Флористика        09.05.2019   

Ребенок начал хныкать а не плакать. Что делать, если постоянно ноет ребенок в возрасте до трех лет? Используйте эмоциональный тон

Вопрос психологу

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Ребенку 1.5 года. Проблема состоит в том, что, если ей не занимаешься - она ноет. Постоянно, не останавливаясь, безпричинно. Может прям со слезами реветь. Но при этом ее ничего не беспокоит - ничего не болит, подгузник сухой, накормлена-напоена. Просто нужно внимание мамы, круглосуточно,постоянно,активное... А это очень сложно. Потому что муж весь день на работе. На мне уборка-готовка, плюс работаю на дому. По большей части стараюсь сделать работу хотя бы во время ее сна,но не всегда получается. Если работаю в часы ее бодрствования - то ной стоит непереставая. Это очень тяжело. Работать-что-то делать и одновременно с ней беседовать, что-то рассказывать,показывать не помогает, ей надо чтобы мама сидела-бегала с ней,все внимание только ей и никуда не отвлекалась.
Чужих людей боится на площадке или дедушка-тетя, которых видит раз в год - если приезжают - сразу в ор, на руки,прячется за меня.
Когда к неврологу ходили не акцентрировала внимание на нытье, думала нормально, может на зубки. Но сейчас зубки вылезли,а ной не проходит. Невролог осмотрев ее сказала,что здоровый ребенок. Единственно ножки слабенькие и все. Ну и говорит доча маловато, слов 10 максимум. в основном показывает-мычит. Но то,что ей надо чаще всего жестами - мычанием показывает-дает понять что надо.
Я уже не знаю,что делать. Нормально ли это? Что посоветуете? Пью постоянно новопасситы-пустырники,потому что иначе нервы не выдерживают. А кричать наказывать понимаю,что мало того,что бесполезно,так еще хуже сделаю
На улице доча себя нормально ведет себя,если мама 100 процент внимание отдает ей. Единственный рев и залезание на ручки,если подходят другие детки,чужие,которых не знает,сразу боится и прячется за меня
Есть братик у нее,старши,с ним играет активно. Бывает,что с ним играет-отвлекается,тогда нытья нет и я могу что-то поделать по дому.. Но старший сын ходит в сад,так что чаще всего вдвоем с дочкой дома. В обещм как-то так. Может это нытье как-то игнорировать? Или как-то обыгрывать ситуацию? Я уже не знаю Помогите, пожалуйста!

Ответы психологов

Здравствуйте, Настя!

То что происходит с вашим ребенком сейчас вполне соответствует норме возрастгого развития. Ребенок до года находится в симбиозе (в слиянии) с матерью. Мама как отдельная личность, как бы не существует, мама, это - как бы обидно не звучало, функция удовлетворяющая абсолютно все потребности. Сейчас наступила та фаза, когда вы уже не можете удовлетворить абсолютно все потребности, и быть функцией, так как вы не функция, вы отдельная личность, да и потребности значительно увеличились. Раньше они были в основном физиологического плана, сейчас подключились потребности эмоциональные. Ребенок, из этого симбиотического единства с матерью должен, как бы вылупиться в отдельную личность. Происходит это именно так, как у вас сейчас и именно вы должны помочь ей в этом. Ее нытье, должно быть переносимо для вас и не разрушительно, если вы внутренне будете более спокойно справляться с ее капризами, то и ребенок последует вашему примеру. Возможно вы пытаетесь удовлетворить все ее желания и поддаетесь на манипуляции из-за чувства вины(ребенок плачет - значит ему плохо - значит я плохая.) Возможно стоит начать расставаться с внутренним образом идеальной матери. Идеальных матерей не бывает да и ребенку не нужна совершенно идеальная мать. Нужна мать, которая сможет позволить ему отделиться от себя, и сделать это отделение переносимым для ребенка, не разрушаясь от его нытья и истерик. Удачи вам в воспитании вашей девочки!

Маташкова Оксана Валерьевна, психолог Алматы

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Настя.

Начиная с года, ребенка нужно поощрять к самостоятельности. Таким образом он узнает предел своих возможностей и как следствие становится увереннее в себе.

Также его нужно социализировать (т.е. чаще общаться с другими людьми), чтобы он не прятался за вас. Дети становятся неуверенными, когда их критикуют, сравнивают с другими, стыдят, пугают.

Нытье ребенка может свидетельствовать о его неудовлетворенных потребностях, скорее всего, как вы правильно заметили, ей не хватает вашего внимания. Вы можете приобщать дочь к делам по хозяйству. Когда вы готовите, дайте ей крупы, чтобы она пересыпала их ложкой из одной емкости в другую. Это ее отвлечет и будет прекрасным развивающим упражнением. И так во всем. Дети очень любят воду. Дайте тазик с водой и пустые бутылки, она будет увлечена переливанием воды. А вы в это время сможете делать свои дела.

