Садовые растения        27.06.2020   

Развитие представлений о человеке в истории и культуре. Проект по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой россии Развитие представлений дошкольников о человеке в истории

Колесина Надежда Алексеевна

Воспитатель, МАДОУ Михневский ЦРР д\с, пос. Михнево Ступинский район Московская область

Колесина Н.А. Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества (из опыта работы) // Совушка. 2016. №3(5)..12.2019).

Цели:

Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Как национальная государственная идея, он формируется на всем протяжении истории Отечества, и в то же время, опираясь на прошлое, как развивающая идея, всегда устремлен в будущее. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период происходит формирование духовно - нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что воспитание патриотических чувств — задача актуальная и достаточно сложная для современной России.

Нами была разработана программа воспитательно-образовательной работы с детьми, направленная на обогащение представлений дошкольников о родном крае и формированию у них патриотических чувств.

Перспективный план ознакомления воспитанников с историей и культурой нашего края

Тема ООД

Цель ООД

1

«Путешествие по России»

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине

2

«Большая и малая Родина»

Расширить представления дошколят о Родине, большой и малой

3

«Символика родной страны»

Познакомить детей с гербом, флагом, гимном России. Дать понятие об обозначениях символики на гербе и флаге.

4

«Я люблю свой поселок»

Расширить знания детей о родном поселке, его достопримечательностях

5

Развивать у детей патриотические чувства к своей Родине, прививать любовь к малой Родине, воспитывать толерантность, культуру поведения

6

«Знаменитые люди поселка»

Знакомить детей с нашими земляками, которые внесли свой вклад в процветание нашего края.

7

«Защитники земли Михневской»

Формировать чувство гордости за своих героев земляков, знакомить с боевыми победами нашего народа и памятниками боевой славы

8

Досуг «Семейные традиции и обычаи на Руси»

Расширять и углублять представление воспитанников о старинных семейных традициях и обычаях. Вызывать желание быть участниками этих праздников.

Уровень представлений детей о родном крае во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в дошкольном образовательном учреждении.

При воспитании у детей чувства любви к родному поселку, мы старались подвести их к пониманию, что их поселок — это часть нашей большой Родины. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну мы сочетали с формированием толерантного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Так, в ходе занятия «Путешествие по России» дети узнали, какая большая наша Родина, ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Дети узнали, что когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом — припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде, надо ехать 7 дней — неделю, а на самолете лететь — почти сутки. Узнали, какие национальности проживают в России, какое количество культур живут и соприкасаются друг с другом на территории одной страны. Ребята познакомились с названиями городов, рек, гор, совершив заочное путешествие по карте России.

Дети совершали экскурсии в Спасо-Преображенский храм поселка Михнево, к достопримечательным местам посёлка. Стало традицией проведение в детском саду Рождественских встреч, Масленицы, праздника Пасхи. Все эти мероприятия помогают нам воспитывать у детей уважение к нравственным нормам, формировать чувство любви к Родине на основе изучения культурных национальных традиций, а также ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей через формирование представлений о формах традиционного семейного уклада. В ДОУ и группах оснащены уголки с государственной символикой России. В течение года мы организовывали встречу с ветеранами ВОВ, проводили досуги ««Девятое мая — День Победы» , « День защитника Отечества» , а также в детском саду реализуется программа О. JI. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Для выявления динамики в развитии патриотических чувств у старших дошкольников нами было проведено тестирование. Сопоставление полученных результатов с данными стартового тестирования, позволили выявить положительную динамику в формировании патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона.

Подводя итоги исследования, можно утверждать, что любовь к Отчизне у детей начинается с любви к своей малой Родине — месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом, поселком, страной, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к истории и культуре нашего Отечества. Основные показатели любви к родному краю, я думаю, это и любовь к малой Родине, и к людям, и знание истории народной культуры и традиций, народные промыслы.

