Комнатные растения        25.09.2019   

Тема урока: Повторение темы «Термодинамика». Урока: Применение первого закона термодинамики Урок физики первый закон термодинамики

План-конспект урока по теме:

« Первый закон термодинамики»

Абрамова Тамара Ивановна, учитель физики

Цели: 1. Образовательная - сформулировать 1 закон термодинамики; рассмотреть следствия, вытекающие из него.

2. Развивающая – развитие способов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение), развитие речи (владение физическими понятиями, терминами), развитие познавательного интереса учащихся.

3. Воспитательная – формирование научного мировоззрения, воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям.

Организационные формы и методы обучения:

  • Традиционные – беседа на вводном этапе урока
  • Проблемные – изучение нового учебного материала путем постановочных вопросов

Средства обучения:

  • Инновационные – компьютер, мультимедийный проектор
  • Печатные – тестовые задания

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение домашнего задания :
  • Какими способами можно изменить внутреннюю энергию системы? (за счет совершения работы, либо за счет теплообмена с окружающими телами)
  • Как находится работа газа и работа внутренних сил над газом при постоянном давлении? (А г = -А внеш= р ΔV)
  • Мука из-под жерновов выходит горячей. Хлеб из печи вынимают также горячим. Чем вызывается в каждом из этих случаев увеличение внутренней энергии муки и хлеба? (Муки- совершением работы, хлеба- за счет теплообмена)
  • В медицинской практике часто используются согревающие компрессы, грелки, а также массаж. Какие способы изменения внутренней энергии при этом используются? (теплообмен и совершение работы)
  1. Объяснение нового материала:

Вы знаете, что механическая энергия никогда не пропадает бесследно.

Разогревается кусок свинца под ударами молотка, нагревается холодная чайная ложка, опущенная в горячий чай.

На основании наблюдений и обобщений опытных фактов был сформулирован закон сохранения энергии.

Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии неизменно, она только переходит из одной формы в другую.

Закон был открыт в середине ХIX века немецким ученым Р. Майером, английским ученым Д.Джоулем. Точную формулировку закона дал немецкий ученый Г.Гельмгольц.

Мы рассматривали процессы, в которых внутренняя энергия системы изменялась либо за счет работы, либо за счет теплообмена с окружающими телами (слайд 1)

А как изменяется внутренняя энергия системы в общем случае? (слайд 2)

I закон термодинамики формулируется именно для общего случая:

ΔU = Aвнеш + Q

А газа = - А внеш,

Q = ΔU + Aг

Следствия:

  1. Система изолирована (А= О, Q=0)

Тогда Δu = u2-u1=0, или u1=u2 - Внутренняя энергия изолированной системы остается неизменной

  1. Невозможность создания вечного двигателя – устройства, способного совершать работу без затрат топлива .

Q = ΔU + Aг, Q=0,

Аг= - ΔU. Исчерпав запас энергии двигатель перестанет работать.

  1. Закрепление

(работа с навигатором – вывод обобщается)

Решение задачи 1

Проверка ответа (слайд 3)

Решение задачи 2

Проверка ответа (слайд 4)

  1. Заключение (слайд 5)
  2. Рефлексия

(Кому понравился урок – поднимаем руки с жестом «палец вверх», (слайд 6), кому не понравился- поднимаем руки с жестом «палец вниз» (слайд 7)

  1. Домашнее задание : п. 78, упр. 15 (2,6)

Навигатор

По теме: « I Закон термодинамики».

Закон сохранения и превращения энергии, распространенный на тепловые явления.

Изменения внутренней энергии:

ПРОБЛЕМА:

Как изменяется внутренняя энергия в общем случае?

ΔU = А внеш + Q

Вывод:

  1. Изменение внутренней энергии системы при переходе системы из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе.
  2. Аг= - А внеш

Цели урока:

    углубить знания об изопроцессах, отработать навыки решения задач по данной теме, развивать коммуникативные умения, навыки, учить самооценке.

Ход урока

Подготовка к работе в группах.

Работа с классом (устно).

Что называется внутренней энергией?

Как можно изменить внутреннюю энергию газа?

Как определить количество теплоты, необходимое для нагревания тела?

Написать уравнение теплового баланса для трех тел.

Когда количество теплоты отрицательно?

Как определить работу газа при расширении?

Чем отличается работа газа от работы внешних сил?

