Дарим цветы        17.10.2019   

С ребенком в больнице. Если ребенка кладут в больницу: что предусмотреть и собрать с собой

Этапы и особенности формирования и развития личности необходимо учитывать при осуществлении ухода за пациентами разного возраста.

Уход включает обслуживание больного, создание наиболее благоприятных условий для его выздоровления, облегчения страданий и предотвращения осложнений.

Для хорошего ухода нужны не только знания и навыки, но и чуткость, такт, способность психологического воздействия, чтобы преодолеть повышенную раздражительность больного, владеющее им чувство тревоги, иногда даже безысходность, отвлечь от чрезмерного внимания к своей болезни. Сдержанное, ровное и спокойное отношение поддерживает больного, укрепляет его волю к выполнению всех врачебных предписаний.

Давно доказано, что качества личности больного, его психологический настрой существенно влияют на течение болезни, ее исход. Более мужественно переносят болезни люди спокойные, уравновешенные, умеющие управлять своими чувствами, бороться с трудностями. Иначе порой ведут себя слабые духом, легко впадающие в отчаяние. Те, кто чаще подвержен заболеваниям, переносят их спокойнее, чем заболевшие впервые. Но нередко бывает и так, что больной не только недооценивает степень тяжести своего состояния, но и отрицает наличие у него заболевания.

У хронически больных могут наблюдаться глубокие психические изменения. Они замыкаются в себе, интересуются лишь собой, могут стать обидчивыми, завистливыми, даже ненавистниками, в других случаях - равнодушными, бесчувственными ко всему. Некоторые больные настолько охвачены своими болезненными переживаниями, что даже отсчет времени начинают вести с начала болезни. Другие же самоотверженно, с подлинным мужеством сопротивляются тяжелому недугу.

Тактика общения с пациентами должна учитывать их возраст, особенности личности и характер болезни:

С детьми - эмоционально теплое отношение, отвлечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведение процедур с уговорами;

Особенности ухода за больным ребенком. Уход за детьми требует определенного минимума знаний и навыков, заботливого отношения к ним. Если ребенок заболел, нужно до прихода врача измерить температуру, умыть, надеть на него чистое белье и уложить в постель. Если он не хочет ложиться - постараться умерить его активность, напр. удобно усадить, рядом поставить столик и положить на него предметы для рисования, рукоделия, предложить книгу или спокойную, интересную для него игру.

Заболевание влияет на весь организм и психику ребенка, его поведение. Он в большей степени, чем здоровый, нуждается в отдыхе. Усилению обмена веществ, улучшению кровоснабжения, созданию бодрого настроения способствует деятельность, активное состояние ребенка. Этой цели могут служить детские игры, которые должны развлекать, но не утомлять. В зависимости от состояния здоровья характер игр, сами игрушки надо менять в течение дня. Лучше отказаться от крупных и тяжелых игрушек. Они, как и громкие звуки, яркие краски, могут оказаться слишком сильными раздражителями для нервной системы. Не следует давать сразу много игрушек. Это создает беспорядок в кровати, утомляет, рассеивает внимание.

Отношение ребенка к играм, его поведение могут помочь в оценке течения болезни, выявлении начинающихся осложнений. Изменения в психике ребенка проявляются и в утрате некоторых приобретенных навыков: ребенок начинает рисовать мелко, не раскрашивает нарисованного, перестает делать сюжетные рисунки, нередко рисует одни каракули и т.д.

Во время болезни важно охранять покой ребенка и добиваться, чтобы сон его был глубоким и достаточно длительным (не менее 2-3 раз в течение дня). В то же время лучше не создавать дома больничную обстановку. Родители должны сохранять спокойствие, не обсуждать громко состояние больного, температуру тела, заключения и назначения врачей, т.к. это может вызвать у детей (особенно старшего возраста) беспокойство и ухудшить их состояние. Выражение лиц родителей, родственников, их уверенность в движениях, жестах, словах много значат для ребенка; он быстро заражается чужими эмоциями, будучи легко внушаемым и склонным к подражанию.

С подростками - общение с учетом возрастных психологических особенностей (притязание на взрослость, бравада при внутренней ранимости, пренебрежение к болезням, факторам риска и т.д.), опоры на стремление к самостоятельности, взрослению.

С взрослыми - познать личность пациента, индивидуальные особенности, отношение к болезни, медперсоналу, позицию взаимодействия его с медработниками и на этой основе ориентироваться на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики осуществлять в зависимости от внутренней картины болезни, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапии тревожно-мнительных пациентов.

С пожилыми и стариками - поддержание у пациента собственной значимости и необходимости (особенно для семьи), подчеркнуть уважительное, тактическое, деликатное отношение без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность, мотивация на выздоровление.

Процесс ухода включает в себя этапы ухода с оценкой действий персонала с целью достижения его максимальной эффективности. Процесс ухода планируют индивидуально для каждого пациента.

Необходимые условия качественного ухода:

  • документация, содержащая соответствующую информацию (краткий анамнез, план процедур ухода, отчет по уходу);
  • квалифицированный персонал.

Планирование процесса ухода

Указания

Во избежание ситуации, когда потребности пациента в процессе ухода не учитываются, пациента и его родственников важно всегда привлекать к планированию процесса ухода.

Как правило, следует письменно документировать каждое действие в процессе ухода, результаты наблюдения за пациентом и каждое пожелание пациента; необходимо оценивать качество обслуживания пациента ухаживающим персоналом (особенно в случаях, когда ребенок находится в стационаре без родителей). Родственники, обслуживающие ребенка, составляют план ухода за пациентом совместно с ухаживающим персоналом отделения или после консультации с ним. При составлении плана по уходу за пациентом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. В процессе ухода обязательно принимают во внимание возможности ребенка и умения родственников.

Успех ухода зависит от формирования системного подхода к проблеме и постановки конкретной цели. Поставленные задачи следует выполнять в приоритетном порядке, т.е. исходя из степени важности, не слишком перегружая ребенка. Необходимо учитывать стандарты процесса ухода за ребенком.

Реализация плана ухода зависит от квалификации и способностей ухаживающего персонала; после завершения обучения ухаживающий персонал должен уметь осуществлять уход в соответствии с намеченным планом.

Подсказки

Решение о стандарте ухода, требуемом для ребенка, не может быть принято без учета основных данных, а именно - краткого анамнеза, необходимого для планирования ухода.

Сбор анамнеза, необходимого для ухода, следует проводить в манере, соответствующей возрасту пациента, а также в присутствии сопровождающих его лиц. Первую беседу проводит опытный ухаживающий персонал, в дальнейшем и работающий с ребенком. Беседу проводят в спокойной обстановке, в первые сутки с момента поступления ребенка в отделение. Во время беседы нельзя заниматься выполнением других обязанностей.

Необходимо задавать конкретные вопросы.

  • Как ребенок себя чувствует?
  • Что пациент и его родственники ожидают от стационарного лечения?
  • Какая помощь требуется ребенку от ухаживающего персонала?

Желательно избегать наводящих вопросов (то есть вопросов, влияющих на ответ), например: «Ты ведь, конечно, кушаешь все?». Беседу не следует проводить по принципу «вопрос-ответ», необходимо помнить, что беседа - не допрос. Важно проявлять интерес к тому, о чем говорит ребенок или его родственники; не перебивать; оставлять время для встречных вопросов. Доверие завоевывают пониманием, откровенностью, вниманием; важно создавать доверительную обстановку; предоставлять только достоверную информацию и быть доступными для общения. О завершении беседы важно дать понять в корректной форме.