С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своим народом, своей страной. Однако, как отмечают педагоги - практики, проблема воспитания у детей любви к Родине чрезвычайно сложна. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Зарождается это сложное чувство из любви к близким, к тому месту, где ребенок родился, где прошли годы его детства, к своей малой родине.

Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время. В последние годы наше Отечество изменилось. Критически пересматривается его прошлое. Но у нас не будет другой истории, другой Отчизны. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторять их ошибок.

Подмосковье, с её богатым боевым и трудовым прошлым, предоставляет большие возможности для формирования у молодого поколения чувства

гордости за свой народ. Сама социально - культурная среда здесь способствует воспитанию основ нравственности, патриотизма у подрастающего поколения. За последние годы вырос интерес к национальной культуре, художественным истокам своего народа, края.

Ведущая идея состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре малой Родины, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и духовных ценностей родной культуры в дошкольном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Основывается идея на богатой культуре русского народа,

На теоретическом материале,

На практическом материале,

а также на этнографическом материале, собранном коллективом детского сада, который отражает традиционно-бытовую культуру русского народа.

Любовь маленького ребенка дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, селе. Углубленно работая по проблеме духовно - нравственного, патриотического воспитания детей мы убеждены, что воспитание любви к малой Родине, должно быть в первую очередь связано с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Экспонаты нашего музея «Русская изба» позволяют знакомить детей с материальными формами народной культуры (бытом, утварью, интерьером крестьянской избы) художественными формами (изделиями народных промыслов, народными костюмами, игрушками.)

Мы разработали познавательные занятия по ознакомлению детей с народными промыслами и ремёслами, а также цикл занятий, развлечений по ознакомлению детей с традиционно - бытовой культурой русского народа. Работая над проблемой духовно - нравственного воспитания дошкольников необходимо учитывать следующее:

  • ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно входить в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала;
  • введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого к ребенку, личностно значимого, к менее близкому культурно - историческим фактам;
  • формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни поселка, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости того, что происходит вокруг;
  • привлечение детей к участию в общественных праздниках (День поселка, День Победы, День Защитника Отечества, Рождество, Пасха, Масленица и др.), чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья, познакомиться с жителями нашего поселка - носителями социокультурных традиций в области ремесел, песни, танца;
  • особая роль в работе по патриотическому воспитанию дошкольников отводится родителям. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребенок.

Планирование работы осуществляется по следующим темам:

  1. Моя маленькая и большая Родина. История образования поселка Михнево.
  2. Традиции поселка и русского народа.
  3. Мастера нашего поселка.
  4. Легендарное прошлое и настоящее нашего края.

Тематическое планирование способствует системному и эффективному усвоению детьми знаний о своем крае, родном поселке. Темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность.

Такая схема работы позволила интегрироваться с любым этапом познания за счет установления новых связей между тематическими блоками путем обогащения новым жизненным опытом ребенка. При повторном возращении к материалу краеведческое содержание наполняется новыми понятиями, смыслом, ценностями. Так, с малышами, дом мы рассматриваем как место, проживания и труда взрослых, а со старшими детьми как место, связанное с жизнью интересного заслуженного человека. Для младших детей Спасо - Преображенский храм - святое место, куда приходят помолиться, а для старших - и архитектурный памятник, воздвигнутый на нашей земле. Отдельные темы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам, например: «Богатыри земли Русской» - в феврале, перед «Днем защитника Отечества».

Учет возрастных особенностей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например: в игре «Магазин игрушек» ребенку предлагается узнать, где и из какого материала изготовлена поделка (народные промыслы). Большой интерес вызывают у детей игры - путешествия в прошлое нашего поселка. Каждую тему подкрепляем различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематических рисунков), например подборка фото для альбома «Я люблю Михнево.» Беря во внимание особенности мышления детей дошкольников (наглядно - образное), используем не только иллюстрации, художественную литературу, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей с прошлым, народными промыслами. Для этого используем музей «Русская изба» в детском саду, экскурсии в библиотеку, Спасо-Преображенский храм: именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края, его прошлого и настоящего. Каждый момент ознакомления дошкольников с родным поселком пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику нашей земли, гражданину. На протяжении всего пребывания в детском саду дети знакомятся с лучшими людьми нашего поселка: художниками, мастерами народно - прикладного искусства, ветеранами войны и труда.

