Садовые растения        11.07.2020   

Ребенок имеет право не есть. Но вы решаете, что поставить на стол. Что делать, если ребенок не слушается Почему ребёнок не слушается

Каждая мама очень любит своего ребенка и старается изо всех сил. И вдруг в один момент звучат слова от родного человечка, что он маму не любит.
Любить кроху совсем не сложно. Пушистые волосы, розовые щечки! Если он слушается, не вымазывается, кушает и не привередничает, не лезет во все места – все вокруг не надивуются таким малышом.

Но затем вдруг оказалось, что любовь – это не только домашний цветочек. Это и сорняки, и репейники, причем в большом множестве. И каждую секунду проявлять любовь оказывается непросто. Например, малявка никак не заснет, и держит маму вне себя. Или, не хочет есть, и вся кухня забросана брокколи. Когда мама долго одевает в чистенький, с таким трудом выбранный красивый комбинезон, а чадо прямо сразу несется в лужу перед домом. В такие минуты любить становится немного сложнее.
А еще малыш неожиданно вдруг произносит: «Ты больше не мама! Плохая». Мама сначала начинает от испуга ругаться. Некоторые родительницы даже прибегают к наказаниям – лишают просмотра мультиков, сладостей, ставят в угол. Как же так – оскорблять родного человека!

И переполненные обиды и боли обращаются к психологу. И кроме этого советы специалистов женщины воспринимают с трудом. То есть советы в том, что из двух участников событий один взрослый, и на нем лежит ответственность. Мама должна на любые слова ребенка, в том числе и о нелюбви произносить фразу: «Я тебя люблю!». А если малыш не воспринимает их, добавить: «Очень жаль, что ты так поступаешь, я расстроена. Ты хороший, но поступок плохой».
Психологи уверяют также, что подобные фразы о нелюбви у детей не значат, что ребенок теперь откажется от мамы и не нуждается в ней. Возможно, эти слова он где-то услышал или просто хочет сказать свое желание и услышать реакцию в ответ. В первом случае нужно задуматься о себе и о том, как сгладить последствия улицы, а во втором попытаться понять послание. И ни в коем случае не наказывать.
Следует помнить, что ребенок вскоре превратится в подростка и еще неизвестно, что потом будет. Станет ли он вообще прислушиваться к словам мамы.
Если высказывания периодически повторяются, то есть повод задуматься – может в жизни ребенка что-то происходит невыносимое для него и справиться с этим ему сложно. Тогда за помощью лучше обратиться к специалисту.

«Будешь, как Великий Нехочуха!» — шутят мамы, когда ребенок в очередной раз повторяет свое «не хочу, не буду!». Однако если такие «не хочу» превращаются в норму, становится не до шуток. Что делать?

Во-первых, не паниковать, потому что многие детские «не хочу» на самом деле означают «сейчас мне этого не хочется». Во-вторых, если с мотивацией у сына или дочери действительно все очень плохо, нужно искать причину! Детский психолог Халиуллина Камила рассказала , что обычно расхолаживает детей и растит из них настоящих Великих Нехочух. Итак...

Основные причины отсутствия мотивации

Гиперстимуляция

Когда у ребенка слишком много игрушек, его внимание рассеивается. К сожалению, такая обстановка может вызвать даже задержку психического развития, связанную с гиперстимуляцией.

Выход:

Стоит выбросить или раздарить лишние, неактуальные, сломанные игрушки, остальные рассортировать в контейнеры с крышками. Лучше, если эти контейнеры будут непрозрачными. Давать контейнеры играть по отдельности. Когда ребенок наиграется набором в одном контейнере и уберет его, можно достать второй. Это поможет развить внимание и усидчивость ребенка, а также сохранит порядок в доме.

Вы хотите за ребенка

Для него уже куплены и лыжи, и скейт, и шахматы, и пианино, но все это ребенка не интересует. Он и сам уже не знает, что его интересует.

Выход:

Оставьте ребенка наедине со своими мыслями (конечно, в это время вы должны быть рядом), пусть он подумает о себе и о своих желаниях. В нашем обществе недооценивается личное время человека - это часто воспринимается как блажь, лень. Однако, именно в эти минуты спокойного бездействия у человека появляется возможность лучше понять себя. Не случится ничего страшного, если ребенок пару раз останется сидеть дома и подумает о том, чего он хочет, вместо того, чтобы идти на очередное занятие, на которое ему идти не хочется. Из детей, которые не знают, чего они хотят, вырастают взрослые, которые не знают, как им жить, а это же действительно
страшно.

Дела ребенка не считаются важным занятием

Ребенок рисует или лепит, и тут в комнату врывается взрослый с упреками: «Ты опять посуду не помыл», «Я все за тебя должен делать?» и т.п. В таких случаях ребенок делает вывод, что когда он занимается тем, что ему интересно, родители не любят его. И в итоге он отказывается от этих дел.

Выход:

Обращайтесь с ребенком также уважительно, как обращаетесь со взрослыми. Скорее всего, вы бы не рискнули в таком тоне отрывать мужа от просмотра фильма. Вот и с ребенком надо обращаться также мягко и уважительно: «Когда дорисуешь, помой посуду. Хорошо?», «Как закончишь лепить, убери вещи за собой. Ладно?».

Подумайте, относится ли хотя бы одна из этих причин к вашему ребенку? Не так уж редко родители находят среди них несколько, прочно поселившихся в их семье… Как быть? Конечно же, убирать причину детского «не хочу» — и тогда с мотивацией сына или дочки будет все в порядке!

