Флористика        24.05.2019   

Римские праздники, италия. Римские праздники

Знаменитый лозунг «Хлеба и зрелищ» ярко характеризует образ жизни древних римлян. На зрелища в Риме тратились огромные средства, даже самые скупые императоры не жалели на это денег – это было состязание в роскоши. На первом месте стояли гладиаторские бои и цирковые игры, на втором – театр. В Риме также очень любили ночные представления с иллюминациями.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом их проведения стал не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Древнеримские празднества.

В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян.

В честь своих богов римляне устраивали праздники. Важнейшими из них были:

Виналии – посвящены Юпитеру, праздновались дважды – в апреле и в августе.

Квинкватрии – праздники в честь Минервы. Большие устраивались во второй половине марта и длились пять дней, малые квинкватрии проходили с 13 июня и длились три дня. В первый день больших праздненств прерывались военные действия, учащиеся освобождались от занятий и приносили плату за обучение, затем проводились гладиаторские игры.

Консуалии – августовский праздник жатвы.

Либералии – праздники в честь Бахуса (Либера) и его супруги Либеры. Проводились 17 марта. В городах проходили театральные представления, в сельской местности – веселые шествия и пирушки.

Луперкалии – праздники в честь бога Фавна (Луперка). Проходили 15 февраля в святилище бога (Луперкале), находившемся у грота на Палатинском холме. Были учреждены Ромулом и Рэмом, выросшими среди пастухов.

Матроналии – праздники в честь богини Юноны. Праздновались замужними женщинами 1 марта.

Сатурналии – праздники в честь бога Сатурна и его супруги Опс. Устраивались 17 декабря и длились неделю.

Терминалии – праздники в честь бога государственных границ Термина, отмечались в феврале

Фавналии – праздники в честь бога Фавна (Луперка). Отмечались земледельцами и пастухами 5 декабря под открытым небом.

Флоралии – праздники в честь богини Флоры. Проводились с 28 апреля по 3 мая. Женщинам разрешалось надевать разноцветные платья, что было строго запрещено в обычные дни.

Фонтиналии – праздники в честь бога фонтанов Фонса. Устраивались в октябре. Колодцы украшались гирляндами цветов, а в родники бросали венки.

Цереалии – праздники в честь Цереры. Проводились с 11 апреля и продолжались восемь дней

Луперкалии

Lupercalia - древнеримский фестиваль эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata. Место, где волчица (следуя легенде) выкормила Ромула и Рема (основателей Рима) считалось у римлян святым. Каждый год 15 февраля здесь проводился праздник, называемый «Lupercalia» (от лат. lupo волчица) во время которого в жертву приносились животные. Из их шкур изготавливались бичи и после пира, молодые люди брали бичи из кожи жертвенных животных и выходили в город пороть женщин. Главной частью фестиваля Луперкалиа были голые мужчины, несущие ремни из кожи козла, которые бежали мимо женщин и били их; женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и легкие роды. В конце торжеств женщины тоже раздевались догола. Эти празднества стали так популярны, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с приходом христианства, этот еще долгое время существовал. Празднества Луперкалий завершались своеобразной лотереей. Девочки-подростки писали в записках свои имена и помещали эти записки в огромную урну, а затем каждый мужчина вытягивали из урны эти записки. Девочка, имя которой вытягивал мужчина, становилась его сексуальным партнером на целый год до следующих празднеств. Таким образом у людей праздник ассоциировался со свободной любовью и сексом.

В античной Греции этот праздник назывался Панургии - ритуальные игрища в честь бога Пана (в римской традиции - Фавн) - покровителя стад, лесов, полей и их плодородия. Пан - весельчак и повеса, прекрасно играет на свирели и вечно преследует нимф своей любовью. Все вышесказанное можно считать языческим вкладом в традицию Дня Всех Влюбленных.

Сатурналии

Сатурна́лии (лат. Saturnalia) – у древних римлян праздник в честь Сатурна, с именем которого жители Лацио связывали введение земледелия и первые успехи культуры. Особенно яркими были празднества в честь Сатурна и его супруги – сатурналии, начинавшиеся 17 декабря после окончания жатвы и продолжавшиеся семь дней. Во время этих празднеств люди стремились воскресить память о золотом веке царствования Сатурна, когда, по словам римского поэта Овидия, «вечно стояла весна» и «урожай без распашки Земля приносила», «сладкий вкушали покой безопасно живущие люди».

Праздник приходился на последнюю половину декабря – время, когда приходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы. Во время сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали разрешение есть за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги. Общественное празднество начиналось жертвоприношением перед храмом Сатурна на форуме; затем устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особые костюмы. В семьях день начинался с жертвоприношения (закалывали свинью) и проходил в веселье, причём друзья и родственники обменивались подарками. Улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia (это называлось clamare Saturnalia). Обрядовая сторона празднества имела исконно римский характер, хотя с 217 г. были введены лектистернии и обычай стоять с непокрытой головой во время жертвоприношения. По мнению Марквардта, праздник рабов, которые в эти дни как бы уравнивались в правах с господами в воспоминание существовавшего при Сатурне всеобщего равенства, был освящен тем же предписанием Сивиллиных книг, что и учреждение лектистерний. Праздничные развлечения продолжались в течение нескольких дней (в заключительный период Республики – семи). Среди праздничных подарков фигурировали, в числе прочего, cerei (восковые свечи) и sigillaria (сделанные из терракоты или теста фигурки). Первые служили символом того, что праздник сатурналий приходился на время зимнего солнцестояния (bruma); вторые являлись пережитком обряда жертвоприношения Сатурну.

Вакханалии (лат. Bacchanalia)

В Древнем Риме мистерии в честь Диониса (Вакха), со II в. до н. э. приобретшие характер оргий. В Вакханалии первоначально участвовали только женщины, потом были допущены и мужчины. В 186 до н. э. специальным постановлением сената Вакханалии были запрещены в Италии под страхом уголовного преследования. Однако тайно устраивались в некоторых областях Южной Италии вплоть до времён империи.

Матроналии

Божественная супруга Юпитера царица неба Юнона, так же, как и он, дарующая людям благоприятную погоду, грозы, дожди и урожаи, ниспосылающая успех и победы, почиталась, кроме того, и в качестве покровительницы женщин, в особенности замужних. Юнона была хранительницей брачных союзов, помощницей при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия. Культом Юпитера ведал жрец – фламин, а культом Юноны – жена фламина (фламиника). Замужние женщины ежегодно праздновали первого марта в честь Юноны так называемые матроналии. С венками в руках они шествовали к храму Юноны на Эсквилинском холме и вместе с молениями о счастье в семейной жизни приносили в жертву богине цветы. При этом в празднестве принимали участие и рабыни.

Квинкватрии

Богиней, покровительствовавшей городами и мирным занятиям их жителей, была дочь Юпитера Минерва. Ее особым расположением пользовались ремесленники, художники и скульпторы, поэты и музыканты, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта, назывались квинкватрами и продолжались пять дней. Учащиеся в первый день квинквартий освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за ученье. На этот день прерывались военные действия, если они имели место, и происходило общее бескровное жертвоприношение лепешками, медом и маслом. Затем устраивались гладиаторские игры, а в последний день приносились жертвы Минерве в специальном помещении сапожников и происходило торжественное освящение труб, состоявших под особым покровительством богини, поскольку сословие трубачей играло большую роль в городской жизни, участвуя в торжественных церемониях, похоронах и различных обрядах. Флейтисты же считали своими главными праздниками малые квинкватрии в честь Минервы, праздновавшиеся с 13 июня и продолжавшиеся в течение трех дней.

Терминалии

Возле Капитолийского холма находилось святилище бога Термина, покровителя межи, пограничных камней между земельными участками и границ города и государства. Священные церемонии по установлению границ и межевых камней были введены царем Нумой Помпилием. В яме, вырытой для межевого камня, разводили огонь; над ним закладывали жертвенное животное так, что бы его кровь, стекая в яму, не тушила огня. Туда же лили мед, благовония и вино, бросали плоды и, наконец, ставили камень, украшенный венком. В день праздника Терминалий владельцы смежный полей собирались у своих межевых камней, украшая их цветами, и приносили в жертву богу Термину лепешку, мед и вино. Затем начинался веселый и дружный пир. Самым главным воплощением бога Термина был священный камень, находившийся у Капитолийского храма.

Флоралии

Флора, в древнеримской мифологии богиня цветов, юности и весеннего цветения. В честь Флоралии праздновались флоралии, во время которых происходили игры, принимавшие иногда разнузданный характер. длились с 28 апреля по 3 мая. В эти дни двери всех домов были украшены цветочными гирляндами и венками, женщины в разноцветных пестрых платьях (что было строго запрещено в обычные дни), в душистых венках предавались веселым пляскам и шуткам. Весь народ на празднествах в честь прекрасной и дарующей радость богини веселился и пировал. В один из дней флорарий устраивались игры и состязания.

