Необычные растения        03.01.2021   

Развитие малышей на первом году жизни. Ползание. Когда ребенок не хочет двигаться Движение - это весело

В последнее время педиатры стали отмечать такую тенденцию, что многие современные дети перепрыгивают период, когда они должны ползать. Врачи бьют тревогу, ведь он не только нужен, но и важен для ребенка.

  1. Осваивая этот процесс, малыш развивает . На запястьях и в области кисти связки постепенно растягиваются, идет дополнительное стимулирование нервных окончаний.
  2. В будущем это скажется на его способностях к восприятию речи.
  3. Укрепляется и позвоночник малыша, значительно уменьшается риск, что в будущем у него будет наблюдаться сутулость.

Это первые и очень хорошие тренировки плечевой области, заметны изменения в общей координации ребенка.

Когда ребенок начинает ползать

Врачи указывают, что основное время для ребенка, когда он предпринимает попытки поползти – 7 месяцев. Как говорилось ранее, некоторые дети этот период удачно перепрыгивают.

Впрочем, каждый ребенок индивидуален, определение того, во сколько ребенок ползает, условно, а вот когда точно он начнет осваивать мир, не знает никто. Некоторые обстоятельства могут затормозить этот процесс, другие наоборот ускорить.

К факторам, замедляющим наступление процесса, относится малыша. Ему сложно справляться с ним, поэтому и времени на обучение уходит больше. Чтобы ускорить развитие ребенка, его нужно чаще укладывать на живот, именно это будет для него хорошим стимулятором для начала действий, более того, малыш будет меньше мучиться от колик.

Что делать, если ребенок этот период пропустил

Конечно, нет ничего страшного в том, что малыш пропустил период ползанья и сразу решил ходить. До девяти лет он впитывает поступающую к нему отовсюду информацию, поэтому он быстро наверстает упущенное. Даже если он начал ползать в период от двух до пяти лет, ваша основная задача – не мешать. Он просто решил самостоятельно восстановить пробел в своих знаниях окружающего мира, и ничего страшного в этом нет.

Каждый ребенок создает свою, особенную систему развития. План, по которому он будет двигаться вперед, известен только ему, ведь он индивидуален и это необходимо помнить.

Причины, почему ребенок не хочет ползать

К сожалению, бывают и такие моменты, когда ребенок просто отказывается ползать. Педиатры выявили несколько основных причин, почему это может происходить:

  1. вызванная травмами, растяжением, ушибом. Ползанье вызывает у малыша неприятные ощущения, поэтому он предпочитает отказаться от него.
  2. Лишний вес — мышцы ребенка и кости еще слишком слабые, чтобы его выдержать, поэтому такие малыши делают все медленно, их развитие начинается позже, чем у других.
  3. Наличие в жизни ребенка длительного периода обездвиживания, связанного с болезнью или травмами. Те дети, которым пришлось в начале своей жизни долгое время находиться в больнице, отстают в развитии, но после того, как мышцы и весь организм в целом окрепнет, они быстро наверстывают упущенное.
  4. Вопреки мнению, что тугое пеленание – необходимо ребенку, врачи заявляют, что, если нет прямых показаний врача, не стоит на первых месяцах жизни малыша, ограничивать его движения. Нахождение в одежде помогает ему быстрее познакомиться со своим телом, научиться правильно координировать свои действия. Если без этого обойтись нельзя, то в течение дня чаще давайте ему полежать без пеленки, чтобы он набирался опыта в умении владеть собой.
  5. Недоразвитие мышц, которое связано с рахитом или проблемами с нервной системой. Это выясняется на осмотре врачом ребенка. Ему назначается ряд профилактических или лечебных мер, которые помогают избежать последствий. Под мерами предполагается медикаментозное лечение, . Игнорировать в этом случае показания врача нельзя, иначе ребенок может травмировать мышцы, связки, а это очень усугубит всю ситуацию в целом.
  6. Наследственность и простая лень, тоже вошли в этот перечень. Врачи давно установили, как развивались бабушки, мамы, папы, точно так же может развиваться и ребенок. Зачастую мальчики проходят тот же путь развития, что и отцы, а девочки растут как мамы. Что касается простой лени, то ребенку необходимо создавать стимулы. Это может быть игрушка или любой предмет, который вызывает у него интерес.
  7. Ходунки и манеж – еще одна причина, которая замедляет процесс ползанья. Эти предметы способствуют формированию у ребенка патологического представления об окружающем пространстве.

