Необычные растения        06.08.2019   

Семинар-практикум для родителей «Грамматические игры по развитию речи детей. Дидактические игры по развитию речи для детей и родителей

Деловая игра с родителями «Развитие речи дошкольников через творческие виды деятельности»

Цель: Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников через работу с родителями.
Задачи:

1. Повышать знания, педагогическое мастерство родителей в осуществлении задач речевого развития.
2. Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.
Атрибуты игры : Эмблемы команд, значки капитанов, кроссворды, черный ящик, репродукции картин (В.М. Васнецов «Аленушка», А.К. Саврасов «Грачи прилетели»), карточки для работы с пословицами и поговорками, бланки-протоколы у жюри.
Правила игры:

1. Уметь слушать других.

2. Вырабатывать общее решение вопроса.

3. Принимать активное участие в игре.

4. Не оспаривать оценку жюри.

5. Соблюдать культуру речи и тактичность.

Ход

Распределение по командам. Выбор капитанов. Представление жюри, ведущего.

Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность направленную на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания, комбинирования уже известных.

Поскольку наибольшую мотивацию к общению вызывают интересы самих детей и их повседневные переживания, это нужно учитывать в работе с детьми. По мнению исследователей детской речи самый расцвет творческих талантов (поэтических, писательских, просто словотворческих)приходится на дошкольное детство. Сам процесс освоения речи ребенком протекает по законам творчества.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний. Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению.

1задание

Название команд, девиз.

2 задание «Чудесный конвертик»

Ведущий: Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность. Так как формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании, повествовании, рассуждении. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога.
В черном ящике находятся репродукции картин, по которым составляется описательный рассказ. Команде надо отгадать название картины и ее автора.
Примерные рассказы логопеда
1. На полотне изображен характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Художник изобразил лес, «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», и нашел выразительное многоцветье красок для описания прелестной осенней поры. Золото листвы красиво оттеняет прозрачную воду реки и синеву неба. Гладкую поверхность медленно текущей реки еще не беспокоит порывистый холодный ветер. В реке, словно в зеркале, отражаются прибрежные деревья, кусты и высокое небо. На картине запечатлен теплый, безветренный день. Все дышит тишиной и осенним покоем.
2.Сюжет картины навеян темой сиротства, страдания детей, русской народной сказкой. Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни. Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит девочка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы, взгляд неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета она бедно. На ней старенький, порванный кафтан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень. Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой девочки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять ее грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку, защищают ее от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-зеленый и красно-коричневые цвета. Картина очень поэтична.

3.Картина производит особое, задушевное впечатление. Веет от нее чем-то близким и родным. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на покрытом тающим ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые кривые березы. На их голых ветвях расположились грачиные гнезда, а вокруг суетятся сами хозяева этих птичьих домишек. На втором плане виден освещенный весенним солнцем бревенчатый забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви. А дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля со сладами не растаявшего снега. Этот скромный пейзаж напоен прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких, нежно голубеющих облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной.
4.Перед нами дощатый, чисто выскобленный чьей-то заботливой рукой розовый стол. Он источает едва уловимый запах древесины. На столе – небольшой самовар, стакан на блюдце, яйца, букет полевых цветов, фонарик и коробок спичек. Предметы лежат перед нами как на ладони. Весело сверкают грани начищенного до блеска самовара. В его зеркальной поверхности видно отражение стола. Солнечные блики играют на стакане с чаем, на яйцах, на фонарике, на вазе. В прозрачной стеклянной вазе – букет полевых цветов: голубые, как бы склонившиеся перед нами в поклоне, колокольчики и желтые ромашки, похожие на маленькие солнца. В верхнем углу художник поместил большого, рыжего, вислоухого пса. Умная собака терпеливо ждет своего хозяина, который незримо присутствует на картине. Кажется, что он где-то рядом. Картина вся сияет, словно прозрачное солнечное утро. Она полна яркого света, покоя и чистоты. Отчего ощущение радости становиться еще сильнее.
Ответы

2.В.М. Васнецов «Аленушка»

3.А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

3 задание. Инсценировка

Ведущий: Сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям. Вам будет задание сложнее. Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами.
Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными, раскрепощенными.

