Комнатные растения        28.07.2019   

Развитие трудовой деятельности дошкольника. Организация трудовой деятельности детей среднего возраста

Вера Костомарова
Консультация. Особенности труда дошкольника.

Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения детей к труду . Формируя у детей трудолюбие , необходимо учить их ставить цель, находить пути для его достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников , их возрастные и индивидуальные особенности . Рассмотрим эти компоненты, составляющие трудовую деятельность детей , организованной в дошкольном учреждении .

ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ.

Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. Целесообразный характер действий, придающий им своеобразие предметного действия, возникает на основе подражания.

Таким образом, от процессуальных действий манипулятивного характера ребенок переходит к игре с предметами, которые в ходе ее постепенно осознаются им, и действиям, которые приводят к простой, но уже выделенной в сознании цели.

Цель, поставленная перед ребёнком педагогом, должна быть рассчитана на возможность её осуществления.

Для развития целенаправленности большое значение имеет формирование совместной деятельности двух - трех детей. На третьем году жизни следует большое внимание уделять игре, в процессе которой дети могли бы совместно пользоваться игрушкой, содействовать тому, чтобы они приучались согласовывать свои действия : один едет на автомашине "за молоком", а другой одевает кукол на прогулку; один убирает кроватки кукол, а другой приготавливает коляски для катания кукол; вместе строят домик, мостик, вместе укладывают строительный материал в ящик после игры.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей , их стремление достичь высокого результата работы.

К старшему дошкольному возрасту определяются общественные мотивы труда , они более отчетливо выступают у тех детей, которые на четвертом - пятом году жизни стремятся принести пользу окружающим.

Личные и общественные мотивы деятельности детей воспитатель может увидеть в проявлении готовности сделать для других : игрушки для малышей, подарок к празднику для мамы, младшему брату или сестре.

Способность детей 6 - 7 лет самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда , где дети получают в итоге материальный результат : работа в цветнике, поделка игрушек из бумаги и другого природного материала. В этом возрасте деятельность детей приобретает большую устойчивость при наличии мотивов, имеющих общественное значение.

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДА .

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность : обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.

В некоторых наиболее распространенных трудовых процессах , организованных в средней и старшей группах, непременно должна быть определена логическая последовательность действий, представляющая для ребенка простейший план деятельности.

Однако здесь перед воспитателем стоит задача - в процессе работы направить внимание детей на логическую последовательность действий, которая может привести к лучшему результату.

Для того чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности.

Совершенствование навыки планирования деятельности происходит в ежедневной работе (дежурства, уход за цветами) .

При накапливании опыта планирования конкретной работы с подобными заданиями дети легко справляются.

РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА .

Трудовая деятельность всегда предполагает целесообразную направленность усилий на достижение результата. В труде результат - обязательный компонент деятельности. Достижение результата имеет значение прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду .

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. В развитии у детей стремления достичь результата труда особое значение приобретает мотив этой деятельности.

Воспитывая у детей интерес к труду , очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Важно, чтобы ребенок осознал свои достижения. Достижения детей в труде должны быть справедливо оценены педагогом.

ТРУД И ИГРА .

Действия, совершаемые детьми в процессе игры, часто направлены на изображение того или иного трудового процесса , который дети наблюдают у взрослых : приготовление пищи, мытье посуды, уборка комнаты. Они свидетельствуют о желании ребенка подражать взрослым. Это желание дети удовлетворяют в игровой ситуации : как будто моют посуду, готовят обед и т. п. Активные действия ребенка с предметами возникают в раннем детстве и носят характер игры. Игра как деятельность развивается самим ребенком. Игра протекает или индивидуально, или в общении с другими детьми. Взрослые, как более опытные и умелые, являются для ребенка примером. Труд всегда имеет конечный результат, в нем основной смысл.

ТРУД И ЗАНЯТИЯ .

Не менее важно выяснить вопрос о месте занятий в организации процесса труда . В форме занятий осуществляется обучение навыкам накрывания на стол, различные трудовые процессы в природе : вскапывание грядок, посадка лука, рассады, семян и даже поливка. На занятиях проводят изготовление ящиков для рассады, ремонт игрушек и книг и др.

