Необычные растения        20.08.2019   

Ребёнок ворует. Как быть? Причины и советы психологов. Ребенок ворует деньги у родителей: что делать

Родители, впервые уличившие чадо в воровстве, испытывают различные чувства: гнев, недоумение, раздражение, стыд… Они не понимают, что толкнуло ребенка на такой поступок, и какой промах в воспитании был допущен.

Стоит сразу отметить, что в нашей статье речь пойдет об осознанном воровстве. Первый опыт присвоения чужих игрушек, заколок и прочих мелочей в 3-4-летнем возрасте не в счет – малыш пока не ощущает границ между «мое» и «чужое». К 4-6 годам у него уже формируется понимание принадлежности, однако умение держать под контролем свои порывы все еще отсутствует. Ввиду вышесказанного обвинять ребенка в краже можно, если он уже перешагнул 6-летний рубеж. В этом возрасте дети идут в школу, становятся более самостоятельными, независимыми от родителей в психологическом плане и часто руководствуются в своих действиях примером сверстников.

Однако кражи тоже бывают разными. Если ребенок позаимствовал без разрешения мяч у соседского мальчика, такой поступок заслуживает наказания, но не является катастрофой. Совсем иначе обстоят дела, если по его вине из маминого кошелька начинают пропадать купюры крупного (или не очень) номинала. Сегодня мы поговорим о том, что толкает ребенка воровать деньги у родителей и как правильно себя вести, оказавшись в такой ситуации.

Почему ребенок ворует деньги: основные мотивы

  1. Дефицит общения с родителями. Восполнять недостаток родительского внимания дети могут всеми возможными способами: начиная от капризов и истерик в младенчестве и заканчивая воровством в более старшем возрасте. Нередко ребенок ворует деньги из родительского кошелька со злости, пытаясь таким образом отомстить взрослым;
  2. Необходимость самоутверждения. Как и в первом случае, корень проблемы лежит в дефиците внимания со стороны родителей, а точнее – отсутствии работы с чадом в сфере развития, поведения в коллективе, самовосприятия и т.д. В итоге единственным, по мнению ребенка, способом доказать значимость собственного «Я» становится кража;
  3. Искаженное восприятие добра и зла. Многие удивятся, но ситуации, когда маленький человек на самом деле не понимает, что совершает нехороший поступок, тоже имеют место. Оказывается, не все родители в доступной форме объясняют своим детям разницу между «хорошо» и «плохо»;
  4. Недостаток либо полное отсутствие карманных денег. Некоторые сочтут это неприемлемым, но детям старше 10-12 лет необходимо иметь карманные деньги – некоторую сумму, которой они могли бы распоряжаться на свое усмотрение. Разумеется, лучше, чтобы ребенок «заработал» на личные расходы, однако возможны исключения;
  5. Личный пример старших. Как говорится, яблоко от яблони недалеко падает. Если ребенок ворует деньги у родителей, не исключено, что предпосылкой для этого стал наглядный пример карманничества (между супругами, соседями и т.д.). Аналогичный эффект могут произвести горячо любимые детьми и подростками фильмы об ограблениях и захватывающих приключениях преступников, их совершивших;
  6. Школьная дедовщина либо «покупка» места в коллективе. К сожалению, подобные факты все чаще становятся причиной детского воровства. Иногда ребенок, не имея другой возможности завоевать уважение одноклассников, вынужден добиваться признания среди сверстников если не деньгами, то всевозможными подарками (жевательная резинка, брелоки и прочая ерунда). Куда более серьезно дело обстоит, если у чада вымогают деньги старшеклассники, и у него не остается выбора, кроме как воровать их у родителей.

Как отучить ребенка воровать деньги дома?