Сформулировать первый закон термодинамики для работы внешних сил.

Сформулировать первый закон термодинамики для работы газа.

Применение первого закона термодинамики к изохорному процессу.

Применение первого закона термодинамики к изобарному процессу.

Применение первого закона термодинамики к изотермическому процессу.

Какой процесс называется адиабатным?

Применение первого закона термодинамики к адиабатному процессу.

Работа в группах.

Каждая группа получает лист, на котором указаны теоретические задания и задачи. Теоретическая часть содержит пять вопросов. Группа берет для подготовки к ответу вопрос, соответствующий ее номеру. В практической части содержится десять задач по две на каждую из указанных тем в теории. Задачи расположены беспорядочно. Это означает, что учащиеся должны сначала найти задачи, соответствующие их теоретическому вопросу, затем решить. Дополнительные данные для решения задач берутся из справочников.

После окончания работы групп вызываются по два ученика по очереди от каждой группы: один отвечает теорию, другой пишет краткое условие одной задачи на доске. (Другая задача этой группы может быть проверена выборочно на этом же уроке или на следующем.) Отвечать теорию и объяснять задачи должны уметь все члены группы; поощряется использование дополнительного материала в теоретической части.

Задачи в тетрадях пишут все ученики.

Четкая организация работы приводит к активной деятельности всех ребят. Координаторы групп в конце урока сдают листы, на которых отмечают вклад членов группы в ее работу.

Деятельность групп и отдельных учеников окончательно оценивает учитель.

Образец листа.

Теоретическая часть

1. Изохорный процесс.

2. Изотермический процесс.

3. Изобарный процесс.

4. Адиабатный процесс.

5. Теплообмен в замкнутой системе.

Практическая часть

1. В цилиндре под поршнем находится 1.25 кг воздуха. Для его нагревания на 40С при постоянном давлении было затрачено 5 кДж теплоты. Определите изменение внутренней энергии газа.

2. 0,02 кг углекислого газа нагревают при постоянном объеме. Определите изменение внутренней энергии газа при нагревании от 200С до 1080С (с = 655 Дж/(кг К)).

3. В теплоизолированном цилиндре с поршнем находится азот массой 0,3 кг при температуре 200С. Азот, расширяясь, совершает работу 6705 Дж. Определите изменение внутренней энергии азота и его температуру после расширения (с = 745 Дж/(кг К)).

4. Газу сообщают количество теплоты, в результате чего он изотермически расширяется от объема 2 л до объема 12 л. Начальное давление равно 1,2 106 Па. Определите работу, совершенную газом.

5. В стеклянную колбу массой 50 г, где находилось 185 г воды при 200С, вылили некоторое количество ртути при 1000С, и температура воды в колбе повысилась до 220С. Определите массу ртути.

6. 1,43 кг воздуха занимают при 00С объем 0,5м3. Воздуху сообщили некоторое количество теплоты и он изобарно расширился до объема 0,55м3. Найти совершенную работу, количество поглощенного тепла, изменения температуры и внутренней энергии воздуха.

7. В цилиндре под поршнем находится 1,5 кг кислорода. Поршень неподвижен. Какое количество теплоты необходимо сообщить газу, чтобы его температура повысилась на 80С? Чему равно изменение внутренней энергии? (сv= 675 Дж/(кг К))

8. В цилиндре под поршнем находится 1,6 кг кислорода при температуре 170С и давлении 4·105 Па. Газ совершил работу при изотермическом расширении 20Дж. Какое количество теплоты сообщено газу? Чему равно изменение внутренней энергии газа? Каков был первоначальный объем газа?

9. Сколько теплоты выделится при конденсации 0,2 кг водяного пара, имеющего температуру 1000С, и при охлаждении полученной из него воды до 200С?

10. Цилиндр с газом помещен в теплонепроницаемую оболочку. Как будет изменяться температура газа, если постепенно увеличивать объем цилиндра? Чему равно изменение внутренней энергии газа, если будет совершена работа над газом 6000 Дж?

Цель урока: сформулировать закон сохранения энергии, распространенный на тепловые явления, привести данные об истории открытия закона, развивать умение решения задач с использованием закона сохранения энергии для тепловых процессов.

Ход урока

Проверка домашнего задания методом выполнения самостоятельной работы

Вариант – 1

1. Что называют внутренней энергией тела?