Нептуналии

Нептун, в древнеримской мифологии бог источников и рек. Отождествленный впоследствии с древнегреческим Посейдоном, Нептун стал почитаться как бог морей, приводящий их в волнение и усмиряющий своим трезубцем. В Риме был воздвигнут храм Нептуна в цирке Фламиния; древний праздник в честь Нептуна (нептуналии) справлялся 23 июля.

Марс

Яростный и неукротимый бог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа, чья слава началась с основания города Рима – Ромула (Ромул со своим братом-близнецом Ремом, согласно преданию, были сыновьями Марса). У Марса были два прозвища – Марс Шествующий в бой (Градивус) и Марс Копьеносный (Квиринус). После смерти Ромула и его обожествления появился бог Квирин, в которого обратился Ромул, став таким образом двойником Марса. Троице богов – покровителей воинской доблести и охранителей римского государства – Юпитеру, Марсу и Квирину посвящались специальные жертвоприношения, к ним взывали о победе в сражениях. Именем Марса был назван третий месяц года (март), и в первые его числа проводились конные состязания, поскольку кони – верная опора воину в бою, были посвящены богу Марсу. Первого марта в честь воинственного бога происходило шествие его жрецов – салиев, которые со священными плясками и песнопениями двигались, ударяя копьями в щиты, один из которых, согласно преданию, упал прямо с неба при царе Нуме Помпилии. Слова этих гимнов, распеваемых салиями, были непонятны уже самим жрецам, что, конечно, указывало на магический смысл всего обряда, уходившего, по-видимому, в глубокую древность. В этот день мужчины дарили своим женам подарки, а женщины – рабыням. Поэтому Марсу приносили жертвы земледельцы и пастухи, а посвящены ему были дятел и волк.

Теллурии

Теллура, мать-земля, была одной из древнейших италийских богинь. Она олицетворяла собой ту плодородную землю, на которой произрастает все, что нужно человеку для существования. Она же считалась владычицей землетрясений и властительницей живых и мертвых. По преданию, первой служительницей Теллуры (ее называли еще «Светлой богиней») была жена пастуха Фаустула (нашедшего и воспитавшего близнецов Ромула и Рема), которую звали Акка Ларенция. У нее было 12 своих сыновей, и все они дружно помогали матери при жертвоприношениях в честь богини Теллуры. Когда один из братьев умер, его место занял Ромул. Став римским царем, Ромул учредил жреческую коллегию из 12 человек, которая называлась коллегией арвальских братьев (от латинского слова «арвум» – пахотный, полевой). Раз в году совершался торжественный обряд жертвоприношения «Светлой богине», чтобы она ниспослала хороший урожай на поля римских земледельцев. О времени проведения этого празднества, приходившегося обычно на вторую половину мая, перед наступлением жатвы, объявлял заранее глава арвальских братьев. Ритуал соблюдался очень строго, так как малейшее нарушение могло навлечь недовольство богини и, следовательно, угрозу урожаю. Вся церемония длилась три дня. В первый и последний день жрецы собирались в городе, в доме главы арвальских братьев. В парадных одеждах они возносили жертву Теллуре вином и благовониями. Затем происходил обряд благословения хлебов, увенчанных лавровыми листьями, и колосьев прошлого и нового урожая. Несколько позже устраивалась общая трапеза жрецов с совместными молениями и возлияниями на алтарь Теллуры.

По окончании обряда участники его с пожеланиями счастья подносили друг другу розы. На второй день праздник переносился в священную рощу «Святой богини», где находился ее храм и здание с пиршественным залом для священных трапез. Ранним утром глава коллегии приносил очистительную жертву – двух свиней и одну телку. После полудня, надев венцы из колосьев, с покрытой головой они все направлялись в рощу, где приносили в жертву жирную овцу, ладан и вино. Затем совершалось возлияние, и арвальские братья направлялись на ближайшее поле за колосьями, срезали их и передавали, перекладывая из левой руки в правую. Эта процедура повторялась дважды, после чего ее проделывали с хлебцами, которые жрецы, войдя в храм, распределяли между собой. Заперев храм и удалив оттуда всех посторонних, арвальские братья начинали священную пляску, распевая при этом гимн, слова которого им самим были непонятны. И поскольку запомнить их было трудно, а ошибка грозила гневом богини, то у всех были специальные богослужебные записи, которым они строго следовали. Безусловно, это были древние заклинания о ниспослании урожая, обращенные к земле.

Цереалии

Богиню жатвы, покровительницу плодородия – Цереру глубоко почитали римские земледельцы. В честь ее устраивались торжественные празднества – цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней. Цереалии особенно ревностно соблюдались низшими классами – плебеями. Они наряжались в белые одежды (в отличие от обычной рабочей), украшали себя венками и после торжественных жертвоприношений (подносили свиней, плоды, медовые соты) восемь дней развлекались скачками в цирке. Римский люд устраивал у себя праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы умилостивить Цереру, дающую сытную пищу. Постепенно культ богини Цереры слился с культом «Святой богини» и греческой Деметры, но праздник цереалий с его весельем и широким гостеприимством сохранился.

Либералии

Бахус – бог – покровитель виноградников, виноделия и вина, почитавшийся под именем Либера. (Либер – по-латыни означает «Свободный». По-видимому, это название содержало намек на некоторую свободу и распущенность проводившихся в честь Бахуса празднеств.) Его женой была богиня Либера, помогавшая виноградарям по виноделам. Праздник в честь этой супружеской пары отмечался 17 марта и назывался либералии. В городах в этот день, кроме торжественных жертвоприношений, устраивались театральные представления, а в сельской местности он знаменовался веселыми шествиями, шутками, плясками и пирушками с изобилием возлияний Бахусу-Либеру, освобождающему человека от всяческих забот своим чудесным напитком, и его доброй и прекрасной жене Либере. Во время либералий приносились жертвы и богине Церере. Святилище Либера и Либеры помещалось в храме Цереры. Культ Бахуса-Либера был очень близок к культу греческого Диониса.

Вертумн и Помона

Вертумн был богом смены времен года и превращений, которые происходят с земными плодами – сначала они цветут, затем зреют и, наконец, падают со склонившихся под их тяжестью ветвей. Вертумн ниспосылал на землю цветение весны, летнюю жатву и осеннее изобилие плодов. Но о плодовых деревьях, особенно яблонях, тщательно заботилась юная и трудолюбивая богиня Помона. Римляне глубоко почитали эту юную божественную пару. Храм Вертумна был воздвигнут на Авентинском холме, Помона же имела своего собственного жреца – фламина. Когда начиналось созревание плодов, садоводы приносили жертвы этим богам, а 13 августа происходило празднество в честь Вертумна и его прекрасной жены.

Под покровительством богини Фавны находились поля и сады, которые она щедро наделяла плодородием, будучи супругой бога Фавна и разделяя с ним его заботы. По имени «Доброй богини» она оказывала особое благоволение женщинам, которые справляли в ее честь два торжественных праздника. Один из них происходил первого мая в храме богини, находившемся на Авентинском холме, куда стекались толпы римлянок, желавших почтить свою высокую покровительницу и принести ей положенные обычаем жертвы. Второе торжество приходилось на первые числа декабря и справлялось в доме одного из высших должностных лиц (консула или претора). Мужчины должны били покинуть дом на всю ночь. Руководили таинствами церемонии жрицы богини Весты и хозяйка дома, где совершалось богослужение. Присутствовать могли только женщины, причем они настолько свято хранили тайны этого обряда, что до сей поры так и никто и не смог выяснить, что именно там происходило.

Известно было лишь, что шатер, где стояло изображение богини, украшался виноградными лозами, у ног статуи насыпалась священная земля и все жертвоприношения сопровождались музыкой и пением гимнов. В истории этого культа известен лишь единственный случай, когда юноша попытался проникнуть в дом, где происходило таинство, переодевшись в женское платье и выдавая себя за музыкантшу. Обман был разоблачен служанками и виноватый обвинен в святотатстве. Эту дерзость позволил себе молодой римский аристократ Клодий, подкупивший одну из прислужниц в доме Юлия Цезаря, где происходило таинство в честь «Доброй богини». Клодию было предъявлено обвинение в нечестивости, по этому поводу вспыхнула волна негодования. Тогда Юлий Цезарь развелся со своей женой. Его спросили, почему он это сделал, ведь она ни в чем не была виновата. Цезарь ответил фразой, которая стала поговоркой: «Я сделал это потому, что жена Цезаря должна быть вне подозрений».

Вулканалии

С государственным культом огня и очага связано также почитание римлянами бога Вулкана. Храма Вулкана в самом городе не было, но в центре Рима на возвышении над форумом находилась священная площадка, так называемый вулканал, где словно у государственного очага, проводились совещания сената. Все храмы Вулкана, как божества находились за пределами городских стен. Вулкан, подобно греческому богу Гефесту, был искуснейшим кузнецом, покровителем ремесленников и ювелиров. Женой его была прекрасная богиня Венера. Празднества, проводимые в честь Вулкана, происходили 23 августа и отмечались жертвоприношениями и шумными играми в большом цирке. Вулкан почитался и как бог подземного огня, который вечно грозил извержениями. Считалось что его божественная кузница находится в недрах горы Этны в Сицилии, где ему помогают в работе гиганты-циклопы.

