Садовые растения        20.06.2020   

Развивашки из подручных материалов. Развивающие игрушки для детей своими руками. Изготовление игрушек. Робот из пластика и зверушки из скорлупы грецкого ореха

Ребенок растет и развивается, и игрушки занимают в его жизни одну из главных ролей. В обществе принято считать, что все игрушки созданы для развлечения, но даже самая обычная погремушка, которая вкладывается в ручку грудного ребенка, формирует у него моторику и координацию, а также слуховое и зрительное восприятие. О пользе развивающих игрушек твердят и педагоги, и психологи. Для каждого возраста развивающие игрушки подбираются индивидуально, поскольку то, чем увлеченно играет годовалый малыш, вряд ли будет интересно пятилетнему ребенку.

В магазинах можно найти большой ассортимент готовых развивающих игрушек, но многие из них нетрудно сделать своими руками. Они помогают ребенку в развитии мелкой моторики и абстрактного мышления, знакомят его с различными явлениями окружающего мира и помогают выучить новые слова и научиться грамоте.

Развивающие игрушки бывают разными - в форме кубиков, книжек, ковриков и пр. Если они игрушки изготавливаются своими руками, то можно проявить фантазию, используя для их выполнения различные подручные материалы.

С рождения до года

В первый год жизни ребенок учится осознавать свои ощущения и способности, поэтому необходимо развивать у него рефлекс хватания, координацию и умение сосредотачиваться на чем-либо.

В возрасте до 6 месяцев предпочтение отдается ярким, легким и фактурным игрушкам, это могут быть погремушки, бусы, кольца, мячики из ткани, развивающие коврики и кубики. Малышам постарше можно предложить матрешку, игрушки с музыкальным сопровождением, сортеры.

С 9 месячного возраста ребенку будут интересны мягкие книжки, пальчиковые куклы, кубики, игрушки-вкладыши - все они способствуют развитию речи, двигательной активности и мелкой моторики.

1-2 года

В этом возрасте ребенок начинает увлеченно возиться с игрушками, которые можно разбирать и снова собирать. Желательно подобрать такие предметы, которые можно обобщить по единому признаку: форме, величине, цвету, или, напротив, найти их отличия.

С полутора лет малыш уже может освоить игры предметного характера - в которых есть сюжет и логическое мышление, это могут быть пирамидки, книжки, карточки и многое другое.

2-3 года

Начиная с двух лет наступает время совершенствования мелкой моторики и развития координации в окружающем пространстве. Развивающими игрушками в этом возрасте могут стать различные поделки из природных материалов, бумаги, пластилина, игры сюжетного и предметного характера, проверяющие умения и знания ребенка, а также игры с моделирующими ситуациями, которые учат малыша основам поведению и вежливости.

Немного позднее, когда малыш освоит правила сюжетной игры, родители сами становятся зрителями его представлений. И это полезно для установления крепкой психологической связи между ребенком и матерью, так как с помощью сказки он научится выражать свои чувства. К примеру, он наглядно покажет чего боится на самом деле и к чему нужно прислушаться.

3-5 лет

В этом возрасте с ребенком можно изучать алфавит, числа, время на часах, времена года, и с этим успешно справятся развивающие доски, лото, книжки, настольные игры, конструкторы и пазлы.

Развивающие игрушки, выполненные своими руками, можно изготовить из самых разных материалов. В каждом доме их можно найти в изобилии:

  • остатки ткани различной фактуры - фетра, флиса, трикотажа, ситца;
  • швейная фурнитура - ленточки, шнурки, крупные пуговицы, бусинки, кнопки, термические аппликации;
  • мебельная фурнитура - винты с резьбой. Защелки, замочки с ключиками;
  • шуршащие предметы - фольга, целлофан;
  • гремящие предметы - различные крупы, косточки от ягод, соль;
  • звенящие предметы - колокольчики, музыкальные игрушки;
  • прозрачные и блестящие предметы - пакеты от постельного белья, внутренний слой плотной фольги пакетов из-под сока и молока;
  • ненужная одежда - вещи, которые уже малы и не понадобятся ребенку;
  • наполнители - вата, поролон, пенопласт.

Какими бывают развивающие игрушки?

Развивающие игрушки для детей, выполненные своими руками, уникальны и варьируются в зависимости от умений, желания и стараний мамы.

В интернете можно найти различные варианты изготовления игрушек из подручных материалов: это и развивающий коврик, и тряпичные книжки, и подушки с секретом, и панно, и фигурки животных, и многое другое.

При этом могут быть выбраны отдельные сюжеты в виде сказки или действий отдельного героя, например, сшитая своими руками книжка про «лягушку».

Все развивающие игрушки делятся на две группы: предметы, которыми ребенок может заниматься самостоятельно и предметы, которые требуют обязательного присутствия и помощи взрослого человека.

В первую группу входят игрушки, которые предназначены для детей грудного возраста и игрушки, направленные на развитие мелкой моторики.

Ко второй группе принадлежат игрушки, где взрослый показывает ребенку основы грамоты - учит считать и читать, определять понятия «больше - меньше», «право и лево», «вниз и вверх», а также учит называть геометрические фигуры, цвета, животных, явления природы, части тела и многое другое.

Варианты игрушек и умения, которые они развивают

Мягкие бусы для новорожденных

Для детей, недавно появившихся на свет, можно сделать интересные и простые бусы из капроновой нитки, ткани и пряжи. За основу берут обычные бусины, отличающиеся по размеру.

Каждую бусинку нужно обшить тканью или обвязать пряжей различных цветов, а затем нанизать их на общую капроновую нитку и крепко ее перевязать. Ребенок будет перебирать бусы ручками, перекатывать отдельные бусинки, рассматривать их, все это способствует формированию у него тактильных ощущений и восприятию цвета.

Гремящие развивающие игрушки

Их можно использовать с двухмесячного возраста малыша. Для их изготовления подойдет плотно закрывающаяся емкость, например, яйцо от детского Киндер-сюрприза или контейнер от бахил. В него можно всыпать любую крупу, мелкие пуговицы, бисер или соль крупного помола.

Затем «яйцо» закрывается и его можно оформить его в виде какой-нибудь зверушки, например, обшить тканью и прикрепить ушки, хвостик и глазки.

Готовую игрушку можно прикрепить на пластмассовую трубочку по типу погремушки. Такая игрушка способствует формированию зрительного и слухового восприятия, а также развитию моторики и координации.

Развивающий кубик

Развивающие кубики, сшитые своими руками, развивают мелкую моторику ребенка и воображение. Их можно использовать даже для новорожденных, но в этом случае необязательно брать для изготовления кубика множество материалов - подойдут обычные цветные лоскутки.

Для детей постарше кубики можно сшить из тканей, различающихся по текстуре и размеру. Понадобится всего 6 квадратов, и каждый должен отличаться друг от друга. Например: одна сторона кубика будет выполнена из меха, другая оформлена ленточками, третья иметь вшитую молнию и пр.