2. Формула для вычисления работы газа.

3. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа от каких величин находится в зависимости?

4. 4. Какая физическая величина вычисляется по формуле 3Р V/2 ?

5. При постоянном давлении 105 Па объем воздуха, находящийся в квартире, увеличился на 20дм³. Газ при этом совершил работу, найти чему она равна? (2 кДж)

Вариант – 2

1. Что называется количеством теплоты?

2. Запишите формулу для расчета внутренней энергии.

3. Когда работа газа считается положительной, а в когда – отрицательной?

4. Какая физическая величина вычисляется по формуле 3 γ RT/2?

5. Какую работу

Совершают внешние силы при сжатии газа от 0,3 м³ до 0,1 м³, если давление при этом остается неизменным и равным 100 кПа? (20 кДж)

Обсуждение вопросов

1. Как вычислить количество теплоты, нужное для нагревания тел на определенную температуру?

2. Что называется удельной теплоемкостью?

3. Как вычислить количество теплоты, нужное для превращения жидкости массой m, взятой при температуре кипения, в пар?

4. Какая величина является удельной теплотой парообразования? Конденсации?

5. Какую формулу применяют для расчета количества теплоты, нужного для того, чтобы расплавить кристаллическое тело массой m, взятое при температуре плавления.

6. Какая величина является удельной теплотой плавления?

7. В каких случаях в формулах используется знак минус (–)?

Изучение нового материала

1. Историческая справка

В середине 19 века на основе работ, выполненных несколькими учеными (независимо друг от друга) был сформулирован закон сохранения энергии для тепловых процессов. Этот закон, позднее, получил название: «Первого закона термодинамики». Немецкий ученый Р. Майер выдвинул теоретические предпосылки закона. Английский физик Д. Джоуль провел его опытные обоснования и измерения. Немецкий ученый Г. Гельмгольц получил математическую формулу закона, обобщил и распространил, полученные результаты на все явления природы.

2. Формулировка 1-го закона термодинамики для случаев, если:

а) работа совершается над газом: Δ U = Q + A;

б) работу совершает газ: Δ U = Q – A;

3. Объяснение невозможности создания вечного двигателя.

Если Q = 0; то ΔU = – A или – ΔU = A. То есть двигатель перестанет работать, если будет исчерпан весь запас внутренней энергии. Первый закон термодинамики объясняет теоретическую невозможность создания вечного двигателя. Но еще до открытия этого закона многовековая практика привела ученых к выводу: нельзя совершать работу без затраты внешней энергии.

Так еще Леонардо да Винчи писал: «О, искатели постоянного двигателя, сколько пустых проектов создали вы в подобных поисках».

В 1775 году Французская академия наук заявила: « Построение вечного двигателя абсолютно невозможно», – и перестала рассматривать любые проекты вечных двигателей.

Закрепление изученного материала

Задача. Чему равна работа, совершенная газом, взятым в количестве 2моль, если нагревание его на 50 К происходит при V = соnst? Изменилась ли его внутренняя энергия при этом?

Решение. Aʹ= P ΔV = m К ΔT/M = γ RΔT; Aʹ = 2·8,31·50 = 831 (Дж)

ΔU = 3 m RΔT/2 M = 3γ RΔT/2 ΔU = 1246 (Дж)

Q = ΔU + Aʹ Q = 2077 (Дж)

Подведем итоги урока.

Домашнее задание: §80, упр. 15 №3, 11.




  1. Цель урока: продолжить формирование умения выполнять термодинамическое описание процессов: вычисление работы, количества теплоты, внутренней энергии и других параметров системы, развивать навыки самостоятельно мыслить, решать задачи...
  2. Цель урока: проконтролировать знания и умения учащихся, приобретенные ими при изучении данной темы. Ход урока Организационный момент. Выполнение контрольной работы. Вариант – 1 (уровень –...
  3. Цель урока: сформировать представление о внутренней энергии тела как функции состояния тела, установить зависимость внутренней энергии идеального газа от макроскопических параметров, продолжить формирование умения применять...
  4. Цель урока: вывести формулу для определения работы расширяющегося газа при постоянном давлении, познакомить учащихся с геометрической интерпретацией работы для изобарного процесса и в случае, когда...
  5. Цель урока: продолжить изучение 1-го закона термодинамики, рассмотреть изопроцессы с новой, энергетической точки зрения, дать понятие об адиабатическом процессе, познакомить учащихся с алгоритмом решения задач...
  6. Цель урока: установить зависимость между двумя термодинамическими параметрами при неизменном значении третьего, формировать умение объяснять законы с молекулярной точки зрения, научится изображать графики изопроцессов. Ход...
  7. Цель урока: выяснить условия работы тепловых двигателей, обосновать невозможность создания вечного двигателя второго рода, сформировать понятие об идеальной тепловой машине Карно, формировать умение рассчитывать КПД...
  8. Люди учатся у животных Индия, в которой родился Киплинг, была английской колонией. И маленький Редьярд чувствовал себя бабу, властелином двух миров – мира белых господ...
  9. Цель урока: ознакомить учащихся со вторым законом термодинамики, устанавливающим реально возможное направление протекания процессов в макроскопических системах, объяснить факт необратимости процессов в природе на основе...

