Комнатные растения        15.08.2019   

Сущность моделирования как метод педагогического взаимодействия в детском саду. Консультация для воспитателей «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ

Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории Я.А.Коменского. Моделирование наглядно - действенное, основано на практических действиях и в его основе лежит принцип замещения, что значит замещение реальных предметов в деятельности детей другими предметами, изображениями и знаками. Этот метод является действием, направленом к созданию и оперированию моделями. Можно сказать, что моделирование выполнило свою познавательную функцию только когда раскрывает сущность заменяевого содержания, обективизируя его в разных видах моделей.

Моделирование напрямую связано с моделью и представляет собой систему, обеспечивающую знания о другой подобной. Познавательные переобразования совершаются на объекте - модели, но результаты соотносятся к реальному объекту. Идеализированный объект тоже вид моделирования, но воображаемого конструированного предмета, не имеющего аналога в действительности. Моделирование это логическая операция, при помощи которой делается обследование данного объекта и характеристик, недоступных для восприятия. В основном, модели бывают: предметные, предметно схематические и графические.

Понятием „модели" подразумеваются разные вещи: определенную конструкцию, воспороизведение объекта с определенной целью, идеальный образец. Не каждый объект модель, но может стать моделью, если у него есть резепрентативность, знания об объекте, правдивость знания и действия для овладения им. Чтобы выполнить эти свойства моделирующий и моделированный объект должны быть в зависимости подобия. Воспроизводство не полностью, а объект представлен в форме для анализа. Он может быть идеальным или материальным в естественной или в искусственной форме. Содержание объекта определяется тем, что получили в процессе моделирования. В нем могут быть представлены вещи, свойства или отношения структурного, функционального или генетического типа. У моделей есть: наглядность, абстрактность и фантазия, гипотетичность и подобие. Имея ввиду свойства объекта, которого воспроизводят, модели могут быть: субстратные, структурные и функциональные. Они еще бывают: познавательные и непознавательные /учебные/. Имеют креативную, репрезентативную и евристическую функцию. Обеспечивая проникновения в обект и воспоизведения его свойств и отношений, модель воплощает цель и является инструментом для ее достижения. Моделирование предполагает предварительные знания об объекте, переношение знаний от модели к объекту, практическую проверку полученных знаний. Моделирование всегда имеет предварительно фиксированную цель и является не просто формой материализации предварительно открытого в сознании отношения, а действие его конструирования, что придает ему евристический характер. Познавательные модели обеспечивают получение нового знания, а учебные - для овладения этим знанием.

В.В.Давидов и А.У.Ваданяк выделяют следующие особенности моделирования для овладения знаниями:

  • знаковость, наглядность и искусственность
  • единство знаковости и образности
  • оперативность - дает организацию познавательных действий и их осмысленность
  • евристичность

По мнению В.В.Давыдова, евристичность моделей выражается в возможности открыть сущность.

Моделирование это познавательный акт, обеспечивающий оперирование заместителями объектов. Развитие познавательной деятельности в раннем онтогенезе непосредствено связано с развитием моделирования, как форма его опосредствования. В игре ребенок моделирует взаимоотношения с взрослыми, в рисовании и в конструктивной деятельности создает наглядные схематические модели. Моделирование лежит в основе обвладения символикой языка. В процессе моделирования окружающей среды ребенок не только создает наглядные модели, но и предлагает замену адекватными символами. На этом Выготский обосновал свою гипотезу, что детский символизм не просто построение индивидуальных символов, а и усвоение общественно выработанных знаков, как овладение елементарными математическими представлениями, елементами живой природы, добиться грамотности, овладеть пространством. Тиха Делчева определяет моделирование как систему действия по построению, переобразованию, использованию видимо воспринимаемых моделей. Л.М.Фридман говорит, что модель определяется обычно как некий объект, систему, исследование которых служит как средство для использования знаний о другом объекте. В.В.Давидов обращает внимание на одну очень важную характеристику модели „она динамическая и визуализирует содержание объекта. С помощью моделирования можно осуществить определенное действие." В.А.Шоффт подчеркивает, что модель не только заместитель объектов, а и „его елементы отделены и закреплены и есть связи между ними, осуществленные и необходимые связи между ними, которые образуют определенную структуру". Универсальный характер моделирования определяется его спецификой, которая позволяет ребенку усваивать обобщенные знания о связи и закономерностях между явлениями в действительности. Основные характеристики, которые утверждают его как универсальный метод это:

  • наглядное моделирование, которое является специфической формой опосредственной мысловной деятельности ребенка
  • овладение моделирования стоит в основе общих интелектуальных способностей, которые необходимы для решения определенного круга вопросов
  • источник формирования умений для наглядного моделирования это моделирующий характер детской деятельности
  • при формировании умений для наглядного моделирования овладевается действием „замещение"