Основные данные при сборе информации

Сбор информации включает обобщение всех данных, важных при уходе за ребенком (релевантные данные), а именно:

  • форма (плановая, экстренная) и причина настоящей госпитализации;
  • паспортные данные:
    • фамилия, имя;
    • дата и место рождения;
    • место проживания;
    • педиатр/семейный врач, страховая компания;
    • номер телефона родственников и время их визита;
  • потребность в уходе на основании активности и жизненных увлечений:
    • степень самостоятельности;
    • потребность в частичном уходе (ограничения);
    • потребность в полном уходе;
  • привычки в питании:
    • плохой аппетит (отказ от приема пищи);
    • диета, вегетарианство;
    • особенности питания, обусловленные вероисповеданием;
  • привычки в употреблении жидкости:
    • грудное вскармливание;
    • прием жидкости из чашки или бутылочки;
    • отказ от приема жидкости;
  • аллергии, например, на продукты питания, дезинфицирующие средства, медикаменты;
  • ограничение физической активности, например, парезы или ампутации;
  • проблемы при общении, например, расстройства речи, иностранный язык;
  • неполноценное зрение или слух, обеспечение очками или слуховым аппаратом;
  • умственная отсталость;
  • мочеиспускание и дефекация:
    • потребность в подгузнике, горшке;
    • регулярность, определенное время;
    • привычки и навыки;
  • проводившееся в прошлом медикаментозное лечение, его продолжительность;
  • вопросы, касающиеся социального положения:
    • о родственниках:
    • кому из родственников разрешено посещать ребенка;
    • есть ли у ребенка братья или сестры;
    • о ситуации в семье:
      • полная ли семья;
      • кто заботится о ребенке, когда мать работает;
      • кто получил родительские права при разводе;
    • о доверенных лицах, например, родительских группах или родственниках;
    • об условиях проживания, например, спит ребенок один или с родителями;
    • посещает ли ребенок детский сад;
    • о школе: при госпитализации на короткий срок необходимо решить вопрос о целесообразности посещения учителей;
    • о вероисповедании:
      • есть ли желание пригласить священника;
      • придерживается ли пациент определенного образа питания;
    • о волнующих ребенка событиях, например, потере близкого человека, проблемах в школе, привязанностях, влюбленности.

Оценка показателей физического развития и общего состояния учитывает:

  • рост, массу тела, окружность головы, груди, живота, температуру тела, пульс, частоту дыхания, артериальное давление (АД);
  • уровень сознания: сознание ясное, спутанное, бессознательное состояние (раздел 5.4);
  • боли, например, головные боли, боли в конечностях, боли в животе;
  • упитанность: норма, избыточное питание, недостаточное питание (таблицы физического развития, или процентильные таблицы см. раздел 4.1.1);
  • общее состояние: ребенок ухожен или запущен;
  • кожные покровы: бледно-розовые, цианоз, мраморность, бледность, обезвоживание;
  • степень подвижности: может ли ребенок самостоятельно двигаться, ходить, бегать; имеются ли параличи.

Показатели психического состояния включают оценку:

  • настроения: ребенок веселый или грустный;
  • особенностей поведения: замкнут, нелюдим, активен, притворяется;
  • ориентации во времени и пространстве;
  • способ общения ребенка, например, он открыт или закрыт для общения.

Представление о проблемах и возможностях ребенка

К возможностям относят все имеющиеся способности и предпочтения ребенка, влияющие на процесс выздоровления.

Под проблемами понимают ограничение активности и увлечений; их необходимо описать ясно и понятно.

Выделяют следующие виды проблем.

  • Актуальные проблемы, требующие немедленного вмешательства; их можно выявить при общении с ребенком, родственниками или при наблюдении за ребенком. Например, ребенок сам отмечает: «У меня уже долго нет аппетита».
  • Потенциальные проблемы, требующие профилактических мероприятий. Пример: профилактика пролежней при параличах.
  • Индивидуальные проблемы, специфические для данного ребенка. Пример: отдаление от братьев или сестер.
  • Скрытые проблемы, предполагаемые на основании наблюдения за ребенком; в дальнейшем требуют подтверждения, например, при тщательном наблюдении.

При планировании ухода принимают во внимание только проблемы, непосредственно влияющие на имеющуюся ситуацию и выздоровление. Исследуют причины и возможности разрешения каждой проблемы, при известных обстоятельствах следует сделать заметку «возможности отсутствуют», поясняя, что такие возможности были рассмотрены.

Формулировка задачи ухода

Для каждой проблемы следует сформулировать ближайшие и отсроченные цели. Цели должны быть реальными, т.е. реализуемыми и контролируемыми. Достижение ближайшей цели возможно в обозримом будущем (часы, дни, при некоторых обстоятельствах - несколько недель). Отсроченная цель - наилучший результат ухода в данной ситуации, в некоторых случаях состоящий из многих ближайших целей. Важно назначить дату проверки.

Планирование мероприятий

Четкий и ясный план мероприятий, соответствующий проблемам ухода, составляют по индивидуальному принципу. Каждое мероприятие направлено на реализацию определенной цели ухода. Необходимо установить точное время и условия выполнения, например, кто именно выполняет какое мероприятие, как, когда, как долго, как часто.

Планирование в рамках стандартов ухода

  • Стандартизированное планирование ухода, например, за недоношенными детьми и новорожденными, маленькими детьми, подростками и взрослыми в каждом случае необходимо пересматривать в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями пациента.
  • Ребенка нельзя чрезмерно нагружать. При планировании диагностических и лечебных процедур нужно оставлять время для отдыха и игры.

Проведение мероприятий

Ухаживающий персонал квалифицированно проводит назначенные мероприятия согласно плану ухода.

Не следует проводить мероприятия по плану принудительно, когда ребенка для этого будят, отрывают от еды и т.д. После каждого мероприятия персонал расписывается, так как мероприятие по уходу, не внесенное в документы (историю болезни), рассматривают как непроведенное. Каждое изменение (прогресс или ухудшение) необходимо вносить в отчет ухаживающего персонала.

Проверка результатов

Проводимые мероприятия по уходу за ребенком считают обоснованными только в случаях возможности подтверждения, каким образом и в какой степени данные мероприятия положительно повлияли на состояние ребенка.

Оценку эффективности ухода лучше проводить во время передачи смены при совместном обсуждении или посещении ребенка. Эффективность мероприятий по уходу оценивают в зависимости от степени реализации ближайших запланированных целей ухода. По достижении цели уход продолжают планировать, формулируя новые цели.

Если цель не реализована, необходимо ответить на следующие вопросы:

  • правильно распознана проблема;
  • правильно ли оценены возможности ребенка;
  • реально ли выполнение поставленной цели;
  • проведены ли соответствующие мероприятия.

Затем следует назначить новые мероприятия, необходимые для достижения цели. Результаты проверки вносят в отчет ухаживающего персонала.

Качество ухода

Оценка качества ухода

Критерии оценки качества ухода известны как ступенчатая модель. Выделяют четыре ступени качества ухода.

  • Нулевая: уход подвергает ребенка опасности; ребенку наносят вред.
  • Первая: безопасный уход; минимальное обслуживание; безопасность гарантирована, однако потребности ребенка в безопасном уходе не учтены. Понятие «безопасный уход» приводит к появлению ложного чувства безопасности.
  • Вторая: уход соответствует состоянию ребенка и текущей ситуации.
  • Третья: оптимальный уход; используют все возможности.

Мероприятия для оценки качества ухода:

  • посещения ребенка, включая обсуждение степени выполнения целей, поставленных при планировании ухода;
  • консилиум ухаживающего персонала, в том числе с привлечением смежных специалистов;
  • конференции по уходу;
  • оценка качества ухода согласно стандартам;
  • соответствие ухода диагнозу;
  • научные исследования в рамках ухода;
  • анкетный опрос ребенка/родственников во время пребывания в стационаре, в частности, учитывающий вероятность неискренних ответов из-за опасения возможных негативных последствия (недружелюбный персонал, плохое лечение);
  • опрос ребенка/родственников после выписки;
  • беседа с ухаживающим персоналом.

Управление качеством ухода

Планирование качества ухода

В параграфе 137 кодекса социального права предписано обеспечение качества работы больниц. Согласно параграфу 125 кодекса социального права, соответствующие мероприятия распространены на качество лечения, обслуживание пациента и результаты лечения. Больницы обязаны принимать участие в мероприятиях по планированию качества ухода, охватывающих все учреждения, а также проводить внутренние мероприятия; кроме того, оказываемые услуги должны соответствовать современному уровню развития науки. Целесообразно осуществлять сравнительный контроль больниц.