Независимо от причин, вызвавших желание взять чужое, детское воровство нужно пресекать в зачатке. Сначала рассмотрим, чего делать не следует:

  • Не бросайте деньги на виду в открытом доступе – это провоцирует ребенка пойти на кражу;
  • Не вешайте на него ярлыков, обзывая вором и негодяем, ибо «как корабль назовешь…»;
  • Не зацикливайтесь на плохом. Инцидент уже произошел, и упрекая человека за то, что он оступился, вы не исправите ситуацию;
  • Не обсуждайте проблему с посторонними. Этим вы позорите не только ребенка, но и себя, выставляя в нелестном свете собственные воспитательные методы;
  • Не устраивайте судилища и воздержитесь от угроз. Это приведет только к тому, что малыш замкнется в себе и затаит на вас еще большую обиду.

Итак, как отучить ребенка воровать деньги?

Совет №1: Пересмотрите семейные ценности

Самое время тщательно изучить взаимоотношения со своим чадом. Возможно, вы уделяете недостаточно внимания вопросам воспитания и общения. Чем живет ваш ребенок? Что его гнетет и мучает? Если вы затрудняетесь дать ответ, поговорите по душам – это поможет вам наладить контакт и узнать друг друга ближе.

Совет №2: Научите ребенка копить деньги

У вашего чада, как и у любого человека, есть личные потребности. Однако семейный бюджет ограничен, и как бы вам ни хотелось, исполнить все желания и капризы ребенка невозможно. Доступно разъясните, что деньги на желанную покупку следует откладывать. Например, разрешите ему оставлять сдачу себе после самостоятельного похода в магазин.

Совет №3: Отказывайте правильно

Безапелляционное «нет» может стать причиной настоящей душевной травмы. В силу своего возраста ребенок не может понять всех этих «взрослых заморочек», связанных с тяжелым финансовым положением и необходимостью экономить. Ваша задача – объяснить, что в семье принято планировать покупки, и сегодняшний отказ означает, что он получит желаемое немного позже;4.6 из 5 (37 голосов)

И снова всем здравствуйте! Мы уже довольно много разобрали тем, связанных с поведением наших детей, от которого порой краснеем и бледнеем. Сегодняшний разговор – не исключение.

Приходилось ли вам слышать: «Ваш ребёнок ворует!»? А может вы стали подмечать, что в кошельке как-то странно тают деньги? Хорошо, если с таким инцидентом в вашей семье не сталкивались. Но бывают случаи, что и в благополучный дом вдруг стучится беда, обжигающая стыдом. Что делать если ребенок ворует?

План урока:

У стыдной проблемы есть возраст

Предлагаю не обсуждать тех детей, которые встают на путь воровства по примеру старших, воспитываясь в неблагополучных семьях. Трудно рекомендовать что-либо таким родителям, для которых присвоить чужое – в пределах правил.

Наш объект исследования – ребёнок домашний, у которого, с одной стороны, вроде всё есть, а с другой стороны, оказывается, чего-то для полного счастья не хватает. Вступает послушное чадо в ряды воришек, зачастую прекрасно осознавая, что совершает непристойный поступок и при этом дружит со своей совестью. А когда он начинает понимать, что «такое хорошо и что такое плохо»?

Как быть, если трёхлетнее чадо без пригляда родителей зацепило в магазине с полки заветный чупа-чупс и довольное, уверенное в себе шурует мимо кассы? Понимает ли ребёнок, что в этот момент совершает плохой поступок или это для него норма? В таких случаях никому не приходит в голову сразу клеить малышу штамп «вор».

Понимание того, как разделять «моё» и «чужое» обычно появляется после трёх лет. В этот период развивается самосознание, до него мы пытаемся достучаться, когда находим в кармане детской куртки чужого робота, добровольно подарить которого хозяин игрушки ну никак не мог.

Уличали ли вы своих детей, что они таскают конфеты, запрятанные от них подальше?

Наши следопыты нюхом чувствуют, где таится заветный кулёчек и с каждой новой попыткой стащить то, что запрещено, становятся аккуратней, тщательно заметая следы. Пакетик завязывается на тот же самый «морской» узел, кладётся точно туда же, откуда был приватизирован на время.

