда ребенок лежит на животе, он приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Ручки и ножки малыша расслаблены, они вытягиваются в стороны. Ребенок может покачивать головой, если кто-нибудь поддерживает его в сидячем положении. Непроизвольное подергивание мускулов происходит реже, чем в первый месяц. Малыш способен недолго удерживать погремушку или другой предмет, крепко обхватывая его ладонью. Его кулачки частично раскрыты, иногда может бесцельно молотить руками.

Несколько слов о коже ребенка и некоторые рекомендации родителям по уходу за ней. Кожа – одновременно и защитный барьер на пути огромного количества агрессивных воздействий окружающей среды на организм человека, и важнейший сенсор, воспринимающий разнообразные внешние сигналы, и эффективный терморегулятор. От состояния кожи ребенка во многом зависит его здоровье и самочувствие. Кожа грудных детей обладает рядом возрастных особенностей, не позволяющих ей в полной мере противостоять травмам и инфекциям. Именно поэтому маме и папе надо уделять особое внимание грамотному уходу за кожей малыша. Давайте подробно разберем процесс купания грудного ребенка. Лучше всего купать малыша в одно и то же время перед одним из вечерних кормлений. Что для этого потребуется: детская ванночка; кувшин или ковшик для ополаскивания; термометр для воды; пена для купания; банное полотенце большого размера. После купания понадобится (следует подготовить заранее): чистое белье (распашонка, ползунки, носочки, шапочка); чистая хлопчатобумажная пеленка; подгузники; ватные палочки; раствор перекиси водорода; двухпроцентный раствор бриллиантовой зелени (зеленки) или однопроцентный хлорофиллипта; детский крем под подгузник; детское масло; щетка для волос. Когда всё это готово, можно приступать к купанию. Рекомендуемая температура воздуха в ванной комнате около 24-26 °С, оптимальная температура воды около 37 °С. В воду следует добавить средство для купания, разрешенное к применению с первых дней жизни малыша. Оптимальны средства, содержащие мягкие компоненты и соответствующие уровню рН детской кожи. Они не раздражают и не сушат кожу малыша, а оказывают лишь бережное очищающее действие. Пена для купания не должна раздражать слизистую оболочку глаз.

Продолжительность купания малыша до двух месяцев около пяти минут, в следующие два месяца можно купать ребенка 12-15 минут.

Какова последовательность процедуры купания малыша? Сначала следует раздеть малыша и аккуратно положить его в воду так, чтобы его затылок был у вас над запястьем левой руки (если вы правша), в то время как кисть этой руки удерживает ребенка за дальнее от вас плечо. Правой рукой вы будете купать ребенка, то есть осторожно поливать его водой. Если малыш напряжен или плачет, не спешите, улыбайтесь и ласково разговаривайте с ним. Мыть ребенка следует последовательно: шею, грудь, живот, ручки и ножки, спинку и лишь затем голову. Обязательно тщательно промойте складки на шее, подмышками, в паху, локтевые и коленные сгибы. Раскройте и вымойте сжатые кулачки. Промежность малыша нужно промывать водой с мылом. У девочек тщательно и осторожно промойте все складочки между половыми губами, а у мальчика аккуратно обмойте половой член, не сдвигая крайнюю плоть, мошонку, а затем область вокруг ануса. При ежедневных купаниях мытье ребенка с мылом следует осуществлять не чаще, чем два раза в неделю, чтобы нежная кожа младенца не пересушивалась. Так как голова у ребенка обычно сильно потеет, ее обмывают ежедневно. Однако с применением детского шампуня голову моют также не чаще двух раз в неделю. Следует запрокинуть головку малыша назад, придерживая ее ладонью, полить волосы водой от лица к затылку и нанести несколько капель шампуня. Потом вспенить шампунь в волосиках и помассировать кожу головы, после чего аккуратно смыть пену омывающими движениями от лица к затылку. Затем можно ополоснуть малыша водой из кувшина, которая должна быть примерно на один градус прохладнее воды в ванночке. После этого завернуть младенца в полотенце и положить на чистые пеленки. Промокните сначала голову, а потом и тело малыша. Оптимально, когда все складки кожи ребенка тщательно просушены. Затем следует обработать пупочную ранку: возьмите ватную палочку и обильно смочите ее трехпроцентным раствором перекиси водорода и проведите ей в области пупка, излишки влаги удалите с помощью чистой ватной палочки. Другой ватной палочкой, смоченной в растворе зеленки или в однопроцентном растворе хлорофиллипта, обработайте пупочек. После этого с помощью детского увлажняющего масла или присыпки обработайте все складочки на теле малыша. Затем следует обработать паховые складки и область подгузника детским кремом или присыпкой. Завершающий этап – надеть подгузник, одеть младенца, не забыв надеть шапочку, и можно приступать к кормлению – теперь ваше чадо чистое, красивое и довольное.

