Дарим цветы        19.07.2019   

Рождественские встречи в начальной школе. Сценарий праздника. Сценарий праздника рождество христово для воскресной школы

Гульнара Сериченко
«Праздник светлого Рождества. Святки». Внеклассное мероприятие для детей начальных классов

Цель : познакомить детей с зимними православными праздниками Рождество и Святки .

Задачи :

Воспитывать любовь и уважение у детей к православным

традициям русского народа;

Развивать речь, память детей , обогащать их словарный запас;

Развивать познавательный интерес и творческие способности.

Ход мероприятия:

Звучит музыка. Дети входят в зал.

Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята!

Очень много лет назад в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме, произошло удивительное чудо – родился необыкновенный Младенец. Исполнились предсказания пророков : в мир пришел Сам Бог. Пришел для того, чтобы спасти людей от зла, греха и смерти.

Сегодня мы расскажем вам о Рождестве Христовом , о православных традициях русского народа.

С праздником всех вас !

С Рождеством Христовым !

1 реб. Очень жаль : прошёл чудесный и весёлый Новый год.

А какой ещё хороший, славный праздник всех нас ждёт ?

В небе звездочка, мерцая, лишь появится едва,

Знают все : настанет добрый Светлый праздник Рождества .

2 реб. В этот день святого Рождества

Каждый ждёт от жизни волшебства :

Чтоб больной здоровье вмиг обрёл,

Чтобы странник до огня добрёл,

Чтоб добро царило, а не зло,

Чтобы всем, кто верит, повезло!

Песня про Рождество . (садятся) .

Вед. Ребята, а давайте посмотрим сценку.

(Ведущий переодевается в бабушку : надевает очки, накрывает плечи шалью. Бабушка сидит на скамейке занята рукодельем и рассказывает о празднике Рождестве . Внуки играют возле новогодней ёлочки, подходят к бабушке.)

Сценка «Бабушка и внуки» .

Бабуля, а почему этот праздник называют Рождеством Христовым ?

Бабушка :

А потому, душа моя, что явился в этот мир Младенец Иисус

Родился Он в пещере скромной

Пришел Он, чтобы мир спасти.

Весь православный люд отмечает этот праздник светлый .

Внучка :

Так рождество - значит день рождения Бога !

Бабуленька, но почему же я не могу видеть Бога среди небесного Чертога?

Бабушка :

А Он, душа моя, во всем :

Во всем, что окружает нас.

И когда мы молитву читаем

Перед сном, то каждый раз

У Бога мы бываем!

Внук :

Ах, бабушка, какой это чудесный праздник – Рождество Христово !

Расскажи нам ещё раз про Рождество Христово !

Бабушка : Жили в то время в Палестине Пречистая Дева Мария и святой старец Иосиф . Отправились они в город Вифлием.

Дорога была долгой и трудной. Путники очень устали : Иосифу было уже много лет; а у Марии скоро должен был родиться ребенок.

В Вифлееме все гостиницы и постоялые дворы были заполнены народом, и Иосиф с Марией не могли найти дом, где бы их приютили. Уже ночью на окраине города они увидели пещеру : там во время непогоды укрывались пастухи и их скот.

Обрадованные путники вошли в пещеру. Там и родился у Пресвятой Девы Божественный Младенец – Господь наш Иисус Христос.

Счастливая Мать запеленала Своего Сына в белые пелены и положила Божественного Младенца в ясли – кормушку для скота – и поклонилась Ему.

А холодная пещера стала, как небо : она наполнилась светлыми Ангелами , которые пели радостные хвалебные песни своему Творцу и Господу.

Та ночь была тихая и ясная. А на небе среди обычных звезд сияла совсем новая, по-особому яркая звезда.

Чудесная звезда светила и днем , и ночью, двигаясь по небу и ведя мудрецов-волхвов за собой. Будто бы светлый Ангел под видом звезды указывал путь волхвам. …

Никто в Вифлееме не знал о Рождестве Христовом , все спали. Только пастухи сторожили свое стадо в поле, недалеко от пещеры, где родился Иисус Христос. Вдруг предстал пастухам Ангел.

Появляется ребёнок в одежде ангела.

Пастухи испугались этого явления. Но Ангел сказал им :

Ангел : «Не бойтесь, а радуйтесь, потому что родился сегодня Спаситель мира.»

Бабушка : И множество Ангелов вдруг явилось с неба и прославило Бога.

Танец ангелов.

1 Ангел : Праздник великий настал уже снова;

Всюду веселье, пиры, торжество…

Вспомним, какое поведал нам слово

Тот, чьё справляем сейчас Рождество :

2.“Каждый, да будет всегда милосердным

К слабым, сиротам, убогим, больным!

Тем, что имеет, поделится с бедным

И назовёт его братом своим! ”

3. Так окажите же, други, участье :

Многие встретят в нужде Рождество !

Доброе дело – великое счастье.

Это – святое души торжество !

4. В тихий рождественский вечер

В небе сияет звезда.

Сердечко моё так и бьется –

Радость на землю пришла.

Песня «Радость Рождества » (ангелы стоят в центре) .

Вед. Светлый праздник Рождества приходит к нам зимой, когда на дворе морозы и летают белые снежинки.

Танец снежинок.

Вед. Праздник Рождества любят взрослые и дети.

7 января в Рождество Христово , уже после праздничной службы в церкви , начиналось веселие. И мы сегодня с вами тоже будем веселиться. Вон сколько снега нападало, становитесь в 2 команды, будем снежок в лопатах носить.

Игра «Перенеси снежок в лопате»

Стихи :

1. Мы мороза не боимся,

Любим петь и веселиться.

Выходи, честной народ,

Музыка нас в пляс зовет.

2. Все белым-бело от пуха,

Нет порядка во дворе.

Кружит вьюга-забавуха

Белым снегом в январе.

3. Кружит, мутит, завывает,

Снег в сугробы навевает.

По дорожке стелется

Белая метелица.

Танец «Белая метелица» .

Вед. Каждый день люди гуляли возле своих деревень, пели песни, наряжались в диковенные костюмы. А ещё в эти дни принято было попрошайничать под окнами, исполняя специальные песни, которые назывались колядками. Люди радовались, если к ним заходили колядовщики, ведь это считалось хорошей приметой. И гостей старались угостить пряниками или пирогами.

(выходят колядовщики со звездой в руках)

Колядовщики :

Коляда, коляда, отворяй ворота!

Открывайте сундучки, доставайте пятачки!

Вед. А вы нам спляшите, или спойте, а лучше поиграйте!

Игра «Веселый бубен»

Дети стоят в кругу, передают бубен со словами :

У кого остался бубен,

Тот и спляшет танец нам!

(потом вед. угощает колядовщиков)

Вед. А знаете, какое нынче времечко на дворе? Святки – святой праздник . Проходят эти святые дни между Рождеством и Крещением – другим христианским праздником .

В это время ангелы слетаются к людям и исполняют все их желания. Зато и нечистая сила - лешие да черти, ведьмы да кикиморы – выходят на белый свет из болот и лесов ; честной народ пугают, недобрые игры затевают. Но тот, кто сердцем добр, душою умел, умом ясен, - нечистой силы не боится!

Вед. И у нас веселье не кончается, кто-то к нам опять собирается…

(входит Б. яга) .

Б. яга Коляда, коляда, отворяй ворота. (смотрит вокруг)

Сеем, веем, посеваем с Новым годом поздравляем!

Вед. Здравствуй, Б. Яга! С праздником и тебя мы все поздравляем!

Б. Я. Надоело мне в лесу замерзать, надоело мне в ступе летать.

В черной топи ледяной слышится лишь ветра вой.

А здесь тепло, уют и свет . Меня в гости примут или нет?

Вед. Конечно же! Сегодня веселый и радостный праздник . Б. Яга, поиграй с нашими ребятами.

Б. Яга. Ну-ка, моя чудо – метла, прокати –ка наших ребяток! Вставай в 2 команды, полетаем с ветерком!

Игра «Полеты на метле» .

Б. Яга. Шла я тут по лесу, да валенки нашла…Это, наверняка. Леший потерял…я их ему верну, конечно…а давайте-ка, сначала поиграем в нашу любимую игру!

Игра «Валенки» .

Вед. Что за рождество без гаданий ?

Б. Яга : Это точно! Сейчас девочки будут выбирать себе друга из мальчишек.

С кем петь, с кем плясать, с кем в игры играть.

(мальчики строятся, девочка кидает валенок в сторону мальчиков, возле кого валенок, с тем и танцует)

Б. Яга. Эй, раздайся народ, меня пляска берет!

Танец Б. Яги.

Б. Яга. Ой, спасибо, ребята!. Как весело было у вас! А я побежала, надо Лешему валенки отнести, пока он ноги свои не отморозил! До свиданья!

