Дарим цветы        08.08.2019   

Рождество и крещение история праздника. Что за праздник рождество

Христиане всего мира каждый год с нетерпением ожидают самый светлый праздник - Рождество Христово. В каждом уголке земного шара, где преклоняются пред именем Христа, празднуют этот поистине великий день. Его с нетерпением ждут не только дети, но и взрослые. Предпраздничные хлопоты приходятся всем по душе. Этот день вносит в жизнь каждого человека новый луч света, любви и надежды. Но не стоит забывать, что прежде всего это божественный праздник, в который мы чтим имя Сына Божьего, принявшего смерть во имя спасения всего человечества. Без осознания этой мысли теряется смысл праздника. Празднуя этот день, каждому необходимо молиться, чтобы в нашей душе Его дух возродился, чтобы в нашем сердце нашлись ясли, сумеющие принять Его, а также драгоценные дары, готовые принадлежать Ему. Этот праздник олицетворяет всечеловеческую любовь и рождение веры в душе каждого христианина.

Рождество Христово: история праздника (Вифлеемская пещера)

Этот светлый праздник играет важную роль не только в жизни православных христиан и католиков, но и для самой церкви. По словам Святого II, Рождество Христово, празднование которого приходится на 25 декабря по юлианскому календарю, или же 7 января по является началом всех главных церковных праздников. Он говорил, что в этом празднике имеют свое начало и Богоявление, и Пасха, и Вознесение Господне, а также Пятидесятница.

Из древних преданий мы знаем, что о явлении на землю Сына Господа было известно пророкам Ветхого завета. И этого чуда ожидали на протяжении нескольких веков. Так было предсказано Рождество Христово. История праздника уходит своими корнями в четвертый век до нашей эры. Так как же все начиналось? Появление Сына Господа случилось в зимнюю холодную ночь. Мария и Иосиф шли из Палестины в Иерусалим. Как свидетельствуют древние источники, римляне должны были записываться по месту своего жительства, а иудеи - по месту своего рождения. Мария и Давид, потомки царя Давида, родились на юго-западе от Иерусалима. Когда у Марии начались родовые схватки, они были возле пещеры, в которой было устроено стойло для скота. Иосиф пошел искать повитуху. Но когда вернулся, то увидел, что младенец уже появился, а пещера была наполнена светом необычайно силы, который они не могли вынести. И только через некоторое время свет погас. Мария родила Богочеловека в ужасных условиях, среди яслей и соломы.

Поклонение пастухов и дары волхвов

Первыми, до кого дошло известие о были пастухи, которые ночью дежурили у своего стада. К ним явился ангел и принес благую весть о рождении Сына Бога. Волхвам же было возвещено об этом радостном событии взошедшей над Вифлеемом яркою звездой. Звездословцы (волхвы) отправились искать то место, где родился младенец, и по свету звезды пришли к пещере. Они подошли к младенцу и стали на колени перед Спасителем человечества. Они принесли дары: двадцать восемь золотых пластин, ладан и смирну (благовония были скатаны в небольшие шарики, размером с оливку, и нанизаны на нить, - всего был семьдесят один шарик). Золото они преподнесли как царю, ладан - как Богу, а смирну - как человеку, которому предстоит вкусить смерть. Иудеи погребали своих мертвецов со смирной, чтобы тело оставалось нетленным.

Убийства младенцев

Царь Иудеи Ирод с большой боязнью ожидал рождение чудо-младенца, так как думал, что он будет претендовать на его престол. Он приказал волхвам вернуться в Иерусалим и выдать место, где находится Мария с ребенком. Но волхвы, получившие во сне откровения, в которых говорилось не возвращаться к деспотичному правителю, так и поступили. История Рождества Христова свидетельствует о том, что царь отдал приказ своим воинам окружить Вифлеем и убить всех младенцев. Воины врывались в дома, забирали новорожденных детей у матерей и убивали их. В тот день, по преданию, погибло более четырнадцати тысяч младенцев. Но Сына Божьего они так и не нашли. Марии и Иосифу было видение, в котором говорилось о том, что они немедленно должны покинуть Вифлеем и отправиться в Египет, что они и сделали в ту же ночь.

Дата и время рождения Иисуса Христа

Дата рождения Сына Господа долгое время оставалась спорным моментов в истории. Попытка установить этот момент по датам событий, которые сопутствовали рождению Иисуса, не приводили богословов к какой-то конкретной цифре. Первое упоминание о дате 25 декабря встречается в летописях Секста Юлия Африкана, датированное 221 годом. Почему дата Рождества Христова определена именно этим числом? Время и дата смерти Христа доподлинно известна из Евангелия, а он должен был находиться на земле полное число лет. Из этого можно было сделать вывод, что Иисус Христос был зачат 25 марта. Отсчитав от этого дня девять месяцев, сделали вывод, что дата Рождества Христова - 25 декабря.