Использование модели объектов, процессов и явлений, бывающих в природе позволяет глубже осмыслить и гарантировать точность детских знаний. Замещение одного предмета другим в деятельности ребенка или в его воображении делает его целесообразным мотодом формирования природо поведенческих знаний. Как метод моделирование предполагает определенную степень в развитии общих умственных способностей, как и умение детей анализировать, синтезировать, абстрахировать, обобщать и открывать связи и зависимости между явлениями, происходящих в природе и причины, которые их пораждают. Для познания ребенком окружающей среды самые подходящие три типа моделей, описанных в педагогической литературе:

  • предметные модели, которые должны быть аналогичными объектам. Все они орудия труда, при помощи которых мы можем онаглядить педагогический процесс.
  • предметно - схематичные модели, используемые широко в практике, так как с их помощью точнее моделируется объект, явление или процесс, при помощи рисования можем онагледить
  • графические модели, которые обобщенно пересоздают характерные свойства и шрам предметов. Они очень подходящие для отражения изменений, наступающих в процессах во время проведения элементарных опытов с участием детей. Например, природные календари.

Благодаря моделированию, как педагогическое взаимодействие, дети открывают причины, зависимости, связи и изменения в природе.

Может быть, главная причина для создания этого метода практическая и выражается в том, что в детских садах нет возможности, нет базы показывать детям все полезное и интересное. Моделирование помагает оформить в детских представлениях правила поведения экологического воспитания, взаимосвязи и последовательности в мире и в природе. Детское сознание чистое, градивное. На него можем оказать всякое воздействие, но главная цель педагога состоит в том, чтобы это воздействие помогало в развитии ребенка и в правильных представлениях о мире. Очень важна основа, которую будущее поколение получит и, в основном, эту основу можно укрепить в дошкольном возрасте. Моделирование основной метод для получения обощенной картины представлений о мире в сознании ребенка. Значение моделирования для формирования умений, навыков и эстетических критериев у детей очень большое. Моделирование это деятельность, при выполнении которой ребенок открыватель и творец. В нем спрятано научность, искусство, мастерство, как и во всем, связанном с обучением и воспитанием детей в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Специалисты по моделированию выделили 3 этапа:

1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

2. Составление модели педагога совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

Осуществить это помогает метод моделирования .

Можно использовать различные виды моделирования :

Предметные;

Схематические;

Цветовые;

Графические.

Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня обученности, учёта сложности материала.

В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма су­щественны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобще­ния, приближаются к понятиям. Необходимо учитывать, что использование моделей воз­можно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Знакомство детей младшего дошкольного возраста со схемами-моделями – это подготовительный этап к обучению с помощью этих схем-моделей. Так же оно является и подготовительным этапом использования их в работе с мнемотехникой в более старшем возрасте. Знакомство с моделями развивает у детей память, мышление, внимание, воображение – все то, без чего невозможно формирование личности ребенка.

В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает. Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо…, солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Ребенок начинает пользоваться знаково-символическими средствами, еще не осознавая их.

1 этап – становление замещения;

2 этап - моделирование.

Мы знаем, что в основе моделирования лежит принцип замещения, то есть реальный предмет может быть замещен другим знаком, предметом, изображением. Способность к замещению является основной особенностью человеческого ума.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых , ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых , использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих , применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а в последующем принимать участие в их создании.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

В работе с детьми более старшего дошкольного возраста широко используются модели, схемы – модели, коллажи. И практически такая работа не проводится с детьми младшего дошкольного возраста. Срабатывает принцип наглядности, который предполагает демонстрацию ярких, образных, реалистических изображений предметов.

Когда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их, можно переходить и к знакомству с моделями. Тем более что развитие и обучение ребенка не стоит на месте, а продвигается вперед.

Можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип: сохранения формы .

Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип

Этот тип модели используется при начальном знакомстве с моделью.

Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя.

1. Игра - «Что это?» Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом. Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.

2. Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото»

Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов. Ребенок должен подобрать модель к реально изображенному предмету.

3. Следующий этап - игра: «Угадай»

Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.

4. «На что похоже?»

На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.

5. Еще один способ знакомство детей с моделями.

Эту игру сделать очень просто: вырезается или рисуется картинка, но не вся, а отдельная ее часть.

Например, только кабина машины. К этому изображению дорисовывается схематично недостающая часть. В данном случае – кузов и колеса. Аналогично можно изобразить животных – кошка, собака, медведь, заяц, петух и т.д. Когда дети непосредственно будут работать с моделями, им легче будет ее узнавать.

6. Теперь можно перейти к рассказыванию сказок.

Вначале – с картинками. Затем, с использованием схем-моделей. Педагог рассказывает сказку, например «Колобок», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе моделей, вместо иллюстративных картинок. Аналогично проводится рассказывание других сказок, например, «Теремок».

Перед рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о которых мы говорили в начале: «Что это?», «Лото».

