Необычные растения        11.10.2019   

Самоанализ по экологии воспитателя. Самоанализ комбинированного занятия в старшей группе «Путешествие в подводный мир» Область – познание и социум. Самоанализ открытого занятия по экологии «живые синоптики»

Гульнара Сиргалина

Дошкольное детство – короткий , но важный период становления личности. Я считаю, что именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением , способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Мой опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний , если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Трудно переоценить вклад дидактической игры в развитие ребенка, в том числе и в формирование экологической культуры . Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.

Работая над интересной темой «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности », я даю возможность детям познавать мир природы через игру. В своей работе я использую методические разработки Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко, Д. В. Эльконина, Т. М. Бондаренко, Н. В. Коломиной.

Чтобы реализовать посредством дидактической игры задачи экологического образования , я провожу тщательный отбор и анализ игрового материала, придерживаясь определенных требований :

Игры подбираю с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования , которые решаются на данном возрастном этапе;

Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные знания и стимулировать к усвоению новых;

Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;

Предпочтение отдаю тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования , но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка .

Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников , необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволяет прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

Считаю, что деятельность воспитателя невозможна без постановки целей и задач, определения средств и способов их решения, и прогнозирования результатов. Свою работу по экологическому развитию планирую по следующим направлениям : работа с детьми, с родителями и взаимодействие с педагогами.

Работая с детьми, я расширяю представления детей о живой природе, учу использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развиваю и совершенствую такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Для того чтобы грамотно построить работу с детьми, я должна знать уровень развития каждого ребенка. Для этого провожу диагностику, используя материалы М. А. Васильевой, Т. М. Бондаренко, Л. А. Венгера. Определив уровень развития каждого ребенка, ставлю цель, отбираю содержание, методы и приемы работы, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка. Диагностика проводится в начале и в конце года. В процессе проведения диагностики фиксируется уровень знаний каждого ребенка по темам «Живая природа» (животный и растительный мир) и «Неживая природа» по всем показателям. Сравнительный анализ, полученный при обследовании данных диагностики, позволяет сформировать представление о реальной динамике развития каждого ребенка и грамотно спланировать индивидуальную работу. Диагностика показала, в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний , как овладел познавательными и речевыми умениями, в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное) . Однако есть и такие дети, которые испытывают трудности в усвоении программного материала, слабо развиты познавательные и речевые навыки. Для этого мною проводится индивидуальная работа; дети привлекаются к активному участию в игровых действиях. В коллективных играх дети ярко проявляют себя как с хорошей, так и с плохой стороны, поэтому я использую совместные дидактические игры для диагностики.

Использование дидактических игр в работе предполагает создание педагогом необходимых условий, одно из них это изготовление различных игр. В группе мною создан «Уголок природы» , где размещены дидактические игры, которые решают различные цели и задачи в познании детей интересного мира природы; составлена картотека дидактических игр; собран необходимый материал для проведения опытов, наблюдений; подобраны литература, иллюстрации для предварительной работы, беседы предшествующие дидактической игре. В «Уголке природы» ребенок может просто отдохнуть, расслабиться, уравновесить свое эмоциональное состояние.

В данный момент работаю над изучением и изготовлением новой дидактической игры «Времена года» , разработанной петербургским логопедом Е. О. Астафьевой. Планирую использовать ее как на занятиях, так и в свободное время. Игра очень полезна и занимательна, может быть использована в различных вариантах.

Для более успешной работы с детьми мною разработан перспективный план взаимодействия с родителями. Опираясь на собственный опыт и на отобранный материал, были разработаны консультации : «История дидактической игры» , «Цели и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста », «Познавательные игры-занятия в работе по экологическому воспитанию », «Значение игры в жизни ребенка» . Была организована фотовыставка «Учимся, играя» ; собран интересный материал и представлен родителям в папке - передвижке по теме «По страницам экологического календаря » , «Фантазии природы» , «Уроки для родителей» . Родители приняли активное участие в мероприятии «Час экологической игры » во время проведения «Дня открытых дверей» , в КВНе «Что мы знаем о природе и ее охране?» , проведенной совместно с детьми старшего дошкольного возраста . С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду , мною было проведено анкетирование родителей. В данное время совместно с родителями идет работа над изготовлением альбома, где будет собран фотоматериал о природе, стихи и загадки, пословицы и поговорки.