Автономное учреждение

профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Кузмауль Мария Сергеевна, преподаватель физики

Тема урока: Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

Цель : ввести первый закон термодинамики как закон сохранения энергии термодинамической системы, раскрыть его физическое содержание при рассмотрении изопроцессов, сформировать умения использовать первый закон термодинамики для описания газовых процессов.

Задачи:

образовательные: изучить первый закон термодинамики как закон сохранения энергии термодинамической системы, раскрыть его физическое содержание при рассмотрении конкретных процессов, ввести понятие об изотермическом, изобарном, изохорном, адиабатном процессе, сформировать умения использовать первый закон термодинамики для описания газовых процессов.

развивающие: развить навыки применения первого закона термодинамики при решении задач, научить составлять алгоритм решения задач, развить познавательного интерес.

воспитывающие: воспитывать мировоззрение учащихся на основе метода научного познания природы.

Оборудование к уроку : мультимедийный проектор, экран, таблица, пробирка с пробкой, термометр, вода, лист бумаги, таблица "удельная теплоемкость различных веществ".

Тип урока: комбинированный

Методы ведения урока: письменный опрос, беседа, метод алгоритмизации, использование ИКТ.

План урока.

Этапы урока

Время, мин.

Приёмы и методы

1. Организационный момент

2. Проверка знаний

Письменный опрос, практическая работа.

3. Изучение новой темы

Рассказ, демонстрации, записи в тетрадях, диалог

4. Закрепление материала (Решение задач)

Решение задач, ответы на вопросы

5. Рефлексия

Ответы на вопросы

6. Домашнее задание с комментариями

Ход урока

    Организационный момент урока.

Здравствуйте, сегодня мы продолжаем изучение главы «Основы термодинамики». Для начала повторим изученный материал прошлого урока, затем перейдём к изучению нового материала.

2. Проверка знаний по темам: "Кристаллические и аморфные тела. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии":

I . Провести письменный опрос на 2 варианта:

1 вариант

2 вариант

1. Что такое кристаллические тела?

1. Что такое аморфные тела?

2. Перечислите свойства кристаллических тел.

2. Перечислите свойства аморфных тел.

3. На доске приведен список различных тел: эбонит, жемчуг, пластмасса, алмаз, соль, стекло, каучук, графит, полиэтилен, янтарь, сода.

выбрать из списка аморфные тела

Ответ: эбонит, пластмасса, стекло, каучук, полиэтилен.

выбрать из списка кристаллические тела

Ответ: алмаз, соль, жемчуг, сода, графит

4. Общее задание (для всех вариантов) - объяснить на основе проведенного опыта наблюдаемые явления:

«Изменение внутренней энергии тела»

Опыт № 1. Приборы и материалы: 1) пробирка химическая, закрытая пробкой; 2) термометр; 3) цилиндр измерительный с носиком 100 мм с холодной водой; 4) лист бумаги; 5) таблица «Удельная теплоемкость веществ».

Порядок выполнения работы

    Налейте в пробирку немного воды (8-10 г) и измерьте ее температуру.

    Закройте пробирку пробкой и заверните в бумагу. Энергично встряхивайте воду в пробирке в течение 30-40 с.

    Откройте пробирку и снова измерьте температуру воды.

    Вычислите изменение внутренней энергии воды.

    Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.

    Ответьте на вопросы:

Как изменялась внутренняя энергия воды во время опыта?

Каким способом вы изменяли внутреннюю энергию воды в опыте?