Установление празднования

Так как первыми христианами были евреи, то они не отмечали Рождество Христово. Потому как этот день, по их мировоззрению, - «день начала скорби и страданий». Для них более важным был день Пасхи. Но после того как греки вошли в христианские общины, то на основе их обычаев стали праздновать и день рождения Иисуса Христа. Сначала древний христианский праздник Богоявление совмещал две даты: рождение и крещение Иисуса, но впоследствии они стали отмечаться отдельно каждое. С начала седьмого века стали отдельно отмечать Рождество Христово. История праздника вышла на новый уровень.

День, когда мы отмечаем Рождество (традиции)

Когда отмечают Рождество Христово в России? Несмотря на то что Русская Православная Церковь использует праздник Рождества Христова отмечают по григорианскому - 7 января. Эта дата входит в число двунадесятых праздников. Как празднуют Рождество Христово? Традиции празднования этого светлого дня уходят корнями в далекое прошлое. Ну, во-первых, празднику предшествует сорокадневный пост. Канун Рождества называется Сочельником. Название данный праздник получил из-за основного блюда - сочива, которое верующие едят в этот день. Сочиво - это размоченная сухая пшеница. У нас это блюдо известно под названием кутья. В Сочельник пост особенно строгий, также в этот день правится вечернее богослужение. На Рождество Христово в России и других православных странах крестники несут своим крестным так называемую «вечерю», которая состоит из сочива. После того как на небе взойдет первая звезда, можно садиться к столу, на котором обязательно должно быть двенадцать постных блюд, по числу апостолов. Блюда обязательно должны быть постными, так как накануне праздника еще нельзя употреблять животную пищу. Перед праздничным ужином все присутствующие за столом читают молитву, восхваляющую Бога Иисуса Христа. Накануне Рождества люди украшают свой дом еловыми ветками. Именно ветви ели знаменуют собой вечную жизнь. Также в дом приносят дерево ели и украшают его яркими игрушками, которые символизируют плоды на райском дереве. В этот день принято дарить друг другу подарки.

Народные традиции

Считается, что в ночь накануне Рождества на Земле правят две силы - Добро и Зло. И та сила, к которой человек больше склоняется, и совершает над ним различные чудеса. По поверью, одна сила созывала праздновать людей на шабаш, а другая - за праздничный стол. В давние времена в этот день молодые люди собирались в группы, наряжались в веселые костюмы, сооружали на шесте и с веселыми песнями-колядками ходили по домам, оповещая хозяев, что Христос родился. Также они желали хозяевам мира в доме, хорошего урожая и других благ, те же, в свою очередь, благодарили «коляду» и давали различные угощения. К сожалению, данная традиция сохранилась только в селах.

Святки

Праздники продолжаются до 19 января. Этот день называется День Крещения Господнего. С 7 января до 19 каждый день в церквях проходят праздничные литургии. Эти праздничные дни называются Святками. Это единственные дни, в которые церковью разрешены гадания. Завершались празднования божественной литургией, на которой совершалось Таинство Причастия.

Кто еще вместе с нами отмечает этот день 7 января?

Где еще 7 января отмечают Рождество Христово? История праздника насчитывает много веков. И помимо Православной Русской Церкви, отмечают Рождество 7 января Украинская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Белорусская Церкви. А также католические церкви восточного обряда, афонские монастыри. Остальные одиннадцать церквей православного обряда, так же как и католическая церковь, празднуют этот день 25 декабря.

Дары волхвов

По преданию, незадолго до своего Успения, Божья Матерь передала благословенные дары в Иерусалимскую Церковь. Там они передавались из поколения в поколение. Затем они попали в Византию. В 400-м году византийский царь Аркадий перенес их в новую столицу - Константинополь, дабы освятить город. И до завоевания города священные дары хранились в сокровищницах императоров. В 1433-м, после захвата города, турецкий султан Мухаммед II, разрешил забрать сокровища своей жене Маро (Марии), христианке по вероисповеданию, которые она после падения Византии отправила на Афон, в монастырь Павла. Дары волхвов по сей день хранятся в афонском монастыре, иногда их вывозят из монастыря. Золотыми слитками освещают воду и изгоняют бесов.

Как празднуют католики Рождество Христово: история праздника (кратко)

Традиции празднования этого светлого праздника у католиков во много схожи с нашими. На кануне Рождества люди украшают свои дома еловыми ветвями, строят небольшие вертепы. В сочельник строго соблюдают пост и едят только сочиво. На праздничный стол готовят постные блюда и рыбу, а также выставляют запеченного гуся или утку, но угощаются ими только на вторую трапезу - 25 декабря. Накануне Рождества все католики идут в церковь, даже те, кто это делает крайне редко. Перед тем как приступить к торжественной трапезе, все члены семьи молятся, а затем преломляют по кусочку пресный хлеб (облатку). За праздничным столом всегда есть одно свободное место. Любой, кто придет в этот вечер в дом, будет желанным гостем.