Роль театра в проведении праздников

Порядок проведения празднеств

Каждое празднество состояло из нескольких отделений:

1) торжественное шествие во главе с магистратом – устроителем игр, называвшееся помпой.

2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т.д.

3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением на несколько тысяч столов.

Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к сельским праздникам сбора урожая. Еще в отдаленные вре­мена, когда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с оконча­нием жатвы. На этих праздниках распевали веселые грубова­тые песни, так называемые фесценнины. Как и в Греции, обыч­но выступали при этом два полухория, которые обменивались друг с другом шутками и насмешками подчас язвительного со­держания. Зародившись еще при родовом строе, фесценнины существовали и в последующие века, и в них, по свидетельству писателя времен Августа Горация, находила отражение и со­циальная борьба между патрициями и плебеями. Гораций гово­рит, что фесценнинские насмешки не щадили и знати, которая и постаралась их обуздать - было установлено строгое наказа­ние всякому, кто будет порицать другого в злобных стихах.

Существовала и другая форма примитивных зрелищ - сатура. Эти зародыши драмы в Риме испытали на себе влияние этрусков. Об этом интересно рассказывает римский историк Тит Ливий (I в. до н. э.). В 364 г. до н. э. Рим постигло моровое поветрие. Чтобы умилостивить богов, решили наряду с другими мерами прибегнуть к учреждению сценических игр, «делу ново­му для воинственного народа, так как до этого зрелища огра­ничивались только конскими бегами». Из Этрурии были при­глашены актеры. Это были плясуны, которые исполняли свои танцы под аккомпанемент флейты. Этрусским актерам стала потом подражать римская молодежь, которая прибавила к пля­ске шуточный диалог, написанный нескладными стихами, и же­стикуляцию. Так возникли постепенно сатуры (по дословному, переводу это слово обозначает «смесь»). Сатуры были драматическими сценками бытового и комического характера, вклю­чавшими в себя диалог, пение, музыку и танцы, причем музы­кальный элемент играл в них существенную роль. О влиянии этрусских актеров на формирование римского театра указывает этрусское происхождение слова гистрион, ко­торым в Риме стали называть народных развлекателей (Название это сохранилось и в средневековом театре).

Другим видом ранних драматических представлений также комического характера были в Риме ателланы. Римляне заимствовали их от племени осков в Кампании (вероятно, около 300 г. до н.э.), когда Рим вел многолетние войны в Южной Италии. В Кампании был городок по имени Ателла. Быть может, по имени этого городка римляне и стали называть ателланой при­шедшие к ним от племени осков комические сценки, скоро вполне акклиматизировавшиеся в Риме. Сыновья римских граждан увлеклись этими играми и стали разыгрывать их в дни празд­ников. Участие в представлении ателлан не налагало на граж­дан никакого бесчестия, тогда как позже, когда у римлян появи­лась уже литературная драма, актерская профессия считалась постыдной.

Представления устраивались в Риме во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патри­циев - Римских играх, справлявшихся в сентябре, в честь Юпи­тера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев - Плебейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновых играх - в июле. Спектакли давались также во время триумфальных и погребальных игр, при выборах высших должностных лиц и по другим поводам. На римских праздниках сценические игры шли нередко вместе с цирковыми играми и гладиаторскими сраже­ниями, причем зрители часто отдавали предпочтение последним.

Римские игры

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н. э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают плебейские игры. В конце III – начале II в. до н. э. были учреждены также аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов – мегаленские игры и флоралии в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры, в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Играли в трагедиях и комедиях уже не любители (как в ателланах), а артисты-профессионалы. Их называли актерами или гистрионами. Римские актеры происходили из среды воль­ноотпущенников или рабов и по сравнению с греческими акте­рами они занимали, в своей массе, низкое общественное по­ложение. Объясняется это тем, что почти с самого своего воз­никновения римский театр выступал как чисто светское учреж­дение и, как уже говорилось, не был связан с каким-либо куль­том, подобным культу Диониса в Греции. Кроме того, в течение долгого времени театр рассматривался правящими сословиями Рима только как одно из развлечений, причем такое, которое вызывало к себе иногда даже презрительное отношение со сто­роны нобилей. На актерской профессии лежало клеймо бесче­стия, за плохую игру можно было подвергнуть актера порке.

Мим тоже с давних пор был известен в римском обществе. Однако особенно он распространился в конце периода респуб­лики. Актеры выступали в мимах без масок, и это открывало широкий простор для искусства мимической игры. Женские роли исполнялись женщинами. Актеры мимов играли босиком или надевали на ноги только тонкие подошвы, так что казались босыми. Поэтому исполнителей мимов называли босоногими.

Большую роль играли в мимах всякого рода брань и побои. Существенной частью их были танцы пол аккомпанемент флей­ты. Судя по свидетельствам современников, границы пристой­ного нарушались в миме чаще, чем в других видах комедии. Нередко в мимах допускались и выпады против властей, с одобрением встречавшиеся зрителями. Демократические тенденции мима наряду с участием в нем женщин немало способствовали утверждению его на римской сцене в I в. до н. э. До середины I в. до н. э. мим оставался импровизацией. Только во второй половине века, со времен Цезаря, он получил литературную обработку, которую дали ему два драматурга - Децим Л а бел и й и Публий Сир.

Бои гладиаторов и состязани я

Гладиаторские бои получают в Риме необычайное развитие. До этого они устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет. В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты, Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица, Дать представление гладиаторского боя – значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выходят по несколько десятков, по несколько сотен пар гладиаторов. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех итальянских городах. Они стали настолько популярны, что был создан специальный тип здания – амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои.

Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius - меч), в Древнем. Риме рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями. Обучались гладиаторы в специальных школах (в Риме, Капуе, откуда началось восстание Спартака, в Пренесте и Александрии). Тяжеловооруженные гладиаторы носили имена народов, из которых они происходили - фракийцы, самниты, галлы. Существовали также следующие разряды гладиаторов: велиты - сражавшиеся дротиками; ретиарии (рыбаки) - сражавшиеся с трезубцем и металлической сетью; бестиарии - сражавшиеся с дикими зверями; андабаты - выступавшие в глухом шлеме в прорезями для глаз; димахеры - без щита и шлема в двумя кинжалами; эквиты - на конях с копьем, мечом и небольшим круглым щитом; эссеуарии - сражавшиеся на боевых колесницах, управляемых возницами; лакварии - ловившие арканом; лухории - с деревянным мечом или тупым орудием; петниарии - сражавшиеся бичом или палкой. Устраивались и морские бои. В период империи представление начиналось торжественным шествием гладиаторов с приветственными криками Ave Caesar, moritori te salutant - «Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя». Битву начинали поставленные парами друг против друга лухории и петниарии. Побежденный гладиатор поднимал вверх указательный палец как знак просьбы о пощаде. Если зрители (или иногда только император) щадили его, то поднимали вверх большой палец или махали платками. Большой палец, направленный вниз, означал смерть. Гладиатор мог заслужить и освобождение от службы после удачных выступлений. Такие отставные гладиаторы назывались рудиариями, свое боевое оружие они посвящали храму Геркулеса. Рудиарии могли продолжать выступления и за плату. Римляне превозносили искусство гладиаторов, высоко вознаграждали победителей, их портреты можно было видеть на горшках, плодах, лампах, перстнях; гладиаторов воспевали поэты и любили свободные римлянки. Но это были рабы, предназначенные развлекать и жизнью, и смертью. С начала V века бои гладиаторов были запрещены.

Гладиаторский бой глазами римлян

Благодаря изученным фактам мы можем практически доподлинно восстановить картину проведения гладиаторского боя.

После появления афиш о гладиаторских боях или травле зверей в город стекались тысячи жителей с разных концов империи. В амфитеатре можно было увидеть все сословия и все возрасты. А на арене сражаются гладиаторы. Когда удается вонзить меч в тело противника, победитель издает короткий клич. Умирающий падает на свой щит, соблюдая обычай: доставить зрителям удовольствие любоваться его предсмертными муками.

Вспомните известную фразу, которой провожали на бои гладиаторов – «Со щитом или на щите», а сами гладиаторы начинали бой словами «Ave. Caesar, morituri te salutant» – «Радуйся, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!».На желтом песке арены растекаются лужи крови, а бои продолжаются, и публика разгорячается все больше и больше.

Утолив в перерыве жажду и получив из рук служителей фрукты и сладости, публика готова немного отдохнуть и взглянуть на фокусников и клоунов. Это короткий отдых перед новой волной крови- впереди травля диких животных.

На глазах у ревущей толпы голодные псы терзают газелей. Но толпе необходимо, чтобы со зверем боролся человек; и вот уже против голодного медведя выходит бастиарий, приговорённый к смерти, которому дарована возможность избежать её или погибнуть в схватке с хищником. А потом человека снова сменяют животные- бык против пантеры. А затем снова охотники и звери, и захватывающие толпу неистовые страсти.