7. Игры со схемами-моделями можно перенести и в сюжетно-ролевую игру: «У куклы Кати день рождение». Дети помогают накрыть стол для именинницы, используя не настоящие предметы, а карточки – схемы.

Этот тип модели можно использовать на занятиях по математике.

Так, ознакомление детей с понятием «много» и «один». Вначале знакомство берем демонстрационный материал, представляющий изображение реальных предметов. Например, «одна» курочка и «много» цыплят. Детей учим определять, где один предмет, а где много. Затем, для дальнейшего закрепления материала, заменяем изображение реальных предметов на модели, представляющие собой геометрические фигуры – круги. Воспитатель предлагает детям подойти к фланелеграфу, показывает белый кружок и говорит: «Курочка будет у нас белого цвета». Демонстрируя желтый кружок, поясняет: «Желтого цвета будут цыплята». Воспитатель крепит белый кружок на фланелеграф, еще раз напоминает, что «курочка» будет такого белого цвета, и помещает следом за белым кружочком желтый, говоря, что такого цвета «цыплята». Затем детям предлагает найти в коробке еще одного «цыпленка» и поместить его следом за мамой-«курочкой». И так до тех пор, пока все цыплята будут размещены «гуськом» позади «курочки». Затем воспитатель обращает внимание на количество: сколько «курочек»? (одна). А сколько «цыплят» - (много). В ходе такого занятия, преследуется еще одна цель – мы обращает внимание детей на то, что цвет является признаком различных предметов и может служить для их обозначения. Такой же прием можно использовать с другим демонстрационным материалом, заменяя реальное изображение различными геометрическими фигурами.

мнемотаблицы, мнемодорожки.

Начиная с младшей группы, широко применяют мнемотаблицы, мнемодорожки. Но их можно использовать уже и в раннем возрасте.

Так, например, разучивание потешек: «Как у нашего кота», «Улитка, улитка».

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

1. Для младшего дошкольника характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему;

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.

В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Специалисты по моделированию выделили 3 этапа:

  1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
  2. Составление модели педагога совместно с детьми.
  3. Самостоятельное составление моделей.

Осуществить это помогает метод моделирования . Можно использовать различные виды моделирования :

  • предметные;
  • схематические;
  • цветовые;
  • графические.

Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня обученности, учёта сложности материала.

В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Знакомство детей младшего дошкольного возраста со схемами-моделями – это подготовительный этап к обучению с помощью этих схем-моделей. Так же оно является и подготовительным этапом использования их в работе с мнемотехникой в более старшем возрасте. Знакомство с моделями развивает у детей память, мышление, внимание, воображение – все то, без чего невозможно формирование личности ребенка.

В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает. Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо…, солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Развитие знаково – символической деятельности дошкольников включает в себя несколько этапов:

Нулевой период - «Повторение без повторения». Ребенок начинает пользоваться знаково-символическими средствами, еще не осознавая их.

1 этап – становление замещения;

2 этап - моделирование.

Мы знаем, что в основе моделирования лежит принцип замещения, то есть реальный предмет может быть замещен другим знаком, предметом, изображением. Способность к замещению является основной особенностью человеческого ума.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых , ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых , использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих , применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а в последующем принимать участие в их создании.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

В работе с детьми более старшего дошкольного возраста широко используются модели, схемы – модели, коллажи. И практически такая работа не проводится с детьми младшего дошкольного возраста. Срабатывает принцип наглядности, который предполагает демонстрацию ярких, образных, реалистических изображений предметов.

Хотя ознакомление с моделями и обучение детей с помощью моделей можно начинать уже с младшего возраста. Когда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их, можно переходить и к знакомству с моделями. Тем более что развитие и обучение ребенка не стоит на месте, а продвигается вперед.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип: сохранения формы .

Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.

  1. Замена реального предмета схематическим изображением.

Этот тип модели используется при начальном знакомстве с моделью.

Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя.

  1. Игра - «Что это?» Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом. Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.
  1. Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото»

Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов. Ребенок должен подобрать модель к реально изображенному предмету.

  1. Следующий этап - игра: «Угадай»

Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.

  1. «На что похоже?»

На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.

  1. Еще один способ знакомство детей с моделями.

Эту игру сделать очень просто: вырезается или рисуется картинка, но не вся, а отдельная ее часть.

Например, только кабина машины. К этому изображению дорисовывается схематично недостающая часть. В данном случае – кузов и колеса. Аналогично можно изобразить животных – кошка, собака, медведь, заяц, петух и т.д. Когда дети непосредственно будут работать с моделями, им легче будет ее узнавать.

  1. Теперь можно перейти к рассказыванию сказок.

Вначале – с картинками. Затем, с использованием схем-моделей. Педагог рассказывает сказку, например «Колобок», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе моделей, вместо иллюстративных картинок. Аналогично проводится рассказывание других сказок, например, «Теремок».

Перед рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о которых мы говорили в начале: «Что это?», «Лото».

