Дарим цветы        20.06.2020   

Развод и психологические последствия развода для детей. Влияние развода родителей на психику и поведение детей. Агрессивное поведение у детей, перенесших развод родителей

Супруги могут жить в атмосфере, в которой преобладают настроения к разводу. В прошлые времена действовали такие противоразводные факторы, как отрицательное отношение общества к разводу и предосудительное отношение к разведенным лицам. В настоящее время, особенно в крупных городах, отношение общества к разводу меняется, двигаясь в противоположную сторону, и общественное мнение часто даже поддерживает тенденцию к разводу.

Общественное мнение рождает мифы о разводе, поддерживающие поведение, способствующее разводу. Здесь речь идет об утверждениях, которые выдаются за общественные истины, несмотря на то, что они не соответствуют действительности. К таким мифам относятся следующие утверждения:

  • - второй брак лучше, чем первый;
  • - если брак не удался, то только развод может поправить положение;
  • - для ребенка развод не является чем-то исключительным, поскольку вокруг него много других детей из неполных семей;
  • - лучше развестись, чем сохранить семью, в которой дети будут свидетелями постоянных конфликтов между родителями;
  • - после окончания периода развода все встанет на свои места и для детей;
  • - если новый партнер меня любит, он будет рад и моим детям.

Если один из партнеров находится под влиянием этих мифов, то их влияние может проявиться и на принимаемых решениях.

С. Кратохвил провел сравнительное исследование, охватывающее 118 детей из неполных (разведенных) семей. Результаты исследования утверждают, что дети из разведенных семей в среднем хуже адаптируются к новым условиям, чем дети из нормальных семей. Важными факторами снижения адаптивности являются интенсивность и продолжительность разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелями которых был ребенок, и особенно настраивание ребенка одним из родителей против другого. Подобное настраивание прямо или косвенно влияет на ребенка и направленно, в первую очередь на то, что бы унизить в его глазах достоинство одного из родителей. Хуже всего были адаптированы дети, оставшиеся с родителями после развода при их совместном проживании в разделенной квартире. Наиболее действенным фактором, позволяющим снизить влияние неблагоприятных условий, является сильная эмоциональная связь между ребенком и некоторыми членами семьи, которая служит ребенку крепкой опорой.

Результату многих исследований показывают явное отрицательное влияние развода, но не дает однозначного ответа на вопрос: что лучше для развития ребенка развод или дальнейшая жизнь в семье с родителями, находящимися в постоянном и глубоком конфликте. Результаты свидетельствуют о том, что конфликтные отношения в семье оказывают большое отрицательное влияние на развитие детей, чем спокойная стабильная жизнь с одним из родителей, с которым у ребенка имеется положительная эмоциональная связь. С другой стороны некоторые исследователи подчеркивают, что потеря отца как личности, представляющей для сына модель идентификации мужской роли, а для дочери модель комплиментарности, неблагоприятно проявляется в некоторых адаптационных затруднениях в подростковом возрасте и позднее в собственном браке и в психосексуальном развитии.

Известно, что лишенные в детстве достаточного общения с отцом, мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположного женскому и не воспринимают всего того, что пытается им привить мать. Выращенные без отцов мальчики оказываются менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешенны, у них труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. Им гораздо труднее выполнять свои отцовские обязанности.

Девочки, воспитанные без отцов, менее успешно формируют представление о мужественности, в дальнейшем у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, исполнять роль жены и матери. Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности. Ввиду чего конфликтная, но полная семья может быть лучшим вариантом, нежели семья только с одним родителем. Решение этого весьма спорного вопроса, помимо всего прочего, по мнению С. Кратохвила, зависит от интенсивности и продолжительности семенного конфликта, от степени и характера патологии личности одного из родителей, а так же от настроенности ребенка против одного из родителей.

Итак, развод состоялся: нужно помнить о том, что семья для детей и взрослых значит совершенно разное. Взрослые создают семью сами, это их выбор их решение. Они стремятся к совместной жизни и начинают ее. Для ребенка все это - предыстория его существования, что-то, что было давно и не могло быть иначе. И если для взрослых развод - это болезненное, малоприятное, порой драматическое переживание, то для ребенка расставание родителей - это разрушение среды обитания. Для разводящихся гамма чувств изменяется от полной депрессии до ощущения полета и долгожданного освобождения. Дети же во многом воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых. Так если мать воспринимает происходящее как страшную трагедию, скорее всего, аналогично будет чувствовать себя и ребенок. С этой точки зрения, по мнению психолога-консультанта Ю. Е. Алешина, родителям, по крайней мере, ради ребенка не следует фиксироваться на негативных аспектах переживаемой ситуации. Факты неумолимо свидетельствуют о том, что наибольший вред вашим детям наносит не сам развод, а последние несколько лет вашей неблагополучной семейной жизни.

Однако дети тоже полностью не свободны от воспоминаний. Они могут быть причиной старых обид; они часто принимают сторону того или иного родителя. Их верность разрушена. Часто они вынуждены жить не с тем родителем, чью сторону они занимали. Для детей переживания меняются от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением родителей.

Трудности, поджидающие супругов в связи с разводом, очень зависят от возраста детей. Если дети еще маленькие (не старше 2-3 лет) прошлая жизнь, может быть, не окажет на них такого сильного влияния, какое она оказывает на более старших. Дети в возрасте 3,5-6 лет переносят развод родителей очень травматично, они не способны понять всего происходящего и нередко обвиняют во всем себя. Ребенок 6-10 лет, родители которого развелись, может испытывать к ним злость, агрессию и долго не проходящую обиду. В 10-11 лет у детей не редко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир. Если дети уже взрослые, то развод на них может не повлиять, их это может вообще особенно не интересовать.