На втором месяце жизни детям нравится покачиваться или подпрыгивать, лежать на груди у отца.

К двум месяцам ребенок должен быть осмотрен педиатром, окулистом, невропатологом и ортопедом. На приеме ребенка взвешивают, измеряют рост, окружность головы и груди.

Психическое развитие

На этом этапе малыш гораздо увереннее пользуется своими коммуникативными органами, чем в первый месяц жизни. Так, орган зрения ребенка заметно развился – малыш способен до полуминуты фиксировать взгляд на неподвижном, явно привлекающем его внимание объекте, например, на яркой игрушке или лице родителя, на расстоянии полуметра от глаз ребенка. Такое зрительное сосредоточение является безусловным прогрессом развития младенца. Наблюдается прогресс и с сосредоточением зрительного внимания на движущихся предметах. Малыш очень внимательно следит за объектами, перемещающимися в умеренном темпе в поле его зрения, «цепляясь» не только взглядом, но и помогая себе поворотами головы. Вы можете проделать несложный эксперимент с яркой погремушкой (размером с небольшое яблоко), на расстоянии полуметра медленно двигая ею в разные стороны перед лицом малыша. Вы увидите, как «повзрослели» зрительные навыки вашего чада. Ребенок способен поймать взгляд мамы или папы. А как развился слух вашего крохи? На втором месяце ребенок активно пытается определять местоположение звучащего объекта в пространстве. Опять же, проведите нехитрый тест. Достаточно громкой погремушкой пошумите в течение десяти секунд вне поля зрения карапуза (но не далее метра от него). Вы увидите, как малыш на несколько секунд замрет (его анализаторы усердно работают), а затем начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет. Помимо погремушек и прочих искусственных источников шума, младенца интересуют и человеческие голоса. Если ласково заговорить с лежащим на спине ребенком, стоя рядом, но вне поля его зрения, малыш повернет голову в вашу сторону.

Вместе с развитием органов слуха и зрения у крохи на втором месяце обнаруживается существенная динамика в развитии эмоциональной сферы. Малыш способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого. Карапуз пытается отличать живые объекты от неживых, попадающих в его поле зрения. Так, другому ребенку, находящемуся рядом, двухмесячный младенец уделит значительно больше внимания, чем привычной погремушке, находящейся на том же расстоянии. Кроха будет наблюдать за другим ребенком или одним из родителей с большим интересом, обнаруживая в своем поведении «размышления» по поводу увиденного. Такие «глубокомысленные размышления» обычно проявляются в неподвижности тела и некоторых мимических нюансах. Иногда дети на этом этапе развития способны не только улыбаться, но и спонтанно смеяться. Иногда смеяться громко и заливисто, иногда – тихонько и прерывисто. Конечно, для пап и мам смех карапуза великолепен и незабываем.

Кроме этого, вполне возможно, что уже на втором месяце чадо порадует родителей гулением – произнесением отдельных звуков. Одинокие гортанные звуки постепенно оформляются в лепетанье. Младенец выкрикивает отдельные звуки «а», «о», «э», «у», «ээ». А в конце месяца старается объединять их с согласными («ха», «хэ», «эхэ»). Гуление крохи, как правило, довольно эмоционально. Иногда малютка воркует, визжит, булькает, чавкает. Порой родителям может показаться, что карапуз улавливает настроение близких. Например, если кто-то из родителей огорчен, малыш может тоже проявлять огорчение. Кроха может продолжительное время изучать ваше лицо, пристально вас рассматривая. Мыслительные способности малыша развиваются также семимильными шагами. Он чувствует настроение вокруг, когда он подает сигналы (например, плачем), может показаться, что он ждет ответной реакции взрослых, видно, что он доверяет маме. У крохи появляется мыслительная ассоциативная связь – после его плача следует кормление или необходимая помощь.

К концу второго месяца у малыша исчезает рефлекс ползания.

В этой статье:

За первый месяц жизни организм новорожденного полностью приспосабливается к внеуробной жизни. Он уже реагирует на звуки, различает интонацию голоса, поворачивает головку и вовсю дергает своими ножками и ручками.

Второй месяц жизни новорожденного характеризуется еще большим развитием. Буквально за месяц полностью меняется его режим дня. Он становится еще более активнее и восприимчивее к окружающему миру, его интерес ко всему новому возрастает в несколько раз.