  1. Игры со схемами-моделями можно перенести и в сюжетно-ролевую игру: «У куклы Кати день рождение». Дети помогают накрыть стол для именинницы, используя не настоящие предметы, а карточки – схемы.

2. Замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой.

Этот тип модели можно использовать на занятиях по математике.

Так, ознакомление детей с понятием «много» и «один». Вначале знакомство берем демонстрационный материал, представляющий изображение реальных предметов. Например, «одна» курочка и «много» цыплят. Детей учим определять, где один предмет, а где много. Затем, для дальнейшего закрепления материала, заменяем изображение реальных предметов на модели, представляющие собой геометрические фигуры – круги. Воспитатель предлагает детям подойти к фланелеграфу, показывает белый кружок и говорит: «Курочка будет у нас белого цвета». Демонстрируя желтый кружок, поясняет: «Желтого цвета будут цыплята». Воспитатель крепит белый кружок на фланелеграф, еще раз напоминает, что «курочка» будет такого белого цвета, и помещает следом за белым кружочком желтый, говоря, что такого цвета «цыплята». Затем детям предлагает найти в коробке еще одного «цыпленка» и поместить его следом за мамой-«курочкой». И так до тех пор, пока все цыплята будут размещены «гуськом» позади «курочки». Затем воспитатель обращает внимание на количество: сколько «курочек»? (одна). А сколько «цыплят» - (много). В ходе такого занятия, преследуется еще одна цель – мы обращает внимание детей на то, что цвет является признаком различных предметов и может служить для их обозначения. Такой же прием можно использовать с другим демонстрационным материалом, заменяя реальное изображение различными геометрическими фигурами.

3. С детьми раннего дошкольного возраста можно использовать

мнемотаблицы, мнемодорожки.

Начиная с младшей группы, широко применяют мнемотаблицы, мнемодорожки. Но их можно использовать уже и в раннем возрасте.

Так, например, разучивание потешек: «Как у нашего кота», «Улитка, улитка».

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

1. Для младшего дошкольника характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему;

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов.


Наталья Сафонова
Использование метода моделирования в ДОУ

Метод моделирования - достаточно распространенный способ познания оригинального объекта (предмета) посредством разработки его модели и её анализа .

Внедрение в практику моделирующего метода предполагает , что представленная воспитателем информация будет осмысленна детьми самостоятельно. Ведь фундаментом моделирования является создание и оперирование моделями . Раскрывая содержание заменяемого объекта, метод моделирования осуществляет познавательную функцию. Дети познают предмет через его признаки. Познавательные преобразования выполняются непосредственно на объекте, которым выступает модель . Моделью может выступать конструкция или идеальный образец. Но далеко не все предметы можно использовать в качестве модели . Необходимо соблюдать условие, при котором объекты - моделирующий и моделируемый- были взаимоподобны .

Зависимость подобия, естественно, не должна и не может выделяться по всем признакам, которыми обладает моделируемый объект . Важнейшее условие при использовании моделирующего метода- это обладание моделирующим предметом теми свойствами моделируемого , знакомство с которыми осуществляется на конкретном задании.

Использование метода моделирования на практике предполагает использование различных видов моделей :

1) Графическую;

2) Предметную;

3) Предметно- схематическую.

Графическая модель характеризуется познанием предмета или явления посредством использования графика или схемы . Например, воспитатель использует календарную форму при изучении светового дня и его продолжительности. Графическая модель передает отдельные , характерные для явлений или предметов , характеристики, взаимосвязь этих свойств и их отношение.

Предметная модель несет в себе конструктивную и пропорциональную основу составляющих предмет частей. Такая модель аналогична изучаемому объекту. Предметная модель при формировании элементов математических представлений выступает инструментом в педагогическом процессе. Использование таких моделей воспитывает у дошкольников внимание, что особенно актуально в математической работе.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста можно применять и более сложные модели - предметно- схематические, которые позволяют более тонко представить особенности объекта, нежели это делают предменые модели . В основе таких моделей лежит замена признака предмета предметами- заменителями. В качестве заменителей выступают, макеты, графические знаки. В настоящее время использование указанного вида моделей достаточно распространено. Например, широко применяются модели величины - больше- меньше, численность группы -мало- много.

В тоже время, использование на практике моделей предметно-схематического характера, подразумевает использование определенной иерархии этапов :

1)На первом этапе воспитатель дает детям возможность отработать новый материал по старой, уже усвоенной детьми, схеме.

2) Воспитатель позволяет детям самостоятельно (или используя наводку ) выделить определенные признаки, сравнивая предмет/ явление с другими предметами/явлениями.

3)На третьем этапе необходимо увеличить предметы или объекты не менее, чем до трех.

4)Группа отбирает и моделирует значимые признаки объектов, например, геометрические фигуры.

5) На пятом этапе воспитатель наталкивает дошкольников на создание модели элементарных свойств объектов (круг или треугольник) .