Вед. Наш праздник окончен , но счастливый год продолжается! Пусть в ваших сердцах Рождество зажжет свою искорку счастья, доброты и любви друг к другу! С Рождеством вас !

Сценарий Рождественского праздника для детей 7-10 лет «Встречаем Рождество Христово»

Соколова Мария Анатольевна, педагог-библиотекарь МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Череповец, Вологодская область

Сценарий Рождественского праздника для школьников «Встречаем Рождество Христово»

Сценарий данной праздничной программы может быть полезен в работе воспитателей ГПД, учителей начальных классов, а также учителей воскресных школ при проведении внеклассных мероприятий, посвященных празднику Рождества. Материал предназначен для проведения с детьми от 7 до 10 лет.
Цель:
Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям через знакомство их с событиями Рождества Христова.
Задачи:
1. Создать радостную, дружескую атмосферу праздника.
2. Формировать у детей представление о смысле праздника Рождество.
3. Воспитывать у обучающихся духовно нравственные качества: стремление к доброте, любви к ближнему, послушанию, вежливости.
4. Развивать у обучающихся навыки доброжелательного общения, внимание, инициативу.
Оборудование:
Праздничное оформление зала с новогодней ёлкой, две тарелки с кусочками фруктов (для эстафеты), компьютер с колонками, фонограммы песен «На лошадке в санках», «Овечки, коровки», ширма и куклы для кукольной сценки, подарки для детей.

Ход мероприятия:

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Скоро наступят зимние каникулы, и мы будет отмечать весёлые праздники. Какие? (Новый год и Рождество)
Говорят, под Новый год,
Что ни пожелается,
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.
Ну, всё – не всё, а все вы, наверное, ждёте в новогодние праздники какого-то чуда, чего-то необычного. И я вам скажу почему: в наступающем новом году будет всё новое. Следующий год у всех нас будет действительно новым, необычным, чудесным! И Новый год мы отпразднуем, и Рождество, и веселье у нас будет, и подарки!
Появляется Клоун: Кто здесь говорил про подарки? Я люблю подарки! Здравствуйте, ребята! Я Клоун Лёня. (пожимает руки нескольким детям, знакомится с ними) Вот и познакомились. Сколько вас много! И все такие красивые, нарядные. Наверное, у вас сегодня праздник? (дети: Да!) А какой праздник? (Новый Год и Рождество) Новый год я знаю. А вот что это за праздник – Рождество? (Ответы детей) Правда? Как интересно! А когда наступит этот праздник?
Ведущая: Лёня, Рождество в нашей стране отмечают 7 января.
Клоун: Ой, это ещё две недели ждать? Как долго! Не-е, я ждать не люблю!.. О-о! У меня идея! Ребята, я предлагаю вот что: давайте не будем ждать, а отпразднуем прямо сейчас! Кто согласен, поднимите руки! Все согласны!
Ведущая: Хорошо, раз вы, ребята, все согласны, мы будем праздновать Новый год и Рождество прямо сейчас. Давайте поиграем: ребята разделятся на две команды, а мы с Лёней будем держать в руках по тарелочке с праздничным угощением - кусочками фруктов. Участники команд по очереди подбегают к тарелке и берут по одной дольке фрукта. Посмотрим, чья команда победит.
Игра в форме эстафеты.


Ведущая: Молодцы, ребята! Быстро опустошили тарелочки. Лёня, а ты знаешь, как празднуют Рождество?
Клоун: Ну, наверное, ходят друг к другу в гости, кушают много сладостей и, конечно же, получают подарки!
Ведущая: Лёня, а как ты думаешь, что самое главное в этом празднике: ходить в гости, кушать много сладостей или дарить и получать подарки?
Клоун: Не знаю! А давайте у ребят спросим, уж они-то знают.
Ведущая: Ребята, что самое главное в празднике Рождество: ходить в гости, кушать много сладостей или дарить и получать подарки? (нет, самое главное – не забывать, что Рождество – это день рождения Иисуса Христа)
Ведущая: Лёня, ты хочешь, чтобы ребята ещё рассказали тебе, что они знают о Рождестве?
Клоун: Очень-очень хочу!
Ведущая: А ты любишь отгадывать загадки?
Клоун: Очень-очень люблю!
Ведущая: Тогда я предлагаю тебе вместе с ребятами отгадать загадки.
Загадки о Рождестве
В целом мире торжество,
Потому что… (Рождество)
Нет смиренней в целом мире
Юной девушки… (Марии)
К ней от Бога приходил
Ангел Божий… (Гавриил)
Этот Ангел весть принёс,
Что родился ей… (Христос)
Все сомнения отбросив,
В Вифлеем идёт… (Иосиф)
Нет пристанища Царю,
Им придётся спать … (в хлеву)
Не в дворцах и не в шатрах,
Спит малыш Христос… (в яслях)
Из восточной стороны
К малышу идут… (волхвы)
Как же им найти Царя?
Путь укажет им… (звезда)
Поклонившись до земли,
Поднесли они… (дары)
Вы внимательные очень.
Но ещё задам вопрос;
Что от вас в подарок хочет
Получить Иисус Христос?
Ведущая: Ребята, а какой подарок мы можем подарить Иисусу Христу на Его день рождения? (спеть для Него от всего сердца)
Дети поют песню «На лошадке в санках».
Ведущая: Ребята, кто из вас знает, где родился Спаситель? (в Вифлееме - в хлеву).
Клоун: Где-где? В хлеву? А я не знаю, что такое хлев. Ребята, подскажите мне, что такое хлев. (Хлев - это пещера, куда на ночь загоняли животных).
Ведущая: А вот наши помощники подготовили для нас кукольную сценку о Рождестве. Сейчас вы увидите, какой случай однажды произошёл в хлеву недалеко от Вифлеема.
Кукольная сценка «Рождество в хлеву».


Дети поют песню «Овечки, коровки».

Клоун: Как много я узнал сегодня о Рождестве! Спасибо вам за такой весёлый праздник!
Ведущая: Ребята, а вам понравился праздник? (ответы детей)
Клоун: А когда же, наконец, будут дарить подарки? Ведь на праздник всегда дарят подарки! Ребята уже, наверно, заждались.
Ведущая: Хорошо, Лёня, только ты поможешь мне раздавать подарки, а то детей много, и подарков тоже.
Ведущая и Клоун Лёня выдают подарки детям, но вначале дети должны рассказать стих или спеть песню о Рождестве.

Рождество.

(сценарий праздника для учащихся младших классов с участием родителей)

Вход в класс под «Вальс снежинок» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».

В классе сумрачно, горят только ёлочные гирлянды.

Дети входят в характере музыки, с призами в руках. Ведущая принимает призы на поднос. Садятся.

Ведущий: Послушайте, ребятки, расскажу я вам про наше Рождество. Ну, а если не поймёте чего, - подскажет сердце. Слушайте.

Звучит музыка Шуберта “ Ave Maria (постепенно усиливается звук, но негромко).

Ведущий зажигает свечи на рождественском венке.

«Месяц в небе высоком стоит,

Земля, покрытая снегом, блестит.

А уж сколько сияет по ней

Голубых и зелёных огней!

Неподвижная ночь холодна,

И глубоко нема тишина.

И ломается в воздухе свет

Проплывающих звёзд и планет...» (К. Случевских)

«Тихо полночь плывёт над уснувшей землёй,

Ночь безмолвна, пустыня тиха.

В эту ночь на земле безмятежный покой,

В эту ночь на земле нет греха...

И горит, и сияет на небе звезда

Льёт лучи, словно солнце вдали...

Не светили так звёзды нигде, никогда

С сотворения самой Земли...» (Г. Аркашов)

А случилось это более двух тысяч лет назад.

Римский император Август хотел узнать, сколько у него подданных. Для этого он велел произвести народную перепись. Каждый должен был записаться в том городе, откуда он был родом.

Городом предков праведного Иосифа был город Вифлеем. Туда вместе со своей женой Пресвятой Девой Марией и должен был он ехать.

После долгого и утомительного путешествия усталые путники, наконец, достигли Вифлеема, где по случаю переписи было очень много народа. В гостинице, где думал остановиться Иосиф, свободных мест не было.

«Пойдём в город, - сказала с кротостью Святая Дева своему спутнику, - может быть, мы встретим какую-нибудь сострадательную душу, которая окажет нам гостеприимство».

Но напрасно Иосиф и Мария исходили все улицы Вифлеема. Ни одна дверь не отворилась перед ними, чтобы дать им кров. Однако на землю уже спустилась тёмная восточная ночь, которая застала путников на окраине города. Перед ними была безлюдная пустыня. Усталые и измученные путники стояли и не знали, куда им идти.

Наконец, они увидели пещеру, служившую для пастухов и их стада убежищем во время зимних непогод.

Обрадованные путники возблагодарили Бога, давшего им этот приют, и вошли в пещеру.

Здесь-то, под сводами мрачной и убогой пещеры, родился от Пресвятой Девы Марии царь мира – Господь наш Иисус Христос.

Счастливая мать спеленала его, положила в Ясли и оберегала сон своего Божественного младенца.

(Елисеев «Божья мать младенца на руках качала»-песня )

Божья мать Младенца на руках качала.

Радовалась Сыну, тихо напевала:

"Люли-люли-бай - дитятко-цветочек.

Люли-люли-бай - мой родной Сыночек."

И земля, и небо, пойте Богу, пойте.

Радостью великой сердце успокойте.

"Люли-люли-бай - мой Царевич ясный.

Люли-люли-бай - мой Сынок прекрасный."

Ангельские силы скрыты небесами.

Землю обнимите, пойте вместе с нами:

"Люли-люли-бай - мой Цветок душистый,

Люли-люли-бай - в почве каменистой."

Была ночь. Весь город был погружён в глубокий сон. Не спали только пастухи – они недалеко от Вифлеема были в поле и пасли стада овец. Вдруг увидели они сильный свет на небе, и спустился к ним ангел. Пастухи испугались. «Не бойтесь, - сказал им ангел, - я возвещаю вам радость великую! Радость всем людям! В эту минуту родился Спаситель! Идите, и в пещере вы найдёте Младенца, лежащего в яслях».

Заплакали пастухи от великой радости, упали на колени и первые поклонились родившемуся Спасителю.

В то время, когда Господь наш Иисус Христос родился, на небе взошла особенно красивая, большая и светлая звезда. Она так ярко светила на землю, что все люди невольно обращали на неё внимание.

Вслед за путеводной звездой поспешили с далёкого Востока на поклонение Божественному Младенцу мудрецы или, как их тогда называли, волхвы. Они принесли Младенцу богатые дары: золото - как царю-царей; ладан – благоуханную смолу, как жертву Богу; смирну – благовонную мазь, предохраняющую тело от тления.

Но не только люди, но и деревья, и луговые цветы, и звери приняли участие в великом торжестве.

Освещается половина класса.

Сценка «ЁЛОЧКА»

Действующие лица: первый пастух, второй пастух, Зайчик, Цветы, Огонь, Вода, Ёлочка.

(идут 2 пастуха)

1 пастух

(показывает рукой другому)

Видишь, вон где звезда!

2 пастух

Как раз над пещерой для наших овец! И пещера светится! Чудо!

1 пастух

Ты постой здесь, а я посмотрю. (Перебегает сцену. Кричит другому пастуху)

Младенец в яслях лежит! И мать над ним!

2 пастух

Вот о чём пели ангелы… Чудо великое.

1 пастух

Помнишь, ангелы в небе пели, что Спаситель людей родился.

Пойдём, поклонимся Святому Младенцу!

2 пастух

Пойдём, только что нам подарить ему?

1 пастух

Мы люди простые. Вот хлеб у меня, вот мёд… Ещё сыр остался…

2 пастух

А я… я сена свежего из травы пахучей ему в ясли положу.

Пошли! (уходят)

ЁЛОЧКА:

Ясная ночь. Тихо кругом.

Ярко горит звезда над пещерой.

Ангелов хор смолк за холмом.

Свет голубой льётся из щелей.

В яслях Младенец – Спаситель лежит.

Тысячи лет его ждали прихода.

Счастлив тот будет, кто к нему поспешит.

Счастливы люди! Ликует природа!

(пробегает Зайчик)

Зайчик

Скок-поскок, путь недалёк.

С дороги не сбиться – вижу звезду.

Спешу поклониться Младенцу – Христу.

Ёлочка

Беги, Заинька, беги!

Зайчик

(останавливается, смотрит на Ёлочку)

Но у меня ничего нет подарить ему!

Ёлочка

Ничего, Заинька. У тебя такие мягкие ушки – Младенец погладит их, и ему станет весело.

Зайчик

Правда? Вот спасибо, ёлочка.

Скок-поскок, путь недалёк…

Ёлочка

Беги, Зайчик, беги, маленький!

(входят Огонь и Вода)

Огонь

Я-Огонь, весёлый, жаркий

Я побеждаю темноту.

Со мной тепло, со мною – ярко,

А холоду – невмоготу!

Вода

А я прохладная, я – свежая.

Я жар освежаю, жажду утоляю.

Каждый ищет, где же я.

Землю пою, прохладу дарю.

Огонь

Зато я сильнее тебя!

Вода

Я могу тебя потушить!

Огонь

А я могу тебя вскипятить! Иссушить!

Ёлочка

О чём вы, глупые, спорите? Вы оба нужны. Без вас люди не смогли бы даже обед себе сварить. Вы нужны даже друг другу. Ты, Огонь, без Воды много бед натворил бы: разгорелся бы, разбушевался, и всё бы сгорело – и леса, и травы, и дома.

А куда это вы идёте?

Огонь и Вода

(вместе)

Мы? А правда, куда мы идём?

Ёлочка

Забыли? Может быть, вы к пещере шли? Младенцу-Христу поклониться?

Огонь и Вода

(вместе)

Да, да! Шли и поссорились.

Огонь

Я вспыхнул

Вода

Мы и-и-и забы-ы-ыли (плачет)

Ёлочка

Идите скорей, звезда вам путь укажет.

Огонь и Вода

(вместе)

А что нам подарить Младенцу-Христу?

Ёлочка

Ты, Огонь, осторожно согрей его, а ты, Вода, обмой его ножки.

Огонь и Вода

(вместе) Спасибо тебе, Ёлочка. Спасибо, что помирила нас, спасибо, что научила.

Пошли скорей! (уходят)

Появляются Цветы-цветочки.

Цветы

Мы цветы-цветочки,

Мы растём неслышно.

Эта ночка-ноченька

Самая душистая.

Ёлочка

Куда это вы, Цветы? Вам спать ночью полагается…

Цветы

Эта ночка-ноченька

Света ярче светится.

Поклониться в ноженьки

Мы идём к Младенцу.

Ёлочка

Возьмите и меня с собой, Цветы мои милые.

Цветы

Но на тебе нет цветков, Ёлочка. А о твои иголки Младенец может только уколоться.

(уходят)

Ёлочка

Никого. Одна я одинока.

Ночь тиха. Звезда зовёт, горит.

Все ушли.

Ненужная стою в своей глуши.

Цветы правы.

Я о Младенце только здесь подумаю тихонько от души.

Музыка. На Ёлочке зажигаются огоньки. Все возвращаются.

Пастухи

Смотрите, звёздочки с неба упали!

1 пастух

Ёлочка сияет вся!

2 пастух

Чудо Бог сотворил…

Зайчик

(прыгая вокруг Ёлочки)

Ёлочка, Ёлочка, какая ты красивая!

Цветы

Ты самая красивая!

Огонь

Она вся в огоньках!

Вода

Она вся в хрусталиках, капельках, а не в огоньках!

2 пастух

За твоё смирение, Ёлочка, за доброту твою отметил тебя Господь Бог.

1 пастух

Теперь отныне и навеки люди будут славить тебя и украшать.

Зайчик

Да здравствует наша Ёлочка!

2 пастух

Теперь смиренная зелёная Ёлочка всегда будет славить Рождество Христа!

Все

Все дети вместе с артистами становятся вокруг ёлки и поют «Маленькой Ёлочке»

с рождественскими словами

    Маленькой ёлочке холодно зимой.

Из лесу ёлочку взяли мы домой.

    Сколько на ёлочке шариков цветных.

Розовых пряников, шишек золотых.

    Бусы повесили, яркие шары.

Сласти, подарочки - всё для детворы.

    Нравится ёлочке наше торжество.

Весело, весело нам на Рождество.

(садятся)

Под музыку детям дарятся звёздочки, вкладываются в сложенные лодочкой ладони.

Музыка меняется на народную, появляются Хозяин и Хозяйка

Хозяин

Ну что, Домнушка, завтракать пора. Кушать очень хочется.

Хозяйка

Да ты что, Иван, знать забыл, какой сегодня день? Сочельник. Рождество завтра.

А потому за стол сядем только тогда, когда взойдёт Рождественская звезда на небе.

А чтобы голод не чувствовать, давай-ка делом займёмся, время-то незаметно и пролетит.

Хозяин

И то правда! Как это я забыл, что сегодня Сочельник? Пойду-ка принесу дров, да растоплю печь пожаре. Тебе ведь сегодня придётся поросёнка зажарить, без него и стол Рождественский праздничным не будет.

А знаете, детушки, почему?

Да в наказанье. Говорили старые люди, что, когда Младенец родился, свинка сильно хрюкала, мешала ему спать. Оттого свиньёй и называется. А когда он её успокоить хотел и ручку протянул, свинья уколола Младенца своей щетинкой.

Ну да ладно, заговорился я с вами, пойду за дровами.

Хозяйка

А вы, детки, что сидите? Дела много, сидеть некогда. Пол не метён, половики не постланы, самовар не начищен, рождественское печенье не готово. Чем колядовщиков одаривать будем?

Несколько человек делают уборку: подметают пол, стелют половики и т.д.

Хозяйка

Да сор из избы не выносите, заметайте в уголок. Там мы соберём весь мусор, что до Нового года накопим, а потом сожжём в саду, а пепел под деревья рассыплем. Плоды родятся сладкие и здоровые!

Входит Хозяин и приносит дрова и сено в корзинке.

Часть сена кладёт на стол, а Хозяйка сверху покрывает его скатертью.

Хозяин

Хорошая охапка сена попалась нынче, зелёная да душистая.

Проверим, какой урожай льна будет в этом году!

(вытаскивает из-под скатерти соломину; если длинная, то урожай хороший)

Хозяйка

Иван, да разве можно гадать до Рождественской звезды? Ставь-ка лучше самовар на стол, а вы, дочки, расставляйте посуду новую да красивую, да покажите ребятам, какое печенье у вас получилось.

Будет чем колядовщиков угостить!

Дочка Маша

(обходит с подносом, показывает печенье и рассказывает)

Видите, ребята, печенье сделано в виде фигурок разных животных: овец, свинушек, коровушек. Его так и называют – «Коровка – масляна головка».

Когда мы с матушкой печём его, то загадываем, чтобы скот наш не болел и давал богатый приплод.

Когда взойдёт на небе Рождественская звезда, мы с вами попробуем это печенье. А пока я поставлю его на стол, а часть разложу на подоконнике. Таков обычай.

Дочка Даша

Ой, матушка, кутьи на столе не хватает. Где же она?

Хозяйка

Не волнуйся, дочка, и про кутью я не забыла (берёт в руки кутью).

А кто из вас, ребятки, знает, что такое «кутья»? Это каша, приготовленная из какой-нибудь крупы. Да не просто каша, а приготовлена она с мёдом да изюмом, поэтому и называется «богатой кутьёй».

А я вот сейчас сразу на жизнь погадаю. Отгадайте, из какой крупы моя кутья приготовлена? Коли отгадаете, год у нас будет сытным.

(дети отгадывают)

В рождественский вечер хозяйка обычно две кутьи готовит, вот и я тоже две кутьи приготовила. Одну поставлю в самом центре стола, а другую – вот сюда, под икону на сено. Это как бы дар Младенцу-Христу. А в центре зажигаю свечу. Видите, как красиво и аппетитно выглядит наша кутья!

Когда сядем за праздничный ужин, каждый из вас должен попробовать ложечку кутьи. Она придаст вам силы и здоровья.

Ну вот, кажется, всё готово. Скоро и колядовщики пожалуют.

Г. Галина «Грусть ёлочки»

Читают 3 человека: мальчик, девочка и мать.

Сын

Ой, мама, а как же ёлочка?

Дочь

Мама, что же с нашей ёлкой?

Отчего она грустна?

Сын

Всё слезинки на иголках.

Вся заплакана она.

Мать

Детки, ёлочка в печали оттого, что больно ей.

Ведь её из леса взяли в светлый праздник для детей.

Там она росла свободно: летом ветер с ней играл,

А в мороз зимой холодной тёплой шубкой прикрывал.

Ярко звёзды золотые ей светили в небесах.

Утром ветки молодые грелись в солнечных лучах.

Сосны старые, качаясь, говорили сказки ей.

Из чужбины, возвращаясь, пел весной ей соловей…

Хорошо в лесу ей было!

Оттого теперь в слезах. Наша ёлка загрустила о прошедших светлых днях.

Дочь

Мы подарим нашей ёлке чудный праздничный наряд.

А обсохшие иголки в ярких красках заблестят.

Сын

Говорить ей будем сказки вечерком среди детей.

Может быть, от нашей ласки веселее будет ей?

(украшают ёлку рождественскими игрушками)

Пока старшие девочки украшают, Хозяйка выбирает 2-3-х ребят, которые должны «поцыкать» под столом.

Хозяйка

А ну-ка, детки, быстро под стол, да «поцыкайте» там хорошенько, чтобы курочки в доме водились.

Хозяин

Посмотрите, а вот и звезда взошла!

Дай же, Боже, в добром здравии эти Святки провести, да чтобы и на тот год здоровья хватило!

Затем берёт ложку кутьи и подходит к окну или двери потчевать мороз:

«Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью. Зимой ходи, а летом – под колодиной лежи!»

Хозяйка

Ребятки, таким призывом Иван думает умилостивить Мороз, чтобы он весною не побил хлеба, капусту и огурцы.

А кто из вас ещё знает приметы или обычаи на Рождество?

Дети

Много снега – много хлеба.

В Рождество день тёплый – хлеб будет густой.

В первый день Рождества, за завтраком, нельзя пить воду: будешь часто пить на сенокосе.

В Рождество лапти плести – родится кривой, шить – уродится слепой.

На Рождество надевают новую рубаху, чистую (но не новую) нельзя, а то жди неурожая.

Ведущая

Ай, молодцы, детки, как много вы знаете!

Вот и вы одеты сегодня нарядно. Глаз радуется, когда я на вас смотрю. Какие у девочек сарафаны, платья, юбочки да блузочки!

А ну-ка, девчата, встаньте все в кружок, пройдитесь в хороводе, да покажите нам свои наряды.

(девочки с Хозяйкой водят хоровод).

Ну что ж, мальчишки, теперь ваш черёд! Не оставаться же вам в долгу перед девочками! А мы посмотрим, кто из вас лучше всех спляшет!

(пляшут «Русского» вместе с Хозяином дома)

Как только все сядут, за дверью слышится шум, звуки балалайки. Это появляются ряженые со своими колядками, шутками да прибаутками: старик, «медведь», «коза», мальчик и девочка со звёздами на палочках, колядовщики, парень с балалайкой

Хозяин

А вот и ряженые наконец-то пожаловали. Милости просим!

Старик

(протяжно)

Эй, боярышни красивые! Эй, девицы неспесивые!

Двери шире распахните-ка!

И гостей к себе пустите-ка!

К вам соседи ваши близкие, не высокие, не низкие.

Не широкие, не узкие.

Все бояре чисто русские!

А пришли к вам не с помехою,

А с весельем и потехою!

(звучит плясовая музыка, все пританцовывают)

Девочка

(говорком)

Здравствуйте! Мы малёшеньки колядовщички.

Мы пришли прославлять, хозяев величать!

Мальчик

Иван-Иванычу житья сто лет!

Домнушке всегда здоровьица!

И всем детушкам всегда здоровьица!

Все колядовщики исполняют колядку «Снежок сеем, посеваем »

(бросают зерно и поют)

Снежок сеем, посеваем,

Ай, коляд, коляда, колядица ты моя!

С Рождеством вас поздравляем!

Ай, коляд……

С Новым годом, со всем родом

Ай, коляд….

Счастья, радости желаем

Ай, коляд….

(говорком) Чтоб здоровы были, много лет жили!

Дети со звёздами

Мы пришли Рождество славить, Рождество прославлять, да конфетки получать!

(тоже бросают в разные углы горсти овса):

- Сеем, сеем, посеваем, с Рождеством всех поздравляем!

- (говорком) Уродись, пшеничка, горох, чечевичка!

На полу – много вам теляток,

Под лавкой – ягняток, на лавке – ребяток!

(все вместе поют припев)

Старик (козе)

Эй, красавица рисованная, сажей с углем размалёванная!

Подойди сюда поближе, да отвесь поклон пониже!

(Коза выходит на середину и кланяется налево)

Вот, люблю послушных, право.

Поклонись же и направо

(коза кланяется направо)

Хозяйка

Ай да Козочка, ай да красавица!

Ведущий

Что, ребятки, да и мы не лыком шиты! Споём для колядовщиков нашу рождественскую песню да пройдёмся с ней в хороводе.

(исполняется хоровод «Белый снег, белёшенький»

    Встретим мы чудесными танцами и песнями.

Мы живём счастливо всей земле на диво.

    Ёлка вся в иголочках, станем в круг у ёлочки.

Поглядим и снова мы запеть готовы.

    Белый снег, белёшенький, постели дороженьку.

Чтобы мы играли, Рождество встречали.

Дети садятся, колядовщики продолжают петь колядки

говорком

Коляда, коляда, ты подай пирога!

Или хлеба ломтину, или денег полтину!

Или курочку с хохлом, петушка с гребешком!

Или снега клок, или вилы в бок!

Уж мы сядем на порог, дай лепёшку и пирог!

А не дашь пирога, уведём корову за рога!

А не дашь хлеба – уведём деда,

А не дашь ветчины – мы расколем чугуны.

Хозяйка

Угощайтесь, гости дорогие, для вас нам ничего не жалко!

Сцена с медведем.

Старик

Ну, Топтыгин, будь смелее и смотри, повеселее!

Для чего тебе дичиться, если можешь отличиться!

Мишка

Идёт, переваливаясь и едва переставляя ноги

Старик

Ну, точно барышня-копуха, или старая старуха…

Ну, вперёд, прямой дорожкой!

Поклонись и шаркни ножкой!

Мишка

Делает два шага вперёд и кланяется во все стороны.

Старик

Ну-ка, Миша, развернись, добрым молодцем пройдись!

Да смотри, не оступись, не споткнись, не поскользнись!

Мишка

Медведь весело танцует под балалайку, но в конце спотыкается и падает.

Старик

А теперь изволь представить,

Как девицы чинно, скромно, подперев руками щёки,

С книжечкой сидят укромно и твердят свои уроки.

Мишка

Ложится на пол, книгу кладёт себе под голову и принимается храпеть.

Старик

Вот так славно, отличился! Спать над книгой завалился!

Ты пришёл сюда шутить, а не девочек срамить.

(подымает Мишку)

Хозяйка

Да что ты, сосед, девочки не обижаются, они и сами умеют шутить. Сколько они частушек знают! Да и мальчики тоже. Кто смелый, начинай!

Ряженые

(начинают – это примерные частушки, можно заменить)

Вьюга пляшет, завывает, сорок градусов мороз.

А гармонь во всю играет, заливается до слёз!

Мы зимой с гармошкой ходим, холода нам нипочём.

На морозе приморозим, кого надо – завлечём.

Парни вьюги испугались, пусть на печке посидят.

Мы напелись, наигрались на морозе без ребят.

Нас весёлых, неженатых, неразлучными зовут.

Нас красивые девчата по частушкам узнают.

Нынче охнем, завтра охнем, выручайте поскорей.

А не то совсем засохнем, превратимся в сухарей.

Признаёмся вам открыто - очень трудно без подруг.

Мы лишились аппетита, дело валится из рук.

Смолкнут звонкие жалейки, и никто не будет петь.

Вы, девчата, пожалейте, мы ведь можем помереть.

Мы-тагильские девчата, ой, чего, чего, чего.

Боевые, озорные, ой, развитые до чего!

Хозяйка

Знаете ребята, не бывают Святки без гаданий. Не погадать ли нам? У кого колечко есть?

У нескольких человек берут колечки, опускают их в воду, сверху закрывают полотенцем, а на полотенце кладут кусочки хлеба.

Исполняются подблюдные песни:

- А мы эту песню хлебу поём. Слава!

Хлебу поём, да хлебу честь воздаём. Слава!

Чьё колечко достанем, тому сбудется, не минуется!

Ползёт ёжик по завалинке, тащит казну на мочалинке.

Летел соловей через житенку, несёт соловей жита горсточку.

Ладу-ладу, кому мы поём, тому честь воздаём (к богатству и счастью)

Рылся кочеток на завалинке, вырыл кочеток жемчужинку.

Ладу-ладо, кому спели, тому добро! (к богатству)

Рылась курочка на завалинке, вырыла курочка золотой перстень.

Мне тем перстом обручатися.

Кому вынется, тому сбудется, не минуется (к замужеству)

Мышь пищит, 100 рублей тащит.

Диво, диво, ладо, кому спели, тому добро! (к деньгам)

Ряженые поют

Ай, спасибо хозяюшке за мягкие пирожки.

Да спасибо тому, кто хозяин во дому.

(Ряженые уходят, а хозяйка приглашает детей на чай.)

Можно добавить гадания, представленные ниже, а можно и без них обойтись и провести их в рамках рождественских занятий. Детям очень нравится. Выполняют всё с большим желанием и интересом.

Девочки снимают туфельки, переставляют их один за другим. Чья туфелька окажется на пороге, та первой…..

Бросают через плечо башмачок. Куда носок покажет, в той стороне….

Гадание с помощью вещичек

Для этого вам с ребенком понадобится масса вещей – игрушки, открытки, вырезки из журналов, деньги, конфеты, билеты, все, что несет позитив и приятные ожидания – подключайте фантазию. Реши с малышом, что именно каждая вещь будет символизировать. К примеру, конфеты – сладкую жизнь, билеты – путешествия, также обязательно предложи крохе вырезать желаемые игрушки, одежду, гаджеты из журналов. Разложи все эти предметы на столе и завяжи ребенку глаза шарфом. Затем раскрути малыша три раза, направь к столу и попроси взять первую попавшуюся под руку вещь. Можно проделывать данные манипуляции несколько раз, главное – положительный и приятный результат, ведь на столе расположены только желанные вещи!

Гадание с ореховой скорлупой Перед тем как начинать гадать, напиши вместе с малышом на бумажных полосках ожидаемые события в этом году. К примеру, путешествие, хорошие оценки, блестящее выступление на утреннике, здоровье, выигрыш в лотерее или розыгрыше, долгожданный подарок (можно даже перечислить на разных листиках), ну и опять-таки - стоит включить фантазию! Затем прикрепи эти бумажные полоски на стенки миски или тазика с водой. Возьми половину скорлупы грецкого ореха и помести в нее кусочек маленькой свечи. Вместе с малышом зажгите свечку и опустите лодочку в воду! И к какой бумажке она подплывет, какое желание загорится - то и сбудется!

Очень забавное и интересное гадание непременно понравится твоему ребенку. Попроси его загадать желание, задать какой-нибудь вопрос, а затем наобум открыть книгу. Ткнуть пальцем и прочесть свое «предсказание». К слову, книги лучше всего брать детские и добрые, без негатива. Точно так же можно гадать и с помощью телевизора или радио. Опять-таки задать вопрос, загадать желание и включить телевизор или радио, что услышите, то и ждет.

Но обязательно не забудь объяснить ребенку, что гадания – это всего лишь развлечение, что иногда не стоит воспринимать их серьезно, но всегда стоит верить в лучшее!

Учимся считать. Гадание с мандаринками Для этого гадания вам понадобятся любимые сезонные цитрусовые - мандарины. Ребенок загадывает желание или задает вопрос, ответом на который будет "да" или "нет" и очищает мандарин. Затем самое главное - подсчет мандариновых долек, если их будет четное количество, значит, желание сбудется, нечетное - для того, чтобы желание сбылось, нужно некоторое время

С полки кидают вверх рукавицу: если она упадет кверху большим пальцем, это значит, что приедет тот, кого ждут; если же большой палец обращен книзу, то ожидаемый не приедет.

Рождество — один из самых важных религиозных праздников во всем мире. В нашей стране празднование этой даты имеет свои особые традиции, уходящие в далекое прошлое. Обычно Рождество совпадает со школьными зимними каникулами, однако этот праздник — хороший повод для того, чтобы школьники несколько часов провели в школе даже во время каникул, приобщились к национальным традициям и узнали много нового.

Предлагаем сценарий этого мероприятия.

Действие происходит на сцене, украшенной в соответствии с рождественской тематикой: на декорациях изображены волхвы, ясли с младенцем, звезда в небе, пастухи.

На сцену выходят семь маленьких ангелочков.

Ангелочки.

Пришло Рождество!

Начинаем торжество!

С нами звезда идет, Молитву поет.

Выходят Ведущие — мальчик, и девочка.

Ведущий.

Сегодня мы празднуем радостный праздник — Рождество Христово. Его справедливо можно назвать «зимней Пасхой», потому что оба этих праздника одинаково важны для нашего народа.

Ведущая.

Уже более двух тысяч лет Рождество празднуют все христиане Земли. Это воистину праздник чистых душ, недаром он так близок и понятен детям. Он пробуждает во всяком сердце, даже самом ожесточенном, удивительное чувство нежности и благоговения к Богу, явившемуся в наш мир беспомощным и беззащитным младенцем.

Ведущий.

Давайте послушаем, с чего все началось.

Уходят. Появляется Первый ученик.

Первый ученик.

С года рождения Христа ведется христианское летоисчисление, по которому мы и живем. То есть Христос родился две тысячи... лет назад на окраине Римской империи. В те далекие времена Римская империя переживала не лучшие времена и катилась к своему закату. Тем не менее, Рим считался столицей всего мира, и сюда съезжались представители всех народов. Каждый нес с собой свою языческую веру. Разнообразие богов-идолов было бесконечно. И люди убеждались, что все идолы придуманы самими людьми.

Люди пытались постичь истину с помощью философии, но лучшие умы античности пришли к выводу, что это невозможно. Многие язычники утратили веру и надежду найти истину. Утешением им услужили различные увеселения, от которых они только впадали в уныние. Мир находился в смятении. Многие ждали спасения, но не от языческих идолов, а свыше. Среди римлян и других народов ходила молва, что на Востоке должен появиться могущественный царь, который покорит весь мир.

Но больше всего Мессию ждали в Палестине, области Римской империи, которую поработил полководец Помпей, и где жилось хуже, чем где-либо еще в империи. Большинство иудеев ждали Мессию как царя-завоевателя, который бы освободил их от гнета римлян и дал бы господство над другими народами. И лишь немногие ожидали от Мессии спасения от смерти и греха.

«Мессия» в переводе с языка иудеев означает «помазанный». Так же переводится с греческого слово «Христос». Помазанный на законное царство. К сожалению, большинство людей неправильно представляло себе Христа. Все ожидали царя земного, и лишь некоторые пророки говорили о царе Небесном.

Уходит. Появляется Второй ученик. Он читает стихотворение Льва Мея (1855).

Второй ученик.

То были времена чудес,

Сбывалися слова пророка:

Сходили ангелы с небес,

Звезда катилася с Востока.

Мир искупленья ожидал —

И в бедных яслях Вифлеема

Под песнь хвалебную Эдема

Младенец дивный воссиял,

И загремел по Палестине

Глас вопиющего в пустыне...

Уходит. Появляются Ведущие.

Ведущий.

Христос родился в Римской империи, самой мощной империи в то время. Это произошло в Вифлееме, расположенном в нескольких километрах от Иерусалима. В этом городе родился пророк Давид, а пророк Михей предсказал, что в нем родится Мессия. В настоящее время этот израильский город известен как Ветлам.

Ведущая.

Библия говорит нам, что после обручения Марии с Иосифом выяснилось, что она уже носит во чреве дитя.

В это время на сцене появляется Мария и танцует, изображая, с одной стороны, счастье, а с другой стороны, одиночество. Ведущая продолжает рассказ.

По закону жена, нарушившая супружескую верность, должна быть закидана камнями. Иосиф не знает, что ему делать: выдать Марию, чтобы ее забросали камнями, или тайно отпустить из своего дома.

На другом конце сцены появляется Иосиф и тоже начинает свой танец, выражая противоречивые чувства.

Ведущий.

Библия указывает, что Иосиф был праведен. По своей доброте он решает скрыть грех и отпустить Марию. (Танцоры изображают это в танце.) Но когда он помыслил это, ему явился Ангел и сказал...

На сцене появляется третий танцор — Ангел. Мария и Иосиф склоняются перед ним. Ведущий открывает Библию и зачитывает.

...«Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся от нее есть от Духа Святого. Родит же сына, и наречешь ему имя Иисус, ибо он спасет людей своих от грехов их».

Ведущая.

Ангел разрешает сомнения Иосифа. Иосиф принимает свою жену, понимая, что Господь позволил ему присутствовать при великой тайне пришествия Спасителя.

Все это танцоры изображают в танце. Ангел благословляет

Марию с Иосифом, и те счастливо танцуют. Все трое уходят.

Ведущий.

Подробнее всех об обстоятельствах рождения Иисуса рассказывает евангелист Лука.

Ведущие уходят. Их место на сцене занимает Лука.

Лука.

В то время Римской империей правил кесарь Август. В год рождения Христа он повелел произвести перепись всех жителей империи. В Палестине перепись проходила по иудейским обычаям, и каждый должен был записаться как житель своего города. Потомки Давида должны были записаться в Вифлееме, где Давид родился и был помазан на царство. Мария и Иосиф жили в другом городе и были вынуждены ради переписи идти в Вифлеем. Надо сказать, что время года было суровое, а будущие родители Христа были бедны.

Потомков Давида оказалось столь много, что город был переполнен. Приюта нигде не нашлось для Марии и Иосифа. Палестина — это горная страна, где много меловых пещер, В одну из таких пещер, куда пастухи загоняли скот, и вынуждено было поселиться святое семейство.

На сцену выходят Мария и Иосиф, у Марии в руках небольшая охапка сена, у Иосифа ясли. Они начинают устраиваться на ночлег в том месте сцены, где стоят декорации пещеры с изображениями ягнят, овец.

На окраине города, в холодную зимнюю ночь в обычной пещере для домашнего скота родился Богочеловек, Спаситель мира.

Лука уходит. На сцене появляются ангелочки, которые начинают танцевать вокруг Марии и Иосифа, подхватывают их в танце, потом плотно смыкают их в кольце, а когда кольцо размыкается, в руках у Марии оказывается дитя в виде куклы. Она бережно прижимает дитя к своей груди.

Ангелочки уходят. Появляется Первый ученик. Фоном звучит тихая умиротворяющая музыка. Мария и Иосиф идут к яслям. Мария пеленает младенца, а Иосиф склоняется над ним с улыбкой.

Первый ученик.

Рождение было безболезненным. Мария спеленала новорожденного младенца, положила его в ясли вместо детской колыбели. Самим своим рождениям Господь дает нам урок смирения, этой высочайшей добродетели, которой он постоянно учил своих учеников.

На сцене снова появляются танцующие ангелочки, они кружатся в легком танце. Выходит Второй ученик. Он читает стихотворение А. Фета (1842).

Второй ученик.

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних, —

Вот пропели петухи —

И за ангелами в вышних славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору, озарен Марии лик.

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник, —

И над Ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари Востока

Злато, смирну и ладан.

Второй ученик уходит. Появляются Ведущие.

На сцене появляются пастухи, которые преклоняют колена перед яслями, где лежит младенец.

Пастухи как люди благочестивые поспешили туда, куда указал им Ангел, и первыми удостоились поклониться Иисусу. Они рассказали Марии и Иосифу о явившемся к ним Ангеле, и Иосиф убедился в своей причастности к Истине.

Ведущий.

Первыми поклонились Спасителю простые пастухи, которые могли принести в дар только искренние сердца, наполненные верой, смирением и добротой. Почему же Ангел явился именно им, а не возвестил о рождении Мессии иудейским книжникам, старейшинам, фарисеям, призвав их поклониться Иисусу?

Мария, Иосиф и пастухи уходят со сцены, забирая с собой младенца в яслях.

Ведущая.

Да потому, что они перестали понимать истинный смысл пророчеств о Мессии. Ведь они ждали земного царя-завоевателя, который явится в мир е полном блеске величия и покорит его.

Ведущий.

Но не только пастухи увидели первыми родившегося Спасителя. В Вифлеем пришли волхвы с Востока. По преданию их звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Волхвы были людьми учеными, обладавшими обширными знаниями. На Востоке у волхвов хранилось предание, где и когда должен появиться великий царь Израильский. Когда волхвы направлялись в Вифлеем, то звезда, которую они видели на востоке, двигалась перед ними, указывая путь, пока не остановилась над Вифлеемом.

На сцену выходят трое волхвов.

Ведущая.

В это время Иудеей правил злой, жестокий и кровожадный царь Ирод.

С другой стороны на сцену выходит царь Ирод. Ведущие покидают сцену. Волхвы идут через сцену к стоящему Ироду.

Гаспар.

Скажи, о великий государь, не в твоем ли городе этой ночью родился Спаситель, будущий Царь мира?

Ирод.

Кет, я ничего об этом не знаю.

Мельхиор.

Разве тебе еще не сообщили о том, что произошло великое чудо — родился великий Мессия?

Ирод.

Среди тех донесений, которые я выслушал сегодня, об этом ничего не было сказано.

Валтасар.

Однако все сходится со старинными преданиями. Мы шли за звездой, которая привела нас в этот город. Мы хотим поклониться новому Царю мира.

Ирод.

Нет, мне ничего не известно ни о каком Царе. Царь здесь пока один. Это я. И ни о каком ином царе я не слыхал и слышать, честно говоря, не хочу.

Гаспар.

Но, государь, ты не можешь так говорить. Он не просто царь, он спасет наш мир от зла и несправедливости.

Мельхиор.

Пойдем с нами, чтобы поклониться этому младенцу. Мы везем ему множество даров, принеси и ты ему в дар самое ценное, что есть у тебя.

Валтасар.

Сегодня произошло великое чудо, какого больше никогда не случится.

Ирод.

Пойти с вами? (Смеется.) Честно говоря, перед тем как стать правителем в Вифлееме, я жил очень далеко отсюда и не могу знать ваших традиций. Хорошо, допустим, было предание, была звезда, которая привела вас сюда. Допустим, родился некий... м-м... царь, как вы говорите. Но сами посудите, мои люди знают все, что происходит в этом городе. Если бы этой ночью какой-нибудь царь и родился в Вифлееме, я узнал бы об этом сразу же.

Волхвы втроем.

Это не может быть ошибкой. Предания не лгут.

Ирод.

Впрочем, вы можете пойти в город и поискать этого вашего... царя. А когда вы его найдете, тогда и отведете меня к нему. Я сам лично с удовольствием поклонюсь ему.

Волхвы идут к противоположному концу сцены, а Ирод покидает ее. Гаспар поднимает голову.

Гаспар.

Посмотрите, звезда снова движется.

Мельхиор.

И правда!

Валтасар.

Идемте же за ней скорее!

Волхвы уходят со сцены. Появляются Первый и Второй ученики и читают стихотворение Б. Пастернака «Рождественская звезда».

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было Младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере,

Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,

Ограды, надгробья,

Оглобля в сугробе,

И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне

От неба и Бога,

Как отблеск пожога,

Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой

Соломы и сена Средь целой вселенной,

Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то,

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе, один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.

И странным виденьем грядущей поры

Вставало вдали всё пришедшее после.

Все мысли веков, все мечты, все миры,

Все будущее галерей и музеев,

Все шалости фей, все дела чародеев,

Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,

Все великолепье цветной мишуры...

Все злей и свирепей дул ветер из степи...

Все яблоки, все золотые шары.

Ученики уходят. Появляется евангелист Лука.

Лука.

Звезда привела волхвов к одному из домов в Вифлееме. Там на время поселились Иосиф и Мария с младенцем, придя сюда из пещеры.

На сцену выходят Мария с младенцем и Иосиф. Иосиф выносит стул, на который садится Мария.

Народ после переписи стал расходиться, и в городе стало свободнее. Именно над этим домом и остановилась звезда, которая вела за собой волхвов.

Появляются трое волхвов со свертками в руках. Они приближаются к Марии и по очереди подносят дары к ее ногам.

Гаспар.

Приветствуем родившегося младенца Спасителя, нашего Царя!

Мельхиор.

Издавна говорилось о его рождении в древних преданиях. Говорилось, что принесет он в мир Истину.

Валтасар.

И пришли мы поклониться ему и принесли дары ему наши скромные.

Гаспар.

Принесли мы ему золото — как Царю нашему.

Мельхиор.

Принесли ему ладан — как Богу нашему.

Валтасар.

Принесли ему смирну — как человеку, который должен умереть.

Преклоняют колена, поднимаются и уходят.

Лука.

Когда волхвы вышли из дома, где находился Иисус, они остановились в одном дворе, чтобы отдохнуть. И тогда им всем приснился один и тот же сон, в котором волхвы получили откровение не возвращаться к Ироду с донесением, а идти иным путем. Между тем Ирод ждал их возвращения. Не дождавшись волхвов, он подумал, что они не нашли никакого младенца, постыдились возвращаться, и успокоился. Однако спустя сорок дней разнеслась весть о том, что некая Мария принесла в храм младенца, и все говорили, что это Царь, Бог и человек в одном лице. Ирод понял, что волхвы обманули его и просто насмеялись над ним. Он страшно разгневался и велел убить всех младенцев в Вифлееме в расчете, что в их число попадет и Иисус. По преданию, было убито четырнадцать тысяч младенцев. Они стали первыми мучениками за Христа. Православная церковь ежегодно отмечает их память 11 января.

Во время рассказа фоном звучит трагическая и тревожная музыка. На сцену выходят Мария и Иосиф с младенцем. Они встревожены, оглядываются, будто им грозит опасность.

Тогда Ангел Господень явился Иосифу... (Входит один из ангелочков, медленно танцует вокруг застывшей пары, потом тянет Иосифа за рукав, будто приглашая куда-то.) ...и сказал, чтобы тот взял младенца и его мать и бежал в Египет. В Египте им надлежало быть до тех пор, пока Господь не призовет Иисуса. (Ангелочек уводит Иосифа с Марией.) Иосиф встал и сделал так, как ему сказал Ангел — ушел с семьей в Египет и был там до смерти Ирода.

Лука уходит. Входят Первый и Второй ученики читают стихотворение И. Бунина «Бегство в Египет» (1915).

Первый и Второй ученик (по очереди).

По лесам бежала Божья Мать,

Куньей шубкой запахнув Младенца.

Стлалось в небе Божье полотенце,

Чтобы ей не сбиться, не плутать.

Холодна, морозна ночь была,

Дива дивьи в эту ночь творились:

Волчьи очи зеленью дымились,

По кустам сверкали без числа.

Две седых медведицы в яру

На дыбах боролись в ярой злобе,

Грызлись, бились и мотались обе,

Тяжело топтались на снегу.

А в дремучих зарослях, впотьмах,

Жались, табунились и дрожали,

Белым паром из ветвей дышали

Звери с бородами и в рогах.

И огнем вставал за лесом меч

Ангела, летевшего к Сиону,

К золотому Иродову трону,

Чтоб главу на Ироде отсечь.

Выходят Ведущие.

Ведущий.

В наше время русские люди, христиане, начали возвращаться к своим истокам. Все чаще в православных семьях праздник Рождества Христова по праву стал занимать свое традиционное главное место.

Ведущая.

Ведущий.

Начнем с того, что существовал Рождественский пост. Славяне готовились к рождению Спасителя сорокадневным постом, продолжавшимся с 28 ноября по б января. Его так и называют — Рождественский.

Ведущая.

А вам известно, что такое сочельник, откуда взялась традиция украшать елку, какие подарки нужно дарить, как праздновать Рождество, что такое вертеп, святки, рождественская открытка?

Во время перечисления на сцену выходят семеро учеников.

Тогда сейчас мы вам откроем кое-какие секреты.

Ведущие уходят. Ученики выстраиваются на сцене и по одному выходят вперед со своим рассказом.

Первый.

Последний день Рождественского поста, 6 января, называется сочельником, потому что церковным уставом в этот день полагается есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы или других злаковых с добавлением: меда, изюма и цукатов. За день до Рождества в царской России все магазины, учреждения и фабрики закрывались, у гимназистов начинались каникулы. В сочельник в русских церквях совершались богослужения, повествующие о Рождестве Иисуса. В сочельник соблюдался пост до позднего вечера, до появления первой звезды. Этот обычай существует как напоминание о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. В Рождественский вечер трапезничали один раз после Божертвенной литургии. На трапезе разрешалось вкушать только растительную пищу. Рыба, молочные продукты строго воспрещались. Наши предки старались ознаменовать Рождественский сочельник делами христианской благотворительности. Так, например, царь Алексей Михайлович накануне Рождества Христова рано утром ходил тайно в тюрьмы и раздавал там, а также нищим на улицах щедрую милостыню.

Второй.

В этот же день начинали украшать елки. Ель — символ вечной жизни, неувядаемости. Традицию украшения жилища вечнозелеными деревцами в Новый год и на Рождество ввел Петр Первый. Верхушки увенчивались восьмиконечной звездой, символизировавшей Вифлеемскую звезду, появившуюся в небе в момент рождения Христа. Приготовление елки, как правило, скрывалось от младших в семье детей. Украшалась она либо канонично после всенощной, либо (в более либеральных семьях) до всенощной, ко доступа к ней не было. Елку обвешивали детскими игрушками, которые раздавали детям после забав. Украшали елку обычно взрослые, а в рождественское утро она представала перед детьми во всем своем праздничном наряде, с подарками и морем сладостей.

Третий.

Обязательными были детские подарки под елкой. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу». Подарки заворачивались в несколько слоев бумаги. Разворачивать надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на обертке. После всенощной свечи на елке зажигали для детей, но ненадолго. Детские праздники устраивались уже на второй и третий день.

Четвертый.

После торжественного рождественского богослужения все православные люди начинали поздравлять друг друга с праздником. Во второй половине дня усаживались за стол. С этого момента двери в домах распахивались для гостей, и каждый мог зайти и поздравить хозяев с Рождеством Христовым. В деревнях и селах на улицах можно было встретить славильщиков. Это были молодые люди и даже дети. Заходя в дом, славильщики начинали распевать как богослужебные рождественские песнопения, так и народные. Эта традиция получила название рождественских колядок. Хозяева обычно одаривали детей какими-нибудь сладостями, а славильщикам постарше давали мелкие монеты. Заканчивалось славление всеобщей потехой, катанием с горок, общим миром.

Пятый.

Также в эти дни пользовались большим успехом уличные представления с вертепом. Вертепом в старину называлась постановка, показывающая историю рождения Иисуса Христа. По традиции вертепных сценок запрещалось изображение Пресвятой Девы Марии с младенцем. Вместо этого в центр ставилась икона Рождества Христова, а актеры за сценой могли имитировать плач младенца Спасителя. Изображали волхвов, поклоняющихся новорожденному Христу. Они зажигают Вифлеемскую звезду — символ божественного происхождения Иисуса.

Шестой.

Вечером веселье выплескивалось на улицы и продолжалось еще двенадцать дней, до праздника Крещения Господня. Эти двенадцать дней в народе получили название святки, то есть святые дни, освященные великим событием — Рождеством Христовым. В это время у гимназистов были каникулы, и улицы городов и деревень наполнялись детьми, которые катались со снежных гор и всячески резвились. В мемуарах почти всех классиков нашей литературы есть очень яркие воспоминания о детстве — воспоминания, связанные в первую очередь со святками. В те времена святки действительно были самыми яркими днями детства.

Седьмой.

На Руси поздравительные открытки появились во второй половине XIX века. Предприимчивые купцы покупали и привозили только такие, где был один рисунок без надписи, а потом уже сами подписывали. На рождественских открытках снег был совсем как настоящий, его делали из борной кислоты. Иногда на открытках был один только контур рисунка, а остальное закрашивалось самостоятельно. Так как это было довольно хлопотное занятие, то и стоили открытки недешево. Но это не означает, что до привоза в Россию открыток русские люди обходились вообще без поздравлений. Просто для этих нужд существовали специальные карточки, вроде визиток, с цветочным орнаментом и единственной надписью «Поздравляю!» на все случаи жизни.

Выходят Ведущие. Во время их речи все семеро учеников уходят.

Ведущий.

Воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме мы празднуем 7 января. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского, он совершался там под именем Богоявления 6 января, а в странах Европы он праздновался 25 декабря.

Ведущая.

Трудно сказать, почему именно в этот день. Установление праздника Рождества на последние дни декабря связано с победой над языческим культом Солнца. Для язычников первых веков христианства дни зимнего солнцестояния были одним из главных религиозных праздников, когда Земля, наиболее удалившись от Солнца, начинает вновь приближаться к нему.

Ведущий.

Это для язычников символизировало воскресение природы и победу над зимним умиранием. Христианство преобразило этот праздник. В декабре, по старому стилю (а вы знаете, что старый стиль отличается от нового временной разницей в 13 дней и то, что по старому стилю было двадцать пятым декабря, то по новому стало седьмым января), язычники праздновали рождение солнца.

Ведущая.

И вот в этот день христиане стали праздновать Рождество Иисуса Христа как подлинного духовного Солнца.

Ведущие уходят. Появляются Первый и Второй ученики и читают стихотворение К. Льдова «Рождественское утро» (1890-е годы).

Первый и Второй ученики (по очереди).

Льется звучными волнами

Звон колоколов,

В Божий храм валит толпами

Люд со всех концов.

И богатый, и убогий,

Пробудясь от сна,

Все спешат одной дорогой,

Мысль у всех одна:

Звон торжественный почуя,

Все во храм идут

И с молитвой трудовою

Лепту в дар несут;

В дар Тому, Кто в ночь родился,

И средь пастухов

В яслях кроткий положился,

Принял дар волхвов,

Кто пришел на землю худших

Грешных оправдать,

И своих овец заблудших

К Пастырю собрать.

Ученики уходят. Появляются Ведущие.

Ведущий.

А сейчас мы проведем викторину, посвященную Рождеству Христову, и вы сможете проявить свои знания об этом празднике, в том числе и те, которые получили сегодня.

Появляются трое волхвов. Они по очереди задают залу вопросы в виде небольших стихотворений. Ведущие не уходят. Они подбадривают зрителей, чтобы те быстрее и активнее отвечали на вопросы.

Волхвы.

Из Галилеи шествовали вместе

Иосиф и Мария — всем известно.

Ну а в какую землю шли они?

Об этом отвечать начни.

Зрители.

В Вифлеем.

Ведущий.

В гостинице иной раз места нет.

И вот такой скорее дай ответ:

Что сделали Мария и Иосиф?

Не скажешь, так других об этом спросим.

Зрители.

Они нашли приют в пещере (вертепе), которая служила хлевом для домашних животных.

Волхвы.

Мое имя — Валтасар,

Мельхиор еще, Гаспар,

Наши имена притом

Связь имеют с Рождеством.

Кто такие, назови,

Эрудитом прослыви!

Зрители . Волхвы.

Волхвы.

Шли волхвы вслед за звездой,

Чтоб узнать, где Пресвятой

Спит Младенец. Вдруг, о чудо!

Вот Он! Спрашивать не буду,

Как узнали это место.

Верно, то тебе известно?

Зрители. Вифлеем,

Волхвы.

В дар Младенцу принесли

Все волхвы с родной земли:

Злато, смирну, ладан.

Каждый дар оправдан:

Он таинственно речет,

Что Христа-младенца ждет.

Зрители.

Злато — как Царю, ладан — как Богу, смирну — как смертному человеку.

Волхвы.

Сон приснился мудрецам,

И хоть трудно верить снам,

На сей раз волхвы смирились,

Восвояси возвратились

По совсем другой дороге.

Почему волхвы в тревоге?

Что заставило при том

Их идти домой тайком?

Зрители.

Страх перед царем Иродом.

К волхвам на сцене присоединяются трое пастухов, которые продолжают викторину.

Пастухи.

Кто Христа увидел первым из людей?

Вот на что ответь мне поскорей!

Зрители.

Пастухи.

Испугались не на шутку пастухи.

Убежали бы, да ноги нелегки!

Кто развеял страх у пастухов?

Вижу, что ответ давно готов!

Зрители.

Ангел Господень возвестил пастухам о рождении Спасителя.

Пастухи

Пастухи поверили божественным словам,

Значит, поступать так следует и нам.

Расскажи, куда они пошли,

Что они в вертепе том нашли.

Зрители.

Пастухи нашли в вертепе младенца Спасителя.

Пастухи.

Безумный Ирод, почему

Искал, я что-то не пойму,

Христу-младенцу гибели?

Ирод боялся другого царя — Царя Небесного.

Пастухи.

Куда убежала святая семья,

От Ирода прячась, Младенца храня?

Зрители.

В Вифлеем.

Пастухи.

Какое зло содеял Ирод в гневе?

За что он презираем всеми?

Кто мучеником первым за Христа

Средь многих прочих в Вифлееме стал?

Зрители.

По наказу Ирода в Вифлееме были убиты 14 тысяч младенцев, которые и стали первыми мучениками за Христа.

К волхвам и пастухам присоединяются семеро учеников, которые рассказывали о праздниках и рождественские традициях. Они продолжают викторину. Каждый из них задает по вопросу.

Ученики.

Пред Рождеством положен пост.

Закон поста — он очень прост.

Постится тот, кто ради Бога

Урезал в чем себя немного.

Что означает «строгий пост»

И почему ждать надо звезд?

Зрители.

Во время строгого поста разрешается только растительная пища. Первая звезда возвестила о рождении Христа.

Ученики.

В каком году Христос родился?

Когда узнал, я удивился.

Так удиви же тем и нас,

Мы ждем об этом твой рассказ.

Наше летоисчисление ведется от года рождения Иисуса Христа.

Ученик.

Вот говорят: отец Его Иосиф.

Как правду это людям преподносят.

Но в то же время Бог — Христа Отец,

Как разобраться в этом, наконец?

Зрители.

Иосиф — муж Девы Марии, ставшей Богоматерью, Бог-Отец — небесный отец Христа.

Ученики.

Зачем родиться Богу в мир наш грешный?

Надеюсь слышать я ответ успешный.

Зрители.

Бог пришел в мир, чтобы спасти людей от греха и смерти.

На сцену выходят Первый и Второй ученики и читают стихотворение. В это время на сцену выходят все, кто принимал участие в представлении. Ангелочки на переднем плане танцуют и водят хоровод.

Первый и Второй ученики (по очереди).

Скоро Рождество. Елочку зажгут.

И волхвы дары Богу принесут.

Ну а что же вы припасли Ему?

Что могли бы вы подарить Ему?

Приходите — Он ждет в вертепе вас,

Ждет хороших дел, добрых, честных глаз.

Ждет любви к родным, жалости к больным.

Состраданья к бедным, слабым, пожилым.

Ангелы над злыми горько слезы льют,

А над добронравными радостно поют.

Вперед выходят Ведущие.

Ведущий.

Заканчивая наш вечер, хочется сказать, что от нас самих зависит, с какими дарами мы приступим к Вифлеемским яслям Христа.