А ваш ребенок часто «нехочушничает»?

Каждый родитель желает для своего ребенка самого лучшего, но, как быть, если ребенок совсем не хочет учиться? Мы желаем ему счастья, и уж нам-то хорошо известно, что хорошая профессия и безбедное будущее невозможны без образования. Но, что, если постоянными нравоучениями, строгими наказаниями или запретами мы лишь вредим ребенку? О том, как мотивировать учиться подростка и малыша, как помочь ему преодолеть трудности учебного процесса в нашем материале, где мы постарались собрать советы педагогов, психологов и одновременно родителей, которые действительно нашли способ помочь своим детям.

Ребенок плохо учится — что делать?

В современной школе ребенку дают оценки и плохая оценка сразу воспринимается, как глобальная неудача. Редко родители или педагоги рассуждают так: «Эта тема очень трудная, я помогу тебе справиться с ней». Двойка воспринимается не как оценка знаний ребенка, а как оценка самого ребенка. «Недотепа», «неуч», — иногда детей награждают обидными эпитетами. «Ребенок плохо учится — что делать?» — спросите вы, ведь такие слова родители говорят от отчаяния, а не от того, что не любят собственных детей!

Важно понять самим и объяснить ребенку, что двойка или тройка — оценка исключительно его понимания одной конкретной темы и, разобравшись с ней, можно получить совсем другую оценку. Педагог Дима Зицер, к слову, совсем отказаться от стандартной оценочной системы:

«Когда я маленький, мне всё ужасно любопытно, всё интересно, я ориентируюсь в мире очень свободно. Когда взрослый любимый партнер – мама или папа вместо того, чтобы помочь мне ориентироваться в этом мире, исследовать мир вместе со мной, ставит меня в рамки «черное – белое», этот мир начинает замыкаться, пока постепенно не придет к клетушке в собственной квартире.

Из такой клетушки страшно выходить, страшно пробовать новое, страшно любопытствовать, страшно идти вперед. В этом смысле нет особой разницы между плохими оценками и хорошими. Мы называем хорошие оценки «хорошими», потому что они на первый взгляд имеют положительный окрас, но в принципе любая оценка ограничивает.

Хорошая оценка – такое же ограничение, как и плохая.

Почему, например, если я нарисовал домик красного цвета – я «умница», а если нарисую домик синего цвета – перестану быть «умницей»? В этот момент у меня закрепляется суждение: домик должен быть красного цвета. Это происходит почти на автомате, почти машинально, почти случайно, но закрепляется серьезно и надолго».

Педагоги также призывают не употреблять в отношении ребенка оценочные слова «неумеха», «лентяй». Поставив себя в положение строгого надзирателя, вы имеете все шансы потерять с ребенком близкие и доверительные отношения.

Причины неуспеваемости

  • Педагог Дима Зицер , что дети меняются, сейчас у современных подростков, да и у малышей больше свободы:

Если мы говорим про то, что было пятнадцать или двадцать лет назад, это были такие же чудесные и замечательные дети. Однако их готовность «стоять там, куда их поставят», была гораздо выше.

Я с восторгом наблюдаю за этой тенденцией: они все меньше и меньше готовы к бездумному выполнению чужой воли.

  • Психолог Людмила Петрановская , что у подростков в определенном возрасте появляются нейрофизиологические трудности, у нас есть все основания полагать, что влияет это и на учебу:

«В это время ребенок может испытывать сложности с критичностью, с оценкой последствий своих поступков, с прогнозированием. Самые сложные и поздно созревающие структуры мозга, которые отвечают за целеполагание, за прогнозирование, оказываются уязвимыми и в состоянии перестройки не очень хорошо действуют».

Ребенок в определенном возрасте просто не может выстроить последовательную цепочку, которая очевидна взрослым: не будешь хорошо учиться — не будет работы — не будет интересного дела и финансового обеспечения.

  • Возможно, педагог не нашел подход к ребенку или ведет себя неуважительно. Психологи предлагают определиться, в первую очередь, родителям — согласны ли они, чтобы на ребенка кричали, чтобы его унижали. Считают ли они, что именно такой подход поможет воспитать сильную свободную и гармоничную личность? Есть нет, то ситуацию надо пытаться исправить, потому что страх парализует маленького человека точно так же, как и большого. Сложно выполнять работу, когда рядом кричит начальник, невозможно хорошо учиться, если педагог вызывает у ребенка страх.
  • Неадекватные требования: в «сильных школах» часто предъявляют завышенные требования к ученикам, которым нужно просто чуть больше времени и помощи взрослых, чтобы усвоить программу. Или программа действительно слишком сложна и не по возрасту, а ее тянут единицы.
  • У ребенка психологическая травма: дети по природе любопытны и малыши редко перестают учиться просто так. Маленького ребенка легко заинтересовать, если только все его душевные силы не тратятся на преодоление жизненных трудностей. Развод родителей, смерть кого-то из близких людей, конфликты со сверстниками, — все это отвлекает от учебы.

Как помочь ребенку, если он плохо учится

  • Иногда родители считают нужным воспитывать ребенка «ремнем», вспоминая о том, как в их собственном детстве на страхе перед физическим наказанием удавалось добиться успехов в учебе. Психолог Людмила Петрановская от таких методов воспитания и мотивации к учебе:

«Если родитель эмпатично воспринимает ребенка, он просто не сможет осознанно и планомерно причинять ему боль, психологическую ли, физическую. Он может сорваться, в раздражении шлёпнуть, больно дернуть и даже ударить в ситуации опасности для жизни – сможет. Но у него не получится заранее решить, а потом взять ремень и «воспитывать». Потому что когда ребенку больно и страшно, родитель чувствует напрямую и сразу, всем существом.