Свою работу по экологическому воспитанию детей я осуществляю совместно с экологом , согласовывая содержание материала, тематику дидактических игр, информацию для родителей. Активно участвую в методической работе. Мною проведены консультации для педагогов : «Значение экологического воспитания в развитии личности ребенка», «Экологическое просвещение родителей» , «Развивающая среда для экологического образования » , «Работа с родителями в системе экологического образования », проведен практикум «Игра в экологическом образовании дошкольников » , заседание «круглого стола» : «Советы по экологическому воспитанию дошкольников » и проведена викторина по теме «В природе все взаимосвязано» .

Постоянно работаю над самообразованием . Изучаю новинки методической литературы Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» ,

А. Н. Давидчук «Обучение и игра» , Л. В. Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников » и др.

В дальнейшем планирую продолжить начатую работу по формированию осознания экологической ценности природы и ее единства с человеком. В условиях Севера, где из-за климатических особенностей ограничены возможности общения с природой в естественных условиях, все становится немного сложнее, поэтому необходимо искать интересные для детей способы решения проблем. Именно в дидактической игре ребенок может без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов справиться с любой задачей. Все происходит легко, естественно и с удовольствием.

2. Анализ проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах

3.Наблюдение и анализ занятий по экологическому развитию детей.

Производственная практика:

1.Планирование и проведение наблюдений и экскурсий.

2.Планирование и самостоятельное проведение НОД по экологии

3.Участие в исследовательской и проектной деятельности, проводимой педагогами ДОО

Учебная практика:

ЗАДАНИЕ 1 Анализ экологической развивающей среды в ДОО.

Вопросы к анализу экологической развивающей среду в ДОО

1.Что такое «экологическая развивающая среда» ДОУ?

2.Какие образовательные программы использует ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников?

3.Какие условия созданы в ДОУ для реализации задач по экологическому воспитанию дошкольников?

4.Имеется ли в штате д/сада педагог-эколог?

5.Какие «зоны природы» имеются в помещении ДОУ (экологическая комната, музей природы, зимний сад и др.)? Их оснащение.

7.Отвечает ли подбор объектов общим педагогическим требовани­ям (дидактическая ценность, безопасность для здоровья детей, доступность уходу за объектами, воспитательная ценность объ­ектов).

8.Учтены ли биологические особенности растений и животных при подборе (возможность осуществления биологического цикла в условиях уголка природы, удовлетворения потребностей и др.).

9.В чем проявляется учет возрастных возможностей детей при подборе объектов.**

10.Какие «зоны природы» имеются на участке ДОУ (цветники, огород, сад, уголок нетронутой природы, альпийская горка, метеоплощадка, экологическая тропинка и др.)?

11.Самостоятельно сделать вывод о том, созданы в ДОУ условия для экологического воспитания детей? Можно ли данную экологическую среду назвать «развивающей»? Обосновать свои выводы.

Представить фотографии с описанием самых интересных, на ваш взгляд, объектов.

Вопросы к анализу уголка природы

2.Отвечает ли подбор объектов общим педагогическим требованиям (дидактическая ценность, безопасность для здоровья детей, типичность объектов, доступность уходу и др.)?

3.Учтены ли биологические особенности растений и животных (возможность осуществления биологического цикла в условиях уголка природы, удовлетворение потребностей и др.);



4.В чем проявляется учет возрастных возможностей детей при отборе объектов?

5.Учтены ли при размещении объектов дифференцированные потребности растений и животных?

6.Какую работу проводит воспитатель с детьми в уголке природы?

8.Приложите фотографии

ЗАДАНИЕ 2 Анализ проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах

Вопросы к анализу наблюдений, проведенных воспитателем с детьми:

1.Тематика наблюдений, возрастная группа.

2.Цель наблюдения:

Закрепление (расширение, систематизация, уточнение) знаний;

Развитие познавательных способностей (внимания, мышления, речи и др.);

Воспитание осознанного отношения к объектам природы.

3.Время и место проведения наблюдения.

4.Количество детей, которые участвовали в наблюдении одновременно.

