Необычные растения        05.07.2019   

Советы как научить ребенка одеваться. Как научить ребенка одеваться – работающие методы в обучающей и игровой форме

Даже если вы не собираетесь отдавать своего малыша в детский сад, то учить его самостоятельно одеваться все равно необходимо. Чем раньше ребенок освоит эти навыки, тем ему будет проще. Как правильно обучать ребенка самостоятельному переодеванию и бороться с нежеланием учиться этому делу, мы расскажем в этой статье.

С какого возраста необходимо обучать ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно?

Уже с 1,5-2 лет детки начинают активно проявлять любопытство. Они хотят узнавать все больше информации, помогать маме по хозяйству, и, конечно же, одеваться и наряжаться. Не ограждайте малыша от этих знаний, это самый подходящий возраст для начала обучения самостоятельному одеванию .

Светлана Андреевна, 27 лет, мама 2 детей

«После купания позвольте малютке самостоятельно надеть нижнее белье. При сборах на прогулку или в гости пускай сам пробует просунуть ножки в колготочки и надеть носочки. Старайтесь без необходимости не помогать ему в этом. Пусть одевает криво, косо, не на ту сторону — зато будет пытаться одеться сам.

То же самое касается и раздевания. Скажите малышу, чтобы снимал, к примеру, колготки или носочки. Также перед купанием попросите самостоятельно раздеться».

Если у малыша получается плохо или вовсе не получается, то помогите ему, пока он не стал плакать.

Негативные воспоминания о том, что у него не получается что-то сделать будут пагубно отражаться на дальнейшем обучении.

Ольга Сергеевна, 34 года, мама троих детей

«Естественно, не заставляйте ребенка в этом возрасте одеваться или раздеваться самому, если он категорически того не хочет. Переведите все в игровую форму. Например, скажите: «Давай поиграем, кто быстрей снимет носочек — ты или я?» Дети очень стараются победить в конкурсе, даже в таком маленьком возрасте».

Почему необходимо научить ребенка одеваться и раздеваться к трем годам?

Ребенка нужно научить к трем годам одеваться и раздеваться обязательно! Ведь именно в этом возрасте он пойдет в детский сад. Возможно, у кого-то раньше или позже, но все равно, в три года малыш должен уметь одевать и снимать пижаму, плавочки, футболку, колготки, юбки или штаны, валенки или сапоги (сандалии), шапку и куртку (даже не застегивая).

Анастасия Дмитриевна, 31 год, мама близнецов

«В детском саду малышей много, а воспитатель один. Он не всегда сможет вовремя подойти к каждому ребенку, чтобы помочь переодеться на сончас, а тем более при сборе на прогулку.

Конечно, если у ребенка не очень хорошо получается справиться самостоятельно с одеждой, предупредите об этом воспитателя, он будет обращать внимание на его собранность и в случае неудачи в одевании помогать».

Также в коллективе детки будут быстрей учиться одеваться, ведь детство — это постоянное соперничество и завоевание авторитета.

Если же вы не собираетесь водить своего кроху в дошкольное учреждение, то тоже стоит позаботиться о его обучении самостоятельного переодевания. К трем годам ребенок должен это уметь. От того, насколько быстро обучится ребенок одеваться и раздеваться, зависят успехи и в дальнейшем обучении, его успеваемость. Каждое обучение должно происходить в свое время.

Обучение ребенка самостоятельному одеванию и раздеванию: с чего начать?

Конечно, для каждого дела нужно свое начало. Так и для обучения малыша самостоятельному одеванию.

Анна Евгеньевна, 37 лет, многодетная мама

«Если кроха не проявляет инициативы на начало самостоятельного переодевания, то вам помогут куклы, мягкие зайцы и прочие игрушечные зверята. Сшейте или купите для этих игрушек несколько самых распространенных одежек: платье, брючки, рубашку, футболку и носочки. Играйте вместе с малышом, показывайте, как нужно одеваться и что куда одевать.

Когда дело сдвинется с мертвой точки, то при сборе на прогулку попросите его взять с собой игрушку, объяснив свое желание тем, что игрушка скучает и тоже хочет гулять. Попросите малыша самостоятельно одеть эту игрушку, ведь вам некогда — вы одеваете его и себя, а без одежды на улицу нельзя даже кукле».

Алия, 29 лет, мама двух детей

«Обратите внимание малыша на то, как застегиваются пуговки, как правильно и в какой очередности нужно одевать игрушку.

Через несколько дней вы заметите, что ребенок начал проявлять интерес и к собственному одеванию, ведь это же так здорово — помогать маме и быть самостоятельным».

На каждый успех в одевании, той же игрушки, не забывайте хвалить малыша, просите, чтобы он так же хорошо и на себя одел носочки, ведь у вас так не получится, как получается у него.

Еще, одевая малыша, не торопитесь, делайте все медленно, чтобы он мог проследить за вашими действиями и запомнить их.

Объясняйте ребенку, почему майку одевают под футболку, а не наоборот. Так же рассказывайте ему для чего застегивать пуговицы и замочки, зачем завязывать шнурки.

Елена Владимировна, 41 год, воспитатель в детском саду, мама троих детей

«Развивайте у малыша мелкую моторику пальчиков различными пуговицами, шариками, шнуровыми лабиринтами. Такие игрушки в большом разнообразии продаются в магазинах. Кроме моторики они развивают и логическое мышление».

Подбираем одежду для малыша правильно

От того, насколько правильно подобрана одежда для ребенка, будет зависеть его успех в обучении самостоятельного одевания и раздевания, его желание продолжать обучаться.

Самые распространенные советы опытных мам, на что стоит обратить внимание при выборе одежды для ребенка, мы собрали в список:

Выход: если вы все же не удержались и купили понравившуюся вещь с мелкими пуговками, то замените их на более крупные или на простые заклепки.

  • Покупайте одежду вместе с ребенком, ориентируйтесь на его выбор . Ребенка просто невозможно заставить носить вещи, которые ему не нравятся. Он будет убегать, кричать, но не оденет, тем более самостоятельно. Если вам не понравилось то, что выбрал малыш, то помните: носить одежду не вам, а ему. Проще приобрести ту вещь, которая по нраву ребенку, чем заставить его надеть не понравившуюся.