Декорируются стороны кубика в зависимости от фантазии бусинками, пуговицами. Изнутри кубик можно наполнить синтепоном, ватой или любым другим шуршащим материалом.

Развивающий коврик

Детский развивающий коврик, выполненный своими руками, может стать сюжетной моделью целой сказки или мира. На его просторах можно создать море с рыбками, лесную опушку с грибами, небо с солнцем и облаками, домик с открывающимися окошками и дверью и многое другое.

Изготавливается такой коврик из тканей, отличающихся по цвету и фактуре, липучек и заклепок, швейной фурнитуры.

Нужно помнить, что с помощью любого сюжета можно научить ребенка правилам поведения в обществе, вежливости и заботе о других. Развивающий коврик для детей, выполненный своими руками, положительно влияет на развитие воображения, фантазии и речевых навыков ребенка. А простые наводящие вопросы со стороны родителей способствуют быстрому усвоению и закреплению полученных навыков.

Увлеченные мамыучастницы флешмоб–игры не только поновому взглянули на размещение игрушек в детской комнате, но и поделились идеями развивающих игрушек, сделанных своими руками.

Здесь есть сшитые игрушки, игрушкипанорамы и игрушкиколлекции, игрушки из спичечных коробков, баночек и крышечек от детского питания, игрушки, которые можно носить с собой, и настольные игры. Многие игрушки делались из подручного материала. Смотрите сами.

Игрушки своими руками «Паровозик» и «Комодик»

Юлия Альховик и дочка Алиса (1 год 11 месяцев) смастерили две игрушки из спичечных коробков «Паровозик» и «Комодик» на развитие мелкой моторики:

У нас получился такой паровозик из спичечных коробков, оклеенных цветным картоном. Через коробки протянули ленточку. Изучаем цвета, во внутрь складываем мелкие предметы по цветам. Хорошая тренировка моторики открывать и закрывать коробки.

И еще одна игрушка из спичечных коробков комодик. Склеили вместе несколько коробков, и игрушка готова.

Игрушки своими руками «Тактильные крышечки»

Юлия Альховик также предложила сенсорную игру «Тактильные крышечки»:

Игра сделана просто из крышек от детского питания. На крышки приклеила различные материалы в двух экземплярах. Сначала играли, просто рассматривая, и находили одинаковые. Когда дочь стала с легкостью справляться, усложнили задание: сложили в мешок и стали там подбирать пару. Играть стало интересней.

Игрушка своими руками «Парковка»

Спиренкова Татьяна для сына Алексея (2 года 1 месяц) сделала игрушку «Парковка» (интеллектуальное развитие):

Парковка для машин сделана из коробки для обуви и рулончиков от туалетной бумаги, декорирована картоном, цветной бумагой и шишкой. Места на парковке позволяют изучить счет от 1 до 5 и цвета. Можно также наклеить номера на машинки и расставлять их на соответствующее парковочное место или сортировать по цвету.

Игрушки своими руками: настольные игры

Кобякина Алена во время географических неделек придумала для сына две настольные игры «На самолете над Африкой » и «Антарктида» (интеллектуальное развитие + физическое развитие):

Игра 1. «На самолете над Африкой»

Потребуется:

  • карта Африки (разделить на сектора (квадраты). У нас это нарисованная карта);
  • модель маленького самолета;
  • квадратные листочки с нарисованными элементами: дождь, снег, солнце, птицы, ураган. Их мы раскладываем на игровом поле по своему желанию.

Играют 2 игрока летчик и диспетчер. Задача диспетчера провести самолет от пункта А в пункт Б, давая указания. Например, 3 клеточки на север, 2 на восток и так далее. Летчик выполняет команды. Если на пути он встречает птиц (карточка с изображением птиц), то летчик должен махать руками как крыльями. Если встречаем ураган, то кубарем катимся по полу. Игровые элементы можно придумать разные. В эту игру очень весело играть, и плюс закрепляем стороны света и запоминаем названия стран и водоемов.

Игра 2. «Антарктида»

Когда у нас была готова карта Антарктиды, сын сказал, что из нее надо тоже сделать игру. И мы придумали обычную ходилку с кубиком. Карту также разделили на сектора. Каждый сектор пронумеровали, и отметили, где будет поле «дополнительный ход», «пропусти ход» и стрелочки перемещения игрока вперед и вниз по маршруту. Игра готова. Берем кубик, фишки и можно отправляться в путешествие по Антарктиде.

Игрушка своими руками «Северная коробка»

Вилявина Татьяна поделилась идеей изготовления «Северной коробки» для тематического занятия «Северный олень»:

В основе картонная коробка, вата, картон. Делали вместе с сыном, он рисовал северное сияние, раскрашивал олешков и собак, клеил вату. Дети очень любят играть «северной коробкой».

Еще одна идея от Вилявиной Татьяны овощи из коробок из-под яиц (папье-маше), делались при подготовке к проведению Дня Огурца:

Игрушки своими руками для интеллектуального развития

Анна Семенникова нашла применение накопившимся баночкам из-под детского питания сделала две игры на интеллектуальное развитие: «Числовые баночки» для сына Русика (почти 4 года) и «Цветные баночки» для дочки Маргариты (1,5 года) :

Мы с Русиком учим счет и состав числа. Цифры он знает хорошо, а вот со счетом у нас туговато. Так что для этого и нужны были точечки. Варианты игры: найти подходящую крышечку, по точечкам, по цифрам, разложить в баночки соответствующее количество предметов.

Варианты игр для «Цветных баночек» : Найти такую же баночку, найти крышечки для баночек, разложить предметы в баночку соответствующего цвета.

В планах сделать из баночек сенсорные коробочки. Положить в них различные предметы одного цвета и засыпать их рисом соответствующего цвета.

Также из баночек получается интересный конструктор.

Игрушки своими руками: магнитный геометрический конструктор

Для утилизации остатков самоклеющейся пленки Анна Семенникова предлагает сделать магнитный геометрический конструктор :

Игрушка своими руками «Математическая ходилка»

Светлана и Глеб (5 лет) Мельниковы играют дома в самодельную игру «Математическая ходилка» (интеллектуальное развитие):

Идея игры: в игровой форме повторить и закрепить навыки счёта, а также навыки ориентации в пространстве (вверх, вниз, вправо, влево).

Материалы для создания игры:

  • большой лист картона;
  • фломастеры, цветная бумага, ножницы и скотч для оформления;
  • 4 втулки от туалетной бумаги (в зависимости от предполагаемого количества игроков);
  • акриловые краски;
  • крышки от бутылок с йогуртом для фишек;
  • цифровые фишки, небольшое ведерко от повидла для фишек.