5. Пространственная организация детей

(любой объект природы должен быть максимально доступен для

восприятия каждому ребенку, воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети).

6.Продолжительность наблюдений

(восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными).

7.Структура наблюдения.

Три структурных компонента – начало, основная часть, окончание.

Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы,

используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие

положительные эмоции).

Основная часть – использование приемов, обеспечивающих получение

сенсорной информации.

Окончание – дети должны завершить наблюдение в положительном

эмоциональном состоянии, без умственного утомления.

воспитатель.

9.Удалось ли воспитателю решить поставленные задачи.

Проанализировать не менее трех наблюдений (за объектами уголка природы, за трудом взрослых: прачки, дворника, младшего воспитателя, за сезонными изменениями, за различными объектами природы на прогулке: птицами, деревьями, за транспортом.



ЗАДАНИЕ 3 Наблюдение и анализ занятий по экологическому развитию детей.

Вопросы к наблюдению и анализу (самоанализу) проведения организованной образовательной деятельности

1.Из каких частей состоит просмотренное занятие, интеграция образовательных областей.?

2.Какие программные задачи решались в каждой части занятия? Выполнила ли их воспитатель?

3.Сформулируйте и запишите программное содержание каждой части.

4. Организация обстановки: гигиенические условия, количество детей; подготовленность и качество наглядных пособий; эстетика обстановки

5. Виды детской деятельности на занятии.

6.Оценка эффективности и методической грамотности приемов, используемых воспитателем.

7.Дайте характеристику наглядного материала (вид наглядного материала, количество его на данном занятии, соответствие возрасту детей; соответствие эстетическим требованиям; умение детей пользоваться наглядным материалом.).

8.Проведение физкультминутки, ее связь с темой занятия.

9. Интерес детей к занятию, как он поддерживался.

10. Длительность занятия

11.Рефлексия. Был ли подведен итог занятия? Оцените грамотность завершения занятия.

Образец анализа занятия

Анализ образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей в средней группе «Доктор Айболит в гостях у детей».

Тема: Рассматривание овощей и фруктов. Геометрические фигуры.

Помещение было подготовлено: проветрено, приготовлен весь необходимый материал (овощи и фрукты, «грядки» круглой, треугольной и продолговатой(овальной) формы, картинки с изображением овощей и фруктов).

Дети сидели на стульчиках, расставленных полукругом, свет падал с левой стороны. Воспитатель также сидел на низком стульчике, материал располагался на уровне глаз детей, всем было удобно.

Программные задачи были подобраны в соответствии с основной общеобразовательной программой, соответствовали возрасту детей и уровню их знаний и умений. Воспитатель грамотно составил программное содержание, включив в него образовательные задачи:

развивать умения отличать и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа) и фрукты (яблоко, груша), дать представления об их пользе для здоровья человека;

закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);

упражнять в различении плодов моркови, свеклы, лука-репки, лимона, огурца и других овощей и фруктов по назначениям и характерным особенностям;

развивающие задачи:

учить группировать овощи и фрукты;

вовлекать детей в разговор во время рассматривания овощей и фруктов;

формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

обучать сопоставлению формы предметов с эталонами формы;

активизация словаря: овощи, фрукты, продолговатый, овальный, баклажан.

и воспитательные задачи:

воспитывать понимание ценности здоровья.

Занятие было составлено в соответствии с современными требованиями. Прослеживалась интеграция следующих образовательных областей «Познание» (сенсорное развитие, ознакомление с природой), «Коммуникация», «Здоровье» (ЗОЖ).

В ходе занятия использовались следующие виды деятельности:

игровая (сюрпризный момент, игра «Чудесный мешочек»);

познавательно-исследовательская (рассматривание овощей и фруктов, сопоставление формы предметов с формой «грядки»);

коммуникативная (беседа по вопросам, активизация словаря);

рефлексивная (подведение итога, угощение)

Занятие состояло из трех частей:

а) вводная: приход доктора Айболита, «осмотр» детей, вводная беседа о пользе витаминов.

б)основная : рассматривание овощей и фруктов, загадывание загадок, игра «Что лишнее»,

игра «Необычный огород» (соотнесение формы предмета с эталоном)

в)заключительная (подведение итога, угощение)

Для реализации программных задач были использованы следующие приемы: вопросы, исправление ошибок в речи детей, загадывание загадок, хоровое повторение слов, поощрение.