А когда дочь спит, используйте это время для своего отдыха. Вам также важно отдыхать.

Смирнова Александра Владимировна, психолог/психотерапевт в Москве

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Здравствуйте.Настя.Если ребенок ничем не интересуется.а только хнычет,значит,ему не до игр.Ему не хватает Вашего внимания,ласки,заботы,близости,эмоционального отклика,одобрения,объятий,теплоты,поддержки,прикосновений,поцелуев.Если нехватка эпизодическая-ребенок с этим будет мириться.Но,если это хроническая нехватка-то материнскую теплоту ничем заменить невозможно.И тогда уменьшается спротивление организма,появляется депрессивность,опустошенность,вялость,безразличие ко всему,подверженность к болезням,так как болезнь приближает маму и заставляет быть рядом.Поэтому,если близости не додавали,лучше дайте все,что можно.И важно до пяти лет постоянно держать вопрос приоритетным.Тогда в дальнейшем с ребенком всегда все будет в порядке.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Рассказывает врач-педиатр Татьяна Мангушева .

Почему он так часто болеет?

Ребенок, у которого часто повторяются ОРВИ, сейчас не редкость. Часто – это 6–8 раз в год. Хотя, если малыш только пошел в садик, он может болеть ОРВИ и чаще, это естественный процесс адаптации. Теперь о том, «почему». Есть несколько основных причин:

1. Недолеченность. Многие мамы, отсидев с ребенком на больничном неделю, настаивают: «Выписывайте, доктор. Все у нас нормально: насморка нет, температуры тоже, чуть подкашливает, но пройдет – на это нужно время. А на меня и так уже на работе косо смотрят». К сожалению, большинство родителей невозможно убедить в том, что остаточные явления нельзя пускать на самотек – может развиться осложнение и перейти в хроническое заболевание. Вообще, после ОРВИ нужно еще на 5–7 дней резко ограничить контакты с другими детьми (и со взрослыми, так что никаких гостей, поездок в общественном транспорте, походов по магазинам!), иначе высок риск заболеть снова – иммунная система должна восстановиться.

2. Встреча с вирусами другого вида и бактериальными инфекциями. Вирусов, вызывающих острые респираторные заболевания, насчитывают около двухсот. Переболел раз - получил иммунитет к одному виду, второй раз – к другому. А еще есть и бактерии (стрептококки, стафилококки…), которые тоже могут вызывать респираторные (т. е. относящиеся к органам дыхания) заболевания. Жизни не хватит, чтобы столько болеть! Логичен вопрос: почему одни дети не вылезают из простуд, а другие нет? Многое зависит от того, насколько эффективно работает иммунная система ребенка.

3. Ослабленный иммунитет. Защитные силы организма – сложная система, на работу которой влияет множество факторов:

● дисбактериоз – состояние, при котором нарушается равновесие микрофлоры кишечника. Интенсивно размножающиеся патогенные микроорганизмы одерживают верх над полезными бактериями, а они-то и способствуют выработке иммуноглобулина А – основного защитника организма от инфекций.

● аллергия – это вялотекущий воспалительный процесс. Защитная система организма борется с ним, и на то, чтобы одолеть еще и новые инфекции, сил не хватает.

● глисты – продукты распада их деятельности (токсины) всасываются в кишечник, и защитной системе опять-таки приходится работать с двойной нагрузкой: и бороться с вирусами, и выводить токсины.

● хронические очаги инфекции – они постоянно присутствуют в организме, например, при тонзиллите, гайморите, кариесе и других заболеваниях.

● заболевания внутренних органов : почек, сердца или, например, нарушение функций поджелудочной железы, которая обеспечивает синтез иммуноглобулинов.

Что делать?

Часто болеющего ребенка, особенно если он болеет не только часто, но и подолгу, нужно обследовать. Для начала педиатр должен назначить:

● общий анализ крови,

● иногда биохимический анализ крови,

● анализ мочи,

● иммунограмму,

● УЗИ органов брюшной полости.

По результатам обследования врач решает, к каким специалистам направить ребенка на консультацию, чтобы найти первопричину частых ОРВИ.

Прежде всего, как правило, нужно показать ребенка аллергологу. Особенно если после болезни он еще долго подкашливает. Это может быть синдромом так называемого обструктивного бронхита (при котором бронхи забивает неотходящая мокрота), что по сути является предастматическим состоянием. Кроме того, аллерголог назначает исследования кала на дисбактериоз, на яйцеглист, а также кожные пробы или специальный анализ крови с целью выявления аллергенов.

Если у ребенка обнаруживаются проблемы с почками, его направляют к нефрологу, с органами пищеварительной системы – к гастроэнтерологу. И конечно, обязательно к отоларингологу – обычно у 90% часто болеющих детей есть серьезные лор-проблемы, чаще всего это аденоиды.