Процесс планирования качества ухода и его элементы

Разработка и оценка функционирования вариантов собственной работы различных учреждений предусматривает:

  • разработку и внедрение политики качества ухода при помощи одной из моделей;
  • назначение ответственного персонала;
  • разработку целей качественного ухода в рамках спроса или, соответственно, потребностей клиента/пациента.

Качество ухода зависит от решения следующих задач:

  • разъяснения течения процесса ухода;
  • оценки ухода на промежуточных этапах;
  • обнаружения и исправления ошибок;
  • решения проблем.

Подготовка руководства по качеству ухода включает:

  • письменно зафиксированные нормы планирования качества ухода;
  • инструкции по процессу планирования;
  • инструкции по работе;
  • инструкции по контролю;
  • двустороннюю экспертизу, внутренние и внешние аудиторные проверки (оценка методов/результатов на их соответствие);
  • сертификацию конкурентоспособных учреждений.

Цели планирования качества ухода:

  • улучшение качества услуг и удовлетворение потребностей клиентов/пациентов;
  • повышение экономической эффективности и целесообразности;
  • обеспечение конкурентоспособности и репутации (имиджа учреждения).

Документация

Документация по уходу - письменное доказательство отдельных запланированных этапов процесса ухода, проведения мероприятий (процедур) и их воздействия на ребенка. Документация включает:

  • исходную информацию о пациенте, например, краткий анамнез по уходу;
  • планирование, например, определение проблемы, возможностей ребенка, целей и мероприятий ухода;
  • отчет, например, письменное подтверждение проведенных мероприятий по уходу и их воздействия на ребенка.

Отчет по уходу

Процесс ухода документируют в отчете по уходу. Таким образом, отчет по уходу предоставляет информацию о воздействии на ребенка проведенных мероприятий. Кроме того, отчет содержит данные о прочих наблюдениях, касающихся изменений состояния ребенка:

  • изменениях клинической картины (прогрессирование заболевания, развитие осложнений);
  • реакции на лекарственные средства, мероприятиях по уходу и лечебных мероприятиях;
  • наблюдениях, касающихся физического и эмоционального состояния ребенка;
  • поведении ребенка по отношению к ухаживающему персоналу, врачам и другим пациентам;
  • поведении ребенка по отношению к родственникам и посетителям.

В каждом разделе документации предусмотрены краткие, точные, нейтральные и ясные записи. После каждой записи ставят подпись. Отчет по уходу должен быть настолько подробным и точным, чтобы на его основании новый ухаживающий персонал мог получить детальное и реальное представление о пациенте.

Записи дневных и ночных дежурств целесообразно вести различными цветами, например, дневное дежурство - синими чернилами, ночное дежурство - черными чернилами; жизнеугрожающие состояния выделять красным.

Система поиска документов

Название системы поиска документов часто соответствует имени проектировщика или фирмы-производителя. К списку документов относят:

  • краткий анамнез по уходу/паспортную часть;
  • план ухода, отчет по уходу;
  • план врачебных назначений;
  • температурный лист;
  • дневники;
  • лист врачебных назначений.

Возможно создание дополнительных документов: тетрадь для регистрации результатов исследований, лист вакцинации и т.д.

Ко всем назначениям и процедурам делают пометки ручкой (не карандашом), содержащие дату, время и подпись персонала. Врачебные назначения, включающие дату и подпись, записывают на соответствующем бланке; только после этого их можно выполнять (за исключением экстренных ситуаций).

В документации сохранен принцип классификации детей на группы в соответствии со степенью ухода. Классификация основана на документации.

Классификацию детей на группы в соответствии со степенью ухода, несмотря на необязательность, применяют во многих больницах. Неполная документация задерживает первоначальное определение пациента к соответствующей группе (тем самым затрудняя определение потребности в персонале) и часто служит поводом к искам по возмещению убытков.

Документация по уходу является юридической обязанностью.

Система ухода

Принципы ухода: принцип ориентации на пациента <-» принцип ориентации на определенные виды деятельности.

Формы организации ухода:

  • по группам пациентов;
  • по областям медицины;
  • по палатам;
  • в зависимости от первичного ухода (Primary Nursing, см. ниже);
  • по выполняемым процедурам.

Принципы ухода

Принцип ориентации на определенные виды деятельности

Принцип ориентации на определенные виды деятельности подразумевает разделение процесса ухода на отдельные виды процедур, выполняемые одним и тем же персоналом, ухаживающим за всеми детьми или за большинством из них. В обязанности одного сотрудника входит одна или несколько однотипных манипуляций, например, измерение температуры тела. Форма организации ухода - уход по выполняемым процедурам.

Принцип ориентации на пациента

В соответствии с принципом ориентации на пациента, один сотрудник ухаживающего персонала занимается одним или несколькими детьми и выполняет все необходимые процедуры. Форма организации ухода - уход по палатам, по группам пациентов, по областям медицины.

Первичный уход

В основе формы организации первичного ухода (Primary Nursing) лежит принцип ориентации на пациента. Данная форма организации ухода была разработана в США в конце 60-х годов Марией Манти (Marie Manthey); по степени ответственности и организации ее считают самой высокоразвитой формой ухода. В отличие от других форм организации ухода, ответственность за пациента в конце каждого дежурства не передают.

Признаки системы первичного ухода (Primary Nursing)

К каждому пациенту прикрепляют квалифицированного сотрудника ухаживающего персонала - так называемую первичную медицинскую сестру (Primary Nurse). Первичная медицинская сестра несет ответственность по уходу за пациентом с момента его госпитализации до перевода/выписки (24 ч в сутки, 7 дней в неделю). Первичная медицинская сестра становится основным контактным лицом для пациента, его родственников, врачей, физиотерапевтов и т.д. Она организует распорядок дня с максимальной пользой для пациента и согласовывает проведение необходимых диагностических и лечебных процедур, а также процедур по уходу. В основе ответственности первичной медицинской сестры лежит письменное планирование ухода в соответствии с моделью процесса ухода. Первичная медицинская сестра, по возможности, вовлекает пациента и его родственников в планирование и проведение ухода, а также обеспечивает продолжение проведения запланированных мероприятий по уходу во время своего отсутствия.

В помощь первичной медицинской сестре назначают младшую медицинскую сестру (Associated Nurse), с самого начала участвующую в планировании ухода. В обязанности младшей медицинской сестры входит:

  • уход в соответствии с планированием ухода;
  • обдумывание планирования;
  • непосредственная передача пациента первичной медицинской сестре.

Младшая медицинская сестра несет ответственность за выполнение манипуляций и поддерживает постоянную связь с первичной медицинской сестрой. При острых изменениях состояния пациента младшая медицинская сестра проводит необходимые вмешательства по уходу и при необходимости изменяет планирование ухода в отсутствие первичной медицинской сестры.

Преимущества системы первичного ухода:

  • более выраженная ориентация на потребности пациента;
  • достижение более профессионального построения отношений с пациентом благодаря четкому распределению ответственности;
  • непрерывность ухода;
  • лучшая оценка причинности влияний на состояние пациента и последствий для него; оптимальное качество ухода.

Подобная организация ухода способствует совместной работе и объединению различных профессиональных групп. Самостоятельность и независимость персонала способствуют повышению его заинтересованности и удовлетворенности от работы.

Стандарты ухода

Стандарты ухода занимают центральное место в планировании качества ухода и включают три основных момента:

  • структуру (например, квалификация персонала);
  • процесс (проведение мероприятий);
  • результат.

Стандарты считают своего рода «коридорами предпринимаемых действий»; они служат ориентиром для ухаживающего персонала; при этом предусмотрено их изменение в соответствии с индивидуальной ситуацией пациента. Медицинские стандарты ухода включают такой критерий, как контроль достигнутого эффекта. Стандарты следует регулярно (в зависимости от темы, через 2-5 лет) проверять на соответствие современному уровню науки и сложившейся в здравоохранении ситуации. В Германии приняты экспертные стандарты по профилактике пролежней и ведению выписки, планируют другие стандарты. В 2003 г. последует экспертный стандарт по ведению пациента с болевым синдромом.

Разработка стандартов ухода

Стандарты - не описание процесса ухода, поэтому каждая процедура ухода не требует отдельного стандарта. Рациональными считают стандарты, касающиеся центральных проблем, возникающих при уходе.