Когда дети устали, воспитатель использовал физкультминутку, по содержанию она была связана с темой занятия.

Речь воспитателя была грамотной, выразительной, тон речи очень доброжелательным. Речь воспитателя служила образцом для детей.

На протяжении всего занятия воспитатель старался поддерживать интерес у детей. Он подобрал качественный наглядный материал, использовал много игровых приемов, менял виды деятельности.

Однако занятие затянулось и длилось почти 30 минут, дети заметно устали и начали отвлекаться. На мой взгляд, следовало сократить количество загадок до пяти-шести, тогда можно было бы уложиться во временные рамки.

В целом, данное занятие соответствовало современным методическим требованиям.

Производственная практика:

ЗАДАНИЕ 1 Планирование и проведение наблюдений и экскурсий.

При планировании следует указать название, цель наблюдения. (В помощь предлагается образец наблюдений за золотой рыбкой (методика С.Н. Николаевой). Подберите стихи, загадки, используйте их во время наблюдений за объектами живой и неживой природы.

За чем можно понаблюдать на прогулке:

За листопадом,

За облаками,

За небом,

За состоянием погоды,

За деревьями,

За птицами и др.

ЗАДАНИЕ 2 Планирование и самостоятельное проведение НОД по экологии

Конспект занятия пишется от первого лица. При составлении конспекта занятия по экологическому воспитанию дошкольников необходимо указать:

1.Название занятия.

2.Программные задачи:

Образовательные,

Развивающие,

Воспитательные.

3.Материал для занятия –демонстрационный и раздаточный материал,картины, репродукции, карточки, ТСО и др.

4.Ход занятия - последовательноописать все его части (организационную основную, заключительную), описать разные виды деятельности, диалоги, вопросы к детям и задания для них, физкультминутки, итог занятия. В ходе занятия активно используйте художественное слово.

ЗАДАНИЕ 3 Участие в исследовательской и проектной деятельности, проводимой педагогами ДОО.

Подготовьте и проведите исследования с детьми с объектами живой (неживой) природы. Тему исследования выбирает студент. Это могут быть опыты с водой, снегом, песком, камушками, опыты с растениями и др. Следует приложить фотографии, отражающие работу с детьми.

Такие опыты проводят с детьми всех возрастных групп при выращивании зелени из репчатого лука. Уже в младшей группе можно поместить две одинаковые луковицы в две стеклянные банки, но только в одну из них налить воды. Дети наблюдают разное состояние луковиц: в банке с водой лук начнет прорастать (у него появятся корни и зелень);в банке без воды луковица останется почти неизменной.

С детьми средней группы опыт с луком можно провести иначе: обе луковицы поместить в воду, но одну банку расположить в темном месте, а другую оставить на подоконнике. Наблюдения и сравнение луковиц покажут, что они растут по-разному: на подоконнике - нормально, а в темноте прорастающие листья будут желтыми и скрюченными из-за отсутствия света.

В старшей группе можно поставить три банки с луковицами: одну - в темноту; другую - в прохладное, но светлое место; третью - в теплом помещении на окне. Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост луковиц. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени.
В подготовительной к школе группе можно поставить одновременно четыре банки с одинаковыми луковицами, но в разные условия (без воды, без света, без тепла, в нормальных условиях). Важно иметь в виду следующее обстоятельство - в каждом конкретном случае опыт проводится только с одним отклонением от нормальных условий: луковица без воды должна стоять в тепле и на свету; луковица в темноте должна быть с водой и в тепле; луковица в холоде должна стоять на свету и в воде. Это создает чистоту (дети наглядно убеждаются в значении каждого из условий и всего комплекса условий для роста растений) и простоту опыта (дети видят то, что им легко понять и осмыслить).
Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т.е. причин), которые вызвали изменение, сравнение разных объектов. Например, посаженную в воду луковицу каждый раз следует рассматривать таким образом: что растет в банке? Что изменилось у луковицы? Какими стали листья, корни, сама луковица? Почему она изменилась, почему листья стали длиннее, почему их стало больше? Какие условия помогают расти луковице? Сравнение луковиц, каждая из которых была рассмотрена по этой схеме, поможет детям установить сначала их внешнее различие, а потом и разные условия, которые обусловили это различие.