Выход: если в гардеробе малыша есть вещи, которые ему не нравятся и он не хочет их надевать, то не заставляйте. Просто, если вы его все же поймаете и заставите одеть такую вещь, то в следующий раз он может просто принципиально отказываться одеваться.

  • Выбирайте только удобную одежду из качественного материала . Если ребенок будет некомфортно ощущать себя в одежде, ему будет в ней жарко или холодно, то вы опять столкнетесь с полным отказом от одевания. А уж про самостоятельное надевание такой вещи можете и не рассчитывать: дети отличаются своей непосредственностью – «неудобно, не одену». Это женщины могут на неудобных шпильках пробегать весь день, а на следующий вновь их одеть, а дети не терпят неудобства.

Выход: неудобные, узкие и некачественные вещи просто уберите. Желательно их совсем спрятать или отдать, чтобы малыш их не видел. Вещи, которые вызывали дискомфорт могут спровоцировать появление плохого настроения.

  • Футболки, кофты и пижамы покупайте с широкой горловиной, чтобы малыш мог свободно просовывать туда голову . Это мама может просто предпринять усилия, чтобы впихнуть малыша в кофту. Сам же ребенок после первой неудачной попытки просунуть голову в ворот откажется от этой затеи.

Выход: если вы купили кофту без малыша, а примеряя дома, заметили, что ворот тугой, можете расшить его самостоятельно, или сделать на воротнике надрез, обшить его и пришить красивую пуговицу. Малыш сможет самостоятельно кофту одеть, а пуговку застегнете сами или воспитатель в саду.

  • Обувь приобретайте с липучками, а не шнурками . Ребенок в возрасте 2-3 лет не сможет самостоятельно завязать шнурки. Выход: есть модели обуви, на которых имеется и шнуровка и замок (или липучка).

Как правильно научить малыша одеваться: на что обратить внимание ребенка?

Колготки и носки Это первое, что нужно научиться одевать самостоятельно ребенку . Дети все повторяют за взрослыми. Объясните малышу, где у колготок «зад и перед» (по полоскам: одна — перед, две — задняя часть). Покажите, где у носочков пятка и носок. Показывайте на себе, как правильно одевать эти вещи, пускай малыш повторяет все за вами.
Кофты, футболки и майки Объясните ребенку, что легче надеть эти вещи, начиная с головы, а в дальнейшем просовывать уже ручки . Купите эти вещи с яркими аппликациями на лицевой стороне и передней части, чтобы малыш не перепутал стороны и зад с передом. Каждый раз, когда начинаете одеваться, говорите ему, что это перед, потому что там рисунок.
Обувь: шнурки и застежки Малыш уже знает, зачем нужны шнурки и застежки, осталось только научить его правильно ими пользоваться. Мы уже говорили о том, что обувь со шнуровкой лучше пока не приобретать. Учите ребенка завязывать узелки на веревочках, а обувь такую покупайте только к четырем годам . Это же касается и застежек. Купите сандалии с таким замком, но одевайте их только на прогулку, когда сами сможете помочь малышу.

Для детского сада приобретайте обувь с липучками и молниями, справиться с такими замками ребенку будет не сложно.

Левый или правый ботинок? Это тоже весьма несложно объяснить по тем же самым застежкам или замочкам, они всегда находятся на внешней стороне ноги.

Шапки и завязки на шапках Для того, чтобы ребенок легко запомнил где перед, а где зад шапки, покупайте их также с рисунком на передней части, покажите, что сзади есть шов.

Учить малыша одевать шапку лучше перед зеркалом, чтобы он сам видел, как у него получается и что нужно исправить .

От завязок в этом возрасте откажитесь, есть множество шапок с липучками и затягивающимися завязками.

Молнии Сейчас практически все куртки производят именно с молниями, поэтому вам предстоит к трем годам научить малыша ими пользоваться. Учите застегивать замки на неодетой вещи . Положите куртку на кровать и вместе с малышом застегивайте и расстегивайте замок. Когда у него будет неплохо получаться, продолжайте обучение на себе (пускай застегнет куртку на вас), а потом уже пробует застегнуть самом себе.
Пуговицы и кнопки Когда учите ребенка застегивать кнопки и пуговицы, объясняйте ему, что необходимо каждой пуговке попасть в свою «норку», так же и с кнопками . Покажите, как будет некрасиво и неудобно, если неправильно их застегнуть. Выбирайте одежду с крупными кнопками и пуговицами.

Что делать, если ребенок отказывается учиться одеваться и раздеваться?

Если малыш ни в какую не хочет самостоятельно переодеваться, то попробуйте его подкупить новой игрушкой или дополнительной сладостью. Обычно дети на этот уговор идут.

Евгения Савельевна, 31 год, мама двух детей

«Можно в игровой форме его начать обучать. Скажите, что колготки и штаны — это такие волшебные тоннели, а ножки малыша — поезда. Включайте фантазию, говорите, что это не просто кофта и брюки, а костюм супергероя, который заработает только в том случае, если ребенок его сам наденет».

Татьяна, 35 лет, мама четверых детей

«Устройте соревнования: кто быстрей справится со сбором: взрослые или дети. Участие должны принимать и вы сами, чтобы было интересней и веселей».

Ни в коем случае не ругайте ребенка, если он отказывается самостоятельно одеваться, это окончательно отобьет его желание учиться.

Многие родители, приводя ребенка утром в сад, наблюдают одну и ту же картину: некоторые малыши, шустро переодевшись и переобувшись, весело убегают в группу, а другие меланхолично сидят на лавочке, ни одним движением не помогая маме или папе менять себе кофточку, штанишки или тапочки. Если в яслях это еще не является глобальной проблемой, так как одеваться малышам помогает весь персонал - и воспитатели, и няни - то в старших группах кроха-неумеха будет испытывать определенный дискомфорт на фоне своих более самостоятельных сверстников.

4-5-летний малыш, который не одевается сам, становиться проблемой для воспитателя в многочисленной группе и самого себя, так как постоянно выходит на прогулку последним и изрядно вспотевшим. Как научить ребенка одеваться самостоятельно? Воспользуйтесь несколькими практическими советами.

