Необычные растения        24.04.2019   

Сказкотерапевтический тренинг «Изготовление куклы-марионетки. Куклы марионетки

Кукла марионетка своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер-класс по рукоделию "Кукла-марионетка из мишуры"- клоун Новогоша

Автор: Миронова Татьяна Викторовна, старший воспитатель, воспитатель Детского сада «Берёзка» филиал МБДОУ детский сад № 3 «Сказка» города Котовска Тамбовской области.
Мастер-класс рассчитан на воспитателей и педагогов ДОУ, педагогов дополнительного образования, детей старшего дошкольного возраста, школьного возраста, студентов, родителей. Может быть полезен для педагогов - психологов, аниматоров. Для широкого круга читателей, интересующихся театром кукол.
Назначение мастер-класса хорошая идея на новый год, день смеха, в день рождения, на выпускном вечере, постановка интересных номеров на утренниках, праздниках, в домашнем мини-театре, загородном лагере, можно использовать как тренинг по сплочению коллектива.заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению кукол-марионеток, с последующим их использованием в театрализованной деятельности для дошкольников. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления и управления куклой-марионеткой из мишуры.

получить эмоциональное удовольствие от работы в коллективе;
создание куклы-марионетки по нетрадиционной технологии; развивать эстетический вкус, фантазию, творческие способности; укрепить эмоционально-позитивные межличностные отношения педагогов.
Историческая справка: Марионетка (от итал. marionetta) - разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки принято относить к XVI веку.
Слово «марионетка» происходит от средневековых кукол, изображавших Деву Марию и часто называвшихся уменьшительными вариантами имени Мария (фр. Marion, Mariotte, Mariolle); в Венеции, в частности, деревянные механические куклы появлялись в дни ежегодных церковных праздников). В старой литературе встречается утверждение, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони.
Кукла как правило практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. Наиболее часто употребляемый материал - глина. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста» (вага), посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения. Такие куклы могут ходить, бегать, плясать и даже ползать в умелых руках кукловода.

Мастер-класс по рукоделию "Кукла-марионетка из мишуры"- клоун Новогоша.

Театр кукол –явление древнее, но не теряющее своей привлекательности и поныне. Чтобы окунуться в его волшебный мир, нужно совсем немного: желание, хорошее настроение и немного свободного времени. Сделать куклу-марионетку под силу даже старшему дошкольнику. И поверьте, ваши старания будут вознаграждены, когда вы увидите неподдельный детский восторг. Ведь ни один ребенок не сможет отказаться от игрушки, которая оживает в его руках.
Куклам передается то настроение, с которым мы их творим. Наш персонаж трогательный и веселый! Представьте себе свою куклу. Улыбнитесь и приступаем.

Расскажу я вам друзья
Есть идея у меня.
Нужно проявить терпенье,
Иметь отличное настроение.
Надуваем шарик - это голова,
Руки,ноги куклы - это мишура.
Нитки привязали и готов артист.
Выступим на сцене - зритель крикнет:"Бис!"

Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков.

На этом мастер-классе мы займёмся изготовлением и оживлением куклы-марионетки из мишуры. Я предлагаю отказаться от традиционной ваги (с помощью ваги один кукловод управляет куклой-марионеткой). Моей куклой управляют три человека. Это легко и весело.

Для работы нам потребуются следующие материалы и инструменты:

Основные:
- мишура – 1 м. 20 см (можно 1 м.)
- 2 шт. мишуры – 2 м.
- 2 деревянные палочки (по 17 см.)
- 4 крышки, от бутылок газированной воды
- 4 гвоздика (декоративных)
- два вида проволоки(толстая и тонкая)– можно взять только проволоку для
бисера
- толстые нитки (капроновые нитки для обуви)
- воздушный шарик
- палочка с насадкой для воздушного шарика
- молоток

Ножницы
Вспомогательные:
- глаза (из магазина)
- поролоновый нос (из магазина)
- поролоновые уши (из магазина)
- колпачок (из магазина)
- красная самоклеящаяся бумага 5см.x 6см.
- шаблон детской руки (19 см.)
- фломастер
- фольгированный изолон(новый вид изоляционных материалов)2шт.=20см.x24см.
или 1 кусок = 40 см.x 48 см.(можно использовать только 20 см. x 24 см.) ,
можно заменить картоном
- двухсторонний скотч
- пассатижи (если проволока тонкая, то пассатижи не пригодятся)


Итак, приступаем!

Ход работы

Изготовление ног Новогоши.

1. Делаем заглушки. Возьмите две деревянные палочки, декоративные гвозди, 4 крышки от бутылок газированной воды. Сначала с помощью молотка в середину крышек вбейте гвоздики. Затем крышки с гвоздиками аккуратно забейте на концах палочек. Палочки готовы. Если работу выполняют дошкольники, то этот этап делают взрослые.


2. Берём серебристую мишуру 1м.20см (можно 1м.). Разрезаем пополам. Обматываем мишурой готовые палочки. Крышки держат мишуру, чтобы она не соскакивала. А для прочности берём тонкую проволоку и закрепляем ей мишуру. Я подобрала проволоку под цвет мишуры. Можно использовать проволоку для бисера. Получились блестящие туфельки.


3. Берём синюю мишуру (2м.) и складываем пополам. Начинаем слегка перекручивать одну часть мишуры вокруг другой. В конце закрепляем мишуру между собой. Брюки готовы.


4. На концах синей мишуры получились два «отверстия». Вот в эти дырочки вставляем наши заготовки – блестящие ботинки. А что бы ботинки держались, закрепляем их синей проволокой.


Лишнюю проволоку отрезаем ножницами. Для прочности можно использовать всю проволоку. Ноги Новогоши готовы.

Изготовление туловища Новогоши.

1. Складываем «готовые ноги» (брюки с туфельками) пополам. Берём красную мишуру (2 м.) и продеваем посередине ног. Завязываем три узелка – формируем туловище. Обратите внимание на узелки – сильно не затягивайте! Оставшаяся красная мишура – это будущие руки.


2. Берём палочку с насадкой для воздушного шарика и продеваем её между тремя узелками (как при изготовлении коврика из полосок, так и наша палочка движется вверх, вниз, вверх, вниз). Это основа туловища.