Называем ли мы это воровством? Наверное, да, ведь в таких случаях часто укоряем сладкоежку, что брать без спроса нехорошо, приводим примеры воришек из сказок и берём честное слово, что такое не повторится. Но в таких случаях мысли не возникает, что это может послужить поводом для более серьёзных проблем.

Причём, чем старше становятся наши дети, тем чаще такие поступки начинают ассоциироваться у нас с кражей. И возраст здесь становится той самой причинно-следственной связью между мотивом и преступлением, когда чужие вещи присваиваются осознанно.

По-серьёзному, по-взрослому, начинают воровать подростки, обычно объектом служат деньги у родителей, и это становится семейной проблемой, решить которую можно, «не вынося сор из избы».

Гораздо хуже, если объектом «для шестого пальца» станут вещи одноклассников в школе. Тут «шила в мешке не утаишь». Придётся вместе с родителями учеников и педагогами искать причины, почему именно ваш ребёнок так поступил.

Несколько ответов на одно «почему?»

Психологи говорят, что каждый первый когда-либо что-либо брал чужое без спроса, проще говоря, становился воришкой. На время или насовсем, но брал и становился. И если вы сейчас готовы утверждать, что у вас такого не было, скорее всего, вы плохо пошуршали в памяти.

Несвоевременное родительское «чужого брать нельзя» даёт почву для роста будущего воровства, которое сводится к трём основным зачем:

  1. потому что вопреки бунтующей совести есть навязчивое желание владеть понравившейся вещью,
  2. потому что сложилась психологическая неудовлетворённость,
  3. потому что не хватает силы воли и не привиты нравственные ценности.

Ну о-о-очень хочется!

Необузданное желание поиметь у себя именно вот это, и ты не устоял! В этих поступках признаются редко, да и случаются они обычно раз-два и не повторяются. И главные отличия у такого поведения – понимаю, что нехорошо, но искушение берёт верх над разумом. Поддаться на провокацию помогают соблазны – оставленные на виду привлекательные вещи или деньги, и тогда ребёнок с бесконтрольным желанием на «хочу» не может сказать «нет».

При этом детский мозг находит всяческие оправдания осознанному поступку. Если вы ползали по чужим садам и огородам – это как раз тот повод сказать, с вами случалось такое мелкое воровство, которое пусть и называют зачастую обычным хулиганством.

Краду для самоутверждения

Обратить на себя внимание можно разными способами. Зачем дети крадут у родителей деньги? Да часто просто чтобы удивить друзей, накупить им конфет и наестся до отвала. Или приобрести заветный гаджет, чтобы понтануться, говоря подростковым языком, перед сверстниками – вот, смотрите, у меня тоже есть! Покупая друзей, обделённые вниманием дети повышают значимость в обществе.

Свобода выбора

Вот скажите, диктует ли нам, взрослым, в магазине кто-нибудь, покупать новую вещь или нет. Мы, конечно же, решаем сами: берём кошелёк и с чувством удовлетворённости несём приобретённую новинку домой. А что делать детям, когда на просьбу карманных денег они получают в ответ: «У тебя всё есть, зачем тебе. Я тебе куплю!»

Но ведь для подросшего ребёнка это важно – тратить самому, даже пусть на всякую ерунду. И он начинает искать, где взять немножко денег, пытается отчаянно накопить, а если не получается, может и позаимствовать.

Психологически неудовлетворён

Как часто дети делают что-то назло или из мести. Чем не повод отомстить родителям, у которых нет на него времени, забрав часть денежных средств. А почему бы не взять вещь у одноклассника и стать для семьи плохим?! Пусть их вызовут к директору и ругают, как они ругают дома меня! Избыточный контроль тоже может стать причиной краж – такой способ ребёнок выбирает в качестве протеста.

Мишень для вымогательства

Не нужно исключать, что иногда воровать деньги из дома подростки начинают для старшеклассников. Угрозы и запугивание – причина недостойного поступка.

