Комнатные растения        04.06.2019   

Описание свадебного обряда на руси. Кто делал выбор? Религиозно-магические действия во время свадьбы

Многие люди задаются вопросом, откуда взялась красивая традиция проводить свадьбу? Почему проводят мальчишник и девичник? Почему невеста должна быть в белом платье? Что означает фата?
Оказывается, все свадебные традиции и обычаи прямиком пришли к нам от наших предков. История свадебных обычаев на Руси и бракосочетания берет свои истоки еще со времен Древней Руси.

Свадебные обряды на Руси

Главным условиям славяне считали, что невеста должна была соответствовать жениху по статусу, в том числе материальному. Если семья девушки жила в богатстве, то и жениха выбирали не ниже рангом. Интересный факт, жених мог даже не видеть свою будущую жену в лицо, как и она будущего мужа. Жену для сына выбирали родители. Увидеться они могли только во время свадебного торжества. Невеста могла быть довольно молодой, не старше тринадцати лет. В столь юном возрасте уже все умела делать по хозяйству, шить, готовить. Считалось, что свадьбу нужно проводить либо осенью, либо зимой. Покров — священный праздник, который чтили славяне. Покров благословляет молодых супругов на долгую семейную, счастливую жизнь.

Свадебные обряды в Древней Руси проходили в три этапа.Сначала пора подготовки. Этот этап назывался предвенчальным. В него входили сватовство, знакомство с родителями, девичник, подготовка приданого.

Сватовство

После того, как пара решила соединить себя узами брака, семья девушки активно готовилась к встрече жениха и его родителей. Тестя и тещу называли сватами. Это название родни так и осталось по наши дни. Накрывали большой стол с белой скатертью. Готовили вкусный обед. Молодой парень не должен был просто прийти, тем более один и с пустыми руками. Он должен был приехать вместе со всеми родственниками, отцом, дедом, братьями на телеге, запряженной лошадьми. Все украшено лентами и колокольчиками, чтобы было видно всем, что люди едут свататься. Невеста должна была услышать подъезжающего жениха и выбежать встречать.

Все знакомились. Молодой жених одаривал подарками родителей. Будущему свекру дарил вино, мясо, тулуп, жилет из шкуры животного. Бобра, лисицы, медведя. Ритуал подарка означал высокое уважение и серьезные намерения насчет их дочери.

Приданое

После благословения родителей назначалась дата свадьбы. Потом девушка начинает готовить себе приданое. Ей помогала мать, старшая сестра, бабушка. Приданое было разное и зависело все от того же семейного статуса:

  • платья;
  • шубы;
  • посуда;
  • картины;
  • шторы;
  • постельное белье, одеяло, покрывало;
  • ковры.

Девичник и мальчишник

Новоиспеченная невеста проводила девичник. Проводили его накануне предстоящей свадьбы, за три дня. Это не веселая вечеринка подруг с подарками, как у нас сейчас. Все было совсем по-другому.
В Древней Руси невеста собирала всех женщин села, подруг, родственниц. Обязательно приглашала в дом вытницу. Этих женщин на Руси было очень мало, поэтому были в почете среди славян. Вытница пела страдальческую песню, а девушка плакала. Так было принято прощаться с молодостью, своей беззаботной юностью, родительским домом. Она обязательно должна была плакать, иначе ждал несчастливый брак.

После этого девушка звала всех женщин в свой дом за стол. Пили вино, ели, плакали. Она дарила всем женщинам два пояска. Потом все начинали петь песни. Пели и пели, а если родители разрешали дочери выйти из дома, то они шли в поле (летом) или ездили на санях (зимой), пели песни громко хором. Потом девушка отправлялась вместе с лучшими подругами в баню, которые ее мыли к предстоящей свадьбе.
А вот у жениха, все было не так весело. Он просто шел один в баню и ему нужно было всю ночь молчать.

Свадьба

Второй этап старинного свадебного обряда на Руси назывался свадебным, конечно же, включал в себя само торжество.Первый обряд свадьбы на Руси начинался рано на рассвете. Будущая жена читала в доме будущего мужа разные заклинания от сглаза.

Выкуп

Потом приезжал жених за своей невестой, но чтобы ее забрать, а точнее до нее добраться, ему предстояло выполнить много нелегких заданий. Все проходило весело. В нем участвовала вся родня со стороны невесты. Сначала перегораживали въезд жениху в саму деревню. Потом к воротам. Если жених не мог справиться с препятствием, тогда ему приходилось платить монетой. Они не пытались его обобрать до нитки. Так гласили традиции. Разрешалось помогать только другу-свидетелю.

Сам обряд свадьбы на Руси проходил в веселой, торжественной обстановке. Молодых при входе в место церемонии мать жениха посыпала обоих овсом и пшеном. Этот обряд означал богатство в будущей семье.

На свадьбу звали всех, от мала до велика. Соседей, друзей и всю родню. На свадьбу мог прийти любой человек, даже незнакомый.

Что было принято дарить на свадьбу

Согласно древнерусским традициям, молодоженам было принято дарить

  • белые полотенца с красивой бахромой;
  • плетку, чтобы жена не забывала, кто в доме хозяин, где ее место;
  • различные кухонные принадлежности;
  • изделия из фарфора, хрусталя.

Внимание

Одаривали не только молодых, но и родителей брачующихся.


Богатая свадьба на Руси, традиции которой дошли и до наших дней, выглядела согласно статусу жениха. Если жених богат, то и праздничный стол богат. Много мяса, свежих продуктов, вина, соленье. Если жених был беден, то и свадебный стол был беден и скромен.

Почему невеста надевала белое платье.

Белое платье славяне считали показателем невинности и душевной чистоты девушки. Если девушка не была невинной, она не имела права надевать белого платья. Это наказывалось и считалось как неуважение к русским традициям.
Букет девушки собирала свекровь из полевых цветов, которые находили даже зимой. Так гласили традиции. На Руси свадьба была праздником для всего села. Все пели и танцевали. Длилась свадьба ровно три дня. Это делалось специально, чтобы проверить выдержку молодых. Им приходилось высиживать все три дня, иначе счастье не видать.