Национальные стандарты требуют согласования с настоящими условиями медицинского учреждения.

Следует отдавать предпочтение действующим национальным стандартам ухода, разработанным фирмами, так как в спорном случае (например, возникновение пролежня) эти стандарты рассматривают как основу ухода.

Предусмотрено обучение маленьких групп квалифицированного ухаживающего персонала, работающего в областях, имеющих непосредственное отношение к принятым стандартам; обучение представителей образовательных центров, а также проведение внутрипроизводственного повышения квалификации.

Проводят фактический анализ: выясняют, какие проблемы ухода и организации возникают наиболее часто и в каких областях.

Определяют, какие мероприятия ухода/процессы организации необходимо «унифицировать».

Определяют желаемый уровень качества ухода (должен быть выше, чем предыдущий, но оставаться достижимым).

Формулировка стандарта

Критерии структуры, процесса и результатов должны отвечать следующим требованиям:

  • касаться темы;
  • быть понятными;
  • быть измеримыми;
  • при их использовании должна быть понятна последовательность действий;
  • быть достижимыми.

Определяют время полноценного введения стандарта и контрольных проверок.

Составление каталога по стандарту облегчает его включение в планирование ухода.

Стандарты предоставляют в соответствующие области медицины, назначают дату проверки, при необходимости стандарты модифицируют.

Стандарт прикрепляют к основным документам, обеспечив его доступность каждому сотруднику ухаживающего персонала.

Стандарт формулируют для всего учреждения. При необходимости предусмотрено сотрудничество с другими учреждениями, например, если одно отделение занимается разработкой собственного стандарта по профилактике кризисного состояния пациента.

Подсказки

При применении стандарта ухода всегда учитывают индивидуальные особенности ребенка.

Стандарты ухода регулярно проверяют; вводят новые результаты научных исследований по уходу, а также учитывают изменения в системе здравоохранения.

Газеты и книги помогают следить за новыми достижениями в сфере ухода.

При изменениях стандарта обязательно указывают дату изменения.

Стандарты по уходу служат рациональным дополнением к планированию ухода.

Электронная обработка данных при уходе за больными детьми

Диапазон применения:

  • при часто повторяющихся информационных процессах (возможна унификация);
  • при высоких затратах процесса сохранения информации;
  • при возможности использования математического или логического подхода.

Заполняемые поля:

  • имеющие непосредственное отношение к пациенту:
    • краткий анамнез, необходимый для ухода;
    • планирование ухода;
    • документация по уходу;
    • наблюдение (отделение интенсивной терапии);
    • история болезни;
  • не имеющие непосредственного отношения к пациенту, включающие сведения о различных подразделениях больницы:
    • рентгеновском кабинете;
    • лаборатории;
    • физиотерапевтическом отделении;
    • аптеке, материальном складе;
    • приемном отделении;
    • справочной системе, например, по заболеваниям, обеспечению качества и т.д.

Организация ухода включает:

  • оценку потребности в персонале;
  • отчет по штатному персоналу;
  • принятие рабочего плана;
  • учет проведенных мероприятий по уходу;
  • контроль оплаты за проведенные мероприятия;
  • повышение квалификации персонала.

Условия, необходимые для введения электронной обработки данных

Организация проектной группы, состоящей из представителей различных профессиональных групп. Необходимо:

  • разработать программное обеспечение по требованиям и областям применения;
  • выяснить задачи каждого сотрудника;
  • выяснить установку и санкционирование доступа.

Обучение ответственного персонала перед установкой системы электронной обработки данных.

При обучении ухаживающему персоналу необходимо разъяснить запросы и требования по программному обеспечению.

После установки системы электронной обработки данных специалисты по программному обеспечению должны быть всегда доступны в случае возникновения вопросов.

Специфика ухода за больными детьми разного возраста заключается в особенностях непосредственного наблюдения за больным ребенком, общения с ним, методики собирания материала для лабораторных исследований, проведения медицинских процедур.

Создание гигиенической обстановки для больного ребенка складывается из общих гигиенических установок, предъявляемых к помещениям детских больниц, особенностей гигиены новорожденного и грудного ребенка.

Для детей раннего возраста необходимы небольшие палаты или боксы, закрытые и открытые. При подозрении на инфекционную болезнь ребенок должен быть помещен в изолятор со специальным оборудованием. Для матерей, госпитализированных вместе с детьми, должна быть выделена спальня и столовая. Для прогулок больных детей выделяют веранду или специальные комнаты с постоянно открытыми окнами.

Кровати для детей грудного возраста должны иметь высокие спускающиеся или откидные стенки. В кроватку кладут жесткий матрац из конского волоса, мочала, морской травы. Нельзя применять матрацы из пуха или пера. Под голову подкладывают плоскую небольшую подушку.

Температура воздуха в палате для недоношенного ребенка - 22-26 С в зависимости от веса тела, для доношенного - 20 С. Необходимо ежедневное систематическое проветривание палат в любое время года.

Одежда не должна стеснять движений ребенка, а должна быть легкой и теплой. Для пеленания недоношенных детей удобно использовать конверты. Свободное пеленание показано детям с нормальной функцией терморегуляции независимо от веса их тела, возраста и места нахождения (открытый кувез, кровать).

Основой ухода за новорожденными (доношенными и недоношенными) является соблюдение строжайшей чистоты, в ряде случаев - стерильности. Не допускаются к уходу за новорожденными лица с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями. Недопустимо ношение шерстяных вещей и колец.

Персонал обязан соблюдать правила личной гигиены и при том строго, работать в марлевой маске, сменяемой каждые 3 ч. Ежемесячно у всех работников отделения необходимо проводить исследования слизи из носа и зева на носительство дифтерийных палочек, гемолитического стрептококка. Проверку отсутствия стафилококков в смыве рук производят также раз в месяц.

Особого внимания требует уход за пупочной ранкой, который должен проводиться в строго асептических условиях. Ежедневно производят туалет новорожденного: глаза промывают стерильной ваткой, смоченной в растворе марганцовки (1:10000) или растворе фурациллина (1:5000), в направлении от наружного края к внутреннему; нос очищают ватными фитильками, смоченными в прокипяченном растительном масле (рис. 122); ребенка умывают, смазывают кожные складки; подмывают после каждого акта дефекации.

Необходим ежедневный осмотр зева больного ребенка. Каждый день регистрируют температуру, вес тела, количество и качество испражнений, наличие срыгивания, рвоты, приступов кашля, асфиксии, судорог. Взвешивают детей в утренние часы, до начала первого кормления.

При назначении прогулки учитывают вес тела, возраст ребенка, время года и местные климатические условия. Недоношенных детей можно выносить на прогулку в возрасте старше 3-4 недель в весенне-летний период при достижении ими веса 2100- 2500 г, в осенне-зимний - при достижении веса 2500-3000 г. Первая прогулка этих детей зимой не должна превышать 5-10 мин, летом- 20-30 мин. Доношенным детям с 2-3-недельного возраста разрешаются прогулки зимой при температуре воздуха - 10 С при отсутствии ветра. Если у ребенка усиливается цианоз, кашель, появляется бледность, беспокойство, прогулка прекращается.

Организация кормления больного ребенка требует от персонала особой четкости, выдержанности и умения. Трудности кормления могут быть обусловлены недоразвитием сосательного рефлекса, наличием врожденных уродств, отказом ребенка от пищи, бессознательным состоянием и др. В таких случаях кормление производят через желудочный зонд, через пипетку, с ложечки; применяют парентеральное и ректальное питание.

Собирание у детей материала для лабораторных исследований представляет трудности и требует особых навыков. Дети-до 5-6 лет не откашливают мокроту. Поэтому в момент, когда ребенок кашляет, шпателем, придерживая корень языка, снимают мокроту стерильным тампоном, который затем вводят в стерильную пробирку. У грудных детей мокроту извлекают из желудка с помощью зонда, вводимого в желудок натощак.