Приложение 1.

Министерство образования Московской области

«Московский государственный областной гуманитарный институт»

Гуманитарно-педагогический колледж МГОГИ

Я, Стрелкова Лидия Ивановна, воспитатель муниципального казенного дошкольного учреждения « Верхнемамонского детского сада №1». Стаж педагогической работы 29лет. В 1987 году окончила Павловское педагогическое училище по специальности. Имею первую квалификационную категорию.

Работаю с детьми старшей группы. В работе использую общеобразовательную программу дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией (под ред.Н.А.Вераксы, Т.С.Комаровой и др.)

Перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача не только подготовить своих воспитанников к успешному обучению в школе и дальнейшей социальной адаптации, но и максимально использовать образовательное пространство учреждения для наиболее полноценного развития дошкольников.

В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. На мой взгляд, приоритетной должна быть задача воспитания гуманного отношения к природе. Установление положительных, эмоционально окрашенных связей –вот основа экологической воспитанности.

Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели скворца, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду. За последние годы в детском саду создана целостная система экологического воспитания через все виды детской деятельности, направленная на решение следующих задач:

    Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

    Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

    Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Пути реализации:

    Создание условий /материальная база, экологизация развивающей среды, программное обеспечение /.

    Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.

    Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.

    Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

    Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

    Установление преемственности со школой, связь с социокультурными учреждениями села в области экологического воспитания.

Хочется остановиться на двух условиях успешности экологического воспитания:

    практика показала важность интеграции экологического воспитания с другими областями развития ребенка, иными словами, экологизации воспитательно-образовательной работы.

    комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения муниципального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.

Муниципальный компонент предполагает:

    знакомство с природным ландшафтом сельской местности села, района, области, географическими и климатическими особенностями

/ экскурсии, экологические прогулки, наблюдения/;

    знакомство с культурными достижениями, трудом жителей села;

    знакомство с русской культурой, обычаями, традициями / через мини- музей детского сада, тематические занятия /.

Ведется постоянная работа по ознакомлению детей с особенностями сельской местности и района. Разработаны занятия, наблюдения на природе: по достопримечательностям села, в лес, к памятникам, на поля и луга. Проводятся тематические выставки: "Игрушки, поделки, картины"- сделанных руками родителей и детей из природного материала, «Дары осени», «Ах, ты, зимушка-зима» (зимние этюды из бросового материала, семян, перьев, пуха) и другие.

В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы, осознание ребенком себя как субъекта природы.

В работе с детьми использую разнообразные формы ознакомления дошкольников с окружающим миром, сотрудничая с родителями, школой, библиотекой. Доброй традицией стало ежегодное проведение экологических праздников, развлечений. В это время ведется всесторонняя углубленная работа по темам, предложенным программами «От рождения до школы» (под ред. Н.А.Вераксы, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой), «Юный эколог» (С.Н.Николаева), «Наш дом природа» (Н.Рыжова) во всех возрастных группах. Каждый раз проведение праздников для детей и взрослых, возможность новых находок и открытий, радость творчества.

Мною проработаны проекты «Береги природу своего родного края» (для детей 5-6 лет), «Комнатные растения» «Лягушка», «Рябинка», составлен альбом, серия фотоальбомов «Времена года». Разработан цикл наблюдений за цветущими растениями; для родителей подготовлены папки передвижки: «Мы и природа», «Береги все живое вокруг нас». Оформлены книжные выставки для детей и родителей «Новинки сезона Почемучки», «Познакомьтесь с книжками»(«книги «Живая природа», «Природа вокруг нас», «Книга ответов для Почемучки» и др. Дошколята и их родители проявили инициативу и активность в посадке молодых деревьев на территории детского сада, в выращивании рассады для цветников. Апробирована такая форма работы как экологические прогулки (это и пришкольный участок, огород, зона березовой рощи, посевные поля злаков).