На второй свадебный день, молодые уходили в заранее подготовленное родственниками для них ложе, которое могло быть в хлеву, на сеновале или в бане. Потом любой мог прийти туда и посмотреть рубаху невесты, доказывающую ее невинность. Вот так и проходили свадьбы на Руси. Традиции очень интересные и не придуманы из головы.

После возвращения молодых супругов на свадебное торжество, сваха снимала с невесты фату и надевала кику. Головной убор, который означал, что невеста больше не девочка, а теперь жена, хозяйка в доме, будущая мать.

Свадебные обряды славян до сих пор пользуются спросом у нынешних молодоженов. Люди десятилетиями хранят обычаи и традиции предков.

Славянские свадебные обряды любятся многими современными людьми. Организаторы свадеб всегда включают многие обычаи и традиции из древности.

После свадьбы

Вот и прошли три свадебных дня. Теперь молодые начинают жить вдвоем. Жених всегда заносил невесту в дом на руках. Это считалось хорошим поверьем. Так он говорил домовому, что теперь хозяйка тут женщина.
Женщина и мужчина хранят верность друг другу до конца, потому что во время брачной церемонии дали клятву перед Богом. Это считалось важным обрядом на Руси. На свадьбе случился их первый поцелуй. С годами появлялась любовь другу к другу и уважение.

Если семья жила счастливо, богато, то это означало, что они провели все необходимые обряды во время свадьбы и придерживались древнерусских традиций. Платье женщина хранила в сундуке и доставала только, чтобы отдать его своей дочери. Но это было не обязательно. Платье могла сшить сама девушка с подругами.
Когда муж умирал, то жена оставалась вдовой на всю жизнь, она больше не могла выйти замуж.

Вот такие интересные традиции пришли к нам из Древней Руси. Все обычаи не были выдуманы на пустом месте, они несли в себе целую историю, которая дошла и до наших дней.

Сегодня мы видим возвращение интереса к традиционному русскому свадебному обряду. Поэтому, вступая в брак, молодые люди стремятся отметить день его заключения запоминающимся образом, так как современный, искусственно созданный порядок регистрации, чаще всего отталкивает своей казённой формой. Народные традиции, и особенно свадебные, всегда сопровождались пением живых песен, согретых душой поющих.

От многих старых и не очень сельских бабушек и сегодня ещё можно записать настоящие свадебные песни, уходящие своими корнями в глубокое прошлое нашего народа. В старину без этих песен свадьба просто не могла состояться. Сам христианский обряд венчания в некоторых местах не считался достаточным для того, чтобы община признала брак, совершённый без соблюдения народных обычаев.

Свадьба изначально являет собой торжественное театрализованное действо со своими законами, устойчивым сюжетом, режиссёром-дружкой, набором обязательных персонажей. Недаром говорят "играть свадьбу". Разные её этапы дают широкий простор для воплощения. Интересен, к примеру, момент сбора свадебного поезда: одновременно в двух домах жениха и невесты - совершаются обряды, поются песни (жениху поют женщины-соседки, невесте - подруги).

Кроме того, свадебные обряды и песни, их сопровождающие, существуют на территории России в массе разных вариантов, и дают возможность выбирать наиболее понравившиеся.

Во-первых, - это время проведения свадеб . Никогда не гулялись свадьбы во время поста, в дни больших, "двунадесятых" православных праздников.

Больше всего свадеб гулялось в старину и продолжает гуляться по сей день осенью, после уборки урожая. Затем наступает филлиповский пост и надо ждать, пока пройдут святки; После крещения и до масленичной недели снова влюблённые могут соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели.

У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку. Многие из этих обрядов носили юридический характер, например, если при сватовстве отец невесты выпивал предложенное роднёй жениха вино, это расценивалось как согласие, и в этот момент пелась определённая обрядом песня. У обеих сторон были закреплённые и освящённые традицией права и обязанности: выкуп, приданое, кладка и т. п.

Первоначально свадебный обряд был связан с магией , недаром до сих пор старики в пословицах упоминают, что главное на свадьбе - обвести молодых вокруг печного столба, дерева и т. п. Переход девушки из рода отца в род мужа влёк за собой, и переход под покровительство духов мужнего рода, и обставлялся специальными оберегами, способствующими чадородию, плодородию и здоровью молодых.

Постепенно, с течением времени, свадебный обряд стал осознаваться как эстетическое действие, своего рода игра. Мало кто из женихов и сегодня, перенося невесту в дом через порог на руках, знает, что это делалось с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, - а в доме оказался. Но обряд этот распространён повсеместно благодаря своей красоте : мужчина демонстрирует им свою силу и любовь к молодой жене. Так и другие обряды: одни сохранились из-за поэтичности формы, другие - благодаря традиции, "деды наши так делали".

Существует два типа свадеб: драма и праздник . Первый характерен, прежде всего, для русского севера, старожилов Сибири (в основе своей северных выходцев), семейских Забайкалья. Со дня сговора невеста начинала причитать, причитала её мать, подруги. На юге же России, у казаков, некоторых групп белорусов, и украинцев свадьба была весёлым действом. Невеста причитала на могиле родителей, и пелись грустные песни, только если она оставалась сиротой. Венчание являлась обычно частью свадьбы, и делило гулянье в доме невесты до него, и в доме жениха после обряда венчания. И окончательное соединение молодых совершалось только после свадебного пира.

Свадебные обряды начинались со сватовства. Со стороны жениха в дом невесты приходили специально подготовленные люди, чтобы договориться о возможности породнения двух родов. Где-то это была сваха (Алтай), где-то родители жениха, или родственники - мужчины. У настоящих свах были свои секреты. Например, считалось, что до того, как у девушки спросят, согласна ли она, её обязательно нужно похлопать по левому плечу - тогда она не сможет отказать.