Зачем пробирку с водой необходимо было заворачивать в бумагу во время опыта?

Что можно сказать о зависимости изменения внутренней энергии тела от совершенной работы?

Опыт №2. Потрите ладони друг об друга. Что вы чувствуете? Почему ладони греются? (учащиеся объясняют, что внутренняя энергия изменяется за счёт совершения работы).

3. Изучение нового материала.

1). Повторить материал о внутренней энергии, способах изменения внутренней энергии и формулы расчета количества теплоты. Систематизировать материал темы в виде схемы, ответив на вопросы:

    Что называем внутренней энергий?

    Какими способами можно изменить внутреннюю энергию?

    Что называется работой?

    Что называем количеством теплоты?

    Назовите процессы, сопровождающиеся выделением и поглощением тепла.

2). Изучение новой темы

Устная информация:

К середине XIX в. многочисленные опыты доказали, что механическая энергия никогда не пропадает бесследно. Падает, например, молот на кусок свинца, и свинец нагревается вполне определенным образом. Силы трения тормозя тела, которые при этом разогреваются

На основании множества подобных наблюдений и обобщения опытных фактов был сформулирован закон сохранения энергии:

Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии неизменно, она только переходит из одной формы в другую.

Закон сохранения энергии управляет всеми явлениями природы и связывает их воедино. Он всегда выполняется абсолютно точно, неизвестно ни одного случая, когда бы этот великий закон не выполнялся.

Этот закон был открыт в середине XIX в. немецким ученым, врачом по образованию Р. Майером (1814-1878), английским ученым Д. Джоулем (1818-1889) и получил наиболее точную формулировку в трудах немецкого ученого Г. Гельмгольца (1821 - 1894).

Закон сохранения и превращения энергии, распространенный на тепловые явления, носит название первого закона термодинамики.

В термодинамике рассматриваются тела, положение центра тяжести которых практически не меняется. Механическая энергия таких тел остается постоянной, изменяться может лишь внутренняя энергия каждого тела.

Под запись:

Изменение внутренней энергии системы при переходе ее из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе:

U = A + Q .

Часто вместо работы А внешних тел над системой рассматривают работу А" системы над внешними телами. Учитывая, что А"=-А, первый закон термодинамики можно записать так:

Q =∆ U + A

Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение ее внутренней энергии и на совершение системой работы над внешними телами .

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРВОГО ЗАКОНА ТЕРМОДИНАМИКИ К РАЗЛИЧНЫМ ПРОЦЕССАМ

Учащиеся записывают в виде таблицы полученную информацию от преподавателя.

(Комментарий: форма таблицы роздана на парты заранее, преподаватель работает с доской.).

Q=∆U+A′

или

∆U=A+Q

Смотреть формулировку 1 закона термодинамики.

Адиабатный

Q = const

U = A

Изменение внутренней энергии происходит только за счет совершения работы

С помощью первого закона термодинамики можно делать важные заключения о характере протекающих процессов. Рассмотрим различные процессы, при которых одна из физических величин остается неизменной (изопроцессы). Пусть система представляет собой идеальный газ. Это самый простой случай.

Изотермический процесс.

При изотермическом процессе (Т= const ) внутренняя энергия идеального газа не меняется. Согласно формуле все переданное газу количество теплоты идет на совершение работы: Q = A " .

Если газ получает теплоту ( Q >0), то он совершает положительную работу (А">0). Если, напротив, газ отдает теплоту окружающей среде (термостату), то Q <0 и А"<0. Работа же внешних сил над газом в последнем случае положительна.

Изохорный процесс.

При изохорном процессе объем газа не меняется, и поэтому работа газа равна нулю. Изменение внутренней энергии равно количеству переданной плоты: U = Q .

Если газ нагревается, то Q >0 и U >0, его внутренняя энергия, увеличивается. При охлаждении газа Q <0 и U = U 2 - U l <0, изменение внутренней энергии отрицательно и внутренняя энергия газа уменьшается.

Изобарный процесс.

При изобарном процессе (P = const ) передаваемое газу количество теплоты идет на изменение его внутренней энергии и на совершение им работы при постоянном давлении.

Q =∆ U + A

Адиабатный процесс.

Рассмотрим теперь процесс, протекающий в системе, которая не обменивается теплотой с окружающими телами.

Процесс в теплоизолированной системе называют адиабатным.