Так организовали встречу детей с нашей землячкой, поэтессой А.С. Зубковой. Стихи Александра Сергеевна (педагог на заслуженном отдыхе) пишет давно. А.С. Зубкова пишет о большой и малой Родине, щедро использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, напевность, язык прост, стихи доступны для понимания даже детям. Вот поэтому всем надолго запомнилась эта встреча.

Совместно с педагогами и родителями, дети подготовили литературно - музыкальную композицию, выставку рисунков «Дорогами войны», посвященную Дню Победы. В этот день дети вместе с взрослыми возлагали цветы к Вечному огню, принимали участие в концерте, проходившем в Доме культуры. Именно на таких занятиях, праздниках устанавливается связь

поколений и познания ближайшего окружения, связанного с традициями прошлого, воспитываются лучшие человеческие качества - уважение к старшим, желание быть похожими на них. Одно из направлений работы детского сада - взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей в освоении традиций нашего народа. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, усваивает и ребенок. Поэтому, работая по проблеме нравственно - патриотического воспитания, мы поставили задачу не только воспитания нравственно — патриотических чувств, но и решить проблему: как помочь родителям сохранить духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что понимаешь, чувствуешь и знаешь. Поэтому, вовлекая в работу родителей, мы соблюдаем определенные условия и ориентируем их на то, что:

  • в семье надо создавать и развивать свои традиции;
  • семья не должна существовать изолированно;
  • родителям желательно владеть воспитательными методами народной педагогики (фольклором, песенным и танцевальным искусством);
  • дети в условиях дома должны выполнять посильную работу, выработать систему правил и норм поведения, участвовать в посильном труде, помощи другим людям;
  • члены семьи должны постоянно обращаться к истокам национальной культуры, а педагоги детского сада оказывать им постоянную поддержку в этом направлении.

Родительский коллектив - единомышленник и помощник воспитателей. Для этого мы организуем разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей, в которую входит:

  • оснащение групповых комнат, нашего музея предметами русского народного быта, народно - прикладного искусства, народными играми и игрушками;
  • участие в фольклорных и православных праздниках, развлечениях;
  • организация экскурсий к Вечному огню;
  • совместные выставки работ детей и родителей;
  • совместные субботники по озеленению территории детского сада;
  • праздники, посвященные Дню Победы, Дню поселка.

Таким образом, работа в нашем педагогическом коллективе по ознакомлению детей с историей и культурой Отечества, ведется постоянно, целенаправленно, результативно.

Литература:

  1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.
  2. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать - М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.
  3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М.:ЦГЛ, 2005
  4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ, 2005.
  5. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).- М.:УЦ «Перспектива», 2011.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежностик своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации

Обеспечение развития первичных представлений и элементарных

знаний:

  • о собственной принадлежности к семье, о своей родословной, о родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни;
  • о составе семьи, своей принадлежности к ней, некоторых родственных связях (например, свекровь - невестка, тёща - зять), о профессиях, интересах и занятиях родителей и родственников, об именах и отчествах родителей, ближайших родственников;
  • о функциях людей разногопола и возраста в семье;
  • о гендерных отношениях и взаимосвязях в семье как между деть-ми, так и между взрослыми («Когда я женюсь, то буду мужем, а для своих детей - отцом»);
  • об адресе (страна, город (село), улица, дом, квартира), по которомупроживает семья, номере телефона квартиры (дома), адресах и номерахтелефонов близких родственников, друзей семьи;
  • о своей принадлежности к членам группы детского сада, о фамилии,имени, отчестве заведующей детским садом, об адресе детского сада и др.