Как научить ребенка, если он ленится

Иногда нежелание ребенка ползать не ограничивается простой ленью, в некоторых случаях требуется помощь врача, в частности, если вы заметили, что:

  • Ребенок достиг восьмимесячного возраста, но не предпринимает попыток для движения телом, не поднимается на руки
  • Ребенок ползает, только отталкиваясь ногами, не задействуя руки, или использует только одну руку
  • Малыш ползает задом наперед
  • При обучении ребенка этому процессу, наблюдаются длительные задержки на каждом этапе

Подобные отклонения могут скрывать очень серьезные проблемы, поэтому лучше всего проконсультироваться со специалистом.

Переживать, если ваш ребенок ползает не так, как другие дети не стоит, но иногда научить и помочь ему в этом просто необходимо. Чтобы направить своего малыша вам необходимо сначала найти предмет, который представляет для него большой интерес. Это будет стимулом для его развития.

Стоит на ровной и твердой поверхности. На первых этапах можно немного подталкивать малыша вперед, чтобы он освоил основные движения. Легкое нажатие на пяточку провоцирует ребенка двигаться вперед, это для него сигнал к действию. Самое главное в этот период – наблюдение за ребенком. Если есть тревожные признаки смело обращайтесь за консультацией к врачу, если нет, просто помогите ребенку быстрее освоить этот этап.

Смотрите на видео, когда и как кроха учится ползать:

  • Возраст, когда детки начинают ползать, помощь родителей, нормы…

Как ребенка научить ползать? Этот вопрос задают себе родители, чьи дети уже перешагнули полугодовой рубеж, научились сидеть, но вот предпосылок у них к этому важнейшему этапу в развитии, который должен предшествовать ходьбе, так и не намечается.

Нужно ли учить ребенка ползать?

Не стоит волноваться, если ваш малыш не хочет ползать: возможно, малышу просто не хватает «ярких целей» на полу – новых привлекательных игрушек/предметов.

Может не хватает и помощи со стороны родителей, после которой он сможет освоить этот увлекательный процесс, а его костно-мышечная система подготовится к дальнейшим нагрузкам следующего этапа развития – ходьбе. Не стоит забывать о том, что из положения на четвереньках малышу будет удобно садиться и вставать.

  • Во-первых, ползание способствует физическому развитию малыша , при котором укрепляются мышцы его рук и таким образом устанавливается связь между левым и правым полушариями, а также ног.
  • Во-вторых, у малыша улучшается координаци , и кроха способен лучше управлять своим телом.
  • И в-третьих, когда ребенок больше двигается по дому, он лучше познает мир, что благоприятствует ускоренному нервно-психическому развитию .

У каждого малыша свой ритм развития, но его можно ускорить. Чаще всего быстро научить ребенка ползать можно двумя способами: массажем и гимнастическими упражнениями.

Стоит знать, что упитанным малышам, у которых нет проблем с эндокринной системой и обменом веществ, а которого просто перекармливают, этот процесс станет настоящим испытанием. Поэтому с самого рождения стоит следить за питанием малыша, придерживаясь норм набора веса по месяцам.

Как помочь ребенку при кашле: предлагаем .

Профилактический массаж

Чаще всего перед такими важными этапами в жизни малыша, как переворот со спинки на животик (в возрасте 3-5 месяцев), попыткой сесть (5-7 месяцев), поползти (7-9 месяцев), встать на ножки (9-12 месяцев) и начать ходить (10-12-15 месяцев) рекомендуется пройти профилактический массаж.
Делать массаж малышу можно самостоятельно в домашних условиях
Многим удается получить направление в массажный кабинет в поликлинике и бесплатно пройти курс массажа.