А вот иммунолог, вопреки распространенному мнению, нужен далеко не каждому ребенку. Потому что патологии иммунной системы, к счастью, у детей встречаются редко.

Но если ОРВИ протекает слишком долго и тяжело, ребенок отстает в развитии от своих ровесников, тщательное иммунологическое обследование необходимо.

Лечить без ошибок

Не стану говорить о лечении ОРВИ – это тема особая. Но остановиться на ошибках нужно обязательно. Во-первых, вирусные инфекции нельзя лечить антибиотиками, на вирусы они не действуют, а вот состояние микрофлоры кишечника ухудшают, к тому же провоцируют аллергические реакции у детей. Однако врачи нередко назначают их для «перестраховки», хотя такие препараты необходимы только тогда, когда налицо симптомы осложнений.

Самая распространенная ошибка родителей – стремление сбить температуру. Не стоит этого делать! Температура – естественная защитная реакция организма: при высокой – вирусы и бактерии перестают размножаться. Сбивать температуру нужно только тогда, когда она поднимается выше 38,5°. Или, если ребенок плохо ее переносит, например, у него начинаются судороги.

Есть растительные средства, укрепляющие иммунную систему на основе эхинацеи, женьшеня и т.д. Их можно принимать для профилактики и укрепления иммунитета, но только когда ребенок здоров и после консультации с врачом.

Плюс профилактика

А вообще, как бы банально это ни звучало, лучшее, что укрепляет организм, – это закаливание. Начинать его нужно летом. Можно проводить водные процедуры или воздушные, индивидуальную схему для ребенка лучше обсудить с педиатром. Хорошая тренировка для иммунитета – баня: с 2,5–3 лет можно водить ребенка в парную или сауну. В начале июня или сентября хорошо свозить ребенка на море, но не менее чем на две недели, чтобы он нормально перенес акклиматизацию.

С осени до начала лета, когда происходит естественное ослабление иммунитета, нужно принимать поливитамины. Помимо витаминно-минеральных комплексов, общеукрепляющим действием обладают дрожжевые препараты, особенно с добавками минералов.

В период эпидемий гриппа и ОРВИ перед выходом из дома желательно смазывать изнутри носик ребенка оксолиновой или интерфероновой мазью, чтобы повысить защиту слизистых (предварительно проконсультируйтесь с врачом). А по возвращении промывать нос йодно-солевым раствором (на стакан воды 1 ч. ложка соли и 5 капель йода). Расставьте по квартире блюдечки со смесью разных орехов: грецкого, фундука, кедровых. Пусть походя ребенок съедает по щепотке – это тоже укрепляет защитные силы.

И, конечно же, не забывайте о вакцинации. Не только против гриппа. Ослабленным детям просто необходимы плановые прививки. Например, корь или краснуха ослабляют иммунитет сильно и надолго: ребенок начинает болеть ОРВИ гораздо чаще. Прививки делают не раньше чем через две недели после полного выздоровления. В день вакцинации обязательно нужно измерить температуру, ребенка должен осмотреть педиатр.

В тему

Анна Никонова, мама 7-летней Иры:

– У нас было два захода в детский сад с перерывом в год, и всякий раз начиналась полоса беспрерывных болезней. Посадила дочь дома, с няней. И что? Три простуды за осень.

Однажды попали к хорошему педиатру, она предложила схему закаливания. Как многие родители, я поначалу отнеслась к этому скептически. Начали с контрастных обливаний ладошек. 2–3 раза в день Ира полминуты держала ручки под текущей из крана горячей водой, убирала, а я тут же поливала ее ладони из кувшина холодной. Потом по утрам стала обтирать ее тело махровым полотенцем, смоченным в воде комнатной температуры, и растирать сухим до легкого покраснения. Позже перешли на контрастный душ. С пяти лет больше не болеем.

Татьяна Гурова, мама 5-летнего Антона:

– Мы победили частые простуды благодаря спорту. Хотя первая попытка была неудачной. В 2,5 года я начала водить сына в бассейн. Не пошло, хотя мы и голову сушили, и не выходили на улицу сразу после занятий, и одевались тепло. Следующей осенью поставила сына на горные лыжи. Я – тренер, занимаюсь с детьми. Нагрузки подбирала ему осторожно, но в общем-то наращивала интенсивно. Зиму проскочили без соплей. Мы даже ее продлили: в мае ездили на детские сборы в Апатиты. Из Москвы улетали в 20 градусов тепла, а там снег, ветер. Все перенес нормально, не чихнул ни разу! Летом много купаемся: на даче река рядом. С утра до вечера сын ходит по саду босиком, а на ночь мою ему ноги холодной водой.