Праздник для детей

К празднованию этого события нужно приобщить и детей. Библейские истории интересны и дошколятам, и детям постарше. Расскажите им о том, какой и светлый праздник - Рождество Христово. Картинки дополнят рассказ, ведь детям интереснее всего разглядывать чистые изображения младенца и Божьей Матери. Покажите им, и как правильно праздновать, и готовить блюда на вечер: пускай дети станут вашими помощниками. В школе или детском саду разыграйте вертеп, разучите песни. Главное - посадить это семя традиции, которое поможет ребенку сформировать ценности, в том числе и семейные, ведь Рождество - праздник семейный. И пускай в этот день свершаются самые светлые чудеса, ведь именно в этот день мы особенно остро чувствуем и переживаем встречу с Христом.

Ночь с 6 на 7 января считается самой главной в году. Это Рождественский сочельник — ночь перед Рождеством. Почему сочельник? Потому что в этот день в старину варили сочиво — пшеничный взвар с мёдом и орехами. Это постное — но сытное — блюдо полагалось есть перед предстоящим праздником.

В сочельник нельзя принимать обычную пищу, пока на небе не появится первая звезда, напоминающая о явлении звезды на востоке. Она возвестила о рождении Иисуса Христа. Смотреть, не появилась ли первая звезда, нужно выйдя во двор: из окна звезду не увидишь — не к добру. Ещё немаловажно, что Рождество не встречают в будничной одежде — это к бедности. А ровно в полночь глава семьи открывает окно, чтобы впустить в дом Рождество, а с ним счастье, удачу и благополучие.

Ужин в сочельник — главное событие Рождества. Стол следует накрыть белоснежной скатертью и расставить на нём двенадцать блюд — по числу апостолов, — и все постные. Наши предки в память о яслях, в которых родился Иисус, на стол обязательно клали пучок свежего сена. Мясные блюда на стол разрешается ставить лишь с наступлением 7-го числа — Рождества.

Перед самым началом трапезы, если в доме есть иконы, следует поставить перед ними восковые свечи и прочитать молитву. Затем можно приступать к трапезе. По традиции трапеза должна быть безалкогольной. Все блюда должны быть постными, без мясной основы, без молока и сметаны. Во время трапезы следует говорить только о хорошем, о добрых делах.

Для детей в Рождественский сочельник считается хорошим обычаем играть на свежем воздухе и танцевать вокруг ёлки. Это избавит от неудач и болезней в последующие 12 месяцев.

Как приготовить сочиво

Продукты: 1 стакан очищенных зёрен пшеницы, 100 г мака, 100 г очищенных грецких орехов, 2—4 столовые ложки мёда.

Зёрна пшеницы потолочь в деревянной ступе деревянным пестиком, подливая немного тёплой воды. На воде из толчёных зёрен сварить обычную рассыпчатую постную кашу, охладить, подсластить по вкусу мёдом. Мак залить небольшим количеством кипятка и дать набухнуть. Растереть, добавить мёд. Всё перемешать и добавить к пшенице. В конце добавить толчёные грецкие орехи. Пшеницу можно заменить рисом.

Рождество Христово

Из истории праздника Рождество

Иудеи были тогда под властью римлян. Император Рима приказал переписать всех людей Палестины. Для этого каждый житель должен был явиться в город, откуда начался его род. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем. Но в городе все дома были уже заняты, и они остановились в пещере, где зимой пастухи прятали от ветра скот. Там Мария без мук и страданий родила своего Младенца. Она спеленала Его и уложила в ясли — кормушку для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в тёмной пещере, а Иосиф, вол и ослица согревали его своим дыханием. Так совершилось великое событие — рождение Спасителя. Это было более двух тысяч лет назад.

В то время царём иудейским был Ирод. Ему было предсказано, что конец его царствования придёт, когда родится миру Спаситель. Из какой-то восточной страны в Иерусалим прибыли волхвы (мудрецы) и сообщили, что на востоке на небе появилась новая звезда. Это говорило о рождении нового царя Иудейского. Ирод испугался, что у него отнимут власть, и решил убить Младенца. Он послал волхвов в Вифлеем разузнать о Нём. Звезда привела волхвов к дому Марии и Иосифа. Волхвы, увидев Мать и Младенца, поклонились Иисусу до земли и преподнесли подарки: золото, как царю; ладан, как Богу; и смирну, как человеку, который должен умереть. Ангелы протрубили, чтобы волхвы не возвращались к Ироду, потому что царь издал указ об избиении младенцев. Иосиф велел Марии взять Младенца и отправиться в Египет.

Рождество — великий день для всего христианского мира. Во многих странах, как и в России, его считают одним из главных семейных праздников.

В Рождественскую ночь во всех православных храмах проходят торжественные богослужения, горят свечи, поют церковные хоры. Считается, что в Рождественскую ночь небо открывается земле и небесные силы исполняют все добрые пожелания, которые задумывают христиане.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

Рождество в нашу жизнь вернулось не так давно. Во времена Советского Союза об этом празднике не принято было даже упоминать. Зато теперь это вполне официальный праздник, выходной день.