Как правило, за сватовством следовали смотрины хозяйства жениха , особенно в том случае, если сваты приезжали издалека. Удовлетворившись результатами "домоглядства", как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства - рукобития . "Сговор", "заручины", "просватанье", "своды", - вот далеко не все обозначения этого обряда. На рукобитье приглашали родню, подруг невесты. Жених должен был узнать и выбрать свою наречённую из ряда нарядных девушек, поцеловать её. Собственно "били по рукам", скрепляя согласие на брак, сами наречённые, и их родители. На сговоре решали вопросы организации свадьбы, распределяли свадебные чины .

Жених и невеста уподоблялись князю и княгине, сама свадьба - княжескому пиру, потому и многие свадебные чины именовались подобно: большими боярами - близкая родня и почётные гости, меньшие - родня дальняя и гости попроще. Обязательно избирался дружка - часто это был не просто весельчак, балагур, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь. В роли свахи чаще всего выступали крёстные матери. Тысяцкий - воевода, начальник свадебного поезда - крёстный или дядька жениха. У дружки - шафера всегда был помощник - полудружье . Невесте полагалась подневестница , жениху - подженишник . Их основная роль - держать венцы над молодыми во время венчания. Нередко на свадьбу из родни невесты выбиралась постельница , в задачи которой входило охранять от порчи постель молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха. Она же продавала постель, набивая цену повыше.

Иногда на свадьбу звали вопленницу ("вытницу", "подсказуху"), которая, как явствует из названия, выла и причитала, вводя невесту и окружающих в то особое состояние, когда голосить начинали все.

Когда о дне начала собственно свадьбы было решено (обычно выбиралось воскресенье), в доме невесты начинали собираться девушки: помогали украшать приданое, шили дары, а вечерами невесту с подругами навещала компания жениха с ним самим во главе. Ежедневно жених дарил своей наречённой небольшие подарки. На предсвадебных вечёрках играли, пели, пили чай. Последний перед свадьбой день (вечер, неделя) назывался девичником. С утра невеста начинала причитать; девушки ещё с вечера делали "девью красоту" - украшали соломенную или льняную косу лентами, цветами. Расчёсывали волосы невесты, вечером вели её в баню, где она продолжала причитать, прощаясь с девичьей волей.

Утро свадебного дня начиналось вновь с причета невесты. Фактически продолжался девичник - прощание с красотой , с подругами, с родительским домом. Наряжали невесту, а в доме жениха шли свои обряды: подготовка к бранью . Свадебный возок украшался ещё с вечера; утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостяжеством. Чтобы уберечь парня от "сглаза", крестообразно вырезала из головы по пучку волос, и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во всё новое - рубаху, вышитую невестой и пояс, сотканный ею же... В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались.

Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом.

Обязательным обрядом после встречи поезжан был выкуп косы и места рядом с невестою. Платил обычно дружка, необязательно деньгами, часто сладостями, девкам - по ленте. Косу продавал младший брат или сестра невесты.

Перед отъездом к венцу молодых благословляли иконой и хлебом родители девушки. Отец вкладывал правую её руку в руку жениха со словами: "пои, корми, обувай, одевай, на работу посылай и в обиду не давай!". Невеста, уходя из дому, причитала, даже если брак ей был по душе. "Наплачешься за столбом, коли не наплачешься за столом" - говорила пословица.

К венцу ехали с песнями, возвращались вновь под песни. По дороге в дом жениха, как считалось, свадьбу можно было легко испортить недоброму человеку, поэтому дружка соблюдал все меры предосторожности: читал молитвы и заговоры, убирал с дороги камни, на которые могло быть напущено колдовство.

Односельчане нередко останавливали свадебный поезд, загородив дорогу и выставив хлеб-соль. Это считалось добрым знамением, за это поезжане угощали их вином. Громкие звуки отпугивают нечистую силу, - и с ружьями навстречу поезду выходили парни, стреляли в воздух. И им доставалось угощение.

У родного дома жениха со свитой встречала мать, одетая в вывернутый тулуп; посыпала сына с невесткой овсом, пшеном, - всё это должно было оберегать молодую пару и сулило богатство. Выходил и отец жениха, они вдвоём с матерью благословляли молодых , провожали за свадебные столы. На пиру в основном пелись величальные и корильные песни; величали невесту с женихом, родню. За величание полагалось одаривать поющих, угощать. Задержка угощения - и певицы сейчас же заводили корилку тому, кого только что расписывали всеми красками.

В определённый момент пира молодую "окручивали" , "повивали", "перевязывали". Производили этот обряд обыкновенно свахи, они закрывали невесту пологом от глаз гостей, разделяли волосы надвое, укладывали на голове в виде кос, жгутов, или "рожков" и покрывали женским головным убором, разным для всех губерний. Иногда в двух соседних сёлах женские уборы отличались.

Провожали молодых на покой обычно в баню, в клеть или на сеновал. Жена обязана была снять с мужа сапоги, демонстрируя свою покорность, и подать плеть. Муж в ответ должен был загодя заложить в сапоги деньги, которые шли молодой жене в знак того, что он будет содержать её, а, приняв плеть, трижды слегка ударял жену - чтобы в семейной жизни больше никогда не бить.

Наутро, а иногда в тот же вечер, происходило вскрывание молодых . Тысяцкий открывал чулан или баню (ключи от спальни молодых хранились у него), и свахи шли за простыню или рубахой молодушки. Этим предметам придавалась большая магическая сила, через них невесту навсегда невесту могли сделать бесплодной, и свахи относились к своим обязанностям со всей серьёзностью. В честь невесты о дверь спальни били горшки, наряжали упряжку и ехали утром за родителями невесты (после венца на пиру у жениха их не было), приводили и начинали угощать и величать.