Обучение детей на занятиях и труд как деятельность имеют существенные различия. На занятиях деятельность детей всецело направляется воспитателем. В процессе труда устанавливается такой характер взаимоотношений педагога и детей, который типичен для занятия : педагог обучает детей.

Формирование представлений о труде взрослых оказывает влияние на идейное воспитание личности ребенка. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.

Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников

Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда занимали и занимают ведущее место в работе воспитателя детского сада. Особое значение этой работе придается в рамках внедрения ФГТ, где большое внимание уделяется формированию у детей навыков трудолюбия, которые могут проявляться в разных видах деятельности. В программах появился раздел «Труд», который на первый план выдвигает задачу: воспитание потребности трудиться. Виды и содержание труда не меняются. Данная задача решается в таких видах труда, как самообслуживание, труд в природе, дежурства и т.д.
Трудовая деятельность дошкольников своеобразна:
1. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.
2. Трудовая деятельность детей постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.
Формирование трудовых навыков также зависит от возраста. В раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в младшем дошкольном возрасте.
Постановка цели отражает специфику дошкольного возраста. Дети младшего возраста еще не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.
Цель работы педагогов по формированию у детей самостоятельных навыков в труде – это проявление ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результату.
Для организации работы выделили условия и средства:
индивидуальный подход к ребенку;
трудовые традиции региона;
реализация проектов;
художественные средства, природа;
собственная деятельность детей;
положительный пример трудовой деятельности
Ни один ребенок не будет трудиться, если он не умеет выполнять эти действия. Поэтому на первый план поставили обучение детей трудовым навыкам, которые четко определены в программе. Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. В данной программе и в обновленном варианте программы «От рождения до школы» в разделе «трудовое воспитание» определены задачи и направления работы по формированию у детей трудовых навыков в разных видах труда.
Работая по данным направлениям, подключаем и региональные условия. Хакасия издавна славилась своими трудовыми традициями, рабочими профессиями. В Хакасии проживал разнообразный народ, кто-то вел кочевой образ жизни, кто-то оседлый, и соответственно, труд был связан с образом жизни. Знакомя детей с традиционными промыслами и ремеслами, мы формируем такие понятия, как трудолюбие, уважение к людям труда, желание трудиться на благо детского сада, своей семьи, а в конечном итоге и на благо Родины. Рассказывая детям о трудолюбии, можно использовать следующие приемы:
рассказ о промыслах;
объяснение детям, что такие поделки можно получить, если приложить трудолюбие и мастерство;
изготовление вместе с детьми поделок;
приучение детей выполнять даже самые простые поручения до конца: убрать игрушку, вытереть пыль;
пример, работаем вместе с детьми;
обращение внимания во время прогулок на то, как работают окружающие люди;
чтение детям произведений о людях труда.
Формированию у детей самостоятельных навыков в труде способствует создание условий для трудовой деятельности. Для этого в группах должны быть оформлены уголки трудовой деятельности.
Материал должен быть красочным, ярким, безопасным, привлекательным для детей.
Для стимулирования трудовой деятельности можно использовать методы:
1.Стимулирование интереса к процессу труда:
создание ситуации интереса;
познавательные игры;
обучающие дискуссии.
2.Стимулирование ответственности и обязанностей:
разъяснение цели труда;
требования к организации трудовой деятельности;
поощрение и наказание в труде.
Для стимулирования интереса к деятельности можно использовать:
Личный пример педагога и родителей. Можно пригласить родителей в детский сад и вместе с ними убрать участок, смастерить поделку, организовать беседу, где родители могут рассказать где и как они трудятся. Дети старшего возраста могут составить рассказы о труде своих родителей.
Схемы и алгоритмы трудовой деятельности: по работе дежурных, по уходу за растениями, по одеванию, умывания и т.д. Алгоритмы позволяют детям использовать их и в качестве обучающих моделей (младший дошкольный возраст), и в качестве средства контроля за своей деятельностью (старший дошкольный возраст).
Игровые ситуации: дети помогают кукле Кате одеваться на прогулку, умывают грязных и непослушных котят.
Социальные мотивы: помочь младшему воспитателю навести порядок в группе, помочь малышам одеться, заклеить малышам порванные книги.
Проблемные ситуации: беспорядок в игровом шкафу – что делать? У куклы Кати испачкалась одежда – как поступить?
Чтение литературных произведений, где показана важность и ценность трудовой деятельности.
В детском саду дети видят, как трудятся окружающие их взрослые (педагоги и их родители), понимают, что именно труд приносит реальный результат, понимают, что самый важный компонент трудовой деятельности – получение определенного продукта. В трудовой деятельности идет пробуждение и развитие творческих, интеллектуальных, художественных, нравственно-волевых сил воспитанников, их стремление к самореализации, взаимодействию.