Ликует буйный Рим …торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена;

А он- пронзенный в грудь, – безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена…

И молит жалости напрасно мутный взор:

Надменный временщик и льстец его сенатор

Венчают похвалой победу и позор…

Что знатным и толпе сраженный гладиатор

Он презрен и забыт…освистанный актер.

М. Ю. Лермонтова

«Вы станете спрашивать. – пишет Л. Ф. Лосев, что это за кровожадная, истерическая, звериная эстетика? Что это за сладострастие при виде бессмысленной бойни, при виде крови, при виде немой горы трупов?… Рим – это страна полного и настоящего абсолютизма, это царство какой-то государственной мистики, перед которой отдельный индивидуум – просто не существует, он – только винтик в этой вселенской машине, имеющей значение только лишь в меру своей приспособленности к этому мировому целому; и при всем том вы видите, какой экзальтацией, каким энтузиазмом, какой истерией, сладострастной чувственностью и упоением захватывает его дух – по воле того же самого мирового абсолютистского правительства» .

Триумфальные праздники

Одно из изобретений Рима- триумфы. Термин «триумф» пришел к нам из Рима и означал у римлян торжественный въезд победоносного полководца (триумфатора) с войском в городе Рим от Марсова поля к храму Юпитера на Капитолий.

Триумфальное шествие в Древнем Риме открывалось сенаторами и магистратами, следом двигалась колесница, запряжённая четвёркой белых коней, с триумфатором, увенчанным лавровым венком и атрибутами Юпитера; колесницу сопровождали музыканты и певцы. Затем шло войско, несли добычу, а также вели знатных пленников. На Капитолии приносились жертвы Юпитеру, частично делилась добыча. Затем начинались пир и игры в цирке. Триумф устраивался по разрешению сената за самые выдающиеся заслуги перед государством либо самые великие победы и являлся высшей наградой полководцу (достаточно вспомнить триумф Гая Юлия Цезаря). Удостаивались чести триумфа немногие достойные, имя триумфатора навечно записывалось в триумфальные фасты.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля определяет триумф как «победное торжество славы, торжественная встреча». Именно поэтому сегодня триумф является синонимом блестящего успеха, выдающейся победы.

Для закрепления триумфа в честь триумфатора или в память славных событий сооружалась триумфальная арка или триумфальные ворота Герой возвращается с победой, и его встречает ликующий народ. Император Тит после разрушения Иерусалима был удостоен триумфа. Огромные богатства, захваченные воинами, проносили перед толпой. В толпе давили женщин и детей, но это никого не трогало, так как главное было восславить Тита. «Именно апофеоз относился здесь не столько к самой личности императора, сколько к самой монархической власти вообще и даже просто к Римской империи и ее могуществу, и её вселенскому «гению». Император здесь, таким образом, в значительной мере безличен; это- символ римского единодержавия со всем его юридическим и военным аппаратом; это- абсолютизация государственности»,- такова позиция А. Ф. Лосева.

Календарь Римских праздников

ЯНВАРЬ:

1 – Праздник Юноны, праздник Эскулапа, праздник Ведийова

3 – Начало Компиталий, посвященных Компитальским Ларам, праздник Мира

4 – Продолжение Компиталий, посвященных Компитальским Ларам

5 – Последний день Компиталий, посвященных Компитальским Ларам, памятный день освящения скринии в честь Вики Поты

8 – Праздник Юстиции

9 – Агоналии, посвященные Янусу

11 – Карманталии, посвященные Карменте, Ютурналии, посвященные Ютурне

12 – Компиталии, посвященные Ларам

13 – Празднование присвоения титула «Август» Октавиану

15 – Карменталии, посвященные Карменте

16 – Праздник Конкордии (Согласия)

17 – Праздник Фелицитас (Счастья)

19 –23 Начало Форканалий

24 – Продолжение Форканалий, начало Сементив (Паганалии)

25 – Продолжение Форканалий, продолжение Сементив (Паганалии)

26 – Продолжение Форканалий, последний день Сементив (Паганалии)

27 –29 Продолжение Форканалий

30 – Продолжение Форканалий, памятный день освящения Алтаря Мира

31 – Продолжение Форканалий

ФЕВРАЛЬ:

1 – Продолжение Форканалий, начало праздника Юноны Соспиты

2 – Продолжение Форканалий, праздник Цереры, завершение праздника Юноны Соспиты

3 –4 Продолжение Форканалий

5 – Продолжение Форканалий, начало праздника Конкордии (Согласия), памятный день получения Августом титула «отец отечества»

6 – Продолжение Форканалий, продолжение праздника Конкордии (Согласия)

7 – Продолжение Форканалий, продолжение праздника Конкордии (Согласия), первый день весны

8 –11- Продолжение Форканалий, продолжение праздника Конкордии (Согласия)

Итальянцы известны тем, что любят хорошо повеселиться: одних только официальных праздников насчитывается больше десяти, не говоря уже о различных фестивалях и выставках. Больше всего праздничных мероприятий проходит, конечно же, в Риме, и многие из них давно стали приятной ежегодной традицией.

100 художников Виа Маргутта

Дважды в год, весной и осенью, в Риме проходит арт-фестиваль под открытым небом. Место проведения остается неизменным – это улица Виа Маргутта, которая и дала название этому мероприятию, расположенная недалеко от Народной площади. Каждый год в фестивале принимают 100 итальянских и международных художников, для которых это отличная возможность продемонстрировать свои работы широкой публике. Фестиваль на Виа Маргутта – одно из самых любимых мероприятий римлян как символ значимости изобразительного искусства для итальянской культуры. Вход на фестиваль свободный.

Крестный ход в Страстную пятницу

Одно из самых больших мероприятий в честь Пасхи – это Крестный ход в Страстную пятницу с участием Папы Римского. В этом году он пройдет 14 апреля. Крестный ход начинается в Колизее и заканчивается возле холма Палатин, пройдя через 14 остановок, каждая из которых связана с историей распятия Иисуса Христа. В течение всего пути паломники, в том числе и Папа Римский, несут деревянный крест. На каждой остановке Крестного пути участники произносят молитву.

Крестный ход одно из немногих мероприятий такого уровня, для участия в которых не нужно приобретать билет. Ежегодно его посещают десятки тысяч людей, поэтому многие стараются прибыть на место как можно раньше, за несколько часов до начала мероприятия, чтобы занять хорошие места. Даже если вы не исповедуете католичество или не относитесь вообще ни к какой религии, Крестный ход – это одно из самых красивых и памятных мероприятий Рима, в котором стоит принять участие любому человеку.

Как и во многих других мировых столицах, в Риме ежегодно проходит собственный марафон. В этом году его проведение запланировано на 2 апреля. Римский марафон стартует возле Колизея, далее его маршрут проходит через такие знаковые достопримечательности, как площадь Испании, фонтан Треви , Пантеон , Собор Святого Петра и площадь Венеции. Стоит отметить, что маршрут спланирован очень предусмотрительно: несмотря на то, что Рим – это город семи холмов, марафон по большей части проходит на ровной поверхности. Чтобы принять участие в Римском марафоне, необходимо заранее зарегистрироваться и внести взнос в размере от 62 евро (для самых ранних регистраций) до 102 евро (для тех, кто регистрируется в последний день).

Natale di Roma – день рождения Рима

Не каждый город может похвастаться тем, что празднует свой день рождения, как это делает Рим.

Эта знаменательная дата приходится на 21 апреля – согласно историческим данным, именно в этот день было основано маленькое поселение на вершине Палатина – центрального холма Рима, которое впоследствии выросло в центр мировой цивилизации и удерживало этот статус в течение тысячи лет. Праздник отмечается с истинно римским размахом: по всему городу проходят торжественные мероприятия, концерты, скачки и театральные представления, воссоздающие историю возникновения Рима. Если вы окажетесь в Риме в день его рождения, имейте в виду, что в честь этого праздника вход во все музеи и парки бесплатный.

Этот ежегодный религиозный фестиваль в честь Богоматери Кармельской проводится в римском районе Трастевере с 1535 года. Возникновение праздника связано с удивительным событием: в тот год несколько местных рыбаков обнаружили статую Богоматери во время шторма в устье Тибра.

Обычно празднование начинается 16 июля и продолжается до 25 июля. Фестиваль начинается с торжественной процессии, когда богато украшенную статую Богоматери проносят по всему району Трастевере из церкви Святой Агаты в церковь Сан-Кризогоно, где она хранится в течение 8 дней.

Праздник Святого Петра и Святого Павла

Праздник Святого Петра и Святого Павла ежегодно отмечается в Риме 29 июня. Таким образом жители Рима отдают дань уважения двум святым, которые считаются покровителями Вечного города.

В этот день во всех районах Рима проводятся религиозные службы, главная из которых проходит с участием Папы Римского. Но празднование не ограничивается только церковными ритуалами, в этот день также организуются концерты и ярмарки, а завершается праздник красочными фейерверками.