Взятие крови для серологических, биохимических и других исследований производят путем венопункции. Испражнения для бактериологического исследования собирают стеклянной трубкой, оплавленной с обеих концов, которую стерилизуют и вводят в задний проход. Наполненную испражнениями трубку закрывают с обоих концов стерильной ваткой, опускают в пробирку и отправляют в лабораторию. Испражнения для исследования на яйца-глист собирают в чисто вымытую стеклянную посуду небольшого размера. Чисто обструганной палочкой кал берут из 5-6 разных мест, затем посуду плотно прикрывают чистой бумагой.

Особенности организации сестринского процесса в педиатрии
Сестринский процесс является методом организации и оказания сестринской помощи больным, здоровым который включает в себя пациента, его родителей и сестру в качестве взаимодействующих лиц. Как и любая другая организационная структура, сестринский процесс имеет свои характеристики: цель, организацию сестринского процесса и творческие способности. Сестринский процесс является наиболее перспективной моделью работы, так как в ходе организации его пациент рассматривается не как случай заболевания, а как личность, причем учитывается не только «Я» больного, но и реакция на его заболевание окружающих, родственников, близких, т. е. микросоциума пациента. Именно поэтому введение преподавания сестринского процесса во время прохождения цикла клинических дисциплин выступает на первое место в системе подготовки специалистов среднего медицинского звена не только в структуре среднего специального образования, но и высшего, так как подробный разбор ситуаций, проигрывание многообразия проблем в наиболее полной мере вскрывает всевозможные варианты решений задачи оказания помощи и организации действенною и высококвалифицированного ухода. Особое значение имеет данная модель при разборе особенностей организации ухода и наблюдения за детьми различных возрастных групп. Сестринский процесс - относительно новое понятие, нередко, при поверхностном ознакомлении, вызывающее к себе негативную реакцию, так как его внедрение требует перестройки не только методической работы, но и перестройки мышления, мировоззрения в свете философии сестринского дела. Возможно пройдут годы и годы, когда он будет внедрен в структуру оказания педиатрической медицинской помощи, но как обучающая модель, сестринский процесс незаменим возможностью широкого внедрения инновационных методик обучения, перспективой повышения уровня знаний студентов и повышения коэффициента выживаемости знаний, овладением этическим и психологическим компонентами работы медицинской сестры независимо от уровня подготовки (среднее или высшее образование).
Давайте рассмотрим подробно точки приложения сестринского процесса непосредственно в педиатрии. Основу философии сестринского дела составляет сестринский процесс как метод организации и оказания помощи и ухода больным и здоровым пациентам. При работе с детским населением нередко приходится сталкиваться с определенными трудностями, обусловленными прежде всего тем, что сестринский персонал педиатрических служб силой обстоятельств вынужден работать не столько с пациентом, сколько с его окружением (родителями, бабушками, дедушками...). Это накладывает некоторую специфику этического поведения сестринского персонала. Именно при организации работы медицинских сестер различного уровня необходимо помнить, что психологический компонент деятельности по своему объему равен сугубо профессиональному, связанному со знанием анатомо-физиологических особенностей детского организма и условий протекания тех или иных заболеваний. Рассмотрим составляющие сестринского процесса.

Цель сестринского процесса включает в себя: идентификацию потребностей пациента в уходе, так как именно сестра должна решить - в чем нуждается ПАЦИЕНТ в первую очередь.

Принято выделять потребности универсальные, то есть присущие всем больным данной возрастной группы, такие как потребность есть, пить, быть чистым, поддерживать температуру тела, одеваться, раздеваться, спать, бодрствовать и так далее. Как правило, вычленение универсальных проблем не представляет проблемы, так как они вытекают из представлений об особенностях развития в различные периоды детства (понятие о рациональном питании, система номенклатурных столов, понятие о питьевом режиме, коррекция нарушений сна, личная гигиена больного, понятие о рациональной одежде и т. д.). При организации сестринского процесса в педиатрии , помимо определения проблем пациента необходимо провести и определение состояния знаний и представлений родственников ребенка о его потребностях. Не так уж и редки семьи, в которых перед появлением первенца родители не прочитали ни одной научно-популярной книги, или не прошли систему педиатрического консультирования по вопросам развития и воспитания малыша.

Кроме универсальных проблем, наиболее многочисленных, сестра должна уметь выявить проблемы пациента, связанные с его развитием (отставание в психическом, физическом развитии от данной возрастной группы, педагогическая запущенность у детей, практикующиеся в семье патологические типы воспитания, нарушения самооценки, снижение интеллекта, нарушение социальных связей). Именно эти проблемы представляют наибольшую трудность для педиатрических сестер, так как нередко они не готовы психологически и профессионально расширить рамки общения с больным, рассмотреть поведение больного с различных точек зрения. В процессе изучения сестринского дела в педиатрии следует особое внимание уделять поиску альтернативных подходов к каждой ситуации. Так, например, для каждой ситуации рассматривается правовая точка зрения, касающаяся того, что установлено или запрещено законом (например, необходимость уведомления властей о том, что состояние здоровья пациента вызвано какими-либо действиями со стороны других лиц при столкновении с синдромом избитого ребенка или оставлении малыша без помощи. Профессиональные нормы и профессиональный этикет важен при организации содружественной работы сестринского персонала детской поликлиники в единой системе акушерско-терапевтическо-педиатрического комплекса. Различная точка зрения, рассматривающая людей как часть общей «божественной» схемы и позволяет судить об их поведении по тому, как оно вписывается в эту схему (например, «свидетель йеговый» не позволяет делать своей дочери переливание крови, несмотря на то, что по мнению врачей, это единственный способ спасти ее жизнь). Рассматривается и эстетическая точка зрения, позволяющая рассмотреть данную ситуацию в соответствии с тем, производит или нет эффект, который «прекрасно смотрится» поведение (например, введение универсальной формы профессиональной одежды, отличной в каждом отделении больницы ярких тонов; соответствующее оформление интерьера детского стационара) и наконец, рассматривается практическая точка зрения, то есть, является ли действие наиболее эффективным способом достижения поставленной цели (например, обращение к ребенку по имени, а не безлично «малыш», введение игровых моментов в процесс обследования и выполнения медицинских манипуляций). Третий тип проблем, с которым сталкивается сестра при ведении своих пациентов - это проблемы, связанные со здоровьем, которые выявляются в процессе обследования. Обследование бывает затруднено в силу возрастных особенностей развития ребенка. Так, дети до 3- 4 лет не могут даже примерно локализовать боль, объяснить достоверно свои жалобы. Именно в педиатрии наблюдается резкий диссонанс между состоянием больного и его самочувствием, когда при незначительном снижении температуры тела до фебрильных цифр, ребенок становится более активным, играет.

Выявление всех трех типов проблем необходимо для осуществления второй цели сестринского процесса - определения приоритетов по уходу и ожидаемых целей или результатов ухода, так как в зависимости от ситуации на первый план будут выдвигаться или потребности пациента в уходе, выбор модели осуществления ухода, согласно существующим теориям, или их синтезу, например, поддержание личной гигиены пациента младенческого возраста, решение проблемы дефицита общения или воспитания, либо проблемы, связанные со здоровьем, например, при гипертермическом или судорожном синдроме. Определив приоритеты по уходу и ожидаемые результаты, сестра уже может выбрать и применить сестринскую стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента, выбрать тот единственно верный подход к больному, обеспечивающий максимальное щажение психики и дающий наибольший результат лечения. При разборе и разработке сестринской стратегии особое внимание уделяется рассмотрению моральных аспектов действий. На наш взгляд, наиболее значимыми в сестринской практике являются следующие семь аспектов действий:

1. Уважение к людям, рассматриваемое в свете автономии ребенка, возможности выбора.
2. Аспект обладания действия определенными качествами, что делает их правильными или неправильными по своей сущности (этический компонент сестринского процесса), например «справедливость» рассматривается как одинаковое отношение к людям независимо от их возраста, пола, национальности, сексуальной ориентации, вероисповедания и политических взглядов.
3. Аспект морали.
4. Поиск наилучших результатов, рассмотрение ситуации с точки зрения утилитаризма (т. е., если сестра стоит перед выбором, ее долг состоит в рассмотрении всех последствий, которые может иметь действие для всех заинтересованных лиц) например - нецелесообразно ставить капельницу на правую руку подростка-правши, если мы хотим, чтобы пациент был как можно более независим, не рационально объяснять родителям, как поделить таблетку на восемь частей, если можно выписать препарат в необходимой дозировке в порошках или микстуре.
5. Аспект наличия правильной мотивации - необходимо осуществлять действия, поскольку они правильны, а не руководствоваться какими-то иными причинами - другими словами не исполнять «долг во имя долга». Этот аспект особенно важен при работе с семьей ребенка, когда медицинская сестра обязана так провести разъяснительную работу с матерью, чтобы не только научить ее методике ухода, дачи лекарственных препаратов, но и объяснить ей зачем именно необходим этот препарат для ее малыша, что будет в случае, если не применить этот препарат.
6. Аспект «действия в соответствии с природой» - например, -подготовка больного к применению высокотехнологических диагностических и лечебных методов в зависимости от возраста требует предварительной работы с проблемой страха. Ребенку старше трех лет нельзя говорить, что будет совсем не больно, если манипуляция подразумевает болезненность. Ему необходимо заранее, на примерах игрушек, игровых моментов объяснить требуемого от него.
7. Аспект «поступков в соответствии с волей Бога» - люди, чья мораль основана на религиозных вероисповеданиях, независимо от вида религии, могут соглашаться с неверующими в определенных ситуациях, относительно того, что необходимо делать. Например - в ситуации решения вопроса о нецелесообразности активного лечения ребенка с запущенным онкологическим заболеванием, мусульманин может поддерживать такое решение, считая, что попытка отсрочить неминуемую гибель означает поступать против воли бога, утилитарист - так как в результате активного лечения больной будет страдать еще больше.

При организации сестринского процесса сестра не должна забывать, что проблемы пациента это и проблемы его родственников, близких. Нельзя упускать из виду микросоциальную среду больного, особенно при решении вопроса о необходимости госпитализации, адаптации его к условиям стационара, так как отрыв пациента от привычных условий существования при помещении в больницу, незнакомая среда, предоставленность самому себе, чувство заброшенности может наносить как преходящие, так и стойкие психические травмы, замедлять течение процесса выздоровления, снижать эффективность процесса ухода и лечения. А только обучение по модели сестринского процесса позволяет наиболее полно вскрыть и разрешить данные проблемы.

Вторая составляющая сестринского процесса - его организация. Организационная структура сестринского процесса, как вы знаете, состоит из пяти основных элементов: обследования, сестринского диагноза, плана, осуществления и оценки.

Работа с любым пациентом, будь он здоров или болен, начинается с обследования, то есть процесса сбора и оформления информации о состоянии здоровья пациента.

Источники данных весьма обширны: это и сам пациент с его рассказами о здоровье и самочувствии, его семья, данные амбулаторной картины, заключения других специалистов в области медицины, литература.

Проблема постановки сестринского диагноза, как правило, не имеет затруднений, если проведен достаточно полный сбор информации на этапе обследования. В педиатрии сестринский диагноз складывается из трех составляющих - биолого-генеалогических (особенности развития, перенесенные ранее заболевания, травмы, особенности акушерского анамнеза...); социального (тип воспитания, бытовой статус); клинического (основные проблемы, связанные со здоровьем). Сестры при изучении данной ступени сестринского процесса должны владеть навыками систематизации и умением группировки.

При рассмотрении принципов составления плана сестринских действий, помимо изучения необходимых для данной ситуации действий по проведению дополнительных исследований, неотложной помощи, режимной, диетической, медикаментозной и т. д. коррекции состояния, необходимо, на наш взгляд, учитывать сестринские модели защиты пациента. Правозащитная модель (сестра несет ответственность за информирование пациента и его семьи относительно его прав в больнице или системе медико-санитарной помощи. Сестра должна убедиться в том, что пациент понимает эти права и знает как пользоваться ими в рамках системы). Модель решений, основанных на ценностях - это предоставление защиты назначает сестру на роль помощника пациента с целью обсудить его потребности и интересы и сделать выбор, который наиболее полно соответствует ценностям, образу жизни или плану действий пациента, не навязывая ему решений. Модель уважения к людям - человеческое достоинство пациента уважается независимо от того является ли пациент независимым и самостоятельным. В роли защитника сестра помнит об основных человеческих ценностях пациента и всякий раз действует с целью защитить его человеческое достоинство, тайну, независимый выбор, когда необходимо.

Для систематизации подхода к составлению плана сестринских мероприятий мы используем так называемую модель принятия решения:

1 ступень - рассмотрите ситуацию с целью определения проблем, связанных со здоровьем, необходимых решений, этических компонентов и главных индивидуумов.
2 ступень - соберите дополнительную информацию с целью прояснения ситуации.
3 ступень - определите личные и профессиональные моральные позиции.
4 ступень - определите моральные позиции главных индивиду-умов-участников.
5 ступень - определите этические вопросы, связанные с ситуацией
6 ступень определите противоречие ценностей, если оно есть.
7 ступень - установите, кто принимает решение.
8 ступень - определите круг действий и предполагаемые результаты.
9 ступень - выберите направление действий.
10 ступень - реализация действий.

Если учитываются все психологические составные ситуации и принятие решений идет по рассмотренному алгоритму, то, как правило, этап реализации не представляет затруднений у сестер, может отмечаться только недостаток знаний при освещении некоторых вопросов.

1. Что будет делать пациент (например - находиться на постельном режиме, принимать медикаменты, полоскать горло).
2. Один тип поведения для каждой установки (необходимо отдельно обсудить особенности диетического питания, а не диету и прием лекарственных средств одновременно).
3. Необходимое наблюдение и оценка в изменении поведения (в процессе лечения у ребенка может появиться страх перед белыми халатами медиков, или по мере улучшения состояния больной может менее тщательно выполнять назначения).
4. Быть более подробными в области «критерия» - обсудить с больным и его родственниками, что конкретно необходимо, например, если назначен строгий постельный режим, то с какой целью
и какие осложнения со стороны здоровья могут возникнуть при несоблюдении постельного режима, если назначено диетическое питание, то какие последствия могут последовать при нарушении диеты.
5. Подробное обсуждение целей с пациентом или его близкими, не только кратковременных, но и долговременных планов.
6. Реальные цели, например, не реально планировать полное выздоровление у ребенка с врожденным пороком сердца.

Сестра не только планирует необходимые мероприятия, но и реализует их. Ее действия затрагивают помошь при болезни, профилактические и оздоровительные мероприятия. С изменением картины болезни изменяется и реализация. Исторически сложились три основных типа реализации:

1. Зависимый, наиболее распространенный тип деятельности сестер, характеризуемый тем, что требуются указания врача для начала действия, но должны быть использованы знания и навыки сестры - например, врач назначает инъекции антибиотиков, а сестра выполняет назначения...
2. Независимый - включает непосредственную деятельность сестры, например, обучение матери приемам массажа, технике приготовления блюд детской кухни...
3. Взаимозависимый - совместная деятельность сестры с другими специалистами в области медицины - например, обработка полости рта после консультации стоматолога...

Особый упор, при организации сестринского процесса в педиатрии мы делаем на независимый и взаимозависимый типы реализации, так как именно эти типы реализации помогут студентам наиболее полно овладеть знаниями и практическими навыками.

На этапе реализации сестра должна проявить весь свой богатый опыт для достижения цели, ведь успех лечения зависит от правильно организованного ухода за пациентом, выполнения им режима, приеме препаратов. При выраженной реакции протеста со стороны пациента - налаживания контакта с больным...

Во время выполнения этапа реализации сестра ведет карту сестринского процесса, где в графе «реализация» четко указывает кто должен выполнять, что делать и когда. После завершения этапа реализации сестра приступает к заключительному этапу сестринского процесса - оценке. На этом этапе учитываются следующие показатели:

1. Оценка реакции пациента на вмешательство - как пациент реагирует на мероприятие - например, на использование подкладного судна при строгом постельном режиме.
2. Мнение пациента о вмешательстве.
3. Оценка достижения поставленной цели - необходима для определения правильности сестринских мероприятий. Если за определенный срок цель не будет достигнута, значит была выбрана ошибочная тактика или допущено не полное обследование пациента, и следует начать сестринский процесс заново с первого этапа
4. Оценка качества оказанной помощи.