4 задание. Кроссворды на тему «Речевое развитие дошкольников»

Кроссворд № 1
1.Речь, рассказ одного человека.
2.По горизонтали. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса.
2.По вертикали. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление.
3.Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему.
4.Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история.
5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя.
6.Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению.


Ответы: 1.Монолог. 2 по горизонтали. Словообразование. 2 по вертикали. Существительное. 3.Описание. 4.Рассказ. 5.Словесный. 6.Синонимы.

Кроссворд № 2
1.Слова, противоположные по смыслу.
2.Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности.
3.Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения.
4.Часть речи, которая обозначает действие предмета.
5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др.
6.Разговор между двумя людьми.
7.Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения.



Ответы: 1.Антонимы. 2.Повествование. 3.Автор. 4.Глагол. 5.Наглядный. 6.Диалог. 7.Загадка.

5 задание. Игра

Капитанам команд предлагается провести словесную игру, пальчиковую гимнастику.
Варианты игр
Словесная игра «Закончи слово»
Дети располагаются по кругу. Ведущий бросает кому-либо мячик и говорит первый слог какого-нибудь слова, например: «Ма...». Ребенок, которому бросили мяч, ловит его и прибавляет к слогу такое окончание, которое в совокупности составило бы целое слово. Например: ведущий говорит: «Ма...», поймавший отвечает: «...ма» (Мама) - и бросает мячик ведущему. Слова надо подбирать короткие и знакомые детям, вначале игры ведущий может сказать, что это будут имена тех, кто стоит в круге. Ди-ма, Ми-ша, Све-та, Ле-на и т. д. Постепенно, раз за разом, игру можно усложнять, вводя слова из трех слогов. Например: ведущий говорит: «Ма...» и бросает мяч ребенку, поймавший отвечает: «ши» и бросает мячик другому игроку. Тот заканчивает слово: «на» (Ма-ши-на) и бросает мяч ведущему и т.д.
Пальчиковая гимнастика «Гроза»
Капли дождика упали, (слегка постучать двумя пальцами руки по столу)
Насекомых испугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются насекомые)
Дождик зашумел сильней, (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)
В небе молния сверкает, (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает. (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А затем из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!

6 задание. Работа с пословицами, поговорками

Ведущий: В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к различным ситуациям. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями
Карточка № 1

1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся

Карточка № 2
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото
2.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
3.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду

7 задание. Банк идей

Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по речевому развитию детей, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение)
Подведение итогов деловой игры
Жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.
Ведущий объявляет общий результат (по оценкам жюри), вручает небольшие сувениры, благодарит за участие.


МДОУ «Детский сад №2» г. Торопца
Подготовил: Воспитатель второй младшей группы Агурьянова А.А.
Задачи деловой игры:
1. Раскрыть содержание и значение работы детского сада по развитию речи детей.
2. Повысить роль родителей в организации игровой деятельности по развитию речи ребёнка дома.
3. Познакомить родителей с новинками методической и художественной литературы по развитию речи детей.
Предварительная работа:
1. Изготовление пригласительных билетов.
2. Составление памяток.
3. Подборка дидактических, словесных игр, картинок, книг, способствующих развитию речи детей (для оформления мини-библиотеки)
4. Подбор новинок методической литературы по развитию речи детей (для оформления мини-библиотеки)
5. Задания для родителей: принести игру по развитию речи, которую родители используют в игре с детьми дома.

Ход мероприятия:
1 часть

Звучит музыка

Вступление:
Уважаемы родители, спасибо, что нашли время встретится с нами.
Сегодня мы хотим с вами поговорить о том, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка. Семья знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Нашей же задачей является то, чтобы помочь вам в этом. Мы привлекаем вас к сотрудничеству и взаимодействию. Призываем к тому, что только совместными усилиями родителей и воспитателей детского сада мы сможем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии речи детей.

1. Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
2. Речь становится основой перестройки мыслительных процессов.

Основные задачи речевого развития детей младшего дошкольного возраста:
1. Овладение нормами и правилами русского языка, которые соответствуют этому возрасту.
2. Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться)

Хорошо развитая речь способствует успешному обучению в школе. Нарушение речи сказывается на формировании характера.
Вопросы родителям:
-почему?
Неисправленный вовремя дефект речи делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение.
-Что это значит (вопрос родителям)
Ответ воспитателя: чтобы создать интерес к родному зыку и для формирования правильной речи необходимо с детьми общаться в игре, на прогулке, в повседневной жизни, читать художественную литературу и т.д.