Второй день свадьбы назывался "пирожными столами" . Все гости наряжались в красную одежду, повязывали красные же платки на шесты и с такими знамёнами шествовали по селу. Нередко пришедших гулять второй день встречали шуточной "баней" . В этот день молодожёнов ждало множество испытаний: и сор от денег отделять, и дрова колоть в доме на полу, и гостей блинами подчевать, и дары принимать. Свадебный каравай , испечённый в доме невесты ещё до воскресенья, украшенный "шишками" из теста или фигурками птичек, на юге России ещё и свадебным деревцем, разрезали и угощали гостей.

На Масленицу и после Пасхи молодожёнов катали с горки, обязательно стремясь опрокинуть в снег, требовали у жены выкуп за мужа, закопанного в снег - чаще всего - поцелуй. После Пасхи молодых "окликали" , обряд назывался очень красиво - "вьюнины" , - существовали специальные "вьюнишные" песни, за которые поющих нужно было вновь одаривать.

Иногда пир продолжался и на третий день, и далее - уже в домах родственников. Называлось это "отводины" ; молодые ходили ко всем, кто их приглашал, чтобы со всей роднёй водить "хлеб-соль".

Вот некоторые, основные обрядовые моменты, о которых нам хотелось рассказать в этой статье.

По материалам сайта «Сибирь» http://http://www.tmn.fio.ru/works/89x/311/index.htm

Подготовила МарияR

Считается, что в языческой Руси свадеб не было. В те времена между соседними деревнями и селами часто затевались игры, собирались девушки и молодые люди, водили хороводы, пели — и брак заключался очень просто: мужчина сам выбирал себе жену и уводил ее в свой дом, но только при ее согласии. Даже в те далекие времена женщина имела право выбора, чего почти полностью лишилась в XVIII-XIX веках, когда во множестве случаев родители подбирали дочери выгодного жениха, пусть он стар и нехорош собой, зато богатый. И перечить девушка не смела.

Наряду с этим насыщенная богатейшим фактическим материалом «Повесть временных лет» рассказывает очень романтическую историю любви и женитьбы КНЯЗЯ Игоря и Ольги. Новобрачных осыпали хмелем, чтобы жизнь была богатой. Нам, конечно, интересен праздничный наряд невесты. Все украшения, ткани привозились Игорем из Византии, и надо сказать, ткани были не менее драгоценны, чем украшения. Платье понизу украшено вышивкой, так же как и ворот, и рукава.

В те времена орнаменты вышивки имели глубоко магический и оберегающий смысл. Фаты не существовало, на голову набрасывали красивый платок, чтобы волосы не были видны. Полагали, это тоже предохраняет от сглаза. Возможно, в более поздние времена именно фата заменила платок.

К середине XIII века сложилась свадебная тер-минология: «жених», «невеста», «женитьба», «сваты», «венчание», «свадьба» и др. Уже и на Руси появляется брачный договор — ряд, который составляли сваты или родственники. В рядных записях подробно указывался размер приданого, пре-дусматривалась выплата значительной неустойки, как отступного в случае отказа жениха от брака, часто заботливые отцы включали пункт, запрещающий бить жену или плохо с ней обращаться. Ряд имел юридическую силу.

Однако прежде всего было сватовство.

Толковый словарь Даля дает следующее опреде-ление данному обряду: «Сватовство — предложение девице, а более родителям ее, отдать ее замуж за такого-то». Между тем, жених не обязан свататься сам, это можно поручить сделать его родителям, иногда обязанности по сватовству принимали на себя крестные родители или близкие родственники.

На Руси в старину жених присылал в дом невесты подготовленных им людей, чтобы договориться о возможности свадьбы. Чаще всего это была сваха, а иногда и родители жениха или ближайшие родственники-мужчины. Разговор принято было заводить очень издалека, он всегда развивался по определенному сюжету и не принуждал родных не-весты давать определенный ответ сразу же. Если того требовали обстоятельства (например, нерешительность со стороны родственников невесты, продолжительное раздумье ее родителей и т.п.), сва-тов можно было засылать до 3-4 раз. Принимая предложение жениха, родители невесты разрезали принесенный сватами хлеб, перед тем как возвра-тить его. В случае же отказа хлеб возвращался сватам целым.

Далеко не всегда сразу давали согласие на брак, часто договаривались встретиться через неделю-две. За это время родители невесты старались узнать, насколько в роду жениха работящие мужчины, нет ли пьяниц или больных. Возможно, и это обстоятельство объясняет, почему прежние поколения были значительнее здоровее нас. Кто сейчас будет наводить справки о здоровье родни жениха или невесты? Кстати, во многих зарубежных странах и сейчас перед свадьбой необходимо представить справку о состоянии здоровья.

Чтобы обеспечить успешное сватовство, нужно было соблюсти множество традиций и примет. Так, во избежание сглаза, отправлялись сватать после захода солнца. По дороге в дом невесты сваты старались ни с кем не встречаться и не разговаривать. По уходу сватов кто-либо из домашних жениха (обычно одна из женщин) связывал все ухваты и кочерги вместе — чтобы делу сопутствовала удача. Дни недели играли важную роль — среда и пятница, например, считались неподходящими днями для любых свадебных затей. Такие числа месяца, как 3—, 5-, 7- и 9-е, в любых предсвадебных и свадебных процедурах играли своеобразную обрядовую роль, считаясь счастливыми. А вот 13-е число считалось худшим днем для сватовства и женитьбы и его старались избегать.

Если на сватовство отправлялся сам жених, ему следовало иметь с собой два букета, первый для невесты, второй для ее матери. По древнеславянскому обычаю, предлагая руку и сердце, обращаются к родителям избранницы. Жених говорит им о силе и глубине своих чувств к их дочери. А после успешного сватовства будущие молодые договариваются об объявлении помолвки и определяют подходящую для нее дату.

Помолвка на старой Руси именовалась сговором и являлась наиболее важным предсвадебным обрядом. Родители обеих сторон садились напротив друг друга и какое-то время молчали, так было принято. После этого они составляли уговор и писали так называемую «рядную записку», где указывалось, в какое время состоится свадьба.