На этапе овладения оценкой сестринских мероприятий, сестра наибольшее внимание должна уделять модели оценки «подотчетность - договорные отношения», как наиболее перспективной, на наш взгляд модели, т. к. подотчетность включает отношения, по крайней мере, между двумя сторонами. Это договорные отношения, в которые сестра, являясь действующим лицом, вступает в договорное соглашение с целью оказать помощь и нести за нее ответственность в соответствии с установленными условиями. Нести ответственность в данной модели, исходя из природы полного доверия, которое существует между пациентом и сестрой. Это обязательство, которое имеет отношение к праву пациента на свободное волеизъявление и компетентный сестринский уход. Именно подотчетность защищает духовные ценности взаимоотношений сестра-больной и поддерживает традиции сестринского дела, обеспечивая и практику, и социальную роль сестринского дела своим необходимым историческим содержанием.

Из изложенного материала можно сделать вывод: сестринский процесс является наиболее перспективной моделью работы сестры в педиатрии, так как по стилю является сближением, позволяющим реализовать все лучшее, что есть в пациентах и сестринском персонале, превращает сестру из рутинно-механического придатка врача в высококвалифицированного специалиста.

Итак, вы поступили в больницу Вам следует знать, что по существующему закону ребенка госпитализируют вместе с одним из родителей (в редких случаях с бабушкой, родной тетей) лишь до трех лет.

Часть первая.
Только вместе

Как правило, в больницу госпитализируют. Если заболевание находится в острой фазе, то либо из дома, либо из детской поликлиники малыша на "скорой" срочно доставляют в стационар. В случае, когда общее самочувствие ребенка не вызывает опасений, врач может разрешить явиться в больницу самостоятельно в течение указанного срока. С одной стороны, это не очень удобно, так как искать приемный покой, оформлять документы и объясняться с медперсоналом придется непосредственно то вам, а не врачу "Скорой помощи". С другой стороны, это неплохо с той точки зрения, что вы сможете хотя бы спокойно и без суеты собраться, взять все необходимое.
Итак, вы поступили в больницу Вам следует знать, что по существующему закону ребенка госпитализируют вместе с одним из родителей (в редких случаях с бабушкой, родной тетей) лишь до трех лет. Затем, чтобы быть рядом с малышом круглые сутки, вам потребуется устное разрешение заведующего отделением или, если тот не решается брать на себя такую ответственность, письменное согласие главного врача больницы. Как правило, оно дается лишь в том случае, когда за крохой действительно нужен постоянный контроль. При серьезных заболеваниях, когда, например, малыш не имеет возможности самостоятельно передвигаться. В противном случае в большинстве отделений за исключением разве что реанимационного и тому подобных родители могут находиться только с 8 утра до 8 вечера. В обязанности мам и пап, находящихся в отделении, входит:

  • двухразовая уборка палаты (в некоторых больницах родители раз в день убирают еще и какую-нибудь "общественную" территорию - туалет, душевую, коридор). Раз в неделю производится генеральная уборка, а также "субботники" на околобольничной территории.
  • Кроме того, в некоторых больницах в пищеблок за завтраком, обедом и ужином также ходят родственники маленького пациента. С одной стороны, это прямая обязанность буфетчицы, но в связи с экономией во многих отделениях эта штатная единица попросту отсутствует.

Выписка из Правил внутреннего распорядка для родителей, находящихся в стационаре по уходу за детьми.

"Лица, допущенные в больницу по уходу за ребенком", обязаны:
  • соблюдать чистоту, содержать в порядке постель, больничную мебель;
  • ухаживать за своим ребенком и за детьми, которые находятся в этой же палате;
  • кормить своего ребенка строго по назначению врача;
  • иметь анализы на дисбактериоз, гепатит, ВИЧ;
  • во время тихого часа находиться в палатах.

Разрешается:

  • хранить небольшие порции продуктов в специальном холодильнике "для передач";
  • готовить еду не больше, чем на одни сутки (порцию);
  • хранить открытые молочные продукты не более одного дня, а закрытые строго до даты, указанной на упаковке, все продукты должны быть подписаны;
  • смотреть телевизор, посещать игровую комнату и разговаривать по телефону в строго отведенное на это время.

Запрещается

  • хранить продукты в палате;
  • отлучаться из отделения без разрешения медицинского персонала;
  • самовольно брать из "молочного" холодильника детское питание;
  • ложиться спать с ребенком на одну постель;
  • курить на территории отделения и лестничных площадках;
  • распитие спиртных напитков, в том числе и пива;
  • хранить в палате личные вещи, кроме тех, которые необходимы ребенку;
  • использовать нагревательные и другие бытовые приборы;
  • хранить лекарственные препараты, не прописанные лечащим врачом.

Считается, что за нарушение этих правил того, кто ухаживает за ребенком, могут моментально выписать. Тем не менее это не так, точнее, не совсем так.

Часть вторая.

Своя рубашка ближе к телу

Начнем с того, что практически все эти правила благополучно нарушаются, так как младшему медицинскому персоналу, который остается на сутки, очень удобно присутствие кого-нибудь из родителей. Представьте себе 20, а то и больше детей, и за всеми в течение ночи нужно присматривать! А тут мамочка рядом -случись что, прибежит и позовет. А врач... Откуда он узнает, что женщина тут ночевала?.. В общем, и тем и другим хорошо. Кстати говоря, старший медицинский персонал на самом деле в курсе, но тоже прикрывает на происходящее глаза. Конечно, за исключением вопиющих нарушений.

Соблюдение негласных правил и субординации

Напоследок хочется сказать о медперсонале и вашем эмоциональном настрое.

Самое главное, не забывайте ни на секунду о том, что мужчины и женщины в белых халатах не только врачи, как правило, работающие за мизерную зарплату но и такие же люди, как мы с вами. Поэтому, если взгляд врача отрешенно проехался по вашему лицу и он туг же прибавил шаг, не принимайте происходящее на свой счет. Тем более на счет больного малыша. Даже если вы его единственные пациенты (а такого просто быть не может), это не значит, что он ежесекундно думает только о вашем крохе. Для того чтобы выяснить, как чувствует себя ребенок, как продвигается лечение, нужно просто остановить врача и спросить об этом или попросить уделить время, когда он сможет с вами спокойно, а не на бегу поговорить. Если вы не чувствуете доверия к человеку, который "ведет" маленького пациента, поговорите с заведующим отделения. Только помните, разговор должен основываться не на эмоциональных всплесках "Доктор, мне кажется, он что-то делает не так", а на вполне конкретных вещах, типа: "Я, конечно; понимаю, что Сергей Владимирович очень занят, но я уже три недели не могу получить выписку из истории болезни" или "У моего малыша уже шесть дней расстройство живота, но врач говорит, что ничего страшного; что это побочный эффект от лечения. Но в соседней палате, где другой лечащий врач, у было то же самое, у нее взяли анализы, назначили специальный лекарственный препарат, и все прошло".
Что касается ваших эмоций, то никаких слез, никакой вселенской скорби на вашем лице ребенок видеть не должен. Малыш работает с вами на одной эмоциональной волне, и даже если вы тревожитесь, постарайтесь не показывать ему этого.
Кроме того, попадая в больницу, возьмите для себя за правило не слушать рассказы других родителей и уж тем более примерять их на себя и своего ребенка. То, что у вас один диагноз, вам столько же лет и вы поступили в один день, ровным счетом ни о чем не говорит и ничего не значит. Каждый организм индивидуален и переносит лечение по-своему
Будьте здоровы!

Cписок необходимых вещей для госпитализации и больницы.

Из документов:

  • паспорт;
  • страховой медицинский полис ребенка;
  • направление на госпитализацию;
  • анализы (общий - кровь, моча, на СПИД, справка об отсутствии контакта с инфекцией).

Из вещей:

  • средства личной гигиены для себя и ребенка (зубная паста, щетка, мыло, полотенце - большое и маленькое, влажные салфетки, мочалка, шампунь);
  • сменная одежда и обувь. Малышу: тапочки, носки или колготки, пара комплектов нижнего белья, пижама для сна, повседневная и уличная одежда. Последняя пригодится даже в том случае, если вы не будете гулять. Например, при походе в другой корпус или если вас решат отвезти на обследование в другую больницу.