3. Закрепляем толстой проволокой туловище в двух местах, чтобы мишура не скользила по гладкой палочке. Сначала вверху. Лишнюю проволоку отрезаем плоскогубцами.


Может получиться, что при работе красная мишура растянулась, поэтому после закрепления верхней части «пиджака» сначала подтяните низ. Главное, чтобы костюмчик сидел! Вам нравится? Значит, закрепляем низ толстой проволокой.


Остаток палочки отрезаем ножницами. Посередине туловище закрепляем тонкой красной проволокой. Если у вас нет толстой проволоки – можно заменить проволокой для бисера. «Туловище – пиджак» готов.
Если эту часть работы выполняют дошкольники, то они используют толстые нитки вместо проволоки. Но лучше, если воспитатель поможет закрепить эту часть всё-таки проволокой.

Изготовление рук Новогоши.

1. Для шаблона нам нужно обвести детскую ладошку на картоне и вырезать. (Дети с удовольствием обводят свои руки.) Можно самим нарисовать маленькую ладошку. Или ещё упростить – детская варежка. Шаблон готов. Берём фольгированный изолон, на него переносим наш шаблон и вырезаем ладошки.


Если у вас позволяет материал, то вырезаем четыре ладошки. На две наклеиваем двухсторонний скотч. Соединяем с помощью скотча ладошки.
2. Готовые ладошки закрепляем на рукавах пиджака с помощью красной проволоки.


Если у вас нет изолона, его можно заменить толстым картоном. А можно и совсем не делать ладошки, но это уже будет классический вариант.
Вот что у нас получилось.

Изготовление головы Новогоши.

1. Снимаем с палочки (туловища) насадку для воздушного шарика. Надуваем воздушный шарик и закрепляем его на насадке. Надеваем на шарик готовый колпачок с резинкой. Берём готовые детали: глаза, нос, уши и наклеиваем на них двухсторонний скотч. Из красной самоклейки вырезаем рот.


С помощью двухстороннего скотча «рисуем» лицо.

Соединение деталей.

Берём готовую голову Новогоши и с помощью насадки закрепляем её на туловище.

Чтобы Новогоша двигался.

Итак, очередь за соединением нитей управления.
Берём капроновою нить для обуви (можно просто толстую) и отрезаем 6 отрезков. Как вы уже догадались – это для рук, ног и туловища. Так как голова у нас получилась тяжёлая, мы нитку закрепляем на палочке (помните, осталась от туловища) и выводим через верх колпачка.


Вторую нить привязываем к низу туловища – пиджака. Находим колени (складываем пополам ноги-брюки) и привязываем к ним третью и четвёртую верёвочки. Ну а пятую и шестую верёвочки привязываем к рукам.


Теперь наш Новогоша готов к выступлению.
Можно начинать представление!

Управлять марионеткой не так-то просто, так что сначала придется немного потренироваться. Пошевелите каждой ниточкой из стороны в сторону, подергайте то за одну, о за другую. Ну, а когда ваша кукла научится быстро бегать, ловко прыгать и весело танцевать под музыку, приглашайте друзей на представление!


Вот куклы-марионетки, выполненные педагогами.


Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому представляю наших кукол в действии.

Интересно, а когда все-таки появилась первая кукла, как я? - спросила меня сегодня Веселина, не по обыкновению неспешно появившаяся в мастерской.

Хм, ну привет, это, во-первых, - сказал я, - а, во-вторых, что значит «как ты»? Умница и красавица?

Ну, не без этого, конечно, - от скромности не умрет наша девица,- но я спрашиваю о куклах, у которых все двигается, как у вас, у людей, и ими можно управлять ниточками или палочками, - пояснила она.

А, так ты про марионетки, - сообразил я, - а с чего это вдруг у тебя такой интерес?

Да так, заезжие купцы рассказывали про таких кукол, а я вот ничего о них не знаю. Вот и пришла к тебе, - уже уселась в кресло и стала выжидательно смотреть, ожидая моего рассказа.

Ну что же, слушай, что знаю — расскажу.

Как появились куклы марионетки

Впервые фигура с подвижными частями тела появилась в обозримом прошлом в роли участника религиозных действий. Это были статуи богов, в честь которых совершались ритуальные действия, процессии, обряды и подобные мероприятия. Вначале у этих фигур или статуй поворачивалась только голова — земное воплощение бога как бы обозревало собравшуюся паству и оценивало степень раболепия и подобострастия. Для того, чтобы у людей при этом возникали разные чувства, выражения лиц у таких статуй было также различным — от улыбающихся до разгневанных.

Подобное происходило в Древнем Египте во время ежегодного празднования в честь Озириса — жрецы носили с собой во время религиозных шествий статуи с вращающимися головами. Все они изображали бога, которому и было посвящено это действие. У стен храма древнейшего Иераполиса возле входа устанавливали статуи, у которых также поворачивалась голова, внимательно осматривая входящих людей. Это делали для создания соответствующей атмосферы и поддержания непререкаемого авторитета религиозных деятелей. В Древнем Риме фигура Юпитера головой указывала направление, куда ее нужно было нести, а кивком обозначала место остановки, где и осуществлялось предсказание божества.

Нужно уточнить, что такие фигуры и статуи назывались совсем не марионетками, откуда произошло это название расскажем позже, да и куклами их тоже назвать можно было с большой натяжкой. Скорее, они послужили прообразом для марионеток и примерами для их создания. А произошло это тогда, когда ремесленники стали изготавливать уменьшенные копии божественных статуй и других фигур, способных имитировать человеческие движения.

Маленькие фигурки мастера награждали большими возможностями — у них двигалась не только голова, но и руки, и ноги, и даже глаза с нижней челюстью были подвижными. Придумывались все более сложные механизмы управления куклами, схемы соединения подвижных частей и в результате марионетки могли садиться, вставать, ходить, танцевать, совершать сложные движения, выполнять всем понятные жесты. Такие куклы стали постоянными участниками на всех праздниках, в том числе на пирах и застольях.

Что же это, взрослые люди во время еды игрались с куклами? - сомневаясь спросила Веселина.

Да, представь себе, и с большим удовольствием, - отвечаю я ей, хотя сам с трудом могу представить подвыпивших египтян или римлян, раскладывающих на столе марионеток. Но, тем не менее, так оно и было.