В доме невесты дворянского происхождения устраивали бал с угощениями, где ее отец представлял собравшимся будущих молодых и торжественно объявлял об их помолвке. Затем следовали официальные поздравления всех присутствующих. Когда церемония поздравления завершалась, жених и невеста открывали бал вальсом.

В городских семьях, что победнее, помолвка не была столь пышной. Скромно проходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего священнослужитель совершал обряд благословения. Духовное лицо обязательно присутствовало и при отдаче денежной части приданого, отец невесты передавал всю оговоренную заранее сумму отцу жениха.

В небольших деревнях на помолвке всегда присутствовали близкие родственники с обеих сторон. Жениха с невестой родители благословляли иконой, а затем по традиции происходил обмен хлебом-солью. Далее отцы жениха и невесты поочередно отвешивали друг другу по семь поклонов, ударяли по рукам и во всеуслышание обещали завершить начатое дело в согласии. Получив родительское благословение, невеста сразу же выходила на крыльцо и, поклонившись те же семь раз по всем сторонам, объявляла собравшимся у ее дома подругам и соседям, что она окончательно засватана.

Помолвку вполне можно назвать предварительным договором о заключении брака. Веками это со-бытие было важнейшим в жизни людей, порою даже важней самой свадьбы. Сбылись девичьи мечты, довольны родители и впереди радостные хлопоты. Любопытно, что еще в петровские времена помолвка сопровождалось обменом кольцами (отсюда слово «обручение»). Лишь в 1775 году при Екатерине II обмен кольцами был по велению святейшего Синода объединен с венчанием. Даже белый цвет платья вошел в моду при этой царице.

Сама свадьба была необыкновенно красочной и веселой. Излюбленным цветом был красный — обе-рег. В одежде присутствующих сочетались тоже яркие, сочные цвета: алый, синий, зеленый с желтым.

На Руси издревле символом девичьей красы считалась коса. Позднее появились прически девичьи и женские. После замужества волосы заплетали в две косы и обязательно прикрывали голову платком. Не было большего оскорбления для замужней женщины, чем сорвать с ее головы платок.

Старинная русская свадьба считается сложным, но мудрым и красивым спектаклем с великим множеством примет и поверий. Их свято соблюдали, поскольку свадебный ритуал накладывал отпечаток на всю последующую совместную жизнь молодых. Однако свадьба — не только акт торжества, но и все то, что ему предшествует и что за ним последует.

Накануне свадьбы для невесты обязательно топили баню. Она знаменовала прощание с родным домом и девичеством. В баню невесту вели под руки подруги. Они несли украшенный тряпичками веник, а после бани расчесывали невесте волосы и последний раз плели девичью косу. А потом в доме невесты начинался веселый девичник.

Существовало убеждение, что если при совершившемся христианском церковном обряде не было сватовства, «закрывания» невесты и обязательного «пира на весь мир», общество не признавало этот брак и не считало свадьбу действительной. И еще очень долго на Руси свадебный обряд был для общественного мнения важнее церковного венчания.

В утро перед свадьбой невеста прощалась с родителями и подругами, ее наряжали и причесывали. За невестой всегда приезжали, даже если она жила совсем рядом. А в доме жениха в это время готовились к выкупу невесты. Прежде чем добраться до невесты, жениху приходилось преодолевать немало препятствий. И в этом тоже есть свой глубокий смысл — ведь за счастье надо сперва побороться. «Свадебный поезд» всегда мог натолкнуться на какую-нибудь засаду, и тогда лишь от щедрости жениха зависело, как скоро он увидит свою избранницу: много крупных и мелких монет предстояло ему раздать на своем пути к дому невесты. По традиции переговоры с представителями невесты вел дружка. Он также выкупал и косу невесты, и место рядом с ней, а для этого дружке необходимо было отгадать загадки и одарить всех подружек невесты деньгами, лентами и сладостями. Ну, а после того, как все испытания оставались позади, жених занимал за праздничным столом место рядом со своей избранницей, обычно на возвышении, вокруг же рассаживались в соответствии со своими чина-ми гости и родственники. Пышный свадебный пир длился целых 3 дня, и каждый день имел собственное, строго установленное расписание.

Скажем несколько слов о свадебном сарафане. Впервые «сарафан» как женская одежда упоминается в XVII веке. Это было одеяние в виде платья с рукавами, и многие исследователи полагают, что до того такой одежды не существовало. В XVII веке Елена Глинская венчается с Василием III. Согласуясь с канонами церковного облачения, для этого события создается новая конструкция, упоминаемая в русских летописных книгах как «сарафан». Золотой парчовый сарафан был одеждой царицы, его носили только члены царской семьи.

В 1762 году Екатерина разрешила носить сарафаны всем слоям населения, правда, шились они из других тканей, нежели царские. А в конце XVIII века, когда дворяне и богатое купечество перешли на ношение гардероба европейского, сарафан превратился в одежду для небогатых людей. Постепенно он стал только крестьянской одеждой.

Девичий свадебный сарафан надевали с кисейными «рукавами», дополняли лентой, шелковым платком. Вообще же, сарафаны украшали оборками, кантами из тесьмы, кисейными лентами, полосками контрастных тканей и обязательно охватывали красивыми поясами. Поверх сарафана надевали коротену (в нашем понимании, короткий, до талии, жакет с длинными рукавами, впереди доходящий до середины груди, чтобы был виден перед платья), завершался наряд головным убором цилиндрической формы из парчи, украшенным на затылке широкими шелковыми лентами, каскадом спускавшимися по спине. Шалью с яркой каймой окутывали фигуру, драпировали ее на груди, переплетали на талии.