Не зависимо от вида используемых моделей , необходимо верно организовывать процесс моделирования . Так, процесс моделирования включает в себя следующие составляющие :

1)Субъект-дошкольники;

2) Объект-исследуемый предмет или объект;

3)Модель , отражающую взаимоотношение субъекта и объекта.

Кроме того, классификация моделей осуществляется и в соответствии с временным фактором.

В этой группе выделяют следующие виды моделей : 1) статистический вид;

2) динамический вид.

Статистические модели наиболее распространены у детей дошкольного возраста. Данные модели предоставляют сведения по объекту в определенный временной момент

(знакомство детей с частями суток- утро или день) .

Динамические же модели основаны на процессе изменения объекта (его свойств и признаков) во времени (знакомство детей с сутками) .

По признаку назначения выделены модели :

1)игровая,

2)учебная,

3)опытная.

Игровая, она же ролевая, модель используется в процессе определения сценария поведения объекта в определенный временной промежуток при определенных условиях. Учебные модели в ДОУ используются достаточно редко и предполагают глубокое изучение признаков одного объекта. Опытные модели по сути представляют собой уменьшенную или увеличенную копию моделируемого объекта . Зачастую воспитатель использует данный вид модели при демонстрации прогноза будущих свойств предмета.

Стоит отметить, что использование моделей любого вида стимулирует познавательную деятельность и активность ребенка. Кроме того, ребенок- дошкольник обладает способностью самостоятельно вводить отдельные модели благодаря наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению.

Абсолютно любое понятие из области математики воспитатель преподносит детям, как модель , существующую в реальной действительности, в тоже время, модель рассматривается , как средство дидактики.

Рассмотрев множество видов моделей , можно сделать вывод о том, что модели играют и множество ролей. Выделим из них базисные : 1)Воспроизведение внешних связей, незамечаемых дошкольниками;

2) Воспроизведение, наоборот, искомых, но скрытых связей, содержание которых не воспринимается ребенком в должной мере. Модель помогает выразить содержание новых, неизвестных для детей математических понятий через их образ. Включение резерва образного мышления облегчает усвоение дошкольниками материала, помогает разгрузить память, так как образ по своей природе- компактное представление.

Кроме того, как показывают результаты последних психологических исследований, у детей, часто работающих с моделями , развитие психических процессов - внимания, мышления, памяти- протекает быстрее. На практике воспитатель использует сочитание разных видов моделей . Этот способ оптимизирует процесс овладения знаниями и позволяет : 1)Поэтапно усложнять систему работы по формированию знаний в области математике; 2) Повышать интерес дошкольников к получению знаний, а также обучать их наблюдению за предметами/ явлениями; 3) Использовать в жизнедеятельности детей модели , изученные на занятии; 4) Повышать уровень мышления посредством познания содержания объектов; 5) Накапливать непосредственный опыт работы с моделями .

Публикации по теме:

Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Статья воспитателя группы Рязановой С. В. «Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного.

Использование метода наглядного моделирования на этапах «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда «Использование метода наглядного моделирования на этапах: «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми.

Иcпользование в работе с одаренными детьми метода моделирования. По мнению учёных, около 5% детей, независимо от национальности, возраста, финансовой обеспеченности семьи, рождаются одарёнными. Одарённый.

Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления.

Использование метода проектов в ДОУ. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно.

Опыт работы «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшей группы дошкольного возраста» Цель работы: определить влияние использования метода моделирования в развитии умений структурирования связных высказываний дошкольниками.

Открытое занятие «Составление описательного рассказа по игрушке с использованием метода наглядного моделирования» «Составление описательно рассказа по игрушке «зайчик» с использованием метода наглядного моделирования» (младший возраст). Программное содержание:.

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе метода наглядного моделирования» Проект: долгосрочный Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников. Актуальность темы Связная речь занимает важное место.

Использование метода наглядного моделирования Соловьева Дарья Юрьевна Воспитатель, МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» г. Сорск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ.

Сущность метода моделирования и его связь с изобразительной деятельностью Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.

Библиотека изображений:

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников

Консультация для воспитателей ДОУ


Место работы: МКДОУ детский сад "Берёзка" п. Лиственичный
Цель: внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие связной речи дошкольников.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух формах: диалогической и монологической. Каждая форма имеет свои особенности:
- Монолог содержит более полную формулировку информации, высказывание более развернуто.
- В диалоге речь не нуждается в развертывании мысли, может быть неполной, сокращенной, фрагментарной.
(на экране проецируется слайд № 3)
В общении ребенка со сверстниками и взрослыми связная речь занимает особое место, отражая логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.
В дошкольном возрасте у детей при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов: нарушение логики, последовательности изложения, смысловые пропуски, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной.
Что же такое моделирование?
(на экране проецируется слайд №4)
«Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
«Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.
"Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.
В чем особенность и значение моделирования?
(на экране проецируется слайд №5)
Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.
Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания
А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.
Итак, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
(на экране проецируется слайд №6)
Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Сущность метода моделирования.
(на экране проецируется слайд №7)
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
(на экране проецируется слайд №8)
Предметные:
геометрические фигуры (на экран проецируется слайд № 9)
символические изображения предметов; (на экран проецируется слайд № 10)