Туристам стоит иметь в виду, что Праздник Святого Петра и Святого Павла является официальным выходным, поэтому многие заведения в этот день не работают.

Городской театральный фестиваль

В сентябре в Риме проводится одно из главных культурных событий – Городской театральный фестиваль, который собирает драматургов, актеров и театральных энтузиастов со всех уголков мира. Фестиваль инициировала небольшая группа римских театралов в попытке возродить интерес широкой публики к театральному искусству. На время фестиваля заведения и городские пространства Рима превращаются в театральные подмостки, и во всем городе царит атмосфера праздника и карнавала. Все мероприятия Городского фестиваля доступны для любого зрителя бесплатно. Представления начинаются ближе к вечеру, примерно в 17.00, и продолжаются до полуночи. Если вам хочется побывать в Риме именно в период Городского театрального фестиваля, то вам стоит заранее подумать о жилье , так как в это время все отели и хостелы города переполнены.

Римский джазовый фестиваль

В первую неделю ноября Рим становится площадкой для джазового фестиваля. В течение этого времени в городе проходят джазовые концерты и выступления с участием популярных итальянских музыкантов и приглашенных международных звезд. Программа мероприятия включает разные джазовые стили, поэтому удовлетворит любой вкус. Концерты в рамках джазового фестиваля проходят в нескольких заведениях, но главными площадками считаются Casa del Jazz и Villa Celimontana.

Римский фестиваль независимого кино

Римский фестиваль независимого кино был основан в 2001 году, и с каждым разом он привлекает все больше внимания не только со стороны итальянской публики, но и международного киносообщества. Фестиваль дает редкую возможность независимым режиссерам из разных стран показать свои работы, которые не вписываются в формат массового кино. В рамках фестиваля также есть отдельная секция «Новые рубежи», на которой демонстрируют фильмы итальянского производства. Сегодня в Римском фестивале независимого кино принимают участие представители пяти континентов, что делает его одним из ключевых событий в мировой киноиндустрии. В этом году фестиваль пройдет с 17 по 24 ноября.

День Святого Сильвестра

После того, как отгремят рождественские гулянья, праздничный сезон в Риме не заканчивается, ведь впереди – день Святого Сильвестра, который отмечается 31 декабря. Праздник получил свое имя в память о Папе Римском Сильвестре, который в этот день перешел из жизни земной в вечность. Традиционно день Святого Сильвестра проходит на Народной площади. Жители и гости города могут насладиться самыми лучшими блюдами итальянской кухни, попробовать домашнее вино и повеселиться на живых концертах перед тем, как встретить новый год.

3,707 просмотрели

Весенний Рим сияет солнечными днями, манит гостей благоуханием парков и тайнами древних памятников. Особенно упоительна столица в День Города (Natale di Roma), который принято праздновать 21 апреля . Черед увлекательных торжеств начинается за 3 дня до заветной даты и кружит в красочном калейдоскопе Вечный город.

Источников, достоверно повествующих о временах зарождения Рима сейчас не найти. Основная легенда гласит, что сыновья латинской царевны Реи и могущественного бога Марса, - Ромул (лат. Romulus) и Рем (лат. Remus) основали небольшое поселение на Палатинском холме (Palatino) в 753 году до н.э.

Различные системы летоисчисления и неточности в летописях не позволяют точно определить дату появления Вечного города. Однако официальным Днем рождения Рима принято считать именно 21 апреля.

В античные времена День Города регулярно отмечался в качестве весеннего праздника. Затем, в руинах Римской империи были погребены многие традиции. Вновь свой день обрела столица Италии лишь в 19 веке после Объединения.

Во время Второй мировой войны торжества также были под запретом. Лишь после 1945 года Рим окончательно закрепил право на собственный День рождения.

Традиции

Богиня Рима (Dea Roma)


Одной из славных традиций празднования Дня Города является конкурс девичьей красоты на звание «Богини Рима» . В 2019 году состоится 19-е по счету явление итальянских богинь. Главное условие состязания: молодость, обаяние и гармоничное воплощение образа жительницы Олимпа.

Победительница конкурса в 2018 г. - обворожительная Элеонора Пинка (Eleanor Pinca) возглавит парад, торжественно шествующий по Via dei Fori Imperiali 19 апреля. Также новоиспеченная богиня примет активное участие в постановках, иллюстрирующих Древний Рим и его традиции, в рамках празднования Палилы (Palila).

Исторический парад


Центральное место в празднованиях занимает исторический парад, в котором принимают участие сотни людей, одетые по моде Древнего Рима. Представители клубов, занимающихся реконструкцией исторических событий, из различных уголков Европы и Италии, а также энтузиасты великой империи, облачаются в красные робы, доспехи легионеров, тоги патрициев и устраивают зрелищный ход.

Все действо оканчивается сценками из истории Империи и гладиаторскими боями в (лат. Circus Maximus). В почете выступления мастеров школы гладиаторов , расположенной в Риме, которая была основана еще в 1994 году.

Еда, бесплатный вход в музеи, достопримечательности

Перевоплотившихся весталок, римских воинов, гладиаторов, остготов, норманнов, а также многочисленных зрителей принято потчевать простой . Наиболее любопытны — сытные блюда из телятины и свинины, сырные похлебки, рис под заливкой из пармезана и .

Приятным бонусом к всеобщему веселью служит тот факт, что 21 апреля гости столицы смогут посетить большинство музеев в Риме абсолютно бесплатно!

Обязательными к посещению пунктами весеннего торжества являются популярнейшие достопримечательности столицы: (Colosseo), (Piazza di Spagna), (Fontana di Trevi), (Forum Romanum).

Феномен Пантеона


Любители загадок и чудес обязательно заглянут 21 апреля в (Pantheon). Старинный храм наделен интересной особенностью: единственный источник естественного света - это круглое окошко Окулус (лат. Oculus) на самой вершине купола. Именно в День рождения Рима, ровно в полдень, луч солнца попадает ровно на вход Пантеона.


Древние римляне считали, что боги, таким образом, призывают императора войти в храм и наделяют его властью. Минули тысячелетия, а столп света, падающий с небес на центральный вход античного храма, производит мощнейшее впечатление неземной благодати.

Программа Дня Города Рима в 2019 году

Свои 2769-е именины Вечный город будет праздновать законные 3 дня:

Четверг, 21 апреля

  • В 10:00 состоится церемония открытия празднования Дня Рима в Большом цирке, ознаменованная зажжением торжественного огня.
  • В 11:00 от стен Большого цирка стартует грандиозное историческое шествие, которое к полудню завершится у Римского форума.
  • С 15:00 до 18:00 выступление групп исторической реконструкции в Большом цирке.

Пятница, 22 апреля

  • В течение дня будут происходить культурные мероприятия в залах Капитолийского дворца (Palazzo del Campidoglio), расположенного на

Римский календарь и основные праздники

Самый древний римский календарь был аграрным, то есть основывался на сроках проведения сельскохозяйственных работ. Он насчитывал десять неравных месяцев: в некоторых не было и двадцати дней, в некоторых - тридцать пять, а то и больше. Начинался древний римский календарь с марта, когда земледельцы приступали к работе. Двенадцатимесячный лунный календарь ввел легендарный римский царь Нума Помпилий, который добавил два новых месяца: январь и февраль. Ученые расходятся во мнениях, когда начало года было перенесено с 1 марта на 1 января: при Нуме или уже при Юлии Цезаре.

Некоторые месяцы римского года были напрямую посвящены тем или иным богам. Так, январь - месяц Януса, март - Марса, май - богини плодородной земли Майи, июнь - Юноны, супруги Юпитера. Остальные месяцы назывались просто пятым, шестым и так до десятого. Правда, когда начало года было перенесено с марта на январь, все сместилось и март превратился в третий месяц года, а значит, пятый по счету месяц стал седьмым, шестой - восьмым и так далее. Римскими названиями этих месяцев мы пользуемся по сей день: девятый месяц года, сентябрь, мы именуем седьмым (от латинского septem - семь), десятый, октябрь - восьмым (octo - восемь), одиннадцатый и двенадцатый - девятым и десятым соответственно (novem и decem - девять и десять). Слово «февраль» происходит от латинского februare, что означает «очищать», так как февраль считался месяцем религиозного очищения, а «апрель» - от aperire, «открывать», так как именно в апреле появлялись первые побеги растений.

Откуда же возникли названия «июль» и «август»? В древности они назывались просто «пятый» и «шестой», но получили новые имена в честь Юлия Цезаря и его преемника Октавиана Августа. Император Домициан тоже попытался дать месяцам свои имена, назвав сентябрь «германиком», а октябрь «домицианом», но после его смерти к ним вернулись прежние названия.

Числа месяца римляне определяли, отсчитывая их от трех главных дней, первоначально связанных с лунным календарем: это календы, ноны и иды. Календы - первый день месяца, который приходился на новолуние, ноны - день первой четверти луны, а иды - середина месяца, полнолуние. В марте, мае, июле и октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы - иды на 13-е, а ноны на 5-е число.