Раздать памятки «Факторы, способствующие речевому развитию ребёнка»

Задачи по развитию, которые решаются в младшем дошкольном возрасте в ДОУ:

1.Формирование звуковой культуры речи (учим произносить внятно определённые звуки - водичка льётся с-с-с; комар пищит – з-з-з-з)

2.Обогащение словаря (помогаем активизировать и расширить словарный запас)

3.Формирование грамматического строя (учим согласовывать существительное с прилагательным - морковь большая; учим употреблять предлоги – в, на, под, за; учимся употреблять существительные во мн. ч и ед. ч. – кошка-котята, утка-утята)

4.Обучение рассказыванию, развитие связной речи (Учим слушать внимательно, понимать заданный вопрос, отвечать на него, говорить не перебивая друг друга, употреблять в речи вежливые слова)
5.Развитие интонационной выразительности (рассказывать стихи с разной интонацией – громко, тихо, медленно, быстро)

В детском саду работа по развитию речи ведётся на протяжении всех режимных моментов (утренняя зарядка в стихах, на занятиях, на прогулке и т.д.)

2 часть

«Путешествие по стране – Развитие речи»
1ая станция «Творческая»
2ая станция «Сказочная»
3ая станция «Весёлые пальчики»
4ая станция «Игровая»
5ая станция «Лесная»
6ая станция «Загадки»
7ая станция «Запоминай-ка»
8ая станция «Детский сад»

Подводим итог родительского собрания (итоговое слово воспитателей, вопросы родителей и ответы на них)

Развитие связной речи детей дошкольного возраста дома
Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в учебе в школе. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос - ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление - связность, словарный запас, грамматические ошибки.
В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.
Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?
Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.
Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения по развитию связной речи, которые Вы можете использовать в домашних условиях.

Упражнение "Диалог"
Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения.
Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что ребенок ответит. Например, возможен такой диалог:
Взрослый: Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Дай кубик. Что ты дал?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Молодец!
Игра "Что мы видим во дворе?"
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.
Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?
Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?
Игра "Профессии"
С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность.
Покажите ребенку, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.
Пусть ребенок самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите его: "Кто ты?"
Ребенок назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: "Я врач". Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.
Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как:
Как называется человек этой профессии на картинке?
Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?
Чем занимается человек на этой работе?
Где он работает?
Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?
Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?
Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.
Игра "Коллекция"
Действенным способом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (конфигурацию, цвет величину), считаются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в согласовании с данным качеством.
Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек, к примеру:
- подбери все машины;
- подбери всех кукол.
Разрешено систематизировать геометрические тела:
- подбери все шарики;
- принеси все кружки.
Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).
Упражнение "Давай поговорим"
Является обычной беседой на бытовые темы.
Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?
В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как ини¬циативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.
Упражнение "Назови действие"
Ребёнок называет слова, обозначающие действия.
Вам понадобится картинный материал и вопросы.
Ребёнку задают вопросы:
- Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).
Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает).
Что делает щенок?
Что делает птичка?

Упражнение "Повтори скороговорку"
Скороговорки являются эффективным средством раз¬вития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенство¬вать плавность и темп речи.

Упражнение " Выучи стихотворение"
Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.
Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.
Упражнение "Загадки"
Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.
Упражнение "Посмотри, что увидел, расскажи"
Упражнение направлено на развитие связной речи.
Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: "Кто изображен на картинке?", "Во что одета, например, девочка?"
Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно, сначала ребенок дает краткие ответы: "Видел девочку". Далее ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок.
Например, какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч? Чем больше вопросов будет задано, тем лучше будет подготовлен следующий этап работы: формирование сюжетной целостности рисунка.

Игра "Угадай по описанию"
Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь - шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее".
Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

Упражнение "Рисуем словами"
Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценку описываемого предмета.
Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно "рисуем" этот предмет. И предложите "нарисовать" словесный портрет какого-нибудь предмета.

Игра "А что было дальше?"
В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:
- Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.
- Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.
- Вдруг слышит - за кустами что-то шуршит и топает!
- Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)
Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, - и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

Конкурсанты:

Коллектив

МАДОУ детского сада №20

города Тюмени

Заведующий:

Шихалева Татьяна Федоровна

1. Пояснительная записка

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, коллектив МАДОУ детского сада №20 города Тюмени разработал День заботливых родителей по теме: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Основная цель которого – укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.

Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы: мастер-класс, тренинг, круглый стол, педагогическая площадка, выставка и др.

Был составлен план мероприятий Дня заботливых родителей, который предусматривает участие детей и родителей всех возрастных групп, а так же педагогический коллектив ДОУ. (Приложение №1).

Информацию о проведении Дня заботливых родителей заблаговременно сообщили родителям через красочные объявления в приемных, а так же индивидуальные приглашения.

В течение дня родители могут по своему желанию посетить предлагаемые детским садом мероприятия.

  1. 1. День заботливых родителей

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Краткое описание наглядной информации

1. В холлах детского сада плакаты с крылатыми выражениями:

  • Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. (Плутарх.);
  • Речь – показатель ума. (Сенека.);
  • Каков ум, такова и речь;
  • Коротка речь и ясна – оттого и прекрасна;
  • Одно дело говорить, другое – говорить дело;
  • Речь вести – не лапти плести;
  • Речь красна слушанием.

2. Памятки для родителей:«Заучиваем стихи с малышами», «Играем всей семьей»,«Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»,«Методические рекомендации логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями» и др.

3. Для мастер – класса: карточки со скороговорками.

4. В родительских уголках информация: «Фонематический слух – основа правильной речи»; «А ваши дети произносят «р»?». Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием, по проведению мимических упражнений с детьми, по словарной работе. Игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, пальчиковые игры и упражнения, игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи. Информация о способах игрового речевого общения с ребенком.

Предварительная работа КВН:

  • составление кроссвордов;
  • изготовление эмблем командам «Сказка», «Маска».

Предварительная работа круглого стола:

  • подобрать педагогическую литературу по проблемам воспитания ребёнка с нарушениями речи для родителей;
  • подготовить игры и пособия по развитию речи;
  • по числу родителей заготовить Памятки и раздать их в конце встречи.

Предварительная работа физкультурно-речевого досуга:

  • разучивание логоритмической гимнастики, игр и эстафет в совместной деятельности с дошкольниками;
  • разучивание стихов, закличек на спортивную тему;
  • рисование на тему "Моя семья", создание эмблем для команд во время образовательной деятельности «Художественное творчество»;
  • консультация для родителей "Движение – жизнь";
  • оформление стенда для родителей "Как организовать спортивный праздник с детьми дома";
  • беседы с детьми об Олимпиаде;
  • подготовка на роль Чебурашки ребенка.

Подготовка оборудования для физкультурно – речевого досуга: эмблемы для команд, скамьи гимнастические (2 шт.), баскетбольные корзины (2 шт.), мячи большие (2 шт.), обручи малые (14 шт.) и большие (4 шт.), скакалки (2 шт.), конусы (4 шт.), карточки с цифрами (от 1 до 10), медали, грамоты.

Подготовка материала к проведению КВНа:

  • кроссворды (по 2 для каждой команды) ;
  • цифры от 1-5 (для жюри) ;
  • эмблемы команд.

Оборудование и наглядность круглого стола:

  • методическая литература по теме круглого стола, детская художественная литература, иллюстрации художников - сказочников;
  • игры для развития звукопроизношения, развития словаря, грамматического строя речи, связной речи;
  • памятки для родителей.

Ход мероприятия

(Родители регистрируются около входа в зал и получают бейджики с именами, а так же программы – маршруты Дня заботливых родителей)

3. Мастер классы для родителей

3.1. Мастер – класс воспитателя Кляпышевой Т.В. «Играя, развиваем речь детей».

Воспитатель: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

Развитие речи дошкольников в игре - это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:

"Цепочка слов"

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов - существительных и прилагательных - объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Воспитатель: Кошка, бывает какая?

Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель: Радуга, платье, телевизор...

Воспитатель: Каким еще может быть платье?

Родитель: Шелковым, новым, прямым...

Воспитатель: Что еще может быть прямым?

Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

В конце мастер – класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки «Играем всей семьей».

3.2. Мастер – класс воспитателя Зубовой Т.Н. «Мои пальчики расскажут»

Воспитатель: Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.

Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком.