Введение

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

1. Особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте.

Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отно­шения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, нахо­дить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они мо­гут иметь место и у детей 4-5 лет.

Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную дея­тельность детей, следует избегать непосильной для них работы.

В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже уме­ют работать, необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и же­лания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необ­ходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педа­гогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной зада­чей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.

Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь де­лать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обду­мать процесс деятельности.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, ра­ботали все вместе, дружно, быстро все сделали», - говорит воспитатель.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности.

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

2.Формы организации труда детей.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд . Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

3. Руководство трудом детей.

Большое значение для формирования у детей представлений о достойном труде и воспитания положительного отношения к труду имеют методы руководства ими то, насколько систематически он организован.

Обычно взрослому довольно легко удается вызвать у детей 5-7 лет желание трудиться. Это объясняется стремлением старших дошкольников к активному практическому действию, к подражанию взрослым, искренним доверием к ним, их повышенной эмоциональностью.

Вместе с тем у детей этого возраста наблюдается несоответствие между желанием трудиться и способностью принять участие в труде. Так, желание трудиться развивается быстрее, чем овладение трудовыми навыками. Недостаточное по сравнению со взрослым физическое развитие, неустойчивое внимание, отсутствие самоконтроля, неразвитость силы воли -все это приводит к тому, что дети при большом желании трудиться оказываются неспособными делать это и выключаются из процесса труда раньше времени. В результате труд их часто оканчивается неудачей и, следовательно, не приносит им радости, удовлетворения. А человек, который не испытывает радости успеха в труде, никогда не полюбит труд и будет стремиться избавиться от него.

При организации труда детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать такие факторы, как посильность труда, своевременное переключение на другие виды работы, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление и способствует концентрации внимания), правильное чередование труда и отдыха детей.

Не менее важен характер самого труда, его особенности. Так, поделки игрушек из бумаги, приготовление печенья, сбор овощей и ягод -труд разнообразный и эпизодичный. В нем много новизны и эмоциональности. Труд по самообслуживанию и хозяйственно-бытовой, напротив, однообразный, повторяющийся изо дня в день. Эти виды труда требуют от ребят большего терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля. Естественно, что дети гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей по самообслуживанию в детском саду и дома. Наводя порядок в своем игровом хозяйстве дома, убирая за собой кровать, приводя в надлежащий вид обувь, одежду, вытирая пыль с мебели и пр., они должны понимать необходимость этого труда.

Задача педагогов, родителей - воспитывать у них положительно-эмоциональное отношение к любому виду труда и для этого создать такие условия, которые обеспечат формирование у детей привычки к труду, трудолюбие.

В связи с этим большое значение имеет формирование у детей одновременно трудовых умений и навыков, мотивов трудовой деятельности и правильного отношения к окружающим людям. Последние два момента наиболее значимы при воспитании у детей желания трудиться. Во-первых, потому, что ребенок, овладев навыками, может выполнить работу лишь из-за боязни наказания, под влиянием требований взрослого или: из желания удовлетворить свой сиюминутный интерес; воспитательная ценность такого труда чрезвычайно низка. И во-вторых, отношение детей к труду зависит от моральных побуждений, которыми они руководствуются.

На первый план здесь вступают не только трудовые умения и навыки, сколько отношение к человеку, который дает поручение или ради которого оно должно быть выполнено, а также отношение к событию, ради которого он трудится. Таким образом мотивы морального и общественного характера - труд на пользу окружающих людей, заботливое отношение к близким и незнакомым, взрослым и сверстникам - очень важны для воспитания у детей положительно-эмоционального отношения к труду. Следовательно, дети, прежде всего должны уяснить цель трудовой деятельности.