Изготовление игры :

1. на большом листе картона расчерчиваем на клеточки и оформляем фломастерами игровое поле (размер каждой клетки 5 х 5 см, в соответствии с диаметром втулки). У меня получилось игровое поле 6 х 8 клеток;

2. раскрашиваем акриловыми красками в разные цвета втулки, рисуем на каждом игроке «личико»;

3. для создания цифровых фишек необходимо обвести на цветной бумаге кружочки в соответствии с диаметром крышек. Затем нарисовать фломастером на каждом бумажном кружке цифру и стрелочку с направлением движения (вверх, вниз, вправо, влево). При определении количества цифр необходимо исходить из количества имеющихся крышек, а также максимального числа клеток на игровом поле.

В данном случае у меня получилось сделать 6 цифр (максимально можно было сделать 8) и на каждую цифру по одной из четырех стрелок всего вышло 24 фишки. Затем вырезаем кружочки, наклеиваем их на крышки и закрепляем сверху для надежности полоской неширокого скотча. Складываем фишки в ведерко и можно приступать к игре.

Суть игры. Каждый игрок выбирает себе персонажа втулку, выставляем их посередине у основания любой стороны игрового поля. Задача: первым дойти до верхнего противоположного ряда игрового поля.

Игроки по очереди вытягивают из ведерка цифровые фишки и двигают своих персонажей по клеточкам согласно обозначениям на фишке (например, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх и так далее.). В процессе игры ребенок (первое время с помощью взрослого) должен проговорить цифру и направление движения, изображенные на фишке, а затем сам сделать правильный ход.

Если выпадают фишки со стрелочками, указывающими на невозможное направление движение (в случае, если игровой персонаж стоит на крайних рядах), то вытягивается другая фишка. Если выпадает большая цифра, а количество ходов в нужную сторону ограничено, то можно продолжать движение в сторону.

Наш опыт. Мы с сынишкой в первый же вечер перед сном попробовали поиграть в нашу математическую ходилку — было интересно (и сыну, и мне), отлично проговариваются и замечательно запоминаются цифры и пространственные понятия.

Сынишке очень понравились веселые персонажи, их очень удобно держать и перемещать. Еще мой ребенок вошел в такой азарт, ему так хотелось победить, искренне расстраивался, когда приходилось спускаться вниз. Но сын в итоге одержал победу и заслуженно получил приз – набор наклеечек!

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Игрушки своими руками: развивающие кубики

Оксана Дельнова смастерила для дочки Василисы (1 год 1 месяц) два развивающих кубика (мелкая моторика):

Мягкий развивающий кубик. Стороны кубика:

  • Божья коровка на молнии, расстёгиваем, а там ключик на тесёмке, точки чёрные — пуговки для пальчиков, глазки двигаются (куплены в магазине для творчества).
  • Сторона с пуговками потрогать, пожевать, под листиком тоже пуговица прячется. По ним с цветами немножко можно позаниматься.
  • За дверцей на липучке живет собачка. Дверцу отцепляем,прилепляем, отвечаем на вопросы: кто это? как лает? и так далее.
  • В кармашке на липучке прячется телефончик погрызть, потрогать.
  • Бусины разного размера, ощупываем, пытаемся оторвать и пожевать.

Каждую сторону сначала делала отдельно, потом сшила вместе все детали, внутри в упаковочках от бахил крупа и монетки для звука. Везде вшиты петельки и ленточки.

Кубик с отверстием для ручки. Обычную коробку обклеила картоном, на пуговки пришила из толстого картона, обтянутого бархатной бумагой, геометрические фигуры. Внутри храним колючие мячики, крышечки от питания, тряпочки. Вынимаем содержимое и складываем обратно.

Игрушки своими руками: ходилка «Одежда» и моржи

Анна Усова предложила игру–ходилку «Одежда» на развитие внимания:

На поле изображены различные элементы одежды. Начинаем играть с нижней левой клеточки. Диктую ребенку последовательность действий, а он должен следить, куда двигаемся и, когда я остановлюсь, сказать,где мы находимся.

Еще одна самодельная игрушка Анны Усовой для сыновей Глеба (7 лет) и Игната (2 года 9 месяцев) моржики :

Как-то Глеб, придя из садика, рассказал нам историю о носкоедах. Они съедают один носок, а второй остается. Потом он прибрался в ящике со своими носочками и обнаружил там одиночные носки. «Здесь побывали носкоеды», – сделал вывод сын. Немного поразмыслив, Глеб придумал, что можно сделать с одиночными носками – мы сделали из них моржиков. У нас их 2 – у каждого сына свой.

Игрушка своими руками: «Надень резиночки на пальцы»

Елена Федорова предложила игру «Надень резиночки на пальцы» (мелкая моторика). Вариантов расположения резиночек на пальцах может быть множество.

Игрушки своими руками для изучения цветов

Александра Биянова придумала для своей дочки Алины (2 года 1 месяц) две игры на различение цвета:

«Русалочка» . Нужны кармашек с рисунком и цветные карточки. Я наклеила полосочки картона по бокам и снизу. Распечатанную картинку наклеила на тонкий картон от коробки с печеньем. В рисунке сделала прорезь на месте хвостика у Русалочки. Рядом сделала кармашек для разноцветных карточек. Можно играть: меняем карточки, узнаем цвета, наряжаем Русалочку.

Сортируем по цвету . В коробку с разделителями приклеила кусочки цветной бумаги. Будем сортировать рыбок друзей Русалочки. Предложим им пирожные магнитики, каждой рыбке пирожное своего цвета.

Игрушки своими руками: магнитные карточки

Юлия Дурягина предложила идею, как сделать карточки на магнитах :

Понадобятся самые дешевые пластиковые прозрачные магниты, в которых картинки можно менять. Готовим карточки с картинками нужно размера, вставляем и готово!

Еще несколько идей от Юлии Дурягиной :

Учить девочку обращаться с иглой можно на пяльцах с тканью типа мешковины и пластиковой большой иглой (продаются в швейных отделах). На ткани можно отметить точки маркером, куда втыкать иглу.

Мелкую моторику можно развивать с помощью вот такой игры: в железные большие крышки положить круги из впитывающего толстого коврика для ванной, на них маркером отметить точки и втыкать канцелярские иглы, с обкусанным острием.

Из большой коробки можно сделать ширму для кукольного театра.

Игрушка своими руками: «Пожарная машина»

Анастасия Трофимова делала игрушку «Пожарная машина» для своего трехлетнего сына, который просил «сделать такую пожарную машину, которую можно бы было везде носить с собой, но чтобы она была не очень маленькой, у нее открывались двери, в нее можно было бы посадить пожарных и ставить лестницу».

Я сделала складную машину, которая была не только игрушкой, но и развивала мелкую моторику. Саму машину я сделала из бархатной пленки, проложив внутри обычную хозяйственную салфетку для плотности и возможности шитья.

Внутрь машины вшиты куски кредитных карт только с одной стороны, поэтому их можно поднять и сложить машину, сделав плоской, или опустить, и машина становится объемной. Чтобы машина фиксировалась в сложенном состоянии, фары, сирена и крепление для лестницы являются липучками. Лестница является пособием для тренировки шнурования, то есть, чтобы у пожарных была лестница, ее надо «выдвинуть» — продеть шнурок.