Отказ родителя от эмпатии (а порка невозможна без такого отказа) с очень большой вероятностью приводит к неэмпатичности ребенка, к тому, что он, например, став постарше, может уйти гулять на ночь, а потом искренне удивится, чего это все так переполошились.

То есть, вынуждая ребенка испытывать боль и страх, – чувства сильные и грубые, мы не оставляем никакого шанса для чувств тонких – раскаяния, сострадания, сожаления, осознания того, как ты дорог».

  • Покажите ребенку, что предмет действительно интересный! Сейчас открыто очень много интерактивных музеев — экспериментариумов, красочных выставок, увлекательных книг даже по самым «скучным» предметам. Малышей особенно важно заинтересовать предметом. Конечно, не все в учебе обязательно будет интересным, но мотивация узнать больше о любимом деле поможет справиться с трудностями.
  • Поговорите с ребенком. Удивительно, но этот простой выход не всегда первым приходит на ум. Может быть, подросток давно ждал этого момента. Но говорить тоже надо правильно. Важно научиться слушать и слышать ребенка, не унижая его и принимая в расчет его мнение. Если подросток говорит «учитель унижает меня» или «одноклассники меня травят», надо прислушаться к нему, а не отвечать «не выдумывай, тебе лишь бы ничего не делать», так вы потеряете доверие. В ситуацией с травлей, вы должны и противостоять ей. Не стоит предлагать подростку решить проблему самостоятельно, травля иногда оборачивается настоящей трагедией, особенно, если ее сопровождает бездействие учителей.
  • Позволить ребенку плохо учиться. Иногда это действительно действенный метод. Здесь мы возвращаемся к проблеме неадекватных требований. Плохие оценки ребенку иногда выставляют за неправильное оформление работы.

Психолог Людмила Петрановская не тратить детство маленького ребенка на парадоксальные требования:

«Или вот начальная школа. Ну, зачем в первом классе уделяется столько внимания оформлению? «Чтобы сразу приучить, а то…». ОК, давайте приучим сразу интегралы решать? Почему-то мысль о том, что семилетний ребенок не может решать интегралы, очевидна. А мысль о том, что он НЕ МОЖЕТ просто в силу возрастных особенностей, упомнить все эти алгоритмы: четыре клеточки сюда, а если на последней строке, то не начинаем, а если не поместилось, то вот так. И все это надо делать одновременно с собственно письмом и думаньем!

Такой чудесный возраст – с 7 до 10! Такой творческий, богатый, такой страстный интерес к тому, как устроен мир, такая способность к неожиданным обобщениям, ассоциациям, такая синтетичность восприятия любого предмета! Видеть мир не как набор научных дисциплин, а весь, как живой единый организм, думать о бабочках, о звездах, о составе грязи под ногтями, об ураганах, о викингах, об атомах, о том, почему люди смеются – с интервалом в пять секунд, а то и вовсе одновременно».

Как правильно мотивировать ребенка

  • Будьте справедливы, но всегда оставайтесь на стороне ребенка. Не надо говорить ребенку, что учитель, который не понимает его тонкой души — просто глуп и, поэтому ставит плохие оценки. Возможно, есть объективная причина. Важно объяснить ребенка, что оценка — это просто уровень знания одной темы, а не статус его самого, как личности. И, разобравшись со сложным моментом в учебе, он получит новую оценку. Не позволяйте разрушить уверенность в себе у вашего ребенка оценочными суждениями других людей. Вы стоите на страже его интересов.
  • Покажите ребенку, что вы действительно за него, предложите свою помощь. Спросите: «Как помочь тебе справиться с трудностями? Я вижу, что эта тема дается тебе нелегко. Ничего страшного, есть я, чтобы подсказать тебе и придти на помощь».
  • Заинтересуйте ребенка, иногда родителям приходится делать то, с чем не справился учитель. Необычные факты, образовательный фильм о профессии, — все это может стать пусковым механизмом, который включит у ребенка интерес к теме и желание учиться.
  • Будьте рядом. Возможно, причина трудностей в учебе кроется где-то глубже и ребенок прямо сейчас переживает какой-то психологический кризис, первую любовь или другое не менее важное, чем учеба событие. Не надо высмеивать детские переживания. Покажите, что вы готовы их обсудить, понять и помочь.
  • Не скупитесь на комплименты, будьте внимательны, отмечайте сильные стороны ребенка. Если он имел двойку по математике, а потом получил тройку, он уже приложил усилия и постарался, это уже успех, который стоит подкреплять.
  • Оценки могут ранить ребенка, покажите, что для вас, родителя, они не имеют значения, а ребенок все равно остается для вас важным и любимым человеком.

Педагог Дима Зицер:

«Если человек пишет сочинение, и в этом сочинении почему-то вдруг учителю важно оценить уровень его грамотности, а не обратить внимание на то, как происходит у него процесс творчества, то зачем нужна оценка за грамотность? Неужели недостаточно просто исправить ошибки? Ребенок ведь, как и все остальные люди, способен видеть, способен понимать, способен осознавать. Если я в этот момент обратил его внимание на то, что «стеклянный», «деревянный», «оловянный» пишется определенным образом, почему, если я не подкреплю это двойкой, нам кажется, что ребенок это не запомнит? Почему в этот момент нужно вводить систему условных рефлексов, как с животными при дрессировке?»