Важно чтобы дети поняли, что люди разные и, вступая в отношения друг с другом, они порой не могут договориться. Но это вовсе не означает, что люди плохие. И точно так же сами по себе эти проблемы не портят взаимоотношения.

Ребенок должен неоднократно убедиться в том, что его по-прежнему любят оба родителя. Нужно сохранить для детей возможность почувствовать себя личностью и создать условия, при которых могут развиваться взаимное доверие и любовь.

Если оба разведенных родителя окажутся зрелыми, мудрыми и терпимыми людьми они могут вместе все продумать таким образом, чтобы их дети выиграли, а не проиграли. В многочисленных дискуссиях по этому поводу прошедших в последние годы на Западе обнаружилось, что равный вклад разведенных родителей в воспитание ребенка благоприятен для него.

Время, терпение и способность жить, утратив супружескую любовь, здесь крайне важны.

Другой важный вопрос, возникающий в послеразводный период, регулирование встреч детей с родителями, в большинстве случаев с отцами. Оптимальным является добровольное с согласие родителей без суда; такие встречи надо предоставлять во всех случаях, когда отец может встретиться с ребенком (по договоренности с матерью) или когда ребенок этого захочет. Таким образом действительно создается ситуация близкая к условиям нормального функционирования семьи в отношении связи с детьми.

Очень важный вопрос о том, как должны строиться отношения с бывшим супругом, чтобы ребенок чувствовал себя максимально благополучно. Если семейные дела вовлекают детей в денежные, имущественные и тому подобные проблемы, здесь важно достичь взаимных соглашений. Каким образом возможно включение/не включение бывшего супруга в новую жизнь? С этими вопросами связаны разнообразные проблемы по поводу посещения ребенка и алиментов. Решение этих проблем почти полностью зависит от того, в каких отношениях находятся после развода бывшие супруги.

Когда между детьми и отцом существует много невыясненного, подобная ситуация порождает у ребенка комплекс неполноценности, всевозможные вопросы, ревность и т.д. Многие дети часто не общаются со своими отцами, женившимися повторно, потому что они и их новые семьи не готовы, да и не знают, как включить старших людей в семью. Прежней жене, к тому же, не легко пойти на то, чтобы дети посещали новую семью своего отца, ей не хочется делить их с другой женщиной.

Если прежний брак оказался неудачным, особенно для матери, она может воспринимать своих детей как символ боли и обиды. Многим родителям кажется, что, разводясь, они лишают ребенка будущего и переживание вины перед детьми, что часто усугубляет общее ощущение неуспеха и собственной обреченности связанное с разводом.

Каждый раз, когда у нее возникают неприятности с детьми, она вспоминает о прежних тяжелых временах и очень боится, как бы былые неприятности не оказали дурного влияния на ее отпрысков. Ситуация может очень осложниться особенно если матери покажется, что дети «отбились от рук».

Вывод по 2 главе

Окончание супружеских отношений влечет за собой изменение всего уклада жизни. Независимо от того, каким образом супруги разорвали отношения, им обоим приходится приспосабливаться к изменившимся условиям.

Последствия развода могут выражаются как в психологических, так и в физиологических нарушениях.

Нельзя говорить о том, что кто-то из членов семьи переносит развод тяжелее. Трудности возникают в любом случае, различаются они только своим характером (бытовые, социальные, психологические и т.д.).

Для детей в большинстве случаев отмечается явное отрицательное влияние развода, в отличие от супругов, которым развод может принести «облегчение».

Как и другие системные кризисы, развод имеет последствия для всех членов семьи. Однако в силу высокой эмоциональной значимости в обществе темы последствий развода для ребенка на ней стоит остановиться подробнее. Условно эти последствия можно разделить на реактивные (относительно краткосрочные) и структурные (относительно долгосрочные в силу того, что они, по сути, характеризуют социальную ситуацию развития ребенка).

Реактивные последствия подробно описаны и проанализированы в работах психоаналитически ориентированного терапевта Г. Фигдора (1995, 1998). В них показано, что негативная эмоциональная симптоматика у ребенка - гнев, страхи, импульсивность и др., - возникающая непосредственно после развода, не является патологической, а представляет собой здоровые реакции на внезапно пошатнувшийся мир. В частности, страх во многих случаях заставляет детей регрессировать, они опять будто «цепляются» за мать. Регрессия в таком случае представляет собой попытку вновь восстановить доверие, которое пострадало из-за развода, поэтому ребенок должен опять, как когда-то в раннем детстве, постоянно контролировать присутствие матери.

При этом внезапное исчезновение реакций на развод в большинстве случаев еще не свидетельствует о том, что душевное равновесие ребенка действительно восстановлено. Гораздо чаще прекращение или исчезновение непосредственных реакций связано с вытеснением или отрицанием тревоги. Появление внешнего спокойствия в ситуации кризиса, в том числе и в поведении детей, часто служит признаком именно начала патологического реагирования и развития ребенка. Ошибочные заключения по поводу взаимосвязи между видимыми реакциями и психическими событиями наблюдаются в виде надежды родителей на то, что ребенок спокойно воспримет развод, и приводят к борьбе с внешними проявлениями его горя, например с гневом или регрессивными реакциями. Таким образом взрослые могут неумышленно усилить его страх: ребенок боится окончательно потерять отца - из-за того, что в их встречах возникают трудности, или мать, потому что замечает ее злость, когда проявляет свои реакции и симптомы.

За консультацией обратилась мать 16-летней девушки, оканчивавшей школу. На протяжении всех лет обучения девочка училась хорошо, легко и с удовольствием, но в последние несколько месяцев ее поведение кардинально изменилось: она начала прогуливать уроки, игнорировать домашние задания, конфликтовать с учителями. Семейная ситуация, сложившаяся в предшествующие этим изменениям месяцы, объясняла ее поведение: неожиданно для всех из семьи ушел отец (к другой женщине, прожив в браке более 20 лет), и одновременно старшая сестра вышла замуж и уехала из родительского дома.