Вопрос: Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, мне кажется, я начинаю ненавидеть своего ребенка… Раньше все было отлично, я его люблю больше всех на свете и готова была терпеть все, что угодно, но в последнее время ребенок постоянно ноет и капризничает (возраст год и девять). Просится на руки, я беру, а он ноет и вырывается, хочет слезть, ставлю на пол — опять плачет и лезет обратно. Посажу его в ванную, набросаю туда игрушек, а он в них играет и плачет. Может вскочить среди ночи и начать орать, при этом разбудить вторую малышку и мне приходится потом еще ее успокаивать и укачивать. Плачет, если что-нибудь не дашь ему, короче, по поводу и без у нас дома одни оры. Раньше такого не было, началось все пару месяцев назад. Это может быть от того, что он чаще стал ходить к свекрови? Я родила вторую пару месяцев назад, и пока я была в роддоме, мой сын был у нее и так на выходные стал часто ходить к ней. А она его балует без меры. Вплоть до того, что если он встает и сразу просится на улицу (тащит ее к дверям, стоит ноет под дверью), то она сама не умывается, его не кормит, не умывает а идет с ним на улицу, потому что ОН МАЛЕНЬКИЙ, ОН ХОЧЕТ. Или может я плохая мать, у меня нервы не в порядке? У меня дети погодки, я уже 2,5 года сижу в декрете и за это время еще ни разу из дома никуда не выходила, кроме как в магазин и детскую больницу. Мне кажется, я скоро не выдержу и отлуплю его. Что мне делать?

Ответ:

Здравствуйте!

Ваш ребенок сейчас проходит очень важную стадию в своем психическом развитии. Совсем маленький ребенок не осознает, что он и его мама – это два разных человека. А дети постарше начинают это понимать, и постепенно в их внутреннем мире происходит отделение себя от мамы. Успешное завершение этого процесса имеет чрезвычайное значение для психологического благополучия человека в дальнейшем. Называется он – сепарация и состоит из нескольких этапов. Один из этапов самый сложный и именно его сейчас проходит ваш малыш. Суть этого этапа в том, что ребенок переживает противоречивые чувства – с одной стороны он уже хочет быть автономным и самостоятельным, стремится существовать «отдельно» и независимо, а с другой стороны ужасно этого боится и нуждается в сохранении поддержки и положительной эмоциональной связи с мамой. Отсюда и такое поведение, которое выглядит капризным (то просится на руки, то вырывается, то зовет, то отталкивает). На самом деле – оно отражает сильнейший внутренний конфликт маленького человечка. И свекровь здесь не причем, все дети проходят этот этап. Просто так совпало, что он начался, когда вы были в роддоме.

Ваше поведение по отношению к сыну в этот период окажет огромное влияние на его самостоятельность в будущем, уверенность в себе, способность выстраивать близкие и доверительные отношения. Сейчас ему нужно, чтобы вы поддерживали его тогда, когда он стремится к самостоятельности, и принимали, когда он бежит к вам снова, чтобы вы принимали его и сохраняли с ним позитивную эмоциональную связь, несмотря на его противоречивое отношение к вам. Такой положительный опыт в детстве будет служить ему опорой в течение всей жизни. Можно сказать, что в каком-то смысле он тренируется управлять эмоциональной дистанцией и получает опыт, что ею можно управлять, что после периодов отдаления может последовать сближение и наоборот. Такой опыт позволяет человеку быть толерантным к изменениям в дистанции в близких отношениях, и это очень важно, потому что отношения не находятся всегда в одном состоянии и меняются даже в течение одного дня.

Конечно, вы можете подумать: «Сказать легко, а как это сделать»… Вам сейчас очень трудно, это правда, на вас огромная нагрузка – старший ребенок проходит эту фазу, младшая совсем маленькая, и ей тоже нужно много времени. Вы очень устали и нуждаетесь в отдыхе, и из этого не следует, что вы плохая мама. Просто вам тоже нужна поддержка. А, кроме этого, чтобы суметь кому-то оказывать поддержку, сначала надо позаботиться о себе. У вас на самом деле трое детей – двое реальных и один – ваш , которому тоже требуется внимание и забота. Хорошая мама – это счастливая мама, которая позаботилась о своем Внутреннем Ребенке. Очень важно, чтобы вы организовали себе регулярное время для отдыха и занятий тем, что вам нравится. Тогда вы станете спокойнее, у вас появятся ресурсы, для того, чтобы выдерживать поведение сына.

Мне вспоминается одна история на эту тему. У женщины в семье была очень напряженная обстановка, она кричала на детей, ругалась с мужем, все время была в плохом настроении. И вот она пошла к священнику за советом. Тот дал ей какой-то совет, и после этого каждую неделю женщина стала закрываться в одной из комнат и проводить там какое-то время. Никто в семье не знал, чем она там занимается. Однако, ситуация в семье стала улучшаться. Она стала веселее, спокойнее, отношения стали более теплыми и становилось все лучше и лучше. И вот, детям стало ужасно любопытно, чем их мама занимается в комнате, когда закрывается там. Они подсмотрели за ней в замочную скважину. Оказалось, что она сидит там и пьет чай из фарфоровых кружек с шоколадом. Когда она вышла, дети ей сказали: «Мама, у нас в семье мало денег, а ты тратишь деньги на шоколад», на что она им ответила: «Я делаю вам счастливую маму».