  • Наймите репетитора: если ребенок нуждается в дополнительной помощи и поддержке, вероятно, вам нужен знающий человек, который заинтересует, поможет справиться с трудностями. Иногда дети не воспринимают помощь родителей, но могут заниматься с другим взрослым.
  • Объясняйте ребенку, зачем и почему вы хотите, чтобы он хорошо учился. Немотивированные требования, конечно, могут исполняться, но мы же не хотим вырастить человека, который будет слушаться другого «потому что я так сказала».

Родители часто сталкиваются с проблемой, когда дети не желают заниматься домашней работой. Это нередко вызывает скандалы, ухудшение отношений между родными людьми. Если ребёнок не хочет делать уроки, советы психолога помогут справиться с этой нелёгкой задачей.

Почему ребёнок не хочет делать уроки?

Родители нередко слышат от своих детей, что они не желают выполнять домашние задания. В этом случае не стоит паниковать и ругать ребёнка. Следует поговорить с ним и постараться выяснить, в чём причина такого поведения. Только потом подумать, как мотивировать чадо, задать ему рабочее настроение.

Если девочка или мальчик не хочет делать уроки, причины могут быть следующими:

  1. Банальная лень. Не нужно путать её с отсутствием интереса. Бывают случаи, когда человек от природы обладает подобной чертой, поэтому его не затягивает надолго ни одно занятие. Если же вы видите, что некоторыми процессами малыш увлекается на длительное время, значит, дело не в лени, а просто в отсутствии тяги к новым знаниям.
  2. Страх неудач. Часто ребёнок отказывается выполнять домашнюю работу, потому что боится сделать что-то неправильно. Это возможно, если однажды родитель наказал за неверность решения той или иной задачи либо учитель отчитал перед всем классом за ошибки.
  3. Плохое освоение предмета. Нередко бывает, что дело не в лени или отсутствии интереса, а в том, что дети просто не понимают, как справиться с заданиями. В этом случае им особенно необходима помощь, так как недостаточное освоение какой-то темы мешает двигаться дальше.
  4. Дефицит внимания со стороны родителей. Показывая свой характер, ребёнок пытается привлечь маму и папу, вызвать у них хоть какие-то эмоции, пусть даже негативные. Обычно такое развитие событий наблюдается в семьях, где родители постоянно работают и мало занимаются детьми.

Определив причины отказа от выполнения домашнего задания, продумайте, как научить ребёнка делать уроки самостоятельно и привить интерес к учёбе. В этом помогут советы психологов. Если вам самим не удаётся справиться с проблемой, обратитесь за помощью к специалисту. Он порекомендует, как правильно себя вести с детьми во время выполнения домашней работы.

Если родители столкнулись с проблемой, когда сын или дочь отказываются от выполнения уроков, следует незамедлительно принять меры. Оставлять всё как есть ни в коем случае нельзя. Возможно, у вашего чада есть все возможности успешно познавать новое, но что-то ему мешает в этом.

Вам важно выявить причину отказа и присмотреться к следующим рекомендациям.

  1. Мотивируйте и поддерживайте

Если ребёнок не хочет делать домашнее задание, возможно, ему не хватает интереса и мотивации. Постарайтесь увлечь его, показать, что выполнять те или иные задачи – это не так скучно и серо, как кажется на первый взгляд. Попробуйте превратить процесс изучения в увлекательную игру, а не в обыденное письмо, чтение и так далее.

Покажите ребёнку, что вам интересно делать с ним домашнюю работу, что вы заинтересованы в его успехах и всегда готовы помочь ему справиться с любыми трудностями. Родительская поддержка очень важна для детей. Помогайте чаду в достижении целей, демонстрируйте свою заботу и любовь.

  1. Поощряйте успехи

Хорошим способом, как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно, является поощрение его достижений в учёбе. Многие родители активно практикуют это. Ведь детям намного интереснее делать что-то, зная, что взамен они получат подарок. Спроецируйте ситуацию на себя – вы ведь тоже работаете не просто так, а за заработную плату. Это вас мотивирует, так почему же не применять поощрительные меры к ребёнку?

Психологи советуют выбирать в качестве похвалы следующее:

  • совместные игры;
  • поход в кино;
  • поездка в аквапарк;
  • покупка настольной или иной игры;
  • возможность сходить на игровую площадку на полчаса дольше;
  • катание на коньках.

Данный перечень можно продолжать долго.

Поощрения должны быть справедливыми. Чтобы выполнить обещанное, родитель должен получить результат. Но в то же время не стоит лишать подарков, если дети старались, но были допущены небольшие ошибки.

Психологи настоятельно советуют не выбирать в качестве поощрений денежные средства. Многие родители нашли для себя простой способ – давать деньги за выполненные задания или за положительные оценки. Они считают, что сильно мотивируют детей.

На самом деле это дорога в никуда. Со временем домашних работ станет больше, да и аппетиты ребёнка начнут расти. В результате вы потерпите финансовый крах. К тому же таким образом вы приучите ребёнка ценить больше всего материальную сторону, что негативно отразиться на его жизни во взрослом возрасте.