Е.А.Климов считает, что развитие человека в дошкольном и школьном возрастах как потенциального субъекта труда существенно зависит от системы межличностных отношений, в которую он включен и за которые ответственно прежде всего взрослое поколение.

Многие педагоги и психологи неоднократно отмечали, что детский труд должен иметь большое социальное значение. Он должен быть не игрой в труд, а настоящим трудом. Задача взрослых - раскрыть перед детьми объективную необходимость их труда и тем самым содействовать воспитанию у них чувства долга.

Как же следует организовать подобную работу?

Перед ее началом надо объяснить детям необходимость предложенного дела, показать потребность окружающих (дворника, няни, воспитателя) в их труде. Четко поставленная общественно значимая цель -например помочь взрослым привести в порядок участок - активизирует деятельность ребят, определяет из отношение к труду. Главным: для них станет не просто оказаться первыми и получить флажок, а хорошо добросовестно выполнить свою работу.

Неправильно думать, что детям 5-7 лет преждевременно говорить о высоких целях труда. Напротив, в старшем дошкольном возрасте, когда ребята воспринимают все непосредственно, когда они начинают осознавать общественную значимость труда российских людей, такие разговоры необходимы, но они должны быть доступными, понятными, сопровождаться наглядными примерами. Осознание детьми высоких, общественно значимых целей труда, эмоциональное увлечение ими является важнейшим стимулом к активному включению дошкольников в разные виды труда.

Взрослые органически должны связывать стремление детей к труду с непосредственной организацией трудовой деятельности, помогать им осознать взаимосвязь общественно ценного труда с трудом по самообслуживанию, необходимость овладения трудовыми навыками, а также помогать овладеть навыками ручного и хозяйственно-бытового труда.

В процессе трудового воспитания важно вовремя перейти от обучения трудовым навыкам к использованию приобретенных умений и навыков в повседневной жизни. Как писал В. А. Сухомлинский, приобретаемые детьми трудовые навыки нельзя считать конечной целью трудового воспитания. Они - необходимое условие достижения детьми общественно значимых трудовых целей, воспитания у детей желания трудиться.

4. Значение коллективной формы труда для формирования личности ребёнка.

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник вос­принимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвер­диться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уро­вень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А. С. Макаренко, - это на­учно организованная система воспитывающей детской жизни. Орга­низация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для фор­мирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нрав­ственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации лично­сти, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует про­явление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи.

Сформированность навыков коллективного планирования способствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности.

Успешность достижения цели в значительной степени зависит от умения проконтролировать свою деятельность. Дети 3-4 лет ошибок в своей работе не замечают, считающие хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут. К труду сверстников относятся критически. В 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэтому они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственных трудовых действий.

Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить пе­ченье, посадить лук,

постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-3 до

6-7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное задание, например: получает кусочек теста, раскатывает его и выре­зает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д.

Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преиму­щество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объеди­нение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту за­дачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять това­рищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.

Такая форма объединения является переходной от труда «ря­дом» к коллективному труду.

По мере накопления опыта участия в труде и овладения деть­ми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в

формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых

ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным за­дачам.

Важное значение имеет формирование у детей начал кол­лективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обра­щаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, об­щим результатам труда и т. п. Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей.

5. Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых (конспект занятия).

Задачи

Обучающие:

1.Расширять знания детей о труде повара детского сада: повар заботится о здоровье детей, готовит им вкусные блюда, труд повара нелёгкий, но необходимый.

2.Закрепить знания о предметах посуды, кухонного оборудования, группировать их по назначению. Находить различия и сходства между предметами домашней утвари и детского сада.

3. Дать новые понятия о картофелечистке, электромясорубке (их внешние признаки и функции).

4.Закрепить умение детей ориентироваться по территории детского сада с помощью плана-карты, опознавательных знаков.

5.Способствовать развитию фразовой речи, умению грамотно строить предложения. Активизировать словарь детей: блюдо, картофель, металлическая, фарш, картофелечистка, электромясорубка.

Развивающие:

Способствовать развитию абстрактного мышления, зрительной ориентации, умению логически рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать чувство уважения к труду взрослых: повара. Знать его по имени отчеству, вызвать желание поблагодарить его: своими поделками, хорошим аппетитом. Воспитывать умение общаться со взрослыми. Закрепить правила культуры поведения.