Создание условий для приобретения опыта:

  • составления вместе с родителями и воспитателем генеалогическогодрева (начиная с дедушек и бабушек), рассматривания семейных альбомов с фотографиями, почётных грамот и наград родственников, их коллекций и др.;
  • установления взаимосвязей между различными мужскими и женскими проявлениями, эмоциональными реакциями, правилами и нормами поведения;
  • участия в выполнении некоторых семейных обязанностей, семейных традициях и праздниках;
  • поздравления родителей и родственников с днём рождения и другими праздниками;
  • проявления чувства гордости за семью, умения, достижения иуспехи родителей и родственников (положительные поступки, наградыза профессиональные, спортивные и другие достижения);
  • внимательного и заботливого отношения к работникам и воспитанникам детского сада;
  • выполнения некоторых общественных обязанностей, поручений,участия в коллективных делах в детском саду (спектакли, дежурства,изготовление подарков для благотворительных акций и др.);
  • проявления чувства гордости за успехи и достижения педагогов ивоспитанников детского сада.

Методическое сопровождение:

  • Козлова С.А. Я – человек: Программа социально-личностного развития детей. – М.: МГПУ, 1997.
  • И.Ф.Мулько Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ Сфера 2004г.

Сюжетно-ролевая игра

Перспективное планирование

Месяц Игра Задачи
Сентябрь Путешествие Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Октябрь Библиотека Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Углублять знания о труде библиотекаря. Развивать интерес и уважение к профессии.
Ноябрь Парикмахерская Знакомство с правилами поведения в парикмахерской. Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Углублять знания о труде парикмахера. Развивать интерес и уважение к профессии
Декабрь Магазин Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Углублять знания о труде продавца. Развивать интерес и уважение к профессии.
Январь Хлебозавод Помогать детям устанавливать взаимоотношения и действия в процессе игры, развивать ее сюжет. Уточнить представления о труде работников пекарни. Развивать интерес и уважение к профессии.
Февраль Аптека Углублять знания о труде работников аптеки, помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Развивать интерес и уважение к профессии.
Март Больница Углублять знания о труде врача. Развивать интерес и уважение к профессии. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, обогащать словарь, развивать речь детей.
Апрель Школа Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными. Углублять знания о труде учителя. Развивать интерес и уважение к профессии.
Май Почта Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Углублять знания о труде работников почты. Развивать интерес и уважение к профессии.

К концу года дети в игре могут:

° Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр.

° Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.

° Находить новую трактовку роли и исполнять ее.

° Моделировать предметно-игровую среду.

° В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности хо­дов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами.

° Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.

° В беседе о просмотренном спектакле высказывать свою точку зрения.

° Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профес­сии, правила поведения в театре.

° Участвовать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссе­ры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).

Тема «Человек в истории и культуре» актуальна в современном мире. С самых первых дней жизни человек познает окружающую реальность через людей, которые находятся рядом, которым он доверяет. Сначала через семью, потом через детский сад, школу… Это уже дальше, впереди, институт, работа и круговорот окружающего мира. Получая знания об истории и культуре русского народа, на каждом, пусть и самом маленьком этапе, постепенно, у ребенка формируется представление о природе современных вещей, событиях, происходящих вокруг. Он учится выстраивать логические цепочки и понимать происходящее в современном мире с опорой на прошлый опыт. «Принятие» или «не принятие» определенных вещей, пускай кажущихся не очень важными, например роспись, посуда, изготовленная своими руками и т.д. не возможно без знакомства и, как следствия понимания и возможности ответить для себя на вопрос «Почему так было?». Современные дети часто не представляют, да и не имеют желания узнать, откуда в магазине хлеб (да и что такое хлеб), масло, посуда. Что такое самовар или лапоть, о которых читают сказку. Отсюда, часто пренебрежительное отношение к вещам. Нет понимания, что человечество «училось» постепенно, накапливая опыт и передавая его из поколения в поколение, что затрачено много сил на производство, что то, что сейчас удобно и быстро не всегда было таким. Приходя в музеи, они, привыкшие к современному ритму жизни, пробегают мимо произведений искусства, иногда даже не задерживая на них свой взгляд. Смотрят, не видят. Занятия с детьми, с использованием художественной литературы, экспериментальной деятельности, посещение музеев, изобразительной деятельности и многого другого, позволяют «остановить взгляд» ребенка, дать толчок к пониманию сути вещей.