  1. Проявляйте терпение

Будьте терпимее к своим детям – это ещё один хороший совет психолога, если ребёнок не хочет делать домашние уроки. Выполнение задания вместе с детьми – действительно сложная задача. Но это не повод срываться на них, показывать им своё недовольство. Ведь даже они проявляют терпение, когда садятся за уроки. У них не всё получается, не все темы хорошо усваиваются. Но если вы будете терпимее, покажете, что не всё так плохо, как кажется, то и ребёнок возьмёт с вас пример.

Просто поймите, что учёба – это настоящий труд, в котором бывают и взлёты, и падения. Если вы поможете детям, они смогут приобрести новые знания, навыки, познают этот мир лучше, откроют для себя много интересного. Ведь для них именно родители – самые близкие и верные товарищи.

  1. Время и место для уроков

В поисках способа, как заставить ребёнка делать уроки самостоятельно, не забывайте, что большую роль в рабочем процессе играют время и место. Важно правильно всё организовать, чтобы детям было удобно заниматься, и их ничего не отвлекало.

Психологи советуют следующее:

  • Следить за временем выполнения домашней работы. Оптимальный период – с 16 до 18 часов. Приступать сразу после школы к урокам не стоит, ребёнку следует поесть и отдохнуть, например, сходить погулять или поспать.
  • Не перегружать слишком длительными занятиями. Продолжительность приготовления заданий зависит от возраста ученика. Для первоклассника она не должна превышать часа.
  • Начинать выполнение от простой задачи к сложной. Выбирайте сначала то, с чем ребёнок легко справится, что доставит ему удовольствие. Это поможет лучше и быстрее включиться в рабочий процесс, позволит получить позитивные эмоции, поверить в собственные силы.
  • Чередовать труд и отдых. Важно периодически отрываться от уроков на несколько минут. Рекомендуется тратить паузы не на телевизор, телефон и игры, а на физкультминутку. Несколько простых упражнений помогут снять напряжение и усталость.
  • Правильно организовать рабочее место. Стол и стул должны быть подобраны с учётом роста ребёнка, чтобы ему было максимально удобно сидеть. Также важно обеспечить в комнате хорошее освещение во избежание напряжения зрения. Все принадлежности, необходимые для учёбы, должны быть всегда под рукой.
  • Исключите отвлекающие факторы. Полная тишина поможет ученику сосредоточиться на работе. Поэтому никаких телевизоров, магнитофонов, телефонов.

Не сидите с ребёнком в течение всего времени, пока он готовит домашнее задание. Дайте ему свободу – под постоянным контролем ему будет сложно раскрепоститься, думать над задачей. Но регулярно подходите к нему, интересуйтесь делами, помогайте, если он нуждается в этом.

Ошибки родителей

Родители часто допускают ошибки, когда сталкиваются с проблемой, что ребёнок не хочет делать уроки во 2 или ином классе. Из-за них им не удаётся добиться желаемого результата, ситуация только усугубляется. Психологи называют несколько основных моментов неправильного поведения матерей и отцов.

  • Не делайте уроки за своего ребёнка

Данная ошибка встречается крайне часто. Родители находят быстрый и лёгкий способ, как решить проблемы с невыполненными домашними заданиями, – сделать всё самостоятельно. Такой подход категорически не рекомендуется! Иначе вы с раннего детства приучите детей к тому, что не нужно напрягаться, всё равно мама сделает сама, останется только красиво переписать.

Причём эта привычка в дальнейшем будет применяться не только к урокам, но и иному труду. Дети будут думать, что всего можно достичь за счёт других людей. Таким поведением вы точно не сможете приучить ребёнка к самостоятельности.

  • Не сравнивайте

Никогда нельзя сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Каждый человек развивается в своём особенном ритме. Одним удаётся легко справляться с учёбой, вторые сталкиваются с трудностями, третьи и вовсе являются гениальными людьми, для которых процесс получения знаний – вполне обычное и простое дело.

Оценивайте возможности вашего ребёнка объективно. Он не должен быть лучше, успешнее кого-то. Достаточно, чтобы его развитие было нормальным. Не надо, смотря на других детей, пытаться сделать из своего чада юного гения. Не следует стараться впихивать столько информации, сколько он просто не способен усвоить, а затем ругать за неудачи.

У вас не получится сделать из ребёнка отличника, если он плохо усваивает те или иные темы. Ведь не всегда дело заключается в лени или нежелании учиться. Бывает, что дети просто не могут понять отдельные задачи и правила.

К примеру, часто случается так, что люди с математическим складом ума не имеют успехов в русском языке, литературе, истории и прочих гуманитарных науках. Зато они преуспевают в алгебре, физике, химии. И наоборот, гуманитарии плохо справляются с точными дисциплинами.

  • Не переходите на крик

Многие родители уверены, что приемлемый способ заставить детей выполнять домашнюю работу – показать собственное преимущество над ними. Для достижения этой цели они применяют крик или физическое воздействие. Это большая ошибка.

Только похвала, ласка, поощрение помогут добиться успеха. Если вы будете повышать голос, унижать детей, обзывать их, то кроме обиды ничего не получите.

  • Не наказывайте за плохие оценки

Для родителей оценки ребёнка очень важны, им уделяется слишком много внимания. Каждой матери хочется, чтобы её дети были лучше остальных, зарабатывали высокие баллы. Поэтому крайне неприятно слышать, что они получили плохие отметки, неверно выполнили домашнее задание или плохо вели себя в школе.