Физиология малыша

Физиологическое развитие новорожденного в 2 месяца имеет свои особенности:

  • пищеварительная система уже практически налажена, за счет чего ребенка реже начинают беспокоить колики, вздутия и спазмы живота;
  • повышается иммунная система – организм малыша, столкнувшись с «незнакомыми» инфекциями, начинает активно вырабатывать специфические антитела;
  • центральная нервная система развита не до конца, поэтому в этом возрасте малыши склонны к генерализации болезненных процессов, которые могут протекать судорогами, менингоэнцефалитом или менингитом;
  • температура тела превышает температуру взрослого человека на 0,3 – 0,4 С;
  • снижается тонус рук;
  • формируется координация глаз – теперь малыш не только слышит звук, но и фокусирует свое зрение на предмете, который его издает.

Также формируется координация работы рук и зрения – когда ребенок видит какой-либо предмет, он не только смотрит на него, но и тянет к нему свои ручки. Он начинает следить за яркими движущимися предметами. Если во время кормления ему показать яркую игрушку, он переключит свое внимание на нее и перестать сосать грудь.

Новорожденный в 2 месяца уже начинает поднимать головку, если его положить на животик, и грудь, упираясь на ручки. Так укрепляются его мышцы. К этому времени исчезает рефлекс ползания, ручки свободны в движении. А вот ножки еще сжаты и согнуты в коленках (повышенный тонус), это говорит о наличии симптома Кернига (невозможность разгибания суставов нижних конечностей в то время, когда они согнуты в тазобедренном).

В этот период малыш также активно начинает набирать весь. За второй месяц жизни он прибавляется в весе 600 – 800 г, а рост увеличивается на 2 – 3 см.

Что касается стула, то у детей, которые находятся на искусственном вскармливании, он происходит около 2 – 3 раз в сутки, а те, кто находится на грудном – 1 – 2 раза. Иногда бывают случаи, что кишечник новорожденных на ГВ не опорожняется более суток. Это явление считается нормой, если малыша не беспокоят боли в животе, и обуславливается тем, что материнское молоко хорошо усваивается в организме ребенка.

Психология 2 месячного ребенка

Психологическое развитие 2 месячного ребенка также выходит на новый уровень. Он уже распознает голоса и узнает маму и папу по внешнему виду, становится жизнерадостнее и пытается уже принимать участие в разговоре со взрослыми – улыбается им в ответ и пытается произносить звуки. Его плач приобретает тот или иной эмоциональный характер, который позволяет родителям определить, что беспокоит ребенка – голоден он или чем-то напуган.

Основными показателями нормального психологического развития являются :

  • умение держать головку, лежа на животе, и фокусировать ее в верхней точке на несколько минут;
  • умение упираться ножками, при держании его подмышками;
  • реагирует, когда с ним разговаривают – улыбается, фыркает, дрыгает ножками и ручками, издает различные звуки;
  • пристальное рассмотрение висячих игрушек;
  • фокусирование зрения на движущие яркие предметы.

В этом возрасте новорожденный ребенок начинает реагировать на изменения погоды, геомагнитные и астрономические явления, что характеризуется непрерывным плачем, беспокойным или продолжительным сном, вялостью или чрезмерной активностью.

Зрение и слух

Младенец в 2 месяца уже отчетливо слышит голоса и различает цвета. При громком звуке малыш вздрагивает и моргает, а услышав чей-то голос или резкий звук – сосредотачивается и пытается найти глазами источник звука.

Также в этом возрасте детки уже начинают различать цвета и фокусировать свое зрение на ярких предметах. Начинают распознавать черты лица людей, которые его чаще всего окружают. При разговоре с ними начинает улыбаться и лепетать.

Очень важно оградить ребенка в этом возрасте от громких и раздражающих звуков. Так как именно в этот период происходит формирование центральной нервной системы, а громкие звуки являются раздражителем для нее, что может отразиться на дальнейшем психологическом развитии малыша.

Навыки и умения

Новорожденный ребенок в 2 месяца уже держит головку и поворачивает ее в разные стороны, осматривая окружающую его обстановку.

Лежа на спине, начинает приподнимать верхнюю часть туловища, делая движения схожие с физическими упражнениями на пресс. Если ребенку предложить в качестве упора пальцы, то он начнет приподниматься, как будто хочет сесть, и у некоторых деток это действительно получается. Однако переусердствовать с такими «упражнениями» не стоит, так как это может повлиять на развитие тазобедренных суставов. Вообще врачи не рекомендуют сажать детей до 4 – 5 месяцев.