Вернемся, однако, к свадьбе. По сценарию, для всех ее участников были распределены роли. Жених — это князь, невеста, соответственно, княгиня. Почетные гости и близкая родня — большие бояре, а дальняя родня и все остальные гости — бояре меньшие. Высокие звания, присваиваемые на время свадьбы, позволяли людям чувствовать себя почти великими. Во всех свадьбах участвовал дружка — то есть женатый мужчина, хорошо знающий ритуал, задачей дружки было занимать и веселить гостей, а также подбадривать жениха (в наше время эти обязанности чаще всего выполняет тамада); вместе с дружкой несли свои обрядовые обязанности сват и сваха.

Что касается «умыкания» невест, это было достаточно часто, и объяснялось той простой причиной, что у жениха с невестой не было денег. Этот факт был нежелателен, но, по крайней мере, всем понятен.

Свадебный пир длился не у всех одинаково долго. Все зависело от социального положения новобрачных. Что касается фамилий аристократических, то основная масса приглашенных гостей утром присылала в дом подарки, потом новобрачные в сопровождении близких шли в церковь на венчание, вечером молодые отдыхали или сразу отправлялись в путешествие.

Купечество праздновало свадьбу несколько дней, насколько денег хватит, но гостей тоже выбирали.

А вот в деревне гуляли все, и, конечно, ни о каком свадебном путешествии речи не шло.

Хотя разводы не практиковались и семьи считались крепкими, но о любви не говорили. Все решали родители, в любых социальных слоях, по поговорке «стерпится — слюбится». Иначе не было бы Катерины из «Грозы» Островского или Анны Карениной. Может быть, свекровь Катерины и относилась к ней так плохо, что сердцем чуяла, не любит та ее сына. Да и самая современная мать не сможет относиться к невестке иначе в подобных обстоятельствах.

У меня соседка выходила замуж как раз по принципу «стерпится — слюбится». Когда она через год приехала домой уже рожать, первой ее фразой была: «Никогда не стерпится, никогда не слюбится». Так-то!

Бракосочетание, свадьба – действо в какой-то степени мистическое. Ещё вчера совершенно чужие друг другу люди, после проведения определённого обряда (даже если это просто подписи в Книге записи актов гражданского состоянии), вдруг становятся ближайшими родственниками, даже, как считали в старину, единым целым.

У разных народов в разные исторические периоды заключение брака сопровождалось специальными свадебными обрядами и обычаями на Руси, некоторые из которых, в слегка измененном виде, сохранились и до наших дней.

Как выходили замуж древние славянки

Русский историк Н.М.Карамзин считал, что древние славяне ни о каких обрядах не ведали, а покупали себе жён, которые по статусу своему были, практически, рабынями – воспитание детей, заботы по дому, полное послушание и повиновение.

А если муж умрёт, то вдове оставалось только идти на погребальный костёр, жизнь её была величайшим позором для всего рода.

О том, как женились наши далёкие предки, мы узнаём от летописца Нестора. Он считал, что именно в свадебном обряде видна нравственная сущность того или иного народа. Рассказывая о языческих временах, летописец показывает разные жизненные устои у славянских племен, в том числе, и на примере традиций брака.

Поляне были люди мирные, считали брачный союз священным, лад в семье и уважение супругов друг к другу – непреложным условием совместной жизни. Свадеб тогда не играли, а просто приводили невесту в дом жениха.

У древлян моральных устоев не существовало, девушек просто воровали (умыкали). Правда, трудно сказать, не было ли между некоторыми из пар предварительной договорённости.

Северяне, родимичи и вятичи жили в лесах. Они браков не заключали, а просто устраивали игрища, на которых представители нескольких поселений (мужчины) похищали для себя подруг. И опять же, не исключено, что барышни знали обо всём заранее. Более того, принято было многоженство.

Можно разделить языческие славянские брачные обряды на 2 типа:

  • «ведение» жен, когда вслед за невестой к жениху несли приданое, что уже чем-то напоминает брак христианский
  • «похищение» невесты, вариант грубый, но ведь и сейчас у некоторых народов что-то подобное имеет место быть.

Общество развивалось, обряды приобретали определённый смысл и порядок. Появлялись новые божества, самым весёлым и добрым стал Ладо – покровитель благополучия и любви. Ему поклонялись и в его день заключались брачные союзы. Сегодня мы тоже знаем подобный праздник.

Христианский брак на Руси

В конце IX века Русь стала христианской. Новые свадебные традиции входили в жизнь славян с большим трудом. Главным нововведением стало освящение брака в церкви, но уже столько красивых и символичных языческих обычаев сопровождали свадебный русский обряд, что победить их было невозможно, хотя церковь и боролась с ними вплоть до XVIвека, когда, наконец, сложился чин и ритуал русского бракосочетания.

Правда, в своём окончательном варианте он представлял некий симбиоз из христианских и языческих компонентов, он не был абсолютным правилом для всех, в каждой области свадьбу играли по-своему.

Некоторые обычаи на свадьбе в Древней Руси были заимствованы из обычаев других народов. Из античной Греции – обмен обручальными кольцами и фата (покрывало) для невесты, венки и свадебные свечи, и ритуал соединения рук новобрачных.

Античных жениха и невесту осыпали деньгами, зерном и хмелем. Даже традиционный каравай, которым встречают молодоженов, — просто переделанный на русский лад древнеримский свадебный пирог.

Любовь и брак между собой не пересекались. Социологи считают, что браки по любви стали возможны только в начале XX века, когда женщины получили некоторые права. В старину же соединялись не юноша и девушка, а семьи, у которых были причины для того, чтобы породниться. Так было заведено и у крестьян, и у высшей знати.

Время для свадьбы зависело от сельскохозяйственных работах, а кроме того, существовали церковные запреты. Жениться было нельзя, например, во время постов, их в православной религии много, накануне великих праздников, в Масленичную и Пасхальную неделю, накануне пятницы или среды, ну и в мае, конечно, кто же хочет «всю жизнь маяться».

