Флористика        01.10.2019   

Социальное партнёрство ДОУ с семьями воспитанников (из опыта работы). Социальное партнёрство ДОУ и семьи консультация на тему Социальное партнерство семьи и доу

Головных Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №156
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Конспект
Тема: "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ – ПАРТНЕРСТВО."
Дата публикации: 25.01.2018
Раздел: дошкольное образование

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ – ПАРТНЕРСТВО.

Головных Н.А., воспитатель

МБДОУ детский сад№156 г. Иркутска

Сотрудничество

комплекс

взаимовыгодных

отношений.

трудились

созданием

механизмов

сотрудничества

развязывания конфликтов. Эти методы используются во многих сферах жизни

человека и общества для достижения целей определенного лица или группы

людей. Зачастую именно совместная деятельность организаций, государств,

предприятий приносит эффективный результат в той или иной сфере.

Сегодня понятие «сотрудничество» встречается не часто. Его заменил

термин - партнерство. Но говорить об идентичности этих понятий вряд ли

можно. Сотрудничество - это решение общей задачи совместными усилиями,

отсутствии

какого-либо

частного

корпоративного

интереса.

Партнерство

коллективных

одновременной

реализации своих личных или узкогрупповых планов. Причем нередко это

происходит за счет партнера.

сотрудничества

является

отсутствие

принуждения,

давление

жизненные

обстоятельства.

дружелюбно,

радостно

равноправно,

преимуществ.

древности

говорили:

«Сотрудничество

солнечной

радости!»

документах

(Конвенция

ребенка»;

Всемирная

декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей».) семья

рассматривается как основная ячейка общества, которая выполняет важные

социально-экономические

обеспечивает

естественную

материальной,

финансовой

эмоциональной

поддержки,

необходимой

роста и развития его членов, особенно детей, а также для заботы о престарелых,

инвалидах и немощных. Семья остается наиважнейшей средой сохранения и

передачи культурных ценностей.

На протяжении всех периодов развития общества функцию воспитания

постоянно осуществляла семья. Воспитательная роль семьи основывалась и

основывается

инстинктивных

стремлениях

действиях

человека.

Естественность

семейной

удовлетворение

потребностей,

общность

интересов

заключают

неограниченные

бесценные

возможности

воспитании

подрастающего

поколения. Именно в семье богатство жизненного опыта, знаний, навыков и

умений передавалось от одного поколения к другому, от родителей к детям с

помощью живого примера старших, уважения предков и их обычаев.

Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на

родителей

достижения

желаемых

результатов.

Социальное,

семейное

дошкольное

воспитание

осуществляется

неразрывном

единстве.

Определяющая

обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной

жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и

обитания,

воспитательной

особенно

начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные

воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и учреждения

образования, и средства массовой информации, общественные организации,

трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило

педагогам

довольно

определенную

зависимость:

успешность

формирования

личности

обусловливается

воспитание,

результаты

физического,

нравственного,

трудового

воспитания

личности.

исключением,

формировании

личности

определяется

зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек. Эта зависимость

давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и

пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно

так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их

семье вырастают дети. Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга.

Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за

воспитание детей. Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это

объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики,

недостаточным

культурным

влиянием

пережитков

прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и

единства

воспитательных

воздействий,

чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его

личности.

Типичным

современной

является

стремление

сочетать

семейное воспитание с общественным, правильное понимание воспитательных

функций общественных учреждений. Единство в воспитании, осуществляемое

обеспечивает

определенную

системность

организма

выработку

динамических

стереотипов.

успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более

прочными

становятся

привычки

поведения,

организованнее,

целенаправленнее

радостнее

деятельность.

Воспитательный

проходит

меньшими

трудностями,

овладевать

установленными

правилами.

толковом

сотрудничать означает принимать участие в общем деле, работать вместе.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие

у родителей ответственности, а у воспитателей - семейной центрированности

педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в

контексте

Основной

налаживания

сотрудничества

организация

образовательного

взаимодействия,

результатом

которого

реализация

принципов

личностно

ориентированного

образования

дошкольников.

В программе воспитания и обучения в детском саду подчеркивается, что

педагогическим

коллективом

дошкольных

учреждений

распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать

правильно

воспитывать

пропагандировать

воспитания.

первичную

социализацию

приобретает

дошкольном

учреждении

сверстниками,

сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности.