Попробуйте поговорить с близкими, которые помогают вам (муж, мама, свекровь), расскажите им о том, что малыш сейчас проходит сложный этап развития и как важно для общего благополучия, чтобы вы могли отдыхать, куда-то выбираться. Возможно, что кто-то может посидеть с малышами, пока вы просто спите днем или гуляете в парке, или что-то еще, что сейчас важно для вас. Этот период – временное явление, и когда ребенок пройдет описанную фазу развития, то его поведение станет более спокойным. И чем больше поддержки он получит сейчас от вас, тем быстрее сможет пройти эту фазу. Но в первую очередь, чтобы суметь потом поддержать ребенка, окажите поддержку себе, организуйте себе хотя бы полчаса в день, которые вы будете заниматься тем, что вам нравится, делая тем самым из себя счастливую маму.

Детское нытье нередко вызывает у родителей раздражение и досаду. Исследования показывают, что детское нытье, пик которого приходится на возраст от 2 до 4 лет, воспринимается окружающими «как один из самых нервирующих звуков на земле», неприятнее даже звука скрежета по дереву, плача, работающей дрели и других вызывающих дискомфорт звуков типа скрипучего мела, которым пишут на классной доске.

Выведенные из себя нытьем родители могут рассерженно крикнуть ребенку «Прекрати ныть!» или «Слышать не могу, как ты разговариваешь таким голосом!». Или молчат, но внутри буквально кипят от раздражения.

Чтобы реагировать на детское нытье с сочувствием (вместо досады), родители могут напомнить самим себе причины того, почему дети ноют и чего они пытаются этим добиться. Эти причины были выявлены в ходе проведенных психологами научных исследований.

5 причин того, почему дети ноют, и что в каждом из этих случаев могут сделать родители

  1. Ребенок может ныть из-за того, что он нуждается в помощи или ресурсе взрослого

Если ребенок ноет, одной из причин может быть то, что он устал и нуждается в помощи взрослого. Иногда посредством нытья дети как бы говорят нам: «Я больше не могу вести себя как большой, пожалуйста, позаботься обо мне как о маленьком».

Когда дети переживают стресс, испытывают голод, жажду, усталость или чрезмерную нагрузку (часто это происходит из-за изменений в режиме), их обычные сладкие голосочки превращаются в требовательный ультразвук. Они могут потребовать немедленно дать им: немного вздремнуть, попить воды или молока, перекусить, отдохнуть, сменить подгузник - и, известно им это или нет, они ведут себя полностью в соответствии с научно доказанной истиной: когда ты скулишь и ноешь, ты быстрее получишь внимание других (и нужные тебе ресурсы), чем если ты молчишь.

Это просто более эффективно. Исследователи обнаружили, что люди более чувствительны к нытью, чем к нейтральной речи и даже плачу. Ноющий звук в буквальном смысле залезает им под кожу (на коже масса рецепторов, она очень чувствительна) и отрывает их от того занятия, которым они были до этого поглощены.

Попробуйте такой способ:

Когда ваш ребенок ноет, задайте себе вопрос: «Он устал (голоден, хочет пить, перевозбудился или перенервничал)?», «Не слишком ли много всего мы запланировали на этот день?», «Не слишком ли поздно он лег спать накануне?», «Не давит ли на него что-то, с чем ему трудно эмоционально совладать (например, появление младшего брата или ссора с другим ребенком в детском саду?», «Может быть, его беспокоит физическая боль (он заболевает, у него растет новый зуб, болит место ушиба)?».

Напомните себе: «Мой ребенок ноет, потому что в такой форме он просит о срочной помощи или утешении».

  1. Дети могут ныть из-за того, что нуждаются в большей эмоциональной близости со своим взрослым

Особенно сильное нытье может быть сигналом о том, что ребенок нуждается в большей эмоциональной близости. Таким образом он посылает своему близкому взрослому сигнал: «я хочу провести с тобой немного времени один на один» - за чтением книжек, приготовлением еды или игрой.

Исследование психолога Джона Готтмана показывает, что дети чаще просят родительского внимания при помощи нытья, когда им нужна «доза» эмоционального контакта. Когда ребенок говорит: «Ты поиграешь со мной?», родитель может удовлетворить стоящую за этим вопросом эмоциональную потребность, с радостью согласившись поиграть («Да, малыш, я люблю играть с тобой») и уделив этому немного времени. Когда двухлетний ребенок протягивает родителю ручки, родитель может удовлетворить стоящую за этим жестом эмоциональную потребность, подхватив его на руки и приласкав.