Интересные и содержательные, построенные на основе цикла времен года, прогулки включают в себя природные объекты территории детского сада. Любование природой, развитие чувства прекрасного, а затем уже развитие желания сохранить эту красоту, приумножить ее, узнать как можно больше о своей малой родине - вот задачи экологического воспитания детского сада. Хочется отметить, что общение с природой стараюсь начинать не с запретов и рассказов о негативных последствиях в случае их нарушения. Они предлагают ребятам образец поведения: так можно и нужно делать. Закрепляю беседами Т.А.Шорыгиной «Кто где живет», «Чего нельзя делать», «О воде», «О природе, явлениях и объектах», экологическими сказками Н.Рыжовой «Не просто сказки», и сказки Т.А.Шорыгиной. И дошкольники начинают понимать, что они могут творить добро не когда-то в будущем, когда "станут большими", а сегодня, сейчас. А яркость впечатлений, эмоциональная окраска встреч с природой развивает способность видеть красоту окружающего мира, наблюдательность, вызывает желание отразить свои впечатления в творчестве. Вот тогда создаем с детьми иллюстрации к сказкам, оформляем книжки-малышки для детей младшего возраста, выпускаются экологические папки-передвижки.

Воспитательные возможности местных условий поистине неисчерпаемы. Не могу не сказать, что в детском саду есть потенциал возможностей педагогов, желание создавать условия для познания, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Но не достаточна материальная база, нет отдельного кабинета для создания уголка природы, нет возможности дооборудовать уголок нетронутой природы на территории детского сада. Эти новшества неизменно вызвали бы восторг от непосредственного общения с животными и природой у детей, и у взрослых.

В основу построения занятий положен принцип развивающего обучения.

В структуре занятия использую методы прямого обучения (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и поисковый.

При разработке системы занятий учитываю психологические особенности и возможности детей дошкольного возраста;

необходимость сбалансированности нагрузки и исключения перегрузок при проведении занятий;

необходимость безусловного соблюдения заданного образовательным стандартом объема программного материала;

возможность недостаточной подготовленности или ослабленности детей на момент начала обучения.

После занятия я всегда анализирую причины затруднений детей и записываю задания в «тетрадь взаимодействия с воспитателем». На основании анализа и поставленных задач воспитатель планирует свои вечерние индивидуальные дополнительные занятия с детьми.

Все занятия начинаются с игровой мотивации. Сопереживая и помогая героям историй, путешествуя или отдыхая вместе с ними, дети незаметно для себя осваивают экологические знания и представления, у них расширяется общий кругозор, развивается мышление, внимание, память, восприятие, речь, формируются графические навыки. Для проведения занятий мною был изготовлен дидактический материал, подборка книг, картинок, художественного материала, игрушек, игр, из природного материала к своим занятиям и занятиям педагогов детского сада, подборка материалов для сезонных папок, для уголков природы.

Систематизировала картинный материал, макеты зон по ознакомлению с окружающим миром - учитывая природные зоны, места проживания животных, произрастания растений и человека, всего, что его окружает.

Создала условия для проведения прогулок, консультаций, собраний, праздников и развлечений.

Как показывает опыт, такой способ работы с детьми даёт очень хорошие результаты в усвоении основных разделов экологии для малышей.

Диагностика программных умений и навыков в экологическом развитии детей средних – старших групп за последние три года показывает успешное усвоение, и прохождение этого раздела.

В течении каждого занятия предусматриваю обязательно время для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Конкретное содержание каждой пятиминутки в каждом случае определяю самостоятельно, ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнение для глаз или упражнение на релаксацию (создана картотека физминуток и пальчиковой гимнастики о природе).

В работе использую следующие технологии и методы:
- оздоровительный час;

Экологические минутки;
- проблемные занятия;
- использование различных схем и модулей;
- интегрированные занятия;

Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

В конце каждого занятия подвожу итог. Детям задают вопросы: Что нового вы сегодня узнали на занятии? ... Чему вы сегодня научились? и т. п.

Определяясь в форме проведения занятия, я ориентировалась на то, что наши дети не только очень любознательны, но подвижны, их внимание еще недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. Я провожу занятия с использованием игр, музыкального, телевизионного, сопровождения. Это и настольные и словесные игры, просмотр фильмов о животных и растениях разных экосистем, о временах года, природных явлениях и многое другое. Мною подобран материал на цифровых носителях, аудио и видео кассетах о живой и не живой природе, которые помогают детям справиться с трудностями в обучении, лучше и легче сосредоточиться, дольше удерживать внимание, правильно его распределять, а также развивают слуховую и зрительную память, формируют словарный запас детей. Такая форма позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребенка и эмоционально мотивированным, а главное помогает легче усваивать материал.

В своей работе использую условных обозначения, чертежи, схематические рисунки и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Умение пользоваться моделями в детском саду дает возможность легко обучаться в школе, ориентироваться в разных областях окружающего нас мира.

В течение года я постоянно обновляю и пополняю материалы новыми методическими пособиями, готовлю различные дидактические игры для знакомства детей с окружающим миром, много печатных пособий по закреплению у детей названия животных и растений (оформлены в папки - копилки, гербарии, наборы игрушек и картинок) а также для развития внимания, памяти и мышления.

Мною проводятся индивидуальные групповые и печатные консультации для родителей. Разъясняется необходимость регулярных занятий, показываю приёмы работы с детьми. Ежемесячно вывешиваю информационные тематические циклы, позволяющие нацелить родителей на необходимую предварительную работу, помогающую познакомить ребёнка с той или иной окружающей обстановкой в домашних условиях, даю подборку материала в папках – раскладушках по теме для повторения и закрепления с ребёнком в усвоенных в детском саду знаний.

Регулярно обновляю выставки для родителей, где размещаю информацию о роли экологического воспитания. Проводятся беседы с родителями о влияние образа жизни на состояние здоровья; тестирование, спортивно-экологические праздники. Так, как считаю, что систематически занимаясь работой по укреплению и сохранению здоровья детей через эколого-развивающую среду, я сумею достичь значительных положительных результатов:

    Снизить заболеваемость детей;

    Снизить уровень тревожности и агрессивности у детей;

    Повысить уровень экологического сознания;

У детей сформируется умение конструктивного выражения эмоций, эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Активная, интересная и бурная жизнь протекает в нашем детском саду. Сколько интересных мероприятий совместно с родителями, детьми и педагогами у нас проходит. Эти мероприятия очень сближают, появилось больше понимания, сочувствия, доброты. Дети стали дружнее, культурнее, вежливее и веселее. В группе – атмосфера дружелюбия и взаимопонимания.

Таким образом, считаю, что экологическое воспитание в частности эколого-развивающая среда детского сада, играет немаловажную роль в достижение поставленной цели - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Ведь общение с природой в практической повседневной жизни - это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям её красоты и неповторимости - залог нравственного здоровья.

Я готова искать в маленьком человеке целый мир, загадочный и привлекательный, стремлюсь понять его. Но открыть в другом человеке личность можно, лишь обладая качествами, как уважение и терпение. Я всегда стараюсь сохранить эти качества в себе и учу этому воспитанников. Главным критерием отношений у нас являются слова: «Уважая себя, с уважением относись к другим».

Считаю, что имею знания по педагогике и психологии, чтобы использовать их в своей работе, во время беседы, конфликтных ситуациях, на занятиях, для решения творческих задач, развития логического мышления.
Даю ребенку возможность самому, продумать и разобраться в какой – то проблеме и совместно найти выход из создавшейся ситуации.
В перспективе планирую повышать свое профессиональное мастерство: через курсы повышения квалификации, мастер – классы, через изучение новой методической литературы, дистанционные курсы повышения квалификации.

Я постоянно в поиске новых путей сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.

Участие в районном конкурсе чтецов. Косых Ульяна заняла второе место.

Постоянно участвую в вебинарах.

Провожу консультации и оформляю тематические выставки для родителей детского сада – ко всем знаменательным датам, годовым и текущим задачам детского сада.

Самоанализ

Открытого занятия по экологическому воспитанию

« Путешествие маленькой капельки. Круговорот воды в природе».

Цель: Ознакомление детей с круговоротом воды в природе.

Задачи:

Обучающие:

Уточнить значение воды для всего живого.

Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах.

Формировать словарь (испаряется, просачивается, круговорот).

Развивающие:

Развивать у детей познавательное отношение к природе.

Развивать интерес к экспериментированию.

Воспитательные:

Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережное отношение к воде.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция с другими образовательными областями: Познание, коммуникация, социализация, безопасность, физическая культура.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская.

Форма проведения: игра-путешествие, со сменой деятельности: дети в процессе занятия переходят от одной деятельности к другой.

Непосредственно образовательная деятельность состоит из трех частей: вводная (мотивационный этап), основная (деятельностный этап), заключительная (рефлексия).

1) Вводная часть. Данный этап работы позволил познакомить с целью непосредственно образовательной деятельности, эмоционально ввести детей в проблемно - игровую ситуацию (помочь водяному найти пропавшую воду), настроить на продуктивную познавательно-исследовательскую деятельность.

2) Основная часть. Прием: постановка вопроса, выполнение заданий.

3) Заключительная часть. Подведение итогов непосредственно образовательной деятельности. На данном этапе дети высказали свое мнение о результатах их работы, интерес к содержанию НОД.

Методы и приемы:

Использовала наглядные (мультимедийные слайды, схемы), словесные (беседа, рассказ, вопросы поискового характера) и практические (опыты) методы, которые были направлены на применение познавательных, речевых умений и навыков. Их совершенствование на развитие внимания, воображения, памяти, речи.

Динамичность непосредственно образовательной деятельности, смена видов деятельности, сочетание словесных, наглядных, практических методов способствовало постоянному интересу детей и позволило предотвратить усталость.

Методы и приемы, использованные на всех этапах работы, игровая форма проведения непосредственно образовательной деятельности, использование информационных технологий и позволили добиться положительной динамики уровня усвоения поставленных задач.

Для удовлетворения двигательной активности и сохранения здоровья была организована физкультминутка.

На протяжении всей непосредственно образовательной деятельности старалась, чтобы дети проявляли познавательную активность, были заинтересованы, внимательны, раскрепощены, чувствовали себя комфортно. На предлагаемые детям вопросы, они сами находили ответ, делали соответствующие выводы. Деятельность детей поощрялась похвалой, создавая при этом ситуацию успеха.

Название: Самоанализ итогового занятия «Путешествие в страну чувств»
Номинация: Детский сад, Аттестация педагогических работников ДОУ, занятия психолога, подготовительная к школе группа, 6-7 лет

Должность: педагог-психолог
Место работы: МБДОУ «Панаевский детский сад красная шапочка»
Месторасположение: ЯНАО, Ямальский р-он, с. Панаевск

Самоанализ открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну чувств».

Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие проводилось с детьми с подготовительной к школе группы.

На занятии присутствовало 5 детей: 3 девочки и 2 мальчика.

Цель: Цели: формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

— Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей;

Развивающие:

— развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям;

Воспитательные:

— воспитывать у детей навыки сотрудничества и культурного общения,

— формировать умения и навыки произвольных движений посредством психогимнастики.

При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания. Предварительно были проведены занятия, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами и какого их значение в жизни человека.

Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки.

В начале занятия как организационный момент использовала ритуал начала занятия «Комплименты», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой.

Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – письмо от Короля.

В качестве продуктивной деятельности детям было предложено задание «Рисование эмоций», где дети рисовали эмоции с помощью белых пальчиковых красок. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук, развитие творческого воображения, тактильных ощущений, умение дифференцировать выражения лиц окружающих. С заданием дети справились хорошо.

Выполнение следующего задания «Пройди через тоннель» способствовало развитию творческого воображения, тактильных ощущений, умения дифференцировать выражение лиц окружающих.

Подвижная игра «Капельки» также применялось для оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции.

Упражнение «Стена эмоций» способствовало у детей развитию понимания мимических выражений, адекватного реагирования на определенные жизненные ситуации. В качестве смены вида деятельности была проведена гимнастика «Деревья». А упражнение «Следы» развивало сенситивность и соотнесение тактильных ощущений.

Так же использовала приём социо-игровой технологии: в упражнении «Разрезные картинки» дети показали своё умение работать в микрогруппах. Данное упражнение было направлено на развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.

Итак, король освобожден и в честь этого дети устроили салют – это развивает сенситивность и соотнесение тактильных ощущений.

В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, как помогли Королю и все ли эмоции нам нужны.

В качестве ритуала окончания занятия использовала ритуал «Ты и я – друзья!», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.

На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы, охотно справлялись с заданиями. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.