У малыша появляется большое желание стоять, что он и пытается делать, когда его держат подмышками. Он начинает разгибать ножки и упираться ими. Это естественное явление, которое позволяет снизить тонус ножек.

Ребенок начинает играть игрушками, крутя и рассматривая их в руках. Для развития моторики ему можно давать не только объемные предметы больших размеров, но и маленькие фигурки, которые имеют разную форму и фактуру.

Сон

В этом возрасте сон крохи занимает уже меньше времени, нежели как на первом месяце его жизни. Дневной сон по своей продолжительности уменьшается, теперь малыш дважды спит по несколько часов, и несколько раз по несколько минут (от 5 до 20). Зато увеличивается время ночного сна до 12 часов, естественно, что кроха просыпается несколько раз, чтобы подкрепится, но потом легко засыпает, и чаще всего это возникает во время кормления.

Уже в этом возрасте детки проявляют себя как «жаворонки» или «совы». «Жаворонки» засыпают примерно в 20:00 и просыпаются около 6:00 – 7:00 часов утра, а «совы» засыпают примерно в 23:00 – 1:00 и просыпаются около 10:00 – 12:00 часов дня.

Еда

В этом возрасте кормление малыша происходит исключительно материнским молоком или детскими молочными смесями. Ребенок стал активнее, а значит и трата энергии происходит больше. Для восполнения баланса ему необходимо употребление пищи в больших объемах. Так, например, если на первом месяце жизни, малыш высасывал молоко только с одной груди и ему этого было больше чем достаточно, то в два месяца ребенок может высосать молоко из двух грудей и для него это является нормой.

Грудное вскармливание может происходить в любое время по каждому требованию ребенка (хоть каждые полчаса), что нельзя сказать о кормлении малыша молочными смесями. У детей, которые находятся на искусственном вскармливании, наблюдаются частые проблемы с опорожнением кишечника. Как правило, таких малышей очень часто беспокоят вздутия и клики в животе. Поэтому кормление молочными смесями должно происходить строго по графику, то есть каждые 3 – 3.5 часа. Так как потребность в пище у малыша возросла, необходимо увеличить количество разводимой смеси.

Двигательное развитие

В 2 месяца ребенок умеет:

  • держать головку;
  • приподнимать верхний корпус туловища;
  • «стоять» на ножках;
  • держать и играться погремушками.

Малыш начинает активно развиваться, но стоит быть предельно осторожным, играя и держа ребенка на руках. Его косточки и хрящики еще не до конца окрепли, и любое неосторожное движение может привести к перелому или вывиху.

Игры

Малыш уже стал активен, и пришло время развивающих игр и занятий. В 2 месяца ребенку интересно наблюдать за различными движущимися предметами, изучать лица близких людей и обстановку в комнате. В качестве развивающих игр можно использовать следующие занятия:

  • Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, хорошо будет, если они при этом будут издавать различные звуки. При их виде у малыша возникнет желание дотянуться до них и попробовать их «на вкус». Поэтому, если игрушки находятся на близком расстоянии от малыша, то лучше всего использовать пластмассовые изделия, которые легко мыть. Мягкие игрушки хоть и безопаснее, но в них скапливается много пыли и различных микроорганизмов, которые могут вызвать инфекционные заболевания или воспалительные процессы в организме малыша;
  • Можно взять колокольчик, привязать его к ниточке и подвесить его на небольшом расстоянии от глаз малыша (примерно на 20 – 30 см, близкое расположение предметов может вызвать косоглазие). Спрячьте колокольчик в своей ладони и водите им в разные стороны. Малыш сначала будет реагировать на звук, и искать его источник. Затем разожмите ладонь и покажите предмет малышу, не переставая водить им. Ребенок сфокусирует взгляд на колокольчике и будет пытаться дотянуться до него.
  • Чувство ритма у малыша можно развить при помощи чтения книг или пения песен. Когда ребенок начнет издавать звуки, повторяйте их так, чтобы он их слышал.
  • Чтобы помочь крохе начать ассоциировать ваши слова с предметами, возьмите ребенка на руки и походите с ним по комнате, показывая различные предметы и обязательно говоря, что это такое.

И запомните, что ребенок – это личность, которая формируется благодаря вашему воспитанию. Пойте песни и рассказывайте ему истории только те, которые вызывают положительные эмоции. Ваше постоянное присутствие ему просто необходимо, он пока не может отделить свою жизнь от вашей, так как совсем недавно вы с ним были одним целым. Не бойтесь избаловать ваше чадо, ведь ваша любовь и забота, отданная ребенку сейчас, обязательно вернется к вам в будущем от него!

Полезное видео о развитии двухмесячного младенца