Кто-то выбирает для себя платные медицинские центры, а кто-то может себе позволить пригласить профессионала на дом.

В любом случае массаж оказывает положительное влияние на состояние кожных покровов, опорно-двигательную, нервную и сердечно-сосудистую системы организма малыша.

Если ни один из способов не подходит, то с 6 месяцев для подготовки к ползанию можно делать самим массаж, выполняя:

  • скрещивания рук на груди по 6-8 раз,
  • сгибание и разгибание ног по 4-6 раз каждой ногой,
  • повороты со спины на живот по 2-3 раза в каждую сторону,
  • массаж спины и ягодиц (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание или пощипывание) по 2-3 раза на каждый прием,
  • массаж живота (поглаживание, растирание, пиление, пощипывание вокруг пупка) по 2-3 раза на каждый прием,
  • присаживание 2 раза,
  • круговые движения руками по 6-8 раз,
  • поднимание выпрямленных ног по 4-6 раз,
  • приподнимание туловища из положения на животе по 1-2 раза.

Стоит знать, что массаж следует выполнять не хаотично и не многие недели подряд, а всего 10-12 дней, в одно и то же время, четко соблюдая порядок действий (лучше заранее их записать и положить перед собой как опорный конспект) и не менее 10 минут (в лучшем случае 25 минут).

Гимнастические упражнения

Когда же учить ребенка ползать? Если малышу уже вскоре исполнится 9 месяцев, у него нет проблем со здоровьем, что подтверждают ортопед, невролог и педиатр, а он еще не предпринимает никаких попыток ползать, то пора ему помочь.

Подготавливаем пространство

Многие малыши в перегруженных мебелью и вещами квартирах просто не хотят перемещаться. Оно и понятно: кому хочется стукнуться лбом о стулья, диваны и т.д.?

Для этого достаточно встать самим на четвереньки и немного поперемещаться по дому. Что лишнее? Может слишком много напольных цветов, пугающих малыша? А что насчет чистоты?

Необходимо убрать все ненужное, промыть хорошо полы, выбить ковры, вытряхнуть коврики, протереть пыль.

Теперь нужно позаботиться о том, чтобы малышу было на полу тепло. Если пол не подогревается, то стоит положить хороший ковер. Не стоит класть пледы, одеяла. Они скользят, тем самым еще больше внушая страх малышу перед неустойчивой поверхностью.

Малыш должен почувствовать свободу, в распоряжении которого будет не только кроватка и манеж, а вся комната.

Главной ошибкой многих родителей является их чрезмерная забота о малыше, которого хотят максимально одеть. «Капустному» карапузу просто неудобно перемещать тело в пространстве в стольких вещах.

Делаем зарядку вместе

Делайте упражнения всей семьей – это доставит массу удовольствия малышу и вам
  1. Следует ложить малыша на пол на животик перед собой и встать перед ним на четвереньки и медленно от него отползать.
    Хорошо, если в данном процессе будут участвовать оба родителя, один из которых сверху обхватит кроху за туловище, поставив на четвереньки, а второй, отползая, будет медленно переставлять его ручки и ножки.
  2. Немного показав ребенку, как можно новым способом перемещаться, необходимо ребенку предъявить новую яркую игрушку или тот предмет, который привлечет внимание малыша.
    Доселе невиданная и привлекательная игрушка будет лучшим стимулом для овладения малышом ползания.
    Игрушку следует положить на некотором расстоянии от карапуза, который непременно захочет добраться до нее.
    Если усилия малыша не увенчаются успехом, то нужно повторить манипуляции из пункта 3 и помочь малышу совместными усилиями получить желанный предмет.
    Такие действия стоит повторять как можно чаще.
  3. Предпочтительно, чтобы эти занятия проводились утром, когда малыш еще полон сил после ночного сна и кормления, и в хорошем настроении. Вечером малыш может абсолютно никак не желать перемещаться, а просто плачем потребует привлекательную игрушку.