Колеса машины тоже сделаны из кредитных карточек, обклеенных бархатной пленкой. Колеса крепятся на кнопки, их можно снимать, проводить «шиномонтаж», заодно тренируясь застегивать и расстегивать кнопки.

Пожарный шланг крепится на кнопку внутри машины, его нужно заматывать, а затем вешать на крючок сбоку машины. В кабине сделана полоса от подгузника, к которой легко крепятся фигурки пожарных на липучках от подгузников.

Машина очень приятна на ощупь из-за бархатной основы, при игре колеса крутятся как в сложенном, так и в разложенном виде, двери открываются и закрываются на липучках. А еще она просто стирается в машине.

Через некоторое время мы с сыном вместе сделали пожарную часть. Мы выбрали подходящую коробку от обуви, заклеили название и картинки красной бумагой, поставили разделитель этажей, вырезали дырку для столба, по которому спускаются пожарные. Сын сказал, что в пожарной части должна быть диспетчерская, поэтому появился телефон, должна быть зона отдыха – стол со стульями, и спальня – полки. Для подъема на второй этаж сын склеил лестницу из трубочек, из них же сделал столб для быстрого спуска по тревоге. А пожарная машина заняла почетное место в гараже на первом этаже.

Игрушки своими руками: коробка сокровищ и «Гнездышки»

Ольга Дук помогла сыну (5 лет) собрать и разместить в коробке из-под конфет его первую коллекцию сокровищ :

Сейчас читаем книгу про Мумми-Троллей, в которой есть один герой Хемуль, который все коллекционирует. Сын (5 лет) очень просил сделать какую-то коллекцию. Я долго хранила коробочку от конфет, и вот коробочка пригодилась. Это будет наша первая коллекция сокровищ. С сыном пробовали играть в находилки . Например, что лежит во втором ряду третье справа? Что лежит в третьем ряду второе слева? Потренировали ряды, лево / право. А еще познакомились с понятием строка и столбец.

Для того чтобы познакомить дочку (1 год 7 месяцев) с количеством, с цифрами Ольга Дук смастерила игру «Гнездышки »:

Понадобился контейнер для яиц и шарики. Ячейки контейнера это гнезда, шарики яйца птичек. Нужно было сложить яйца птичек в соответствии с цифрами возле ячеек (гнезд). Я рассказывала истории про птичек, смотрели, где яиц больше, а некоторые гнезда были совсем пусты. Было интересно.

Игрушки своими руками «Где чей домик» и логические крышки

Екатерина Акимова для дочки Насти сделала игру «Найди домик, или кто где живет » (интеллектуальное развитие + мелкая моторика).

Для создания этой игры понадобились спичечные коробки, самоклеящаяся бумага, наклейки с изображениями животных / насекомых / птиц и их жилищ.

Спичечные коробки я обклеила самоклеящейся бумагой и сверху наклеила картинку с домиком. Внутрь коробка наклеила изображение животного / насекомого / птицы.

Задача ребенка подобрать каждому его домик. Эта игра также развивает мелкую моторику (малышу надо вставить внутренний лоток в спичечный коробок). Дочка сама придумала еще один способ игры создание башенки.

Еще одна самодельная игра, в которую играют Екатерина Акимова с дочкой, это и игра с крышечками от детского питания:

Что необходимо:

  • крышки от детского питания;
  • наклейки с картинками или картинки;
  • скотч.

Вариантов для игр много:

  1. подобрать пару (мама малыш);
  2. найти загаданный мамой предмет по его описанию («Маленький, желтенький, говорит: «Пи-пи!»);
  3. разделить предметы на группы (живое неживое, съедобное несъедобное);
  4. положить перед ребенком 3 5 крышечек (в зависимости от возраста); попросить запомнить; забрать одну крышку, пока малыш не видит; спросить, что исчезло, или, наоборот, добавить еще одну;
  5. составлять рассказ по разложенным перед ребенком крышечкам.
  6. «Система развития ребенка дома от А до Я» . У вас так тоже получится!

    У вас есть игрушки, сделанные своими руками? Поделитесь в комментариях!

Несмотря на то что прилавки современных детских магазинов буквально прогибаются от всевозможных забав для малышей, родители все чаще задаются вопросом о том, как можно изготовить развивающие своими руками. Ведь хочется, чтобы у ребенка сформировалось понятие о свойствах и особенностях окружающих его материалов, предметов и явлений. А кому лучше знать, как не родителям, что именно в какой период жизни интересует их малыша. Так почему бы самостоятельно не изготовить игрушку, которая будет интересна вашему ребенку? Тем более что обходится такой вариант, как правило, дешевле, и для карапуза является более безопасным, поскольку вам известны все его составляющие.

Роль развивающих игрушек в жизни ребенка

Преувеличить роль развивающих игрушек в жизни ребенка, наверное, невозможно. Ведь именно благодаря им маленький человек познает окружающий мир. Игрушки способствуют становлению слуховой и зрительной систем, внимания. И если до 6 месяцев кроха только взглядом реагирует на яркие предметы и слухом на новые звуки, то после полугода ребенку необходимо трогать различные предметы, держать их в руках, внимательно изучая, а иногда и грызть, и ко всему этому должны быть готовы его ручные игрушки.

Однако родителям необходимо иметь в виду, что чем меньше их ребенок, тем больше внимания необходимо уделять безопасности тех вещей, которые попадают к нему в руки (а порой и в рот). А лучше всего изготавливать развивающие игрушки для детей своими руками, используя натуральные ткани, пряжу, швейные нитки, дерево, картон, бумагу и другие безопасные для ребенка материалы. При этом необходимо позаботиться о том, чтобы материалы имели различные цвета, фактуры, плотность и пр. Ведь это будет способствовать активному развитию у ребенка.

Доска с «запрещенными» элементами

Все, кто имеет собственных детей или знакомых с малышами, знают, что ребенок, как только начинает самостоятельно передвигаться по дому, стремится к познанию окружающих его вещей, и иначе быть не может. Но, к сожалению, в каждом жилье есть такие предметы, контакт с которыми может нанести вред ребенку. Кроме того, многие вещи могут быть испорчены, если их использовать не по назначению. Но все знают, что и чем больше родители запрещают ребенку контактировать с определенным предметом, тем больше он к нему стремится, в то время как любая игрушка-сюрприз занимает его внимание максимум на 20 минут. Так почему бы не порадовать малыша, соорудив для него специальный стенд?

Для изготовления такой «игрушки» понадобится доска, а также всевозможные предметы, которыми вы не разрешаете пользоваться малышу в повседневной жизни. Это защелки, замки, розетки, шпингалеты, липучки, шнуровки, различные выключатели и многое другое. Все это необходимо прикрепить к доске, а ее повесить на стену на высоте, соответствующей росту ребенка.