От календ, нон и ид дни отсчитывались назад, например говорили: «Это было в пятый день перед июньскими календами». Календы принадлежали Янусу, богу всех начинаний, а иды считались днем, посвященным Юпитеру, - в середине каждого месяца жрец Юпитера приносил в жертву овцу. В культурном европейском контексте особую известность получили мартовские иды, став понятием нарицательным, так как в этот день в 44 году до н. э. был убит Юлий Цезарь.

В году римляне отмечали более пятидесяти праздников в честь разных божеств. О некоторых, самых интересных и важных, мы расскажем подробнее.

В поздние времена в январские календы, первого числа, римляне отмечали праздник нового года. В этот день приносили ладан и вино в жертву Янусу, богу начала и конца; принято было желать друг другу добрых начинаний и дарить деньги, так как на медных ассах изображался сам двуликий Янус. Янусу же был посвящен и январский праздник Агоналии, приходившийся на 9-е число, когда богу приносились очистительные жертвы.

Приготовления к празднику. Художник Л. Альма-Тадема

15 февраля справляли посвященный Фавну, покровителю стад, праздник Луперкалии. Церемонию проводили жрецы одной из древнейших коллегий - луперки, которые собирались в пещере Луперкаль у подножия Палатинского холма, в самом древнем святилище Рима, где, по преданию, волчица вы кормила близнецов Ромула и Рема. Там луперки приносили в жертву козу или козла, одного из самых плодовитых животных, а после устраивали пир. На пиру двух юношей из благородных семей подводили к месту заклания животных, и там один жрец касался их лбов окровавленным жертвенным ножом, а второй тут же стирал кровь смоченной в молоке шерстяной тряпицей.

Пан. Художник М. Врубель

Затем луперки нарезали из козьих шкур ремни и, вооружившись этими ремнями, в одних набедренных повязках бежали вокруг Палатинского холма, а после по Священной дороге, главной улице Рима, до основания Капитолия и обратно. Всех встречных луперки били ремнями, и бездетные женщины специально подставлялись под удары луперков, так как считалось, что это поможет им забеременеть.

Существуют различные мнения об истоках и значении этого праздника. Еще в античности знали несколько легенд о происхождении Луперкалий. Согласно одной из них, Ромул и Рем после победы над Амулием с ликованием помчались туда, где их вскормила волчица. Суть праздника - подражание этому бегу, окровавленный нож ко лбам двух юношей прикладывают как напоминание об опасностях и убийствах, окружавших близнецов, а очищение молоком - символ пищи, которой были вскормлены Ромул и Рем.

Античные авторы полагали Луперкалии церемонией очищения, так как весь февраль, последний месяц древнего календаря, считался месяцем очистительных обрядов. Возможно также, что цель обрядов луперков - увеличение плодородия. Еще бытует мнение, что Луперкалии - не что иное, как праздник первого выгона стад на луга, и обряды луперков символизируют защиту скота от волков, поскольку лесной бог Фавн считался покровителем стад и пастухов, а «луперк» переводится как «гонитель волков».

В феврале же проводились и Паренталии, родительские дни, исчислявшиеся с 13-го по 21-й день месяца. Это были дни поминовения умерших, когда у могил родственников или на дорогах оставляли цветы, преимущественно фиалки, фрукты, соль и хлеб. Считали, что праздник этот введен в обиход благочестивым Энеем, который стал ежегодно приносить жертвы своему отцу Анхизу. В поминальные дни закрывались храмы всех богов, запрещалось совершение браков, а римские должностные лица снимали знаки своей власти. Бытовало мнение, что в это время по земле путешествуют души мертвых и вкушают оставленные им приношения. Заканчивались Паренталии большим празднеством, Фералиями, когда на Палатинском холме приносили жертвы манам.

27 февраля и 14 марта отмечали посвященный Марсу праздник Эквирии, предположительно основанный его сыном Ромулом, когда проводились конные состязания на Марсовом поле и ритуальное очищение коней. Праздники предшествовали месяцу бога войны и символизировали начало времени военных походов. Закрывали «военный сезон» октябрьские иды, праздник Октябрьского коня с приношением Марсу жертвенных животных. В марте и октябре проходили и шествия салиев, знаменующие начало и конец времени военных действий.

В мартовские календы римляне праздновали Матроналии, устраиваемые в честь богини Юноны. В нем принимали участие только замужние женщины - свободные жительницы Рима. По преданию, праздник этот был также учрежден Ромулом в знак почтения к римским женам, остановившим битву с сабинянами. В тот же день на Эсквилинском холме был заложен храм Юноны Луцины, покровительницы деторождения, которой женщины молятся в Матроналии, прося безболезненных родов. И в этот день домочадцы преподносят подарки римским матерям и женам.

Приготовления в Колизее (фрагмент). Художник Л. Альма-Тадема

С 19 по 23 марта проводились Квинкватрии в честь Минервы. На второй день празднеств устраивали гладиаторские бои как отражение воинственной натуры этой богини, в остальное же время Квинкватрии справляли те, чьим занятиям Минерва покровительствовала: ученики и учителя, вязальщицы и прядильщицы, различные ремесленники и художники, врачи и поэты. В июне проходили малые трехдневные Квинкватрии, устраиваемые флейтистами.

Весна. Художник Л. Альма-Тадема

В честь Цереры, богини плодородия и земледелия, возник праздник Цереалии, приходящийся на дни с 12 по 20 апреля. В основном Цереру чествовали плебеи, так как культ богини получил наибольшее распространение среди простого народа, особенно в сельской местности. Даже в Риме храм Цереры находился у подножия Авентинского холма, в районе, где жили преимущественно плебеи. В жертву Церере приносили свиней, люди же в эти дни надевали белые одежды, собирали праздничные угощения и посылали друг другу цветы.

В мае проводили Лемурии, призванные задобрить неспокойные души умерших, и Флоралии, торжества в честь Флоры, богини цветения.

С 7 по 15 июня устраивали Весталии в честь Весты, хранительницы очага, а в разгар лета, 23 июля, отмечали Нептуналии, посвященные богу всех потоков Нептуну, прося его предотвратить засуху. О праздновании Нептуналий известно немного: строились хижины из ветвей, в которых, надо полагать, и отмечали торжество, предаваясь обильным возлияниям. Во времена империи в это же время шли игры в честь Нептуна.

Осень в Риме была временем публичных игр, посвященных Юпитеру, - Римских в сентябре и Плебейских в ноябре, в декабре же римляне пышно отмечали праздник Сатурналии.

Сатурналии проходили с 17 по 23 декабря и ознаменовывали окончание всех земледельческих работ. Название праздника связано с тем, что именно Сатурну римляне приписывали изобретение земледелия. Сатурналии носили характер общенародного фестиваля: на это время приостанавливались все государственные дела, нельзя было объявить войну, закрывались суды, прекращались занятия в школах и запрещалось наказывать преступников.

Празднество начиналось с жертвоприношения в храме Сатурна, после чего устраивался пир для сенаторов и всадников. В римских семьях в честь Сатурна закалывали свинью и дарили подарки, среди которых были восковые свечи и выпеченные из теста фигурки. Первые - в честь того, что окончание Сатурналий приходится на зимнее солнцестояние, самую долгую ночь в году, после которой солнечный день начинает прибывать; вторые символически замещали человеческие жертвоприношения, видимо, полагавшиеся Сатурну в древности.

Праздник урожая. Художник Л. Альма-Тадема

В дни Сатурналий улицы Рима были запружены людьми, которые приветствовали друг друга традиционными выкриками: «Io, Saturnalia!» В течение всего фестиваля продолжались пиры, гулянья, различные игры, так что праздник пользовался большой любовью у римского народа. На время Сатурналий рабы уравнивались в правах со свободными людьми - возможно, в память о всеобщем равенстве, царившем на земле в Золотой век Сатурна. Это, пожалуй, самая известная особенность Сатурналий: рабы получали право сидеть за одним столом с хозяевами, свободно распоряжаться собой и даже ругать господ и отдавать им распоряжения.

Этот повторявшийся из года в год распорядок праздников и обрядов составлял неотъемлемую часть жизни римского общества.

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Календарь В средневековой Франции были введены и получили распространение хорошо нам знакомые временные точки отсчета. Начало летосчисления, положенное Рождеством Христовым, 25 декабря первого года, было установлено в 532 г. Дени Ле Пти. Религиозное происхождение

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Календарь на 200, 300, 400 лет Вспомним о цикле Солнца и вернемся к таблице на стр. 163. Через каждые 28 лет дни недели вновь возвращаются «на свои места» и весь круг повторяется в неизменном порядке. Значит, достаточно составить календарь на 28 лет, и он будет служить хоть и не

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Буддийский календарь и буддийские религиозные праздники Хотя буддизм наряду с Буддой и его многочисленными перевоплощениями признает еще 1000 богов и божеств, которые якобы населяют небо и каждый из которых «заведует» какой-нибудь маленькой, конкретной «отраслью»

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Мусульманское летосчисление и основные праздники Последовательный отсчет времени от выдающейся даты – летосчисление – у разных народов всегда был неодинаковым. В зависимости от политических и религиозных мотивов каждое государство или народ решали эту задачу

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Календарь Для народа, жившего на перекрестке многообразных влияний, трудно уточнить историю календаря. Евреи пользуются различными способами летосчисления. Их календарь отражает прогресс их знаний:они восприняли лунно-солнечный, как только он был изобретен египтянами.