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Колядки, хождение со звездой, ряженые — здесь мирно уживаются язычество и христианство. Колядки — от латинского слова «календы» — название первого дня месяца у древних римлян. Сейчас мало кто знает эти песни, но почему бы в весёлой, шутливой форме не поздравить хотя бы соседей или близко живущих друзей. А они за поздравление угостят тебя и твоих приятелей конфетами, пряниками, пирожками. В старину колядовщики пели: «Ты нас будешь дарить — мы тебя будем хвалить, а не будешь дарить — мы тебя будем корить. Коляда, коляда! Подавай пирога!» Колядовщики рядились медведями, стариками, чертями, петрушками.

Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом — Святками. Святки продолжаются от Рождества (7 января) до Крещения (19 января). Святочные обряды со временем превратились в рождественские.

Молитва Господня «Отче наш»

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, я ко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас отлукаваго. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Рождественские вертепы

В каждом празднике есть своя неповторимая изюминка, присущая только ему. Неотъемлемой традицией празднования Рождества Христова являются рождественские вертепы. Рождественский вертеп — своеобразный кукольный театр, который показывали наши предки на Рождество Христово и на Святках. Это действо начало бытовать в России, в Украине и Беларуси более двухсот лет назад. По домам ходили христославы, славившие рождение Спасителя, а вместе с ними — группа ребят, показывавших вертеп. Вертепы бывали разные — большие, с рост человека, и совсем маленькие — чуть больше коробки из-под обуви. Куклы вырезались из дерева, затем их раскрашивали и одевали в одежды из цветных лоскутков.

Давайте же заглянем в окошко маленького домика-вертепа: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и святой Иосиф, ослик и вол согревают Младенца дыханием... Огонёк свечи колеблется от замирающего дыхания зрителей. В неровной тени простенькие куклы, незаметно управляемые кукловодом, оживают — и свершается чудо: плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть! Пастухи и волхвы кланяются Младенцу... Никто уже не скажет, что рождение Христа — сказка. Всё именно так и было!

В наши дни на Рождество в церквях и храмах принято выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы, праведного Иосифа Обручника и Младенца Христа. Вертеп стоит в центре храма, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рождённому Спасителю. И как волхвы, мы тоже приносим дары: наши молитвы, покаяние и добрые дела.

Как справляют Рождество в других странах

В Сербии Рождество Христово называется Божич — праздник родителей и детей. Он весь проникнут заботой о сохранности семейного очага и благополучия дома. Цикл рождественских праздников длится вместе с подготовкой к нему больше месяца. Начинается он в день святого Николая Мирликийского 19 декабря, а заканчивается — 27 января, в день святого Саввы.

В Болгарии на Рождество в особый рождественский пирог — погачу — запекают старинную серебряную монету, которая передаётся из поколения в поколение. Перед тем как разрезать пирог, его осматривают: если на поверхности есть пузырики - это к семейному счастью. А самым счастливым будет тот, кому достанется кусок пирога с монеткой.

И в старые времена, и сегодня на Рождество и после него, на святочной неделе, принято гулять, играть и веселиться. А ещё на Святки принято было гадать, что православие почитало за грех. Ведь во время гадания можно встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на Святки «Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутится без тол icy, повредить не может...».

Во время Святок различают «святые вечера» (7— 13 января) — для весёлых гаданий, «страшные вечера» (14—19 января) — для опасных, рискованных гаданий, а самыми «верными» считаются гадания на Васильев вечер — в ночь на старый Новый год (канун 14 января). Гадают обычно вечером, когда стемнеет. Надо выключить телевизор, музыку, убрать праздничный стол. В комнате должен быть полумрак. Пусть только ёлка сверкает огнями и мерцают свечи. Гадания требуют тишины и внимания.

Для всего мира Рождество Христово стало особо важным моментом в истории, поскольку стало причиной изменения летоисчисления на события, произошедшие до и после рождения Спасителя. Для такого великого праздника, как Рождество, история и традиции имеют огромное значение. Вместе с появлением Христа из недр иудаизма выросла новая религия, которая стала основой мировоззрения многих поколений людей, ведь Иисуса послал на землю сам Бог, чтобы он искупил грехи человечества и тем самым спас его.

Момент рождения Спасителя описывается не только в канонических, но и в апокрифических источниках. Но если в одних документах описывается история праздника Рождества Христова кратко, то более подробно оно освещается у Матфея и Луки.

  • Краткая история Рождества
  • Когда именно родился Иисус Христос?
  • Почему дата Рождества не совпадает у разных конфессий?

Краткая история Рождества

История праздника Рождества Христова кратко для детей обычно описывается примерно так:

Повелел император Октавиан Август провести перепись населения на всей подчиняемой ему земле. А для удобства указал, чтобы все жители возвратились в родные города.