Книжка из ткани своими руками

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был успешным и умным, а здесь никак не обойтись без книги, и приучать к ней малыша можно уже в самом раннем возрасте. Правда, для этого понадобиться не обычная книжка, хотя с участием взрослого может подойти и она. Но лучше все же, чтобы среди предметов для развлечения ребенка были не только мягкие игрушки из ткани, но и книги из этого же материала. Тем более что ее изготовление своими руками - занятие, которое под силу любому взрослому.

Безусловно, предназначение этой книги - не чтение, а, скорее, знакомство с окружающим миром, поэтому проявите фантазию. В качестве страниц необходимо использовать ткань различных расцветок с яркими рисунками. На каждой нашить какой-нибудь интересный цветок, животное или предмет, вырезанный из ткани другой фактуры, идеально подойдет фетр. Можно, например, нашить ботинок с настоящей шнуровкой, чтобы ребенок мог самостоятельно ее шнуровать. Интересной страницей может стать нашитый цветок из 5 больших лепестков, которые при помощи эластичной ленты стягиваются в бутон. В середину можно «посадить» мотылька уже из другой ткани или картона. Постарайтесь создать книгу с теми элементами, к которым ваш ребенок проявляет наибольший интерес.

Шнуровальный «планшет»

Если у вас не так много времени, чтобы изготавливать развивающие игрушки для детей своими руками, но все же хочется порадовать своего малыша чем-то необычным, то шнуровальный «планшет» - отличный вариант для этого. Его изготовление не займет много времени, материалы могут даже найтись под рукой, а для развития ребенка эта игрушка станет просто незаменимой.

Понадобится лист пластика или фанеры размером примерно в А4. На расстоянии 1,5-2 см друг от друга сверлятся дырки, диаметром 5 мм. Кроме самого планшета, понадобятся еще шнурки различных цветов, и чем больше, тем лучше. Именно они будут выступать главным инструментом для реализации творческого замысла ребенка.

Самодельные пазлы

О существовании пазлов знают все родители, однако многие из них даже не догадываются, что эти развивающие игрушки для детей своими руками изготовить совсем не сложно. Кроме того, они будут не похожи на те, которые продаются в магазинах в огромном количестве. Самым простым способом изготовления пазлов в домашних условиях является разрезание открытки на части. Их число должно зависеть от того, насколько крупные вы желаете получить элементы. Для совсем маленьких детей таким же образом можно изготовить пазлы из разрисованной ткани.

Интересными являются и пазлы из палочек из-под мороженого. Необходимо найти подходящую картинку, вырезать ее, взять палочки и сложить их одну возле другой таким образом, чтобы вся площадь изображения была покрыта. Затем при помощи скотча палочки скрепить вместе, а сверху наклеить картинку. Когда клей высохнет, палочки необходимо освободить от скотча, а картинку в местах их соприкосновения разрезать. В результате вы получите много палочек с кусочками картинки, из которых ребенку понадобится сложить целый рисунок.

Пазлы из фетра

Стоит обратить внимание, что складывать, придерживаясь определенных правил последовательности, можно не только картинку из частей, но и, например, солнышко, радугу и многие другие элементы. Так, для изготовления пазлов в виде радуги понадобится фетр красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов.

Из фетра следует вырезать части радуги - полукруги с небольшой выемкой в нижней части. При этом красная дуга должна быть самой большой, а каждая последующая немного уменьшаться в размере, последняя - фиолетовая будет самой маленькой. Такая игрушка позволит ребенку лучше познакомиться с таким явлением, как радуга, и запомнить последовательность ее цветов.

Продолжая тему знакомства с природными явлениями, уместным будет изготовление игрушек в виде других элементов, солнышка, например. Для этого понадобится из желтого фетра вырезать большой круг и много тонких полосок - лучиков. Также можно вырезать капельки дождя, облака, цветы, бабочек, жучков, деревья, листья и многие другие элементы, позволяющие ребенку складывать целые картины.

Самодельные летающие игрушки

После того как ребенок уже вдоволь «надержался» в руках различных предметов, «насмотрелся» на их яркие цвета, успел их погрызть и порвать, он начинает активно двигаться и опять искать что-то новое для себя. И здесь очень кстати приходятся машинки, мячи и другие вещи для подвижных игр, но и на этом этапе можно сделать определенные предметы, которыми можно порадовать карапуза. В первую очередь это всевозможные летающие игрушки.

Самой простой поделкой из данной категории является бумажный вертолет. Для его изготовления понадобится бумага (желательно плотная) и канцелярская скрепка. Из бумаги следует вырезать полосу шириной примерно в 48 мм и длинной в 140. Отступив 70 мм от низу с обеих сторон сделать углубления в 16 мм и вырезать уголок высотой 10 мм. Далее нижнюю часть сложить втрое и закрепить скрепкой, а верхнюю - разрезать надвое и отогнуть в противоположные стороны - это будут лопасти винта. Летающие игрушки данного типа смогут надолго занять ребенка и даже целую компанию, если сделать несколько вертолетов, ведь тогда дети смогут не только любоваться, как кружатся в воздухе их игрушки, но и устраивать соревнования между собой.

«Пирамидка» из ткани

Пирамидки являются одним из наиболее интересных для детей однако их совсем не обязательно покупать, а можно успешно сделать дома. Более того, пирамидки, изготовленные своими руками, могут быть очень оригинальными и разнообразными, что, несомненно, понравится ребенку. Можно, например, сшить треугольную пирамиду из ткани. Для этого понадобится ткань (желательно нескольких цветов), наполнитель (синтепон, поролон и пр.), иголка с ниткой, ножницы и липучки. Сначала необходимо из ткани вырезать треугольники - по два одинакового размера. При этом необходимо рассчитать так, чтобы каждый последующий треугольник был немного меньше предыдущего.

Из вырезанных заготовок следует сшить подушечки, наполнив их синтепоном или любым другим материалом. Чем больше будет таких подушечек, тем лучше. На завершающем этапе к каждому треугольнику с обеих сторон по центру необходимо пришить липучку, чтобы из этих подушечек удобнее было строить пирамидку. Аналогичным образом можно изготовить подобные игрушки из ткани любой формы - круглой, шестигранной, квадратной и т. д.

«Тканевые» зверушки

Каждому ребенку нравятся мягкие игрушки, однако если их еще и изготовить своими руками, то его восторгу не будет предела. Ведь в домашних условиях, кроме того, что можно сделать смешные игрушки, их еще и можно наполнить необычными материалами, которые также будут вызывать интерес у малыша.

Сразу же стоит отметить, что нет необходимости уделять слишком много внимания выкройке, достаточно, чтобы она хоть немного напоминала то животное, которое вы собираетесь изготовить. То есть, вырезая из ткани котика, достаточно выкроить голову с острыми ушами, две лапки внизу и две по бокам. Аналогично можно выкроить и фигурку мишки, за исключением того, что уши будут более круглыми, а все тело и лапы более полными.