опорные картинки; (на экран проецируется слайд №11)

Предметно-схематичные:
планы и условные обозначения, используемые в них; (на экран проецируются слайды № 12,13)



блок- рамка (на экран проецируется слайд №14)
Требования к модели:
- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- Облегчать познание.
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах
Этапы работы с моделью:
1. Использование готового символа или модели.
2. Составление модели педагога совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
(на экране проецируется слайд № 15)
- пересказ; (на экране проецируется слайд № 16)
- составление рассказов по картине; (на экране проецируется слайд №17)
- описательный рассказ; (на экране проецируется слайд №18)
- творческий рассказ. (на экране проецируется слайд №19)
Закономерности формирования моделирования у дошкольников:
- Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.
- Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.
- Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений.
- Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.
- Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.
- Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.

Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.
Так, Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Практическая часть.
Моделирование по сказке «Кот, петух и лиса».
1. Чтение сказки.
2. Беседа по сказке:
- Кто жил в домике?
- Что наказывал котик петушку, когда уходил в лес?
- Кто хотел утащить петушка?
- Какую песенку пела лисичка?
- Как петушок звал котика?
- Как котик спас петушка?
3. А теперь давайте поиграем в сказку. Посмотрите сколько у меня фигурок. (рассматривание и называние геометрических фигур) . Пусть квадрат будет избушкой в которой живут кот с петушком. Какая фигурка будет котиком? Почему котик – серый кружок? (Потому что котик такого же цвета – серый). Какая фигурка будет петушком? Почему петушок – это красный треугольник? (Потому что у петушка красный гребешок и красная бородка) . Кем же будет оранжевый треугольник? Почему лисичка – большой оранжевый треугольник? (Потому что лисичка рыжая и по размеру больше,чем петушок и котик).
4. Рассказывание сказки с использованием геометрических фигур
Жили в домике петушок и котик
(в квадрат помещаются круг, треугольник)
Ушел котик из домика на охоту.
(в квадрате остается треугольник, круг убирается)
А лиса тут как тут.
(рядом с квадратом выкладывается оранжевый треугольник)
Схватила лиса петушка и понесла.
(красный треугольник помещается на оранжевый)
Лиса несет петушка, а котик их догоняет.
(рядом с оранжевым треугольником выкладывается серый кружок)
Отнял котик петушка и принес домой.
(красный треугольник перемещаем на серый круг и выкладываем квадрат)
(дети по показу выполняют действия с геометрическими фигурами)
Игра с фигурками может продолжаться, пока сохраняется интерес.
5. Рассказывание сказки с опорой на рамки (слайд 14)

Если ученик в школе не научится
сам ничего творить, то в жизни он всегда будет
только подражать, копировать.

Начальная школа – это особая область образования. И, несомненно, здесь произошли изменения, которые превратили начальную школу в нечто новое по сравнению с тем, что было когда то.

Начальная школа дает огромные возможности для становления личности ребенка, которые сегодня, к сожалению, далеко не всегда реализуются. Ребенок приходит в школу с желанием учиться, с вполне развитой для его возраста речью и мышлением. Перед учителем стоит задача поддерживать и развивать стремление ребенка узнать новое. Но как это сделать, чтобы ученик мог играючи стать сам создателем нового, чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста развивали индивидуальные способности.

И мы обратились в первую очередь к развивающим играм, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием неслучайно. Они все исходят из общей идеи и обладают характерными способностями.

  1. Набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов и т.д.
  2. Задачи расположены в порядке возрастания сложности.
  3. Задачи имеют широкий диапазон трудности.
  4. Нельзя подсказывать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу.
  5. Развивающие игры позволяют детям составлять новые варианты, то есть заниматься творческой деятельностью.

Развивающие игры это «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Пифагор», «Пентамино» и другие. Эти игры:

  • во-первых, дают «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
  • во-вторых, всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  • в третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;
  • в-четвёртых, игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
  • в-пятых, незаметно для себя дети приобретают важное умение – размышлять и принимать решения.

Начиная с детского сада целесообразно предложить детям набор «Сложи узор» по методике Б.П. Никитина. Этот набор состоит из 16 одинаковых по размеру и форме деталей (показ). Каждая из четырех сторон куба имеет свой цвет: красный, белый, желтый, фиолетовый (синий). Две другие стороны-двух цветов по диагонали.

В начале детям лучше давать набор таких кубиков для самостоятельной деятельности, не ставя перед ними каких- либо задач. Дети начинают создавать машину, дом, мебель и т.д. Как правило, в начале, при создании конструкции дети не обращают внимания на разные цвета кубиков. После того, как они в течение нескольких дней освоят новый для них материал, воспитатель на следующих занятиях может дать задания: Например, предложить построить крепость, имеющую фасад белого цвета (или любого другого цвета).

Постепенно можно перейти к созданию разноцветных узоров по методике Б.П. Никитина. Создавая узоры, дети вынуждены многократно поворачивать куб, чтобы найти нужный цвет. Далее они начинают заменять практические повороты мысленными, что способствует развитию у них пространственного мышления, столь важного для творческого конструирования.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы. К 5-6 годам ребенок сам начинает создавать придумывать новые узоры.

На определенном этапе дети тренируются понимать и обозначать пространственные отношения с помощью слов и словосочетаний: направо, налево, через, за, под, над, вверх, вниз и т.д. Дети учатся создавать пространственный образ по словесному описанию, мысленно прослеживать и запоминать описываемую словами траекторию движения. Большинство заданий строятся на основе двумерного рисунка, поэтому ребенок учится переводить словесное описание трехмерного пространства в двумерный зрительный образ. Дети дошкольного возраста хорошо различают правую и левую стороны, верх, низ в реальном пространстве, но не всегда могут это сделать на листе бумаги. Поэтому обучение направлено на объяснение принятых условностей плоскостью изображения. К семи годам дети должны уже уметь осознанно выбирать точку зрения и с нее описывать пространство рисунка. Для тренировки этого умения включены графические диктанты. Далее формируются умения работать с координатной плоскостью, картой, шахматной доской. Дети знакомятся с общепринятыми условными обозначениями, используемыми при создании двумерных схем и учатся их читать.

Мы все любим играть в игру «Морской бой». Это игра захватывает всех, особенно мальчишек. Эту игру забыли; так как появились другие, компьютерные игры. В классе можно и нужно играть в эту игру, чтобы ребенок в ходе игры научился определять любую точку на местности, пользуясь методом построения координатной плоскости.

Игра «Сокровище пиратов» увлечет мальчишек и девчонок на необитаемый остров с целью найти клад пиратов. При работе с координатной плоскостью ученик неоднократно может менять расположение точек, размеры единичных отрезков, что требует от обучающихся высокого развития графических навыков и логического мышления и, следовательно, способствует его развитию. Это позволяет научить учащихся соединять точки плавной линией, сочетать манипулятивную, зрительную и мыслительную деятельность, а это, в свою очередь, создает благоприятные условия для обучения учащихся со слабой графической подготовкой.

Задачи с координатной плоскостью интересны и разнообразны. Для того, чтобы работу с координатной плоскостью сделать более веселой, повысить интерес, задаются такие координаты, что в результате получается какой-нибудь рисунок: животное, растение или предмет.

Ребенок должен уметь рисовать схему квартиры, школы, дом, где он живет, маршрут его движения в школу и другие аналогичные задания. Эти задания формируют целостное видение пространства объектов, умение абстрагироваться от конкретных ситуативных деталей. Очень важно при этом обратить внимание на правильное соотношение различных частей схематического образа между собой, их ориентировку относительно друг друга.

С третьего класса дети начинают работать с изображением трехмерных фигур. Они учатся определять по рисунку длину, ширину и высоту объемной фигуры, анализировать ее структуру и состав. При этом дети учатся мысленно «видеть» объект с разных позиций: сверху, сбоку, спереди, сзади. Они знакомятся с названиями объемных геометрических фигур и учатся изображать их на бумаге. На данном этапе учащиеся развивают умение работать с аксонометрическим изображением объекта, приобретают навык конструирования объемного образа этого объекта. В будущем эти умения помогут ребенку без труда «читать» чертежи любой сложности. В дальнейшем, изготавливая модели, дети учатся мысленно представлять последовательность пространственных преобразований, планировать трудовые операции, творчески относиться к труду.

Одна из наиболее трудных задач конструирования и моделирования – построение развертки объемных изделий. Для развития конструкторского мышления важно уметь самим делать чертеж той или иной поделки. Прежде всего, необходимо найти закономерность построения изделия.

Большую роль в развитии конструкторского мышления младших школьников играет создание технических моделей. Их можно сделать из различных материалов: пластилина, глины, фанеры, жести, дерева и т.д. Наиболее простыми для них являются бумага и картон. Мы предлагаем схемы изготовления и развертки не только геометрических фигур и игрушек, также несложные модели или макеты домиков, мебели, машин, тракторов и т.д.

Для создания моделей, как и других поделок, прежде всего, необходимо выделить основные детали конструкции и общий принцип построения. Например: автомобили (грузовики) состоят из несущей рамы, кабины, кузова, колес. Прежде всего, выполняется эскиз машины, которую хотят сделать, находят конструктивные особенности, формы деталей. Кузов и кабина различных машин имеют отличия, различны по форме. Такие наиболее общие принципы необходимо найти для каждой группы или отдельной конструкции: это намного облегчит процесс моделирования. Модели могут быть сложными и упрощенными, то есть лишь обобщенно передающими внешне сходства с действительными машинами.