Методы и приёмы:

Письмо с приглашением, опорные карточки, план-карта, опознавательные знаки, фото повара, вопросы.

Ход занятия

Восп. : Дети, нам пришло письмо, а от кого, сейчас узнаем.

(В конверте фотография повара, карточки-опоры, приглашение, план-карта).

Восп .: (показывает фотографию).

Вы узнаёте, кто это?

Дети : Наш повар, Нина Викторовна!

Восп. : Нина Викторовна прислала нам письмо (читает).

Текст: Дорогие дети! Приглашаю вас к нам в гости. Там ждёт вас много интересного. А чтобы вы быстрее и правильно нашли нас, посылаем план-карту.

Повар Нина Викторовна.

(воспитатель вынимает план-карту)

Восп .: Дети, в конверте Нина Викторовна ещё что-то прислала.

Посмотрим, что это? (маленькие помощники). (нож-нужен, чтобы резать лук...)

(показывает карточки с предметами)

Восп .: Эти маленькие помощники помогают Нине Викторовне готовить разные блюда . Назовите, какие блюда готовит нам Нина Викторовна?

Первое блюдо

Дети : суп… щи… борщ…

Второе блюдо

Дети : картофель – пюре с курицей… макароны с котлетой…

Третье блюдо

Дети : чай… компот…

Восп .: Теперь давайте посмотрим план – карту. Какая она необычная… (рассматривают план - карту коридора).

Восп. : Но прежде чем отправиться на экскурсию, давайте вспомним правила: идти спокойно, не бежать, не шуметь, т.к. в детском саду есть другие дети и взрослые и мы им можем мешать, по лестнице держаться за перила и т.д.

(Дети идут по плану-карте к кухне, обращая внимание на символы на дверях).

Дети пришли на кухню, стучатся.

Восп .: Можно войти? Здравствуйте!

Н.В.: Здравствуйте, дети!

Восп .: Дети, вы узнали? Это наш повар, Нина Викторовна – хозяйка кухни! Посмотрите, дети, какая большая кухня в детском саду, как здесь просторно, светло, чисто.

Восп .: Сколько здесь разного оборудования! А что стоит в самом центре. Это плита. Похожа она на плиту у вас дома? Почему она такая большая? Как вы думаете?

(Потому что нужно приготовить много еды, для всех детей

детского сада).

Н.В .: Дети, я пригласила вас на кухню посмотреть, как мы для вас готовим завтрак, обед, полдник. А помогают мне в этом мои помощники: Эмма Ильинична, Валентина Михайловна, Елена Викторовна.

Н.В .: Сегодня у нас на обед...

Дети, в чём готовят суп? (В кастрюле)

Восп .: Посмотрите, на плите стоит кастрюля. Какая она? (большая, металлическая). Почему? (Нужно приготовить много еды, поэтому она большая, металлическую посуду можно ставить на горячую плиту).

Н.В .: А на второе будут котлеты. Вы видели, как мама готовит котлеты? (Да). Что она делает сначала? (Прокручивает мясо в мясорубке). Годится нам такая мясорубка, как у вас дома? (Нет). Почему? (Она маленькая и мясо придётся прокручивать долго).

Н.В .: Да, поэтому у нас на кухне стоит такая большая мясорубка. Здесь не надо крутить ручку, мясорубка электрическая. Сейчас мы её включим, и вы посмотрите, как она быстро прокрутит мясо.

Восп .: Нина Викторовна, а мы знаем правила пользования электроприборами:

Детям нельзя включать электроприборы самим;

Нельзя тянуть за шнур, выключая электроприборы, держаться нужно только за вилку;

Нельзя включать электроприборы сырыми руками;

Нельзя оставлять электроприборы без присмотра.

Н.В .: Молодцы! Знаете правила. (Включить мясорубку).

Ну, вот теперь из этого прокрученного мяса (фарша) будем делать котлеты. Гарниром к котлетам сегодня будет картофельное пюре, и нам нужно будет начистить очень много картофеля. Если мы будем чистить его руками, то это будет очень долго и тяжело. Для этого у нас есть картофелечистка.

Восп. : Дети, повторите, как называется машина, которая сама чистит картофель.

(Повар показывает, как работает картофелечистка).

Н.В .: Её нужно подключить к электрическому току, заведётся мотор и картофелечистка заработает. (Рассмотреть очищенный картофель).

Н.В .: Ну, а на третье будет компот. Видите, на плите стоит большая кастрюля? В ней варится компот. А чтобы он был сладкий, что в него нужно положить? (Сахар).

Н.В .: Пока вы будете гулять, мы пожарим котлеты, сварив картофель и суп, и к обеду всё будет готово.

Восп .: Дети, сегодня вы познакомились с работой наших поваров. Как вы думаете, трудно работать поваром? (Да, работа трудная интересная, но очень нужная). Дети, а кто хотел бы из вас стать поваром?

Восп .: Дети, давайте поблагодарим Нину Викторовну, Эмму Ильиничну, Елену Викторовну за их тяжёлый труд, скажем им спасибо!

Мы хотим спеть для Вас нашу любимую песню - «Манная каша». Стася и Анюта прочитают для Вас стихотворение. А ещё мы приготовили для Вас подарки! (Дети дарят подарки)

Н.В .: Спасибо, дети за подарки. Ну, а самой большой радостью и благодарностью для нас будут ваши чистые тарелки. Это доставит нам большое удовольствие!

До свидания, дети!


Заключение

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.

Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.

Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.

Литература

1. Воспитание в труде. /Под ред. Буре Р. с. - М. , 1987. - 158 с.

2. Kpyлеxт М.В. Проблема целостного развития ребенка - дошкольника как субъекта трудовой деятельности: Учебное пособие к спецкурсу. - СПб.: Акцидент, 1995.

3. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

4. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. 96с.

В отличие от работы взрослых трудовая деятельность дошкольника не создает объективно значимого продукта, но имеет большое значение для его психического развития. Это обусловлено прежде всего тем, что подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до ее участия в общественно полезном труде. Необходимые для этой деятельности психические качества личности формируются под влиянием условий жизни и воспитания.

Трудовая деятельность направлена на создание общественно полезных продуктов - необходимых человечеству материальных и духовных ценностей.

Формы трудовой деятельности дошкольника разнообразные: самообслуживание, выполнение обязанностей дежурного, поручений взрослых, уход за комнатными растениями и животными, работа на участке детского сада, изготовление изделий из бумаги, картона, дерева, ткани и др.

В дошкольном возрасте трудовая деятельность только начинает формироваться, поэтому особенно важную роль в ее организации и направленности играют взрослые. Они должны заинтересовать ребенка этой деятельности, объяснить ее значимость, направить и скорректировать действия, оптимистично оценить результаты. Для воспитателя важно организовать совместную работу группы, найти место в ней для реализации усилий каждого ребенка, помочь освоить рациональные приемы взаимодействия, сформировать в себе способность работать на общую пользу, умение до конца и как можно лучше выполнять порученное дело.

По недостаточного внимания взрослого в процессе трудовой деятельности дошкольника может измениться мотивация, и он будет работать не в интересах коллектива, а ради удовольствия от процесса труда, его результатов, например от сделанной для себя игрушки. Это означает, что процесс труда сам по себе еще не обеспечивает сохранения общественного мотива, его необходимо подкреплять оценкой достижений ребенка, сосредоточением ее внимания важность общего дела и тому подобное. Без этого трудовая деятельность дошкольника, особенно на начальных этапах ее формирования, ничем не будет отличаться от обычной для него результативной деятельности.

В течение дошкольного детства начальные формы трудовой деятельности формируют предпосылки для развития различных видов детской деятельности (прежде всего, производительную и игровую), произвольности его поведения, целенаправленности действий, введение элементов планирования, овладения трудовыми умениями и навыками. Благодаря этому происходит становление собственно трудовой деятельности, внедрение в ней общественных мотивов.

Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности дошкольника

В дошкольном возрасте необходимо сформировать психологические предпосылки будущей трудовой деятельности. Такими предпосылками являются:

а) умение действовать целесообразно, в соответствии с обстоятельствами и требованиями других людей;

б) развитие произвольных движений руки, согласованных с некоторыми физическими и функциональными особенностями предметов, используемых;

в) способность ранее представлять результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения;

г) различные двигательные навыки.

Уже на первом году жизни происходит интенсивное формирование произвольных движений руки, закладываются основы согласованной работы руки и глаза, появляются результативные действия. Овладение ребенком речью создает предпосылки для словесного регулирования ее действий, выработки у нее способности подчинять свое поведение требованиям тех, кто его окружает.

К началу дошкольного возраста дети овладевают относительно развитыми действиями, которые имеют результативный характер. Затем наступает переход от результативных к продуктивным действиям. Малыш уже пытается не только использовать готовый предмет, но и превратить его, у него развивается способность представлять результаты своих действий, планировать их последовательность, стремление достичь конкретного результата.

Трудовая деятельность предполагает наличие определенных практических умений (например, умение пользоваться простейшими орудиями), ознакомление со свойствами материалов. Она требует развития интеллектуальных качеств (способность планировать свои действия и предвидеть их результаты), определенного уровня развития свободы (устойчивое стремление достичь цели, получить задуманный продукт, умение подчинять поведение поставленным целям).

В продуктивных видах деятельности (изобразительная, конструктивная) происходят общее развитие произвольных действий, формирования разнообразных двигательных навыков. Самообслуживания, изобразительная деятельность, изготовление изделий из разнообразного материала требуют определенных умений, связанных с целесообразным использованием предметов домашнего обихода и простейших инструментов. Благодаря этому, по П. Гальпериным, происходит формирование "орудийную операций" - специфически человеческих навыков, которые заключаются в умении подчинять движения руки логике движения "орудие". Овладения ими имеет чрезвычайно важное значение для подготовки ребенка к будущей трудовой деятельности.

Особая роль в становлении трудовой деятельности принадлежит игре, в которой формируются и проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая ее к игре, взрослые ориентируют его на общественно полезный труд, способствуют выработке позитивного отношения к ней. В игре ребенок отражает трудовую жизнь взрослых, учится строить отношения, усваивает некоторые трудовые операции. Учитывая специфические признаки труда дошкольников ее. Булонский замечал, что в этом возрасте трудно разграничить ее и игру, ребенок не видит между ними большой разницы, потому что высшая форма труда (творческая работа), как и игра, включает в себя и элемент наслаждения процессом деятельности "Поэтому, играя, ребенок готовится к творческого труда.

Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми на бытовые, производственные темы дает основания для выводов об отношении детей к труду, о том, что они считают в ней основным, какие отношения отражают. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника помогает формировать положительное отношение к труду, ее общественную мотивацию, нравственные отношения. В играх ребенок усваивает особенности отношений, мотивы трудовой деятельности, качества людей, если все это естественным элементом игры, а не навязывается со стороны.

Например, положительное отношение к труду по самообслуживанию, по наблюдению Я. Невзеровича, преодолевает следующие этапы:

1) понимание ребенком значения предложенной ей работы для коллектива, при одновременной неспособности начать и довести до конца дело. ей нужен систематический контроль воспитателя и детского коллектива. Под влиянием напоминаний, похвалы, осуждения ребенок начинает усваивать надлежащую систему поведения;

2) осуществление самообслуживания без внешнего контроля. Это происходит только во время дежурств и в пределах непосредственных обязанностей ребенка;

3) самоинициативне выполнения работы, которую раньше ребенок выполнял только во время дежурств, старания помочь другим. На этом этапе возникает внутренняя потребность в деятельности;

4) организация деятельности на основе осознания своих обязанностей дежурного, без внешнего контроля. Ребенку уже не нужно непрерывно напоминать о ее обязанности, подкреплять ее старания похвалой или осуждением;

б) перенос ребенком опыта отношение к людям и обязанностей в другие условия, другие сферы деятельности (занятия, игры). В новых условиях она также доводит дело до конца, помогает другим, болеет за качественное выполнение общего дела. Итак, сформированный в одном виде деятельности опыт становится основой поведения ребенка в другом виде деятельности.

Не каждый ребенок в развитии самообслуговувальнои труда обязательно и с одинаковой скоростью преодолевает все этапы. В этой сфере наблюдаются существенные индивидуальные различия, которые зависят от сложившегося у ребенка отношение к трудовым обязанностям.