Иосиф был из рода Давида, поэтому вместе со своей женой Марией отправились они в Вифлеем. До родов Марии оставалось совсем мало времени, но лишь к вечеру пятого дня они добрались до места. Оба были изнурены тяжёлой дорогой, но не удалось им найти подходящего ночлега, ведь в Вифлеем на перепись прибыло очень много народу. Все постоялые дворы были уже переполнены, а цены за ночлег так подскочили, что бедному плотнику оказались не по карману. В результате долгих поисков Святое семейство нашло приют в пещере возле Вифлеема, в которую пастухи загоняли скот от непогоды. Здесь, в пещере, и наступила святая ночь, в которую на свет появился Спаситель. Мария спеленала его и за неимением люльки вынуждена была положить сына в ясли, наполненные сеном для кормления животных. История праздника Рождества для детей повествует также и о том, что божественного младенца с двух сторон согревали вол и осёл.

О великом событии рождении сына Бога первыми узнали пастухи. Ночную тьму вдруг разогнал дивный свет, пастухам явился сияющий ангел, который и возвестил им о приходе Мессии. Перед оторопевшими пастухами выстроилось всё небесное войско, исполнившее торжественную и радостную песнь. Когда это представление закончилось, пастухи увидели, что из одной из пещер пробивается яркий свет. Они вошли в эту пещеру, где и обнаружили Иосифа, Марию и лежащего в яслях младенца.

Повествующая про Рождество история праздника кратко подчёркивает, что хоть пастухи были неграмотны, всё же они тотчас уверовали, что стали свидетелями рождения не простого ребёнка, но Сына Божия, а свет Вифлеемской звезды не позволил в этом сомневаться.

Волхвы-мудрецы, жившие далеко на востоке, также пришли поклониться Младенцу. Они смогли предвидеть это событие, а увидев на небе путеводную звезду, тотчас отправились в путь. В библейских историях Рождества сказано, что пройти волхвам пришлось через несколько стран, но они предстали перед Мессией не с пустыми руками, а с дарами не просто для младенца, но для Царя: золотом, смирной и ладаном.

Царю Иудеи Ироду Великому также стало известно о предсказании пророков о появлении нового царя, которого он воспринял, как конкурента на престол своим наследникам. Поговаривали, что он даже пустился на хитрость, обратившись к волхвам и прося их указать место, где родился Мессия, чтобы пойти туда и поклониться ему. Но волхвам стало известно о злом замысле Ирода, поэтому они оставили в тайне от царя место рождения Иисуса. Далее краткая история Рождества омрачается, ведь Ирод пошёл другим путём – приказал убить всех младенцев, коим исполнилось не более двух лет. В результате погибло свыше 14 000 детей, однако, Иисусу удалось чудесным образом уцелеть – к Иосифу явился ангел, подсказавший ему, что нужно направиться в Египет. Туда и отправилось Святое семейство, где и дождалось вскоре смерти грозного царя.

Видео об истории Рождества Христова для детей:

Когда именно родился Иисус Христос?

История события Рождества Христова до сих пор вызывает споры у учёных. На дате 25 декабря настояла Римско-католическая церковь, и эта дата была принята Никейским Вселенским собором. Первые упоминания об отдельно празднуемом Рождестве появились в IV столетии.

Христиане долгое время не могли определиться с датой и статусом праздника Рождества. Как известно, первые христиане были евреями, а для них рождение больше ассоциировалось с несчастьями и болью. Поэтому они никак не отмечали рождение Христа. Более важным праздником считалась Пасха, на которую выпал и момент его воскресения. Когда же к христианству примкнули греки, то от них и пошла традиция и история праздника Рождества Христова.

Но откуда Рождество получило свою точную дату? У ранних христиан (конец II века – IV век) событие Рождества было связано с днём Богоявления, то есть, 6 января. Об этом примерно в 200 году писал Климент Александрийский. Но в середине IV века появились первые свидетельства выделения Рождества в отдельный праздник с датой 25 декабря. Есть версия, что тем самым новая религия пыталась вытеснить культ Непобедимого Солнца, который был широко распространён в Римской империи и отмечался он именно 25 декабря (в ту пору это был день зимнего солнцестояния). Такова возможная история создания Рождества.

Впрочем, даже само существование такой личности, как Иисус Христос вызывает сомнения у историков. И даже если он жил на самом деле, то большинство дат его жизни крайне туманны. Скорее всего, он мог появиться в 5-7 гг. до н. э. В 221 году от рождения Христа в календаре древнего историка Секста Юлия Африкана появилась дата 25 декабря. Позднее Дионисий Малый, бывший при папе архивариусом, подтвердил эту дату. Изучив хроники 354 года, он предположил, что Иисус родился во времена правления Цезаря и отнёс его к 1 году н. э.

Если опираться на писания в Евангелие, то осиявшая небо Вифлеемская звезда была не чем иным, как пролетавшей в это время возле Солнца кометой Галлея. Это событие должно было состояться в 12 году до н. э. Если учитывать проводившуюся в Израиле перепись населения, то тогда получается, что Иисус родился в 7 году н. э. Но маловероятными кажутся даты рождения после 4 года до н. э., поскольку и канонические, и апокрифические тексты сходятся в том, что Иисус появился во время правления царя Ирода I Великого, который умер в 4 году до н. э.