Возраст и самостоятельность

Обычно первые шаги к самостоятельности малыша принято связывать с кризисом 3-х лет, когда ребенок расширяет границы собственного «я» и пробует оторваться от мамы. В это время главной его фразой становится «Я сам!» . Опытные родители рекомендуют воспользоваться этой стадией развития и приучить кроху самостоятельно раздеваться и одеваться. Лучше всего это делать в игровой форме, соревнуясь с ребенком, кто быстрее снимет шапку, куртку или брюки. Психологи советуют на начальных этапах уступать малышу, чтобы он почувствовал вкус победы и позитивный настрой от игры в самостоятельность.

Учить одеваться и раздеваться нужно в несколько этапов. Первый этап - самый легкий, это раздевание. Крохе легче всего снять с себя шапку без завязок, стянуть свободные штаны, колготы, трусики. Все его действия желательно озвучивать, но не в форме команд, а в виде предложений, предполагающий последующие действия: «Давай ты быстро снимешь свои брючки, и мы пойдет играть в кубики».

Намного тяжелее для малыша следующий этап - снять свитер, футболку и любую другую вещь, которая надевается через голову. Поэтому, выбирая одежду для сада, желательно брать гольфы, джемпера с широким горлом, чтобы у крохи не было страха застрять в кофте. В первый период приучения к самостоятельному одеванию и раздеванию можно выбирать вещи свободные, даже на размер больше, чтобы малыш легко мог их снимать и одевать сам. Со временем ему самому понравится быстро переодеваться, не завися от взрослых и их помощи.

На заключительном этапе ребенка нужно учить самостоятельно обуваться и одевать верхнюю одежду. Для маленьких деток обычно тяжело справиться с молниями на куртках и сапогах, завязками на шапках.

Как помочь нехочухе

Но что делать, если малыш в 3 года и старше не может и не хочет одеваться самостоятельно, устраивает скандалы и истерики по утрам во время сборов для выхода и в детском саду? В первую очередь, мамам и папам нужно успокоиться и понять причины такого поведения, переговорить с воспитателями и психологом в саду, которые проведут полезные консультации для родителей. Нужно помнить, что переодевание для ребенка - это сложная работа и если у него она не получается, то он стремится от нее избавиться.

Нужно обратить внимание на то, что дается крохе тяжелее всего: застежки на кофточке, пуговицы. Можно купить или самостоятельно сделать дома несколько простых тренажеров: к кусочку ткани прикрепить пуговицы разных размеров, сделать под них петли и играть с ребенком на скорость, кто быстрее всех их застегнет. Также можно тренироваться, кто быстрее застегнет молнию, полезными будут и классические шнуровки. Играя в такие игры, можно одновременно «убить двух зайцев»: с одной стороны, мы учим малыша полезным навыкам, а с другой тренируем мелкую моторику.

Иногда бывает так, что ребенок, который уже самостоятельно одевался и раздевался, с появлением в семье младшего как будто утрачивает приобретенные навыки, отказывается одеваться самостоятельно и требует, чтобы его, как младшего брата или сестренку, раздевали и одевали родители. Психологи говорят, что таким образом проявляется детская ревность. Справиться с ней можно разговорами со старшим ребенком, во время которых нужно акцентировать его внимание на всех преимуществах его возраста и положения. Например, малышу в 3-4 года уже можно есть конфеты и мороженое, а младшему братику нет, старший может пойти с папой в кино, а младший еще нет. По наблюдениям педагогом, такое поведение чаще всего проявляется в семьях с детьми с небольшой разницей в возрасте и именно в семейном круге, а в саду такие детки обычно ведут себя, как и раньше, и вполне самостоятельно одеваются.

Учимся одеваться весело и быстро

Каждая мама, особенно работающая, хочет, чтобы ее малыш собирался утром в сад быстро и без капризов, а вечером аккуратно складывал свои одежки. По мере взросления ребенка так и будет, но нужно немного постараться и помочь крохе усвоить науку самостоятельного одевания и раздевания.

Чтобы упростить ребенку задачу и максимально быстро научить его одеваться самостоятельно нужно пройти вместе с ним несколько этапов.

1. Этап первый: «объяснялки». Мама или папа, одевая ребенка, должны подробно проговаривать все процессы и обозначения вещей: «Сейчас мы будем надевать штанишки, большие карманы должны быть на попе, а маленькие на ножках по бокам» и так далее по всем вещам. Это позволить крохе быстрее запомнить основные правила надевания одежды.

2. Этап второй: самостоятельный выбор. Нужно предоставить малышу право самому выбирать одежку, которую он наденет в сад. Родители могут подобрать пару нарядов по погоде и спросить у ребенка, какая кофта ему больше всего подойдет на завтра. Таким образом, можно будет избежать капризов и дать малышу почувствовать свою самостоятельность.

3. Этап третий: «половина пути». Начинать процесс приучения ребенка одеваться самому рекомендуют с раздевания. Даже 1,5-2-летний кроха сможет сам снять трусики, колготки, брючки, носки, шапку. Затем нужно научить его расстегивать пуговицы или молнию на кофтах. Немного сложнее с обратным процессом: одеванием. Опытные мамы советуют также начинать этот процесс с низа: можно надеть на детку трусики, колготки или брючки, но только до колен, и предложить ему самостоятельно натянуть их дальше на попку. Также можно поступить и с футболками, джемперами: помочь продеть голову, а ручки пусть продевает сам.

4. Этап четвертый: «раскладка». Готовить одежку в сад лучше всего с вечера. Чтобы малыш одевался самостоятельно, ее нужно разложить на стуле в порядке надевания: сверху трусики и футболка, затем колготки, свитер, штанишки. Детские вещи лучше покупать яркие, джемпера и футболки - с рисунком спереди, так малышу будет легче понять, где перед, а где спинка, и не надеть штанишки или свитер задом-наперед или шиворот-навыворот.