Маме:

  • тапочки, халат или футболку с лосинами, то, в чем вы будете спать, верхнюю одежду, белье.

Из посуды:

  • Тарелки - мелкую и глубокую, двойной комплект столовых приборов.
  • Нож лучше брать складной и многофункциональный.
  • Не забудьте маленькое кухонное полотенце, кипятильник.

И еще один совет. Даже если ребенок тяжело болен, потакать всем его шалостям и удовлетворять любой каприз не самый хороший выход. Тем более что любая мама в состоянии отличить нытье "по поводу" и без. Не забывайте о том, что очень скоро ваш малыш поправится, вы вернетесь домой, и... Боже мой, кому как не нам знать, что к хорошему привыкаешь быстро.

Как не потерять голову, собирая малыша в больницу Калугина Иринажурнал "Няня" , 1999 год № 10

Наверное, нетрудно представить себе состояние родителей, когда приехавшие врачи "скорой помощи" предлагают госпитализировать малыша. Причиной может быть подозрение на аппендицит, высокая температура с угрозой судорог или бытовая травма. Что делать? Соглашаться ли на предложение доктора? Как не потерять от страха голову, отправляя ребенка в больницу?

Да и времени на сборы практически нет. А надо срочно паковать сумку, предусмотреть каждую мелочь. Вопрос этот не праздный, особенно учитывая тот факт, что в большинство детских отделений родителей пускают совсем неохотно.
Итак, самое главное правило. Если вашему крохе уже исполнился месяц, вы обязательно должны получить в своей детской поликлинике полис медицинского страхования. Не откладывайте это дело на потом. В жизни все бывает, и, несмотря на жаркие заверения руководителей службы "Скорой помощи" о недопустимости требований полиса в экстренных ситуациях, первый вопрос врачей из дежурной бригады будет: "Полис есть?". Если заветная розовая бумага уже давно у вас, необходимо сделать с нее несколько копий, а также заламинировать ее. Во многих московских поликлиниках такой полис меняют на пластиковую карточку, что намного удобнее. Кстати, и свой полис (особенно если вашему малышу еще не исполнилось 5 лет) держите в пределах досягаемости - при совместной госпитализации с ребенком он вам тоже понадобится. Например, вы ложитесь в больницу вместе с малышом - назначена обычная плановая операция (по поводу грыжи, например, или удаление аденоидов) или для проведения необходимого обследования.
После получения направления в конкретную больницу советую не полениться позвонить в приемный покой (как правило, его телефон всегда указан в направлении) и выяснить, что именно можно (и нужно) взять с собой. К сожалению, бедность наших стационаров уже давно стала притчей во языцех. Вам же необходимо будет обеспечить себе и ребенку хотя бы минимальный бытовой комфорт. Обязательно положите чашку, ложки (чайную и столовую), вилку и нож (естественно, безопаснее складной). С тарелками, как правило, проблем нет. Не забудьте туалетные принадлежности, туалетную бумагу и маленькое полотенце. Спокойно обдумайте, что вам лично может понадобиться в течение нескольких дней изоляции. Вместо халата лучше взять с собой спортивный костюм или летние брюки с майкой, это удобнее. Если вы поступаете в хирургическое отделение, будьте готовы к тому, что любимые шерстяные носки и вязаную жилетку придется оставить дома. Позаботьтесь об обуви, она не должна промокать - от луж на полу в детском отделении никто не застрахован. Не стесняйтесь спросить, есть ли в отделении телефон. Возможно, придется запастись десятком жетонов для связи с внешним миром.
Захватите с собой бутылку минеральной воды, пару пакетиков сока, чай, любимые конфеты малыша. Тем более что после первой же больничной трапезы вам станет ясно, насколько и чем вам нужно ее разнообразить, об этом позаботятся ваши ближайшие родственники, которые будут навещать вас в больнице.
За несколько дней до госпитализации психологи советуют ненавязчиво рассказывать ребенку, особенно маленькому (2-5 лет), о больнице и врачах, как говорится, готовить его "морально". При желании можно превратить этот процесс в игру. А после выписки маленькие дети обожают истории о том, что с ними произошло в больнице. Считается, что многократно проговаривая неприятную для малыша ситуацию, мы как бы внутренне освобождаем ребенка от негативных воспоминаний. Так что не ограничивайте себя. Хитом сезона у моего трехлетнего сына был рассказ о том, как ему ставили в больнице капельницу и как мужественно он себя при этом вел.
Теперь о госпитализации экстренной. К сожалению, большинство неприятных происшествий с детьми происходит почему-то вечером в субботу или в воскресенье ночью? Взрослые бегают в панике по квартире, пытаясь сообразить, что может понадобиться в больнице в ближайшее время. Причем ничего дельного на ум не приходит. Чтобы избежать таких ситуаций, есть простое правило. Я позаимствовала его у подруги, которая до рождения ребенка была вынуждена часто ездить в командировки. У нее на кусочке картона был написан маленький список необходимых в отъезде вещей. Как только приходила пора собираться в дорогу, она спокойно доставала его и согласно номерам складывала дорожную сумку. Процедура эта, проводимая в спокойном темпе, занимала минимум 10 минут. Такой список поможет и при срочной госпитализации.
Поступая с ребенком в больницу по "скорой", в приемном покое не забудьте выяснить, какие правила возврата книжек и игрушек, принесенных с собой из дома. Иначе потеря мишки или куклы может стать настоящей трагедией для малыша. Ведь в некоторых отделениях (особенно связанных с кишечными и прочими инфекциями) игрушки, которые при этом могут быть только резиновыми, а также книжки не возвращаются. Исключением из общего правила считаются вирусные отделения, где проводится лечение острых респираторных инфекций. В случае чего вы всегда можете оставить те же игрушки в камере хранения вместе с верхней одеждой.
Теперь о некоторых полезных в больничных условиях вещах. Если дома у вас есть электронный термометр, возьмите его с собой. Быстрое и к тому же незаметное для спящего ребенка измерение температуры избавит вас от многих длительных минут ожидания. Не говоря уж о ситуациях, когда болезнь сопровождается резким и стойким подъемом температуры. В этих случаях ее измерение каждый час-два становится жизненно необходимым.
Купите про запас пяток воздушных шаров. Конечно, поступая экстренно в больницу, вам будет не до них, однако пройдет день-два, и лучшего развлечения для ребенка, чем разрисованный веселыми рожицами воздушный шарик, вам не придумать. Это также относится к карандашам и фломастерам - рисование отвлекает от больничных проблем и может на некоторое время занять ребенка.
Более взрослых детей и подростков госпитализируют без родителей, что, на мой взгляд, добавляет проблем как самим родителям, так и больничному персоналу. В больнице ребенку старшего возраста понадобится то же, что понадобилось бы и вам. Кроме того, в уже собранную сумку обязательно нужно положить четко написанные на плотном листе бумаги все необходимые телефоны: служебный родителей, домашний бабушек, тетушек, пейджера, если он есть.
Даже если посещения не разрешены (например, в инфекционных отделениях), вы всегда можете (и имеете право!) встретиться с лечащим врачом.
Используйте это право по максимуму - не принимайте от доктора никаких отговорок типа "состояние стабильное, ребенок идет на поправку". Врач в курсе всех изменений в организме вашего ребенка - и вы тоже должны быть в курсе, ведь вряд ли любимое чадо расскажет вам за три минуты телефонного разговора о результатах анализа мочи.
Даже если список разрешенных для передачи продуктов ограничен, не пытайтесь настаивать на своем - не поможет все равно. Не беспокойтесь, больничная еда хоть и не самая вкусная, но продержаться на ней можно, а уж дома побалуйте малыша. Однако хлебобулочные изделия (а значит, и всякие плюшечки без начинки и печенья) принимают почти во всех больницах без ограничений.
Но главное - не сходите с ума от беспокойства, ведь вы сделали уже все от себя зависящее, теперь - дело за врачами, а уж они не подведут.
Желаю удачи и чтобы эти мои советы вам в жизни не понадобились!