При адиабатном процессе Q =0 и согласно уравнению изменение внутренней энергии происходит только за счет совершения работы:

U = A .

Конечно, нельзя окружить систему оболочкой, абсолютно не допускающей теплопередачу. Но в ряде случаев можно считать реальные процессы очень близкими к адиабатным. Для этого они должны протекать достаточно быстро, так, чтобы за время процесса не произошло заметного теплообмена между системой и окружающими телами.

4. Закрепление (Решение задач).

Рассмотрим различные примеры задач на использование и применение первого закона термодинамики

В закрытом баллоне находится газ. При охлаждении его внутренняя энергия уменьшилась на 500 кДж. Какое количество теплоты отдал газ? Совершил ли он работу?

Дано: ΔU = -500 Дж;

Найти: Q - ? А - ?

V = const - изохорный процесс

1) ∆U=Q - 1 закон термодинамики для нашего условия.

Q = -500 Дж

2) Т. к. объём не меняется: А = Р ΔV → А = 0 - газ работу не совершает.

Ответ: Q = -500 Дж; А = 0

знак «-» показывает, что газ выделяет количество теплоты

Задача-вопрос (качественный)

В сосуд, на дне которого была вода, накачали воздух. Когда открыли кран и сжатый воздух вырвался наружу, сосуд заполнился водяным туманом. Почему это произошло?

Если открыть кран, то воздух начнет расширяться и выходить наружу. Данный процесс происходит очень быстро и его можно рассматривать как адиабатное расширение. А при адиабатном расширении согласно первому закону термодинамики внутренняя энергия газа уменьшается а значит и температура уменьшается. При понижении температуры пар в сосуде становится насыщенным и происходит конденсация

Чте ние условия, анализ задачи (использование общих закономерностей) и решение.

Вспомнить что такое конденсация, насыщенный пар.

Графический

Идеальный газ переходит из состояния 1 в состояние 4 так, как показано на рисунке. Вычислите работу, совершаемую газом.

Вся работа, совершенная газом равна сумме работ на отдельных участках.

Для определения работы на каждом участке графика определяем:

какой параметр постоянный, исходя из этого определяем запись 1 закона термодинамики к данному процессу

На основе рассмотренных примеров решения задач учащиеся пытаются составить общий алгоритм решения задач. Затем преподаватель включается в деятельность и совместно с учащимися вносит корректировки в составление алгоритма.

Общий алгоритм решения задач по термодинамике

1. Внимательно прочитать условие задачи, определить тип задачи;

2. Записать краткое условие задачи;

3. Перевести единицы измерения в СИ (если требуется);

4. Определить параметры p,V и T, характеризующие каждое состояние газа. Записать 1 закон термодинамики для необходимого процесса, дополнительные формулы, если потребуются (для расчета внутренней энергии, работы, количества теплоты, газовые законы);

6. Провести математические преобразования и расчёты;

7. Проанализировать полученный результат и записать ответ.

5. Рефлексия

Сегодня на уроке мы изучили первый закон термодинамики, раскрыли его физическое содержание при рассмотрении изопроцессов – изотермического, изобарного, изохорного, адиабатного, научились использовать первый закон термодинамики для описания газовых процессов.

6. Домашнее задание: изучить § 78, 79, выучить конспект в тетради, выполнить упр.15 (№7,8)

Список литературы:

Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1971. - 448 с.

Усова А.В. Практикум по решению физических задач: пособие для студентов физ.-мат. ф-тов/ А.В. Усова, Н.Н. Тулькибаева. - М.: Просвещение, 2001. - 208 с.

Цель урока: изучить практическое применение первого закона термодинамики к газовым процессам.

Задачи.

образовательные:

  • показать переход от общих знаний первого закона термодинамики к конкретным газовым законам;
  • рассмотреть применение полученных знаний, при решении конкретных задач;
  • показать необходимость переноса знаний математики на другие предметы, в частности физику;

развивающие:

  • развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать вывод;
  • развивать умения осуществлять перенос знаний и умений в новой нестандартной ситуации;

воспитательные:

  • повысить интерес к физике, как к науке, объясняющей огромное количество окружающих явлений и объединяющей в себе знания множества других наук;
  • формировать коммуникативные и деловые качества при работе в малых группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

г.Ак-Довурака

Применение первого закона термодинамики к различным процессам

Урок по физике

10 класс

«Применение первого закона термодинамики к различным процессам»

учитель физики Кужугет М.Ш.