  4. Дополнительно можно научить ребенка самостоятельно вставать на четвереньках при помощи следующего упражнения. Положить под живот малышу скатанное одеяло или подушку. Правильное положение: живот и грудь малыша лежат на одеяле или подушке, а руки и ноги свисают по обе стороны. Из такого положения малышу вынужденно придется встать на четвереньки. Этого же эффекта можно добиться, если мама, усевшись на пол, сведет ноги вместе и положит на них ребенка лицом вниз. В таком положении необходимо раскачивать карапуза вперед-назад.
  5. Если малышу уже удается удерживаться на четвереньках, то его можно научить переставлять ножки следующим упражнением. Необходимо поместить на пол высокий матрас и положить ребенка на матрас так, чтобы его грудь была на матрасе, коленки – на полу, а локтями чтобы он опирался о поверхность матраса. С противоположного конца матраса встать самим и притягивать его к себе. В таком случае малышу придется вынужденно передвигать коленками, так как его опора для верхней части тела двигается вперед. Желательно, чтобы сзади малыша был второй родитель, который сможет подстраховать малыша в случае его падений или нужно подобрать максимально широкий матрас, чтобы, заваливаясь на бочок время от времени, малыш не ударялся об пол.
  6. Вот уже есть и стойка на четвереньках, и началось освоение движениями ножек. Самое время подключить ручки.

Для этого необходимо одной рукой обхватить ребенка под грудью и поднять над поверхностью (к примеру, стола) и второй рукой поднимать ноги.
Правильное положение ребенка: максимально раскрытые ладони рук малыша, упирающиеся в поверхность стола. Обязательно стоит положить еще одну новую привлекательную игрушку в противоположном конце стола и подталкивать ребенка в этом положении так, чтобы он начал переставлять ручки.

После всех этим манипуляций следует вновь выкладывать малыша на пол и приманивать его интересными игрушками, двигаясь от него на четвереньках.

Гимнастические упражнения на столе

  • Необходимо выложить малыша на животик и аккуратно согнуть его ножки в коленках.
    Голова малыша должна остаться лежать на поверхности стола.
    Опустив ножки, следует дать несколько секунд отдохнуть малышу и вновь повторить это упражнение 5-6 раз.
  • Подхватив малыша под грудь, необходимо дать ему попрыгать так, чтобы ножки хорошо упирались в твердую поверхность стола.
  • Выложив малыша животиком на мячик или валик, необходимо покатать его взад-вперед.
    Это же упражнение можно выполнять на невысоком , если второй родитель будет при этом, удерживая и переставляя ручки малыша по полу, помогать ему достигать желанной игрушки.
  • Выложив карапуза на спинку, с ним необходимо выполнять упражнения для ручек и ножек. Сперва, следует аккуратно выполнить скрещивающиеся движения ручек, затем – ножек по 6- 8 раз и потом поочередно сводить левую ручку с правой ножкой и правую ручку с левой ножкой также по 6-8 раз.

Способы ползания

Каждый ребенок индивидуален, и любой способ ползания не является отклонением от нормы

Все вышеперечисленные упражнения призваны обучить ребенка ползать правильно т.е. «классическим способом» – стоя на четвереньках, опираясь на выпрямленные ручки и согнутые в коленках ножках, переставляя сначала вперед ручку, затем – ножку и перемещаясь исключительно вперед.

Но есть малыши, которые опираясь на ручки, будут «шагать» на корточках, те карапузы, которые подтягивая за собой согнутые ножки, будут передвигаться словно тюленята.

Умиляют малыши, которые ползают, словно лягушата: лежа на животике, кроха гребет ножками и отталкивается ступнями, перемещая свое тело в пространстве, а также те, кто словно червячки, извиваются на полу, прогибая свое тельце и передвигаясь по полу.