Возможность заниматься гимнастикой, музыкой, изобразительным искусством

и т. п. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении

дополняют

результате

получает

гармоничное

развитее.

Создание единого пространства воспитания ребенка невозможно, если

усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других

и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений

друг друга. Поэтому, сотрудничество ДОУ с семьей необходимо в каком - либо

общем деле, совместных действиях, в процессе по воспитанию детей.

Взаимодействие

детского

пронизывать

воспитательно - образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем,

педагоги

использовали

различные

внимание

совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы

подтверждаться

практическими

наблюдениями,

совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).

Литература

Воспитатели

родители:

Иванова. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.

Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для

педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образвания/

Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2007.

Детский сад и семья / Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др.;

Под ред. Т.М. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 2-е изд.,

испр-е и доп. – М.:Азь,1994.

Коростелева

дошкольное

учреждение:

взаимодействие в интересах ребенка. Минск «Университетское» 2000г.

сотрудничество

взаимодействие

Ярмолинская, А.А. Петрикевич. №2, 2001

Обруч, №1, 2008// Современный ребенок: семья плюс детский сад.

Взаимодействие детского сада и семьи В.И. Ермак. №6, 2001

Ребенок в детском саду, №2, 2005// Мир общения ребенка Л.А. Пенькова,

Т.И. Самофалова, Г.М. Каратаева.

Модель взаимодействия ДОУ и семьи.

Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.

В данной работе мы попытаемся модельно представить свое видение реализации данного сотрудничества, сотворчества - партнерства.

Моделирование - один из универсальных способов, позволяющих воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием.

Цель – создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ и семьи что способствует успешному развитию и реализации личности ребенка.

Разработанная нами модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми.

Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности.

В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.

По нашему мнению, для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно обязательно включая в работу всех специалистов ДОУ.

Наш детский сад представляет собой открытую систему, главным «инструментом» которой, является социальное партнерство, содружество коллектива детского сада с родителями, действующего на демократических и гуманистических принципах.

На протяжении нескольких лет на базе нашего дошкольного учреждения реализуется такая модель.

Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей. Эта идея изменения выражается в различных терминах: развитие, рост, актуализация, интеграция и в целом представляет собой «некий общепризнанный ценностный контур, отражающий реинтеграцию личностного «Я» на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта» (А.Ф. Бондаренко).

Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:

Активизировать воспитательные возможности родителей;

Привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения и общественной жизни ДОУ;

Использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;

Способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;

Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации работы с родителями.

Терапевтический эффект будет проявляться в той мере, в какой организуемый процесс работы будет укреплять или достраивать структуры самосознания и тем самым активизировать процессы самоорганизации и саморазвития.

Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, мы можем эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

Объединение усилий дошкольного учреждения и родителей в процессе воспитания детей - непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Нам представляется, что принципиальные условия для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями, администрацией и педагогами ДОУ, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

Поскольку контингент детей ДОУ постоянен на всех возрастных этапах развития детей, у каждого родителя есть уникальная возможность больше общаться с педагогами ДОУ и своим ребенком, познавать новое, учиться слушать и слышать, находить компромиссные варианты в возникающих проблемах.

Общение само по себе - деятельность. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования детей. Связь общения с деятельностью является принципиальной и лежит в основе психолого-педагогических встреч специалистов с родителями воспитанников детского сада.

Общение опосредовано деятельностью самих детей, создающих дополнительную опору для эффективного взаимодействия. Что позволяет вовлечь семью в педагогический процесс.

Уникальность психологического влияния с помощью общения заключается в том, что каждый человек (будь то взрослый или ребенок) умеет лучше или не лучше других влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей. У всех есть свои способы воздействия на других: у родителей - на детей, у детей на родителей и других взрослых, у педагогов - на родителей и т.д.

Влияние как психологическая категория осуществляется общением, его коммуникативной и интерактивной сторонами. Это нашло отражение в такой форме, как своеобразные родительские учения, одинаково полезные всем участникам: детям, специалистам, родителям.

Роль накопленного багажа знаний впервые годы жизни гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той колоссальной работой, которую совершает ребенок самостоятельно, пытаясь чему-либо научиться. В силу незнания многие родители не воспринимают своего ребенка как личность до тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые - и до ухода ребенка из семьи. Множество семейных проблем – прямой результат родительского невежества и непонимания.

Работу с семьей многие педагоги считают одним из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.

Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:

Формирование банка данных социальных характеристик семей;

Составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);

Изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;

Оборудование помещений для общения с родителями;

Координационную работу по содержанию функционала каждого участника проекта;

Систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);

Апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения;

Создание семейных клубов по интересам (педагогическим возможностям);

Составление картотек, буклетов «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства);

Обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;

Информационно-аналитическую работу по реализации проектов;

Систематизацию учебно-методических разработок;

Планирование работы по распространению инициативы.

Для реализации основных концептуальных положений данной модели сотрудничества, требуется система психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Социально-психологическая служба органично включена в деятельность системы и обслуживает всех субъектов образовательного процесса. В реализации модели задействованы талантливые, высококвалифицированные, коммуникабельные, проявившие себя специалисты, с четкими функциональными обязанностями, а также активные представители родительской общественности; соблюдается принцип открытости для различных социальных институтов

Для сближения родителей с ДОУ реализуется ряд программ, предусматривающих общение в семейных клубах, родительских гостиных, проведение совместных праздников, недель национальных культур на основе идей социального партнерства. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на благоустройство территории, прилегающей к образовательному учреждению. Очень важным условием взаимодействия является доверие и уважение сторон друг к другу. Кроме того, для родителей имеет значение имидж учреждения, результаты участия детей и педагогов во всевозможных конкурсах, выставках и т.д. В связи с этим информация о достижениях является доступной и открытой для всех участников образовательного процесса. Система работы учреждения предусматривает совместное с семьей определение перспектив, параллельные действия, взаимное дополнение и взаимную коррекцию. Все это находит отражение в работес родителями, заседаниях родительского комитета дошкольного учреждения,совета педагогов.

Родители воспитанников ДОУ на протяжении 4 лет оказывают помощь в улучшении и оснащения ДОУ.

Реализуя идеи социального партнерства, гуманизации среды и расширения социокультурных границ, администрация ДОУ руководствуется разработанным планом.

Эти и другие мероприятия расширяют границы ДОУ как социального института образования и обогащают содержание социального партнерства в целях гуманизации социокультурного пространства.

Каждый сотрудник детского сада участвует в организации работы с родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний. Психолог дошкольного учреждения играет важную роль в построении конструктивного диалога между воспитателями, родителями, детьми, администрацией детского сада.

Реализация модели позволяет добиться следующих результатов:

Создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;

Достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

Снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;

Признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;

– повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

– гармонизация детско-родительских отношений;

– повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;

– эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;

– участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольного учреждения;

– участие родителей в контроле за деятельностью дошкольного учреждения;

– сотрудничество родителей «неорганизованных детей» раннего и старшего дошкольного возраста с учреждением.

Мы считаем, что разработанная нами модель социально - педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе

Совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность для разработки данной модели.

Формы работы с семьей в нашем ДОУ

Родительские собрания в группах Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей, научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.
Адаптационная группа для детей раннего возраста Задача: Обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ. В течение одного месяца ребенок посещает группу вместе с мамой или другим членом семьи (по необходимости этот срок можно продлить).
Психологический центр Задача: дать конкретные знания родителям в той или иной области педагогики.
Фотоальбом "Давай познакомимся" Задача: познакомить ребенка и его родителей с детским садом еще до прихода ребенка в детский сад.

При первом посещении родителями предлагаем для просмотра фотоальбом с фотографиями и информацией о детском саде.

Фотоальбом "Моя семья" Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада.

В уголке уединения лежит семейный альбом. Если ребенку грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи.

Ваши добрые дела Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь.
Мини-библиотека Задача: рекомендовать психолого-педагогическую литературу родителям. Родителям выдается интересующая их литература для прочтения дома.
Озеленение Задача: сплочение родителей между собой и сотрудниками ДОУ
"Семейная мастерская" Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.

Организация выставок, на которых представлены результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки).

Анкетирование Задача: сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения
Информационные общие стенды Задача: информировать родителей:

О программах воспитания и развития детей в детском саду;

О безвозмездной материальной помощи родителей, об услугах ДОУ

Папки – передвижки, буклеты Задача: ознакомление родителей с различной информацией.
"Наш день" Задача: информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе

Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. В условиях внедрения ФГОС дошкольному учреждению важно, а нередко - просто необходимо, привлекать к процессу воспитания дополнительные резервы и образовательные ресурсы. Взаимодействие с социальными партнерами в детском саду является одним из таких резервов.