Ак-Довурак-2017

Цель урока: изучить практическое применение первого закона термодинамики к газовым процессам.

Задачи.

образовательные:

  • показать переход от общих знаний первого закона термодинамики к конкретным газовым законам;
  • рассмотреть применение полученных знаний, при решении конкретных задач;
  • показать необходимость переноса знаний математики на другие предметы, в частности физику;

развивающие:

  • развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать вывод;
  • развивать умения осуществлять перенос знаний и умений в новой нестандартной ситуации;

воспитательные:

  • повысить интерес к физике, как к науке, объясняющей огромное количество окружающих явлений и объединяющей в себе знания множества других наук;
  • формировать коммуникативные и деловые качества при работе в малых группах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

План урока

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос и изучение нового материала.

Подготовка учащихся к изучению новой темы, путем повторения предыдущей.

  • Какие изопроцессы вы знаете?
  • Какие макропараметры могут быть неизменными?
  • Определите соответствие между названием изопроцесса и соответствующим законом
  • Определите соответствие между названием изопроцесса и соответствующим графиком

Изотермический процесс

Изобарный процесс

Изохорный процесс

Давайте всё о чем мы сейчас говорили, оформим в виде таблицы, повторяя всё ещё раз для каждого процесса.

Познакомимся с ещё одним процессом, о котором раньше не говорили.

Адиабатный процесс . Процесс, совершаемый без теплообмена с окружающей средой Q = 0.

Формулировка: Изменение внутренней энергии газа происходит путём совершения работы. Давайте запишем необходимое в нужные клетки нашей таблицы и посмотрим иллюстрацию к данному закону.

  • Вопрос классу: Сформулируйте первый закон термодинамики?

(Ответ: Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии неизменно, она только переходит из одной формы в другую. Закон сохранения и превращения энергии, распространенный на тепловые явления, носит название первого закона термодинамики).

  • Что он показывает? (Ответ: от каких величин зависит изменение внутренней энергии)

Q = U + А 1

Количество теплоты, переданное системе, идёт на изменение её внутренней энергии и на совершение системой работы над внешними телами)

Теперь заполним последние строки нашей таблицы. Запишем для каждого изопроцесса 1-й закон термодинамики. Эти формулы можно не запоминать, а всегда вывести из первого закона термодинамики, если вы понимаете смысл. Мы с вами заполнили таблицу, которая содержит краткую информацию о каждом процессе, описание, формулы и формулировки. Как изменяется внутренняя энергия тела при его охлаждении?

(Ответ: U уменьшается)

2) Газ в сосуде сжали, совершив работу 30 Дж. Внутренняя энергия газа при этом увеличивается на 25 Дж. Что произошло с газом?

(Ответ: газ отдал окружающей среде Q = 5 Дж)

Идеальный газ переводят из состояния 1 в состояние 3, т.к. показано на графике. Чему равна работа, совершенная газом? (Ответ: 2P 0 V 0 )

4. Самостоятельное решение задачи

Задача: В вертикально расположенном цилиндре под поршнем находится газ при Т=323 К, занимающий объём V 1 = 190 см 3 . Масса поршня М=120 кг, его площадь S=50 см 2 . Атмосферное давление р 0 = 100 кПа. Газ нагревается на T=100 К.

А . Определите давление газа под поршнем.

Б. На сколько изменится объём, занимаемый газом, после нагревания?

В. Найдите работу газа при расширении.

Подведение итогов решения задачи и работы на уроке. Выставление оценок:

5. Домашнее задание. § 81 учебника.

  • Упражнение 15 (8, 9).
  • Выучить таблицу.

6. Рефлексия. Каждому ученику раздаётся смайлик и на нём рисуется нужная улыбка. По количеству улыбок можно ответить на вопрос: Удался ли данный урок?

Литература

  1. Мякишев Г.Я., Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика-10: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Небукин Н.Н. Сборник уровневых задач по физике. М.: Просвещение, 2006.
  3. ЕГЭ 2008. Физика. Федеральный банк экзаменнацилнных материалов. Сост. Демидова М.Ю., Нурминский И.Н. – М.: Эксмо, 2008.
  4. Цифровые образовательные ресурсы .
  5. Разработка урока учителя физики С.Н. Гуцил.