Когда две части фигурки будут сшиты и придет время их заполнять, то использовать лучше не только мягкий материал, а и какой-нибудь «непривычный». Например, насыпать внутрь гречку, рис, горох или любую другую крупу. Также можно наполнить мелкими бусинками плоскую пластиковую коробочку и поместить внутрь игрушки. Подойдут любые мелкие предметы, главная задача - заинтересовать ребенка их необычной формой или издаваемым звуком.

В настоящее время мы все чаще можем заметить на полках магазинов разнообразные развивающие игрушки. Что же это такое - игрушка развивающая и для чего она нужна? Если взглянуть на само название, то станет понятно, что это игрушка, которая направлена на развитие у ребёнка той или иной способности. Она помогает в формировании мелкой моторики или элементарных знаний про любой предмет.

В основном все игрушки выполняют развивающую функцию: например, погремушка помогает ребёнку научиться управлять своими ручками (захватывать предмет, перекидывать его с одной руки в другую, бросать). Но всё-таки развивающими называют те игрушки, которые способны научить чему-то ребёнка в процессе игры. И большинство их можно сделать дома своими руками.

Этапы развития ребёнка по месяцам

Перед тем, как приступать к изготовлению, необходимо выяснить возраст малыша, потому что игрушка, которая рассчитана на младенца вряд ли будет интересна трёхлетнему ребёнку. И также нужно знать, чем увлекается кроха, что ему больше всего нравится. От этих показателей будет зависеть и форма будущей, её цвет и так далее.

Необходимо запомнить, что каждый ребёнок индивидуален. Возможно, он уже освоил какие-то навыки раньше положенного срока, а может и нет.

  • От 0 до 3 месяцев.

Ребёнок в таком возрасте в основном лежит на спинке. Поэтому главный навык, который необходимо развивать - сосредоточивание и удерживание взгляда на предмете. Для этого превосходно подойдут мобили, красочные погремушки, разноцветные гирлянды и бусы.

Основные требования к данным игрушкам довольно просты: все они должны иметь разную фактуру и форму, а также быть лёгкими.

  • От 3 до 6 месяцев.

В этом возрасте кроха делается более подвижным, учится переворачиваться на животик и начинает все пробовать «назубок». Это отличное время для развития у ребёнка навыка координации движения, слуха и зрения, а также захвата.

Полезными станут неваляшки, пёстрые тряпичные бусинки и мячики, зеркало, погремушки, развивающий коврик, браслеты с пуговичками. Все они должны быть яркими, разноцветными, иметь различную фактуру, форму и издавать звуки.

  • От 6 до 9 месяцев.

Карапуз начинает ползать и уже распознаёт родственников. Он может даже на некоторое время сам себя занять игрой. В этот период нужно как можно больше разговаривать с ребёнком, развивать в нём двигательную активность и учить его брать объекты не всей рукой, а только несколькими пальчиками.

В этом вам помогут развивающие коврики, разноцветные сортеры, пирамиды, матрёшки и музыкальные. Все они, конечно же, должны быть многокрасочными, яркими, быть различной формы и текстуры, а также иметь разный вес и способ применения.

  • От 9 месяцев до 1 года.

В этом возрасте малыш уже начинает делать свои первые шаги и произносить слова. Поэтому необходимо все родительские умение и знания сосредоточить на формирование у него двигательной и речевой активности.

Для этого можно использовать развивающие коврики и книжки с красочными картинками , машинки на колесиках, пальчиковые куклы, пирамидки, кубики, сортеры и так далее.

Все они должны быть разноцветными, состоять из различных частей, чтобы малыш смог их собирать и разбирать самостоятельно или под наблюдением взрослого.

  • От 1 года до 1 года 3 месяцев.

Малыш уже вовсю узнаёт мир вокруг себя. Он всё хочет делать самостоятельно. Поэтому нужно продолжать формировать у ребёнка двигательную и речевую оживлённость, а также сравнительное мышление и обобщение.

Использовать для этого нужно игрушки, какие можно складывать и разбирать.

  • От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев.

В этом возрасте кроха продолжает развивать свою несовершенную речь, мелкую моторику и навыки мышления. Прекрасно для этого подойдут развивающие коврики, яркие книжки, кубики, сортеры и с секретом.

Для того, чтобы научить малыша обобщать предметы за равными характеристиками, их необходимо подбирать подобные по признакам, размерам и цветам.

  • От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев .

Кроха продолжает оживлённо познавать окружающий его мир. В этот период развития необходимо учить малыша активно использовать тот или иной предмет, самостоятельно играть и проявлять свои эмоции правильно.

В этот вам помогут игрушки, которые непосредственно воспроизводят реальные ситуации и предметы вокруг него. Поэтому игры нужно выбирать предметные, а также такие, что требуют от малыша названия цвета, формы и так далее.

  • От 1 года 9 месяцев до 2 лет .

В этом возрасте карапуз переходит к общественному развитию. Необходимо направить все свои умения на формирование у него понимания и разделения формы, цвета, размера.

Для этого подойдут сортеры, детские пирамидки, всевозможные кубики и книжки. Благодаря им ребёнок научится разделять их по форме, цвету и т. д.

  • От 2 до 3 лет .

Малыш активно продолжает своё социальное воспитание. Он уже имеет опыт общения с другими детками и поэтому необходимо продолжать развивать в нём навыки мелкой моторики и умение разделять объекты по фигуре, окраске и габаритам.

Здесь можно использовать любые игрушки, поделки из бумаги и пластилина.

Все игрушки должны нести предметный и сюжетно-ролевой характер.

  • От 3 до 5 лет .

Это тот возраст, когда ребёнок довольно активный, умеет самостоятельно играть. Вследствие этого нужно укреплять эти умения. Для этого можно брать лото или пазлы, разнообразные игры, которые помогут крохе изучить время суток и поры года, азбуку или цифры.

Материалы, из которых можно сделать развивающую игрушку своими руками

Изготовить такую игрушку можно из любого материала, который вы сможете отыскать у себя в доме.

  • Лоскутки ткани . Развивающие игрушки - это превосходный способ использовать остатки материй, которые найдутся у каждой мастерицы. Например, лоскутки фетра, флиса, трикотажа и так далее.
  • Швейная фурнитура . Здесь вам сгодятся шнурки, ленты, бусинки, пуговички, кнопочки и многое другое. С помощью термоапликации можно изготовить игрушку с секретом.
  • Мебельная фурнитура . В процессе изготовления игрушек можно использовать различные крючки, ключи с замками, винтики и так дальше.
  • Элементы, которые издают шуршащий звук . Такой эффект вы сможете достичь, вложив в предмет скомканную целлофановую обёртку от конфеты, шоколадки.
  • Предметы, которые гремят . Здесь тоже выбор достаточно велик. Например, можно насыпать бусинки, крупу (гречка, рис, горох), фруктовые косточки в пластмассовое яйцо от киндер-сюрприза. Они и будут создавать шум при встряхивании.
  • Звенящие предметы . В основном это будет колокольчик, который можно приобрести в магазине или может он есть у вас дома.
  • Блестящие и прозрачные элементы . Это может быть фольга, внутренняя сторона сока или любая упаковочная бумага.
  • Предметы, которые можно раскрывать, закрывать . Подобные элементы чрезвычайно нравятся всем малышам, в особенности если под ними что-то спрятано. Например, это может быть кармашек, шторка. Для изготовления можно использовать обыкновенные крышки от воды или напитка.
  • Ненужная одежда . Можно применять старую детскую одёжу, которую малыш уже не наденет.
  • Наполнители . Для наполнения игрушек можно употреблять поролон, синтепон или пенопласт. Тогда ваша игрушка будет удерживать форму.