Исследования также показывают, что дети ноют чаще, если находятся в конфликтной и дисфункциональной семейной среде. В одном из исследований была выявлена связь: когда основной негатив исходил от матери, дети чаще спорили и дрались; когда от отца - чаще ныли и плакали. Отрицательный эмоциональный фон, создаваемый обоими родителями, четко коррелировал с тем, как часто дети использовали в повседневной речи слова, негативно окрашенные эмоционально.

Попробуйте такой способ:

Когда дети ноют, отойдите от ситуации на некоторую дистанцию и проанализируйте общий уровень собственного стресса, свое эмоциональное состояние, количество и качество времени, проведенного с детьми, и семейную обстановку в целом.

  1. Дети могут ныть потому, что хотят выразить свои чувства

Исследования показывает, что нытье (а не только плач) - это для маленьких детей всего лишь способ выразить грусть или разочарование. Педагог Дженет Лэнсбери предлагает родителям принимать, признавать и поддерживать детей и их чувства вместо того, чтобы исправлять, ругать и контролировать их. «Чем доброжелательнее мы относимся к недовольству наших детей, тем счастливее будет каждый в нашем доме», пишет она.

Попробуйте такой способ:

Напомните себе, что нытье является временным этапом в обучении сложному навыку выражения своих чувств и лучшая реакция на него - доброта и принятие. Если вам очень неприятно слушать, как ребенок ноет, попробуйте сделать несколько медленных вдохов и выдохов и мысленно повторить про себя девиз Дженет Лэнсбери: «Я могу дать этим чувствам быть».

Вспомните, когда вы сами в последний раз давали волю своим чувствам: хорошо прожитые (например, выплаканные) грусть и разочарование освобождают нас и помогает нам двигаться дальше.

  1. Дети могут ныть, потому что от природы чувствительны или раздражительны

Все дети рождаются с разным темпераментом. Условно учеными выделяется три типа темперамента (хотя ни один ребенок не вписывается четко в какую-то одну из этих категорий):

  1. Легкий и гибкий
  2. Активный и вспыльчивый
  3. Медлительный и осторожный

Попробуйте такой способ:

Помните, что некоторые дети имеют врожденную предрасположенность к более ярким реакциям, большей настойчивости, большей тревожности, или им требуется больше времени, чтобы справиться с новым опытом или меняющимися обстоятельствами жизни (и поэтому они ноют чаще).

  1. Дети могут ныть в ответ на меняющийся стимул

Бихевиорист Скиннер обнаружил, что люди повторяют какое-либо поведение долгое время, если оно «подкрепляется» каким-либо меняющимся стимулом (то есть, если стимул дается от случая к случаю, а не постоянно). Например, если вы иногда даете ноющему ребенку мороженое после ужина, он с большой долей вероятности будет продолжать ныть еще очень долго после одного такого эпизода (чтобы получить то же вознаграждение).

Попробуйте такой способ:

Будьте последовательны, избегайте поощрения нытья. Не соглашайтесь на «еще один мультик», «еще одного динозавра» в магазине детских игрушек или «еще немного поиграть» (хотя уже поздно, и пора спать). Да, это прекращает нытье в конкретный момент, но усиливает его в долгосрочной перспективе. Иногда всем нам хочется выглядеть в глазах ребенка доброй феей, которая исполняет любые желания (дети в такие моменты часто говорят что-то типа «Ты лучшая мамочка (лучший папочка) на свете!»), и подкрепить собственное чувство значимости.

Если вы решите, что оно того стоит, то ждите, что в ближайшие несколько недель нытья будет намного больше. Чтобы в конце концов прекратить эту порочную практику, попробуйте начать дарить ребенку подарки и делать приятное спонтанно, вне связи с его нытьем.

Подытожим: хотя принимать, понимать и по-доброму обходиться с детским нытьем - отнюдь не простая задача, это замечательный путь построения крепкой и надежной привязанности между вами и ребенком. Отвечая на нытье ребенка любовью и лаской, вы развиваете его эмоциональную сферу и укрепляете связь между вами. А чем сильнее детско-родительская связь, тем меньше вероятность, что ваш ребенок будет ныть в будущем.

Перевод с английского Анастасии Храмутичевой

Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, - особый, он разительно отличается по своей сути от общепринятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» - залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.

Школьное образование может восприниматься как неотвратимая повинность для ребенка и его родителей, а может стать счастливым временем получения необходимых умений для реализации в жизни. Все зависит от грамотного подхода к ребенку.

Дети , как правило, охотно идут в детский сад и в школу. Секрет в том, что эти разговорчивые малыши хотят быть услышанными и стремятся к другим детям, находя в них свою аудиторию. О воспитании оральных детей вы можете почитать . В этой же статье мы поговорим об обучении детей с оральным вектором в школе.