Трудовая деятельность (т-д)- широкое понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из разных трудовых процессов. Трудовой процесс - своеобразная единица т-д, в структуре которого отчетливо представлены все компоненты т- д-и: цель труда, материал и трудовое оборудование; набор трудовых действий человека по преобразованию материалов с помощью инструментов; достигнутый результат труда, удовлетворяющий потребности человека как реализация цели; мотивы труда. Овладеть т- деятельностью - это прежде всего овладеть трудовым процессом, его компонентами в единстве, связях. Постановка цели. Предпосылкой для возникновения этого элемента являются целенаправленные действия, появляющиеся в предметной деятельности ребенка еще в раннем возрасте, В мл. дош. возрасте ребенок начинает связывать свои действия с результатом, что способствует появлению целенаправленных результативных действий. Но целевая установка в труде на первых порах неустойчива. Развитие ее идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели; от близких целей (например, полить растения) -к отдаленным во времени (например, вырастить цветы" и т. п.), Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядная представленность предполагаемого результата в виде рисунка, конструкции, близость результате во времени, посильность его достижения. При более далекой цели необходимо выделение промежуточных: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны, и т. п.

Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей, Результат - главный компонент т-д . Общественная направленность результата труда, которая осознается уже к ср. дош. возрасту, позволяет формировать понимание необходимости труда для других, воспитывает уважение к результату труда и трудящемуся человеку. Вычленение результата труда происходит у детей в 3 года при условии обучающего воздействия взрослого. Овладение трудовыми умениями и навыками - один из весьма значимых компонентов трудового процесса и факторов становления трудовой деятельности дошкольника. Как бы ни был заинтересован ребенок целью труда, как бы ни привлекал его результат труда, но если он не владеет трудовыми действиями, то никогда не достигнет результата. Овладение же трудовыми умениями и навыками делает процесс труда доступным, посильным и радостным. При этом уровень овладения детьми трудовыми умениями и навыками влияет на формирование такого личностного качества, как самостоятельность, и в стремлении помочь младшим, сверстникам. Любой трудовой процесс включает ряд последовательных трудовых действий, использование разнообразных материалов, инструментов в определенной последовательности. Последовательное его осуществление требует умения планировать т-деятельность. Умения планировать трудовой процесс (определить цель, в соответствии с ней подобрать материал, подобрать и организовать оборудование, определить порядок трудовых действий и т. д.) зависит от того, насколько отчетливы и дифференцированны у детей знания о структуре конкретного трудового процесса и организации его взрослым. В начале планирование т-д осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель, отбирает инструменты, располагает, показывает или напоминает последовательность т-действий. По мере овладения т- д и процессом труда в целом дети сами переходят к элементарному планированию. Оно проходит ряд этапов. Сначала дети, выяснив цель труда, сразу стремятся ее выполнить, нечего не планируя, поэтому деятельность их хаотична. Задача воспитателя - организовать планирование деятельности в соответствии с целью труда, а если труд коллективный, договориться о взаимодействии. Затем формируется умение самостоятельно планировать и организовывать труд: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6-7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе.

Участие в труде, достижение результата и его использование изменяют отношение детей к труду, мотивы труда, то, ради чего ребенок трудится. Результативность труда уже у детей дош. возраста зависит от того, какие мотивы, сформулированные взрослыми, направляют их деятельность. Общественные мотивы труда как наиболее ценные возникают уже в дош. возрасте. Для мл. дош. характерным является интерес к внешней стороне деятельности: к трудовым действиям, к орудиям труда, затем к результату. Дети уже мл. и сред. дош. возраста, начиная руководствоваться общественными мотивами, пытаются выразить их в речи, объясняя свои трудовые побуждения желанном сделать нужное для других: «помыть чашки, чтоб было детям приятно пить из чистых чашек и не заболеть». Но для детей этого возраста сильным побудителем к труду является и отношение взрослого к тем или иным поступкам. Старшие все чаще объясняют свои побуждения трудиться желанием сделать что-то нужное для других. Таким образом, овладение т. процессами, их компонентами в единстве есть начало становления трудовой деятельности детей. Т. процессы постепенно складываются в виды труда.