Многие малыши вместо движения вперед, перемещаются задним ходом, заглядывая себе между ножек и сверяясь с тем, что цель уже близко.

Все эти вариации ползания – не отклонения от нормы. Не стоит волноваться.

Многие малыши вообще пропускают этот этап в развитии, сразу вставая на ножки. Но вот поползать малышу обязательно стоит и способ не играет роли.

Бабушкин метод

Многие практикующие и не страшащиеся на эксперименты родители при вопросе: как ребенка научить ползать, могут посоветовать еще один «бабушкин» метод.

Для этого достаточно использовать наклонную поверхность, которой может стать толстая доска или лист фанеры с бортами. Борта следует оббить мягким и прочным материалом. Своеобразную «горку» следует приподнять, найдя ей надежную точку опоры. Расположив кроху на верху поверхности, внизу следует поместить привлекательную игрушку.

Главное – не давать малышу просто скатиться с «горки», а именно приподняв его за туловище и установив его на четвереньки, дать возможность медленно двигаться вниз, перебирая ручками и ножками к желанной цели.

Затронув вопрос: как ребенка научить ползать, подытожим, что для стимуляции этого процесса необходимы:

  1. Пространство в доме и удобная одежда.
  2. Яркие новые игрушки или предметы, способные привлечь малыша и которые станут его целью и стимулом для перемещения тела в пространстве.
  3. Массаж.
  4. Гимнастические упражнения.
  5. Активность родителей, которые сами будут не прочь продемонстрировать малышу основы этого процесса.

Посмотрев этот видеосюжет вы узнаете, как понять, что малыш готов ползать, как проследить, чтобы ребенок сделал это правильно и какие ошибки родители обычно совершают, стараясь помочь малышу освоить новый мир.

Вконтакте

Некоторые дети не любят двигаться, они предпочитаю тихонько заниматься своими делами: смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры или просто перебирать свои игрушки в уголке. Однако стоит помнить, чтобы ребенок рос здоровым, ему просто необходимо двигаться. Привычка быть активным закладывается в детстве, но сопровождает человека на протяжении всей жизни.

Прививайте любовь к спорту

Конечно же, не все дети должны быть спортсменами, но попробовать привить ребенку любовь к спорту все же необходимо. Пусть он попробует самые разные виды спортивных занятий, может быть, ему понравится заниматься командными видами спорта, а может быть, это будет гимнастика или плаванье. Если же он не хочет заниматься в секции, попробуйте заинтересовать ребенка совместными прогулками, туристическими походами или же просто занятиями на спортивной площадке вместе с родителями.


Практически все дети любят проводить время вместе с родителями. Поэтому вы сами предложите ребенку прогулку на велосипедах или же игру в футбол. Берите мяч и выходите вместе на спортивную площадку, ребенок со временем привыкнет к подвижным играм и сам будет предлагать выйти поиграть в футбол или баскетбол. Когда он начнет проявлять интерес к подвижным играм, никогда не отказывайтесь выйти погонять вместе мяч или поиграть в бадминтон, так как в следующий раз, когда вы предложите это ребенку, он может отказаться и опять прилипнет к телеэкрану

Выключите телевизор

Уже давно специалисты всего мира бьют тревогу по поводу вреда, который наносит здоровью детей длительный просмотр телевизора. Такое времяпрепровождение провоцирует не только малоподвижный образ жизни, но и способствует набору лишнего веса у детей, ведь, просматривая очередную передачу, дети поглощают не контролированное количество вредной пищи, такой как чипсы, сухарики, кока-кола, и другой не менее вредной. Поэтому, даже если ребенок не склонен к подвижному времяпрепровождению, выключите телевизор и пригласите его на совместную прогулку с собакой или на детскую площадку.

Личный пример родителей

Не забывайте, что ребенок поверит вам только в том случае, если будет видеть, что мама и папа также проводят свой отдых активно, а не перед телевизором или компьютером.

Главная мотивация для ребенка – это пример родителей, если они ежедневно занимаются зарядкой, выходят на прогулки, пробежки, ребенок также будет стараться подражать им.

Если ребенок стесняется бегать и прыгать из-за того, что имеет избыточный вес, не насмехайтесь над ним, а поощряйте за любое проявление активности. Предложите ему совместные пробежки в укромном уголке парка. А как только он почувствует, что может быть таким же подвижным, как и его родители, он постепенно привыкнет и начнет выходить играть в подвижные игры во двор с другими детьми. К тому же регулярные физические нагрузки приведут к потере лишнего веса и улучшению общего здоровья малыша.


Дети очень любят веселые игры. Поэтому если вы будете сопровождать подвижные игры забавными комментариями, это не только поспособствует двигательной активности ребенка, но принесет ему удовольствие и веселье. Предложите ему потянуться, как кошка, попрыгать, как зайка, побегать, как жеребенок. Малыш с удовольствием примет ваше предложение, особенно если вы это будете делать вместе. Если же ваши занятия будут сопровождаться веселой музыкой, он поймет, что движение – это же весело!

Они сдались. Десятилетняя Трихна из Бангладеш, двенадцатилетняя Дженифер из Македонии, тринадцатилетняя Кармен из Азербайджана. Их около 150, детей в возрасте от 4 до 17 лет. Все они из семей беженцев. В основном, это девочки, половина - из стран, прежде входивших в состав Югославии и Советского Союза, остальные - из таких государств, как Иран, Сирия, Турция и Алжир.

Они лежат здесь, в Швеции, в состоянии апатии на больничной койке, некоторые уже несколько месяцев назад прекратили есть и говорить, полностью уйдя в себя. Шестнадцать из них обследовались или будут обследоваться в детской психиатрической клинике Стокгольма, остальные - в детских больницах и клиниках по всей стране. Персонал их принудительно кормит, меняет им памперсы, регулярно поворачивает их, чтобы избежать появления пролежней.

У их состояния нет названия. Его называют то "феноменом", то болезнью, иногда "отсутствием контактности" или "апатией беженцев". Врачи в большинстве случаев беспомощны, прежде всего тогда, когда это касается случаев, при которых подобное состояние сохраняется на протяжении более 40 недель.

До сих пор, по данным детской шведской гуманитарной организации Rädda Barnen, такое заболевание нигде и никогда не встречалось, в научной литературе оно не описано. Кроме того, похоже, оно почти что неизвестно вне Швеции. Больных детей, скорее всего, можно сравнить с жертвами войн и травматических переживаний, которые затем бессмысленно носились по округе, словно зомби. "Однако в отличие от детей здесь, в Швеции, такие дети просто не ложатся. Потому что они знают, что тогда они умрут", - говорит Гун Годани, психолог из Rädda Barnen.

Годани наблюдала этих апатичных детей беженцев и недавно на семинаре рассказала о некоторых из них. Тринадцатилетняя девочка из Чечни, которая лежит уже шесть месяцев в одной и той же позе на кровати - ее искусственно кормят, глаза у нее закрыты, на прикосновения она не реагирует. Если ее пытаются поставить на ноги, "она падает, как увядший цветок". В настоящее время ведомство по делам иностранцев ждет, когда ее вместе с семьей можно будет выдворить из страны.

Недавно такую же девочку в состоянии апатии выслали в Боснию. Теперь она живет в Баня-Луке. "Эти дети сдались. Они не знают, что с ними происходит. Их родители - нередко инвалиды, которые больше не имеют возможности заботиться о своих детях".

Гун Годани горько замечает: "Наши методы не помогают, мы не знаем, что нам делать. Эти дети нуждаются помощи, когда приезжают сюда. Но лечат их только тогда, когда их отправляют на освидетельствование".