Помните, что хорошие оценки – далеко не самое важное в жизни. Не заставляйте ребёнка гнаться за ними. Просто поговорите со своим чадом, спокойно объясните, что получаемые знания помогут ему в будущем, поэтому при освоении материала важно прилагать усилия.

Выводы

Прислушайтесь к описанным выше советам психолога, если ваш ребёнок отказывается делать уроки. Не совершайте ошибок, приучайте детей к самостоятельности, но всегда поддерживайте и помогайте им. Помните, что для них учёба – это сложный процесс, где не всегда получается преуспевать. И только вы сможете направить ребёнка в правильное русло и привить интерес к получению новых знаний.

Причин детского непослушания множество, причём в каждом возрасте они свои – то есть в 2 года, 5, 7, 8 или 9 лет ребёнок ведёт себя плохо в силу некоторых определённых факторов. Хотя, конечно, имеются и общие негативные предпосылки, например, вседозволенность.

Вопрос, что делать, когда ребёнок совсем не слушается, не редкость. И оставить ситуацию на самотёк нельзя, ведь нередко плохое поведение принимает крайние формы, когда малыш или практически отбивается от рук. Давайте разбираться.

Перечень ситуаций, когда ребёнок ведёт себя неподобающе, очень много.

Ниже представлены 5 типичных образцов детского непослушания, у каждого из которых имеются свои собственные предпосылки и возрастные рамки:

  1. . Нередко случается так, что после неоднократного предупреждения малыш в два годика вырывается из маминых рук на прогулке, хватается за острые предметы и т.д. Естественно, подобные поступки изматывают.
  2. . На любое мамино требование или просьбу ребёнок отвечает сопротивлением, протестом, . Он не хочет одеваться, садиться за стол, возвращаться с прогулки. Подобное поведение часто встречается у детей 3 лет и даже в 4 года.
  3. Ребёнок мешает окружающим . Даже в 5 лет дети могут вести себя просто невыносимо: кричать и бегать в общественных местах, толкаться и пинаться. В результате матери очень стыдно из-за недовольных взглядов и замечаний окружающих людей. Чаще всего в 7 лет такая проблема полностью исчезает.
  4. . На просьбу взрослых одеться, убраться в комнате дети отвечают молчанием и игнорированием обращённых к ним слов. Подобное поведение особенно характерно в 10 лет и старше, когда начинается подростковый бунт.
  5. . Такие поступки больше характерны для младшего дошкольного возраста. В 4 года дети могут громко требовать настаивать на приобретении дорогой игрушки или какой-либо сладости.

Для решения подобных проблем имеются свои воспитательные приёмы, которые призваны сделать ребёнка более послушным. Но перед их описанием следует разобраться, почему дети не слушаются.

Причины непослушания

Источники «неправильного» поведения иногда очень легко установить, просто проанализировав поступки малыша и свою реакцию на них. В других же ситуациях провоцирующие факторы скрыты, поэтому анализ должен быть более глубоким.

Ниже представлены самые распространённые причины непослушания детей разных возрастов:

  1. Кризисный период . Психология выделяет несколько основных кризисных этапов: 1 год, 3 года, 5, 7 лет, 10 — 12 лет (начало переходного возраста). Естественно, границы достаточно условные, важнее другое – в эти периоды происходит существенные изменения в детской личности и способностях ребёнка. Меняется и психика, и поведение.
  2. Чрезмерное количество запретов . Бунт – естественная реакция детей любого возраста на ограничения. При постоянно звучащем слове «нельзя» ребёнок порой специально нарушает запреты, чтобы доказать свою независимость и «насолить» родителям.
  3. Непоследовательность родителей . По различным причинам родители вводят санкции против ребёнка за то, что вчера если не поощрялось, то и не осуждалось. Естественно, он растерян, дезориентирован, что и выражается в непослушании.
  4. Вседозволенность . В такой ситуации, напротив, ограничения практически отсутствуют. Ребёнку разрешено буквально всё, поскольку родители путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство». Результатом потакания любым капризам становится избалованность;
  5. Разногласия в вопросах воспитания . Различные требования к ребёнку – не редкость. К примеру, отцы обычно требуют больше от детей, мамы же проявляют сочувствие и жалость. Или конфликт может возникнуть между родителями и старшим поколением. В любом случае непослушание – следствие дезориентации ребёнка.
  6. Неуважение детской личности . Нередко взрослые убеждены, что ребёнок в 8 или 9 лет столь же «бесправен», как и годовалый. Они не желают слушать его мнение, поэтому неудивительно, что в итоге возникает протестное поведение.
  7. Конфликты в семье . Взрослые, выясняя собственные отношения, забывают о ребёнке. А тот старается привлечь внимание через шалости или даже серьёзные проступки. Впоследствии это превращается в привычку.

Нередки случаи, когда поведение ребёнка ухудшается после изменения состава семьи: развода или рождения братика/сестрёнки. Основной мотив непослушания в таких ситуациях – желание привлечь к себе внимание.

Как реагировать на непослушание?

О типичных проблемах и причинах детского неподчинения уже было сказано. Теперь нужно понять, что делать родителям, если ребёнок не слушается.

Стоит отметить, что речь пойдёт о поступках, которые всё же остаются в пределах нормы. То есть рассматривать будем именно непослушание, а не отклоняющееся поведение.

Полезная и актуальная статья, в которой психолог рассказывает, и как родительские крики влияют на его дальнейшую жизнь.

Ещё одна важная статья, которая посвящена теме физических наказаний. Психолог доступно объяснит, .