«Рисуем стихи»

Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождем по стихотворению А.Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

«Мой мишка»

Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Сначала текст читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот.

Я рубашку сшила мишке.

(Показывает мишку и гладит его.)

Я сошью ему штанишки.

(Показывает штанишки.)

Надо к ним карман пришить

(Показывает карман.)

И платочек положить.

(Вкладывает в карман платочек.)

На плите сварилась каша.

(Берет кастрюлю с плиты.)

Где большая ложка наша?

(Ищет ложку.)

Я тебе перед едой

Руки вымою водой,

(«Моет» мишке лапки, вытирает и усаживает его за стол.)

Повяжу тебе салфетку,

(Завязывает салфетку.)

Ешь котлетку, ешь конфетку,

(Дает на тарелочке конфету.)

Молоко свое допей

(«Поит» молоком.)

И гулять пойдем скорей!

(Берет мишку за лапку и идет гулять.)

З. Александрова

«Пальцы – дружная семья»

Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)

Вот большой!

А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)

Будем их соединять

И движенья выполнять…

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

Мы рога козы покажем

(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)

И рога оленя даже…

(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)

«Ай, лады, лады, лады»

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши),

Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями),

Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши),

Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).

Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)

На лесной опушке (хлопают в ладошки).

Жили-были зайчики (показывают уши)

В беленькой избушке (показывают домик).

Мыли свои ушки (трут уши),

Мыли свои лапочки (моющие движения ладонями рук),

Наряжались зайчики (движения ладоней сверху вниз по туловищу),

Надевали тапочки (показывают).

В конце мастер – класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки «Заучиваем стихи с малышами». (Приложение №2).

3.3. Мастер – класс воспитателя Гасановой Н.Н. «Развиваем речь с помощью скороговорок».

Воспитатель: Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.

Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.

Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

(Воспитатель раздает карточки со скороговорками. (Приложение №3).

Итак, проделывайте все пошагово:

  1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
  2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
  3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
  4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
  5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

(Родители выполняют задание)

Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!

В конце мастер – класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками». (Приложение №4).

4. Педагогическая площадка

4.1. Логопункт для родителей.

Практикум с элементами тренинга

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

(Проводится с родителями имеющими детей с речевыми нарушениями, предварительно записавшимися на участие в практикуме)

1. Вступительная часть

Логопед: Уважаемые мамы и папы, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей.

Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Логопед: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

Сегодня мы с вами научимся выполнять такие упражнения. Но для начала давайте познакомимся.

2. Игра на знакомство: ребенок представляет свою маму и на первую букву имени называет прилагательное - характеристику мамы (напр., Даша-добрая и т.п.)

3. Основная часть:

Логопед: Артикуляционные упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т.е. все то, что необходимо для правильного образования звука.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3 упражнений.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать надо ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики.

(Логопед, показывает речевые упражнения, дети выполняют перед зеркалом, родители контролируют правильность выполнения.)

  • Упражнение «Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и . Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

  • Упражнение «Слон».

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у .

  • Упражнение «Лягушка - слон». Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
  • Упражнение «Рыбка». Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
  • Упражнение «Качели». Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
  • Упражнение «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
  • Упражнение «Иголочка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
  • Упражнение «Лопаточка-иголочка». Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом и потянем остриём.

Упражнение «Горка». Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику. Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.

4. Заключение:

Логопед: Давайте подведём итог нашей встречи. Появилось ли у вас желание проводить дома с ребёнком артикуляционную гимнастику?

5. Упражнение «подарок».

Детям и взрослым раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши. Задание: напишите или нарисуйте что-либо приятное в память о сегодняшней встрече и подарите друг другу. (упражнение в паре «ребенок-мама»)

Логопед:
Мы благодарим вас за участие в практикуме, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи .

  • Желаю удачи!

4.2. КВН для родителей старшей группы

«Речевое развитие средствами театрализованной деятельности»

Воспитатель представляет командам друг друга. Объявляет о том, что соревнуются команды «Сказка» и «Маска». Представляет членов жюри.