За компанию

Попав в непростое окружение, которое подворовывает и вымогает деньги у других, подростки совершают кражи за компанию, чтобы не прослыть слабаком и пройти «проверку».

Пробелы воспитания

Вы улыбаетесь, когда малыш из детсада притащил чужую игрушку – какое недоразумение! Спустя какое-то время он принёс что-то поважнее – какой предприимчивый! Ожидайте плоды своих улыбок – ребёнок привык, что чужое брать можно.

По горячим следам

Какие наши первые действия, когда юный воришка попался? Крики, вопли, требование всё рассказать и признаться в том, что было и не было. А вот совет психолога совершенно другой: главное – спокойствие, без паники!


Как избежать воровства?

  1. Во-первых, прививайте понятие своего и чужого как можно раньше, не забывая объяснять про ответственность: взял чужое – верни, что-то испортил – возмести ущерб, кого-то обманул – расскажи правду.
  2. Во-вторых, всегда живите по формуле: «Люби и доверяй», давая понять, что ребёнок – это часть вашей жизни. Задушевные беседы чаще проливают свет на проблему и позволяют предотвратить непоправимое.
  3. В-третьих, давайте детям карманные деньги в том количестве, в каком считаете нужным. При этом научитесь разумно отказывать, когда «наглость не знает границ».

И, конечно, как всегда в любой детской проблеме оглядывайтесь на себя. Любите заглянуть в детский личный дневник или прошерстить его телефон, не уважая чужую собственность? Чего же вы ждёте взамен?

Время от времени приносите с работы «завалявшуюся» пачечку бумаги или ставшие вдруг бесхозными дырокол или степлер? Не удивляйтесь, что рано или поздно ребёнок начнёт таскать из школы «ничьи» ручки и карандаши.

А вы сталкивались с детским воровством? Или может в юности грешили этим сами? Хотелось бы услышать ваши истории в комментариях, ведь пути из сложных ситуаций проще искать сообща.

На новости блога не забыли подписаться? Хорошо! Теперь вы точно не пропустите выход новых интересных статей)

Отличной погоды в доме вам!

Евгения Климкович!

С проблемой воровства у детей сталкиваются многие родители и для них это становиться настоящим шоком, как результат, гневная и вспыльчивая реакция.

Однако подобные проявления хоть и являются неприемлемыми, но составляют часть основного процесса в развитие. Таким образом, ребенок получает знания о самом себе и окружающем его мире, развивая личностные моральные принципы, основы этики и собственной совести.

В периоде от 6 до 12 лет ребенок все менее зависим физически и психологически от родителей.

Когда начинается воровство?

Появляется интерес к сверстникам в школе, пытаясь отвергнуть пристальное внимание со стороны родителей.

До 6 лет, ребенок просто не имеет четкого понятия, что ему принадлежит, а что нет.

В возрасте 3-4 лет ребенок берет чужую игрушку просто потому, что ему так захотелось. Если со стороны родителей реакции не последовало, значит, по его мнению, он правильно делает. В дальнейшем поступки повторятся, пока не поступит отрицательный сигнал со стороны взрослых.

Со временем такое поведение перерастает в настоящее воровство. Что делать, если ребенок ворует? Вопрос, который волнует всех любящих родителей.

Причины провоцирующие брать чужие вещи без спроса

Воровство, как и ложь - термин взрослых, не относящийся к маленьким детям.

У малыша совсем иные взгляды на понятие «чужое» и «мое», в отличие от совершеннолетних подростков.

Игрушка, “случайно” оказавшаяся в кармане ребенка после посещения друга или крепко зажатый леденец в детской ручке после прохождения кассы, абсолютно не указывает на преступление. Малыш просто взял, а не осознанно украл.

В дошкольном понимании владение - это монопольное использование. Дети уверены, все, что находится в пределах их видимости, по праву принадлежит им.

В возрасте до 4-х лет, трудно отличить понятие «ваше» и «мое».