5. Этап пятый: складываем аккуратно. Важно приучить ребенка аккуратно снимать и складывать свои вещи, тогда не надо будет утром тратить драгоценные минуты на поиск колгот или носков. Покажите малышу, как складываются брючки, как их можно повестить на спинку стула или на плечики в шкафу, как можно красиво сложить рукава рубашки или гольфа. Эти навыки точно пригодятся ему в детском саду при раздевании для сна во время «тихого часа».

  • Не нужно стремиться, чтобы ребенок мгновенно начал одеваться самостоятельно, прививать эти навыки лучше постепенно, в игровой форме, поощряя его за любое достижение.
  • В свою очередь, родители должны постараться максимально облегчить крохе процесс взросления, подбирая обувь и одежду по возрасту и умениям. Для 3-5 летних деток лучше подбирать ботинки, кроссовки на липучках, а не на шнурках. Брюки, джинсы желательно выбирать без молний и пуговиц, пояс - на резинке и кулиске.
  • Столь любимые многими мамами гольфы с узкой и высокой горловиной могут стать настоящим испытанием для ребенка, который учится одеваться самостоятельно. Поэтому на первых порах рекомендуется давать крохе самому надевать свободные свитера, свитшоты с широкой горловиной.
  • Также проблемой для многих деток является быстрое застегивание молнии на кофтах или куртках. Взрослые должны помочь вставить замочек и показать, как без усилий провести собачку до самого верха. Можно сделать самому дома такой тренажер и поиграть с деткой в игру «Кто первый застегнет молнию».
  • Главное в процессе обучения малыша - это терпение и упорство. Стоит несколько раз в утренней спешке одеть его маме, и ребенок сразу же поймет, что не нужно прикладывать усилий для того, чтобы одеться, и если он будет это делать очень медленно и неумело, то мама сама его быстро оденет. Лучше поднять малыша на несколько минут раньше и создать ему условия для самостоятельного одевания.
  • Проблемой для многих малышей является завязывание шапочки. Осенью или теплой весной можно обойтись головным убором без кулисок, но зимой шапка без завязок, которые помогают плотно закрыть уши, может стать настоящим испытанием для нервной системы родителей. В этом случае можно подобрать шапки на липучках, кнопках, пуговицах. Но надежней всего будет научить ребенка завязывать кулиски. Потренироваться делать это также можно на домашних тренажерах или просто надевая шапочку на куклу.

Рано или поздно каждый ребенок начнет одеваться самостоятельно и только от родителей зависит как сделать этот процесс максимально приятным для малыша.

Собираясь в детский сад, в поликлинику или на прогулку, многие родители тратят много времени на сборы дочери или сына, отказывающегося или неумеющего собираться без помощи.

Папы и мамы ломают голову над тем, как научить ребенка одеваться самостоятельно. Считается, что в возрасте 2,5–3 лет дети начинают делать попытки самостоятельно надеть простые вещи. Однако есть малыши, которые, вступая в магический возраст под кодовым названием «я сам», могут спокойно собрать из конструктора модель звездолета, но не стремятся сами обуть ботинки, потому что родители регулярно это делают за них.

Одеть или дать одеться – почему важно научить самостоятельности

Когда каждая минута на счету, одеть ребенка самому – это самое простое, но не самое разумное решение. Ребенку необходимо научиться одеваться самостоятельно, так как это огромный виток в умственном и физическом развитии. Овладение навыком взращивает в ребенке уверенность и независимость. К тому же, это экономит время мамы.

Осваиваясь с разными видами одежды, ребенок работает над целым комплексом умений, он развивает:

  • мелкую моторику, когда застегивает пуговицы и кнопки;
  • крупную моторику, когда протягивает руки в рукава, ноги – в штанины, удерживает баланс, стягивая носки;
  • мышление, когда запоминает последовательность, в которой надевают предметы одежды;
  • речь, когда учит и произносит названия одежды, ее цвет и размер.

Помимо этого, ребенок учится делать осознанный выбор одежды, ориентируясь на свой вкус и погодные условия. Малыш привыкает к порядку, когда мама делает акцент на том, что у каждой вещи есть свое место.

Почему детям трудно одеться без мамы

Ребенок в сотый раз запихивает две ноги в одну штанину или перекручивает колготки – это не означает, что он испытывает родительское терпение. Процесс надевания каждой вещи сравним для малыша с изучением новой конструкции в иностранном языке или нового узла в макраме.

Это комбинация сложных движений, которые идут в определенной последовательности. Родителям нужно набраться терпения, чтобы освоить с ребенком эту замысловатую науку.

Если ребенок не начал одеваться сам к трем годам, психологи предлагают задать себе вопрос: «Всегда ли я энергично оказываю ему помощь или все делаю за него?»

Если ответ «да», то надо дать ребенку пространство для самостоятельности. В данной простой схеме есть один изъян – если мама, которая до этого все делала за ребенка, вдруг скажет: «Ты уже вырос, и с сегодняшнего дня будешь одеваться сам», она добьется только озлобления и отрицания.

Для родителей, которые хотят понять, как научить ребенка одеваться самостоятельно, есть несколько общих принципов. Эти правила помогут облегчить процесс и избежать негативных эмоций.

Как ребенка одевать и одежду изучать

Ученые отмечают, что ребенок начинает манипуляции с одеждой примерно в 1,5 года – малыш стягивает носки, шапку, штанишки. Однако еще до того, как родители задаются вопросом, как научить ребенка одеваться самому, малыш погружается в мир одежды, то есть можно заранее заложить фундамент для развития этого сложного навыка:

  1. Мама много раз в день комментирует все свои действия, когда одевает и раздевает малыша – в результате, ребенок заранее знает, какие микродействия и в какой последовательности надо совершить, чтобы надеть тот или иной предмет одежды, и на какую часть тела он надевается.
  2. Затем речь малыша развивают с помощью темы «Одежда», так как это самая частотная лексика – мама четко произносит все слова, описывает предметы одежды, придумывает про них стишки и чистоговорки («КИ-КИ-КИ-КИ, на ноги ползут носки» и т. п.). Параллельно с помощью одежды ребенок получает представление о цвете, форме и размере.
  3. Одежда постоянно окружает малышей, иногда они начинают с ней играть – вставлять ноги в папины шлепанцы, прятаться под маминой шляпой, заворачиваться в мамин платок. Надо поощрять и развивать эти первые попытки освоиться с одеждой – предложить побольше предметов одежды для экспериментов.

Как грамотно подобрать одежду

При обучении ребенка одеваться самостоятельно огромное значение имеет грамотный подбор одежды:

  • штаны со свободной резинкой, без застежек и молнии (этот предмет одежды будет также незаменим в ходе приучения ребенка к горшку);
  • свободные кофты и свитера с широкой горловиной;
  • одежда с картинками и узорами,которые помогают отличить, где задняя, а где передняя сторона (если
  • такой одежды нет в наличии, то можно нашить простенькие аппликации своими руками; мамино
  • творчество даст более ощутимый эффект);
  • свободная обувь с липучками.

Как обучить навыкам шаг за шагом

Каждое действие, которое мы совершаем, одеваясь или раздеваясь, включает множество движений руками, ногами, пальцами, которые идут в определенной последовательности. Нельзя, просто, сказать ребенку: «Надень штаны сам!» и ждать результата. Следует разбить сложные действия на маленькие шаги, например:

  1. Сядь на ковер.
  2. Возьми штанишки двумя руками за резинку.
  3. Просунь одну ногу в штанину, подтяни штанину, вытащи носочек.
  4. Потом другую ногу во вторую штанину, штанину вверх, носочек наружу.
  5. Встань, подтяни штанишки вверх.

Весь процесс можно обыграть – например, каждая нога заезжает в свой туннель или заползает в свою норку; такие комментарии дети запоминают лучше.

В любом случае, все шаги надо терпеливо отработать – вначале руками ребенка с помощью родителей, потом включаясь только на некоторых моментах – например, ноги продевает малыш сам, а мама только помогает подтягивать штанишки, а на финальной стадии оставляя только короткие комментарии и слова поддержки.

Как начать одеваться с конца

Если ребенок одевается с истериками, хороший способ – разбить задания на маленькие действия и обучить, в первую очередь, последнему шагу. Когда финал будет отработан, освоить предпоследний шаг и т. д.

Например, если мама хочет научить ребенка надевать штаны, то она сама раскладывает перед ним штанишки, просовывает ножки малыша в штанины, а вот натянуть штаны на попу до тали доверяется ребенку. Затем мама учит ребенка просовывать ногу в штанину и натягивать штаны.

Шаги прибавляются в обратном порядке, пока ребенок не сможет выполнить все действие целиком. Преимущество этого подхода заключается в том, малыш сразу же получает положительные эмоции от успешного завершения задания.

Последовательность в обучении и пространство для самостоятельности

Если мама решила учить малыша надевать кофточку, и он уже умеет сам просовывать руки в рукава, то не стоит в одни момент делать это за него, чтобы было быстрее, а в другой требовать от него самостоятельности. Ребенка сбивает такое разграничение.

Чтобы ребенок спокойно воспринимал новое действие, оно должно войти в рутину, привычка вырабатывается путем многократного повторения.

Вторая ошибка родителей, которая часто тормозит процесс обучения – это слишком активная помощь в тот момент, когда она уже не нужна. Например, родители научили ребенка надевать туфли, но дочка делает это еще медленно и с трудом, похныкивает, когда не удается засунуть пяточку.

Не надо бросаться и делать все за нее. Достаточно, находясь рядом, поддержать словом: «Уже все почти получилось! Поймай задник за хвостик и потяни на себя, так пяточка попадет в свой домик». Если ребенок не выполнит все сам, то он не почувствует упоения от завершенного действия, и положительной мотивации одеваться самостоятельно не будет.

Как одеться с хорошим настроением

В ходе сборов на прогулку, когда ребенок не желает отвлекаться от игры, родители часто используют такой мотиватор: «Немедленно подойди ко мне, иначе будешь одеваться сам!» Эта фраза хорошо работает, послушное дитя быстро оказывается на коленях и дает натянуть на себя все что угодно.

К сожалению, такие родительские высказывания имеют свои последствия – процесс самостоятельного облачения получает отрицательный имидж, ассоциируется у ребенка с наказанием.

На первых порах, процесс освоения одежды должен быть не только привлекательным, но и занимательным. Например, пусть носки приползут к малышу на папиных руках и пожалуются, что они потерялись и хотят скорее обнять свои любимые ножки.

Помимо этого, нужно трубить в семейные фанфары по поводу каждого маленького успеха ребенка на стезе одевания – пусть о том, что малыш впервые натянул носочки, узнают папа, бабушка, дедушка, подруга; ребенок должен видеть, что родители гордятся его свершениями.

Как обучить расстегивать и застегивать молнию

Родители также очень обеспокоены тем, как научить ребенка одеваться в 3 года без посторонней помощи, пора , а без этого навыка он будет чувствовать себя неуверенно среди сверстников.

У каждого предмета одежды есть свои секреты, которые предстоит раскрыть малышу, а мамина выдумка и терпение помогут облегчить процесс обучения и сделать его занимательным.

Для обучения лучше выбрать кофточку или курточку с надежной яркой молнией, снабженной бегунком с большим хвостиком, для удобства можно привязать к нему красивую тесемочку. Расстегивать проще, чем застегивать, это можно начать делать с ребенком около двух лет или раньше, если малыш сам проявляет интерес.

Следует показать ребенку, что одной рукой нужно тянуть бегунок вниз, а другой придерживать ткань и тянуть в другую сторону. Этот процесс обычно нравится деткам, т.к. молния издает звук, чем звук громче, тем лучше. Этот момент можно обыграть – девочки могут выводить собачку погулять на поводке («Бежит собачка по дорожке и рычит»), а у мальчиков машина будет ехать по трассе («Машина едет, мотор рычит»).

Ближе к трем годам можно приступить к застегиванию – первые несколько раз мягко вставляем молнию в бегунок руками ребенка («надеваем на собачку ошейник», «вставляем ключ в замок зажигания»), и отправляемся в путешествие вверх, придерживая другой рукой ткань.

Ребенка нужно научить приподнимать подбородок, чтобы машинка не задела нежную кожу малыша. Тренировка не вызовет раздражения, если родители не будут забывать про игровой момент.

Как научить ребенка обуваться

Снимать ботиночки дети начинают достаточно рано, так как это не требует усилий и дает возможность походить босиком. На первых порах ребенку проще справляться с обувью, сидя на полу, а не на табуретке.

Надевать с ребенком простые тапочки без застежек или на резинках можно начинать в возрасте около двух лет или даже раньше, если малыш сам тянется к этому занятию. Малыши часто пытаются померить мамины тапочки или папины ботинки и пройтись в них, этому первому опыту не надо препятствовать, но наблюдать, чтобы ребенок не упал.

Ближе к трем годам можно отпустить ребенка вместе с ботинками в свободное плавание, но предварительно нужно разделить этот трудный процесс на мелкие шаги и постепенно отработать каждый из них. Когда ребенок кряхтит с ботинком в руке, и у него что-то не получается, нельзя срываться и завершать действие, как бы этого не хотелось, достаточно мягко напоминать ему порядок действий.

«Возьми ботинок двумя руками. Носочек залезает «в норку», а язычок мешает. Поймай язычок, потяни за пяточку, закрепи липучку, теперь ножка под защитой».

Чтобы малыш не путал правую и левую ногу, в ботинки с внутренней стороны можно приклеить или нарисовать цветные кружочки с рожицами и объяснить, что друзья должны быть близко друг к другу.

Как усвоить правила надевания кофты и куртки

Когда перед родителями встает задача научить ребенка надевать куртку или кофту, они понимают, что это очень замысловатое действие, которое трудно донести до сына или дочери, – нужно набросить предмет одежды на плечо, завести руку назад, поймать другой край, найти рукав.

Некоторым детям помогает, если у кофты есть капюшон – тогда перед зеркалом можно набросить капюшон на голову, а потом справиться с рукавами уже легче.

Однако эта манипуляция тоже под силу не всем малышам, эффективнее работает другой фокус. Ему можно дать кодовое название «вверх тормашками», «вниз головой», «задом на перед» или «шиворот навыворот» (лучше выбрать то выражение, которое знакомо ребенку).

Суть в том, что надо положить кофточку на диван спинкой вниз, горловиной к ребенку; малыш просовывает руки в рукава (с этим действием он знаком), дотягивает кофту до груди, получается, что она надета задом наперед, да еще и вверх тормашками (Смешно!), после этого надо просунуть голову вниз под горловину, как в арку, и кофта оказывается на своем месте на плечах.


Малышу нравится фокус, он воспринимает это, как чудо, ведь все было шиворот навыворот, а стало правильно. Первый раз трюк могут показать папа и мама со словами «Абракадабра!»

Как научить надевать свитера и бадлоны

Для начала обучения нужно использовать вещи с максимально свободной горловиной, иначе ребенок может испугаться, когда его голова окажется в «тесном туннеле», и ее не получится сразу вытащить. Надо маленькими шагами двигаться от кофточки с большим вырезом к облегающему бадлону.

Горловину свитера или бадлона лучше всего проходить у зеркала, используя игру в «Ку-ку!»: захватить руками ребенка вещь с двух сторон, немного растянуть, посмотреть вглубь сквозь туннель горловины, просунуть голову сквозь отверстие, подтянуть горловину руками (на первых порах на этом этапе придется помочь) и полюбоваться на себя в зеркало: «Ку-ку! А кто это у нас тут такой красивый и веселый»?

Ребенок может потренироваться натягивать маленькие кофточки на кукол или свитер, из которого он вырос, на большого плюшевого мишку, это добавит позитиву. Аналогично у зеркала проходит тренировка с шапочками, начать лучше с шапки-шлема.

Как освоить кнопки и пуговицы

Застегивание кнопок, а особенно, пуговиц, – это одно из самых трудных умений при обучении одеваться. На самостоятельном выполнении этих действий не стоит настаивать до четырех лет. Вначале можно разложить кофту и посмотреть, что все кнопки идут парами, и друзей надо соединить: потренироваться руками ребенка совмещать две детали и нажимать до щелчка, показывая силу мускулов. Лучше подбирать одежду с крупными кнопками, которые легко защелкиваются.

Застегивание пуговиц требует длительной тренировки и терпения, поможет одежда с яркими крупными пуговицами, отверстия можно даже специально увеличить. Надо показать ребенку, как захватить пуговицу одной рукой и одновременно ткань вокруг дырочки другой, затем помочь ребенку протолкнуть пуговицу сквозь окошечко.

Можно добавить одежду с пуговицами в кукольный гардероб или помогать застегивать пуговицы папе, брату или сестре. Также поможет использование игрушек-тренажеров с различными пуговицами, кнопками, крючками – мама может сделать такую игрушку за пару часов из фетра и подручных материалов вместе с ребенком – например, для мальчика машинку с пристегивающимися колесами, а для девочки – куколку с одеждой на кнопочках и пуговках.

Надеемся, что эти советы помогут решить задачу: как научить ребенка одеваться. Если у вас растет малыш, то вам будут интересно получить профессиональные советы на тему: что делать, если и как бороться с .

Когда ребенок еще только начинает сам перемещаться по квартире, ему могут попадаться различные вещи, которые вызовут его интерес. Пускай он перебирает эти вещи, когда захочет, и пробует примерить .

Одевая малыша, приговаривайте: «Давай одну ручку в рукавчик, другую ручку».

Скоро ребенок станет протягивать вам ручки и ножки в ответ на вашу просьбу.

Вообще, хорошая привычка – озвучивать все свои действия, ребенок быстрее научится понимать вас.

Следующим этапом, примерно к полутора годам , малыш может пробовать снимать носочки, или натянуть штанишки, вставая с горшка.

Не спешите делать что-то за ребенка, если он способен на это сам, пусть и не все получится идеально. Вместе радуйтесь любому успеху.

Двухгодовалый ребенок уже обязательно должен пытаться сам надевать трусики, штанишки, носочки. Постарайтесь, чтобы его одежда была достаточно удобной и просторной для самостоятельного одевания.

Конечно, малышу гораздо легче справиться со штанами более свободного кроя, чем с узкими колготами.

Если малышу пока трудновато, важно правильно организовать свою помощь , надевать штаны или трусы только до середины, поощряя ребенка завершить одевание самому.

Вы можете помочь, если будете только задавать направление при надевании штанов, а не делать все за ребенка.

Более сложным является надевание футболок и свитеров. Следите, чтобы горловина была достаточно широкой. Вообще, в этот период лучше использовать одежду на размер больше, избегать облегающих нарядов, которые трудно надеть.

Если ребенок будет застревать в одежде, это будет раздражать и злить его, а в итоге интерес к процессу просто пропадет.

Вся одежда должна быть максимально удобной и привлекательной. Малютка не захочет надевать «кусачий» свитер, и это не будет пустой прихотью.

Кожа детей гораздо более чувствительная, все вещи должны быть мягкими на ощупь. А что-то из вещей может просто не нравиться ребенку эстетически, это тоже надо учитывать.


К трехлетнему возрасту ребенок, как правило, способен одеться сам от трусов до верхней уличной одежды, если в ней нет сложных застежек.

Возможно, что-то будет надето задом наперед, обувь будет перепутана, а вам придется самим застегивать пуговицы или молнию.

Очень важно в это время сохранять доброжелательный настрой. Постоянные замечания и упреки подавят инициативу вашего малыша.

Если вы боитесь опоздать из-за того, что ребенок медленно одевается, начинайте сборы на полчаса раньше . Но всегда внимательно следите за процессам.

Если вы видите, что ребенок действительно не справляется, предложите свою помощь . Если он начнет злиться, то потом не захочет учиться вовсе.

Не смейтесь над ребенком и не раздражайтесь , засуньте свой перфекционизм подальше на какое-то время. Это все большие достижения для ребенка, гордитесь им.

Простые приемы

Основная технология обучения заключается в следующем. Рассмотрите все детали гардероба вместе с ребенком .

Где у носка пяточка, где швы на колготках, где лицевая сторона, где изнанка, где перед и спинка.

Объясните, как положить перед собой вещь, чтобы правильно ее надеть.

Взрослые люди одеваются автоматически, не задумываясь, в какой последовательности все делать. Теперь вам надо обратить на это внимание и постараться придумать самые простые способы одевания для вашего ребенка .

Что сначала продевать в свитер: руки или голову? Почему горловину надо надевать через макушку, а не лицо? Как определить переднюю и заднюю стороны одежки? Штаны начинают надевать сидя, а встают, когда из штанин показались ступни.

Перехитрить ребенка и избежать капризов

Иногда бывает так, что благоприятный период для обучения упущен. Ребенок капризничает и не желает ничего делать сам. Что же предпринять?

Превратите одевание в увлекательную игру :

  • так, штанины могут стать туннелями для ножек-паровозиков;
  • устройте соревнование на скорость, кто быстрее оденется, получит приз! Разумеется, дайте выиграть ребенку;
  • притворитесь, что забыли, как правильно одеваться. Надевайте колготки на голову, а носки на уши;
  • пускай ручки и ножки говорят кукольными голосами: «Я замерз, где мой домик?» или «Я боюсь, спрячьте меня!»;
  • создайте положительную мотивацию, ребенок мигом оденется.

Обучая ребенка новому навыку, сразу приучайте к порядку .

Вещи должны быть вывернуты на лицевую сторону и разложены в доступном месте уже готовые к надеванию.

Очень удобно: то, что снято последним, будет лежать сверху, чтобы надеть это в первую очередь.

Кстати, проще запомнить последовательность одевания, если развесить на стене яркие картинки с одеждой в нужном порядке.

Вместо заключения

Итак, подведем итоги:

  • используйте для обучения период «Я сам» в 2-3 года;
  • обучайте, играя;
  • покупайте удобную просторную одежду без сложных застежек, отдавайте предпочтение липучкам;
  • выбирайте ту одежду, которая нравится ребенку;
  • не смейтесь над ребенком и его ошибками;
  • начинайте сборы заранее, чтобы не бояться опоздать и не раздражаться;
  • не делайте за ребенка то, что он может сделать сам;
  • помогайте тогда, когда это действительно необходимо.

Всегда радуйтесь вместе с ребенком и относитесь к нему уважительно . Сейчас самое золотое время ваших отношений.

Возможно, такой близости и безусловной любви у вас больше никогда не будет. Цените каждый миг.

Самостоятельность и ответственность являются важными показателями развития ребенка. Однако эти качества не возникают у человека сами собой, а формируются в детском возрасте одновременно с навыками самообслуживания. Один из ключевых навыков, который помогает ребенку становиться самостоятельным - умение одеваться. Как его развить в малыше, расскажет «Я Родитель».

Нам в редакцию написала Анна - мать-одиночка, воспитывающая пятилетнего сына. Она успешная женщина, преуспевающий руководитель. Её жизнь рассчитана по минутам. Но есть одно время суток, которое ежедневно вызывает у неё стресс - утро. Анна постоянно опаздывает на работу, приходит взволнованная и «накрученная». Причина этого в том, что ее сын Артем очень долго собирается в детский сад. Потеря драгоценного времени сопровождается у Анны нервным напряжением, а ведь этой проблемы могло бы не быть, если бы ребенок в этом возрасте умел самостоятельно одеваться.

Почему нужно учить ребенка самостоятельно одеваться?

Ребенок всегда будет казаться родителям маленьким и неумелым. Стремясь оградить детей от трудностей, родители часто усложняют им дальнейшую жизнь. Отсутствие у ребенка таких простых навыков самообслуживания, как одевание, может в дальнейшем привести к негативным последствиям.

Во-первых, постоянно обслуживая ребенка, мы лишаем его способности ухаживать за собой без помощи взрослых.

Результатом отсутствия навыков самообслуживания может стать неряшливость и неопрятность. Внешний вид нужно не только создать, но поддерживать в течение дня.

Неумение это делать приведет к привычке быть неопрятным, отсутствию контроля над своим внешним видом, а несамостоятельный неряшливый ребенок часто становится предметом насмешек сверстников, что больно ранит неокрепшую психику.

Во-вторых, так как навыки самообслуживания относятся к трудовому воспитанию, игнорирование родителями этого направления развития ребенка приведет к формированию у него негативного отношения к труду, к лени.