Состояние этих детей, очевидно, прямо связано с процессом поиска убежища для семьи или причинами, подтолкнувшими их родственников к этому шагу. Родители двенадцатилетней Дженифер прибыли в Швецию на Рождество в 2001 году, они цыгане из Македонии. Дженифер с самого начала определяли в детские и подростковые психиатрические отделения различных больниц, однако серьезно ее стали обследовать, когда семье было отказано в праве на убежище и Дженифер вместе с родителями должны были выслать из страны. Вместо самолета, следующего в Македонию, она была помещена в Стокгольмскую детскую больницу им. Астрид Линдгрен. Теперь ее четырежды в день кормят через зонд.

Как долго это может продолжаться? Пока ребенок не умрет? "Возможно, - говорит Геран Борегард, главный врач подростковой психиатрической клиники Стокгольма. Уже три года он наблюдает это заболевание, но общество заговорило о нем всего несколько недель назад. Не в последнюю очередь потому, что ежедневная стокгольмская газета Svenska Dagbladet подхватила тему состояния апатии у детей беженцев и об этом стало известно всей стране.

Тем временем Бодегард опубликовал первую научную статью о том, что он называет "частичной потерей функций". В своем исследовании он описывает пятерых детей, все они младше десяти лет. Все попали в Швецию из бывших советских республик: девочка, которая становилась все более и более пассивной, пока не слегла, безмолвная и неконтактная; мальчик, которого с трудом удержали от прыжка с моста, после чего он прекратил есть и пить и стал совершенно неконтактным.

У двух из пяти детей были убиты родственники, у большинства из них матери были изнасилованы в их присутствии, или они сами подверглись угрозе изнасилования. Трое из них предпринимали попытки самоубийства. Когда они приехали в Швецию, у них развились депрессия и агрессия, возникли нарушения аппетита - явления, на смену которым пришла пассивность. К врачам они попали, скорее, случайно. Потому что обслуживающий персонал или родители рано или поздно понимали, что за соответствующими симптомами кроется не соматическое заболевание, а безнадежность.

"Самое страшное, что симптомы имеют психическую природу, но ключ к выздоровлению этих детей совсем в другом, - говорит психолог Андреас Тунстрем. - Семьи хотят безопасности, они хотят убежища. Того же хотят дети". Это не означает, что дети симулируют. "Ребенок не может месяцами находиться в состоянии апатии и вести себя так, будто он умирает, - отвергает это напрашивающееся возражение Бодегард. - Кто это утверждает, не видел этих детей".

Против этого тезиса говорит и то обстоятельство, что до сих пор у детей, которые прибыли в Швецию самостоятельно и искали здесь убежище, такие симптомы никогда не наблюдались. Всегда только у тех, у кого рядом семья. Причем, по опыту Бодегарда, решающую роль, очевидно, играют матери и их состояние.

Если семья получает убежище, дети в большинстве случаев возвращаются к нормальной жизни. Они снова начинают говорить, есть, играть. Часто через несколько недель. Однако положительное решение их проблемы некоторым не помогает, потому что часто бывает и так, что они заболевают до того, как возникают сложности с получением убежища.

Однако в большинстве случаев процесс выздоровления находится в непосредственной связи с тем, как дети воспринимают ситуацию, в которой находятся их матери. То есть решающим фактором является неспособность подавленной матери поддерживать у ребенка состояние жизнерадостности. "Очевидно в этой ситуации фрустрации мать оказывается ребенку ближе всех, - предполагает Бодегард. - Почему, об этом можно только гадать".

"Мы не можем сделать детей здоровыми, предоставив их семье вид на жительство, - возражает Ригмор Лангстрем из Migrationsverket, ведомства по делам иностранцев. - Даже если последствием такого заболевания часто становится предоставление семье убежища, оно не может быть для нас исходным пунктом".

В Migrationsverket сделали первые выводы и обучили несколько сотрудниц, как вести опросы детей, здесь хотят быть внимательнее к семьям, дети которых подвержены опасности заболевания. Лангстрем не упрекает детей в том, что они симулируют. "Дети не могут симулировать такие симптомы, - говорит Гун Годани, исходя из своего опыта. - Они действительно больны".