Обучение в школе - важный этап, задающий направление развитию детского интеллекта, который в дальнейшем обеспечит человеку высокий уровень реализации в социуме.

Развивать интеллект - непростая задача. И для начала родителю необходимо выяснить тип интеллекта своего ребенка. Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, - особый, он разительно отличается по своей сути от принятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» - залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.

Вербальный интеллект отличается тем, что сначала такой человек говорит, а потом уже понимает, что сказал. Вербальный интеллект дан оральнику для выполнения своей видовой роли. Так как задача его - оповещать стаю об опасности, то и делать он это должен сразу же, не замедляя выполнение обдумыванием. Тут возникает естественный вопрос: а что же тогда проговаривает оральный ребенок, пока учится? Он проговаривает то, что привлечет внимание родителей, его окружения в целом, так как хочет только одного: чтобы его слушали. Опираясь на это, и следует построить его обучение в школе.

Маленький говорун

«Ребенок постоянно разговаривает. Просьбы и грубые окрики родителей наконец замолчать не помогают», - обычные нарекания по поводу орального малыша. Он изводит своими разговорами родных и всех тех, кто оказывается в пределах досягаемости, и чем больше они его обрывают и не слушают, тем меньше развивается его речь. Поскольку оральный ребенок испытывает потребность в говорении, то делать это он, как правило, начинает рано, а сама его речь на первых порах отличается быстротой, невнятностью, несвязностью, шепелявостью, при разговоре он даже может брызгать слюной, торопясь проговорить как можно больше. Для развития способностей к говорению у орального ребенка, который в потенциале может стать гениальным оратором, нужно приложить немало усилий.


Прежде всего всех родителей хочется предупредить: говорить он будет постоянно. Можно выбросить радио и телевизор - фоновый шум в доме будет столько времени, сколько там будет находиться ваш оральный малыш, и ничего больше вам не понадобится. Задача родителя тут не в том, чтобы заставить ребенка замолчать и думать «про себя», в его случае это невозможно, а в том, чтобы производимый им «шум» был осмысленной и грамотной речью.

Обучая ребенка чтению и счету, приучите его проговаривать новую информацию. Он не будет молча соображать, что там написано. Ему нужно это произнести, попробовать слово «на вкус». Пусть ребенок повторяет вслух все, что вы будете с ним проходить, как бы утомительно это ни было для вас. В этом плане отечественная индустрия детских учебников позаботилась о родителях: в продаже существуют говорящие книги. Они полезны для детей, но особенно важны для оральных детей. Потому что повторять произношение букв, слов, цифр, издаваемых книгой или компьютерной программой, для него не только познавательно, но и полезно. Он, повторяя на разный лад одни и те же буквы, узнает их лучше и лучше. Сам родитель может при этом на некоторое время отлучиться, функцию слушателя возьмет на себя компьютер (особенно если там настроен контроль произношения).

Конечно, такому малышу важно читать вслух и, конечно, иметь при этом слушателя. Передвигаясь с ребенком вне дома, попросите его описывать все увиденное вокруг. Если зрительный ребенок может это делать непроизвольно и выборочно, то оральному ребенку нужно указать несколько акцентов: говорение должно быть полноописательным, он не должен ничего упускать, если он отвлекается на собственные рассуждения или вопросы, то только касательно увиденного.

По ходу речи его нужно поправлять и уточнять услышанное, чтобы он говорил верно и чисто. Приучите ребенка к тому, что рассказывание небылиц и выдумок неуместно, и вас интересует только реальное положение вещей. Направляйте его в выборе тем для разговора и слушайте его, это важно. Убежденность в том, что его слушают, дает оральному ребенку базовое чувство безопасности, что позитивно влияет на его развитие.

При поступлении в первый класс родителям нужно быть готовым к тому, что ребенок тут же подружится со всем классом, будет шутить и балагурить, наслаждаясь всеобщим интересом. Часто учителя жалуются на таких детей, потому что оральник легко перебивает, «переговаривает» учительницу, привлекая внимание всего класса и не реагируя на замечания. Поэтому важно переключить его свойства в конструктивное русло.

С первого класса его желательно подключить ко всем детским общественным мероприятиям: спектаклям, выступлениям и т. п., а также к факультативам по чтению и развитию навыков публичного выступления. Дайте своему ребенку выговариваться там, где это уместно.

Чтение - это то, что напрямую связано с говорением. От первого и до последнего слова оральный ребенок должен читать с выражением, выдерживая темп, правильно выставляя логические ударения, паузы. Если зрительные и звуковые дети по смыслам текста делают это сами, то оральному ребенку это нужно привить. Изначально ему свойственно воспроизводить безэмоциональный речевой поток, порой очень плотный. Чем раньше удастся разделить его на интонационно-смысловые узлы, тем лучше и четче будет поставлена его речь. Со временем ребенок привыкнет это использовать.