Формы и уровни социального партнерства в дошкольном учреждении

Социальное партнерство детского сада с заинтересованными лицами может реализовываться на различных уровнях:

    партнерство между социальными группами внутри системы дошкольного образования (социальными партнерами становятся педагогические советы ДОУ, объединения сотрудников детсадов - специалистов разного профиля, родители и родительские комитеты, методические объединения педагогов из разных учреждений и т.д.)

    партнерство сотрудников дошкольного учреждения с представителями других сфер (социальными партнерами ДОУ могут являться учреждения культуры, больницы, поликлиники, медицинские центры, общественные организации, фонды, районные и городские органы управления образованием, службы социальной защиты семьи и детей и т.д.)

    партнерство со меценатами, благотворительными организациями (социальными партнерами в детском саду могут быть коммерческие структуры, средства массовой информации и другие).

Социальное партнерство ДОУ и семьи

Несмотря на многообразие потенциальных партнеров детского сада, основной поддержкой и опорой ДОУ были и остаются семьи воспитанников. Отношение к родителям не как к потребителям услуг, но как к социальным партнерам может перевести процесс воспитания и образования на качественно более высокий уровень. По этой причине дошкольному учреждению к взаимодействию с семьями нужно относиться как к стратегическому направлению своей деятельности. Однако на практике такое сотрудничество часто носит лишь формальный характер, то есть воспитатели взаимодействуют с семьей исключительно в силу своих должностных обязанностей.

У такой педагогической “нечуткости” могут быть разные причины, среди которых:

    неумение педагогов составить объективное представление о том, как в реальности происходит взаимодействие с семьями воспитанников;

    низкий уровень умения проектировать, составлять план действий;

    игнорирование интересов партнеров;

    неумение объединяться с коллегами с целью преодоления стереотипов, перехода на новый уровень социального партнерства ДОУ и семьи.

Сложившиеся современные условия требуют изменения позиции детского сада в представлении роли родителей как субъектов образования. Функция детских садов - это не только воспитание детей, но и создание условий для педагогической образованности родителей, их активного участия во всех делах образовательного учреждения как равноправных партнеров, с равной ответственностью.

Социальное партнерство ДОУ и семьи строится на четко определенных правилах. Прежде всего, это полноправное партнерство, а не милосердие или благотворительность. Это поступки и совместно принятые решения, основанные на единодушии и разделяемой ответственности за проблему. Если обобщить, то социальное партнерство возникает в том случае, когда представители двух и более сторон начинают работать совместно, сообща, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.

Ключевой элемент, вокруг которого развивается социальное партнерство ДОУ и семьи - это социальная проблема. Серьезной социальной проблемой последних лет является низкий уровень социальной грамотности детей и подростков. В дошкольном возрасте у воспитанников формируются базовые характеристики личности. Это уровень самооценки, сфера эмоций и потребностей, нравственные установки и ценности, психологические и социальные особенности в общении с людьми. В условиях неблагоприятной социальной среды, ограниченности контактов воспитанника этот процесс затруднен.

Изменения, коснувшиеся сегодня сферы дошкольного образования, направлены, в первую очередь, на улучшение его качества. А качество в значительной степени зависит от согласованности действий ДОУ с семьей и другими социальными партнерами. Положительный результат может быть достигнут только в случае, если рассматривать семью и дошкольное учреждение в рамках единого образовательного пространства. В свою очередь, это подразумевает тесное сотрудничество между родителями и педагогами на протяжении всего дошкольного периода.

Социальное партнерство ДОУ и семьи реализуется через следующие этапы работы:

    устанавливаются деловые контакты с семьями воспитанников;

    родители обеспечиваются необходимым минимумом информации по психологии и педагогике, с помощью педагогов учатся общаться со своими детьми разными способами;

    обеспечивается регулярное взаимодействие детей, родителей и воспитателей; члены семьи вовлекаются в педагогический процесс.

В настоящее время в системе организации социального партнерства ДОУ и семьи можно выделить традиционные (среди них - индивидуальные и коллективные) и нетрадиционные формы. Традиционные формы направлены на педагогическую образованность родителей. Педагоги знакомят родителей с возрастными особенностями детей, нюансами психологии на разных этапах формирования личности ребенка. В традиционном подходе мамам и папам передаются практические навыки воспитания детей.