Годани тоже видит причину заболеваний в описанной Бодегардом жизненной ситуации у детей: в травматических переживаниях на родине, в том, с чем они столкнулись в поисках убежища. Разочарованные, подавленные и беспомощные родители, которые больше не могут выполнять свои обязанности, не могут дать детям надежду на лучшее или вообще какое-нибудь будущее. На это еще наслаивается долгое ожидание решения о предоставлении убежища.

Данный процесс в Швеции не более и не менее гуманен, чем в других странах Западной Европы, он вполне сравним с немецким. Почему тогда состояние апатии у детей беженцев наблюдается преимущественно в Швеции, это вопрос, на который до сих пор нет ответа.

Шведский профессор психиатрии Стен Левандер вместе с детским психиатром Хансом Адлером общался с коллегами из многих других стран и выяснил, что там такой феномен частичной потери функций у детей совершенно неизвестен. Поэтому Левандер считает, что в заболевании виноваты особые шведские причины. Среди них: "Мы порождаем психические заболевания, которые не можем вылечить".

Однако детский психиатр Бодегард с этим не согласен. Он предполагает, что таких детей тысячи по всей Европе: "Возможно, это хорошо, что в других странах подобные случае не так часты". Его мнение разделяет психолог Андреас Тунстрем: "Возможно, проблема стала очевидной именно теперь, поскольку о ней заговорили и дали ей название". Ведь в Швеции, в отличие от большинства других стран, психиатрическая помощь оказывается беженцам и детям иностранцев, проживающих в стране нелегально.

На велосипеде не поеду — ноги болят, пешком не пойду — я устал, на коньках не хочу — я меня толкнут… Когда ребенок ленив, то всегда изобретает причину не выходить из дома. Как преодолеть нежелание физических нагрузок?

Начните с раннего возраста

Конечно, намного удобнее посадить 2-х годовалого малыша в коляску и быстренько обежать все магазины, дойти до детской площадки, а потом домой. Но если вы хотите, чтобы малыш был физически крепким и любил физические нагрузки, старайтесь больше ходить пешком. В крайнем случае, есть детские самокаты и велосипеды. Сидя на них малыш все-таки вынужден хотя бы работать ногами. Детский самокат развивает ловкость и выносливость, а маме не придется тащить ребенка на руках, если он устал.

Усталость ребенка не повод брать его на руки или сажать в коляску. Отдохните на лавочке 10-15 минут и можете двигаться дальше. Разумеется, с малышами не стоит ходить пешком на длинные дистанции, но до детской площадки или парка он вполне может дойти сам или доехать на детском транспорте, пусть и медленно.

Команда поможет

Может быть, ваш ребенок ленив, но, возможно, ему просто скучно ходить с вами пешком или ездить на велосипеде. Пригласите на прогулку знакомых с детьми, организуйте для них подвижные игры с мячом или соревнование на скорость. В группе детей азарт соревнования поможет ребенку стряхнуть с себя лень.

Дайте ребенку свободу выбора

Это здорово, что вы хотите, чтобы ваш отпрыск проводил время активно. Но возможно ваши предпочтения не совпадают с его желаниями? Пусть иногда он сможет выбрать то, что он хочет. Быть может ему не нравится играть в догонялки, но зато понравится бросать мяч в корзину, сбивать кегли или плавать?

Подавайте хороший пример

Ребенок, почти во всем следует примеру образа жизни своих родителей. Если мама старается приобщить малыша к спорту, а папа весь выходной лежит на диване у телевизора, то скорее всего ребенок возьмет пример с отца. Устраивайте спортивные выходные всей семьей: ходите в бассейн, на каток, просто с мячом в ближайший парк, играйте вместе в подвижные игры на улице. Активных развлечений для семей с детьми много, но родители должны подавать пример, а не сложа руки учить и наблюдать за ребенком.