Дарим цветы        23.09.2019   

Сказка как средство духовно нравственного воспитания. Сказка как средство духовно нравственного воспитания дошкольников. Духовное воспитание ребенка с помощью скозкотерапии

МКОУ «Серпейская средняя общеобразовательная школа»

Педагогический опыт

«Сказка – как средство

в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Воспитатель Петрова Елена Ивановна

(1 квалификационная категория)

    Условия возникновения опыта

«Не бойся сказки, бойся лжи….»

С самых первых дней ребёнка родители знакомят с начальными элементами фольклора, такими, как потешки, прибаутки, колыбельные. Посредством вышеперечисленных элементов фольклора ребёнок знакомится с навыками поведения. Первые полноценные художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это всё-таки сказки. Ведущую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка играют сказки. Можно смело утверждать, что сказка неразделима от прекрасного. Она благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека, а также горю. Ребенок открывает мир не только умом, а также сердцем. И происходит это благодаря всё той же народной сказке. Сказка приходится благодатным, а также ценным источником в воспитании любви к Родине. Однажды, в ходе режимного момента я читала детям сказку «Заюшкина избушка». После беседы по сказке мы выяснили, кто же из героев оказался смелым и сумел противостоять лисе и защитить зайчика. Один из моих воспитанников сказал, что хочет быть похожим на петуха и защищать слабых.

Сказка наставляет детей на творческое мышление, любовь и уважение к будущему всего человечества. Трудно представить детство ребёнка без сказок и детских книг. Сказки вступают в жизнь ребенка с самого детства и сопровождают всю его жизнь. Определённо, сказки нельзя назвать развлечением, а также средством от скуки. Ведь сказки - это способ совершенствование для ребенка. Ребёнок неоднократно может просить почитать родителей или воспитателей его любимую книжку, чтобы ещё и ещё раз услышать историю про так полюбившихся ему героев сказки. Зачастую ребенок подражает главным персонажам, стараясь быть на них похожим. Ведь каждому ребенку очень хочется быть бесстрашным, крепким и сеющим добро. В сказке всё возможно. Стоит только захотеть. Без сказки у ребенка нет мечтания о той самой волшебной стране, где сбываются все желания. Сказка преподносит шанс ребенку пофантазировать.

Кто есть я? Кем я хочу себя видеть? Что бы я сделал, если бы я обладал волшебством? И поэтому дети любят сказки, и в своих фантазиях представляют себя в роли добрых волшебников, великанов, фей волшебниц и т.д.

Ведущей задачей взрослого, я считаю, является направить ту самую фантазию ребёнка в нужное положительное русло, так как в отрицательное направиться ему совсем не сложно.

Большинство русских народных сказок передают ребёнку убеждённость в успехе, одержанном добра над злом. Именно через сказку дети приобщаются с такими первенствующими понятиями, как «что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.

Несомненно, что духовно-нравственное воспитание невозможно без обдумывания с дошкольником нравственной стороны поступков сказочных персонажей художественных произведений, с проведением проецирования на поступки людей.

Поэтому я твёрдо убеждена, что работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам.

Но, к всеобщему сожалению, в современной обстановке нынешнего российского общества имеется такое явление как падение нравов и преобразований не в лучшую сторону ценностных ориентиров у людей. Экономические и политические перемены, происходящие в нашей стране, не всегда, однако, оказывают утвердительное и благотворное влияние на развитие и становление молодого поколения, находящегося в поисках своего «я» и смысла своей жизни. Это явление отпечатолось на второсортности современных детских литературных произведений, подавляющей популяризации далеко не нравственных мультфильмов иностранного производства, что вносит определённое искажение и искривление в формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, таких как доброта, сердобольность, сострадание, сопереживание, праведность, честность.

Именно народные сказки сберегли ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегодня многие утратили, надеюсь, что не безвозвратно.

Как мама двух сыновей и педагог, в жизни и в своей профессиональной деятельности я всё чаще наблюдаю прецеденты детской жестокости, агрессивности в адрес друг другу, в касательстве к близким людям. Работая несколько лет в разновозрастной группе, я часто замечаю, что не все дети умеют общаться друг с другом, по ряду причин, например, домашние, долгое время не посещавшие детский сад дети, старшие по отношению к младшим, склонность к враждебности и недоброжелательности. Нежелание делиться игрушками также вызывает у детей далеко не позитивные эмоции. Неохотно дети дошкольного возраста идут на выручке товарищу, который оказался в сложной ситуации. У детей слабо развиты навыки благосклонности и жалости, а также сопереживания. А ведь именно с раннего дошкольного возраста мы проводим свою работу, направленную на формирование и развитие духовно-нравственных качеств человека.

Подводя итог, можно сказать, что происходит процесс озлобления и агрессивности молодого поколения.

2.Актуальность

Именно поэтому я считаю, что уже с младшего дошкольного возраста надлежит продемонстрировать малышу нравственную сущность каждого содеянного поступка. А что как ни сказка и контакт со сказкой может помочь в реализации этой проблемы?

Данная проблема подтолкнула меня на изучение темы «Сказка – как средство в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Актуальность данной темы вижу в следующем, а именно: в современном, нравственно нестабильном обществе сказка, как и многие традиционно культурные ценности, ощутимо утратила свое значение. А ведь именно с помощью сказки детям дошкольного возраста гораздо легче и доступнее (в возрастном плане) получить нравственный навык и сформироваться как индивид.

Для решения этой проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как убеждена, что сказка созвучна с мышлением маленького человека и является прекрасным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Исходя из проблемы, я поставила перед собой цель:

Цель - изучение народной сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника. Воспитывать чувство долга, справедливости, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.

Для достижения данной цели я наметила следующие задачи:

Задачи.

1.Изучить методическую литературу по данной теме;

2.Выявить возрастные особенности духовно-нравственного воспитания детей – дошкольников;

3.Создать необходимые условия для знакомства детей разновозрастной группы с русскими народными сказками.

4.Развивать умение сравнивать и анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению героев.

5.Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей.

6.Помочь родителям понять ценность сказки, ее первенствующую роль в воспитании сегодняшнего и, в особенности, завтрашнего человека.

3. Методы и приёмы, направленные на воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста. Методы моего исследования заключаются в:

    изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

    разработка методов, средств и форм взаимного общения педагога и воспитанников в ходе становления ценностных ориентиров в поведении детей;

    разработка НОД с использованием сказок, используя принципы: познавательно-мотивационного, эмоционально-оценочного и деятельностного.

    наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

    проведение анализа и выявление результатов;

    тестирование воспитанников;

    анкетирование и беседа с родителями.

Предмет исследования – сказка как средство воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в развитии у дошкольников духовно-нравственных качеств, также накопление методического материала по данной проблеме для дальнейшей моей работы, поиске инновационных, эффективных форм и методов деятельности по духовно-нравственному воспитанию, а также для трансляции полученного опыта коллегам.

В разновозрастной группе я целенаправленно провожу работу по ознакомлению детей со сказками с использованием наиболее результативных методов формирования духовно-нравственных качеств :

1.Знакомство детей с содержанием сказки;

2. Привлечение детей к активной деятельности (изобразительная деятельность по мотивам сказок, выставки рисунков, поделок)
3.Инсценирование сказки;

Методы ознакомления со сказкой

Изучая методическую литературу, я могу выделить методы ознакомления со сказкой. Одним из самых распространенных методов ознакомления со сказкой считаю – чтение сказки воспитателем. Многие русские народные сказки, на которых воспитывалась я сама и мои дети, я рассказываю своим воспитанникам наизусть по памяти. При таком «чтении» наилучшим образом достигается вербальный контакт с детьми.

Сказочные произведения большего объёма я читаю по книге. Необходимо также в момент чтения упомянуть о бережном и аккуратном обращение с книгой.

Чтение сказки уместно не только во время занятий, но и во время режимных моментов. Я читаю сказки перед принятием пищи в столовой, а также перед тихим часом. Мои полутора и двухгодовалые детки очень любят сказки. Как, впрочем, и старшие воспитанники.

Следующий метод – рассказывание , т.е. более свободная передача текста.

В процессе рассказывания допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Однако, главное в передаче рассказчика – это яркое, красочное пересказывание с передачей характерных особенностей сказочных персонажей.

В своей работе я применяю эффективные и действенные приёмы для понимания и восприятия сказки детьми. Это – выразительное чтение сказки с применением интонации и мимики. Используя этот приём, воспитанники с лёгкостью могут представить «живой» образ сказочного персонажа.

Хочу упомянуть ещё один приём – это беседа по сказке . Это благодатный приём, в ходе которого я уделяю большое внимание моральным качествам сказочных персонажей, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их поступков.

В своей работе с детьми я преследую конкретную цель, а именно воспитание духовно-нравственных качеств. К таким качествам личности отношу доброту, сострадание, желание прийти на помощь, оказание заботы в адрес младших и более слабых, вежливое отношение к родителям, уважение к близким и т.д.

Все эти качества я формирую в ходе бесед по сказкам, задавая такие вопросы как:

Нравится ли вам герой сказки?

Что сделал герой сказки?

Какой поступок он совершил?

Как герой повёл себя по отношению к другим героям?

Как вы поступаете по отношению к родителям? (проводится аналогия поступков),

А вы слушаетесь родителей? и т.п.

В ходе применения деятельностного принципа мной активно использовалась драматизация по сказке.

В ней ребенок исполняет роль сказочного персонажа. Драматизация содействует воспитанию таких черт характера ребёнка, как артистичность, уверенность в своих силах и даже смелость. В таких случаях ребёнок-дошкольник исполняет роль сказочного персонажа, хотя я практикую и роль рассказчика. У детей роль рассказчика-ведущего вызывает чувство гордости и ответственности.

Такой вид восприятия сказки я неоднократно применяла на открытых занятиях (прил. №1,2) К продуктивным методам деятельностного принципа я отношу рисование, аппликации, лепка, а также прослушивание музыкальных произведений. Использование различных форм работы со сказкой создают живой интерес к сказке, что благотворно сказывается на формировании личностных качества дошкольника. (приложение 3)

Не менее эффективным методом работы со сказками являются творческие задания , которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом таких заданий является изготовление продукта, такого как, поделка, рисунок. Так, при совместном рисовании на тему «Моя любимая сказка», дети показывали свои рисунки, называли и пересказывали сказку.

Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых сказок. Как пример, такими дидактических играми могут служить игры «Знаешь ли ты сказку?» , «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики и другие.

Необходимо отметить, что такие игры сопровождаются беседой по обсуждению героев сказок, их поведения. Вся беседа проходит непринуждённо, что делает ребёнка открытым для общения с взрослым.

4.Диагностика и анализ, как способы выявления проблем и их устранения.

Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования

Свою работу я начала с того, что занялась подбором и изучением методической литературы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, о роли народной сказки в системе воспитания дошкольника. Из опыта ведущих педагогов я почерпнула много информации, которую могу применить на практике. Так называемым стимулом для изучения данной темы послужило наблюдение за поведением детей в различных ситуациях (на занятиях, либо в свободное время) и стала всё больше убеждаться в необходимости и актуальности духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Работа с детьми

Для начала подобрала диагностический материал: Диагностика нравственного развития И.Б. Дерманова методика «Закончи историю». (приложение 4) Цель диагностики: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие), определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

В ходе диагностики каждому из детей средней и старшей группы предстояло закончить ситуативные истории. Все эти истории являлись повседневными ситуациями, что требовало от детей определённых наблюденческих навыков, а также элементарных знаний правила поведения. Весь процесс диагностирования проходил в непринуждённой обстановке, а также посредством наблюдения за детьми.

Диагностику проводила с старшей и средней подгруппой -10 детей. Для выяснения степени проблемы, мною изучаемой, я провела вводную диагностику на начальном этапе работы.

0 баллов -5 чел-к (50%)

1 балл – 3 чел-ка (30%)

2 балла – 2 чел-ка (20%)

3 балла – 0 (0%)

Данные показатели дают представление того, что у половины диагностированных детей наблюдался минимально низкий уровень духовно-нравственного развития. В ответах дети находились в затруднении, а именно, ответы детей были односложными «да» или «нет». Вторая половина (1 и 2 балла) продолжала истории, не умея дать оценку поступкам и, соответственно, не умея объяснить свой выбор в оценке.

Мной было выявлено, что из всех моральных качеств дети имеют понятия о доброте и дружбе.

Повторная диагностика выявила небольшой рост уровня духовно-нравственного.

0 баллов - 0 (0%)

1 балл – 5 чел-к (50%)

2 балла – 3 чел-ка (30%)

3 балла – 2 чел-ка (20%)

Дошкольники более уверенно продолжали ситуативную историю с точки зрения духовно-нравственных норм, верно давая оценку поведению детей в ситуациях.

Работа с родителями

Следующим этапом моей работы над темой стала совместная работа с родителями, так как всё-таки ведущая роль в становлении духовно развитой и нравственной личности отводится родителям.

Именно родители являются образцом для подражания своих детей, а также носителем духовных ценностей. Исходя из того, что мы все проживаем в небольшом селе, мне хорошо знаком весь родительский контингент и их потенциал. И, учитывая семейные, жилищные проблемы, а также проблемы отсутствия времени некоторых родителей, я решила начать работу с проведения ряда родительских собраний и консультаций.

Используя интернет-ресурсы, провела консультацию «Ребёнок в семье и детском саду». Целью консультации стало раскрытие содержания духовно-нравственного воспитания детей, как в детском саду, так и в семье, «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании» (приложение 5) с целью активизировать педагогические умения родителей в развитии ребенка в семье. В ходе бесед многие родители по-другому взглянули на роль сказки в жизни и становлении ребёнка.

Провела анкетирование среди родителей на тему «Место книги в вашей семье», «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка». (приложение 6- 7)

На вопрос:

Читаете ли Вы своим детям сказки?

Да

Нет

Иногда

Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после ее изложения?

всегда

иногда

никогда

Чему Ваш ребенок отдает предпочтение?

Телевидению

компьютерным играм

сказкам

мультфильма

По результатам анкетирования, а также из бесед с родителями я сделала вывод, что они представляют место сказки в жизни ребенка, стараются чаще читать сказки, прекрасно понимают и тот факт, что русская народная сказка способствует нравственному развитию ребёнка, хотя подавляющий процент детей предпочитает сказки мультфильмам. Часть родителей высказали мнение, что домашнее хозяйство и работа буквально съедает всё свободное время, что не позволяет использовать сказку в полной мере в жизни ребенка. То есть, проблема существует, и над её решением необходимо работать.

Родительский всеобуч по данной теме также нашёл в отражение в изготовлении буклета «Правильные сказки для детей» с разнообразной информацией для родителей в виде советов, а также рекомендуемом перечне сказок, учитывая возрастные особенности детей. Содержание буклета составлено также с использованием интернет-ресурсов. (прил. 8)

Периодически я обновляю информацию в уголке для родителей «Для вас, родители!»,

в которой родители могут ознакомиться с советами и пожеланиями как возможно организовать совместное чтение в домашних условиях под следующими рубриками: «Растим читателя», «Что читать?», «Когда читать?», «Читаем снова и снова…», а также консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка» с подбором игр с ребёнком в домашних условиях.

Немаловажная роль в воспитании духовно-нравственной личности является совместная деятельность детей и родителей. В начале моей педагогической деятельности родительская активность была мала и многие неохотно откликались на подобные просьбы. Но затем родители, слыша отзывы о пользе совместной работы от других родителей, стали менять своё мнение и понемногу начали включаться в работу. Что меня очень радует. В группе организовывались такие выставки, как «Моё родное село», «Мамы разные нужны, по профессии важны» и др.

Так, работая над данной темой, мною была организована тематическая выставка «Мы рисуем сказку».

В диалогической беседе родители могут обсудить с детьми задуманное, проанализировать поведенческий характер главного героя, его поступки и оценить их. Дети любят рисовать героев любимых сказок, а рисовать вместе с родителями – удовольствие вдвойне.

Огромную пользу с духовной точки зрения имеют досуги для дошкольников, которые проводятся совместно с родителями на литературные темы: «В гостях у сказки», «Сказка ложь, да в ней намёк…», что способствует единению родителя и ребёнка.

Так, проводя совместный досуг с родителями по русским народным сказкам, мои воспитанники ещё раз вспомнили так хорошо знакомых героев сказок. В ходе выполнения заданий, дети давали оценку поступков сказочных героев, пытались определить кому принадлежит предмет и т.д. Продуктом такого досуга стала выставка поделок, изготовленных в ходе мероприятия.

Продолжая говорить о совместной деятельности, приведу пример проведения праздников в нашей группе. К 8 марта была проведена праздничная программа «Для любимой мамочки», дети, родители и младшие воспитатели показали для гостей сказку «Колобок».

Я чётко убеждена, что процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью русских народных сказок, будет действенным, если в группе будет создана целесообразная и подходящая развивающая среда. В частности, книжный уголок с подбором той самой необходимой литературы, а именно сказок.

Совместно с родителями мы пополнили библиотеку группы красочными книгами с русскими народными сказками. На родительском собрании мною были отмечены родители, которые приняли участие в пополнении библиотеки. Многие родители приносили книги их детства.

Таким образом, работу по развитию у дошкольников духовно-нравственных качеств по средствам сказки провожу совместно с родителями, что благотворно сказывается как на детях, так и на их родителях.

Выводы

В наше сложное социально неустойчивое время от правильно расставленных приоритетов в духовно - нравственном воспитании подрастающего поколения зависит не только благополучие и процветание, но также стабильность и адекватность общества в целом. Моя роль, как воспитателя – помочь маленькому человеку вступить в непростой мир, где ему предстоит встретиться с добром и верностью, храбростью. Но в мире есть, к сожалению, предательство и обман, хитрость и коварство. Из всего многообразия ребенок должен уметь различать плохое от хорошего, ведь именно в детстве формируются самые первые взгляды, оценки с точки зрения морали.

Углубленное изучение методической литературы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников позволило мне начать свою деятельность по формированию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста, используя средства народной педагогики: фольклор, сказки, пословицы и поговорки. В приоритете я выделила именно русские народные сказки, по сколько они являются мощнейшим средством в духовно- нравственном становлении личности. Именно в дошкольном возрасте появляются наиболее комфортные условия для влияния сказок на духовно-нравственное становление личности.

Мной была проведена работа на определение уровня сформированности духовно-нравственных качеств посредствам русских народных сказок.

Моя педагогическая деятельность в этом направлении проводилась систематически. В процессе моей деятельности решались ранее поставленные задачи. Постоянно расширялись и координировались знания детей о так называемых «положительных и отрицательных» качествах людей. Это происходило в ходе беседы по сказке, обсуждении поступков героев сказок, проецировании на себе и в своей повседневной жизни, попытке дать оценку своим поступкам и чужим.

В результате мои воспитанники знают сюжеты из многих сказок. Дети научились выделять сюжет сказки, а также выражать свои мысли и чувства относительно поступков, совершённых сказочными героями.
И что очень важно, мои воспитанники становятся добрее и внимательнее к окружающим, более отзывчивыми.

На основе вышеперечисленных результатов я могу сделать вывод о том, что мой творческий подход и педагогическое мастерство позволяют реализовать поставленные цели и задачи в работе по данной теме, и в перспективе помогут мне достичь более высокой результативности в дальнейшем.

Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, методических объединениях.

Список литературы

    В своей работе я использую следующую литературу:

    журналы «Дошкольное воспитание»:

    И. Зимина «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» №1 - №5 2005 год;

    Н. Исаева «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» №7 2012 год;

    О. Потаповская «Духовно-нравственное воспитание детей и родителей» №1 2006год;

    Г. Фигдор «Сказка и психическая переработка душевных конфликтов» №1 2007 год;

    О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.;

    Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез 2012год

    М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003г.

    Интернет-ресурсы.

1.Введение

2. Влияние сказок на духовно-нравственное воспитание дошкольников ………6

3.Заключение

4.Список литературы …..………………………………………………………….10

5.Приложение……………………………………………………………………….11

Введение

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».

В. А. Сухомлинский

«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

В.А.Сухомлинский.

Проблема:

Состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любви к людям, природе своего края.

Актуальность темы:

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. Сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Целью моей работы является:

1. Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

2. Обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем введения их в куль­турную традицию народной и авторской сказки, ис­пользуя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.


Введение

Глава 1. Сказка, как средство нравственного воспитания дошкольника

1.1 Нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников

1.2 Воспитательная ценность русских народных сказок

Глава 2. Система работы с дошкольниками по русским народным сказкам

2.1 Эмоциональное погружение детей в сказку

2.2 Использование сказки в воспитательной работе с детьми

Заключение

Список литературы


Введение


В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств - сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.

Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления - все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.

Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям - Слушайся родителей, уважай старших, Не уходи из дома без разрешения, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом .

Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение.

Актуальность проблемы состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.

Объект - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет - влияние сказки на нравственное воспитание старших дошкольников.

Целью работы является изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника. Сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Задачи.

1.Рассмотреть нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников;

2.Раскрыть воспитательную ценность русских народных сказок;

.Рассмотреть эмоциональное погружение детей в сказку;

.Рассмотреть использование сказки в воспитательной работе с детьми.

Глава 1. Сказка, как средство нравственного воспитания дошкольника


.1 Нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников


Духовно-нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка .

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты .

Духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями.Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими.

Необходимо научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Именно народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегодня многие растеряли.

В народных сказках отражены «уникальные традиции и опыт творчества». Во всех народных сказках есть нравственно - этические принципы. Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Основу для правильного общения со сверстниками и взрослыми нужно закладывать в детстве сказки же учат нас не только житейской мудрости, но и смелости, мужеству, умению устанавливать контакты .

Сочувствуют различные мнения по поводу влияния сказок на ребенка. Воспитываю в нем такие важные качества, как смелость, храбрость, решительность, мы должны опираться на много вековой опыт предшествующих поколений в использовании сказки педагогических целях. Ребенка нужно приучать к преодолению трудностей: оберегая его от реальности, которая далеко не идеал, мы только создадим ему лишние проблемы. Вырастая, он не сможет объективно воспринимать события, решать последовательно возникающие задачи, будет не решительным, робким или погруженным в себя человеком. Всего этого не трудно избежать, если на раннем этапе развития анализировать сказочные произведения вмести с ним, с каждым новым прочтением всё более усложняя задачу. Практикуя различные методы объяснения смысла сказки, можно добиться её полного понимания и сознания малышом. А это значит, что в трудной ситуации она послужит ему хорошей опорой в жизни.

Немаловажным обстоятельством в развитии ребенка является повторное прочтение сказки. Не стоит отказывать в этом малышу на том основании, что перечисление пятьдесят первый раз обстоятельств, при которых Конек - Горбунок вытаскивает Ивана из нищеты и неизвестности, утомляет и раздражает. Для ребенка эта новая ступенька, по которой он поднимается на более высокий уровень духовного и интеллектуального развития. Да, дети, слушая сказку изо дня в день, переживают за героев снова и снова. Но теперь им важны не столько положительные моменты сказки сколько упущенные при первом прочтении некоторые подробности сюжета и особенности характеров персонажей.

Таким образом, ребенок учиться акцентировать внимание на деталях, а образы сказочных героев при этом наполняются новым содержанием, которое с каждым разом усложняется и приобретает черты действительности. Если малыш просит ещё раз перечитать понравившуюся ему сказку, не препятствуйте, видимо, он что-то недостаточно хорошо понял и ему хочется разобраться в этом. Надо пояснить этот момент.

Сказка как средство эстетического и познавательного воздействия гармонично вписывается в процесс игры. Для малыша является главным развитие сюжета, ситуации которого не использует, или присутствие героев, определяющих её характер. Возможно, в этом случае сказку надо будет прочитать ещё раз, более подробно проанализировав трудные моменты, научить малыша понимать, зачем человеку нужен сильный и благородный характер .

Привлекают ребенка в сказках и волшебные способности главных героев: умение летать, быстро перемещаться, перевоплощаться. Конечно, в 3-5 лет не возможно объяснить природу волшебства, на данном этапе можно просто дать ему понять, что это- реализация мечты на рода. Со временим волшебство должно превратиться в сознательное стремление достичь желаемой цели или уникальное развитие личных способностей. Дети должны усвоить: чтобы добиться каких-то результатов в жизни, надо обладать не просто определенными свойствами характера, нужно развивать их до совершенства. Этот процесс не должен носить приземленный характер, действовать надо по обстоятельствам, принимая во внимание реакцию малыша.

Видимо, с этой же точки зрения не следует ограждать ребенка и от пугающих описаний страшных веществ, явлений, злодеев. Он должен знать, что превосходной степени зла может противостоять только более изощренная форма добра. Лишь в таком случае происходит битва на равных межу отрицательными и положительными персонажами в сказке и естественная победа последнего.

В каждом человеке, ребенке и в взрослом на уровне подсознания заложена стремление отвечать обще принятым, установленным веками, способом и мышления и поведения. Поэтому чувства и поступки положительного героя малыш сразу же проецирует на себя. Проявляется это обычно сначала внешне: он начинает использовать определенные речевые обороты, характерные для этих героев, затем поступки этого персонажа превращаются в особенности поведения ребенка, постепенно становятся его собственными поступками. Малыш начинает сознавать их необходимость, он уже не может на добро ответить злом, обидеть младших и слабых, вырабатываются моральные критерии.

Нравственное воспитание ребенка начинается с того, что слышит, видит и что вызывает отклик в его душе.

Сказка имеет очень большую роль в формировании нравственных качеств ребенка. И с самого начала надо отметить гендерный подход сказки. В гендерном отношении все сказки помогают сформировать мужские и женские черты характера.

Например, сказки для формирования мужских черт характера - «Три поросенка», «Колобок». В них показан метод борьбы для мужчины. В сказке «Три поросенка» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, а в сказке «Колобок» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение, о выполнении правил безопасности. На этих сказках можно объяснить мальчику типологию противника, сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим - осторожность и предусмотрительность, с третьим - надежная команда, с четвертым - тактическая беседа. Сказки, с мужским характером, содержат три важных для мальчика идеи: во-первых - адекватное восприятие реальности, во - вторых - представление о враге и безопасности, в - третьих - желание победить врага. Они символически дают мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, знания, использование собственного преимущества и слабые стороны противника - вот слагаемые успеха. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бессмертие перед врагом, уважение и любовь к маме (женщине) .

А вот сказки - «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко», «Гуси лебеди» помогают формировать женские черты характера. В этих сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по разному строит с ним отношения. Она либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству, либо помогает ему. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности. В этих сказках девочка принимает определенные знания о жизни героинь. Во - первых - найти достойного партнера, то есть избрать лучшее. А выбор связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: кто - достойный, любящий, преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимать помощь с благодарностью, и то, что ты задумаешь, исполнится. Во - вторых - создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищенно, где ее сила приумножается, чтобы понимать и дарить любовь, где она может расти детей - продолжение рода. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.

Но есть сказки, с помощью которых мы можем формировать нравственные качества и у мальчиков, и у девочек. Они имеют одинаковую концовку и обязательно завершаются воссоединением героя и героини - свадьбой. Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования нравственных качеств личности и национальных черт характера .

Какими будут наши дети - внимательными, заботливыми, добрыми, отзывчивыми, дужными или напротив - эгоистичными, бестактными, агрессивными - зависит только от нас - родителей? Ведь именно в семье формируется у детей отношение к миру людей, вещей, к природе, развиваются и крепнут чувства.

Как же воспитать ребёнка добрым, чутким, внимательным? Как воспитать ребёнка, чтобы он вырос счастливым человеком?

Нравственные чувства дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным поведением. Не забудьте после прочтения сказки, провести небольшую беседу с ребенком. Во время, которой вы сможете раскрыть характер персонажей, дать оценку их действиям, поговорить о положительных и негативных его сторонах. От выбора сказок для прочтения, зависит, какие нравственные чувства вы сможете сформировать ребенку.

Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Продолжается формирование культуры речи, нравственных качеств (правдивости, честности, скромности, терпение, выдержка, уступчивость).

Важной задачей воспитания поведения старшего дошкольника является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками - общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения.

Воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Воспитание организованного поведения предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели.

Воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка 6-7 лет. Что предполагает: развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля, целеустремленности, произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя, родителя; создание общественного мнения, а также активно поддерживаемое педагогом и родителем стремление старших дошкольников стать такими же самостоятельными, как школьники .

Все эти качества можно раскрыть и сформировать на примере сказок (событий, действий персонажей), ведь сказка - клад знаний, в ней собрана народная мудрость. Обращая внимание на гендерные качества героев, вы сможете воспитать отважных, сильных, любящих мужчин и нежных хранительниц очага, в чьих семьях будет царить взаимопонимание, любовь и трудолюбие.


.2 Воспитательная ценность русских народных сказок


Воспитательная ценность народных сказок заключается ещё и в том, что в них запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорство достижение цели.

Сказки воспитывают у детей гордость за свой народ, любовь к родине. Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской аудитории, что усиливает её воспитательное влияние. Интенсивность переживаний детей находиться в тесной зависимости от содержания сказки, разнообразие приключений, которые испытывают её герои.

Эмоции способствуют пониманию дошкольниками смысла, основной идеи произведения. Перечисленные качества народной сказки характеризуют её как высокохудожественное произведение для детей, соответствующее психологическим особенностям возраста. Сказка разговаривает с детьми языком искусства - светлого, бодрого, понятно и убедительного. Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное.

Форма изображения этих явлений, особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными «взрослыми». Те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких. Для детей это не с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки в которых сказка обнаруживает своё порой неожиданное для взрослых воздействие на ребенка .

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет условий для их реализации. Правда, они как аккумулятор, заряжают душу нравственной энергией. Читая малышу сказки, с искренним интересом разглядывая вмести с ним картинки и комментируя их, понимаешь, что это, может быть, важнее и, главное, эффективнее, чем последующая многолетняя работа с подросшими детьми. Именно и создается это богатство - естественный и стойкий интерес к книге, представление о правильной, красивой литературной речи, вкус к родному языку, который позже назовут врожденной грамотностью. Упустить этот момент - и понадобятся годы специальные методики прочие педагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создается так легко- достаточно просто читать ребёнку сказки.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радость погружается в не реальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке, как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Перевоплощаясь в сказочных героев, принцев и в принцесс, в колдунов и фей, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.

Дети очень любят сказки, потому, что в них - «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь». Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого - что выбрать из одежды, до жизненно важного - как жить дальше. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствие того или иного жизненного выбора человека.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра .

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателей. Например, сказки - «перевертыши».

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего Мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят взрослых в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо», а что такое «плохо» .

Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе!

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Проживая сказку дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству .

Эмоционально разряжаясь сбрасывая зажимы, открывая спрятанные глубоко в под сознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее уверение в себе, восприимчивее к людям о окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятия себя таким, какой ты есть. Сказка несет в себе культуру, а так же мировоззрение своего народа.

сказка нравственный воспитание дошкольник


Глава 2. Система работы с дошкольниками по русским народным сказкам


.1 Эмоциональное погружение детей в сказку


С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка - это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Цель педагогов - дать ребенку необходимую гамму переживаний, создать особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие сказок. Сделать так что бы сказка - была средством эмоционального погружения ребенка в новую область знания.

Эмоционально погружая ребенка в какую- либо тему, педагоги, дают общее ведение того нового знания, которым будет овладевать ребенок, постепенно шаг за шагом со своими новыми друзьями- сказочными героями. Необходимо использовать следующие задачи:

Использовать сказочную форму

для интеграции личности ребенка;

для психоречевого развития;

для совершенствования вербального языка;

для развития умения слушать окружающий мир, людей в нём и себя;

для развития социально-эмоционального поведения каждого ребенка;

для развития креативного мышления, фантазии, воображения эмпатии ребенка;

для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром;

для сплачения группы людей, педагогов для развития сенсомоторики, как базы для развития речи, интеллекта;

для развития творческих способностей ребенка.

Как же читать (рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий рассказа сказки - это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. При рассказе от педагога требуется выражения подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения .

По отношению ребенка к рассказываемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный момент его жизни. По мере развития сюжета сопереживания героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками. Не следует делать детям замечания, призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывает сомнений.

При использовании элементов кукольного театра манипуляции с куклами должны быть предварительно отработаны. Работая с куклами, звуки речи должны направляться к зрителям, необходимо заботиться о четкой дикции, о достаточной силе голоса. Действуя с куклой, надо следит за тем, чтобы её движения соответствовали содержания произносимых реплик, их интонации. Голос речь должны соответствовать внутренней характеристики персонажа .

Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, нужно преобразовывать сложные ситуации педагогические задачи, подводить к решению проблемы. Дети в месте с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются предлагают свои решения.

Для ребенка дошкольного возраста наиболее важная информация для развития и социализации должна быть передана через яркие образы. Лучше всего эту роль выполняют сказочные и мифологические истории, которые использовали еще наши предки, занимаясь воспитанием детей. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.

Сказкотерапия - это система развития эмоционального интеллекта, с использованием различных методов развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями.

К тому же сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:

Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на собственные силы.

Потребность в знаниях и опыте. Герой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия.

Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем-то борется, от кого-то убегает.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности: малыш учится проявлению доброты, внимания, сочувствия, сопереживания; овладевает способностью замечать изменения настроения, эмоционального состояния другого; учится выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Работа с детьми с использованием методов сказкотерапии строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.

Присутствие ритуала входа (и выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Чаще всего используются манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик), проговаривание волшебных заклинаний.

Также детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника, у которого есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире.


2.2 Использование сказки в воспитательной работе с детьми


Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательными значениями. Нужно пробудить у детей национальное самосознание дать ощутить им национальный идеал, почувствовать себя как бы приемниками славы русских богатырей. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средство выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и так далее .

Таким образом сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на « театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающие детское творчество явиться источником новых художественных впечатлений детей. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которой сказка производит на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки.

Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к следующему этапу работы - сочинению сказок. Педагог может рассказать, что есть не только люди, которые хорошо сказывают сказки - сказатели, но и те, кто сами их сочиняют - сказочники. Дошкольники, как правило, с удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его и многому другому.

Из достаточно богатого арсенала методики обучению рассказыванию воспитатель может отобрать то, что покажется ему наиболее интересным, целесообразным, близким его педагогическому опыту. Итогам работы по этой теме станет праздник сказки, где дети выступят в ролях сказителей, сказочников покажут инсценировки знакомых сказок. Знакомство со сказками можно завершить и по-иному - «изданием» сборника « Наши сказки», куда вошли бы лучшие сказки детей и лучшие детские рисунки к ним.

В работе по ознакомлению со сказкой, нужно вовлечь и родителей. Родители вмести с детьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации. Совместное творчество родитель с детьми, создает атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворенности, обеспечивает максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом их взаимное доверие, эмоциональную раскованность и так далее. Всё это в конечном итоге ведет к творческому раскрепощению, к созданию ярких, неповторимых, индивидуальных образов .

В соответствие с работой по перспективному плану и с лексическими темами систематически, еженедельно родителям необходимо предоставлять рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки.

Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно- ролевые игры. Сказка и игра - самый верный и короткий путь к детскому разуму и сердцу. С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми.

Руководство педагога во время игры, как правило, не носит обучающего характера. Дети активно погружаются в игровую атмосферу, в мир сказок, где импровизационное творчество воспитателя и ребенка неизбежно.

Анализируя нынешнее состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы - интеллектуальному развитию ребенка.

Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют внутренний мир ребенка.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка .

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков.

Проблема нашего педагогического исследования состоит в поиске психолого-педагогических методов и форм использования духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребенка старшего дошкольного возраста.


Заключение


Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. В любое время совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку помогают им сблизиться душой.

Роль детских сказок не ограничивается только приятным время препровождением. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитание детей сказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями вашего ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках.

Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

По словам философа и педагога И.А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость» .


Список литературы


1.Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие В.А. Аверин. - 2-е издание, перераб. - СПб., 2010

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - М., 2012

Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и духовное развитие личности. - М., 2012

Бабушкина А.П. История русской детской литературы. - М., 2012

Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М., 2012

Белобрыкина, О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина - М., 2011.

Божович Л.И. О духовном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - М., 2011

Бородич А.М. Методика развития речи детей - М., 2012

Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей Р.С. Буре, Л.Д. Костелова - М., 2012

Васильева, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. З.П. Васильева. - М., 2012

Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М., 2012

Гербова В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М., 2010

Ильин И.А. О духовном развитии и воспитании детей. - М., 2012

Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. - М., 2011

Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М., 2011

Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М. 2011

Немов Р.С. Психология: В 3х кн.- 3еизд. - М., 2011

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М., 2012

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 6-7 лет / М.. 2010

Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. - М., 2011

Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. - 2010. - № 6. С. 19-43.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Добрынина Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ "Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Результат работы по теме самообразования
Тема: "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания"
Дата публикации: 24.01.2016
Раздел: дошкольное образование

КОУ «Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Результат работы по теме самообразования

«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания»
Воспитатель высшей категории: Добрынина Наталья Леонидовна
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу, считаю это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется недостаточно времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. Поэтому я решила уделить, немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании моих воспитанников. Ведь самые обычные народные сказки обладают целительными свойствами и очень полезны для малышей. Дети, которым читают сказки, раньше начинают говорить, говорят более грамотно. Хорошая сказка завораживает своим сюжетом, речевыми оборотами и позволяет ребенку погрузиться в мир фантазий.
Исходя из этого, поставила перед собой цель:
Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения цели определила, следующие задачи:
 побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;  создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;  формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;  развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других;  подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.  Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для родителей. В своей работе использовала следующие этапы работы со сказкой: Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. При ознакомлениисказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Из большой сказки
повторно читаю отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание, возможно, сочетать с рисованием и лепкой. Если после первого чтения сказка уже понята детьми, использую ряд дополнительных приемов, которые усиливают эмоциональное воздействие, т.е. показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками. А так же, использовала словесные приемы, зачастую детям бывают, непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях давала им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.Для закрепления знаний использовала дидактические игры на материале знакомых сказок и литературные викторины.Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев), «Сказочное лото». Литературные викторины провожу как итоговые, квартальные занятия или вечерние развлечения. Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки. Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. Для того, чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод: Подготовительный этап:  подбор и изучение методической литературы;  подбор дидактических игр;  разработать перспективный план работы. Основной этап или этап реализации: Образовательный процесс осуществляла: в ходе непосредственно образовательной деятельности; в процессе совместной деятельности педагога с детьми; при организации самостоятельной детской деятельности. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали свои сказки. Подобрала диагностический материал по отслеживанию уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
Использовала диагностику Н. В. Нижегородцевой «Нравственная лесенка», критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных ситуаций. В начале учебного года провели родительское собрание на тему « Сказка ложь – да в ней намек». Познакомили с предметно-развивающей средой группы, с перспективным планом, составили план посещений театральных пятниц. Информировала родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей данного возраста детей. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения. В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда, рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения» ; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку». Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги», «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой». Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, пополнили театральный уголок пальчиковым театром и другими видами театра по русским народным сказкам по нашему возрасту. Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостях у сказки», «Что? Где? Когда?», «В стране добра и зла». Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей по мотивам сказок: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «В гостях у сказки!». Чтобы ребёнок нормально рос и развивался, ему необходима не только любовь и внимание взрослых, но и заинтересованное участие взрослых в детской жизни. Осуществили проект «Здравствуй, сказка!». Основным результатом стал совместный показ с родителями показ спектакля по мотивам русской народной сказки «Три медведя».
Заключительный этап
Подобрала диагностический материал по отслеживанию уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок. Использовала диагностику Н. В. Нижегородцевой «Нравственная лесенка», критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных ситуаций. Дети научились понимать смысл сказок, отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя. Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль. Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.
Литература:
1. Аббаньяно Н. Мудрость жизни. – СПб: Алетея,1996,с.99. 2. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005. – 310 с. 3. Реализация общих принципов конвенции о правах ребенка// Семья в России. – 1997. – № 4. 4. Психолог в детском саду 2004 № 2. 5. Расскажи мне сказку…: Сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 63с. 6. «Здравствуй» М.Л.Лазарев. Журнал «Детский сад от А до Я» № 6 – 2005 год. 7. «Улыбка судьбы» Н.К.Медведева. 8. «Наши талантливые малыши» Е.П.Бухарина. «Дошкольное воспитание» 1997 – №6. 9. «Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко. 10. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» О.А. Куревина. 11. Комиссарова Л.Н. Кузнецова Г.В. «Ребенок в мире музыки». – М.: Школьная пресса, 2006. – 128с. 12. Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004. 13. Детский сад от А. до Я, №6 2005г. 14.Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г 15.Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006. 16.Ушакова О.С. Н.В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой.

Духовно — нравственное развитие дошкольников — это совершенствование добрых моральных черт характера, духовных убеждений и эстетических норм. Особое внимание в духовном обучении ребят уделяется всестороннему совершенствованию личности и развитию верного миропонимания и семейных идеалов. В воспитании дошкольников значительна роль и родителей и преподавателей. Сказка как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников, наиболее легкий способ привить детям правильное восприятие окружающего мира.

Средства нравственного воспитания дошкольников

К орудиям нравственного воспитания детей относят художественные средства, окружающую действительность, природу, занятия самих дошкольников.

Художественные средства – это детская литература, кино, живопись и др. Эти виды искусства помогают воспитывать проявление эмоциональных переживаний и этических понятий.
Природа пробуждает у дошкольников желание помочь слабым, заботиться и защищать их, дети проявляют лучшие качества: отзывчивость и сострадание.

Такие занятия детей, как труд, учеба, игра, прививают правила поведения в коллективе.
Окружение и атмосфера, в которой проходит развитие ребенка, также является средством воспитания. Дошкольник впитывает то, что его окружает.

Духовное воспитание ребенка с помощью скозкотерапии

Обучение детей должно проходить в доходчивой форме, соответствующей возрасту. Прививать привязанность к Родине лучше в дошкольном возрасте. Многолетней практикой доказано, что фольклор, воспитывает патриотизм и уважение к отечеству. Эффективный способ в развитии высоконравственных качеств — это изучение сказок.

Сказки знакомы с детства, именно поэтому приобщение к русским народным и художественным произведениям оказывает положительное влияние на ребят. Дети получают необходимые знания о жизни, природе и взаимоотношениях. Сказка помогает пережить и испытать разные чувства, учит отличать добро от зла.
К.Д. Ушинский, выдающийся педагог, считал, что простые и наивные по содержанию народные сказки помогают воздействовать на души дошкольников, воспитывают нравственные чувства.

От педагогов и родителей зависит, как дети воспримут сказку. Она должна оставить впечатление, чтобы оказать нравственное влияние. Сказка интересна и понятна, потому что в ней противопоставлено добро и зло, положительные герои наделены силой, отвагой, храбростью, лучшими качествами, достойными подражания, она насыщена яркими событиями, которые легко запоминаются и, конечно, они написаны неповторимым языком.

Дети используют в жизни знания, полученные из сказок. Образы сказочных героев, их поведение, необходимо анализировать и обсуждать, тогда детям проще разобраться в своих чувствах и переживаниях. Тем самым дошкольники , учатся чувствовать. Дети верят в сказки, хотя в их основе фантастика и вымысел. Дошкольники фантазируют и погружаются в сказочный мир.

В основе сказок лежат настоящие поступки и человеческие отношения. Сказка дает ответ, как нужно поступить в определенном случае, добро всегда побеждает. Сказкотерапия полезна для дошкольников, тем что помогает . Дошкольник использует этот опыт в жизни, начинает задумываться над своими поступками и поведением. В сказке нет нравоучений, но всегда есть урок, который понятен дошкольникам.