Не подходят поздние даты рождения и потому, что примерно определено время его казни. Если бы Иисус появился в нашу эру, то был бы казнён в слишком молодом возрасте.

В послании от Луки упоминается, что при рождении Христа пастухи спали в поле, но такое могло быть лишь летом или ранней осенью. Правда, если год удавался тёплым, то в Палестине и в феврале можно было пасти стада.

Почему дата Рождества не совпадает у разных конфессий?

Католики и большая часть протестантов отмечают Рождество 25 декабря по действующему ныне григорианскому календарю.

Иерусалимская, Грузинская, Русская, Украинская, Сербская и Афонская православные церкви, а также ряд восточнокатолических церквей празднуют Рождество также 25 декабря, но по «старому» юлианскому стилю, что по действующему григорианскому календарю сдвинуто на 2 недели до 7 января.

Александрийская, Антиохийская, Константинопольская (за исключением Афона), Болгарская, Кипрская, Элладская, Румынская и ещё ряд православных церквей придерживаются даты 25 декабря по новоюлианскому календарю. Он будет совпадать до 1 марта 2800 года с григорианским календарём, то есть, и у них Рождество совпадает с «католическим».

У древневосточных христиан Рождество совпадает с Крещением, образуя единый праздник Богоявления, отмечаемый 6 января.

Как Вы думаете, какая версия рождения Иисуса Христа наиболее вероятна? Верите ли Вы в библейские тексты, отмечаете ли Рождество? Расскажите об этом в комментариях .

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника

Значение праздника было навсегда предопределено по масштабам после того, как всемирное летоисчисление разделили на «до рождества», и «после». Сын Божий своим приходом не только обозначил зарождение новой религии, но и сформировал мировоззрение тысяч и даже миллионов людей. Мы не задумываемся, но мораль, нормы приличия, понятия о добре и зле - все это открыл миру Иисус Христос. Не удивительно, что все верующие отмечают праздник с большим размахом. Но как все начиналось?

Как была установлена дата

Начиная со второго века нашей эры и до четвертого все христиане отмечали Богоявление шестого января. Тогда же они упоминали и день, когда появился Иисус.


Найти сведения о сдвоенном праздновании можно в первоисточниках, оставленных Климентом Александрийским. Автор разделял ту точку зрения, что сын Бога появился на свет двадцатого мая.

По его мнению, зимняя пора выбрана специально. Вера в единого Бога больше не желала мириться с языческими пережитками, достаточно сильными в Империи Рима. После принятия христианства они продолжали отмечать свои праздники.

До того как праздник Рождество Христово был перенесен на двадцать пятое декабря, римляне организовывали свои гуляния в честь Непобедимого Солнца. Это было самое главное торжество. Культ языческого божества стал дополнением к христианскому, и началась история Рождества. И первая запись в «Календаре Филокала» за триста тридцать шестой год нашей эры.

Отличия в церквях

С давних пор история Рождества берет свое начало 25 декабря по григорианскому календарю Римской католической церковью.

В то же время Русский храм, а также Афон, Грузия, Иерусалим и Сербия отмечают в это время, но только по старому юлианскому летоисчислению. Если учитывать пересчет дней, получается, что Рождество Христово седьмого января.

Но есть и другие варианты дат. Кипр, Константинополь, территория Эллады, Румыния, Болгария и Александрийская церковь празднуют пока что двадцать пятого декабря. Они придерживаются ново-юлианского календаря. До 2800 года так и будет продолжаться, пока даты не перестанут совпадать.


В Армении в один день отмечают Крещение и Рождество Христово. Праздник во многих древних царствах отмечался именно шестого января. Таким образом два торжества соединялись в одно.

Дата рождения сына Бога

По сей день продолжаются споры ученых о том, когда началась история Рождества. Дату двадцать пятое декабря установила Римская церковь, а утвердил ее Вселенский собор. Начиная с четвертого века, появляются первые воспоминания о Рождестве.

Историки не могут доподлинно установить существование такого человека, как Иисус Христос. И тем не менее, если он существовал, то даты его жизни очень расплывчаты. Скорее всего, он был рожден в период между седьмым и пятым годом до нашей эры.

Впервые 25 декабря записал в своем календаре писатель и древний историк Секст Юлий Африкан в двести двадцать первый год рождества Христова.

Дата была подтверждена уже в нашей эре Дионисием Малым, служившим архивариусом при Папе. Он принял во внимание ранние хроники триста пятьдесят четвертого года и решил, что Иисус родился в то время, когда Римской империей управлял Цезарь. Дионисий причислил его правление к первому году новой эры.

Некоторые исследователи, используя Новый Завет как источник, утверждают, что Вифлеемской звездой, осиявшей небо, была комета Галлея. Она проносилась над Землей в двенадцатом году до новой эры.

Вполне возможно, что он родился в седьмом году нашей эры, когда и проводилась указанная перепись всего населения Израиля.

Даты после 4 года до нового времени выглядят маловероятными. И в посланиях евангелистов, и в апокрифах упоминается то, что Иисус жил в период правления Ирода. А тот умер только в четвертом году до Рождества Христова.