«Разминка»

Вопросы команде «Сказка»:

  1. Способность отчетливо произносить слова в речи (дикция)
  2. Перерыв, временная остановка в речи, музыке (пауза)
  3. Манера ходить, поступь (походка)
  4. С помощью чего обозначаются предметы, понятия в устной и письменной речи? (слова)
  5. Манера произношения, обозначающая различные чувства говорящего (интонация)
  6. Чувство, душевное переживание (эмоция)

Вопросы команде «Маска»:

  1. Движение рукой, что-то обозначающее (жест)
  2. Искусство, в котором чувства, настроение передаются с помощью звуков (музыка)
  3. Перемещение кого-нибудь в определенном направлении, иногда в определенном ритме (движение)
  4. Специальный прибор для извлечения определенных звуков (инструмент)
  5. Особенности окраски звука у голоса, инструмента (тембр)
  6. Мимика лица, губ, глаз, выражающее удовольствие (улыбка)

Слово жюри.

II этап

«Что мы знаем о сказках?»

  1. Назовите зачин и концовку сказок, наиболее часто встречающиеся при рассказывании, чтении (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; в старые -стародавние времена; было ли это, не было; как-то раз, решили и т. д. Стали они жить поживать, да добра наживать; тут и сказке конец, а кто слушал молодец; и я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; сказка туда, а я сюда; сказка на том берегу, а я – на этом; с неба три яблока упало: одно мне, другое тому, кого сказку рассказывал, а третье – тому, кто сказку слушал)
  2. Объясните значение слов:

Слово жюри

  1. 3. Конкурс капитанов: «Реши кроссворд» (Приложение №6).
  • Слова на звук «К» - кино, книга, концерт, композитор
  • Слова на звук «А» - афиша, артист, антракт, аплодисменты

Слово жюри

  1. Кроссворды для команд

Театральные жанры – балет, опера, клоунада, оперетта, драма

  • Театральные профессии – драматург, гример, композитор, режиссер, суфлер, осветитель

Слово жюри

  1. «Чьи это сказки?»
    Каждой команде предлагается вспомнить и назвать авторов сказок (5-6 сказок)

Слово жюри

  1. «Покажи сказку» - домашнее задание.

Участники команды мимикой и жестами показывают отрывок любой сказки, а другая команда должна угадать, какая это сказка.

Слово жюри

  1. «Сочини сказку»
    Участникам команд предлагается сочинить сказку

Слово жюри: подведение итогов.

5. Физкультурно-речевой досуг "Всей семьей на старт!" для детей и родителей подготовительной группы

(Под мелодию "Мария, Мирабела", муз. Е. Доги, дошкольники и родители входят в физкультурный зал, украшенный детскими рисунками, шариками, флажками.)

Воспитатель по физкультуре:

Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас в этом зале.

На спортивную площадку

Приглашаем всех сейчас!

Праздник спорта и здоровья

Начинается у нас!

Разрешите открыть наш праздник "Всей семьей на старт!".

(Звучит "Песня Чебурашки", муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского, в зал ходит ребенок в костюме Чебурашки, в руках у него воздушные шарики, наполненные гелием.)

Чебурашка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, мамы и папы! Вы меня, конечно, узнали! Скажите мне, какое большое спортивное событие было в 2010 году в Ванкувере? Правильно, Олимпиада. А в 2014 году Олимпиада пройдет у нас, в России, в городе Сочи. Вы хотите стать такими же ловкими и сильными, как наши олимпийцы? Я приготовил вам задания, они в этом конверте.

(Чебурашка дает конверт с заданиями воспитателю по физкультуре.)

1-й ребенок:

Здоровье, сила, ловкость –
Вот спорта пламенный завет!
Покажем нашу дружбу, смелость.
Семейным стартам шлем привет!

2-й ребенок:

Чтобы в спорте первым быть,
Спорт надо полюбить.
Чтоб спортсменом мог каждый стать,
Надо день зарядкой начинать!

Чебурашка: Давайте начнем наши соревнования с веселой зарядки.

Комплекс общеразвивающих упражнений на стихи А. Барто "Зарядка"

Инструктор по физической культуре:

По порядку стройся в ряд.

На зарядку все подряд!

(Ходьба обычная, с высоким подниманием колена, приставным шагом,
с выполнением заданий. Перестроение для общеразвивающих упражнений.)

Левая, правая!

Бегая, плавая,

Мы растем смелыми,

На солнце загорелыми.

(И. п.: основная стойка руки на поясе. На раз – руки к плечам; на два –
руки вверх; на три – к плечам; на четыре – принять исходное положение,
повторить 5–6 раз.)