Дать детям возможность увидеть, потрогать своими руками, попробовать создать что-то самостоятельно, пусть это неловкий цветок, нарисованный на тарелочке, или кукла, сделанная из садиковской старой простыни…. Это так важно. Мы на начальном этапе работы, но, как показал наш опыт, знакомство с историей и культурой русского народа, оставляет глубокий след в сердцах воспитанников, вызывает живой интерес и желание узнать больше и больше, и больше. А это очень важно в таком современном и таком не простом мире.

Период работы в данном направлении:

Работа производилась в виде проектной деятельности и была рассчитана на один учебный год (2013-2014).

Цель: знакомство с историей и культурой русского народа.

Задачи:

Образовательные:

Знакомство с народно-прикладным искусством;

Знакомство с традициями чаепития;

Знакомство с темой «как наши предки хлеб выращивали;

Знакомство с творчеством писателей и поэтов по темам;

Обучение детей монологу и диалогу.

Развивающие:

Развитие мелкой моторики;

Развитие коммуникативных и творческих способностей;

Развитие памяти и внимания;

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к своему труду и труду других людей;

Воспитание чувства патриотизма, уважения и любви к родине.

Основные формы работы

Описание опыта работы

Что проводили:

Знакомство детей с русскими народными промыслами:

  • Городецкая роспись
  • Хохломская роспись
  • Гжель
  • Такие разные матрешки (Сергиево-Посадская, Семеновская, Палховско-Майданская)
  • Богородская игрушка
  • Дымковская игрушка

Чтение стихов, рассказов о различных видах росписи.

«Откуда хлеб пришел» (рассказ воспитателя, составление рассказов по картинке…)

Традиции чаепития. Бабка на чайник.

Посещение мини-музея ГБДОУ

Работа с родителями:

  • Консультация на закрепление знаний детей по теме «Знакомство с русскими-народными промыслами» (эл.ресурс)
  • Выставка поделок, сделанных родителями вместе с детьми по теме.
  • Оформление фотоальбомов (эл.ресурс) «Наши работы» (поделки), «Покажите детям» (изделия русских мастеров: росписи, игрушки).
  • Папка-передвижка «Традиции русского чаепития»

Знакомство с русским-народным устным творчеством.

  • Малые фольклорные жанры: песенки, потешки.
  • Русские народные сказки.

Посещение Русского музея «Русское народное творчество и быт русского народа».

Игры и развлечения русского народа. «Карусель», «Тень-потетень», «Кисель»….

Полученные результаты

Тема «Человек в истории и культуре» настолько интересна и многообразна воспитанникам детского сада и требует продолжения. Мы видели в наших детях искры в глазах в познании волнующей и очень важной темы, родители с большим интересом участвовали в нашем проекте. Главной составляющей этой работы является совместное участие педагогов с детьми и их родителями в образовательно-проектной деятельности.

Людмила Серова
Конспект занятия в старшей группе по развитию у детей представлений о человеке в истории и культуре

Закрепить у детей знания о том , какими были первые люди на земле, когда они жили, как добывали пищу, огонь, чем занимались (скотоводство, земледелие, что использовали в качестве одежды, как общались.

Активизировать словарь детей : первобытный, земледелие, скотоводство.

Материал : макет жилища древних людей, фигурки древних людей, зверей, предметы для добывания огня , кусочки меха (шкуры, ножи, иллюстрации о жизни древних людей.

Предварительная работа : Рассказ о древних людях, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов из серии «жизнь на земле» , «Древние люди» , - «Древние животные» , М. Шпаши «Прирученный огонь» , рассказ Д. Эрвильн «Приключения доисторического мальчика » , рассматривание фигур первобытных людей.