Позднее время не подходит и потому, что есть приблизительное время казни. Если брать нашу эру, то получается, что его убили в совсем юном возрасте.


В послании от Луки говорится, что во время рождения сына Господа на поле спали пастухи. Это указывает на пору года: раннюю осень или же лето. Но в Палестине и в феврале могли пасти животных, если год был теплым.

История Рождества

День появления Иисуса Христа на свет описывается в нескольких источниках, канонических и апокрифических.

    В первых текстах история Рождества Христова рассказывается достаточно подробно. Основными источниками являются послания Матфея и Луки.

В Евангелии от Матфея идет речь о том, почему Мария и ее муж Иосиф пошли в Вифлеем, хоть они жили в Назарете. Они спешили на перепись населения, при которой представители одной национальности должны были находиться вместе со своими.

Иосиф, который женился на прелестной Марии, узнав о беременности до свадьбы, собирался аннулировать брак. Но к нему пришел ангел. Он рассказал, что этот сын - благословение Бога, и что Иосиф должен его воспитать как своего.

Когда начались схватки, в гостинице для них не было места, и паре пришлось располагаться в хлеву, где лежала солома для животных.

Первые, кто увидел новорожденного, были пастухи. Им указал дорогу ангел, в виде звезды, что засияла над Вифлеемом. То же небесное светило привело в хлев и трех волхвов. Они щедро одарили его, как царя: миррой, ладаном и золотом.

Злой царь Ирод, предупрежденный о рождении нового лидера, поубивал всех малышей в городе, которым еще не исполнилось два года.

Но Иисус уцелел, поскольку ангел, который следил за ним, подсказал Иосифу бежать в Египет. Там они и жили до смерти злого тирана.

    Апокрифические тексты добавляют некоторые фрагменты, и история Рождества Христова становится более точной. В них описывается, что Мария и Иосиф провели ту знаменательную ночь в пещере, куда приходил скот, чтобы защититься от непогоды. Пока супруг ходил за повитухой Соломией, женщина успела родить Христа сама, без помощи. Тексты указывают на то, что процесс был очень легким.

Соломия только подтвердила тот факт, что Мария ранее была невинной. В текстах сказано, что Иисус родился, и солнце ослепило пришедших. Когда сияние прекратилось, ребенок подошел к матери и лег у ее груди.

История возникновения Рождества

Церковь долгое время не могла определить, когда следует отмечать столь существенный и масштабный религиозный праздник.


Поскольку первыми христианами стали евреи, для которых рождение считается началом боли и несчастий, то таким было и Рождество Христово. Праздник никак не отмечался.

Среди церковных дат более важной была Пасха, момент воскресения.

Но когда к христианству присоединились греки, то они привнесли с собой традицию праздновать рождение сына Бога.

Первоначально торжество называлось Богоявлением. В него входили и появление Иисуса на свет, и его крещение. Со временем церковь разделила события на два.

Первое упоминание о рождении Спасителя было сделано в триста пятьдесят четвертом году в римском источнике «Хронограф». Запись в нем наталкивает на мысль, что Рождество появилось как праздник уже после великого собора в Никее.

Другие исследователи считают, что ранние христиане отмечали праздник еще до церковного раскола, то есть даже в третьем веке. Тогда же и появилась, по их мнению, точная дата.

Рождество: история праздника в России

Этот праздник долгое время преследовался, истреблялся, его переносили, но все равно он сохранил свое изначальное сакральное значение. Еще в допетровские времена праздновали этот день, и рассказы об Иисусе передавались от старшего поколения к младшему.

Дореволюционный праздник

При царе Петре Первом в обиход пришла традиция устанавливать и наряжать в домах рождественское дерево - елку. Она символизировала, как и лавр, и омела, бессмертие, долгую жизнь в процветании.


Двадцать пятого декабря проходило богослужение в честь дня рождения Иисуса. В каждом российском храме начиналось празднование. Все любили и чтили Рождество. История праздника повествует о том, что молодые люди красиво наряжались, брали в руки звезду на палке, как символ той, что указала дорогу волхвам к младенцу. Они носили ее от дома к дому, рассказывая, что Иисус родился. Детей наряжали ангелами, в честь того, который рассказал пастухам о случившемся чуде. Некоторые играли в животных, которые, согласно православной традиции, также находились в хлеву, где Мария дала жизнь ребенку. Торжественная процессия пела рождественские гимны и колядки, прославляя мать и дитя.

Об этих красивых традициях в дореволюционной Российской империи сохранились в воспоминания писателя Ивана Шмелева. Находясь в Париже, в эмиграции, он с тоской отзывался о былых временах.

В империи настолько любили этот день, что сначала появилась одна церковь Рождества Христова, а потом количество увеличивалось с каждым годом. Такие святыни появлялись во всех больших городах.

Нужно заметить, что самый известный тематический храм расположился в столице России. Он называется в честь Рождества - Христа Спасителя. У него своя длинная и удивительная история. Прошли годы. Церковь Рождества Христова до сих пор стоит там, где и прежде.