Конфетка, попавшая в руку малышу, в его понимании, по праву принадлежит ему. Единственный выход, следить и постоянно объяснять. Со временем малыш повзрослеет, и ваши слова начнут доходить.

Основные причины воровства:

  • Родители недостаточно, или неправильно воспитывают и объясняют правильные поведения и поступки. По мнению малыша, это один из многих факторов обращение на себя внимания. В раннем возрасте случается практически во всех семьях и пока проблемой не считается.
  • Выделится из толпы. Порой это единственный вариант, приходящий в голову детям.
  • В потребности иметь не меньше за своих сверстников. Не каждый родитель может позволить купить своему малышу все востребованный им игрушки. Случается, что понравившаяся игрушка не доступна, а украсть, или забрать у другого, неплохой вариант, к тому же быстрый.
  • Подражание маме и папе, не до конца понимая ситуацию.
    Малыш может видеть, как мама берет из папиного кармана деньги. Понимая безнаказанность, он пытается, повторит сам.
  • В старшем возрасте, воровство перерастает в вымогательство. Видя подобные ситуации на улице между старшими детьми, он питается что-то и сам произвести подобное.

Поведение родителей, при обнаружении кражи


  • Ни в коем случае не угрожайте ребенку, даже при отказе признать свою вину. Ваша открытая агрессия только усугубит ситуацию. Попробуйте прямо спросить, брал он ту или иную вещь, или нет. Не заставляйте насильно взять вину на себя.
  • Не наказывайте и не осуждайте за каждый малейший проступок, иначе он начнет скрывать от вас абсолютно все.
  • Не напоминайте о случившемся, если вопрос был благополучно решен, и прошло немало времени.
  • Не называйте ребенка вором, не угрожайте уголовным и тюремным будущим.
  • Обсуждение данной проблемы с чужими людьми еще и в присутствии ребенка, неприемлемо для правильного воспитания. Существует поговорка: “Хвали при всех, ругай наедине”.
  • Не сравнивайте с собой в детстве или с другими детьми. Он никогда не повторит ваш жизненный путь, как бы ни хотелось многим родителям Подобные действия, унижают и подавляют собственное достоинство. Фразы «Мой сын так поступить просто не мог», «Родители из-за тебя краснеют» или «Мне за тебя стыдно» и прочие, неуместны в воспитании.

Разобравшись, как правильно должны вести себя родители в сложившейся ситуации, переходим к вопросу что делать, если ребенок ворует?

Что делать родителям, если ребенок ворует

  • Поговорите о проблеме воровства - спокойно и правильно объясните, что относится к плохим действиям, критерии оценки и какие поступки считаются хорошими. В зависимости от развития и способностей ребенка, подобную беседу проводят в возрасте от 4-х до 5-ти лет. Важно объяснить простым языком, что воровать - это очень плохо.
  • Разъясните, что брать без спроса чужие вещи плохо. Ребенок должен понимать различия между понятиями «мое» и «чужое»;
  • Если на каком-то этапе развития ребенка, вы замечаете у него посторонние вещи других детей (например, цветную бумагу, карандаши или фломастеры), необходимо объяснить, что брать без спроса чужие вещи нельзя, лучше попросить у мамы или папы все необходимое.
  • Ребенок должен самостоятельно осознать, к чему приводят подобные действия и поступки, в частности воровство. Среди которых: потеря доверия друзей, появление после очередной кражи чувство, сожаления о содеянном поступке.
  • Создать все условия и дать понять ребенку, что после кражи к нему будут приняты решительные меры. То есть, придется отвечать за неправильные свои действия.
  • Можно объяснить, что данная вещь у него будет обязательно, но после хорошего поведения. Малыш начнет стремиться быть послушным и со временем, это отложится в мозгу.

При совершении кражи, родителя обязаны пресечь и адекватно реагировать на ситуацию. Ведь несправедливое обвинение, самое тяжелое и обидное действие.

Ошибки в воспитании, приводящие к воровству


Помните , воровство - первый признак нехватки внимания, любви и заботы со стороны родных.

Любой детский психолог прекрасно знает - практически каждый в детстве хоть единожды что-то украл. И это абсолютно нормально.

В зависимости от возраста причины воровства могут очень различаться.

Например, малыш даже не отдает себе полного отчета, что такое «мое», и что такое «чужое». Фантазии и реальность в его сознании могут быть причудливо переплетены, и границы между ними очень размыты.

Дети дошкольного возраста в 5 - 6 лет тоже не всегда отчетливо понимают границы собственности. Кроме того, у них очень силен эгоизм. Это можно объяснить тем, что в процессе эволюции детенышам наших предков необходимо было очень заботиться о себе, чтобы выжить.

Около 6 - 8 лет начинают формироваться основы морали. Младшие школьники уже начинают соотносить свои поступки с интересами и мнением других людей.

Тем не менее, нормальный ребенок, а нередкко и подросток, довольно легко идет на кражу. Почему?

Причины детского воровства

1. Кража из лучших побуждений

Ребенок действительно может украсть из лучших побуждений, например, чтобы подарить тому, кого любит. Другу, маме или папе, братику. Это желание оказывается сильнее, чем сдерживающий внутренний запрет брать чужое. Ведь моральные устои этом возрасте еще только начинают формироваться. А желания очень сильны.

2. Очень хочется, не устоять

Ребенку просто «очень хочется». Игрушку, куклу, пирожок или конфету. Да мало ли чего может захотеться человеку. И - рука как бы сама тянется и берет. Он уже понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может.

Все дело в том, что дети еще просто не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У них еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются. Но ребенок уже понимает, что сделал что-то предосудительное, и кладет потихоньку игрушку в карман, красивое колечко - в тайничок и т.п.

Мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, полностью созревают только около19-21 года и позже. Именно поэтому подростки часто бывают несдержанны, а порой имеют проблемы с законом. У них просто не развита еще функция самоконтроля. Знают, как надо, но удержать себя не в силах.

С помощью специальных упражнений можно развить самоконтроль. Этим мы занимаемся на тренингах КУБ.

3. Необходимость обладать знаковой вещью

Подросток может пойти на кражу, потому что ему нужен определенный атрибут «крутости», без которого он чувствует себя неполноценным среди ровесников. Например, у друзей уже есть айфоны последней модели.

Этому особенно подвержены подростки с низкой самооценкой и те, кому не удается наладить отношения со сверстниками.

Им кажется, что заветный предмет станет залогом признания сверстников. Но юного похитителя обычно ждет разочарование. Ведь уважением товарищей пользуются уверенные в себе ребята, умеющие общаться. И подростку может показаться, что ему не хватает еще какого-то атрибута, а как он появится, уж тогда...

Чтобы разорвать этот порочный круг, ребенку необходимо укрепить самооценку и научиться общаться. Этому посвящены наши тренинги.

4. Стресс и потеря самоконтроля

Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Причем не только у детей. Взрослые в ситуации стресса тоже ведут себя неблестяще: закуривают, заедают, пропускают рюмку и совершают еще множество не слишком разумных действий, кому что ближе.
При этом вы помните, у детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за самоконтроль. И когда они расстроены, устали, напуганы или просто им нездоровится, детям гораздо тяжелее, чем взрослым, держать себя в руках.

Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество.

Пол года назад у 8-летнего Вани родилась младшая сестренка. И родители стали уделять ему меньше внимания. И вот «старший брат» вдруг ни с того ни с сего крадет в школе у одноклассника из кошелька деньги. Родители в ужасе: - Зачем? Ведь у него все есть?! Мы ему ни в чем не отказываем!

Действительно, их сын ни в чем не обделен, кроме одного - вот уже полгода он считает себя лишенным родительского внимания. А маленький человечек трактует это как лишение любви. Миллионы лет эволюции научили человеческих детенышей, что без родительской любви они пропадут, погибнут, поэтому ребенок испытывает в этой ситуации стресс.
А вы помните, влияние стресса таково, что самоконтроль снижается.

5. Подражая друзьям

Бывает, что дети крадут «за компанию» или подражая другим - сверстникам или более старшим ребятам. Это можно объяснить двумя причинами:

  • так делают мои знакомые, значит это нормально. Так работает эффект «социального подтверждения»;
  • разделение ответственности. Ведь если вместе, то кажется, что вина поровну распределится между всеми, и я буду только чуть - чуть виноват;
  • возможно, с помощью кражи ребенок проходит испытание на «слабо», и хочет доказать, что он смелый, взрослый и достоин дружбы своих товарищей.

5. Кража как месть

Может быть, ребенок хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого? Предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю.

Итак, вы узнали, что ребенок украл. Что делать?

Тут еще надо заметить, что наша взрослая реакция на разницу в стоимости похищенного предмета и реакция детей очень отличается. Взрослые могут снисходительно отнестись к похищенной конфете или красивой наклейке, и прийти в ужас, если ребенок присвоил чужой телефон. А вот ребенку это безразлично. Для него важна только сила его желания завладеть этим предметом.

Сначала несколько категорических: чего точно НЕ ДЕЛАТЬ.

1. Не угрожать!

Часто родители, будучи в шоке от того, что их чадо совершило этот непростительный и ужасный, по их мнению, поступок, начинают пугать ребенка разговорами про тюрьму и полицию.

Пока дети малы, они часто не могут соотнести свой проступок, не такой уж страшный, по их мнению, с теми ужасами, которыми стращают родители.

Тут очень важно, чтобы ваш сын или дочь всегда чувствовали, что вы на их стороне, даже если они поступили плохо. И если уж речь зашла о полиции или тюрьме, то вы будете «адвокатом», а не «обвинителем».

2. Без ярлыков

«Ты - вор!», «Да тебе одна дорога - в тюрьму», «Уголовник! Тебя ничего хорошего в жизни не ждет!». А иногда можно услышать даже - «Мой ребенок не мог такого совершить! Ты не мой сын!»
Если вы на секунду остановитесь и подумаете, то сразу увидите, что здесь совершенно нарушен масштаб: воровство - безусловно, несимпатичный поступок, но он точно не заслуживает проклятия на всю жизнь.

З. Без сравнений!

С собой в детстве, с другими детьми и т.п.
Во-первых, кто без греха? Каждый совершал поступки, о которых стыдно вспоминать. Каждый.
Если вам удастся убедить ребенка в его «плохости», это только поспособствует следующему проступку. Ведь если он плохой, безнадежный, хуже всех - то к чему стараться и удерживать себя от соблазнов? У ребенка с такой самооценкой уже не будет веры в свою способность противостоять искушению, и он легче поддастся ему снова.

Вы же помните, наша цель - укрепить самооценку ребенка.

Обвинения и наказания опасны еще и тем, что ребенок будет сожалеть не о том, что совершил плохой поступок, а что был уличен, и постарается повторить свой подвиг, но уже изобретательнее, чтобы не попасться. Думаю, мы стремимся не к этому.

Во-вторых, задайте себе вопрос: в чем ваша цель сейчас? Разве вы хотите унизить и раздавить ребенка? Думаю, нет. Вы хотите его удержать от совершения плохих поступков в будущем. Но ругая и унижая ребенка, вы вызываете у него стресс. А вы уже знаете, стресс снижает способность к самоконтролю.

4. Не при свидетелях

Ни в коем случае не проводить разборки при посторонних.
Дяди, тети, друзья, школьная учительница - не надо. Только наедине. Недаром классика воспитания гласит: похвала - прилюдно, выговор - наедине. Все то, что было написано в первых трех пунктах, усилится публичностью позора. Помним про стресс, самоконтроль и самооценку.

5. Кто старое помянет...

Если вы не хотите укрепить ребенка в вере, что он «плохой», что он «вор», не припоминайте это его прегрешение в будущем. Особенно, если его новое «преступление» будет совсем другого рода. Например, плохая оценка, немытая посуда, беспорядок в комнате.

