Комнатные растения        31.07.2019   

Роль народных игр и игрушек в воспитании детей. Консультация на тему: «Роль игры и игрушки в воспитании детей младшего дошкольного возраста

Ещё с самых древних времён каждого ребёнка сопровождали игрушки, занимая заметное место в их детской жизни. Археологические раскопки на территории проживания восточных славян позволили обнаружить множество доказательств развитой культуры производства и использования игрушек. На местах раскопок обнаружены деревянные лодочки, погремушки, коньки, волчки, птички, мечи, детские музыкальные инструменты — дудочки, трещётки, жужжалки.

Современная классификация игрушек выделяет образные игрушки, воспроизводящие вещный мир взрослых, особенности их быта, труда, материальной культуры; дидактические игрушки, не имеющие прямых аналогов из окружающей реальности (погремушки, головоломки, жужжалки); игрушки одинарные или в наборе; объёмные и плоские, символические и натуралистические, готовые и те, которые нужно смастерить собственными руками; моторные игрушки — скакалки, мячи, палочки, волчки и т.д.

Народная игрушка издревле использовалась как средство с большим потенциалом применения в разных сферах. Она была средством развлечения, физического и интеллектуального развития, исполняла роль важного культурного объекта. Игрушка позволяла решать задачи духовного и нравственного воспитания, приобщала к культурным традициям и обычаям, вводила в культуры общества с принятыми в нем ценностями, устоями, системой взглядов и мировоззренческих установок на мир, отношения, труд, мораль, нравственность, красоту.

Через игру, использование игрушек дети социально адаптировались к реальной жизни, учились жить в среде сверстников, выстраивать взаимоотношения со взрослыми. Игрушки помогали воспроизводить все жизненные ситуации, проживая их в игровой форме с раннего детства — свадьба, рождение младенца, ухаживание за ним, приём гостей, ведение быта, воспроизведение обрядов и т.д., обыгрывалось детьми, позволяло глубоко знакомиться с обрядовой культурой, приобщала к устоявшимся народным традициям, определённому устою.

Например, как много, оказывается, может нести для ребёнка обыкновенная тряпичная кукла. До нашего времени сохранились самобытные конструкции кукол, изготавливаемые без использования иглы с помощью скрученной ткани, щепок, брусков, веток с сучками. Более поздние по времени куклы, в изготовлении которых использовались иглы, набивались материалами, символизирующими природные силы — льноволокно, зерно, опил, шишки, древесную золу.

С помощью тряпичной куклы дети узнавали о значении и роли матери в семье. Куклы раскрывали перед детьми такие функции как рождение, выкармливание, воспитание потомства, передача традиций растущему поколению.

В тряпичных куклах через типизацию образов, представление ярких национальных характеров получали отражение национальные идеалы и ценности, национальные особенности, особая славянская ментальность.

Народная игрушка — это не только игра, забава, детское увлечение, но и средство педагогического воздействия, средство воспитания и обучения, развития творческих и креативных возможностей ребёнка, неиссякаемый источник его культурного развития, с помощью которого детям передаётся ценный опыт жизни предков, самобытность их характера, культуры, обычаев, видение мира и отношений, символических образов, особенностей художественно-прикладного творчества. Приобщение детей к изготовлению народных игрушек, активные игры с ними — важный этап воспитательного воздействия на ребёнка, получения им истинных знаний о мире, природе, людях, формирования устойчивых нравственно-духовных ценностей русского народа. Народная игрушка должна стать тем важнейшим объектом, на который ребёнок проецирует весь мир, связующим звеном между внешним и внутренним миром растущей личности.

Консультация Игрушка - это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски - все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка - источник радости ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИГРУШКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра - одно из наиболее эффективных средств воспитания. В «Программе воспитания в детском саду» указывается на большое значение игры для физического и психического развития ребенка, становления его индивидуальности, для формирования детского общества. А. П. Усова подчеркивала: «Опыт общественного воспитания показывает, а исследования подтверждают, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее полно активизируется их общественная жизнь»1. Опираясь на эти возможности игровой деятельности, А. П. Усова рассматривала игру как средство воспитания качеств «общественности». Программа определяет воспитательные задачи по отношению к каждому виду игр: подвижные игры способствуют развитию движений детей, дидактические - формированию умственной деятельности, игры сюжетно-ролевые, отображающие труд и быт советских людей,- воспитанию моральных качеств и т. д.
Руководствуясь данной характеристикой игр, не следует забывать, что она условна, что в каждом виде игр заключены и другие возможности, на которые необходимо обращать внимание воспитателей. Например, активное движение в подвижных играх не только укрепляет двигательный аппарат, но и в большой мере способствует нервно-психическому развитию ребенка.
П. Ф. Лесгафт, считая подвижную игру упражнением высокого порядка, говорил, что она ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы.
В строительных играх, помимо конструктивных способностей, развития творческого воображения, эстетических чувств, воспитывается и привычка контролировать движение, рассчитывать его силу, направление. Сооружение постройки требует выдержки, настойчивости в достижении цели. В результате дети на практике познают эстетическую радость, радость труда.
Активное участие в разных играх помогает ребенку преодолеть робость, поверить в свои силы.
Игра и игрушка - понятия неразделимые. Игрушка - это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски - все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка - источник радости ребенка.
По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков. В приводимом ниже перечне игрушки представлены по видам согласно классификации, разработанной Е. А. Флериной. Выделены игрушки моторные, сюжетные, технические и строительные материалы, дидактические, игрушки-забавы, музыкальные и театральные игрушки.
Моторные игрушки предназначены, главным образом, для развития и совершенствования основных движений детей, мелкой моторики (движения кисти руки, пальцев), воспитания культуры движений. На подбор игр и игрушек, способствующих развитию мелкой моторики, следует обратить особое внимание, так как они имеют большое значение для подготовки руки ребенка к письму, к труду.
Сюжетные, или образные, игрушки, способствуют воспитанию положительных черт характера: нежности, привязанности, заботливости, желания помочь, а также уважения к взрослым и их труду, умения играть со сверстниками и т. д.
Технические игрушки в занимательной, доступной форме дают детям представление о технике, помогают воспитать интерес к ней и реализовать этот интерес в игре. У старших дошкольников технические игрушки с механизмами воспитывают любознательность, рождают стремление узнать, как игрушка приводится в движение, желание самостоятельно соорудить что-либо подобное. В этом отношении большую ценность представляют сборно-разборные игрушки, конструкторы и наборы полуфабрикатов.
Значение строительных материалов определяется прежде всего характером самого материала. К. Д. Ушинский отмечал, что «лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». Сооружение построек из различных наборов, строительных материалов - один из видов непосредственно связанного с игрой изобразительного творчества детей, которое имеет большое значение для эстетического воспитания.
Игры со строительными материалами, в процессе которых ребенок создает что-то новое, ближе всего стоят к трудовой деятельности человека: они требуют элементарного планирования, определения задачи, подбора материала, последовательности и согласованности действий, организации взаимоотношений и т. п. Кроме того, дети осваивают знания о форме, величине, пространственном расположении и т. д.
Дидактические игрушки - сборно-разборные и другие очень важны для совершенствования сенсорных процессов и общего развития детей.
Игрушки-забавы, в основе которых лежит движение, неожиданность, несут ребенку радость, вызывают веселый смех, хорошее настроение, а у детей постарше будят любознательность, воспитывают чувство юмора.
Музыкальные игрушки развивают слуховое внимание, музыкальный слух, чувство ритма.
Театральные игрушки подготавливают детей к театральному зрелищу. В младших группах эти игрушки демонстрирует воспитатель при рассказывании сказок, потешек, а в старших ими пользуются сами дети - в играх-драматизациях и других театрализованных играх.

Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Для того, чтобы легче было принять детскую игру, некоторые взрослые пытаются найти в ней особый смысл, назвав ее работой. Стремясь ускорить процесс превращения ребенка во взрослого, многие взрослые не выносят, "когда ребенок теряет время на игру". Им кажется, что ребенок должен упорно работать, чтобы достичь какой-то цели, которая ему, взрослому, кажется достойной. К сожалению, зачастую игра определяется как работа ребенка. По-видимому, это попытка хоть каким-то образом "узаконить" игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых. Точно так же, как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой ко взрослости, точно так же игра имеет свою внутреннюю ценность и важна независимо от того, к каким последствиям она может привести.

1. В отличие от работы, которая имеет определенную цель и направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внутренне сложна, не зависит от поощрений извне и приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями, как, например, в том случае, когда ребенок пользуется ложкой как машинкой.

2.Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях.

3. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

4.Дети общаются посредством игры. По исследованиям Пиаже мы знаем, что дети не способны к полноценному абстрактному мышлению и рассуждению примерно до 11 лет. Слова состоят из символов, а символы - это абстракции. Тогда неудивительно, что слишком многое из того, о чем мы хотели бы рассказать словами, носит абстрактную природу. Мир ребенка - это мир конкретных вещей, и так к нему и следует подходить, если мы хотим установить контакт с ребенком. Игра - это конкретное самовыражение ребенка и способ его приспособления к собственному миру. Игра является для ребенком тем же, чем речь является для взрослого.

5.Большинство нормально развитых детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно справляться с ними.

6. Ребенок часто использует символы, которые он сам не всегда может понять, так он реагирует на процессы, происходящие во внутреннем плане, корни которых могут уходить глубоко в бессознательное. В результате может получиться игра, которая в данный момент кажется нам не имеющей смысла или даже неприятной, поскольку мы не знаем, какой цели она служит и чем закончится. Когда нет непосредственной опасности, лучше всего отнестись к игре ребенка с одобрением и не вмешиваться, поскольку он полностью поглощен ею. Попытки помочь ему в его усилиях, хотя и делаются с добрыми намерениями, могут помешать ему искать и даже находить решения, которые будут для него наиболее удобны.


Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.

С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малышей - погремушки. Взрослый показывает их ребенку, привлекает к ним внимание, старается вызывать интерес. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мимикой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью погремушки взрослый общается с младенцем.

Яркость, озвученность, блеск погремушек поддерживают непроизвольное внимание малыша. Он рассматривает их, улыбается человеку, в руках которого находится игрушка, а затем погремушка становится привлекательной сама по себе, как предмет, с которым можно действовать. На пятом месяце жизни у малыша развивается реакция хватания, формируется зрительно-двигательная координация, и младенец начинает совершать с погремушкой неспецифические манипуляции: размахивает, трясет, бросает. Ребенок прислушивается к звуку, сосредоточивает взгляд на игрушке. Очень важно создать благоприятный эмоциональный фон, помочь ребенку сосредоточить внимание на игрушке, познакомить его с игрушками, разными по цвету и форме.

К концу первого года жизни младенец, действуя с погремушками, устанавливает первые причинно-следственные связи: теперь он понимает, что если игрушку потрясти, то услышишь звук.

Озвученные музыкальные игрушки привлекают ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Он с удовольствием играет с колокольчиками, погремушками, барабанами, детскими гармошками. По мере взросления игровые действия с такими игрушками усложняются. Дошкольника уже привлекают не звуки сами по себе, он стремится извлечь какую-нибудь мелодию, включает «музыкальное сопровождение» в сюжетно-ролевые игры. Ребенок подчиняет ритму свои движения, у него совершенствуется музыкальный слух, чувство ритма.

С дидактическими игрушками взрослый знакомит малыша на первом году жизни. Эти игрушки специально сконструированы в обучающих целях и построены по принципу автодидактизма, то есть заключают в себе способ их использования. К дидактическим относятся сборно-разборные игрушки, бирюльки, предметы для нанизывания. Именно взрослый открывает для малыша способ действия с дидактическими игрушками, показывает, как можно получить результат. Обычно это приведение частей и деталей в соответствие по признакам цвета, величины, формы и т. д. Поэтому особое значение использование дидактических игрушек имеет в раннем детстве, так как именно предметная деятельность в этом возрасте является ведущей. В играх с такими игрушками ребенок не только совершенствует умение действовать, но и осваивает сенсорные эталоны. В действиях с дидактическими игрушками создаются условия для проявления самостоятельности малыша, осознания им результатов своих усилий. Действия ребенка приобретают результативность и целенаправленность. Яркость, гармония цвета и формы игрушек вызывают у малыша эстетические переживания.

В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша. У младенца вызывают приятные переживания и положительные эмоции. В раннем дошкольном возрасте включаются в разнообразные виды игр: сюжетно- ролевые, строительные, дидактические, режиссерские, драматизации. Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации.

Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. Однако и девочкам, и мальчикам нравятся куклы и пушистые зверюшки, они совершают с ними различные действия.

Игры с образными игрушками помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.

Не случайно именно образные игрушки чаще всего становятся любимыми друзьями. Ведь кукла похожа на человека. А мягкие игрушки вызывают нежное отношение, ребенок обнимает, гладит их, и ему кажется, что игрушка тоже отвечает ему привязанностью.

Игрушки-орудия (лопатки, формочки, ведерки и прочее) - это уменьшенные копии орудий труда взрослых. В раннем детстве с их помощью у детей развивают предметные действия, включают их в игры с природным материалом, например, малыш насыпает лопаткой в ведерко песок, высыпает и снова насыпает. В дошкольном детстве игрушки-орудия используются в других видах игр, например в строительных, а также в трудовой
деятельности.

Технические игрушки (машины, самолеты, луноходы) открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием. Они подталкивают его к экспериментированию, пробуждают познавательные вопросы (почему крутятся колеса?) стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых.

Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. Часто театрализованные игрушки представляют любимых персонажей сказок. Они вызывают у детей желание вспомнить и проиграть их содержание. Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.

Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

Особую группу составляют игрушки-самоделки, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например, сделать подарок маме или помочь малышам. Игрушки-самоделки - это своеобразный способ самовыражения и предмет гордости. Самодельные игрушки нередко отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу.

Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний.

Подчеркнем, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом малыша и ситуацией их использования. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Выделим особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте:
- игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;
- ребенок осваивает разные виды игры;
- с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя возможности познания этих сфер.

Введение

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности дошкольника, в частности в ее познавательной сфере. Одним из важных направлений в развитии познавательной деятельности дошкольников выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

Предмет исследования: Роль игрушки в развитии познавательной деятельности дошкольников с нарушением зрения

Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста

Первые шесть-семь лет жизни ребенка -- наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства. Все эти стороны личности ребенка воспитываются в процессе интересной, содержательной деятельности на занятиях, в труде, в игре. Игра - одно из наиболее эффективных средств воспитания. В «Программе воспитания в детском саду» указывается на большое значение игры для физического и психического развития ребенка, становления его индивидуальности, для формирования детского общества.

Игра и игрушка -- понятия неразделимые. Игрушка -- это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски -- все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка -- источник радости ребенка. По определению Л.С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.

Игрушка -- предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать.

Моторные игрушки предназначены, главным образом, для развития и совершенствования основных движений детей, мелкой моторики (движения кисти руки, пальцев), воспитания культуры движений. На подбор игр и игрушек, способствующих развитию мелкой моторики, следует обратить особое внимание, так как они имеют большое значение для подготовки руки ребенка к письму, к труду. Сюжетные, или образные, игрушки, способствуют воспитанию положительных черт характера: нежности, привязанности, заботливости, желания помочь, а также уважения к взрослым и их труду, умения играть со сверстниками и т. д. Технические игрушки в занимательной, доступной форме дают детям представление о технике, помогают воспитать интерес к ней и реализовать этот интерес в игре. У старших дошкольников технические игрушки с механизмами воспитывают любознательность, рождают стремление узнать, как игрушка приводится в движение, желание самостоятельно соорудить что-либо подобное. В этом отношении большую ценность представляют сборно-разборные игрушки, конструкторы и наборы полуфабрикатов. Значение строительных материалов определяется прежде всего характером самого материала. К.Д. Ушинский отмечал, что «лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». Сооружение построек из различных наборов, строительных материалов -- один из видов непосредственно связанного с игрой изобразительного творчества детей, которое имеет большое значение для эстетического воспитания. Игры со строительными материалами, в процессе которых ребенок создает что-то новое, ближе всего стоят к трудовой деятельности человека: они требуют элементарного планирования, определения задачи, подбора материала, последовательности и согласованности действий, организации взаимоотношений и т. п. Кроме того, дети осваивают знания о форме, величине, пространственном расположении и т. д. Дидактические игрушки -- сборно-разборные и другие очень важны для совершенствования сенсорных процессов и общего развития детей. Игрушки-забавы, в основе которых лежит движение, неожиданность, несут ребенку радость, вызывают веселый смех, хорошее настроение, а у детей постарше будят любознательность, воспитывают чувство юмора. Музыкальные игрушки развивают слуховое внимание, музыкальный слух, чувство ритма. Театральные игрушки подготавливают детей к театральному зрелищу. В младших группах эти игрушки демонстрирует воспитатель при рассказывании сказок, потешек, а в старших ими пользуются сами дети -- в играх-драматизациях и других театрализованных играх.

Назначение игрушек можно проанализировать в соответствии с ведущими видами деятельности, которые определяют особенности психического развития ребенка. В младенчестве это общение и манипулирование, в раннем возрасте -- предметная деятельность, в дошкольном - игровая деятельность.

В младенческом возрасте ребенок получает игрушки, которые способствуют развитию ориентировочного поведения. В первые два-три месяца ребенок уже может следить за игрушками, которыми манипулирует взрослый. Ребенок смотрит на яркую игрушку, слышит присущие ей звуки (погремушка -- гремит, колокольчик -- звенит) и получает от склонившегося над ним взрослого положительные эмоции. Мать учит ребенка следить за игрушкой: она так организует восприятие ребенка, что он волей-неволей фиксирует взором игрушку, которая находится непосредственно в поле его зрения; затем мать побуждает малыша следить за движением игрушки влево и вправо от его взора. Ребенок напрягается и поворачивает головку вслед за ускользающей из поля зрения игрушкой. Так ребенок учится смотреть и видеть. Звучание игрушки придает ей дополнительную привлекательность -- ориентировочное прислушивание доставляет ребенку еще большее удовлетворение и развивает его восприятие. В период от двух-трех месяцев и до года ребенок благодаря взрослому учится манипулированию, которое становится ведущей деятельностью.

Все множество вариантов игрушек несет в себе эталонные формы и цвета, выработанные человечеством. Восприятие сенсорных эталонов на бессознательном младенческом уровне подготавливает дальнейшее усвоение оперативных единиц восприятия.

В раннем детстве, когда ведущей становится предметная деятельность, ребенку подбирают новые игрушки. Из числа действий, которыми в этот период овладевает ребенок, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные отношения; например, складывание всевозможных пирамидок из колец, матрешек, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками, постройка «домов» из кубиков. В отличие от манипулятивных действий младенца соотносящие действия требуют от ребенка учета свойств конкретных предметов.

В раннем возрасте осваиваются также орудийные действия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействия на другие предметы. Орудийные действия ребенка раннего возраста весьма несовершенны. Но важно не то, насколько отработаны соответствующие движения, а то, что ребенок усваивает сам принцип употребления орудий, являющийся одним из основных принципов деятельности человека.

Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных -- мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. В раннем возрасте ребенок выполняет те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия. Такая форма игры в развитом виде будет не только в дошкольном, но еще и позднее -- в младшем и даже в среднем школьном возрасте.

В дошкольном возрасте ребенка по-прежнему интересуют игрушки, с которыми можно производить соотносящие предметные действия, а также природные материалы как игровые предметы. Особую роль для дошкольника играют кукла или мягкие игрушки; он оказывают влияние на его эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла для ребенка -- не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др.,-- объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по общению в игре.

Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания. Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д.

Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми младшей и средней группы.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка.

Игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста


Введение

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.

Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы.

Цель курсовой работы: теоретически обосновать значение и взаимосвязь игры и игрушки, раскрыть методическое влияние игрушки на развитие ребенка.

Объект исследования: ребенок дошкольного возраста.

Предмет исследования: Игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение игрушки как средства всестороннего воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка».

3. Изучить краткую историю возникновения игрушки.

4. Определить виды и назначение игрушек.

5. Изучить особенности подбора игрушек для разных возрастных групп в детском учреждении.


Значение игрушек в жизни нашего малыша переоценить невозможно, ведь именно игра – основная деятельность вашего ребенка. К двум годам он уже прекрасно владеет умением обращаться с предметами, знает, как ими пользоваться. Ребенок проигрывает отдельные сюжеты: кормление кошечки, одевание куклы, транспортировка кубиков в автомобильчике. В течение года игры вашего малыша усложняться и наполняться новым содержанием: ребенок на ваших глазах научиться брать на себя роль – мамы, папы, больного, доктора, водителя и т.д.

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых, и освоить различные действия, с которыми надлежит познакомиться ребенку. Игра как форма организации детской жизни, важна тем, что служит психологии ребенка и его личности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.

В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки – «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.

Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми.

Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми.

При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.

Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

1.2 Краткая история возникновения игрушки

Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку – неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней.

Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные фигурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» – это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку «Кузнецы». И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо.

Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н.э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н.э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.

Крупнейшее событие гомеровской Греции – Троянская война – нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка «Троянский конь», которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, как бы кукла не убежала из гробницы. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались ои из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.

Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в «Законах» сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.

Детская современного дошкольника заполнена игрушками, которые не могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка древнего общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка этого общества автомобили, поезда, самолеты, луноходы, спутники, строительные материалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования. Характер игрушек ребенка на протяжении человеческой истории игрушки в ее причинной обусловленности историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.

К изначальным игрушкам педагог-исследователь Аркин относит:

а) звуковые игрушки – трещотки, бубенцы, погремушки и т.д.;

б) двигательные игрушки – волчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке;

в) оружие – лук, стрелы, бумеранги;

г) образные игрушки – изображения животных, кукол.

д) веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.

Аркин Е.А. считает, что совершенно очевидно, лук и стрелы могли стать игрушками только после того как они появились в обществе как орудия действительной охоты. Они давно исчезли, как орудия охоты и заменены огнестрельным оружием, но они остались в мире детских игрушек. Однако упражнения современного ребенка с луком не занимают в его жизни того места, которое они занимали в жизни ребенка общества первобытных охотников. Таким образом, так называемая изначальная игрушка, лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, а игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Кукла – обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других (например, у Деда Мороза – длинная шуба, большая шапка, палка, мешок с подарками).

Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, – «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Так же Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребёнка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, игры в городки развивают быстроту реакции, точность и координированность движений. Многочисленные игрушки, предназначенные для детей раннего возраста: погремушки, мячики резиновые, – развивают у ребенка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметных действий.

Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

1.4 Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников, массовые патриотические игры подростков.

То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление – знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру).

Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр.

Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровой деятельности. Чтобы ответить на этот вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждой из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо проявляются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве игровые действия – это действия общения. Именно в раннем детстве подготавливается деятельностная основа для перехода к игре нового качества – сюжетно-ролевой и ролевой. Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок в результате общения с окружающими взрослыми людьми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно-смысловое содержание и его игровых действий.


1.5 Классификация игрушек

I. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

б) фигурки людей;

в) фигурки животных;

г) предметы игрового обихода;

д) театральные;

е) празднично-карнавальные;

ж) технические.

2. Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

а) собственно дидактические – основаны на принципе самоконтроля;

б) дидактические игры (наборы) с правилами – предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и др.);

в) конструкторы и строительные наборы;

г) игры-головоломки;

д) музыкальные игрушки.

3. Спортивные игрушки.

4. Игрушки-забавы.

II. Игрушки по степени готовности:

1. Готовые.

2. Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.

3. Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.

4. Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.

III. Игрушки по виду применяемого сырья:

1. Деревянные.

2. Пластмассовые.

3. Металлические.

4. Из тканей, в том числе набивные игрушки.

5. Резиновые.

6. Из бумаги и картона.

7. Из керамики, фарфора и фаянса.

8. Из древесных материалов, папье-маше.

9. Из новых синтетических материалов.

IV. Игрушки по величине:

1. Мелкие (размером от 3 до 10 см).

2. Средние (размером от 10 до 50 см).

3. Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).

V. По функциональным свойствам:

1. Простые, без подвижных деталей.

2. С подвижными деталями, механические (в том числе с заводными и инерционными механизмами).

3. Гидравлические.

4. Пневматические.

5. Магнитные.

6. Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).

7. Электронные (на компьютерной основе).

8. Наборы игрушек (или деталей) – совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.

10. Игровые комплекты, объединенные единой темой (задачей).

VI. Игрушки по художественно-образному решению:

1. Реалистические.

2. Условные.

3. Конструктивные.

2. Методическое влияние игрушки на развитие ребенка

2.1 Влияние игрушки на развитие ребенка

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи. Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития

Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно – исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.

Е.А. Аркин заключает свое сравнение: устойчивость детской игрушки, ее универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций – очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают спорные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение.

Изучение игрового поведения детей связанного с выбором игрушек, показало, что наибольшим успехом у малышей пользуются игрушки – животные. В эксперименте игрушки, изображающие животных, избрали 74% детей. (Г.Г. Локуциевская, Е.М. Гаспарова, Е.Б. Волосова и др.) (1,5 – 2,5 года) выбирают игрушки мягкие, гнущиеся, из резины, поролона, ткани. Малыши очень любят изображения домашних животных, знакомых персонажей сказок, героев веселых потешек: собачку, кошечку, петушка и курочку, коровку и лошадку, свинку и овечку, уточку).

Ребята более старшего возраста (2,5 – 3 г.) любят играть с плоскостными моделями, изображающими животных. Значительно расширяется номенклатура для избирательности. Теперь малыш отдает предпочтение диким животным – «зверюшкам» (волк, лиса, медведь, кабан, заяц, тигр и т.д.). Привлекают и экзотические животные: слон, крокодил, бегемот «кашелотик – кашелот» и пр. У малышей первые простейшие знания о животных начинают складываться в результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, что у всех животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они перемещаются в пространстве, едят и пьют; они живые.

Ребята более старшего возраста (2,5 – 3 г.) любят играть с плоскостными моделями, изображающими животных. Значительно расширяется номеклатура для избирательности. Теперь малыш отдает предпочтение диким животным – «зверюшкам» (волк, лиса, медведь, кабан, заяц, тигр и т.д.). Привлекают и экзотические животные: слон, крокодил, бегемот «кашелотик – кашелот» и пр. У малышей первые простейшие знания о животных начинают складываться в результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, что у всех животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они перемещаются в пространстве, едят и пьют; они живые.

Игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует, во всяком случае, избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки, как в качественном, так и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4–5 игрушек.

Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения.

В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было установлено, что ни педагог ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначение.

Л.Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки, вполне справедливо протестует против деспотичного стремления взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи «точных» методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек. Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать. Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития.

Развитие эмоционально-нравственной сферы личности ребенка, по мнению В.С. Мухиной, в большой степени связано с мягкими игрушками (изображениями мишки, зайца, собаки и т.п.) .

Из всех видов игрушек, мягкая игрушка – самая поздняя. Мягкие игрушки прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязание и вышивку, появились в XIX веке. В конце XIX века широкое развитие получило кустарное производство мягкой игрушки в промышленных масштабах. Сначала ХХ века начался бум в производстве мягких игрушек и возник феномен плюшевого мишки, потому что повсеместно во всем мире, самой любимой игрушкой детей, и даже взрослых, стал плюшевый медвежонок. Мягкая игрушка популярна и сегодня в XXI веке, несмотря на технический прогресс. Сегодня дети играют в компьютерные игры, обожают покемонов и Ферби, но самым верным другом остается потрепанный плюшевый, такой любимый Мишка .

Мягкие игрушки играют особую роль для дошкольника; они оказывают влияние на его эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Мягкая игрушка выступают в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой, игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у девочек, но и у мальчиков. Мишка, обезьянка, собачка и др., – объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по общению в игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по-своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

Исследованиями было установлено, что фактура материала, из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сорадость.

Важное значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено, что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверушки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза – такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.

2.2 Требования к игрушке

Какой должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку в развитии, активно проявлять себя в игре, жить радостной жизни?

Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна способствовать развитию ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучить окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки «что она отображает, игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности» (Е.А. Флерина). Содействовать развитию ребенка может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику ребенка. Они формируют у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные качала формирующейся личности. Такого рода игрушки недопустимы.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях. Следует помнить слова Е.А. Флориной «Чем больше возможностей представляет для различных действии, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».

Предъявляются определенные требования и к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка: мягкие пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре, а с шершавой и холодной поверхностью не становятся любимыми. Оформление игрушки должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требовании. Экспертизы, которые проводятся в разных странах, показывают, что примитивная, дешевая «штамповка» из пластика, которая заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей. В связи с этим многие страны требуют от производителей надежных гарантий качества, ее не токсичности, не горючести. Также необходим частый контроль за состоянием игрового материала.

Создание игрушки, полноценно отвечающей современным требованиям, возможно при объединении специалистов разного профиля: педагогов, психологов, медиков, художников, скульпторов, дизайнеров, технологов и др.


2.3 Размещение и хранение игрушек

Предметно-игровая среда часто определяет тематическое содержание и характер детских игр. Одним из условий, способствующих полноценному развитию детской игры, является не только педагогически целесообразный подбор игрового материала, но и возможность для ребенка свободно пользоваться им.

В детском саду игрушки, как правило, располагают в доступных для детей местах – на полках, стеллажах, столах.

Удобно, когда игрушки находятся в разных местах групповой комнаты, чтобы, играя, дети не мешали друг другу. Крупные игрушки размещают на полу, на нижних полках, мелкие – на полках повыше, но так, чтобы каждую игрушку ребенок мог взять сам. При этом важен масштаб игрушек, их соответствие росту ребенка, соразмерность предметных игрушек с образными (например, размер мебели должен сочетаться с величиной кукол и т.д.).

Для успешного протекания первых самостоятельных игр детей необходимо наличие игрушек, имеющих между собой прямую смысловую связь (кукла и посуда, машина-грузовик и строительный материал и т.п.).

Игрушки для сюжетно-ролевых игр в младших группах воспитатель расставляет в соответствии с сюжетом игры, – т.е. создает своеобразную игровую обстановку. Следовательно, на первом этапе руководства игрой детей взрослый предварительно организует предметно-игровую среду, своевременно ее изменяет и обновляет.

В средней группе воспитатель частично создает игровую обстановку, дети, как правило, сами подбирают недостающие игрушки и предметы для реализации задуманного сюжета. Таким образом, на втором этапе руководство игрой детей осуществляется посредством внесения сюжетных, предметных, образных игрушек и так называемой ролевой атрибутики (халаты, пелеринки, фартучки, шапочки и т.д.), которая помогает детям в выборе роли в совместной игре.

В старших группах дети самостоятельно разворачивают сюжет игры и подбирают для этого не только игрушки, но и предметы из окружающей обстановки: стулья, банкетки и т.д., т.е. предметно-игровая ситуация конструируется самими детьми и подчинена игровому замыслу.

Игры старших дошкольников чрезвычайно разнообразны, поэтому одни сюжетно-образные игрушки не могут полностью удовлетворить стремления детей. В связи с этим воспитатель должен широко использовать всевозможные предметы-заместители, а также специальные предметы, позволяющие быстро конструировать, обозначать игровое пространство, изменять его по мере необходимости в ходе развертывания сюжета.

При организации игры детей 5–7 лет педагог может использовать и специальные постройки, сделанные с помощью родителей или шефов (самолет, лодка, космический корабль, сказочный домик, машина, пульт управления и т.п.). Такой игровой материал особенно необходим при некотором однообразии в содержании детских игр, а также в случае объединения большой группы детей в какой-либо совместной игре. Кроме того, это позволяет вносить в детскую игру педагогически ценную тематику, отражающую современную жизнь.

Игровой материал (как на участке, так и в групповой комнате) должен быть легким, мобильным (свободно переноситься из одной группы в другую), с тем, чтобы стимулировать детскую игру.

По возможности игровая обстановка, задуманная детьми, должна сохраняться, чтобы дети могли продолжить начатую игру.

Игровые строительные наборы вносят в группу полным комплектом, их не делят на несколько групп, иначе дети не смогут реализовать игровые замыслы в сооружении задуманной конструкции.

Крупные строительные материалы в детских садах обычно раскладывают по геометрическим формам на открытых стеллажах или полках, это помогает детям быстро подобрать нужные формы для постройки. Детские конструкции обычно сохраняют несколько дней, тогда ребята имеют возможность вносить в них свои изменения, дополнения. Практика показала, что дидактические игрушки и настольно-печатные игры удобнее хранить в шкафу, разложив их по видам (лото, домино и т.д.) на одной или нескольких полках. Играть с ними дети могут за любым свободным столом. В младших группах воспитатели заранее подбирают и выставляют игрушки и игры для детей (соответственно плану воспитательно-образовательной работы).

В старших группах дети договариваются, где и во что играть, по своему усмотрению объединяются для игры, осуществляют нужные действия в соответствии с содержанием и правилами.

Игрушки-забавы для самостоятельных игр располагают на полках на доступной детям высоте, а те, которые используются для развлечений, – в шкафу с педагогическими пособиями.

Музыкальные игрушки лучше помещать в стеклянные шкафчики, чтобы сохранить хорошее качество их звучания.

Весь запас игрушек дают детям не сразу, а вносят постепенно, по мере ознакомления их с новыми игрушками и играми, а также с целью развития новых сюжетов. При переходе детей от одного сюжета к другому часть игрушек убирают на полки и стеллажи, так как они могут понадобиться детям при объединении нескольких сюжетов. Игрушки, которыми дети перестают пользоваться, на время убирают, но они могут быть внесены вновь, и дети обычно с радостью их встречают.

После игры детей в их игрушечном царстве должен быть наведен полный порядок. Учить дошкольников оставлять игрушки в порядке – это значит воспитывать с ранних лет разумную бережливость, организованность, аккуратность и уважение к труду окружающих.

2.4 Подбор игрушек для разных возрастных групп

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.

Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т.д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т.д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.

Дети 4–5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т.д.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).

Дети 6–7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, а зимнее – лыжи и коньки.

Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.

В программе воспитания в детском саду даны указания о подборе игрушек по возрастным группам (например, см. Приложение 1).

2.5 Методика ознакомления детей с новой игрушкой

Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества.

Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир.

Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания.

Например, при ознакомлении с куклой, в образе которой отражён привлекательный, но малознакомый человек, дети проникаются чувством симпатии к ней, но, как играть, не знают. Игры сводятся к тому, что они производят лишь типичные игровые действия: кормят куклу, укладывают спать, одевают и т.д. Чтобы расширить представления детей, педагог неоднократно показывает её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель уже использует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т.д. Вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей, педагог организует игру с новой игрушкой.

Заключение

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.

Значение игрушки в воспитании детей велико. Игрушка – непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования в разных видах игр. Так как сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются сейчас игрушки для дошкольников.

Игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.

В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.

Библиография

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А.В. и Давыдова В.В.М., Просвещение, 1967. – 221–235 с.

2. Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. – 8–15 с.

3. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, №9. – 82 –85 с.

4. Бениаминова М.В. Воспитание детей. – М.: Медицина, 1981, 90 – 107 с.

5. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д.В. – М.: Просвещение, 1979. – 27–36 с.

6. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №2. – 20–24 с.

7. Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 1983. – 146 – 157 с.

8. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1988. – 50–69 с.

9. «Игра дошкольника» (под редакцией С.Л. Новосёловой) Москва

«Просвещение» 1989.

10. Игра дошкольника. Абрамян Л.А. Антонова Т.В. Артемова Л.В.М.: Просвещение, 1989. – 286 с.: ил.

11. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В.М. – М.: Просвещение, 1987. – 6–13 с.

12. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е.А. – М.: Просвещение, 1980. – 64 с.

13. Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6.

14. Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.: Просвещение, 1969. – 7–34 с.

15. Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. №5. – 18–23 с.

16. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. – 160 с.

17. Мебель-игрушка – оборудование для детского сада. С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников, Н.Т. Гринявичене

18. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т.А. – М.: Просвещение, 1982. – 18–25 – с.

19. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре» /Под ред. Т.А. Марковой Москва «Просвещение» 1982.

20. Менджерицкая Д.В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, №3. – 15–24.

21. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, №2. – 123–128 с.

22. Новоселова С., Локуциевская Г., Кожухова Н. Для самых маленьких // Дошкольное воспитание, 1978, №6. – 90–99 с.

23. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, №12. – 86–89 с.

24. Педагогические требования к игрушкам. С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина.

25. Урунтаева Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997. – 81–85 с.

26. Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А.В. Запорожца. Москва «Просвещение» 1976.

27. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973.


Крупская Н. К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6.

Аркин Е. А. Из истории игрушки. // Дошкольное воспитание, 1995, № 3.

Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. – 123-128 с.

Менджерицкая Д. В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, № 3. – 15-24.