В 1812 году, когда армия Александра Первого разбила французов, двадцать пятого декабря вышел императорский указ о постройке нового храма. В нем говорилось о том, что именно Бог помог спасти страну от неминуемой гибели. В честь этого Александр велел построить храм, который простоит долгие века.

Запрет Рождества

Но пришли времена, когда религия стала под запретом. С 1917 года о Рождестве говорить было запрещено. Церкви падали одна за другой. Их грабили. Мародеры сдирали позолоту с нефов. В религиозные праздники принято было работать, чтобы доказать свою преданность партии.


Звезда стала пятиконечной. Даже елку на светлое Рождество Христово сначала преследовали, как символ веры. А в 1933 году появился Указ о том, что эту традицию можно вернуть. Только елка стала новогодней.

Будет неправильным утверждать, что после запрета на рождественские праздники их не отмечали. Люди тайно вносили в дом еловые ветки, виделись со священнослужителями, совершали обряды, крестили детей. Они исполняли рождественские гимны у себя дома. Даже в политических тюрьмах или в ссылках, где держали многих священников, традиции были достаточно сильны.

Празднование запрещенного события могло закончиться не только увольнением с работы, но и годами репрессий, лишением воли, расстрелом.

Люди тайком проникали и в полуразрушенные храмы, чтобы послушать службу в Рождество Христово православное.

Новое время в истории Рождества

В 1991 году, уже после распада Советского Союза, празднование дня появления Христа на свет разрешили официально.

Сила привычки, воспитания людей, которым долгое время запрещали отмечать религиозные события, была настолько велика, что праздник и теперь у многих ассоциируется с второстепенным. Он уступает по популярности Новому году.

С момента становления Российской Федерации возрождаются традиции рождественских колядок, использования определенных символов на празднике.

Особенности Рождества

В это древнее священное действо заложено очень много смысла. В нем множество символов, которые трактует церковь. Каждый из них дополняет целую картину.


Самые распространенные символы Рождества:

    Свет - это то, что первым появилось в момент родов. Путь, который посланец Бога прошел, чтобы спуститься вниз, к греховным людям, был озарен.

    Звезда - согласно Новому Завету во время Рождения Иисуса над Вифлеемом появился знак. Он был в виде яркой звезды на небе. Только истинно верующие смогли правильно его понять.

    Перепись людей. При Августе, который на то время руководил Римской империей, был проведен пересчет всех граждан. Сделал он это для того, чтобы ввести упорядоченную систему обложения налогами. Те, кто проживал в других городах на время переписи, должны были вернуться и отметиться. Так и поступили Иосиф с Марией.

    Зима. Спорный вопрос, родился ли Христос зимой. Однако для церкви эта пора года стала символом темноты, которую осветил сын Бога. Он также появился в тот момент, когда зима начала убывать.

    Пастухи. Весь город спал в то время, когда на свет пришел спаситель. Никто этого не заметил, кроме обычных бедных пастухов, стерегших отару в Рождество Христово. Ангел сошел к ним с неба, чтобы сообщить благую весть. Пастухи олицетворяют собой чистые души, не развращенные богатством или тщеславием. Они больше всего общались с животными.

    Вифлеем - город, который у многих верующих ассоциируется с духовной слепотой. Все люди в нем были так одержимы собственными проблемами, что они даже не заметили того, как к ним пришло Рождество Христово в Вифлееме. А потом не сумели распознать Спасителя.

    Волхвы. Первыми перед Иисусом появились с дарами своими мудрецы, философы. Они не были царями, не владели большими богатствами. Волхвы - это те верующие, которые постоянно искали мудрость в священных писаниях. Они познали истину. Долгая дорога к самопознанию, вере, увенчалась благословением.

    Дары. Иисус получил на свое Рождение ладан, золото и мирру. Драгоценный металл был символом власти, ладан - знаком божественности, а мирра означала будущее Христа, его самопожертвование за род людской и смерть с дальнейшим воскрешением.

    Мир. С рождением сына Божьего на Земле воцарилось спокойствие на целый год. После люди сами начали портить идиллию и воевать.

    Пещера. Когда в гостинице закрыли двери перед Марией и Иосифом, они нашли себе новое убежище. Пара пришла в дом, где жил скот. Согласно церковным верованиям, души животных абсолютно невинные. Они согревали дыханием младенца Иисуса. Животные отказались от собственной еды, чтобы из сена смогла получиться импровизированная детская кровать.

    Ночь. Это время суток до сих пор ассоциируется с закатом веры. В этот момент и появился Спаситель, словно давая надежду всем людям на будущее.

    Ожидание. Человечество страдало за собственные грехи. После изгнания Адама и Евы люди не могли надеяться на то, что Бог будет благосклонен к ним. Но Господь сжалился над своими созданиями и послал им в искупление их грехов собственного сына. Иисус принял на себя все страдания. Согласно библейскому канону, он искупил первородный грех Адама.