Разновидности развивающих игрушек

В интернете вы можете найти немало игрушек, которые сделаны своими руками: мягкие книжки, коврики, подушки, домики, фигурки и многое другое.

Развивающие книги

Детские развивающие коврики

Развивающие подушечки

Развивающий домик

Можно сделать мягкую книжку с историей жизни вашего малыша

Все развивающие игрушки делят на такие, с которыми ребёнок может играть самостоятельно, и те, в игре с которыми не обойтись без помощи взрослого. В основном к первым принадлежат те игрушки, которые разрешены в первые месяцы жизни малыша: они не содержат маленьких и опасных элементов и помогают формировать мелкую моторику. Вторые игрушки содержат элементы, которые необходимо расстёгивать или откручивать . Вот тут на подмогу малышу и приходят родители. Но после нескольких показов кроха сможет делать это самостоятельно.

Присутствие взрослого необходимо и там, где нужно читать, считать, определять, где лево или право, верх или низ, определять цвета или фигуры и так далее.

Браслет-погремушка

Такой браслет очень понравится ребёнку от 1 до 4 месяцев. Он поможет в развитии слуха, зрения и координации.

Разноцветные бусы

Такие бусы научат малыша различать цвета , перебирать и передвигать бусинки, помогут в развитии тактильных ощущений. Кроме бусинок на ленточку можно нанизать связанные собственноручно элементы: зверьки, фрукты и так далее.

Детская мягкая подушечка с пуговицами

Для малыша это будет довольно интересная игрушка. Пуговички разной фактуры, формы, размера и цвета помогают в развитии тактильных ощущений. Такую игрушку, благодаря её небольшому весу, можно брать с собой в любую поездку.

Такая развивающая игрушка поможет ребёнку научиться разделять предметы по размеру, форме и так дальше. Например, можно попросить малыша найти все пуговички одного цвета или одного и того же размера, а также формы. Ему будет очень интересна такая игра.

Детская мягкая книжечка

Книга, сделанная своими руками, развивает мелкую моторику крохи, помогает в изучении цветов и фигур, а также окружающего мира в целом.

Стенд с замочками, крючками

Такая игрушка приведёт в восторг любого малыша, ведь перед ним столько предметов, которые можно открыть, нажать, повернуть. Сделать такой стенд очень легко. Можно использовать всевозможные замки, щеколды, крючки. В общем, все, что найдётся у папы в гараже.

Развивающий коврик

Такой коврик поможет в развитии речи и, конечно же, фантазии ребёнка. Для его изготовления понадобятся разнообразные лоскутки тканей, наполнители, шуршащие и звенящие предметы. На полотне можно изобразить любимую сказку малыша и её героев. В процессе игры и рассказа малыш будет развивать речь, фантазию, мелкую моторику.

Меры предосторожности в процессе изготовления игрушек для детей

В этой статье:

Главным назначением игрушек является развитие у малыша в игровой форме определенных навыков, умений или приобретение знаний. Сегодня большой популярностью пользуются развивающие игрушки. Известные производители предлагают множество развивающих вариантов на любой вкус. Но их покупка не всегда рациональна, потому что развивающие игрушки и своими руками сделать несложно. Изготовление их не отнимет много времени и не потребует затрат.

Какими бывают развивающие игрушки?

Тема развивающих игрушек, которые можно сделать самостоятельно, сегодня на пике популярности. Поэтому информации о них предостаточно. При желании можно без труда выполнить различные детские коврики, специальные книжки, кубы, развивающие мелкую моторику, фигурки зверей и многое другое.

Игрушки для развития навыков и умений делятся на те, которыми кроха может играть самостоятельно, и те, которые требуют обязательного присутствия взрослого. Помощь не потребуется при освоении ребенком простых моделей для развития мелкой моторики. А вот изучать буквы, счет, стороны, части тела, фигуры лучше вместе с мамой.

Материалы для изготовления

Для создания развивающих игрушек в домашних условиях понадобятся самые разные материалы, которые, как правило, всегда найдутся под рукой. Это лоскутки ткани, ленты, змейки-молнии, пуговицы разных форм и размеров, мебельная фурнитура, фольга, пакеты, старые ненужные вещи.

Бумага

Из обычной и цветной бумаги можно сделать геометрические фигуры, игры-шнуровки, вкладыши для сортеров и др. Пригодятся и остатки разноцветной гофрированной бумаги.

Дерево

Из дерева выполняют замечательные варианты игрушек для развития ребенка, например, сортеры. С их помощью кроха в возрасте 1-2 лет изучает фигуры, формы предметов, цвета. Поэтому деревянные бруски, досочки станут незаменимыми помощниками в изготовлении игрушек для малыша.

Картон

Из кусков обычного и цветного картона можно сделать конструктор. Для этого вырезают из него разные фигуры и показывают малышу, какие картинки можно сложить. Чтобы смастерить развивающую игрушку, не обязательно покупать картон. Вполне подойдут подручные варианты – картон от коробок, на который наклеены страницы из ярких журналов.

Нитки

Остатки цветной пряжи станут лучшими помощниками маме в изготовлении развивающих бус, коврика, мяча или мягкого куба. Приветствуются не только разные цвета, но и отличающаяся толщина и фактура пряжи.

Носки

Старые носки получат вторую жизнь в новых игрушках для малыша. Из них можно сделать мягкую гусеницу, с разными наполнителями для каждого звена, или игрушку из носка на руку с забавной рожицей.

Помпоны

Для людей с креативным мышлением смастерить множество игрушек из помпонов – сущий пустяк. Из них получаются милые зайчики, лягушата, поросята, цыплята, снеговики. Перечислять можно до бесконечности. Главное – позволить себе фантазировать.

Ткань

Остатки ткани, которые найдутся в запасах у любой рукодельницы, станут незаменимым материалом для пошива развивающих игрушек. Подойдут лоскутки флиса, фетра, трикотажа, шелка, бязи. Сочетание материала разной фактуры в таких игрушках приветствуется.

Варианты игрушек

Рассмотрим подробнее, что можно из всего этого богатства смастерить.