Если взглянуть на развитие семейного процесса, обращает на себя внимание наложение друг на друга сразу нескольких задач развития: подростковый возраст младшей сестры, развод родителей, замужество и переезд старшей сестры. Все это требовало быстрого псреструктурирования семейного устройства, что стало чрезмерным стрессом для всех. Проблемное поведение девушки позволяло компенсировать резкость изменений: как только матери становилось известно об очередной выходке дочери, она вызывала отца и старшую дочь, и семья вновь «воссоединялась». Однако сама девушка не испытывала при этом облегчения, так как остро переживала, что подводит и огорчает мать в такой сложный для нее период, и одновременно чувствовала, что теряет ценное для нее уважение отца.

Структурные последствия развода родителей для ребенка, причем развода двух типов - и завершенного, и незавершенного, представлены в исследовании Г. Л. Будинайте и Л. Коган-Лернер . Данные наблюдений терапевтов и консультантов, занимающихся помощью семье на протяжении второй половины XX в. в Америке и Европе и в последние два десятилетия в России, свидетельствуют о том, что степень адаптации ребенка к постразводной ситуации во многом зависит от того, как бывшим супругам удается справиться с разводом, а именно - как им удается «развести» функциональные зоны супружества и родительства.

В реальных жизненных ситуациях, как правило, можно встретить три варианта такого «разведения», потенциально имеющих различные последствия развода для ребенка:

  • 1) один из бывших супругов сохраняет родительскую роль, второй полностью лишается ее (добровольно или нет);
  • 2) оба супруга сохраняют родительские роли, несмотря на конфликтность;
  • 3) оба сохраняют родительские роли и способны к родительскому сотрудничеству и партнерству.

Терапевтическая практика показывает, что именно поведение и степень включенности родителя в воспитание ребенка, не проживающего с ним (в нашей стране это чаще отец), а также наличие или отсутствие конфликтов между бывшими супругами, сама возможность родительского сотрудничества зачастую определяют особенности последствий развода.

В исследовании изучались особенности представления о семейной структуре детей, переживших развод родителей от 2 до 6 лет назад (2 года - минимальный срок, необходимый для перестройки системы), в сравнении с представлениями о семейной структуре детей из семей с сохраненным супружеством. Группа детей из переживших развод семей была разделена на две подгруппы - с завершенным (функциональным) или незавершенным разводом. Эти подгруппы выделялись на основе анализа особенностей протекания развода, контактов родителей друг с другом, конфликтности их общения, частоты контактов ребенка с обоими родителями.

Согласно данным, полученным с помощью системного семейного теста Геринга (FAST), между семьями с завершенным и незавершенным разводом обнаружены существенные различия. Для группы с незавершенным разводом характерна размытая, невыраженная иерархия , что, с одной стороны, может быть связано со снижением родительского авторитета в восприятии ребенка при наличии большого количества скрытых или явных конфликтов и негативизма в общении родителей. С другой стороны, во многих случаях дети из таких семей часто принимают на себя роль психологического партнера родителя, с которым живут, обеспечивая ему эмоциональную поддержку. В группе семей с завершенным разводом распределение данных, полученных по параметру «иерархия семейной системы», совпадает с распределением данных, полученных по этому параметру в группе семей с сохраненным супружеством, что можно объяснить более последовательным выполнением бывшими супругами родительских функций.

Другим параметром изучения семьи в данном исследовании стал параметр иерархических отношений в родительской подсистеме, отражающий представления ребенка об иерархических отношениях отца и матери (как родителей). В группе семей с сохраненным супружеством почти во всех репрезентациях фигура отца была больше, чем фигура матери, а в группе разведенных семей фигура отца больше фигуры матери только в одном случае. В семьях с завершенным разводом больше всего репрезентаций (67%), в которых фигуры отца и матери одинаковы по высоте. Авторы делают предположение, что семьи с сохраненным супружеством характеризуются более патриархальным укладом семьи. При этом остается открытым вопрос о причинно-следственной связи двух явлений: патриархальность служит условием создания более устойчивого брака - по крайней мере, в нашей культуре - или, напротив, стремление к устойчивости отношений приводит к развитию этой характеристики. Также можно предположить, что прийти к завершенному разводу в наибольшей степени способны эгалитарные пары, в которых иерархия родителей может восприниматься как равная.

По параметру уровня близости в семейной системе группа семей с незавершенным разводом оказалась ближе к семьям с сохраненным супружеством, чем группа семей с завершенным разводом. Обозначая с помощью расстояния между фигурами не только психологическую, но и территориальную близость, дети из семей с завершенным разводом чаще разделяют семью на несколько групп с несколькими ядрами, отражая изменение границ в жизни семьи. Возможно также, что высокий уровень близости в ситуации незавершенного развода связан не столько с реальной, сколько с желаемой ребенком близостью между членами семьи. При завершенном разводе чаще задействуется ресурс расширенной семьи, тогда как при незавершенном разводе это может нс происходить. В случае же незавершенного развода на фоне возрастающей близости и даже «слияния» ребенка с матерью, а иногда, например, с бабушкой по маме, связи ребенка с родственниками по второму родителю очень часто нарушаются.

Таким образом, учет типа развода позволяет дифференцировать его структурные последствия и более точно оценивать их влияние на психологическое благополучие ребенка без опоры на исключительно эмоциональную оценку данного события.

Развод родителей изменяет привычную семейную и жизненную ситуацию ребенка, что закономерно вызывает у него различные реакции - протестные, фобические, депрессивные. На остроту и устойчивость его переживаний оказывает влияние совокупность факторов:

  • - характер внутрисемейных отношений до развода и степень вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем: дисфункциональные отношения в распадающейся семье, конфликты и ссоры супругов, предшествующие разводу, оказываются важным фактором, влияющим на успешность преодоления детьми его последствий; устойчивые реакции дезадаптации детей фиксируются в хронически конфликтной семье;
  • - особенности протекания процесса развода : эмоциональная реактивность детей соответствует этапам переживания утраты, например, первые два года после развода у дошкольников наблюдается неблагоприятная эмоциональная и поведенческая симптоматика, затем происходит нормализация, и через 3-4 года, при благоприятных семейных условиях, признаки перенесенной психологической травмы исчезают ;
  • - характер взаимоотношений бывших супругов после развода ;
  • - степень изменений привычного уклада жизни ;
  • - степень информированности ребенка о разводе и открытость коммуникации в семье, доступ к контактам с обоими родителями: положительное воздействие на успешность преодоления детьми последствий развода оказывает открытое обсуждение с ними ситуации, напротив, табуирование этой темы, уход от «лишних» вопросов приводят к росту тревоги у ребенка, замещению информации о реальности фантазиями, вытеснению «трудных» или «стыдных» переживаний;
  • - возраст ребенка. Наиболее трудный и опасный возраст для переживания развода родителей - от 4 до 10 лет, так как это возраст эгоцентрического, или «магического», мышления (Ж. Пиаже), когда ребенок воспринимает и мыслит себя неотъемлемой частью всех жизненных событий, свидетелем которых становится. Он будто все берет на себя, во всем видит свое участие и старается повлиять на то, что для него важно. К концу этого периода, на основе того, как ребенком была воспринята и понята жизненная ситуация, он часто принимает некоторые решения-стратегии относительно себя и других. Они ложатся в основу его идентичности и, автоматизируясь, превращаются в устойчивые убеждения, руководя его жизнью в дальнейшем.

Женщина 35 лет абсолютно убеждена, что мужчин надо либо постоянно контролировать, либо держаться от них подальше. Это убеждение коренится в ее детстве, когда, начиная с 7-летиего возраста, она то «отчаянно и безуспешно старалась наладить» совместную жизнь своих родителей, то пыталась убедить их развестись.

  • Будинайте Г. Л., Коган-Лернер Л. Б. Особенности восприятия ребенком 6-7 лет структуры семьи в ситуации развода // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 2.С. 91-110.
  • Карабанова О. Л. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.

Последствия и причины развода для детей, мужчин и женщин с психологической точки зрения разнообразны. Они наносят душевные травмы. Которые очень долго затягиваются.

Распад семьи и ее ценностей пределах определенного количества лиц происходит постепенно. Он оставляет боль, обиду и непременно сказывается на здоровье его пережившего.

Как правило, развод - это также раздел всего нажитого имущества . Что еще больнее, ведь ранее люди так сильно любили друг друга и не могли друг без друга жить. Еще труднее разводиться тем супругам у кого есть общие дети.

Последствия развода для детей

Больше всего от разрыва и рушения семьи страдают дети. Они очень сильно любят и маму, и папу. Разлука с одним из родителей очень сильно раздражает и огорчает их.

Развод родителей в очень раннем возрасте приводит к тому, что у женщины - мамы пропадает молоко для кормления. А у ребенка от этого случается сильный стресс. Молодой маме приходится искать работу. Ввиду этого стресс усложняется, так как малыш теряет близость с мамой. Унего пропадает аппетит и ухудшается здоровье.

Дети более старшего возраста не могут понять причину развода ребенка. Почему пап из семьи ушел, бросив маму одну. Постоянные вопросы ребенка о том, где он есть и как при этом быть не могут не раздражать мать. Ребенку становится очень тревожно, он грустит и плачет, сон тревожен и беспокоен.

Мальчики раздражительны и агрессивны. Они пытаются выместить свой гнев на окружающих их сверстников, ввязываются в уличные мордобои, находя тем самым отдушины своей агрессии.

Последствия развода для женщин также очень разнообразны по своей форме

Каждая переживает его по-разному. Но для любой это очень большой стресс. Женщина иногда чувствует себя покинутой или брошенной. Особенно, если очень любила своего мужа и у них была очень крепкая и хорошая семья. Развод мог стать для нее большой неожиданностью или даже потрясением. На почве развода при наличии психических расстройств она может причинить себе вред. Чуткость родных и близких в этот период очень важна для нее, особенно если они подбадривают ее и оберегают.

После развода женщина теряет всяческие связи с родственниками и друзьями мужа, замужними подругами, которые потенциально видят в разведенной женщине угрозу и конкурентку браку. Да и сама разведенная женщина отказывается гулять с семьями друзей, которые уже в браке, ведь они постоянно пытаются найти ей кого- нибудь достойного в пару, что самой женщине не очень - то уж и приятно, но ведь друзья желают ей только лучшего. А несчастной она себя при этом не чувствует.

Женщины, прожившие в браке много лет проживают развод немного сильнее. Если супруг внезапно покидает семью, то дети всячески пытаются поддержать мать, даже если у нее есть внуки, они также пытаются оказать хоть какую-то поддержку своей бабушке. Женщина при этом вовсе не чувствует себя одинокой и брошенной.

Измученная работой и жизненными трудностями, уставшая морально женщина постоянно чувствует себя брошенной, особенно в том случае, если близкие постоянно ей об этом напоминает ввиду разговоров об отце семейства, выставляя его подлецом и предателем.

Частенько после распада семьи мама и ребенок возвращаются к родителям мамы, и в том случае, если семья благополучная, то поддержка гарантирована, в этом случае женщине намного легче пережить потери близкого человека. В этом случае многое зависит от психологической обстановки в семье.

Причины развода могут быть разными: наркомания и алкоголизм супруга, это очень веские поводы для избавления от брака. Очень обидно, когда мужчина меняет любимую женщину на бутылку, теряясь при этом в своей индивидуальности.

В целом пережить развод для женщины намного тяжелее, чем для мужчины.

Как переживают развод мужчины

Для мужчины развод также очень большой стресс. Он состоит из обид, боли, переживаний, глубокой сердечной раны. Ведь разведенную женщину как правило жалеют, особенно при наличии детей, а мужчину склонны обвинять в предательстве и уходе из семьи. Но мужчина это живой человек, который также переживает расставание с семьёй любимыми детьми.

После развода мужчина склонен справляться со стрессовыми ситуациями посредством злоупотребления алкоголем. Он уверен, что заглушить водкой все то, что было пережито им вполне возможно, от такой уверенности его состояние напротив ухудшается.

И мужчине, женщине свойственно иметь свой угол, где его ждут домочадцы. Уходя из семьи, он вынужден уходить из теплого и уютного семейного круга или в родительскую семью, где он точно не найдет ни понимания, ни поддержки, а только одни обвинения.

В лучшем случае разводит это психологической переживание и состояние стресса, которое длится не год и не два и пережить которое можно, либо уйдя с головой в работу, либо занявшись любимым делом. Но бывают случаи, когда разведенный человек остается еще и безработным. Это намного страшнее. Ведь психологическая травма ухудшается еще и финансовыми проблемами.

В статье использованы изображения с сайта www.123rf.com

Окончание супружеских отношений - это не просто изменение семейного статуса человека, оно влечет за собой изменение всего уклада его жизни - экономического, социального, сексуального. Оно отражается даже на таких его повседневных привычках, как сон и прием пищи, а юридическая казуистика, сопровождающая раздел имущества и прочие процедуры, связанные с разводом, с завещаниями и вступлением в право наследования, дополнительно осложняет ситуацию. Однако нас более всего интересуют психологические последствия развода. Опишем их детально.

Специалисты указывают (С.Ю. Ключников, М. Кулишер, В.С. Торохтий), что депрессия, переживаемая человеком после развода, может быть более тяжелой и долгой, чем после смерти супруга. Друзья и родственники разведенного человека редко выражают ему сочувствие и поддержку . Если в случае смерти супруга человеку предоставляется, по меньшей мере, недельный отпуск, то в случае развода он может отлучиться с работы разве что на несколько часов, чтобы оформить необходимые формальности. Некоторые психологи (Н. Царенко, В.М. Целуйко) предлагают ввести особую бракоразводную церемонию, во время которой бывшие супруги могли бы пообещать друг другу сохранять дружеские отношения, и оказывать эмоциональную и экономическую поддержку детям, как общим, так и появившимся от последующих браков .

М.Т. Авсиевич, Л.И. Мельник подчеркивают, что для разведенного супруга развод сам по себе становится болезненным переживанием. Люди после развода боятся вступать в новый брак: однажды уже обожглись, и им не так легко об этом забыть.

Традиционно к социально-психологическим последствиям развода относят :

1) снижение рождаемости;

2) ухудшение условий семейного воспитания;

3) снижение работоспособности человека;

4) ухудшение показателей здоровья, увеличение заболеваемости и смертности;

5) рост алкоголизации;

6) увеличение суицидальных исходов;

7) увеличение риска психических заболеваний.

Развод порождает множество проблем, как осознаваемых, так и неосознаваемых (глубина кризиса после распада близких отношений). Вот почему так важно осознать причину развода, сделать соответствующие выводы, и интегрировать потери в свою жизнь, превратив их в продуктивную часть бытия. Это гораздо лучше, чем оплакивать свою судьбу. Надежда на возможность близких отношений в будущем и осознание целесообразности происшедшего бывает очень важна. Другой аспект, который также может быть здесь важен, это понимание ценности человеческих взаимоотношений как таковых, приходящее к человеку через переживание потери. Если бы потеряв его/ее, люди не переживали по этому поводу, то это значило бы, что любви не существует и человеческие отношения не имеют никакой ценности. Потери, как и приобретения, всего лишь неотъемлемая часть нашего бытия.

Независимо от того, каким образом супруги разорвали отношения, им обоим приходится приспосабливаться к изменившимся условиями жизни. Разведенным мужчинам приходится преодолевать трудности бытового плана. Если при разводе дети остаются на попечении матери, то мужчина, как правило, переживает чувство утраты. Многие мужчины, чтобы выплатить оговоренные при разводе алименты, вынуждены брать дополнительную работу.

Женщины, выигравшие в результате бракоразводного процесса опекунство над своими детьми, часто негодуют по поводу того, что их бывшие мужья освобождены от всякой ответственности за детей. Они возмущаются, что, в то время как они перегружены всевозможными бытовыми проблемами и ответственностью за детей, их бывшие мужья вольны жить, как им хочется. Однако жизнь разведенного мужчины далеко не легка и безоблачна. Многие мужчины завидуют своим бывшим женам, поскольку им остались дом и дети. Они испытывают горечь и приступы враждебности.

Нередко люди после развода уже не надеются вернуть свою любовь, и их волнует другая проблема - как жить дальше, как разлюбить, как приспособиться без всякой надежды на взаимность. Часто этим людям кажется, что их жизнь кончена. Каждый человек, страдая, чувствует себя обездоленным и брошенным.

Психотерапевты знают, что ощущение брошенности любимым часто приводит к тому, что человеку начинает казаться, что он вообще никому не нужен, неинтересен, скучен. Таких людей преследует мысль, что у всех есть своя пара, одинокого же не любят, воспринимают как опасного конкурента или презирают .

Процесс разрыва и прекращения отношений часто сопровождается разочарованием, развивающимся недоверием к людям или злобой на кого-то. Страдания разведенных подпитываются, кроме всего прочего, тем, что все, что им пришлось пережить, страшное унижение, вследствие чего они испытывают сильное разочарование. Чувства потери и досады, связанные с уходом любимого, нередко приводят к тому, что человек не хочет никого видеть, уединяется, сосредоточиваясь на своих воспоминаниях и мыслях о былом.

Развод, являясь сильнейшим психологическим стрессом, негативно влияет на здоровье супругов. У разведенного супруга могут начать обостряться хронические заболевания, причем это, в каких-то случаях используется в манипуляционных целях. Особенно, когда речь идет о психосоматических заболеваниях, таких как язва, гипертоническая болезнь, патологии сердечно-сосудистой и нервной системы. И если, например, уже была попытка развода, приведшая к ухудшению здоровья, то память об этом может вплетаться в общий «кокон» вины, парализуя всякие действия инициатора развода. Многие люди, пережившие развод ощущают, что они постарели, лишились жизненной энергии .

В течение года после развода риск заболеваний у разведенных увеличивается на 30%. Разведенные пациенты чаще жалуются на головные боли, мочеполовые расстройства и кожные заболевания. В 6 раз чаще они посещают психиатра. А. Розенфельд объясняет это тем, что взаимодействие в критических ситуациях между головным мозгом, нервной и иммунной системами нарушается. После стресса в течение 14 месяцев число иммунных клеток уменьшается - риск заболеваний возрастает . Так, психические заболевания у разведенных мужчин встречаются в 5,09 раза чаще, чем у семьянинов, у разведенных женщин - в 2,8 раза чаще, чем у тех женщин, которые живут в семье. Статистика самоубийств у мужчин после развода также намного превышает женскую.

Супругам не так легко отказаться от прежних друзей и контактов. В число старых связей, конечно, входят свекор и свекровь, теща и тесть, бабушки и дедушки и другие родственники. В исключительно редких случаях они не имеют своего мнения по поводу того, что произошло, что могло бы произойти, и что должно было бы произойти. Важно, чтобы каждый ясно понимал, что случилось, и четко знал свое отношение к этому. Все это достаточно сложно.

Нужно выделить психологическое пространство для бывшего супруга - родителя ребенка. Где бы ни проживал этот человек, он постоянно присутствует в его душе, и просто так ушедший родитель не исчезнет из его жизни.

Поскольку в задачах нашего исследования стоит изучение последствий развода для личности супругов, мы намеренно не останавливаемся детально на описании последствий развода для психики детей.

Психологически развод длится долго. Ожидания людей по поводу другого брака могут быть грандиозными: они порой напоминают ожидания Нирваны. Раз они избавились от ненавистного супруга, то теперь-то найдут гораздо лучшего, - и все проблемы решены. Они забывают, что естественные осложнения во взаимоотношениях по-прежнему сохраняются, что впереди их, возможно, ждут более серьезные испытания (которые могут потребовать гораздо больших усилий, чем это, кажется на первый взгляд). Многое в жизни останется неизменным, например раздражение, которое одни люди испытывают по поводу других, взаимная злость, грубость, упрямство.

Итак, каждый вступающий в новый брак думает, что жизнь изменится к лучшему. Но второй брак не всегда оправдывает ожидания. И чем больше хочется получить от жизни, чем радужнее надежды, тем сильнее могут быть разочарования.

Развод - это время, которое позволяет сделать переоценку своих ментальных моделей и чувств. Человек, испытавший развод, приобрел восхитительное образование. Он становится осторожным в выборе близкого человека, формируя новые отношения, подходя избирательно к процессу создания семьи. Развод может сильно изменять роли в семье. Так, например, если женщина не работала и была на содержании у мужа, она начинает задумываться о средствах, искать работу, пытаться себя реализовать. А при, возвращении супруга в дом своих родителей, он снова вводится в позицию «ребенка», со всеми вытекающими последствиями, что обостряет конфликты в родительской семье .

Увеличение числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Обобщив результаты многих исследований, специалисты (Э.Г. Эйдемиллер, Л.Б.Шнейдер и др.) указывают, что разведенные мужчины и женщины временами скучают по своим бывшим мужьям или женам, испытывают тревогу, даже если были сами инициаторами развода и считали свой брак несчастливым. Развод немедленно тяжело сказывается и на моральном состоянии детей. Дошкольники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разводе своих родителей. Дети более старшего возраста выражают свое раздражение более непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течение года или двух лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и одинокими в течение 5 лет после развода или еще дольше, даже если родитель, с которым они живут, снова вступает в брак .

Развод имеет большие последствия для психики человека. Низкая самооценка, недоверие к противоположному полу, страх, что не сможешь жить полноценной жизнью и найти нового человека - вот далеко не все результаты, отражающиеся на психике бывших супругов. У некоторых появляются чувства опустошенности и ненужности. Пик таких переживаний наступает в фазе депрессии. Именно здесь особенно важно общение, направленное на то, чтобы поддержать и успокоить страдающего человека. Чтобы не допустить страданий в будущем, необходимо понять и «проработать» свои иллюзорные представления о браке и семье, старые ошибки. Большинство, людей вступающих брак не задумываются о том, что их там ждет. Но, прежде чем вступать в отношения, лучше чуть в сторону отодвинуть чувства и заняться прояснением мнений партнера по определенным вопросам.

Если развод произошел, то главное не замыкаться в себе в стадии депрессии. Говорить с кем-то, что-то делать, заниматься собой, спортом. Но, главное найти человека, который выслушает, примет, поможет советом, успокоит. Сейчас входит в моду такое направление психотерапии, как посредничество при разводе. Такая работа позволяет уйти от негативной эмоциональной вовлеченности. Особенно опасно войти в аффект, когда есть дети. Нередко не окончив отношения, бывшие супруги их продолжают уже в патологической форме, вовлекая в это детей. И такие неоконченные отношения, могут продолжаться бесконечно долго, травмируя психику детей. Посредничество при разводе позволяет установить новые правила взаимоотношений, прийти к согласию по вопросам общения родителей с детьми, общей собственности, решить другие вопросы. Также поможет избежать негативных последствий управление фокусом внимания. Как правило, при разводе, внимание бывших супругов сконцентрировано в прошлом. Но, если вы поняли, что развод с человеком неизбежен, смотрите в будущее. Постройте планы на ближайшие пять, десять лет. В этот период более полезны планы в карьере, чем в личных отношениях. Нет смысла, срываться в поиск партнера, так как вы еще не до конца отошли от душевной травмы. И новый человек, которого вы встретите, может неадекватно воспринять вас. Или другая крайность, найти хоть кого-нибудь, лишь только для того, чтобы удостовериться в том, что можешь это делать. Новые отношения возникнут, когда этому подойдет срок. Не нужно форсировать, так как негативный опыт еще больше ударит по самооценке. А вот немного «уйти» в работу очень полезно. Жизнь не кончается на разводе. Человек, переживший развод стал мудрее, терпимее, более ответственнее за свою жизнь, и за того, кто рядом.

Таким образом, развод выполняет по отношению к браку двоякую роль. Он может выступать средством нравственного возвышения супружества, утверждением равноправия между мужчиной и женщиной, если направлен против пережитков прошлого в брачных отношениях, эксплуатации и морального унижения одного из супругов, но он может стать и своего рода антиподом брака, если является следствием этих пережитков, нравственной незрелости супругов.

Развод перестал быть исключительным и стал обычным, ординарным явлением. Соответственно снижается требовательность при выборе партнера.

Следующее направление влияния разводов на эффективность функционирования института брака состоит в том, что перспектива развода, вернее опасение, что муж (жена) воспользуется правом на развод при первом же более или менее серьезном конфликте, так или иначе, отражается на поведении каждого из супругов и их отношении к своим семейным ролям, на взаимных оценках и самооценках, на планировании семьи, по меньшей мере, до тех пор, пока и у мужа, и у жены не появляется чувство стабильности их семей, а, следовательно, и ориентации не только на сегодняшний и на завтрашний день, но и на относительно далекое будущее.

Согласно данным исследователей , разводы увеличивают число людей, не вступающих в повторный брак, и, что самое главное, которые не хотят этого делать, хотя бы в ближайшие несколько лет.

Разводы увеличивают количество неполных семей. В них создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака.

Развод оказывает влияние и на самих разводящихся супругов. Г. Кристиансен и К. Джонсон [цит. по 43] в результате анализа ряда эмпирических работ установили следующие типы реакций на развод. Достаточно часто наблюдается своеобразный шок со стыдом и жалостью к себе. Разведенные пытаются рационализировать ситуацию и доказать, что им безразличны возникшие проблемы. Весьма распространенным является чувство беспокойства, нетерпеливости, идущее от нарушенных привычек и утраты привычных ролей. Разведенный супруг часто пытается увеличить свою социальную активность. Друзья и родственники обычно помогают ему в установлении новых контактов. Нередко после развода человек начинает вести себя в противоречии с общепринятыми нормами, пытаясь утолить свое горе в пьянстве или компенсировать потерю семьи увеличением частоты сексуальных контактов. Отмечены факты взаимоисключающих установок по отношению к своему бывшему супругу, чередование проявлений ненависти и любви. Поэтому иногда сексуальная близость между бывшими мужем и женой сохраняются в течение некоторого времени и после развода. В некоторых случаях они даже вступают в повторный брак друг с другом.

Таким образом, подведем итоги данному параграфу. Развод негативно влияет на здоровье супругов, обостряя хронические и психосоматические заболевания, так же развод сказывается на моральном состоянии супругов. Недоверие к противоположному полу, страх, что не сможешь жить полноценной жизнью и найти нового человека - это лишь далеко не все результаты, отражающиеся на психике бывших супругов.

Таким образом, все вышеизложенное потенцирует проведение эмпирического исследования личностных особенностей супругов, переживших развод. Этому посвящена следующая глава дипломной работы.

Должность: педагог-психолог

Организация: МБДОУ детский сад общеразвивающего типа № 25 «Мишутка»

Населенный пункт: Мурманская обл. г. Ковдор

Консультация для родителей.

Последствия развода для ребенка.

Развод - всегда неожиданность, и мало кто представляет себе реальные последствия этого события, но, как и почти всему на свете, можно научиться расставаться цивилизованно.

Развод родителей - всегда травма для ребенка. Сколько бы ни прошло лет, даже взрослые называют развод родителей одним из самых тяжёлых воспоминаний детства. Это та реальность, к которой нужно быть готовыми и изменить которую невозможно. Но можно её смягчить, сделать просто грустным переживанием.

Нужно не забывать о том, что развод осуществляется для того, чтобы всем стало лучше. Во имя благополучия ребёнка на всех этапах развода нужно помнить о трех целях:

1. Добиться того, чтобы Ваша семья так и осталась семьёй.

2. Свести к минимуму негативные последствия для детей.

3. Принять развод как неотъемлемую часть бытия .

Для малыша до трех лет важнее всех на свете его мама, поэтому нежелательно отдавать ребенка в ясли до достижения им полных двух лет, как бы трудно ни приходилось. Слишком раннее " перерезание пуповины" может не благоприятно сказаться на нервно-психическом состоянии малыша, который еще не готов оторваться от матери. Страх разлуки может иметь соматические проявления, тогда ребенок частенько будет жаловаться на головную боль или на боле в животе. Могут проявляться приступы кашля, особенно по ночам. Говоря о детях от года до трех, не стоит забывать о том, что самые распространенные страхи этого возраста - боязнь недостаточной любви родителей и страх одиночества. Эти страхи заметно обостряются при конфликтной обстановке в семье, при рождении второго ребенка и особенно при разводе.

Если вы разводитесь, когда вашему малышу еще не исполнилось трех лет, постарайтесь быть очень внимательными к ребенку. Если он станет вольным или невольным свиделем конфликтов между папой и мамой (неважно, что ребенок при этом находится в другой комнате, - он ведь не глухой!), то потом придется иметь дело с целым "букетом" детских страхов или детским неврозом. Естественно, в этом возрасте тяжелее переживается уход матери, но, кто бы ни уходил из семьи, ребенок все равно будет чувствовать себя незащищенным. В этот же период развиваются такие важные психические функции, как восприятие, мышление, память и внимание. Все, что дети воспринимают, вызывает у них яркие эмоциональные реакции, и родители в том числе. Разумеется, хорошо, если папа и мама вызывают у ребенка радостные эмоции, если они оба сияют для него солнечным светом. Но, когда родители разводятся, часть сияния пропадает, и мир для малыша становится темнее и печальнее. Поэтому, дорогие родители, постарайтесь после развода поставить на первое место не себя и свои переживания, а психическое здоровье вашего малыша!

Дети в 2-3 года реагируют на расставание родителей плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, отсутствием опрятности, привязанностью к своим вещам и игрушкам. Нивелировать эти проявления можно создавая необходимый физический уход и заботу.

После трёх лет дети, оказавшиеся в ситуации развода, могут испытывать тревожность, чувство утраты, агрессивность, повышенную гневливость, общительные дети замыкаются. Многие считают себя причиной развода родителей, что может привести к устойчивому чувству самообвинения, снижению самооценки, депрессивным состояниям. Разрыв мальчика с отцом приводит к нарушению усвоения стереотипов мужского поведения.

В 5-6 лет дети отчетливо представляют, как развод родителей может повлиять на их последующую жизнь. Девочки в этот период переживают сильнее, чем мальчики, желают вернуть отца, тоскуют, ищут внимания. Наличие братьев, сестер смягчает ситуацию, дети снимают эмоциональное напряжение во взаимодействии друг с другом.

Чем старше ребенок, тем сильнее проявляются различия в реакциях и тем серьезнее могут быть нарушении в поведении. Чтобы минимизировать эти влияния, родителям необходимо выстроить правильную линию поведения с ребенком. Первое, что придется сделать - это честно и открыто поговорить с ребенком, сообщить ему о разводе. Пусть он поймет, что мама и папа любят так его так же сильно как прежде и всегда будут рядом, что он ни в коей мере не является причиной развода. Ребенок одинаково сильно любит обоих родителей, поэтому нельзя ставить его перед выбором с кем ему остаться. Ни один из родителей не имеет права лишать его внимания другого и ограничивать общение с ним. При ребенке стоит избегать бурных выяснений отношений и конфликтов. Важно направить все усилия на сохранение привычного образа жизни ребенка настолько насколько это позволяет ситуация. Родителям не стоит терзать себя чувством вины за разрушенную семью, ведь все эти переживания передаются ребенку. Счастливые родители – счастливые дети!

В большинстве случаев адаптация к новой обстановке, связанной с разводом родителей и образованием новой семьи завершается примерно через 2 года. К этому времени большинство детей и родителей приспосабливаются к новой ситуации и начинают вести нормальную жизнь, хотя следы развода могут проявляться вновь во время отрочества или юности. Тем не менее пока связанные с разводом проблемы существуют, они могут служить серьезной помехой социальному и эмоциональному развитию ребенка.

Чтобы ребенку после развода было комфортно:

  • - Обеспечить малышу достаточно общения. Ходите с ним в гости, приглашайте друзей к себе. Ни в коем случае не замыкайтесь в своем мирке!
  • - Идеально, если ваши родители могут много времени проводить с малышом. В этом случае он чувствует, что его любит не только мама, но и бабушка с дедушкой. И тетя. И даже солнышко улыбается персонально для него.
  • - Чтобы ребенок ни "учудил", сохраняйте в общении с ним ровный тон и неизменную доброжелательность. Пусть малыш будет уверен в том, что он и его поступки для вас вещи разные.

Правила безопасного развода:

  • - обязательно объясните на доступном ребенку уровне, что такое развод и почему самые близкие ему люди решили расстаться;
  • поделитесь с малышом своими трудностями, попросите помогать вам и поддерживать и сами обещайте ему помощь и поддержку;
  • учитесь справляться с собственными перепадами настроения и помогайте ребенку справляться с собственными переживаниями. Нет ничего предосудительного в том, чтобы вместе всплакнуть: слезы дают облегчение и сближают;
  • - общайтесь с ребенком как с самым близким и родным человеком. Пусть знает, что он для вас дороже всех сокровищ мира;
  • - почаще находите повод похвалить ребенка, отмечайте его достижения и не заостряйте внимание на неудачах;
  • - всеми силами поддерживайте в ребенке уверенность и оптимистичный взгляд на будущее.

Три «никогда», которые помогут Вам в общении с ребёнком:

  • Никогда не надо говорить ребёнку, что он станет таким же, как отец - пьяницей, забулдыгой, никчемным человеком, как мать, безответственным и агрессивным.
  • Никогда не говорите ребёнку, что он унаследовал от отца (или матери) все самые плохие качества и черты характера.
  • Никогда не пугайте ребёнка, что если он будет себя плохо вести, Вы отправите его жить к отцу (или матери).

Для того чтобы лучше понять собственные мысли и чувства, услышать голос собственного ребёнка и не приписывать ему собственных страхов, обид и тревог, попробуйте сделать следующее

Нам не дано предугадать, как отзовется развод на будущем ребенка. Но в наших силах смягчить последствия и направить развитие ребенка в позитивное русло. И тогда он будет расти счастливым, несмотря на развод, а то и благодаря ему!

Используемая литература:

1.Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей./И.Ю.Млодик.- М.:Суфлер; Ростов н/Д: Феникс,2013-79 с.

2.Нартова-Бочавер С.К. и др. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А.Мухортова

М.: Дрофа, 2001. – 192 с.