К коллективным формам взаимодействия в рамках социального партнерства ДОУ и семьи относятся родительские собрания, семейные клубы, педагогические гостиные, дни открытых дверей, выявление лучшего опыта семейного воспитания, родительские конференции, деловые и ролевые игры, семейные альбомы, организация библиотеки для родителей, практикумы, анкетирование, горячая линия, совместные праздники и развлечения и т.д.

К индивидуальным формам взаимодействия с социальными партнерами ДОУ относятся беседы, личные поручения, тематические консультации, посещение семьи воспитанника на дому.

К нетрадиционным формам взаимодействия с социальными партнерами в детском саду относятся: информационно-просветительские, творчески-продуктивные, развивающаяся система общественного управления, интерактивные, обратная связь.

Условия организации социального партнерства в дошкольном учреждении

Эффективное взаимодействие ДОУ с родителями как с социальными партнерами может быть реализовано лишь при наличии определенных педагогических условий.

Такими условиями, в первую очередь, являются:

    обеспечение информационной открытости дошкольного учреждения образования;

    осознание всеми сотрудниками педагогического коллектива необходимости формирования партнерских отношений с семьями воспитанников как цели и критерия эффективности воспитательного процесса;

    реализация нескольких подходов к взаимодействию с родителями: диалогического, ориентированного на практическую деятельность, индивидуально-творческого;

    использование инновационных форм в процессе взаимодействия.

Обязательное условие успешности социального партнерства в дошкольном учреждении - информированность родителей о результатах деятельности детсада. Руководству следует быть открытыми по отношению к семьям воспитанников, вовремя предоставлять отчетность, подводить итоги, поощрять активные семьи. Формы отчетности могут быть самыми разными: это могут быть публичные отчеты на сайте или печатные сводки, предоставляемые на родительских собраниях и в Дни открытых дверей.

Аноним
Социальное партнёрство ДОУ с семьями воспитанников (из опыта работы)

Социальное партнёрство ДОУ с семьями воспитанников. Из опыта работы.

старший воспитатель Булгакова Н. В.

МБДОУ детского сада №423 г. о. Самара

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.

Современная модель социального партнёрства ДОУ и семей воспитанников понимается, как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка. В современном мире актуальны такие партнёрские отношения между педагогами и родителями, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательские умения родителей и повысить эффективность работы детского сада. Именно такие партнёрские отношения позволяют выстроить систему взаимодействия: «РОДИТЕЛЬ - РЕБЁНОК - ПЕДАГОГ» (4,с. 40)

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников, помогающими ему решать образовательные задачи, на взаимовыгодных условиях. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями, находя наиболее актуальные аргументы для добровольного привлечения их к сотрудничеству. (2, с. 11)

Ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, конструктивным. Несмотря на то, что сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие родителей в конкретной деятельности. В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования. (2. с. 15)

Выстраивая модель социального партнёрства: «РОДИТЕЛЬ-РЕБЁНОК-ПЕДАГОГ», педагоги детского сада ищут новые формы и методы взаимодействия с родителями. Наряду с традиционными формами взаимодействия, педагоги ДОУ используют современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников.

Информирование родителей о ходе образовательной деятельности:

Дни открытых дверей

Родительские собрания

Групповые и индивидуальные консультации

Выставки детского творчества

Информационные стенды

Особой популярностью среди родителей пользуются дни открытых дверей. Во время, которых родителям предоставляется возможность принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми: лепить, рисовать, заняться аппликацией, конструировать. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия на ребёнка.

В условиях модернизации и с целью большей заинтересованности родителей педагоги ДОУ применяют новые формы проведения родительских собраний - круглый стол, дискуссионный клуб, родительская гостиная, на которых родители имеют возможность высказать свою точку зрения, принять активное участие в обсуждении вопросов и проблем, обменяться опытом.

Образование родителей:

Семинары

Мастер – классы

Консультации

Родительские собрания

Папки - передвижки

Памятки, буклеты, листовки

Важную роль во взаимодействии детского сада и родителей играет образование родителей, которое помогает выстроить единую линию в образовании и развитии детей. С этой целью в ДОУ проводятся тематические семинары для родителей «Первый раз в детский сад», «Скоро в школу». Очевидно, что в ходе подготовки к семинару и в процессе его проведения совершенствуется профессиональное мастерство педагогов, развивается творчество, фантазия, навыки публичного выступления всех участников.