Браслет-погремушка

Ее совсем не сложно сделать самостоятельно. Чтобы пошить эту игрушку, нужно запастись полоской мягкой ткани размером 20×6 см, кусочком резинки, маленькой пластиковой емкостью, каким-то гремящим наполнителем и цветными лоскутками для декора игрушки.

Сначала делают основу. Для этого сшивают полоску, выворачивают ее наизнанку и вставляют в нее резинку. Основа не должна сдавливать ручку малыша. Затем в пластиковую емкость засыпают любой наполнитель, чтобы погремушка издавала звук. После этого плотно закрытый контейнер, обшивают мягкой тканью и украшают дополнительными декоративными элементами. Эту часть крепят к основе.

Бусы

Для младенцев будут актуальны специальные бусы, с помощью которых формируются тактильные навыки и происходит ненавязчивое изучение цветов.

Для этого понадобятся бусинки разного размера и капроновая нить. Бусины обвязывают разноцветной пряжей или обшивают лоскутками ткани разного цвета и фактуры. После этого их нанизывают на нить и крепко скрепляют концы. Ребенок может рассматривать их, изучать отдельные бусинки, трогать их ручками.

Подушка с пуговицами

Такую подушку не сложно сшить самостоятельно. Она пригодится для малыша от 3 месяцев до 3 лет. Для изготовления тактильной подушки потребуется немного ткани, пуговиц, шнуровок, липучек и других элементов. Главное условие – необходимо тщательно прикрепить все элементы на поверхности подушки, чтобы они не оторвались, если малыш потянет их в рот.

Проще всего пошить наволочку на готовую подушку. На нее можно нашить фигурки из ткани, пуговицы, молнии, веревочки и другие элементы.

Книжка

Ее можно сделать разного размера и цвета. Такая игрушка очень полезна для малыша. Она помогает развивать мелкую моторику, изучать цвета и формы, знакомиться с разными фактурами.

Идей для мягкой книжки множество. Все зависит от фантазии мамы. Можно посмотреть готовые игрушки или мастер-классы в интернете. Например, странички книжки можно сделать разных цветов, картинки в ней соединить липучками или пуговицами, добавить шнуровки и змейки. В книге можно разместить мягкий пазл, цифры, фигурки животных.

Развивающая доска или стенд

Такой стенд способен освободить немного свободного времени для мамы, в то время как кроха будет активно изучать окружающий мир и совершенствовать свои навыки. Можно купить готовый вариант. Но совершенно не сложно и не затратно выполнить его самому. При этом самодельная доска будет представлять не меньший интерес для карапуза, чем купленная в магазине.

В домашних условиях к обычной доске нужно прикрепить нерабочую розетку, выключатель, ручки, дверную цепочку, диск от телефонного аппарата. Это могут быть любые предметы, которые интересны малышу.

Коврик

Если развивающие коврики детям сделать своими руками, они станут настоящими помощниками мамам. Такой коврик займет малыша на какое-то время и освободит его для мамы. Он развивает воображение, речь, моторику рук и фантазию крохи.

Детский развивающий коврик своими руками пошить не сложно. Для этого понадобятся ткань для основы, материал для верхнего слоя и декорирования, дополнительная фурнитура. В качестве основы подойдет поролон, плотная ткань, синтепон. Ткани для коврика должны быть натуральными, ярких, но не неоновых цветов.

Развивающий куб

Помогает развиваться мелкой моторике и воображению ребенка. Эта игрушка подойдет для малышей самого раннего возраста. Сделать ее можно из разноцветных лоскутков. Хорошо, если ткань будет разной фактуры. Например, одна грань куба может быть из ситца, вторая - из джинсовой ткани, на третью можно нашить ленточки, веревки, пуговицы. Развивающий кубик нужно наполнить синтепоном или ватой.

Фигуры

Привлекут внимание крохи разноцветные фигурки из ткани либо фетра. Чтобы игрушка была интереснее, ее можно выполнить как шумелку, шуршалку, погремушку. Например, это может быть фигурка бабочки. Сделать ее совсем просто. Нужно нарисовать бабочку на бумаге, перевести выкройку на фетр, вырезать фигурку. Можно сшить две стороны и набить бабочку шуршащим (целлофановые пакеты), гремящим (солью или крупой) наполнителем. К готовой фигуре можно прикрепить колокольчик, тогда игрушка будет звенеть, или пришить пуговицы, ленты.

Что они развивают?

Такие игрушки активно:

  • развивают у малыша зрение и слух (например, браслет-погремушка для самых маленьких), тактильные ощущения (слингобусы или подушка с пуговицами);
  • знакомят ребенка с цветом, размером, формой (книжка);
  • помогают изучать окружающий мир (фигурки животных);
  • развивают речь и воображение крохи (игровой коврик).

Меры предосторожности при изготовлении

Главное требование к детским игрушкам – безопасность. Для этого важно убедиться, что все материалы не токсичны, безопасны для ребенка. Детали игрушки должны быть прочно прикреплены к ней. Нужно изучить, не содержит ли игрушка острых деталей, которые могут поранить кроху, или предметов, способных его травмировать (щеколда на доске, молния).

Какие навыки можно развивать у детей разного возраста с помощью игрушек?

Выбор развивающей игрушки зависит от возраста малыша и его особенностей.

До года

В этот период малыш развивает рефлексы хватания, координацию движений, мелкую моторику, речь и двигательную активность. До полугода актуальны яркие погремушки, бусы, мягкие мячики, кубики, коврики. Малышам старше 6 месяцев подойдут сортеры, матрешки, мягкие книжки, мягкие пазлы.

1-2 года

В этот период жизни кроха может самостоятельно играть. Интерес представляют игрушки, которые можно разбирать и собирать. Например, пирамидка или сортер. Они помогают развивать логическое мышление, моторику, внимательность. К двум годам малышу могут быть интересны и сюжетные игры.

3-5 лет

В этом возрасте мелкая моторика ребенка совершенствуется, движения становятся скоординированными. Сюжетные игры интересуют его больше. В ходе такой игры совершенствуются речь, воображение, умения и знания малыша.

Актуальны пальчиковые фигурки, цифры, буквы, часы, книги, настольные игры.

Мастер-класс

Рассмотрим самый простой способ изготовления игрушки – тактильной гусеницы из носка. Она обязательно придется по вкусу малышу. Для ее изготовления нужно приготовить длинный яркий носок, толстую крепкую нитку и разные наполнители (желуди, рис, гречневую крупу, соль, синтепон и др.), пуговки для глазок.

В носок сначала нужно насыпать один наполнитель, полученный шарик перевязать нитью, затем несколько раз дальше в том же порядке. Конец гусеницы нужно крепко перевязать ниткой. К голове пришить пуговички-глазки. Тактильная гусеница готова за 5 минут!

Развивающие игрушки сделать своими руками несложно. Можно посмотреть готовые образцы в магазине или на мастер-классах в интернете. Для этого понадобятся недорогие подручные материалы, элементарные навыки, мамино терпение и любовь.

Полезное видео о развивающих игрушках, сделанных своими руками