Женились очень рано, лет в 12 – 13, но к этому возрасту девочка уже знала весь свадебный обряд славян, умела делать всё по хозяйству и имела готовое приданое. Готовиться с свадьбе начинали буквально с самого рождения, ведь помимо приданого, невеста должна была своими руками сшить и вышить подарки жениху, его матери и гостям.

Старинные русские свадебные обычаи

Видели друг друга впервые молодожёны только на венчании. Хорошо, если повезёт! Не случайно столько «плачей» знали и знают русские женщины.

Бракосочетание состояло из нескольких этапов:

  • сватовство,
  • смотрины,
  • рукобитье (сговор) – определение даты свадьбы, расходов, и прочее,
  • вытие – плач невесты в родительском доме по поводу грядущих перемен, при этом девушке расплетали косу,
  • девичник – невеста продолжает плакать, подруги помогают ей дошить свадебные подарки родне жениха, затем моют невесту в бане,
  • выкуп невесты,
  • венчание,
  • свадебное застолье.

На Руси каждому этапу соответствовал целый ряд свадебных традиций, совершали их специальные люди.

Так, сваха снимала с невесты девичий венок, закручивала волосы и надевала уже женский головной убор – кику, поверх которой набрасывалось покрывало. Отдавая дочь жениху, отец слегка ударял её плёткой, чтобы мужа слушалась, затем передавал плеть мужу.

Свадебный пир был нелёгким испытанием для молодых. Он длился 3 дня, но молодожёнам за столом места не было, они принимали поздравления, затем их вели на брачное ложе, устроенное в сеннике с оберегами и символами, периодически поднимали и вели к гостям.

На второй день с утра они должны были сидеть за столом, затем их вели в баню, сваха показывала желающим рубаху молодой жены с подтверждением её невинности. На третий день молодая жена демонстрировала свои хозяйственные навыки, а гости ей всячески мешали.

Свадьбы царей и знати, конечно, отличались размахом, но, по сути это тоже были браки незнакомых людей, и шли они под неусыпным надзором свадебных профессионалов. Правда, царь мог заранее выбирать себе невесту, для чего устраивались своего рода «конкурсы красоты», где единственным «членом жюри» был венценосный жених.

В XVIII веке ПётрI выдернул Россию из патриархального быта, и свадебный уклад в высшем свете стал меняться, а Екатерина II ввела моду на белое платье невесты (раньше венчались в красном).

Бракосочетание при социализме

После революции церковный брак отменили, а вместе с ним и красивые обряды. Наши прабабушки и прадедушки просто расписывались в ЗАГСе, после чего частенько сразу отправлялись на работу. Правда, некоторые смелые пары венчались, особенно, в деревнях, где и сохранились старинные традиции.

Лишь в 1960-х годах свадебная культура стала возрождаться. В ЗАГСах появились комнаты для торжественного бракосочетания, стали открываться специальные дворцы, невесты надели белые платья и фату.

На свадебные машины прикрепили кольца и ленты. Молодые после регистрации ехали возлагать цветы к памятникам, а дома или в кафе их ждал праздничный ужин с гостями.

Современные свадебные традиции в России

В современной свадьбе соединяются не только старые русские традиции с сегодняшними реалиями и возможностями, туда добавлены и красивые обычаи других стран.

Основные моменты свадьбы сегодня:

  • выкуп невесты,
  • регистрация брака в ЗАГСе
  • венчание в церкви (по желанию)
  • поездка или прогулка с фотографом,
  • свадебный банкет с проведением традиционных обрядов и весёлых конкурсов.

Особое значение придаётся выкупу невесты, ведь он задаёт тон всему празднику и должен быть интересным, весёлым, запоминающимся. Его проводят в романтическом стиле, в пиратском, сказочном или любом другом, в зависимости от фантазии автора и чувства меры.

Можно, если это лето и хорошая погода пойти гулять в парк и организовать небольшой пикник с эффектными корзинками, в которых так замечательно смотрится шампанское и фрукты, а фотографии получатся во французском стиле. Затем можно повесить на перила моста свой свадебный замочек, а ключ бросить в воду. Да и регистрация брака может быть выездная, там, где хотят молодые.

Венчание лучше проводить в другой день, но даже если в этот, после него можно например, выпустить голубей на счастье. Во время банкета проводят разные обряды – встречают молодых свадебным караваем, осыпают рисом, деньгами и лепестками роз, разбивают тарелку и вместе с осколками разбрасывают монетки – молодых, подметающих пол, проверяют на аккуратность и рачительность.

Невеста бросает подружкам свадебный букет, а жених приятелям – подвязку. После банкета молодожены отправляются в специально оформленный и приготовленный для них номер в отеле. А потом в увлекательное свадебное путешествие.

Свадьба – событие, которое остаётся в памяти на всю жизнь, а традиции, в древности направленные на охрану будущей семьи от бед и дурного глаза, сегодня делают праздник красивым и весёлым.

Еще издавна для всех народов и для каждой семьи одним из значимых событий являлась свадьба и именно поэтому русская свадьба богата на обычаи и традиции.

В современном мире все чаще молодожены возвращаются к проведению традиционных свадебных обрядов, для этого необходимо подробно ознакомиться с тем, какие традиции существуют, в чем раскрывается смысл их проведения, исходя из рекомендаций, которые передаются из поколения в поколение.

Во время наших предков русские свадебные традиции очень почитали и отдавали им огромное значение, и не зря, ведь люди верили, что именно такие ритуалы принесут молодым изобилие и благо в дом.

Придумывали специально предназначенные молитвы, которые читали на свадьбе родители за своих детей, поздравления, читались заговоры, устраивали пляски, пели песни и создавали всю необходимую свадебную атрибутику задолго до торжества, своими руками.

Следует заметить, что принцип проведения свадебных традиций отличался в зависимости от места проведения, сказывалось это и на блюдах, и на нарядах, и прочих составляющих ритуала.