Что же делать с ребёнком, если он ведёт себя столь необдуманно, что это угрожает его здоровью или даже жизни? Необходимо ввести систему жёстких рамок, которые запрещено пересекать.

3-летний малыш, активно познающий мир, просто не представляет, насколько тот опасен. Однако в силу возрастных особенностей и не понимает пространные объяснения, поэтому систему ограничений основывают на условно-рефлексивном поведении.

Ребёнок, услышав определённое слово, обязан остановиться чисто рефлекторно. Это важно, поскольку не всегда есть время на пояснение сложившейся ситуации и вероятных последствий.

Чтобы вся эта конструкция заработала, нужно:

  • подобрать сигнальное слово , которое бы означало категорический запрет. Лучше всего не использовать с этой целью слово «нельзя», поскольку ребёнок слышит его постоянно. Подойдут сигналы «стоп», «опасно», «запрещаю»;
  • продемонстрировать взаимосвязь между сигнальным словом и негативным последствием . Конечно, ситуация не должна представлять серьёзную опасность для ребенка. К примеру, если ребёнок тянет палец к иголке, можно позволить ему прочувствовать боль от острого. В действительно опасных ситуациях нужно многократно проговаривать сигнальное выражение: «Опасно брать ножик.», «Опасно прикасаться к плите.»;
  • убрать эмоции . Иногда ребёнок 5 года жизни специально провоцирует опасность, чтобы мама испугалась за него, а он напитался её эмоциями. Вот почему не следует показывать свои сильные переживания, когда малыш так себя ведёт.

Введение категорических запретов также должно сопровождаться уменьшением прочих ограничений, поскольку в ином случае существует риск, что ребёнок попросту запутается, что можно, а что нельзя делать.

Как уже было отмечено, дети проходят через несколько кризисов, которые и характеризуются протестными настроениями. Взрослеющий человечек стремится к автономности, однако редко какой родитель готов её предоставить в 5, 8 или 9 лет.

Как поступить родителям в этом случае? Позволить ребёнку быть более самостоятельным и принимать решения. Согласитесь, можно предоставить ему возможность решать, чем он будет завтракать или что наденет в школу.

Подобные вещи покажутся родителям мелочью, зато для растущего ребенка это своеобразный пропуск во взрослый мир. А ещё он чувствует, что может принести пользу своим близким.

Если же ребёнок настаивает на выполнении заведомо «проигрышного» задания, позвольте ему это выполнить (если, конечно, это не навредит самому малышу). Однако после неудовлетворительного результата не нужно говорить, мол, я же предупреждала и т.д.

Если же протест вылился в истерику, взрослому следует сохранять спокойствие, иначе эмоциональная вспышка только усилится. Нужно избавить ребёнка от зрителей, прижать к себе или, напротив, немного отойти, не выпуская его из виду. Всё зависит от обстоятельств.

Ребёнок мешает окружающим

В этом случае необходимо дать понять, что имеются общие поведенческие принципы, которые нужно в обязательном порядке соблюдать. Естественно, если ребенок не слушается в 4 года, то он может просто не понимать важности выполнения этих требований.

И всё же делать замечания, объяснять и, в конце концов, воспитывать детей необходимо. Поэтому мама и во второй, и в восьмой раз должна повторять вроде бы очевидные вещи: «Не пинай кресло, потому что мужчине впереди неудобно сидеть».

Если не получается сейчас, то ближе к 8 годам ребёнок усвоит правила поведения, о которых так часто повторяет мама или папа. И чем доступнее объяснять, тем скорее этот момент наступит.

Дети не хотят прислушиваться к родителю, который читает ему нотацию, по двум причинам:

  • ребёнок занят, витает в своих мыслях, поэтому он даже не слышит, о чём говорит родитель;
  • это ещё один вариант протестного поведения.

В первом случае так себя ведут дети, у которых проявляются аутистические черты. Однако может подобное поведение проявляться и у одарённых ребятишек, поскольку они постоянно прокручивают в голове множество различных идей.

Необходимо разобраться, почему именно ребёнок не может или не хочет слушать, чтобы вовремя исправить ситуацию или постараться наладить отношения. Квалифицированный психолог подскажет, что делать в этом случае.

Протестное поведение характерно для детей старше 9 лет и особенно для подростков. Они хотят большей самостоятельности, поэтому сердятся на родителей, отказываются их выслушивать, сопротивляясь таким образом их требованиям.

Не важно, не слушается родителей бунтующий подросток или трёхлетний ребёнок, методы решения проблемы будут схожими. Нужно дать детям больше самостоятельности, если это не навредит их безопасности, и больше любви и поддержки.

Ребёнок требует купить ему что-то

Не нужно ожидать, пока требования и капризность перерастут в истеричный приступ. Лучше всего незамедлительно выйти из магазина и под благовидным предлогом забрать ребёнка. Например, объясните, что забыли деньги.

Несостоявшегося «покупателя» необходимо отвлечь на другое действие. Обратите внимание на пробегающую кошку, посчитайте птичек на ветке, повторите выученное стихотворение. Обычно малыши быстро забывают о несовершённой покупке.

Если ребёнок старше 6 — 7 лет, то с ним уже следует договариваться. Пусть он аргументирует, почему ему необходимо именно эта вещь. Узнайте, возможно, он согласен потратить свои карманные деньги (если таковые имеются) на игрушку или телефон.