Прошло немного времени и марионетки полностью ушли в народ. Везде, где были люди, появлялись и марионетки. Они присутствовали на всех праздниках, участвовали во всех религиозных мероприятиях и жили практически в каждом доме. Таким куклам уделяли свое внимание все выдающиеся изобретатели, ученые, мыслители и философы, писатели и поэты. Статуя Венеры, изготовленная Дедалом, удивляла не только своим реалистичным сходством с живой женщиной, но больше поражала зрителей возможностью совершать как будто самостоятельно произвольные движения. Дедал также, как и Архимед, Архит или Эвдоксий, придумывал и усовершенствовал сложные механизмы, которые находились внутри куклы и при использовании создавали иллюзию движения живого организма. Сократ очень часто в своих сочинениях приводил свойства марионеток для сравнения с человеческими качествами. Его постоянно замечали на улицах, наблюдающим за движениями кукол.

Массовое использование кукол для проведения религиозных праздников привело к тому, что им в компанию стали изготавливать не только статуи богов, во время шествий можно было увидеть многочисленные фигуры чудовищ, существующих и несуществующих животных, у которых двигались головы, лапы и хвосты.

А из чего же делали таких кукол? - слышу я очередной вопрос Веселины, которая всецело погрузилась в атмосферу древних цивилизаций.

Такие куклы с двигающимися частями изготавливали из твердых материалов — дерева, металла, слоновой кости. Естественно, что большие фигуры весили много и для их передвижения привлекали иногда до нескольких десятков человек. Небольшие марионетки, которые уже переходили в разряд игровых кукол делали из тех же материалов, соединяя между собой части тела проволокой с помощью колец и крючков.

Марионетка - театральная кукла

Популярность марионеток возрастала, и уже в Древнем Риме в каждом знатном доме была коллекция своих, домашних кукол. Их одевали в модные наряды и расставляли в разных позах, имитируя фрагменты современных театральных постановок. Чаще всего в богатых домах такой кукольный театр располагался в фойе для того, чтобы все гости могли видеть достаток хозяев, их предпочтения и вкус.

В это же время начался бум бродячих артистов с марионетками, которые на улицах показывали представления с участием одной или двух кукол. Во время таких выступлений артисты играли на музыкальных инструментах, а куклы помощью хитроумных приспособлений подтанцовывали в такт музыке, потом кланялись и обращались к публике за вознаграждением. Как правило, это были безобидные развлечения, которые воспринимались весьма благосклонно всеми социальными слоями населения Древней Греции и Древнего Рима.

В некоторых случаях наиболее успешные бродячие артисты увеличивали свой театральный арсенал — марионеток становилось больше, они усложнялись, приходилось нанимать других артистов для управления ими. Так появились первые кукольные театры с марионетками, которые и определили основное назначение куклы с подвижными частями тела, сделав сцену ее призванием.

Вот бы узнать, какие же роли предпочитали исполнять кукольные артисты? - Веселина всерьез увлеклась этой темой.

Чаще всего на театральных подмостках разыгрывались сатирические сценки и пантомимы. При этом нередко высмеивались социальные проблемы, недостатки представителей власти и даже пороки правителей. Получилось так, что театральная марионетка стала глашатаем народного мнения по наиболее значимым вопросам общественной жизни. Это, конечно, не нравилось и пугало людей, облеченных властью, но предпринять они особо ничего не могли - популярность кукольных театров в народе была слишком высока.


Клоун-марионетка

В первые столетия новой эры кукольные театры были самым распространенным развлечением Европы. Создавались целые династии кукольников, которые изготавливали марионеток и выводили их на сцену. Писатели и поэты специально для них писали свои сочинения, это было весьма престижным и доходным делом — самые известные театры процветали во всех смыслах.

Сейчас в это трудно поверить, но несколько тысяч лет назад кукольные марионетки были настолько популярным увлечением, что им уделяли внимание не только простыe люди, средний класс, светская знать, но и высшие правители государств. Например, сирийский царь Антиох (какой именно история скромно умалчивает) не только всячески приветствовал марионеток, но и сам с удовольствием и большой искусностью управлял ими, принимая участие в театральных постановках. Более того, весь царский двор был во власти этих фигурок, они были повсюду и пользовались особой благосклонностью царя и его приближенных.

Вот здорово! Я бы в таком царстве надолго поселилась бы! - замечталась Веселина, представив себя в окружении нескольких сотен разных марионеток.

Уличные артисты, забавлявшие публику своими представлениями с участием кукол несколько веков назад никуда не делись. Их, конечно, стало гораздо меньше, но тем не менее и наши дни можно при желании увидеть вот такую картину:


Слон марионетка. Фрагмент шествия гигантских марионеток во Франции. Вес этого слона составлял более 40 тонн, а высота фигуры равнялась высоте трехэтажного здания. Шагающий слон сам по себе вызывал бурный восторг зрителей, но когда он внезапно окатывал их водой из хобота - радости и изумлению не было предела.

Марионетка — детская игрушка

А что, разве дети не игрались такими куклами? - озабоченно задает Веселина следующий вопрос.

Конечно игрались, я просто забыл об это упомянуть.

В детские руки марионетка попала в период появления домашних кукольных театров. Вначале было так - не очень удачные экземпляры театральных кукол не выбрасывали, а отдавали детям для игр. Позже стали делать игрушки малышам специально — это были, так скажем, упрощенные варианты кукол, без всяких механизмов, а иногда и вообще без систем управления. Это были простые фигурки, у которых голова, руки и ноги свободно болтались на крючках. Дети с удовольствием играли с такими куклами, подражая взрослым играм и уличным театрам.

Куклы были любимыми детскими игрушками, а раньше, как известно, после смерти человека хоронили вместе с теми вещами и предметами, что при жизни были особенно дороги. Так исследователи обнаружили в детских египетских гробница помимо изображений кукол с раздельными частями тела и сами марионетки с двигающимися элементами. Древние греки и римляне часто на детские гробницы наносили изображения отдельных кукол, а иногда и групп марионеток, имитирующих какую-либо сценку.

Происхождение названия марионетка

Мне кажется, - сомневаясь начала Веселина, - что не всегда таких кукол называли марионетками. Откуда появилось такое название?

Да, в самом деле слово «марионетка» итальянского происхождения и возникло оно в кукольной жизни довольно поздно — в середине девятого века нашей эры.

Вообще нужно сказать, что в настоящее время марионетка ассоциируется именно с театральными куклами и это справедливо, так как именно на сцене эта кукла прожила уже несколько тысячелетий, пользуясь заслуженной популярностью. Самыми искусными мастерами по изготовлению кукол были итальянцы, как наследники римских бродячих артистов они обладали наибольшим опытом работы с куклой.

Поэтому Италия справедливо считается родоначальником театральных марионеток и именно в этой стране появилось название этих кукол. Произошло это следующим образом. Раньше в Венеции был ежегодный обычай выдавать нескольких невест одновременно замуж. Двенадцать девушек в свадебных платьях в определенный час выходили из своих домов в направлении церкви, где их уже ждали женихи. Мероприятие было публичным и имело общегородское значение, поэтому каждая семья хотела похвастаться своим богатством и наряды невест украшали драгоценностями и золотом.

Все было хорошо и прекрасно, пока в 944 году внезапно высадившиеся на берег пираты не похитили всех девушек и не увезли их на свои корабли. Спохватившиеся женихи бросились в погоню, догнали разбойников и жестоко отомстили им за грабеж и поруганную честь своих невест. По возвращении Венеция целую неделю праздновала освобождение девушек и геройство юношей. Так возник ежегодный праздник Марии (может быть так звали одну из невест?).

Первые годы традиция соблюдалась в точности, но потом стали возникать сложности. То не могли найти 12 невест, то эти невесты не хотели выходить замуж именно в этот день, да и городская казна терпела существенные убытки, ведь богатство нарядов невест обеспечивалось за казенный счет. Поэтому было решено изготовить больших кукол, которых вели к собору, будто настоящих невест. В этом случае и ритуал был соблюден — можно было по-прежнему всю неделю праздновать на законных основаниях, и бюджет не страдал — наряды кукол не менялись из года в год.

Интересное дело получается, вот как куклы тысячу лет назад спасали невест и городскую казну! - восхищенно произнесла Веселина, - Что бы люди без кукол делали? Только я не поняла — марионетки то откуда взялись?

Вот торопыга, на последнем слове перебиваешь!

Те куклы, которые выполняли роль невест были немного выше человеческого роста, поэтому в праздник Марии их стали называть большими Мариями или Марионами. А поскольку в этом празднике принимал участи весь город, то сообразительные ремесленники стали изготавливать небольшие копии Марион с двигающимися головой, руками и ногами. Соответственно маленькие Марии стали называться Марионетками. Вот так появилось название этих кукол, которое сразу прижилось и распространилось потом на весь мир.

Вот здорово, а что ты еще знаешь про марионеток? - спрашивает Веселина.

Видишь ли, о куклах, в том числе и о марионетках можно говорить очень долго. Но давай на сегодня прервемся, а то уже мы с тобой заболтались — время позднее, а в Kuklastadte наверняка есть незаконченные дела. А продолжим об этом говорить в другой раз, хорошо?

Ладно, так и быть, давай отложим на потом, только не забудь про марионеток! - и умчалась в город.

Что же, на этом и я буду прощаться. Напишите в комментариях свои впечатления по теме статьи. Может быть, что-то нужно добавить или, наоборот - убрать. Если вас заинтересовала статья - ставьте ссылки на нее в своих аккаунтах в социальных сетях. Спасибо вам за внимание, всем удачи, пока.

Если вас увлекла история возникновения куклы, а конкретно история возникновения и развития театральной марионетки, то я рекомендую почитать вам вот эту книгу: «Йорик. История марионетки. М., 1990. Репринт.», материал которой в числе прочего я использовал для написания этой статьи.

Все иллюстрации к статье выполнены Анжелиной Дегтяревой. Если у вас возникли вопросы к автору или предложения — отправляйте их в письме со страницы «Контакты».


Игрушка-марионетка – это кукла, которой можно управлять при помощи ниток, резинок или проволок. Первая такая игрушка была изобретена в XVI веке итальянским мастером Мариони. С тех пор эти куклы прочно вошли в мир театрального искусства и восхищают зрителей своей оригинальностью.

Создание куклы-марионетки своими руками не требует особых усилий, а если вы привлечете к этому процессу своего ребенка, то сможете хорошо провести с ним время, получив в результате совместного творчества в домашних условиях забавную куклу, которая приведет в восторг как взрослого, так и ребенка.

Кукла-марионетка в домашних условиях может быть сделана из разных материалов, а именно: бумаги, пластилина, дерева, ниток и множества других предметов.




Как сделать марионетку в домашних условиях, вам подскажет этот мастер-класс, результатом которого будет созданная своими руками оригинальная кукла, а именно страус из помпонов. Управлять таким страусом можно с помощью четырех лесок, веревок или резинок, которые соединяются с головой, хвостом и лапками игрушки.

Итак, в процессе мастер-класса нам понадобится:

  • плотная бумага (картон);
  • нитки (акрил или шерсть);
  • пластилин (для глазок);
  • ножницы;
  • леска или резинки;
  • катушечные нитки;
  • швейная иголка;
  • клей ПВА.

Этапы выполнения работы:

  • Для начала нужно сделать 4 помпона: два больших, из которых будут сделаны голова и туловище страуса, и два маленьких (две лапки). Для этого из бумаги (плотного картона) вырезаем два круга, которые имеют посередине круглое отверстие. Соединяем их и наматываем равномерно на них нитки так, чтобы они проходили через центральное отверстие (чем больше ниток мы намотаем на круг, тем пышнее будет помпон). Разрезаем ножницами намотанные нитки между заготовками из бумаги. После этого берем катушечную нитку и крепко связываем разрезанные нити посередине между заготовками из бумаги. Затем убираем картон и придаем помпону форму шара. Оставшиеся три помпона делаем аналогично.

  • Для ножек и шеи страуса из ниток (желательно ириса) сплетаем косички в количестве три штуки длиной 15-20 сантиметров.

  • Приступаем к сборке страуса: для этого к маленьким помпонам пришиваем один конец веревочек (это будут лапки). Второй конец веревочек пришиваем к туловищу страуса. Низ игрушки можно утяжелить при помощи пластилина, прикрепив его к низу лапок. С помощью оставшейся веревочки соединяем голову и туловище.

  • Из плотной цветной бумаги вырезаем крылья, хвост и клюв для страуса. Затем приклеиваем вырезанные детали крыльев и хвоста к туловищу, а клюв к его голове. Из пластилина делаем глаза кукле, для чего придаем необходимую форму пластилину, покрываем его обычным лаком для ногтей и закрепляем с помощью клея на голове страуса.

  • Заключительным этапом является крепление всех частей туловища к леске или резинкам, закрепленным на крестовине из дерева. При этом ноги куклы, а также туловище и голова соединяются с противоположными концами крестовины.

Мастер-класс завершен, и забавная кукла-марионетка страуса готова! Чтобы сделать такую игрушку своими руками в домашних условиях, нам понадобился материал и инвентарь, который найдется в каждом доме.

Существует еще много способов сделать куклу-марионетку страуса своими руками с помощью подручных материалов. Например, такую игрушку можно пошить из любой ткани, использовав синтепон или вату для ее наполнения и декоративные перья для крыльев и хвоста. Крепления к крестовине можно сделать из лески, веревок или резинок.

Вот приблизительно так может выглядеть Ваша кукла-марионетка, конечно если у Вас нет на этот счёт собственных уникальных творческих планов.

За базу, за основу для "психологической" куклы-марионетки, была взята вальдорфская кукла-марионетка. Посмотрите на неё внимательно. Вот примерно это мы и будем делать.

У Вальдорфской куклы нет прорисованного лица. Это для того, чтобы ребёнок или любой играющий с ней мог сам домысливать, допридумывать черты лица кукольного персонажа и менять кукле настроение - от смеха до плача.

В психотерапевтической куклотерапии такое условие не является обязательным.

Итак - изготовление куклы-марионетки - это ни в коем случае не труд швеи-мотористки. Это ПЕРВАЯ ЧАСТЬ психотерапевтической работы это спектакль, особенно если Вы работаете с группой и берёте на себя роль Ведущего.

"Спектакль" означает, что Вы должны работать по некоему сценарию, всё время что-то говорить. То есть, Вы должны дирижировать, создавать в момент работы над куклой сказочную сказкотерапевтическую атмосферу.

Сам "пошив" куклы занимает от силы час или полтора часа. Те, кто имеет навык мастерить и шить, да ещё и взрослые люди, вообще могут изготовить куклу за полчаса - но нам не это требуется.

Создавая куклу, мы отпускаем старое. Или создаём новое - образ будущего. Мы не только творим руками, мы ещё и визуализируем, медитируем, работаем со своими эмоциями, в общем, занимаемся чистой психотерапией...

Куклы, которые мы с Вами делаем, это персонажи нашего Внутреннего Сказочного Королевства.

В процессе изготовления куклы-марионетки, мыперсонализируем , то есть воплощаем в жизнь какую-то потаённую, нереализованную часть себя. Важно не спугнуть этот процесс...

Материалы для куклы-марионетки

  1. Один красивый мелкий камешек, бусина, пуговка. То есть, что-то маленькое и "волшебное", что можно спрятать в "баночку" от киндер-сюрприза.
  2. "Баночка" от киндер-сюрприза.
  3. Чулок телесного цвета (или трикотаж того же цвета)
  4. Ткань белого цвета для "нижней сорочки" куклы. Размер 50х50 см
  5. Ткань для "верхнего платья" куклы Размер 52х52 см
  6. Шерстяная пряжа для изготовления причёски куклы
  7. Игла с большим ушком
  8. Толстая нить
  9. Фурнитура для украшения куклы на вкус...

Куклотерапия: сказкотерапевтическая сессия, день первй, часть вторая

Пролог (сказочный зачин) перед изготовлением куклы-марионетки

Возьмите в руку Ваш камушек или бусинку и под медленную спокойную музыку загадайте то желание, которое Ваша кукла-марионетка должна для Вас исполнить.

Представьте себе,что это желание уже сбылось.

Положите "секретик" в киндер-сюрприз.

А теперь вызовите из Вашего внутреннего волшебного мира образ Той Куклы, которую Вы сейчас будете делать.

(Последнее имеет наибольший смысл только тогда, когда Вы собираете людей, приготовив им много самых разнообразных кусков ткани и фурнитуры, чтобы людям было из чего выбирать и фантазировать. Если же каждый пришёл строго со своим куском ткани,и уже заранее представляет себе - что будет шить, это задание не имеет смысла)

Дайте подсказки для воображения:

  • Кукла-марионетка может быть "мужской" и "женской",
  • кукла может быть ребёнком,
  • животным,
  • молодой или старой,
  • особой королевской крови или простушкой, простачком...

Процесс изготовления куклы-марионетки

Вальдорфскую куклу-марионетку начинают шить с головы.

  1. Баночка от киндер-сюрприза оборачивается несколькими слоями ваты или синтепоновой подкладки.
  2. Обтягивается чулком телесного цвета, сшивается в том месте, где у куклы будет "шея".
  3. Обтягивается ещё одним чулком (или тканью) ещё раз. Это будет парадное "лицо" куклы.
  4. У Вас получились: голова и шея. Шея должна быть не короче 5 см.
  5. Теперь берём тот кусок белой ткани, который играет роль "нижней сорочки" и находим у него середину.
  6. Делаем очень маленькое отверстие в середине белого куска ткани и просовываем в это отверстие шею куклы. Пришиваем "нижнюю сорочку" к шее нашей куклы.
  7. Точно по такому же принципу нашиваем на куклу второе - нарядное, верхнее платье.
  8. Руки. Руки делаются из той же ткани, что и лицо куклы - телесного цвета. Вырезаем два кусочка ткани размером 4х7 см, сшиваем "мешочки", набиваем их ватой и пришиваем по бокам куклы к её верхнему платью. Руки готовы.
  9. "Подвязывание" куклы-марионетки. Заправить длинную толстую нить в толстую иглу и проткнуть голову куклы в области висков. Связать нить. Её длина должна получиться около 15 см. Кукла "повиснет" на нити.
  10. Ещё одна нить привязывается (пришивается) к правому и левому запястью куклы.

Кукла-марионетка готова! Теперь осталось сделать ей причёску, нашить на платье аксессуаров, нарисовать при желании лицо. Эти мелочи можно выполнять самостоятельно дома. А можно включить в урок. Всё зависит от того, насколько умелы собравшиеся "кукловоды".

В следующей статье мы разберём третий урок - вождение куклы-марионетки или знакомство с куклой, или "оживление" куклы-марионетки.

Введение

«… Всё началось с того, что у Надежды родился Марик - её младший сын и «главный помощник». В декрете она научилась вязать, а потом появились сны про больших кукол. (Менделееву ведь тоже приснилось однажды - и стал знаменитым).

Итак, таланту стало тесно, и началось бурное творчество… пряжа, нитки и крючки мелькали в её руках. Одна за другой появлялись всё новые яркие и весёлые игрушки, которым в свою очередь стало тесно дома. Поехали на «Сибирскую ярмарку» - получили серебряную медаль и диплом «Уникальные куклы». Затем побывали в Петербургском музее кукол и в Германии на выставке.

Следующим шагом было получение авторского патента, так как Надежда Боднарь обладает уникальной технологией изготовления кукол: форма головы у них как у человека, есть подбородок, глаза с веками и так далее. Всего один шаг в квартиру удивительного мастера - и будто попадаешь в царство кукол. Они везде: на стенах, на полках, на мебели. Сидят и наблюдают. Надежда берёт марионеток в руки, и они оживают - начинают весело танцевать ламбаду» - это строки из телерепортажа об истории возникновения кукол – марионеток в жизни Надежды Боднарь.

Марионетка – это кукла, которая двигается при помощи нитей.

Кукла, как правило, практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

технологию. Предлагаю Вам научиться изготавливать текстильные куклы – марионетки. А поможет нам в этом: клубочек ниток, маленький крючок и лоскутки ткани, которые таят в себе неограниченные возможности. Технология изготовления кукол на столько проста, что ею может овладеть любой!

Актуальность:

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить.

Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к текстильной авторской кукле, мои коллеги по ДОУ с осторожностью воспринимают куклу – марионетку как привлекательную развивающую игрушку. Я чувствую, что моя авторская технология подтолкнет коллег к изготовлению их своими руками, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков.

И я полна решимости донести ее до как можно большего числа педагогов и детей.

Цель:

Пробуждение интереса к народному творчеству через рождение на свет авторской куклы – марионетки.

Задачи:

Обучающие:

  1. Сформировать основы вязания крючком.
  2. Сформировать навыки шитья.
  3. Сформировать умение самостоятельно создавать эскизы и выкройки одежды куклы – марионетки.
  4. Формировать цветовое представление.
  5. Научить думать самостоятельно, находить способы решения задач по изготовлению собственных моделей кукол - марионеток.
  6. Сформировать навыки создания текстильной скульптуры головы, тела.
  7. Оживить куклу – марионетку.

Развивающие:

  1. Развить художественный и эстетический вкус.
  2. Развивать творческие способности через приобретение ремесленнических навыков художественного труда.
  3. Развить познавательную обучаемость в процессе владения навыками кройки, шитья и вязания крючком.
  4. Развивать сенсорные и моторные навыки.
  5. Развить (повысить) самооценку за счет осознания собственной значимости.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к народному творчеству.
  2. Воспитать чувство собственного достоинства.

Основы вязания крючком

Учиться вязать лучше из светлой или яркоокрашенной пряжи средней толщины. Клубок для вязания должен находиться слева от вас, а нитка - на пальцах левой руки. Основными элементами вязания крючком являются: цепочка (воздушные петли), полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли.

Цепочка служит начальным рядом вязания. На конце крючка надо сделать петлю.

Для этого введите крючок под рабочую нить, лежащую на указательном пальце левой руки (от себя), слева направо и поверните его вместе с нитью: на крючке образуется петля, а под ним перехлест. Слегка растяните петлю и прижмите перехлест большим пальцем левой руки к указательному. Снова введите крючок под рабочую нить (от себя) и, захватив ее, протяните в образовавшуюся петлю. Отпустите большой палец с перехлеста и затяните петлю. Так повторяйте до тех пор, пока не свяжете цепочку нужной длины. Вяжите медленно и аккуратно. Если она получилась неровной, не ленитесь, распустите и перевяжите. Ведь от того, какая будет цепочка, во многом зависит красота всей работы.

Полустолбик служит, как правило, для замыкания цепочки в кольцо. Для его провязывания сначала крючок, на котором находится последняя петля в цепочке, введите в первую петлю, на крючке образуется две петли. Затем накиньте нитку на крючок и протяните ее через обе эти петли.

Столбик без накида. Связав цепочку, введите крючок в третью петлю (отсчет ведут на-чиная с петли на крючке) и, накинув нить на крючок, протяните ее через эту петлю. На крючке появятся две петли. Снова накиньте нить на крючок и протяните ее через две петли, находящиеся на нем. Так вяжите до конца ряда, вводя крючок последовательно в каждую петлю цепочки. Поверните вязание и свяжите одну воздушную петлю - это нужно для высоты ряда и еще для того, чтобы край работы был ровным. Дальше все ряды вяжите такими же столбиками.

На схемах петля на крючке и петли для подъема не учитываются.

Столбик с накидом. Связав цепочку, накиньте нить на крючок. Введите крючок в четвертую петлю цепочки, накиньте нить на крючок и протяните ее через петлю цепочки. На крючке три петли: петля, накид, петля. Вновь накинув нить на крючок, протяните ее через петлю и накид, находящиеся на крючке; еще раз накиньте нить на крючок и протяните ее через две оставшиеся на нем петли. Так вяжите до конца ряда. Разверните вязание, свяжите две воздушные петли для подъема и вновь вяжите столбики с накидом.

Длинные петли. Свяжите цепочку, а на ней ряд столбиков без накида. Поверните вязание, перед провязыванием второй петли цепочки перехватите полотно правой рукой, а большой палец левой руки подведите под рабочую нить и немного оттяните ее на себя. Перехватите полотно левой рукой так, чтобы конец петли, находящийся на большом пальце, был подведен к крючку, и провяжите столбик без накида, после чего освободите большой палец из петли. На полотне окажетсязакрепленная длинная петля. Затем подхватите полотно правой рукой, большим пальцем левой руки оттяните рабочую нить, образовав из нее петлю, и закрепите ее провязыванием следующего столбика без накида. Так вяжите до конца ряда.

Следующий ряд свяжите столбиками без накида - это закрепляющий ряд. Далее чередуйте эти ряды.

а - образование первой петли; б - цепочка из воздушных петель: в - полустолбик; г - столбик без накида; д - столбик с накидом; с - длинные петли

Вязание по кругу.

Сначала свяжите цепочку из четырех воздушных петель и соедините полустолбиком в колечко. Затем, вводя крючок в колечко и подхватывая нить, свяжите 8 столбиков без накида. Соедините первый и последний столбики полустолбиком. В каждом следующем ряду равномерно увеличивайте число провязываемых столбиков так, чтобы их число было равно числу, указанному на схеме.

Полустолбик с накидом.

Делают накид, затем подхватывают начальную воздушную петлю или петлю предыдущего ряда и вытягивают через нее нить. После этого снова делают накид и провязывают все 3 находящиеся на крючке петли за один прием.

«Рачий шаг»

Вводим крючок в последнюю петлю ряда;
вытягиваем петлю и провязываем петлю подъема (воздушную петлю),
так, чтобы короткий конец нити находился между рабочей нитью и петлей подъема.

Плотность вязания. Плотно связанное крючком должно быть достаточно плотным, иначе наполнитель – синтепух будет проступать сквозь петли. Перед работой свяжите образец. Если Вы вяжите слабо, возьмите крючок более тонкий.

Цвет и сочетание цветов

Цвет играет большую роль в нашей жизни. Чистые, яркие тона веселят глаз, создают хорошее настроение. Мрачные, блеклые, темные, грязные тона могут угнетать, вызывать чувство подавленности. Подбирая пряжу для вязания одежды куклы, учитывайте, что теплые тона кажутся ближе, чем темные и холодные. Теплые тона - желтый, желто-зеленый, оранжевый, красный. Холодные тона – голубой, зеленый, сине-фиолетовый. Каждый цвет характеризуется тоном, яркостью, насыщенностью.

Цветовой тон – это цветность (желтый, синий, красный и т.д.)

Яркость – это близость к белому цвету. Самый светлый – розовый, голубой, желтый.

Насыщенность – это густота цвета. Насыщенные цвета гармонируют с черным и белым, малонасыщенные – с различными оттенками серого.

Материалы:

  • ситец 3х, 4х цветов (для тела клоуна нам понадобиться кругляшки: диаметром 13 см - 40 шт., диаметром 25 см - 24 шт.);
  • синтепух 700 гр.;
  • акриловая пряжа, нить в два сложения:

Красная - 100 гр. (нос, губы, тапочки);

Телесного цвета - 200 гр. (голова, ручки);

Желтая, оранжевая - 150 гр. (для волос);

Бирюзовая-15 гр. (кепка, тапочки);

Белая - 20гр.

  • глазки d = 15 мм;
  • леска d = 0.6 мм;
  • нитки армированные № 10;
  • медная проволока, в оболочке d = 3-4 мм. 30 см.;
  • крючок № 2,5;
  • палка в виде буквы Т. 25 см на 15 см.;
  • ножницы;
  • длинная игла;
  • клей «момент» кристалл - прозрачный.

Алгоритм изготовления куклы – марионетки (клоуна)

  • Изготовление основных элементов для сборки - «кругляшек» (авторское название основного элемента): д - 13 см - 40 шт., д - 24 см -24 шт.
  • Вязание головы по схеме, набивание ее синтепухом
  • Закрепление крючка в голове
  • Изготовление ушей, носа, губ
  • Изготовление и закрепление волос по контуру головы
  • Вязание ладошек - 2 шт.
  • Вязание башмачков - 2 шт.
  • Вязание головного убора клоуна (кепки)
  • Сборка всей куклы - марионетки
  • Изготовление и закрепление палки – «креста» для управления куклой

Изготовление основного элемента

Для одежды клоуна понадобиться вырезать из ткани (ситец), разных цветов «кругляшки»: d = 13 см - 40 шт., d = 24 см – 24 шт. - это зависит от размера клоуна (наживуливаем «кругляшки», отступая на 0,5см от края, наполняем синтепухом, затягиваем, закрепляем узлом 3-4 раза).

Голова клоуна

Основная вязка.

Для изготовления головы понадобятся нитки телесного цвета в два сложения и крючок № 2,5. Основная вязка - столбик без накида.

Вяжем цепочку из 4 х воздушных петель, вводим крючок в 3 петлю, накидывая нить на крючок, протягиваем нить через эту петлю. На крючке появиться 2 петли. Снова накидываем нить на крючок и протягиваем ее через 2 петли, находящиеся на нем. Вяжем по кругу прибавляя в каждом ряду.

Смотрим схему головы. Размер головы зависит от толщины нити, плотности вязания (голова в диаметре 40-45 см.)

Схема вязания головы клоуна

Можно заменить, вязанную голову текстильной (используя капроновые колготки телесного цвета) или слепить голову из самоотвердевающего пластика (папер клей и т. д.). В любом из предложенных вариантов необходимо вставить крючок в голову, так как весь центр тяжести расположен на крючке (для закрепления головы с туловищем и ведущей палочкой «крестом»).

Крючок

Для закрепления головы с туловищем необходимо изготовить крючок из медной проволоки в оболочке d = 2-4 мм. (использование более тонкой проволоки приведет к поломке куклы). Длина крючка должна быть равна длине головы. Вставляем крючок в середину головы и одновременно набиваем ее синтепухом, не растягивая изделие. Затем зашиваем отверстие шеи лоскутом (d = шеи + 0,5 см.).

Уши клоуна

Вывязываем уши: набираем цепочку из пяти воздушных петель, связываем по кругу, прибавляя четыре петли в каждом ряду (3-4 ряда, зависит от размера ушей). Пришиваем уши к голове большой иглой, одновременно делая утяжку для глаз.

Нос клоуна

Из красных ниток вывязываем нос: набираем 3 воздушные петли и вяжем по кругу, прибавляя по 5 петель, провязываем 3 ряда, с 4 ряда делаем убавление. Оставляем 30 см красной нити для пришивания носа к голове.

Рот клоуна

Набираем 12 воздушных петель, соединяем в кольцо, обвязываем. Плотно пришиваем потайным стежком, приклеиваем глаза, коричневой нитью вышиваем гладью брови.

Волосы

Яркие, желтые, рыжие волосы эффектно смотрятся на клоуне. Нарезаем нити одинаковой длины. Складываем каждую нить пополам (волосок), вытягиваем петлю, продеваем два конца этой нити, затягиваем. Таким способом оформляем волосами контур головы до полного заполнения.

Подстригаем и расчесываем волосы.

Ладошки

Основная вязка, столбик без накида. Набираем 20 петель, вяжем по кругу пять рядов, прибавляя в каждом по 2 петли, вывязываем большой палец, провязываем два ряда для подъема прибавляя две петли. Делим все петли на четыре пальчика, между ними провязываем по две воздушные петли дополнительно с каждой стороны ладошки, вывязываем с указательного пальца. Ладошку набиваем синтепухом, зашиваем через край.

Башмачки

Подошвы вывязываем в форме вытянутого овала нитью желто-голубого в две нитки. Набираем 12 петель, вяжем по кругу, делаем прибавку, в начале по две петли и на конце две петли, пять рядов по четыре прибавки. Переходим на одну белую нить (голубую), обвязываем подошву по кругу, вытягивая петлю, из края петли подошвы, пять рядов, затем меняем на красный (желтый) цвет, вывязываем мысок.

Мысок - первый и второй ряд из трех петель, зацепляя за края, провязанные белой (голубой) ниткой с левой и справой стороны, мысок составляет 11 рядов, в конце 12 петель. Провязываем голяшку по кругу - пять рядов. Край подошвы обвязываем «рачим шагом».

Набиваем синтепухом, подшиваем.

Для куклы можно использовать готовые пинетки, ботиночки, носочки.

Кепка

Основная вязка – столбик с накидом, два цвета: желтый и бирюзовый. Для вязания кепки набираем цепочку из пяти воздушных петель, вяжем по кругу, прибавляя во 2 и 3 рядах по 3 петли из каждой петли предыдущего ряда. С 4 по 8 ряд вяжем без прибавления, по рисунку попеременно меняя цвет (по 6 петель каждого цвета).

9, 10 ряд – вяжем убавляя до размера головы клоуна, вывязываем козырек, украшаем помпоном. Обвязываем кепку «рачим шагом».

Сборка ног клоуна

Сборку начинаем снизу вверх. Для сборки ног, необходима нить № 10, в четыре сложения, длинной равной 120см.

Первый тапочек прокалываем насквозь, в середине, закрепляем нить. Надеваем 1 большой «кругляшок», 7 – 10 маленьких, 4 больших, 7 – 10 маленьких, 1 большой, второй тапочек прокалываем в середине насквозь, стягиваем, Нить выводим в обратном направлении через большой и маленький «кругляшки» и закрепляем ее. Длина ног зависит от набора «кругляшков».

Сборка тела клоуна

Для сборки тела клоуна необходимо взять «кругляшки» d = 24 – 10 шт., нить в 4 сложения, длинной равной 120- 130см. Ноги разделяем пополам, между двумя большими кругляшками, находящиеся справа и слева, привязываем нить, на иглу этой нити надеваем один большой «кругляшок» туловища, возвращаемся на ноги, прокалывая «клугляшок» иглой в обратном направлении и обматываем этой нитью вокруг нити ножек.

Нанизываем остальные 10 больших кругляшков (туловище). Стягиваем туго, вводим иголку в отверстие крючка головы, закрепляем нить, одновременно затягиваем, возвращаемся на 2 кругляшка вниз от головы и закрепляем нить.

Голову подшиваем потайным стежком (при сборке учитываем воротник, если он имеется).

Сборка рук клоуна

Для сборки рук куклы берем нить в четыре сложения, длиной 120 см. Закрепляем ладошку на нитку и начинаем сборку с большого кругляшка, затем собираем маленькие 7 –10 шт., 3 больших.

Нитку обматываем вокруг тела (под вторым кругляшком от головы) стягиваем, завязываем вместе с ниткой тела, собираем на эту же нитку, вторую руку в обратной последовательности.

Учитываем симметричность «кругляшков» (размер и цвет).

Маленькие тонкости

Маленькой иглой закрепляем потайным стежком крайние большие «кругляшки» рук ко 2, 3 большому «кругляшку» тела.

Маленькой иглой потайным стежком закрепляем ножки в двух местах, к 1 большому «кругляшку» туловища.

Палка «крест» для управления куклой

К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепим леску, продевая ее через отверстия так называемого «креста» (25 x16 см), посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

Леску (d = 0,6 – 0,8 мм) равную 40 см (для головы) складываем пополам. Нащупываем рукой крючок в голове. Протягиваем крючком для вязания леску через отверстие крючка головы и закрепляем (как и волосы). Привязываем к палке леску, на расстоянии 15 – 16см. от головы.

Берем леску (d = 0,6 – 0,8 мм) по 60см (для рук), обматываем вокруг рук и завязываем ее. Длина между руками и палкой ровна 45 см.

Оживление куклы - марионетки

Наш клоун-марионетка ожил, у него появились ручки, ножки и весёлый, озорной характер. Он готов к новым приключениям….

Кукла - клоун Клепа станет веселым другом детям и надежным помощником воспитателям и родителям.

Я надеюсь, что у Вас, уважаемые педагоги все получится. Самое главное терпение, старание! Ваш труд не останется незамеченным. Внимательно прочитайте инструкцию от начала до конца и только после этого приступайте к изготовлению куклы.

Желаю удачи!

Литература:

  1. Боднарь Н. Г. «Вязаные объемные куклы крючком», Новосибирск, 2004 г.;
  2. «Википедия. Свободная энциклопедия»;
  3. Йорик. История марионетки. М., 1990. Репринт;
  4. Ярмулавичене О. С. «Вязание крючком», Москва, легкая индустрия, 1978 г.