Ход занятия

Дети, сегодня мы отправимся в музей и познакомимся с жизнью первобытных людей на земле. Экскурсоводом буду не только я, но и вы (подвожу детей к столу на котором собраны предметы первобытных людей ).

Начинаю рассказ. Давным-давно на земле жили люди, которые не были похожи на современных людей. Какими они были? Давайте вспомним. Дети рассказывают о древних людях : были похожи на крупных обезьян, ходили на 2-х ногах, но сильно наклонялись вперед, лицо было грубое с широким носом, низким лбом, руки были длинные и свисали до самых колен. Они могли выполнять простую работу : хватать, рыть землю. Дети, а как называли древних людей - первобытными. Ребята, мы с вами умеем общаться с помощью речи (слов, нас все понимают. А как общались первобытные люди? (ответы детей : не могли говорить, общались звуками). Предложить детям изобразить , как ходили и общались первобытные люди.

Ребята, мы живем в домах, которые построили строители. Где жили первобытные люди? (древние люди жили в пещерах, прятались в них от дождя, палящего солнца, животных).

Ребята, мы с вами можем пойти в магазин купить разных продуктов и приготовить из них еду. Где и как добывали себе еду древние люди? (ответы детей , как охотились древние люди на животных, с помощью чего : ямы- ловушки, колья, камни, палки). Сегодня у нас нет проблем, где взять одежду - купить в магазине. Но где же брали одежду древние люди (из шкур убитых животных, в качестве палок использовали кости животных и рыб, острые камни. Мужчины уходили на охоту, а дома оставались женщины и дети, что они делали? (собирали колоски, плоды) . И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где они перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Догадались они, что проросли случайно рассыпанные зернышки.

Потом они стали специально рассыпать зерна и выращивать их рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. С охоты мужчины приносили домой, оставшихся от убитой свиньи поросят, что они делали с детенышами ? (помещали в загон, кормили их) . Правильно теперь неудача на охоте не страшна людям, вот она еда - в загоне возле дома. Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.

Ребята, что за предметы у нас в музее (показываю на камни и кусочки дерева, для чего они нужны) . Дети рассказывают о том, как люди добывали огонь (сначала пытались сохранить горящие ветки от деревьев, которые вспыхивали от ударов молнии, потом попробовали добывать огонь, ударяя камень о камень и заметили, что если долго тереть один кусок о другой, он начинает тлеть и разгораться). Предлагаю детям попробовать добыть огонь, как это делали первобытные люди.

Ребята, сейчас вы ходите в детский сад, но скоро пойдете в школу . А вот древние люди не ходили в школу. Послушайте, что было бы, если б не было школ. Исполняю песню «Если б не было школ» Дети подпевают. Ребята, вам понравилось в нашем музее? В другой раз мы тоже посетим его и узнаем, что-то новое.

Цель: формирование ценностного отношения к человеку.

Задачи:

— уточнять представления о последовательности этапов жизни человека;

— способствовать проявлению потребности в получении информации об истории развития человека;

— формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: настольно-печатная игра «Что нужно взять с собой в школу?»; картинки с изображением детей разного возраста и взрослых; аудиозапись «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского); мяч; аудиопроигрыватель.

Воспитатель . Ребята, к нам обратилась за помощью воспитатель младшей группы Нина Семеновна. Она очень хочет рассказать своим малышам об истории развития человека. Но у нее так мало об этом картинок! А малыши очень любят их рассматривать! К кому только ни обращалась Нина Семеновна с просьбой подобрать ей такие картинки! Родители детей младшей группы даже искали такую книгу в книжных магазинах. Однако ни в одном магазине они не смогли ее найти. Тогда Нина Семеновна вспомнила о вас, ребята, и не случайно обратилась за помощью именно к вам. Она знает, что вам много рассказывали и читали по этой теме, у вас в группе есть альбомы, картинки, книги, игры об истории развития человека. Как можно помочь воспитателю младшей группы?

Дети. Мы можем подарить им наши картинки, рассказать о наших играх, книгах, альбомах.