В-третьих, одевание относится к повседневным навыкам, а их отсутствие может вызвать конфликт родителей и ребенка. Ежедневные конфликты портят характер, формируют у ребенка капризность, эгоцентризм, упрямство. К сожалению, эти черты не исчезнут в последствие сами по себе, с ними нужно будет бороться специальными методами, но лучше предотвратить их развитие в дошкольном возрасте.

В-четвертых, неспособность к самостоятельным действиям будет требовать постороннего вмешательства. Ребенок привыкает к тому, что кто-то (взрослый) должен помочь ему в манипуляциях с одеждой и обувью. Сочетание слов «должен помочь» говорит о формировании негативных качеств личности - неуважение к окружающим, потребительское отношение к жизни. Естественно, что все эти негативные проявления не возникнут в одночасье. Но «посеешь привычку - пожнешь характер», - говорили наши мудрые предки, и были, безусловно, правы. Именно с таких мелочей как нежелание самостоятельно одеваться, начинает формироваться потребительское отношение к окружающим близким. Сначала взрослый должен одеть ребенка, а потом его обязанности в глазах ребенка будут очень быстро расширяться.

Умение самостоятельно одеваться приводят к возможности контроля над своим внешним видов, приучает к опрятности, воспитывает эстетический вкус и уважение к труду и старшим.

С какого возраста нужно приучать детей к самостоятельному одеванию?

Ответ на этот вопрос можно найти в стандартах образования (ФГОС). На основании этого документа разрабатываются программы дошкольного образования, которые четко определяют, чему и как нужно учить ребенка. К сожалению, родители часто обращают внимание только на образовательный компонент, считая его основой интеллектуального развития ребенка и упуская из вида тот факт, что ребенок должен и гармонично.

Мы проанализировали для вас Программу дошкольного образования «От рождения до школы» и выбрали навыки по самостоятельному одеванию детей.

Возраст ребенка Навыки самостоятельного одевания
данном возрасте ребенок должен уметь)
Наличие помощи взрослых
2 года Снимать и одевать в определенном порядке:
шапку;
обувь, расстегнутую взрослым;
колготки;
шорты (юбку, брюки) на резинке.
С помощью взрослых
3 года Одеваться и раздеваться в определенном порядке, включая расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек.
Аккуратно складывать и вешать на стульчик свою одежду.
Обращать внимание на свой внешний вид в течение дня: поправлять одежду.
С небольшой помощью взрослых
4 года Одеваться и раздеваться в определенной последовательности самостоятельно.
Аккуратно складывать и вешать одежду.
Уметь замечать неопрятность в одежде и устранять её.
Помощь только в завязывании шнурков.
5 лет Одеваться и раздеваться самостоятельно, включая манипуляции со шнурками.
Уметь ухаживать за одеждой при помощи взрослых.
Поддерживать порядок в шкафчике и на своих полках дома.
Без помощи взрослых, по небольшой словесной инструкции.
6 лет Быстро и самостоятельно одеваться и раздеваться.
Поддерживать порядок в шкафу, следить за внешним видом.
Без помощи взрослых.

Эта информация поможет родителям определить уровень сформированности навыков самообслуживания у своих детей.

Почему дети не умеют одеваться самостоятельно?

Сразу нужно сказать, что только взрослые виноваты в том, что дети не умеют самостоятельно одеваться. Правда, у самих взрослых на это есть целый ряд оправданий:

  • спешка: «мы не можем позволить себе размеренное обучение навыкам одевания по утрам, так как очень спешим»;
  • стремление к совершенству: многие родители считают, что они оденут ребенка быстрее и качественнее;
  • сохранение нормальных отношений: самостоятельное одевание часто приводят к капризам и истерикам, которые легче не допускать вовсе, чем остановить.

Психологи не принимают подобных оправданий, называя их одним словом – .

Родители, чьи дети не умеют одеваться, как правило, не утруждают себя:

  • ранними подъемами и четким соблюдением режима, поэтому возникает спешка по утрам;
  • занятиями с детьми по обучению их манипуляциям с пуговицами, шнурками, молниями, липучками, объяснению особенностей надевания различных видов одежды;
  • совместной с ребенком деятельности по уходу за одеждой.

Итак, стало ясно, кто виноват, теперь нужно разобраться в том, что делать.

  1. Начинайте учить ребенка самостоятельно одеваться с раннего возраста.
  2. Поощряйте инициативу ребенка, хвалите за каждое проявление самостоятельности.
  3. Наберитесь терпения, не мешайте ребенку, выдержите темп одевания, не подгоняя его. При необходимости скорректируйте режим дня так, чтобы начинать утренние сборы заранее.
  4. Учите ребенка правильным действиям с одеждой.
  5. При нежелании самостоятельного одевания подтолкните ребенка совместной деятельностью - начните действие и предложите закончить самостоятельно.
  6. Не приобретайте для ребенка одежду со сложной конструкцией (молнии, шнурки, косые швы и т.д.). Покупайте малышу удобную и понятную одежду. Лучше всего, если она будет иметь подсказки (аппликации впереди, разноцветные пуговицы и застежки).
  7. Показывайте пример в одевании. Одевайтесь одновременно: вместе надели колготки, костюм, теплые вещи и т.д.
  8. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями, шнурками, которые помогут освоить манипуляции с этими предметами. Полезно иметь дидактических кукол с вариантами одежды на разные сезоны. Это поможет детям усвоить порядок одевания.
  9. Подсказывайте ребенку особенности и порядок одевания.
  10. Придерживайтесь принципа единства требований. Дети должны одеваться самостоятельно везде и всегда независимо от времени суток и местонахождения (дома, детский сад, гости).
  11. Указывайте на неопрятность в одежде и поощряйте попытки контроля над собственным внешним видом.
  12. Не провоцируйте негативное отношение к одежде. Не наказывайте и не ругайте ребенка за отсутствие навыков, а при необходимости, помогите ему.
  13. Поощряйте проявление вкуса в одежде.

То, каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться - это не только навык самообслуживания, но и важный шаг в будущее.

Светлана Садова