После выполнения работ можно предложить детям внести изменения в отделку моделей и попробовать самостоятельно разработать конструкции по собственному эскизу.

Конструирование – это творческий процесс и каждый может найти свое решение в изготовлении той или иной детали и модели в целом.

Настоящее время выпускаются конструкторы самых различных видов, изготовленные из разных материалов: металлические, пластмассовые, деревянные и т.д. Если наши дети до этого знали только склеивание и пользовались ножницами, линейкой, карандашом, то в игре «Конструктор-механик» учащиеся самостоятельно занимаются сборкой и монтажом технических моделей и макетов. При этом пользуются отверткой, гаечным ключом, закручивают винты, болты, шарниры, тем самым получают сведения о ранее неизвестных инструментах.

В каждом наборе конструктора имеется таблица деталей, рисунки или фотографии поэтапного сбора моделей, по которым можно изготовить конструкцию. Основные детали конструкторов имеют геометрическую форму, и их соединения в разных комбинациях позволяет, в основном, отображать реально существующие объекты, моделировать их структуру с точки зрения функционального назначения каждого.

Для успешного воспроизведения рисунка, схемы детям необходимо, как уже говорилось ранее, умение правильно их «читать»: мысленно переводить объемные предметы, части деталей в плоскостные и наоборот. В противном случае, дети часто допускают ошибки в начале или в середине процесса воспроизведения и обнаруживают не сами ошибки, а только их влияние на результат после завершения сборки конструкции, что приводит к необходимости ее разбирать и начитать все с начала. Вместе с тем дети могут придумывать образы, не существующие в жизни или в их опыте, и создавать конструкции «Робота», «Великана» и т.д.

Рекомендуемые нами игры, занятия, упражнения направлены на то, чтобы дети незаметно для себя выполняли логические задачи. Роль взрослого в этом процессе -поддерживать интерес детей и направлять их деятельность.

В современном обществе, когда быстрым темпом идет развитие технического прогресса, когда в Якутии на одном из первых мест стоит развитие промышленности, Вилючанский лицей им. В.Г. Акимова определил свое направление – техническое образование.

Так как детский сад и начальная школа являются фундаментом образования, наше методическое объединение учителей начальных классов и воспитателей ДОУ, проанализировав свой многолетний опыт, создали программу «Конструирование и моделирование» для дошкольного и начального образования. В течение трех лет эта программа прошла апробацию и в 2006 году утверждена улусной экспертной комиссией. Кроме того, выпущено учебное пособие по конструированию и моделированию.

Полученные в начальной школе навыки по этому курсу помогают детям в дальнейшем при изучении геометрии, черчения, технологии, начертательной геометрии в старших классах лицея.

Преемственность и партнерство нашей работы видны в разработке проектной деятельности обучающихся по различным предметам, как изготовление мебели в УПМ, проектирование одежды старшеклассницами, написание рефератов и докладов.

Введение предмета «Конструирование и моделирование» в учебный план как один из предметов стандарта общего образования второго поколения стало велением времени.

Предлагая данный материал для обучения детей, мы стремились к тому, чтобы радость развлечения постепенно перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Конструирование и моделирование.

Цели и задачи:

  1. Развивать пространственное воображение, память, мелкую моторику, речь, мышление, усидчивость, творческие способности
  2. Научить логически рассуждать, делать выводы, доказывать, развивать гибкость мышления.
  3. Развивать умение работать в двумерном пространстве, конструировать модели геометрических фигур, различных предметов, транспортных средств.
  4. Формировать умение работать с изображениями трехмерных фигур, целостного видения.
  1. Работа со строительными материалами.
  2. Работа по образцу.
  3. Аппликация из геометрических фигур.
  4. Сложи узор.
  5. Оригами.
  6. Лего.
  7. Мозаика.
  8. Развивающие игры.
1 класс
  1. Оригами.
  2. Графический диктант.
  3. Геометрическая аппликация.
  4. Головоломки со спичками.
  5. Танграм.
  6. Сложи узор.
  7. Работа по контуру.
2 класс
  1. Сложи узор.
  2. Развивающие игры:
    • Пифагор.
    • Танграм.
    • Вьетнамская игра.
    • Монгольская игра.
    • Колумбово яйцо.
    • Пентамино.
    • Сложи квадрат.
    • Сложи фигуру.
  3. Головоломки со спичками.
  4. Моделирование на плоскости.

3 класс

  1. Танграм (14 танов).
  2. Составление схем-карт.
  3. Фигуры из полосок бумаги.
  4. Работа с аксонометрическим изображением.
  5. Работа с чертежом объемной фигуры.
  6. Координатная плоскость.
4 класс
  1. Моделирование.
  2. Проекция.
  3. Координатная плоскость.
  4. Предметная модель.
  5. Конструирование из деталей металлического конструктора.