Ноги наши быстрые,

Метки наши выстрелы.

(И. п.: основная стойка руки на поясе. На раз – отставить ногу вперед
на носок; на два – поднять ее вверх; на три – на носок; на четыре – принять исходное положение. То же другой ногой. Повторить 3–4 раза каждой ногой.)

Крепки наши мускулы,

И глаза нетусклые.

(И. п.: ноги на ширине плеч. Руки вверх. На раз – наклон вперед, коснуться
руками пола – выдох; на два – исходное положение, вдох. Повторить 6–8 раз.)

По порядку стройся в ряд.

На зарядку все подряд!

(И. п.: основная стойка, прыжки на месте на двух ногах, чередуя с ходьбой
на месте. По 10 прыжков, повторить 3–4 раза.)

Воспитатель по физкультуре:

Молодцы, ребята! А сейчас я хочу вам представить наше жюри.

(Члены жюри (старший воспитатель, медсестра, педагог-психолог)

приветствуют участников праздника. Соревнование начинается.)

Эстафета "Будь ловким"

Участникам команд необходимо взять мяч, пройти по скамье, пропрыгать из обруча в обруч, бросить мяч в кольцо, забрать и бегом вернуться к своей команде. Выполняет ребенок, взрослый страхует. Жюри оценивает их броски, правильность выполнения и быстроту.

Конкурс для мам "Кто дольше"

Мамы под "Песенку Мамонтенка", муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего, крутят обруч на талии. Оценивается продолжительность упражнения.

Чебурашка: Пока жюри подводит итоги, предлагаю поиграть.

Игра-аттракцион "Кто быстрее в обруч"

На полу лежат обручи (на один меньше числа детей). Пока звучит песня "Чунга-Чанга", муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина, все двигаются, как только она останавливается – дети занимают обручи. Игра проводится 2–3 раза.

Воспитатель по физкультуре:

Жюри объявляет итоги первых двух конкурсов, а у нас задание для пап.

Эстафета для пап "Пожарники"

(Проводится под мелодию песни "Папа может", муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.)

На некотором удалении от стартовой черты стоят два стула спинками друг к другу, под ними веревка. Выигрывает тот, кто первым добежит до стула, сядет на него и выдернет веревку.

Эстафета "Дружная семейка"

Первым бежит взрослый, добегает до ориентира, обегает его и возвращается к команде, где его за талию берет ребенок. Затем они бегут вдвоем и так до тех пор, пока вся команда не соберется в один "паровоз". Выигрывает команда, которая при выполнении задания сохранит целостность и придет к финишу первой.

Семейный аттракцион "Групповой прыжок"

Первым от отмеченной линии прыгает ребенок, затем от него прыгает мама, а от того места, до которого допрыгнула мама, совершает прыжок папа. Побеждает команда, чей общий прыжок длиннее.

Эстафета "Собери словечко"

Рядом со стартовой чертой приготовлены слоги: по-бе-да, ко-ман-да, за-ряд-ка. Первым бежит папа, берет первый слог, добегает до магнитной доски и прикрепляет его. Затем бежит ребенок, за ним – мама. Выигрывает команда, первой собравшая слово.

(Жюри объявляет итоги.)

Чебурашка: Молодцы! Очень хорошие результаты показали вы и ваши родители! Вижу, что вы уже научились читать, и наши соревнования получились не только спортивными, но и очень дружными! Хочу наградить всех участников соревнований!

(Чебурашка вручает всем участникам шоколадные медали.)

Воспитатель по физкультуре:

Вот и подошли к концу наши соревнования! Мы поздравляем победителей! Пусть в вашем доме всегда царят радость, веселье, бодрость и здоровый дух! Приглашаем вас в наш дружный хоровод!

(Под музыку Е. Жигалкина "Большой хоровод" дети и взрослые водят хоровод.)

6. Круглый стол

Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Звучит музыка

Ведущий: Добрый вечер!

Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор

(раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?

(Предложить высказаться родителям)

  1. Воспитание звуковой культуры речи.
  2. Словарная работа.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Обучение рассказыванию – связная речь.

«Острое блюдо» по Метеновой Н.М.

(Ведущий, передает родителям корзину с шарами, в шарах – вопросы «острого блюда»).

Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.

1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?

2. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие самые любимые?

3. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

Ведущий: Наша дискуссия о развитии речи дошкольников в семье.

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?

(Высказывания родителей)

Специалист ДОУ: Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.

Ведущий: А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

(Высказывания родителей)

Специалист ДОУ: Отсутствие необходимых знаний.
Нет устойчивого интереса к чему-либо.
Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

Ведущий: Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

Специалист ДОУ: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Ведущий: Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

(Высказывания родителей)

Специалист ДОУ: Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т.д.

Проблемная ситуация.

В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их покормить печеньем, хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.

Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.

Вопросы:

Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?

Ведущий: Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).

Ведущий: Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

Ведущий: А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

(Предложить родителям высказаться.)

Специалист ДОУ: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Ведущий: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Ведущий: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!

7. Библиографический список

1.Здериглазова Т. Театр скороговорок // журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2009г. с 46-48

2.Метенова Н.М. Родителям о детях. 2009.43с.

3.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург.: Изд-во «ЛИТУР», 2001. – 208с.

4.Ронина О.Л., Миронова Е.А. Логопедические досуги в системе коррекционной деятельности ДОУ // журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №7, 2011г. с 20-29

5.Сидоренко Л. Мои пальчики расскажут // журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2008г. с 67-70

6.Справникова И.Н. Слово на ладошке // журнал «Ребенок в детском саду» №4, 2011г. с 82-85

7.Сухорукова С. Конспекты досугов по развитию речи // журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2006г. с 9-12

8.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память// журнал «Ребенок в детском саду» №2, 2004г. с 59-62

Для разработки Дня заботливых родителей были использованы статьи Интернет – ресурсов с неисключительным правом на использование информации.

Приложение №1

План проведения Дня заботливых родителей

Консультация для родителей

«Развитие речи дошкольников в играх»

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.

Для того, чтобы заниматься развитием речи Вашего малыша, вовсе необязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.

Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.

Словесные речевые игры

Как тебя зовут? (Народная игра)

Цель. Активизировать производные наименования и их формы; соотносить производный глагол и движение.
Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий дает каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами): Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т. д. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только «свое слово» (пузырек, метла и пр.). Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя.
Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой, и важно предупреждает:
Кто ошибется,
Тот попадется!
Кто засмеется,
Тому плохо придется!
После этого он спрашивает:
— Кто ты?
— Метла.
Вожак показывает на волосы играющего и спрашивает:
— А это у тебя что?
— Метла.
Вожак показывает на руки:
— А это у тебя что?
— Метлы!
Вожак показывает на ноги:
— А это?
— Метлы.
— А что ты ел сегодня утром?
— Метлу!
— А на чем ты ездишь по городу?

Какая бывает собака?

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: "Какая бывает весна?", "Какая бывает корова?" и т.п.

Угадай, кто мой друг.

Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.
Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.

Отвечай быстро!

Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:
Звонкий, быстрый, веселый... (мяч)
высокий, прочный, кирпичный... (дом)
рыжая, пушистая, хитрая...(лиса)
зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)

Кто больше?

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков - например мяч- круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.
Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Задание детям - 1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.
Из книги Е. Сербиной "Развивающие игры для детей".

Скажи по-другому.

Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: "Машина быстро ехала по шоссе". А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)

В чем причина?

Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт"), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.

Шаги. (Кто быстрее доберется до...)

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д. Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга) . У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

Игра с картинами.

Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.
Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.
Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано.

С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако...)
С детьми старше 5 лет усложните задание - ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе.

^ Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет:
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадана лягушка в речке.
- Это находится вверху картины? Внизу?
- Это живое или неживое?
- Какого цвета?

^ Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет.
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадан камыш у речки.
- Это относится к природе?
- Это относится к живой (неживой) природе?
- Это твёрдое?
- Это растение?
- Высокое?
- Дерево?
- Трава?

Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы.

Игра "Третий лишний".

В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

^ Для детей 5-7 лет задания усложняются:
- дождь, снег, река;
- врач, турист, шофер;
- тень, солнце, планета;
- мороз, вьюга, январь;
- камень, глина, стекло;
- дверь, ковер, окно;
- море, река, бассейн.

Какое что бывает?

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным?(коротким)
- Что бывает широким (узким)?
- Что бывает круглым (квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.