автора Телушкин Джозеф

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

Календарь К этой теме не так-то легко приступить, поскольку известно, что понятие времени и способ его использования меняются вместе с происходящими изменениями культур и эпох. Уже на языковом уровне становится ясно, что древний исландский язык не располагал

Из книги Галлы автора Брюно Жан-Луи

КАЛЕНДАРЬ Галлы, сообщает Цезарь, не желавший вникать в сложности их календаря, «измеряют длительность не только по числу дней, но и по числу ночей». Было бы проще сказать, что их календарь был лунным, он встречается у многих древних цивилизаций. К счастью, Плиний Старший

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Календарь Предпосылки Свойственные земледельческим народам потребности предопределяют, что в ходе своего культурного развития они вынуждены изобрести или заимствовать календарную систему. Исходя из периодичности земледельческих циклов и желая точно знать время,

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Сообщение о делах в Юкатане автора де Ланда Диэго

Из книги Счисление и календарь автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

Счисление и календарь Термин «новая хронология», введенный А. Фоменко и Г. Носовским, строго говоря, не вполне удачен, поскольку «новых хронологий» и в прошлом было немало, например, «советская хронология» - «годовщины Великого Октября», начало которой считалось от 7

Из книги Газетный мир Московского университета автора Кузнецов Иван Васильевич

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Календарь и праздники Само слово «календарь» появилось в Риме. Оно произошло от названия первых дней месяца – календ. Как уже говорилось, составление календаря у римлян было прерогативой специальных жрецов, которые нередко использовали это в собственных целях.

Квинкватрии (лат. Quinquatrus или лат. quinquatria )- Древнем Риме праздник в честь Марса и особенно Минервы, с 19 по 23 марта. Ложно понятое название праздника, означающее собственно пятый день после ид, привело впоследствии к тому, что праздник в честь Минервы справлялся пять дней сряду. В нём принимали участие все, чьи занятия находились под покровительством богини: ученики и учителя, вязальщицы и прядильщицы, всякого рода ремесленники и художники, врачи и поэты.

В июне цех флейтщиц праздновал в честь богини в течение трёх дней малые Квинкватрии (quinquatria minores или quinquatria minusculae ).

Консуалии (латHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA". Consuales Ludi, Consualia ) - древнеримские празднества и игры в честь бога Конса.

По легенде, основоположником праздника являлся Ромул, он якобы нашёл алтарь, посвящённый богу, в земле. Именно во время проведения консуалий римляне украли сабинянок. Празднества открывались ежегодно в цирке символической церемонией открытия алтаря, посвящённого богу. Торжества начинались 21 августа конными бегами и гонками на колесницах . Во время празднеств лошади и мулы не использовались в работах и украшались гирляндами и цветами.

Лему́рии (лат. Lemuria ), лемура́лии (Lemuralia ) - праздники мертвых в Древнем Риме. Они проводились 9, 11 и 13 мая. Считалось, что в эти дни души блуждают по миру в виде призраков-вампиров, которых называли лемурами или ларвами.

Отец семейства вставал в полночь и обходил босиком весь дом, чтобы отогнать духов. После этого он мыл руки в родниковой воде, клал в рот зерна чёрных бобов, которые затем перебрасывал через дом, не оглядываясь назад. При этом он девять раз повторял заклинание: «Это отдаю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких ». По поверию, невидимые духи шли следом за ним и собирали рассыпанные по земле бобы. После этого глава семьи снова омывался водой, брал медный таз и бил в него изо всех сил, прося, чтобы духи покинули дом.История местных верований, культов и религиозных обрядов как неотъемлемая часть происхождения римских празднеств и зрелищ.Из истории Древнеримской цивилизации доподлинно известно, что гораздо больше, чем музыка, выступления танцоров и даже театральные представления, жителей притягивали к себе состязания на колесницах в цирке и кровавые действа в амфитеатрах. Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и религиозных обрядов. Древние итальянцы не знали антропоморфизма, и только под влиянием этрусков, а позднее греков римляне начали представлять своих богов и богинь в человеческом облике. В древней Италии ни один праздник не обходился без музыки, пения и танцев, поэтому о них мы и поговорим в первую очередь. Все музыканты, композиторы, а так же учителя музыки и пения в Риме были в основном иностранного происхождения, а именно из Греции или греческих городов на юге Италии, и Египта. А профессиональные танцовщицы и танцоры, выступавшие публично, приезжали в Вечный город из Сирии и Испании. С тех пор как в Риме стали утверждаться восточные культы и обряды, в них стали участвовать музыканты, прибывшие оттуда, откуда был заимствован и сам культ. В обрядах в честь богини Исиды принимали участие музыканты из Египта. Зато музыкантами, сопровождавшими чисто римские обряды, военными музыкантами и теми, кто аккомпанировал актерам на сцене, были преимущественно люди римского или италийского происхождения. Многие римские граждане относились почтительно к иноземным певцам и исполнителям, но некоторые показывали явное недовольство, так как опасались влияния чуждых Риму обычаев и нравов. Более того, некоторые музыканты пользовались в Риме особыми привилегиями, в награду за те услуги, которые оказывали они своей игрой или пением на общегосударственных торжествах. Известным певцам и музыкантам даже удавалось завязывать дружеские отношения с представителями знатнейших родов. Примером этого может служить судьба певца Тигелия Старшего из Сардинии, отмеченного благосклонностью самого Цезаря, а также его племянника или приемного сына Тигеллия Гермогена, певца и музыканта, неоднократно воспетого Горацием и восхищавшего своим искусством и царицу Клеопатру, когда она приехала в Рим, и Октавиана Августа.



Существовали разные формы молитв, заклинаний и обрядовых песен, часто связанные с определенными районами страны. Здесь можно назвать фесценнины - народные сатирические песни или стихи в форме диалога, происхождение которых связывают с этрусским городом Фесценнией. Эти полные насмешки, задиристые, иногда едкие и язвительные куплеты, понизанные « италийским остроумием», звучали на торжествах в честь сельских богов, например в праздник урожая, а также на некоторых семейных празднествах, чаще всего на свадьбах. Скорее всего, что в фесценнинских песенках таились уже зачатки местной, италийской драмы, подобно тому, как в Греции из песен комосов – участников праздничных деревенских шествий, прославлявших животворящие силы природы, - родилась древнегреческая комедия. Быть может, театральное искусство в Риме развивалось бы иными, самобытными путями, если бы в III в. до н.э. благодаря греку Ливию Андронику на римской сцене не утвердилась бы греческая драма.

Хотя сельские обряды и праздники носили культовый характер, они не стали общегосударственными празднествами, как Дионисийские торжества в Афинах. Римский календарь изобиловал праздниками. Праздники подразделялись на общегосударственные и праздники низшего ранга, официальные и семейные, сельские и городские, те, которые справлялись постоянно или от случая к случаю, праздники отдельных божеств и профессий. Программы празднеств в течение столетий менялись: к элементам постоянным, таким, как жертвоприношения, молитвы, торжественные шествия, добавлялись мероприятия чисто зрелищные, развлекательные. Это могли быть схватки гладиаторов или бои с дикими зверями в амфитеатре, гонки на колесницах в цирке, театральные представления. Если в Греции зрелища были одной из форм культовых торжеств, формой почитания богов, своего рода мистериями, а кроме того, долго сохраняли характер соревновательный, агонистический, то в Риме зрелища рассматривались исключительно как массовые развлечения.

Общегосударственные праздники справлялись с особой пышностью. Очень торжественно проходило, например, празднование Нового года, ставшее с 153г. до н.э. традицией и в Риме, и во всей Италии, а после того, как влияние Рима распространилось и на отдаленные земли, во всей империи. В этот день проходили официальные торжества, связанные со вступлением в должность новоизбранных консулов; сначала 1-го марта, затем 1-го января. В доме каждого из консулов собирались сенаторы, друзья, знакомые, потом торжественная процессия двигалась к Капитолию, где обе процессии, направлявшиеся из домов обоих консулов, встречались и их участники приносили благодарственные жертвы Юпитеру Капитолийскому, покровителю Римского государства. В эпоху империи новоизбранные должностные лица давали в день Нового года присягу на верность императору, а войско – своему полководцу. После завершения официальной части празднества начинались пиры и приемы: у консулов собирались высшие должностные лица и друзья хозяина дома, в других местах римляне ходили в гости друг к другу по очереди. Римляне верили - и это поверье живо до сих пор, – что каким будет новый год, таким будет и весь год.