Дети выкладывают заранее подготовленные вместе с родителями фотографии, вырезанные из глянцевых журналов, каталогов, рекламных проспектов с изображением людей разного возраста: младенцев, дошкольников, школьников, взрослых, пожилых.

Воспитатель. Молодцы, как вы все хорошо придумали! Посмотрите, как много у нас картинок о разных по возрасту людях! Давайте наклеим их на большой лист бумаги, тогда малышам удобно будет их рассматривать, а Нине Семеновне сделанный нами плакат поможет интересно рассказать о тех важных и интересных событиях, которые происходят в жизни любого человека. Вспомните, пожалуйста, с чего начинается история человека?

Дети . С его дня рождения.

Воспитатель . Правильно, история человека начинается с его появления на свет.

Как вы думаете, смог бы человек родиться, если бы на свете не было папы и мамы?

Дети . Нет.

Воспитатель. Правильно, ребята, без папы и мамы человек никогда бы не смог родиться, поэтому все люди благодарны своим родителям, что появились на свет. Как можно выразить эту благодарность?

Дети. Помогать родителям, не огорчать их.

Воспитатель. Да, ребята, все люди стараются не огорчать папу и маму, помогают им во всем, делают так, чтобы они побольше отдыхали, не болели. Предлагаю вам выбрать из картинок те, на которых нарисованы младенцы, и наклеить их на большой лист.

Дети самостоятельно выбирают место на листе и наклеивают картинки с изображением младенцев. Возле этой группы картинок воспитатель пишет фломастером на листе слово «малыши».

Когда ребенок немного подрастет, он идет в детский сад, где его ждут няни, воспитатели, другие дети. Чему учатся дети в детском саду?

Дети . Петь, рисовать, придумывать рассказы, танцевать, играть.

Воспитатель . О детском саде придумано много песен, предлагаю спеть одну из них.

Дети поют песню о детском саде.

А самое главное, что происходит с человеком в этом возрасте — он приобретает друзей. И бывает так, что эти друзья остаются с ним на всю жизнь.

Физкультминутка «Игра на пальцах»

Дружат в нашей группе Дети соединяют пальцы рук "в замок"

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим Прижимают ладони друг к другу.

Маленькие пальчики.

Подушечками пальцев постукивают друг о друга.

Раз, два, три, четыре, пять — Опускают руки вниз, встряхивают кистями.

Воспитатель. Выберите, пожалуйста, картинки, на которых нарисованы маленькие дети, посещающие детский сад, и наклейте их на лист.

Дети выбирают картинки с изображением дошкольников и наклеивают их в определенном месте листа. Возле этой группы картинок воспитатель делает надпись «маленькие дети».

Ребята, а куда идет ребенок после детского сада?

Дети. В школу.

Воспитатель . Да, после детского сада ребенок идет в школу. А вы знаете, чему учат в школе?

Звучит аудиозапись песни «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Воспитатель . Предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет вам вспомнить, с какими школьными принадлежностями ученики ходят в школу.

Игра-лото «Что нужно взять с собой в школу?»

На большой карте нарисован портфель, вокруг которого нужно разложить маленькие карточки с изображением школьных принадлежностей (тетради, азбуки, ручки, карандаша, ластика, линейки) и других предметов.

Воспитатель . Выберите картинки, на которых нарисованы школьники, и наклейте их на лист.

Дети выбирают из других картинок те, на которых нарисованы школьники, и наклеивают их на плакат.

Возле группы картинок с изображениями детей школьного возраста воспитатель делает на листе надпись «школьники».

Что делает человек по окончании школы?

Дети. Работает или учится.

Воспитатель. Когда человек оканчивает школу, он становится взрослым и может или устроиться на работу, или учиться дальше. Взрослый человек создает семью, у него появляются дети. Он любит членов своей семьи, заботится о родителях, работает, интересно проводит свободное время. Выберите, пожалуйста, картинки, на которых нарисованы взрослые люди, и наклейте их на лист.

Дети наклеивают картинки с изображением взрослых людей. На плакате возле этой группы картинок воспитатель делает надпись «взрослые» и предлагает их рассмотреть.