Когда молчание не золото: слушаем наших детей

Особой спецификой отличается воспроизведение информации оральным ребенком. Домашнее задание должно выполняться дома по тому же принципу проговаривания. Только в книгах не ведающих, что пишут, детских психологов можно найти фразу о том, что болтливость ребенка замедляет его умственное развитие. Сразу скажем, что оральный ребенок легко опровергнет это утверждение, когда начнет вслух рассуждать о том, чего он не понимает в домашнем задании.

В процессе говорения он начинает из услышанного выводить основные мысли, приводящие к правильному ответу. В результате к нему приходят озарения. Он будто задает вопрос самому себе и сам же на него отвечает. Это связано с тем, что оральный человек всегда проговаривает подсознательные смыслы, а сознательно воспринимает их только после озвучивания.


Приучите своего ребенка к тому, что, прочитав условие непонятного задания, неплохо бы проговорить его вслух: озвучить вопрос. В начальных классах это легитимно делать, вслух читая условия задач. В средней школе - уже нет. Для ускорения мышления оральному ребенку полезны задачи на описание ситуации. Проговаривая ее, он глубже понимает и осознает материал. С каждой последующей задачей он нарабатывает для себя нужный багаж первичных понятий, благодаря чему впоследствии уже сможет и не проговаривать вслух полученные задания.

Таким образом, оральный ребенок, готовясь дома к школе, должен это делать разговаривая. Если родители в этот момент дома, то они могут быть убеждены в том, что домашнее задание сделано, поверив собственным ушам. Желательно всегда оставлять двери открытыми при выполнении домашнего задания, чтобы создавалось ощущение того, что у ребенка есть слушатель, для которого он, собственно, это и проговаривает.

Очень важно не запирать такого ребенка дома наедине с домашним заданием. В течение дня у него обязательно должно быть время, которое он должен проводить с друзьями, в компании других детей также помимо школы. Если это не двор, то пусть это будет любой ближайший клуб развития творчества или дискуссионный клуб.

В свободное время с оральным ребенком можно проговаривать школьные дела, но не с точки зрения слухов, сплетен или описаний произошедших событий, а обсуждая пройденные задания, все то новое и интересное, что он усвоил в школе. Такие беседы помогут ему путем вербализации систематизировать полученный материал.

Роль литературы в развитии

Нигде не сверкает звезда орального дара так, как это происходит на уроках литературы. Из всех школьных дисциплин именно эта - ключ к здоровому психическому развитию для такого ребенка. Начиная с 5-го класса, важно сделать акцент на этой дисциплине. Для того чтобы чисто и грамотно говорить, нужно знать язык и правильно его воспринимать.

Декламация стихов - это регулярные выступления перед классом в средней школе. Обсуждения литературных произведений, пересказ, устные сочинения - значительный стимул к развитию орального ребенка. Все это позволяет ему экстравертировать свои свойства в русле хорошей и грамотной базы классической и художественной литературы.

Во многих школах существуют факультативы и отдельные курсы занятий по выразительному чтению и рассказыванию, на которых ребенок овладевает изобразительно-выразительными средствами языка, изучает разные манеры повествования, что самое главное - практикует их. Убедившись в том, что программа этих курсов имеет под собой хорошую литературную базу, орального ребенка можно отдать туда заниматься до последнего школьного звонка. Ведь важно не только то, что он говорит, но и какой познавательный смысл несет его сообщение.


Речевая коммуникация и объединение на идее

Реализация орального вектора - это не просто процесс говорения, а говорение для кого-то, для реальных слушателей. Так или иначе ребенок будет этих слушателей к себе привлекать, а вот какими способами он научится это делать - это уже вопрос, который должен беспокоить родителей. Врать, рассказывать небылицы и сплетни или с упоением озвучивать важные смыслы, дурачиться матерными анекдотами и шутками или вести осмысленную грамотную речь - в случае с оральным человеком возможны все варианты.

Развитый вербальный интеллект - это мощный инструмент для объединения людей. И в развитии умений орального человека это играет ключевую роль. Поэтому сверх того, что за время школьной учебы оральный ребенок научится красиво говорить, он должен всегда объединять своими словами группу людей, перед которой говорит. Причем объединение это возможно на разных уровнях: на самом низком - когда мы телесно расслабляемся, умирая от смеха, или на самом высоком - когда все объединены в один порыв общей идеей. Более высокий уровень - более высокая реализация для человека, а значит, больше радости и удовольствия от жизни.

Для того чтобы было возможно объединять людей на уровне идеи, эту идею надо ощущать самому, а также обладать развитыми ораторскими способностями. Достигнет ли ребенок максимального уровня реализации своих природных возможностей, зависит от его развития до пубертата, которое обеспечивают ему родители и школа. Системное понимание особенностей ребенка дает все необходимые инструменты, чтобы сделать это максимально правильно.

Корректор: Елена Лавецкая

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »