Флористика        18.08.2020   

Северная чернь-великоустюжское чернение по серебру. Черненое серебро: как оно выглядит и где используется? Вологодская чернь по серебру

Всемирную славу Великий Устюг приобрел знаменитой «северной чернью». Чернь – это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черный графический рисунок. Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона – прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла. От способа приготовления черни и пропорций ее составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличается особой прочностью и богатой гаммой – от пепельно-серого до густо-черного.

Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров. Стилистические особенности их творчества оказали влияние на работы мастеров Архангельска, Вятки, далекого Тобольска.

Как известно, чернение по серебру «живет» в русском искусстве со времен Киевской Руси. В XVI – XVII веках наибольшее развитие это искусство получает в Москве. Из трех исторически сложившихся центров черневого искусства – Москвы, Дагестана и Великого Устюга – последний отличается высочайшим уровнем исполнения и утонченной изысканностью изделий.

В Великом Устюге уже в XVII столетии работали мастера серебряного дела, но наивысший расцвет искусства черни в этом городе относится к XVIII веку, когда господствующее положение занимает стиль барокко.

Искусство северной черни периода XVIII – XIX веков нельзя считать искусством профессиональным. Скорее, оно занимает как бы промежуточное положение между профессиональным и народным искусством, в котором, как известно, имеются исключительно устойчивые местные художественные традиции, нейтрализующие в значительной мере влияние стилевых направлений эпохи. Изделия устюжских мастеров периода барокко подчеркнуто массивны, формы их пластичны, с плавными контурами, закругленными углами, что великолепно сочетается с мягкостью гравировки, создающей впечатление пластичности рисунка черни.

Крупнейшим художником северной черни в XVIII столетии был М. М. Климшин (1711 – 1764), который своим творчеством как бы заложил основы технических приемов и художественных решений, ставшие традиционными в устюжском черневом искусстве. О творчестве выдающегося мастера своего времени Михаила Климшина дают представление две уникальные работы. Одна из них – посох великоустюжского епископа Варлаама, исполненный в 1750 году. По всему стволу посоха размещены изображения евангельских сцен в обрамлении орнамента; на фигурной рукояти вырезана надпись, подтверждающая имя владельца и автора вещи. Еще большее мастерство композиции обнаруживает Климшин в небольшой табакерке 1764 года. Крышка и каждая из сторон украшены миниатюрными картинами – сценами парадного выезда, соколиной охоты. Темные фигуры людей выступают четкими силуэтами на фоне пейзажа или архитектуры. Изображения выполнены характерной для Климшина густой чернью. В этом замечательном произведении проявились все особенности почерка мастерства – изящество рисунка, богатство светотеневых и фактурных разработок в деталях, канфарение фона, сочетание серебра с мягкой матовой позолотой.

Тематика рисунка черневых изделий этого периода была характерной: пасторальные сцены, парковые пейзажи с архитектурой и др. В 70-х годах XVIII века появляется новая тематика, прославляющая известные победы русской армии и флота, панорамы Великого Устюга, Архангельска и Вологды.

На круглой табакерке из собрания Русского музея в обрамлении черневой сетки меридианов и широт на золотом фоне помещена карта Вологодского наместничества. Тщательно прорисованы чернью реки, написаны их названия, города обозначены миниатюрными контурами строений. На оборотной стороне табакерки приведены многочисленные статистические и географические сведения о местности. Простота и строгость формы предмета и своеобразный рационализм ее декора отвечали требованиям стиля классицизма. Эту работу выполнил в 1794 году еще один выдающийся устюжский мастер Иван Жилин.

Любовь к своему городу устюжане выражали в многочисленных панорамах, помещаемых на самых разнообразных предметах. Один из крупных потомственных мастеров XIX века Михаил Кошков украсил видами города комплект чайных ложек. Несмотря на миниатюрные размеры, тонко награвированные пейзажи достоверно передают основные архитектурные ансамбли знаменитой набережной Великого Устюга. Успехи устюжан побудили к аналогичным пробам и вологодских мастеров. В 1837 году Иван Зуев поместил на гладком фоне серебряного подноса вид на вологодский Софийский собор. Тонкой штриховой гравюрой исполнен не только архитектурный пейзаж, но своего рода жанровая зарисовка города того времени.

Позднее, в начале XIX столетия, в северном черневом искусстве проявляется господствующий тогда стиль классицизма. В изделиях устюжских мастеров черни исчезает характерный для стиля барокко золотой фон, рисунок становится строгим и лаконичным. Формы изделий также преобразуются, приобретая простоту и некоторую универсальность, чего не наблюдалось в изделиях времен барокко. На смену мягкой тональности переходов черневого рисунка приходит контрастность, характерной становится графичность, четко прорисовываются детали. Полностью исчезают пространственность и глубина черневого рисунка, на смену им приходит плоскостность изображений. Типичными становятся изображения гирлянд, военная эмблематика, свойственная классицизму, особенно его завершающему периоду. Вместе с тем в рисунке и изделиях северной черни времен классицизма наглядно проявляются черты, присущие народному искусству, такие, как декоративность и богатство узора, традиционная законченность композиций.

Во второй половине XIX столетия чернь постепенно утрачивает высокий уровень уникального искусства. Художественное творчество медленно превращается в ремесло, а в начале XX века северная чернь, по существу, прекращает свое существование. Секреты и профессиональные навыки сохраняются лишь у единичных мастеров Великого Устюга. Однако уникальное искусство не исчезло полностью. Уже в довоенные годы в Великом Устюге работала артель «Северная чернь», руководителем которой многие десятилетия был заслуженный деятель искусств РСФСР Е. П. Шильниковский, выдающийся гравер и художник, создатель орнаментального направления в искусстве северной черни. Ему принадлежит более трехсот рисунков для черневых изделий и собственных оригинальных произведений. Большую известность в свое время получила стопка «Золотой хмель», не раз повторявшаяся автором.

Технология

Общие принципы

Но уже с 80-х годов ХVIII века в работах начинают превалировать сюжеты, характерные для строгого классицизма , в соответствии с канонами которого оформление становится также гораздо строже, часто используются практически документальные изображения городов и даже географических карт.

Наряду с этими изменениями происходят и другие: один из известных мастеров того периода, Жилин, заменяет использование лучеобразно расходящихся линий на сплошной узор из маленьких звёзд и букетиков.

В середине XIX века в произведениях ведущих мастеров (например, М. И. Кошкова) часто используется сплошь покрывающий поверхность изделия растительный узор, с использованием резких контрастов. Однако к концу ХIХ века, частные ремесленники Великого Устюга оказались не в состоянии конкурировать с крупными столичными фабриками, что ознаменовало закат устюжского чернения.

XX-XXI века

В 1933 году в Великом Устюге М. П. Чирковым основывается артель «Северная чернь». Первоначально в ней изготовляется незатейливый ширпотреб: подстаканники, ложки и т. п., украшенные лишь простым цветочным орнаментом. Однако, начиная с 1936 года , художественным руководителем артели становится Е. П. Шильниковский , сумевший восстановить забытые традиции, а также сделавший и ряд нововведений, одним из которых явилось создание литературных коллекций, основанных на произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова.

Под руководством Шильниковского устюгское чернение возрождается и достигает небывалых успехов - в 1937 году на всемирной выставке в Париже великоустюжское чернённое серебро было награждено Большой Серебряной медалью и дипломом (за серию предметов, выполненных по мотивам пушкинских произведений).

В 1961 году артель, сохраняя своё название, преобразовывается в фабрику, а затем в завод. Отличительной особенностью этого периода является обращение к традициям старины: кроме ставших привычными предметов на предприятии изготавливают чарки , братины и т. п. Для украшения произведений в основном используются крупные растительные узоры, с включёнными в них птицами, сказочными и мифологическими существами.

Благодаря всемирной славе, «Северная чернь» в советские времена постоянно получает правительственные заказы, большинство из которых выполняется по рисункам Шильниковского. На предприятии выпускаются произведения, посвящённые почти всем значительным событиям (например, подвигу папанинцев , 800-летию Москвы , юбилею воссоединения Украины с Россией , покорение космоса).

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Абрамцево-кудринская резьба
  • МюПа-47

Смотреть что такое "" в других словарях:

    Великоустюжское чернение по серебру - Великоустюжское чернение по серебру. Пудреница. 1950 е гг. ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ, русский народный художественный промысел. Сложился в 18 веке в Великом Устюге. Портсигары, подстаканники и другие предметы украшаются рисунками,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Великоустюжское чернение по серебру - русский художественный промысел, сложившийся в XVIII в. в г. Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, флаконы и пр., украшенные чернью: в XVIII в. богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки (мастера М. М.… … Художественная энциклопедия

    ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ - русский народный художественный промысел, сложился в 18 в. в Великом Устюге. Портсигары, подстаканники и др. украшают рисунками, тщательно выполненными чернью. В 1933 основана артель (с 1960 фабрика) Северная чернь (художественный руководитель Е … Большой Энциклопедический словарь

    Великоустюжское чернение по серебру - русский народный художественный промысел, зародился в середине XVIII в. в Великом Устюге. Портсигары, подстаканники и др. украшают рисунками, тщательно выполненными чернью. В 1933 основана артель (с 1960 фабрика) «Северная чернь» (художественный… … Энциклопедический словарь

    Великоустюжское чернение по серебру - русский художественный промысел, сложившийся в 18 в. в г. Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, коробки, флаконы и прочее с поверхностью, украшенной чернью: в 18 в. богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки… … Большая советская энциклопедия

    Великоустюжское чернение - по серебру русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге. Портсигары, подстаканники и др. украшают рисунками, тщательно выполненными чернью. В 1933 году основана артель (с 1960 года фабрика) «Северная чернь»… … Википедия - вид декоративно прикладного искусства: изготовление художественных украшений, предметов быта и др. из драгоценных металлов (золота, серебра), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями и пр.; художественные изделия из других металлов… … Энциклопедический словарь

В последнее время на рынке представлены разные изделия из черненого серебра. Данный металл прочный, недорогой, к тому же он походит для любого возраста. Само серебро (в чистом виде) ювелирами практически не используется. Для изготовления украшений мастера выбирают его сплавы.

Украшения из черненого серебра

В основном в серебряные сплавы добавляют медь. В результате изделие становится твердым, приобретает хорошие антикоррозионные характеристики, улучшается его внешний вид. В РФ ювелиры работают только с несколькими является клеймом, паспортом изделия. Она рассказывает о количестве чистого серебра в изделии. 925 проба предполагает 92,5% самого металла, оставшиеся 7,5% составляют различные примеси. Существует несколько видов серебра, например черненое серебро.

Разновидности серебра

У серебра На данный момент выделяют следующие виды этого металла: филигранное, матовое, черненое, монетное. У каждого вида есть свои специфические особенности.

Матовое серебро не обладает яркими узорами. Для его получения используют различные эмульсии, наносимые на исходное сырье. Применение эмульсий позволяет сделать поверхность шероховатой, придать ей дополнительный шарм. Изделие получается оригинальным, красивым, необычным.

Отличительными характеристиками филигранного серебра являются разнообразные ажурные узоры. Так как серебро имеет высокую ковкость и прочность, изготавливают тонкие нити, придавая изделию красивый и необычный рисунок. Для изготовления филигранного серебра требуется профессионализм, на это уходит довольно много времени. Ювелиры выделяют фоновую и ажурную филигрань. Для ажурного вида подразумевается сквозной узор.

Представляет собой основной материал, применяемый в ювелирном деле. У данного материала гладкая поверхность, серебристо-белый цвет, прекрасная прочность, длительный эксплуатационный период. В составе стерлингового материала 92,5% чистого серебра, 7,5% меди.

Технология чернения

Мастера с давних времен старались украшать свои изделия (оружие, украшения, посуду) орнаментами, рисунками, необычными узорами. Технологии нанесения орнамента менялись, совершенствовались. Черненое по специальной технологии. Применяют его при обработке ювелирных изделий, а также в прикладном искусстве. На Руси чернение получило развитие с середины 20 века. Уникальные кольца из черненого серебра, сделанные мастерами из Великого Устюга (Вологодская область), пользовались спросом. В 18-19 веках по подобной технологии изготавливали посуду, портсигары, подносы. Мастера-ювелиры владели многочисленными тонкостями ремесла, но свои знания они не передавали, а потому часть нюансов была утрачена. Стоило черненое серебро достаточно дорого, поэтому позволить себе такие изделия могли только обеспеченные люди. Суть чернения заключалась в покрытии чистого металла чернью. Изделие становилось рельефным, приобретало изысканный внешний вид.

Особенности чернения

Данная технология направлена на получение на изделии необычных узоров. Разработана специальная технология, по которой получается черненое серебро в домашних условиях. Сначала ювелирное изделие гравируют либо чеканят, далее на него наносят специальный раствор, включающий оксиды свинца, меди, серебра. Поверхность изделия должна быть чистой, с нее предварительно удаляют все жировые пятна. Для расплавления раствора нагревают изделие. В результате на серебряной поверхности появляется красивый черный узор.

Преимущества черненого серебра

Подобные изделия имеют многочисленные преимущества. Подобный материал не нуждается в дополнительной чистке, сохраняет свой эстетичный внешний вид. Существуют у подобного сплава и определенные ограничения. Кипячение с содой, например, вызывает удаление чернения. Посуда, созданная по такой технологии, долгое время применялась для хранения ценных вещей, амулетов, эликсиров. Бактерицидные свойства черненого серебра в древности считали проявлением волшебства. Люди искренне верили в то, что черненое серебро оберегает от неудач и нечистой силы.

Оксидирование металла

В настоящее время с помощью оксидирования изготавливают множество изделий, похожих на натуральное чернение. Сегодня сложно купить настоящее черненое серебро. Украшения, предлагаемые на прилавках ювелирных магазинов, по большей части созданы путем покрытия серебряного изделия тонкой оксидной пленкой. Со временем она стирается, и украшение теряет свой блеск. Настоящие серьги из черненого серебра имеют достаточно высокую цену. При стоимости 1 грамма обычного серебра 30-40 рублей цена за 1 грамм чернения возрастает в 10 раз. Высокую стоимость такие украшения имеют из-за ручного труда, индивидуальной работы мастера.

При выборе изделия из черненого серебра нужно внимательно осмотреть украшение, проверить наличие и качество клейма, а также познакомиться с сопроводительными документами на изделие. На Руси существовало поверье, согласно которому, серебряная посуда с чернением оберегает семейный быт, владельца дома. Если предметы обихода терялись, хозяина дома и его обитателей ожидало большое несчастье. Черненое серебро использовали для изготовления монет, колец, сережек, браслетов, амулетов.

В настоящее время ювелиры стараются сочетать серебро в ювелирных изделиях с полудрагоценными либо драгоценными камнями. В качестве таких «добавок» применяют натуральные изумруды, рубины, гранаты, жемчуг. Если золото добавляет человеку возраст, то серебро, напротив, омолаживает. Его могут носить женщины любого возраста. Украшения с драгоценными вставками подойдут для торжественных случаев: приемов, презентаций. Для повседневной носки можно подобрать изделия из черненого серебра, не имеющие вставок.

Серебро с чернью

Темные узоры и рельефные рисунки на серебре притягивают взор и наполнены таинственными отголосками прошлых времен. Черненое серебряное колье можно легко представить на шее у придворной дамы средних веков, массивное мужское кольцо с темным орнаментом прекрасно бы смотрелось на руке у славянского воина, а шкатулка с черневым изображением первопрестольной наверняка бы хранилась на дамском столике в одном из московских купеческих домов.

Черненые серебряные украшения и столовое серебро были очень популярны в прошлые века, и, как ни странно, подобные изделия до сих пор имеют множество почитателей. Стремительное развитие новых направлений в моде, таких, как бохо-шик, винтаж и этника, предполагает использование аксессуаров «под старину», что делает украшения из серебра с чернью лучшим элементом стиля, дополняющим любой образ.

История промысла

История промысла насчитывает не одно столетие. Первые найденные изделия из серебра с чернью были созданы задолго до наступления нашей эры. Чернь применяли для украшения и для придания серебру особой прочности. В средние века в Европе было распространено нанесение черневых изображений на серебряные пластины, в то время как в Азии ею украшали оружие, бытовые предметы и украшения. Были найдены серьги-лунницы , браслеты и колье с чернью, созданные мастерами Киевской Руси X века. В России пика своей популярности чернение по серебру достигло к XVII веку и получило стремительное развитие в Великом Устюге. Этот северный город и по сей день является центром ювелирного искусства нашей страны.

Что такое чернь?

Технология сводится к определенной последовательности: сначала изделие гравируют, а затем наносят определенный состав из сульфидов меди, серебра и свинца. И на финальной стадии предмет обжигают с последующей обработкой. После этого должен проявиться рисунок, прочно сплавленный с изделием. Существуют способы затемнения серебра в домашних условиях, но это имеет мало чего общего с настоящей чернью, качеством и навыками ювелирных мастеров.

Традиционное для России ювелирное искусство получило вторую жизнь в г. Великий Устюг, благодаря созданию в 1933 году артели «Северная Чернь», объединившей лучших русских мастеров. С этого момента шедевры Северной Черни начинают получать восторженные отклики от любителей и знатоков искусства на выставках по всему миру, а само предприятие неоднократно завоевывало призовые места в конкурсах и на конференциях по ювелирному делу.

В середине XX века на основе артели создается завод с одноименным названием, и по сей день Северная Чернь находится в авангарде, являясь ведущим заводом по изготовлению серебряных украшений и столового серебра. Характерным элементом стиля предприятия является дань русским традициям - изделия Северной Черни, как правило, украшены цветочными или растительными орнаментами, в них часто используются мифологические образы сказочных птиц и панорамы древнерусских городов. И если первоначально артель выполняла заказы на ничем непримечательные серебряные подстаканники и ложки с простыми рисунками, то теперь каталог продукции Северной Черни поражает своим разнообразием. В нем можно найти все - от изысканных столовых приборов до женских украшений невероятной красоты.

Примеры работ завода «Северная Чернь»

сайт является официальным представителем Северной Черни . Купить продукцию великоустюгского завода вы можете в нашем интернет-магазине и в салонах сети в Москве и Подмосковье.

Это, поистине русское ремесло, сложилось в XVII веке в Великом Устюге (ныне - районный центр в Вологодской области). Первое упоминание о великоустюгской черни относится к 1683 г.

художник 18 века , CC BY-SA 3.0

Вершиной серебряного дела Устюга стало искусство нанесения на изделия черневого состава, позволяющего через игру света передать глубину и объём изображения. Изначально, целью возникновения ремесла, было украшение церковной утвари.

Развитие стиля

Художественно-стилевое развитие «Северной черни» на протяжении XVIII — первый половины XIX вв. протекало в общем русле развития русского искусства. Черневые изделия, несут черты пышного барокко.

Изделия подчёркнуто массивны, пластичны, имеют округлые очертания. Мягкая гравировка создает впечатление удивительной пластики рисунка, его глубины.


работа Михаила Климшина , CC BY-SA 3.0

Типична для мастеров искусства барокко контрастность: глубокий, насыщенный по тону черневой рисунок и яркий позолоченный фон изображения.

Тематика рисунков черневых изделий середины XVIII в. удовлетворяла, главным образом, требования и запросы богатого заказчика. Обычно изображались пасторали, увеселительные прогулки знати на фоне пышной природы, садовые пейзажи с архитектурой.

Образование фабрики

В 1961 году артель, сохраняя своё название, преобразовывается в фабрику, а затем в завод. Отличительной особенностью этого периода является обращение к традициям старины: кроме ставших привычными предметов на предприятии изготавливают чарки, братины.


, CC BY-SA 4.0

Для украшения произведений в основном используются крупные растительные узоры, с включёнными в них птицами, сказочными и мифологическими существами.

Особенности технологии

«Северная чернь» — это индивидуальная ручная работа. Как и три века назад, мастер специальным резцом-штихелем, неотрывно следуя намеченным линиям, вырезает нанесённый на изделие рисунок.

Гравирование под чернь – это ручная творческая работа, в которой проявляются художественные наклонности гравера, его умение владеть материалом, индивидуальное чувство линии и ритма, точность руки. От качества гравировки под чернь зависит правильность, чёткость и выразительность рисунка, его прочность.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

Следующий этап – чернение по серебру. Соотношение количества каждого ингредиента черни являлось тайной старых мастеров великоустюгского промысла, и сохраняется по сей день.

При обжиге чернь прочно соединяется с основным металлом, превращаясь в твердое тёмно-бурое покрытие, которое затем в несколько приёмов снимается до тех пор, пока не появится черневой рисунок на серебре. В результате чёрный сплав остается только в углублениях.

Композиция дополнительно обогащается гравировкой, чеканкой, золочением и оксидировкой поверхности металла. Для этого изделие вновь поступает в гравёрный участок или на участок финишной обработки.

Рабочие участка финишной обработки создают блестящую оправу искусству чернения по серебру.