Тогда стоит пообещать добавить недостающую сумму на день рождения или Новый год и купить понравившуюся вещь. Естественно, обещание нужно в обязательном порядке сдержать.

Мы рассмотрели, что нужно делать, если ребёнок не слушается в типичных ситуациях. Однако имеются общие рекомендации , которые будут полезны всем родителям. И неважно, сколько исполнилось чаду – 3, 5, 8 или 9 лет.

  1. Сократите число запретов, оставив их для действительно серьёзных ситуаций. В этом случае незамедлительно снизится количество наказаний.
  2. Если ребёнок в 8 лет не слушается, а вы привыкли решать проблему криком, попробуйте успокоиться и делать замечания спокойным тоном.
  3. Если ваше чадо не слушает по причине увлечённости, попробуйте привлечь его внимание не криками, а, напротив, шёпотом, мимикой или жестикуляцией. Собеседнику волей-неволей придётся прислушаться.
  4. Не озвучивайте по много раз свои требования. Сначала просто предупредите, чтобы ребёнок прекратил баловаться, затем следует дисциплинарная мера. А уже после наказания объясняется причина столь строгих мер.
  5. Постарайтесь не употреблять в речи частицу «НЕ». Этот совет основан на мнении, что дети не воспринимают отрицательную частицу, буквально принимая просьбу в качестве руководства к действию.
  6. Если дети истерят, нет нужды в этот момент взывать к их разуму. Успокойтесь сами, ещё раз подтвердите своё требование, не повышая голос. Это больше проходит в 8, 9 лет, а с детьми раннего возраста сработает отвлекающий манёвр.
  7. Будьте последовательны в поступках, требованиях и обещаниях. Также заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Согласованность не позволит дезориентировать ребёнка, у которого не будет причины вести себя вызывающе.
  8. Старайтесь уделять общению с детьми больше времени. Причём важно не количество минут, а качество взаимодействия.
  9. Морально подготовьтесь к неизбежному взрослению. Ребёнок растёт, ему требуется больше самостоятельности для реализации своих желаний и планов. По мере возможности обеспечьте эту независимость.
  10. Проявляйте искренний интерес. Узнайте, чем живёт ваш подросший ребёнок. Возможно, его любимые фильмы не так поверхностны, а музыка достаточно мелодична.

Если ребёнок в 10 лет или в 2 года не слушается после многомесячных усилий с вашей стороны, лучше обратиться к психологу.

Чтобы ребёнок слушался или, по крайней мере, адекватно относился к требованиям взрослых, нужно восстановить максимально доверительные детско-родительские отношения и наладить эмоциональную связь.

Способы установить доверительные отношения:

  1. Ребёнку важно понимать, что можно рассказать родителям о тревожащей его ситуации. Также маленькому человечку необходимо знать, что он может задавать вопросы взрослым, не боясь, что те рассердятся. Одновременно и родители должны без стеснения спрашивать, уточнять, рассказывая о нескольких способах решения проблемы.
  2. Если вам нужно сообщить какую-то важную новость или попросить о чём-нибудь срочном, лучше не кричать, а подойти, приобнять – то есть создать физический контакт. Подобное действие покажет вашу высокую заинтересованность в этой ситуации, и у ребёнка будет меньше оснований отказать вам.
  3. При общении нужно поддерживать зрительный контакт, однако взгляд должен быть мягким. Если родитель смотрит рассерженно, то ребёнок подсознательно ощущает угрозу, желание надавить на него, поэтому каждое обращение воспринимает как приказ.
  4. Воспитание подразумевает не только требования, но и благодарности. Похвала, слова одобрения – лучший стимул для детей, ведь они их слышат от родителей. Кстати, материальное поощрение не так ценно для ребёнка, как искренняя мамина или папина благодарность.
  5. Не следует забывать, что вы родитель, то есть старше и опытнее своего чада. Чрезмерно приятельские отношения нередко приводят к тому, что ребёнок перестаёт воспринимать вас в качестве защитника, главного человека в семье. То есть нужно проявлять большую гибкость.

Важно научиться правильно реагировать на любую проблему, рассматривать её со всех сторон, в том числе и с позиции ребёнка. В этом случае доверие обязательно вернётся, а, значит, и детям уже не нужно будет противостоять своим родителям.

Сила личного примера

Дети не всегда реагируют должным образом на простое объяснение, почему нужно вести себя так или иначе. Лучше воспитывать на личном примере, ведь этот способ действует куда эффективнее, нежели многочисленные слова и пожелания.

Если ребенок в 6 лет не слушается, возможно, следует выслушать его доводы, объяснение поступка. Особенно важно демонстрировать справедливость в подростковом возрасте, поэтому находите в себе силы пересматривать своё решение, если оно было неверным, и просить прощения за ошибку.

В один не самый прекрасный момент практически каждый родитель может столкнуться с проблемой непослушания. Однако не стоит отчаиваться и решать вопрос силой, лучше выстроить отношения с ребёнком так, чтобы конфликты не доходили до точки невозврата.

Кроме того, подумайте, так ли хорош послушный ребёнок. Ведь некоторые проявления неподчинения связаны с нормальным прохождением возрастных кризисов, а если дети никогда не возражают, возможно, им не хватает самостоятельности и стремления к саморазвитию.

И, наконец, сами взрослые должны служить образцом конструктивного поведения. Согласитесь, что глупо требовать от ребёнка слушать и слышать, если родители не всегда выполняют обещания, меняют без должного основания требования и не желают уступать в малом.