Из-за таких особенностей свадебные обряды на Руси часто отличались странностью, если, например, рассмотреть такой обряд: перед свадьбой девушка должна горько плакать и отказываться от венчания, а уже после она отправлялась в баню, чтобы совершить следующий обряд омовения.

Под венец невесту ведут под руки ее дружки, а после завершения венчания девушка идет сама.

Также на Руси был еще один интересный обычай, который заключался в следующем: молодой переносил через порог дома свою жену, и причем делалось это не для того, чтобы оказать внимание невесте, а чтобы обмануть домового, поскольку его считали главным хозяином и управителем дома.

Испокон веков свадебные традиции подразумевали под собой то, что девушка должна покидать отчий дом и жить рядом с мужем. И, таким образом, невеста становилась полноправной хозяйкой дома и полноценным членом семьи, где у нее появлялись еще одни родители: мать и отец мужа, которых оба молодые почитали и уважали.

По факту такие традиции обозначали, что девушка будучи невестой умерла, а после заключения брака в церкви возрождалась уже в качестве жены своего мужа.

Обряд сватовства по русским обычаям

Свадьба на Руси проводилась в нескольких этапах и одним из важнейших ее обрядов является сватовство. Для проведения ритуала выбирали определенный день, удобный обеим сторонам и родители будущей невесты, а иногда и сваха, отправлялись в дом к родственникам жениха.

Сватами со стороны молодого могли быть не только родители, а и его ближнее окружение: это дяди, комы, лучшие друзья парня.

В этот день устраивали настоящий праздник, где пели задорные песни, частушки, читали молитвы и заговоры, царила атмосфера веселья и счастья. К проведению обряда необходимо было готовиться за долгое время.

Несмотря на сценарий сватовства, где родители невесты должны были первое время отказываться от заключения брака их дочки, обе стороны предварительно уже обо всем договаривались.

В разных местностях сватовство имело свои обычаи, отличающиеся друг от друга, например, в некоторых округах сперва нужно было хорошенько потрясти крышку от печки, а где-то достаточно было просто помолиться перед иконой.

Обычно сваты подготавливали специальный текст, который учили наизусть.

Сватовство разделялось на такие этапы:

  • сперва родители девушки отказывались от заключения брака, обосновывая тем, что слишком молода дочка;
  • обряд нельзя было проводить в пятницу и среду;
  • ритуал обычно проводили в вечернее время, дабы посторонние не могли сглазить молодых;
  • если сватовство прошло успешно, то все женщины в доме невесты обвязывали посуду веревкой, делалось это для будущего благополучия новоиспеченной семьи.

Особенности обряда помолвки

Суть обряда помолвки заключалась в том, чтобы объявить на всю округу о будущем венчании. Уже после помолвки молодые могли открыто называть себя женихом и невестой.

Именно на этом обряде решали дату свадьбу, необходимые условия, где будет происходить венчание и другие важные вопросы касательно торжества. У невесты интересовались приданным, а сваты обсуждали создание будущей семьи.

Как проводили наши предки этот обряд:

  • в аристократическом обществе в день помолвки был бал, а молодой дарил девушке ее первое колечко;
  • обычные люди в этот день устраивали менее скромный праздник с накрытым столом и обрядовыми заговорами;
  • а вот в деревнях все происходило с особой атмосферой, сперва пекли каравай, который дарили сватам, затем молодоженов благословляли родители, а пир устраивали чуть ли не на всю деревню.

После помолвки страшным грехом было отменить венчание. Считалось, что такой грех будет преследовать все поколение рода.

С момента помолвки невесту никто не смел трогать, девушка шила свое приданое, занималась домашними хлопотами, при этом она должна была повязать на голове платок, поскольку ей нужно было «умереть» и заново родиться, уже под крылом мужа.

На сегодняшний день практически невозможно встретить проведение такого красивого обряда. Однако, молодые часто устраивают застолья, приглашая всех родных, где они оповещают радостную новость о предстоящей свадьбе.

Поэтапная подготовка к свадьбе

Чтобы вступить в новую жизнь, молодой нужно было испечь каравай, который мог быть украшен различными фигурками. Процесс выпекания проходил очень весело и интересно, созывали практически всю женскую часть села.

Важной составляющей подготовки к свадьбе считали девичник. На нем невеста прощалась со своей жизнью, где она была еще совсем юной девушкой. Молодой заплетали, а затем расплетали волосы, вплетая в косу ленточки, которые считались магическими, их принято было поровну разделять между девушками для удачного замужества каждой из них.

А в это время жених со своими приятелями проводили молодечник, на котором он также прощался со своей холостяцкой жизнью.

Обычаи и традиции самого венчания

Свадебные обряды и традиции на Руси проводили около недели. Обычно торжество проходило зимой, потому что тогда не было работы в поле. Обряд сватовства мог проводиться в любой период, а вот помолвку проводили в осенний или зимний период.

Для венчания создавали специальный свадебный русский поезд. Для этого в день торжества в дом жениха приходили до рассвета люди, которые будут ехать в этом поезде. Это могли быть родители, друзья, сваха.

После того, как все погрузились в поезд, карета или телега ехала за невестой, а оттуда в церковь на венчание. Интересен тот факт, что сразу невесту не отдавали, перед этим просили за нее выкуп или придумывали различные задания для жениха.

Сам процесс венчания проходил с особым таинством и загадочностью. Особое значение придавали венчальным предметам, потому что верили, что они несут в себе магическую силу, способную принести счастья молодым.

После венчания устраивали пир на весь мир. Созывали всю деревню на торжество, а сам праздник проходил очень весело и задорно, проводилось множество обрядов для невесты и для жениха, выкуп невесты, поздравления гостей, первый танец молодых.

Полноценными супругами молодожены считались после первой брачной ночи. В знак того, что девушка невинна, утром развешивали полотно с вышивкой в красный цвет.

Принято было завершать празднование угощением блинами, которые мать невесты преподносила зятю. После таких обычаев свадьбу считали завершенной, а молодоженов ждала счастливая совместная жизнь.

Страницы