Особой популярностью у родителей пользуются индивидуальные консультации и тренинги с психологом ДОУ. Они помогают родителям найти сначала подход к самому себе, а потом и к своему ребёнку; найти точки соприкосновения со своим ребёнком, принять его таким, какой он есть; понять, что на них возложена ответственность за воспитание и развитие ребёнка; помочь ребёнку адаптироваться к социальной действительности и понять что он полноценный член своей семьи.

Не менее популярной формы взаимодействия с родителями стали папки – передвижки, памятки, буклеты. Родители за небольшой период времени могут получить полезную информацию, совет или рекомендацию.

Начиная с 2015 года в ДОУ еженедельно выпускается листовка. Информация размещенная в листовке носит неформальный характер. Из листовок родители могут узнать интересные исторические факты, узнать о событии из жизни детского сада, ознакомиться с инновациями в мире и многое другое.

Активно в своей деятельности с родителями педагоги используют мастер классы, которые помогают родителям понять и увидеть в самых сложных заданиях простоту, новизну, увлекательность.

Интересно прошёл мастер - класс, который помогла провести мама одной из воспитанниц, умеющая вязать крючком и на спицах. На глазах удивленных родителей обычные клубочки ниток, капроновые колготки, кусочки ткани и немного фантазии помогли появится на свет таким шедеврам, которые вызвали море восторга даже у взрослых людей.

Совместная деятельность:

Досуги, праздники, развлечения

Конкурсы, выставки

Проектная деятельность

Партфолио для детей

Экскурсии

Дни добрых дел, акции

Одним из самых любимых видов совместной деятельности является участие родителей в досугах, праздниках, развлечениях. Живое общение с мамой в образе Лисы, Зайки, Клоуна или красавицы Осени приносит особое удовольствие детям, а родители, погружаясь в сказочный мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.

Не меньший интерес вызывает у родителей составление детского партфолио, такие разделы как: герб семьи, романтика путешествий, моя семья. Родители задумываются о том, какие интересы их объединяют, чем удивительна и самобытна их семья, какую огромную роль играет она в жизни ребенка, в становлении его личности.

Совместно с родителями организуются тематические выставки, фото коллажи, например, «Осенний вернисаж», «Новогодняя феерия», «Веселые овощи», «Очумелые ручки». Участвуя в них, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали. Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким.

Традицией в нашем ДОУ на протяжении многих лет стало проведение дней добрых дел и акций. Только хорошими делами славятся наши родители. Активно принимают участие в озеленении участков ДОУ и оформлении сада – огорода на летний период. Проходящая акция «Подари тепло сердца своего» помогает воспитателям и родителям совместными усилиями создавать уютную обстановку в группах детского сада.

Обратная связь:

Анкетирование, исследования

Родительская почта

Интернет – гостиная

Активное участие принимают родители в анкетированиях и различных опросах, с результатами которых педагоги знакомят родителей на родительских собраниях.

Особый интерес вызвала у родителей появившаяся в каждой группе – родительская почта, где каждый родитель может написать свое пожелание, рекомендацию или задать вопрос любому работнику ДОУ.

Для более прогрессивных родителей создана интернет – гостиная. Где любой родитель, даже чьи дети ещё не посещают детский сад, могут задать вопросы или оставить свои комментарии.

Организация взаимодействия с семьей - работа сложная. Она не имеет готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением и обоюдным желанием детей, родителей и педагогов работать в тесном контакте. Взаимодействие детского сада и семьи создают условия для полноценного развития личности ребёнка. У ребёнка развивается чувство защищенности, семейной сплочённости, появляется интерес к истории своей семьи, приходит осознание себя как полноценного, любимого члена семьи.

У родителей расширяются теоретические и практические знания в вопросах воспитания детей, активизируются и обогащаются воспитательные умения, возникает уверенность в собственных педагогических возможностях. Укрепляются семейные ценности и традиции.

У педагогов устанавливаются партнёрские отношения с семьями воспитанников, создаётся атмосфера взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности взаимных интересов.

Семья есть величайшая ценность, созданная человечеством за всю историю своего существования. Именно в ней формируется личность ребенка, поэтому каждый педагог нашего детского сада делает все, чтобы родители воспитанников стали партнерами и единомышленниками.

Список литературы:

1. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. /Т. Н. Доронова – М., 2002. – 120 с.

2. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дисскусии, практикумы, встречи за круглым столом /авт. - сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015.- 203с.

3. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями/О. И. Давыдова, А. А. Майер – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012.-128С.

5. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. Пособие для воспитателей ДОУ/Н. В. Микляева. – М. :Айрис- пресс, 2006.-144с.