Попробуйте отгадать, кем работают эти люди.

Дети высказывают предположения.

Как вы догадались?

Дети. По форменной одежде, инструментам, которые они держат в руках.

Воспитатель. Взрослые люди много работают, у них разные профессии. А чтобы вспомнить о том, кем работают ваши родители, предлагаю поиграть в игру.

Физкультминутка «Назови мамину (папину) профессию»

Воспитатель бросает ребенку мяч, а тот возвращает его и называет профессию мамы (папы).

Воспитатель . Ребята, для чего взрослые люди работают?

Дети. Чтобы заработать деньги и на них покупать одежду, еду, мебель, машину, ходить в театр, путешествовать.

Воспитатель . Правильно, ребята, если бы взрослые люди не работали, они не могли бы жить, потому что необходимо питаться, лечиться, быть красивым, слушать музыку, интересно отдыхать. Родители всегда старше своих детей, они много знают, умеют. Они очень любят своих детей, заботятся о них и всегда делают так, чтобы детям было хорошо. Как родители заботятся о своем ребенке?

Дети . Готовят вкусную еду, читают интересные книги, гуляют с ним, путешествуют, покупают одежду, игрушки.

Воспитатель . Вы все верно рассказали о том, как родители заботятся, чтобы их дети были здоровыми, быстро росли, интересно жили, многому учились. Поэтому родителей нужно всегда слушать и делать так, как они советуют. У взрослых много времени и сил уходит на работу, творчество. Когда взрослый человек стареет, он уходит на пенсию. Выберите, пожалуйста, картинки, на которых нарисованы пожилые люди, и наклейте их на лист.

На листе возле группы наклеенных детьми картинок с изображением пожилых людей воспитатель делает надпись «пожилые люди».

Ребята, у кого из вас бабушки на пенсии? Чем они занимаются?

Дети отвечают.

Предлагаю поиграть в игру, во время которой вы не только расскажете, но и покажете с помощью рук о том, чем любят заниматься ваши бабушки.

Физкультминутка «Моя бабушка»

Дети идут по кругу, а воспитатель читает стихотворение.

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно,

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Воспитатель спрашивает, чем может заниматься бабушка, дети руками изображают это занятие.

Воспитатель. Пожилой человек не может делать многое из того, что могут дети. Почему?

Дети. Пожилым людям трудно бегать, прыгать, ходить.

Воспитатель . Как можно им помочь?

Дети . Не шуметь, когда они отдыхают, уступать место в транспорте, поднимать вещи, которые они уронили.

Воспитатель . Какие пословицы и поговорки о пожилых людях вы знаете?

Дети . «Молодость плечами крепка, старость — головою», «Без старых не проживешь», «Чем старее, тем правее», «Стар да умен — два угодья в нем».

Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «Чем старее, тем правее»?

Дети . Пожилые люди много знают, много умеют.

Воспитатель . Да, ребята, пожилые люди прожили долгую жизнь, они много знают и умеют, они мудрые, к ним нужно прислушиваться. Человек живет долго, а состарившись, умирает. Человека и после смерти помнят другие люди. Почему его помнят?

Дети. Потому что человек сделал много хороших и добрых дел для других.

Воспитатель . Все верно, за свою жизнь человек успевает сделать много хорошего. И чем больше радости он приносит другим людям, тем дольше живет о нем память.

Воспитатель обращает внимание детей на лист с наклеенными картинками.

Посмотрите, какой замечательный плакат об истории человека у нас с вами получился! Как вы думаете, он поможет Нине Семеновне познакомить малышей с историей развития человека? Почему?

Дети. Да, поможет, потому что мы разделили картинки на группы: «малыши», «маленькие дети», «школьники», «взрослые», «пожилые люди» и подписали их.

Воспитатель . Я согласна с вами, что этот плакат поможет Нине Семеновне рассказать малышам о том, что в жизни каждого человека от рождения до старости происходит много событий, которые и составляют его историю.