Среди многочисленных римских праздников, справляющихся ежегодно, преобладали древнейшие, а именно торжества в честь сельских, в особенности земледельческих, богов и богинь. Очень популярны были праздники посевов и Паганалии в честь богинь земного плодородия Теллюс и Цереры: одной приносили в жертву борова, другой – меру ячменя или полбы.

В феврале-месяце ритуальных очищений – справляли знаменитые Луперкалии – первоначально праздник пастухов в честь Фавна – Луперка, бога стад, соответствующего греческому Пану.

В конце февраля приносили жертвы богу границ и межей Термину, по имени которого праздник 23 февраля назывался Терминалиями. Жертвоприношения носили вегетарианский характер. Особенно щедрым на сельские праздники был апрель. 12-го справляли Цереалии: в этот день, как рассказывает Овидий, древний обычай повелевал деревенским жителям выпускать лисиц с зажженными факелами на хвостах и даже сжигать чучело лисы-похитительницы кур. 21 апреля, в годовщину основания Рима, наступал еще один праздник пастухов – Палили, в честь древнеиталийского божества Палес – покровительницы стад и пастушества. Богине творили жертвоприношения, не требовавшие пролития крови животных: жертвовали лепешки, молоко, другие деревенские продукты. В этот же день, отмечали и годовщину основания Вечного города – при императоре Адриане во II в.н.э. он стал важным государственным праздником, сохранившимся до V в. 28 апреля обитатели многих областей Италии чтили богиню растительности Флору. Флоралиями завершался длинный цикл весенних сельских праздников.

Но, пожалуй, из всех римских сельских праздников самым известным и популярным были декабрьские Сатурналии, справлявшиеся как в деревне, так и в городе. Праздник длился 5 дней и был посвящен древнеиталийскому богу посевов и земледелия Сатурну, супругу богини Опс; впоследствии Сатурна отождествили с греческим Кроном и стали считать отцом Юпитера, Нептуна, Юноны и Плутона, Свергнутым Юпитером с небесного престола. В 497 г. до н.э. богу Сатурну воздвигли в Риме храм у подножия Капиталийского холма, и с тех пор вошел в обычай праздник Сатурналий. Это были дни, исполненные радости, всяких забав, смеха. Римляне верили также, что легендарные «сатурновы веки» были временем всеобщего равенства и свободы; люди тогда жили, как братья, не зная рабства. В память о той счастливой эпохе Сатурналии выступали как праздник вседозволенности. Рабам в эти дни предоставляли немалую свободу, в том числе и свободу слова – они могли позволить себе даже весьма вольные шутки по адресу своих хозяев. Рабы усаживались пировать – и хозяева должны были прислуживать им за столом. В Сатурналии полагалось обмениваться подарками – обычай этот римляне блюли неукоснительно. Существовали праздники людей труда. В середине марта справляли Большие квинкватры – пятидневные празднества в честь Марса, а позднее - в честь Миневры, культ которой постепенно утверждался в Риме как культ ремесленников и людей искусства, а так же учащейся молодежи. В первый день квинкватр богине приносили в жертву лепешки, маслины, вино. В следующие дни устраивали рецитации, выступления поэтов, чтецов.

К праздникам военным относились все торжества в честь бога Марса, и в первую очередь Эквиррии в конце февраля и в середине марта. В программу праздника входили конные состязания на Марсовом поле. Октавиан Август учредил 12 мая однодневные Севиральные игры, в честь Марса Мстителя. В большом цирке в Риме выступали шесть отрядов конницы, каждый со своим предводителем. С играми были связаны и другие праздники. Древнейшими считались Таврские игры в честь подземных богов, устроенные впервые римским царем Тарквинием гордым. Название игр происходит от этрусского слова, означающего «могила», происходило воздаяние почестей богам подземного царства, а затем Юпитеру, Юноне, Аполлону как богу, предотвращающему мор, и Диане Луцине – богине деторождения, дарующей жизнь. Таврские игры устраивались раз в 5 лет 25 и 26 июня; в программу входили конные выступления в Цирке Фламиния.

К старейшим и важнейшим причисляли и Римские, или Великие, игры, проходившие ежегодно начиная с 4 сентября. Они были посвящены Юпитеру и поначалу длились всего 4 дня. При Августе игры растянулись на 16 дней. После торжественных жертвоприношений Юпитеру на Капитолии процессия направлялась по улицам города к цирку. Возглавлял шествие сам Юпитер Копитолийский – в лице консула или претора, одетых как триумфаторы и окруженные толпою граждан, отрядами войска и молодежью. Несли статуи богов; далее шли танцоры, актеры мимов, иные были переодеты сатирами и разыгрывали всевозможные комические сценки. Меньше ясности в происхождении знаменитых Секулярных игр, устраивавшихся всего один раз в столетие, к юбилею Вечного города. Присхождение Секулярных игр связывают иногда с Терентинскими играми, проходившими в Теренте – части Марсова поля. Терентинские игры были устроены впервые в 249г.до н.э., в разгар 1-ой Пунической войны. В жертву подземным богам (Отцу Диту-прозвище Плутона) были тогда принесены Черный бык и корова. В программу торжеств тогда входили конные состязания в цирке. Этим жители пытались умилостивить богов в пору тяжких испытаний и войн, а так же во времена нашествия эпидемий чумы.

Под 216г.до н.э. впервые засвидетельствованы в Риме Плебейские игры в честь Юпитера. Устраивали их в ноябре в цирке Фламиния. В программу празднества входили торжественные шествия, конные состязания, театральные представления: в 200г. до н.э. во время Плебейских игр была представлена зрителям комедия Плавта «Господа и рабы».

В 212 или 211г. до н.э, когда бушевала трудная для государства 2-я Пуническая война, римляне, следуя пророческим книгам, организовали игры в честь Аполлона, умоляя на этот раз ниспослать городу не исцеление от чумы или моровой язвы, а победу над опасным врагом. Спустя три или четыре года игры были повторены, когда в Риме разразился мор, а затем их стали справлять ежегодно, поначалу устраивали только конные выступления в Большом цирке, но уже со II в. до н.э. в программу включили и спектакли.

В 204г. до н.э. были учреждены ежегодные Мегалезийские игры (с греческого «мегаэл» - великая). Торжественная процессия доставляла символ божества в храм Виктории, богини победы, на Палатинском холме. После чего все отправлялись в цирк на представления. С 191г. до н.э. в дни Мегалезийских игр люди спешили не только на цирковые состязания, но и на театральные представления. В 166г.до н.э.были представлены несколько комедий Теренция: «Девушка с Андроса», «Свекровь»(165г.), позднее «Самоистязатель», через 2 года «Евнух». При императорах эти игры длились целую неделю; всего они просуществовали до IV в. н.э.

Нетрудно заметить, как тесно связан был римский календарь праздников с местными культами. В течение долгих столетий римской истории некоторые торжества утратили свое значение, а другие продолжали справляться по традиции, хотя их религиозный или исторический смысл мало кому был известен, так что римским писателям часто приходилось объяснять публике происхождение того или иного обычая или обряда.


Заключение

Новым традициям, обрядам и праздникам как важному средству коммунистического воспитания культурной жизни общества и посвящена моя работа. Не было цели осветить теоретические аспекты проблемы. Здесь присутствовала иная задача - рассказать теорию и показать практический опыт работы по внедрению в быт людей новых праздников, обрядов, традиций, ритуалов и церемоний.

Понятия обряд, ритуал, обычай, церемония, традиция продолжают жить и в современном мире, многие не устарели и остались теми же, а некоторые видоизменились. Они приобрели какие-то свои новые качества, которые их сделали понятнее для современного человека.

За неделю до представления расклеивались по городу афиши. Они были небольшого формата – размером в развернутый печатный лист. В центре афиши в красках была помещена картина, изображающая суть пьесы, а текст помещался сверху или снизу картины.


Список использованной литературы:

1.Большая Советская Энциклопедия.

2.Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. М.,"Просвещение",1975.

3.Бузескул В.П.Открытия в области истории Древнего мира, С.,"Академия",1923.

4.Генкин Д.М.Массовые праздники., М.,"Просвещение",1975.

5.Ильинская Л.С.Античность: Краткий энциклопедический справочник,М.,1999.

6.Марьянов Б.Праздники, обряды, традиции. М.,"Молодая гвардия",1976.

7.Массовые празднества сборник Комитета социологического изучения искусств Л,1926.

8.Роберт Ж.И.Повседневная жизнь Древнего Рима через призму наслаждений,М.,2006.

9.Суханов И.В.Обычаи, традиции и преемственность поколений.

10.Страничка из истории народных зрелищ.(В Древнем Риме),Вестник театра,1920.

11.Сергеенко М.Е.Жизнь в Древнем Риме, С.,"Журнал Нева",2000.

12.Словарь античности,М.,1994.

13.Театрализованные праздники и зрелища, М.,"Искусство",1976.

14.Ходасевич Валентина. Массовые действа, зрелища и праздники,М.,1933.