Так как же на ребенка воздействовать?

1. Объяснить

Пока сын или дочь еще маленькие, просто постарайтесь им спокойно объяснить, что чужую вещь брать без спросу нельзя. Помогите представить, что чувствует тот, чье имущество украдено. Как другие люди относятся к тем, кто ворует.
Расскажите, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое. Можно договориться об обмене игрушками на некоторое время, можно попросить родителей купить ему похожую. И т.п.

2. Поддержать

Поддержите самооценку ребенка. Объясните ему, что он столкнулся с трудным испытанием и не смог его выдержать. Соблазн был слишком велик. Расскажите, как с вами в детстве произошло что-то подобное, и как вы поклялись больше не брать чужого и смогли сдержать слово, хоть это и было трудно. Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь. Главное, чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком, и хотел бы соответствовать этому образу.

3. Выяснить причины воровства

Вы помните, они могут быть разнообразными. Но в любом случае, это какой-то дефицит. Может быть, дефицит признания в классе, и ребенок украл, чтобы похвастаться или даже подарить. Может быть дефицит в самооценке, и ему нужна знаковая вещь, чтобы самоутвердиться (у всех уже есть такая игрушка, телефон...) Может быть, ребенок пытался себя утешить, когда было грустно или он нервничал (стресс). Вам важно узнать, как вы можете помочь ему компенсировать имеющийся дефицит.

4. Исправить

Вместо наказания и упреков покажите ребенку путь к исправлению ситуации. Например, как вернуть похищенное или компенсировать ущерб, если это возможно. Если ему очень стыдно за совершенный поступок, то может быть, можно тайно вернуть вещь на место? А если это уже невозможно, то можно попробовать совершить какой-то хороший поступок, чтобы хотя бы символически уравновесить плохой.

7 - летний Костя с бабушкой ездил гулять в Пушкин. Когда вернулись домой, обнаружилось, что у Кости откуда-то взялся игрушечный мотоцикл. Установить его владельца уже невозможно. Но можно пожертвовать этот мотоцикл и еще какую-то игрушку детям из детского дома. Благо, существуют пункты, куда можно принести вещи для сирот. Костя с бабушкой так и сделали. Собрали несколько игрушек, причем мальчик сам выбрал не только надоевшие уже игрушки, но и те, что любит. А так же присоединили к ним злосчастный мотоцикл. Это восстановило самосознание Кости как честного и доброго человека, способного справляться со своими желаниями и порывами. А главное, надолго запомнилось.

11 - летняя Марина воровала у мамы деньги из кошелька, причем неоднократно. В результате набралась довольно значительная сумма. Как же Марина их тратила? Покупала угощения своим одноклассницам! Так она старалась завоевать их расположение. Когда ситуация вскрылась, обеспокоенные и разочарованные родители по совету психолога собрали семейный совет. Они сумели без упреков и обвинений объяснить Марине, что ей придется как-то компенсировать деньги, взятые из бюджета семьи. Марина могла выбрать: отказаться ли ей от развлечений в каникулы или взять на себя дополнительные домашние обязанности, чтобы у мамы было больше сил заработать потраченную Мариной сумму. Девочка выбрала дополнительные домашние обязанности и целый месяц их выполняла. Так она сохранила самоуважение и научилась лучше отвечать за свои действия.

Заключение

Пожалуйста, помните, даже если ваш ребенок уже достаточно взрослый, раз он украл, значит не смог справиться со своими желаниями. У него возник какой-то дефицит. У него не хватило самоконтроля. Возможно, он был в стрессе. А значит, он также нуждается в вашей поддержке и помощи в исправлении ситуации, как если бы ему было 7 лет. Дети должны чувствовать, что мы всегда на их стороне, что мы их «адвокаты», а не «обвинители».

Решать эту задачу нужно с двух сторон. Ребенку помогут тренинги для детей и подростков , а Вы можете научиться мастерству воспитания на